автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Экологическое сознание в контексте социальной эволюции

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Басилаиа, Мариана Артемовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Экологическое сознание в контексте социальной эволюции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Басилаиа, Мариана Артемовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Методологические принципы анализа экологического сознания.

1.1. Методологические принципы исследования эволюции экологического сознания.

1.2. Социальные детерминанты экологического сознания.

ГЛАВА 2. Эволюция экологического сознания в европейской цивилизации.

2.1. Экологическое сознание в эпоху аграрной цивилизации.

2.2. Эволюция экологического сознания в эпоху техногенной цивилизации.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Басилаиа, Мариана Артемовна

Актуальность исследования. Драматическое состояние среды обитания человека: катастрофическое загрязнение биосферы с одной стороны, и социальная разбалансированность жизни в стране с обеднением духовности, нравственности - с другой, порождают глубокую озабоченность, тревогу, желание активно участвовать в процессе спасения земной цивилизации и своей собственной жизни.

Взаимоотношения человека и биосферы приобретают все более глобальные масштабы и становятся одним из основных источников неустойчивости жизни на Земле. Экологическая проблема составляет одну из главных компонентов современной системы глобальных проблем. Человечество начинает постепенно осознавать необходимость изменения характера взаимосвязей общества и природы, оценивать последствия своей производственной и интеллектуальной деятельности. В этой ситуации для правового государства, провозглашающего своим идеалом социально - защищенную в своих правах, гуманную и свободную, творческую гармонично - целостную личность, требуются научно обоснованные идеи и разработки. Одной из таких существенных идей в этом направлении нам представляется идея формирования экологического сознания - центральный вопрос настоящего исследования.

Рассматривая проявление противоречий человека и природы следует охарактеризовать связи и взаимоотношения человека с эволюцией экосистем, поскольку в истории цивилизации взаимоотношения человека и природы влияли на общественное сознание, его проявление, углубление или извращение.

Общественное сознание в процессе огромного исторического пути развития претерпело заметный прогресс, обусловленный главным образом развитием, ростом производительных сил и разделением труда. В ходе развития сознания (и его общественных форм) определялось отношение людей к природной и социальной среде, степень их единства со средой обитания.

Экологическое сознание является одним из проявлений основной человеческой способности воспроизведения действительности. Непосредственной основой сознания является деятельность человека, которая в реальной действительности в процессе исторического развития homo sapiens постоянно связана с взаимодействием экосистем и всех существующих стихий планеты. Его можно рассматривать как основной ключ, способствующий преодолению внутренней раздробленности, характерной для современных знаний.

Становление экологического сознания позволит дать ответ на главный вызов нашего времени - раздробленность и закрытость знания и сознания, утрату современной личностью, и обществом в целом, способности видеть и воспринимать мироздание как единый процесс развития природы и общества, раскрывающий перед личностью весь пространственно-временной горизонт.

Преодоление такой закрытости, устранения интеллектуальных и психологических барьеров, стремления организовать логику использования всех областей знания (философского, социологического, экологического, биологического, антропологического, космологического, географического и т.д.) можно рассматривать как основное преимущество экологического сознания.

Прогрессивное развитие культуры и познания на разных стадиях истории - рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществах - ограничивалось эгоистическими интересами эксплуататорских классов, которые ради своих целей пренебрегали интересами общества и природы. Однако, несмотря на классовые противоречия, социальный прогресс заметно проявился непосредственно в развитии материальной и духовной культуры, в развитии и обогащении взаимодействия общества и природы.

В этом же контексте происходила эволюция общественного и индивидуального сознания определявшего отношение общества к природе. Происходило формирование экологического сознания определенного исторического этапа развития общества. С эволюцией сознания связано и проявление человеческого фактора развившегося на основе антропоцентрического отношения к природе и приведшего к интенсивному загрязнению экосистем биосферы. На основании изложенного можно утверждать, что в мировом сообществе и в частности в российском обществе как никогда актуализируется потребность формирования экологического сознания, социальной установки на становление экологически культурной личности. Такой процесс почти не находит подтверждения, слабо и фрагментарно освещен в современной научной литературе. Вместе с тем проблемы такого рода относятся к числу фундаментальных, и горизонт их практической реализации всегда бесконечен.

Степень разработанности проблемы. Проблема становления экологического сознания и формирования социально-защищенной и гармонично-целостной личности относится к вопросам, изучаемым социальной философией. Тема самосовершенствования человека с периода античности, представляет собой многообразный спектр различных философских работ.

