автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Эволюция американского консерватизма конца XVIII-середины XX вв.: Политико-культурный аспект

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бродская, Нина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Эволюция американского консерватизма конца XVIII-середины XX вв.: Политико-культурный аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция американского консерватизма конца XVIII-середины XX вв.: Политико-культурный аспект"

На правах рукописи

Гес; •: • '

БРОДСКАЯ Нина Петровна

ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА КОНЦА XVIII - СЕРЕДИНЫ XX вв.: ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ

АСПЕКТ.

Специальность 23.00.02 политические институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва - 1998

Работа выполнена в секторе теории политики Института мировой экономики и международных отношений РАН

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Гаджиев К.С.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Маныкин A.C.

доктор политических наук Василенко И.А.

Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, исторический факультет

Защита состоится х/" ^¿У_ 1998 года в 14 часов на

заседании диссертационного совета Д.002.12.01 в Институте мировой экономик!' и международных отношений РАН по адресу: Москва, Профсоюзная улица, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Автореферат разослан & //

1998 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат политических наук , Прохоренко И.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Для правильного понимания политических реальностей, закономерностей и тенденций развития современного мира немаловажное значение имеет изучение основных идейно-политических традиций, среди которых консерватизм занимает далеко не последнее место. Консерватизм - одно из ведущих социально-философских и идейно-теоретических направлений в общественно-политической мысли наших дней. Никогда не утрачивая своего влиятельного положения, в отдельные периоды исторического развития консервативные силы и консервативная традиция выходили на первый план.

В последнее время консерватизм привлекает все большее внимание историков, политиков, обществоведов. И это не случайно: явление, которое у нас одно время списывалось со "счетов" истории, в реальности оказалось очень живучим, а во многих странах пережило свой подлинный ренессанс. Об этом, в частности, свидетельствует так называемый «консервативный поворот», или «консервативная революция», конца 70-х - начала 80-х годов нашего столетия, на волне которого во многих западных странах к власти пришли консервативные правительства.

На протяжении всего исторического развития консерватизм, как одно из ведущих идейно-политических направлений, играл важную, на ряде этапов - определяющую, роль в общественно-политической жизни Соединенных Штатов. При этом он претерпевал серьезные изменения, его позиции то ослабевали, то упрочивались. Но консервативная традиция всегда оставалась реальностью американской действительности, как в политике, так и в идеологии. Существует концепция цикличности американской истории1, согласно которой либерализм и консерватизм последовательно сменяют друг друга у власти: первые проводят широкие преобразования, вторые, в свою очередь, узаконивают их, поддерживая своеобразный статус-кво в обществе.

1 Артур М Шлс шнгср. Циклы американской истории. М.

Актуальность темы диссертационного исследования связана с необходимостью более детального изучения американского консерватизма, как одной из основных идейно-политических традиций США. Сложность изучения консерватизма как такового и американского консерватизма в частности заключается в том, что он представляет собой весьма неоднозначный и многоплановый феномен, имеющий много разнообразных граней и аспектов. Раскрытие содержания консервативного сознания и идеологии, особенностей и закономерностей их взаимосвязи с политическими процессами и явлениями общественной жизни страны дает возможность выявить роль и место консерватизма в системе американских идейно-политических традиций. Особый интерес вызывают политико-культурный и политико-философский аспекты американского консерватизма, которые, несмотря на повышенный интерес отечественных исследователей к данной теме, тем не менее не получили должного освещения в нашей литературе. Изучение этих аспектов позволяет точнее оценить потенциал и перспективы консерватизма в сегодняшней Америке.

Учитывая все сказанное, в качестве основной цели исследования ставится определение политико-культурной и идейной основы американского консерватизма, его основных тенденций и направлений, позволяющих правильно оценить роль и место этого направления в общественно-политической жизни США.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи исследования:

рассмотреть основные факторы возникновения американского консерватизма, его социально-философских и идеологических истоков и составляющих, оказавших определяющее воздействие на процесс его становления и дальнейшего функционирования;

- определить основные идейно-теоретические традиции, в русле которых происходило формирование различных форм американского консерватизма;

- вскрыть роль и место консерватизма как важнейшего компонента американской идейно-политической традиции;

- выявить важнейшие этапы формирования и эволюции американского консерватизма;

- продемонстрировать некоторые аспекты политики и идеологии консерватизма, типологические особенности его структуры;

- исследовать социально-экономические и политические факторы, обусловившие некоторые особенности и специфические черты американского консерватизма по сравнению с его западноевропейскими аналогами;

- выявить роль и место консервативных установок в политической культуре США;

проанализировать взгляды наиболее видных представителей американского консерватизма, их место в идейно-политической жизни страны.

Методологическая основа работы. При всестороннем анализе феномена консерватизма и его роли в американской идейно-политической жизни, степени влияния на политику, идеологию и массовое сознание, необходимо подходить к решению поставленных задач комплексно, сочетая исторический анализ традиций и эволюции консерватизма в Соединенных Штатах с политологическим анализом, раскрывающим содержание и внутреннюю логику консервативного сознания и идеологии, а также особенности и закономерности их взаимосвязи с политическими процессами и явлениями внутри страны. Метод исторического анализа оказался необходимым при выявлении и анализе основных этапов формирования американской консервативной традиции, а также помог реконструировать фазы становления и воссоздать основные направления эволюции других идейно-политических течений в США исследуемого периода. Политологический анализ дал возможность выявить суть и основное содержание понятия «консерватизм», своеобразие национальной американской модели.

