автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Эволюция погребального обряда кочевников внутреннего Тянь-Шаня в средние века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Табалдиев, Кубатбек Шакиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Эволюция погребального обряда кочевников внутреннего Тянь-Шаня в средние века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция погребального обряда кочевников внутреннего Тянь-Шаня в средние века"

<3

Н

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

ТАБАЛДИЕВ КУБАТБЕК ШАКИЕВИЧ

ЭВОЛЮЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА КОЧЕВНИКОВ ВНУТРЕННЕГО ТЯНЬ-ШАНЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Специальность 07.0006 — археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

РТ6 од

На правах рукописи

3

Новосибирск— 1994

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Новосибирского государственного университета и на кафедре археологии и этнологии Кыргызского государственного национального университета

Научный руководитель — доктор исторических паук, профессор Ю. С. Худяков

Официальные опоненты: доктор исторических наук, профессор Я. А. Шер

кандидат исторических наук С. Г. Скобелев

Ведущая организация — Отдел археологии Института истории Кыргызстана АН Республики Кыргызстан

Защита состоится ¿М/Ш- 1994 г. в ¿0°*

часов на заседании специализированного совета Д 200.09.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических ¡наук в Ииституте археологии и этнографии СО Российской АН (630090, г. Новосибирск, проспект академика Лаврентьева, 17)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии СО РАН

Автореферат разослан > а^е^ 1994 г.

"7

Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических наук

В. Т. Петрин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. В древности и средневековье территория -Шаня играла важную роль в историческом развитии племен и на-в Средней и Центральной Азии, являясь зоной контактов различ-культурных традиций и этнических образований. Об этом свидв-ствуют многообразные разновременные археологические памятники ых и предгорных районов Тянь-Шаня. Основным источником для ния многих проблем средневековой археологии этого региона ются погребально-поминальные памятники, исследование которых оляет разработать историческую хронологии, проследить после-гелькость развития культуры населения Тянь-Шаня, ее взаимо-л с культурами сопгзедельных территорий. Наиболее плодотворным эм отношении представляется изучение эволюции погребального 1а кочевников. Однако до сих пор тема эта не была предметом сального исследования, и в научной литературе встречаются лишь эзненные описания и поверхностный анализ отдельных погребаль-* поминальных памятников, обнаруженных з разное время в тех ошх местах Кыргызстана.' Слабая разработанность многообразных 1ем связанных с погребальным обрядом средневековых кочевников >еннего Тянь-Шаня, и побудила автора предпринять данное кссяо-

!Ив.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной « - выявить в ходе всестороннего изучения широкого круга >бально-поминальных комплексов характер эеоявдмя погребально-[альных комплексов характер эволюции погребального обряда вайя в эпоху средневековья. Дяя достижения этой. цели ставились ■щие задача: '

1. Ввести в научный оборот широхяй круг новых археодогачес-сточнииов по культура средневековых кочевйияоэ Внутреннего Шаня. . -

2. Провести ялассхфшщио элементов погребального обряда, я бального инвентаря, систематизировать их в хронологической довательноста, дать их этническую инт^претацжо.

3.' Проследить взаимосвязи культур населения Внутреннего Шаня и сопредельных регионов (Щедрей 'к Центральной Азга.

4. Выявить этапы эволюции памятников».....

Территория исследования;. В работу вклшены археологические налы из Ат-Башинской, Ортонаршской, Кара-Кужурской, Думгаль-

ской, Кочкорской долин Внутреннего Тянь-Шаня, составлявших едины! естественно-географический регион заселенный в древности кочевниками.

Хронологические рамки исследования - вторая половина I тыс. н.э. - середина П тыс. н.э., привлекаются также современные этнологические материалы, характеризующие погребальный обряд кыргызов

Методы исследования. На основе сравнительно-исторического и формально-типологического методов проведена систематизация, классификация и типология основных археологических источников. Большая часть материалов приводится в таблицах. Использовались метода стстистическоР. обработки материала. При изучении металлических находок привлекались результаты спектрального качественного анализа, выполненного в лаборатории атомной физики Кыргызгосуниверси-тета. Антропологические материалы исследованы в Институте истории АН Республики Кыргызстан {С.С.Тур).

