автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Древние традиции в материальной и духовной культуре хакасов конца XVII - начала ХХ вв.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Попова, Маргарита Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Древние традиции в материальной и духовной культуре хакасов конца XVII - начала ХХ вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Древние традиции в материальной и духовной культуре хакасов конца XVII - начала ХХ вв."

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСИ1ЕИ ШКОЛЫ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИЖИ КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

• - На правах рукописи

УДК 903 "16/19

ПОПОВА Маргарита Николаевна

4

ДРЕВНИЕ. ТРАДИЦИИ В МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ КОНЦА ХУЛ г НАЧАЛА XX ВВ.

Специальность: 07.00.06. - археология

Автореферат

диссертагчи на соискание ученой степени кандидата исторических: наук

Кемерово - 1992

Работа подавав ыа кафедре архволопш Московского государственного университета им. Н.В.Ломоносова

Научный руководитель - доктор исторических цаук, ьрефеосор

1.Р.Кизлеоов

Офвцаальше онлоаенти - доктор исторических наук, профессор

1.А.Чшщпна

кандддет нсторнческшс наук И.В.Окунава

Ведшая организация - Институт археологии и втяографан

Казахской АН

Запита состоится и ¿Л"? 1дд2 Г0Да в / О часои на заседании Спвииаднзироншиого совета К,064.17.02 в Кемеровском государственной университете (650043, Кемерово, ул, Красная,6).

С диссертацией можно ознакомиться а научной бнбдзаотеке Кемеровского государственного университета;

Автореферат раз.о,с чаи "Р? 1993 годэ.

Ученый секретарь специализированного совета ^ хадсадат исторических наук

<

'иыщ штычииш работы

Аутущп>ндсть теш. Изучение материальной и духовной культу?; :Ишот> первостепенное значение превда всего для понимания этической'истории народа, дли выяснения его происхождения и изучена этапов его истории, а такие для выявления уровня его экономи-еского развития, хозяйственных особенностей и быта. В эФой свя-н важно сомкнуть даннне археологии со асеЛ совокупностью этногра-нческих фактов и воссоединить реконструируемое прошлое народа с го современностью. Археологические культуры, выделенные на тер-итории Хакасско-Минусияской котловины, достаточно полно изучены рхеологами, а вот материальная культура, существовавшая на дан-ой территории с конца ХУЛ до начала XX вв., остается практически енэученной. В связи с этил существует разрыв в ходе изучения ио-ории Хакасии и ее коренного населения. Необходимость дальнейшего зучения истории хакасского народа все более настоятельно требует еталького исследования основных элвиеатов его культура. Предлагае-ая работа расширит сведения об историческом прошлом одного из нв~ одов России - хакасов, что имеет огромное значение для развития ациональной культура народа. Накопление фактического материала озволяет достаточно полно и по-новому осмыслить проблемы дроис-ождения в развития материальной и духовной культуры хакасов.

Цель и задачи работы. Даль» исследования является изучение роцесса формирования материальной и духовной культура хакасов, аяснение ее корней, выявление признаков, отражающих этяогенетиче-кие и историко-культурные связи хакасов и основные направления гих связей. £ связи с д&лыо работы определены ее задачи: разработка типологической схеш погребального обряда хакасов в овокупности с привлеченяем широкого круга аналогий из строго да-ировашшх центральноазиатских памятников, что позволят создать

четкую периодизацию пенящегося в связи со сглвиоЕ религиозного мировоззрения погребального культа и связанных с ним обычаев и обрядов;

- изучение инвентаря, бытующего у хакасов, с учетом материала, из которого изготовлены вещи; системетизецея изделий для выявления их исторических особенностей - наиболее изменчивых во времени и пространстве форм, черт и признаков предметов;

- исследование технических приемов нанесения орнамента; изучение мотивов, шс происхождения, аналогий; создание типологии орнамента;

- рассмотрение связи прошлого предков хаквсоа, известного по археологический материалам, с рассматриваешь периодом, изучаешь на основе как археологических, так и этнографических источников; последовательности и взаимосвязи исторического развития населения, проживавшего на территории Хакасско-Минусинской котловины.

Основные! методой, пршеняешм в исследовании, является сравш тельно-исгорический, для осуществления которого привлекавтся типологически! анализ, картографирование, ретроспективный анализ.

Источниковедчеркая база. Источники исследования - коллекции предметов, относящихся к концу КУП - началу XX вв., происходящие как из Хакасско-Минусшской котловины, так и из ряда соседних рейс нов Кжной Сибири, которые хранятся в центральных и местных музеях: мувее Антропологии и Этнографии , музее Этнографии неродов СССР, I сударственяоы Эрмитаже, Государственной Историческом музее, музее МГУ, в краеведческих музеях гг. Красноярска, Абакана, Минусинска, а также данные из врххвов, рукописных фсвдов и публикаций. Автор в течение 1955-1987 гг. принимала участие в работе Хакасской архео логической экспедиции МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора Л.Р.Кизласова. В данном исследовании использованы как мате риалы экспедиции, так н результаты сборов, полученный в акспедици-

ояшх коащднронках.