Проблемы становления экологического сознания трудно представить себе без рассмотрения философско - социологического наследия дореволюционной России в работах русских мыслителей. Сегодня не утратили своей актуальности труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, Л.И. Мечникова, П.Н. Милюкова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Ф.А. Степу-на, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, C.JI. Франка и других. Среди философов непосредственно занимавшихся проблемами бытия и сознания, происхождения сознания и его сущности, структуры сознания, субъекта и объекта сознания, сознания и самосознания, в период развития советской науки следует назвать Н.В. Алексеева, В.И. Вернадского Ф.И. Георгиева, Б.А. Груши-на, М.В. Демина, Г.Г. Дилигенского, ГО.А. Жданова, С.Э. Крапивенского, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, И.А. Негодаева, Л.В. Скворцова, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, Е.В. Шорохову, И.Н. Хильми.

В настоящее время многие исследователи едины во мнении о том, что понять природу сознания нельзя, не раскрыв тайну некоего духовного состояния, которое бытует за пределами основного гносеологического отношения. Хотя проблемы изучения той духовной реальности, с которой связано сознание, сформулированы, пока еще больше вопросов, чем ответов. Различные аспекты сознания личности рассматриваются в работах: С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезе-ра, Г.Е. Глезермана, Г. Гачева, J1.H. Гумилева, В.Ж. Келле, А.Ф. Лосева, А.А. Милдса, Н.Н. Моисеева, Б.Ф. Поршнева, В.Ф. Сержантова, В.А. Рыбакова. Существенный вклад в исследование проблем сознания внесли философы ростовской школы В.Ю. Верещагин, Ю.Г. Волков, В.А. Горбов, Е.В. Золотухина -Аболина, Ю.Н. Куражсковский, Т.П. Матяш, Т. Г. Лешкевич.

При разработке данной темы автор опирался на научные идеи, содержащиеся в работах Н.С. Автономовой, А.В. Ахутина, B.C. Библера, Н. Данелия, Б.А. Грушина, В.Д. Губина, А.В. Гулыги, Г.Г. Дилигенского, Е.В. Золотухиной - Аболиной, В.И. Иванова, М.С. Кагана, Т.А. Кузьминой, Е.И. Кукушкиной,

A.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.К. Моисеевой, В.В. Налимова, А.П. Огур-цова, Т.И. Ойзермана, Е.Я. Режабека, P.M. Самсонова, А.Г. Спиркина, Н.Н. Трубникова, Д. Н. Узнадзе, В.Г. Федотовой, Б.А. Чагина, B.C. Швырева,

B.П. Яковлева и др.

Для решения задач настоящей диссертации теоретический интерес представляют труды зарубежных философов, социологов и психологов: М. Вебера, Э. Геллнера, X. Дельгадо, Э. Дюркгейма, А. Камю, Г. Маркузе, У. Найсера, X. Ортеги - И - Гассета, К. Поппера, А. Тойнби, В. Франкла, Ф. Хайека, Г. Хорна, Д. Хэссета, О. Шпенглера, К.Г. Юнга, К. Ясперса.

В трудах, указанных выше российских и зарубежных ученых рассматриваются различные аспекты сознания, как адекватное осмысление реальности, реализуемое в виде различного рода практической и теоретической деятельности, что нацеливает на углубление исследований развивающегося человека в структуре современного общества. Эти исследования представляют собой развитие социальных качеств человека, его личности. Вместе с тем исследования позволяют отметить, что до настоящего времени в научной литературе социально - философских исследований вопросы формирования экологического сознания недостаточно изучены. В подобном философско социологическом аспекте проблема экологического сознания, как таковая, еще не рассматривалась, что побуждает нас обратиться к вопросам, которые до настоящего времени ждут еще своего решения. Объект исследования - экологическое сознание. Предмет исследования - изменение экологического сознания в процессе социальной эволюции.

Цель и основные задачи исследования. Цель исследования - определить наиболее оптимальный путь в деятельности человека по становлению экологического сознания в реализации его интеллектуальных, социальных и биологических возможностей, гармонизации, как выражения глубочайшего единства общества с природой.

