автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этнокультурные аспекты истории государства Крорайна

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сушанло, Фатима Мухамедовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Этнокультурные аспекты истории государства Крорайна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этнокультурные аспекты истории государства Крорайна"

t

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ имени Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукописи

СУША НЛО ФАТИМА МУХАМЕДОВНА

УДК 902.7: 008 »—» «01» — «+» «03» (516) (043.3)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА КРОРАИНА

Специальность 07.00.07. — этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических паук

Москва 1990

Работа выполнена е отделе Этнографии народоЕ Зарубежной Азии и Океании ИЭ АН СССР

научный руководитель-

доктор исторических наук профессор

официальные оппоненты -доктор исторических наук кандидат исторических наук

ведущее учреждение -Институт востоковедения АК СССР

Защита диссертации состоится "/Ч " ¡охя^рА'- 1990 г. е часоЕ на заседании специализированного Совета К 002.76 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук пр Ордена Дружбы народов Института "тнсгра$ии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР /117036, г.Москва, ул.Дм.УльяноЕа, 19/. С диссертацией можно ознакомиться в 'Зибяиотеке Института Этнографии АН СССР.

Автореферат разостан " /О " ^^¿/Л- 1950

М.В.КРЮКОВ

С.И.КУЧЕРА А.ХРЖГЕТОВ

/

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат исторических наук

А.Е.Тер-Саркисян

1-, 0бр1лд елршепвтто тот

Актуальность избранной те№ была ббуоловлена двумя Акторами: как научной; так и практической значимостью исследований подобного рода. В историй Центральной Азии контакты.различных народов на рубяясе нашей эры, в период сложения цеитральноазиатоких этносой, прэдставляют ообой одну и?/оамйх интересны*. гам исследования. Так кёк на "чна Данного йроцесса юшболе" ярко и своеобразно проявлялись некоторые явления, йог юляташ ыделять определение этнокультурные аопектн в проблема, ресекие которых поможет в дальнейшем лучшего пониманий истории. этого обширного региона' на азиатском континента.

Изучение этнокультурной истории народой Центральной Азии предотевллет научный интерес по нескЬлшш причинам: во-первых, на дротяжешш нескольких столетий на рубеже нашей эра этот региин азиотсйого континента играл оамоотоятёльную и чрезвычайно важнуй ролЬ й йоторий народов ЬоойАзии; йо-вторых, эта внушительная по овоем размерам территория.во все Ьремана служила ареной активной политической, культурной, эконо-шчаокой й вдетой даят&льнботй различных народов; в-третьих, в указанный исторический период. Центральная Азия служила своего рода войтом для широкого обспш духовными и материа- : льныш ценноетяыи, ееэлакгЭй а этот процеоо огромные маооы дшдий, как о Боотока, так и о Запада;

в-четвертн^ в результате заимствований различных культурных п экономических доотияёний, народа азиатского ".онтигзнтё получили возможность взаимного обогащения в различна* областях духовной и материальной культура.

Однако, актуальность избранной ?емч опраделяато^ не только Заказанными причинами, Не иенае важным и оврвделящим приставляется тот $ акт, что в целом данный комплекс вопрос) он, связанный о втничеочими и культурными контактами, изучен довольно олабо, в - о время как вое более очавиднгш становятся рольи значение данного региона дня правильного понимания целого ряда существенных проблем истории всего аэиатокого континенту.

Из научной перопактивы использования подобного рода исследований в рамках общих этнокультурных проблей сложат aro практическая значимость. Изучение иатории народов Центральной Азии диктуется необходимостью проявить болей пристальное внимание к истории наших блихайвшх оооедей, к их этнической иотории и культурному наследию, '^то позволит; верное определить как отдельные типы культур конкретных общаотв в древний период их истории, так и их глубокую и взаимозависимую связь.

Мель и задачи исследования. До настоящего времени тема культурных аопактов на фона этнических контактов различных по »ровна и характеру; национальных особенностей отдельных народов в истории Центральной Азии разрабатывалось, главнцк образом, по схема Китай - народа Восточного Туркестана. И,'как правило, по-Д1 нне исследования затрагивали одно* определенное явление духовно'.'. или материальной культуры на различных этапах истории того ш иного народа* Во всех случаях упор делалг: на процесс изменения данного явления под воздействии новых культурных осо-баяносгей.илв ке показывался своего рода новый виток культурных доагашшй.

В Í3ss;sl диссертационной работе Cata поставлен«; цель раасмот-< реть этническая ювгсаяпаш su втаял укшаявнной схеме, а именно:

местное населения юкных оазисов Таримскогс бассейна, прэдстаз-ленное негчолышш различными этническими гшппамии китайцы ' на территории государства Крорайна й пераод со II в. до н.э. по У в.н.э.

Степень разработанности данной тдш и состояние исс'-здуемиго вопроса.в настоящей время позволили автору рассматривать избранную тевд в русле широкого круга прс'лем. С одной стороны были исоледЬЕЗна этгичес ло контакты в истории государства Крорайка, цроыохойщёшэ; агияниз самобытный особенностей одного из отме-чашшх. народов ка другой, о другЬй оторонЙ - явления культуры, которые ирэдотаадлл!» собой основные дз всего шогообразия культурных квлвтй в иной этнической орадо. Таким образогл, задачи кссля-дуекой. тома когут быть сформулировшш в трЬх п^шиах:

1) бши сделана попытка реконструировать историю Государства Крорайка но шешзшшм источникам, которие содержат разлитого рода ЬаддателЬсйЬ' о его кз-"ёдйягзльпсогй« Сведения ¿3 езоь-манннх источников.дата,танке войгойшоть рассмотреть ¡©а ваншх вопроса в историй государства - вопрос об истинном местоПолог,энш1 столицы Крораины к вопрос о причинах, воледствии котооыг Зто государство яризло в упадок й исчезло о карты Центральной Айпц;

2) показать( что территория государства Крорайна нй рубеже нашей эры предотэвляла собой мэстовзаик действий различных по своим этническим и культурным признакам народов, о одной стороны которой присутствовало мастное население южных оазисов Тарилакого бассейна, о другой - китайцы, ооно&авпив широкую овт4» Ъоанио-земледельческих поселений в Центральной Азии. Совр манные антропологические исследования матёриалов о Территорий древней Крорайна позволяют рассматривать этническую историю местного наоелвний ив-

них оазисов Таримского баосейна в неразрывной связи о историей всей Центральной Азии. В связи о этим была также поставлена задача наследовать кошдвко вопросов по этнической принадлежности местного населения;

3) выявить основные явления духовной и материальной культуры, их особенности и своеобразие, которые на почве этнических контактов приобрели несколько иные черти. г:о, правде ваего, относится к буддизму, религиозные в идеслогичвские формы которой на территории Крорайич, претерпели определенные изменения. Среда явлении материальной культуры наибольший ш. эрео представляют образцы ткани и одежда, строительные постройки, бытовая утварь. Образцы 'этих предметов являли собой примеры совместного использования предметов материальной »ультуры, по своему происхождению принадлежащие разным народам.