Предмет и границы исследования. Диссертация посвящена анализу американского консерватизма, его роли в идейно-политической жизни США, влияния на политику, идеологию и массовое сознание общества, то есть тех его аспектов, которые претерпели наиболее значительные изменения

в течение рассматриваемого периода и являются определяющими для понимания роли и места данного течения в идейно-политическом процессе США. Эти стороны наиболее важны и для исследования более общих вопросов генезиса основных идейно-политических традиций в американской истории. В диссертации также рассматриваются такие тесно связанные с темой вопросы, как социально-экономические, внутри- и внешнеполитические факторы, определившие развитие консервативной традиции в США; внутренняя эволюция течения на разных этапах исторического развития; соотношение и взаимодействие консерватизма с другими идеологическими течениями,группировками и партиями.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII века, по окончании Войны за независимость, до середины XX века. Данный отрезок времени выбран не случайно. На последние десятилетия восемнадцатого столетия приходится начало процесса становления американского консерватизма как самостоятельного течения. Однако в интересах более углубленного изучения тех или иных аспектов темы автор обращается к материалам периода, предшествующего событиям Войны за независимость, что позволяет лучше понять природу и социально-историческую обусловленность возникновения рассматриваемого течения. Во второй половине XX века в общественно-политической и идейной жизни Америки наметились глубокие социально-экономические, политические и идеологические сдвиги, которые способствовали возникновению качественно новых форм консервативной идеологии, требующих отдельного исследования. Тем более, эти течения в условиях беспрецедентного усиления влияния консерватизма в политике и идеологии многих западных стран в начале 80-х годов нашего столетия стали объектом пристального исследования отечественных специалистов.

Обзор источников и литературы. Автор опирался на широкий круг источников, в том числе материалы периодической печати, мемуары, воспоминания, справочники и т.д. В то же время специфика избранной темы определила использование в качестве источников многочисленных работ американских политических и государственных деятелей, политологов,

историков, литераторов и журналистов, вышедших в течение рассматриваемого периода и посвященных данной проблематике.

Как известно, впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работе Э.Берка "Размышления о революции во Франции"2. Дата выхода в свет этого знаменитого эссе в 1790 г. как правило, считается отправным пунктом современного консерватизма. В своей работе Э.Берк противопоставил выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как на органичную и целостную систему.

В число источников, позволяющих проследить становление американской консервативной традиции, входят работы первых переселенцев-пуритан, в частности У.Брэдфорда, Дж.Коттона, Дж.Уинтропа и др.3, а также труды американских лоялистов4.

Исследование основных идейно-политических течений в общественной жизни США невозможно без использования трудов "отцов-основателей" американского государства. В данном исследовании наибольшее внимание было уделено работам таких известных политических и государственных деятелей страны времен войны за независимость как А.Гамильтон, Дж.Адамс, Дж.Вашингтон, Дж.Джей и др.5 В их трудах, отражавших заинтересованность победителей в войне за независимость в создании сильного государства, подчеркивались идеи исторических традиций, всеобщая значимость религиозных, моральных и юридических элементов в развитии гражданской и политической свободы. Наиболее последовательно эти принципы проводились А.Гамильтоном, Дж.Адамсом, Г.Моррисом, стоявшими во главе партии федералистов. Проводниками идей федералистского консерватизма в политической жизни Америки

~ Берк Э. Размышления о революции во Франции. М. 1993.

3 Брэдфорд У. История поселения в Пличуге. М. 1987; The Puritan Tradition in America 16201730. Columbia. 1972: The Puritans in Amcrica. A Narrative Anthology. Ed. by Heimert and Andrew Dclbanco. Cambridge. London. 1985; Puritan Political Ideas 1558-1794. Ed. by Edmund S.Morgan. J. Cotton. Indianapolis etc. 1965.

4 Galloway i Sclccted Tracts N.Y. 1974. Vol. 1-3; Hatchinson T. History of Massachusets Bay. London. 1828. Vol. 1-3.

5 The Papers of Alexandrer Hamilton. 25 Vols. Ed by H.C.Syrett. N.Y.-London. 1961-1979; Adams 3. Selected Writings. N.Y.. 1963.

первой половины, и особенно 20-30-х годов, XIX в. явились "неофедералисты" и виги Дж.К.Адамс, Ф.Эймс, Г.Клей, Д.Уэбстер, Дж.Маршалл и др. Большое значение для изучения социальных, политических, политико-культурных и идейных реальностей США первой половины XIX века имеет классический труд А. де Токвиля «Демократия в Америке»6.

Особое место в американской истории занимает так называемая "аграрная" традиция. Выразителями этого направления в идейно-политической жизни США XIX века стали представители южных штатов, среди которых видное место занимали Дж.Кэлхун, Дж.Фицхью, Рэндолф и др.7 Важно учитывать, что выдвинутые политиками и идеологами рабовладельческого Юга аргументы не без успеха распространялись не только в южных, но и в северных штатах и сохранялись в обыденном сознании не одного поколения белых американцев долгое время после уничтожения рабства. Впоследствии так называемой "южной традиций" уделялось отдельное внимание в американской историографии.8

Любое исследование американского консерватизма XIX -начала XX веков не может обойтись без работ американских философов, социологов и литераторов консервативной ориентации Дж.Сантаяны, В.Ирвинга, Г.Мелвилла, Н.Готорна и др.9 В них с позиций элитизма, традиционализма и философского идеализма довольно резкой критике были подвергнуты последствия бурного постиндустриального развития США.

