автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Иксанова, Айгуль Айратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии"

□□347244а

На правах рукописи

Иксанова Айгуль Айратовна

ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ТРАДЩИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10.01.02 — Литература народов РФ (башкирская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа-2009

1 1 ИЮН 2009

003472449

Работа выполнена на кафедре башкирской литературы и фольклора ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель -

член-корреспондент АН РБ, доктор филологических наук, профессор Баимов Роберт Нурмухаметович

Официальные оппоненты -

доктор филологических наук, профессор Сулейманов Ахмет Мухаметвалиевич

кандидат филологических наук Фатхуллин Артур Айратович

Ведущая организация

Институт истории, языка литературы УНЦ РАН РФ

Защита состоится «26» илсплЛ- 2009 года в 7с? часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Уфа, ул. З.Валиди, 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Автореферат разослан «<Ъ_» 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

АЛ.Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Каждая национальная литература, достигшая определенной степени зрелости в своем развитии, стоит перед необходимостью осмысления исторического пути, пройденного ею в течение долгих веков развития. Башкирская литература, по сравнению с литературами других народов, достаточно молода: насчитывает всего несколько десятилетий, если не принимать в расчет длительный период изустного развития словесности. И, тем не менее, постижение специфики становления современной башкирской литературы представляется неполным без обращения к предшествующим этапам, в том числе к периоду, когда вся тюркская литература составляла относительно целостное явление, когда литературные произведения, появившиеся в одном регионе, быстро становились достоянием культуры других народов. Какой бы относительно молодой ни была литература, в самой специфике построения литературных произведений, в их поэтике, особенностях сюжетно-композиционной структуры можно обнаружить следы предшествующих периодов становления и развития литературы. Именно этим и определяется актуальность диссертационного исследования.

Научная новизна работы заключается в выявлении древнетюркских компонентов в формировании современной башкирской поэзии, определении их роли в становлении современной башкирской поэзии, изучении специфики проявления поэтики древнетюркской литературы в современных условиях.

Целью настоящей работы является описание общетюркских художественных традиций в башкирской поэзии на основе анализа жанровых и стилевых особенностей произведений с начала 70-х гг. XX века и до настоящего времени.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

- выявление общих и отличительных черт жанровых форм древнетюркской и современной башкирской поэзии,

- определение роли древнетюркских жанровых форм в становлении и развитии современной башкирской поэзии, особенностей их видоизменений в процессе исторического развития;

- изучение социально-исторических путей проникновения в башкирскую поэзию традиций древнетюркской литературы;

раскрытие на основе изучения типологического своеобразия башкирской поэзии особенностей структурной поэтики, композиции;

- анализ места и функций аллитерационного стиха в современной башкирской поэзии;

- выявление статистических закономерностей современной башкирской поэзии (размер стиха, система рифм, структура строф, особенности экспериментального стихосложения и т.д.), описание характера соотношения традиций и новаторства, изменений в образной системе.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются работы известных литературоведов А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, В.Е.Хализева и др. Также были использованы исследования тюркологов И.В.Стеблевой, Х.Г.Короглы, С.Е.Малова, А.Хайитметова, А.Н.Кононова, А.А.Валитовой, М.А.Унгвицкой и т.д. Ценными оказались труды специалистов по истории литературы народов РФ, Урала и Поволжья Р.Н.Баимова, Г.Б.Хусаинова, А.И.Харисова, С.А.Галина, З.Я.Шариповой, М.Х.Идельбаева, Г.С.Кунафина, М.Х.Бакирова, Х.У.Усманова и др.

Объектом исследования явились произведения современной башкирской поэзии от начала 70-х гг. XX века вплоть до наших дней. Основное внимание при этом было обращено на произведения таких мастеров художественного слова, как М. Карим, Р. Гарипов, Р. Бикбаев, Р. Назаров, М. Хибат, К. Аралбай, М. Ямалетдинов, Ф. Тугызбаева, Т. Ганиева и др. Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа жанровых, стилевых и других особенностей поэтических текстов привлекались также произведения древнетюркской литературы, памятники орхоно-енисейской письменности, «Дивану лугат ат-турк» Махмуда Кашгари, «Кутадгу Билиг» Юсуфа Баласагунлы1.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Антология башкирской литературы. Т. 1. ХШ-ХУШ вв. - Уфа: Башк. Изд-во "Китап", 1999. - С. 13-20.

1. Влияние поэтики древнетюркской литературы на становление современной башкирской поэзии.

2. Функции аллитерации и влияние традиционных жанровых форм на развитие современных башкирских стихотворений.

3. Проблемы соотношения традиций и новаторства в современной башкирской литературе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в привлечении множества новых источников из истории литературы прошлого и современности. Впервые в башкирском литературоведении характерные особенности структурной поэтики рассматриваются с точки зрения влияния традиций глубинных пластов древнетюркской литературы, благодаря чему точнее и глубже определяются место и роль традиций и новаторства в творчестве современных башкирских поэтов.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов современной башкирской литературы, проведении спецкурсов и спецсеминаров, в практике преподавания в высших, средних и специальных учебных заведениях

Апробация результатов исследования состоялась на заседаниях кафедры башкирской литературы и фольклора БашГУ, международных (Уфа, 2006, 2007), всероссийских (Уфа, 2007), республиканских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях (Уфа, 2005, 2006, 2007). По теме диссертации опубликовано 11 статей.

Структура диссертации обусловлена ее основной целью и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновываются актуальность и новизна диссертационного исследования, дается краткий обзор литературы по теме исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Современная башкирская поэзия и традиции древнетюркской поэзии» посвящена анализу традиций древнетюркской литературы в современной башкирской поэзии.

Исследуются место и функции жанровых форм в системе поэтических форм современной башкирской поэзии.

Во второй главе «Поэтическая структура современной башкирской поэзии. Явление аллитерации» рассматриваются произведения современной башкирской литературы, основанные на традиционных поэтических формах, исследуются функции аллитерации, влияние традиционных жанровых форм на развитие современной башкирской поэзии.

В третьей главе «Традиции и новаторство в современной башкирской поэзии» основное внимание уделяется проблемам новаторства в использовании традиционных жанровых форм, специфике обращения поэтов к приемам древнетюркской поэзии.

В заключении подводятся итоги исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.

Первая глава - «Современная башкирская поэзия и традиции древнетюркской поэзии» - посвящена выявлению традиционных мотивов, сюжетов, стихотворных форм, приемов построения стиха в современной башкирской поэзии.

О влиянии поэтики древнетюркской литературы на становление современной башкирской поэзии написано много работ. Однако специфика этого влияния на становление и развитие башкирской поэзии изучена недостаточно. Корни взаимодействия башкирской литературы с древнетюркской уходят в глубь веков. Свидетельствами древних связей башкирских племен с древнетюркскими являются в первую очередь географические названия, оставшиеся от прошлых эпох: Ашкадар, Авдон и др.

Заслуживает внимания в данном случае точка зрения профессора Р.Н. Баимова, указывающего, что корни башкирской литературы нельзя искать исключительно на национальной почве, что башкирская литература тесно связана и происхождением, и

тенденциями развития, не только с миром тюркоязычной литературы, но и с иранской, а через нее- и с индийской литературой2. Сходную точку зрения высказывают 3. Нургалин и С. Галин. 3. Нургалин отмечает, в частности, что истоки башкирской литературы надо искать не только в специфике жанровой системы, но в самой духовной культуре народа.