. : Объекту исследован^, хронология и источдири. Объектом данной диссер' зционной работы является древнее государство Крорайна, которое располагалось на территории даних оазиаов Таримокога бассейна . Хронологические рамки исследования ограничены периодом со II в. до и.э. ш У в.н.э., то есть периодом: который возможно реконструировать по сведениям из письменных ваточников и материалам археологических раскопок. В овязи с этим в работе упоминаются три названия государства: К^зрайяа, Лоулань и Шаныоань. ■ Первое название "Крорайна" было восстановлено по сведениям из документов на Кхароштхи, которые свидетельствовали о событиях или явлениях из жизни местного населения, В письменных документах на китайском языке упоминаются два других названия* "Лоулань" является китайской транскрипцией местного названия "Крорайна", и китайские источники содержат его до 77 г. до н.э. После этой даты в китайских источниках государство носит название "Шанынань", которое, предполо-

жительно» также предотавляло собой ки-чйокзю транскрипцию названия одного ип населенных пунктов на территории государства "Чэрчэн".

Источит-я, использованные в процессе исследования, могут быть, уоловно, подразделены на две категории. К первой категории источг^-ков относятся все письменные источники, которые в свою очереди де -лятсл на две группа» В пвтстю гшпш? входят письменные документы на кхароштхи и китайском языкё, игранные в ходе археологических исследований "азлг -ными научными бкспёдицйями н^ территории южных оазисов Тарамского бассейна» Основная мссса докук.нтов на кхароштхи была обнаружена в руинах оазиса Шя, который в период существовав государства Крорайна, представлял собой один из важных приграничных округов в Западной направлении. Неокольцо документов было найдеко в оазисе Эндере, расположенном в 50 км восточнее оазиса Нйя, и, наконец* около 50 документов - на западном побережье озера Лэбно#» В общей оложйости документов на кхароштхи было обнаружено около 800 полных текотов и фрагментов. Эти документы предота ff-ляла собой деревянные дощечки, ¿списанные о одной стороны, кроме того, было аайдано некоторое количество документов, выполненных на бумаге, коже й шелке. Ооновная и важная работа йо дешифровке документов на кхйройхи былй продёлала европейскими ученыш А.М.Боером, Е.Дя.Рапсоноы, Е.СвнартоМ, опубликбвавшЕх в 20-х гч>дах основную Массу этих документов й 3-х: ioMHoti йздс aai Йербводом содержания документов на аиглий'жий язык, лингвиотйчесйим й грамматэчеокям разбором языка ¿дак$мвнтоз Ш кгароими заншйлой Т.Берроу^. Средй

1 . Boyer A.M. end othere £ed). Kheroathl inscriptions discovers!

Ъу Elr Aurel Stein 1л Chinese lurk-Jbm /3 Oxford; 1980-1925

2 . T.Burrow. A translation of the khsroSthl doBuments from Chiniee

TurkeetaD. Londonj 1°'tO

- с -

советских ученых, дешифровкой содержания этих документов и их все-сторонниц анализом занимаемся М.И.Воробьева-Дэсяторская , Содержанка докуи.нтов на кхароштхи представляет собой различного рода деловую и официальную jiepemcicy, личные письма, а также несколько литературных, и о'уддаисккх текстов. Хронологически документ^; на -кхароштхи относятся к сар.Ш в.и.э. - сер. III в.н.э., и охватывают, примерно, около 1СЮ лет. Документа •-а китайском язика, обна-оукашше такао на территории Крорашш, во многом схо;?л о документам! на кхарощтхи, Относятся она к одному »ре,узка, Сил;: выполнзни на одинаковых материалах (дерево, бумага глк шЕлк)., были обнаружены в одних и тех же местах. Всего било обнаружено более 700 дсжу-нвнтог на китайском языке, из них 6^0 целых Документов и фрагментов было найдено в районе р"ера Лобнор и лишь незначительная часть в западных областях государства. Документы на китайском языке содержат сведения,. раскрывающие различные стороны деятельности китайских роенно-зашздельческих поселений на территории шных оазисов Таримокого бассейн?, В йблом содвряаняа документов на кхврошт-. . чи и iqnagcKoM языка позволяют сдалать некоторые выводы относительно этнической ас г ори;: и культуры государства Крорайна.

. В ходе %хеологачваких исоледовяниЁ на территории Крорайны в 7и-х й 80-х годах китаизкккс: йаучнымй экспедициями било также обнаружено некоторое кбл^ество письменных докумзнтов на кхароштхи . к китайском языке, Однако, в нао^сящае время эти документы пока : . иа издана, Tali .как. находятся я Ьтадии исследования.

1 И.Й.Воробьеьа-Часятовокая.Цндайод в Восточном Туркестане в древности (некоторые социологические аопёктыК Сб. "Восточный Туркастан к Средняя Азия. История. Культура, Связи". !,!., Наука, 1984. Памятники индийской у, тибетской письменности I тыс. н.э. из Врстр.чяого;Туркестана в Средней Азии как источник по истерия в kjjSwTpe: Автореферат дас.. ... д-ра ист.наук.(АН СССР, ИВ Х0.-Л..1988). .