Няудрод.^рлияяа Работу. 3 данной работе сделана попытка связать ейощиэся археологические данные сраднезекошк кул* тур Сачно-Алтайского иегорья! хсультура чватас, тпхтятской п аскизохой, гене-титеская прсеиствснпость которнк археологически доказана, с матэ-рпалеш сяэдувдего хронологического периода (конец ХУП - напало XX вв.), цршикащего к современности. Проделанное исследование енязшсо взашюпрэемсгаешюсть археологических средневековых культур я материальной культура хакасов, показало взаимосвязь исторического развитая хакасов. Разработаны типологические скемы в совокупности о применением шроного круга аналогий из строго датиро-пшишх цеатральноезлатскгк памятников, что'"позволено создать чет-, куо хронологт погребального культа. Выработана типологическая схема оряЕУэато, которая яплязтсп срвдсдон знрапояпя народного мировоззрения, а такаэ выявляет технические вовиокноояп» эстетический и культурный уровень народа»

Дпообшта работа. Отдельные подозенш работа изложены в публикациях сзтора общтзл объемен 3 п.л. Осяовшэ вопроси диссертации обсушились яа заседаниях кафедры археологии исторического факультета ШУ (1985,1986,1987 гг.). Отдельные разделы исследования ярозву-гага на всосовгшх л региональная конференциях молодых ученых в 1оскве (1985-1987 гг.), яа научной конференции Гос. музея искусства [ародоз Востока (Москва, 1937 г.). Диссертация сбсуадалась и реко-¡еццоэана к защите на заседания кафедра археологии исторического Факультета Кемеровского государственного университета.

Практическая ценность работы. Б научкай оборот вводятся нато-иаш, собранные в ходе ертсеолого-этнографкческнх экспедиций с чветиву автора, часть из которых пополнила фонда Хакасского област-ого краеведческого музея. Результаты и выводы исследования могут

попользоваться для напасаяел неторпл хакасского народа. Кроне того, иллюстративная материал, таблицы, в'которых в компактной виде предстеадан практически эесь Есодедубьшй орнежот, глокет слушггь подспорьем в таорческш: поисках народных умельцев, худок-исков, работников худокестьенаой прошшленностп.

Структура ре.ботц. Днссертацкя состоит из введения, четырех глав, заклвленЕЯ, списка использованной литературы а сокращений. К работа прилагаются 14 таблиц, рисунки, фотографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА

Во введении раскрывается актуальность теш, ее новизна, очерчЕвзется круг затративпемнх проблем, определяются цеди н задачи исследования, характеризуется структура работы, дается характеристика источников, на которых основано предлагаемое иссле-д звание.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР (по погребальному обряду п орнаменту)

Процесс накопления археологических и исторических материалов насчитывает около 200 лет и связал в первую очередь с деятельностью ученых различных специальностей из разных стран (С. П. Крашенинников, И.И.Георги, Н.С.Паллвс, Б.В.Редлов, Г.И.СпассккЙ, Н.Ф. Катансв, Е.К.Яковлев и др.). В литературе ЦШ-ХП. столетий о погребальной обряде хакасов встречаются краткие сведения. Эти сведения содержатся в этнографических и путевих очерках исследователей. Но, как правило, они фрагментарны, весьма отрывочны и относятся не столько к погребальному обряду в целом, сколько к способу погребения уыериего. Отсутствие письменных источников делает очерка в вдавтхи путешественников и других лиц еще более ценными. И.И. Георги, а вслед за шш и П.С.Паллас посетили отдаленные уголки №к-

юй Спбпри, составили опг.сшшд способов захоронения у белътпров, сойбалов, качзнцэв. По поручению Акадешш Наук и Русского Геогра-тческого общества игвестннй тюрколог Н.Ф.Катанов изучал бит, релн-■еи п язык таркоягнчшх народностей, в т.ч. к хакасов, подробно ■писав похоронный п поминальный цякди обряда у бэльтпров, сагаЗ-,ев, каларов - этнических групп, вошодшнзг в сослав нынешних ха-всоз. Некоторао своданш о способах погребения, типах погребаль-ых сооружений, отдельных обычаи н рятуальннх обрядах мояно встрэ-яь в сообщениях н статьях о рэлпгян ввносабирсюпс твркояшчных вродоа.

Однако во веек этих нуЗлпкецияй и заметках асбладвется city-jctl сведений, стр.пзочггость данных. ,

Первие раскопка археологических памятников 1УП в. в Юаной Сп-ipa били предприняты в GO-с гг. XU в„ пшэвеишл археологе:? я мгвистом-тврхологои В.В.Радяовыц. Это могзлышка хакасов на р. >окан п чулнедев на р.Каз, которыэ дали богаткй вэщезэой материал, •.льиойшео накопление археологического йонда связано с псследова-rfiim Л.Р.Кналгсоза (1951,1973,1974 гг.), А.А.Гаврнловой и A.G. манцевой (1963 г.) погребений хакасоз с подробным описанием иад-гшгьннх сооружений, вяутримогнльши конструкций, гзракторпстге-й погребального инвентаря. В 80-х гг. цовосгбярсжго археологи »С.Худяков, С.Г.Скобелев, М.В.Карпекшга) публдауит результаты онх археологических. исследовании цо погребальному обряду xsicacoa, зрабатьшвит вопроси его эволюции. Большое значонио имеют псследо-ии М.С.Усмвнозой, которая рассматривает погребальный обряд при-ш'ельно к основным этническим группам хекасовг каганцам, больти-1, сасайдаы, кцзыльцаы, койбелач.

