автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическая потребность и искусство

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Микаилова, Нармина Эльдар
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Эстетическая потребность и искусство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическая потребность и искусство"

АКАДЕМИЯ НАУК. АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РР.СПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

?Г6 од

На правах рукописи

7 Ст ш

\/ МИКЛИЛОВА НАРМИНА ЭЛЬДАР кызы

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И ИСКУССТВО

Специальность 09. 00. 04 — Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Б а к у — <904

Работа выполнена в отделе эстетики и теории культуры института философии и права АН Азербайджанской Республики

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор КУРБАНОВ Б. О.

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, доктор философских наук, профессор МУСТАФАЕВ Дж. В., кандидат философских наук, профессор МИКАИЛОВ А. Г.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского государственного медицинского университета им. Н. Нариманова.

Защита состоится «_//_» 1994 г- в ^ час.

на заседании Специализированного совета Д- 004. 06. 01 по присуждению ученой степени доктора философских наук при институте философии и права АН Азербайджанской Республики.

Автореферат разослан «3 » МЛум"- 1994 г.

Заверенные отзывы в 2-х экземплярах просим присылать по адресу: 370143, г. Баку, просп. Гусейна Джавида, 31, институт философии и права АН Азерб. Республики, ученому секретарю.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор философских наук

САФАРОВ Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 'РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из значительных феноменов современной срохи является переоценка ценностей, ломка привычных стереотипов. В полной мере это коснулось проблемы потреб-, леник и потребно osea. Возрастание интереса к отдельной личности, индпвндуачьностд повысило актуальность изучения оз потребностей, в том числе я эстетических. Но необходимость скорейи го решения слокных экономических вопросоз., удовлетворения насузных материальных потребностей человека зачастую приводит к незаслуженному вытеснению проблем духовного развития- личности ка задний план. -Те:.* ке менее тактические задачи не могуч бкть успепнг, решены -с чисто гфокатачссхих. 'позиций, без учета духовных йактороз, так .как нельзя забивать о тал, что ке только личность - "совокупность общественных отношений", но и cauo об-дэстзо есть совокупность личностей.То, каким будет наше общество, во многой зависит от того, какие люди будут его создавать.

Потребности человека является ясточнакои его активности, их совокупность определяет его индивидуальное своеобразие. От доминантности той пял иной потребности в структуре личности зазиепт ее социальная направленное?-,, нлзнонная оз-иентйцпя. В этом отношении важное значоаке приобретает эстетическая потребность, которая выступает нз только как дететпширугаай фактор эстетической деятельности, но и оказввает широкое комплексное воздействие на личность. Результаты д&ятелькости,- <£эраы самовыражения личности во много:.: определяются эстетическг-. отнесений'/, человека к дэ2ст-вптельности, уровнем развития его эстетических потребностей. Конечный продует труда в любоП ейеро человеческой деятельности является материализованным выразеииеи той цели,- на которую орае«-. тирует человека эстетическая потребность. Все сто и обуславливает особый научкцй интерес к проблеме' эстетической потребности'.

.ipoipocc общества кемыелк.: без развития его художественной культура, искусства. Демократизация жизни вызвала определеннее изменения и в этой области. Раскрепощение иыелй, подъем национального самосознания наши свое о траление в процессах художественного развития, затрагивающих формирование как самого искусства, так и эстетических потребностей. Эстетическая потребность щпнпзивает все ойери низгл человека, но в искусстве она находит наиболее полное свое воплощение. Искусство является источником

развития эстетических потребностей и одновременно средством их реализации. Иогатывач на себе воздействие экономически: и социально-исторических процессов, искусство через эстетические потребности оказывает влияние на личность и тем самым на общество в целой. Это вызывает необходимость изучения взаимосвязи эстетической потребности а искусства, взаимозависимости формирования эстетических потребностей и процессов худокествснпого ТЕОр-чества и восприятия, что также придает теме данного исследования особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Эстетическая потребность ' как самостоятельный пбъект стала изучаться сравнительно недавно. В 70-80-е гош в-отечественной эстетике появились работы, посвященные исследованию сущности к природы эстетической, потребности, ее генезиса и структуры.! В настоящее время достаточно полно разработаны такие вопросы, как формирование эстетических потреб' ноете;;'; значение эстетических потребностей в духовном развитии

о 'л

личности, взаимосвязь эстетической потребности и деятетьчости.

См.гАтзончяк И.Л. О природе эстетической потребности, "Труда", Куйбыпсвский авиационный институт, 1970, вып.50; Бабенко O.K. Некоторые аспекты теории эстетических потребностей, Зтика и Эстетика, Кпез, 1983; Ыаиедбеков K.M. Эстетическая потребность и эстетическое наслаждение, Авторе?), днгс. на соискание уч.ст.какя.^илос. наук, i.i., IS35; Сысоева Л.С. Сущность . л o.iiioEiwe вида эстетической потребности. Авторе;'):, дисс. на соискание уч.ст.канд-.филос. наук, Томск, 1974; йкпдарьян И.А. Эстетическая потребность, М.-, 19?6 и др.

См.: Агпсбов С.?, Сорбирование и развитие эстетпчзсхих потребностей з условиях развитою едэдалгжа. Автотзей.дкес. на соискание уч.се.канд.ЛЫос.наук, ;.:., 19ь4; Еезуйшва и.П. ^оркиро-вение эстетических потребностей личности в труде. Авторе^, дисс. на соискание уч.ет.канд.фклос.наук. t!., i988; '¿емаки-на В.М. Эстетическая потребность и проблемы ее формирования. Вопросы теооии и истсраи эстетики. Вып. 7. :■.!., IS72; лиреева Н.Р. 'кодирование эстетических потребностей пои социализме. Автореф.дие. на соискание уч.ст.канд. филос.наук. !.t., 1988; Наконечная 0,;:. Целенаправленность формирования эстетических потребностей личности. Авторе^. ппсс. на соискание уч.ст.канд. филос..наук, '.I., 1985; Сшавко А.Н. Художественные потребности и их развитие у ыолодеая, Киев, ID77; Филиппенко Л.А. Формиро-

■ ванне и развитие эстетической потребности. Авторе?.дисс. на

соискание уч.ст.канд.филос.наук. Г.!., IS72; Щедрин И.П.Формкро-: ванке эстетических потребностей личности в коллективе художественной самодеятельности. Автореф.дисс. на соискание уч.ст. канд.филос.наук, Í.I., 1983.