Особое место в политико-философской и идейной традиции США занимает течение консерватизма, возникшее в 2030-х годах XX столетия. В годы, когда термин "консерватизм" в представлениях большинства американцев ассоциировался с идеями "твердого индивидуализма", представителями

6 Токвиль А.дс. Демократия в Америке. М. 1992.

; The Papers of John C.Calhoun Ed. W.E.Hemphill. C.N.Wilson. Vols 1-H>. ISnheraty of South Carolina. 1959-1985: Fit/.hugh G. Cannibals All! Or Sla\cs Without Masters Cambridge. I960.

8 Cash W.Y. The Mind оГ The South. N Y. 1991; The American South' Portrait оГ a Culwre. Ed by. L.D.Pubin. Wash. 1991: Weaver R.M. The Southern Tradition at Bay: A Historv of Postbellimi Thought. N.Y. 1968; Gcnovcsc ED. The World the Slaveholders Made. Two Essays in Interpretation. N.Y. 1971; Gchoncsc E.D. The Southern Tradition. The Achievmcnt and Limitations of an American Conservatism. Cambrii;. 1994

9 Santayana J. The Life of Reason. N.Y. 1924. Vol.1-4: Мслвилл Г. Собрание сочинений в т. Л.1988; Готорн Н. И'юранныс прои ¡ведения. Л 19X2: Ирвинг В Альгамбра; Новеллы М. 1989.

литературных кругов, в число которых входили П.Э.Мор, И. Бэббит, Г. Менкен, А. Тейт, Дж.Рэнсом, Д.Дэвидсон, Э.Паунд, Т.Элиот10 и др., была предпринята попытка коренным образом пересмотреть господствующее в американском общественном сознание представление о консерватизме в целом. Естественно, что при изучении идейно-политической ситуации в США 20-30-х годов XX века были использованы труды этих авторов. Важным подспорьем послужили также работы известных американских историков и политологов, посвященные исследованию воззрений представителей этого течения11.

Диссертантом привлечен также широкий круг работ американских исследователей. В этой связи стоит отметить, что специфика изучения американского консерватизма связана с неопределенностью статуса данного идеологического течения в американской историографии. Как известно, существуют две противоборствующие концепции истории идейно-политических традиций США: консенсусная и конфликтная. Согласно первой, самыми авторитетными выразителями которой являются Л. Харц, Р.Хофстедтер, Д.Бурстин и др., Соединенным Штатам вообще была чужда традиционная для Европы идеологическая поляризация. Так, Л.Харц12 находил абсурдным разделение американской идеологической традиции на либеральную и консервативную. По его мнению, и демократы и те, которых периодически называют себя консерваторами, по сути своей представляют единое идейно-политическое направление последователей Дж.Локка, либеральное по своей сути: "В Америке никогда не существовало "либерального движения" или подлинной "либеральной партии", - писал он, - а только лишь американский образ жизни13".

"' Babbit I. Dcmocrasy and Leadership. Boston.. N.Y.. Mifflin. 1953; More P.E. Aristocracy and Justice. Shelbratt Essays. Boston.. N.Y. 1915; Mencken H.L. Notes on Democracy. N.Y. 1926; I'll Take My Stand. The South and the Agrarian Tradition. N.Y. London.1930; Davidson D. I'll Take My Stand. A History.// American Review. 5. Summer 1935;Tate A. Who Oivns America? Boston -N.Y. 1936; EliotT.S. Essays Ancient and Modem N.Y. 1932;

" Davies R. The Humanism of Paul Elmer More. N.Y. 1958: Douglas G.H. H.L.Mencen: Critic of American Life. Hanidcn. 1978: Lora R. Conservative Minds in America. Chicago. 1971;Kirk R. Eliot and his Age. N.Y. 1971; Choce W.M. The Political Identities of Esra Pound and T.S.Eliot. Stanford. 1973.

1: Hartz L. The Liberal Tradition in America. N.Y. 1955. (Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М. 1993г.)

1 'Харц Л Либеральная традиция в Америке. Стр. 20.

Суть второй концепции состоит в том, что, по утверждению ее сторонников, история основных идейно-политических традиций США представляет собой непрерывный конфликт сторонников и противников либерализма и консерватизма, или джефферсоновской и гамильтоновской традиций. Большой вклад в разработку основных идей и концепций данного направления, получившего название прогрессистского, внесли В. Л.Паррингтон, Ч.Бирд, Джеймсон и др., которые неизменно акцентировали свое внимание на роли социальных конфликтов в американской истории. В.Л.Паррингтон писал в своем трехтомном труде "Основные течения американской мысли": "Мы, пожалуй, не совершим большой ошибки, если будем рассматривать политическую историю Америки после 1790 года в основном как борьбу между идеалами "Декларации независимости", в которой провозглашались главным образом права человека, и положениями американской Конституции, призванной служить узкопрактическим целям защиты прав собственности14".

Большим подспорьем при написании данной работы послужили труды американских историков и политологов 40-х -60-х годов XX века, посвященные сущности, генезису и эволюции американского консерватизма. Среди них в первую очередь следует отметить работы П. Вирека, Р. Керка и К. Росситера 15. Специфика данных исследований заключается в том, что их авторы сами были представителями набиравшего в то время силу движения "нового" или "социального" консерватизма и, полностью разделяя основные взгляды консерваторов, изучали его как бы изнутри. Поэтому данные работы входят и в круг источников по данной проблематике.