Вторая гругпа письменных источникгв представляет собой сведения из китайских династийшх хроник эпохи Хань/iII в. до н.э. - III в.тэ.) и сообщения будайоких паломников» До недавнего впемани сведения из указанных письменных источников представляли собой единственные свидетельства по истории и культуре народов Центральной Лзий. Однако) о появлением письменных документов, обнаруженных на территории Крорайны* поягллась возможность болев объективного подход"' U .• хлодований вопросов истории I культуры местного населения кшшх оазйсой Таримского ба.сейна»

Вторая категория источников Представляет собой оэзличннэ элементы материальной -удьтури,- которые были обнаружены в ходе археологически* йсбледовашй на территории Крорайны. Вое. обнаруженные строительные сооружения к моменту исследования были оохранеш) только частично, тем не манеа, а по этим остаткам ученые'имели возможность судить не только о строительной технике древних строителей, Но и 6 дайеройдациЕ этих соэружений'по социальному и этническому признаку» К этой из категории источников относится и большое количество таких элементов материальной культуры, как сох-рышвшиеоя фрагменты тканей и различные предайгц одагда, а текла продаеты бытоаоЯ утвара. Зяемантн материальной культуры вродотав-лявт интерес kä только о точки зрайия ах исторической ценности. Заачшдойть их ваклвчаетсй ещё й в «ом, что вое они содержат важяув и Необходим^ йнфорж .ащ так как nö отдельным предметам можно воссоздать в целом материальную культуру того пла иного народа в ее киеом фуйадоюфрййШш. (Ушако, лйзбоЙ элвМейт ¿атёриальйой культура, тем байве еолй еН возр&й* йочйОййвто^ несколькими öioAenw-ки, не только функционален, так квк его внешняя форма дактуетоя не одним 'Практическим ааэначениеы. Дяя данного йооледбвания впжяям

фактором является принадлежность того или иного элемента к носителям той культура, частью которой он првдатавт.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория исторического развития древних'обществ, Определенную роль в исследовании поставлеищх вопросов, сыграли работы со-, ветских и'-зарубежных этнографов, в которых разрабатываются общие проблемы развития духовной и .материальной культуры.

Степень изученности проблемы. История Центральной Азии в целом, различные этнические1и культурные аспекты её исторического развития по -отдельным'регионам ила народам, изучены довольно подробно как советскими, так и зарубежными учиннмц. Большинство последователе;'', 9 хода археологических работ на территории даавяей Кро-райни,' .столкнувши« .с ' сохранир^вмвся оататкагт существования этого государства, • ошечьли егр -Уникальную значимость для потораа всего азиатского континента. Однако, количество исследований, провеявших на матепаалах различных археологических експедшцш, до недавнего 'времени было незначительно. Одним из .санах ранних по времени исследований является работа, посвященная изучению образцов -тканей с территории Крорайаы, которое црдешдаджит. Вшш Силван1. Это Есследаваийа вродставляат сооой. важный этап в изучении ранних культурных контактов мевду Востоком и Западом. Шаросы государственного устройства, некоторьз культурные и э-ономлчаскиа acneini истории Крйра&на в .' русле исследований х'.отории .ЕндаййКЕХ кйкЬний на территорий Îfeùi-ральЬок ¿ЗИИ/ стали предметом исслйдоввний советского учёного

I. V.Sjlwan,Woolen textiles of the l,ou-I-aii people;- Reports from

the scientific expedition to ths iiotfctl-Westerxi proviacei .of Chine. . -, The..Tieo-S*edisB expédition:. Pubi. "15. Gt.&ckholc, ¡9'»'.

М.К.ВоробьввоЁ-ДеоятовокоК'®-. На основе многочисленных сведений йз дравнич китайских исторических сочинений была написана историй дрэйиих государств на территории Восточного Туркестана, в'чьоло которых входил и древний Лоулань, обвётскш ученым М.В.Крюковым2.

Научная новизна данной работы заключена, прездв всего, в :а-мой постановке проблей и её основных направлениях-, так как специальных, исследова^шй этнических и культурных-аспектов в едином круге проблем, относящихся к истории государств? Крорайна, до настоящего времени но яроводаооь. Новым пстойенийм лзляотся такта привлечение в качестве объекта аоследования не Одной или двух этнических групп, а нескольких, составляющих основное населенье государства. В качестве культурный оопок.ов Крорайчв впервые были рассмотрев явления духовной культуры и продгйзтн материальной культури в комплексе проблем взаннбдейотвйя меяду Востоком и Эа-йаДом. ...'■■•';. -.•■■'. . •

Практическое)' 'значений таб^тн. Внводы Проведенного исследования, в целой, егй основные Поправления могут представлять практическое значение и профессиональный интерео дяя специалистов, вгни-к цихся как .'йн01фа$йей Центральной Азий й общей плане, так и отдельными проблемами этнЬкулЬтуркых Бйаймойёй.сйий йежду различными народами» Материалы й результаты последованных проблем могут быть ¿аккэ яснользованы при написании ргзлйчныХ курсов лекций по древней истории АзиП цЛя историчеоШ й воотоковедчёоких факулв-тотов ВУЗой< "

1 Воробб0ва-£есятозокая М.Й.» 1584, 1986».......

2 Восточный,Туркестан ё плавности й ЬанйШ йрШивековьа. Очвркй йоторкй. Мм "Наукё, ~ ~ "

Апробация диссертационной работы. Текст диссертационной работы обсуждался на заседаниях отдела этнографии народов Зарубежной Азии и Океа..аи ИЗ АН СССР (1987 г., 1920 г.), а также на заседании сектора истории сопредельных стран отдела дунгановедения АН Кирг. СС? (1990 г.). Определенные гоцо~вния диссертационной работы были отражены в некоторых публикациях.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из вве-.. девдя, двух глав» заключенияи библиографии.

II. СОДЕРКАНИр ГБСЕРГАЩТОШШ РАБОТЫ . '

Во в^еден^и автором показана актуальность избранной темы, определяется основной комплекс проблем исследования, указываются хронологические ра>лки исторического анализа, рассматривается степень разработанности исследуемых задач. Ейась говорится об истории исследования, шных оазисов Тарим.ского бассейна. Далее дается подробная характеристика использованных источников, оорбре рнимание уделяется вопросу достоверности этих источников, Отдельной частью во введение была включена "Истооид государства Крорайнр", которая может быть условно подразделена на два периода, ранний ж Оо8дяМ. Ранний период истории Крррайны, ограниченный рамками оо II ь. до ' н.V. по II в.н.в., быд восстановлен до сведениям аз китайских исторических сочинений эпохи Хань (III в* до н.э. - III в.н.э.), и в связи с этим, в этой части работы, в основном, использовалось название Лоулань или Шаньшань. Поздний период в истории государства макет быть реконструирован пй {¡йедёниям Из письменных документов, обнаруженных йа его тёрриорий. Деш&р0вка етих документов показала, что она датируатсй cép.lll в^н.а. - cep.íJ' й.л.в. Дакумёйты : ва кхйроштхн м ылайскы языке ооДе£гат йвмайо сведений, позволяющие судить о Сппмашчй tatffyagiyg*, жовомик«, 'ультуре Крорайин.

