автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Невелев, Анатолий Борисович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности'

Текст диссертации на тему "Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности"

/ 3

...г На правах рукописи

Невелев Анатолий Борисович

Дух м мыслительные формы в контексте становления индивидуальности

Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук

V \

\

Екатеринбург -1998

Оглавление

Введение..............................................................................3 - 18

Раздел 1. Мыслительные формы и проблема философской реконструкции духа в контексте становления индивидуальности (методологический аспект)

Глава 1. Мыслительные формы в контексте восхождения индивидуальной человеческой жизни к духу......................19 - 36

Глава 2. Проблема способа понимания духа.......................37 - 74

Глава 3. Роль типизированных мыслительных форм в реконструкции духа и становлении индивидуальности.........................................................................75 - 116

Глава 4. Дух и мыслительные формы в историко-философском контексте становления индивидуальности.......................................................................................117 - 158

Раздел 2. Дух и мыслительные формы в социокультурном контексте становления индивидуальности

Глава 1. Предметность мыслительных форм и социализация энергии жизненных влечений индивидуального человека.........................................................................159 - 191

Глава 2. Социокультурная универсализация предметности мыслительных форм и сублимация энергии жизненных влечений индивидуального человека.................192 - 228

Глава 3. Индивидуальность человека как уникальный синтез предметностей его бытия и уникальное переживание его предметного становления..........................229 - 262

Глава 4. Пробуждение духовности как цель образования (обучения и воспитания) человека...............................263 - 287

Заключение..............................................................................288 - 295

Библиография..........................................................................296 - 330

Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью современного осознания предельных философских ориентиров развития нынешней неустойчивой духовной ситуации и закономерностей становления в этих условиях мировоззренчески конституирующей индивидуальности человека. Мировоззренческое конституирование невозможно без мыслительной обработки индивидуального жизненного опыта, которая возводит этот опыт к универсальной (мировоззренческой, духовной) форме. Мыслительная форма объединяет уникальность человеческого бытия (жизненный опыт) с его универсальностью (мировоззрением), служит неотъемлемым средним звеном между ними. В каком бы качественно определенном направлении ни двигалась мысль, она остается мыслительной формой любого содержания.

В условиях, когда предметное содержание ценностного мира современного человек становится все .более разнообразным, изменчивым, именно мыслительная форма как таковая выступает предельно стабильным основанием рефлексии над этим содержанием, поскольку в движении абстрагирования ее предметность остается тем, от чего абсолютно невозможно отвлечься ("мыслю" Р.Декарта). Но наряду с мыслительной формой (как таковой) невозможно отвлечься от того кто мыслит (индивидуальный человек, уникум) и о чем мыслит (мир в целом, универсум), эти моменты даны вместе.

В силу неопределенности предметности предельной мыслительной формы уникальность и универсальность человеческого бытия выступают предельными духовными переживаниями (интуициями). Если не упускать из виду предельность мыслительной формы как среднего звена между ними, то ее предельные предметные метаморфозы предстают как

предметности переживаний (интуиций) универсальности и уникальности индивидуального человека.

Тем самым появляется возможность осознать предельное предметное основание рефлексии над ценностным миром индивидуального человека, над духовным становлением его индивидуальности в его целостности. В условиях современной переоценки ценностей и выработки новых духовных ориентиров, когда все насущнее становится потребность в обсуждении проблемы предельных предметных "точек опоры" повседневной жизни, конструктивное философское исследование в этом направлении выступает весьма актуальным.

В конституировании мировоззрения человека весьма существенное значение. в наше время имеют (наряду с многоообразием идейного материала) уникальность его духовной жизни, его индивидуальные ценностно-предметные установки. Ситуация такова, что с уходом от политически обусловленного единообразия на первый план выступает идея плюрализма, которая в своем предельном стремлении атомизирует философское пространство через абсолютизацию индивидуальных философских предпочтений. Крайность единообразия порой переходит в крайность распадающегося многообразия. "Каким мир кажется мне, таков он для меня, каким мир кажется тебе, таков он в свою очередь для тебя".