Цель исследования определила его задачи:

- показать процесс становления экологического сознания, экологически культурной личности во взаимосвязи с формированием мировоззрения человека, системы его ориентации и самореализации в мире;

- определить методологические принципы анализа экологического сознания;

- выявить основные тенденции развития отношения человека к миру в условиях техногенной цивилизации, и показать влияние образования и воспитания на социально - экологические процессы и сознание;

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды классиков мировой и отечественной философии, работы современных русских и западных философов, на труды которых в работе делаются ссылки. Для исследования становления и развития экологического сознания нами был выбран сравнительно - исторический метод. Этот метод позволяет в ходе научного сравнения сопоставлять существенные свойства и связи исследуемых явлений с целью установления их общих черт и специфики. Выбранный нами метод позволяет: а) сопоставить и выявить характеристики и уровни в развитии изучаемого объекта с учетом тенденции этого развития; б) сравнить в исторической ретроспективе уровень экологического сознания по отношению к аналогичным уровням иных культур; в) выявить и попытаться раскрыть связь в преемственности развития исследуемого объекта.

В качестве методологической основы были также приняты принципы историзма и системности. Использование указанных принципов в их единстве и взаимосвязи позволило рассмотреть сознание как целостное образование в различных аспектах его развития.

Научная новизна исследования отражается в следующем:

- раскрыта аргументация ряда существенных аспектов и их причин отхода от процесса гармонизации Человека и Природы, безуспешной попытки такой гармонизации: огромного разрыва между развитием во времени технических (материальных) и духовных составляющих бытия;

- сделана попытка выявить возникшие в нынешней обстановке тенденции асимметрии развития духовных и материальных аспектов. С появлением и развитием частной собственности проявляется обособление индивида, появляется и развивается индивидуальное сознание, но и в этом случае процесс развития сознания происходит значительно медленнее, чем становление институтов собственности, что отрицательно влияет на формирование экологического сознания;

- показана необоснованность аргументации некоторых современных социологов о том, что экологически нерациональное отношение человека к природе изначально присуще человеческой сущности и поэтому кризисные экологические ситуации обусловлены самой природой человека, что в методологическом плане усложняет возможности науки раскрыть противоречия между обществом и природой, создать оптимальную модель природопользования;

- предложено объяснение необходимости системного исследования, включающего и компоненту нового экологического сознания, которое должно ориентировать на повышение роли социоэкологического воспитания нацеленного на усиление духовных потребностей, при определенных разумных ограничениях, касающихся материальных потребностей;

- установлена потребность в новых научных подходах и новых образовательных программах опережающих внедрение рыночной экономики, как важнейший поворот в сторону стратегии согласованного, гармоничного развития Человека и Природы;

- показаны средства развития и утверждения коллективного экологического сознания, основной гарантии преодоления экологического кризиса в условиях современного информационного общества;

- показано, что современная наука, как и прежде, не выполняет свою прогностическую функцию в плане развития задач экологического сознания.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Экологическое сознание является одним из проявлений основной человеческой способности воспроизведения действительности. Непосредственной основой сознания является деятельность человека, которая в реальной действительности в процессе исторического развития homo sapiens постоянно связана с взаимодействием экосистем и всех существующих стихий планеты. Сознание можно рассматривать как основной ключ, способствующий преодолению внутренней раздробленности, характерной для современных знаний.

2. Эволюция общественного сознания, от мифа через религию и науку, которая со временем осознает ограниченность своих возможностей, актуализирует в современных условиях нравственное измерение человеческой деятельности, формирует нравственные установки. И главная установка - в формировании нового прогрессивного экологического сознания, становление которого связано с образованием единой, целостной, планетарной, ценностной сферы. В экологической ценностной сфере должны явно доминировать реальные меры, позволяющие сохранить условия жизни человека и всего живого на планете, сохранить естественные процессы жизни цивилизации.

3. Проблема отношения между человеком и природой менее всего выразима как подчинение и закабаление, ведущее к жертвам бесконтрольного истребления ресурсов природы и всего живого. В создавшейся экологической ситуации целенаправленное формирование экологического сознания, базирующегося на принятой мировоззренческой и фи-лософско - идеологической основе, является наиболее универсальным императивом становления современной экологически культурной личности.

4. В индустриальном обществе технизированная жизнедеятельность постепенно приводила человеческую цивилизацию к ситуации кризиса и ухода от позиции гармонизации общества и природы. В настоящее время самые трудные проблемы, с которыми приходится сталкиваться человеку в соприкосновении с техносферой, с биосферой, сферой социальной деятельности - это проблемы человека, проблемы его образования, его воспитания. Пути становления нового экологического сознания связаны с проблемами воспитания и образования людей, опирающихся на экологическое мировоззрение.