Сведения об орнаментальном творчестве кахасез также ншяогочзо-¡ни. Одним из аерзих исследований, з которой привлечен материал

по ориааентаямшу качеству хаавсов, шгно йаааать обобтеэдзй труд С.В.Киселша "Древняя история Южной Сибири", в котором автор прешел к ваиюму выводу о связи современного нску^тна хакасов "с их кыргызской древностью", Заслуга анализа, обобщения и теоретического обоснования ыотодшш изучения различных сторон ох цемента принадлежат известному исследователю орнамента C.B.Иване Им созданы труды, посвящешше предметам градационного изобразите льного искусства коренных народов Сибири, в т.ч. и хакасов. В ре те Л.Р.Юшхаоова и Н,Б. Леонтьев а достаточно подробно исследованы орнаментальные мотивы декоративного искусства хаквсоя в розьбе п дереву, тиснении по коже, еыищвко по ткани. Автори подробно останавливается на шкотной стороне орнамента.

Комплексный подход к изучешш орнамента на территории Хехас-ско-Ыкнусинской котловины был прэдлодаи Д.Р.Кизлаоошм. йы были привлечены не только археологические, но и этнографические материала. Большой старее представляет работа Д.Р.Кааласоаа и Г.Г.Кс роль "декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник". Это исследование является специальной работой, по священной детальному рассмотрению всех сторон орнаментального коку сства древних хакасов У1-Х вв. Широко привлекается этнографический материал В работа сделан вакянй вывод о непрерывности развв тид народного искусства в Хакасеко-Шшусинской котловина.

Накопление фактического материала значительно распирало исто' никовадчаску» базу исследований. Необходимость дальнейшего изучена« »сторш хакасов требуют детального исследования некоторых 8ле-иьятоа культура, в частности, погребального обряда, декоративного искусства.

Глава Д. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ХАКАСОВ В КОНЦЕ Ш - НАЧ. XX ЕВ. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

(

ПогрейалышЗ обряд родопяомешшг групп, населявших Хекесско-Мшусянскун котловину, оставался яевшэшмм на протясенш шогпх веков - трупосокгеггш на стороне с последующим захоронением в мотальное яме, а во времена асшзской культур! - захоронение останков сознелня на горизонте под округлнмп пемеппкурганами. Лишь в ХУП-ХУШ вэ. происходит смена погребальной обрядности, чему способствовало включение территории Хакассно-Мннушояой котлозш! в состав Российского государства, последствием чего явился массовый процэсо христианизации местного населения.

Погребальный обряд, обычаи, традиция и культовые действия, связрдше с ивм, рассматриваются в работе применительно к каждой этнической группе хакасского народа. 1

В развитии погребального обряда б^яьтиров наделяется два э-га-ia: ранний - конец ХУЛ - первая половина ХН вв. н повдоий - ceps-хина ИХ - начало XX вв. К раннему относятся: I) так нёй-вае^не 'воздузнне" захоронения - а) подеештаиие гроба (колодц) на доровь IX, б) захорояоние на ноностах? 2) трупоположвлпо в зег.*ле в гробах '.колодах) и без них. К позднему относятся погребения с грулополо-сешем в земле: а) погребения в могильной яма в гробу (колоде) под юбетвенной яасапыз, б) погребения з могзльной яш без погребально-■о соорунеяня под собственной насилью, в) any скин э погребения в на-ыпи более древнего кургана. Обязателышм ритуалом при похоронах ыло выэешшвние шкурм и черепа г-эртзенн^й лоиадн по ебнчаа ерздне-ексвых кочевников.

В ХШ - нач. XIX. вв. служителей культа - шаманов хоронили по-редством "вездушого" захоронения, но со второй четверти SIX з. огребали в земле по обряду тру п о п ало;:енкя в гробу (колоде). Атри-/ты культа бубен я колотушку подванивали на дерево, тем самым возращен их священному мировому дерезу.

В развитии погребального обряда койбалов выделяются два этапа: ранний - Ш1 - первая четверть ИХ вв. и поздний - втораг чет ворть XIX - нач. XX вв. К раннецу атацу отяосятся:1) Чмдзешые по гребония - "воздушные" захоронения на деревьях; 2) трупосоааение с последующим захоронением останков соетения в могильной яме. Для позднего этапе виделяится: I) погребения по обряду трупополозсения в ыогельной яые - а) под насыпью более древнего кургша, так на-и-ваеыае "впускные", б) под собственной насыпью. Совершался обряд зартаоприношенпя лошади - сжигание на погребальном костре.

Погребение шменов совершалось в могильной яме: до XIX в. бег внутршогилышк конструкций, а с XIX в. сталп использоваться доца-тне гробн ы долбленые колода. Атрибуты культа, как уке говорилось, предавалась дереву.

Господствущой формой погребального обряда кызыльцев было тру пополоаение в иогнльной яые: а) под собственной насыпью, б) под на-сыпья более древнего кургша, в гробах (колодах). В связи с мало-чпсдчкностыо сведений, касаащнхся погребального обряда кызыльцеа, в работе представлена далеко не полная характеристика обряда. О существовании у кызыльцев обряда трупосозг.ашш сведений нет, но су-шествование у них перегитков этого обряде, таких как соетенио аерт-венных ышотных, еогжелие пищи и ныштков, и др. дает основаняе предполагать, что первоначально у кызыльцев существовало крамирова-'.0 умерших.