Источники» В работу вошли археологические материалы из самостоятельных раскопок автора, а такке полученные им совместно с О.С.Худяховым и О.А.Солтобаевым в ходе экспедиций кафедры археологии и этнологии Кыргызского государственного университета (1968-1992 гг.) и Ассоциации молодых историков Кыргызстана (19891991 гг.),. В общей сложности было изучено 142 объектов (97 курганов, 22 поминальных оградок, 25 каменных изваяний). Кроме того, использовались-соответствующие материалы А.Н.Бернштама, опубликованные и неопубликованные данные А.К.Кибирова, материалы музейных коллекций. Помимо археологических материалов приводятся сведения из средневековых письменных источников, этнологии и фольклора. Для ср£.внительно-=сопоставительшго анализа привлекались археологические источники эпохи средневековья из соседних Кыргызстану регяокег Средней к Центральной Азии.

Научная новизна. Данная работа является новым этапом в изучении погребально-поминального комплекса средневековых кочев-

Еов.Тдаь-Шаня..- Детально и последовательно прослеживается зса-эволюции погребального обряда в этом регионе. ВыявлённШчадри?ориаяьные я локальные особенности погребший в пределах ое&шш долин имев* значеююдяя разработки проблем этнической хронологии широкого круга памятников.

Практическая ЗВаЕгемость исследования заключается в том, что материалы а ВШИР диссертации мохут быть «пользованы при ■ составлении обободадопг работ, курсов лекций, учебников, при раэ-

>аботке проблем средневековой археологии Кыргызстана и сопредельное территорий, в пропаганде историко-культурного наследия края. Ьлученные результаты представляли интерес для этнологов и краэ->едов. Находки из раскопок вошли в археологическую экспозиции [узея-лаборатории кафедры археологии и этнологии Кыргызского го-ударственного университета, а также будут представлены в разде-:ах по средневековой истории Национального исторического музея ыргызстана и Историко-краеведческого музоя г.Нарыя.

Апробация работы. Диссертация обсувдена на совместном заедании кафедры всеобщей истории и лаборатории гуманитарных исс-едований Новосибирского государственного университета, на згее-ании кафедры археологии к этнологшг Кыргызского государственного ационального университета, сектора археологии Института исторгги . ыргызстана Национальной АН Кыргызской Республики, сектора эпохи ронэы и железа СО РАН. Основные положения и вывода диссертациок-ой работы были изложены на конференции молодых ученых ИИМ СО И СССР (г.Новосибирск, 1990), "Маргулановских чтениях" (ИИАЭ Ш азахской ССР, г.Алма-Ата, 1990), конференции "Проблемы худозеет-енного литья Сибири и Урала эпохи ясеяеза" (Омск, 1990), регаональ-эй археологической студенческой конференции (г.Красноярск, 1991), зучной студенческой конференции (НГУ г.Новосибирск, 1991, 1992), энференциях "Охрана и исследование археологических памятников стая" (Барнаул, 1991), "Источники по средневековой истерии Кар-гастана и сопредельных областей Средней и Центральной Азкк" '.Бипкея, 1991), "Исторические чтения памяти М.П.Грязйова" )мся, 1992), научных конференциях профессорско-прелодапатагь-сого состава Кыргызского университета (КШУ, г.Бишкея, 1991,1393).

