автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Экономическая культура в истории цивилизационного развития России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Помпеев, Юрий Александрович
  • Ученая cтепень: доктора культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Экономическая культура в истории цивилизационного развития России'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора культурол. наук Помпеев, Юрий Александрович

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. Теоретические аспекты исследования экономической культуры в истории цивилизациопного развития общества.

Раздел 1. \.Труд как категория экономической культуры.

Раздел 1.2.Экономическая культура как регулятор функционирования и развития общественного производства.

Раздел 1.3. Методологическое обоснование критериев и признаков цивилизациопного подхода к истории России и Западной Европы.

Глава вторая. Истоки зарождения, сущность, тенденции и основные характеристики экономической культуры древнейших цивилизаций и ее связь с человеческой природой.

Раздел 2.1. Роль экономических факторов в культуре народов эпохи аграрной цивилизации.

Раздел 2.2. Генезис культурных форм древнейших цивилизаций.

Глава третья. Экономическая культура Средневековья.

Раздел 3.1. Роль учения Христа в обновлении социально-экономических отношений в цивилизационном процессе.

Раздел 3.2. Духовные и материальные истоки русской экономической культуры.

Раздел 3.3. ИсслеОование влияния церковпо-феодальной системы в Западной Европе и военно-феодальной - в России на развитие цивилизациопного процесса.

Раздел 3.4. Роль средневековых городов Западной Европы и России в экономической культуре Средневековья.

Глава четвертая. Исследование промышленно-экономических преобразований в России нового времени.

Раздел 4.1. Меркантилистская доктрина в экономической культуре России

Раздел 4.2. Оценка экономической политики Екатерины II и возникновение начал экономического либерализма в России.

Раздел 4.3. Исторические события последней четверти XVIII века и их влияние на мировую экономическую культуру.

Глава пятая. Особенности экономической культуры России XIXв.

Раздел 5.1. Утопический социализм и его исторические корни.

Раздел 5.2. Система государственного управления и ее влияние на экономическую культуру России первой половины XIX в.

Раздел 5.3. Промышленный путь России после отмены крепостного права.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Помпеев, Юрий Александрович

Актуальность исследования. В гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России. Требует преодоления и устойчивый стереотип, выражающийся в том, что экономическая, хозяйственная деятельность, основанная на частной собственности, имеет меркантильную природу и принципиально оторвана от духовной жизни общества. Тематика рассмотрения сущности и тенденций экономической культуры, закономерностей ее развития, ее взаимосвязей с другими сферами общественной жизни не выделилась в исторической культурологии в самостоятельное направление в качестве объекта научного исследования.

Смысловое содержание категории «экономическая культура» в качестве регулятора функционирования и развития народного хозяйства нашло отражение в разрозненных исследованиях различных периодов цивилизационного развития мировой и российской экономики.

Основная научная проблема, положенная в основу диссертационной работы, состоит в определении путей становления и развития ценностей экономической культуры России в цивилизационном процессе и в разрешении методологического противоречия между значительным эмпирическим материалом, накопленным но истории хозяйства, промышленности, делового мира в исторических и социальных науках, и отсутствием целостной теории, формулирующей ценностно-мотивационные компоненты человеческой культуры, издавна присущие хозяйственной деятельности в России (нравственность, национальное самосознание, духовная жизнь народа, представления правящей элиты и народа о власти, праве и собственности, религия, наука, искусство, образование, культура труда). Стихийное воспроизводство ценностной среды, влияющей на экономику и управление ею, происходило, как правило, иод воздействием национальных, политико-идеологических, религиозных и личностных факторов.

С этих позиций все социально-экономические конструкции необходимо подвергнуть историко-культурологическому анализу, без которого последние, как правило, схематичны, локальны, дискретны и не могут служить фундаментом познания истории мировой и отечественной цивилизации, в которой экономика и культура, соприкасаясь и переплетаясь, образуют единое целое.

Экономическая культура кристаллизует в себе образцы ценностных позиций, действий и взаимоотношений, энергии и философии национального хозяйственного опыта, включая и рыночные отношения, как мотива-ционный ресурс цивилизационного развития. Категория экономической культуры мало разработана в теории и практике культурологических исследований, не рассмотрены ее истоки и факторы развития, основные исторические типы, характерные для православной хозяйственной практики, а также связь этой категории с человеческой природой. Трудности современного этапа развития российского общества во многом обусловлены несоответствием идеологии осуществляемых социально-экономических реформ традиционным ценностям национальной культуры, непониманием или игнорированием своеобразия и уникальности духовного и экономического опыта России, поверхностным усвоением современными российскими предпринимателями профессионально-нравственных норм деятельности, выработанных мировым рынком, и ограниченными возможностями влияния импортированных ценностей мирового и западноевропейского предпринимательства на экономическую культуру России.

Социоэкономические ценности формируются как непосредственно в самой хозяйственной деятельности, так и вне ее. Поэтому экономическая культура как основа общественного воспроизводства есть проекция культуры на сферу социально-экономических отношений, с отражением в ней духовных составляющих социально-кулыурных основ хозяйственной деятельности, таких, как представления о смысле и достойном образе жизни человека, его предназначении, их нормативно-ценностном обосновании в контексте современной социальной реальности. Уничтожение отечественного предпринимательства в десятилетия командно-административной системы, повлекшее за собой исчезновение ценностно-мотива-ционных установок, повлияло на экономическую культуру современного предпринимательства, которое по ряду своих моральных ориентаций выпадает из духовной культуры России.

Эти факторы особенно актуальны для русской экономической культуры, поскольку русские в России были и остаются пародом объемлющим - и по государствообразующей роли, и по географическому расселению. В настоящее время, по оценке А.И. Солженицына, Россия в предпоследней потере духовных традиций, корней и органичности нашего бы-тия(235; 114,201).

Данное исследование показывает, что обоснование духовных ценностей путем изучения исторического опыта и отечественных основ экономической культуры с последующим включением этих ценностей в современный культурный процесс, может дать мощные стимулы для активизации продуктивной хозяйственной деятельности в национальной экономике России.

Степень научной разработанности очерченных проблем связана с трудами русских ученых XVII - начала XX вв. Ю. Крижанича, И.Т. По-сошкова, Н.Я. Аристова, А.К. Дживелегова, Н И. Зибера, В О. Ключевского, И.М. Кулишера, В.И. Лабунского, А.С. Лаппо-Данилевского, К.И. Лодыженского, Д.И. Менделеева, Н С. Мордвинова, А.И. Никитского,

Н.А. Полевого, В.И. Сергеевича, М.И. Туган-Барановского, Н.И. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, М.Д. Чулкова, АН. Щапова и др., составляющими историческую базу исследований экономической культуры России и Запада. В них описываются хозяйственный быт, роль средневековых городов, развитие многочисленных промыслов, видов промышленности и торговли, становление ремесленных и торгоно-промышлешшх сословий, формы муниципального управления, возникновение экономических учений; авторы при этом не ставили перед собой задач теоретического обобщения и моделирования процесса экономической культуры в истории ци-вилизационного развития России и Западной Европы.

В широком смысле проблемы взаимодействия духовной и материальной культур, экономики и нравственности освещены в капитальных работах А. Смита, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, Дж. К. Гэлбрейта, В. Зомбарта, В.В. Леонтьева, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Дж. М. Кейнса, А. Печчеи и др.

В национальной философской традиции духовно-ценностной проблематики хозяйственной деятельности человека (философии хозяйствования) касались такие крупнейшие философы, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, II.А. Кропоткин, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, Н.Ф. Федоров и др., русские писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, Г.И. Успенский, Н.К. Михайловский.