Эти и другие высказывания ведущих башкирских литературоведов заставляют иначе взглянуть на памятники башкирской словесности, дают возможность выявить в них такие особенности, которые вплоть до недавнего времени не привлекали внимания исследователей. Так, анализ структуры стиха башкирского народного эпоса «Урал-батыр» показывает широкое использование аллитерации для создания ритмического рисунка произведения:

Кумэк кыззын эсендэ,/ Буз таштар?ьщ янында/ Бертек яткан ынйылай,/ Куктэ балкып йэмлэнгэн/ Йондо??ар?ын айындай;/ Ьылыу?ар?ын битендэ/ Айырым торган минендэй,/ ТипИэн, тугай уланен/ Йэмлэп торган гелендай -/ Ьылыу?ар5ын Иылыуы4.

Стих построен на основе 7-сложной строки, стандартной для эпоса. Особенность именно данного отрывка заключается в том, что здесь мы наблюдаем характерную для древнетюркской поэзии аллитерацию звуков «К» и «И». Отчасти этот прием можно наблюдать в поэзии и ряда современных башкирских поэтов.

Широкое использование литературных форм, заимствованных из восточных, а позднее и западных литератур, не могло бы, по мнению Р.Н. Баимова5, иметь место в башкирской литературе, если бы в недрах самой башкирской словесности не были выработаны в процессе эволюции те литературные формы,

2 Баимов Р.Н. Древняя башкирская литература // Башкортостан. - 2005. - 7

декабря.

3 Нургалин 3. Ренессанс башкирской литературы // Башкортостан. - 2005. -22 декабрь; Галин С. Истоки тюркских литератур // Агидель, 1988,- № 8. -С. 88-102.

4 Башкирское народное творчество. Эпос. Книга 3. - Уфа: Башкирское кн. Изд-во, 1981.-С. 101.

5 Баимов Р.Н. Древняя башкирская литература // Башкортостан. - 2005. - 7 декабря.

которые мы можем наблюдать при изучении творчества как современных, так и, в особенности, древних произведений.

Особенно наглядно это проявляется при изучении специфики жанра. Практически все жанровые формы характеризуются изменениями под влиянием национальной культурно-исторической специфики, нагляднее всего это проявляется в древнетюркских жанровых формах на протяжении веков их использования в башкирской словесности. Так, можно отметить, что практически все жанровые разновидности приобрели характерные черты собственно тюркских, башкирских, так что иногда жанровое обозначение того или иного произведения говорит скорее о форме, нежели о содержании произведения. Несомненно, что жанр как литературная форма не может не меняться с течением времени, тем более, если он становится достоянием других литератур. Здесь следует отметить работы таких исследователей, как Г. Хусаинов, А. Вильданов, Г. Кунафин, И. Валитов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы формирования, развития и становления системы жанров в башкирской литературе в историческом аспекте. Как отмечает Г.Б. Хусаинов, при сохранении поэтической структуры, композиционных особенностей, системы рифм ритмико-интонационная структура произведения испытывает значительные изменения под воздействием языка-приемника, а следовательно, и культуры, и истории, и мировидения того народа, который эти жанровые формы использует6. Следует при этом отметить, что эта проблема в башкирском литературоведении недостаточно исследована.

Изучению проблемы развития жанра в современной башкирской литературе посвящены работы Р. Баимова «Судьба жанра», «Восточная литература», «Великие лики и литературные памятники Востока»7, в которых он прослеживает влияние

6 Хусаинов Г.Б. Голоса веков. Очерки по истории, теории и исторической поэтике башкирской литературы. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1984. -304с.

7 Баимов Р.Н. Судьба жанра. Литературоведческая монография. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320с; Его же. Восточная литература. Материалы по истории индийской, иранской, арабской литератур с древнейших времен до середины XVII века. - Уфа, 1999. -

литератур Востока на становление жанровых форм башкирской словесности.

Как известно, понятие «литература» в древности и понятие «художественная литература» в наши дни имеют совершенно разное значение. Более того, можно говорить о принципиальном несовпадении понимания места и роли литературы в жизни общества в разные эпохи. Соответственно, и жанр, как литературная форма, несмотря на внешнее сходство, приобретает в различные эпохи развития литературы и, шире, словесности особые черты и свойства. При переносе же из одной культурно-исторической среды в другую изменения в системе жанров оказываются еще более значительными. Г. Хусаинов отмечает, что при этом образуются синтетические жанровые формы, сочетающие в себе черты как исходных, так и включенных форм из местного фольклорного, литературного материала8. Таким образом, можно отметить, что одни жанры сохранили свои отличительные черты, другие были творчески переработаны, третьи значительно изменились под воздействием местных условий.

В средние века в тюркоязычной литературе значительное распространение получил жанр дастан («Мухаббет-наме» Хорезми, «Хосров и Ширин» Кутуба, «Гулистан-бит-тюрки» С. Сараи и др.). В основе сюжета обычно лежит героико-романтическая или любовная история. Сам жанр уже в ту далекую эпоху обладал характерными признаками, стилевыми особенностями, четкой композиционной структурой, набором языковых средств достижения художественной выразительности.

Дастаны конца XX века уже характеризуются достаточно специфичными особенностями, которые дают возможность наблюдать характер изменений, произошедших с этим жанром. С одной стороны, мы видим сохранение традиционного романтического сюжета и традиционных приемов создания художественной образности, с другой же - сама поэтика,

166с.; Его же. Великие лики и литературные памятники Востока. - Уфа: Гилем, 2005.-496с.

8 Хусаинов Г.Б. Голоса веков. Очерки по истории, теории и исторической поэтике башкирской литературы. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1984. - С. 228.

используемая авторами, значительно обогащается, благодаря употреблению местных, свойственных собственно башкирской культуре приемов. Например, дастан «Раскрытые тайны» Т.Карамышевой основан на эпосе «Урал-батыр»: использованы отдельные сюжеты, мотивы, мифологические образы, которые служат не только более образному выражению замысла автора, но и подчеркивают непреходящее значение народного эпоса для жизни народа, его будущего.

Определение жанра того или иного произведения как «дастан» достаточно часто встречается в печати. Однако, как заметил Р. Баимов, сами авторы часто определяют жанровую природу своего произведения, не задумываясь над вопросом, насколько это соответствует действительности. «У нас нет популярного, понятного изложения основных положений теории литературы, проблем творческого мастерства, природы жанра, стиля»9. А это требует в свою очередь более тщательного изучения жанровой природы произведений современных авторов.

Большая часть современных башкирских стихов основывается на народно-песенной традиции, что можно видеть на примере широкого использования четырехстиший, которые восходят к народной песне, частушке:

Агизелдэ кэмэ килэ,/ КэмэИе бар, э?е юк./ Хаты килэ, Иу?е килэ,/ Ьейлэшергэ узе юк10.

Приведенный пример из народной поэзии основан на семантическом параллелизме: первые две строки выполняют функцию экспозиции - картина природы, - с которой сравнивается судьба человека.

Эта традиция широко используется и в современной башкирской поэзии:

Яр?а бэргелэнгэн балык -/ УрИэлвнган минеи йэнем./ Бар булмышы - тулкындарза,/ Ер?э - газапланган йэне11.

Наблюдения показывают, что наиболее характерным свойством четырехстрочных стихов являлся изосиллабизм,

9 Баимов Р.Н. Творческие почерки. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1977. - С. 24-25.

10 Башкирское народное творчество. Песни. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. -

С. 148.

11 Ильясова Ю. Стихи. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1998. - С. 68.

несомненно, связанный с сингармонической структурой тюркских языков. Характерной формой рифмовки является порядок: абвб, аббв, абаа и др.

В современной башкирской поэзии четырехстрочный стих получил широкое распространение, что связано с устойчивостью этого типа стиха, его ритмико-интонационной структуры, которая допускает значительные вариации в рифмовке, в количестве слогов в строке. Традиции этого типа стиха широко представлены в народной поэзии, поскольку она выступает в данном случае прямой наследницей древнетторкской культуры словесного творчества.