История изучения сроднеаекозьк погребальных я п6?яшаджых 1мятннков на территории Внутреннего Тянь-Шаня и прилегастих 1йонов Кыргызстана. Первые сведения о средневенон:^ погребальных поминальных памятниках Внутреннего Тянь-Шаня появляются в науч-гх пздшглях с конца прошлого столетия. В сентябре 1891 года по |ручениа Российской Императорской Археологической Комиссии учэ-й садовник Пишпекского казаного сада А.Н.Фетисов раскопал э чкорейой долине 35 курганов (ОАН за 1891 г.). Важные набледзния носительно археологических памятников Внутреннего Тянь-Шаня сде-л известный востоковед, академик В.В.Бартольд, кыландироЕанннй 1893-94 гг. в Среднвю Азии Санкт-Петербургским университетом артольд В.В., 1897). В 40-х годах XX века начались масштабные

- б -

археологические раскопки. Помимо значительного накопления материалов и сведений в этот период был проведен всесторонний анализ пол> ченных результатов, ввделены локальные археологические культуры средневекового Тянь-Шаня, предприняты попытки их этнической интерпретации. Эти достижения связаны с именем известного археолога, профессора ЛГУ А.Н. Бернштама (Бернштам А.К., 1952). В ходе комплексной археолого-этнографической экспедиции (1953-1956 гг.'; Тянь Шанским отрядом под руководством А.К.Кибирова были раскопаны средневековые погребения в восьми могильниках Внутреннего Тянь-Шаня. Большинство материалов из этих раскопок нашли отражение лишь в рукописных научных отчетах А.К.Кибирова и только небольшая часть их была опубяккемна (Кибироп А.К., 1955, 195?, 1959). Краткие сведения о раскопанных средневековых погребениях приводятся П.Н.Кояе-ыяко (Кот,екяко П.Н., 1959). В 19о0-19-о2 гг. во время археологической разаедк;;, организованной Института историк Ш Киргизской ССР совместно с "сню: градским Отделением -¿-¡статута археологии, в пяти пунктах в отхсстностях оз. Сон-Куль бшш обнардаеш II древнетяри-с:г.г: ksmchkik лс.галний, огнесетшх к '¿рем иконографическим группам (Шар Я.Д.., I9zi). В 60-х годах попка сведения о ?лаз?онахоэдеш:п срернсизяохгс год^игдльных к погребальных Памятников Тань-Еаня бык.: г:олу'1;.-:п.: з ",:оди археологических разведок М.И. Москалева (1.!озк&яеь ?•?.'!., 1933, ¿992). Начиная с 1933 года автором настоящей работ 'пол:o"yr,y.zi> снстег.гагическце раскопки среднсвекоЕ-лх памлтников В::у-iP4sirfsro Тянь-ЕЬпя, в которых принимали участке такке проф. НГУ З.С.Худп/.эз к археолог юту О.А.Солтобаез. Материалы ot;ix исследований п была подохзгяг и основу кастоедей диссертационной работы.

1'ссясдое:што средневзков'лх иогрсбаликк и портальных пакят-ннкоь ¡¿-¡утреннего Т,-.нь-Шаня способствовала археологическая изученность соседних ггрсдгсрь-ьсс районов Припсснккульл, Чуйеной и Таласе-кой долин. Йолылоо с качение имели разработки Я.А.Шерз г.э классификации и секантикб каменных изваяний Семиречья (Шер Я.А., 1956) и В.П.Мокрыккна по древнетюркскому археологическому комплексу (Нокраник В.П., 1975, 1936, 1983, 1988).

Структура работы. Диссертация представлена в двух томах. Первый том включает основной текст и состоит из Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и списка сокращений. Второй содержит описания археологических источников, таблицы, иллюс трации» чертеки и список подрисуночных подписей.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теш, определяются эли и задачи, территориальные и хронологические рамки исследовали, дается краткий обзор истории изучения средневековых памят-яков Внутреннего Тянь-Шаня и сопредельных районбв.

Глава I. Погребальные и поминальные памятники Внутреннего даь-1Еаня.

В первом разделе приводится общая характеристика погребально обряда кочевого населения Внутреннего Тянь-Шаня во второй по->вине I тыс. н.э. Анализируотся материалы 36 погребений из 12 мо-шьникоз: 23 погребения человека с конем. II погребений человека (з коня и 4 погребения коня без человека.

