автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Ильинова, Надежда Александровна
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы традиций и ценностных ориентаций
1.1. Социально-исторические проблемы возникновения ценностных л „ ориентаций и традиций в системе социализации личности
1.2. Классические концепции социализации личности и их 34 современное состояние
1.3. Преемственность социального опыта поколений в процессе ^ социализации личности
Глава 2. Традиции и ценностные ориентации адыгских народов - важный фактор социализации личности в трансформируемом российском обществе
2.1. Социально-педагогическая направленность современных 82 традиций адыгских народов и их роль в становлении личности
2.2. Национальные традиции адыгов - действенный фактор Ю7 преодоления девиации и маргинализации
Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Ильинова, Надежда Александровна
Актуальность темы исследования. Российское общество в начале XXI века находится на сложном, противоречивом этапе развития. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества и попытки преодолеть кризис напрямую зависят от личностного фактора, от непосредственного участия граждан в процессах трансформации, от социальной активности всего общества. Успех в преодолении социального кризиса возможен лишь тогда, когда изменения личности отвечают требованиям современного общества, стабильности и прогрессу общественных процессов.
Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.
В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.
Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Процесс глобализации в современном мире допускает заимствование элементов культуры разных народов. Известно, что духовное бытие Северного Кавказа в будущем во многом будет определяться степенью самоорганизованности социокультурного пространства. При этом для выработки концепции стабильного развития Северного Кавказа следует учитывать потенциал этнокультурных традиций: идеи добра, диалога, уважения, содружества - того, что может содействовать формированию культуры, гуманного отношения друг к другу и природе. Важны также определения роли и места религиозного фактора в Республике, вариантов демократического развития общества, расстановка мировоззренческих акцентов духовной жизни населения, особенно молодежи, объединение интеллектуальных сил региона, фокусирование разума на сохранении и развитии полиэтничности при соблюдении прав каждого человека.
Особую значимость в такой многонациональной республике, как Адыгея, приобретают проблемы становления и функционирования социальных ценностей, основывающиеся на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации, с одной стороны, образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общества и личности, между личностями, с другой стороны - признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения. Трансформация и социальная нестабильность общества породили ряд новых проблем, требующих тщательного изучения.
Трудно, конечно, претендовать в одной диссертационной работе на полный охват всех современных проблем социализации. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали бы понятны многие уже проявленные в событиях ее аспекты, элементы или части, и сформировалась бы теоретическая платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий. Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и ценностных ориентаций адыгских народов с системой социализации. Можно сказать, что процесс социализации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями. А современный этап мирового общественного развития не менее тесно связан с традициями и ценностями.
В условиях глобального ценностного нигилизма российское общество теряет основные средства воздействия на личность. Пересматривается роль многих социальных институтов, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности (общественные организации: пионерия, комсомол и т.д.). Утеряны такие адыгские национальные институты воспитания (например, аталычество, кунацкая и др.), а современная система воспитания и образования не удовлетворяет все возрастающие требования трансформации общества. Следует отметить, что современная молодежь, оказавшаяся в условиях декаданса, связанного с поведением человека, с его взглядами на жизнь и его отношением к миру, пытается обнаружить моральные и нравственные устои, регулирующие социальные связи. Социальный опыт, являющийся стержнем общественного прогресса, в первую очередь, имеет место в институте семьи. Именно семья дает «толчок» развитию личности. В зависимости от позитивных или негативных устоев семьи, общество получает либо Личность, либо существо, изначально направленное на разрушение (самого себя или своего окружения). Намечается тенденция возникновения антиценностных явлений, которые в последнее время имеют место и на территории Республики Адыгея: алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.
Процесс социализации - один из наиболее сложных явлений в жизни человека, благодаря которому он становится «своим» в обществе себе подобных. Человек не может руководствоваться лишь животным началом в жизни, он опирается на общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, которые являются «маяком» в попытке найти верный путь в жизни. В современных условиях трансформации российского общества традиции и ценности приобретают особый смысл, и их можно трактовать как одну из составных частей процесса социализации.
Социализация, ее специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения. Важным моментом является воздействие на сознание индивида таких традиционных социальных институтов как адыгагъэ, адыгэ хабзе и т.д.
