автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Духовные отношения как вид общественных отношений

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Хмелько, Ирина Станиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Духовные отношения как вид общественных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные отношения как вид общественных отношений"

ордена ленина и друнеы народов академия наук украины

институт философии

На правах рукописи ХМЙЛЬКО Ирина Отшшславовна

УДК 300.36

ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВВД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯ 09.00.01 - диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев - 1991

Диссертация выполнена в отделе философских проблем социально-исторических процессов Института философии АН Украины.

Научный руководитель:

академик АН Украины, доктор философских неук, профессор

КУЦЕИКО В.И.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

ЫИШЬЧЕНКО Н.И.

кандидат философских каук

ШШ1ЯР Л.Е.

Ведущая организация:

кафедра философии философского факультета Киевского государственного университета их. Т.Г.Шевченко

Зашита состоится " 25' октября на заседании Специализированного совета Д 016.26.02 при Института философии АН Украины по адресу: Е52001, Ккез-1, ул. 1ероев революции, 4.

С диссертацией мовно ознакомиться в библиотеке Института.

Авторефера. разослан " 25" сентября 19У1 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

ЛУКЬЯНЩ В.С.

I. ОБЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Нела странг вступила н 90-е годы XX столетия под знаком глубоких перемен. Последовательное продвижение к гуиаиноцу, справедливому, демократическому обществу обусловило возрастанче интереса к идее общечеловеческих ценностей, духовной свободе личности. Практика развития самоуправления, повышения политической активности масс в решений народнохозяйственных задач значительно актуализируют проблему духовных отношений, формирующих личность как деятельного субъекта общественной жизни.

Для решения задач преобразования системы духовных отношений» создания условий для полноценного функционирования их " современных условиях требуется глубокая разработка теории. Теоретическая потребность в исследовании духовных отношений вызвана также противоречивостью сложившейся ситуации» Сущность ее а том, что несмотря на признание значимости категории "духовные огношения" и широкую сферу ее примени-ния, употребление ее не обеспечено всесторонним теоретическим анализом. Гюптому необходимо комплексное исследование сущности, содержания и структуры духовных отношений.

Исследование фундаментальных Проблем теории социально-исторических процессов (таких, например, как соотношение материального и Духовного в общественной жизни), а также развитие таких ее базисных- категорий, кок "общественные отношения", "духовная жизнь общества", "духовная деятельность", "духовное производство" и др., непосредственно зависит от уровня разработки теории духовных отношений: Таким образом, необходимость исследования духовных отношэнкй продиктована также развитие** самой социально-исТоричсской Теории как н-уни, в рамках которой она выполняет важные методологические функции. В этой связи очень важно определить удельный вес категории "духовные отношения* как Ь системе других Общественных отношений (таких как экономические, политические и социальные), тал я в ее соотношении с близкими по содержанию категориями - "духовная деятельность", "духовный потребности", "духовное общение*4 '..

Следствием перекоса в развития общественных наук явилось преимущественное исследование базисных отношений в обществе, в центре внимания находились прежде всего вопросы экономики» совераёнство-вания производственных отношений, Ьоддержаний и* соответствил производительным силам, а духовные отношения либо сводились к Идеологическим, либо из-за признаний главенства иатериальных отношений в обществе, т.е. превратно толкуемого принципа первичности Матеря-,

ального по отношению к духовному в его социологической модификации, сфера духовного Исследовала*", иеиыпе, а духовные отношения выпадали из поля зрения исследователей. Следовательно, актуальность предпринятого исследования определяется такте неотложными задачами выработки целостной концепции общественного развития и управления общественными преобразованиями в цел язе обновления общества.

Трудно такие переоценить методологическую важность данной категории длл науки вообще И для гуманитарных и общественных науг. Э Чаг ности. Без категории "духогные отношения" не могут обойтись H* педагогика, ни обшее языкознание, ни психология, И надо ска-рать, что философы оказались в определенном долгу перед представителями этих и других наук.

Степень разработанности п|>облеця. Анализ современной литературы по Темг исследования покалывает, что категория "духовные отношения" не налла целс тного освещения на страницах журналов, монографий, брошюр, как вид общестыснных отношений. Отечественные ^»uiocc^w сконцентрировали внимание на некоторых сторонах духовных отнолений с контексте решаемых ими познавательных задач. Исследования/направленные на изучение духовных отношений, затрагивают лишь некоторые аспекты их функционирования. Следствием малой изученности проблемы и слабой ос ценности на страницах отечествен-•ных издан«.'. явилось использование больш'го количества раб-т, непосредственно не связанных с предлагаемой темой й аатрагиваткх смежные области общвствознания, Таким образом, в результате paar -кия исследователями других теоретическ«о задач, получены результаты, котс^Je составляют предпосылки Для целостного, обобзаапего изучения Духовных отношений как вада общественных отноирчий.

К наиболее значимому из втих результатов принадлежит разработка методологических проблем боциального поянанкд, проведенная в "работах Б,Г. Афанасьева, И.В. Бойченко, 'П.*. Йолсна.'В.З. Келле, В»И. %ценко, М.К, Щшардащзили, HJ!. Нюсйльчанко, З.И. йшяг.рука. }1о«ученные результаты рг ашряют основу для ссдпржаГе^ъного а налива категории "flyxoDiae 01 ошення", вовлекая в процесс анализа категории, эвристический потегциал которых не бил полностью использован в рамках решаемых посн&вчтальншс задач.

Важные в теоретическом плене вопросы спе^фиси социслъко-фио-софского содержания категории "духовны? отношения" исследованы в работах В.В. Г^шшна, A.B. Лебедева, A.B. Дроздова, 0.0. Ларшша,

В.А. Рябеико,. Б.В. Совалевой. Актуальные проблею; 'обцей теории духовной жизни облсства, непосредственно связанные, с производством духовных отноиений, исследуптся в работах В.В. Куравлева, Л.С'.Ильичева, Л.К. Когянп, В.Н. Орлова, Б.И. Толсп«, А.К. Уледова, В.Е. Хмельно.

