автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Евангельская тема "Семь слов Спасителя на Кресте" в христианской культуре

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гилярова, Валентина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Евангельская тема "Семь слов Спасителя на Кресте" в христианской культуре'

Текст диссертации на тему "Евангельская тема "Семь слов Спасителя на Кресте" в христианской культуре"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ

ГИЛЯРОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТЕМА "СЕМЬ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ" В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Специальность 17.00.02. Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Л.С. Дьячкова.

Москва 1999

- г -

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------с .3-19

1 ГЛАВА "Семь слов на Кресте" - вершина Страстей Господних

1.1 Экзегетика канонического текста Св. Четвероевангелия ---------------------------- с.20-27

1.2 Чин богослужений Великой Пятницы: к истории вопроса ------------------------------------- с.27-36

2 ГЛАВА "Семь слов Спасителя" как историко-культурный феномен в церковном музыкальном искусстве ------- с.37-38

2.1 Генрих Шютц. "Die sieben Worte Jesu Christi am Kreuz" -----------------------•---------------c.39-49

2.2 Йозеф Гайдн. "Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuz". Семь сонат для оркестра; оратория ------------------------------------ с.50-65

2.3 Шарль Гуно. "Les septes paroles de N.S.J.C. sur la Croix". Семь хоров a capella ------------- с.66-88

2.4 Богослужения Страстной Великой Пятницы (историческая перспектива развития от первых веков христианства до наших дней) в Православной церкви — с.89-97

3 ГЛАВА Интерпретация Темы во "внецерковном" (светском) музыкальном искусстве. София Губайдулина. "Семь слов". Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра — с.98 -115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------- с.116-123

Библиография ------------------------------------ с.124-141

Нотные примеры---------------------------------- с. 142-.155

iia;i:i

BBEJ

Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму.

Вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святаго Духа в ее ткани... значит создавать христианскую культуру на земле.

И.А. Ильин

В настоящее время одной из важнейших проблем искусствознания является исследование культурно-духовного наследия прошлого., изучение и осмысление искусства, его интерпретация в контексте культуры.

Экзегеза, герменевтика, интерпретация - эти слова-понятия от частого употребления, нередко воспринимаются современно (=> временно)-"модными". Очевидно, однако, что ими определяется исторически-сложившийся, цельный в своем многообразии , "живой" и развивающийся метод, методологическая основа того пути, на который неизбежно вступает исследователь, обращаясь к Тексту, художественному тексту. Эти понятия лежат в основе данной работы, определяя собой направление и цель исследования.

"Герменевтическая проблематика сначаяа возникла в рамках экзегезы, то есть дисциплины, цель которой состоит в том, чтобы понять текст... на основе того, что он хотел бы сказать. Если экзегеза породила герменевтическую проблематику, иными словами, поставила вопрос об интерпретации, то это произошло потому, что всякое чтение текста само по себе связано с quid, с вопросом о том, "с какой целью" он был написан, и всегда осуществляется

внутри того или иного общества, той или иной традиции или того или иного течения живой мысли, которые имеют свои предпосылки и выдвигают свои собственные требования,"- это слова известного французского ученого Поля Рикера из книги "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике." [166, с.3-4].

Текст может нести в себе несколько смыслов - исторический, духовный. Глубокий замысел и основная цель работы по интерпретации заключается в том, чтобы преодолеть "культурную отдаленность, дистанцию", попытаться вникнуть в суть, смысл этого текста, встать с ним на один уровень и включить этот смысл в собственное понимание, в контекст современной культуры.

Культура - еще одно из ключевых понятий, привлекающих внимание огромного количества современных исследователей в различных областях гуманитарных наук. Более того, в конечном итоге, оно лежит в основании всей гуманитарной мысли.

По подсчетам американских культурологов, уже в 70-е годы .XX века существовало около двухсот определений понятия "культура", что уже само по себе свидетельствует о его сложности и многоплановости. Еще в XIX веке в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приводится разделение культуры "на материальную, духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы и т.п.) [19, т.XVII, с.6].

В европейской философии со времен Лейбница и Вико, разрабатывается системный способ мышления, в исследованиях культуры предлагающий триадные разделения: "наука нравственность - искусство" ( при этом открывается возможность соотнесения искусства и культуры как чувственного познания мира

и царства духа). Эта концепция,получила развитие в философской мысли Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, Гегеля [см.:20, гл.33. Гегель, рассматривающей культуру в логико-теоретическом и в историко-генетическом аспектах, так же предлагает триадное деление культуры, но представленное в следующем виде: "искусство - религия - философия".

Оживленные дискуссии по вопросу о структуре и сущности понятия культуры, поиски различных аспектов его характеристики продолжаются на протяжении всего двадцатого столетия, не прекращаясь и в последние десятилетия. Разнообразные направления исследований открываются натуралистическими, идеалистическими, материалистическими концепциями. Все более отчетливо формируется взгляд на культуру, как на фундаментальную, целостную систему, полифункциональную и динамичную, исторически-изменяющуюся. "Феномен культуры многогранен, в плоскости каждой грани имеются особые структурно-элементные связи", - отмечает Л, Столович в статье из сборника "Искусство в системе культуры" [181, с.111].