- ir -

Особое внимание здссь било удалено, исследованию таких вопросов,, как вонроч об истинном местоположений-отолйцы государства и причинах, привода'х Крора!шу к упадку.

Пасппд глава "Этнический состав наоелзшш государства КрораЕ на" состоит из двух разделов и лооввдена проблеме зтннчрской íipá-• надошнооти насолекйя шних оазисов Таримского бассейна, a тагасе эткМеским контактам- tía территории государства Кроройна.

В первом пазу ja. данной главы "Мооткой imot íemie шинх оазисов Тарикского бассейна" na основа.антропологических иоелвдовяиий с территории древней КрораЙнн» а така'а сводаiaiï из лиоьмешшх источников была оделг"3 попытка рассмотреть воироо об этнической , иршгадоетаоата народов, аЬотавяаявде: основной оостэв местного населения. Этническая ноторй народов, населявших территорию Крорай-нн Moáer бить условно подраздоланй ка два этапаи• лроолезкшюетоя с эпохи бронзы, а.шеино о III-II rao. до н.э. в погребениях у потоков реки -Тарам -'Кунч-дэрья рнтропологйчаскиз шХшдованяя человеческих черепов поаазали^ что ока относятся к европейской раоа п по характеру norpstfsiiM во. многом охолш. о афанарьевоко-аидроновокой . культурой. Сибирй и Срадашй Азии1« Несмотря на то» что антропологические матвриёлй брокзоМго бйсз были йбмногочиолешш, есть вероятность того, что древнейшее шоелешш шйыХ оазиоов Тарвмокого ' бассейна представляло собой иадоевролойс ш народы, проникавшие вглубь Центральной As. ли б оаиой ранийй волной переселения кочевнй-ков о северо-запада. Второй зтап этнической иотории охватывает, лэ-. риод с конца I тыо. до я.9. - начало кашей, эры, именно в это время/ происходило езложейие 'основного ыеотного пёоелёния дяннх оа'вйоов Та-*

1 Хань Канаянь. Каогу otoadao, 1986, № 3. Спьцвяп Кутг«э Tj^toj нуди жэньгу ЯНЬПЗЮ.- С.373-374. ::.

римского баосейна. Антропологический материал до исследованию этнического состава населения Крорашш был предоставлен третьей центральное зиа^окой экспедицией А.Стайно I9I3-I9I5 гг.1, китайско-пшадской экспедицией Свен Хедина 1928-1934 гг.2 и китайской экспе-зпвдей в Синьцзяна 1980 г.3. Однако, вывода ученых по антропологическим исследованиям были неоднозначны. Пять черепов из коллекции А.Сгейна были определены, как "лоуланьский" тип, являвшийся прома-»уточным, между монголоидами киргизского типа и иранским типом Памира^. Коллекция китайско-шведской экспедиции состояла из II черепов . Jipa чэрапа имели выраженные черты китайцев; два чврэпа - нран-цав; остальные были приближены к нордачзскому типу, и в них прослеживалась близость к "лоуланьекому типу" из коллекции А.Стейна. Современные антропологические исследования позволили Хань Кансиню дать неоколько иное заключение, которое не подтверждает предшествующие исследования. В коллекции китайской экспедиции были обследованы 6 черепов, из которых один шел монголоидные черты, остальные были-отнесены к индоафганскому типу. Среда'последних выделялся череп с переходными чертами к яамиро-ферганскому типу. По шзшю китайского ученого, наоеленле древней Крорзйны имело тесную связь о саками Средней Азии®.- Антропологические материалы с территории Кроракны ' этего периода свидетельствуютЧто местное Население юных оазисов

1 .A.KuxÇh. Human skull: from encient cemotríea in the Taria Basin. ."Jour, oí the Royal Antropological Institute",vc.\.59,1929,-p. 149-1S0

2 ;Hjortsjö und A.V.'elaEder. Das sohädel und £kelettgut dar archkcHogi-

schen Untarauchngen in Ost-i .rkestan» Stockholm* 19^2

3 Хань Квнсинь, Синьцзяв ЯоуЛань чэнцзяа гама нвньгу аеньлэЙСйэ тэчжэн ды нньцаю. Жзаьлэйойэ оюэбао, I9BG,* 3.-С.228-242.

4 a.Keith , 1929.-С,176,

5 Хань Кансинь, 1986.-С. 241.

Таримского бассейна было неоднородным по своему соотаву, а также заставляют пересмотреть предположение об индийском наоелении в этом региона Нпнтралыюй А„ли.

Письменные документы на кхароштхи не оодерзкат прямых оведений

0 народах, проживавших иа территории древней Крорашш. Тем не V -нее, в некоторых документах говорится о племенах супи, совершавших набеги на заиадаыи районы государств, о хотанцах, жителях соседнего Хотана, а такав о кйтайцах, проживавших в восточных районах Кро-райна. Сзодениа о племенах суш пмэются в 19-ти документах*. Данные документы свидаюльотвуют, прежде всего, о той опаснооти, которую представляли собой частые набеги на населенные пункты Крорашш племен супи, однако, сведений о том, что приставляя собой этот народ, основное место его проживг шя, его численность и т'.д. осталось не

' откачанным. До недавнего времени оущаотвовало мнение,' что-племена оупИ; вероятно, следует отовдеотвлять й ,ояньбийд^„ш, основные оводе-. шш о которых имолвс'ь в китайских исторических сочшюннях эп,охи Хань. 0днакО( при сопоставлении разрозненных данных из зшх'п сочинений более поздних эпох, появилась еще одна версия. Как очитает китпйокий ученый Чжао Лишэнь, рй^ь идет о лйтелязс.гооударства Нюй-го или Восточный Йюйго, который по имени своего вана Суг • в некого---рых случаях называлось "гооуДарМЬо Супи". Государство Супи было расположено на юго-западе от Яаиьпань. Оп граничило о Индией на западе, о Туфань на шп, с Т^гунЬ и Даноян на востока и о ХотаноМ., . на севере. Не смотря на то, что государство Супи не имело прямых границ о ШаньшаНь;' племена супи» через те]?риторйи..оооедних государств» совершали чаотне и разрушительны-; набпга йа его' йаНйдлып

- районы2.