Определенный интерес вызывает категориальный ак :из духовных потребностей как одной из детерминант целостного' процесса духовной жизни общества , проведенный в работах П.М. Ершова, АЛ\ Здраво-мыслова, Е.А. Иваненко, Г.Х. Муснна, Н.й. Полольного, Е.Б* Элементно. '

■ Сознательным субъектом духовных отношений выступает личность, поэтому можно ::делить группу работ, связанных с исследованием личности и функционирования духовных отноиений. Ее составляют работы A.B. Азархина, ii.il. Гайденко, Г.Г. Дилигенского, Е*Б. Быст-рицкого,-P.A. Злотникова, Н.С. Злобина, В.П. Иванова, М.С. Кагана,

B.П. Козловского, В.Г'. Семенова; Н.Ф. Тарасенко* Г.Л. Тульчинско-Го, С.А. ..урыгича, II.". И'ибаева.

Отдельное особенности функционирования духовных отношений исследованы в работ,ах А.Л. Андреева, В.П. Белоуса, Ю.В. Гороховского, В. Кямайтиса, Л.Л. Казипа,.З.А. Рябовой, А.И. Титаренко, D.il. Андреева, '».й. Дроздова, И.Г. Коряунова, D.K. Пяэтткова, П.А. Рачкова, A.M. Румянцева.

Более полно в литературе по теме исследования рескрыта проблема социальных функций ко,'л?<>тшкации, духовной деятельнг ти, духовного общения. Здесь, в первую очередь, следует выделить работы A.A. Бодалева, Л.П. Буевой, В.А. Герта, Е.Г. Злобиной, В.Н. Ие^о-польской, B.C. Коробейникова, И.А. Мальковской, Л.Е. Попова,

C.Д. Прилика* Б.А. Родионова, В.М. СоковНина, С.Ф. Шевчука*

Исходя из определения категории "духовные отношения" как парной категории "материальные отношения", выделилась еще одна группа работ* в которой рассматривается диалектика взаимодействия материальной и духовной сфер общественной жизни. К ней относятся работы П. Гиедева, А.И. Горак, В. Иванова, М.С. Когана, D.T. Малышева, H.H. Мокляка, Н.И. Михальченко, М.А. Молчанова, JI.B. Новопа-шиной, В.А. Дцова и др.

Вместе с тем целый ряд вопросов теории духовных отношений в отечественной литературе или не поставлен вообще, или разработан еще очень слабо. К ним можно отнестиi логические основания структурирования духовных отношений; диалектику взаимосвязи различных

бйдог духовных отношений; роль духовного обвкния в формировании' махашзмоп взаимодействия духовных отношений и духовной деятельности; роль духовнее потребностей п формировании духовных отношения к кногие другие.

Оусьень разработанности проблей, связанных с темой диссертационного исследования, потребности развития обшепоцкологическоЯ теории и требования, выдвинутое реалиями развер!?увЕНхся в стране перемок, обусловили выбор цели и основных задач исследования.

Цель,„к задачи исследования. Осис пая цель диссертационной работа состоит в той, чтобы с позкцкй обпесоциологического подхода а на основе современного уровня развития кпукн, правде всего дка-BOKTKKO-uatCjпадистичаской теории, исследовать наиболее актуальнее и слокша проблема теории духовных отношений, такие, гак сие-цкфика духовных отношений как вида общественных' отношения, как неотъемлемой части всей снствкы общественных отношений.

Достижение поставленной цели предполагает репониэ следувздх исследовательских эад и.

- изучить и сбобедть результаты прикененяя категории "духовные отношения* в исследования общественных процессов;

- раскрыть структуру духовннх отношений;

- исследовать диалектику взаимодействия катеркалыьа и духовная отношений;

- определить содержание духовных отноиенггй на основе анализа духовная потребностей и соотношения.»я с таякия близким по содер-зканк» понятиями к ait "духовная деятельность", "духовное общего'-", "духовный

- еиявйтЬ влияние духоыак отношений .на процесс гуманизации всех сфор общественной жизни.

Ието^ологкйводу^-дв .теерзтятаскуй основу диссертации состав-гяэт социальио-фйлософскйй и коихретао-нсторпческиИ подходы к исследованию 'явяеняЯ духовной хзшнл об: cina, анализа некоторых видов дуяовшх отноааодй.

С учо*са совреяеизш; реалий и пс-рспептиБтгх задач общества, в Диссертационной исследования использованы идеи, содеркасяеся в' работах обществоведов, направленная на ранение ?"ндакентаяьшх проблем обществеккого развития, иееших значенио для анализа нови явлений й процессов общественной лизчи и определения перспектив развития различных ее сфор.

. В работе были использованы результаты исследований, изложен- .

- Ь -

1ше в ocik ном в трудах отечественных |{млософса, рпботаших в области методологии социального иознания, исследования духовной сферы общественной хмзни. В работо учтены результаты работы теоретических и на) но-практичсских конференций, связанные с темой диссертации, публикации пери ,;ическых изданий, а так ев необходима катериалы по отике, эстетике, иекоторыч результаты социологических исследований религиейедческан литература.

"' работе били конструктивно нсаользоншш результаты иссявдопа-н»й, проведенных зарубдогши* автораыи, киторие затрагииают круг проблей, свяэьиных с тсиой диссертационного исследования н явдям-ся предиитоы живого ot /здення в западноевропейской фылоспфш.