5. В современных условиях лавинообразный прогресс средств связи и информационных технологий создает совершенно уникальные возможности в информационном обществе для развития нового экологического сознания (как индивидуального так и общественного), способного противостоять подчас драматическому развитию экологической ситуации.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется результатами социально - философского исследования формирования нового экологического сознания. Результаты исследования могут представлять интерес для философов, экологов, социологов, биологов, психологов, инженеров, историков и специалистов других областей науки, занимающихся проблематикой развития системы «Человек - Природа». Применение основных положений исследования в условиях современного общественного прогресса может быть полезной теоретической основой разработки перспектив выхода из глубокого социально - экологического кризиса. Материалы исследования использовались также в учебном процессе кафедры "Философии" и "Охраны труда и окружающей среды" ДГТУ. Программа, ход и итоги исследования обсуждались на кафедре "Философии" и философском семинаре аспирантов гуманитарного факультета ДГТУ. Эти положения определяют главное практическое значение данного исследования.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическое сознание в контексте социальной эволюции"

7. Результаты исследования могут быть использованы в некоторых курсах, при чтении спецкурсов и проведении семинаров, в работе методологических и теоретических семинаров ученых и специалистов-экологов, в преподавании общего курса философии в вузах и колледжах при изучении ряда тем: "Сознание", "Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия", "Общество как развивающаяся система", "Природа и общество", "Личность и общество", "Проблема "человек-общество" в философии", "Политическая организация общества" в курсах лекций по "Социологии" и "Политологии".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблематика формирования экологического сознания имеет два аспекта рассмотрения - социально-исторический и общефилософский.

Можно утверждать, что в мировом, и в частности российском обществе, как никогда актуализируется потребность формирования экологического сознания, социальной установки на становление экологически культурной личности. Такой процесс слабо и фрагментарно освещен в современной научной литературе, хотя сама проблема экологически грамотной личности успешно исследуется у нас и за рубежом.

В современной философской литературе широко исследуются вопросы перевода философских положений и принципов в практические рекомендации, однако это очень редко и частично касается вопросов формирования экологического сознания. В этом плане, по мнению автора, философскую характеристику социоэкологической проблемы формирования нового сознания и эко-кулыуры целесообразно обозначить формулировкой методологических установок и практических принципов решения и дальнейшего развития этой проблемы. На основании положений, вытекающих из диссертационного исследования, автор считает возможным вычленить ряд основных тезисов, учет которых может быть продуктивным при выработке конкретных методов и методик изучения и становления нового экологического сознания и разрешения современных противоречий между обществом и природой.

1. Проблемы формирования нового, экологического сознания и вопросы самоусовершенствования человека находятся на стыке ряда наук: социальной философии, психологии, этики и педагогики. В таком сочетании научных исследований базовая и обобщающая роль принадлежит социальной философии.

Становление экологического сознания, экологически культурной личности взаимосвязано с формированием мировоззрения человека, системы его ориентации и самореализации в мире, объединяющей знание и опыт, раскрывающей перед личностью весь пространственный горизонт. Проблемы, связанные с перспективами развития человеческой цивилизации, особенно в социальной сфере, включая глобальные проблемы, связанные с экологией, требуют глубокого философского осмысления.

Наши исследования проводились с позиции материалистической мировоззренческой ориентации. Это определило концептуальную суть исследования и создало определенную направленность синтеза изучаемого материала. Учитывалось, что сознание человека позволяет ему не только осуществлять свое человеческое бытие, но и управлять этим бытием. Вместе с тем в процессе изучения проблем формирования экологического сознания принималось во внимание двоякое отличие бытия вещей, создаваемых человеком, относящихся к физическому миру, и духовного мира человека.

2. Показана роль и влияние мифа на эволюцию экологического сознания во все времена развития цивилизации. Миф является источником, который способствовал становлению и питал на продолжении всей истории человечества экологическое сознание. Хотя по мере развития общества роль мифологического отражения действительности ослабевает, однако в кризисные периоды истории, когда возникает острая потребность поиска новых основ общественной жизни и принципов обеспечения ее устойчивости, миф вновь обретает силу воздействия и становится живительным источником эволюции экологического сознания, что подтверждается опытом современности.

3. Одна из важнейших функций философского (диалектического) анализа состоит в том, чтобы содействовать в каждой конкретной ситуации нахождению оптимального соотношения между фундаментальными, поисковыми работами, определяющими пути формирования экологического сознания и прикладными исследованиями в области изучения проблем системы "человек-природа".