1 Т.Яиггот» Дд^,' ' ■

- 2 Чжао лйшэн1,сйкц8ян с^ньлань цюйлувэн! цвйнЬшу йэйф Ы ВДоши хз

фэНьои.ЛайЬчжоу даоюэ оюэбао,» 1,1989.-С.6б». г '

- 14. г

Шоколько большае чоличаотво докувднтов ко кхароштхи, боло о 30-ти,' оодарщг различного рода сведения о соседнем государстве Хотан и его жителях1. Исхода из содержания даянрх документов, мовдо су дать о характере взаимоотношений между лстаном и Крорайной. Чаще, возго документы упоминают о различных деловых сделках между местными жителями и хотанцамй. Поллтнчоскпп отношения между соседними государствами, характеризуются в документах дипломатическими и торговыми посольствами, хотя некоторые сведек-лг свидетельствуют о во-(лшых столкновениях по поводу границ. В конце У столетия, посла распада Крорайнн,.ее ля западная область Чадота о центром в разное Нля, представляла собой один из восточных приграничных районов Хотана. Хань Кансинь и Цзо Цзунсинь, после исследования двух черепов, воарасг которых а тавлял-'около 2 тыс.лет и обнаруженных в районе Хотана, пришли к заклвнеюио, что мшэду древними лоуланьцами, и хотанцамй существовала этническая близость и, возможно, что эти народи имели один этнический корень*2. Согласно оседаниям из докумзн-

. • ' • - гг

тов гш кхароштхи, ¡штайцы были и среда Мастного населения . В 4-х документах речь идет с китайцах, постоянно проживающих в Крорайне, 'i.e. вводивших в. числ: мостнах жителей. В двух остальных документах упоминаются ¡штайцы, вероятно, солдаты -китайских воанно-земяе-дёльческих поселений на территории государства.. Письменный документы кз китайском языке, Обнаруженные одновременно с документами на кхвроштхн, содержа* чрезвычайно мало информации о мастном населении Крорайнн; Только в 3-х сохранившихся фрагментах документов имеются

I ".mjuitov ,1940.

2 Хаи£ Кансинь, Цао Цзуноинь, Сицьцзян Лопу Санбулаг* дайцун муцчан ^ тоугу дМ кайцю пй фуюбнь. Каогу юй йаньу, вып.5,1987.-0799.

т." чате« • 1940.

- 15 - -.-'.,'

•упоминания о мастных кителях, который рпределялрсь как "юэчжи"^'

О принадлежности .местного населения Крорайнн к тохароязычным племенам Центральной У зли до недавнего времени говорили почтя все исследователи. Однако всесторонний анализ местных заимствований в

язшсе документов на кхароштхи дали.основание М.Н.Воробьепой-Дасято-

2 ■

вской опровергнуть ото утъарядоние ,

Тагам образом, данные антропологических исследований и сведения из письменных документов на кхароштхи я китайскогл языке дают возможность-считать, что местное населенна юнных оазисов Тарямского бассейна, несмотря на некоторые спорные моменты, имело тесную Связь с древним кочевническим миром Центральной Азии. ..

Второй паз дал данной йяави "Китайские военно-земледельческие поселения на территории государства Крорайна" посвящен вопросу, о роли и значении китайских поселенцев в истории Крорайнн.. Др -данному вопросу были привлечены сведения из китаНрках династишшх хроник и документов на китайском, языке и кхароштхи. Военно-земледальческке поселения китайских императорских войск - "тунь тянв" в Западном крае появились в результате раскисания фактических границ за счет-заброшенных или целинных земель,'-а'.тр'кэ^ за дчет нокщальногр присоединения ряда владений на основа пОбольско-договорных отношений, между Китаем и соседними. государствами, Появление китайских военно-земледбльчэских поселений в Центральной Азии относится к началу II а. до н.э. На первых порах деятельность китайских военно-земле-. дельчеоких поселений ¿ыла приозана обсспичить продовольствием китайские войска, охранявший ^торговые тракта Великого Шелкового пути от нападения многочисленных кочевых племен. В. дальнейшем, когда политическое влияние Ка-.'ая было зйачйтально укреплено в Центральной

* Лоулёнь Пия Шаньшань ваныау. [;кнь Хань Вэй Цзинь Ийньшань вйнь-сянь. Бейцзин, 1985.

2 М.И.Во£юбьвва-Десятовская, I988.~C.18. '

Р.?им, военно-зешшдальческие поселения играли роль проводников китайской политики в Западном крае¿ Об этом свидетзЛьствует учревде-. ние административной должности ду-фу - генерал-губернатора Западно-, го края. Военно-земледельческие пооаления китайских войск располагались вдоля всего' Великого Шелкового пути на всей территории Центральной Азии. Однако¿.гх число й количество.ресквартироваишлс солдат было неоданакоизыш,Так на щйом тракте их было намного меньше, чем в центральных районах. Об этом мокло судить по находкам дптайо-ifflx документов на территории Крорайны. Если в Самой восточной точке государства - Лоулана было обнаружено 600 докум~чтов, то в Ванадаых областях - Чс.дотё й Шдера - чуть Уодыдб coiiái кигайоких документов. Первое китайское вбейкЬ-ЗашхеделБ^еское поселение на территории Крорайны было учреждено tí 77 г. до h.ü.¿ и явилооь следствием установления nocíолБокб-договорных бтношоашй нвзду Лоулакеы л Китаем1. Располагалось otó в столице государство - йбюйь. В рйзные периода истораи Крорайш численность китайских поселенцев была неодинакова. Вероятно/ ото вавпссло, црёвдэ всего; от причин экономического характера* Первое поселение быЛо основано сшаш 1 офицера и 4U солдат. Однако, уке к . ;oimy'í в. до н.в. число китайских солдат возросло до 3 тыс.человек. Вероятно, етб число было несколько Завышено* тем на менее; лвбое увеличение количества китайских пооеленцев говорит , в первую очереди¡ о возрастании.й укреплении позиции китайских Еоеннб-ЗамледальЧеаких йоселений £ Центральной Азии. Прямое назначение Еочниб-еемледёЛьчаокш: поселений - Снабжение продоёоль-ствзам китайские войска, охранявшие торгбвне пути, и многочисленные йосольства ооуществлялоот за счёт собственно обрабатываемых полей,

1 И.Бичурнн. Опноание Джунгария и Йооточного Туркостана й дровнем я нынешнем ооотояьий. СПб,1829, 4.1.-С.14.