Научная новизна работ». Б процессе сбдсссциологического анализа выработаны обобаимио характеристики дух ¡них отноэений как вида o'tisectacMuux отнояс! 'й; раскрыт обассоциояогкческий 'статус категории хивше отнлаония"; на основе исследования сущности !1 внутренней структур« данного вида отнолениА выявлена взаимосвязь духовных -несений со ьсей с.юи мс;!'. Ссссши-гг отношений, а тал асе с клтеашя категориями социильно- дорической теории, состаи-лкшша сод( - глнае понятия " уховиал жизнь общества".

На ocHOboibJ прэведешюго исс. -давания получены слодуюмие выводи, обладасамс научной новизной:

- духовные отнесения - эг- возииг-шй в . зультаго обаептвенного разделения труда вид общественных отношений, осуществляемый посредство« дуущ ¡3 деятельности по поводу создания, распределения, обмена н потребления духовных ценностей в цепях рватнзацки вегнкз-анх духовных потребность'.;

- прояьленмеи вааяшевязи духовных отношений и духовной деятельности яьляшея формы духовного обдения (таи называемое "массовое" а "ц-ллнчноетне^"), Духовные отншзния выступает систеыообра» зушш* фактором духовного обаения, духовная деятельность - способе« его с .увествлыши;

-• единство духоышх стновсний и духовной деятельности о&ьекття~ Пуется в формах 'ц.еднетиостй (глаьнш образец, институциональной а зняксьой);

- духовниз потребном и личности формируют мотивы и установки дух шей деятельности, "ашфехш?" мехаиизи духовной деятельности. Мнт-ообразае* духовник подробностей (познавательных, эстетических, нравственных,'религиозных) обусловлено видовое своеобразие фори духькных отношений и обществе;

- категория "духовные отноиений" имеет относительную самостоятельность в системе других общественных отношений (экономических, социальных, политических) и играет важную методологическую) роль в их исследовании;

- духовные отношения являются ''дной из спределяших систем формирования духовности личности и, таким образом, цианизации всех сфер общественной жизни. Как осознанная форма социальной деятельности духовные отноЕ.ения непосредственно учестьувт в практическом преобразовании социальной реальности.

Практическое значение диссертационного исследоьон" 1 состоит и том, что его результаты могут бить использование последующей разработке теоретико-методологических и практических вопросов функционирования системы духовных отношений обпсства, совер.генствова-ния взаимосвязи духовной сферы с экономической, социальной и-политической сферами, а такг.о в других областях социального и гуманитарного познания; при чтении курса социальной философии (теш: "Духовная жизнь облества, наука, культура", "¿«¡'«у обзествммого сознания", "Проблема человека в философии", "Общественное Ситке н общественное сознание"); культуриг-просретмтедьской деятельности; в качестве спецкурса по современной методологам сецлпльного познания, науки, культуры, искусства и религии.

Алробгащя" работы.: Основные положения диссертационного исследования были изложены на Всесоюзной научной межьузовской конферегадок "Творчество как предмет философского исследования" (Киев, 3-й Республиканской школе, молодкх фшссс^ов. (Алушта, 19&), Х5 .Ьси-союзном теоретическом семинаре "Ц^ровоззрение и нг.учн-о познание"' (Клев-Ужгород, 1990). По теме диссертации опубликовано Ь работ.

Структура работы. Диссертация состоит из вве^тли, четырех разделов, заключения и списка основной непольэов&шей литературы. Цель ч задачи исследования пстребовг^и скачала осуществить. фнло-софско-социологический анализ категории "духовние отновениг.", определить структуру данного вида сбаестьенних отноеений, их ые-.-то в системе экономических, соцкзльних и'политических стнокеикй (I раздел). Решение -этих задач позваллло перейти к анализу со-зтдо-шения материальных и духовных отноиений, гризн-имю определите»' роли материалпшх отношений. (2 раздел), уяскснкв р.аи духе пиите потребностей (3 раздел) и духовней де.мельн^сти '.4 раз^е.-.) в .'¡¡.с.-цеесе становления и функциокиро'йышя екггакь: цухоьчкх от.-* ~и<ий.

П. ОСНОВНОЕ а)ДШШ1И£ НАЕОТЦ

Во "Введении" обоенсшиьаетсл актуальность набранной теки, анализируется степень г.1лр11Йотанности проблемы . формулируются цоли и задачи исследования, определимся методологические основания и теоретическая база работы, ее научная новизна, теоротичесКая и практическая значимость выносимых на зидиту положе1шй, их апробация, а таюю логическая структура работы.

В'первом раздела - "Сущность и структура духовных отношений" -обосновывается положение о т..ц, что исследование духовных отношений как вида баестаенных отношений требует определения,' в первую очередь содержательных, структурных й логико-гносаолагических характеристик данного вида об.: -твенных отношоний,

I аяниРгиЦ моме; гоц анализа категории' "духовные отношения" является определение ее обдесоциологического статута,' Такое направление исследования позволяет выявить закономерности'фондирования, Ф>.лщионкроашшя и развития духовюгё отиоиений, выработать определение этого вид"' отношений. Поэтому основное вмшанио дакнем разделе удаляется анализу ц систсматизщргл сущностных признаков духовных отношений, исследование их структурной дифференциации в ралвивашейся системе общественных'рткойений.

Анализ н обобдеиие результатов изучения содержания категории "духовные отношения" в отечественной философской литературе позволил диссертанту сделать вывод'о необходимости включения а еа'определение всей совокупности судостшлс признаков духовных отношений; Существует рад определений .цухэкшх. 'тк пений, вторые раскрывают разные аспекты содержания данной категории. Будучи истШпшии при гедонии конкретных познавательных задач, эти определении вследствие 'расвиритекьмого или узкого трактован"я духовных отношений не схвагивеюг всего богатства содержания этого явлений духовной жиэнй о*дестьа. Это приведи? к' Неполному использованию Познавательного потенциала категчрий "духовные' отношения", сужению ее ыетг-'рлоги-ческой значимости в исследовании других общеотвешшх явлемй.

