автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Миронова, Наталья Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Сыктывкар
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этническое самосознание современной молодежи Республики Коми"

На правах рукописи

Миронова Наталья Петровна

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (на примере студентов г. Сыктывкара)

Специальность 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 6 МАЙ 2011

Москва-2011

4847878

Работа выполнена в секторе этнографии Учреждения Российской академии наук Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН.

Научный руководитель: доктор исторических наук

Юрий Петрович Шабаев

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Александр Васильевич Черных

(Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН)

кандидат исторических наук Ирина Анатольевна Снежкова (Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН)

Ведущая организация: Сыктывкарский государственный

университет, кафедра истории России, этнографии и археологии исторического факультета

Защита состоится «21» июня 2011 г. в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 002.117.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по адресу: 119991, Москва, Ленинский проспект, 32 А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН.

Автореферат разослан » мая 2011 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор исторических наук

А.Е. Тер-Саркисянц

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Формирование и укрепление новой российской государственности порождает необходимость осмысления гражданской идентичности и представлений о российском обществе. Процессы нациестроительства, становящиеся все более значимой политической задачей властей, требуют адекватного понимания социальных перемен в российском обществе, меняющихся предпочтений россиян, относящихся к разным возрастным и социальным группам. В этой связи становится очевидным, что без изучения системы ценностей современной молодежи, невозможно оценить динамику культурных изменений в рамках российского социума. Также важны исследования общегражданских и этнокультурных установок молодежи, особенно в свете усилившихся проявлений ксенофобии, расизма и этнонационализма. Актуальными являются прикладные исследования, направленные на оптимизацию отношений внутри полиэтнич-ных регионов, к каковым относится и Республика Коми, и на формирование культуры толерантности в молодежной среде.

При рассмотрении молодежной проблематики пример студенчества является наиболее показательным, поскольку это наиболее динамичная и энергичная социальная группа, которая будет определять развитие общества и государства в ближайшие годы.

Степень научной разработанности темы. В последние годы в отечественной научной литературе наряду с понятием этнического самосознания все чаще используется понятие «этническая идентичность». В широком междисциплинарном ракурсе названные понятия нередко рассматриваются как тождественные. Автор диссертационного исследования придерживается именно такого подхода. Концепция идентичности зародилась в рамках психоаналитической традиции в работах 3. Фрейда (1990), Э. Фромма (1990) и К.-Г. Юнга (1994), оформилась в когнитивной психологии и связана с именами Дж. Тернера (1995), Г. Тэжфела (1982), Э. Эриксона (1996). Идентичность проявляется, с одной стороны, во взаимодействии с другими людьми, а с другой - в саморефлексии личности. Подобное понимание сущности идентичности содержится в работах Дж. Мид (1976), X. Абельса (2000). Большое внимание теме индивидуальности и личностной идентичности уделялось в постмодернистской философии (П. Бергер, Т. Лукман, 1995; А. Щюц, 1988). В отечественной науке проблема взаимодействия личности и окружающей культурной среды разрабатывалась в трудах по социальной психологии в рамках культурно-исторической теории развития сознания (Л.С. Выгодский, 1982; А.Н. Леонтьев, 1975). Теория социальной идентичности рассматривается в работах И.С. Кона (1984), B.C. Агеева (1994), В.А. Ядова (1994). Внимание ряда исследователей было направлено на определение содержа-

ния авто- и гетеростереотипов и изучение проблем межэтнического взаимодействия (Г.У. Солдатова, 1985; Т.Г. Стефаненко, 1987; Н.М. Лебедева, 1993). Структура этнической идентичности подробно представлена в работах Т.Г. Стефаненко (1999) и В.Ю. Хотинец (2000). В этнической идентичности выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы, осознание себя ее членом) и аффективный (оценка качеств группы, отношение к членству в ней). JI.M. Дро-бижева выделяет еще и поведенческий компонент как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы (1996). Эквивалентом идентичности в отечественной этнографии выступает самосознание, как этническое, так и национальное. В отечественной литературе термин национальное самосознание впервые появляется в трудах Д.С. Лихачева и В.В. Мавродина в середине 1940-х гг., опубликованных в период Второй мировой войны. Большое значение для изучения этнического и национального самосознания имеет дискуссия 1960-1970 гг. в журналах «Вопросы истории», «Вопросы философии» и «Расы и народы». Дальнейший анализ сущности самосознания и его роли как этнической категории осуществил Ю.В. Бромлей (1973; 1981 ; 1983). В свою очередь, Р.Ш. Джарыл-гасинова рассмотрела основные достижения советской этнографической науки в разработке вопросов этнического самосознания, обозначила основные аспекты данной проблемы (1987). Начало пересмотра прежних теоретических позиций в российской этнографии было положено публикацией статьи В.А. Тишкова «Отечественная этнография: преодоление кризиса» (1992), окончательное оформление позиция автора нашла в работе «Реквием по этносу» (2003). Активная дискуссия по теоретическим проблемам этнич-ности завязалась на страницах журнала «Этнографическое обозрение» в середине 1990-х гт., как ответ на статью C.B. Чешко «Человек и этничность» (1994). Ее итоги способствовали пересмотру категориального аппарата отечественной этнографии и переквалификации ее в этнологию.

После распада СССР начинается интенсивное изучение этнополитиче-ской ситуации в республиках Российской Федерации и бывших советских республиках. В начале 1990-х гг. в Институте этнологии и антропологии РАН было выполнено несколько крупных научно-исследовательских проектов, посвященных изучению этнической идентичности, этнонационализма и разрешению конфликтов в Российской Федерации (Дробижева JI.M. и др., 1996). Один из ведущих отечественных этнологов М.Н. Губогло предложил продуктивную трактовку сущности этнической мобилизации, показал ее влияние на формирование этнополитической ситуации (1998). Итогом масштабных исследований различных форм идентичностей (этнической, семейной, религиозной, гражданской и др.), в том числе и среди молодежи, стала монография М.Н. Губогло «Идентификация идентичности: Этносоциологи-

ческие очерки» (2003). Изучению соотношения гражданской и этнической идентичностей также посвящены работы JI.M. Дробижевой (2002; 2006; 2008), Ю.В. Арутюняна (2009), C.B. Рыжовой (2004), А.Г. Здравомыслова (2002), М.Ф. Черныш (2006), Е.М. Арутюновой (2007).

Для нашей работы важное значение имеют отечественные исследования молодежных проблем (В.И. Чупров, 1986, 1992, 1994; Ю.А. Зубок, 1998; И.С. Кон, 2001; И.М. Ильинский, 2001; В.А. Луков, 2002). Жизненные стратегии и культурные практики российской молодежи стали предметом рассмотрения E.JI. Омельченко (2000), Т.Б. Щепанской (2004) и Д.В. Громова (2008).

В числе первых отечественных исследователей, обративших внимание на проблему этнического самосознания молодежи, следует назвать И.А. Снежкову (1982). Формированию этнической идентичности в этнически смешанных семьях посвящены работы Е.М. Галкиной (1993) и H.A. Алексахиной (1998). Социологи В.И. Чупров и М.В. Савва изучили уровень самоидентификации молодых людей с этническими общностями, а также выделили социальные факторы, оказывающие воздействие на этнические статусы (1992). Коллективом сотрудников Института социологии РАН под руководством д.э.н., профессора В.Д. Шапиро изучена личностная этническая, гражданская и религиозная самоидентификация учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ Москвы семи национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, корейцы и татары) (2007). Результатом исследований роли этнического фактора в жизни московской молодежи стала монография, подготовленная сотрудниками Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН «Молодые москвичи. Кросскультурное исследование» (2008).