В современной башкирской поэзии можно наблюдать возрождение такого древнего жанра, как масневи, широко распространенного в начале XX века. Основанный на парной рифме, масневи в переводе с арабского означает «сдвоенный». Этот тип строфы создает особый ритмический строй стиха.

Мин мон^а эйлэнеп беттем дэ югалдым,/ Юл алдым гэлэмгэ, гэлэмгэ юл алдым./ Ике йэн на?ынан бер мондо яралттык,/ Ер бе??е яратты, бе? ер?е яраттык12.

Характерной особенностью употребления жанра масневи в современной башкирской поэзии является присутствие в нем внутренних рифм, аллитерации, анафорических повторов.

В целом можно отметить, что попытка определения жанровой природы стихотворных произведений имеет известные трудности, связанные как с недостаточной исследованностью вопроса, так и с объективными препятствиями. И тем не менее можно сказать, что древнепоркские традиции продолжают развиваться в творчестве современных башкирских поэтов в самых разных направлениях: и возрождением древних поэтических форм при наполнении их новым содержанием, и расширением жанровых границ, которые, никогда не были жестко структурированы.

Во второй главе - «Поэтическая структура современной башкирской поэзии. Явление аллитерации» - дается анализ аллитерации как одной из наиболее характерных черт современного башкирского стихосложения.

12 Антология башкирской поэзии. С древнейших времен до конца XX века. -Уфа: Башк.кн. изд-во, 2001. - С. 875.

11

В отличие от предшествующих десятилетий развития башкирского литературоведения, когда основное внимание уделялось идейно-тематическому аспекту изучения поэтических текстов, сейчас внимание исследователей современности смещается в сторону изучения самой структуры поэтического текста, выявления системных факторов, определяющих существование в качестве художественного произведения. Значительную роль в этом процессе играет обращение к прошлому опыту и традициям древнетюркских литератур, поскольку сравнительно-сопоставительное изучение дает возможность многое прояснить не только для определения природы жанра, но и самой поэтической техники, исследуемой поэтами. Это дает возможность четко и довольно однозначно выделить не только общие, свойственные всем национальным литературам, черты, но и специфические особенности, определяющие поэтический строй той или иной национальной литературы. Особый вклад в развитие башкирского литературоведения в этом направлении внесли работы Г. Хусаинова, Р. Баимова13 и др.

Башкирский стих как представитель древнетюркской поэзии был основан на аллитерационном принципе. Аллитерация, как ее определяет Литературный энциклопедический словарь14, представляет собой стих, в котором каждая строка начинается с одной и той же согласной.

Г. Хусаинов отмечает, что аллитерация представляет собой чередование согласных для достижения определенного эмоционально-психологического, художественного эффекта15.

13Хусаинов Г.Б. Башкирский стих. - Уфа: Гилем, 2003. - 480 е.; Его же. Поэтика башкирской литературы. Часть 1. Теоретическая поэтика. - Уфа: Гилем, 2006. - 403 с. Баимов Р.Н. Аллитерационный стих. Знаем ли мы свои корни? // Агидель, 2005, № 3. - С. 104-115; Его же. История башкирской литературы и ее источники // Агидель, № 3. - С. 125-148.

14 Литературный энциклопедический словарь. - М.:- Советская

энциклопедия, 1987. - С. 5.

15 Хусаинов Г.Б. Башкирский стих. Поэтический словарь. - Уфа: Гилем, 2003.-С. 319

Тын гына, тып-тымык бер тен ине,/ Щишмэкэй шылтыр-шылтыр- шылтыр и не.../ Йыракган гелдер-гелдер арба килэ,/ Ул да тынпьгкхы "куйыртыр есен генэ16.

Тишина, таинственность ночи передаются здесь чередованием звуков Т и Ш, которые, кроме всего прочего, задают и ритм стиха.

И.В. Стеблева предположила, что древнетюркская поэзия, по всей видимости, носила аллитерационный характер, связанный со структурой тюркских языков17. Действительно, если принять во внимание, что тюркские языки характеризуются в массе своей сингармонизмом, агглютинацией, относительной жесткостью синтаксических конструкций, данный вывод представляется правомерным и необходимым. Тем более что, как показывают исследования лингвистов, сингармонизм определяется не только вокализмом, но и консонантизмом тюркских языков. Аллитерация же строится на использовании консонантных чередований.

Эту характерную черту тюркского стиха можно видеть уже на примере памятников древнетюркской литературы.

Иним Култегин/ кэргэк болты/, Узум сакынтым./ Керур кезум/ курмэз тэг,/ Билир билигим/ билмэз тэг болты,/ Озум сакынтым.

То есть: Энем Култэгин улек булды,/ У?ем Ьагындым./ Курер ку?ем курмэр булды,/ Белер белегем белмар булды,/ У?ем Ьагындым .

В древнетюркской литературе значение фонетики особенно важно. Это можно видеть на примере орхоно-енисейских памятников культуры. Наряду с аллитерацией в чистом виде, значительную роль в древнетюркской поэзии играл синтаксический параллелизм, заключающийся в повторе отдельных словосочетаний или даже предложений, что создавало четкий ритм.

16 Бабич Ш. Стихи, поэма, эпиграммы. - Уфа: Башк.кн. год-во, 1985. - С. 112.

17 Стеблева И.В. Поэтика древнетюрской литератур и ее трансформация в раннеклассический период. - М.: Наука, 1976. - С. 160.

8 История башкирской литературы. В 6-ти т. Т. 1. - Уфа: Башк.кн. изд-во, 1990.-С. 41.

Бадуг^ут Шгид Ьида1у/ За1тиг Ьида1у агдас!а ЬНэаг/ ват'я Ьида Шгид ^¡п / ВНтаг аггтиэ ^¡п

То есть: Уйланым, арык бугаИы барлыгын,1 Ииме? бугаИы барлыгын белер,/ Эммэ улар?ын кай11Ы арык,/ "КайЬыЬы Ииме? икэнен эйтэ алмар19..

В данном примере можно видеть как ритм стиха задается повтором начальных согласных. При этом следует отметить, что принцип повтора, характерный для древней поэзии, связан, в том числе, и с синтаксическим строем тюркских языков, где глагол-сказуемое всегда находится в самом конце предложения, что во многом определяло и рифму. Глаголы в одной и той же форме имеют одни и те же окончания.

Вообще следует отметить, что древнетюркская поэзия во многом строилась на использовании принципа повтора, аллитерации и ассонанса. Во многом эти черты сохранились и в современной башкирской поэзии.

Ьары гына Иары кояш калка, / 1пары тамсы тама агастан, / Иары елдэр, гуйэ, бар донъяны / Ьары Ьагыш менэн ялаткан20.

Все стихотворение при этом построено на аллитерации и синтаксических повторах и рефренах.

Аллитерацию при этом не следует понимать только лишь как повтор согласных. В тюркских языках явление аллитерации намного шире. Это и повтор согласных, и слогов, и слов, и целых словосочетаний и предложений.

Йондо??ар?ын бо?мар тыныслыгын / Йерэгем дэ инде бегендэн, / Ергэ колап тешкэн йэш ай кеуек, / Йэш ай кеуек ул да бегелгэн51.

Ьэм мин ятам бына... Арыганмын. / Арыганмын юлдан, шау-шыу?ан, / Арыганмын эштэн, эшИезлектэн, / Буш тынлыктан, сая яр11ыу?ан...22

Берэугэ Ьин - нан,/ Берэугэ Иин- нам,/ Берэугэ Иин-дан,/ Берэугэ Иин- кан23.

19 Стеблева И.В. Язык тюрков VI-VIII вв. - М.: Наука, 1965.

20 Кайепова Л. Эстафета. - Уфа: Китап, 2006. - С. 49.