В диссертаций показано, что наиболее полное раскрытие диалектических; историко-штериалистическйх, социокультурных характеристик данной категории связано Ь использованйец теоретических определений духовных отношений как особого Е!4да общественных отноше-нкй, в ходе реализации которых происходит не только воспроизводство определенных фор« предметности, но и воспроизводство определен-

- ti -

ных связей между лкщьми.

lia основе проделанного анализа ctîuio возможном определение духовных отношений как предметно опосредованных взаимосвязей между 'социальными субъектам!!, вознщсшжшх и. процессе духовной деятельности. Предметом денного вида об»естрон««. отношений выступах* духовные ценности.

Важный'условней раскрытии ¿(¡ииесоцнолопгческого статуса категории "духовные отношения" и во методологического тлеюдеьлц является тшшо системный анализ духовных отноаемй. В основе такого анализа лежит использование н качестве критериев видовой дл'фереш.на-ции духоьных отношений их сущностных признаков, & 'Имсшю деятоль-Ностной природы, предметной опорредовшшзсти, степени осознанности, т.о. тех суишо-.тных характеристик духовных отношений, котс|ь.-е, несмотря на очевидцу« значимость^ ело не стали 'предметом специально-. . го общесоциологического анализа. По.цоСш;й подход позволяет с раз-лих сторон и на разных уровнях педейтн к'анализу сущности.« структуры духовных отношений, так как способствует вышлет«! многообразных связей между различным т-даин яухеммх отнесений. Примененный в диссертации подход позволяет изо'схить целого p*an противоречий, возникьадих прн поиске одинсгр лшого, ксоби-шк^го критерия ькдоного своеобразия духоышх огнзрений; Ь' результате сочетания гшшлогйзЬции и классификации духовных ■стнсаений в рынках этого подхода были получена горизонтальное и еермилыюл icc структура.

Горизонтальную структуру образуют сади духовны^ стксаениЯ, ьы-.деленные в соответствие с видами духаоиой "дептсльности и предмет- . шш формами опосредования этой деятельности.• 'Духовная дгитель-Ность осуществляется в нескольких основных ¿>:фиах - ирвдеть'шшей, религиозной и эстетической, а тал же в фориа познавательной деятельности й связанной с ней образокательнг.й.

Средства и результаты Духовной деятельности аахршляхтся' в различных формах предметности. Таким образом, предметность'-висту г пает исходным пунктом исследования единства духовной деятельности .и соответствующего вида отношений. Индивид вступает в "духовое отношения, потребляя духовные блага и, таотш образец,- производит самого себя. В этом состоит суть предметности'духовных отношений как веда общественных отношений.

В' соответстрии с различной ролью сознания в ¿орцировыши » функционировании духовных отношений выделяется вертикальней ¿рез

проблемы. Реализация духовных отношений на уровне общественной Идеологии является следствием сознательных лкдей, занятых в профессиональной деятельности. Духовнее отношения на уровне общественной психологии формируптсл под влиянием повседневной практики лтлей.

Специфика каждого вида духовных отношений определяется процессом осуществления соответствучпего веда деятельности и ее предметом. Такой подход позволил включить в качестве злзментоп так называемой "горизонтальной" структуры духовных отношений ¡фавственные, религиоз)гые, эстетические и познавательный отношения. Подобный подход расширяет rt углубляет возможности познания духовных отношений* тая кпк Способствует, выявления единства и своеобразия йх ви^ дов* позволяет создать многоуровневое представление о них.

В процессе определения видового своеобразия духовных отношений имеет значение анализ iie только "внутренней" (горизонтальной и вертикальной), но и "высиней" структуры духовных отношений. Дг-хсвные отношения не могут существовать обособленно от всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных и др.). Поэтому определение места духовных отношений в системе экономических, социальных й Полйтичесйих отношений является важным моментом осуществленного псследоЕаггля. .

В Качестве инструмента определения места и роли духовных отношений в системе общественных отношений рассматривается принцип единства функционирования духовных отношений на уровнях общественной -идеология и общественной псйхолопш. Безусловно, между этими, двумя уровнями функционирования Духовных отношений кет абсолютной гршэд в npaKTiweckOtt жизнедеятельности человека. Однако, в целях познания таксе разграничение представляется весьма существенным и ПЛОДОТВОРНЫЙ. :*

Появление этих уровней связано с отделением духовного производства от материального* умственного труда от физического. Духов-. Ные отношения на уровне общественной идеологий воспроизводятся в деятельности группы профессионально ¡занятых людей. На этом уровне orai теоретически осмысляются; вырабатываются В виде стройной системы взглядов и представлений по поводу производства, распределения и потребления духовных ценностей/ Одной из важных форм предметного опосредования духовных отношений являются социальные инс- , титуты в веде средств массовой информации, партий й Др. В число их Задач Входит Производство идей духовИой'сферы й распрбстраненйе :

- К) -

духов|!ЫХ цет > остей в массовом сознании. С псмогаыо соответствупце-го шшарата они разрабатыпоют и внедряют различные элементы символики, ритуалоп, норм обцсст'ЛнноЙ морали и пр.