Курганы расположены на надпойменных террасах гор:шх рек, на 13выпенностях и в лощинах у подножий горных хребтов, В болызкн-ве случаев надмогильные сооружения сделаны из камня и скальпы: ломкое, рет.е встречаются земляные насыпи. Насыпи имеат округлуо и квадратную форму, преобладают округлые. В насыпнх четырех кур-нов зафиксированы остатки костей домашних животных, изредка -лн, свидетельствующие о соверпении ритуальных действия при воа-дении надмогильных сооружений. Погребенных хоронили в грунтовых гилыгах ямах, в подбоях и катакомбах. В подавляющей Сольшшствз учаев встречаются подбей. В качестве перегородки э подбойных пог-бениях использовались каменнке плиты, бревна, ко-.сья гг,?ли, цтаов-. Преобладает захоронения с, разнонаправленным пояояекиеьс человека коня, когда человек ориентирован головой в пределах еостокшго ктора (В, СБ, ЮВ), а конь в пределах западного (3, СЗ, Ю). 2 ?ильнике Беш-Таш-Короо I отктзчеко однонаправленное погребение , ювека и коня головой на С с незначительным отклонение;,;. Два од-тправленнътх погребения человек и конь -(головоП в пределах заднего сектора) обпо.рухеш з Таш-Т»3а и Беш-Таш-Короо П. В когиль-се Чоя-Ноо костяк коня лежал, во входной ямо головой 'на С, в стогу погребенного в катакомба, т.е. приблизительно перпендикулярно ;?лку человека. Человек и конь располагались в могняз на одном >вна нлп на разных, независимо (судя по погребальному инвентаря) имущественных или социальных различий погребенных.

Кротло погребений человека с конем встречается и погребения .опека без коня. Ориентация погребенных в них различна: ко. С, в могильниках Ара-Куль, Бел-Саз П, Беш-Таш-Короо 1-Д,. на 3 -

- В -

в могильниках Ала-Мышык и Алтын-Арык. В могильниках Бел-Саз П, Беш-Таш-Короо I к П курганы"содержавшие погребения человека без коня находились рядом с курганами, содержавшими погребения человека с конем, в составе одной цепочки. Они имели сходные конструкции надмогильных и внутримогильных сооружений, однотипную погребальную обрядность и инвентарь, свидетельствующие в совокупности об их синхронности. По-видимому, наличие или отсутствие в погребениях коня отражает социальные и возрастные различия погребенных. В одном кургане во входной яме вместо коня находилось только седло и стремя. Оде одним видом погребальной обрядности ягшяется погребение коня без человека. Некоторых из них хоронили взнузданными и оседланными, и да~е в сопрововдении инвентаря, предназначенного для человека. Помимо коня в погребальном обряде использовался баран, довольно редко собака. На данном этапе появляется новый обряд, согласно которому около погребенного кладут только эаднвю ногу барана (при раскопках фиксируется большая берцовая кость с костями заплюсны). Использование домашних етвотгск гли 1С: отдельных частей в погребаяьно-пошналлном обряде кхгодпт пдскэыененное отражение к в традициях современных киргизов.

Во. втором разделе "Погребальный инвентарь™ дается характеристика и классификация основных категорий находок. Наиболее частые находки в могильниках второй половины I тыс. н.э. - предметы сбруи Еврховой лошади: стремена, седла, подпрукные прякки, удила и детали конской узды. Встречаются предметы вооружения, быта и украшения. Седла однотипны, для них характерна дугообразная передняя к узкая задняя луки. Полки кмевт округлые выступы в нижней части и лопасти в задней части. Представлены удила двух типов: 1-е кольчатыми окончаниями звеньев, П - с двуко'льчатьми. Имеются железные, деревянные, костяные и роговые псалии. По фар-, ме проема, ввделены две группы стремян: с округлым (4 типа) и арочным (3 типа).