В Республике Коми собран и изучен значительный материал по этнической истории, современным этническим процессам и специфике межэтнического взаимодействия в разных социальных средах. Процесс формирования этнического состава населения Республики Коми рассмотрен в обобщающих трудах по истории, демографии и социально-экономическому развитию Республики Коми (Л.П. Лашук, 1958; Г.П. Белорукова, 1973; Л.Н. Жеребцов, 1982; Фаузер В.В и др., 2001; И.Л. Жеребцов, E.H. Рожкин, 2005). Одним из первых исследований по проблеме этнического самоопределения молодежи в Коми АССР является работа Л.Н. Жеребцова «К вопросу об определении национальной принадлежности детей в национально-смешанных семьях (на примере Коми АССР)» (1971). С середины 1980-х гг. этнические процессы в Коми рассматривались в рамках исследований межэтнической брачности (М.Б. Рогачев, 1985), межэтнического взаимодействия и языковой ситуации (О.В. Котов, М.Б. Рогачев, Ю.П. Шабаев, 1996). В 1990-е гг. отдельные аспекты этнической идентичности рассматривались при анализе этнополити-

ческой ситуации в регионе (Ю.П. Шабаев и др., 1994; В.И. Ильин, 1995). Непосредственно теме этнической самоидентификации населения Республики Коми посвящены работы Ю.П. Шабаева (1998,1999) и В.М. Пешковой (1999).

В заключение историографического обзора следует отметить, что, несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных этнической проблематике, на сегодняшний день недостаточно представлены исследования способов и инструментов культурных репрезентаций, их роли в структуре воспроизводства этничности и конструировании этнической идентичности в молодежной среде Республики Коми. Существенным пробелом остается решение вопроса о соотношении этнической и гражданской идентичности.

Объектом исследования является современная студенческая молодежь г. Сыктывкара.

Предметом настоящего исследования являются представления об этнической принадлежности, соотношение этнической и гражданской идентичности у студентов вузов г. Сыктывкара.

Цель и задачи исследования. В диссертационном исследовании основное внимание направлено на изучение субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне. На основании данных представлений происходит отождествление личности с одной или несколькими этническими группами. Цель настоящей работы заключается в определении содержания представлений об этнической принадлежности, соотношения этнической и гражданской идентичности у современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, а также в анализе некоторых практик репрезентации этничности. Поскольку достижение поставленной цели не предполагает полного и всестороннего раскрытия такой многоаспектной темы как этническое самосознание современной молодежи Республики Коми, то исследование ограничивается следующими задачами:

1) проанализировать основные социокультурные ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми;

2) выявить представления об этничности у студентов вузов г. Сыктывкара;

3) определить на основе эмпирического материала место этничности в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара;

4) рассмотреть варианты соотношения этнической и гражданской идентичности в исследуемой группе;

5) оценить содержание этнических стереотипов;

6) показать основные практики репрезентации этничности в молодежной среде Республики Коми (на примере СМИ).

Гипотезы исследования:

1) Этническая идентичность не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, имеет сложную структуру, которая обусловлена особенностями исторического и этнодемографического развития региона и проявляется в сложности однозначной идентификации с определенной этнической группой.

2) Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не противостоит ей.

3) Основным конструктом в этническом дискурсе являются категории этнических Своих и Чужих, на основе которого воспроизводятся и поддерживаются символические границы этнических групп. Этнический Чужой представлен в этнических стереотипах и может иметь негативное содержание.

4) Этническая идентичность воспроизводится и реализуется в публичном пространстве на основе этнически-маркированных образов, в том числе и в молодежной среде. При этом этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром и частью молодежного стиля.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационное исследование основывается на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение. В рамках данной работы наиболее продуктивным является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) анализирует «человеческое создание человеческого мира», которое происходит благодаря деятельности индивидов, обладающих знаниями в виде субъективных значений и представлений. В исследовании использовалась концепция «границы» группы (Ф. Барт, П. Бурдье, Р. Брубейкер). Также принят тезис о символической природе этничности. Рассмотрение роли Чужого при конструировании символических границ предполагает обращение к семиотическому подходу и специфике репрезентативных практик этничности (Т.Б. Ще-панская, Е. Омельченко). При рассмотрении идентификационных структур и характера межгруппового взаимодействия применялись социально-психологические теории социальной идентичности (Г. Тэжфел, Э. Эриксон, X. Абельс, В.А. Ядов).

Основными понятиями исследования являются этническая и гражданская идентичности. Этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этнической группой, представления о своей группе, о языке,

культуре, истории, а также общие интересы группы1. Гражданская идентичность предполагает лояльность государству, отождествление с гражданами страны, представления о сообществе и солидарность с ним.

Поскольку в рамках исследования анализируются, прежде всего, этнические представления современной молодежи, то не менее важным, чем идентичность, для данной темы имеет понятие поколение. Современная студенческая молодежь рассматривается в русле характеристик «постпереломного поколения» (В.В. Семенова).

В области методологии социологического и этносоциологического исследования использовались разработки В.А. Дцова, И.Ф. Девятко, JI.M. Дро-бижевой, В.В. Семеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.И. Ильина. '. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкетного опроса, полуструктурированного глубинного интервью, дискурс-анализа печатных и электронных СМИ, вторичного анализа данных республиканских социологических исследований. Данные анкетных опросов были оформлены в базы данных и статистически обработаны при помощи программного пакета Excel. При обработке данных вычислялись как простые одномерные распределения переменных, так и многомерные. В отдельных случаях обработка материалов осуществлялась методом контент-анализа.

Источниковая база исследования включает в себя следующие группы. Первую группу источников составляют материалы переписей населения и текущей статистики. Второй группой источников являются данные республиканских этносоциологических исследований и мониторингов общественного мнения. Материалы республиканского социологического опроса «Я и мой народ - 2004» (выборка по учащейся молодежи составила (429 человек). Мониторинг ситуации в области межнациональных отношений в Республике Коми проводился Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера по заказу Министерства национальной политики Республики Коми в 2008 и 2009 гг. Всего за два года было опрошено 1352 человека. За последние два года сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ проведено несколько крупных исследований по проблемам формирования гражданской нации и региональной идентичности. Опрос населения г. Сыктывкара в июне 2008 г. по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» (опрошено 452 человека). Опрос в ноябре 2008 г. в рамках исследования «Изучение общественного мнения о развитии гражданского общества» (опрошено 500 человек). Опрос в марте 2010 г. «Север и северяне» (опрошено 900 человек). Представленные выборки - многоступенчатые, сбалансированы по возрасту,

1 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 213-244.

