автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовный мир личности как социально-философская проблема

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Андрюшина, Наталья Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Духовный мир личности как социально-философская проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовный мир личности как социально-философская проблема"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСПОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.07

На правах рукописи

АНДРЮШИНА Наталья Евгеньевна

ДУХОВНЫЙ МИР личности КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Специальность 09.00.11 — социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских паук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре философии Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор СЕРЕБРЯКОВ Л. Е.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ДОБРЫНИНА В. И.

кандидат философских наук, доцент ЛЫСЕНКО H. Н.

Ведущая организация: проблемная лаборатория воспитания и образования МГУ им. М. В. Ломоносова.

j а ур гг-о о

Защита состоится «./..J...».......?..fr...........1992 года в часов

на заседании специализированного совета К 053.01.07 при Московском государственном педагогическом университете имени В. И. Ленина (117571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского педагогического государственного университета пл. В. И. Ленина (119882, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1).

Автореферат разослан ч.1.Ё.....ь...................1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

И. Н. ГРИФЦОВА

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Проблема сущности бытия человека, его духовного мира принадлежит к числу вечных философских проблем. Но она -воегда актуальна ж нова, потоку что постоянно преобразуются условия жизни и изменяется сам человек, его отношение к окружающему миру. В современных условиях она приобрела исключительно важное значение. Завершающийся двадцатый век не имеет веба равных в мировой истории как по масштабу и глубине иаучко-техничесхих, социально-экономических, политических и духовных преобразований, так и по накалу острейших противоречий, буквально пронизывающих современную цивилизацию. Эта ситуьшия подтверждается а положением дел в нашей стране. В этих условиях человек стал тем глобальным." фактором, от деятельности которого в

решающей степени зависит не только перспективы, но и само существование человечества как рода. Вое это порождает настоятельную потребность в изучении самого человека.

Фэдософия отражает жизненные проблеад современного, человека в своих категориях я теоретических положениях. При этом предметом философского анализа становится не только отношение человека с объектзвнш миром, но и сам механизм его сознательной деятельности, его эмоционально-чувственная, нравственная и рациональная природа. Топ саши, исследование духовного {.«1« личности дает Еозшгность внявнть побудительные мотивы его деятельности. Вместе о тем, философское "осмысление духовного шра является необходимым условием поникания сущности человека, его потребностей и.устремлений. Тагам образом» актуальность исследования духовного мара личности, еэ внутреннего потенциала обусловлена реальными процессам развития созре.мэикого общества. Но актуальность разработки проедем «с/УозотГО гара личности определяется также необходамос-тьа дзямгейязго рязеттгл сжоИ философии. Теоретическое осшсле-ппо Я01Ж л2Яв!гна, связанных о природой человека, его субъектнв-

аосгьэ/ 'Грсбуе? созвал действительно целостной концепции человека, сбпргадза а себя исэ бсгатотво разлдчшх философских воз-

8Р35ЕЙ 'Л ■ КЙЩЗПЦЗЗ,

Тапг-1 образом, практические- и теоратдчеокив потребности ■опродгллкт лбобгодаосй» а актуальность социально-фалософского поодадоагшгл , духовного игра личности»

Степень разработанности пройдет. Духовный мир личности представляет собой сложное явление, неотделимое от самого человека, отражающее его многообразные связи с окружающей природной и социальной средой. Поэтому разработка многообразных аспектов проблем! личности стала делом представится зй различных наук, Плодотворную работу в этой области ведут социологи, экономисты, педагоги, психологе, юристы, искусствоведы. Внося бесспорный вкяад в разработку, проблем личности, представители этих наук в то ¿;е врелн выделяют в качестве предмета исследования лишь отдельные стороны ели качества личности.

Философский подход характеризуется в делом анализом человека как определенной целостности. Рассмотрение проблем человека, личности, ее духовного мира имеет солидную философскую традицию как в истории философии, так и в отечественной философской литературе.

В нашей литературе с диалектико-катериалистических позиций достаточно обстоятельно разработана общая теория личности /Воро- -нович Б.А., Григорьян Б.Т., Делан М.В,, Добрынина В.И., Ильенков э.В., Кон И. С., Смирнов Г .Д., Фролов И.Т./.

Многие авторы исследуют сущность, закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности /Барулин B.C., Еуравлев В.В., Тоцсняо Z.T., Удодов А.К., Яновский Р.Г./.

Опираясь на деятельностную концепцию, ряд авторов рассгдтр::-вает различные аспекты духовного развитая человек, его гьорчес-Koii активности /Буева Л.П., Каган М.С., Леонтьев А.Н., Петровский A.B./.