В этой ситуации рано или поздно не может не возникнуть необходимое тяготение предметности мысли к общезначимости, к духовной универсальности. Но слишком свежа память о трагичности официально насаждаемого единомыслия. Обретенное право свободомыслия (право публичности индивидуального предпочтения тех или иных воззрений) скорее всего совершенно исключает былой способ обретения духовного единства в мысли. Если и суждено мышлению современных людей придти к некоему универсальному духовному

•югла.тию, то путь к нему коренится только е необходимом предметном

¿¿тик самого мышления, выражающего необходимость развития кх повседневной жизни. Индивидуальные философские предпочтения, ее с-, являющие основу плюрализма,- -непремепне содержат.. претензию на духовную универсальность своей предметности (на то они и философские).

Все предметное многоголосие плюрализма - это запрос уникального к универсальному и универсального к уникальному. Мышление бъется именно над их отношением, являясь его необходимым посредующгш звеном. Отсюда, сфера философского исследовательского интереса в значительной степени перемещается в настоящее время в нашей стране на механизм формирования философских (предельно-предметных, духовных) оснований индивидуальной рефлексии человека над жизнью. Как возможны индивидуальные мировоззренческие и ценностные предпочтения, предметно и духовно конституирующие собой жизненный путь человека в мире? Какие именно элементы духовной жизни человека наиболее дейстзенно участвуют в синтезе его уникальной жизненной позиции?

Современная российская философская мысль в вопросе о предельных предметных и духовных основаниях подхода к ответам на эти вопросы зачастую находится в ситуации мучительной проблемности, на распутье. Думается, что распутье состоит из трех дорог.

Во-первых, это возможность, испытав шок от непривычного вала нематериалистических настроений в нашем обществе, тем не менее устоять на преимущественно прежних, "доперестроечных" позициях.

Во-вторых, - возможность радикально отказаться от прежних традиционных для нас принципов и переплавить содержание своих воззрений на совсем других (диаметрально противоположных) основаниях.

В-третьих, - заняться поисками конструктивных путей синтеза реально и равносильно заявивших о себе взаимоотрицающих направлениях философской мысли.

Но синтез - акт генетический, и в силу актуальной полноты переживания универсума человеком в момент синтеза дело и вовсе может обернуться рождением нового жизненного воззрения, которое ляжет в основу нового мира, уникума, выходящего за прежний универсум. Каким бы из трех путей не идти, марксистская философия должка быть критически переосмыслена.

"Практический идеализм" советского строя сопровождался материализмом в теории и идеологии, "практический материализм" постсоветского строя сопровождается расцветом всевозможных форм идеалистической идеологии, мистицизма и религии. Думается, в этом явно виден "закон антитезы" (Г.В. Плеханов) . Душа человека компенсирует недостающую целостность при чремерном акценте его жизни либо на чувственно-вещественном бытие, либо на идеально-духовном бытие.

Это колебание мысли (души в целом) из крайности в крайность, ее "метание" приводит к выводу о слабой рефлектированности именно самой целостности, единства универсальности и уникальности душевно-духовной жизни индивидуального человека. Проблема разумных духовных оснований индивидуальной человеческой жизни в мире, которые создают её мыслительно-предметную (внутреннюю) устойчивость, находится в русле темы посредующей роли мышления между универсальной и уникальной жизнью человека.

Тема мышления как среднего звена между универсальным и уникальным бытием определяла направление раздумий многих философов во все эпохи развития человечества. Полюса мироотношения ("человек - мир") связываются, как следует из сказанного, в мировоззрение с помощью предельно предметного размышления.

Поэтому тема посредующей роли мышления неизменно присутствует (в том или ином качестве) в любом философском рассуждении.