В развитии погребального обряда сагайцев ш выделяем два эта-nas ранний - конец ХЛ1 - первая четверть XIX вв. а поздний - вторая четверть XIX - нач. XX вв. На раннем этапе существовали следующие тхда погребений: I) трупосохжение, 2) надземные захоронений - а) подвешжванке гробе (колоды) ка деревьях, б) захоронения не поиос-. в) захоронение в дупле дераза; 3) трупополохение в могильной

яме - а) под собственной яесадьв, б) под яасыпьв более древнего кургана. К позднему этапу относятся: I) погребения посредством трупополонения в могильной яме под собственной несипью; 2) захоронения на помостах«

Обряд яертвопраношендя лошади в ХУИ в. осуществлялся следующим образом: труп убитой лошади оставлялся у мотали, а седло п узда ОЕЯгалнсь на погребальное кострл. Иногда труп лошада о упряиъэ опускали в ыогнльную яму. В XIX в. обряд принял символический ха-ректэр: лошадь подводила к гробу (колоде) п ударив три раза поводом по нрышхо гроба, уводшш и забирала в хозяйство.

В погребальном обряде ышанов выделятся следущие тнш погребений: I) открытые - яа позерзшоегг гешщ, 2) иадееашо захороке-, ния - "воздушные": а) подвешшан&о гроба (колода) на деревьях, б) на поиостах, 3) трупополокенпэ в ыогяльней ямэ под собственной но-сыпью. Атрибута культа, как л у других групп хакасов, развешззалксь на дереве.

Развитие погребального. обряда качшщез просто два этапа: ранний -конец ХУИ - нач. XIX вв. а поздний - первая четверть XIX - нач. XX вв. К раннему этапу относятся следующие тшщ погребений: I) трупо-сожхенне, 2) трупополозеакв в иогадьной яме - a) dea погребальных сооружений, подсобственной несыпья0 б) без погребальных соорунений, под насыпью более дровяего кургана; 3) открытые - на поверхности эемлк. На позднем этап© господствующей формой а погребальной обряде становится трупополоненив в могильной то в гробах (колодах) - а) под собственной насыпью, б) под яасапыз более древнего кургана.

Погребение шемаяов осуществлялось но яа общих кладбищах, а в наиболее уединенных н отдаленных «остах - па взршинах высоких гор, в густых лесах. Распространенный типом погребения шаманов было тру-пополозоние в могильной яме с берестяяны покрытием.

- 10 -

В связи о иакочислашЕостьа араэодогетесгагй работ по псоеодс вани» хакасских погребений конца ХУП - нач. ХН вв. в дассорляш рассмотрены лзшь цоследазан.ше погребена* кьчшщсз. Ц^дзнанраздю ше исследования археологических паьмтншсов остадшнх зтиесхшг групп хакасского народа - деяо будущего, Нсследовшхане шгшшша a 'iEiUiiü итдвгыша погребения, впущенные в пбсьше более древних Курганов, совершены со хрлогнаяскоцу обряду с спльяшш перекатка ш язачесгве ш датируются концом ХУП - XIX из. Дшяузо датировку подтверздает привлеченный круг аналогий из строго датированная центральноазиатских паиятииков. Преобладает западная ориентация погребенных, что характерно для погребений, ссаерюнкык. по хрест! анскому обряду, Многие вох'ребениа совершена в гробах (кол од as), иногда использовалось берестяное шш деревянное нерокритЕа. При погребенных обнаружен ыелочкеленный инвентарь, а иногда он и возе отсутствует, что свидетельствует о фактическом принятии христианства качинцдаи;.

Погребальный инвентарь соответствует употребляемому в быту: это берестяние табакерка, курительные трубки, медные пуговпци, пе ни, подвески, стеклянные пронизкн, железные нохя, а пр., встречав прааославнае кресты. -

Изучение погребального обряда у отдельных етническик групп а касов показало, что котя христианизация населения началась в 30-41 х гг. ХУП в.', но фактически оно было принято лишь в ХУШ в. Ииенно в aro время формируется в основных чертах погребальный обряд совр$ иашшх хакасов. В погребальной обряде перечисленных втническах rpj есть много общего и похожего и в погребальном, к в пошенальком цив дох. Обнуш для всеа хакасов был обряд очищения: богородская трава, положенная на горячив угла, представляла собой очистительное курение. Подобные обряды существовала и у других народов Сибири: иорцы

окуривала горлчой лучиной юрту, якуты очищались дамом костра, алтайцы - горяз!'од верескои, тувинцы - дымом мошкевельяика, н т.д. Наличие у хакасов вери в загробную жизнь повлекло за собой обычай клгсть с умерши злу и необходимые вещи. Бесь инвентарь приводился а негодность: обламывали острия ноаей, топоров, стрел, разрубали на части седло и т.д., гак как, по предстевлениям хака-гов, всо води в потусторонней мире являются в перевернутом виде. Зущесгвование такого обычая известно по ташгыкским материалам. Тодобный обычай существовал у якутов, бурят, тувинцев.

