автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Эволюция пиано-аккордеона

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Показанник, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эволюция пиано-аккордеона'

Текст диссертации на тему "Эволюция пиано-аккордеона"

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

им. С.В. Рахманинова

На правах рукописи

ПОКАЗАННИК Елена Владимировна

ЭВОЛЮЦИЯ ПИАНО-АККОРДЕОНА: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ, РЕПЕРТУАР

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

диссертация на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Становление исполнительства на пиано-аккордеоне 17

§ 1. Появление и распространение пиано-аккордеона 17

§ 2. История исполнительства на пиано-аккордеоне в Германии 28

§ 3. История исполнительства на пиано-аккордеоне в Италии 34

§ 4. История исполнительства на пиано-аккордеоне в Америке 36

§ 5. История исполнительства на пиано-аккордеоне в России 42

§ 6. История исполнительства на пиано-аккордеоне во Франции 48

§ 7. Общие закономерности развития исполнительства в XX веке 51

ГЛАВА II. История формирования основных технико-конструктивных

характеристик пиано-аккордеона 65 § 1. Основные технико-конструктивные характеристики

современного пиано-аккордеона 4 •: ■ ' л г 65

§ 2. Этапы формирования технических параметров пиано-аккордеона 67

ГЛАВА III. Социокультурная среда и условия бытования пиано-аакордеона.

Развитие репертуара 92

§ 1. Сферы применения пиано-аккордеона: общая характеристика 92

§ 2. Пиано-аккордеон как бытовой инструмент 100

§ 3. Пиано-аккордеон как эстрадный инструмент 107

§ 4. Пиано-аккордеон как академический инструмент 133

§ 5. Концертный репетуар: перспективы развития 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

ЛИТЕРАТУРА 168

ПРИЛОЖЕНИЕ 176

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено истории появления, распространения и бытования инструмента, который в разных странах называется "аккордеон", "клавир-гармоника", "пиано-аккордеон", "фисгармоника", "сан-фин-чин" и пр. Он представляет собой особую разновидность ручной гармоники, обладающей рядом стандартных технико-конструктивных параметров, главным из которых является наличие правой клавиатуры органно-фортепианного типа.

Используемое в России наименование "аккордеон" не вполне корректно. В международной практике общепринято разделение хроматических ручных гармоник на кнопочный аккордеон (баян - название исключительно русское) и пиано-аккордеон. Кроме того, во многих странах используется только родовое название "аккордеон" без уточнения конструкции правой клавиатуры. Желанием избежать подобной неопределенности и обусловлено применение в исследовании термина "пиано-аккордеон".

Пиано-аккордеон - инструмент, прочно утвердившийся на концертной сцене с исполнением не только развлекательной, массовой, но и "серьезной", классической музыки. Появившись на стыке XIX - XX веков, он за недолгий срок своего существования завоевал популярность у слушателей всего мира весьма различного общественного положения, культурного и образовательного уровня. Такая универсальность предполагает неоднородность восприятия и использования этого инструмента - отсюда столь широкий спектр современных направлений в репертуаре аккордеонистов. Одни видят в пиано-аккордеоне народный инструмент, другие - эстрадный, третьи - джазовый, для четвертых -это высококлассный академический инструмент. Проникновение во все сферы музыкальной практики и адаптация к требованиям разных жанров несомненно свидетельствуют о его перспективности.

Статус пиано-аккордеона, стабилизировавшийся на сегодняшний день, не вызывает уже столь противоречивых оценок, как это было еще 20-30 лет назад -

большинство исполнителей, музыковедов и композиторов признают за ним право полноценного функционирования не только в бытовом, но и в академическом музицировании. Изучению процессов становления профессионального исполнительства на пиано-аккордеоне посвящено уже достаточно большое количество работ. Вместе с тем существует явная диспропорция в суждениях некоторых авторов, и, особенно, в обиходном понимании пиано-аккордеона как, в первую очередь, эстрадного инструмента. Эта сторона бытования важна, однако фокусировать свое внимание лишь на ней - значит сознательно сужать границы многогранного, многоаспектного пространства, в котором он функционирует. Изучение истории и среды бытования инструмента кажется нам наиболее актуальным на сегодняшний день, поскольку позволяет выявить социокультурную обусловленность всех процессов, проявляющихся в ходе развития исполнительства на пиано-аккордеоне.