Примат социального в человеке не дает никаких оснований ослаблять процесс изучения естественнонаучных основ человеческого бытия. Напротив, раскрытие примата социального над биологическим в человеке и в процессе формирования его сознания требует (исходя из диалектики) еще более глубокого изучения биологического, чтобы естественнонаучные основы человеческого бытия давали нам твердую научно обоснованную базу исследований.

4. В диссертации исследован вопрос об источниках сознания. Философ-ско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие:

- внешний предметный и духовный мир; социальные духовные и природные явления отражаются в сознании в виде чувственных и понятийных образов;

- социокультурная среда, включающая общие понятия, этические и эстетические установки, правовые нормы, социальные идеалы, знания накопленные обществом;

- весь духовный мир индивида, его уникальный, собственный опыт жизнедеятельности и переживаний и т.п.

5. На основании рассмотренных аспектов формирования экологического сознания следует признать справедливыми требования повысить уровень экологического образования и воспитания всего населения, независимо от социальных, расовых, религиозных и других признаков.

В настоящее время самые трудные проблемы, с которыми приходится сталкиваться человеку в соприкосновении с биосферой, техносферой, сферой социальной деятельности и т.д., это проблемы человека, его экологического образования, воспитания и способности следовать новым идеалам экологической гармонии. Поэтому наш век, на пороге которого сегодня стоит человечество, должен стать веком экологических и гуманитарных знаний.

6. У современного человека есть методологические и технические средства, позволяющие стремиться к утверждению информационного общества, т.е. того общества, которое способно стать интеллектуальной основой ноосферы. Весь вопрос в том, сумеет ли человечество воспользоваться всеми достижениями, которые ему предоставляет наука, техника и беспрецедентные целеустремленные на обеспечение гомеостаза человечества, то качественно новое, идущее с человеком вместе с его разумом. Информационные технологии создают совершенно новые возможности для развития коллективного разума, а это в свою очередь порождает реальные условия для формирования "большого сознания" нового экологического сознания, способного противостоять драматическому развитию экологической ситуации.

 

Список научной литературыБасилаиа, Мариана Артемовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература.

2. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А., Паламарчук В.В. Проблемы экологизации языковой среды // Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды: Межвуз. сб. науч. тр. / РГАСХМ. Ротсов н/Д, 2000. - Вып. № 4 (междунар.). - С. 65-66.

3. Аствацатуров А.Е., Рамих В.А., Басилаиа М.А. Становление экологического сознания в системе современного образования // Промышленная экология: Материалы междунар. шк.-семинара. Ростов н/Д, 2000. - С. 54.

4. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А. Философский подход к техническомутворчеству // Инженерная экология и защита окружающей среды: Учеб. пособ. / ДГТУ. Ростов н/Д, 2001. - Гл. 7.3.2. - С. 113-115.

5. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А. Новые направления в экологическомобразовании // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1998. - С. 80-82.

6. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А., Терещенко Н.В. Экологическое образование и инженерная подготовка в США и России // Экология, безопасность и эффективность производства: Межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. / ШИ НГТУ. Ростов н/Д, 1998. - С. 229-232.

7. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А. Философские аспекты инженерноэкологической защиты человека и природы // Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности Ростовской области: Сб. науч. тр. / ДГТУ. Ростов н/Д, 1997. - С. 142-145.

8. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А. Проблемы экологического образования в условиях кризиса загрязнения окружающей среды // Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности Ростовской области: Сб. науч. тр. / ДГТУ. Ростов н/Д, 1997. - С. 136-142.

9. Аствацатуров А.Е., Басилаиа М.А. Методологические принципы инженерной экологии // Введение в инженерную экологию: Учеб. пособ. / ДГТУ. Ростов н/Д, 1996. - Гл. 1.3. - С. 12.

10. Басилаиа М.А. Экологическое сознание и его влияние на развитие техногенной цивилизации // Промышленная экология: Материалы междунар. шк.-семинара. Ростов н/Д, 2000. - С. 56.

11. Басгшаиа М.А., Негодаев И. А. Методологические принципы анализа экологического сознания // Вестник ДГТУ. Сер. Проблемы гуманитарных и естественных наук. Ростов н/Д, 2000. - С. 137-138.

12. Басгшаиа М.А. Педагогические проблемы экологии // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1999. - С. 62-63.