Духовные отношения на уровне общественной психологии складываются В процессе г 'вседневной деятельности человека. В этих Целях вырабатываются моральные нормы, художественные представления и др. Духовные отношения выступают в общественном сознании на уровне, общественной психологии так/как они поолвляются в событиях повседневной жизни, На уровне жизненной практики рядовых членов обяе-ствп! Дух^пйаП делтэдЬйость на этом уровне Не имеет строги заданной направленности йа выработку каких-либо духовных продуктов в , форк.»- моральных Норм, роЛигиоэ»Ых убеждений и др. в их теоретической форме. Она нгшрппяена на Гармоничное'включение человека не только в систеЦу-духовных отношений, но и экономических; социальных и политических; Таким образом, уровень общественной педологии обеспечивает единство (^Жкциоийрованил духовных отношений с эконг мдаескими; политическими и соцйалЫйЫй отношениями. в обществе. Это связано с теМ; Что деятельность Людей в повседневной лизни может затрагивать самые широкие общественные ¿опросы; глобальные проблемы ^ котсфЫо оЦеЙиваются МелЬйейо.Ч С то^кй зрений непосредственного житейского опыта й практических интересов. Следовательно, уровень Общественно^ псйхологйй ¿оставляет бейобу ({ункцйойирования духовНых отйошейчй на уровне обзсствещюй идеологии.

В заключение ре^рипуемого раздела отмечается, что духовные оТношенкл составляют йеоткемлемый компонент фуйкционировашя системы ёбщёстбейных Ьтйойёний как Циного цёлого, Ввдовое своеобразие духовных Ьтйьтёййй сбуслоЬлейо отйоейтельйой самостоятельйо-> Отью этого й»еда отнесений в Системе Других общественных отношений (экойо1шчёскйх; Ьо^ш&ньЬс й ЙдЛЯШеШШ*

Во втором разделе - "ВзгиМйс' лаь материальных й духовных -тне-, шений1' - в ходе кНалйза ЬДйоЙ йа узлВвйк Проблем теории обществен, ных отношений поккЗанс) своеобразие йатёриалышх й духовных отношений ; {¡аёкрытб дй&йёктиЧеСкое единство ¡|ункцйбйироёаМй их в. общё-.. стве. 1 / ( •;'. ,,.'■ • .■ •

Вам мм моментом исследования вэаимосвйзи материальных и духовных отношений явлйетей тёзйс об определяющей роли материальных Ьбщеотвш!йкз£ отйошёйий по отношению к духовным. В русле такого подхода анализируются некоторые малопсследбванные аспекта взаимодействия материальных Я ровных ойюьсний.

- II -

Исследование взаимосвязи материальных и духовных отнопений осуществляется п данном разделе на основания трех вагнейлтх характеристик этих видов общественных отношений: роли сознанил в процессе их реализации, предмет!Шх форм опосредования и форм материальной и духовной деятельности. Далее отмечаетсяt что традиционное разделение духовных к материальных отношений на основе различной роли сознания в их фушгциониропании и формировании имеет место. Однако, признание этого не отражает всей полноты материальных И духовных отношений. Видимо, следует отказаться от недиалектического пргтипоПоставления -либо осознаны* либо не осознаны. Признавая необходимость сознания в гпоом акте Материальной или духовной деятельности, следует отличать сознание как свойство человеческого прганизма'от его общественных форм* морали, религии и др.

Разделение материальных и духовных'фпрм деятельности является следствием общественного раздегеШл труда. Общественное разделение труда с необходимость!) вело к появлеюто новых областей деятельности, первоначальная слитность которой распадалась на большие роды - земледелие, промышленность. Разделение труда, дифференцировало лгдей на определеннее группы; которые занимались разными видами труда - физическим, умственным. В этом своем качество оно формирует человека как суб>ект& Общественных отношений. Взаимосвязь материальных и духовных отнояенйй обеспечивает взаимосвязь различных видов труда в рамках Целостной системы общейтв^Ннк* отношений.. Таким образомi выделенйб критериев й факторой разделения материальных й духовных отношений приводит к Анализу форМ Человеческой деятельности* которая является исходным принципом Исследования как духовных, так и матернг -ьнмх общественных относи тй.

. де одиЙ аспект разделения штериашшх и духовных отношений связан с анализом фор|| ibc предметности. Следует отаэтить* Что различение м-'тэриальнкх it духовных отМьаёййй йа э*оЙ оейойё йосит Достаточно условный ¿¿раМёф и оёуйестйлйет'сй в пбэй&Ытельйых ije-лйх для выясИенИя сйёцйфикй каждого кз предложенных видов общественных отнойёййЙ» Ьеновой. ййалйай nowiySMtij ИлёдуйпйЙ Ылсйейия; обладающие методологической ййаЧЙмбстЬйГ I/ d формах йрёдШ№ости ocyiaed'. ляеТся храНёнив й передала ДёятеЛ^Нбстй Й о&Шйеййых отношений; 2/ в,формах пргдмойобтй. общееггйёйшё БЙ&ЙЙгШ проявляются "внешний" Ьбрйзом, Что делйет rot дЬефйнкмийёНос^ЦствёИ-ноку анализу. Специфика '{opit прецкётУоётй йу*0ё1йг бтношёййй наводит свое появление в гаютйтуциональной и знАкбёой фо^е предмет-

Ности (прежде всего к ним относятся средства массовой информации: газеты, Телеи'^дение, радио), а также т:жио важнейшие регуляторы ¿.Зщсственной жизни как партия и государство.