полу и этническому составу. Опросы проводились методом анкетирования. Третью группу источников образуют полевые материалы автора. Территориальные рамки исследования охватывают Республику Коми. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Сыктывкара, поскольку в столице Республики Коми, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре, представлена как сельская, так и городская молодежь, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования. Этносоциологический опрос по вопросам этнической, гражданской и региональной идентичности, языковой компетенции современной студенческой молодежи г. Сыктывкара был проведен в марте-апреле 2007 г. (500 человек). В исследовании принимала участие молодежь, которая на момент проведения опроса проживала в г. Сыктывкаре и обучалась в вузах (студенты первого - третьего курсов вузов г. Сыктывкара). Генеральная совокупность - количество студентов дневной формы обучения в г. Сыктывкаре на 2006-2007 учебный год - 15100 человек2. Выборка - многоступенчатая, сбалансирована по основным критериям: возраст 18-21 год, место жительства (город/село), пол (м/ж), этническая принадлежность (русский/коми/другой). Выборка в исследовании была недостаточной для решения поставленных задач для молодых людей разных национальностей. Русские и коми составили большинство, поэтому мы выделили для анализа эти две основные группы респондентов, а в группе «другие» объединили всех представителей других национальностей (украинцев, белорусов, татар, азербайджанцев и др.). Кроме того, по методу глубинного полуструктурированного интервью было опрошено 35 студентов Сыктывкарского госуниверситета (СыктГУ) и Коми государственного пединститута (КГПИ). Четвертую группу источников составляют материалы средств массовой информации и глобальной информационной сети (Интернет). На протяжении нескольких лет (2006-2009 гт.) проводился мониторинг республиканского молодежного издания «Твоя параллель» на предмет изучения презентации этничности в молодежной среде. Значительно расширили источниковую базу данные Интернет-ресурсов: http://www.komionlme.ru. http://www.finugor.komiinform.ru. http://www.komiinform.ru и др.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

- постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми рассматривается как разноплановая и дифференцированная социокультурная общность с определенным комплексом социокультурных ориентаций;

- выделение представлений об этнической принадлежности в специфический предмет исследования позволило определить некоторые особенности формирования этнической идентичности современной студенческой моло-

2 Статистический ежегодник Республики Коми. 2007. С. 127.

дежи г. Сыктывкара и место этнической компоненты в структуре самоидентификации молодых россиян;

- показано соотношение этнической и гражданской идентичности в сознании студентов вузов г. Сыктывкара;

- на примере исследуемой группы определен характер межэтнического взаимодействия в молодежной среде республики;

- представлены практики репрезентации и конструирования этнич-ности в дискурсе СМИ.

Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:

1. Этническое самосознание современной студенческой молодежи г. Сыктывкара преимущественно не актуализировано и не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации.

2. Этническое самосознание исследуемой группы базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка и культуры, может иметь множественный и ситуативный характер. При этом понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим.

3. Этническая и гражданская идентичности совмещаются в сознании студентов вузов г. Сыктывкара и не конкурируют.

4. Межэтнические установки студентов по сравнению с общереспубликанскими отличаются более высоким уровнем мигрантофобии. Причинами негативных установок для части студентов является ощущение культурной дистанции и нарастающей тревожности при оценке межэтнического взаимодействия в российском обществе.

5. Для публичных практик репрезентации этничности в молодежной среде республики характерна архаизация, фольклоризация и конструирование образа Иного/Чужого.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях и докладах диссертанта, участвовавшего в ряде школ, научно-практических конференций и семинаров: курс «Этносоциоло-гия: теория и практика», Институт социологического образования (г. Москва, 2006); Международная научно-практическая конференция «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2007); Всероссийская молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (г. Сыктывкар, 2008); Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008); Международная научная конференция «Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и рос-

сийскость» (г. Иваново-Плес, 2008); Всероссийская научная конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (г. Сыктывкар, 2010); Международная летняя школа для аспирантов «European Union Studies: Methodological Opportunities and Limits», ЦИГЕ Европейский университет (Санкт-Петербург, Стрельна, 2010); курс «Миграционная политика и миграционные процессы в России и Европе», Институт социологического и политологического образования (г. Москва, 2010).

Практическая значимость работы. Изучение этнической идентичности современной молодежи Республики Коми имеет большую научно-практическую значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях по молодежной проблематике. Полученные данные могут применяться при разработке курсов («Этносоциология», «Социология молодежи», «Социология образования»). Некоторые материалы и выводы работы могут оказаться полезными в работе региональных государственных органов по делам молодежи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, пяти приложений. В приложение включен инструментарий (анкета) и список информантов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика работы, обоснование ее актуальности, новизны, сформулированы проблема, цели, задачи, гипотезы исследования, определены его объект и предмет. Рассматриваются также теоретико-методологические подходы к анализу темы, обосновываются методы исследования, показана разработанность темы в западной и отечественной литературе, раскрывается практическая значимость работы.

В Главе I. «Социокультурные ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми» рассматривается система ценностей современной студенческой молодежи. Молодое поколение формирует иную, нежели предшествующие поколения, систему ценностных ориентации и на их основе строит основные жизненные стратегии. Формирование жизненных стратегий, в свою очередь, оказывает воздействие на уровень региональной идентичности, которая предполагает оценку региона с позиций социально-экономического и культурного благополучия для реализации потенциала молодежи.

В § 1. «Постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми: общая характеристика» показано развитие в отечественной науке молодежной проблематики и эволюция исследовательских задач от советского периода до современности. Молодежь в советскую эпоху рассма-

тривалась как единая социально-демографическая группа, выделяемая на основе общих возрастных характеристик, внешних признаков, проходящая особую стадию социализации. После распада СССР основной акцент в исследованиях молодежи сместился к рассмотрению девиантной составляющей в жизненных и ценностных установках молодежи, а также к анализу социального самочувствия молодежи в условиях социально-экономического кризиса и ее адаптации к постсоветским реалиям. С конца девяностых годов в отечественной науке в исследованиях молодежи наряду с понятием «молодежная субкультура» появляются такие категории как стилевые практики, стили жизни, жизненные стратегии. В основу характеристики современной студенческой молодежи Республики Коми положено представление о ней как сложном социокультурном сообществе с определенными поколенче-скими характеристиками, системой ценностных ориентации и жизненных установок в большей степени сложившимися в постперестроечный период после 1991 г. Эти установки отличают прагматичная экономическая ориентация, целеустремленность, свобода выбора. По данным исследований конца 1990-х - начала 2000-х гг., на первом месте как «очень важные» в системе социокультурных ориентаций современной студенческой молодежи оказываются семья, друзья, работа и организация свободного времени (80-60%). На второй план уходят религия, политика и этническая принадлежность. Уровень религиозности современной молодежи достаточно низкий, но данная социальная общность находится в поиске ценностных ориентиров и в состоянии мировоззренческой неопределенности. Представления о патриотизме в сознании молодых людей не соотносятся с чувствами гражданского долга и необходимостью активной избирательной позиции.

В § 2. «Региональная идентичность современной студенческой молодежи г. Сыктывкара» рассматривалась как часть социальной идентичности личности. Эта форма идентичности находится в тесной связи с историко-культурным развитием республики, спецификой формирования регионального социума. Отмечено, что высокая миграционная подвижность населения и социально-экономическая фрагментированность не создавали условий для формирования прочного территориального сообщества с общими интересами, идеалами и социокультурными установками. В исследовании обращается внимание на сохранение, а в некоторых районах - и намеренное декларирование культурных различий среди отдельных групп коми этноса (среди опрошенных в 2007 г. студентов каждый седьмой коми указывает на существенные различия между группами коми этноса). Показано влияние социально-экономических условий на процесс формирования региональной идентичности у молодежи. Высокая миграционная активность молодежи также не способствует формированию позитивной региональной идентичности (51,4% из опрошенных в 2010 г. молодых людей хотели бы уехать из

республики). Исследование показало, что республика не является для современной студенческой молодежи привлекательным для жизни регионом, как в социально-экономическом, так и в культурном плане. Но, несмотря на то, что наблюдаются определенные препятствия для формирования единой территориальной общности, в республике, существует потенциал для консолидации. По данным опроса 2007 г., 45% среди опрошенных молодых людей, независимо от этнической принадлежности и места жительства, отмечают, что жители республики составляют единое сообщество, которое опирается на общность территории, культуры и исторической судьбы. Также отмечается, что в современных условиях формирование позитивной региональной идентичности среди молодежи может способствовать складыванию общероссийской солидарности с определенной гражданской позицией, осознанием своих прав и обязанностей.