Ряд авторов рассматривает проблем! души, духовности, ду~ " ховного мира как с точки зрения развития представлений об этп2 феноменах, так и в содержательном плане /ВязеискиЁ Ю.К., Ераов D.U., Рябов В.Ф. , Симонов П.В., Федотова В.Г./. Много внимания уделяется разработке проблей духовшх ysimoctcfi, показу их значения для познания духовного юра лечностз, выявления ее ценностных ориентации /Анисиыов С.Ф., Дробшхщйй O.P., Коршунов A.M., Тугаринов В.П./. . ' ' .

В ряде работ анализируйтся вопроси духовной культура, пока- ' зывается ее значение для обогащения духовного кара лкчкэсти, дШ развития самого человека /Арнольдов А.И., ВавиЛии Е.А., Гонча-ренко Н.В., Долгов K.M., Ильенков Э.В., Коган Л.Н., Uezyeû B.U.,

- 3 -

Проводится анализ структурных элементов духовного мира личности. Выделяются такие evo составляющие как знания /Бойченко И.В., Лекторский В.А., Микешина Л.А., Филатов В.П./, цель и идезл /Трубников H.H., Яденко А.И./.

Уделяется внимание связи духовного мира личности с различными формами общественного сознания /Гулыга A.B., Сафронов Б.В., Столович Л.Н., Толстых В.И., Угриновяч Д.М., Фохт-Бабушкин Ю.У./

Ставится вопрос о создании отечественной философской антропологии /Гуревич П.С./.

Проблемы человека активно исследуются в западной философии, особенно в экзистенциальной философии /экзистенциализм,персонализм, философская антропология/.

Материалы всех этих исследований имеют несомненную теоретическую, ценность, хотя в ряда случаев следует учитывать время и условия их создания. Однако наличие достаточно обширной литературы по проблемам личности, ее духовного мира еще не означает, что все вопроса уже получили окончательное решение. Особенности современного развития в нааей стране требуют уточнения ряда теоретических положений, отказа от стереотипов, затрудняюсих изучение слолшых проблем духовном мира личности а условиях экономических реформ п перехода я рыночным отношениям. Так, требуется проведе-¡rr.o болео глубоких я всесторонних исследований роли социальных десерстшн® в становлении духовного мира личности. Нуждается в углублением анализе структура духовного мира. Все сказанное определяло сабар цэ:а а конкретных задач исследования.

Над. г, п.чугеп псслеговантм. Цель данного диссертационного псеяэдоЕзшш гай5отае?ея 9 социально-философском анализе проблем д?хоецого кара лпчнеста, выявляющем его сущность и особенности пзя яухошюго фаиоягка и как философской категории.

J¡¡я гтояавная посте зленной цзла ставятся и решаются слэлгтаэ 2ШШ-

«. ргсс^отргть ог:£аасо ваапн» отаяи станевления.п развития поня-CZl глр ."^reBOSTa" а псторлл философии и выделить его

iffida¿e3'C7C2c?Bs:ü!H0 чзрш;

- vrjgszrssb ссаоггнз олекззга CTpyirrypj духовного мира личности, Я0П23С» va. СЗЫСШСЗЖМ»;

- ргеяргкь C3OT3!íy ооцза&ных дзтермакант, влияющих на становление духовного мара личности; .

- обосновать статуо понятия "духовный мир личности" как философской категории;

- показать место эстетического воспитания в гармоническом развитии духовного облика личности.

Методологическую основу исследования составляв» принципы материалистической диалектики, в том числе принципы объективности анализа, системного подхода, историзма, взаимосвязи объективного и субъективного.

Отправную базу исследования ряда вопросов в диссертация составили разработки отечественных и зарубежных философов в о<*лас2н теории деятельности и теории личности. Использована такае современная литература, посвященная анализу проблем атики, эстетика, воспитания: личности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- в обосновании понятия " духовный мир личности" как философской категории; . •

- в доказательстве единства и различия категорий "духовный мир личности", "духовность", "психика","сознание";

- в анализе структуры духовного мира личности как сложного социального феномена и разработке его целостной модели, дшодей возможность прогнозирования развития индивида;

- в показе влияния макро и микро уровней социальной ■ детерминации на процесс становления и развития духовного мира; . .■

- в анализе роли эстетического воспитания как одного Еэ вазвий-ших факторов гармонического развития духовного- мира лично«®:.

Теоретическая к практическая значимость г.сслздозши-д 8агаш-чается в том, что проведенный в диссертации соцсально-философ-ский анализ духовного мира личности вносит определенный вклад в разработку философской концепции личнасяа, осо&ашг в плана вияв-ления особенностей духовного мира личности в 1згте2 его развития.

В диссертации обоснован философский статуо понятия "духовный мир личности". Практическая значимость исследования аакяо-чается в ток, что материал диссертации цссет использоваться при

чтении кггрс® "Фклооофая*, * Эстетика", в Ьпецкурсах по проблею«

человека.