Погребальний обряд хакасов не был однообразным по способам погребения - это груносожнение, трудополоконив и т.н. "воздушные" за-юронения. Трупасоетение существовало у хакасов до конца ХУШв., 1 у койбэлон око еа!0 встречалось вплоть до второй чегаерти ИХ в. {оа«е оно сохранилось а вада пережитков обряда. Наличие обряда тру-юсоюения и его первпшзкоа в погребальном обряде хакасов бесспорно называет не связь с носителями предшествующие средневековых ар-:еологическмх культур, существовавших на территории Хакасско-Ыину-кнской котловины. Б ХУШ в. широкое распространение у хакасов полу-ил обряд трупополохония в могильной яме, который со временем вытесал все другие формы обряда. В результате проведенной типологиэации «явлено семь типов знугримогяльного устройства, пять типов погра-аяькых конструкций, четыре типа надаогкльшх соору&еикй. "Воздушные" ахоронения характерны для т.н. "лесных пленен" Саано-Алтайского на-орья. Поскольку потомки таких групп вошла в этнический состав со-роменных хакасоз, то одних из свидетельств этого этнического нро-зсса и является "эюадушннй" способ иогробения.

Кавдая этническая группа имела свое священное дерево, которому 1а поклонялась, устраивала около него моления. Кцаа священного д&-зза прослеживается и в погребальной обряде. Идея игрового священно-

го дерева - основополагающая в шаманизме как современных хакасов, так и древних. В погребальном обряда хакасов веяное шсто зшиие-ет культ огня, культ священных гор, культ солнца, культ священного животного (постулаты древнехакасского шаманнша). Наличне перечисленных культов у хакасов в ХУШ-ХХ вв. говорит о генетической связи древнего и современного населения Хакасско-Шнусинской котловины.

Глава Ш. ТИПОЛОГИЯ ПРЕДМЕТОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ

Инвентарь распределен по категориям, типам, вариантам типов -подтипам. Категория раскрывает функциональное назначение изделий (стремена, удила, ноаи, перстни...). В отдела изделия объединены по признакам, характеризующим их назначение со стороны наиболее су ^зственных конструктивных деталей. Тал объеданйет изделия по коли руктнвно-формальнц?] признакам вазшейших деталей или по форме предмета б целом. Варианты типа - подтипы характеризуют вещь со сторона наиболее изменчивых признаков формы, ее внешнего абриса.

Местные художественные градации обрвботкн металлов претерпели изменения под влиянием русского кузнечного производства. Знакоист-бо с русскша образцами орудяй труда, орудия, уг.рвшоний, кодовой упрялах, предметов жилого обихода наложило отпечаток на технолога] изготовления местных битовых предметов. Мяогие изделия стали предмета« русского экспорта, некоторые яз них по русским образцам изготовлялись и на местах - это мотыги, серпы, посуда, ряд украшений В работе представлены нздехня, выполненные в местных традициях.

Стремена изготовлялись из неяезз, бронзы, дерева. Дна классиф кации стремян выделяется отделы - по манере оформления стремени, п отделы - по форме ъерхяей частя яугхя, где имеется прорезь для пут лкща, типы - по форме лоднеккн, подтипы -• во ажурной орнаментации поднокки, Вссьмерк .'бразиый тая произошел от веревочных и ременных

стрешш я относится к древнейшим евразийским формам. Широкое распространение он получил в У1-Х вв. Реально существовали ассьузрко-образные стремена и в ХУП-ХК вв., хотя и были ывло распространены. Аналогии этии формам есть в этнографических коллекциях предметов XIX в. пз Бвикиртт, в коллекциях В.В.Радова из раскопок курганов чудымцев ХУП в. Стремена с отверстием для пуглжца в уплощенной лупка появляются в конце ХП - начале ХШ вв., в ХИ-ХХУ вв. становятся господствующей формой. К ХУП-ХТШ вв. они претерпевают ряд измэне-яий, но в основе своей форма стремени остается прендей. Аналогии смеытсл в материалах курганного могильника ЯУП-ХУШ вз. на р.Басан-да£ке, погилькпка ШЯв. Тсяноз городок не р.Оби, в Тургойской группе могильников ХУП в., а поздних погребонетх в Туво, а коллекция В.В.Рсдлоза из раскопок Курганов чудагцея ХУП в.

Аналога!! беспотельчатш,! стременам не нр,Едено ни на территория Хакасско-Минусинсхой котлошшн, на на сопредельных с ней территориях. Могло лишь предполагать, что они произошли от ескиэскиж стремян с отверстием для путли;;а л уплощенной луже: об этом говорит форма оформления верка стремэяи н подиоаки. Стремена с петлей на пейко получили широко о распространение в У1-Х ве. Есть счсг-ш этих стремян и среди материалов конца 1 - начало II ав. Позднее Йчтсео-яиэ такой форш стремян неиивееэтю, а а ХЛ1-Х1Х ао, она аяоаь роо-пространена но территории Хакасско-Минусмнской котловины. По форме и ааурной орпэмеатации эти стремена аналогичны чватасовсккл, тюзе-тятскик и аскизским УГ - нач. XI зв. Вероятное печго, что перед нами древние стремена, которые были переиспсяьзсваны. Стремена с петлей на шейке по били распространены и НЛ-лН вв. у коренного населения Сибири. Этот факт подтверждает отнесение этой фзрт стрелян к древним.