Изучению влияния на экономику отдельных видов культуры (правовой, политической, духовной, религии, культуры предпринимательства) посвящены капитальные труды современных историков, философов, социологов и экономистов Д.Н. Альшица, М.Н. Барышникова, Ю Н. Власова, Г.П. Вышлецова, Н.М. Газизуллина, А.Ф. Замалеева, М.С. Кагана, В.В. Леонтовича, Д.С. Лихачева, А.И. Новикова, Ю.М. Осипова , С.Ф. Платонова, А С. Панарина, Б.А. Романова, Б.А. Рыбакова, В.Н. Сагатовского, В.В. Селиванова, Ю.Н. Солонина, В.А. Ядова и др.

Область явлений, и которой экономика и хозяйственная культура не только соприкасаются непосредственно, но и переплетаются, образуя единое целое, стала объектом пристального внимания в работах B.C. Ав-тономова, А.И. Агеева, Н.Н. Зарубиной, Т.Н. Заславской и Р.В. Рыбкиной, Е.З. Майминаса, В.Т. Рязанова, С.Г. Струмилина, Т.М. Тимошиной и др.

Комплексный анализ теоретических и методологических проблем цивилизационного направления в исторической культурологии намечен в работах современных исследователей С.Н. Артановского, А .Я. Гуревича, Б.С. Ерасова, С.Н. Иконниковой, А.А. Королькова, В.Т. Пуляева, A.M. Флиера, В. В. Шаронова, В.А. Щученко, Ю.В. Яковца и др.

Предметом исследования исторической культурологии являются результаты человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры в том виде, как они сложились и дошли до нашего времени в ходе процесса цивилизации. При этом подходе произведения материальной культуры возникают посредством деятельности человека, осознающего духовные ценности.

Автор в своем исследовании опирается на отдельные аспекты цивили-зационных теорий исторического процесса Дж. Вико, Ф. Гизо, Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, J1.H. Гумилева, А. Д. Тойнби, К. Ясперса, на экономические концепции волнового типа культурной изменчивости, предложенные Н.Д. Кондратьевым и примененные к общей историко-культурной динамике А.С. Ахиезером.

Однако, научная школа исследования экономической культуры как целостного общественного явления в истории цивилизационного развития России еще не сложилась.

Основная рабочая гипотеза исследования предполагает единство и целостность на отдельных этапах цивилизационного развития России концепции экономической культуры как совокупности социальных ценностей и норм, возникающих из нужд хозяйственной деятельности и оказывающих на нее решающее влияние, необходимое для ее выживания и дальнейшего развития. Дальнейшие предположения с пяты каются с предназначенной экономической кулыуре ролью рехулятора экономического поведения и функции социальной памяти в истории экономического развития общества. Трансляция экономической культуры ориентирована на обновление ценностей и норм, лежащих в основе культуры труда, потребления, распределения, управления хозяйственным поведением людей и других экономических действий и отношений, носящих вполне прагматичный характер.

Объектом исследования являются основные этапы цивилизационного развития России и реальный социально-исторический феномен экономической культуры, зарождение которого относится к древнейшим цивилизациям; широкое обращение с недавних пор к цивилизационной проблематике в российской общественной мысли приводит к необходимости системного рассмотрения сущности и понятийного аппарата экономической культуры, теоретического осмысления и систематизации ее истории в качестве фактора цивилизационного развития России.

Предмет исследования включает: условия и механизмы развития социально-культурных основ хозяйства и роль экономической культуры в процессе цивилизационного развития России на отдельных его этапах в период IX - XIX вв.; институциональные и личностные аспекты экономической культуры; содержание, формы и механизмы ее ценностно-ориентированной структуры в исторической динамике, обуславливающие цивилизационное развитие общества и совершенствование социально-культурных основ хозяйственной деятельности.

Цели диссертационной работы: построение модели исследования процесса цивилизационного развития России как общественного явления, выражающего кардинальные социальные проблемы, отраженные в сфере экономической культуры исторически определенных этапов эволюции хозяйственного устройства общества; ■ создание методики концептуального анализа идей, деяний и характеров выдающихся деятелей, оставивших заметный след в истории экономической культуры и решении связанных с нею проблем, в живом историческом контексте духовной атмосферы своего времени; обнаружение корневых систем национального хозяйства России, охватывающего экономическую активность людей, связанную с присоединением и освоением земель, развитием новых ремесел и видов промышленного производства, приобретением и использованием богатств, усвоением специфических видов предпринимательской культуры в условиях конкурентно-рыночного механизма; общественную активность, имеющую общенациональный и региональный характер и касающуюся установления форм организации государственного и хозяйственного управления; виды духовной активности, имеющие отношение к образованию, отдыху, развлечениям, чувству общественного долга, филантропии, общественным идеалам и нормам поведения, народным верованиям и религиозным установлениям, то есть духовный ценностный мир в качестве источника, основы и объекта общественно-экономического развития России.

Сформулированные цели определили и основные задачи исследования:

1) разработка теоретической концепции экономической культуры и методологии ее изучения; изучение духовно-ценностных основ экономической деятельности и их роли в экономической культуре России;

2) анализ исторической макродинамики цивилизационного развития России на основе ценностей экономической культуры, его настоящего и будущих перспектив в реально существующем социокультурном мире;

3) раскрытие взаимоотношений мировоззренческой стороны процесса цивилизационного развития, выраженного в учениях и идеях, с реальными условиями существования экономической культуры;

4) выявление закономерностей создания, сохранения, трансляции, развития и использования ценностей экономической культуры применительно к современному состоянию национальной экономики;

5) учет современного социально-антропологического знания в оценке роли внутреннего духовного мира человека, наряду со сферами природы и социума, в качестве средоточия деловой активности, индивидуальности и мотивации его экономической деятельности;

6) установление путей совершенствования социально-культурной базы хозяйственной деятельности посредством формулирования проблемы возможного, виртуального в человеческом существовании в условиях складывающихся основ информационной цивилизации.

Источниками исследования явились: религиозно-мифологические концепции древности, русский фольклор, литературные памятники Древней Руси, отразившие социальный опыт наших предков и такие незыблемые цивилизационные нормы, как отношение человека к человеку и отношения между отдельными группами людей; мировоззренческие и культурологические построения отечественных и зарубежных экономистов, философов, просветителей, социологов, обосновавших наиболее общие закономерности культурных процессов, их историческую обусловленность, взаимосвязь с социально-экономическими и политическими процессами, зависимость от географических, природно-климатических особенностей среды, этнических, религиозных, нравственных и других особенностей народа, сыгравшие весьма существенную роль в истории цивилизационного развития России; архивные материалы, официальные и исторические документы, справочные и библиографические издания, дневники, письма, воспоминания .

Методология исследования основана на принципах и подходах философского понимания категории экономической культуры как эволюционной программы воспроизводственной деятельности человека, запечатленной в исторически изменчивых формах хозяйственной жизни; в совокупности представлений, понятий, нравов, обычаев народной жизни; в диалектической связи материальных и духовных проявлений в ходе общественного развития и объединенных в единое целое, поскольку все ценности имеют духовную функцию и служат развитию самосознания человека, с помощью определенных логических принципов, осваиваемых людьми организационно и фиксируемых семиотикой. Не составляет исключения в иерархизации ценностей и экономическая ценность, утилитарно обусловленная потребительной стоимостью, представляющая собой результат абстрактного человеческого труда, который, в отличие от иных ценностей, поддается количественному измерению.