Анг-обагля работы. Основные положения п вывода диссертавда были изложены автором на теоретических и научно-практнчеекпх ¡'.ог^ерени-лх в Астрахани, Вологде, Москве; нашди свое отрааешш

- 5 -

в пяти публикациях. Диссертация обсуидена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета .им.В.И.Ленина.

Структура диссертации строится в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования, что позволяет дать наиболее полное представление о предмете исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,'заклкяения и списка основной использованной литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во■"Введении" обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи, методология исследования, проводится анализ литературы по проблеме исследования, показывается степень во разработанности, определяется новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой глава "Духовный пир личности: сущность, понятие-, структура", состоящей из двух-параграфов, осуществляется исто-рш:о-фадософский и соцдалыю-фидософскзй анализ понятия "духоц-лий rap личности".

В nepr.cri параграфе "Категория'¡пуховный мир личности" в истер:::' ф:косог?:;л" осуществляется краткий анализ становления и раз-зЗЗЯ проблем -чслозега я его духовного мира. Этот анализ проводится под углом зрзнил показа преемственности в понимании осиоз-тх. xipsssepicnR жпйостз, ее духовных черт и выявления их об«е-T<ric.3sr:2c:::cvo содзрг.:ан:ш. В работе отмечается, что представления о чоловзка, оо духоллом проходят через всю историю античной £гсссс$гл. 03 оюя «Звдетельстоуег и антропоморфизм древнегреческой гзЗойсгея я голагпл» я фзаософмя® учения 7П-У1 вв. до н.э.

В'ХЭДЗ рэзгдтяя философская мысль от космодоги-

чзо.'ЛХ проблем ззрзходз? и непосредственно человеческим пробле-:•„-.:•, Порто (Тсиссо^сгзз представления о человеке и его душе обна-

pgssscssca укэ а уюг-ях проясташтвлей кадетской школы /Фалео,

Здэсь господствовало представление о чолзиэгэ газ ссскзпх':' пасп всеобщего космического процесса, а тар^гноз Дуга обозпгги'дея внутраряЭ rap человека. Ранние гре-чзскиэ гжурТглосоЗи, а поэдяез Гераклит и Демокрит стремятся обьзсгпа apil»~2.i-i f иггораэд пекячеокио явления.

- 6 -

Антропологически*! поворот греческой философии в У в. до н.э. был начат софистами. В центре внимания этих философов оказался человек и его психология. Эта линия была продолжена Сократом, основной интерес которого связан с выяснением вопроса о том, что та;;ое человек и челсзеческая душа /сознание/. Одной из ведущих проблем у Платона было понимание сущности' человека и его души.Следует отметит, что обращение Платона к человеку и его душе имели це„;ъю создание современного человеческого об-, щества. Подчеркивая активность души по сравнению с телом, Аристотель обосновал положение о первичности души по отношению к телу, поскольку она придает смысл и направленность жизни, приводит в движение тело.

В работе подчеркивается, что общим для античной (философии является понимание человека как высшей ценности, постановка проблемно соединении души и тела, признание души как первоосновы человеческой жизни и познания. Основные идеи античности оказали большое влияние на последующее формирование .средневековой философии. В работе выделяются вопросы, связанные с пониманием человека, с выяснением состояния души и тела, разума и воли. Отмечается, что если в центре внимания античной концепции человека находилась при-родно-космическая жизнь, то в средние века - бог и спасение души. В этой связи рассматриваются взгляды Ф.Аквинского, согласно кото-ркм человек является личностным соединением души и тела. Душа яв- . л-;ется двигателем тела, она выступает его формой, своим присутствием определяет его сущность* и специфику. Вопрос самоценности души,

ее бессмертия играет значительную роль в учениях Фош Аквинокого и других представителей христианской философии.

В философии эпохи Возрождения человек оказывается в центре , внимания, его рассматривают не только в мистическом плане, а из условий его земного бытия. В этот период вырабатываются основные

черты понятия "личность". В частности термин "душа" постепеино приобретает определенный смысл. Он стал употребляться дая обозначения внутреннего духовного мира, его самосознания.

В философии Нового .времени: в зависимости от исходных позшсП возникли различные концепции Человека. Так, у Гоббса человек от- •' носится к сф^ре научно-философскаго познания, которое дашю последовать его я как биологическое существо, наряду с другими *з-г-^тнгми, и как содаальное существо. Иная постановка у Декарта.

- 7 -

В духе рационалистической традиции он видит сущность человека главным образом в мышлении, его разумности. Человек у Декарта является носителем двух начал - души и тела, мыслящей субстанции и материально протяженной субстанции. В работе рассматриваются далее взгляды Спинозы. В отличие от взглядов Декарта, соединявшего о помощью бога разумную душу и тело, Спиноза в своей материалистической концепции соединяет бога и природу в единую объективно существующую реальность. С этих позиций человек объясняется из car.roй природы, а духовное в человеке неразрывно связано с материальным. Одновременно' отмечается, что Декарта и Спинозу объединяет поникание разумности как отличительного признака,

определяющего сущность человека.