В последующие годы в свет вышел целый ряд работ, посвященных тем или иным аспектам консервативной традиции США. В центре исследований главным образом находились наиболее актуальные проблемы американской истории. Так, пристальное внимание было уделено так называемому

14 Парринггон В.Л. Основные течения американской мысли. М. 1953г. Т.З. стр.355.

" Viereck P. Conservatism Revisited. N.Y. 1962: Viercck P. Conservatism from John Adams to Churchill; Kirk R. The Conservative Mind. From Berk to SaiUa>ana. Chikago. 1953; Kirk R. The Conservative Program. N.Y. 1954.; Kirk R. The Politics of Prudens. Br>n. Mawr. 1993; Kirk R. Prospcct for Conservatism. Washington. 1989; Rossitcr C. Conservative in America. N.Y. 1955.

"позолоченному веку" развития американского общества конца XIX века, когда на первый план в идейно-политической жизни страны выдвинулись идеи свободы рынка и предпринимательства16.

В последние десятилетия в исторической и политической науке США большое внимание уделялось так называемому "новому" консерватизму послевоенного периода. Среди работ, посвященных данной теме стоит упомянуть труды Дж.Нэша и Лоры Р.17, в которых была предпринята попытка проанализировать причины послевоенного "возрождения" консерватизма и показать основные направления его развития в данный период. Так, Дж. Нэш в своем труде "Консервативное интеллектуальное движение в Америке после 1945 года" констатировал возрождение американского консерватизма в период после Второй мировой войны по трем направлениям: классический либерализм, "традиционный" или "новый" консерватизм и так называемый евангелистский антикоммунизм.

В 70-е - 80-е годы, в связи с беспрецедентным успехом неоконсерваторов в идейно-политической жизни большинства западных стран, произошел настоящий "бум" интереса к истории консерватизма. Именно в это время вышла в свет фундаментальная четырехтомная антология "Мудрость консерватизма", в которую вошли труды "отцов-основателей" и видных представителей консервативной традиции от Платона до наших дней.18 К этому же времени относится публикация "Словаря американского консерватизма" и иллюстрированной истории консерватизма19.

В отечественной историографии и политической науке консервативная идеология долгое время не относилась к числу профилирующих тем. Это объясняется тем, что между понятиями "консерватизм" и "реакция" часто ставился знак равенства, и упоминание о консерватизме допускалось лишь со знаком "минус". Подобное положение начало несколько изменяться в

McCIoskey R. American Conscnatism in The Age of Intcrprisc. Canibrig. 1951: Hofsladtcr R. Social Dan inisni in American Thought. 1860-1915. Philadelphia. 1945

1 Lora R. Consen alive Minds in América. Chicago. 1971: Nash G M The Conservative Intellectual Movement in Amcrica since 1945. N.Y. 1979.

The Wisdom of Conscn atism Ed. by O.Wilonski. New Roclicllc. 1971. Vol. I-IV.

w Filler R. Dictionary of American Conservatism. N.Y. 1987; Wagle R. American Consenatism. Ail Illustrated Histon N.Y. 19X9.

начале 80-х годов нашего столетия, когда не замечать данное течение западной идеологии стало уже просто невозможно. К этому времени относится выход ряда авторских и совместных исследований, посвященных анализу общих тенденций идейно-политической жизни Соединенных Штатов, различным ее направлениям и течениям, среди которых консерватизму как таковому, его истории и месту среди других идейно-политических традиций, было уделено немаловажное значение. Существенным вкладом в изучение данной проблематики следует считать монографию "Современное политическое сознание в США", в которой была предпринята попытка разработать общую типологию политического сознания США в русле четырех основных идейно-политических традиций - либеральной, консервативной, праворадикальной и леворадикальной. Данное исследование вскрыло внутреннюю неоднородность каждой из них и сосуществование на современном этапе различных типов либерального, консервативного, праворадикального и леворадикального сознания в рамках единого спектра20.

При изучении отдельных аспектов консервативной мысли Запада были использованы труды отечественных исследователей, в которых были предприняты попытки обобщенного анализа некоторых характерных черт консерватизма и его эволюции21. В конце 80-х - начале 90-х годов в связи со значительным усилением влияния консервативных тенденций в политике и идеологии Запада и Соединенных Штатов в нашей научной литературе появляется серия работ К.С. Гаджиева, А.А.Галкина, П.Ю. Рахшмира, Ю.А.Замошкина, Э.Я. Баталова, Гарбузова В.Н. и др., посвященных отдельным аспектам данной темы.

"" Современное политическое сознание в США. Отв. Рсд Ю.А.Замошкин. Э.Я. Баталов. М. 1980

21 Современный консерватизм М, 1992: Галкин A.A.. Ра.\шмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М. 1987; Фрснкин A.A. Западногерманские консерваторы - кто они? М: 1990; Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время.// Новая и новейшая история. 1990. №1: Либерализм Запала. М. 1995; США: Консервативная волна. M.I984: Консерватизм в США: прошлое и настоящее.// Проблемы американистики. 1990. № 8; Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. M 1982: Он же. Консерватизм: современные интерпретации. М. 1990; Он же. Современный консерватизм: опыт типологизации. // Новая и новейшая история. 1991. №1; Гарбузов В.Н Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор). // Полис. 1995. № 4; Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М. 1990.

