автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940 - 1950-х годов о Великой Отечественной войне

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Селиванов, Виссарион Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940 - 1950-х годов о Великой Отечественной войне'

Текст диссертации на тему "Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940 - 1950-х годов о Великой Отечественной войне"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ВДЕРАЦЙИ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи СЕЛИВАНОВ ВИССАРИОН МИХАЙЛОВИЧ

ЭПИЧНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ М.ШОЛОХОВА 19401950-х ГОДОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЕ

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 - русская литература

Научный руководитель -

доктор филологических наук, профессор А.А.Й^равлева

Москва 1999

О г я авлиа f

Введение «»»•«»»♦»»#*»«•*•»*»•**«•»«••#»*♦*•»•♦»*

I глава, Эпическое начало произведений М.Шолохова

© героическом подвиге народа и основные

особенности развития военной прозн 40 **

50-х гг • XX в * «•«••*****»»•** .#««•**

П глава. ^алая пРоза М.Шолохова о Великой Отечествен«-

я ее начало .........5S

Ш глава» Роман М«Шолохова "Они сражались за Родину" 105 «* героическая эпопея о Великой Отечественной войне» К истории создания .............

S В. Ж Л Ш 4 в Н И в «* ф ••**•••*»•»•*••« * # * * 161

В и 4 л и § г р а § и я .,.«..»,..•»»..••..»*•.,«*•»...* 178

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Михаила Шолохова ~ одна из славных страниц в истории русской литературы XX века. Писатель /вышедший из гущи народа» весь свой талан® с первых шагов творчества и до конца дней/отдал своему народу.

Его произведения самых различных жанров прозы - эпопея "Тихий Дон", роман "Поднятая целина"» рассказы "Наука ненависти", "Судьба человека/', очерки и публицистические статьи-широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами*

Присуждение Нобелевской премии за эпопею "Тихий Дон" в 1965 году явилось мировым признанием значимости его творчества.

С самого начала творческого пути М.Шолохов не знал мелкотемья» Он обращался к изображению народа, движущей сшш: истории во всех значительных событиях, какие происходили в стране.

Если в рассказах 20-80-х гг. и в эпопее "Тихий Дон" народ изображался участником 1-й Мировой войны 1514 года, Гражданской войны, то в романе "Поднятая целина" уже воссоздаются события коллективизации в ЗО-е годы.

Михаил Шолохов был со своим народом в дни торжеств и бед. В основном он был не просто современником событий» а часто выступал летописцем происходящего. При этом основное его стремление заключалось в том, чтобы показать участие народа в этих событиях.

Важнейшим историческим событием XX века была 2-я Мировая война* Особенно тяжелой и разрушительной, она была для народов нашей страны, получившая название Великой Отечественной, Именно в эти годы советский человек проявлял неслыханное мужество, наследуя традиции наших предков Суворова и Кутузова, 1'шакова и Нахимова и их доблестных сподвижников; он одержал историческую победу, освободив народы мира от фашизма*

Война явилась тяжелейшим испытанием всех сил народа, в том числе и советской литературы. Литература с честью выдержала испытания, выпавшие на долю всей нашей страны» Писатели с полной ответственностью воспринимали те задачи, которые перед ними ставила война. Выражая мысли своих современных писателей, А»Толстой отмечал, что "литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа". Основной смысл произведений, которые создавались в эти года был связан со стремлением показать справедливый,освободительный характер войны, запечатлеть массовый героизм в сражениях, мобилизовать народные силы на борьбу с врагом.

й в наше время произведения о войне остро современны. Они вызывают столкновение различных точек зрения, острую полемику в области истории, философии, искусства.

Литература периода Великой Отечественной войны представляет собой новый этап развития русской советской литературы, подготовленный ее предшествующими периодами и в то же время характеризующейся особенностями, связанными с новой эпохой.

Писатели и поэты нашей страны с первых дней войны встали в ряды защитников Родины. Свыше тысячи писателей были на фронтах войны (всего в начале войны в Союзе писателей было несколько более 8-х тысяч человек) и из них свыше уададкиГ писателей

погибли на войне.

Своим художественным словом в грозных событиях войны приняли участие М.Шолохов, А »Фадеев, К.федш, А#Тояе®ой, I.leo-нов» й.Эренбург, А.Сурков, 1,Соболев, К.Симонов, А.Твардовский и другие.