В работе излагаются также взгляд!! Канта и Гегеля, посвященные анализу духовного мира личности. Отмечается, что в философии Гех'еля понятие духа занимает центральное место. В этой связи особое внимание уделено анализу его учения о субъективном духе, ■ гдо рассматривается проблемы индивидуального сознания.

В параграфе обстоятельно рассматриваются взгляды представителей русской философии. Отмечается, что характерной чертой русской фалософгш на всем протяжении ее истории является повышенный ннтэрзс к сощальн о-нравстае«но3 проблематике, к духовному миру человека. Этот тезис подтверждается на основе анализа.русских просветителей Радищева А.Н., Бестужева А.Ф., Купиидна а.ц. .^цло—

со фско-антропологическая направленность русского просвещения 2УШ века стала фундаментом для последуодего развитая философии Х1Х-ХХ вэ. Прз этом подчеркивается, что дальнейшее развитие русской фзлософта проходило в тесной связи с русской художественной культурой. В зтсг.1 плане обсуадаются философские воззрения Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева, посвященные проблемам духовного г,яра человека*

В работа излагается гакке известная марксистская концепция дгппосет. Сличается, что ^злооофское осмысление проблем человека п сто ^хезнего етра зшшиавт ваззюэ место и в западной философии.

В зсоУ езязз азтер акцентирует внимание на взглядах М.Шелера, Ш.Глрптега, Э.Срокш. В заключение подчеркивается, что интерес л аозианпз духовного кара человека всегда был в центре внимания <£д-лосефоэ всех эпох, независимо от их философских концепций.

Второй патагтай "Понятие и структура духовного мира личности" посвящен анализу структурных элементов,, взаимосвязь которых образует содержание духовного мира человека.

Исследование духовной стороны жизни общества находит свое отражение в соответствующем понятийном аппарате. В литературе, посвященной этой проблеме, используются понятия "общественное сознание", "духовная кизнь общества", "духовное производство", "духовная сфера", "духовная культура". Содержательное рассмотрение о тих понятий, выяснение их специфики и субординации осуществляется в работах Барулина B.C., Куравлева В,В., Кагана Ы.С., Келле В.Н., Ковальзона М.Я., Уледова А.К. н др. В главе кратко освещаются результаты этих исследований и на их основе раскрывается диалектика духовных образований, свойственных обществу, и индивидуального сознания, присущего отдельной личности. Применительно к отдельному индивиду в литературе используются понятия "духовность", "духовный мир личности". В работе отмечается, что,■

несмотря на разработку отдельных кошонентов духовного мира, сохраняется задача построения теоретической модели духовного tapa личности. В этой связи подчеркивается значение соццалько-фзлософ-с кого уровня исследования с присущей es.y интегративной фу нищей» позволяющей обобщить социологический, психологически, естсстао::-по-научный подходы к изучению духовного мира человека.

Предлагая свое понимание духовного мира' личности, автор предварительно сопоставляет его с.понятием "психика" е "сознан&о". Общее у них состоит в том, что все они прздставлязт собой духовное образование, содержанием которого является о?рзяексс t фор:;; психических процессов объективного шра в иззгу человзга. с тем психика человека не тоздествеана его ссшшюдэ к духOEitoiry миру. Она включает в себя наряду с сознание« & боссозкатошюс. Категория "сознание" близка по CBoeiy содеранлэ tajcxopsi "духовный мир личности". Однако, как общефилософская кдосгорся сознание характеризуется преэде всего как субъективная pc££ä!:ösrat как свойство высокоорганизованно!! taíepis - чейОЕЗчгскз?«) В данном случае сознание не кндава^уайзаруокя^Кйгсгорп "духовный мир личности" характеризуем общие с ococtomzis черга езз:а-' him данной личности, связывает развитие его содоргалаа С деятельностью субъекта. В этой связи.подаерквзаа«СЯ,Н50 £££ ccüZZ— дования структуры духовного шра личности нсс&здидо сбро^цхо

й теории деятельности. На ее-основе предлагается следующее понимания духовного мира личности и его структуры, которое, разумеется, не претендует на окончательное решение проблемы. По мнению автора, духовный мир личности представляет собой идеальное духовное образование которое формируется в процессе субъектно-объект-ных отношений, возникающих в ходе преобразовательной, познавательной, аксиологический, коммуникативной, художественной' деятель- ' поста. Духовный мир человека представляет собой определенную целостность, в которой можно выделить ряд структурных элементов, находящихся меццу собой в диалектическом единстве и взаимосвязи. Автор полагает, что встречающееся в литературе выделение'трех структурных элементов духовного мира: рациональная сфера,, эмоционально-чувственная сфера, волевая сфера не исчерпывают всего богатства его' содержания и предполагают наличие других структурных • элементов духовного мира: рациональная сфера, эмоционально-чув- . стзенкая сфера, сфера идеала, витально-социальная сфера, социокультурная сфера. Все эти элементы как бы объединяются волевой сферой. Она характеризуется способностью человека к постановке ' . цели, я. принятия решения' и осознания необходимости бвоей деятель-поста. Волоесй акт- сопряжен с осознанным выбором, что предполагает р22и?*ость человека реализовать поставленные цели.