Из ряда работ, затрагивающих теоретические проблемы становления и эволюции американского консерватизма, выделяются труды А.Ю.Мельвиля22. Хотя большая часть его исследований посвящена современным направлениям консервативной мысли США, тем не менее, немалое место автор уделял рассмотрению некоторых типологических особенностей генезиса и структуры консервативной идеологии, а также основным идейно-теоретическим традициям, в русле которых происходило формирование и эволюция современных форм американского консерватизма. Достоинство этих работ состоит в том, что А.Ю.Мельвиль впервые предпринял попытку рассмотреть основные теоретико-методологические аспекты изучения консерватизма.

Неоценимую помощь при написании диссертации оказали работы Согрина В.В., посвященные анализу основных направлений идейно-политической жизни Соединенных Штатов23. Согрин В.В. причисляет либерализм и консерватизм к числу наиболее влиятельных американских идейно-политических традиций. Идеологическая история Соединенных Штатов - это борьба с переменным успехом двух этих течений. Конкуренция либерализма и консерватизма приводит к тому, что и то и другое направление должно постоянно совершенствоваться и находить свежие решения для новых проблем, что в свою очередь делает их привлекательными в глазах общества и не дает места для развития радикальных течений.

Также стоит отметить работы Маныкина A.C., посвященные анализу идеологии республиканской партии первой половины XX века24. Основной вывод, сделанный автором, заключается в том, что главным содержанием эволюции идеологии партии стали постепенный отход от догм "твердого индивидуализма" и усвоение канонов этатистской философии в

~ Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М 1980: Он же. США - сдвиг вправо? М. 1986.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М. 1995: Он же: Мир американских рабовладельцев: Кэлхун. Фицхью и др. // Новая и Новейшая история. 1990. № 5: Он же: Этапы американского консерватизма.// Новая и Новейшая история. 1991. №6;

"4 Маныкин A.C. "Эра демократов": партийная перетруппировка в США в 19.13-1952. М. 1990: Он же. Республиканская партия в поисках альтернативы "новому курсу".// Вестник Моск. Унта. Сер. История. 1988. № 5: Он же. У.Уилки и генезис "нового республиканизма".// Американский ежегодник М 1980.

консервативном варианте. Особая ценность трудов Маныкина A.C. состоит в том, что они содержат весьма богатый фактический материал.

При рассмотрении социо-культурных аспектов американского консерватизма широко использовались труды отечественных авторов, посвященные истории американской литературы25.

Однако большинство из вышеперечисленных работ отечественных исследователей посвящено анализу либо наиболее общих вопросов эволюции американского консерватизма, либо частным аспектам современных течений данной идейно-политической традиции. Самостоятельное исследование непосредственно американского консерватизма, с упором на политико-философские и политико-культурные аспекты, в которых как в фокусе выявились многие наиболее важные черты идеологии, политики и общественного сознания США, представляется обоснованным и необходимым.

Научная новизна диссертации состоит, прежде всего, в том, что в ней впервые предпринимается попытка дать целостный и всесторонний анализ важнейших концептуальных аспектов американского консерватизма. При этом особое внимание уделяется политико-культурным и идейно-философским сторонам данного феномена. В работе систематически излагаются основные положения консерватизма как идейно-политической и социально-философской традиции, подробно рассмотрены этапы формирования американского консерватизма, его специфика и своеобразие, четко выделены его наиболее значимые направления. Новизна данной диссертационной работы выражается в следующих достигнутых в ходе исследования результатах:

- показано, что американская консервативная традиция в силу определенных исторических, географических, идейно-политических и культурных причин приобрела специфические черты, отличающие ее от континентально-европейской и английской моделей консерватизма;

:5 Литератора США XX века. М. 1978; Писатели США. М. 1W0: Зверев А «Деревенский умник». К портрету Эчры Паунда,// «Иностранная литератур:)». 1УЧ4. № 2

- выделены и обоснованы ее основные составные элементы: традиционализм, элитизм, индивидуализм, приверженность правам человека и др.;

- определены основные этапы развития консерватизма в

США;

- обоснован тезис о крайней противоречивости и амбивалентности американской консервативной традиции, в которой органически сочетаются на первый взгляд несовместимые друг с другом элементы;

- обоснована авторская позиция, согласно которой существует два основных направления развития консерватизма в США: социо-культурный и социально-экономический консерватизм.

Изучение этих вопросов способствует углублению представлений о развитии идейно-политического процесса в США, его основ и перспектив дальнейшей эволюции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Отмеченный выше вклад автора в разработку научной проблемы и степень новизны полученных результатов обуславливают теоретическую значимость диссертационного исследования, которое может быть использовано для дальнейшей разработки политологических моделей, направленных как на осмысление собственно феномена консерватизма, так и на изучение тенденций дальнейшего его развития в социально-философском и идейно-политическом плане.

Материал диссертации может быть включен в лекционные курсы по политологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании сектора теории политики ИМЭМО РАН.

Структура и содержание работы. Цели и задачи исследования определили проблемно-хронологический принцип построения работы: при соблюдении в целом хронологической последовательности изложения, в диссертации выделены две относительно самостоятельные проблемы - эволюция американского консерватизма и его роль и место в американской идейно-политической традиции.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется состояние ее научной разработки, ставятся главные цели и задачи, дается характеристика методологической основы и раскрывается новизна диссертационного исследования.

В первой главе "Исторические и идейные традиции американского консерватизма" дается анализ важнейших факторов и особенностей формирования консервативной традиции США, в частности консервативных тенденций в общественно-политической жизни США колониального периода и накануне Войны за независимость.