Этим объясняется особая актуальность изучения различных аспектов социализации личности как социальной диагностики ее состояния, особенностей у представителей различных этнокультурных групп.
Степень разработанности проблемы. Проблемы социализации и социального взаимодействия членов общества разрабатывались в трудах зарубежных и отечественных исследователей.
Так, впервые термин «социализация» был введен в науку в 40-50 гг. XX столетия Д. Доллэру и А. Тарком.
Методологическими положениями при изучении проблемы личности выступают концептуальные взгляды и подходы, разработанные: Бергером П.(28), Мертоном Р., Мид Дж. (209), Мид М. (104), Парком Р. (211), Парсонсом Т (212).
В отечественной науке преобладает социально-философский и культурно-исторический подходы к изучению общественных явлений и определению места и роли личности в социуме: Ануфриев Е.А. (13), Гилинский Я.И. (48), Здравомыслов А.Г. (60), Зеленев JI.A. (61), Коган JI.H. (71), Кон И.С. (78), Миньшов Ф.И., Немировский В.Г. (114), Сулимов С.Ф., Тощенко Ж.Т., Ядов В.А. (197) и т.д. Личность рассматривается ими как социальный феномен, как система, отдельными элементами которой являются социальное окружение, ценности и ценностные ориентации, традиции, потребности, интересы, поведение и т.д.
Структура, виды и влияние традиций и ценностей на процесс социализации разрабатывались в разное время Анисимовым С.Ф. (10), Батыгиным Г.С. (26), Поповой И.П. (129), Сорокиным П.А.(145), Суглобовым Г.А. (158).
Социализация личности как одно из наиболее сложнейших явлений социальной науки, как процесс, неотделимый от человеческого существования, как средство связи индивидуума с социальным организмом разрабатывалась или затрагивалась Валиевой С.Ф. (39), Коломиец В.П. (74), Мальковской Т.Н. (102), Москаленко В.В. (108), Сорокиным П.А. (149), Титовой М.А. (162), Харчевым А.Г. (178).
В условиях глобального изменения современного общества на процесс социализации оказывает серьезное давление большое число различных факторов, и это влияние не всегда позитивно. Связь социализации, девиации и маргинализации рассмотрена в работах Голенковой З.Т. (49), Игитханян Е.Д., Казариновой И.В., Лавриненко В.Н., Навджавонова Н.О. (109), Садкова Е.В. (135), Старикова Е. (155), Фарж А. (166), Урманцева Ю.А. (165).
Огромное внимание влиянию ценностей и традиций на личность уделялось в работах разных лет ученых-социологов и философов СевероКавказского региона: Афасижева Т.И. (119), Ачох А.Х., Бгажнокова Б.Х., Джанчатовой И.А., Ляушевой С.А. (100), Нахушева В.Ш., Ханаху Р.А. (174), Шадже А.Ю. (189).
Цель исследования - анализ динамики национальных ценностных ориентаций и традиций, играющих важную роль в социализации личности в условиях трансформации современного российского общества.
В процессе достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
1. Проанализировать социально-исторические проблемы возникновения традиций и ценностных ориентаций.
2. Проследить развитие личностной проблематики в концепциях зарубежных и отечественных ученых.
3. Раскрыть и уточнить роль традиций, ценностных ориентаций и преемственности социального опыта поколений в социализации личности.
4. Обозначить социально-педагогическую направленность современных традиций адыгских народов и их роль в становлении личности.
5. Рассмотреть национальные традиции адыгов как средство преодоления маргинальности и девиации у адыгов.
Объект исследования - степень влияния национальных адыгских традиций и ценностей на социализацию личности.
Предмет исследования - формы и методы воздействия социальных институтов Республики Адыгея на личность, при которых изменяются ценностные ориентации, мировоззрение, нравственные и культурные идеалы различных социальных групп.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работе над проблемой автор использовал теоретические разработки отечественных и зарубежных социологов в области теории социологических концепций личности: Е.А.Ануфриева, В.Г. Афанасьева, М. Вебера, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Э. Дюркгейма, J1.H. Коган, А.Н. Леонтьева, В.Г. Немировского, Ж.Т. Тощенко, Р. Парка, Т. Парсонса, 3. Фрейда.