Пластинчатые без шейки (когда пластины располагаются прямо из

дуяках) - господствующая форма хакасских стрэаян. Появление их приходится на конец X - начало XI вв. К XIX в. они приобретает все более усовершенствованную фор?.?/. Эти типы находят себе гчало-гии среди материалов из могильников конца ХУ11 - XIX чв. Кыштоа-ка-2, Тискияского иогилышка, в поздних погребениях тувинцев. Кувшинообразные стреыеие в предшествующие иариоды времена на тврр тории Хакасско-Мкяусшской котдовшш не обнарунеш. По есей вероятности, эта фору в ноаиикда в результате многовековой эводвцаи ст. шн с восьмеркообрванны завершением. Ее возникновении иогли саосо! сетовать и хозяйственно-культурные обмены, которие №¿0ли мэсто ыэ; ду сибирскими народши (аналогичные кувкинообрезнам гтре.иенам известны в материалах этнографических коллекций XIX в. Бешшрии, чте возможно, говорит о контактах, существовавкнх иакду этими народами

Дерезянше стремена к а:: по технике изготовления, таи и по фор цв являются продолжением аскизских форм стремя»' иа дерева. I «йоги народов Сибири - тувинцев, бурят, алтайцев, шрцов деревянные стрс цена также имели широкое распространение в ХУ21 - XIX ив.

Уд^ла изготовлялись из железа. При классификации выделены от дели - по наличию или отсутствии асачиза н пэрэгиба стержня удил, к тшш - ио устройству окончаний удил (кольцо, форма нсблиеа). Уди. с перпендикулярно расположенными кстд&аи появились еще в скифское время, в массовое ах употребление приходится на УШ-1Х вв. Широкое бытование атоуа типа удил наблэдается во времена аскизской культуры он сочетал в себе переходную форму от соедилшшокольчвтых к соеяи-неннокрюкевьш - -хо есть сочетании двух этих прищипок в едкой цере уднл. В вв, они встречаются крайне редко.

Кроксемв удила появляются в Ккноь Сибири, вероятно, в сер. XII нач. ХЮ вв., нох пока эхо лишь редкие, отдельные экземпляра, котирые становится на*более популярными в ХШ-Х1У зв. Обычно крековые удала

пдедотгэдшщ и сочотснш о аоадеэгщымп и доскоздщшш iicamwi:, породило яшгатса усоворшенствовгиишии варнпятсип кодьцевздяых псалназ, Поалет а вида дугообраонмг лопастей (напускные) ~ ризшш форма» которая бала штаенена всгсявют исалшия, гфвшщзшся в удплвz. Елоелядйззлт отот щ-зеы кр.-з пленил поташ зясоь появляется a Я1-ХП вв., однеко aro появление нэ связано о предшествувдЕМ раештаяем сабпрских нсалнеэ, a отражает, аццпмо, качественно повнй екеясг. в освоеяиз прпаиоа крепления псагаоа. В ШКК1Х вв. это родная фортла поалпез, шалогай который на сопредельных тзррпторкях найти но удалось. Лсшиш ладьевидной форм тахге относятся к на-яускшш (е.хи ц&чьшш).

Наиболее широко распространенная форма удил у хакасов - это крюкоЕке удала о кольчатыми псааияш. Такой тип удал является уяп-версальанц. Пояски аналогий теряют смысл, ибо во всех поздних орзд-неаековых пемятникех доминировал этот тел удил.

Hogu_ нвготовлялис.ь ыз аалеза. Ввделятся отдела - за ясходшй признак принимается относительное положение черешка и спшки клишса я способ их создзшешш; ттш - по соотношении частей орудия, по форма порехода дзезея в черешок, подтипа конкретизируют типы. Ксш! ан-делено пять типов покой. Хакасские иожи относятся к разряду универсальных. Ййзвсткую трудность представляет попытка выделать пргвоз-Ш19 падолия на аестяых, т.к. и те и другие обладают большка количеством сходных признаков. Хакасские нота нахсдот самые широкие аналогах: они пазестнк по материалам Qc/гяцкого, Кшитовсхого когалькн-ков ХУП в., Тискинского могильника D1ÍWÍIX вв., среди находок с по селения ХУ1-ХУП вв. на о.Фацея, по материалам городища Х7П в. Искер, могильника ХУШ в. Тоянов гсродск. Столь широкие аналогии объясняется сходством тинса хозяйств сибирских народов, что ведет к возникяов®-аию сходных черт в их материальной культуре, мэкоторой станщертхза-

дни в производстве орудий.

_Взсо,щш£ £е£ь2е-п£цве£ки изготовлялись вз низкопробного серебра с нанизанными на стержень кораллами. Отделы ш выделяем по форме верхней части стержня, подотделы - по деталям перехода дужки для крепления в вертикальный стержень, на который нанизываются кораллы, типы - по вариантам нанизывания кораллов и обрамляющих их чашечек, учитывая при етом и форму последних, подтипы - по способам крепления стержня. Серьги-подвески, имеющие форму знака вопроса, известны в могильниках Тургайской группы, в Тояновом городке, в Черннлыцяково, Балагачево, Кьштовка-2, Остяцкой гора, города щ9 Искер, в коллекции материалов из раскопок В.В.Радлова могил чулымских татар. Они, как на ввдшз, характерны для разноитничшх групп населения Сибири, являются универсальными. Сорьги-подвески в виде несомкнутого кольца» к которому крепился стеркень» имеют бднЕайпше аналогии среди материалов из могильника Кыитовка-2, из чулымских могильников ХУЛ в. Однако приведенные аналогии относятся к отдельный деталям, подвески же целиком исключительно своеобразны и полных аналогов не имеют.