Отметим также размежевание истории экономической культуры с понятием экономической мысли и историей экономических учений. Развитие экономической мысли как одного из элементов истории общественной мысли на определенной стадии превращается в систему экономических категорий и законов. В процессе превращения в науку экономическая мысль обогащалась теми или иными экономическими идеями, а по мере систематизации последних приобретала вид экономического учения или экономической науки. Экономические дисциплины, исходя из предмета их исследования, разветвляются на три группы: общая экономическая теория (история народного хозяйства, экономическая география, экономическая статистика, наука о мировом хозяйстве), межотраслевые экономики (теория экономики труда, денежного обращения, кредита и финансов), отраслевые экономики (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, экономика культуры, экономика науки и ряд других отраслевых экономик, отражающих развивающуюся систему общественного разделения труда).

Экономическая культура народа определяется его вкладом в общечеловеческую цивилизацию. Воспроизводственная деятельность человека, определяемая инновационным стремлением общества к более высокому уровню цивилизационного развития, запечатлевает объективный (материальный) мир как важнейший результат исторического опыта.

В рамках таких предпосылок история экономической культуры объединяет не только политический строй, социально-экономические отношения, формы промышленности и рынка, хозяйственные обычаи и традиции, но и отношение к труду, содержание церковно-экономических доктрин, нравственные установки людей, взаимовлияние материальных и духовных ценностей на общество как на совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, на их взгляды и представления.

Поскольку содержание экономической культуры тесно связано с культурой в широком смысле этого понятия, уточним смысл, вкладываемый нами в понятие культуры вообще.

При всем многообразии определений этого термина, емкого по смыслу и содержанию, применительно к исследуемой проблеме более всего соответствует понимание трансляционной роли культуры как социальной памяти общества - особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, направленность энергии и качество развития способностей индивидов и их общностей, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества.

Относительно понимания культуры как феномена человеческой жизни отметим общий подход, сводящийся к тому, что культура, будучи продуктом жизнедеятельности людей и обладая информационным механизмом воспроизведения структуры, принципов функционирования, процессов регламентации и обучения, наследования спрессованного в культуре опыта множества формировавших ее поколений, представляет собой социально-экономический генотип, носителем которого является общество, а результатом действия - искусственный, созданный или освоенный людьми мир. Воплощенные в жизнь, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные факты культуры представляют собой определенное воплощение желаний людей, ограниченных природными возможностями человека как активного существа, способного к объединению с другими в процессе осуществления такого рода действий.

Формы и ценности собственно экономической культуры представляют собой наиболее успешные, обеспечивающие жизненные цели человеческой общности образцы мысли, хозяйственных действий и людских взаимоотношений, прошедшие эволюционный фильтр отбора и конкуренции и кристаллизованные в социальный опыт человечества.

Методологические основания исследования вбирают и трактовку термина - цивилизация, понимаемого в смысловых пределах от простейшего благонравия (Дж. Вико) до долговременного исторического цикла саморазвития человечества, характеризующегося определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов людей, технологическими и социально-экономическими уровнями способа производства, уровнем развития духовного воспроизводства. Синтез социокультурных, экономических и духовных ценностей, часто столь уникальных в исторической ретроспективе, как показывает данное исследование, является достоянием отечественной культуры, а, следовательно, весомым вкладом в развитие мировой цивилизации.

В исторической культурологии до сих пор не сложилась методология комплексного ретроспективного анализа цивилизационного развития общества как культурно-исторического типа с целью раскрытия основных сторон жизнедеятельности исторически сложившейся общности. В данном исследовании затрагиваются: сторона экономическая (производство, распределение, потребление, обмен товарами и услугами; техника, технология, система коммуникаций, управление и регулирование хозяйственной деятельности), сторона социальная (образ жизни; воспроизводство населения), сторона политическая (совокупность обычае», норм, права, власти; организация гражданской жизни и иные институциональные отношения между людьми) и нравственно-психологическая сторона (религия; проявления духовной жизни; знаково-коммуникационные системы, обеспечивающие межличностное общение).

Изложенные аспекты исследования, рассматривающие экономическую культуру на уровне ее масштабных временных трансформаций, то есть цивилизационного развития в целом, связаны с использованием динамических моделей гуманитарного и социального анализа общества и культуры, в которых объект и субъект познания разделить невозможно. По этой причине автор использует концепцию «объясняющего понимания» (термин М. Вебера), включающую соединенные воедино метод попрания и метод объяснения, характерные для исторической культурологии как науки синтезирующего плана.

В соответствии с избранными методологическими основаниями и необходимой взаимодополняемости в диссертации используются различные методы исследования цивилизационных процессов: сравнительно-исторический, историко-генетический, аксиологический, системный и ис-торико-биографический. Автор прибегает к методам описательно-эмпирического характера, используя типологический анализ данных на протяжении длительных периодов истории; применяет аналитические процедуры смежных дисциплин: философии, логики, социологии, языкознания, этнологии, а также методологические установки и конкретные приемы социально-экономического анализа: структурно-функциональный подход, факторный и компонентный анализ и др.

Таким образом, научная новизна предлагаемой работы заключается в следующем: в обосновании статуса исследований и определении контуров экономической культуры в исторической культурологии как системной целостности; в разработке теоретических основ для систематизации знаний о феномене экономической культуры как социокультурной сферы общества; в рассмотрении совокупного взаимодействия экономической, социальной, политической и нравственно-психологической блоковых подсистем, порождающего цивилизацию как целостную систему, основанную на всеобщей социокультурной связи индивидов и групп; в исследовании исторической динамики экономической культуры и определении взаимосвязей между процессом цивилизационного развития России и экономической культурой; в выявлении генезиса и специфики форм экономической культуры в различные периоды истории России и влиянии этого фактора на развитие цивилизации; в определении структуры и динамики ценностей в социально-культурной сфере экономики и хозяйственной деятельности и обосновании приоритета духовных ориентиров и целей, содействующих социальному и культурному прогрессу в цивилизационном развитии России.

В рамках основной рабочей гипотезы, целей и задач, предмета и объекта, методологии и методов исследования представляется возможным сформулировать принципиальные положения, выносимые на защиту:

1. Определение сущности, функций, исторических корней, базовых ценностей и сферы компетенции экономической культуры, выступающей в качестве регулятора функционирования народного хозяйства.

2. Изучение отечественной культуры хозяйствования на разных этапах истории России, ее базовых ценностей, деловых традиций, общинных склонностей народа, его привычек, талантов и предпочтений, предпринимательского духа.

3. Нормативно-ценностное обоснование духовных составляющих экономической культуры как основы хозяйственной деятельности в общей социокультурной системе российского общества и выработка на этой основе установок па ценностно - ориентированное поведение хозяйствующих субъектов с социальной, экономической, религиозной, нравственной, правовой и других точек зрения.

4. Определение генезиса, структуры, технологической и социально-экономической динамики цивилизационного развития общества применительно к историческому опыту России.

5. Определение роли духовных ценностей и нравственных устоев в ци-вилизационном развитии России, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т.д.) деятельности, определяющих формы ее осуществления и восприятия (восприятие хозяйственной деятельности как формы общественного служения, исполнения общественно значимого дела, взаимоподдержки, заботы о репутации).

6. Рассмотрение базовых ценностей экономической культуры (практицизма и повседневного рационализма, определяющими качество деятельности), их развитие вместе с эволюцией социально-экономических и культурных реалий как неотъемлемых частей бытия больших масс людей в контексте отдельных исторических периодов цивилизационного развития России.

7. Характеристика и взаимосвязь личностного (ценность статуса работника, его социальная роль и возможности самореализации в экономической сфере) и институционального (ценности и социальные нормы политики, права, науки, религии, искусства, целевые ориентиры властных структур, влияющие на экономику) аспектов экономической культуры в истории хозяйственного развития России; отмеченная взаимосвязь обеспечивает более высокую степень общественного бытия и экономической деятельности и воплощает в себе историческое измерение действительности.

8. Выработка более углубленных представлений о человеческой истории и о сущности кулыуры на основании исследования историко-экономических процессов в контексте хозяйственной деятельности и цивилизационного развития общества, дополняющих научные основы исторической культурологии.