21 Назаров Р. Гроза: Стихи. - Уфа: Китап, 1994. - С. 210.

22 Там же.-С. 210.

При этом можно обнаружить, что аллитерация предоставляет значительные возможности для построения стиха. Продолжение стихотворения, отрывок из которого приведен выше, очень показателен в этом плане.

Нан да hviH мина,/ Нам да Иин мин а,/ Дан да Ьин мина,/ "Кан да hnH мина24.

Говоря о башкирской поэзии в целом, необходимо отметить, что аллитерация как принцип построения стиха широко распространена в наши дни. Это явление характерно для творчества всех современных поэтов. Среди аллитерационных стихов мы выделяем следующие группы:

1) построенные исключительно на аллитерации;

2) основанные на сочетании аллитерации и рифмы;

3) сочетающие аллитерацию с различными типами рифм.

Наиболее распространенным типом строфы в современной

башкирской поэзии является строфа из четырех строк, объединенных в одно целое. Сама строка при этом может иметь от 7-8 до 13 слогов и их сочетаний между собой.

Ьиркандем мин капыл калкындым: / Ьи?мад инем мин да Иалкынды; / Ьаклай алИам Иыным / Халкымдын, / hap япрактай, Иейвп ул Ьынды.'25

Довольно широко в современной поэзии используется анафорическая аллитерация:

Мин батыр ?а тугел, йэнем,/ Мин тик гашик батырлыкка./ Мин матур ?а тугел, багрем,/ Мин тик га шик матурлыкка./ Мин тапкыр ?а тугел, иркам ,1 Мин тик га шик тапкырл ыкка. ..26

Особое настроение стиху придает использование аллитерации с ассонансом:

Арзаная э?эм гумеркайе,/ Аргкан Иайын мал-дан хактары./ Алтынга ла хатта алмашмарлык/ Арылдар^ын кита

23 Гарипов Р. Алырымкош и Бирмамкуш: Избранные произведения. - Уфа: Башк.кн. изд-во, 1992. - С. 98.

24 Там же.-С. 98.

25 Антология башкирской поэзии. С древнейших времен до конца XX века. - Уфа: Башк.кн. изд-во, 2001. - С. 799.

26 Назаров Р. Гроза: Стихи. - Уфа: Китап, 1994. - С. 168.

баштары./ Асмандарга халкы о?атканда/ А"к кэфенгэ тереп ак улын,/ Анлай алмай донъя асылын,/ Алмашына Иыматс акылым27^

Несмотря на широкое распространение аллитерации, ассонанса и других приемов стихосложения, основным для современного башкирского стиха является силлабический стих, который имеет, как показывают исследования, довольно позднее происхождение и основан на рифмовании строк между собой. Становление силлабического стиха было связано с определенными изменениями в типологическом строе языка, которые привели к появлению устойчивого ударения на последнем слоге слова. Появление силлабического стиха, видимо, можно отнести уже к началу письменной эпохи, о чем свидетельствуют памятники древнетюркской письменности. Так, уже у Махмуда Кашгари и Юсуфа Баласагунлы можно видеть примеры того, как силлабический стих постепенно становится ведущим.

Адиплар ариг алкишур / Куч бир килеп аркашур / Бир-бур узэ алкашур / Изкэр мэзиб ок атар.

То есть: Алыптар алышалар, / Бер-береИенэ кес бирэлэр, / Бер-береЬен мактай?ар, / Улемдан тсуркмай, ук атышалар28.

Интересно указать при этом, что примеры, приводимые М.Кашгари в его знаменитом "Дивану лугат ат-турк",представляют собой силлабические стихи. Многие из них написаны четверостишиями, свойственными тюркской поэзии. Число слогов тоже соответствует нормам письменной и устной поэзии тюрков: они семи- или восьмисложные.

Подводя итог, следует отметить, что, хотя в современной башкирской поэзии ведущая роль принадлежит силлабике и рифме как основе построения стихотворного текста, древние формы стихосложения продолжают свое существование, выступая как средства художественной выразительности, и используются в зависимости от таланта поэта с разной степенью успешности.

27 Слово джигита: Сборник поэтических произведений. -Уфа:Китап, 1997. -

С. 97.

28 Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. - Уфа: Китап, 2003. -

С. 424.

Третья глава - «Традиции и новаторство в современной башкирской поэзии» - посвящена рассмотрению проблемы соотношения традиций и новаторства в современной башкирской литературе.

Особенность развития башкирского литературоведения на современном этапе можно, видимо, охарактеризовать повышенным вниманием не столько к социально-историческим проблемам, хотя они и важны для понимания путей развития литературы в целом и поэзии в частности, сколько усилением внимания к собственно литературным проблемам. Если в предшествующие периоды развития во главу угла ставились проблемы идейно-тематического, содержательно-композиционного анализа художественных произведений, то сейчас все чаще на первый план выходят проблемы исторической, структурной поэтики, вопросы изучения собственно приемов создания художественной образности, средств, как языковых, так и литературных, которые для этого применяются. Соответственно, и проблема соотношения традиций и новаторства приобретает несколько иной смысл.

Так, в течение первой половины XX столетия новаторство писателя проявлялось в стремлении освоить мировое художественное наследие, преимущественно западноевропейское и русское. Это мы можем видеть на примере развития башкирского романа, повести, драматургии. В области поэзии это был период освоения таких поэтических форм, как поэма. Хотя в ту же самую эпоху можно отметить появление таких произведений, которые основывались на традиционных для башкирской культуры приемах и методах. Здесь можно отметить, например, «Башкирскую свадьбу» М. Бурангулова, целый ряд стихов М. Гафури. Однако общей тенденцией было стремление воссоздать на башкирской почве опыт других литератур.

Конец XX - начало XXI века характеризуется несколько иными векторами развития, что проявляется, пожалуй, в самых разных областях башкирской литературы.

Вместе с тем, нужно отметить, что ряд тем является традиционным для башкирской литературы на протяжении довольно длительного времени.

Одна из них- тема родины, которая последовательно раскрывается, начиная с творчества поэтов-сэсэнов и вплоть до наших дней.

Ай Урал тау, Урал тау / Кемгэ Иунгы булманы? / Даны киткэн Иылыу?ай, / Кемдэн яусы килмэне? / И?еленэн Иыу эскэн, / Ут уйнатып буйында / Ьылыу кы? касжан / Ниндэй батыр буламы? / Барып кургэн Урал тау29.

Интересно отметить, что тема родины часто становится поводом для углубленных философских размышлений о судьбах страны, народа.

Шуны эйтеп удайым: / Ил тигэнден кеме кж - / Бейе лэ бар был илден, / Ире лэ бар был илден, / Ике арапа йереусе / Теле лэ бар был илден. / Кыды ла бар был илден / Нады ла бар был илден. / "Ны? алам тип тукмалган / Та?ы ла бар был илден30.

Наряду с темой родины, традиционными для башкирской литературы являются темы любви, верности долгу и др.

Следует отметить своеобразное сочетание традиций и новаторства в развитии жанров башкирской литературы, выразительных средств создания художественной образности. Наиболее интересны в этом плане последние десятилетия развития башкирской литературы. Мы наблюдаем чрезвычайное стилевое разнообразие художественных средств, с одной стороны, а с другой - возрождение множества жанров литературы, которые, казалось бы, навсегда стали достоянием истории. Это относится, пожалуй, почти что ко всем жанрам древнетюркской литературы, которые были заимствованы башкирской литературой на протяжении всей истории своего развития.

Таким образом, традиции древнетюркской литературы продолжают развитие и в современной башкирской литературе, что проявляется не только в использовании накопленного в течение веков опыта художественного осмысления, но и в развитии и переосмыслении тех приемов и средств, которые широко применялись в древнетюркской поэзии. Это касается не только

29 Антология башкирской литературы,- Т. 1. XIII-XVIII в. - Уфа: Китап, 1999.-С. 220-232.