Проблема "искусство и культура" в отечественной науке имеет широкий спектр ее толкования: от признания культуры двухслойной системой ( Маркарян Э.), трехслойной - материальной, духовной и политической ( Коган Л.) или тоже трехслойной, но содержащей в качестве третьего слоя культуру общения ( Конев В.).

Большое внимание в отечественной исследовательской литературе уделяется такому понятию, как "художественная культура", которое может рассматриваться как своего рода "звено связи" понятий культуры и искусства - "слой культуры, кристаллизующийся вокруг искусства...", по определению М. Кагана [ см. 80, с. б - 22 ]. В этой же работе мы находим вывод ученого

о том, что "культура характеризует и самого человека как субъекта деятельности, и созидаемую им для себя и вокруг себя предметную среду - материальную, духовную и художественную", причем именно в последней органически "соединяется духовная и материальная деятельность человека" С80, с. 9 3. Достаточно распространенным стало рассмотрение искусства как "модели культуры", как ее "самосознания" и как ее "кода" ( М. Каган). Самым традиционным и очевидным является определение: "искусство как феномен культуры".

Исследование культуры неразрывно связано с такими понятиями, как историзм и системная целостность, которые часто используются в современных определениях культуры в качестве ее важнейших характеристик. "Тип культуры как историческая целостность Сем. Л. Баткин:10] - центральная категория современной культурологии. Целостность культуры может опираться только на некие всеобщие инвариантные принципы организации, которые в свою очередь производны от мировоззренческой доминанты,., создаваемой каждой культурой", - пишет В. Ваяькова в монографии "Музыкальный тематизм - мышление - культура" [21, с.61. Здесь же автор обращается к понятию "стиль культуры", которое обозначает "весь комплекс характерных для эпохи приемов мышления, акцентируя не только их системность, но и их множественность" 121, с.91.

По определению М. Кагана, "стиль есть тип организации художественной формы, обусловленный несомым ею содержанием и его выражающий" [80, с.18]. Проблему "культура и стиль" ученый расшифровывает как "проблему значения и знака, информации и кода", при этом кодовое значение стиля проявляется в нескольких

аспектах: во-первых, в том, один или несколько стилей представляют данную культуру, во-вторых, в структуре самого этого стиля (или стилей) и, в-третьих, в соотношении стиля и метода художественного творчества" С там же ]. Причем, соотношение метода и стиля в том или ином художественном направлении, выражая обще принципы диалектики развития (соотношение устойчивого и изменчивого, стабилизирующих и динамизирующих тенденций, свидетельствует о господстве в данной культуре сил консервативных, либо динамичных, влекущих к ее преобразованию.

Методологически важным для современного искусствознания является "историю-контекстный, культурно-контекстный подход". "Воскрешающая сила памяти, побеждающая забвение и смерть, ее активно преобразующий характер, способность к отбору и чреватость будущим / Н. Бердяев / рождают новые связи с традицией, свободно и творчески используемой художниками. -пишет Л. Дьячкова в статье "Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения" Историко-культурное поле произведения дает ключ к пониманию смысла, увеличивает художественное пространство и время сочинения, обогащает его эстетические и коммуникативные возможности, тем самым определяя глубину концепции" [52, с. 17 ].

Отметим, что указанные проблемы активно разрабатываются в современном музыкознании. В той или иной степени, этому посвящены ранее упомянутая монография Вальковой В. [21] и такие издания научных трудов, как: "Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры" [72]; "Музыка в контексте духовной культуры" [133]; "Музыкальное искусство и религия"

[138]; "Музыкальная культура православного мира" [134] и др.

Многообразие в постановке проблем и их решении -неисчерпаемо. "Диалогичность культур, - пишет Т. Цареградская в статье "Культура как объект музыкознания" [см.133, с.5],-... порождает поиски в области искусствоведческих методов. Возникают возможности для разнообразных компаративных исследований (поскольку "поле культуры" устанавливает равноправие различных видов искусств, видов духовной деятельности), для выявления контекстов основополагающих, "вечных" проблем искусства, для углубленных исторических экскурсов и осмысления жгучих теоретических проблем".

Все выше изложенное доказывает и подтверждает несомненную актуальность и правомерность опоры в постановке искусствоведческой проблемы на такие понятия, как интерпретация и культура.

Проблемно-понятийную цепь нашей работы можно выстроить и сформулировать (в общих чертах) следующим образом: Тема, Текст -Интерпретация, экзегеза - Христианская культура - Культура...

Обратимся теперь к понятию "христианская культура". С нашей точки зрения, очень точно и глубоко раскрываются ее сущность и дух, пути развития и осмысления в работе И. Ильина "Основы христианской культуры"[68]. "Культура есть явление внутреннее и органическое : она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации , которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия", -пишет замечательный русский религиозный философ, литературный критик, выдающийся ученый-мыслитель И.А. Ильин [67, с.306-307],

- "...Исключительное значение имело в истории культуры христианство. Оно внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу".