3 См.Берб.Д.А, Эстетическая потребность и духовное развитие личности. Л., 1361; KycT2pf.ua Л.Л. Эстетическая потребность как

Но, несмотря на столь широкий подход к проблеме, многие ее аспзкты tie получила глубокого li .всестороннего освещения. К их числу откосится и ггсобле.ма взаимосвязи. эстетической потребности и искусства. Косвенно, фрап'.ентарно она эатралаалась в работах авторов, 'асследащих художественное творчество (А.Аслайова, Е.Васина, С.Безклубснко, Ю.ВоробеЙ, Л.Быготокого, С.Гольдеотрих-та, Е„Гро.чова, Г.Ермазза, А.Зися, Н.Кпяшеико, Б.Курбанова,■ Н.Лей-з еров о, Б.л'ейлаха, и.Храггтеяко, П.Якобсона) и худозселтвеняое восприятие (Р.Арнхэйма, Р.лоротксва, О.Лаконэнко, А.Лшкоза, П.Ыезенцеза, О.Органовой, Л.Рагнера, 2.Самохина, П.Якобсона). Наиболее близки к рассмйзрпгаеь'сй цроблеае работы Г.Дергачевэ и Э.Пккуновой,5 которые ■ те;.:. не менее ,значительно отличается о? данной диссертации своей обае:: направленностью и конкретной ориентацией ка откньннэ аспекта исследования.

Цель к задачи исследовании., СсновяоЗ яельв диссертации является теореглческЬе исгледовашм ззаяаосаъза эстетическая потребности и искусства. Дйя ее дотпэтеапя выдвигается следунаие задачи:

- рас-срыть сущность эстетической потребности как социально-психологического явления;

провести анализ концепций эстетической потребности в истории философской и остетической, мысли, включач эстетику Востока;

- рассмотреть соотношение эстетической и художественной потребностей;

- выделить и проанализировать объективнее и,субъективные факторы формирования эстетических потребностей;

Фактор фоширозания всесторонне развитой личности, Авторэй.-дисс.на соискание.уч.ст.канд.филос.наук, Харьков,.1932; Лем-бераяская ¿1.1<1. Значение эстетической потребности в духовном . развитии личности.Автореф. дисс. на соискание уч.ст. канд. <:>илос.наук, Баку, 193о; !,1к7.еева Й.К. Взаимодействие кразст-. венкой и эстетической потребностей- в формирований моральной ■ ориентации личности в условиях развитого, социализма. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд.филос.наук, М.,'1978.

4

Сапронова Т.Е. Природа эстетической потребности и материально-практическая деятельность человека. Автореф. дисс.на соискание уч.ст.канд. билос.наук, Л., 1977; Столович- Л.Н. Зототи-ческач потребность и деятельность. Л., 1976; Сысоева Л.С. и Приходько д.11. Эстетическая потребность я эстетическая деятельность, Тонек, 1903.'

° „.ергзчев Г.Б. Художественно1! потребность и художественный про-, несс.Авторе®,дисс. на соискание уч.ст.канд.филос.наук, М,.1982; 1икунова Э.В.Эстетическая потребность л художественная куль-

- провести теоретический анализ искусства как средства реа-.....¡ции эстетических потребностей;

. - расхить специфику проявления эстетической потребности в процессе художественного творчества;

- определить особенности функпионирования эстетических потребностей в процессе восприятия искусства.

Научггч новизна исследования заключается в следующих разработанных в аеН пояснениях:

- впервые в работе рассматриваются взгляды на эстетическую потребность, их формирование и взаимосвязь с искусством в истории философии Востока;

- характерологическая .особенность эстетической потребности связывается с непосредствен;!!,;:.! переживанием субъектом своего единства с окруяаще:! действительностью;

- структура эстетической потребности рассматривается на различных системных уровнях:

а) эстетическая потребность как синтез всех основных видов эстетического отношения человека к действительности (эстетического чувства и познания, вкуса, оценки и идеала) и .

б) эстетическая потребность как синтез основных духовных потребностей человека;

- эстетическая и худонеетвенная потребности рассматриваются как общее и частное, анализируются их общность и различия}

- выделяются объективные и субъективные факторы формирования эстетических потребностей на 2-х уровнях: личностном и общественном}

- определяются факторы формирования национальной специфики эстетических потребностей (материальные и духовные); ■

- раскрывается оущность проявления эстетической потребности в процессе художественного творчества, связанного со стремлением худогснака к самовыражению;

- выделяются особенности реализации эстетической потребности в искусство как доминирование ее над другими - внеэстетическими

- ¡ГО?р.': ЮСТЯМИ}

.лализируется специфика взаимосвязи эстетической потребности с искусство:.!, выраженная в двуплановости эстетического идеала, на который направлена эстетическая потребность.

тура, 1556.

Теоретическая п практическая ценность- исследования. ЛачьнеК-шее изучение эстетической потребности и ее взаимосвязей с искусством соэлаот научно-теоретаческур основу для более глубокого понимания всего комплекса духовных потребностей человзка, форм и с'иособоз их реализации, а также природы, самого искусства. Теоретические выводя данной работы могут быть использованы не только в эстетических, ко л в педологических исследованиях. Результаты настоящего исследования могут иметь и определенную практг.чес-: кую ценность и использоваться з преподавании эстетики, психологи», этики, педагогики, з организации культурно-воспитательной работы, связанной с художествеккнм творчеством и восприятием искусства, в просветительской работе р области искусств и т.д.'.

■ ..¡этодатогичесгая.основа диссертагяонноМ рзбот;'. ¡¿етодологи-. ческой основой данного исследования явились творчески осмысленные достижения отечественных и зарубежных эстетиков, философов, психологов и социологов в области изученш духовных потребностей челозека, а такяе вопросов художественного творчества и эстетического восприятия. В работе использоззк:-: диатегаичсскпй и конкретно-исторический методы исследования, а также метод системного анализа (взаимоотношения эстетической потребности и искусства рассматриваются в системах "потребность-деятельность-потрзбность" и "потребносггь-ядеал-потрсбность").

Апообания диссертационной рзоэты.';1иссеэтаппя оосуядена и рекомендована к зяаито яз заседанш: отдела эстетики и теории культуры Института философии и права АН Азербайджанской республики 16 паня 1933 г. Оскошые положения и

выводи и с гае лова им отра:даш в опубликованных статьях, докладах и сообщениях на научных конференциях.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав и заключения. К работе прилагается библиография.

ОСНОВНОЕ С0;уЗ?2А!Ш РЛБОШ-.

Во введении обосновывается актуальность темн, выясняется степень ее изученности, определяются цель к основные задача исследования, научная новизна, теоретическая п практическая значимость ряботы. • . .

Ясрвая глава - "Эстетическая потребность как соцдально-психо^ логическое явленно" - «остоат ез трех параграфов. §1 "Вопроса•

эстетической.потребности в истории мировой эстетической мысли" посвящен изучению истории вопроса о природе, характере и структурных особенностях оиетической потребности и выработке основах ключевых позиций по данной проблеме.

Впервые мысль о возникновении к природе эстетических потребностей била гисказана древнегреческими философами. В иерархии потребностей у Платона ванное место занимает потребность в прекрасное, понимаемая как потребность в гармонии и соразмерности. Оу нее отграничивается потребность в искусстве, которая связывается 1 гедоиистиадскими отрешениями человека. Аристотель же1 связывает возникновение эстетических потребностей с необходимости в поз-" кэнии окружающего мира.