Практическая значимость результатов исследования состоит: а) в раскрытии потенциала экономической культуры в истории цивилизационного развития общества и обосновании ее функций, создающих условия и предпосылки для дальнейшего изучения данного феномена; б) в возможности ставить и решать вопросы об уровне развития и влиянии экономической культуры в условиях сегодняшних кардинальных об-щественно-формационных перемен и о роли духовных ценностей в их восприятии народом и властью ; в) в применении материалов диссертации при разработке учебных курсов по истории экономической культуры, по истории отечественного предпринимательства и социально-культурных основ современной хозяйственной деятельности; в методических материалах для студентов, в учебных программах и пособиях.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводились по ряду направлений, включающих: опубликование результатов исследования в печати; выступления на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях в 1994 -1999 гг. (Международные семинары «Культура на пороге 111 тысячелетия» в Санкт-Петербурге; международная научно-практическая конференция «Национальный вопрос и проблемы беженцев»; международная конференция «Интернет: культура и образование»; научно-теоретическая конференция «Петербург в русской культуре»; научная конференция, посвященная 80-летию Академии культуры; международная научно-практическая конференция «Постсоветское пространство: межнациональные отношения и нрава человека»; международная конференция «Россия в контексте мировой культуры»; конференции преподавателей СПбГАК; чтения факультета истории русской культуры СПбГАК; научно-практическая конференция «Менеджмент и культура»); обсуждение диссертации по месту ее выполнения - в Санкт-Петер-бургском университете культуры, на совместном заседании кафедры теории и истории культуры и кафедры менеджмента и экономики культуры, и рекомендация к защите; использование основных концептуальных положений исследования в педагогической и учебно-методической практике автора, в составлении учебных программ и чтении лекционных курсов по дисциплинам «История экономической культуры», «История отечественного предпринимательства», «Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры; непосредственно по результатам исследования опубликовано 26 работ на русском и английском языках общим объемом 56 неч. л., в том числе 4 монографических.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экономическая культура в истории цивилизационного развития России"

Основные выводы сводятся к следующему.

Изучение процессов экономической культуры в истории цивилизационного развития России в увязке с общеевропейским прогрессом представляет собой самостоятельную теоретическую и историческую научную проблему, познавательная значимость, предметная и методическая специфичность которой предполагает выделение ее в самостоятельное направление исторической культурологии.

Идеологические системы могут создавать осиону как для нос про и з но д-ства национального богатства и гуманизации его экономической культуры, так и для экономических кризисов, социальных катастроф, исчезновения с лица земли цивилизаций и целых народов. Философия хозяйства при этом в идеале есть не что иное, как нравственная проблема, всеобщая форма осознания людьми своей ответственности за собственное выживание и жизнеспособность. Программой общественного воспроизводства становится сконцентрированный в экономической культуре, накопленный исторический опыт, сфокусированный в личности. Аспекты и формы экономической культуры характеризуются массовыми ценностями, которые складываются на протяжении эпох в масштабах, значимых для общества. Именно их массовостью определяется и реальность идеалов нравственности.

Проведенное исследование показывает, что человеческие общества, недостаточно учитывавшие опасности, объясняемые в самом общем виде господством в мире социально-энтропических процессов, погибали. Это подтверждается и действием второго закона термодинамики: в любой изолированной физической системе беспорядок увеличивается, то есть неизбежно возникает тенденция нарастания дезорганизации общества, неспособность субъекта воспроизводить себя, свои жизненно важные параметры, обеспечивать социально-экономическую стабильность. Для того, чтобы избежать дегенерации к беспорядку и хаосу, обычно недостаточно обеспечить систему просто энергией: часть энергии система должна преобразовать в порядок или использовать ее для совершенствования своей структуры. Общество в таком случае должно прежде всего выделить из себя правящую элиту, овладевшую этими реальными способностями и выражающую коренные интересы большинства населения, свойственных этому большинству систем ценностей и социальных норм, функционирующих в рамках экономической системы.

Россию целесообразно относить ко второй Европе, то есть такому ци-вилизационному образованию, которое не пребывает посередине между западной и восточной, гюстколониальной, цивилизациями, но исторически медленно эволюционирует в сторону первой, западной модели, даже ее американскому подвиду, устойчиво сохраняя собственные ценностные ориентации, которые в России преобладали над целевыми. Процессуально, исторически Россия и ее суперэтнос - всегда модернизирующиеся системы, плавильный тигель для славяно-тюркских и западноевропейских цивилизаций, в экономической кулыуре которых отражается соотношение традиционалистской и либеральной цивилизаций и переход к глобальной цивилизации (субэкумены) в процессе ее становления.

Попытки страны преодолеть отсталость от Запада принимали характер революции сверху, в результате чего история цивилизационного развития становилась примером «спазматического продвижения вперед рывками и толчками, образцом не эволюции, но перемежающейся революции» (91; 175).

К лучшим (с точки зрения состояния экономической культуры) этапам отечественной истории следует отнести период Киевской Руси, когда правящая элита находилась под воздействием Византии, Западной и Северной Европы, Закавказья, Ближнего Востока, сохраняя в стране федеративное устройство (союз самостоятельных земель, земскую федерацию, державшуюся прежде всего за счет экономических и церковно-нравствен-ных связей) и предоставляя народу одновременно самобытность и свободу.

Период Золотой Орды - время искусственной экономической изоляции древней России, народной апатии, но и роста русского патриотизма, мучительного выбора между Западом (Литва) и Востоком (Орда). Правящая элита Великого Новгорода выбирает либеральный путь развития, республика входит в состав Ганзы, тогдашнего европейского союза, объединявшего около 150 городов.

Начиная с середины XVI в., то есть со времени создания Российской империи, - государства, во многом отличного от Московской Руси, возникает заметная разница между русским и российским, появляются постоянные конфликты государства с народом, отдаление властей от корневой основы русской духовной культуры, от глубинного национального самосознания.

Московская Русь, разрушив военно-феодальную систему, согласно Г.П. Федотову, определила новое направление цивилизации - прогресс иа основе несвободы, то есть путь крепостничества. В XVII в., после Смуты, государство существенно традиционалистской цивилизации начинает искать сближения с Западом, а европеизация общества при Петре I превращает Россию, по выражению В О. Ключевского, из равнодушной наблюдательницы западноевропейской жизни в деятельную ее участницу.

Россия, не являющаяся Западом ни в географическом, ни в экономическом, ни в культурном, ни в духовном смыслах, последние четыре столетия более всего ориентирована на работу европейских институтов, но в нынешних процессах национального становления Российской Федерации, как и других новообразованных государств СНГ, ищущих своего места в мировой экономике, нельзя пренебрегать ценностными ориентирами отечественной философии хозяйствования, предназначенными для трансляции, передачи и освоения форм экономической культуры как социальной памяти прошлого.

К примеру, один из современных социологов П.М. Отц-Отцев в книге «Слово о судьбе каждого» (1997) для разрешения нынешних проблем цивилизации (безработица, преступность, материальные и духовные издержки) предлагает качественно новую форму организации жизнедейст-вия в виде предприятия-общины, самостоятельный, самоуправляемый на демократических принципах социально-производственный механизм.

В процессе дальнейшего совершенствования национальной экономики России необходимо государственное управление экономической культурой для выработки и достижения определенных общенациональных целей, политики и стратегии, обязательных для экономической активности в стране, поддерживающих распространение рыночных форм хозяйственной жизни и сохранение традиционных ценностных ее паттернов.

