автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Джо Уоллес (1890-1975) - канадский поэт-демократ

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ханкишиев, Насир Фамиль оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Джо Уоллес (1890-1975) - канадский поэт-демократ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Джо Уоллес (1890-1975) - канадский поэт-демократ"

московская ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет ^ На правах рукописи

- 5 АПР 1533

ХАНКИШИЕВ НАС И!» ФАМИЛЬ ОГЛЫ

ДЖО УОЛЛЕС (1390-1075) —КАНАДСКИЙ ПОЭТ-ДЕЛ! ОКРАТ

Специальное.:» 10.01.05—Литература стран Западной Европы, Америки н Австралии

а 3 1 о р £ ф ь ? а i

диссертации на соисканнг ученой ослепи ¡.ячдплата филологических наук

МОСКВА - (993 I.

Работа выполнена на кафедре романрггерманской филологии Азербайджанского педагогического института иностранных языков.

Научный руководитель—кандидат филологических наук,

доцент Е. С. Мики^тумо^а.

Официальные оппоненты—доктор филологических наук,

профессор Б. А. Гиленеон, кандидат филологических наук Е. А. Цурганова.

Ведущая организация —факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится —в—--часов на за-

седании Специализированного совета Д 113.1102 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, г. Москва, ул. Энгельса, 21-а.

С "диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: г. Москва, ул. Радио. 10.

Автореферат разослан: ---1993 г.

VCnui. .

CIrrci:: г ;:...-.:■:

iw'.u; м.'т См;- . X-CIUJIT

го cor.cia, . ,нчсскнх наук,

Т. К. БАУУРОВА

Канадская литератора, отличзшзяся яркой самобыти.остьп, долгие года не пряаче.члз внимания зарубежных нрвтиков п лптературэведоз, находясь в тем более развитой культуры Великобритания и Соединенных Штатов. Вплоть да начала 50-х годов в Канаде "не существовало^ единого общенационального подхода н проблемам развития культуры". Первая попытка сделана в 1951 г.В.Массейом, затем в 1957,1965,1570, 1973,1931 г.г. были созданы комиссии п комитеты, занимающиеся развитием литературы, культуры д искусства.

Сегодня литературная казнь Канады, как отмечает И.Д.Прохорова

находится в "процессе столкновения я осуществления различных тече-

2/

ний, стилей, эстетических платформ", произошел качественный'сдвиг в общественной сознании канадцев.

В последние года критики я литературоведы стран СНГ /Голышева А.И., Овчзренво Н.Ф., Назаренко Т.В., Костенио Г., Аникин Н., Разговоров Н., Еаграшв/ уделяют серьезное внимание изучению англоканадской литературы, сделаны переводы на разные национальные языкз.

Хорошо известны у нас имена С.Ликона, Э.Сетон-Томсона,Серой Совы, М.Кэллэгена, Д.Картера, Дао Уоллеса, Л.Морриса, обрацэв'дяхея к важным нравственно-этическим социально-политическим д культурным проблемам.

Оозбое место в канадской литературе занимает творчество поэта-деиоврата Джо Уоллеса /1850-1975/. Революционные события а России глубоко взволновали его, в своих стихотворениях он стремился отразить самосознание людей в условиях возникновения новой общественно-политической формации. Поэт побыгал в Советском Союзе, Польпе,

-^Иванов В.А. Канада: Проблемы национальной культуры.-США.-М., 1985, № 2. - С.73,

2//Прохорова И,Д. Пути становлен.-- канадсяой англоязычной ^«ра^р«" СЫА,- М., 1985, > 7 - С,100; '

Румыния, наблюдая йьзнь в этих странах. Уоллес был в числе те* видных писателей и поэтов Запада, таких вал Ее хер, Неруда, Хикмг», Аргган, Барбюс, Драйзер и др.", которые были искренне едозсяоечсш социальнэ-зконошческящ преобразованиями в СССР в первые после-революцлоные десятилетия, восхищались героизмом и самоотверженностью нашего народа, сокрушившего Саиазм в годы второй мировой

войны. Вера в социальную справедливооть, в социалистический идеал, «

симпатии н нашим лвдям, да в недостаток информации не позволили Дно Уоллесу, да.и не только ем:/, узядеть отрицательные- стороны сталинизма и его не следил. Нельзя зг: бывать а того, что Уоллес умзр зе 10 лет до начала перестройки. Объективно исследовать его творчество мокно лишь иоходя из реалла его эпохи, яз конкретно-исторического подхода.