30Там же.-С. 365.

сюжетов, тем, образной системы, развивавшихся на протяжении всей долгой истории тюркоязычной литературы, но и собственно языковых средств. Одним из примеров этого является широкое употребление в творчестве современных башкирских поэтов аллитерации, ассонанса, синтаксического параллелизма.

В заключении подводятся итоги проделанной работы и обозначаются перспективы дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

А. Публикация в научном издании, аккредитованном

ВАК

1. Иксанова, A.A. Явление аллитерации в современной башкирской поэзии / Иксанова A.A. // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 4. - С. 997-1001.

Б. Статьи

2. Иксанова, A.A. История древнетюркской литературы / Иксанова A.A. // Материалы Всероссийской научной конференции "Профессор Дж.Г.Киекбаев и проблемы современной тюркологии". - Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. - С. 326-327.

3. Иксанова, A.A. Особенности стихосложения башкирский поэзии / Иксанова A.A. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. - Уфа: БИРО, 2006.-С. 47-48.

4. Иксанова, A.A. Древнетюркские традиции в поэзии / Иксанова A.A. // Материалы международной научно-практической конференции "Россия и Башкортостан: История отношений, состояние и перспективы", посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 116117.

5. Иксанова, A.A. Древнетюркские традиции в башкирской поэзии / Иксанова A.A. // Материалы Всероссийской научной конференции "Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения". - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 321.

6. Иксанова, A.A. Явление аллитерации в "Дивани лугат ат-турк" Махмуда Кашкари / Иксанова A.A. // Материалы республиканской научно-практической конференции "Башкирская филология: достижения, актуальные проблемы". В 2-х ч. Ч. 1. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - С. 82-83.

7. Иксанова, A.A. Аллитерационный стих в современной башкирской поэзии / Иксанова A.A. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы УНЦ РАН.- Уфа: Гилем, 2007.- С. 94-95.

8. Иксанова, A.A. Рубай как одна из восточно-поэтических форм / Иксанова A.A. // Литература и языкознание, фольклористика в исследованиях XXI века: Межвузовский сборник научных статей. - Издание Сибайского института БашГУ, 2007. - С. 29-32.

9. Иксанова, A.A. Отражение фольклорных мотивов в современной поэзии / Иксанова A.A. // Материалы Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы региональной фольклористики, литературоведения и лингвистики". - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - С. 93-95.

10. Иксанова, A.A. Древнетюркские традиции в поэзии (явление аллитерации) / Иксанова A.A. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов "Актуальные проблемы современной филологии и журналистики". - Уфа: БашГУ, 2008. - С. 17-20.

11. Иксанова, A.A. Рифмы в современной башкирской поэзии / Иксанова A.A. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов "Актуальные проблемы современной филологии и журналистики". -Уфа: БашГУ, 2008. - С. 21-23.

Иксанова Айгуль Анратовна

ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 25.05.2009 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,34. Тираж 100 экз. Заказ 329.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

 

Список научной литературыИксанова, Айгуль Айратовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Байымов, Р.Н. Ижади би?эктэр / Р.Н. Байымов. - 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1977. - 352 с.

2. Баимов, Р.Н. Судьба жанра. Литературоведческая монография / Р.Н. Баимов. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.

3. Баимов, Р.Н. Восточная литература. Материалы по истории индийской, иранской, арабской литератур с древнейших времен до середины XVII века / Р.Н. Баимов. Уфа, 1999. -166 с.

4. Баимов, Р.Н. Великие лики и литературные памятники Востока / Р.Н. Баимов. Уфа: Гилем, 2005. - 496 с.

5. Баимов, Р.Н. Гармония многообразия / Р.Н. Баимов. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007. - 215 с.

6. Бартольд, В.В. Сочинения в 5 томах. Т. V / В.В. Бартольд. -М.: Наука, 1968.-760 с.

7. Башкорт халык поэзияИы. бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1954. - 408 б.

8. Башкорт э?эбиэтендэ жанрзар проблема^ / Яуаплы редакторы Г.Б.Хесэйенов. 0фе, 1973. - 331 бит.

9. Башкорт шигриэтендэ жанр?ар системаЬы: Мэкэлэлэр йыйынтыгы. ©фе, 1980. - 118 б.

10. Башкирские шежере. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. - 304 с.

11. Башкорт э?эбиэте тарихы. Алты томда. 1-се том. бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. - 608 б.

12. Башкорт э?эбиэте тарихы. Алты томда. 2-се том. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. - 543 б.

13. Башкорт эзэбиэте тарихы. Алты томда. 6-сы том. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1996. - 712 б.

14. Бертельс, Е.Э. Избранные труды: история литературы и культуры Ирана / Е.Г. Бертельс. М., 1988. - 415 с.

15. Бикбаев, Р.Т. Замандыц шигри йылъя?ма1"1ы / Р.Т. Бикбаев. -©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. 272 б.

16. Бикбаев, Р.Т. Шагир Иу?е шагир намыды / Р.Т. Бикбаев. -©фе: Китап, 1997.-5216.

17. Бикбаев, Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии / Р.Т. Бикбаев. М.: Наука, 1991.-141 с.

18. Большая советская энциклопедия. Изд. 2. Т. 41. М., 1956. -1200 с.

19. Борынгы терки Иэм татар эдэбиятыныц чыганаклары: Уку-укыту эсбабы. Тезуче Х.Госман. Казан: КДУ нэшр., 1981. - 246 б.

20. Брагинский, И. 12 миниатюр: От Рудаки до Джами / И. Брагинский. М.: "Художественная литература", 1976. - 303 с.

21. Брюсов, В. Научная поэзия. Изб.соч. в 2-х т. Т. 2 / В. Брюсов. -М., 1955.-556 с.

22. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высшая школа, Академия, 2000. - 556 с.

23. Вэлитов, \Л.¥. Ижади ур?эргэ. Э?эби-тэнкит мэкэлэлэре, ижади портреттар / Вэлитов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1986. -176 б.

24. Галин, С.0. Башкорт халкыныц ауы?-тел ижады / С.Э. Галин. ©фе: Китап, 2004. - 392 б.

25. Госман, Х.Г. Шигырь те?елеше / Х.Г. Госман. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1975. -191 б.

26. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. - 676 с.

27. Егерменсе быуат башкорт э?эбиэте. Югары укыу йорттары162есен дэреслек. Te?eycehe Иэм дейем редакторы: БР Фэндэр академияИыныц агза-корреспонденты, профессор Р.Н.Байымов. -0фе: ГУП « Уфимский полиграф комбинат», 2003. 576 б.

28. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос / В.М. Жирмунский. П., 1974. - 880 с.

29. И?елбаев, М.Х. Башкорт ауы?-тел э?эбиэте / М.Х. И?елбаев.- 0фе: БДУ, 2000. -190 б.

30. Квятковский, А. Поэтический словарь / А. Квятковский. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с.

31. Кунафин, Г.С. И песней и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX -начала XX веков / Г.С. Кунафин. Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1999. - 256 с.

32. Ларцев, В. Наука и современная советская поэзия (19571964 гг.) / В. Ларцев . Ташкент, 1965. - 212 с.

33. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 752 с.

34. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкена. М.; НПК «Интервал», 2003. -1090 с.

35. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство СПб, 1996. - 848 с.

36. Малов, С.Е. Енисейская письменность тюрков: тексты и переводы / С.Е. Малов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. -116 с.163

37. Малов, С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования / С.Е. Малов. М.-Л: Изд. АНСССР, 1951.- 452 с.

38. Нургэлин, 3.0. Аги?ел кай?ан башлана? Мэкэлэлэр / 3.0. Нургэлин. ©фе: Башкортостан "Китап" нэшриэте, 1997. - 288 б.