Опираясь на методологии, разработанные В.А. Ядовым, в 2002-2003 годах было проведено самостоятельное социологическое исследование в Республике Адыгея (Кошехабльский район, г. Майкоп), выступившее практическим подтверждением теоретических выводов автора диссертационного исследования. Объем выборочного исследования составил 700 респондентов: студентов - 82,4%; представителей других социальных слоев (учителя школ, преподаватели ВУЗов, рабочие)- 17,5%. Выборочная совокупность в целом репрезентативна родительской популяции и составляет шесть процентов. Опрос и отбор респондентов проводился по месту учебы или работы. Проведенный социальный обзор принес валидные данные.
Методы исследования. При сборе и анализе эмпирических данных автор использует методы системного анализа, структурно-функциональный анализ, статистические методы, метод сравнения и аналогий. Контент-анализ документов использовался для обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей генеральной совокупности. Также применен метод восхождения от абстрактной теории к практике и от нее к новым, обогащенным теоретическим представлениям. Методы конкретного исторического исследования позволили проследить влияние ценностных ориентаций и традиций на социализацию личности в различные периоды человеческой истории.
Научная новизна диссертационного исследования содержится в следующем:
- в научный оборот введен новый эмпирический материал, отражающий особенности региона;
- выявлена и уточнена роль национальных адыгских ценностей и традиций в процессе социализации личности на современном этапе. Положения, выносимые на защиту:
1. В современном российском обществе, в условиях его трансформации, процесс социализации личности характеризуется определенными тенденциями, противоречиями, закономерностями. Специфика социализации зависит от региона, где особым образом сочетается влияние ценностей и традиций на формирование личности.
2. В переломные этапы развития общества наблюдается процесс отчуждения человека от других людей, от самого себя, от общества и природы. Результатом этого является маргинализация и девиация. В адыгском обществе присутствует эффективная регуляция поведения его членов, основанная на традициях и обычаях, что играет значительную роль при преодолении маргинализации и девиации.
3. Социальный опыт в современном обществе выполняет роль исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. В социальном опыте аккумулируются подлинные достижения человечества и передаются от поколения к поколению в процессе социализации индивидов.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на разрешение проблем, связанных с социализацией личности.
Некоторые теоретические положения исследования используются в разработке и преподавании общего курса социологии, социальной философии, спецкурсов «Личность и общество», «Девиантное поведение», «Информационная культура личности».
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть рассмотрены как база для исследований современного состояния общества. Они представляют интерес при изучении состояния социализации личности в Республике Адыгея и процессов, влияющих на социализацию.
Апробация работы. Отдельные положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях в 2003 г., проводившихся в Адыгейском государственном университете и в Тамбовском государственном университет им. Г.Р. Державина, а также отражены в 5 публикациях общим объемом 3,5 п. л.
1. Личность в современном социокультурном пространстве.-Майкоп, 2003 (2,5 п. л.).
2. Ценности в становлении личности в условиях новой социокультурной ситуации //Молодые голоса в науке. Выпуск второй. -Майкоп, 2003. - С. 47-50 (0,25 п. л.).
3. К вопросу концепции структуры личности //Молодые голоса в науке. Выпуск второй. - Майкоп, 2003. - С. 14-18 (0,25 п. л.).
4. Негативное влияние маргинальное™ на социализацию личности //Человек и Вселенная. - 2003. - №8. -С. 104-108 (0,25 п. л.).
5. Роль ценностей в становлении личности //Материалы 1-й международной научно-практической конференции (заочной). - Тамбов, 2003.-С. 90-93.(0,25 п. л.).
Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись и уточнялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2002-2003 гг.
Диссертация рассматривалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета в 2003 году.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована схемами и диаграммами, отражающими результаты проведенного социологического исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях"
Заключение
Современное российское общество находится в процессе интенсивных и противоречивых социальных изменений. Они определяются переходом к политической демократии и многоукладной экономике рыночного типа. Решение проблем реформирования, модернизации, трансформации, внедрения социальных и иных инноваций сопровождается серьезными изменениями в духовно-культурной сфере общества. Поэтому исследование духовно-культурных процессов, их соответствия (несоответствия) актуальным общественным задачам является чрезвычайно важным.