Показано, что еще задолго до образования Соединенных Штатов консервативные взгляды на человека и общество получили широкое распространение среди первых поселенцев колоний Северной Америки. В основе пуританской идеологии лежало учение Кальвина об «абсолютном предопределении», согласно которому судьбы людей изначально предопределены божественным провидением. Человек объявлялся существом глубоко порочным и несовершенным, за немногочисленным исключением тех, избранных совершенно свободно и произвольно, кто предопределен к спасению и кто вправе занимать несравненно высшее положение среди всех остальных. Индивид свободен, но в границах «избрания». В то же время, критерии «избранности» того или иного индивида были четко обозначены, что позволяло каждому рассчитывать на успех. Не удивительно, что такие житейские добродетели, как бережливость, трудолюбие, самоограничение и аскетизм стали составными элементами пуританской этики.

Бесспорно то, что принципы, которым руководствовались «отцы-пилигримы» и которые легли в основу общественного устройства первых поселенцев Североамериканских колоний, оставались ключевыми на всем протяжении американской истории. Идеи, присущие протестантскому учению, в полной мере нашли свое отражение в том, что впоследствии стали называть «американским образом жизни»; именно они явились некоей

идейно-теоретической основой, на которой были сформированы основные типы американской идеологии, в числе которых консерватизм занимал не последнее месть. Такие установки пуританизма, как признание основой общественных отношений соглашение между Богом и людьми, т.е. договорной природы государства, учение о народном суверенитете и представление о правительстве, как об институте, ответственном за свои действия перед большинством народа, легли в основу воззрений идеологов Американской революции. В то время как противники отделения от метрополии, так называемые лоялисты, также использовали в своих работах идеи пуританизма, но делали акцент на других, консервативных его сторонах, таких как правление меньшинства, примат общества над личностью, преданность существующей системе, противодействие переменам и т.д.

Американская революция стала торжеством просветительских идей, заняв достойное место среди других буржуазных революций Х\/11-ХУ111 вв. Своеобразие же этой революции заключалось в отсутствии глубоко укоренившихся феодальной и аристократической традиций внутри страны, которые были бы в состоянии конкурировать с пользующимися беспрецедентной популярностью либеральными идеями в общественной жизни страны того времени. В то же время, провозглашение независимости США и начало процесса социально-экономического и политического становления государства стали исходным моментом формирования американской консервативной традиции, ориентированной на сохранение стабильности и порядка, своеобразного статус-кво в обществе. Не приходится говорить о существовании четко определенных границ, разделяющих консерваторов и либералов того периода. Отцы-основатели американского государства были единодушны в своей борьбе за независимость и в толковании основных либеральных норм. Одновременно, А.Гамильтон, Дж.Адамс и другие, отнюдь не отрицая всей ценности либерализма, предложили новые концепции для решения поставленных перед нацией вопросов государственного устройства.

Впоследствии многие принципы, которые несли в себе определенную консервативную направленность, нашли свое отражение в американской конституции 1787 года. Ни в коей мере не оспаривая основные положения Американской революции, отцы-основатели консервативной ориентации постарались придать либеральным идеям некоторое охранительное толкование, что в свою очередь должно было утвердить такое положение вещей, при котором статичность общественной жизни брала бы верх над динамикой преобразований.

Глава вторая "Особенности и основные направления эволюции американского консерватизма XIX - начала XX вв." посвящена проблеме многоплановости и противоречивости консерватизма США.

С самого начала своего существования американский консерватизм, не являясь аналогом консерватизма европейского, воплотил в себе несколько идейно-политических течений и направлений. Можно говорить о трех составляющих американского консерватизма конца XVIII века: классический европейский консерватизм берковского типа, пуританское наследие и, наконец, либеральные идеи.

Консерватизм берковского типа, подразумевавший эволюционистское развитие общества с сохранением его традиций и устоев, был наиболее приемлем для американских условий. Именно это направление консервативной мысли получило свое развитие в Соединенных Штатах. В условиях относительной слабости феодальных институтов и института наследственной аристократии в рамках жестко очерченной классовой структуры, в США, в отличие от европейских стран, где эти традиции были неотъемлемой чертой исторического развития, наиболее реакционные и во многом утопичные течения хотя и имели место быть, тем не менее не получили того распространения и популярности, которое имели в Европе учения Ж. де Мэстра и Л. де Бональда. Американские консерваторы унаследовали целый ряд мотивов, присущих умеренно-эволюционистскому направлению европейского консерватизма.

В то же время, американская консервативная традиция носила исключительно своеобразный характер и, наряду с

общими чертами, присущими консервативным течениям как таковым, имела ряд особенностей, определяющих ее самобытность. Страна, лишенная глубоких исторических традиций, которая с момента провозглашения своей независимости утвердила буржуазно-демократические ценности в качестве основы общественного устройства, что изначально освобождало ее от статичного «наследства» в виде монархии, феодальных институтов и институционализированной церкви, отличалась особым динамизмом как в социальной, так и в экономической сферах жизнедеятельности. В условиях бурного развития изменения стали символом «американского образа жизни». Наибольшее распространение получили идеи о безграничных возможностях «простого человека». Индивидуализм стал нормой существования. Подобные особенности общественно-исторического развития делали неприемлемым антирационализм Берка, выражавший сомнения в преобразующих потенциях разума и в идее проектируемое™ общественного устройства, предопределили невозможность широкого распространения классических консервативных идей. Хотя, с другой стороны, в условиях постоянных социально-экономических изменений, американцы, тем не менее, были склонны к сохранению данной социальной структуры и сглаживанию определенных общественных противоречий, рассматривая это как необходимое условие нормального функционирования и дальнейшего развития государства.