Самое активное участие, в войне принял Михаил Александрович Шолохов.

Начало войны застало м,Шолохова в родной станице Вешен-ской* Обращаясь к .своим землякам, уходящим на фронт, писатель говорил, что "фашистским правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекал их движение на восток, и, что ключи от Берлина уже бывали в руках русских вое^?-«ачальников".^

Государственную премию, присужденную за эпопею "Тихий дон", М.Шолохов передал в фонд обороны и выразил готовность "стать в.ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину".^

В июне 1941 года Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в ряды Красной Арии. Как военный корреспондент "Правду" ж "Красной Звеэды", он принимал участие в боях под Смоленском, под ростовгш, в грандиознейшей битве на Волге, дошел вместе о Советской Армией до границы Германии.

Во время войны писатель создал произведения самых различных яанров прозы; очерки, рассказ "Наука ненависти", начал работу над романом "Оки сражались за родину"» Для всех произве-

Î) "Большевистский Дон", Вешенская, 1941, Ê 76, 24 июня. 2) "Большевистский Дои", Вешенская, I54X, № 77, 26 июня.

дений 1»Шолохова о война характерно эпонейное начало. О судьбах народа и Родины писал художник во всех своих произведениях.

Тещ Великой Отечественной войны и после войны стала основной темой всего его творчества» Он упорно продолжает работу над эпопеей "Они сражались за родину", печатаются ее отдельные главы, ряд статей о прошедшей войне, публикует рассказ "Судьба человека" (1956 г.).

О М.Шолохове существует обширная литература. О его творчестве написан' ' целый ряд монографий и большое количество статей, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций»

В различные годы' опубликованы книги, осмысляющие творчество М.Шолохова как единое целое, в которых акцентируется основное внимание на анализе эпопеи "Тихий Дон". Монографии о его творчестве писали: И Лежиев "Михаил Шолохов", 1., 1948 г., Ю.Лукин "Михаил Шолохов", М., 1952 г., В.Гура "Хизнь и творчество М.д.Шолохова", М,, В55 г», Д.Якименко "Творчество И,Шолохова", М., 1970 г., А.Хватов "Художественный мир Шолохова", 1., 1970 г» ш другие.

Творчество М.Шолохова заняло свое особое место в историко-литературном процессе 20-70-х годов IX века» Перечисленные монографии, большое количество статей о его творчестве дают основание считать, что взятые все вместе труды о Шолохове, образуют целую науку в литературоведении, которую можно назвать Шолохове дением.

Эта наука расширяется и пополняется и в наши кризисные дни. Публикуются статьи и с негативным отношением к М.Шолохову и его творчеству» Публикуются и работы, справедливо критикующие бездоказательные утверждения некоторых "современных критиков" и "пуб-

лицисшов" о негативных сторонах творчества Михаила Шолохова и о бездоказательном обвинении его в тон, что он, якобы был сталинистом и верным слугой большевистского режима»

. В 50-летйе Победы в Великой Отечественной войне вспомнили о Михаиле Шолохове и были изданы интересные работы о привлечением известных архивных материалов, опровергающих всяческие ложные измышления . К подобным трудам относится книга В*Остова "Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах", "Роман-газета", M», 1955, fe 3, а также новое издание романа "Они сражалась за Родину" со вступительной статьей дочери писателя Светланы Михайловны ж с послесловием В.Осипова: "Победы ш поражения баталиста Михаила Шолохова11.

Речь вдет о книге: М.Шшохова "Они сражались за Родину". Рассказы, Изд-во "Либерия-Раритет", M,, 1995 г. В содержание книги включены страницы романа, иэъятые из содержания романа по указанию Л.Брежнева, Вышеуказанные работы дают основания по-новому осмыслить произведения Михаила Полозова о Великой Отечественной войне, созданные в разные годы*

Актуальность данного исследования заключается в том, что i нем будут осмыслены произведения М.Шолохова о Великой Отечественно! войне в соотношении с развитием прозы того времени ш в аспекте современности. В наши дни война стала историей, а произведения о войне уже осмысляются как историческая литература,' произведения, как и сами события войны, для наших дней имеют уже историческое значение и требуют нового изучения. Для наших современников они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они воспитывают преемственность героических традиций современников у прошлых поколений, а также героизм и патриотизм, заключенные- в этих произведениях.