Наиболее перспективным направлением дальнейших исследований проблем экономической кулыуры в истории цивилизационного развития России представляется активное познание общества, в котором мы живем, на основе применения социологических, исторических, антропологических, психологических, экономических и собственно культурологических теорий и последующая разработка методологии изучения и обнаружения корневой системы национального хозяйства, его исторической динамики, исследования эволюции хозяйственного устройства и его будущих перспектив в реально существующем социокультурном мире.

1993 -1999 г.г. Санкт - Петербург.

 

Список научной литературыПомпеев, Юрий Александрович, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: 1998. С.205.

2. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. М.:1998. С.243.

3. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991. С. 238.

4. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. Из истории формирования русской буржуазии. М.: Наука, 1988. С. 187.

5. Алпатов М. Русская историческая мысль и Западная Европа XII -XVII вв. -М.: Наука, 1973. С. 232.

6. Алыииц){.И. Начало самодержавия в России,- Л. Наука. 1988. С.242.

7. Анисимов Бег. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. С.485.

8. Апель К.-О. Этноэтика и универсалистская макроэтика, противоречие или дополнительность. Киев: Политична думка, 1994, №3. С. 12 - 30.

9. Аристов И.Я. Промышленность древней Руси. СПб.: 1866. С.260.

10. Барышников М.Н. История делового мира России. М.: АО «Аспект

11. Пресс», 1994. С. 224. 1 Ъ.Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб.: «Единение», 1998. С. 321.

12. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. Л.: Лениздат, 1984. С.345.17 .Белоусов И. Ушедшая Моекна. -Л.: 1927. С. 180.

13. Бердяев Н.А. Русская идея. Париж. 1977. С. 380.9,Бернал Дж\ Д. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956. С.731.

14. Бодрийяр Ж. Система вещей. М. Рудомино, 1995. С. 168.21 .Бондарев Г.А. Ожидающая культура. Эзотерические очерки русской истории и культуры. М.: 1996. С. 527.

15. Бондарев 'Г. Торжество земледельца или Трудолюбие и тунеядство. С предисловием Л.Н. Толстого. М.: Посредник, 1906. С.64.

16. БорМ.'З. История мировой экономики. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. С. 197.

17. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV XV вв. -М.: Изд-во МГУ, 1986. С.315.

18. Бохапов Л.П. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. С.220.

19. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. Том 1.-М.: Прогресс, 1986. С. 572.

20. Бродель Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV XVIII вв. Том 2. - М.: Прогресс, 1988. С. 642.2в.Брож:ик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. С.242.

21. Бруно Дж'ордано. Изгнание торжествующего зверя. СПб.: Огни, 1914.С.224.

22. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI -XIV вв.). М.: Наука, 1960. С. 376.31 .Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. Религиозно-общественная библиотека. М.: 1906. С. 151.

23. Булгаков С.Н. Очерки по истории экономических учений. М. издание автора, 1918. С.232.

24. Булгаков С.Н. Православие. Париж. 1991. С.248.

25. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. -Т. I. - С. 49-297.

26. Бурышкип П.А. Москва купеческая,- М.: Высшая школа, 1991. С.348. Ъв.Буслаев Ф.И. О народности в древнерусской литературе и искусстве//

27. Соч. в 2 т. СПб.: 1910. С. 540. 31.Буслаев Ф.И. Сочинения (в двух томах) - Том II. - СПб.: 1910. С.496. 38.Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР XV - XVIII веков. - М.:

28. Просвещение, 1971 С.433. Ъ9.Вебер М. История хозяйства. Очерк всеобщей социальной и экономической истории. Пг.: Наука и школа, 1923.С.240.

29. ВеберМ. Избранные произведения. М.: 1990. С.560.

30. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. JI.: «Художественная литература», JIO, 1940. С. 521.

31. Виргинский B.C. Творцы новой техники в крепостной России. М.: Учпедгиз, 1962.С. 372.

32. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его Имп. Высочеству Вел. Кн. Михаилу Александровичу в 1900-1902 г.г. СПб.: 1912. С.568.

33. Власов Ю.Н. Феномен реформаторства в истории России. М.: 1998. С. 118.

34. Волков М.Я. Очерки истории промыслов России (Винокуренное производство). М.: Наука. 1979. С. 430.

35. Воронов Ю.П. Страницы истории денег. Новосибирск: Наука, 1986. С.175.

36. М.Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма (пер. с др. греч.). - М.:

37. Недра, 1927. С.90. 48.Гессен В.Ю. К истории ремесленного труда в древней Руси (X XV вв.) // Архив истории труда в России. - Пг.: 1922-1923, книги 4, 5,8. С.151.49./ иббинс /'. Промышленная история Англии. СПб.: 1895. С. 160.

38. Глаголей А. Христианская экономия в свете насущных задач экономической реформы в России. // Вопросы экономики, 1993, №8, с. 60-81.51./ 'ловели I'. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения. // Вопросы экономики, 1993, №8, с. I 13 125.

39. Ъ2.Глущенко И.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: 1996. С.395.

40. Гоголь И.В. Собрание сочинений в семи томах. М.: Худ. лит., 1979.54./ 'оричева JI. Экономические проблемы и национальное самосознание.// Вопросы экономики, 1993, №8, с. 44-53.

41. Грибоедов А.С. Избранное М.: Художественная литература, 1978. С. 384.

42. Громыко M.M. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. С.445.51 .Гумилев Л.И. От Руси до России. М.: Прогресс. 1992.С. 365.5%.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. С.387.

43. Гурвич Г.Ц. Экономические взгляды Д.И. Менделеева. Минск: Изд-во АН БССР, 1951. С. 160.

44. Гурвич И.А. Экономическое положение русской деревни. Серия: История русской экономической мысли. М.: Соцэкгиз, 1937. С.324.61 .Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С.504.

45. Ы.Гущин АХ1. Памятники художественного ремесла древней Руси X -XIII вв. Л.: 1936. С. 280.

46. Гэлбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. С.403.64.,Данилевский В.В. Русская техника. Л.: Лениздат, 1947. С.432.

47. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: изд-во «Глаголь», изд-во СПб университета, 1995.С. 431.

48. Деловая Россия: история и современность // Тезисы Второй Всероссийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 1996. С. 180.

49. Дементьев ЕМ. Фабрика: что она дает населению и что она у него берет. Серия: История русской -экономической мысли. М.: Соцэкгиз, 1937. С.256.

50. ЬЪ.Дж'ивелегов А. К. Средневековые города в Западной Европе. СПб.: 1902. С.248.

51. Дипь Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1947. С. 179.

52. Ю.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М: Наука, 1979. С.493.71 .Довнар-Запольский М.В. История русского народного хозяйства. М.: 1911. С.390.

53. И.Дынкин А.А., Стерлии А.Р., Тулии И.В. и др. Предпринимательство в конце XX века. М.: Наука, 1992. С. 242. /

54. Дыои Дж. Свобода и культура. London: 1968. С. 195.

55. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. М.: Книга, 1990. С.304.

56. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: 1998. С.332.7б.Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.: Наука, 1987.С. 241.

57. Замятнин В Н. Русская экономическая мысль в IX XVI вв. (учебное пособие). -М.: 1958. С.23.

58. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: 1998. С.340.

59. Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. С. 320.

60. Иванова Н.И. К определению понятия «культура» и ее места в общественной жизни// Межвузовский сборник «Экономические отношения в социально-культурной сфере»,- СПб: изд-во СПб университета, 1992, с. 102-111.

61. ЪЪ.Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980. С. 108.

62. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. В двух томах. М.1952. С.87-660; 7-546.

63. Иконников B.C. Опыт русской историографии. (В двух томах) Том II, книга вторая. - Киев. 1908. С. 1674.

64. Иконникова С.Н Очерки по истории культурологии. СПб: 1988. С. 351.

65. Ильин И.А. О грядущей России. Джорданвилл, США, 1991. С. 160.