13. Басгшаиа М.А., Негодаев И.А. О новых подходах к проблемам гуманитарного и экологического образования // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1999. - С. 59-61.

14. Басгшаиа М.А. Информационные технологии и проблемы экологического воспитания // Экономика и политика в области природообустройства: Материалы V междунар. науч.-практ. студ. конф., 18 нояб. / РГЭА. -Ростов н/Д, 1999. С. 10.

15. Басгшаиа М.А., Негодаев И.А. Формирование экологического мировоззрения в эпоху компьютерных технологий // Экономика и политика в области природообустройства: Материалы V междунар. науч.-практ. студ. конф., 18 нояб. / РГЭА. Ростов н/Д, 1999. - С. 68.

16. Басгшаиа М.А. Экологическое образование в эпоху информационных технологий // Всеросс. межвуз. науч.-практ. конф. «Российский вуз: в центре внимания личность» (Проблемы воспитания): Тез. докл., 24-26 мая. - Ростов н/Д. 1999. - Т.4. - С. 150-152.

17. Басгшаиа М.А. Формирование экологического мышления у молодых специалистов // Всеросс. межвуз. науч.-практ. конф. «Российский вуз: в центре внимания личность» (Проблемы воспитания): Тез. докл., 24-26 мая. - Ростов н/Д. 1999. - Т.4. - С. 152-154.

18. Басгшаиа М.А. Экология и эволюция человеческих качеств // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1998. - С. 93-95.

19. Басгшаиа М.А., Негодаев И.А. Проблемы формирования экологической культуры // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1998.-С. 90-92.

20. Басгшаиа М.А. Использование результатов экологических исследований в учебно-педагогической практике // Экология и безопасность: Межвуз. сб. науч. тр. / РГУПС. Ростов н/Д, 1998. - С. 116-119.

21. Басгшаиа М.А. Педагогические проблемы и стимулы изучения экологии // Экология и безопасность: Межвуз. сб. науч. тр. / РГУПС. Ростов н/Д, 1998.-С. 112-115.

22. Басилана М.А. Новое в преподавании экологических наук // Экология, безопасность и эффективность производства: Межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. ШИ НГТУ. Ростов н/Д, 1998. - С. 233-234.

23. Басшана М.А., Астахова JI.M., Кгмцураишили М.Д. Экологическое мышление и необходимость его формирования // Экология и здоровье человека: Материалы III междунар. науч.-практ. студ. конф. 20-21 нояб. Ростов н/Д, 1997. - С. 7.

24. Басгшаиа М.А. Философия и практика «Экологического императива» // Экология и здоровье человека: Материалы III междунар. науч.-практ. студ. конф. 20-21 нояб. Ростов н/Д, 1997. - С. 14.

25. Басгшаиа М.А. Внедрение экологических знаний в образовательный процесс // Экология и здоровье человека: Материалы Ш междунар. науч.-практ. студ. конф. 20-21 нояб. Ростов н/Д, 1997. - С. 20.

26. Басгшаиа М.А. Литературные произведения в системе экологического образования // Экология и технология: Ежегодник / ДГТУ. Ростов н/Д, 1997.-С. 53-56.

27. Басгшаиа М.А. Педагогика и экология в довузовском образовании // Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности Ростовской области: Сб. науч. тр. / ДГТУ. Ростов н/Д, 1997. - С. 149-151.

28. Басгшаиа М.А. Внеурочные формы экологического образования и воспитания // Город и экология: Материалы П междунар. науч. студ. конф. -Ростов н/Д, 1996. С. 96.

29. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. -М.: 1999. 464 с.

30. Богомолов А.С. Диалектический логос // Становление античной диалектики.-М.: 1982-263 с.

31. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.: 1977. Т. 2. С. 61.

32. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. М.: 1972. Т. 2. С. 222.

33. Вернадский В.И. Очерки и речи. Вып. II. Пг., 1922. С. 57.

34. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: 1981. 198 с. С. 113.

35. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: 1988 - 520 с. С. 488.

36. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М.: 1965-328 с.

37. Вернадский В.И. Биосфера (Избранные труды по биогеохимии). М.: 1967-256 с.

38. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли // Пер. с франц. -М.: 1988-224 с.

39. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: 1940. С. 77.

40. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. -М.: 1980. С. 385-420.

41. Галилей Г. Избранные труды в 2-х томах. М.: 1964. Т. 1. С. 556.