Наряду с общими для большинства регионов характеристиками (относительно спокойная политическая жизнь, известная неразвитость гражданского общества и, в частности, молодежных общественных объединений), Республика Адыгея имеет и отличительные черты. К специфике Адыгеи относится многонациональный состав ее населения. Они различаются по языку, традициям, обычаям, нравам, религиозным верованиям и т.д.
Так называемые общекультурные или ведущие ценности - это основополагающие жизненные ценности, которые разделяются большинством данной нации. Они основываются на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека. Большей частью общекультурные и политико-культурные ориентации являются как бы имплицитными и бессознательными. Они представляются как нечто само собой разумеющееся, и всякий человек, разделяющий их, уверен, что и все окружающие обладают точно такими же убеждениями. Сердцевина общекультурных ценностей лежит в основе национального характера.
Понятию "национальный характер" в социологической, исторической, психологической литературе дается множество определений. Большинство из них группируются вокруг понятия "модальной личности" - относительной частоты проявления определенного типа личности среди взрослых членов какой-либо нации.
Адыги, проживающие в республике, в той или иной мере тяготеют к традиционной культуре. Социологические исследования, проведенные учеными Адыгеи в разные годы, показали, что значимым регулятором индивидуального и группового поведения адыгов является соблюдение "адыгагъэ" - традиционного морально-этнического кодекса.
Другими словами, в адыгском обществе присутствует эффективная регуляция поведения его членов, основанная на традициях и обычаях, что сказывается на оценках и предпочтениях адыгов. Все это дает основание думать, что в прошлом на Кавказе был накоплен довольно уникальный культурно-исторический опыт: в процессе человеческой популяции в условиях горных и предгорных территорий образовалось большое количество различных, немногочисленных, миниатюрных этносоциальных общностей, которые и сформировали в регионе единое социокультурное (смысловое) пространство. При этом этносы и этнические группы, составлявшие это пространство, полностью не смешались, не растворились друг в друге и не образовали новых, более крупных, многочисленных этнических общностей, как это происходило в других регионах, скажем, в степных и равнинных условиях.
Конечно, смешение и другие формы межэтнического взаимовлияния имели место, но, несмотря на это, каждый из них (этносов) сохранил себя, свою идентичность, сохранив тем самым этноразнообразие региона. Причем, на почве таких, видимо, непростых, межэтнических взаимоотношений (взаимодействий, взаимовлияний) не происходило каких-либо разрушительных социально-политических потрясений, которыми кишит современный Кавказ.
Иначе говоря, Россия находится сегодня в состоянии переходного процесса; она переходит из одного социально-политического, культурно-цивилизационного состояния в другое. В этой ситуации мы можем более определенно судить о той былой системе, из которой Россия ныне переходит, но узреть, высветить социальные контуры предстоящего гораздо сложнее. Сложно, трудно предсказать, каковы будут конечные результаты этого процесса, процесса, в условиях которого общество оказывается в состоянии социальной неопределенности и исторического безвременья. Но при всей этой неопределенности некоторые закономерности и тенденции переходного процесса все же просматриваются.
В самой общей форме их (закономерности и тенденции) можно характеризовать, как разрушение старой социальной системы и формирование новой. В нашей жизни продолжается еще процесс разрушения былого уклада жизни. Разрушается, расщепляется старая социальная система на более мелкие структуры, группы, атомарные единицы общества (индивиды).
Все это довольно сложный, противоречивый и болезненный, процесс, вызывающий, как правило, внутрисоциальное напряжение. Но этот процесс не только собственно российский, но и мировой, глобальный. Сегодня весь мир изнемогает от различных природных и социальных недугов и бифуркаций, от столкновений различных цивилизаций и борьбы между альтернативными тенденциями: глобализма и регионализма, интеграции и дезинтеграции и др. Только в России эти процессы протекают довольно своеобразно и остро.
Среди российских регионов Северный Кавказ, пожалуй, - один из наиболее значимых, как в геополитическом, так и в культурно-цивилизационном отношениях. Рассматривая его в контексте культурно-цивилизационных взаимодействий, происходящих сегодня в России, важно учитывать специфические особенности Северо-Кавказского региона. Одна из этих особенностей - это, как уже отмечалось, социокультурное, в том числе и этническое, разнообразие региона.