66. Ингрэм Дж. История политической экономии. Пер. С англ. под ред. И.И. Янжула. М.: 1891. С. 322.

67. Индустриализация: исторический опыт и современность. СПб.: изд-во СПб. Университета, 1998. С.322.

68. Иностранцы о древней Москве. М. 1991. С. 185.

69. Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики// Вопросы экономики, 1993, № 8, сю 134-143.

70. История русской экономической мысли. Под редакцией А.И. Пашкова.

71. Том I, часть I.- М. 1955. С.540; Том I, часть II. М.: 1958. С.560; Том II, часть I. М.: 1959.С.486.

72. История торговли и промышленности в России. Под ред. П.Х. Спасского. Том I .- СПб. 1910. С. 190.; том II .- СПб.: 1912. С.208; том Ш .-СПб.: 1914. С.216.

73. История экономической мысли в России. Под ред. Проф. Марковой А.Н. М.: издательское объединение "ЮНИТИ", 1996. С.136.

74. Кабанов С.А., Кулевский Л.К. Во благо России. СПб.: 1997. С.203.9%.Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема//Ежегодник «Гуманитарий» №1,- СПб.: 1995, с. 14-28.

75. Каятахчян Н.М. История рыночных отношений в России. Учебное пособие. М.: 1992. С.90.

76. Карамзин Н.М. История государства российского. В двенадцати томах. М.: Наука, 1989 - 1993. Том I, М.: 1989. С.314.101 .Карамзин Н.М. Предания веков. М.: 1988. С.483.

77. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Л.: «Художественная литература», ЛО, 1984. Т. I, с.620. Т.И, с.387.103Карпович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. Экономико-историческое исследование. СПб.: 1875. С.520

78. Карсавин Л.П. Восток, запад и русская идея. М.: 1991. С.285.

79. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: 1992. С. 178.

80. Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982. С. 174.

81. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. Т. I. - М.: Мысль, 1987. С.431; - Т. 2, с.447; Т. 3, с.414. - М.: Мысль, 1988. ; - Т. 4, с.399. Т.5, с.477. - М.: Мысль, 1989.

82. Коваленский М.Н. Хрестоматия по русской истории. СПб.: 1914. С.320.

83. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. С.668.

84. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: 1989.С.305.111 .Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. С.491.

85. Корацциари Г. Этика и экономика: вопрос открыт-.// Вопросы экономики, 1993, №8, с. 17-27.

86. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: РХГИ, 1998. С.390.

87. П.Крешер Н. Сюмюэл. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1991.С.336.118 .Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X -XVII вв. М.: Наука, 1976. С.256.

88. Кузнецов Б. Г. Ломоносов. Лобачевский. Менделеев. Очерки жизни и мировоззрения. M.-JI.: изд-во АН СССР, 1945. С.280.

89. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М. Наука, 1982. С. 126.121 .Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.С.183.

90. Кулимер И.М. История русского народного хозяйства в 2-х томах. -Пг.: изд-во "Мир", 1925. С. 456.

91. Кулимер И.М. Лекции по истории экономического быта Западной Европы, в двух частях. Пг.: 1922. 4.1, с.234; Ч.И, с.360.

92. Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. Пг. 1923. С.302.

93. Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции // Сборник статей. М.: Наука, 1976. С. 431.

94. Летурпо Ш. Эволюция собственности. СПб.: Русское богатство, 1889. С.318.

95. Летурно Ш. Прогресс нравственности. СПб.: 1910.С.384.

96. Липперт Ю. История культуры (пер. с нем.). СПб.: 1905. С.444.

97. ЪА.Лихачев Д.С. Культура русского народа X XVII вв. - М,- J1. : Изд-во АН СССР, 1961. С. 110,

98. Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.: Худ. лит., 1978.С.342.

99. Ъ9.Лъвов А.С. Лексика «Повести временных лет». М.: Наука, 1975. С.353.140Лящеико П. И. История народного хозяйства СССР. Том 1. Докапиталистическая формация. М.: Госполитиздат, 1956. С. 289.

100. Мавродип В.В. Очерки по истории феодальной Руси. Л.: изд-во ЛГУ, 1949. С. 192.

101. ХМ.Маймииас Н. 'З. Социально-экономический генотип общества. //Постижение. М.: Прогресс, 1989. С. 93 - 113.143Мак-Миллан Ч. Японская промышленная система. М.: 1986. С. 168.

102. Маковский Д. П. Первая крестьянская война в России. Смоленск. 1967. С.491.

103. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. М: издательства "Дело" и "Вита- Пресс", 1996. С.536.

104. Ыб.Марфунин А.С. История золота. М.: Наука, 1987. С. 241.

105. Матвиевский П.Е., Ефремов А.В. Петр Иванович Рычков. М.: Наука, 1991. С. 266.

106. Менделеев Д.И. Заветные мысли // Соч.: в 24 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Г. XXIV. -С.251-461.

107. Менделеев Д.И. Об условиях развития заводского дела в России. Учение о промышленности.// Соч.: в 24 т. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. XX. -С.7-591.

108. Менделеев Д.И. Толковый тариф// Соч.: в 24 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - т. XX. С.577.151 .Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. -М.: Научное слово, 1913. С.298.

109. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М.: Наука, 1977. С. 348.

110. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х томах. М.: Прогресс, 1993. T.I, с.528; Т.Н. с.416; T.1II, 491.

111. Мордвинов И.С. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1945.С. 245.

112. Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие. М.: Наука, 1994. С.415.

113. Муравьев А. В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX -XVII вв. М.: Просвещение, 1984. С.335.

114. Назаров М. О религиозном оправдании частной собственности. // Вестник РХД., 1991, № 161, с.36 48.

115. Никитский А.И. История экономического быта Великого Новгорода. -М.: 1893. С.255.

116. Никольский Н.М. История русской церкви. СПб.: 1983. С.436.

117. Никоненко B.C. Русская философия накануне петровских преобразований. -СПб.: 1996. С. 198.

118. Новиков А.И., Каювскан Т.М. Патриотические тенденции в деятельности художественных объединений и меценатов Петербурга (конец XIX- начало XX в.).// Патриотические традиции русской культуры. Сб. научных трудов СПб ГАК. СПб. . 1993, вып. 1, с. 71-79.

119. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. - С116.: изд-во «Лань», 1998. С. 314.

120. Новиков A.Pi. Роль коммерции в истории русской художественной культуры.// Философия образования и бизнес в современной России. -СПб.: 1997, с. 32-34.

121. Озеров ИХ. Чему учит нас Америка. СПб.: 1908. С.78.

122. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе.// Вопросы экономики, 1993, № 8, с.28-31.

123. Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос.// Вопросы экономики, 1993, №8, с. 7-16.

124. Онкен Авг. История политической экономии до Адама Смита. СПб.: 1908. С.485.

125. Ш.Орлов А.С. Владимир Мономах,- М. Л.: изд-во АН СССР, 1946.С.77.

126. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: изд-во МГУ, 1990. С.372.

127. От Бытия до Откровения. Пятикнижие Моисеево. Перевод и комментарии И.Ш. Шифмана. М.: Республика, 1993. С. 334.

128. Оуэн Р. Об образовании человеческого характера. Новый взгляд на общество. Пер. с англ. М.: 1893. С. 180.

129. Павлов Сильванский //. Проекты реформ н записках современников 11етра Великого. Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты. - СПб.: 1897. С. 160.

130. МЪ.Павлов Сильванский Н. Феодализм в России. - М.: Наука, 1988. С. 543.

131. Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.: 1980. С. 626.

132. Панарии А.С. Россия в цивилизационном процессе. М. 1995. С.261.

133. Пащенко Н.И. Экономическая история России (до 90-х гг. XX в.). Учебно-методическое пособие. М.: изд-во ВЗПИ, 1995. С.54.

134. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX XI веков. -М.: 1996. С. 277.1%.Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. С.282.

135. Плошинский Л.О. Г ородское или среднее состояние русского народа в его историческом развитии от начала Руси до новейшего времени. -СПб.: 1852. С. 296.

136. Повести Древней Руси XI XII века. - Л.: Лениздат, 1983. С. 572.181 .Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. М.: Искусство, 1975. С. 165.

137. Полевой Н.А. История русского народа // Соч.: В 6 т. М.: 1833 -1837. Т.1, с.432; Т.2, с.380; Т.З, с.412; Т.4, с.480; Т.5, с.368; Т.6,с.458.

138. Половников А.П. Торговля в старой России. М.: Госторгиздат, 1958. С. 100.

139. Помпеев Ю.А. Интенсификация производственных процессов в строительстве. Л.: Стройиздат, 1975. С. 132.

140. Помпеев Ю.А. История русской экономической культуры. Тематический план и программа курса. // Методические материалы для студентов факультета истории русской культуры. Вып.З-й. СПб ГАК, СПб.: 19%. С. 123 - 128.

141. Помпеев Ю.А. История экономической культуры. СПбГАК. СПб.: 1998. С. 192.

142. Помпеев Ю.А. Истоки русской экономической культуры. // Русская культура как живой организм. Материалы третьих чтений факультета истории русской культуры ( IK) I ЛК. СНГ).: 1996 С. 125-133.

143. Помпеев Ю.А. История экономической культуры наука настоящего и будущего. //Историзм в культуре. Материалы международной научной конференции в С.-Петербурге 24-25 ноября 1997 г. - СПб.: 1998. С. 90-98.

144. Помпеев Ю.А. Напоминание от Луки. // Культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы международной научной конференции СПб ГАК. СПб.: 1997. С. 11 - 14.

145. Помпеев Ю.А. Проблематика межнациональных отношений и культура. // Культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы IV международного семинара в СПб. СПб.: 1998. С. 118-121.

146. Помпеев Ю.А. О будущем экономической культуры.// Интернет: культура и образование. Материалы международной конференции. -СПб: 1998. С. 23 26.

147. ПомпеевЮ.А. О дополнениях курса «Основы предпринимательской деятельности».//Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. Тезисы выступлений на конференции преподавателей СПб ГАК 24 марта 1997 г. СПб.: 1997. С. 68-72.

148. Помпеев Ю.А. О содержательной структуре курса «История экономической культуры».//Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. Тезисы выступлений на конференции преподавателей СПб ГАК 20 апреля 1998 г. СПб.: 1998. С. 90-95.

149. ПомпеевЮ.А. Основы строительной специальности. Л.: изд-во ЛГУ, 1976. С. 88.

150. Помпеев Ю.А. Первый русский националист (о Юрии Крижаниче). // Журнал «Аврора», 1999, № 1 2. С. 38 - 50.

151. Помпеев Ю.А. Работа на себя. Серия «Писатель и время». М.: Советская Россия, 1984. С. 108.91 .Помпеев Ю.А. Возвращение к Богомолову.// Звездный час. Размышления современников. Л. СП ЛО, 1985.С. 4 - 53.

152. Помпеев Ю.А. Ресурсы личности. Серия «Человек и экономика». Л.: Лениздат, 1983. С. 62.

153. Помпеев Ю.А. Экономическая культура древнейших цивилизаций.// Культура и менеджмент. СПб ГАК. СПб.: 1998. С.99 - 124.

154. Поссе В.А. История царствования императора Николая II. СПб.: 1913. С. 268.

155. Поткина И.В. Индустриальное развитие дореволюционной России: концепции, проблемы, дискуссии в американской и английской историографии. М.: Наука, 1994. С.73.

156. ЮА.Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. М.: 1991 (репринтное издание). С. 212.

157. Пуляев В. Т. Время разбрасывать камни прошло, наступило время их собирать (К созданию Академии гуманитарных наук в России). //Ежегодник №1 «Гуманитарий», с. 6-13. СПб.1995.

158. Пушкарев JI.H. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. М.: изд-во «Наука», 1984. С. 196.201 .Радищев А.И. Избранные философские сочинения. М.: 1949. С.280.20%.Райнов Т. Наука в России XI XVII веков. - М.-Л.: 1940. С. 169.

159. Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы. М.: 1993. С. 178.

160. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X XIII вв. - СПб.: Наука, 1994. С. 142.

161. Penan Э. Жизнь Иисуса. М.: Вся Москва, 1992. С. 120.2\2.Рож()ественский С.Н. Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. СПб.: 1910. С.389.2\З.Розов Н.Н. Книга в России в XV веке. Л. Наука, ЛО, 1981. С. 126.

162. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки XI XIII вв. - Л.: изд-во ЛГУ, 1947. С.310.

163. Романов Н.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. -М.: Наука, 1991. С. 177.

164. РОССИЯ. Энциклопедический словарь. СПб. 1898. Переиздан: Лениздат, 1991. С.874.

165. Россия и Запад. Сборник статей. СПб.: изд-во СПбГУ, 1996. С.253.

166. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. -М.: СТД, 1991. С.278.

167. Русская философия собственности XV111 XX вв. Авторы-составители К. Исупов, И. Савкин. - СПб. СП "Ганза", 1993. С.466.

168. Русский торгово-промышленный мир. М.: Планета, 1993. С.333.

169. Рустам-заде З.П. "О повреждении нравов в России" М.М. Щербатова памфлет XV111 века. // Учен, записки Азербайджанского пед. ин-та им. М.Ф. Ахундова, 1967, №4. Сер. XII. Язык и литература. С. 13-18.

170. Рыбаков И.А. Из истории культуры древней Руси. Исследования и заметки. М.: изд-во МГУ, 1984. С. 240.

171. Рыбаков 1хА. Ремесло Древней Руси. М.: Наука, 1948. С. 256.

172. Рыбаков И.А. Русское прикладное искусство X X1U вв. - М.: Наука, 1970. С. 340.

173. Рыбаков Ф.Ф. Социально-культурная сфера как объект экономического анализа// Межвузовский сборник «Экономические отношения в социально-культурной сфере»,- СПб.: изд-во СПб университета, 1992, с. 5-18.

174. Рязанов В. Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв. - СПб.: Наука, 1998. С. 783.

175. Сапунов ВВ. Книга в России в XI ХШ вв. - Л.: Наука, 1978. С.222.22$.Святловский В. В. История экономических идей в России. Том 1. -Петербург: 1923. С. 167.

176. Славяне и их соседи и конце 1 тысячелетия до н.э. первой половине I тысячелетия н.э. Под общей ред. акад. П. А. Рыбакова. - М.: Наука, 1993. С. 197.

177. Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства.// Вопросы экономики, 1993, № 8, с. 88 -96.

178. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI XVIII вв.- М.: Наука, 1963. С. 180.

179. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998. С. 261.

180. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 340.

181. Старосельская-Иикитина О. Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789-1794. M.-JI.: изд-во АН СССР, 1946. С.266.

182. Степанов Н. Сравнительно-исторический очерк организации ремесленной промышленности в России и западноевропейских государствах. -Киев: 1864. С. 128.

183. Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. М.: изд-во АН СССР, 1954. С.531.

184. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М.: изд-во АН СССР, 1964. С. 560.241 .Стуоенскии П. Доход наций. М.: Статистика, 1968. С.290.

185. Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире. // Вопросы экономики, 1993, № 8, с. 32 43.

186. Тарле Б.В. Запад и Россия. Статьи и документы по истории XVIII -XX вв. 11г.: 1918. С. 98.

187. Тарле И. История труда и его значение.// Архив истории труда в России, выпускаемый Ученой Комиссией по исследованию истории труда в России. Книга первая. Пг.: Госиздат, 1921, с. 6- 10.