В мужских погребениях встречались предметы вооружения: наконечники стрел, колчаны, луки, наконечники копья и сабля. По "форме сечений выделены пять групп железных наконечников стрел: трехлопастные (2 типа), трехгранные (2 типа), круглые (I тип), овальные (I тип), плоские (I тип). Колчаны изготовлены из дерева и бересты. Для боковых накладок на лук характерны трапециевидная или овальная форма, косые насечки на поверхности. В могильнике

1еш-Тап-Короо П кроме боковых имел фронтальные накладки - костя-|ую и деревянную. Более р дкими находками предметовв вооружений 'влявтся наконечник копья и сабля.

Помимо предметов вооружения в погребениях найдено множество ронзовых изделий - бляшки, пряжки наборного пояса, серьги. Серь-и встречаются двух типов: кольцевые и в виде неза?лкнутого кольца о стерженьком сбоку. В состав погребального инвентаря входили акже предметы бытового назначения - деревянная посуда, бронзовые еркала, пряслица, желзные ножи и т.д.

В третьем разделе "Поминальные памятники" описываются и кализируются поминальные оградки и каменные из?ля."ля, найденные а территории могильников, содержавших погребения с конем. Потл-альные огоадки имент, кач правило, квадратнуо или прямоугольную op'.ty и сооружены из вертикально врытых плит. С западной, реже восточной стороны их устанавливаются каменные изваяния и стелы, настоящему времени на Внутреннем Тянь-iiIaHe зафиксировано более та оградок, из них раскопано 27. Количество поминальных оградок пределах могильника значительно меньше, чем количество курганов, удя по всему, курганы и поминальше оградки составляют единый омялекс. Взаимное расположение оградок и курганов различно, редлагается следующая классификация по'жкальных оградок: I) оди-очные, 2) двукамерные, 3) смежные. Оградки 1-го типа наиболее эспространеьы и составляют 94% от общего числа.. -:о прэдполо- . ить, что оградки третьего типа связаны с погребениям! лиц разных ояалений и носят фаммлышй характер. Так, в Балга-Бс"и? Сили зоруженц три смэгные оградки, каздой из которых ссотзетстпэнадо вое .изваяние, одно из них было мужс:*оо, другое (трсхрегое) л е:де г ано из них было мужское, другое женское (трехрогое) и cqe одно -. зз определенных полопзх признаков, по-видимому, детское. Рнутри градок всех типов имеются пологие насыпи из камней « землч. Под ямя в подегагляце» больигнстве случаев находится чистый ?<атерт;, эдко горизоктарльно положенные плиты. Находки, Естречагхдиеск ¡три 1С копках насыпей, свидетельствую? о ритуальны^ жертвоггртшоие.ппях. теды ритуальных действий многообразны: зола, кости яиеоткых, кз-«тика,'металлические изделия, редко ямочки с остатка,я дерева, тогда з жертв;/ приносилась целая лошадь, или ее отдельная '-".стъ.

3 четвертом разделе выделены основные этапы развития погрз->льно-помикальной обрядности населения Внутреннего Тянь-Шаня во горой половине I тыс. н.э. и определяется этнокультурная принад-

легкость этих памятников.

К концу У1 - началу УП вв., т.е. ко времени I Тюркского каганата относятся два кургана могильника Чон-Ноо и курганы из могильника Таш-Тюбе. Погребальные сооружения курганов Чон-Ноо ха-р{.1-?>-т>:-!и для памятников кенкольской культуры первой половины I тыс. н.э. По-видимому, они представляет собой результат взаимовлияния культур местного населения и той части тпрков, которые пришли на Тянь-Шань с Алтая в период I Тюркского каганата. В Таш-Тюбе погребенный человек и конь располагались однонаправленно, головой на Ш. Некоторые элементы этого погребального комплекса напоминают соответствующие элементы'погребений У1-УП вв. из мо-гоильккка Кудкргз на Алтае, что свидетельствует о проникновении тюркских племен на Тянь-Шань в период I Тюркского каганата (552-оЗО гг.). К этому ке времени относятся поминальные оградки, зафиксированные А.К.Кибировым в могильнике Таш-Тюбе. От каждой из них тянулся ряд камней-балбалов, количество которых иногда было более 10. Длинный ряд балбалов, отходящих от оградки, характерен для поминальной традиции тюрков, которая первоначально сложилась на Алтае, а затем распространилась и на Тянь-Шане. Редкие поми-нальше кзгаянпн и стелы, установленные с восточной стороны оградки, лицом на восток, тоже соответствуют тюркской традиции я датируются с середины У1 до начала УП вв.