3 хода дальнейшего изложения рассматриваются особенности :::с!Г£ГО струкурного элемента духовного мира. Особое внимание удела г. о обоснованна выделе ты в качестве отдельных структурных оясгантов сфару идеала и витально-социальной сферы. При анализе рациональней и эшцяонально-чувственной сферы показана их органи-чзехгьч сэяз* о эдеалом. Под идеалом личности можно понимать пред-стмзяеппа, образ» определяющий, ее эмоции, способ мышления и характер ' дзятелыюстз. Идеал - образ будущего и ценностно-нормативная с цент настоящего. Его главная функция - стимул, деятельности и орпепг.тр п гпзнз. &№годаш пДеалу. человек способен планировать с^сэ.ггппз» прообргл описать действительность. По существу нет чслоигпа» кэтэрмй Си обходился без идеала, разница дашь' в том, какого содоргднпэ. Поскольку идеал играет одну из ведущих ро>-лей п дугссппсм гарз личности, диссертант считает необходимым его ргсегюрпрая»- так отдельный структурный элемент. Вместе с гс:!, показано . влияние эмоционального и рационального на со-идеала. Рассматривается также противоречивое взаимо-

действие мекду общественным и личным идеалом, изменение содержа-.' ния последнего в зависимости от развития социально-экономичес- • ких и политических условий, ценностей культуры,' нравственного климата. • О

В работе выделяется и рассматривается как особый структурный элемент духовного мира - витально-социальная сфера. Необходимость ее выделения обусловлена, по мнению автора, по меньшей мере двумя моментами. Во-первых, биосоциальной природой человека. Как биологический вид человек включен в природную связь явлений, подчиняется ее закономерностям, характеризуется определенными видовыми признаками. Различные биологические потребности соответствующим образом отражаются в духовном мире человека. Они переживаются как потребность в том, чтобы его жизнедеятельность происходила определенным образом.

Вместе с тем, человек является социальным существом, включенным -в систему общественных отношений. Поэтому реализация его биологических /витальных/ потребностей осуществляется в процессе усвоения социального опыта, приобщения к культуре. Сами витальные потребности, выраженные в определенных функциях человека, характеризуются определенным соотношением биологического и социального моментов. Во-первых, выделение этой сферы-в современных условиях связано с определенными последствиями научно-технической революции. Сложность современной ситуации состоит в том, что возрастают негативные последствия использования достижений науки к техшиш. Они выражаются, в частности, в опасном воздействии различных факторов на' организацию человека. Эти моменты все г лубке осознается человеком, являются предметом его размышлений п действий. Зое ата обстоятельства позволили выделить витально-социальную сферу как важный компонент духовного мира личности. Она характеризует осознание личностью своей органической принадлежности как к юру природа, тахи социальному бытию. Содержание вптааы:о-ооц:аЕ>по2 с^еры включает в себя и рациональные взгляда, и нравотвешшз нор-ш, и .определенные ценностные ориентации.

, В работе отмечается, что каждая из отмеченных сфер вцпаякя-ет определенные функции и вместе с тем это деление о пзвьстной .* степени относительно, поскольку в реальной действительности ссо они органически связаны, образуя целостный духоиинй шр длчиостл.

Вторая глава "Диалектика объективного и субъектйвного в процессе становления духовного мира личности", состоящая из двух параграфов, посвящена анализу социальных детерминант и их роли в развитии духовного мира личности.