Своеобразие пиано-аккордеона как исторического феномена заключается прежде всего в его эволюции. Отличительной и даже, рискнем предположить, уникальной чертой процесса становления исполнительства на пиано-аккордеоне является доминирующее, на протяжении всей его вековой истории существования, положение в качестве эстрадного инструмента. Он принимает на себя эту функцию практически сразу, минуя этап постепенного совершенствования в приватном любительском музицировании.

Нельзя на сегодняшний день назвать инструмент, который, будучи академическим, не встречался бы достаточно часто и в развлекательной, "легкой" музыке. Вместе с тем, каждый из них проделал свой, отличный от других, путь исторического самоопределения. Одни возникали как профессиональные, другие - как народные, лишь затем постепенно охватывая все новые сферы музицирования. Созданные за 2 - 3 десятилетия до момента появления на концертной сцене первые модели гармоник с правой клавиатурой органно-фортепианного типа практически не привлекли внимания и не имели хождения - до тех пор, пока новые виды музыкальной практики не создали оптимальных условий для

их быстрейшего распространения. Только закрепившись на эстраде, пиано-аккордеон начал позднее интегрироваться и в бытовое, и в академическое исполнительство. Темпы интеграции и ее особенности в разных странах, исходная и современная среда функционирования инструмента и, прежде всего, причины, определившие для пиано-аккордеона столь необычное первоначальное "жизненное пространство" и обусловившие дальнейшую его историю, - вопросы, требующие исследовательского внимания.

Наша работа имеет преимущественно музыкально-историческую и музыкально-социологическую направленность. Инструментоведческий блок вопросов несомненно присутствует, но в центре внимания - проблемы не собственно классификационные и органологические (технологические, акустические и т.п.), а связанные с зарождением и функционированием аккордеона в конкретной музыкальной и социальной среде.

Подобный ракурс рассмотрения требует изучения истории исполнительства на пиано-аккордеоне - именно процессы его становления, совершенствования дают возможность выявления социокультурной обусловленности современного статуса инструмента, позволяют прогнозировать тенденции и динамику дальнейшего развития.

Изучение специфики функционирования инструмента влечет за собой и необходимость анализа самой музыки - ведь в конечном счете самобытность любого инструмента кроется в том "мире музыкальных звуков", которые он способен воспроизвести. Анализ будет заключаться в выявлении обусловленности появления, развития и дифференциации основных репертуарных направлений, в определении взаимосвязи и взаимозависимости между ними1. В ряде случаев будут более детально рассмотрены показательные в определенных отношениях, "знаковые" для той или иной ветви репертуара произведения.

1 На сегодняшний день можно констатировать отсутствие четких представлений даже у самих аккордеонистов о зависимости специфики исполнительских задач, взаимоотношений между исполнителем и слушателями, уровня восприятия и ожиданий аудитории от принадлежности произведения к тому или иному репертуарному направлению.

В связи с определенной выше проблематикой диссертации основную цель нашего исследования можно сформулировать следующим образом: системное изучение эволюции пиано-аккордеона от возникновения до наших дней в контексте среды его бытования и формирования собственного репертуара.

Подобная цель предполагает решение следующих задач: ir выявление социокультурной обусловленности появления и распространения пиано-аккордеона;

2. определение основных сфер бытования инструмента;

3. характеристику технико-конструктивных параметров современного инструмента, этапов их формирования;

4. изучение исторических путей становления исполнительства как в целом, так и с учетом их особенностей в разных странах, регионах;

5. выделение главных репертуарных направлений и тенденций их развития;

6. попытку выявления путей дальнейшего исследования инструмента.