39. Нургэлин, 3.0. Замандар?ан замандарра. Гилми тикшеренеузэр, тэнкит мэкэлэлэре, рецензиялар, э?эби портреттар / 3.0. Нуррэлин. 0фе: "Китап", 1999. - 224 б.42. ©метбаев, М. Йэдкэр / М. ©метбаев. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 418 б.

40. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

41. Радлов, В.В. Из Сибири: страницы дневника / В.В. Радлов. -М.: Наука, 1989.-749 с.

42. Словарь литературоведческих терминов./ Ред. сост. Л.И. Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

43. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. -1600 с илл.

44. Селэймэнов, Э.М., Рэжэпов, Р.Ф. Башкорт халкыныц архаик эпосы / 0.М. Селэймэнов, Р.Ф. Рэжэпов, ©фе: -Рилем, 2000.-126 6.

45. Стеблева, И.В. Поэзия древних тюрков VI-XII веков / И.В. Стеблева. М.: Раритет, 1993. -170 с.

46. Стеблева, И.В. Поэзия тюрков VI- VIII веков / И.В. Стеблева.- М.: Наука, 1965. -148 с.

47. Стеблева, И.В. Поэтика древнетюркской литературы и её трансформация в раннеклассический период / И.В. Стеблева. -М.: Наука, 1976.-216 с.

48. Стеблева, И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке / И.В. Стеблева. М.: Наука, 1971. - 300 с.164

49. Сибэгэтов, Ф.Ш. Башкорт э?эбиэтендэ "Керьэн мотивтары сагылышы / Ф.Ш. Сибэгэтов ©фе: Рилем, 2001. - 148 б.

50. Усманов, Х.У. Древние истоки тюркского стиха. Учебное пособие / Х.У. Усманов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. -148 с.

51. Хализев, В.Е. Теория литературы. Учебник / В.Е. Хализев. -М.: Высш.школа, 2005. 405 с.

52. Хамраев, М.К. Очерки теории тюркского стиха / М.К. Хамраев. Алма-Ата: Мектеп, 1969. - 355 с.

53. Харисов, 0.И. Башкорт халкынын э?эби мирады. XVIII-XIX быуаттар / Э.И. Харисов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. - 416 б.

54. Хэбиров, 0.Х. Йэнле шишмэлэр. Ижади портреттар / Э.Х. Хэбиров. ©фе: Башкортостан "Китап" нэшриэте, 1996. - 224 б.

55. Холшевников, В. Теория стиха / В. Холшевников. Л., 1968. -559 с.

56. Хесэйенов, Р.Б. Башкорт э?эбиэтенен поэтикаИы. Беренсе кидэк. Теоретик поэтика /Р.Б. Хесэйенов. ©фе: Рилем, 2006. -403 6.

57. Хесэйенов, Р.Б. Башкорт э?эбиэтенен поэтикаИы. Икенсе кидэк. Тарихи поэтика. Психологик поэтика. Милли шигыр поэтикаИы /F.5. Хесэйенов. ©фе: Рилем, 2007. - 352 б.

58. Хесэйенов, Р.Б. Башкорт совет поэзияЬынык кайИы бер мэсьэлэлэре / F.5. Хесэйенов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1957. -180 б.

59. Хесэйенов, F.5. Башкорт халкынын рухи донъяЬы / F.5. Хесэйенов. ©фе: Китап, 2003. - 480 б.

60. Хесэйенов, Р.Б. Башкорт шигыры. Шигриэт Ьузлеге / F.5. Хесэйенов. ©фе: Рилем, 2003. - 480 б.

61. Хесэйенов, Р.Б. Быуаттар тауышы. Башкорт э?эбиэте165тарихы, теориям Ьэм тарихи поэтика буйынса очерктар / F.B. Хесэйенов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 304 б.

62. Хесэйенов, F.5. Э?эбиэт рилеме Ьу?леге / F.B. Хесэйенов. -0фе: Китап, 2006. 248 б.

63. Хесэйенов, F.5. Ижад сер?эре / F.B. Хесэйенов. 0фе: Китап, 1995.-112 6.

64. Хесэйенов, F.5. Мостай Кэрим: Шэхес. Шагир. Драматург. Прозаик / F.5. Хесэйенов. - ©фе: Башкортостан "Китап" нэшриэте, 1994. - 416 б.

65. Хесэйенов, F.5. Рауил Бикбаев. Тормошо Иэм ижады / F.B. Хесэйенов. ©фе: Китап, 2008. - 276 б.

66. Хусаинов, Г.Б. Башкирская советская поэзия: 1917-1980 / Г.Б. Хусаинов. М.: Наука, 1983. - 304 с.

67. Черкасский, М.А. Тюркский вокализм и сингармонизм. (Опыт историко-типологического исследования) / М.А. Черкасский. М.: Наука, 1965. -141 с.

68. Шэрипова, З.Я. Э?эбиэт гилеме ьэм заман / З.Я. Шэрипова. ©фе: Китап, 2001.- 320 б.

69. Щербак, A.M. Введение в сравнительное изучение тюркских языков / A.M. Щербак. М.: Наука, 1994. -192 с.

70. Юзиев, Н.Г. Традициялар янарганда / Н.Г. Юзиев. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1966. - 314 б.

71. Юзиев, Н.Г. Шигърият денъясы. Тэнкыйть мэкалэлэре / Н.Г. Юзиев. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1981. - 312 б.

72. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и совремнность. Труды Международной конференции в 3-х т. Т. 3. -М., 1997.-240 с.

73. Янбаев, И.К. Шэрек эпик традициялары h9M Р.Фэхретдиновтын "Адар" китаптары / И.К. Янбаев. ©фе: БДУ, 2005.-153 6.

74. Э?эбиэт гилеме 1пу?леге / Те?. К.Эхмэтйэнов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. - 260 б.

75. Эхмэ?иев, В.И. Быуындар бэйлэнеше (Башкорт э?эбиэте тарихы Иэм бегенге э?эби процесс хакында мэкэлэлэр) / В.И. Эхмэ?иев. 0фе: Башкортостан китап нашриэте, 1985. - 216 б.

76. Эхмэтйэнов, К.9. Э?эбиэт теорияИы / Н.Э. Эхмэтйэнов. -©фе: Нитап, 2003. 392 б.

77. Эхмэтйэнов, Н.Э. Поэтик образлылык. 2-се китап / Н.Э. Эхмэтйэнов. ©фе: Нитап, 1994. -189 б.

78. Эхмэтйэнов, Н.Э. Шигриэт иленэ сэйэхэт / Н.Э. Эхмэтйэнов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1967. - 208 б.1. Мэкэлэлэр

79. Баимов, Р.Н. Восточные корни евразийства / Р.Н. Баимов // Ядкяр. 2002. - № 4. - С. 18-25.

80. Баимов, Р.Н. Зороастризм и зороастрийская литература / Р.Н. Баимов // Ядкяр. 2001. - № 3.- С. 3-12.

81. Баимов, Р.Н. Основные этапы развития тюркоязычной (башкирской) литературы и их особенности / Р.Н. Баимов // Гармония многообразия. Сборник литературоведческих статей. -Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2007. С.3-11.

82. Баимов, Р.Н. Традиции Востока и башкирская литература XX века (Из выступления на V съезде Востоковедов) / Р.Н. Баимов // Ядкяр. 2006. - №4. - С. 5-7.

83. Баимов, Р.Н. Художественно-философская мысль башкир древности и средневековья / Р.Н. Баимов // Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения: материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 36-40.

84. Баимов, Р.Н. Из классической поэзии Востока. Омар Хайям (около 1040-1123) / Р.Н. Баимов // Вельские просторы. 2004. - № 9. - С. 96-99.