Степень разработанности темы. В философской литературе углубленно рассматриваются в контексте становления индивидуальности человеческий род, природа, культура, дух. Связывающим (опосредующим, согласующим их) звеном этого становления всегда выступает содержательное мышление о перечисленных сторонах человеческого бытия. Но содержательная сторона мышления связана с его формальной стороной. "'Мыслящее мыслит формы" (Аристотель).

Эти формы есть мыслительные формы, т.е. в той или иной степени деятельные отвлечения от предметностей непосредственного чувственного созерцания и представления. Они обладают различным уровнем абстрактности, но все являются выражением отношений человека к миру, связи уникума с универсумом, с духом. В философской литературе в значительной степени преобладают попытки связать дух и индивидуальную жизнь через социокультурные звенья. Заметно реже такая связь осуществляется через рассмотрение роли мыслительных форм.

В историко-философской традиции категория мыслительной формы как посредующего (связующего) звена универсальной и уникальной жизни активно использовалась в качестве основной, например, в рассуждениях неоплатоников, в учении К.Маркса и др. Мыслительные формы включают в себя и те, которые изучает формальная логика, но далеко не сводятся к последним. Вся жизнь сознания есть связующее человека и мир движение мыслительных форм. Ощущения, восприятия и представления являются выражениями отношений человека, т.е. чувственно-содержательными конкретными мыслительными формами, и то, что традиционно рассматривают как формы мышления (в логике)

есть ни что иное как их понятийно резюмированные связующие человека и мир схемы.

Фундаментальный вклад в разработку проблемы опосредованной мыслью связи (отношения) между универсальным и уникальным бытием человека внесен исследованиями, представленными в отечественной философской литературе. Дух и связующие его с человеком мыслительные формы в контексте становления индивидуальности рассматривались в различных аспектах.

Широкое опубликование философских трудов А.Белого, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова,Б.П.Вышеславцева, М.О. Гершензона, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, C.JI. Франка, Л.И. Шестова,Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна и др. весьма существенно повлияло на возрождение и трансформацию интереса нашей философской общественности к категории духа.

Поскольку в традиции русской философской мысли всегда присутствовало глубоко личностное интимное переживание духа, постольку он, взятый в контексте становления индивидуальности, всегда являлся предметом самого пристального внимания исследователей. Как правило размышления о связи духа и человеческой индивидуальности ведутся ими с позиций религиозной философии, в основном с опорой на ортодоксальную или не совсем ортодоксальную трактовку православия. Акцент при рассмотрении этой связи делался на сферу духа, его интуитивное переживание человеком.

Так В.С.Соловьев полагал (к вопросу о предельной предметности связующей мыслительной формы - А.Н.), что к Абсолюту не приложимы никакие атрибуты реальной действительности, он самодостаточен и свободен от всяких определений, что он есть ничто и все - ничто, поскольку он не есть что-нибудь, и все, поскольку он не может быть лишен чего-нибудь.

Н.А.Бердяев свои наиболее фундаментальные исследования посвятил проблеме занимающего нас отношения (связи) личности и свободы духа, полагая "первую свободу" ("меон") в основание осмысливаемого мироздания.

Методологически конструктивной в рассмотрении взаимовлияния мыслительных форм и становящейся индивидуальности является концепция гносеологической координации и личности как ее главного деятеля, разработанная Н.О.Лосским.

Неизбывность и постоянство человеческого страдания в философии Л.И.Шестова акцентируют кризисную сторону, трагичность человеческого бытия в мире, что ни может быть обойдено вниманием в исследовании взаимосвязанных ключевых этапов становления индивидуальности.

Эвристически сильной, методологически конструктивной идеей для решения обсуждаемой проблемы является разработка Б.П.Вышеславцевым концепции преображения Эроса, соотношения закона и благодати, трехэтапного транса как связи человеческой жизни с трансцендентным бытием.

Огнем высокой духовной любви пылают пророческие тексты И.А.Ильина.