Для преобладающей части курганов, датируемых временем За-падно-Тсркского I! Тюргешского каганатов (УП-УШ вв.)', также характерны погребения с конем. Обычно форма курганов округлая, •изредка овальная или квадратная. Основной тип внутримогильных сооружений - подбойные могилы. Характерна ориентация погребенных головой е пределах восточного сектора, и обратная ориентация"коня % пределах западного сектора. Редки бывает- однонаправленная еркен тация человека и коня головой на 3. Захоронение коня сопровождает как ь^тлских, так и женские погребения. Около погребенных часто встречается большая берцовая кость барана с костями заплюсны« Есть одиночные погребения человека без коня или коня без человека Известны трехлопастные наконечники двух типов (удлиненно-ромбические и удлиненно-шестиугольные) и боеголовковый наконечник округлого сечения. Встречаются деревянные сосуды различных типов. Стремена -т округлую или дугообразную форму, петли для дужек непосредственно смыкаются с дункой или отделены от дукки шейкой. Самый распространенный тип - вовиерковидные стремена. Седла одно-

пны. Они имеют дугообразную переднею и узкуп заднюю луку, полки деревянными лопастями. Встречается удила трех типов: с дэуколь-гыми окончаниями и с ".5 "-видными псалиями, с однокольчатыми ончаниями звеньев, в которые вставлялись роговые и деревянные алии, и однокольчатые удила с кольчатыми псалиями. На бляшках борных поясов орнамент отсутствует. Серьги кольцевые, со стер-кьком сбоку.

Поминальные оградки имеют каменные изваяния или стелы с падной стороны. Ряды балбалов не встречаются. Известны три ~а поминальных оградок: одиночные, двукамерные и сметлые. Кроме кских изваяний устанавливались венские (трехрогле) и изваяния з определенных половых признаков. Преобладают лицевые ипяояния. эвидно, объектом ло?с!н&.ния становятся не только муччины-пзини, и жс-нптны-'татери т.е. этот обряд становится характерным для эдетавителей обоих полов.

Для памятников карлукского времени (с середины УЫ до кара--птдекого времени) характерны насытги округлой и овальной в плане ?»ы. Преобладавшей конструкцией внутркмогилькых сооружений яв-зтея подбой. Б могилах человек и конь, как правило однонаправ-то ориентированы головой в пределах северного сектора. Есть энонаправленше погребения, когда человек лежит головой на В,, сонь - на 3. Около погребенных часто встречается берцовая кость эана с костлги заплюсны. Наряду с совтяестнымя погребениями чё-эека и коня в одной могиле, попадаются одиночные погребения ювека. Судя по характеру погребального инвентаря и обряда, это гзано с социальными и возрастными различиями погребенных. Имеют-следущие типы железных наконечников стрел: трехлопастные ткненно-ромбической формы, трехгранные, боеголовкогаэ с скруг-.г сечением. Последний тип имеет асимиетрично-ромбнческуа форму, иние его плоское. Берестяные колчану относятся к типу колчаноя -шр'/аном (открптые). Костяные боковые накладки имеют трапецке-;нуэ форму. Некоторые принадлежности наборного пояса имеют рас-гельный орнамент. Серьги кольцевые с несомкнутыми концами. Стре-га арочней фермы с прямоугольной пластинчатой петлей, с выде-жой от дужки шейкой. От седла сохранилась только дугообразная >едкяя лука. Удила встречаются однокольчатые и двукольчатые, гокольчатые имеют массивные кольчатые псалии (до 6 см).