В Главе II. «Этничность в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара» на основе эмпирических данных проанализирована структура самоидентификации студенческой молодежи и определяется место в ней этнической компоненты. Показано соотношение этнической и гражданской идентичности.

В § 1. «Этническая идентичность в представлениях студентов» рассмотрено содержание этнических представлений современной молодежи на индивидуально-личностном уровне с учетом субъективных характеристик и оценок, которые присваиваются молодыми людьми при анализе своей этнической принадлежности. Выбор этнической принадлежности у большинства опрошенных совпадает с этничностью родителей, причем среди русской молодежи только у половины респондентов оба родителя -русские. В этническисмешанных семьях молодые люди чаще называют себя коми, если у них мать - коми (13-17%), чем если отец-коми (10%) и также чаще считают себя представителями других этнических групп, когда отец -представитель других неосновных этнических групп республики (20-38%). По данным опроса 2007 г., порядка 5% респондентов затрудняются в определении своей этнической принадлежности и этнической принадлежности своих родителей. Этническая принадлежность может обозначаться не одним словом, а описательно и множественно: «ближе к русской», «скорее между русскими и украинцами», «и коми, и русский в равной мере». Среди коми молодежи из сельской местности уровень этнической осведомленности гораздо выше, чем у городских коми и русских. Так, по результатам опроса 2007 г., 64% опрошенных среди коми молодежи интересуются историей, обычаями и традициями своего народа, у русской молодежи - 43%. Исследование показало, что языковая компетенция коми и особенно городских коми, продолжает снижаться, а языковые ориентации последовательно смещаются в пользу русского языка. Опрос 2004 г. показал, что 25% коми молодежи раз-

говаривает с родителями только на русском языке, 30% - чаще на русском, и только 10% — на обоих языках в равной степени. При этом утрата языка не ведёт к однозначной деэтнизации. Так, для коми молодежи, проживающей в городе, язык имеет символическую ценность, поскольку молодые люди, которые отметили при описании своей этнической принадлежности, что для них важно говорить на языке своей этнической группы, совсем не владеют коми языком. Тогда как для коми молодежи го сельской местности язык имеет важное функциональное значение и тесно связан со знанием традиций и обычаев, а также с осознанием себя представителем своей этнической группы. Для этнической идентификации язык имеет в первую очередь значение одного из элементов этнического самосознания, на основе которого индивид ассоциирует себя с этнической, языковой группой. По данным опроса 2008 г., понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим. Около 66% респондентов считают, что «национальность» - это категория, связанная с происхождением родителей и предков.

В § 2. «Соотношение этнической и гражданской идентичности» проведен анализ соотношения гражданской и этнической форм идентичности у студентов г. Сыктывкара. В ходе исследования получены следующие результаты: 1) уровень этнической идентичности в целом ниже показателей гражданской (для 30,6% опрошенных в 2007 г. студентов этническая принадлежность важнее, чем гражданская, а для 69,4% - гражданская идентичность преобладает над этнической); 2) одинаково значимой воспринимают как этническую, так и гражданскую принадлежность 43,3% русских респондентов и 66,7% молодежи среди коми студентов. В целом, этническая принадлежность для коми молодёжи более значима, нежели для русских. Такая ситуация, во многом, объясняется тем, что среди коми этническая идентичность более актуализирована, поскольку титульная национальность составляет меньшинство в РК, тогда как русское большинство в Республике Коми идентифицирует себя не столько с русским народом как с этнической группой, сколько с российским государством. Исключением являются только русские молодые люди выходцы из Усть-Цилемского района Республики Коми, которые обладают определенной этноконфессиональной идентификацией. Особенности совместимости этнической и общегосударственной идентичности у современной студенческой молодежи Республики Коми рассматривались на материалах глубинных интервью, в которых прослеживаются представления об общности исторических и культурных судеб коми и русского народов. Анализ социокультурной идентификации коми и русской молодежи Республики Коми показал, что она схожа по своему характеру и включает одни и те же типы идентификационного поведения, но это еще не означает, что эт-ничность не может быть актуализиравана. Этническая идентичность может

проявляться в различных уровнях интенсивности. Поэтому нами рассмотрены возможности актуализации этничности как среди коми, так и у русской молодежи. Среди коми студентов 52% опрошенных согласны с необходимостью привилегированного положения титульного этноса в национальных республиках, среди русских таких 41%. Измерение этноизоляционистских установок в молодежной среде республики проводилось при помощи вопроса, в котором респонденты выражают согласие или несогласие с лозунгом Конгресса русских общин «Россия для русских». В целом треть опрошенной молодежи поддерживает данный тезис. Среди молодежи с высоким уровнем гражданского сознания поддерживают это высказывание 31% респондентов, а отрицательное отношение высказывают около 40%. Для молодых людей с актуализированным этническим сознанием процент поддерживающих этноцентристские установки среди русской молодежи еще более высокий -46%. Для соответствующей группы коми молодежи изначально прогнозировался значительно более низкий показатель поддержки лозунга русских националистов, но оказалось, что таковых 30%. Для тех, кто поддерживает названный выше лозунг, наиболее характерно отрицательное отношение к мигрантам. Указанные позиции молодежи свидетельствуют об объективных трудностях процесса формирования гражданской нации, которые кроются в наследуемых культурных стереотипах, а также указывают на низкий уровень интегрированное™ самого республиканского сообщества.

В III Главе. «Функционирование этничности в молодежной среде Республики Коми» показаны особенности функционирования этнического фактора в региональном социуме. С одной стороны, этнические символы приобретают характер продукта потребления, приспосабливаются к условиям рынка, включаются в него. С другой, наиболее отчетливо функционирование этничности проявляется в конкретном межэтническом взаимодействии и этнических стереотипах.

В § 1. «Этнические стереотипы» рассмотрены существующие на сегодняшний день гетеростереотипы в молодежной среде Республики Коми. Отмечается наличие скрытой субъективной дистанции между основными этническими группами - коми и русскими. Акцентирование внимания в обществе на необходимости возрождения национальной культуры титульного этноса вызывает межэтническую предубежденность русской молодежи к представителям титульного этноса. Кроме того, вероятно, ими наследуется некий комплекс предубежденности, который сложился в среде городского русского населения республики, поскольку это население сформировалось в основном из внешних мигрантов в очень краткий исторический срок, и у него не сложилось прочных традиций взаимодействия с коми этносом. Второй группой этнических стереотипов являются представления о «чужих», порождающие разного рода этническиокрашенные фобии в отноше-

ниях между основным населением, постоянно проживающим на территории республики, и переселенцами с юга России и стран СНГ. По данным социологических опросов, с середины 1990-х гг. по настоящее время наблюдается высокий уровень «кавказофобии», который в разное время достигает 36-40%. Среди молодежи уровень «кавказофобии» выше общереспубликанского на 10%. Причем, негативное отношение к «кавказцам», как к чужакам перекидывается и на другие этнические группы - молдаван, узбеков, киргизов и т.д. Наличие культурной дистанции наиболее остро проявляется при анализе поведения в сфере личного общения. По данным опроса 2007 г., 37% среди русских и 28% среди коми молодых людей несогласны принять в свою семью представителя другой национальности расы, религии. Высокий уровень мигрантофобии среди молодежи и населения республики в целом говорит о проблемах внутри регионального сообщества. На сегодняшний день признается низкий уровень региональной идентичности среди молодежи. Отмечается фрагментированность самого республиканского сообщества, что препятствует возникновению прочных социальных связей и формированию цельного культурного образа территориального сообщества.