Далее в реферируемом разделе от-.тпивается важность понимания единства функционирования материальных и духошгых отношений как целостной системы. Дсленйо общественных отношений на материальные Й духовные правомочно в рамках постановки вопроса об общественном разделении труда, вычленении Материальной и духовной деятельности. Разделенно лвдей по различным отраслям деятельности вынуждает их « обмену продуктами отой деятельности л,"- таким образом, к созданию общественных связей, объединяющих виды деятельности вседшю. Общественный продукт* произведенный для потребления другими лвдьми, непосредственно не связанны)«! и его производителями* имеет форм}' общественного ЬтПошсйия* целостность которому прядает социально-Исторический субъект. Одной из конкретных ф^рм единства материального и духовного моментов является критическое отношение человека . к миру как ферме деятельности субъекта общественных отношений, направленной на Изменение социального бытия предмета путем изменения самой формы предметности. ;

Материальные отношения справедливо рассматривать как основание функционирования духовннх постольку, поскольку они определяют характер отношений межлу лвдьми в процессе осуществления различных видов деятельности. Взаимосвязь материальных и духовных отношений не является простой линейной зависимостью, поэтому для решения итого вопроса недостаточно количественное сопоставление уровня развития Материального производства с уровнем развития духовных отношений. Исследование взаимосвязи материальных и духовных отношений возможно лишь с учетом экономических отношений, определяющих еоцйшгьные характеристики духовных.этношений, вопросов собственности и политических отношений. Так, например, одной из важнейших .характеристик материальной сферы является уровень жизни народа. Безусловно, уровень материального благосостояния не является опре-; делягадей характеристикой развитости духовных отношений. Их связь всегда социально опосредована. Прогрёсс духовной сферы определяется опосредующим влиянием социальных отношений; рост материальйого 1 благосостояния Не всегда ведет к прогрессу в развитии духовных отношений. 8то объясняется тем» что материальные, и духовные отношения реализуются в деятельности социальных групп. Это накладывает На Нйх ЫёЦифМеский социальный отпечаток. Следовательно, социаль-

- 13 -•'

нив отношения могут выступать как момент проявление единства материальных духовных отношений,

Более конкретной, реально осязаемой формой проявления названного единства могут выступать политические отношения, которые опосредуют соцмалыше м проявляются в деятельности 'социальных груш1. Политические отношения состипляйт реальный механизм взаимосвязи социальных интересов и духовных явлений. .

Таким образом, будучи'продуктом конкретных ооциилыплс условий^ духовные отношения в своец саморазвитии вирибативппт обшочолопочо-ское'содержание'в научных результатах, нормах морали, произвсдо-киях искусства к пр. Противоречия конкретно-и^тзричоской детормишь-нии дуг о в них' отношений материальными посрсдств'оц экономических,. со- . циалышх и политических форм являются одними из, дпнхуанх механизмов развитая целостной систтгдухомпдс отношений*

Дн^ореициация отнчасний на материальный и духошме влечет ее. собой вопрос о фсршрчваишс целостной деятельности кил условия развития творческих сия личности. Так, шшрймер, личность работника' ' иаиу^'ииурц не'представляла ц.;нности для целостного процесса труда, в отличие от ремесленника; •пройэводйвиего продукт педиком. Цашин-нсе производство предоставляет возможность сочетания а деятельно сп» индивида физического и'умственного труда, творческого и механическою. Таких образом, нредлогиакгй гараоническсго развития человека является уровень.: развития обаестна, которое определяет требования к индивиду 'как к субгекгу сбзестаенных отнслшшй.

Завершается втьрс-Й раздел исследованием условий приобретения личностью свободы. Ь.этсй.сьягй рассматривается -социально-эконо|Ь|-ческал детерминация вклнченкя личности в систему обаественшх отно-■енкй в условиях 'ралвЬрчуЬзихся. в стране перемен; •

•Б третьем разделе т "Соотнопешю' духовных .Ьт»«аений.й'духовных пструбнйстеЯ дкчнзсти".- осуществляется исследование духовных . потребностей личности одного ил ипредсллкаих осйовайий функционирования духов1шх об-ее^аершх отизичний, раскрывается двусторонний 'характер взаимосвязи духовных оИюиеНий' и духовньлс потребностей ..'"•■'

Исходя из иркзньиия'единства духовга.х отношений и личности как их субьекта Д'злаотся' вывод' о том, что уровень развития Индивидуал! ш-х потребностей определяется мерой сознательного, дептольност-н:го вклшекия иедНвйда- в систему1 .духовных отношений, /(уховные пот-реснссти явл.датся оснйьсй функционирования духовной деятельности.

• - 14 - ;

¡Следовательно, исходя из диалектического единства духовной деятельности и духовных отношений, правомерно заклхмить, что духовные потребности - необходимая часть 4ункционировй)шя духовшх отношений. Существование последних обеспечивает постоянный рост наличных духовных потребностей и возникновение новых.

Уровень развития духовных потребностей связан с уровнем развития всей системы общественных отношений, Не только формирование, но и удовлетворение пот бностсй происходит в раинах системы общественных отношений, формирование духовных потребностей детерминируете. j конечном счете услов!шыи социального бит.-.; личности, включенной в систему экономических, социальных и политических отношений. Индивид как субъект общественных отношений является н-сите-лем интересов определенной социальной группы. Поэтоцу он выступает личностной основой формирования духовцых потребностей и в атом смысле формирувяиы компонентом систему ..общественных отношений. Дирйственное пояснение личности как носителя духовной потребности, с одной стороны; форыирукцеП духовные отношения, а с другой, формируемой посредством .духовных о'.ноаеинй, составляет octroy Постоянного совершенствован!, \ духовных отношений в обществе.

Двойственный Характер сротновения духовных потребностей и духовных отношений раскрывается на основе анализа с;..уктуры духовных потребностей. Классификация проведена на основе извечных потребностей человека в Истине, Добре и Красоте. Истина пониыается как потребность в познании, Добро - как нравственная потребность, Красота - как остетическая потреоность личности.