Зедохзд изготовлялись из низкопробного серебра. Отделы выделяются по форме щитка, типы - по деталям формы щитка, по устройству дуаки, подтипы - по особенностям устройства дужки. Крестообразные перстни не находят себе аналогий на территории Юаной Сибири. Сердщ видные перстни имеют аналогии среди материалов из верхних слоев городища Искер. Перстш с овальным щитком - в Балагачевскоц, Остяцког могильниках, городище Искер, в материалах из поздних могильников селькупов Нарыыского Приобья и Кыштовского могнльникв-2, на о.Фадш;

о ь овальным щитком - среди материалов Остяцкого мс

¿•яльника, Кыштовка-2, на о.Фацея. Перстни в форме "лепестковой" розетка известны среда материалов Остяцкого могильника, перстни восы,

угольной форм - сроди Пачангских и Остяцких материалов. Однако следует заметать, что основная честь перстней из могильников селькупов, остяков, чулымских и томских татар по сзоему происхождении являются предметами русской материальной культуры, которые, очевидно, били изделиями массового привоза в Сибирь в ХУЛ в. Приводя их а качестве аналогий т тем самым хотим показать, какие форщ перстней были распростраяеш! в Сябзри в ХУБ-Х1Х вв., но ни в коей мере не приводим их как сравнительный материал. Хакасские зе перстни являются предметами местного ювелирного производства, широко распространенными яо всой территория Хакасии. Все щитка очень массивны, что характерно для большинства хакасских предметов из металла, особенности их ориементют тагом характерны для хакасских изделий аз металла.

Глаза 17. ОРНАМЕНТ ПШаЭ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Типологически ¿зора И^апрос^яш^ »здедщр:_ подразделяются на геометрические я обрэзшо (представлены единичными ¡экземплярами), Простые геометрические) мотива вкдшавт прямые горизонтальный а наклонные линии, иоляоебразянэ и зигзагообразные линии, ромбические а трэуголышо фигуры к всевогмозшо з'.риволанейяыо иотавы: спирали, арочкн, розетки. Сетчатый тип - один из са"4Ых распространенных на изделиях из бересты. Его существование известно в культуре чаатве, хотя он являлся не отдельным узором, а фоном. В 1Х-ХУП вв. сетчатый орнамент на изделиях из бересты не известен, что, возаокно, объясняется господствоааншэй в это время формой погребального обряда -трупосояжением. Геометрические розетки представлены двумя типами -в виде концентрических кругов и вихревой розеткой с заштрихованными округлыми окончаниями. К криволинейному орнаменту относится и закрученная спираль, и всевозможные завитки.

Нэ_и1делия^ и5_у.ости_ представлен традиционный для этих предке-

тоз циркульный и зубчатай орнамент. Выделенные тшш орнамента очень близки таштыкскша н чаатасовским на аналогичной материала. В ю so время пзыоняпгся антропоморфные и зооморфные стилизованные изображения, появляются ранее не существовавшие реалистичные изобретения растительного мира. Происходит, с одной стороны, усложнение ряда уке лааестшх в предшествующее время мотивов - сетч тых, треугольно-фестояовых, шевроновнх, а с другой стороны, улрощ ние ряда мотивов - спиральных, геометрических розеток, и даке пол нов отсутствие растительных мотивов- Происходит полная геоыетриза хщя узоров на бересте.

Орнаментальные мотивы яа_изделзщ да_дер§в.§ ыонно разделить на две основные груши - геометрические к образные, где первые зн читедьно преобладают. Простые геометрически мотивы включают прям зигзагообразные линии, пунктиры, елочки, кресты, шевроны ы крезол нейнне мотивы: волнообразные линии, дуги, круги, циркульный узор. Особенно широко представлены треугольно-фестоновне узоры - отдель ше пояса сомкнутых ромбов и треугольников, вписанные друг в друг треугольники, и сетчатые узора: простея и услокношая сетко, шахы кй. Последний был самым распространенный в таштыкскую эпоху в рез бе по дереву, в У1-1Х вв. сетчатый узор из орнамента превратился : фон, в ХУШ-Х1Х вв. он существует как самостоятельный орнамент. Сл ше геометрические фигура - это новый алемзнт в орнаменте хакасов они ыэобраяают, вероятно, геоьзетризованную фигуру человека. Арочнз Е спиральные мотивы, представленные в резьбе по дереву, были широ; распространены в предшествующий археологических культурах, сущест: вавших на территории Хакасско-Мшусшской котлозиш. Геометрическ: розетки - частое украшение дерэзяняых изделий. Их форш равноойра ны: концентрические круги, вихревые и "лепестковые"' розетки, крес звезда. К боле& сложным формам относятся вписанные фигуры, Мзобрэ

япэ элементов растительного п кявотного мира, битовых сцен встре-чазтся в резьбе очень редко. Птицц - лорхаэщиэ л плавающие, передвигающиеся по сушо, все изобракена в дапаедни. Изображения лошадей шеит определенную пропорции: нарочито маленькая голова и удлиненные ногп, особую гибкость ел придают изогнутые линия крупа. Фигуры человека наполнялась схематично. В ярпнадленностя этих изо-бразений хакасам йот сомнений, так как подобные орнаментальные композиции известны среди их наскальных рисунков.