В § 2. «Некоторые практики репрезентации этничности» показана специфика и формы символического оформления этничности в молодежном медиа-дискурсе Республики Коми на основе анализа республиканского молодежного издания «Твоя параллель» и сайтов республиканских информационных агентств. В целом, при определении особенностей репрезентации этничности в публичном пространстве Республики Коми можно отметить ее фольклоризацию, архаизацию, широкое применение мифических мотивов и конструирование финно-угорской реальности. Основным инструментом воспроизводства и конструирования этничности в дискурсе СМИ является реконструкция символической границы, представленной в этнических образах Чужого. Этничность активно упаковывается в демонстрационные рамки, становится фоном для проведения шоу (конкурсы красоту, спортивные соревнования, показы мод и др.). Также наряду с современными формами репрезентации широкое распространение имеют и советские мотивы, которые проявляются в различных формах массовых гуляний, призванных демонстрировать дружбу народов и солидарность. Этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром, лейблом, частью стиля, включается в рынок и молодежь в данном случае выступает как потребитель в «стилевом супермаркете».

В Заключении подводятся итоги исследования и представлены общие выводы.

Этническая идентичность не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи и выражается в символической связи поколений, преодолении личностной отчужденности.

Этническое самосознание студентов вузов г. Сыктывкара базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка и культуры, может иметь множественный и ситуативный характер (5% респондентов не смогаи четко определить своей этнической принадлежности). Этническая принадлежность может обозначаться описательно: «ближе к русской», «скорее между русскими и украинцами», «и коми и русский в равной мере». При этом, понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим. Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не конкурирует с ней. Тем не менее, идентичность молодых россиян в современных условиях достаточно противоречива. О чем свидетельствует наличие этноизоляционистских настроений (31,4% опрошенных студентов поддерживают лозунг «Россия для русских»), а также сохранение в сознании студентов представлений о необходимости привилегий для представителей титульного этноса (среди коми - 52%, среди русских - 41%). В сознании современной молодежи сочетаются различные формы и уровни идентичностей - социальной, гражданской, этнокультурной, в том числе и региональной. В целом республика не является привлекательным в социально-экономическом и культурном плане регионом для современной студенческой молодежи (51, 4% из опрошенных в 2010 г. молодых людей хотели бы уехать из республики). Высокий уровень мигрантофобии среди студентов свидетельствует о достаточно низком уровне толерантности в молодежной среде, о слабости интеграционной политики в регионе, что препятствует формированию позитивной региональной и гражданской идентичности. С другой стороны, этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром, лейблом, частью молодежного стиля.

Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

1. Шабаев Ю.П., Миронова Н.П., Демина А.В. Этнополитическая и гражданская идентификация молодежи Республики Коми // Регионо-логия. - 2008. - № 4. - С. 295-306.

2. Миронова Н.П. Религия в системе самоидентификации студенческой молодёжи Республики Коми (по материалам социологических исследований 2007 г.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 75-79.

3. Миронова Н.П. Этническая самоидентификация молодежи в Республике Коми // Российская политая: прошлое, настоящее, будущее. Сборник трудов / Под ред. Г.Ф. Доброноженко, И.А. Гончарова. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. -Вып. 2. - С. 56-61.

4. Миронова Н.П. Этнокультурная ориентация современной молодежи в Республике Коми (по материалам социологических исследований 2007 года) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2007 г.) / Глазов, гос.пед. ин-т. -Глазов, 2007.-С. 85-87.

5. Миронова Н.П. «Ресурсы этничности» у студенческой молодежи Респуб-

'. лики Коми (по материалам социологических исследований 2007 года) //

Материалы докладов I Всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, 14-18 апреля 2008 г.). В 3-х томах. - Сыктывкар, 2008. - Том II. -С. 60-64.

6. Миронова Н.П. Структура социокультурной самоидентификации современной молодежи Республики Коми // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 435-440.

7. Миронова Н.П. Общероссийская идентичность современной молодежи Республики Коми // Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и российскость. Материалы Международной научной конференции (Иваново - Плес, 15-16 мая 2008 г.). - Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2008. - С. 164-168.

8. Миронова Н.П. Конфликтный потенциал молодежи Республики Коми // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН. - 2009. - № 85. -С. 45-48.

9. Миронова Н.П. Проблема формирования региональной идентичности у современной молодежи Республики Коми // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под науч. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -Ч. 1.-444 с.-С. 161-165.

Тираж 100 экз.

Заказ №28 (141).

Редакционно-издательский отдел Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. 167982, ГСП-2, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Миронова, Наталья Петровна

Введение.

Глава 1. Социокультурные ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми.

1.1. Постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми: общая характеристика.

1.2. Региональная идентичность современной студенческой молодежи г. Сыктывкара.

Глава 2. Этничность в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара.

2.1. Этническая идентичность в представлениях студентов.

2.2. Соотношение этнической и гражданской идентичности.

Глава 3. Функционирование этничности в молодежной среде Республики Коми.

3.1. Этнические стереотипы.

3.2. Некоторые практики репрезентации этничности.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по истории, Миронова, Наталья Петровна

Актуальность темы исследования

Современная Россия находится в состоянии поиска идентичностей, своего пути развития и места в мире. Процессы нациестроительства, становящиеся все более значимой политической задачей властей, требуют адекватного понимания социальных перемен в российском обществе, меняющихся предпочтений россиян, относящихся к разным возрастным и социальным группам. Без изучения системы ценностей и предпочтений современной молодежи невозможно понять и оценить динамику культурных изменений в рамках того или иного сообщества. Для понимания того, как происходит формирование духовной культуры молодежи в настоящее время, необходимы исследования соотношения общегражданских и этнокультурных установок и возможностей их позитивной совместимости в современных условиях.

Помимо того, что интерес к молодежной тематике в этнологии вполне обоснован в общенаучном плане, не менее значим он и в прикладном отношении. Актуальными являются прикладные исследования, направленные на оптимизацию жизни полиэтнических регионов, каким является и Республика Коми, особенно в свете усилившихся проявлений ксенофобии, расизма и этнонационализма. Изучение молодежи, в том числе студенчества, позволяет прогнозировать состояние общественного сознания, поскольку современная молодежь будет в дальнейшем сама участвовать в формировании самосознания будущих поколений. Система ценностей и предпочтений молодежи, безусловно, должна учитываться при разработке культурной политики в целом, образовательной политики, а также в сфере федеральной и региональной этнонациональной политики.

Степень научной разработанности темы

В последние годы в отечественной научной литературе наряду с понятием этнического самосознания все чаще встречается понятие «этническая идентичность». В широком междисциплинарном ракурсе эти понятия нередко рассматриваются как тождественные. Автор данного диссертационного исследования придерживается именно такого подхода, рассматривая этническую идентичность и этническое самосознание как комплекс представлений человека о своей этнической принадлежности, а также сумму чувств и намерений, связанных с этими представлениями.