Далее рассматривается роль духовных отношений в формировании и реализации этих духовных потребностей ли«;: стИ. Человек, вегу-пг ■ в систему l^дественных отношений, . лштынает потребность в познании. Формой реализации этой потребности выступает наука как специфический способ познавательного отнозодлн личности в действительности. На ¿.ой основе рассматривается'познавательная деятельность как способ реализаций познавательного отношения. 11а основе анализа различных видов познавательных потребностей в гуманитарном познании,' в естественнонаучном и технической знании делается вывод, что специфика духовной потребности зависит от области деятельности человека в сложившейся Ьистеме духовных отношении. Система научного отношения Человека к миру является не только реализацией познавательной потребности индивида, но и формирующим компонентом личности. Естественно поэтому; что познавательные потребности тесно

- Iii -

связаны с образовательный! потребностями человека. Обцеспциологи-чесхие закономерности функционирования гшзиавптпньних и образовательных и требностпй обусловлены п -требнлетяии ' обиестнснно-иотнри-чсской практики, обв«.ствошь'.й кеятельнсст» человека. И>шииид, вклмешшй в систему духовных относений, рлопро/лечинаег социальные эн&нмя, получен!• наукой ; телиц образом, пр- исходит процесс усвоения духовных ценностей. С другой стсроиц, включенностью субъекта в систему духовных отноиониа с&ьсзтпа ог.уелг.илен чрлцгсс сознания новых духовных ценностей, процесс спрсдм-.-чимымя. Сждо'интиль-но, в основе формирования образовательных, познавательных ñovpbfitto» стей лежит не человеческий инстинкт любоплте?.™-, а социальные особенности индивида, 4 ормы' пюи.чскиостн его п сп-:г«му духоыых отношений. Признание Biryvpeiuiero единстм» поэнаьатолпшх-, образттгелъ-них потребностей ведет к рсаснип и ••лого ради социальмих задач/ возник пших на современном эта.'!«. Тих, увеличения потока ин|<орм1-ции. его качественного .сагт'аа bus < ига*? тр^бевштя больней'Формализации аостиьлсшшх задач, ебучг.-ми 'кБг>«с|«-;ит*сша.14 шишкам и умениям. С s руг ей стзрпы, процесс кросброзош-.ика, п;,(.:всдимшс » навей стране, предъявляет к личности требование ориентироваться ь сложном -tupe идей, нралепешшх но?и, в тевденцу.д* развития науки м о&шетьп в нмем« ¡'-лско.-.нг/ ¿ухсьиа сглоиекям детерминируют, в первую очередь, спг.г.об и сред-отъ.» удовзетьорс.гдя-'пухоысас потребностей, тс разр^-.н.'.о й'ыь'.-1).-1Э!1У.нсго ¡гх.тньоречич вэ.шохмл на основе. гар*знич»,^к<):,о ькамыим личности г систему м'хших ьтигае-ш'.й. Кскеч!шм результатом ьтэго я.члке'ген фориирсипиич' сэцидоьио значимее целей кме лично энwxiux иптдвоь деятельности. Форнкрозд-нве духоьнэ* Rcrptt;t.v:iM д;п;псти в сатьнралншии, с.un ort разевании, поиске- тзорч'еских путей по сьздъих» и потреблении'духе н m ix цешк,~Ttrк не только .-т шшгоебиндивидуальных духои-

1шс потробкастеК, но к сб\ сдавливает к&чоствышое разнообразие духовных cÉzecTieiüaix ¡¡гниений.

Гй-ьгизецил пегкьг&тельней norpe^i;_>сти в форме духовноД-деятиль-нсста ссу^ествалется н-. только в ¿«рт; науки, но и посредством jiKxwfcHHocTH лщтгтл t 'ирмютвбншм:, эстетические и религиозные отношения, и р&|.2;.нруиийм раздела показано, что возникновение ре-лигиггмой потреЗнггта является следствием спределешшх 'закономерностей iíyhiU(j'.'jíu!¡>;!!£ai::¡ всей систем« сбисствёгашх отноаштй, практической деятехшзстя ддг.'.'й. 1'ел»:гисзнал потребность человека'пк-ся в рижгиогнем интересе и стьновится основой осукеотв-

- 16 -

лекал религиозной деятельности.

Кконхретно-ысторкческкй ypouei" развития духовных отношений определяет содержание эстетических н нравственных потребностей. Уровень развития этих потребностей --ависит от меры активного, сознательного, деятельностного включения человека в систему духовных откозенйЯ. Эстетические и нравственные потребности личности, реа-хкзуеидо в соответствуй»« видах деятельности, образуют ядро лич— касты. Поогому исследование механизма взаиыообуавовлетюсти духовных отношений и духовных потребностей личности имеет значение не только для ыаяоя-еняэ особенностей функционирования духobhwc gyho-венйй, но и всей системы'общественных отиоаёний. Следовательно, шшшв духов таг потребностей - познавательных, религиозных, эсте-тдовскхх, нравственных на формирование-со вегствуолих км ш, ов духовных'огнопекйй требует конкретно-исторического подхода, поскольку сако является совершенно конкретным проявлением и продуктом функционирования сушествушвго способа производства и соотвот-стеудадах easy ввдоа Катерная ышх отновений.

В четвертой разделе - ""Духовные отнонеюш и духовна« деятельность личности" - рассмотрены принципиально значимые для изучения духовных- отношений иоиенты диалектического взаимодействии духовных отношений и духовной деятельности. ¡¡ревде всего показано, что гу-всех ефёр обяеетвенн'^ еизни обусловлена pispocsexm ьдии mm аошонс.тоз духовных отношений на ррквитке личности. !' качо-стео опссредутаего механизма блэшшя духовных огноиеннЯ на развита о яетности рассматривается "мар человека" каж основание для соз даикя целостного духовного мира общества..

'Духовны, отношения оказывает влияние на формирование яичнссги посредством различных областей общественной ензнн, например, че-{»з образование, науку, литературу, искусство н др. Далее в рефс-рйруецог разделе рассматривается актуализация духеших отношений | сферекультуру посредством деятельности социального субъекта. Исследование проводится на основе определения культуры каг проду-ц-va seiobоческой деятельно. ?в. Аиаенз категориальной диалектика ирлводйт к выводу, что сон > евврфау дуговных о'..шяенмй ьоамо«-ио только как:процесс, происходящий в рамках постоянного преобразования человеческого мира. Внутренние закономерности бтсго процесса ¡определяется саморазвитием человека, реализацией его потен циальных возможностей.