В первом параграфе "Детерминанты становления духовного мира личности" исследуются особенности социальной детерминации, ее виды и формы воздействия на личность. Опираясь на исследования проблем детерминизма в работах Аскина Я.Ф., Афанасьева'В.Г., Купцова В.И., Микешиной Л.А., Пахомова Б.Я., Нарнюка М.А., Паркина В.Ф., Чинаковой Л.И;; автор выделяет некоторые специфические-черты социальной детерминации. Прежде всего отмечается неразрывная связь' социальной детерминации с деятельностью людей. В процессе' сложно- -го взаимодействия системы социальных детерминант, выступающей в роли объективного фактора, и субъективных возможностей личности,, происходит становление ее духовного мира. Поэтому одна из главных особенностей социального детерминизма состоит в том, что в его Содержание включается в качестве необходимого момента сознательное, субъективное начало. Роль субъективного момента в содержа--нш социальных детермининт диалектически изменяется как в процессе исторического развития, таки на разных этапах становления зрелости личности. В этой связи подчеркивается, что необходимо учитывать сложную структуру самого духовного мира личности, элементы которого неоднозначно реагируют на воздействие различных социальных детерминант. К тому же, влияние социальных детерминант зави- • оит от субъективных возможностей личности, уровня ее духовного развития, готовности и желания воспринимать социальные .нормы и идеала данного общества, ценности его культуры.

Спвщ&таокой особенностью социального детерминизма является наличие в его структуре духовной детерминации, роль которой а развитии общества п личности неуклонно возрастает.

Прз анализ о социального детерминизма следует выделять, по кненкп автора, онтологические и гносеологические аспекты. В он-

■гологичоскоа плане социальный детерминизм представляет собой систем факторов, воздействие которых обуславливает необходимо, закономерные сэязя всех сторон общественной жизни, соединяя аз э цалоотпур систему. В гносеологическом аспекте социальный де~ гормпнизм отступает как принцип познания общественных явлении и процессов, их ваши.»связей. Этот принцип реализуется через

- 12 -

использование системы взаимосвязанных категорий, отражающих диалектику общего и особенного, объективного и субъективного, причинно-следственных отношений на всех уровнях деятельности людей. Онтологический и гносеологический аспекты изучения социального-детерминизма связаны с различным пониманием как его природы, так и форм воздействия на личность. Соответственно природа совдалыюй детерминации определяется предельными философскими основаниями, в роли которых выступают идеализм.и .материализм. Идеалистическая и материалистическая концепции социального детерминизма отличаются друг от друга соответствующей общей ориентацией, вытекающей из разного ответа на вопрос о соотношении духа и природа.

По формам воздействия на духовный мир личности целесообразно различать, по мнению автора, плюралистический и монистический характер влияния социального детерминизма. Под плюралистическим ха-' рактером воздействия понимаатся такие подхода, согласно которым экономические, социально-политические, культурло-псгарическне факторы равномерно влияют на развитие общества и человека. Но . отрицая роли всего комплекса факторов детерминирую-Ял духовное ■ развитие личности, диссертант вместе с тем считает келразеглзргнд: отказ от выделения какой-либо воздействующей Поэто-

му более перспективным является монистически: харак.'^р воэдойата^я социальных детерминант на личность. а той охызча-з-усд, что иэ-'нистический подход, выделяющий главную дотеркхкЕаху, чел^х» сбус- . ловлен различныш философскими позацияка. В этой свжи ссаосгсашх-' ются взгляды М.Вебера и материалистическая псз;.ц;:л, цапбзлез палцо представленная в социальной философзп шршзка, :а2зс?цо» основой марксистской концепцией детершниройшшосш. сэц^а.'&иш: процессов и явлений, в том числе самого человека к его духолдэго вдра, является дкалектико-матераалястичесдоа иотор:::;.

Согласно этому пониманию исходной совдалькоЛ етоя общественное производство. Категория прг^зеой-

ства.характеризует все процессы производства Е общества как целостного социального оргонпзса, о которой штс-риальвде, социальные и духовные начала шхо&кез с слагав с взаимодействии. Но в рамках этого едшютаа пгргзгшоо {¡{¡ачшпэ.ЕУгое1 производство материальных условий бытия как предаосцакл п.

- 13 -

основы всей человеческой жизнедеятельности. Вместе с' тем, на этой основе постепенно в ходе исторического развития возникают, приобретают относительную самостоятельность и начинают действовать другие социальные детерминанты. В этой связи подчеркивается, что материальное производство и складывающиеся на его основе экономические отношения воздействуют на, все явления общественной жизни, на развитие духовного мира личности лишь в конечном итоге, главным образом опосредованно через многообразную сеть общественных отношений, через социальные нормы, через ценности культуры, а также через соответствующие социальные институты.

Воздействие социальных детерминант на личность и ее духовный мир целесообразно рассматривать, по мнению автора, на двух уров- . нях: на макро и микро уровнях. Различие между ними обусловлено,, во-первых, разным объемом содержания деятельности, и, во-вторых, спецификой их воздействия на сознание и поведение личности.

К макроуровню социальных детерминант следует отнести экономические отношения, социально-природную среда, всю систему социокультурных факторов, включаощх в себя формы общественно: о ■ сознания, .ценности культуры, правовые, моральные, религиозные норш, сцстег.у образования и воспитания данного общества, его социально-политические институты /государство, политические партии, общественные организации, религиозные объединения, учреж-•доняя культур!, средства массовой информации/.