Актуальность настоящей работы состоит в том, что монографическое исследование творчества Дно Уоллеса до сих пор остается "белый пятном" в канадском и отечественном литературоведении. Ни ологизированная схема при анализе зарубежных писателей по принципу "ивой-чукой"-извила себя. Инерция стереотипов при изучении так называемых т'своих"писателей чеё ещё даёт о себе зиять, так, что выделить в их творчестве подлинные эотетяческие и общечеловеческие ценности бывает порой нелегко. Тем настоятельнее ощущается потребность в переоценке художественных явлении, связанных о утверждением в нашей кизни нового мышления о осознанием непреходяще!! значимости человеческой индивидуальности.

Значимость-'работы в том, что нскй;, скорректированный подход к наследию Дг.о Уоллеса поможет выработать .уточненные критерии при .'„зученли комплекса проблем, связанных с понятием "прогрессивная литература". Это тем более вайю, что з последнее время внягание к писателям Уапада левой, социалистической ориентации заметно снизи-

лось, они кап бы изымаются из литературного процесса, о чем, конечно, трудно согласиттся.

Цель исследования - выявить идейно-тематическое своеобразие л художественные особенности произведений Уоллеса, показать эволюцию художественного метода поэта, проследить характер становления лирического героя Уоллеса, исслгдовзть народность, демократизм его произведений. Б полз нашего зрения такие оценка худояественяого уровня переводов его поэзия на русский д азербайджанский тюркский язкки.

Материалом и солодопания является поэтаческое наследие Джо Уоллеса, представленное пятью сборниками стихов:"Ночь миновала" ("Sight- is ended ",1943), "Все МОЕ братья" ("ALL Ыу Brothero 1953), "Здравствуй,брат,здравотвуО.сеотра" ("Hi,slater,Hi,Brother 19 Ь6), "Золо тая легенда" ("The Golden Legend 11, 1958); "Земля в орполп" ("A Hadiant Sphere ",1964), Выявлены также многочисленные поэтические произведений Уоллеса, не взведшие в сборники, рассеянные в периодической печати Канады, газетах радикальной ориентации.

Научная нпвпзяз. Впервые предпринята попытка монографического исследования поэтического наследия Уоллеса, что не являлось раннее объектом специального изучения ни в советонсм- ни в зарубекном литературоведении. Анализируется становление художественпого матода to Уоллеса, с точки зрзяпя проблематика, поэтики своеобразия образно!! системы, стиле вях и языковых особенностей. Прз этом т опирались на достижения нашего литературоведения в анализе поэтических текстов, на современные труда,стиховедению.

Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть использованы а лекционных курсах по истории зарубежной литературы ТА вена, ш семинарских ззнятлях, а такяе при изучении литературной я культурно-художественной ялзни современной Канады.

Ащэобаииц работы. Работа выполнялась на кафедре ролино-герлвнс-кой йялологии Азербайджанского педзгогичесногз института иностранных языков, о без-далась на расширенном заседании кафедры с участием ВЕДДВДХ спсццалястов ЧКСТЕТуТЗ.

Исследование материалов, связанных с творчеством Уоллеса, (издания произведений поэта на английском языке, работы советски? я зярубегшых критиков, связанные с творчеством Уоллеса, переводы его произведений не русский язык к т.д.) проводилось в Российской Государственной библиотеке и;.;.В.Я.Ленина и Библиотеке иностранной латера.урн, кнпгохрашш-.цзх Баку. Результата исследования докладывались на 1У Республлганекой конференции молодых литературоведов г.Баку (ноябрь 1Ш4г.), ЛИ Республиканской научной конференции аспирантов вузов АзербаЩ^М (ноябрь IS85 г.).

Основные ползкенвя диссертации отражены в пята публикациях.

Структура работы. Диссертация состоят из введения, двух глав, заключения, баблнограсХпа п првложеная. ■

Введение содержит обоснование актуальности .и разработки те.ты, историографический обзор критической литературу о творчестве Джо Уоллеса; определяются цели и задачи работа, её новизна, принципы исследования.

Обзор критической литературы о творчестве Дяо Уоллеса на

английском языке показывает, что он относится к числу недостаточно

изученных авторов: официальная канадская критика долга замалчивала

его поэзию а публицистику, отличающееся глубокой демократичностью.