Значительное.место вопрос о стремлении человека-к прекрасному занимает в трудах восточных перипатетиков. Основное содержание эстетического учения йбн Скин, Бахм'зняра ¡.¡арзубаи составляла идея красоты, которая трактовалась в связи с идеей добра. • Встеткчесаое неразрывно связано с этическим, "доброта, порядок и счастье" рассматриваются в единстве, В трактате "12ак" Ибн Сана сущность стремления к 1фасотв связывает с этическим 'понятием "любовь", ;',витлмын любовью, человек постоянно стремится к красоте, совершенству. Сближая эстетическое с этическим, восточные сершшетйка в то ¡го время отграничиваяи его от утилитарного. Прекрасное - предает незаинтересованной любви, эстетическая потребность носит духовной характер. Таким образом, стремление к прекрасному, т.е. эстетическая потребность связывалась со стремлением'к достижению совершенства, постижению истины, совершению добро. Это явилось шагом вперед в понимании природы эстетичес-ко;! потребности и ее езеимосвг.зи с эстетическим идеалом.

Аналогичные идеи ¿или видьивдты великим азербайджанским по-этш и мыслителем Низами Гянакевп. Так хе, так восточные перипатетики, Низами обращается к идеалам любви и кр.асоты. Красоте, ь его понимании, есть одновременно "и мудрость, и добродетель, и высокая правда. Поэтому художественные потребности связаны у него" прокде всего с нраьственнши побуждениями и со стремлением к гармонии. Потребность в красите, считал он, обларораышает человека, возвишет его здед.

Эпоха Возрождения к Просвещения и весь последующий период вй-'ип. до XIК века не внесли ничего существенного в разработку ftSMiU.fiщ ьететичвеках потребностей,' которая носила йрашектар-, 14.5 Нйчпдс пссдеяокэшо» проблгми было поло-

жеко представителя!.:!! немецкой классической философии.

В классификации потребностей Канта эстстичесгсая потребность ке выделяется. Однако это не. означает, что теософ отрицает ах существование. Отграничивая стремление к прекрасноит практических потребностей, Каст подчеркивает .его бескорыстный, неэа-интересовашшП характер. Эстетическая потребность у него - это потребность форта. Прекрасное не мокет быть создано в результате трудовсД деятельности, так как художественное творчество свободно, а труд нссит принудительный характер. Сферой реализация эстетических потребностей колет бьть толькс искусство. Мысль Канта о бескорыстности и практической незаинтересованности по- . Суждения к прекрасному направлено против .попыток "оправдать" '. существование -искусства его "пользой"; просветительскими, яозна-вательш.1Е,гедонистическими и т.п. функциями.

Своеобразное .реаение проблема эстетической потребности папяз в учении Гегелякоторый рассматривает потребности через призму противоречия, возникшего ::екду субъектом и объектом. Удовлетворяя свои потребности, человек "очеловечивает" окрузгакгдул среду. При это:.; происходит объективация субъекта. Эстетическая потребность Гегелей на выделяется, а входит в систему лотреблогте* на драапх унязгрсума, присутствуааого во всех сборах деятельности. Эстетическая потребность стокг на уровне шалософсяого осмыслен«: бытия и связана с постхгаонлет истины. Художественную ."-се потребность сн соотносил со стремлением человека как разумного сущсст-ва к самопознании посредством саадаараэкпяя. Гегель прасол к зп-воду, что художественное творчество возникло на определенной ступени развития самоссзпзнт, когда стремление человека к осознании самого себя достигается через творческую дептатыгость.

3 отли'ше от Гегеля, Л.5е11ербох не акцентировал внимания не эстетической потребности, которую, как и другое потребности человека, вкводм-йз его биологической природы. Абсолютизируя природную супзюсть человека, он не сумел понять социальную обусловленность его потребностей.

Определенный вклад в развитие проблемы вносли азербайджанские. просветители. А.К.Какяханов, продоляая трзиахаи восточных • ' перипатетиков, связывает стреалсние к-красоте о познавательным я и краЕственнши побуждении человека. Таким обрезом, в трактовке эстетических проблем о« выступает с типично просветительских позиций. Несмотря на ограниченность подобного подхода, эта точка

зрения такие сыграла свою положительную роль б понимании эстетической потребности, выступая против чисто гедонистического, развлекательного понимания их сущности.

'Основатель азербайджанской просветительской эстетики М,й, Ахундов, говоря о стремлении к художественному творчеству, соотносил его прежде всего с познавательными а просветительскими функциями искусства, но не ограничивался только ими. Раскрквая полкфунквдонаяьность искусства, исследуя его воздействие на эмоциональное, нравственно« и интеллектуальное развитие личности, М.О.Ахундов подготовил почзу дая возникновения идеи о сшпшетич-!юЯ природе' эстетических потребностей.

Проблема потребностей занимает значительное ыесто в наследии .С.Маркса и <3.Энгельса. Разрабатывая теорию потребления, они Лорнируют два социологиейках закона: 1) закон определяли«! ролл производства по отношению к потребностям и'2) закон Еозвишения потребностей. Несмотря на то, что эти закони являэгея всеобщими для всех потребностей человека, их применение но отношению к эстетическим потребностям додкно учитывать специфику искусства и эстетического отношения человека к действительности. Искусство -это не "духовное производство", по словам К.Царкса, ij развяваот-ся п□ свош особым законам, весьма отличдш от экономических. Особенность эстетических воззрений К.Маркса и ©.Энгельса вираэн-лйсх в пренебреяении индивидуальк-ш, в преуменьшении роли субъективного.

т с. в оря о современном состоянии пробле.мн эстетической потреб-'кости в. отечественной к зарубыгяой науке, необходимо отметить знячителыш нротквороч-зя во взглядах различных философов на то клл иные ее аспекты. Это объясняется не только различиями в позициях авторов, но и слоялостьк самого объекта,выступающего одновременно как социальное и как психологическое явление. Как и любая другая потребность человека и оз.к»врешнно как .л все элементы развернутой сиота\:ь- искусства и эстетического отношения человека к деистЕит-ельпости, эстетическая потребность сочетает в себе объ-еитивГюь и субъективное, социальное и психическое. Качество, структура, сто ссб удовлетворения зстемческих потребно от еЛ в значн-тельксЯ маре зависят от личностных характеристик ее субъекта, от доминантнзети изккой потребности в структуре данной личности, в смгтеяз ее ценном них сриентаний. С другой стороны, эстетическая -Ьдтез^ао-яь естшадизи^уедся и птасбротлот свои объективные ~!<?í><íí ¡v?&tm<¡? потреЗлеяи.-.

Потребности являются внутреннем' стимулом всякой жизнедеятельности л представляет собр" своеобразную неразЕернутуа программу деятачьности. В настоящем исследовании автор исходит из. . представления о потребности как о состоянии отдельной личности или отдельной группа люде!;, отражающем объективные услозия существования, субъективно преломленные через сознание и психику, и являющемся детерминирущ:® фактором корм человеческой деятельности по достилешло полезною результата. Эстетическая потребность вырастет стремление к гармонизации действительности! и самого человека в' соответствии с эстетическим идеалом.