В ряде научных работ так или иначе затрагиваются перечисленные аспекты. Весьма значительные и интересные исследования были проведены П. Мо-нишоном [189, 190], Г. Люком [186, 187], А. Фетом [184], А. Миреком [99-103], Г. Рихтером [194] и другими инструментоведами. Однако многое остается не изученным: не существует специальных трудов по истории пиано-аккордеона, нет опыта сравнительного изучения традиций и доминирующих типов исполнительства, не ставился вопрос о необходимости изучения и систематизации основных направлений в развитии репертуара аккордеонистов.

Кроме того, во многих из вышеперечисленных работ достаточно расхождений, неточностей и дискуссионных моментов. Авторы нередко подбирают факты, свидетельствующие о вкладе именно их страны в развитие инструментария и исполнительства. Не ставя перед собой задачу их детального анализа, напомним лишь о проблеме определения "альма-матер" гармоник, или о вопросах приоритета изобретения того или иного усовершенствования.

Ни в коем случае не стоит, однако, недооценивать итогов проведенных исследований, поскольку без них не был бы возможен следующий шаг в изучении пиано-аккордеона - системное рассмотрение эволюции самого инструмента, истории развития репертуара и исполнительских стилей, становления системы профессионального обучения и совершенствования его методики сквозь призму социокультурной обусловленности всех этих процессов.

Остановимся на обзоре литературы, так или иначе затрагивающей вопросы, относящиеся к теме нашего исследования.

В работах, посвященных истории гармоник, представляется возможным выделить четыре основных направления:

1. Традиционно инструментоведческий подход в узком понимании (описание конкретных инструментов и их сравнительный анализ, в лучшем случае - с перечислением основных этапов их формирования). Существует уже много работ, посвященных изучению эргологии (строения, конструкции) инструментов: достаточно подробно описаны основные технические параметры современных аккордеонов и баянов, выделена историческая перспектива их совершенствования

(А. Мирек [99 - 103], монография "Das Akkordeon" [180] ; Т. Чарукас [181], Г. Рихтер [194], П. Монишон [189, 190], Дж. Мачеролло [188] и др.). Б. Егоровым [47] и Г. Рихтером проведены акустические исследования современного баяна и аккордеона, многие частные вопросы разработаны достаточно детально (к примеру, в 1982 г. Н.Кравцов защитил кандидатскую диссертацию по теме "Усовершенствование органно-фортепианной клавиатуры аккордеона и назревшие проблемы гармонно-баянного исполнительства" [73]).

Однако, ни один из авторов (за исключением Н.Кравцова) не ставил перед собой задачу изучения именно пиано-аккордеона, рассматривая его лишь в комплексе как одну из разновидностей ручных гармоник. Не оспаривая важность таких работ, укажем все же, что назрела необходимость специального исследования каждого конкретного инструмента - баяна (кнопочного аккордеона), пиа-

1 Авторский коллектив в составе: X. Эйхельбергер, Г. Гербет, В. Сэман, Г. Рихтер, А. Фольф.

но-аккордеона, диатонических гармоник, бандонеона и т.д. Будучи родственными инструментами, они, однако, весьма отличны по некоторым элементам конструкции, - не говоря уже о том, что технические характеристики важны, к тому же, не сами по себе, а как показатель постепенно изменявшегося отношения "^инструменту в исторической перспективе.

2. Сведения о бытовании различных типов гармоник в отдельных регионах, странах: работы Г. Докторского [182], А. Фета [184], Р. Флина, Э. Дэвидсона, Э. Чавеза [185], Г. Люка [186, 187].

3. Необходимым ракурсом исследования является анализ репертуара - тема, во многом проработанная такими исследователями, как А. Фет [184], Г. Люк [186, 187], Дж. Мачеролло [188], Г. Докторский (любезно предоставивший нам рукопись своей будущей книги) и др. Однако и тут можно констатировать почти полное отсутствие трудов, посвященных изучению музыкальной -литературы, написанной либо исполняемой именно на пиано-аккордеоне1, при том, что конструкция правой клавиатуры, некоторые тембродинамические характеристики, равно как и особенности бытования пиано-аккордеона и восприятия его аудиторией, накладывают отпечаток и на выбор произведений, и на их реальное звуковое воплощение.