Пз мийни» прогрессивных писателей и публицистов Канады, 1-хо Уоллесу

"отяазыааит в праве запилить какое-либо место в "ойигыальязЦ" нзнадс-

3/ ~ 4/

кой литературе". Уоллес -"один запрещённых поэтов Канады" - с

З/Кгртер Д. Американский правой затопляет Канаду.-Г>естш?к, -Торонто,

ISEtt ,1£ппября. „ ^

•4/ Colombo?.й. Canada's Banned Post- Canadian Рогша, Toronto,1960 Julj, vol.40,Ni474»p«20-^2

горечью свидетельствует бедный канадский критик Дк.Р.Коломбо. Л;:ль в последнее десятлл^та в ряде канадских изданий появились отклики на творчество Уодлесь ./Acorn U., Griffin Hi.Colcabo J.H. /,

• V

Так, его называв? "велкчз&шм поэтом, рождённым в Канаде", о его

6/

творчество рассматривал? кзн выражение "литературного протеста''. Известные критики Г.Гриййдн, П.Эйкорн, Да.Коломбо подчёркивали новаторство и политическую злободаевность стихов Уоллес?^ Канадские поэты З.Прзтт л Т.Ыгь'пвсю указывают на искренность и эмоциокаль-

-г 8/ гг

нэсть лирика Уоллеса, на глубокую народность его творчества. Поэзии Jbxo Уоллеса .вызвала янзой интерес в напей стране не только у читателей, на и у литературоведов. /Аникин Н. .Разговоров Н. .Голцявя А. Николаев В..Полевой Б./ Особенно привлекают простота стиха, разнообразие тематики, интернационализм поэта, его любовь я Родине, вера в человека.'Многие произведения Джо Уоллеса пе ре водили сг. еа руссучй язык, а ряд стихотворений - нз.азербайджанский гаркездй язык. Первым откликом па творчество Уоллеса в советском лвтзрзтуро-ведения явилось предисловие И.Л.Аршвд к сборнику "Золотая легенда" AiocKB3, Прогресс, 1958. стр. 3-9/ "Интересы родины, будущее канадского народа,- вот что глубоко волнует Дзо Уоллеса, делает его творчество живым, придаёт особую свегесть его стихам" - пглзт И.Л.Лрманд. Известный знаток канадской литературы А.И.Голшзза

определяла основные теш п готики творчества Уоллеса, указала на

9/

конкретность его эстетического идеала. Бесспорный интерес для

исследователя канадской литературы представляет работа Г.Т,Костен-

57uargaret~?T~The~p£opl£~are"talking poetry the tiae - I listen to them.-Canadian Tribune,Toronto, 1953. Nov,9,p.9. 6/Watt F.W. Literature Of Protest. -literary Hiotory of Canada,Canadian Literature in £ngliah, eco.edit.,vol,1,p.413-443. -University of Toronto Press, Toronto and Buffallo,1977,550p. 7/'/»allace J.S. Poena. -Toronto,Progress Boofco, 1981,p.1. в/.'dCEwen T. Joe Wallaoe refleots humanity's naay ooodu. Canadian

Tribune, Toronto,1956,Sept,24.>>.9. ■ ' „

9/Голышева А.И. Современная am о-канадская литература.-(л.usAi, стр.19-30.

ко, в которой выявляются характерные особенности эпиграмм Уоллеса, подчёркивается их социальный, пафос.

Однако до сих пор поэтическое наследие талантливого писателя всё ещё ждёт детального в всестороннее исследования, так как вне поля зрения литературоведов оставалась сатирические стиха Уоллеса, равно кгк и проблемы творческого метода, ганра, языка, стиля. Ш ' •попытались восполнить этот пробел. 3 работе исследуется формирование художественного метода Ляо Уоллеса, прослекено укрепление реалистических тенденций в зрелом периоде его творчества, представлена ■ общая эволюция творческой деятельности, анализируются специфике . сатиры Уоллеса, приёмы и средства художественного изображения.

В перро-ц главе - формирование' художественного метода Джо Уоллеса: 1917-1945" выдвигается проблема характеристики творческого метода. при этом подчёркнуто отсутствие среди литературоведов единого ьк.-хая в отношении определяющего художественный метод фэгтора-основ мировоззрения писателя, Гуманизм, жязнеутзервдающая, оптамио-. мческая философия Джо Уоллеса;выходит зэ рамки идей марксизма. По художественной методологии'Джо Уоллео фшзов не^ром^нтвкам; в то же время, в его творчеотве, оильнореаляотическое качало. Подчёркнуто также, что мот олоеный иомплрно харавтврея для кайа декой литературы нервов трети XX в., как частя мирового литературного процесса,

: г ' '

вменённого « времени р уоловиях ивйадсвЛйдействвтельяоотя.

Выявлено влияние ее обезм)'молодого Уоллеса ¿слоях образцов

аяглийской романтической лирики, произведений, Дж. Г.райроаг, ' • ... ■П.Б.Шелли» Т.Мура. В то же время, Уоллес продолжает и обогащает

■ традиция peвoлюциoняo-дeмoкpameoвofl.д088яя• ПХ-на^але XX веков,

постов чартистов, поэтов ооцинляетического движения в Англии и США, .