Сфера эстетической потребности - всеохватывающая. Ее объектом может, быть не только искусство, но я любой объект действительности: природа, человек, плоды его деятельности. Несмотря на * огромное разнообразие этих объектов, эстетическая потребность направлена на то-.обдее, что лх объединяет - гармония. Но человек не довольствуется лишь восприятием этой гармоник, он испытывает стремление и в преобразовании окружвшей действительности л самого себя в соответствии со'своим эстотическим иде&чом. Так эсте- • тяческач потребность проходит з своем развитии от стадия госприятия, созерцали? к гворчеойо",ооздателькой геятаписсги.

Характерная черта эстетической потребности - непосредственное ператлвалиа субъектом единства с окру;;:ав';ж; действительностью. Удовлетворение эстотпчсс-кпх потребностей полностью лшпеш уткли-тарного смысла, бескорыстно.

Структурно зсте?ичес::пя потребность цредстазляет собой систему взаимосвязанных элементов, рас пола га ¡так ся па двух различных уровнях. Нервы!! уровень характеризует эстетическую потребность с точки зрения ее вззимосачся с другими элемента-ля эстетического сознания: эстетически.' чувством и познанием, вкусом, оценкой и идеалом. Спенз^пческо!» особэ/шостьэ эстетической потребности.' . являетоя то, что она но только зззпшсЕчзша с этими элементами, но и зтгачзег их гак составные части в собствешпую структур:,«, иропосса эстетического познания и чувство выступает как первичн;:?. элемента, вкус, оценка и идеал - как производные.

Второй зровеиь структура определяется взаимосвязью эстетической потребности с другой потребност.чм'л пкловехз. ¿исгупяк как генерализова;п'а: потребность, эстетическая потребность подчиняет себо упомстипренпе других готробностеЛ, придавав а".у ощдохсаенку» >»т>му. 5'"зиоалпе оэтедокво данная особекассть яро-

-Заявляется з художественной творческой деятельности, когда эстетическая потребность выступает как худскественная.

Взаимосвязь эстетической потребности и искусства раскрывается прежде всего в соотношения эстетической д художественной потребностей. Этому вопросу посвдаен §2 I главк "О соотношения эстетической и художественной потребностей".

Эстетическая и художественная потребности очонь близки по своему содержании, хотя между иша имеются и сулественше различия. Если эстетическая потребность проявляется как стремление к гармонизации «и реализуется в процессах эстетической деятельности и эстетического восприятия, то художественная потребность связана . с побуждениями человека к самореализации в искусстве и проявляется в художественном творчестве и его восприятии. Таким образом, функционально обе эти потребности очень близки, так как и та, и другая реализуются в процессах творчества и восприятия.' Основное их отличие - это объект, на который они направлены: вся действительность, включая искусство, - для эстетической потребности, искусство - для худонествэнной'.

Поэтому соотношение эстетической и художвотве;шой потребностей в содержательном плане аналогично соотношению эстетического и искусства, эстетической и художественной деятельности.

Предает эстетической потребности ишре, так как эстетическое охватывает более широкий круг явлений, входящих как в искусство, так и в неискусство. Эстетическая потребность мо;»ет явиться частью побудительных мотивов в любом виде человеческой даятель-. ности. Эстетическая деятельность запечатлеваете,« как момент в результате других ее видов. Но, с другой стороны, механизм удовлетворения эстетической потребности проще, чем художественной. Процесс удовлетворения художественной потребности включает в себя наличие определенных знаний и способностей: эстетического чувства цвета, ритма, симметрии, гармонии, знания законов искусства, цредставления об общественных идеалах и т.п. Эстетическое яе не требует, как восприятие искусства, особой установки. Удовлетворяя художественные потребности, люди одновременно удовлетворяет а свои эстетические потребности. Ко удовлетворение эстетических потребностей далеко ке всегда означает удовлетворена е и художественных. Поэтому в предметном, содержательном плане художественные потребности можно рассматривать как частный случай эстетических.

_ хУ -

Рассматривая соотношение.эстетической и художественной потребности в аспекте деятельности,' на которую они направлены, необходило отметить, что только в художественной деятельности, в отлично от эстетической,, копт специально создаваться эстети-' ческяе ценности. Важным отличием художественной деятельности от эстетической является создание образа. Б эстетической ;хо дея-тельнссти гармония человека и окрукатеего кпра осуществляется путем непосредственного пересоздания .материальной срьды и самого человек в соответствии с его мерой, иначе говоря, эстети-чесма идеалом.

3 тс же время указанные отличия не могут явиться основанием для противопоставления этих потребностей.' Глубинная сущность эстетической я художественной деятельности совпадают.

Принцип гармонизации человека и мира, прпводяяпЗ к формированию материи по законам красоты во всех сферах человеческой . деятельности, ленкт в основе и художественной потребности. Худо-яеетвенкус потребность стажирует потребность творчества по законам красоты, сообразно изре предмета. Истинная художественная потребность как потребность з искусстве есть одновременно и потребность в прекрасном. Конечная цель и смысл искусства - эстетизация личности. Сходство этих потребностей в данном отнопенпл проявляется и в тем, что удовлетворение как эстетической, так и худокественной потребности связано с эстетически:'.! наслаждение:,!.

3 структурном отнесении. иеялу эстетической л художественной потребностей суаесТЕуот серьезные" отличия, лак та, так и другая потребность синкретичны и цредстаЕтшнт собой, синтез нескольких побуждений» Но этот притон более последовательно проявляется в художественной потребности. В содержание искусства помимо эстетических входят - нравственные, 'политетеские, религиозные и дру-'гие ценности. Однако, попадая в область художественного содержания, они испытывают на себе "давление" эстетических побуждений ' и сами становятся эстетическими ценностями. 3 структуре художественной потребности эстетические стремления всегда являются дамянярукишмп. 3 совокупности побуждений, ладящихся стимулами -эстетической деятачькостз, эстетическая потребность подчинена утилитарным (не обязательно материальным) требованиям.

Обаей чертой для эстетической и худокественной потребностей пзляотся их ценностный характер, соотнесенность с эстетическим '.деалом. Любой акт эстетического отношения - это сопоставление »бъокта отномошш с эстетическим иде'алом путем целостного вое-

прштгил объект». В равной мере это касается и искусства. В процессе худояестгзнного творчества худозинк ориентируется на идеал и в произведения искусства создает эталон отаожопкя к действительности.

Те?.! не менее и в згсм аспекте мекду эстетвчоскоп и художественной- потребностями существуют различия. Эстетическая потребим гь направлена па идеал, который условно могно обозначить как одноплановкЕ. Это цоедстатыение о наиболее совершенно:!:, целесообразной шорке данного рода объектов, т.е. собственно эстетический ' идеал. Художественная потребность включает в себя более сло-шкй идеал, визтугаетик в двух относительно самостоятельных, хотя и взагалогавпсиглкх планах. Превдс всего, это идеальное представление об объекте изображения :: выражения, второй аспект - представление худогны'.а о наиболее совормвнной художественной сгорма. Даже лорвий аспект художественного идеала отливеется от эстетического, так как художественная потребность удовлетворяется .не только путем утверждения гармонии, прекрасного, но и отрицания безобразного, сострадания трагическому, осмеяния комического.