В чем же сущность этого духа, "дарованного и завещанного человеческой культуре"? "Это дух овнутренения, дух любви; дух молитвенного созерцания, дух живого органического содержания;, дух искренней, насыщенной формы; дух совершенствования и предметного служения делу Божьему на земле. Уверовать во Христа

- значит принять от Сына Божия этот дух как Дух творческой силы и из него творить земную культуру" [6?, с.312].

Здесь уместно вспомнить об этимологии слова "культура". Понимание культа, как духовного поклонения тем идеалам, которые этот культ проповедует, дает возможность рассматривать культуру как внешнее оформление культа, внешне-оформленное выражение чувств, поклонения и т.д., заключенное в определенных обрядах. Это относится, конечно, непосредственно к церковной культуре.

Теперь мы подошли к новой проблеме, обращение к которой обусловлено темой работы и исследуемым материалом. Это проблема церковного и светского искусства. Важность этого вопроса отмечает В. Медушевский в статье "О церковной и светской музыке": "Судя по всему обращение к теме отношений церковной и светской музыки могло бы быть полезно для постижения духовной сути искусства и своеобразия двух основных его ветвей... Невозможно осмыслить эту тему, если не иметь в виду главное -отношение церковной и светской музыки к вере. Здесь спрятаны и моменты глубокого сущностного родства и моменты различий" [124,

с.21].

Целью настоящей работы является изучение и сравнение различных явлений духовной деятельности (религиозного культа, музыкального искусства)имеющих единый смысловой и содержательный первоисточник. Этот путь представляется нам одним из возможных для решения такой фундаментальной проблемы, как осмысление христианской культуры с точки зрения системной целостности и множественности в их диалектическом соотношении. Для этого решаются ранее практически не представленные в музыкознании конкретные задачи:

1) Исследование особенностей восприятия и воплощения Темы, экзегетика евангельского текста.

2) Обособление из контекста музыкальных пассионов и развитие самостоятельного целостного жанра "Семь слов", обладающего своей спецификой.

3) Рассмотрение музыкальных произведений на "Семь слов" в системе мышления питающих их эпох.

Для христианской культуры, прошедшей путь многовекового становления, вечным, неисчерпаемым источником веры, познания и духовной силы было и является Священное Писание и Предание. Учение Вселенской, Православной Церкви - огромное наследие святоотеческой, богословской литературы помогает нам приблизиться к более глубокому пониманию Священной Истории.

Вместе с тем, ее воплощение в художественной форме всегда являлось источником, питающим искусство. При этом, в контексте разных художественных традиций, стилей и композиционных систем одна и та же тема несет, как правило различные этические и эстетические представления. Особенности ее интерпретации

отражают культурно-духовный, художественный и философский уровень данной эпохи. Священное Писание Нового Завета -Евангелие - "не есть книга, связующая человека правилами, но живой поток любви и видения, вливающийся в душу и пробуждающий в ней глубочайшие истоки личной духовности", - пишет в уже упомянутой работе "Основы христианской культуры" И.А.Ильин[68, с.3033, - "этот поток проникает в нас и освобождает нас к самостоятельному видению, решению и творчеству."

Рассмотрение различных явлений христианской культуры, отражающих одну тему - евангельское повествование о последних словах Спасителя, сказанных Им со Креста, исследование особенностей ее восприятия и воплощения дает возможность охарактеризовать систему эстетических и художественных особенностей и принципов, мироощущения и мировоззрения разных авторов, различных культурно-художественных, а так же церковных традиций, богослужение которых возможно рассматривать как феномен культуры. На примере музыкальной стороны богослужения раскрываются некоторые особенности церковного искусства разных традиций. Здесь возникает актуальная в наше время проблема, которую условно обозначим "Восток и Запад". В представленном ракурсе, в круге выше указанных проблем, конкретных задач и данного материала она ранее не рассматривалась.

В целом, проблема интерпретации нашла отражение в различных аспектах: интерпретация в церковной традиции - толкование Текста, его "жизнь", воплощение в богослужении;, интерпретация "художника" (интерпретация исполнителя так же заслуживает внимания, однако в нашей работе она почти не рассматривается или затрагивается косвенно); и, наконец, интерпретация исследователя

- этим обусловлено возникновение данной работы... "В широком смысле слова черты интерпретации в какой-то степени присущи всякой словесной характеристике, оценке музыки - в анализах, поэтических описаниях и др.", - пишет И.Ямпольский [219, с.550]

Методология: Направленность работы на решение проблемы в указанных аспектах предполагает сочетание

историко-теоретического, компаративного, культурологического подхода и методов исследования, а также использование элементов системного анализа. Методологической основой послужили труды выдающихся русских ученых-мыслителей И.А.Ильина и П.А.Флоренского, посвященные вопросам христианской культуры и искусства, а так же работы литературоведов и музыковедов, отражающие уровень современной научной мысли о проблема