188. Татищев В.Н. Духовная моему сыну. СПб.: 1896. С.83.

189. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979. С.376. 241 .Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: 1999. С.427.

190. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб.: 1992. С. 674.

191. Тихомиров М.Н. Русская культура X XVIII вв. - М.: Наука, 1968. С.254.

192. Тойнби А. Постижение истории. М.: 1991. С.612.

193. Толстой JI.H. Собрание сочинений в двадцати двух томах. М.: Худ. лит., 1985.

194. Груды Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства Часть 1. СПб.: 1765. С. 210.

195. Тугаи- Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма. СПб.: 1906. С.270.

196. Туган-Барановский М. Русская фабрика. М. - Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 420.

197. Тургенев И.С. Собр. соч. в 10 ти томах, т. 10. - М.: Госиздат, 1962.

198. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. Серия: История русской экономической мысли. М.: Соцэкгиз, 1938. С. 171.

199. Тургенев Н.И. Россия и русские. М. Библиотека декабристов, 1907. С. 243.258.1000 лет русского предпринимательства Из истории купеческих родов. М.: Современник, 1995. С. 434.

200. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Госиздат, 1939. С.517.

201. Тюменев А.И. История античных рабовладельческих обществ. М.-Л.: 1935. С.288.26\.Федотова И.Г. Судьба России в зеркале методологии. // Вопросы философии . 1995, № 12, с. 21 - 34.

202. Флерове кий Н. Положение рабочего класса в России. Серия: История русской экономической мысли. М.: Соцэкгиз, 1938. С. 230.

203. ФлиерА.Я. Культурогенез. М.: РИК, 1995. С. 118.

204. Фурье Шарль. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 306.

205. Холодков В. Православные традиции в российском землевладе-нии.//Вопросы экономики, 1993, № 8, с. 97 105.

206. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Первобытнообщинный и феодальный способы производства в России. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988. С. 254.261 .Хэтчер Уильям ('. Научное доказательство существования Бога. -Киев: МНТП «Импакт»,1992. С. 18.

207. АЪтчер Уильям С. Понятие духовности. Киев: МП "Феникс", 1994. С. 71.

208. Цивилизации. Выпуск 4. М.: МАЛП, 1997. С.210.

209. Чангли И.И. Труд. М.: Наука, 1978. С.340

210. Х.Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения в 2-х томах. Серия: История русской экономической мысли. М.: Соцэкгиз, 1948. Т.1, с. 430; Т.2, с.386.

211. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX вв. - М.: Наука, 1957. С. 198.

212. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: изд-во «Лань», 1997. С. 188.

213. Шишкин А. Ф. Человеческая природа и нравственность. Историко-критический очерк. М.: Мысль, 1979. С. 267.

214. Шубарт В. Европа и душа Востока.// АУМ №4. Синтез мистических учений Запада и Востока. СПб.: 1990. С. 11-161.

215. Шуб Д. Политические деятели России (1850 1920). - Нью-Йорк: 1969. С. 208.

216. Шулычш ИХ'., Кошмап Л. II, iesuiia M.I'. Кулмура России IX XX вв. - М.: Простор, 1996. С. 254.27Н.Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. С. 537.

217. Щапов А.П. Сочинения в 3-х томах. Том 1 СПб.: 1906, с. 803; том 2-СПб.: 1906, с.620; том 3 - СПб.: 1908, с.717; дополнительный том -Иркутск: 1937, с. 334. 280.ГЦученко В.А. История философии в контексте истории культуры.

218. Учебное пособие. СПб.: 1993. С. 77. 281.Экологические императивы устойчивого развития России. Отв. редакторы Вошншч В.И., Газизуллин Н.Ф. - СПб.: Петрополис, 1996. С.192.

219. Энгельгардт М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб.: 1899. С.80.

220. Энгельс Ф. Анти Дюринг. - М.: 1977. С. 401.

221. Юзуфович Г.К. Экономические отношения и культура // Межвузовский сборник «Экономические отношения в социально-культурной сфере». СПб.: изд-во СПб университета, 1992, с.32-42.

222. ЯдгаровЯ.С. История экономических учений. М.: Инфра-М, 1998. С. 220.

223. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997. С. 346.

224. Янжул И.И. Между делом. М.: 1905. С.90.

225. Янжул И.И. Экономическое значение честности. . СПб.: 1912. С.68.

226. Янжул И.И. и др. Экономическая оценка народного образования. -СПб.: 1899. С. 124.

227. Япжуп И. И. Английская свободная торговля. Исторический очерк развития идей свободной конкуренции и начал государственного вмешательства. Вып. !.- М.: 1876. С.228.

228. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 190.

229. Alexander J. Modem, Anti, Post and Neo: How Social Theories Have Trade to Understand the «New World» of «Our Time» // Zeitschrift fur Soziologie. Yg . 23. Heft 3, iuni 1994, p.45-60.

230. Hirsh /'". Social Limits to Growth. Cambridge, 1976, p.96.

231. Naisbitt J. AndAburdeneP. Ten Directions for the 1990 th. Megatrends: 2000. New York: 1990, p. 240.

232. Nisbet R. The History of the Idea of Progress. N. Y.: 1980, p. 178.

233. Parsons T, Smelser N. Economy and Society. Glencoe: The Free Press, 1956, p. 148.

234. Pobinson J. Economic Philosophy. Harmond - Sworth, 1964, p. 240.29S.SenA.K. On Ethics and Economics. Oxford, 1987, p.216.299Jilich P. Morality and Beyond. N. Y., - 1963, p. 136.

235. The Economis, 1993, June 5- 11, p. 69 76.1. СОДЕРЖАНИЕ1. Введение.3

236. Глава первая. Теоретические аспекты исследования экономическойкультуры в истории цивилизационного развития общества.18

237. Раздел 1.1. Труд как категория экономической культуры.18

238. Раздел 12.Экономическая культура как регулятор функционирования иразвития общественного производства.28

239. Раздел 1.3. Методологическое обоснование критериев и признаков цивилизационного подхода к истории России и Западной Европы.41

240. Глава вторая. Истоки зарождения, сущность, тенденции и основные характеристики экономической культуры древнейших цивилизаций и ее связь с человеческой природой.52

241. Раздел 2.1. Роль экономических факторов в культуре народов эпохи аграрной цивилизации.52

242. Раздел 2.2. Генезис культурных форм ()ревнейишх цивилизаций.57

243. Глава третья. Экономическая культура Средневековья.84

244. Раздел 3.1. Роль учения Христа в обновлении социально-экономическихотношений в цивилизационном процессе.84

245. Раздел 3.2. Духовные и материальные истоки русской экономическойкультуры.89

246. Раздел 3.3. Исследование влияния церковно-феодальной системы в Западной Европе и военно-феоОалыюй в России на развитиецивилизационного процесса.118

247. Раздел 3.4. Роль средневековых городов Западной Европы и России в экономической культуре Средневековья.139

248. Глава четвертая. Исследование промышлепно-экопомических преобразований в России нового времени.174

249. Раздел 4.1. Меркантилистская доктрина в экономической культуре России .174

250. Раздел 4.2. Оценка экономической политики Екатерины II и возникновение начал экономического либерализма в России.236

251. Раздел 4.3. Исторические события последней четверти XVIII века и их влияние па мировую экономическую культуру.260

252. Глава пятая. Особенности экономической культуры России XIXв.273

253. Раздел 5.1. Утопический социализм и его исторические корни.273

254. Раздел 5.2. Система государственного управления и ее влияние на экономическую культуру России первой половины XIX в.283

255. Раздел 5.3. Промышленный путь России после отмены крепостного права.3071. Заключение.343

256. Список использованной литературы.348