42. Гегель Г.-В.-Ф. Соч. в 14-ти томах. М.-Л., 1935. Т XI. Лекции по истории философии, кн. 3. С. 107,109,165.

43. Гегель Г.-В.-Ф. Соч. в 14-ти томах. М.-Л., 1935. Т. VIII. С.10.

44. Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории. Соч. в 14-ти томах. М.: 1935. Т. 8. С.76.

45. Гвиишани Д.М. Послесловие. В кн. Аурелио Печчеи Человеческие качества. М.: 1980 - 299 с. С. 283.

46. Гвиишани Д.М. Задачи образования в области окружающей среды. В кн.: Охрана окружающей среды: проблемы превращения. - М.: 1983. С. 31.

47. Гольбах П. Избр. произв. в двух томах. М.: 1963. Т. I. С. 164-165.

48. Гольбах П. Избр. произв. в двух томах. М.-Л. 1978. Т. I. С. 482 и 182.

49. Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. М.: 1984 -387 с.

50. Гусейнов А.А. Отношение к природе как нравственная проблема. Фи-лос. науки. 1975. № 5. С. 31.

51. Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. М.: 1950.

52. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психика. Ростов н/Д.: 1996-480 с. С. 5.

53. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.-М.: 1990. С. 244.

54. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.-М.: 1990. С. 80, 145.

55. Звягинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. -М.: 1965-ЧII.

56. Кайлаков И. Цивилизация и адаптация. М.: 1984 - 237 с.

57. Кант И. Соч. в шести томах. Т. 3. С. 75. (Примечание).

58. Кант И. Соч. в шести томах. Т. 6. С. 357.

59. Кант И. Соч. в шести томах. Т. 3. С. 121.

60. Каутский К. Происхождение христианства. -М.: 1990.

61. Кимелев Ю.А., Поляков H.JI. Наука и религия. М.: 1988. 176 с. С. 154. 61 .Ключевский В.О. Соч. в 9 т. -М.: 1990. Т. 9. С. 375.

62. Крапп Э.К. Астрономия. Легенды и предания. М.: 1999 - 656 с. С. 10; 47.

63. Кузнецов И.В. Естествознание, философия и становление ноосферы. В кн. В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. М.: 1988. С. 1,680.

64. Лавров ИЛ. О религии. М.: 1989 - 414 с. 1\.Леви-СтроссК. Структурная антропология. -М.: 1983 - 316 с. И.Мамардашвили Ы. Тайна сознания и бессознательного. Парадоксы сознания.-М.: 1998-496 с.

65. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. -М.: 1974. Т. 20. С. 116. 74. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346-347.

66. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 382.

67. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 512.

68. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 277.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1956. С. 633. 19.Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социального мышления. Тбилиси:1973. С. 105-106,113.

70. Микулинстй С.Р. О понятии ноосферы. В кн. В.И. Вернадский Философские мысли натуралиста. М.: 1988 - 520 с. С. 481.

71. Мифология древнего мира // Пер. с англ. М.: 1977 400 с.

72. Мифы народов мира. В 2-х т. М.: 1992 386 с.

73. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: 2000 - 226 с.

74. Налимов В.В. Спонтанность сознания. В кн. Тайны сознания и бессознательного. Минск: 1998. С. 31-35.

75. Налимов В.В. Разбрасываю мысли М.: 2000 - 344 с. С. 26.

76. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов н/Д: 1999-246 с. С. 38-39.

77. Негодаев И.А., Подопригора С.Я., Лнхобавин М.Ю., Басилаиа М.А. Формирование экоцентрического сознания как основа экополитики нового времени // Вестник ДГТУ Проблемы гуманитарных и естественных наук. Ростов н/Д: 2000. С. 68.

78. Немировский A.M. У истоков исторической мысли. Воронеж. 1979-215 с.

79. Новик И.Б. Социально-экологические аспекты развития техники. М.: 1986-96 с.

80. Одум Ю. Экология: в 2-х т. Т. 2. Пер. с англ. М.: 1986 - 376 с. С. 208.

81. Ойзерман Т.Н. К вопросу об истоках и специфики философских проблем // Вопросы философии. 1969. № 6. С. 125.

82. Парсонс Г. Человек в современном мире. Пер. с англ. М.: 1985 428 с.

83. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1980 - 299 с. С. 43.

84. Плеханов Г.В. Философские и социальные воззрения К. Маркса. Избр. филос. произведения: В 5-ти томах. -М.: 1956. Т. 21. С. 451.