Научная новизна исследования связана с тем, что автор впервые анализирует произведения М.Шолохова о Великой Отечественной войне как единое целое, связанные с эпопейным началом и стремлением автора показать народ на войне как движущую силу истории. Кроме того, произведения Шолохова анализируются в соотношении развития прозы того времени и в контексте с произведениями выдающиеся прозаиков тех лет; А.Толстого, Л.Леонова, й.Тихонове, А.Фадеева и других»

Методолория ди.ссертации основана на трудах крупнейших наших литературоведов, обращающихся к изучению особенностей лнте-ратурыгвойкЕ и творчестве М.Шолохова таких как; Ф.Бирюков, А.

К.ПР1лС1МА

Хватов, I.Ершов, В.Гура, Л.Якименко/В.Петелин, А.Журавлева, Б.Осипов и другие.

Метод исследования. Автор диссертации применил комплексный метод исследования, в котором выделяется теоретический и историко-литературный аспекты осмысления жанровой специфики прозы о войне, а также дается характеристика стилевых особенностей произведений. В работе использованы труды теоретиков и литературоведов»"^

Цель и задачи диссертации. Обращаясь к анализу прозы М.Шолохова о Великой Отечественной войне,охарактеризовать жанровую специфику его произведений, показать, что эпопейное начало произведений объединяет его творчество в единое целое, охарактеризовать художественное своеобразие произведений разных жанров, соотнести творчество М.Шолохова военных лет с развитием прозы

X) Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследование литературы военных лет; Кузьмичев й. Жанры русской литературы военных лет, Горький, 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, М., 1969»

того времени»

Структура диссертации определяется тема целями к задачами, которые ставки* автор.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения*

1 глава. Эпическое начало произведений i.Шолохова о героическом подвиге народе и основные особенности развития военной прозы 40-50-х гг»

2 глава* "Малая проза'1 II,Шолохова о Великой Отечественной войне и ее эпопейное начало, .

8 глава, Роман М,Шолохова "Они сражались за Родину". Ньэа-;••$щ>ш*ШАЯэпопея о Великой Отечественной войне, К истории создания,

■ Заключение.

Библиография.

Г л а в а 1

rectos начал о произведений М.Шолохова о героическое подвиге народа и основные особенности, развития военной прозы 40-50-Х г.г, II в.

Творчество I.Шолохова всегда решало те проблемы, которые стояли перед народом и литературой его времени. Он всегда считал, что литература должна служить народу и решать те задачи, которые стоят перед ним и страной. Говоря о напряженной, поистине героической деятельности писателей в дни войны, М.Шолохов впоследствии заключал: "Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало гаснуть в сердцах советских людей могучей

ненависти к врагам и любви к Родине11

Советские писатели были полны ответственности в это трудное время перед страной, перед народом, перед историей. А,Фадеев, характеризуя литературу ъ дни войны, писал: "Нет большей чести для советского литератора и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы вой-ны"*^

Участница войны, известная поэтесса Ю.Друнина, говорила о том, что война несет не только смерть, разрушения и ужасы, но в эти напряженные годы достигает вершин огромный взлет народного духа.

В древности существовал афоризм; "Когда гремят пушки, молча® музы".

В годы войны музы в нашей стране не молчали, а всей совокупностью деятельности литераторов была создана новая муза -муза гнева, мести и печали. События войны стали основной темой литературы военного времени. И только единством литературы с жизнью народа объясняется и та невиданная в истории мировой литературы быстрота, о которой советским писателям удалось изобразить правду войны в художественных произведениях.

Являясь новым этапом развития литературы, литература военных лет в то же время характеризуется отличительными особенностями, связанными с новой эпохой.

Среди произведений различных жанров, появившихся в военные

1) Шолохов М. Выступление на II съезде писателей СССР в 1954 г.

В кн. П съезд. Стенографический отчет. М., 1956, стр. 874.

2) Фадеев А. "Отечественная война а советская литештуш'1. 1.