Теория идентичности легла в основу исследований в целом ряде дисциплин, таких как, философия, психология, социология, этнология, антропология. Концепция идентичности зародилась в рамках психоаналитической традиции в работах 3. Фрейда, Э. Фромма и К.-Г. Юнга1 и уже окончательно оформилась в когнитивной психологии и связана с л именами Дж. Тернера, Г. Тэжфела, Э. Эриксона . Согласно принятому у данных авторов подходу идентичность определяется через сравнение своей группы с другими группами по ряду значимых параметров. Таким образом, идентичность проявляется, с одной стороны, во взаимодействии с другими людьми, а с другой, в саморефлексии личности. Подобное понимание сущности идентичности также представлено в работах X. Абельса, Дж. Мид .

В нарративном подходе к идентичности особое внимание уделяется контекстуальному процессу взаимодействия, образующим фактором которого является язык. Идентичность понимается как нарратив, история, рассказываемая о себе в процессе жизни. Человек заимствует бытующие в культуре повествовательные мотивы, ценности, нормативы, трансформируя их в свои жизненные истории, идентичность формируется из субъективно отобранных биографических фактов своей жизни4.

Большое внимание теме индивидуальности и личностной идентичности уделялось в постмодернистской философии. Так, в феноменологии и символическом интеракционизме проблема идентичности разрабатывалась П. Бергером, Т. Лукманом и А. Щюцем5, которые обращали внимание на механизмы формирования социальной идентичности в повседневной практике. Методологический анализ применения термина идентичность представлен в исследовании Р. Брубейкера6. В отечественной науке подобную проблему проанализировал В.А. Малахов7.

В отечественной науке впервые проблема взаимодействия личности и окружающей культурной* среды развивается в работах по социальной психологии в рамках культурно-исторической теории развития сознания JI.C. Выгодского и А.Н. Леонтьева, которые рассматривают сознание как динамическую смысловую систему аффективных волевых и g интеллектуальных процессов . Непосредственно теория социальной идентичности, ее социально-культурной и исторической обусловленности рассматривается в работах B.C. Агеева, В.А. Ядова, И.С. Кона9.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии разработка структуры идентичности проводилась на примере этнической идентичности. Первоначально, внимание исследователей было направлено на определение содержания авто- и гетеростереотипов и межэтническое взаимодействие в ходе миграций. Данная проблематика рассматривалась в работах Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой10. Позднее с накоплением значительного эмпирического материала в этнопсихологии стало возможным выделение основных компонентов этнической идентичности. В структуре этнической идентичности выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Л.М. Дробижева выделяет еще и поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях»11. Структура этнической идентичности подробно представлена в работах Т.Г. Стефаненко и В.Ю. Хотинец12.

В отечественную этнографию термин идентичность перекочевал на рубеже 1980-1990-ых гг. из работ англоязычных культурных антропологов как этническая и национальная идентичность и связан с пересмотром «теории этноса». Согласно традиционному для советской этнографии подходу произошло слияние воедино теории этноса и теории нации: Влияние этого наследия ощутимо и сегодня, особенно это заметно в политическом и обыденном лексиконе, где в синонимичном смысле бытует этнос как национальность, национальный и т.д. Эквивалентом идентичности в отечественной этнографии выступает самосознание, как этническое и национальное самосознание.

В научной литературе термин национальное самосознание впервые появляется в трудах историков (Д.С. Лихачев, В.В. Мавродин) в середине 1940-ых гг. на волне стимулирования национальных чувств в период Второй мировой войны13. Вторым этапом в изучении этнического и национального самосознания стала широкая дискуссия 1960-1970 гг., развернувшаяся на страницах журналов «Вопросы истории», «Вопросы философии» и «Расы и народы». В рамках данной дискуссии предпринималась попытка пересмотра прежних теоретических построений, и предлагалось рассматривать этническое самосознание как наиболее значимый этнический признак14. Дальнейший анализ сущности самосознания в определении этноса осуществил Ю.В. Бромлей15. В свою очередь, Р.Ш. Джарылгасинова рассмотрела основные достижения советской этнографической науки в разработке вопросов этнического самосознания, обозначила основные аспекты данной проблемы16.

Начало перестройки в российской этнографии ознаменовала статья

17

В.А. Тишкова «Отечественная этнография: преодоление кризиса» , окончательное оформление позиция автора нашла в работе «Реквием по этносу»18. Активная дискуссия по теоретическим проблемам этничности завязалась на страницах журнала «Этнографическое обозрение» с середины 1990-ых гг.19, как ответ на статью C.B. Чешко «Человек и этничность»20.

После распада СССР начинается активное изучение динамики этнополитической ситуации в республиках Российской Федерации и бывших советских республиках. В начале 1990-х гг. в Институте этнологии и антропологии РАН было выполнено несколько крупных научно-исследовательских проектов, посвященных изучению этнической идентичности, этнонационализма и разрешению конфликтов в Российской Федерации, в ходе которых исследовались политические и идеологические аспекты этнической ситуации в регионах, теоретические и методические вопросы изучения ценностей и символов национального самосознания российских народов21. Коллективом ученых под руководством JI.M. Дробижевой на основе данных массовых этносоциологических опросов 1994 г. титульного и русского населения ряда российских республик было изучено массовое сознание этнических и социальных групп с точки зрения сочетания этнических и гражданских установок22. В ходе анализа элементов этнической идентификации, двойственной роли языка во внутриэтнической консолидации и межэтнической солидарности один из ведущих отечественных этнологов М.Н. Губогло осмысливает сущность этнической мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации, предлагает типологию факторов и важнейших тенденций процессов этнической мобилизации в республиках Российской Федерации и некоторых странах ближнего зарубежья на институциональном и личностном уровне23.

В настоящее время специальные исследования, посвященные соотношению гражданской и этнической идентичностей, представлены в работах JI.M. Дробижевой, Ю.В. Арутюняна, C.B. Рыжовой, А.Г. Здравомыслова, М.Ф. Черныш, Е.М. Арутюновой24.

Оценивая степень изученности проблем этнической идентичности, можно констатировать, что отечественные ученые добились значительных результатов. Однако существуют некоторые аспекты этничности, которые пока еще недостаточно изучены. В частности, одной из исключительно важных зон в анализе этничности является пересечение этнической и молодежной проблематики.

В числе первых отечественных исследователей, обративших внимание на проблему этнического самосознания молодежи была И.А. Снежкова, которая выделила три этапа формирования этнического самосознания у детей и юношества: дошкольный, младший школьный возраст и подростковый

ЛГ возраст . Проблеме формирования этнической идентичности в этнически смешанных семьях посвящены работы Е.М. Галкиной и H.A. Алексахиной. Среди важнейших признаков этнической идентичности у потомков из смешанных семей исследователями выделены ее вариативность и л/ изменчивость . Социологи В.И. Чупров и М.В. Савва занимались изучением уровня самоидентификации молодых людей с этническими общностями и выделили социальные факторы этнического статуса .

Итогом масштабных исследований различных форм идентичностей (этнической, семейной, религиозной, гражданской и др.), в том числе и среди молодежи, стала монография М.Н. Губогло «Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки»28.

Этническому самосознанию современной московской молодежи посвящено диссертационное исследование Е.А. Омельченко, в котором рассмотрено соотношение гражданских и этнокультурных установок молодых москвичей, отмечается важность идентифицирования молодежи с Москвой как местом жительства и родиной 29.

В 2007 г. коллективом сотрудников Института социологии РАН под руководством д.э.н., профессора В.Д. Шапиро изучена- личностная этническая, гражданская и религиозная самоидентификация учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ Москвы семи национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, корейцы и татары). Значительное внимание в данном исследовании уделяется распространенным авто- и гетеростереотипам в молодежной среде, вопросам воспитания этнической, расовой и религиозной толерантности30. Исследование роли этнического фактора в жизни столичного мегаполиса - одно из приоритетных направлений работы Института этнологии и антропологии им.