Соегномениз эстетической и художественной потребностей, отчетливо выявляется в процессе их генезиса. Генетически эстетическая потребность и соответствующая деятельность предшествуют возникновению искусства. Сформированная в процессе киз недеят ельн ост и, эстетическая потребность связана с необходимостью ценностного зсог.раятдя действительности, стремлением выделить из окружащей сс!,кн прекрмно-з и противопоставить его безобразному. С возникновением искусства эсте.тичоскся потребность переходит на более вгсокую качественную ступень. 3 процессе художественного творчества эстетическая потребность вбирает' в оебя все другие потребности к становится художественной. Искусство, вызванное к гиапп необходимость;.-) удовлетворения эстетической потребности, в свою очередь, оказывает'на нее влияние. Уровень развития художественной культури определяет дальнекиее формирование и развитие астатических потребностей,

В §3 I глави - Г ранга; астатических потрвбностеК" - рассматриваются закономерности, обуславливали-^ определен! напраЕленность развития эсте-тичэемгх потребностей.

сст&тпчезг.нз потребности, как г лабые другие потребности че-'дс'лопо, япгтотся, прежде вгаго, характерологической особенностью

структуры личности. Е то яэ время субъектам эстет;:ческо'.; потребности мокет быть не только отдельно!-; индивидуум, но и человеческое сообщество: общество, масс, социальная группа,- наци. Поэтому, исследуя канторы формирования потребностей, целесообразно ввести понятия "личная потребность" и "общественная потребность". Общественные' эстетические потребности представляет собо!- определенны!: инвариант личностных эстетически: потребностей, отра-као-ки11 наиболее существенные их черти, присущие данному 'конкретному обществу „

Если личностные потребности рассматривались в системе "пот-ребность-деятеяьность-потребность", то общестзеш-ше эстетические потребности целесообразнее исследовать а системе "потребяоеть-¡дешг-дотребность", так кг к генезис этих потребностей наиболее тесно связан с сформированием обиео.твеннпх идеалов.

Объективны.'. фактором форынровпшщ общественных эстетических потребностей выступают единне дм всех человеческих обществ закономерности исторического развития. Потребности обуслот:ле№з всей 'совокупностью экономических, политических и культурных особенностей каздо£/ исторической эпох:; л всегда направлены на вкатке для данного общества цепкости. Это подтверждается и генезисом эстетических потребностей, которые, изначально Окли сачэага.; со стремлением челоиека ко всему наиболее совершенном?, целесообразному. Зтш объясняется и существование "художественных стилей той или иной эпохи, т.е. обших черт в искусстве и культуре народов, находящихся на одинаковых ступенях общественно-экономического развития. Тактлл образом, объектгзшш фактором формпровашм общественных эстетических потребностей являются общественные идеалы, так как в них концентрируется представление о наивысиих общественных ценностях.

Поскольку субъектом обностЕошшх эстетических потребностей является народ, нация, то субъективнши факторами информирования являотоя те, которые обуславливают их национальные особенности.

Национальный характер эстетических потребностей является, в сеоэ очередь, фактором, определяющим своеобразие материально!: и духовной культуры определенного народа. В основе формирования национальной специфики общественных эстетических потребностей ле;да совокупность природных и социа.гьних факторов. К нрнроднш факторам моано отнести географическую сроду и аитропоэтничееккй тот человека, которко во многом определяет эстетическое в\щешш

5ü. ¿¡xsi-x: ,.iv. сода&шигл ?актооэм является конкретная шторя-:СК£я судьс- данного народа: поенные, политические собитпя, :азпцосия;.ь дд/гякк народа»,?;:, процессы аоскяишщк а дкесши-длада, что, 1: свою очоредь, являэтся основой для вознп'Ловен::я спецП'ХДчео:.:::{ для денного народа п.эрм материальной к духовной культура.

Объект;;:-.::.:е :: субъект.зные факторы формирования лгашх и об-шестьекных мтзгхческих потребностей датеко не тождественны. Сами об32СТв-~:-:-'гз потребное?;: выступает в качестве'объективного фактора £:эр:.:::рсЕсния по отко.'зешо к л.тчносткы:.:. Воспитываясь в определенно:. культурной среде, ярлобпзяоь к ухе слопшшмся эстетически;.:, краьстшп;;.:, рел;с::озяш ;: другим ненностш, человек воспринимает опред;'.л:киня :",г,озды, коториз становятся для него »¿рой*оценка действительное.';'. и «сцусства. Поэта® шхно сказать, что оОъоктлеиш фактором г;орг,:;ровгн;:я эстетических потребностей личности является восп ;;-лт::е ею эстетических обзествен-:шх потребнееrei: в процессе ее социализации через столкновение с материальной л духовной культуро;".

Говоря о воздействии различиях ;Jop.\: кулвтурп на эстетические norpcoHtWTJi личяозтп, могло выделить некоторое тендеыдш, являющиеся, в определенной степени, условии;.::;. Так, духовная культура обладает препмупеством в ^.ормпронанип качества, уровня эстегкчес-ких потребнее тег, их направленности. ¡.¡атерхадьная ке культура является основой для (Тормпропашг: "привнчн'ста" эстетических потребностей, кх превращения в нечто устойчивое, черту личности.

П.хкольк-у личность, помимо прлсупих ei' общечеловеческих, родовых черт, oüHi'.j\o.qт всегда :: ¡ш.'цанеталькшк особенностями, постольку суоьоктиглые сакторы к:э. ■■мг.ровашш эстетических потребностей связаны' с те!,::: свойствами, которые делают ее конкретной личность::. Базой для 80заишорзн::я и развитая эстетпческюс потребностей личности является ез природные, генетически обуеловленше задатки: восприимчивость, эмоциональность, темперамент, уровень развтщ интеллекта, спссокости я т.п. По и эти особенности личности не яйлшлег. чисто биологическими, а также » определенной мере социалкзирщ'гш:', сконструирован:! самим человеком под влиянием обпестнешгг х цяегдов. Собствен:о субъектам.™:: социальными йркторалл ^рилрогання эстетически:-; потребносте;'; личности являются,ее нацкощаыюс, 'ооютльное н гласоопэе с&'.'эсозиаиие. 'Л степени разгггия .саносозигккя -закисст тяга г. опр'деленним

- l'f -

формам культури, а следощтеиьло, и рчзвг.тио остетиче г :•;:;■: потребностей. Такие фактор:', как национальна.!, социальная, принадлежность личности, степень ее знакомства с культурой, уровень образования относятся к субъектпвно-объектинш.:, так так в равной степени зависят как от личности, так и от об'лестг/кнкх условий.

П глава работы -

венко-зстеткческнх потребностей;" - посвящена раскргт'/.n взашоспя-зе "эстегкческоЯ потребности и искусства. В §1 "Спец,.,.;*г?г "дояв^ лзнкя эстетической потребности в процессе худоуегте-?::к??о .творчества" эстетическая потребность рассматривается на аигпой ступени своего развития - как художественная.