"Пропагандист", В42, № 17, стр. 17. 4

года, особое место занимает создания прозы. Публицистика, очерки, рассказы, повести и романы, по природе своей эпические жанры, давали возможность проникнуть в глубь происходящих событий, выразить свое отношение к ним»

Основная задача» которую ставили писатели-прозаики в войну, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Художник! не думали о жанровых рамках создаваемых произведший и писали очерки, похожие на рассказы, рассказы, похожие на очерки. Публицистика заключала в себе и очерковые элементы, и лирические отступления, и элементы рассказа* Повести нередко близко стояли к рассказам, а иные по широте охвата действительности напоминали романы. Для произведений прозы тех лет характерна тенденция к эпичности, к отражению судеб народа в прошлом, настоящем, к стремлению заглянуть в будущее*

Современные писатели, участники войны» создавали произведения, а молодые крепли, мужали, проникали в героику событий, в их сознании росла ответственность перед теми, которые отдавали свои жизни за Родину и народ. Многие тогда юные фронтовики впоследствии стали писателями значительными и воссоздали события войны уже на новом историческом этапе. Такими художниками слова стали известные нам писатели П.Вершгора» А.Козлов» Д.Медведев, Ф.Абрамов, А.Калинин, В.Оакруткин, Г.Бакланов, В.Выков» Ю.Бондарев, М.Алексеев и многие-другие.

Проблема традиций и новаторства - одна из важнейших при осмыслении литературного процесса военных лет»

Реалистические традиции, свойственные литературе предшествующих периодов, проявились в прозе военных лет, прежде всего, в ее действенном характере, в тесном единстве с современностью,

в су^о'дошш атегпаэ n «vmhí^ тШштшшоет ш

ommicm, поозгыко л. coteau•

шз mziiQlmii «wiaan чрп жышшш питщятт жа*

ргя^вта яродовоозошп} проза шржш улш 1шш?ея щзс^лойр ро»

рШЗЖ*

йодворп ежш® л^да* сошпзоз ш в бштбе зс ез^ы Ккпц^ лорлп в лтьщ с^до.а-хшт п^пада-

азо виЛно»

BCGÍBün

?.Tape20¡J Г.ПСС'Л? пС- Д1Ш 3oU;3Li /.íT^if:сгсг; ДО глубокого пор$р(Ш» окрдшення9 и пёреъалнавсЛнмаР ъысо тай

нревшшшош душ рвард©йда$ №ошш Зои п cotos яоццосйша ■

ш ГОрООВ.

"зЛгю ofspiaa ношй asen» ocniil нарп^л® ч'зслоев г^ззсог шиш ¿waam одадят vmoQ п^ш, jizc, aüjj?:» 01ч. з узздь здь сшове* lie воююц|ии.,сро ie -'»ко j« г зе: сксь^з : *э

СШ1 Г I ! jC^b'Jf 8 X» .0 ГК 5ГО ПОС/СДС

шж саорзь» эсз иссг^яра» OS» ЛТ^ЛЯ^Л!

шшс щов®*1^

ней шйбршшзш в щкэпзшдошях тзшшж жешов прзза а,» по ггт озрпо ««тан* SOWEIT t ес-чзуигипзгэ

г шс ryuoiincsn« оов^сададгч; э?

эл^з о . аоссси -тг^цг* \,г% "xi.m 1 'er л -ir7 я

с'пгс&дапи ьраитла ¿¿гк?j, ' ç/psXj эх тэро «з^ззяс. гс&з зоОш гвор^еогво <п>т;ч>иг ;гьз г^г-зр^гл:^

I) í. aícb ваш jrr^t syru, poaata Ячгш-

И ECLyCGSTJ0» Г»* ~ - ^ Г.Г.»

из яих обращались к самым различным жанрам: публицистике очеркам, рассказам, повестям,- романам.

Создателями классических произведений о событиях войны стали крупнейшие прозаики - А Лолежой, А.Фадеев, М.Шолохов, 1Леонов, Б.Горбатов» К.Симонов, 1.Соболев, Н.Тихонов и многие другие .

Все они создавали произведения различных жанров прозы,вносили в них свои особенности, овизашше с неповторимой ивдвдшду-альностыо художников слова. Однако для всех жанров прозы военных лег, начиная с публицистики и кончая романом, были характерны общие черты - это,, прежде всего стремление писателей передать героизм борьбы с фашизмом, отразить судьбы народа и родины. Поэтому родственность жанров прозы, особенно малых форм, послужила причиной некоторого их слияния. Но, тем не менее некоторые особенности жанровой специфики прозы военных лет южно выделить.

Публицистика и очерки заняли почетное место среди ж