H.H. Миклухо-Маклая РАН, которое не может не касаться анализа этничности в молодежной среде и молодежной субкультуры в целом. Результатом исследований московской молодежи стала монография «Молодые москвичи. Кросскультурное исследование» (2008). Авторы описывают этнокультурные процессы в московском мегаполисе, рассматривают сложности взаимной адаптации москвичей-старожилов и мигрантов, изучают этнические установки и стереотипы, распространенные в молодежной среде, разрабатывают методы утверждения общероссийской идентичности с учетом этнокультурного разнообразия народов России31.

На сегодняшний день существует большое количество литературы по современным этнодемографическим, этнополитическим, этноязыковым процессам, проблемам этнической идентичности, функционированию и развитию национальных школ у финно-угорских народов России в процессе модернизации32.

Изучение вопросов этнической идентичности населения Республики Коми опирается на результаты многолетних исследований историков и этнографов Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. На сегодняшний день собран и изучен значительный материал по этнической истории Республики Коми и межэтническому взаимодействию33. Процесс формирования этнического состава населения Республики Коми рассмотрен в обобщающих трудах по истории, демографии и социально-экономическому развитию региона34. Одним из первых исследований по проблеме этнического самоопределения молодежи в Коми АССР является работа JI.H. Жеребцова «К вопросу об определении национальной принадлежности детей в национально-смешанных семьях (на примере

Коми АССР)» . В дальнейшем с середины 1980-х гг. этнические процессы в Коми рассматривались в рамках исследований межэтнической и внутриэтнической брачности36. В результате массового опроса городского и сельского населения республики в 1987-1988 гг. была получена информация о состоянии межэтнического взаимодействия, языковой ситуации, в том числе и некоторых аспектах этнической идентичности. Результаты данных исследований этнических процессов в Республике Коми и Коми-Пермяцком автономном округе обобщены в коллективной монографии «Современные коми»37. Также в 1990-е гг. отдельные аспекты этнической идентичности рассматривались, преимущественно, в анализе этнокультурной, этнополитической и лингвистической ситуации в регионе38. Непосредственно теме этнической самоидентификации народов коми посвящены работы Ю.П. Шабаева39.

Значительный интерес для анализа этнического самосознания современной молодежи Республики Коми представляют материалы опроса, проведенного в 1997 г. в рамках реализации российского исследовательского проекта «Этнополитические представления молодежи. Формирование и функционирование». Материалы данного опроса были проанализированы в работе В.М. Пешковой относительно этнической самоидентификации и социокультурных ориентаций городского русского населения Республики Коми40.

В исторических исследованиях молодежь в Республике Коми рассматривалась в рамках истории образования, оценки грамотности различных слоев населения41. Особую группу исследований по молодежной тематике составляют исследования комсомольского движения Республики Коми и молодежь на производстве42. Одними из первых социологических исследований молодежи республики были работы М.Б. Рогачева и О.В. Котова по атеистическому воспитанию и уровню религиозности молодежи в советское время43. В работах В.М. Бызовой и Л.И. Краевой по этнической психологии и этнопедагогике выявляются личностные и социально-психологические особенностей представителей коми и русской молодежи, а также лиц смешанного происхождения44.

В заключение историографического обзора по вопросам этнической идентичности современной молодежи следует отметить, что несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных этнической и проблематике, на сегодняшний день недостаточно представлены исследования способов и инструментов культурных репрезентаций, их роли в структуре воспроизводства этничности и конструировании этнической идентичности в молодежной среде. Также существенным пробелом в региональных исследованиях остается проблема соотношения этнической и гражданской идентичности. Данные ' положения справедливы и для Республики Коми.

Объектом исследования является современная студенческая молодежь г. Сыктывкара.

Предметом настоящего исследования являются представления об этнической принадлежности, соотношение этнической и гражданской идентичности у студентов вузов г. Сыктывкара.

Цель и задачи исследования. В диссертационном исследовании основное внимание направлено на изучение субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне. На основании данных представлений происходит отождествление личности с . одной или несколькими этническими общностями. Цель настоящей работы заключается в определении содержания представлений об этнической принадлежности, соотношения этнической и гражданской идентичности у современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, а также в анализе некоторых практик репрезентации этничности. Поскольку достижение поставленной цели не предполагает полного и всестороннего раскрытия такой многоаспектной темы как этническое самосознание современной молодежи Республики Коми, то исследование ограничивается следующими задачами:

1) проанализировать основные социокультурные - ориентации современной студенческой молодежи Республики Коми;

2) выявить представления об этничности у студентов вузов г. Сыктывкара;

3) определить на основе эмпирического материала место этничности в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара;

4) рассмотреть варианты соотношения этнической и гражданской идентичности в исследуемой группе;

5) оценить содержание этнических стереотипов;

6) показать основные практики репрезентации этничности в молодежной среде Республики Коми (на примере СМИ).

Гипотезы исследования:

1) Этническая идентичность не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации современной студенческой молодежи г. Сыктывкара, имеет сложную структуру, которая обусловлена особенностями исторического и этнодемографического развития региона и проявляется в сложности однозначной идентификации с определенной этнической группой.

2) Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не противостоит ей.

3) Основным конструктом в этническом дискурсе являются категории этнических Своих и Чужих, на основе которого воспроизводятся и поддерживаются символические границы этнических групп. Этнический Чужой представлен в этнических стереотипах и может иметь негативное содержание.

4) Этническая идентичность воспроизводится и реализуется в публичном пространстве на основе этнически-маркированных образов, в том числе и в молодежной среде. При этом этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром и частью молодежного стиля.

Теоретико-методологические основания исследования.

Диссертационное исследование основывается на общих методологических принципах (объективность, историзм, комплексность) и аналитических методах, широко применяемых в общественных науках: анализ и синтез, сравнение, обобщение. В рамках данной работы наиболее продуктивным является конструктивистский подход к этничности (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков). Положение о возможности использования этничности как особого ресурса требует обращения к концепции инструментализма45. Феноменологический подход (П. Бергер, Т. Лукман) анализирует «человеческое создание человеческого мира», которое происходит благодаря деятельности индивидов, обладающих знаниями в виде субъективных значений и представлений. В исследовании использовалась концепция «границы» группы (Ф. Барт, П. Бурдье, Р. Брубейкер). Также принят тезис о символической природе этничности. Рассмотрение роли Чужого при конструировании символических границ предполагает обращение к семиотическому подходу и специфике репрезентативных практик этничности (Т.Б. Щепанская, Е. Омельченко). При рассмотрении идентификационных структур и характера межгруппового взаимодействия применялись социально-психологические теории социальной идентичности (Г. Тэжфел, Э. Эриксон, X. Абельс, В.А. Ядов).

Основными понятиями исследования являются этническая и гражданская идентичности. Этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этнической группой, представления о своей группе, о языке, культуре, истории, а также общие интересы группы46. Гражданская идентичность предполагает лояльность государству, отождествление с гражданами страны, представления о сообществе и солидарность с ним.

Поскольку в рамках исследования анализируются, прежде всего, этнические представления современной молодежи, то не менее важным, чем идентичность, для данной темы имеет понятие поколение. Современная молодежь рассматривается в русле характеристик «постпереломного поколения» (В.В. Семенова).