Форш удовлетворения эстетических потребностей определяйся как сферой их проявления, так к способом реализации, lío способу реализации эстетические потребности мо'-снл разграничить на активные и пассивные. Акткшые формы направлены на созидание гармонии в различных сферах ™изни человека. Пассквкно гее форму связаны с восприятием этой гармони. Б искусстве зететпчеекке потребности активно реализуются, в осноглэм, в процессе худомесгзеи-його творчества, пассивные Ее формы проявляются в эстетическом .восприятии искусства, хотя это делянке и является достаточно условном. Во-первых, художественное воопртштие - это всегда одновременно в определенной мере творческий процесс; основой гее художественного творчества является эстетический идеал, сформировавшийся под влиянием эстетического восприятия.

Еотетичеокая потребность в своих активных формах монет проявляться практически во всех сферах созидательной деятельности человека. В любом случае процесс эе удовлетворения выступает как активное стремлежа к достижению совершенства, идеала, к реализуется она тем полнее, чем более результат деяте.тьностп человека приближен к его представлению о гармонии в данной сфера.

Удовлетворение эстетических потрабностей в различных областях действительности далеко не равноценно. Не все сЛеры деятельности в одинаковой степени обладают возможностями для самоакранения личности, воплокония ее здеалэв, свободного развития се творчест ккх сил. Это прелде всего относится к тем областям материального производство, гда человек не может творить "по законам красота", будучи скован жесткими функциональными ремнями. То же касается и некоторых однообразных, механических форм труда. Несомненно, паи-

- из -

.гучшпэ услэзля для удовлетворена эстетических потребимте?; соз-д'-ьтся в искусстве, которое является образцом свободной творческой деятельное™.

Художественное творчзство отличается от всех других видов доятелыюст;: человека прежде всего своим предназначением. Если в других «идах деятельности удовлетворение эстетической потребности носит ч&сткчикй второстепенной характер и является кела-' тельным, но не обязательным, то искусство непосредственно и прежде всего создается для это! цель. При создании других, внехудо-кествендах объектов .человек бывает ограничен рэмками функционального назначения объекта. В искусстве же удовлетворение эсте- . тичсских потребностей выступает как основная фикция, поэтому их-реализация имеет здесь' неограниченный характер. За исключением тех случаев, когда худогашк выполняет заказ или преследует конъектурные цели, он полностью свободен в своей деятельности и ограничен лишь рамками своего миросозерцания и законами того материала, о которым о.ч 'работает. Поэтому реализация эстетических пот' ребкосге]'; в процессе художественного творчества является наиболее падко П.

■ Особенность проя&тенхя эстетической потребности как художест-вонно-творчоско!' заключается в том,- что, в отличие от других эстетической потребностг, ее субъектом ыокет быть не кан,-дкП человек, а только обладающий художественными способностями. Ватою отметить, что испытывать отрешение, влечение к худснест-веш-:о-тв^яс.сго;; деятельности могут многие лвди, но резлгаозать эту потребность полкоцетго способны очень неглогио.-Об этом свидетельству от огромное колк^ство неудавшихся художников, писателей, "композиторов и т.д., число но подлинно талйнтливкх творцов неизмеримо меньше. Реализация худскествсннкх потребностей гозкожнв линь при кал;г«.л таланта кок способности образного мкщ-ле]г."д и мастерства как уценил вирозить желаемое содержание в адекватной езд гТ.эрме.

Слец^'якс реализации эстетической потребности в сфоро художественного, тторчоетта проявляется такг.0 в том, что ее удовдеткэрокг.ь здесь органичсс-ки ппдетого с удов^этвэрептсн других потреоноотеК В нскуссгг.о нопозпохпо отдолпь йроцесс удовлетворения пезншотельных, кшонк?ая,кг'?\»-х, килирксстэряпс, гедонистических, ярэрстз^шшх я т.д. лойжпэт-Я ст ряеадргяэр.»-астотйч-зсз:ах. Соде« того, ес-м й» этих пйсск'д.е-

- к -

ний приобретает в процессе художественного творчества сагодаь-левщез значение, искусство перестает-бить искусством. Например, перевес информативности в литературе переводит ее из- разряда художественной в ианр научно-популярной. Искусство, 1сак правило, создается под влиянием совокупности потребностей, одни из которых могут доминировать, другие - отсутствовать, но в любом случае эстетическая потребность выступает здесь гак сверхпотребность, придающая удовлетворению других побуждений особую, художественную форму. Достаточно сравнить форму удовлетворения указанных побуждений в искусстве и в действительности, чтобы убедиться, насколько эти потребности модифицируются под влиянием эстетической.

Эстетическая потребность в процессе художественного творчества выступает как потребность в самовыражении личности художника. 5то не противоречит ее природе как стремлению к гармонизации. Зцр&'хая в искусстве свое "я", свое мироощущение худонник упота-дсчивает свой внутренний .мир, приходит в состояние гармоничного равновесия о самим собой п о окру&адакк миром. Сгреилшшем к самовыражению объясняется тот факт, что часто для ху^уиика более вашим представляется не столько результат, сколько сам процесс творческой деятельности.

Одной из ваших особенностей проявления эстетически;! потребности в процессе ;:удо-;.ес-т~он!;ою творче-^ьз является двойственность эстетического идеал.., на который она ' направлена. Содержание и форма в искусстве, при всей своей целостности и органической взаимосвязи, обладают относительной самостоятельностью. Б процессе создания произведения искусства худо;ашк работает одновременно в двух направлениях: с одноп стороне, ему важно передать некоторую информацию, с другой стороны, эта информация долина воплотиться в наиболеэ оптимальной шорне. Поэтому реализация художественной потребности отличается слояностыэ, а иногда и противоречивостью.

Говоря о содержательном аспекте идеала в искусстве, надо отметить, что информация здесь носит объективно-субъективный характер, Ухе на этапе осмысления содеркашш будущего произведения эстетическая потребность отличается большой субъективностью своей направленности, Субъективен выбор темы, субъективно еэ осмысленна.

Облекая содержание в адекватную ему форму, худонник ориентируется, сознательно или бессознательно, на свое представление о

том, каким должно быть художественное произведение. Эта сторона икеата в определенной мере обусловлена уровнем современного художнику развития иисусства и всей историей его предшествующего развита, но б еще больней степени зависит от индивидуальности творца. Таким образом, реализация эететпческо]; потребности в художественном творчестве отличается шсокой степенью индивидуализации. Именно поэтому художественное творчество обладает наибольшим:! возможностями для самовыражения личности, а личность творца - незаменима.

Пассивная форма удовлетвори):ия эстетических.потребностей рас сматрнвзотся в 52 . Л главк - "Зстстичесгая потребность и вьспру.-ртйеп,<;скусстг.а".