85. Байымов, Р.Н. Аллитерацион шигыр. Тамыр?арыбы?зы белэбе?ме? / Р.Н. Байымов // Аги?ел. 2005. - № 3. - Б. 104-115.

86. Байымов, Р.Н. Башкорт э?эбиэте тарихы сыганактары / Р.Н. Байымов// Башкортостан укытыусыЬы. 2007. - № 1. - Б. 29-31.

87. Байымов, Р.Н. Башкорт э?эбиэте тарихы Иэм унын боронго сыганактары / Р.Н. Байымов //Аги?ел. 2006. - № 9. - Б. 125-148.

88. Байымов, Р.Н. Боронго башкорт э?эбиэте, йэки Уны милли йэЬэттэн "бетэйтеп" буламы? /Р.Н. Байымов // Башкортостан. -2005. -7 декабрь.-Б.З.

89. Байымов, Р.Н. Европасы булалманык / Р.Н. Байымов // Башкортостан. 2000. - 29 ноябрь.- Б.4.

90. Байымов, Р.Н. Ьунгы йе? йылда башкорт э?эбиэте / Р.Н. Байымов // Ватандаш. 2000. - № 1. - Б.71-79.

91. Байымов, Р.Н. Башкорт э?эбиэте тарихы касан башлана? / Р.Н. Байымов // Профессор Дж.Г.Киекбаев и проблемы современной тюркологии. Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: РИО БашГУ, 2006. - С. 64-65.

92. Байымов, Р.Н. Яр?арынан ашкан хэкикэт / Р.Н. Байымов // Башкортостан укытыусыЬы. 2000. - № 2. - Б. 56- 59.

93. Бикбаев, Р.Н. Быуаттарзын шигри йылъя?ма11ы / Р.Н. Бикбаев // Аги?ел. -2000. № 10. - Б.16.

94. Галин, С.А. Орхоно-енисейская письменность / С.А. Галин // Башкортостан укытыусыЬы. 2000. - № 2. - С.74-75.

95. Галин, С.Э. Терки э?эбиэттэр?ен юл башы / С.Э. Галин // Аги?ел. 1988. - № 8. - Б.126-133.

96. Госман, Х.Г. Татар шигыренен те?елеше / Х.Г. Госман // Совет эдэбияты. -1958. № 4. - Б.95-116.168

97. Нэ?ершина, Ф. Боронго терки сыганактар?а мэкэл Иэм йомактар / Ф. Нэ?ершина // Аги?ел. -1972. № 1. - Б.108-112.

98. Нургэлин, З.Э. Э?эбиэтебе? гилемендэге Ренессансмы икэн эллэ был? / 3.0. Нургэлин // Башкортостан. 2005.- 22 декабрь.

99. Стеблева, И.В. Древнетюркская Книга гаданий как произведение поэзии / И.В. Стеблева // История, культура, языки народов Востока. М., 1970. - С. 151-177.

100. Стеблева, И.В. К вопросу формирования образной системы лирики в классической тюркоязычной поэзии / И.В. Стеблева // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М.: Наука, 1988.-С. 176-188.

101. Унгвицкая, М.А. Памятники енисейской письменности и песенный фольклор хакасов / М.А. Унгвицкая // Советская тюркология. -1971. № 5. - С. 61-72.

102. Хайитметов, А. О древней поэзии тюрков / А. Хайитметов // Советская тюркология. -1972. № 1. - С. 123-129.

103. Хесэйенов, F.B. 0?эбиэттэ афоризмдар / F.5. Хесэйенов // Аги?ел. 2005. - № 3. -121-126.

104. Хесэйенов, F.5. Хэ?ерге башкорт шигыры (Традиция менэн новаторлык) / F.5. Хесэйенов // Аги?ел. 2004. - № 11. - Б. 113130.

105. Хесэйенов, F.5. Хэдерге башкорт шигыры (Традиция менэн новаторлык) / F.5. Хесэйенов // Аги?ел. 2004. - № 12. - Б.101-118.

106. Хесэйенов, F.B. Ирекле шигыр иреклеме? / F.5. Хесэйенов //Аги?ел. 1984. - № 8. - Б.124-128.

107. Хесэйенов, F.B. Терки-башкорт шигыры тарихына байкау / F.5. Хесэйенов // Ватандаш. № 4. - 2004. - Б.10-16.

108. Хесэйенов, F.5. Поэтик жанрзар системапы / F.5.169Хесэйенов // Башкорт эдэбиэтендэ жанр?ар системаЬы. Эфе: СССР ФАБФ Тарих, тел Иэм э?эбиэт институты, 1980. - Б. 23.

109. Хэбиров, Э. Шигриэттэ заман Иулышы / Э. Хэбиров // Агизел. -1995. № 9. - Б. 97-108.

110. Щербак, A.M. Соотношение аллитерации и рифмы в тюркском стихосложении / A.M. Щербак // Народы Азии* и Африки, 1961. № 2. - С. 142-153.

111. Ямалетдинов, М. Орхон-руник я?маларында тарихи-мэ?эни катлам / М. Ямалетдинов // Ватандаш. 2001. - № 10-11. - Б.117-128, 42-52.1.l Авторефераттар haM диссертациялар

112. Бакиров, М.Х. Закономерности тюркского и татарского стихосложения в свете экспериментальных исследований: Автореф. дис. канд. филол. наук / М.Х. Бакиров. Казань, 1972. -24 с.

113. Исхакова, Л. VII-XI быуаттар?агы терки я?ма комарткылары h9M башкорт сэнгэте (поэтика, традиция мэсьэлэлэре). Филология фэндэре кандидаты дэрэжэЬенэ диссертация / Л.Исхакова. ©фе, 2007. - 180 б.

114. Фаткуллина, Р. Башкорт шигриэте строфикапы. Филология фэндэре кандидаты дарэжэЬенэ диссертация / Р. Фаткуллина. -бфе, 2007. 171 б.

115. Чекушкина, Е.П. Общетюркские художественные традиции в чувашской словесности. Автореф. дис. канд. филол. наук / Чекушкина. Чебоксары, 2004. -19 с.1. Сыганактар

116. Абдуллина, Л. На?лы мэлем кабатланыр Иымак. Шигырзар / Л. Абдуллина. Дэулэкэн: Дэулэкэн кала типографиям, 2003. -154 6.

117. Акмулла, М. Шигырзар / М. Акмулла. ©фе: Китап, 2006. -305 6.

118. Алтынбаева, 3. Гумерзэр балкышы / 3. Алтынбаева. ©фе: Китап, 2006.-295 6.

119. Аралбай, "К. Таналык тауышы. Поэмалар, шигырзар, робагизар / К. Аралбай. ©фе: Китап, 2001. - 384 б.

120. Бабич, Ш. Шигырзар, поэма, эпиграммалар / Ш. Бабич. -©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1985. 400 б.

121. Бабич, Ш. Без узебез башкорттар / Ш. Бабич. - ©фе: Китап, 1994. - 395 6.

122. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. - 544 с.

123. Башкорт эзэбиэте антологиям. 1-се том. XIII- XVIII быуаттар. ©фе: Китап, 1999. - 464 б.

124. Башкорт халык ижады. Эпос. 1-се китап. ©фе: башкортостан китап нэшриоте, 1972. - 392 б.

125. Башкорт халык ижады. 3-се том. Эпос / Тезеуселэре, инешмэкэлэ Иэм аклатмалар автор?ары М.Сэгитов, Э.Сэлэймэнов. -©фе: Китап, 1998. 448 б.

126. Башкорт халык ижады. Йомактар / Те?еусе, инеш мэкэлэ я?ыусы, аклатмалар биреусе Ф.А.Нэ?ершина. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979. - 352 б.