таввх, как Юрэо Тробел. Показано,, кок опыт романтической литературы

обогащает метод критического реализма. .

В данной главе рассмотрены штаны и идеи, которые нашли продолжение л развитие в произведениях зрелого периода, творчества Уоллеса. Раскрыты средства художественной выразительности поэта. Главными текаш его поэзии первого периода стали отклики на революцию з России, испанские события, солидарность "с выступлениями трудящихся Канады, лабовь к Родине.

Особое место в творчестве Уоллеса запишет тема второй мировой воины. Прямым откликом на граядаясауп войну в Испании в I336-IS3Sr.r. явились стихотворения "Испания", "О,смелая Испания" н др., в которых кровавая расправа йраяяистов над республиканцами антифашистами вызывает гнев и боль поэта. Она внравеяя с помощью серил выразительных экспрессивных метафор: "ХЬе cruel key of pain. "life and

death in battle " л ДР» В стихотворении. "Испания", которая проснётся внозь" дан пейзан холодной зимы с обилием снега, символизирующий временное поракение испански ¿республиканце в, эта картина контра с-, тирует с песней птицы, призывающей весеннее обновление, т.е. грядущую победу народа. Образ-Холода, подчёркнутый эмоциональными сравнениями /"bife, with half froaen breath "Like the last leaf clinging "/ перекликается с аналогичным образом из поэзии английского романтика Томаса Мура /Иоог lb. ïhe Lottera. Edit, by W,S.Dow-den, 1073-1816.V.1 .Oxford, 1964,p.281/,

Вспоминая о традициях борьба парода за своп независимость Уоллес обращается таксе к tret.« народной война в Испанди I8C9 г. против наполеоновской агрессий, Его стяхв лерекллзаются со строфами' из первой песни ларэ-эпичесвой поэмы Байрона "Путешествие Чгйлда Гзродца", в которых революционный романтик, презрительно отзываясь об испанской знатя, восхищается подвигами испанского народа.

Осукдая прк ступле ния фашсотов в Испания, Уоллес призывает народы планеты в отпору агрессий, В стихотворения "Пусть парит голубь мира" он раскрыл антигуманную сущность войны; Эвстшссвшше

метафоры: "otinging death «/ "жало смерти" /, "thirsting chill » / "пронизывающий холод" /."the jealouoy of front " /"лютый мороз''/ подчёркивает разрушительный характер войны. По :/ере пво.тацил творчества Уоллеса образ Холода трансформируется, наполняясь новым, боляе глубог 'м эмоциональным содержанием.

Ненависть Уоллеса к оТаяизму, протест против попустительства ' агрессору со стороны правящих кругов Англии, G'JA и Франции 30-х' годов'наиел отражение также я в его произведениях, написанных в бассейном жанре. В басне "Волк,Олень,Бобёр и Змея" поэт, создаёт аллегорические образы животных, природа которых вполне соответствует характеру изображаемых реалий. Так, Змея (гитлеровская Германия) олицетворяет подлость, коварство и хитрость (у других баснописцев ата роль отводилась Лисе) и др.

Ведущей в поэзии Джо Уоллеса является тема Родины. Оптимистической верой поэта в лучшее будущее Канады проникнуты стихотворные произведения "Отчизна, наша отчизна" и особенно "Чудесный край", звучащая своеобразной кантатой, прославляющей отечество. Широко используя образы природы ("горные вершины", живительные лух'а, "золотистые поля"), пгэт прославляет красоту края, пророчит грядущее торкаство счастья и света. Своеобразные.,причудливые гиперболы

("О,lovely land whoee mountains run from peak to oeek the sun no, lovely land whero April roine and af -11 euno break ancient .

chains ") увеличивают эмоциональную нагрузку стихотворения.Мелодичность стихотворения "Чудесный край", его яркие краски дают почувствовать национальный'хзрактс-р лврпчгевогэ героя, его глубокую любовь к Родине, осознание им своей причастности к доторическьЛ судьбе парода. Перед читателем предстаёт картина материальных а духовных богатств страны, её исторического прошлого.

С конца 30-х годов лирический герой Уоллеса меняется, в его характере начинают преобладать новые черты: чувство современности, ооозияняе своего едл.чстзз с людьми труда. Поэт восхгпэется.энергяей,

ловяостаз л вшоелЕзостыэ народа - труг.е нэпа: рг 1чимя на производстве ('ifour аг.а hau skill enough 2о oet all wheels in motion",

покорителями море:; 'А оксаиоз (" 1'our ara has akill enough...to nine beneath the ocean ")f рзрных вершин (" ¥our arm has skill enough to akim the sky with ships") До мысли Уоллес?, так oil народ способен пс только постаять за себя("*°иг а па ia strong enough to break all Ьагз ") ( .-щ a совершить чудеса - з частности в освое-ннл космоса (" Xour nrn is long enough to reach the- stars"). В этих, да и других стихах Уолласа, ощущается романтическая приподнятость, оптимизм, кизно утверждающая интонация.