К шкроуровню социальных детер.етнант относятся прежде всего • семейно-зитовая сфера, производственные, научные и учебные коллективы, различные неформальные объединения и группы.

Между этики уровнями происходит- сложное взаимодействие. Tait, воздействие социальных детерминант на макроуровне может осуществляться liait непосредственно на личность, таки опосредованно через микросрзду. Выступая своеобразным проявлением макроуровня и включая в себя его основные компоненты в преобразованном

вида, макроуровень социальных детерминант преломляет в .специфической фар"Э воздействие общества на личность. В этом плане рассматривается рать семьи как важной социальной детерминанты. Oîia является не просто клеточкой общества, но и его своеобразным микропроизведением. Социально-экономические и политические СТ!Ю-3!ПЛ в обществе, его духовная жизнь, существующие противоречия так или иначе, но обязательно отражаются в семье,

формируют духовный облик личности. Поэтому состояние духовного мира личности, обозначаемого как духовность или бездуховность,, во многом зависит от семьи, уровня культурного развития ее членов, характера взаимоотношений между ними и с ссужающей средой.

В главе обсуждается роль таких социальных детерминант как экономические отношения и социально-природная среда. При характеристике экономических отношений отмечается, что они воздействуют на духовный мир личности в рамках определенных общественных отношений главным образом через систему потребностей и интересов. Сам процесс воздействия экономических детерминант на духовный мир личности происходит весьма противоречиво. В работе рассматривается ряд таких противоречий на основе анализа развития экономических отношений бывшего Советского Союза и мотивации трудовой деятельности в этот период^ Реальное противоречие в экономической сфере состояло в отчуждении трудящихся от провозглашенной и законодательно закрепленной общественной собственности, которая за года Советской аласти так и не стала, по мнению автора, достоянием трудпцихся.а превратилась в собствсхшость отдельных

■государственных ведомств.. Поэтому несмотря га офапдальше утверждения о том, что трудящиеся являются хозяевами общественной' собственности, реальное положение труженика на производство утверждало в его сознании отношение к общественной собственности как ничейной. К тому же уравнительные тендзшщи в оплате труда приводили к снижению заинтересованности в росте производительности труда, повышению качества продукции и т.п. К'йсто с тем, автор полагает, что в ходе осуществления нынеаней океиогдчгсшй реформы, в России вряд ли продуктивно отказываться от ты позитивных возможностей, которые содержатся в педашшо об^эствапаой . собственности. Воздействие эконошчесшх. датеркикант ца духов-. . ный мир личности станет эффективным в той сяуч&о, ссак с::и буду? отражать реальные экономические процессы, Еытекаящю кз оус^сгзо-вания и конкуренции между собой различных форы ообо1аеш;зса1«

В работе отмечается' возрастающее воэдейстзпо прирост, среды как на общество в целом, та« и на каздзго человека, сто духовный мир. В современных условиях, кап лав®откэ, ояоггдаее» ' . острая экологическая ситуация в отношениях казду обг» ствол в природой. Стало очевидным, что все более ннтецскзво потребляя

- 15 -

природные ресурсы и воздействуя на окружающую среду й помощью новейших достижений науки и техники, определенная часть населения планеты улучшило условия своего существования. Но вместе с тем человек своей деятельностью в значительной степени уже подорвал естественные основы собственной жизнедеятельности. Это, находит свое отражение и в духовном мире.личности. Происходит процесс экалогизаши духовного мира современного человека. В этой связи подчеркивается значение развития экологической науки и 'развертывания экологического просвещения и воспитания. Оно долино обеспечить, наряду с другими мера:,и, утверждение в сознании личности необходимости разуглюго отношения к природе и выработку опреде- ■ ленных психологических установок. По мнению автора, можно- выделить следующие психологические стороны отношения личности к природе, .которле должны формироваться под воздействием современной . " сондалыю-прпродпой среды. Это - практическое отношение к природе как источнику сырья, полезных ископаемых, энергии, как объекту преобразований. Это - адаптивное отношение, выражающее привычку людей создавать свой образ жизни применительно к окру- ■ 'жанщэй природной среде. Это - разумноюкологическое -отношение,

предполагающее гармоническое взаимодействие общества и природы. . Это - нравственно-эстетическое отношение выражающее не только восприятие красот природа и наслаждение ими, но и понимание природа ко:: иравствешюй ценности, как источника жизни.