127. Башкорт халык ижады. Мэкэлдэр 1пэм эйтемдэр / Тедеусе, инеш мэкэлэ я?ыусы, аклатмалар биреусе Ф.А.Нэ?ершина. -©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. 472 б.

128. Башкорт халык ижады. Эпос. 3-се китап / ТедеусеИе, инеш мэкэлэ Ьюм аклатмалар авторы Н.Т. Зарипов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981. - 344 б.

129. Башкорт халык ижады: Йола фольклоры / Те?еуселэре Э.Селэймэнов, Р.Солтангэрэева. ©фе: Китап, 1995. - 560 б.

130. Башкорт халык ижады. 4-се том. Эпос / Те?еуселэре Иэм аклатмалар автор?ары М.Сэгитов, Р.Байымов. ©фе: Китап, 1999.-400 б.

131. Башкорт халык ижады. Йырзар Иэм кей$эр. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1983. - 394 б.

132. Башкорт э?эбиэте антологияЬы. Ике томда. 2-се том. XIX быуат. 0фе: Китап, 2007. - 388 б.

133. Башкорт шигриэте антологияЬы. Боронгонан алып XX быуат адагына тиклем осор. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 2001.-816 6.

134. Бикбаев, Р. Ай кургэндэй, кояш алгандай: Иайланмалар китабы / Р. Бикбаев. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1998. - 544 б.

135. Бикбаев, Р. Язмышым. Шигырзар. Поэмалар / Р. Бикбаев. -©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1987. 240 б.

136. Бикбаев, Р. Якгы? кошток осоп барганы / Р. Бикбаев. ©фе: Китап, 2003.-394 6.

137. Бикбаев, Р. "Нош юлы / Р. Бикбаев. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1967. - 397 б.

138. Бикбаев, Р. Лирика / Р. Бикбаев. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1971. - 530 б.

139. Бикбаев, Р. Ьайланма эрэр?эр. 2 том / Р. Бикбаев. ©фе: Китап, 2008.-624 6.

140. Бэхтейэр. Башкалар / Бэхтеяр. // Аги$ел,2008. №2. -15-19.

141. Fapипoв, Р. Алырымкош менэн Бирмэмкош. Ьайланма эдэрзэр / Р. Гарипов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1992. - 368 б.

142. Гарипов, Р. Йыр?арыма кантам/ Р. Гарипов. ©фе: Китап, 2002. -176 б.

143. Гэниева, Т. Акык кембэ??эр / Т. Гэниева. ©фе: Китап, 2001.-356 6.

144. Гэниева, Т. Мехэббэткэ генэ табынам. Шигырдар, поэмалар / Т. Гэниева. ©фе: Китап, 2006. - 360 б.

145. Егет 11у?е : шигырзар йыйынтыгы. ©фе: Китап, 1997. - 320 б.

146. Ильясова, Й. Бэхет эргэИендэ. Шигырзар, поэма / Й. Ильясова. ©фе: Китап, 2005. - 304 б.

147. Ильясова, Й. Шигыр?ар / Й. Ильясова. ©фе: Китап, 1998. -208 6.

148. Искэндэриэ, Т. Ете даръям / Т. Искэндэриэ. ©фе: Китап, 1999.-217 6.

149. Искэндэриэ, Т. Янгантауга мэдхиэ / Т. Искэндэриэ // Аги?ел. -2008.- № 6.-Б. 43-49.

150. Йосопов, Т. Хэтеремден тере куззары. Шигыр?ар / Т. Йосопов. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. - 80 6.

151. Йосопов, Т. Ьайланма эрэрзэр. 1-се том / Т. Йосопов. ©фе: Китап, 2006.-394 6.

152. Йэнбэк, Р. Беркет сацкыуы. Ши*ыр?ар, поэма / Р. Йэнбэк. -Башкортостан китап нэшриэте, 2002. 240 б.

153. Дэулэтбир?ина, Т. "Кояшлы йыр / Т. Дэулэтбир?ина. ©фе: Китап, 2003.-298 б.

154. Кэрим, М. Э<?эр?эр биш томда, 1-се том: Шигыр?ар, поэмалар, либретто / М. Кэрим. ©фе: Китап, 1992. - 448 б.

155. Назаров, Р. Йэшен. Шигыр?ар / Р. Назаров. ©фе: Китап, 1994. - 224 б.

156. Назаров, Р. Эрэр?эр. Ике томда. 2-се том / Р. Назаров. -©фе: Китап, 2005. 498 б.

157. Назаров, X. Асманга ашыу. Шигыр?ар Ьэм поэмалар / X. Назаров. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 2000. - 272 б.

158. Мифтахов, Р. "Кояш шаИит: лирик, сатирик шигыр?ар, йырдар, поэмалар / Р. Мифтахов. ©фе: Китап, 1999. - 302 б.

159. Мифтахов, Р. Уйлап яткан сактар бар./ Р. Мифтахов // Аги?ел, 2008. №1. Б.33-45.

160. Ме^эрисова, X. Ми?гел генэ булды был йэшэу./ X. Ме?эрисова // А™?ел, №1. Б. 13-17.

161. Мэхмут, Ь. Гумер киссалары. Шигыр?ар, поэмалар, драма Ьэм хикэйэттэр / Ь. Мэхмут. ©фе: Китап, 1996. - 320 бит.

162. Нигмэтуллин, Р. Тау^арыма карап. Шигриэт / Р. Нигмэтуллин. бфе: Китап, 2001. - 272 б.

163. Сэсэниэ. Вакыт эйлэнеше. Шигри повесть, шигырзар / Сэсэниэ. ©фе: Китап, 2001. - 176 б.

164. Талхина, Д. Йерэгем юныскы. Шигыр?ар / Д. Талхина. -©фе: Китап, 2001.-224 б.

165. ТаИирова, 0. ЙыИан геле. Сонеттар, шигырзар, тэржемэлэр / 9. ТаЬирова. ©фе: Китап, 2001. - 296 б.

166. Тойгон, Р. Баксала / Р. Тойгон // Аги?ел, 1991. №7. Б.20-30.

167. Тугы?баева, Ф. Минен кошом Ьомай / Ф. Тугы?баева. -©фе: Китап, 2000. - 270 б.

168. Тугы?баева, Ф. Фатихамды бирэм hnna / Ф. Тугы?баева. -©фе: Китап, 1994. 314 б.

169. Тулэк, Р. Меи дэ икенсе кис / Р. Тулэк. ©фе: Китап, 2007. -255 6.

170. Хисаметдинова, Р. Ьандугас гумере / Р. Хисаметдинова. -©фе: Китап, 2003. 295 б.

171. Хэйэм, f. Робаги^ар / F. Хэйэм. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1992. - 352 б.

172. Хэйэм, F. Робаги?ар / F. Хэйэм. ©фе: Китап, 2007. - 320 б.

173. Юлаев, С. Шигыр?ар / С. Юлаев. ©фе: Китап, 2004. - 212 б.

174. Ямалетдин, М. Ы?ан. Шигырзар, эпик эрэр?эр / М. Ямалетдин. ©фе: Китап, 2003. - 256 б.

175. Ямалетдин, М. Иаумы, зэцгэр haya / M. Ямалетдин. ©фе: Китап, 1996.-274 6.187. 9бус. Урал мехэббэте / 9бус. ©фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1988. - 397 б.188. 0минева, Н. Тен булдымы./ Н. 0минева // Аги?ел. 2008.1.-Б.11-13.

176. Эхмэт-Хужа, 0. Алтын тамыр / Э. 0хмэт-Хужа. ©фе: Китап, 2002.-398 б.190. 0хм9т-Хужа, 0. Упкын / 0. 0хмат-Хужа // Аги?ел. 2008. №9. - Б. 15-18.