"Мотав единения с народом одушевляет стихотворение "Все вместе". Здесь лирический герой словно бы вливается в.многотысячную армию бойцов, которых не страшат никакие преграды, ибо они едины на марше. И в дальнейших произведениях прздолтается эволюция образа лирического героя, укрепляется его характер, он духовно обогащается.

Традиционные симво^ико-романтические образы солнца, света, весны, тумана, зимы, темноты в другие в творчестве Уоллеса папол- ' няются современным содержанием. Тал, "добрые" силы природы яе только дарят людям свободу п любовь, но я побуздают к борьба за справедливость, а "тёмные, злые" оилы грозят человечеству новой войной.

Хотя тематический круг янтересов поэта на раннем ¿тяпе сравнительно узок, однако по художественной форме а значительности содержания и в этом периода Уоллес сумел создать проникновения« произведения. Правда, некоторая отвлеченность, абстрактность несколько усложняют ввопряяме основной пдеа прзяззедзнля, яо не вреда1, его худэЕестзешщм доотоинствам. Те ясторачесяиз озбагия, ястп*v* становились объектом худогестванлого азобрэланля Уолласа, сгз отношение в нам а пя оценка, теорчеезив праёш вопло^заия хазпзннагз матервала в овотемв создахявш« ни образов.'- вез' ото даба1: зсяамяиз

определить творчески:: метод Уоллеса док поэтический реализм, в кото-рок явственно збшзр^аилзэтея та икс черти рэкэнттесгзй изэтпкя.

В первой период? творчества Усллзса значительней снгерес представляет проблк.с.а поэтического языка и стиля писателя. Использование субстаитйвйзироЕашй!;-: каречпй а глаголов придаёт необг-гзЛгаю здвзегь ЯЗЫИу (кауЬео o:i r.uybs, and eaoic the so behind the оесяз ) .Придер-яяваясь традиции ьааг» декой и вообще англоязычно:; поэзии, Уоллес нередко прибегает Б apy.ya3i.3K ( nay=no, lea=aeadoY.-s, ау-усо ). Заметна тяга к повтору, являющей? оя атрибутом народного творчества ("Remember,гешейЬег,гс:зел'.Ьег "And there ehe wao and there I wars, and v.e v/ere v/orldc av.-ay " л др.).Она вызвана стремле-

нием поэта глубже-доне ста до читателя свою шель, облечь её в яркую эмоци ональную (1орму.

Во -второй главе "Реалиям зрелого периода творчеств.: Джо Уоллеса: 1945-1975" показало, что для творчества писателя этого периода характерно расайренле проблемно-темагического круга изображаемого. Он более точен в обрисовке обстоятельств, окружающих героя, проявляет внимание к политическим и социально-культурным процессам, происходящим в его стране, и в то ке Бремя, в Поле его'зрения преаде всего внутренний мир его лирического героя. Уоллес более активен в своёем отношении к изображаемому.

Центральная линия творчзствз Дшз Уоллеса в исследуемый период . определяется следующими темами: а) выступление против войны и агрессии, прославление /.тра и взаимопонимания мекду народами; б) протест пробив гонки вооружений; в) обличение пороков, присущих обществу, где господствует культ нажива; г) размкыленяе над ролью пеэта я поэзии в современно?' обществе.

На фона событий второй мирово"; войны, сложных социальных событий послевоенных лет обретают большую конкретность, рельефность, социальную определенность, поэтические обрзз.и Уоллеса. Поэт ощущает себяпреаде всего борцом, главное для него - вера в принципы чело-

jciv! л свободы. 3 ствхотгорслвя "¿еглецн" описывается хэлодчял ¡:o"i. а rape .мной всгкре., катару» ларлчеснай герой яоротзет со свгют. '.'эвггдсдоя лз ззклоченю. !Ьс?т:сп1гс его перед*"-"ся-л образах-сл.'лво-

Здесь образ' Холодя, ¡лерзго лссзльзуепШ Уоллссок в значенли ''реакция, во-Лна11, подчёркивает олрп«с5ь политической борьбы га.чадс-кого народа.