В советский период развития отечественной философии, когда оставалась в тени сама категория духа и почти не разрабатывалась эта проблематика, много исследований было посвящено попыткам построения диалектико-материалистической системы категорий, которая была призвана связать (опосредовать предельными мыслительными формами) индивидуальное бытие человека и материю (универсум). Акцент при этом ставился на отражение в системе категорий объективных закономерностей функционирования и развития материи.

Эта работа основательно проделана в трудах Б. М. Кедрова, И.Я.Лойфмана, С.Т.Мелюхина, Е.Ф.Молевича, В.В.Орлова, М.Н.Руткевича, В.Н.Сагатовского, В.И.Свидерского, В.И.Столярова,

B.П.Тугаринова, В.С.Тюхтина, Э.М.Чудинова и др.

В русле выявления предпосылок и условий (в том числе - предельных мыслительных форм) взаимосвязи индивидуальности человека и универсальности мира находятся работы К.А. Абульхановой-Славской,

C.С. Батенина, А.В.Грибакина, О.Г. Дробницкого, Л.А. Зеленова, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, И.С. Кона, Р.Л.Лифшица, К.Н. Любутина, А.Т.Москаленко, В.Ф. Сержантова, Е.Г.Трубиной, И.Т.Фролова, и др.

Выражение универсальности мира в индивидуализированных мыслительных формах в историко-философском аспекте исследовали

A.Г. Александров, В.Ф. Асмус, A.C. Богомолов, Т.В. Васильева, Г.Н. Волков, П.П. Гайденко, Т.В. Гончарова, Н.Я. Грот, А.Я. Гуревич, A.A. Гуссейнов, Ю.Н. Давыдов, Д.В. Джохадзе, А.Л. Доброхотов, Э.В. Ильенков, Ф.Х. Кессиди, В.Я. Комарова, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, К. Р. Мегрелидзе, B.C. Нерсесянд, Т.И. Ойзерман, Б.М. Теплов, А.Н. Чанышев и др.

Культура как взаимосвязанное универсально - уникальное плодотворное существование человека исследуется И.Я.Лойфманом. Коррелированность социокультурных форм и мышления человека в контексте связи человека и мира исследованы Н.С. Автономовой, М.М. Бахтиным, А.М.Бекаревым, Б.С. Грязновым, Л.А.Заксом, Э.В.Ильенковым, В.Е.Кемеровым, В.В.Кимом, Л.Н.Коганом,

B.А.Лекторским, М.К. Мамардашвили, K.P. Мегрелидзе, Н.В.Мотрошиловой, E.H. Мудрагей, B.C. Стениным. B.C. Швыревым, и

др.

Философско-методологические основания понимания духа, решения проблемной ситуации генезиса духа и его связи со своими культурно-историческими модификациями, рассмотрение знаковой реальности как

результата целенаправленных усилий и стихийной гармонизации встречного взаимодействия природы и человека излагаются в работах В.И. Плотникова.

Модели связи духа и души, весьма конструктивная идея о культуре как возделывании света рассматриваются в работах Д.В.Пивоварова.

Возвышение потребностей как результат социокультурного становления человека, связующего его с универсальностью бытия, исследуется в работах Н.В.Иванчука.

Роль индивидуального опыта-переживания в духовном развитии и творческом обновлении человека рассматривается в работах Л.А.Мясниковой.

Содержательное понимание духа и его универсально-связующее значение в социально-политическом контексте жизни общества и человека исследуется В.М.Петровым.

Духовный потенциал русской культуры в контексте связанного с ним обновления жизни современного человека, сферы его образования рассматривается в работах Л.М.Андрюхиной, Н.В.Бряник, Б.В.Емельянова, А.Ф.Еремеева, В.И.Колосницына, В.И.Копалова, Т.С.Кузубовой, Г.А.Чупиной

В зарубежной философской литературе обсуждаемая проблема мыслительной взаимосвязи духа и индивидуальности человека являлась пред