которые орошались водами реки Тарим и озера Лобнор, Однако, со временем воды этик источников стали уходить в пески -пустыни Такла-Ш-кан и их уровень становился о каждом годом все ниже. Вследствие этого естественного процесса урожай хлеба стал ежегодно уменьшаться. По-видимому, с уменьшением количества поставок продовольствия, Со временем стало уменьшаться и число с >лдат в китайском военно-земледельческом поселении на территории Крора&ш. В разные периода истории Крорайны роль китайских военио-ззмлодельческих поселений в государстве была неоднозначной. В ранний период истории Крорайны, V вероятно, китащы осуществляйте только контроль н охрану торговых трактов Великого Шелкового пути. Их деятельность в политической жизни государства носила достаточно активный характер, о чем говорят съедения о вступлении на. престол правителя Вэйтуцы, получившего воспитание при императорском двора в 77 г. до н.э.*. Однако, в Ш-1У вв.н.э., по свидетельству документов на кхароштхи, "китайская администрация не вмешивалась во внутренние дола государства .

Вторая глара "Духовная п материальная культура населения Крорайны" такяе состоит из двух разделов.

Первый раздел "Роль буддизма в истории и культура Крорайнн. Местные добуддайские верования*' поовящей вопросу о положении буддизма а общественной и культурной аизнй государства, который в . поздний исследуемый период представлял собой господствующее религиозное учение, здесь также рассматривается вопрос о месте добуд-дийских, мастныу верований в сиатёме религиозных Воззрений местного населения. Этот раздал основывался - на таких источниках, как письменные документы на кхароштй и материалы археологических исследований.

1 Й.Бичурий, 103.-С .13.

2 М.И.ВоробЬйва-ДесятовскаяД9В8.-С.34. :

■■ . - 18 -

Буддизм го многие века йвоаго распространения за предали Индии настолько пролик во вей сфера культуры различных стран, по стал ç ï нестьбмлексй чаатьы. Поэтому, йрослекийая проникновенна буддизма в различные культурша области одного народа, 'такие, как иовуоо:г0о*''фтвра!1^ j мкно обнаружить немало

свидетельств изменения н развитая sroii рал1шш на новой культурной почве, отличной от первичней;,Ьрдаально-аконощчзскца связи буддизма с грсудэрствешшл вяшратсм в исторшг Крорёйш : позволяю х- лучка riokaîb• kajeriep;общвстввШшх.отцойейкй. а. этом государство, тем более ï что будцзйскые монаогарн; фушсцно^шроБавшие почти й Kaiyioii об-дзем, о чем ошдательЬтвует1 ерхаолопНзскив исследования, сами стали сущаотвешйм фактором Qop:/. ровайя stiîx отношений. Широкое распространение буддизма в Центрально" Азии отнооитег! по времени ic периода Ьущэстйовашгя Куианокой iaa^ около I в. до н.э. О появлении к нрслосса распространения буддийского учОййя па. территорий Крорайны точных н кошеретннх свадаиШ но шлозтея. Однако, в ,111 ¿.iuö. Ьуддцшд дрёдсйвл!хл '¿обой c^iiiçiaûbiiya л insipoKO распространенную рслнтз в схсл государства. ß шогочйслэщшй документах на кхароштзш Ьодаркйтой больаоё кЬл2ч9отво.фор;лул, ' терминов и иМан собствашшх, которые :меюг будпд:йокоа цроноког-дзкио. Традиционная бу&г'йская терминология И будцийские икона имели икройоё раейреотрананно во всем будаййскоы миро Индии в Центральной Азии¿Там нё менее, ороди документов почти не ьстречаются будадйокиа такой!, раскрывайте те или шйе дохтрнналь-иые стороны этого учения, что было бы естественно при широкой сети действующих буддийских монйетырей и храмов, Вйроятно, небольшой размер деравянннх табдичек. йа которых был написан текст документов, значительно ограничивал размер и оамого текста. Однако, как прзд-ставляеФся, йёпоорадстаойная бййзость Крорайнн к Хотану.известному .

будпийокому центру, дает возможность предположить о тесных контактах между буддиотами оосадних государств, что должно было отразиться и на теоретической стороне буддийского учения в деятельности монастырей и храмов в Коорайне. Сведения из документов на кхарошт-хл отражают, как деятельность буддийских монастырей, так и общественный статус буддийских монахов. Здесь необходимо отметить, что на территории'Крорайны мы встречаемся с трансформацией такого традиционного для раннего буддизма явления, как институт шраманов. Согласно буддийскому учению, шраманы представляли собой последователей буддизма, принявших религиозное посвящение, по проживающих ореди трян. Тем на менее, последнее не мешвло им следовать всем строгим и жестким заповедям буддизма, В Крорайне же институт шраманов претерпевал значительную эволюцию. Так буддисты-шраманы кромо семьи имели и наложниц, в качестве собственности большие участки земли, виноградники, рабов, могли активно участвовать в общественной клз-нн государства. Подобные изменения встречаются и в положении буддийских монахов. Некоторые документы содержат сведения о наличии • у буддийских монахов, проживающих в монастырях, дачную собственность в виде денег, шелка, рабов, земельные участки, УЧастйе монахов в общественной жизни проявлялось в том; что они заключали различного рода деловые сделки, могли выступать свидетелями, принимали участие и в военных действиях1.