.Цроямение эстетической потребности б процессе эстетическою восприятия искусства нельзя противопоставлять в категоричной с;орг.1е ее удовлетворенно в процессе художественного творчества как пассивное - активному. Лпбоь удовлетворение потребности есть пропесс более иди менее актиьш;;., нгпфшленннй на достижение какой-либо г.ели,'2тб противопоставление правомерно лизь в том отпоыекии, что восприятие искусства связано, конечно, со значительно мопы:;-;.!« затратами сил и энергии, чем процесс создания цровэвелокай яскусст."». Белее -У« ррзктнам является противопоставление послрп'.тлд творчеству, шг: потребления - производству, хотя и оно достаточна условно.

Эстетическое восприятие нелг-зя рассматривать как процесс "чистого" но;-р';одепгя иегсусства. Око всегда представляет собой раСЕац-роак^ глйср.'.окнп, залсмсг.арИ автором в произведении. Поэтому иос.грк'.тг« искусства - это всегда сотворчество, когда реципиенту при::спроделывал. в :>б-л:х чертах почти ту не работу, что и художнику при создании произведения, хотя и в значительно упрощоннзй. Лерме. От хуж>г.сегв£!::сю творчества эстетическое восприятие отлачсс» тшеге то, .что оно двягетея в обратном направлении: от восприятия коночного результате, к заложенной в нролз-вешши идее.

Таким образок, при восприятии искусства эстетическая потребность проявляется гак стремление к сотворчестгу. Как п в процессе художественного творчества, эстетическая потребность, направленная на восжиятпе искусства, сдаваагсп со многими внехуяс-жествекнимя потребностями личности. Как показыва:гг социологические ясслекованая, езучатапе «отпьаш'л васгрпяткя искусства, стремление к ойвению с искусством обычно связано с пьлнм комл-

зексом побуждений, где эстетическая потребность далеко не всегда занимает главенствующее' полонезе. Тагами сопутствующими побуждениями могут быть информативные, развлекательные, коммуникдтив-!ые, престижные и т.п. страшен®;. 3 любом подобном случае вос-триятиз искусства является неполноценным, Подлшшое восприятие . художественного творчества связано со стра/лением к гармонии, г-рехде всего - к гармонии духовного мира личности. . .

Соприкасаясь с искусством, человек стремится к'восприятиа езоего эстетического идеала, который одновременно является ;фи-тэрием ценности воспринимаемого ппоизвэдения. И в этом случае >деал- спеет двойственную природу. С одной стороны, реципиент воспринимает определенное содержание, то есть объект нзобраяения авторское отношение к нему, Форма удовлетворения эстетической .¡отребности, ;шаче говоря, определенная форма худонестЕенного образа, возникающего в сознании человека при восприятии искусства, отличается большой субъективностью, индивидуальностью и определяется личным опытом человека.

Другая сторона эстетического идеала связана с представлением реципиента о совершенной худояеетнешгой корме, Эстетические потребности личности удовлетворяются в процессе восприятия искусства" липь в том случае, если человек полностью поглощен искусством ¡1 испытывает эстетическое наелаидонив, к это невозможно без полного понимания произведения, что связано с расшифровкой его условно-образной системы. Такое знание появляется в результате частых встреч о искусством. Таким образом, в процессе восприятия искусства проявляется следующая закономерность: восприятие искусства создает основу для формирования эстетических потребностей, которые, в свою очередь, требуют своего удовлетворения и приводят к более частому и полноценному восприятию искусства.

В заключена^ подводятся итоги исследования и ставятся те ■ проблемы, которые требуют дальнейшей разработки.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Эстетическая потребность как фактор духовного развития личности. Тезисы общесоюзной научно-практической конференции по проблемам музыкально-эстетического воспитания молодежи на-современном этапе. Баку, 1939 - 0,2 п.л,

2. О соотновешш эстетической а художественной потребностей. Известия Академии Наук Азербайджана. Серия истории, философии и

15' --а.' И I. Баку, 1991 - 0,5 п. л.

3. .Галактическая взаимосвязь эстетической потребности и искусства. Рукопись депонирована в Институте научной информации по общественным наукам АН СССР Л46585 от 40692. Москва, 1991 - ' 0,5 п.л,

4; Эс-^тическая потребность и культура (на азербайджанском языке). Курнал "Культурно-просветительная работа". Издание Министерства культуры Азербайджанской республики. ХЛ2. Баку, 1992 -0,5 я,л.

Кеклу ягтясэцз РслэЬеть'Н hajnra кзчирииёспнйн •лч^^т-теп.'к'зт/ инсэн одеяле, пн ролунун артырвл.-лзспнцаи хе^ла дерзче is .^»•¡м.-цр. A jгвчэ бир aexcBjjew диггатак ?рплчсь' онун Г0ле3этя->г''::чи, хусу-сила на она кзви-а es комплекс лакшгда гэ"сир еден sc го гик телебчт-ларвп оорэнил.лэсии»1 акг.узлльтиры дуксалт-чилаир.

\0:<:ajдетин терэггисяня онун бёчка аяязаа?, мецвня^вт ве лнчэ-сеяатякден яекэрдз дулунмек гезри-.луглкуицур.'Лнчес&нег за гот:;:- те-лебзтлэрын мэнöajn еэ hex,i дэ онун hej-jга кеча patлеса £зс'1тэсл;йр. Бугун б.унлзр ее те та« тале'сЬтлэр ре апчеевпетян, ее гетпк галеб • гдзр Ев беаии дрсздьишлыг £з гаЕрадыдын гэрныяыглы елэга sa scann■¡игы-нын 'едренйдмэсянй зерури сурепе гэрльдз rojyc, гэгдя.л олунан тэдгягэгын актуеллыгынз дела лат ем р.

диссертзсида или кяри:а, ика fee ял, нвгича га истина да олул.луз едебиздаг сязаЬвсыназн ибэрэтцир.

/лрвдэ меЕзунун актуаллыгы еезедзндырылар.онун г-зренялигсл csEiajjecH еорэнялир.тедгигэтвн магоец es геак^алери, елма ч&Ьегдвя ¡анклава, незэри еэ э.лэли аЬэмчддети i.iyejдвнлэлцириляр.

"Встетик тэлебэг сосиал-психолоки Ьэдаседир" пленяя бирлнчи |аоил y4 пзрзгра?адн ибэратдир. "Дупдэ естетик .Тйкра-гэрихккцэ естегик тэлебэг проблемлэря" здлзнан б^ринчи параграф естетия галабатлзран тебиети, характера еэ структур xycycnj зетларинин адрени.месинэ, проблемин еоас чыхыд прансаплэрииин валенаб Ь.-^зыр-лзнмасынэ heep олунмулдур. Шарг <|елсеТэси тарихяндэ естетик гэлэ-бзтлар, оялэрын ?ормэлалмэсы Ее ивчесевэгле онун iэрзшшг лы вчо-бетина дэир бэхылл.ар циссертасидзнын бяринчи дэрагрз?ьч!дз бирлнча дефэ тэдгйг олунур. ¡liepr пэрийзтзтик 'Тилосо^л^ры олэв йбн-Синз еэ Eahaenjap Лэрзбанин.онлзрын тё"лй.линин дзЕамчьглари сазыдан Пиззмя 1.ен«8еи eö Азврбадчан маара^чилери А.К.Бзкыхэное es ñ.í.Ахуияорун есэрлэринда иноанын кезелчиде чеЬд агмеси меселелэринэ дэ хус.уои диггет датирялир.