Теда дру~бы,' столь ярко пг-зззуявгяя в стихотворении "Беглецы", получает дальне Лисе развитие в пс&тячсслом од зле стихотворений "Все ¡¡он братья". Испытания закглилл гг/;г.сствеш-:ы>: людей, объединили в у.зхучхЭ боезой союз. 'ЛпрлческзЗ герой стихотворения " I'eaco or. barth" (Wallace J.S. Hi, sister, Hi, brother, - Toronto, Нея Prontie.ro, 195б,17)прязкв8бт все s людей Зз шт независима от рассн, поодональ-r.ocva п языка к объединения зо игл мара. Поэт сравнивает растущее пгпллянпе маогоияллвэвнои кзесп г мигу о рекой, постепенно врвяг -вдо-денея в HOKHKii поток, в океан (" aipple to. river,river

to oea, on to the ocean humanity''). Голос Уоллеса весом звучал э хоре тех поэтов, которые в 40-5C-S г.г. а напряженной атмосфере "холодной воины" стремились внести .свой вклад а предотвращение ; верной катастрофы. ■'

3 другом стихотворении ("calling ail Ganada ") Дко Уоллес утвергдает, что людские кассы, уподобленные в стихотворении "Строй за строем" Няагарскону водопаду, участвуют в борьбе за высокие цели • а социальной справедливости. Поэт протестует против классового неравенства, эксплуатации "тысяч, которые з поте лица трудятся-на одного" ( A word of snatch-and-run Whore a thousand sweat for the nake of oil.. ")• c горечь?) говорит о росте безработицы в своей стра-115 ("And get the gata when the job is ions '") о кадде стяжательства, охвзтивтай имуцле классы (" А world of hats and greed "). Ta-( кто вернулся на Родину с вё*ны, не жляат более мириться с произволом я агреселвчой политикой "сплышх мирз сего"- к такому выводу

' - 14 - ■ . . .

приходит поэт в этом стихотворении. Данная мысль ещё более углубляется Е стихотворении " Thu Heart Cry of Humanity "). Здесь Уоллес соэ-д-зот групповой портрет канадских бедняков", внося в их .обрисовку элементы психологизма. Такова пзверяваякся. канадка-мать, которая "всю сво:о жизнь заботилась о детях", а теперь "ломает-рука в отчаянии" ( She twiata convulsively ") л "не хочет .больше нить" (" v/ith по desire to live "), таковы молодые кзнздсине кенщшш-преДаннне сёстры и невесты, удел ноторых-няигта; таков голодный канадский ребёнок, который захлёбывается от слёз, но ещё надеется на помощь и "доверчиво тянется Ii людям" ■(" turning to you-in truot ").

Только в борьбе за мир и демократию, по Уоллесу, растёт единст- ■' во канадского народа, крепнет решимость объединить его усилия-с народами земного шара, взять дело шра в свои руки и отстаивать его до конца. Лирический герой проявляется как типический, он синтезирует в >ебе ni ;ты времени .я разнообразные черты своей эпохи. Переплетение социальной конкретности с общечеловеческой устремлённостью харзк- , терно для позднего творчества Уоллеса.

Результатом посещения Уоллеса Советского Союза в 1957. г. стало оооданиз нескольких стихотворных циклов. В стихотворениях "Золотая легенда" ("The Oolden Locund "), "Советский человек" ("soviet Hon") "Подобна девушке Москва" ("Uoccow io в Haiden "), "Человек жаден" ("Man Aches "). Уоллес ЕыраЕает свою веру в социалистический выбор. Духовная свобода, оптимистический взгляд на жизнь, восхищение природой- Есё это казалось поэту непреходящим и накадило отражение в 'устремлениях его лирического героя.

Вместе о там, не я оторым стихам Уоллеса была прасуща прямолинейная пропагййдаотская установка, некоторая декларативность, схематизм. Это была достаточно характерные недостатки, отличавшие и другие обреа* да "ангажированной'.' прогрессивкой поэзии.

Перу Дзхо Уоллеса принадлежат л публицистические произведения. Долгие годы он выступал в газете 'ЧЬисддсн Трябян" под рубрикой ''На моё;.! пути" ("Оп пу тау ") и "Плечом к плечу" ("3111« Ъу о1ае") давая интерпретацию важных лачени?! я событиям, иыезззм место з социально-политической"жпзня мира, Безусловно, .Что работа радикального публициста сказалась на стилястзяп его поэзии.

Основные политические тенденции эпохи Уоллес вцрззил тзнг:е в ряде сатирических произведений. Остроумно пользуясь словесным мэте-риЕлом, четко и лаконично строя свои стихи, нередко сгущяя сатирические краски, поэт разоблачает монополятячесяяй империализм, политику насилия Я'порабощения (опягрешц "Луму^ба", "Нз по правилам", "Дорогой редазтзр"), высмеивает зависимость прзветеляй своей родины зт США ("Суверенная нация"), бичует социальное неравенств?, господство "всемогущего доллара"), выступает протяв ядерной опасности ("Па- • кика", "У нао здин выбор"). Критикуя "олльных'мярз сего" Уоллас нередко пользовался разнообразными сатирическими приёмами »например,-заставляя своих "героев" саморазоблачаться ("Песня печального миллионера"). , *

В своей эстетике Уоллел, ясн я многие левые радикальные худоанд-кг. Запада, исходил из принципа искусства как оруяяя борьбы.