Оряапедг за _мотздвдая^ - своеобраэнач а выразительная черта материальной культуры хакасов, он продолзает традиция предшествующего времени (У1 - нач.ХУП вв.), сохраняя непрерывность в развития орнамента, обогащая ого новыми иотязаыи я комповициями. Это изделия из еелэза, броней к серебра. Сааая многбчисленнач категория из них - сбруйные я поясяне бляшеп и нареыешшо наконечники. Формы их разнообразна: прямоугольные с прямши я фягуршш хреямп, озаяыша и круглые, сердцевидные и еэтаентовшушо, Т-образшш, в виде розеток. Другая категория предметов - сбруйше я седельные ун~ рашенш, подвесные бляхи еврдцеззпдаой форьы, пластинчатые бляхя шестиугольной и квадратной форш н накладки. Следующая категория -украшения (перстня, височные яодэески). Металлические накладкп -облздовки сумок для огняэ такяз эдетачляэт шогочасленнуи категорию оряоментироэшлшк ездолий. Кузаемное я шелирнсе ремесло хакосоз шали под собой веками создав евшийся фундвузят. Технические нриемн орнаментация металлических изделий таковы: I) литье а штамповка с рель-ефяыы орнаментом, 2) датье и иатмповка с "прорезным" орнаментом, 3} лятье и штешовка с фигурным офоргдлешзеи оксячаняй изделий, 4) ковка, 5) врезная таушровка (инкрустация), 6) поверхностная ?аушировкй (адялихация), 7) гравирование, 8) чеканка.

Иотивы, составляющие основу орнамента, можно разделять на три

тша - геометрический: пряиолшюйшй, криволинейный, геометрические роезтки; растительный: трилистники к трзхлапзсткопые пальметты, слошыо растительные узоры, древовидные композиции; аоо-ыорфшй (встречается крайне редко). Бесспорно, что в хакасском орнашнте преобладает геометрический теп, растительные ыотиви тяготеют к геометризцу, наблюдается все большая васуиенность растительных схем. В зооморфном типе хотя сшеты и заимствованы (изобре-ненш слонов и фантастических драконов), но воплощается они с учетом ыестшх вкусов и традиций.

Композиционные приеш, сочетание мотивов и расположение их на поверхности украшаешх предметов не являются произвольными. Орна-ыентальнао мотива могут заполнять всо поверхность изделия, определенные участки, размещаться в центре юш разделять поверхность на плоскости. Несомненно, что существует тесная связь определенного усора с определенной композицией, а таска е о формой орнаментируемого предмета, Исследование мотивов, их сочетании, происхождения и кошюзидей ваявляэт непосредственную связь с предшествующи« прэмо-

Н Ш1

1) использование технических приемов орнаментации предшествующего времени;

2) использование закметвовашшх орнементалышг мотивов (в кавдой культуре, начиная с теттнкской, етк узори приобретают всо новые

и кое не оригняашьше спехргфцческке черта) - прямолинейных, криво» линейных, арочных, в виде спиралей, трилистников и трехлепестко-внх пяяькетт, древовидных структур;

3) окончательно утвердилась еароднвшаяся в X в. тенденция к схематза-вации растительных узоров, что привело к геометрнзацяж всего орнамента.

Предпринимается попытка исследования семантики хакасского орна-

знта, который отражает множество характеристик человеческого об- Л Ьства: и его религиозные представления, и иравственно-эстетичв-кпе ндоали, и особенности бита. Крона того, он отражает взшиоот-ошенпя человека с окрухавдей средой п силами природы, его ыировоз-рение. На основании конкретного материала п вспомогательных данах доказывается, что орнамент, развитие, значение и роль которого конкретном обществе обусловлены множеством факторов из области рактпческп-хозяйствениой деятельности насолэния, социальных отноше-ай, может слупить как одной из характеристик уровня развития детого общества, тыс л источником для выявления его этнокультурных езя-ей.

Хакасский орнамент имеет близкие параллели с искусство« других ародов, прайде всего соседних и блн&шзжащих территорий (Сачно-Ал-айское нагорьо, Восточный Казахстан, Новосибирское Дриобье), а так-а отдаленных (Средняя Азия, Якутия, Прншурье). При комплексном ревненич хакасских узоров с орнаментом других народов выделяется ходстзо с ориа^еятоу гюркоязычных и ионголояшчшх народов Сибири: /зинцов, алтайцев, якутов, бурят. Несомненно, что длительные зтно-знетическне контакты я взаимовлияния этих народов друг на друга в азллчные периоды их исторического развития нашли отражение а в ор-зыенте. Сравнение современных народных хакассках узоров и древнв-зкасской орнаиантвцш, четко выявляемая преемственность различных гапов в истории их развития позволяет говорить о непрерывности раэ-1тия народной культуры в Хакасско-Мадусинской котловине от древноо-I до времени сложения современного хакасского народа.

3 Заключении подводятся краткие истоги исследования иатериаль->й и духовной культуры хакасов.

Па хеас лсссортшцш оцуййпковаш сяодувдао раЗош:

I. Полоза И.Н. Кояаш зшгсзсг-ого ориалоязс // Еудьада к цуеатоо норсдсз Востока: тезиса докладов. И., 1037. С.Б5-03,

2„ Попова Ц.П. Тредщ_ошш форла хекаасквг сзреаяв (ШЬ-вв.) // Иеа'сшшговодеипо массовых есрочнлков« Ш, 1983. 0,3-23 3« Полоза Ll.iL Орнемэнтсшк ьшталлпескк: тйэдеяй у ксказ: (конец Ш1 - на?. 7Х ыз.) /'/ Сборник етагей Гос. цуэаа нсезгсое народов Востока. Ы. (в печатн) (1,5 е.л.).