4. Биографические портреты отдельных исполнителей-аккордеонистов [104, 177, 178, 193, 195, 196].

Конечно, выделенные направления редко встречаются в чистом виде -большинство авторов в зависимости от преследуемых целей компонуют их в различных соотношениях. К примеру, наиболее полное информативное русское издание - монография-справочник Альфреда Мирека "Гармоника. Прошлое и настоящее" [99] при значительном удельном весе информации по технико-конструктивным характеристикам всех видов гармоник содержит и краткие ис-торико-биографические сведения об исполнителях и мастерах-изготовителях,

1 За исключением, пожалуй, немецких авторов, поскольку в описываемый ими период пиано-аккордеон был доминирующим в профессиональном исполнительстве типом ручных гаром-

ник.

предлагает достаточно объемный раздел дискографии, вскользь затрагивает и вопросы функционирования инструментов (в основном во вводных разделах).

Другой принцип избран Джозефом Мачеролло. Кратко проследив историю появления и развития ручных гармоник, приведя хронологическую таблицу основных этапов развития инструментов и исполнительства на них, автор большое внимание уделяет звукоизобразительным и техническим возможностям кнопочного аккордеона на примерах конкретных произведений, приводит .систематизированный список сочинений современных композиторов для этого инструмента.

Готтард Рихтер, проследив исторический путь развития ручных гармоник и кратко проанализировав первые сочинения для аккордеона немецких композиторов, подробнейшим образом исследует акустические и технические характеристики инструментов. Такой подход обусловлен уже самой направленностью монографии, вынесенной в название: "Аккордеон. Учебное пособие для музыкантов и мастеров-изготовителей".

Следует отметить явную диспропорцию между детальной изученностью первых сочинений для аккордеона, особенно написанных немецкими композиторами, и почти полным отсутствием исследований современной оригинальной литературы1. Необходимость такого анализа весьма велика - общие тенденции развития музыки для кнопочного аккордеона (баяна) не всегда могут быть спроецированы на ход становления оригинального репертуара пиано-аккордеонистов. Если анализу сочинений для баяна в нашей стране посвящено достаточное количество статей, написаны даже диссертации [50, 73, 102, 120], то сочинения, исполняемые пиано-аккордеонистами, либо остаются за пределами внимания исследователей, либо не рассматриваются ими как нечто, тербующее особого подхода (Г. Докторский).

1 Очевидно, что сегодня гораздо сложнее анализировать репертуар пиано-аккордеонистов, поскольку композиторы в большинстве случаев ориентируются на кнопочную клавиатуру, либо пытаются предложить некий "универсальный" вариант.

Досадное отставание проявляется и в уровне методики, представляющей собой одну из важнейших сторон общего процесса профессионализации исполнительства. Парадоксальна ситуация, когда при наличии подробных методических пособий, созданных несколько десятилетий назад и являвшихся в то время весьма актуальными и прогрессивными (Г. Люк, Л. Пухновский, В. Палмер, А. Мирек и др.), в последние годы не произошло качественного скачка, аналогичного бурному развитию методики "кнопочников". Причины, здесь, думается, также следует искать в своеобразии функционирования пиано-аккордеона и специфичности его восприятия аудиторией, являющейся заказчиком и конечным потребителем музыкального "ассорти" в репертуаре исполнителей.

Нельзя говорить о полном отсутствии, либо незначительности накопленного материала; объем его довольно велик и представляет интерес не только для знакомства с исторической перспективой исследований по этой теме, но имеет практическую ценность для будущих изысканий. Однако назрела необходимость формирования более системного, комплексного подхода в изучении пиано-аккордеона, базирующегося на современных методах.

Как известно, существуе