По млению Уоллеса, рождение каждого произведения латерзтурн о лсиусотаз диктуется запросами самой гйзпл. Поэтому оно должно яеетп отч"тливую, социальную йункцпв, строгать окрукаюадй мир прэйдияо, реалистично, в движении и развитии". Без выспаг. достижения мировой

культуры обращены я людям, ат„.гат всему человечеству",-настаивал .,' хО/

/оллес. - ^

Хотя в стихах второго периода творчества Уоллес я использует < художественные образы исполненные символической. масштабности, поэт всё лзлыне отходит от асбгргяцпП, ослэгляющих восприятие его'произведения. Его поэтическое шпление становится конкретнее я выразитгль-10?"Уэллёс"дТ~5удупае за реализм.-Комсомольская правда,1957.-С.4

нее. Расширяется ere тематика.

Написанные в этот период произведения более значителыш по своим художестве ш:а--1.илосо<5с:шл и идейно-эстетическим достоинствам,-чем с г и XI! раннего этапа. Для них характерна глубокая содержательность, оочетгадаяся с краткостью, лаконизмом и эмоциональной выразительностью.

Язык и стиль позднего Уоллеса становится более разнообразным.

Он широко использует пзелг^нцы в поговорки, нередко изображает

неологизмы. Примером могут служить следующие словосочетания: The you-in-you, in~laugh-a:id-niake-believe time,in love-and-love-and-

leave time, v.hil.e-eeeking-Grace, lii'e-long-death, the atar-crowned KockleB, the dooaied-to die, look-out ridge, о gold- plate dinner, slaughter-happy sheep, radio- active rubble, love-and-love-and-believe time.

ломая застывше поэтические £;ормы, Уоллес обогащает рлзговор-Hyju лекалу современного английского языка.

• Философский подход поэта к явлениям общественной жизни, диалектическое раскрытие их сущности, актуальность в жизненность поставленных проблем, ясность к простата языка, позволяют констатировать очевидный рост и углубление реалистических тенденций во втором периоде творчества Уоллеса.

. В заключат..! подводятся итоги исследования.

Дх;о Уоллес вошел в литературу в начале Т/. века, отмеченного глубокими переменами во всех сшерах жизни, ростом национального • самосознания, общественно-политическиш,.революционными потрясениями перед лицом'острых приблем, выдвинутых, нашим столетием, поэт обращает своп взоры к народу, к людям труда, к их светлому разуму а доброму сердцу. Вместе о тем, его стихам свойствен и сбпсгу,ианпотичеокай пгсЬос. В то время как в поэзии Запада господствовал "вер лвбр", т.е. овободный стих, Уоллес пользуется класси-

ческим рифмованным стихом, разнообразными размерами, оригинальными строками, не только четверостишиями, по пятистишиями, пестястишиямв, проявляя незаурядное стихотворное мастерства. .

Стихом Уоллеса свойственна глубокая самобытность. Ему присуще . подлинно оптимистические отношение к яизни, .'-'пзнеутверждающий пафос, стихотворений Уоллеса восходящи:} я 'Лелли и Уитмену, связан с его верой в исторический прогресс, в таркествз демократии.

. Эволюция мировоззрения Дао Уоллеса нашло своё отражение в худомственпом методе поэта на разных этапах творчества.

Для первого периода характерен органически:! синтез романтизма я реализма, В произведениях этого периода ("Ноч~ кончилась", ".Весенняя песня птиц" л-др.) заметно развитие романтических традиций канадских поэтоз-рпмантиков Ч.Робертса, А.Лвмпмзнв, Б.Кзрменз р. других, а такие .великих английских романтиков Байрона, Шелли, '. Китса. Романтическая.направленность поэзии..Уоллеса расширяет своя границы и .тесно' сливается с реализмом. .

Во втором периоде наблюдаете? рост ре глиптических тенденций, что особенно глубоко проявляется в таких произведениях, кал ' Мар ' на Земле", "Как говоритодгч канадец другому", "Канада вперёд", и т.д.,. в публицистике. Поэтический взгляд Уоллеса обогащен его Веля-ной политической позицией. Его творчество-обрззец слияния Уоллеса-граяздаНина и художника.