В этом смысле, своеобразие американского консерватизма заключается в том, что его последователи с самого начала разделяли многие основополагающие буржуазно-либеральные ценности. Иначе говоря, некий комплекс либеральных идей, который лежал в основе формирования центральных принципов и устоев американского государства, стал составной частью консервативной традиции США.

В начале XIX века наметились две основные тенденции в развитии американского консерватизма: социально-экономическая и социо-культурная.

У истоков первого направления стоял А.Гамильтон. Выступая за широкое государственное покровительство развитию страны и за предоставление правительству широкой

регулирующей власти в экономике, Гамильтон, тем не менее, был категорически против всестороннего регулирования экономики. По его мнению, только конкуренция должна была оставаться регулятором развития промышленности и торговли. В начале XIX века последовательными сторонниками данной концепции стали наследники федералистской партии - «неофедералисты» и виги. Но уже ко второй половины XIX века, после победы Севера в войне за независимость и вступления США в период так называемого «позолоченного века», когда экономическое развитие страны шло поистине гигантскими шагами, гамильтоновская система протекционизма и государственной поддержки предпринимательства потеряла свою актуальность. На первое место выдвинулись идеи абсолютной экономической свободы и полного невмешательства государства. Именно в это время особую популярность в стране приобрели идеи «грубого», «неограниченного», «твердого» индивидуализма. Во главу угла индивидуалистического мировоззрения был положен либеральный принцип абсолютной, ничем не ограниченной экономической свободы, который был призван стать регулятором не только экономической, но и общественной жизни. Основная идея классического буржуазного либерализма стала, таким образом, орудием в руках наиболее консервативно настроенных сил. Характерно, что среди индивидуалистических учений на первое место в США была выдвинута философия так называемого социал-дарвинизма, которая соединила в себе либеральную концепцию laissez faire и эволюционистское учение Ч.Дарвина.

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. понятие консерватизма прочно ассоциировалось с идеями твердого индивидуализма. В этой ситуации социо-культурная традиция американского консерватизма, отдававшая предпочтение в первую очередь социальным и морально-религиозным проблемам перед экономическими, не выходила за рамки литературно-эстетических кругов. Тем не менее, на всем протяжении XIX века ряд американских писателей, поэтов и философов, не причисляя себя к какому бы то ни было идейно-политическому течению, резко критиковали последствия бурного индустриального развития страны с позиций традиционного консерватизма,

разделяя его основные идеи и принципы. Среди них: взгляд на общество как на сбалансированную, самодостаточную систему; признание важности традиций, символов, ритуалов в общественной жизни всякого государства; скептицизм в отношении эффективности народного правления; уверенность в безнадежном несовершенстве человеческой природы и т.д. При всей немногочисленности своих сторонников это направление американского консерватизма оставалось определяющим на всем протяжении его существования. Впоследствии именно это течение составило основу новой консервативной идеологии США 40-50-х гг. XX в.

Идеи «твердого» индивидуализма оставались господствующими в идейно-политической жизни США вплоть до конца XIX века. Но к XX столетию все более весомо продолжает звучать критика в адрес наиболее рьяных сторонников принципов свободной конкуренции и невмешательства государства. Одновременно происходит постепенный пересмотр основных постулатов классического либерализма, соединение прежних принципов с новыми идеями, концепциями и направлениями в идейно-политической жизни страны. Слияние традиционного либерализма с некоторыми новыми постулатами социального реформизма породило так называемый "новый" или "социальный" либерализм, который в скором времени стал выигрывать идеологическую "баталию" с "индивидуалистическим" консерватизмом. Необходимость определенной и весьма серьезной корректировки идейно-политической платформы консерваторов была очевидной. И поводом для таких преобразований послужили как идейная переориентация либералов, так и социально-экономическая обстановка, сложившаяся к тому времени в США.

В первые десятилетия XX в., особенно в чрезвычайных условиях первой мировой войны правительство Соединенных Штатов было вынуждено прибегнуть к некоторым формам государственного регулирования. В подобных условиях сторонники социал-дарвинизма рассматривали государственное вмешательство как временное отклонение от естественного хода вещей. Тем не менее, к 20-30-м годам двадцатого столетия уже не могло быть и речи о полном демонтаже системы

государственного регулирования экономических и социальных процессов. Возврат к столь популярным во второй половине XIX в. идеям социал-дарвинизма даже некоторыми представителями наиболее консервативно настроенной части американского населения считался невозможным, а принципы «твердого» индивидуализма рассматривались как безнадежно устаревшие и требующие незамедлительной модификации. В это время, республиканская администрация президента Г.Гувера, выступая решительно против непосредственного государственного регулирования экономической и социальной сфер, тем не менее, старалась стабилизировать экономическую обстановку в стране действиями, которые уже не совсем вписывались в рамки концепции laissez faire.

Особое место в американском консерватизме XIX века занимает идеология плантаторов-южан. В данный период она представляла собой одно из магистральных направлений консерватизма в США и именно «в этом течение консерватизма, приобретшем черты реакционной утопии, впервые проявились свойства, ставшие типичными для праворадикальных идеологий в Соединенных Штатах27». Хотя идеологи плантаторов-рабовладельцев, среди которых наиболее известны имена Дж.Кэлхуна и Дж.Фицхью, далеко не представляли собой идеологического единства. Идеи, выдвинутые южанами, впоследствии во многом не потерявшие своей актуальности, на протяжении долгих лет часто использовались как представителями консерватизма, так и, в большей степени, реакционерами.