В современных условиях неуклонно взрастает роль духовной дотор'Дпацш. Она включает в себя такие социокултурные факторы как наука, гТилссофия, право, мораль, искусство, религия. Сюда относятся Taicsa многообразные социальные нормы, обычаи и традиции.. Но значение этих факторов в Формировании духовного мира личности било неодинаковым в различные исторические периоды. В XX веке в систзмз духовных ценностей, действующих в общественной и индивидуальном сознаюш, наука надолго, заняла первое место. Однако, спрадзэлзшшя абсолотазащя роли науки, возведение ее в высшую цсиксста породою определенные диспропорции в духовном мире личности» что привело к появлению утилитарно-прагматических черт характера, эоэшшювешаэ своеобразной эмоциональной и эстетической глухйП» Та коз обеднение духовного мира человека сказывается и на сто творческой деятельности, В' том числе и в .офере науки. Поэтому D созрегмиянх.условиях при всеы огромном значении науки,как детер-

минирующего момента, все большую роль в формировании духовного мира личности играют нравственные и эстетические факторы.

Во втором параграфе "Эстетическое воспитание как фактор развития духовного мира личности", рассматриваются проблемы эсте- * тического воспитания, пути повышения его эффективности. В работе отмечается, что в позитивной деятельности человека так или иначе присутствует эстетическое начало. В этой связи подчеркивается значение эстетической культуры для развитие духовного мира человека. В структуру эстетической культуры личности входит ее эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему миру, воплощенное в соответсвующей деятельности. Утверждение эстетической культуры происходит не стихийно, а складывается под воздействием объективных детерминант и субъективного фактора. Эстетическая культура, как социальная детерминанта, переводится в структуру духовного мира личности через эстетическое воспитание, представляющего собой субъективный фактор.

Несмотря на определенные различна в понимании природы и задач эстетического воспитания, общим является .его определение как формирование определенного эстетического отношения человека к .действительности. Оно включает в себя воспитание способности восприятия и переживания, вырабатывает эстетические вкусы и идеалы, формирует соответствующее поведение, творческое отношение к своей деятельности, гуманное отношение к другим людны, способствует утверждению красоты, добра, человечности.

Субъективный фактор, в данном случае эстетическое воспитание, реализуется через сознательную, целенаправленную деятельность социальных институтов, с помощью различных идеологических, организационных, материальных мероприятий. В этой связи рассглатривавтся проблемы эстетического воспитания в деятельности састеш образования. В работе подчеркивается огромное значение школн в эстетическом воспитании водрастающего поколения. Выдвигается полоаенае о необходимости учета индивидуальных особенностей, интересов п возможностей учащихся, показывается вред навяливают пи пкусов с оца-нок со стороны учителей. Значимость процесса эстотаческаго воспитания в школе состоит в том, что от его результатов вавпоа? в даль»-нейшем и' общая культура человека, которая проявится и а его последующей деятельности, и в культуре общения, и в его отношен» к обществу.

Важным моментом в развертывании эстетического воспитания является подготовка соответствующих кадров. Речь ждет о том, чтобы учитель лю'бой специальности в своей сфере решал задачи эстетического воспитания. Только общими усилиями всего педагогического коллектива можно добиться эффективности эстетического воспитания. Эта работа предполагает высшую культуру общения. Здесь должен присутствовать авторитет учителя ка« личности, как духовного наставника молодежи, способного на деле реализовать педагогику сотрудничества. Поэтому в главе обсуждаются вопросы эстетической подготовки будущих учителей в системе педагогических вузов. Показано, что существует прямая зависимость между состоянием общества, уровнем его духовной культуры и подготовленностью тех кадров, которые призваны решать задачи воспитаиия п образования подрастающего поколения.

В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы, отмечается ряд положений, которые являются значимыми для дальнейшей разработки данной проблемы.

Основные положения диссертации отражепы в следующих публикациях автора:

1. Духовный прогресс общества как фактор ускорения социального прогресса. // Перестройка — продолжение дела Октябрьской революции. Тезисы докладов научно-практической ¡конференции. Астрахань, 1987. — 35 с. — С. 18.

2. Некоторые аспекты формирования духовной культуры студентов педагогического института. // Пути совершенствования форм и методов эстетического воспитания молодежи Астраханской области. Тезисы выступлений областной научно-практической конференции. Астрахань, 1988. — 68 с. — С. 12— 13.

3. Философия и духовный мир человека. // Московского пед. гос. vn-та им. В. И. Ленина. — М., 1991. — 27 с. Рук. деп в ИНЙОН АНРФ № 45458.

4. Гуманизация и гуманитаризация эстетического образования личности на современном этапе II Гуманизация и демократизация общественно-политического образования и просвещения в современных условиях. Вологда, 1991 г.— 131 с.— С. 74-75.

5. Исследование духовного мира личности — необходимая задача сегодняшнего дня. // Материалы итоговой научной конференции преподавателей, сотрудников и студентов АГПИ им. С. М. Кирова. Астрахань, 1991. - 305 с. - С. 138.

Подп. к печ. 8.09.92. Объем 1 п. л. Зак. 523. Тир. 100

Типография МПГУ им. В. И. Ленина