• лирический герой Уоллэса-сын своего времени я, в то же время, человек выросший вд национальной зана'дской почте. Ему близки общечеловеческие идеалы. Зго о тли :ают духовная цельность, гвуякяэд я интернационализм, любовь к-жизни.; Для него вера в торжество справедливости на Земле-не расхожий политический лазунг, а глубокое внутреннее убендениё,. выношенное всем'многолетним жизненным опытом поэта,

' "Поэзия Джо Уоллеса-народна. В ней воплотились подлинно народные стремления я" идеалы,'соединённые-с освободительными движениями эпохи.

- 1Ь -

историческим оптимизмом пззта. Образы представителей канадского народа во всех стихотворных циклах Уоллеса глубоко жизненны, ибо ' зарааают типические черти, присущие простым трукеникам. •

Сатира является наиболее действенной для Уоллеса формой выражения социального протеста и критики. В своих эпиграммах и сатирических инвективах он предстаёт кок выразитель настроений простых ладей, нередко жертв социальной несправедливости ("Взлк.Олень,Бобёр, и Змея", "Обращение к Уилл Стриту"). Уоллес активно использует • сатирические приёмы секоразв0лачгш:я, иронии и перифразы, контраст и противопоставление и др. Сатирическое мастерство Дко Уоллеса проявляется не только с псазип, но и в публицистике, причём, в основном в послевоенные годы.

Большой интерес прсдставллзт циклы публицистических статей Джо Уоллеса под рубриками "Плечом к плечу" а "На моём пути" в прогрессивной ш шдсксй.газете "Кзнедиеп трабин", близкой к левым, рабочим прс1^" ным кругам. Эти выступления имели агитационное значение. В п. - ::-л'ор комментировал наиболее актуальные события современности, с пр.....:.:;! ему прямотой, выражая свои политическую и эстетическую позицию. ' ■

Немало ценного содержат высокаэываная Уоллеса по эстетике. Уоллес видят свс.. кдеал в поэзяа, проникнутой накосом борьбы за гражданские свободы. Оц убежден в действенно;: роли искусства в деле а преобразование общества ("Заметка о канадской поэзии", "Будущее .за реалаамом" в др.)

Творчество Уоллеса, .исполненное высокого патриотизма, искреннего сочувствия к людям, каждой справедливости и мира, интереоная страница истории прогрессивной поазяя"Запада. Поэт отрезал в худо-8ертвенной.поэт.г-;есйой форме вахту» фазу в развития рабочего , радикального дважаная в Канаде. Дк.о Уоллес занимает достойное место а ряду постов левой.радивальнойорлентацнн, которые внесля'своим . .

творчеством не оспоримый вклад в борьбу против фз'швзмз, за мир, демократию и социальную справедливость. Этим поэтам приходилось творить в нелегких условиях, их замалчивала официальная критика, третировал "истеблишмент". Нет нужны затушевывать их недостатки и заблуждения. .Но они -ивая часть литературного-процесса в XX в. и достойны серьёзного изучения.

Диссертация имеет приложение "Лнглоязычязя канадская литература в Азербайджане", где анализируются переводы на азербайджанский тюркский язык поэзии Джо Уоллеса и некоторых других писателей Канады. На основе переведенного сравнительного изучения переводов на русский я азербайджанский тюркский языки, сделай выводы о том, что переводческая деятельность служат базисом и побудительным стимулом для дальнейшего изучения канадской литературы в Азербайджане и способствует созданию п развитию литературных связей между этими странам:!.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Социальные мотивы в творчестве англоиаяэдеких писателей /Дез.докл. 1У Республ.конфер..молодых литературоведов.-Баку :с.л,, 1984,ноябрь, 2 о.

2. Эволюция лирического героя в поэзии Джо Уоллеса.

//Тез.докл.УП Республ.научи.конХер.асппр.вузов Азербайджана.-Баку, 1934, т. I, I с.

3. Отражение социально-эолитических проблем жизни канадского народа в творчестве Джо Уоллеса. /Дез.докл.УШ Республ.яаучн. кои'г.ер.аспир.вузов Азербайджана.- Баку,К35,т..1с."

4. Пути поэтического изображения объективной действительности в творчестве Джо Уоллеса*^ //Иза.ЛН Азерб.ССр, серия литературы, языка л искусства ,1985, Л 3., ос.

5. Дг.о Уоллес в советской я зарубежной критике. //Деп.л ИНШН ЛИ СССР, 1.58б,.'Г1 2Ш36, 10 с.

-206. Англоязычная канадская литература в Северной Азербайджане, тезисы докладов на XIII республиканской научной конференции аспи-. рантов вузов Азербайджана, Баку, ЛПИРЯЛ им. М.Ф.Ахундова, 25 декабря 1990 г.- 1091 г., Баку - 2 с.