85. Ранович А.В. О раннем христианстве. М.: 1959.

86. Рассел Б. История западной философии. М.: 1959.

87. Режабек Е.Я. Концепция «устойчивого развития»: проблема достоверности выводов. -М.:1996. 57 с.

88. Реэюабек Е.Я. Перспективы эволюционализма с позиции синергетики. Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д: 1995. № 4. С. 44-50.

89. РобеспьерМ. Избр. произв. в трех томах. М.: 1965. Т. III. С. 175.

90. Соколов Е.Г. Человек «между» историей и мифом // Тез. докл. и выст. Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997) в 7 т. Т. 1. Философия в духовной жизни общества СПб., 1997 - 426 с. С. 252.

91. Соколов В.В. Средневековая философия. -М.: 1979.

92. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Харвест. 1999 912.

93. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М.: 1972 - 256 с. С. 132-150.

94. Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. Минск, Харвест: 1998 - 496 с. Мамардашвили М. Парадоксы сознания. С. 16.

95. Тайны сознания и бессознательного. Харвест: 1998 496 с. С. 12-18.

96. Тарасеико Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировоззренческий анализ. Киев: 1985 - 253 с.

97. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировоззренческий анализ. Киев: 1985. С. 246.

98. Философская энциклопедиа. М.: 1970. Т. 5. С. 43-46.

99. Фромм Э. Догмат о Христе. М.: 1998 - 416 с. С. 172.

100. Фромм Э. Иметь или быть Киев: 1998 - 391 с.

101. ЧаиышевА.Н. Эгейская предфилософия-М.: 1970. С. 44.

102. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: 1999 703 с. С. 212.

103. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х т. М.: 1987. Т. 2 - 637 с. С. 337.

104. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х т. М.: 1989. Т. 2 - 636 с. С. 581.

105. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в умозрительную физику. Одесса: 1933. С. 17.

106. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.: 1957.

107. Щерба JI.B. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -М.: 1974.

108. ЯмвлихХалкидский. Жизнь Пифагора. М.: 1998 248 с.

109. Bell D. The coming of post-industrial: A venture in social ferocasting. New-York, 1973, p. 489.

110. CassirerE. The Philosophy of Symbolic Forms. New Haven, 1955.

111. Descartes R. Abhandlung iiber die Methode, seine Vernunft richtig zu leiten und die Wahrheit in den Wissenschaften zu suchen, Leipzig О. I. (Reclam), S. 69.

112. Dibelius M. Die urchristliche Veberlieferung von lohannes dem Taufer. Stuttgart, 1911. Цит. по кн.: Фромм Э. Догмат о Христе. М.: 1998. С. 40.

113. Diderot D. Philosophische Schriften, Berlin, 1961, Bd. 1, S. 385.

114. Gregory T. L'idea di natura nella filosofia medicvale prima dell' ingresso della fisica di Aristotele П secolo ХП // La filosofia della Natura nel Medio-evo. Milano. 1966. P. 28.

115. HarnackA. History of Dogma. N.Y., Dorer Publications. Inc., 1961.1. P. 6667.

116. Hazard P. Die krise des europeischen Geistes (La Grise de la Conscience Eu-ropeenne 1680-1715), Hamburg, 1939. S. 149.

117. Hegels theologische Iugendschriften, hrsg. Wilhelm Weischedel, Wiesbaden, 1959, Bd. 6. S. 509.

118. Lakatos I. Why Copernicus's programme superseded Ptolomy's // The methodology of scientific programmes. L., 1978. P. 168-193.

119. Nebelsick H.P. Circles of God. Theology and science from the Greeks to Copernicus, Edinburgh, 1985. P. 89.

120. PfisterF. Religion und Wissenschaft. Bern; Munchen. 1972. S. 91.

121. PfisterF. Religion und Wissenschaft. S. 254.

122. Toulmin S., Goodfield L. The fabric of the heavens. Hitchinston, 1961. P. 171.

123. Rostovzeff M. Social and Economic history of the Roman Empire. Oxford, 1926. По кн. Фромм Э. Догмат о Христе М.: 1998. С. 30.

124. Shelling. Werke. Bd. 2. P. 6.

125. Цит. no: Westmcm R.S. The Melanchton circle, Reticus, and the Wittenberg interpretation of the Copernican theory // ISIS. 1975. Vol. 66, # 232. P. 177.

126. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА- \ ОЪ