Успех буддизма во Всех местах на территорий Центральной Азии, прежде всего, закреплялся строительством большого количества монастырей й храмов, буддийский ступ и Прочих святилйц. В Центральной Азии, начиная о I в.н.э. этой буддиЕской традиции находи'Гоя нёмало свидетельств. Что касаетоя КрорайВы, то В письменных доку-

I Т. Ртго* ( 1940>

гзнтах не зафиксировано ни одного названия монастыря или другого буддийского овятшшща. .ОднакО( археологические ьооледовашя на яго' территории обнаружили немало ойьшх различных по своему назначению буддийских строений. К шш ошосягоя буддийские храмовые комплексы в Лоулайву. ¡Мраке и Hiut¡ Иатёреоho¡ что будайекай храм в Лоулайа обслуштал.йо (ебтЬко шотних буддастов, но и служил нрксташкдо дая буддийских паломников, слодеваю'й lío Великому Шелковому пути К овятш маотам в Индию. БудщШский комплекс в Мираае имел самую длительную Коториа своего существования. Тек после упадка государства Крорайна, bit длительное врейя использовался' .лботцамп. Гослбдст- ■ вукхдза лоловенке буддизма в; Ьбщёствейной жизни Крорайш не исключало наличие других религиозных воззрений i Неоднородность этнического осютава населения предполагает; что история становления буддийской религии происходила в процеосе сосуществования с добуддайскими верованиями» Об этом можно судить iío Ьведениям из некоторых документов на кхароштхи, Вероятно! в Них кашли отражение Пакоторые верования мастного насёлешя mi¡j¿ ЬазисЬЬ ТаримскогЬ бассейна. В документах говорится Ь культе йвдййк; культе Topi 6 женщинах, занимавшихся колдойотвом1. •

Второй раздел этой главы - "Материальная культура населения КрораЬш до материала^ йрхеолойческйх доследований''^ Здеоь была поотавлана цель - дать ойновные спдания о материальной культуре йяовлвнйя КрораЙны. Йстбчниками дйя этого раэделй ЬослужшШ; й пер-вуй очервДь HlapaaJiti йрхёолоМЗеСкМ исзоледоЬанйй &á террито£йи Крорайны, в твкжя Heicotoptia сведений из писЬменйнх источников. В данном раздал« $ооомат|)й1 аютой основные влементи материальной куль-

I Т.Burrow J tg4o.

туры; ткани и одевда, строительные постройки, бытовая утварь. Здесь же была сделана попытка проследить некоторые истоки культурных элементов по их принадлежности к различным "этническим группам. Формирование основных элементов материальной культуры населения Крорайны происходило по двум основным причинам. Периая из них -это этнические традиции, под влиянием которых то или инйи элементы сложились и сохранили, свою форму в иной культурной среде. Второй причиной является влияние природно-климатических условий.■

Археологические исследования на территории Крорайны вернули к кизниогромное количество предметов.материальной культуры. Расположение этого государства ка узловом пункте Великого Шелкового пути способствовало взаимопроникновению-и взаимовлиянию ывжду Востоком и Западом и в области материальной культуры. Это своего рода смешение культурных элементов, -происходившее почти на всей территории Центральной Азии, явилось как-бц отражением процесса аияи-чеекпх контактов.

Б исоледуешщ период Крорайна представляла собой относительно самостоятельное и независимое государство, и ее торговые связи с Китаем лучке всего промениваются на примера торговли с шёлком. Так в одном документе на кхароштха говорится о прибытии китайских . караванов с шелком*, а по свидетельству аз древних китайских ис- . точников, взамен китайца получаАа зерно и другие продукты, которые, вероятно¡ шли на пропитание китайски* йойелйнцеа« Китайский шелк , бывший основной статьей китайского экспорта, пользовался чрезвычайной Популярностью. Ценность его была, обусловлена еще и те(.( обстоятельством, что несмотря на наличие в обращений золотого сгвтера (основная денежная единица) китайским шелком выплачивались долги или платили за определенный провййлоотй. ¿китайский талк изготовлял-

1 Т.Burro-?) , 194!), о.9, íi 35.

с. определенных размеров, туго закрученный в рулоны. Поэтому в документах на кхарошгхи, когда речь идет об уплате шелком, имелся в виду именно рулон иелка.

. Судя по документам на кхароштхи местное население носило оамуй разнообразную одеззду. В двух документах содержатся целые списки одежды*. Большинство терминов одежда остались не выясненными, однако, в них часто указывалось из какого материала было сделано то или иное одеяниеf например, кофта из белого шёлка или шерстяное платке. Одеадз из китайского аахка была Принадлежностью только очень состоятельных лядой. Одэкдой из шерсти пр ямуществённо пользовались люди из бедных олоУв, принадаенав^е к автохтонному населению Крорайны. Это были, Прежде пего, накидал из груботкшшой шерсти, размером 210 см. х 155 см., которые были npocto незаменимы в условиях пустыни и в случае необходимости могли полностью укрыть человека. Сюда же входят и островерхие войлочные шапочкП, коричневого или свётложёлтого цвета; По самому краю папочки украшались пришитыми плетенными веревочками более'.темного' цвета, а иногда.и воткнутыми сбоку Лучками перЬвв2; К шероФяНЫМ иаделиям можно также от-нёоти и два фрагме1.»а шерстяного ковра, которые представляли собой самый ранний пример текотильногэ производства в Центральной Азии3. Обувь меотйогО йаЬелаиия представляла ообой преимущественно'оапоги из буйволиной кояи с йизким верхом. а также Плетенную обувь из пеньки4.

В ходе {"яволошческях исследований было обнаружено большое количество Ьтрсййвльйы* Построек рваличного назначения: админист-

I Т.Burrow , i940, 0.69, Л 3t(3, с.27, k 149.

/V F.Bers® an. Treble and aroheoiogical field-work In Mongolia and Sinlclang.-Hiefcory of the expedition In Asla1927-1935i Stockholm,

3 1945. P.138 '"'.;'

4 A.gSeln. Serlnd^^ol.^^xford, 1924, p. 372-373

ративныз здания, жилые постройка, буддийские храмовые комплексы.'Ч Различия строительных построек наблюдалось, правде всего, в принципах строительной та> ики. Так, жилые дома и буддийские храмы отличались от административных зданий методом во¿ведения степ. В строительстве домов и храмов использовались плетенный камыш, ветки ивы, тополя или тамариска; административные здания отроились из сырцового кирпича. Последние представляли собой постройки китайского во-ешо-земледельческого поселения и, вероятно, эта строительная техника использовалась китайцами. Однако, в строительстве буддийской ступы в Лоудане била использована смешанная техника, основание ступы било сооружено методом местных строителей, а верхние ярусы - из необожженного кирпича. Бытовая утварь состояла из глинянной и деревянной посуды. Глинянноя посуда представляла собой, в основном:, горшки различных размеров, иногда орнаментированные геометрическим рисунком. Деревянная посуда, которой пользовалось местное I. селение, была представлена блюдами разнообразной'формы; Материалом для такой посуда служил тополь1.