Сегодня для России - судьбоносный час. С чем она выйдет из кризиса и потрясений в немалой степени зависит от того, как она выстроит свою работу уже сегодня.
136
Список научной литературыИльинова, Надежда Александровна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
2. Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы 20 века) //Общественные науки и современность. 2000. - №1.
3. Актуальные проблемы социологии: социология национальных отношений и современность. Барнаул -М., 1991.
4. Алексеев В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Соц. исследования. -1980.- № 1. С.34-43.
5. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. -№6. - С.50-74.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JT. ЛГУ, 1968.
7. Андреенкова А.В. Материалистические постматериалистические ценности в России //Соц. исследования. - 1994. -№11.- С.73-81.
8. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности //Социальные исследования. Вып.5.-М.; Наука, 1970.
9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., «Мысль», 1987г.
10. Анисимов С.Ф. и др. Личность в социалистическом обществе. М., 1988.
11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.
12. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов //Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 185.
13. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
14. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности //Личность как объект и субъект социальных отношений. М.,1984.
15. Артюхович В.В. Нормативно-ценностная модель личности в социальной динамике: Авт. дис. на соиск. учен. ст. канд. социолог, наук. Ставрополь, 2002.
16. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности М.: Знание, 1978.
17. Асмолов А.Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990 г.
18. Атоян А.И. Маргинальность и право //Социально-политический журнал. 1994. - №8.
19. Афасижев Т.Н. Во имя отечества: (о военной культуре адыгских народов). Майкоп, 1996.
20. Афасижев Т.Н. Краткий словарь социологических терминов. Майкоп, 2002.
21. Афасижев Т.И. Социология и личность: формирование информационной культуры //Человек в мире искусства: информационные аспекты. Международная научная конференция. -Краснодар, 1994.
22. Афасижев Т.И., Афасижев А.Т. Ногмов и Хан-Гирей: социальные идеи адыгов. Майкоп, 2000.
23. Ахиезер А.С. Россия как большое общество //Вопросы философии. -1993.-№1. -С. 3-19.
24. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии "негативной адаптации" //Социологические исследования. -1999. -№ 4.
25. Баркер Р. Словарь социальной работы (сокращ. перевод с англ.). -М.: Институт социальной работы, 1994.
26. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавания и интерпретация //Социс. -1980. №4.
27. Белоцерковец Н.И. Роль адаптации в успешной «социализации личности».http://www.amstud.msu.ru/fulltext/texts/confl995/pokrovskiy22.htm
28. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. -М., 1996.
29. Бибихин В.В. Примечания к работе З.Фрейда «Человек Моисей и монотеистическая религия» //Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
30. Блумер Г. Общество как символическая интеракция //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
31. Боголюбова Е.В. Культура как объект социально-философского исследования: Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
32. Богомолов А.С. Опредмечивание ценности и социологическое познание //Соц. исследования. -1975. №2. - С. 53-61.
33. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, 1968.
34. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений: Дисс. канд. социол. наук. М., 1993.
35. Бородич А.А. Ценностные регуляторы глобальных социальных действий //Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей.- Гродно, ГГУ, 1992.
36. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры //Человек и мир.- Саратов: Изд-во СИМСХ, 1992.
37. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии. -1999. №11. - С.81-89.
38. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка /Вестник МГУ. Серия 18. 1997. - №3.
39. Валиева С.Ф. Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации в современных условиях: Авт. дис. на соиск. учен. ст. канд. социолог, наук. М., 1999.
40. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
41. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях //Социально-политический журнал. -1994. №11-12.
42. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). -М., 1995.
43. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. -1994. №6.
44. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) //Социс. -2002. -№1.
45. Гайдарева И.Н. Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества (социологический аспект): Дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2002.
46. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
47. Галкин и др. На изломах социальной структуры. М., 1987г.
48. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида //Человек и общество. -Л., 1971.
49. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации //Социс. 1996. - №8.
50. Голосенко И.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) //Социологические исследования. 1996. - № 7-8.
51. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях //Социс. -1994. -№8-9.
52. Гребеньков Г.В. Личность как аксиологическая проблема: Дисс. д-ра философских наук. СПб, 1993.
53. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности, психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989.
54. Дементьев Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Авт. дис. на соиск. учен, ст. канд. социол. наук. М., 2000.
55. Джанчатова И.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи Республики Адыгея в современных условиях (социологический аспект): Дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2000.
56. Джери Д. и Джери Дж. М. Большой толковый социологический словарь. Вече-АСТ, 2001г. Т.1- 2.
57. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности //Соц. исследования. -1995. № 6.
58. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //Соц. исследования. -1991. №2. - С. 106-114.
59. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании Росси //Соц. Исследования. 1996. - №3. -С.3-9.
60. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат, 1986.
61. Зеленев JI. А. Становление личности. Горький, 1989.62.3ильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность //Вопросы философии. 1996. - №4. - С.76-105.
62. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //Социально-политический журнал. 1995. - №2.
63. Иваньков Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции: Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981.
64. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура //Социологические исследования. 1996. - № 2-3.
65. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
66. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.
67. История социологии /под ред. Елсукова А.Н. и др. Минск, 1997г.
68. Казанов Х.К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993.
69. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб, 1996г.
70. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
71. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.,1988.
72. Коллектив. Личность. Общение: Словарь соц.- психол. понятий. -Л., 1987.
73. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. Социологический аспект. Изд-во МГУ, 1993.
74. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития //Социально-политические науки. 1992. - № 4,5.
75. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965.
76. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
77. Кон И.С. Открытие "Я". М.,1978.
78. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
79. Кон И.С. Социология личности. М., 1968.
80. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций, анализ результатов эмпирического исследования //Соц. исследования. -1994. №2. -С.114-118.
81. Краткий словарь по социологии /Под ред. Гвишиани Д.М. и Лапина Н.И. -М.: Политиздат, 1989.
82. Крючков В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: Дис. канд. филос. наук. М., 1991.
83. Культура адыгов //Сост. Х.М. Казанов. Нальчик, 1993.
84. Курзанова Н.И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции: Дисс. канд. социол. наук. М., 1993.
85. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. Т.1.- М., «Мысль», 1965 г.
86. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. Т.2.- М., «Мысль», 1965 г.
87. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России.- М.: Эдиториал УРСС, 1996.
88. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Соц. исследования. -1996. №5. - С.3-23.
89. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме //Ценности социальных групп и кризис общества /Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.
90. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России //Соц. исследования. 1994. - №5. - С.3-8.
91. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990г.
92. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции //Вопросы философии. 1996 . - № 4.
93. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции //Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998г.
94. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. -М.: Знание, 1987.
95. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
96. Личность и власть. М., 2000. Вып. №5.
97. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1969
98. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
99. Ляушева С.А. Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов //Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.
100. Маликова М.Н. Динамика перемен // Социс. 1997. - №10.
101. Мальковская Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников //Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983. -С5-18.
102. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.8.
103. Мид М. Отцовство у человека социальное изобретение //Культура и мир детства. - М., 1988.
104. Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб, 1998. Т. 1-2.
105. Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1906.
106. Модернизация в России и конфликт ценностей //Отв. ред. Матвеева С.Я. -М., 1994.
107. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986г.
108. Навджавонов Н.О. Проблема маргинальное™ личности: постановка задачи и определение подходов //Социальная философия в конце 20 в. -М., 1981г.
109. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
110. Насонова Л.И., Скворцова Л.М. Личностный аспект познания как творческой деятельности. Вестн. МГУ, 1981, №2.
111. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.: Наука.- 1988.
112. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи //Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 2001. - №1. - С.65-75.
113. Немировский В.Г Социология личности. Теория исследования и опыт. Красноярск; Изд-во Красноярск. Ун-та, 1989.
114. Николаев В.Г. Проблема маргинальное™: ее структурный контекст и социально-психологические импликации //Социальные и гуманитарные науки /РЖ/. Серия 11. Социология. 1998. - №2.
115. Ницше Ф. Избранные произведения. М., 1993г.
116. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994.
117. Образ жизни и ценностные ориентации личности /Отв. ред. Л.А. Арупонян. -Ереван, 1979.
118. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
119. Основные итоги микропереписи населения 1994 года. М.: Госкомстат РФ, 1994.
120. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. -М: ИНФРА-М, 2001.
121. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. - М.: Мысль, 1972.
122. Пилецкий С.Г. Человек как объект социобиологического исследования: Дис. канд. филос. наук. М., 1994.
123. Плотникова Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Дисс. канд. филос. наук. М, 1993.
124. Покровский Н.Е. Непрерывность и стабильность социального опыта как ценность. Страницы http://www.skbs.ru/search/textview.cgi
125. Полутин С.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в социально-политической сфере: Дисс. канд. социол. наук. Саранск. -1992.
126. Попов С.И. К вопросу о специфике социалистических ценностей //Социально-политические науки. -1990. №4. -С.33-43.
127. Попова И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания //Социс. 1984. - №4.
128. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе //Социс. 1999. - №7.
129. Постоляко JI.C. Человеческая индивидуальность как социокультурная ценность: Дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994.
130. Развитие личности ребенка. М., 1987.
131. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности //Философские науки. 1997. - № 2. - С. 158-161.
132. Российская газета, 29 августа 2003 г.
133. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества //Социологические исследования. 1997. - № 4.
134. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс. 2000. - №4.
135. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. Ядова В.А. Д.: Наука, 1979.
136. Седов J1.A. Социализация. В кн.: Давыдов Ю.А., Ковалев М.С., Филлипов А.Ф. (составители). Современная западная социология. М., 1990.
137. Семенов С.И. Личность: традиция и новаторство в контексте цивилизации /Личность: Альманах. М.: Соверо-принт. 1999. - № 1. -С. 18-26.
138. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации //Соц. исследования. -1995. №10. -С.88-94.
139. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина 19-20вв. М., 1983.
140. Соболева Н.Н. Мировоззрение и жизненный выбор личности //АН УССР. Ин-т философии; отв. ред. В.А.Тихонович. -Киев: Наук, думка, 1089.
141. Современная западная социология. Словарь /Рук. авт. кол-ва Давыдов Ю.Н. М.: Политиздат, 1991.
142. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
143. Солодникова И.В. Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук //Общественные науки и современность. 2001. -№2.- С.147-157.
144. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность //Сорокин П. Человек. Общество. Цивилизация. М.: Республика, 1992.
145. Сорокин П.А. Кризис современной семьи //Ежемесячный журнал для всех. СПб. - 1916. - №3.
146. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
147. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. Актуальные проблемы социологии. -Барнаул М., 1991.
148. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1990.
149. Социальная идентификация личности /Под ред. Ядова В.А. -М.: РАН. Институт социологии. 1993-94 и др.
150. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской мысли. JL: Наука, 1978.
151. Социология высшей школы: Межвузовский сборник. Горький: Изд-во Горьк. Ун-та, 1990.
152. Социология /Под ред. В.Н.Лавриненко. М., «ЮНИТИ», 1998г.
153. Социология /Елсуков А.Н., Бабосов Е.Н., Данилов А.Н. и др. Минск, 1998г.
154. Стариков Е. Маргиналы или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» //Знамя. 1989. - №10.
155. Стариков Е. Новые элементы социальной структуры //Коммунист. 1990. - №5.
156. Стегний В.Н. Личность в современном обществе: Проблемы осознания своего социального будущего: Дисс. д-ра социол. наук. -Пермь, 1993.
157. Суглобов Г.А. Традиции и патриотическое воспитание //Вопросы философии. 1985. - №5.
158. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. -М., 1976.
159. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996г.
160. Теория личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
161. Титова М.А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка //Вестник МГУ. Серия 18. -1997.-№3.
162. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа (сборник научных статей). М.: НИИХП, 1987.
163. Уледов А.К. Духовное становление общества. М.: Мысль, 1990.
164. Урманцев Ю.А. Природа адаптации «системная экспликация» //Вопросы философии. -1998. №12.
165. Фарж А. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления /под общ. ред. Афанасьева и Ю.И.Ферро. М., 1980г.
166. Феофанов К.А. Социальная маргинальность. Характеристика основных концепций и подходов в современной социологии //Общественные науки за рубежом /РЖ/ Серия 11. Социология. М. -1992. -№222.
167. Флиер А .Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства обществ //Философские науки. 2001. - №2.
168. Франк C.J1. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М.: Мысль. -1991.
169. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991г.
170. Фрейд 3. По ту сторону наслаждения: Я и ОНО; неудовлетворенность культурой. СПб: Алетейя, 1998.
171. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993
172. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. Автореферат доктора социологических наук.
173. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. (Социально-философский анализ). Ростов-на-Дону, 2001.
174. Ханаху Р.А. Морально-этический феномен адыгагъэ основа народной культуры. Мир культуры адыгов. - Майкоп, 2002.
175. Ханаху Р.А., Ляушева С.А., Цветков О.М., Мусхаджиев С.Х. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа. Майкоп, 2001.
176. Ханаху Р.А., Цветков О.М., Костылев С.В. От традиционного менталитета к современному //Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.
177. Харчев А.Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990.
178. Холичер Вальтер. Человек и агрессия. М., «Прогресс», 1975г.
179. Хунагов Р. Д. Культурное наследие адыгов (проблема современного исследования) //Общекавказская газета № 23. -1999. -11 марта.
180. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1994.
181. Ценности социальных групп и кризис общества. Тюмень. 1990.
182. Ценностные ориентации и социальное поведение в изменяющихся условиях. Региональные аспекты: Сб. матер, межрег. науч.-практич. конференции социологов. -Самара, 1995.
183. Ценностные ориентации рабочей молодежи. /Под ред. Аза Л.А., Поддубный В А. Ручка А.А. -Киев, 1978.
184. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации //Социально-политический журнал. 1996. - №4.
185. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: Методологические проблемы: Дисс. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994.
186. Чупина Г.А., Суровцева Е.Д. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет //Социально-политический журнал. -1994.- №9-10. -С. 21-29.
187. Чуркина Н.А. Социально-информационные проблемы формирования системы ценностных ориентаций: Дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1999.
188. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек: (Социально-философский аспект). Майкоп, 1996.
189. Шайдарова Т.Н. Некоторые аспекты проявления личностной анемии в переходный период. Человек в условиях кризиса: Матер, науч. сессии НИИКСИ. СПб, 1994. -С.42-43.
190. Шамраев B.C., Лукьянова Т.А. Отцы и дети //Соц. исследования. -1996. -№4. -С.125-127.
191. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации канд. философ, наук. -М., 1990.
192. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998.
193. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: Авт. дис. на соиск. учен. ст. канд. социолог, наук.
194. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. -М.: ИСПИ РАН, 1995.
195. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации //Человек. М. -1991. -№3.
196. Ядов В.А. Личность как предмет изучения //Социальная психология. -Л., 1979 .
197. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
198. Ядов В.А. Россия в мировом пространстве //Соц. исследования. -1996. -№3. -С.27-30.
199. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.
200. Alder F. The Value Concept in Sociology / AIS, 1956.
201. Durkheim E. Elementary Forms of Religious Life. L., 1965.
202. Faris R. Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964, Ch. XI.
203. Flanagan S. Measuring value change in advanced industrial societies // Comparative political studies. -1982. Vol. 15; № 1.
204. Goody J., Watt J. The Consequences of Literacy //Comparative Studies in Sociology and History. Vol. V. №3. P. 334/
205. Ingelhart R. Cultural shift in advanced industrial society. Princeton University Press, 1990.
206. Levi Strauss C. Antropologie structurale. Paris, 1958. P. 95.
207. Mancini B.J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday //Intern. Rev. of mod. sociology. New Delhi, 1988. Vol.18. №2. P. 183.
208. Mead G. Mind, self and society. Chicago, 1934.
209. Nadel F. The Fundamentals of Social Anthropology. L., 1951. P. 2.
210. Park R.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881-893.
211. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspective, 1966. P. 51.
212. Parsons T. The Social System. 1951. P. 7.
213. Risman J. The Crowd. N. Y., 1950. P.51.
214. Spenser E. Turkey, Russia? The Black sea and Cirkassia., London, 1855.
215. Tinbergen N. Social Behavior in Animals. N. Y., 1953. P. 11.
216. Vaskovics L. Marginalitet // Worterbuch der Sociologi / Ferdinand Enke Verlag, Stuttgart, 1989. В 2.
217. Weber M. The Sociology of Religion. L., 1965, Ch. I.