В третьей главе "Пересмотр базовых принципов и формирование нового консерватизма" анализируются основные тенденции в американском консерватизме начала двадцатого столетия, позволившие ему вернуться на ведущие позиции в идейно-политической жизни США во второй половине XX века.

Конец 40-х - начало 50-х годов двадцатого столетия в Соединенных Штатах были ознаменованы качественно новыми чертами в общественно-политической жизни страны. Одной из главных тенденций данного периода можно считать рост влияния

27 Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX в. М.

1995г. Стр.50.

правых и консервативных взглядов на умонастроения американцев. Этому процессу предшествовало усиление роли социо-культурного консерватизма в интеллектуальной жизни страны 20-30-х годов. В это время социо-культурная традиция претерпела значительные изменения. Если в XIX веке сторонники данного направления американской мысли, полностью игнорируя нюансы и определенные подробности тех или иных реформаторских тенденций современности, отвергали изменения как таковые, находя в них самих единственную причину всех неудач и неприятностей, то уже в начале XX столетия они, оставаясь на позициях резкого неприятия отдельных элементов современного им общества, уже не воспринимали прошлое как панацею от всех зол.

В традиционном американском консерватизме начала века можно выделить несколько группировок, представители которых предлагали различные пути выхода из сложившегося положения. Так, И.Бэббит и П.Э.Мор, основатели движения "нового гуманизма", стояли за возрождение гуманистических ценностей, Г.Менкен и А.Дж.Нок настаивали на идеях натурализма, южане А.Тейт, Дж.Рэнсом, С.Янг и другие видели спасение в возвращении к устоям и традициям "южного образа жизни". При всем разнообразии и порой противоречивости этих концепций их сторонников объединял целый комплекс идей и положений, позволяющих причислить их к определенной философско-культурной традиции.

Социо-культурный консерватизм первой четверти XX века придал своеобразный импульс дальнейшему развитию американского консерватизма. Но в целом возрастание интереса к консерватизму в послевоенные годы было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, этому способствовала качественно новая идейно-политическая ситуация, сложившаяся в США по окончании второй мировой войны, определившая повышенную активность разнородных консервативных объединений в стране. Вследствие реальных экономических и политических предпосылок в данный период произошли определенные изменения в расстановке политических сил в стране, способствовавшие определенной идеологической

переориентации. Во-вторых, произошла глубокая трансформация самого американского консерватизма. Не представляя собой однородного идейно-политического течения, консерватизм на данном этапе вобрал в себя различные, порой исключающие друг друга, положения и концепции. В это же время происходит формирование отдельных направлений американского консерватизма, которые на долгое время определили некие его "границы", внутри которых предполагается наличие смешанных, "пограничных" разновидностей течения. Реально можно говорить о наличии трех основных направлений развития американского консерватизма послевоенного периода: либертаризма, традиционализма и так называемого "нового" или "социального" консерватизма.

Строго говоря, эти течения консерватизма Соединенных Штатов середины двадцатого столетия не представляли собой единого направления в общественно-политической мысли, являясь как бы полюсами того обширного комплекса идей и концепций, который имеется в виду, когда речь заходит о консерватизме. В то же время, при всей своей несхожести, а порой и противоречивости, различные типы американского консерватизма несли в себе целый ряд общих качеств, позволяющих причислить их к вполне определенной политической традиции. Не стоит забывать, что в тот период, о котором идет речь в данной главе, суть понятий "консерватизм" и "либерализм" изменилась коренным образом. Так, с именем "либерала" теперь связывали не идеи индивидуализма, свободы предпринимательства и конкуренции, утверждавшие приоритет личности по отношению к государству и не допускающие серьезного вмешательства последнего в экономические сферы жизнедеятельности, а совсем противоположные принципы. Теперь суть либерализма сводилась к тем переменам, под знаком которых прошло начало века в большинстве европейских странах и в США. Признание позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, заимствованные у социал-демократов идеи социальной справедливости и т.д. - вот те устои, на которых теперь строился новый либерализм. В подобной ситуации большинство по сути своей классических либералов

предпочитали называть себя консерваторами. Проповедуя

буржуазно-индивидуалистические идеи, они и впрямь стали выполнять охранительную роль в обществе, призывая если и не вернуться к прежним идеалам и традициям, то хотя бы сохранить то, во многом не идеальное на их взгляд, положение вещей, которое имеется на сегодняшний день. Вместе с тем, наряду с новыми течениями, в американском консерватизме второй половины XX века наблюдается стойкая тенденция к возрождению идей и концепций, изначально связанных с консерватизмом берковского типа.

Одним словом, в силу многочисленных причин консерватизм как идейно-политическое течение пережил в Соединенных Штатах 50-х годов XX столетия по сути свое "второе рождение".

В заключении подводятся итоги, обобщаются основные выводы и результаты проведенного исследования.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1. Эволюция американского консерватизма конца XVIII -начала XX веков (политико-культурный аспект).// Вестник МГУ, Серия История. 1998, № 2. 1,1 п.л.

2. Некоторые аспекты формирования социо-культурной традиции американского консерватизма (XIX - нач. XX вв.). Статья. 1,2 п.л. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН, № 53285, от 13.02.98г.