Объективация духовных отношений происходит в деятельности чело--

века с созданием: а/ предметов для распредмечивания; в/ предметов, . су г. стаушях в деятельности человека. Диалектика взаимосвязи втгх двух сторон является конкретна? проявлением свк„и всеобяего я особенного. Осознание этого факта дает ключ х пониаагага духовных отяо-псннй как диалектического процесса, содержите которого составляз? изменение внутреннего и внешнего ияра личности.

Из уяснштя вопроса о реализация человеческого потенциального бытия в сфере духовных отнесений возникает общеметодояоглческяй вопрос о детермянсця* духовной деятельности, спсцкфячесгксг особетк»-стях ее осуществления.

Духовная деятельность - явление многоплановое, она сыступао? в формах нравственной, эстетической, религиозной, позь 4>ате.шн>8 я др. Многообразием <{ор* духовной деятельности обуслозяено кногообра-эне фор?« проявления духовшх отношений в обзествз.

Из вдаеизяедонного вг гекает вопрос о механизме ззакяоевязя духовных отношений и духовной деятельности человека.'Зоркой ярояеяе-:тя этой взагаосвяза является духовное общение, которое евбет дехо с субъективными отрззенияия объектпвиоЯ реальности - чаковечесюсз кзеляня, чувствами, гасцияия. Анализ фора обзенпя пряводкт к внзо-ду, что п его процессе происходят реализация интересов различных социальных групп. Поэтов духовное обиенае кокао рпсскатркзать кшс аерсог"фкцкрованиув форяу конкретизация духовных отнбаенай. Ияого-образие ввдов духовного обземкя характеризует ввдовоэ разнообразие духовных обяеетвегашх отноге:> 'й.

, Внутренняя истсчиакоя духовного обаеная язл.тется духовная деятельность. Енутренйее протяворепяе 1?евду уровне» развитая духовного ебщеиия и характеров осупествляеиой духовной деятеяыюсга составлял один из двняуяих котнвов развития духовных отяепвнка. Тая. х образом, духовная деятельность,' выступая вяучр^гайа кеэтчгикоа ф>р-карования духовного обаення, определяет видовое разкообрааке ого форя. Духовные отнопеняя яотчпо рассматривать в этен едучав 'аая еоцяальнуэ форму, коштонупзуо процесс духовного ебщтгяя додеЯ по соцяалькозначикы;* основа*»». Естествеишя кйточййкоа развитая духовного обяеяяя является трудовая деятельность человека. Акалнз ссд?р."днил труда является сутлсстзенню» поментом определения суцно-стнях хаеявтерйстяк взаимодействия. духовных еткепёппй я духовнэй деятельности личности.

Духопкый труд, обладая сво{?ствгш1 абстрактного и понкратпого труд«, ?чкрчплярт п сбяэст?о супеетвув^гп-систему луховнах отнетв-

ш -

ний и в то же время является неисчерпаемым источником создания новых, прогрессивных форм развития общества как целостной системы. Единство всеобщего и абстрактного содержания духовного труда составляет основу развитии человеческой индивидуальности. С другой стороны, внутреннее противоречие между всеобщим и абстрактным содержал ом труда обусловливает развитие духовной сферы и всего общественного организма в целом.

{¡а основе анализа взоимосгнзи духовных , отношений и духовной деятельности личности раскрывается механизм приобретения духовной сар-бодн. Система духовных отношений составляет Необходимый онтологический базис спобс-дч в смысле инициации выхода субъекта за пределы суисствуюайй естественно-исторической необходимости. Таким образом, личностипл свобода становится реальной п .ме^ пргччстности индивида к системе духовных отношений. ищи духовные отношения являются воплощением той стороны человеческой деятельности, которая характеризует ее не как ицдйвидувльно-пси..ояогический акт, а к л 1: общественный процесс, как общественно осуществляемую деятельность.

В "Э&чличснии" подводятся итоги исследования,' (¡«рмулгруютсл общие Выводы, нанечаятся возможные .направления дпльне2я»го исследования-духомвве .отношений.

■ Основные положения диссертации отражены в следушнх работах:

1. Хмелько И.С, Духовное обагние - механизм взаимосвязи духозюпе о.т.юшений и духовной деятельности // Фидос. и. социологам- мысль. -1991. - »4. -С. 13-15.

2. Хмелько И.С. Духовное производство и его своеобразие // Творчество ч философия. Материалы Всесоюзной .межвузовской'научно-методической конференции. - Киев: КПИ, 1991. - С. 95-104.

3. Хмелько И.С. Значение конструктивно-критического отношения к действительности в творческой деятельности человека // Творчество как предмет философского исследования: Материалы Всесоюзной межвузовской научной конференции 12-13 октяС^я 19И9 года. - Киев: КПИ, 1989. - С. 50-52.

4. Хмелько И Мера сознательности как мера творческого в духовных отноиениях // Духовное творчество: Процесс, эфЬективность. Тезисы ХШ Всесоюзного теоретического семинара "Мировоззрение и научное познание. - Киев-Ужгород, 1990. - С. 282-2В4.

5. Хмелько И.С. Духовные отношения и творческая активность личности // Творчество: теория и практика. -'Киев: КПИ,1991. - 0,1 п.л,

6. Хмелько И.О. Диалектика взаимосвязей духовных отношений и духовной деятельности // Общественные отношения и социологто"'-'"" анализ. - Киев:.Наук, думка, 1992. - 0,5 п.л. (в печати).