Яшин характгрик чеаети онцэдыр кя.есгатик телеб^тп^рc.yujeK-тин ёзуну ah а те -¡аен ле; чэклпкаэ ЕеЬдегя-Ьисся, Ьезечнш ила бялзЕаситэ елвгеаэнцирилир.Хэрича адвм инезна ез изк^'Ш:пмии об-1 декгиЕлик кими t трлы дур.лур,ексинэ иисан алеми кяки,й"с:м1э jixíjh олэн Ее анлз'иыл-зи алэм кими в^рэнымр.

Беге так телеб.чтлэрын структуру wyxienaf систем aèt iij дзлариндв: í'.i'c-iiwH карчеклизэ есгегик мун«сибетйиин бутуц неЕда^и-ин

глтзв . /идрэк просзс дери,11асс лер,завг,га¿мэтланцирме, V се я згкай бутун ие"нэря талебэтларынын/идраны,ехлэгы, кол гун2к«,ти • .».едонист еэ е./ оамтэзинцеп ибзрэт олан толебатлэр кии те.'ши слунур.

х ^еоли1 "Есхзхлк еэ бация тэлебэглэрьш гзрлклыглы кисбэтинэ дайр" •) «и» н <;-чи пэрзграТынцз естахик еэ инчасенэт телабатларыки:: гзр шлы, чы алагеси,нисбеги,онлзрын уму ми Ее'сГэргли чэЬетлэри тэцгиг едун-.-г., бе дни телебзтз ястетик тэлебатын ¿уксек пчллэси,. хусуся Ье 1 ь' .<иш пдметлэндирилир. ¿¿ни ззмчнда текчэ есгетик тэ-лэбэхьм беи:::", т^л&бзгцои кени-в.Е'Ьвхали олцуг.у гед.ц •ол.унм.ур.гкеяне кестгридкр м, бэ.ции тэлебэг цч зстогик телеботдэн квниа Ее еЬа-теляаар,01р:-1!тугчч о д-зЬэ мурещебдир.езундэ телебатларын дикэр Н^ЕЛЗПИ!!« л.я оирлелдирир.

1 Гэслч! "Зогегик гелебэтлчрцн <Торлзлздчэеншш обдекгав вэ суб^ект/Е тэри" адлэнэн учусчу нзрэгрэ^ында естзтик хэлебат-лэркн 'ср.г? ¡п'лэсккын авхол не ичталаи олмяглз ики сееи^еси ' бзр-бя;::;1!дек •Терглеицирилир.

'Лхзи'н: эстетик телэб?глэр лахеи телабзтлэра нисбэтда илкин-дар,^в*«а э|. 7'>рь-и йвргврэр олм -с'З прососи. ■ вЕвелчв сГилокенездэ, оонр? 1-се зогегкк телебэтлэоып мадвд Ев мэ"неЕи эмиллери Формэлз-шыр..'Лая.ти :л . гим?и еехзтик телвбеглзрын Дормзла'пмасыныи есасындэ хебия еэ соо/зл э.эдллэр дуру р.

"Иичесэьэт бэдия-аотетик хелебэхлзрын Ье^ата квчирилмэси еэся-тасицир" уц.пиан П Тесилдэ "Бэци" ¿эрэдычылыг прооеокнде эстетик талебэмэрьч: споси^икли5я"ндэн баЬс олунэн х-чи парэграТында проблем.:» ча:.;!Л ¿эти сэнбт'кзрын рзуну И'1аде вгмесине чеЬд егмэои йлэ влагеиэь шрйлир.'Лнчесенетце зенэткэр рзунун шэхер "май"ини игТад& втмевяа Ьем. дэ ез дэхяли алемяни нкзамл^нр.езу иле ону вЬэта едз)! гме.-ллэ вЬвнкдэр тэрягтлвг £еэи^,]етинэ кел.чб чыхыр.Ведяи Зорчо.ы1чкигг и;;осесинпа ествхик хелебзт ¡¡укоек телгбчт, бедии Фор-мзлзрдэ кус уел ме"нз1|а малик олан теяэбзтляран еденишеси кими ч«<ып сайр.

П .^еелвн "йегатик тэлббзт ге инч^овнэтйн анлэлклмзеы" адлзнан 2-чи пэрагр1?ын'дз есгегик талебзтлосын еденигмесинии яэссиг ^орма-лпрч п&зарцен кйЧирчдир.Соил ¡ле"нз.и анлчмз.гЬэнкдямвгь.Ьер юяддеи евк'эл лехся^легин ;.1а"кеги алвминэ вгмекцен, квегэрмекдвн иб?рэтдир.Явмгсензхвн лнллшшлэоу прослои ики ли ма"э мзлик олпн .'Ст«!г;1г сцдплыи «Згввуну дерк едилмеси але де 5"?глыдыр.Б';лялчг;,8 де бадии р ■•рз'шчу^лг проо^син о олпугу

кими.инчэоэнэтин анлэпулм'зоынэ денелциоэн еогети.ч гэсИчл^р гадри-ествгик тэлебаглярлэ, и н<Т о р.ма с и j а, ад лэ н г, и ри tj;î ,к .-гиуиякзс! i J еэ с. тэлэбаглэрлэ узеи с.урэтдэ гогулур ее муэддан ы, "-пэ о»-ларла тэмэмланыр.

Дисоертзсиданын нетаче Ьиссэсивде тецгигэгин не/имела та jí-кунлаащырылыр,проблем бэресиндэ он.ун кэлечзкдэ hjhsh -даси доллары ев далаЬизалвр ирели оурулур.

Tffi success of tasks realisation of the'radical economic refcroa inseparably linked with the raise of human fsctotSs role.

Kith the growth of interest to the individuals rise tha Msfecrch actuality of their demands. It is impossible the progress of society without developed artistic culture and art.

The art is the source of developœent of tbe aisthetiû' demanda end at the sane tine is the means of their realisation. It necesnitfiled to learn interrelation of the aisthetic demands end the art, i .iterdopendence offoraation.aisthetic dèmands andthe prosasc of the art creative work, and perception.

The dissertation consists of introduction, two chapters, end BU£aa:\y.Tho bibliografy is given at the end.The actuality of subject is substontialed in introduction,find out tbe degree of its close Jtuding.defineths aim ocd task resarch,scientific innovation , the theorical and practical value of research.

The two group quastions tire examined in the dissertation. The first group question concern that questions which are resa-rohed little. These are questions of essense aund .nature of aisthe tic demands,its genesis and structure,formation and the meaning of spiritual creation of individual and ulso the question of aisthetic inturralution of dooond and activity. The second group questions ooccarn those questions which did nob rosarch.

îhuse are questions Interconnected witih the aisthetioal demands and the art.

Finally ws sum up the rtsoarcb and thoye problems vhicb re-require ths further work out.