В ходе археологических исследований было обнаружено также некоторое количество китайских бронзовых, зеркал.. В одном из погребений был найден чехол для хранения бронзового зеркала из.плотной

. о

шёлковой ткани .

В заключении изложены основные выводы по диссертационной работе:

I. Государство Кроройна представляет собой одно из немногих государств в Центральной Азии, история которого может быть восстановлена по сведениям из-письменных источников. Исторйя этого на- ' большого государства, расположенного на территории кжных оазисов

1 Туэрсунь Айша. Лобуноор дйцйй Дун тань муфацзгсз цзи чубу яньцзю,-•Синьцзян шэхуэй кэсюэ сюэбао. 1983, #. I. - С.СА.

2 К.Р=эг;^<ш.. 1945, р.ИЗ.'. ■.'. ■'.

■ - 24 -

Таримокого бассейна, в разные исторические периоды била неотделима от истории всего региона. Ранний его перио;1. II в. до в.в. -I в.н.э., как представляется по сведениям из Китайских иоторичео-ких сочинений, Крорайна оказалаоь втянутой в борьб; за влияние в Центральной Азии между Китаем и кочевыми племенами. Важную роль в этот период сыграл' то обстоятельство, что через территории государства проходил Великий Шелковый путь, посредством которого между Востоком и Западом шёл интенсивный обмен духовными г материальными ценностями. Поздний период, III — 1У вв. Н.э. государство Крорайна предотает независимым государство1', однако на многие отороны его жизнедеятельности оказало влияние Кушанокая империя. Государство Крорайна к концу 1У в.н.э. пришло в упадок. Причиной послужили изменения природно-климатических условий в районе озера Лобнор, что оделило непригодными для проливания вооточные и центральные районы государства. Западине районы Крорайны оказались в пола интересов кочевых племен суди а оооеднего государства Хотан.

2. Этнический сослав населения гооудйротва Крорайна в исторический период оо П в. до н.э. пб 17 в.н.э. определялся, правде всего, местным населением тннх оазиоов Теримского йзооайна, о роли и месте которого В Крорайне Можно оудить по материалаи археологических исследований. Раоовая принадпеиноЬтв основного-населении этого региона Центральной Азии Может быть определена как европеоидная раса. Согласно современник антропологическим исследованиям, население Крорайин имело теснуи связь о кочевыми Племенами Средней Азии, и речь идет &е о временных контактах, а о вданных этнических корнях, начепо Котбрых восходит, возможно, к бронзовому веку. Вторим йлвмейТом, определяющим этничёокий оосТав населения государства Крорайна.были китайцу. Появление китайокого иаоеления

на территории Крорайны было связано о созданием китайского военно-зешшдальческого поселения. Как и на всей территории Центральной Азии, деятельность китайских поселений обеспечивала продовольствием торговые посольства и китайские войска на всей линии торговых трактов Великого Шелкового пути. Как правило, для активного функционирования военно-земледельческих поселений требовались людские ^ ресурсы.

3. Одним из самых значительных взаимодействий этих народов на территории Крорайны, явились заимствования в области духовной культуры. Буддизм, как один из ярчайших явлений в духовной культуре Крорайны, даёт убедительный пример того, как эта религия за сравнительно непродолжительный исторический период стала господствующей религиозной и идеологической системой, накладывая свой отпечаток почти на все стороны общественной жизни государства. Ка примере буддизма в Крорайна прослеживается ряд существенных трансформаций буддийской религии, которые «шились результатом воздействия новых культурных и общественных условий. Это свидетельствует, что процесс распространения буддизма в Центральной Азии бал значительно глубже. В духовной культуре местного населения Крорайны, наряду о буддизмом, имели место и добуддийские культы, представлявшие собой религиозные верования местных кителей Твршского бассейна.

4. Предметы материальной культуры, извлеченные в ходе .-^геологических исследований на территории Крорайна, явили собой образцы шёлкового текстильного производства, отроительйой техники

и разнообразной бытовой утвари как местного Населения шных оазисов Таримского бассейна, так и китайцев. Такое смешение элементов материальной культуры явилось следствием широкого процесса бтяй-

■ ' 26 л ■■■■■■ ■■■

ческих контакта в Центральной Азии на рубаке нашей вры;

По тема диссертации били опубликованы .оледУюшп$- работы;

- I. К вопросу б распространении буддизма в государстве Кро-райна. - Тезисы Всесоюзной буддологической конференций. - Москва, ноябрь 1937. (0,5 а.л.).

2. История исследования южных оазисов Таримского бассейна; -Йзвёстйя Ж 1Црхи СС& ФруН^а > -1989;. Й ДО, ё а.л.).

3. К проблеме исследования этнической истории Централь,»ой Азии в первые века н.э. - Сб. 1,'ятериалн но востоксведениа, Вин.II. Фрунзе, "Шаш", 1990. (I о.л.), (принято к печатя).

■ Некоторое оСйеНти. ппобло?га р^оугроотранефш- бУШивма в Пзкт-Шьной АзияГ ШтШваемой в^лй^г^Г^оёЙтациЙ!! Шй Ъассмотпшш 13 тезисах! :

I; Об особенностях проникновения Яровых религий на территорию Кыргызстана (на примера буддизма), - Сб; "Этническая культура: динамика осноШык шгеыангйи'Ч - £>!ооквв* 1984; (0,Ь а.Л.Ь

2. Роль ёущдаша ^ истории ихоЬиой культура уйгуров Восточного 1>ркеотан& (1Х-ХУ1 Ьй.^ - XII научная конференция "Общество и государство в Китае", ч.П. - Мооква* 19864 (0,5 а.л.).