В области методологии социологического и этносоциологического исследования использовались разработки В.А. Ядова, И.Ф. Девятко, JI.M. Дробижевой, В.В. Семеновой, Е.Р: Ярской-Смирновой, В.И. Ильина.

Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкетного опроса, полуструктурированного глубинного интервью, дискурс-анализа печатных и электронных СМИ, вторичного анализа данных республиканских социологических исследований. Данные анкетных опросов были оформлены в базы данных и статистически обработаны при помощи программного пакета Excel. При обработке данных вычислялись как простые одномерные распределения переменных, так и многомерные. В отдельных случаях обработка материалов осуществлялась методом контент-анализа.

Источниковая база исследования

Источниковая база диссертационного исследования включает в себя следующие группы материалов и документов.

Первую группу источников составляют материалы переписей населения и текущей статистики. Прежде всего, это материалы Всероссийской переписи населения - 2002 г. Они позволяют проследить изменения в этническом составе населения республики, оценить языковую компетенцию населения республики, а также определить социально-демографические показатели современной молодежи республики (распределение по возрасту, полу, уровню образования, месту жительства и т.д.).

Второй группой источников являются данные республиканских этносоциологических исследований и мониторингов общественного мнения. Материалы республиканского социологического опроса «Я и мой народ -2004» позволяют сравнить этнокультурные процессы, происходящие среди взрослого населения республики, с аналогичными процессами в молодежной среде (выборка по учащейся молодежи составила (429 человек), уточнить характер межэтнических отношений в республике на современном этапе. Мониторинг ситуации в области межнациональных отношений в Республике

Коми проводился Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера по заказу Министерства национальной политики Республики Коми в 2008 и 2009 гг. Всего за два года было опрошено 13 52 человека. За последние два года сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ проведено несколько крупных исследований по проблемам формирования гражданской нации и региональной идентичности. Опрос населения г. Сыктывкара в июне 2008 г. по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» (опрошено 452 человека). Опрос в ноябре 2008 г. в рамках исследования «Изучение общественного мнения о развитии гражданского общества» (опрошено 500 человек). Опрос в марте 2010 г. «Север и северяне» (опрошено 900 человек). Представленные выборки - многоступенчатые, сбалансированы по возрасту, полу и этническому составу. Опросы проводились методом анкетирования.

Третью группу источников образуют полевые материалы автора. Территориальные рамки исследования охватывают Республику Коми. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Сыктывкара, поскольку в столице Республики Коми, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре, представлена как сельская, так и городская молодежь со всей республики, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования. Этносоциологический опрос по вопросам этнической идентичности, уровня региональной идентичности и языковой компетенции современной студенческой молодежи г. Сыктывкара был проведен в марте-апреле 2007 г. (500 человек). В исследовании принимала участие молодежь, которая на момент проведения опроса проживала в г. Сыктывкаре и обучалась в вузах (студенты первого - третьего курсов вузов г. Сыктывкара). Генеральная совокупность - количество студентов дневной формы обучения в г.

Сыктывкаре на 2006-2007 учебный год - 15100 человек , ошибка выборки составляет 5%. Выборка - многоступенчатая, сбалансирована по основным критериям: возраст 18-21 год, место жительства (город/село), пол (м/ж), этническая принадлежность (русский/коми/другой). Выборка в исследовании была недостаточной для решения поставленных задач для молодых людей разных национальностей. Русские и коми составили большинство, поэтому мы выделили для анализа эти две основные группы респондентов, а в группе «другие» объединили всех представителей других национальностей (украинцев, белорусов, татар, азербайджанцев и др.).

Кроме того, по методу глубинного полуструктурированного интервью было опрошено 35 студентов Сыктывкарского госуниверситета (СыктГУ) и Коми государственного пединститута (КГПИ).

Четвертую группу источников составляют материалы средств массовой информации и глобальной информационной сети (Интернет). На протяжении нескольких лет (2006-2009 гг.) проводился мониторинг ресцубликанского молодежного издания «Твоя параллель» на предмет изучения презентации этничности в молодежной среде. Значительно расширили источниковую базу данные Интернет-ресурсов: http://vvww.komionline.ru/, http://www.finugor.komiinform.ru/, http://www.komiinform.ru/ и др.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: постперестроечная студенческая молодежь Республики Коми рассматривается как разноплановая и дифференцированная социокультурная общность с определенным комплексом социокультурных ориентаций;

- выделение представлений об этнической принадлежности в специфический предмет исследования позволило определить некоторые особенности формирования этнической идентичности современной студенческой молодежи г. Сыктывкара и место этнической компоненты в структуре самоидентификации молодых россиян;

- показано соотношение этнической и гражданской идентичности в сознании студентов вузов г. Сыктывкара;

- на примере исследуемой группы определен характер межэтнического взаимодействия в молодежной среде республики;

- представлены практики репрезентации и конструирования этничности в дискурсе СМИ.

Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:

1. Этническое самосознание современной студенческой молодежи г. Сыктывкара преимущественно не актуализировано и не занимает ведущих позиций в структуре самоидентификации.

2. Этническое самосознание исследуемой группы базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка и культуры, может иметь множественный и ситуативный характер. При этом понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим.

3. Этническая и гражданская идентичности совмещаются в сознании студентов вузов г. Сыктывкара и не конкурируют.

4. Межэтнические установки студентов по сравнению с общереспубликанскими отличаются более высоким уровнем мигрантофобии. Причинами негативных установок для части студентов является ощущение культурной дистанции и нарастающей тревожности при оценке межэтнического взаимодействия в российском обществе.

5. Для публичных практик репрезентации этничности в молодежной среде республики характерна архаизация, фольклоризация и конструирование образа Иного/Чужого.

Практическая значимость работы

Изучение этнической идентичности современной молодежи Республики Коми имеет большую научно-практическую значимость. От содержания социокультурных ориентаций современной молодежи, осознания ею своих гражданских позиций и успешного выбора жизненной стратегии зависит развитие всего современного российского общества. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях по молодежной проблематике. Полученные данные могут применяться при разработке курсов в высших учебных заведениях («Этносоциология», «Социология молодежи», «Социология образования»). Некоторые материалы и выводы работы могут оказаться полезными в работе региональных государственных органов по делам молодежи, в частности в «Отделе молодежной политики Министерства образования и науки Республики Коми», а также в рамках реализации положений государственной национальной политики Республики Коми.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях и докладах диссертанта, участвовавшего в ряде школ, научно-практических конференций и семинаров: курс «Этносоциология: теория и практика», Институте социологического образования (г. Москва, 2006); летняя школа института св. апостола Андрея: «Религия и наука» (г. Москва, 2006); республиканский научно-методический семинар «Анализ прогноза подготовки специалистов и развитие республиканской системы содействия, трудоустройству учащейся молодежи и выпускников» (Сыктывкар, 2006); международная научно-практическая конференция «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2007); всероссийская молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (г. Сыктывкар, 2008); международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008); международная научная конференция «Проблемы формирования общероссийской идентичности: • русскость и российскость» (г. Иваново-Плес, 2008); всероссийская научная конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (г. Сыктывкар, 2010).; международная летняя школа для аспирантов «European Union Studies: Methodological Opportunities and Limits», ЦИГЕ Европейский университет (Санкт-Петербург, Стрельна, 2010); курс «Миграционная политика и миграционные процессы в

России и Европе», Институт социологического и политологического образования (г. Москва, 2010).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, пяти приложений. В' приложение включен инструментарий-(анкета) и список информантов.