Среди довольно однородных курганов этого Бремени резко ¡.еляется курган, исследованный А.К.Кибировым з могильнтксе Ичкэ-

Жылга. В нем были найдены кости (кальцинированные?! - Т.К.), полуобгоревшие обрывки ткани, бронзовая пряжка, прутья чия, железный наконечник стрелы, кинжал и три фрагмента глиняного сосуда, а также бронзовые бляшки четырехугольной формы с узкими отверстиями, выпукло-вогнутых сердцевидных: очертаний и прочие, с гладкой поверхностью, без орнамента. По нашему мнению в этом кургане на небольшой глубине (0,68 м) содержалось погребение rio обряду трупосожжения с полуобгоревшим погребальны?/ инвентарем.

Встречалось поминальные оградки всех трех типов с лицевыми изваяниями и стелами с западной стороны. В одной из оградок Обнаружено целое погребение коня, железная пряжка от конской сбруи и большая берцовая кость барана.

Эволюция погребально-поминального обряда населения Внутреннего Тянь-Шаня наглдцно демонстрирует исторические события второй половины I тыс. н.э., отражая родственный характер тянь-шаньских и саяно-алтайских памятников. Постепенная, все возрастающая миграция родственных тюркских племен сопровождалась привнесением на Тянь-Шань различных видов погребений с конем. Часть местного населения, по всей вероятности, постепенно ассимилировалась в древнетюркской среде и перешла к обряду погребения с конем. В.свою очередь местное население оказало определенное воздействие на обряд погребения пришлых тюрков." Большинство пог-ребенгй с конем совершались в подбоях, характерных для Тянь-Шаня предтюркского времени. Смена политической власти и государственных объединений в составе которых оказывалась территория Тянь-Шаня с У1 в. вплоть до X в. н.э., мало отражалась в культурных традициях местного населения. Следует еще отметить, что на •археологическом материале не наблюдается резкое изменение погребально-поминального обряде в эпоху тюркских каганатов.

Анализ погребально-поминального комплекса и данные письменных источников свидетельствуют о сложности этнического состава тюркских племен,- обитавших во второй половине I тыс. н.э. в Тянь-Шане-и Притяньшанее. Пока трудно отнести исследованные погребения" к толу или иному тюркскому племени и целесообразно ограничится разделением их на 3 этапа в соответствии с временами правления тюркских каганатов: I) памятники времени 1 Тюркского каганата; 2) памятники времени Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов; 3) памятники карлукского времени.-

Значительные изменения в погребально-поминальной обрядности

I-XIV вв.

МУСУЛЬМАНСКИ

п огребения йтыан.:

на территории Внутреннего Тянь-Шаня происходят в конце I тыс. н. э., когда с приходом к власти Караханидов в качестве государственной религии был принят ислам (в 960 г.). Однако переход к мусульманскому погребальному обряду был.постепенным.

Особого внимания заслуживает необычные для Тянь-Шаня погребение из Ичке-Жылга. Характер сожжения в кургане полностью не установлен. Однако элементы этого погребального комплекса очень близки к обряду енисейских кыргызов. Правомерно допустить, что курган 2 из могильника Ичке-Еылга принадлежал енисейским киргизам, прибывшим на Тянь-Шань после событий 840 г., преследуя ушедших на юг уйгуров.

Глава П. Погребальные памятники Внутреннего Тянь-Шаня в первой половине П тыс. н.э.

В первом разделе дается анализ погребального обряда кочевого населения Внутреннего Тянь-Шаня в первой половине П тыс. н. э. на основе материалов 58 погребений из 12 могильников (кроме мусульманских погребений). Ат-Башинской, Ортонарынской, Кара-Ку-лурской и Кочкорской долин.

' Для погребений выбирались высокие места, как правило, возвышенности внутри долин, ровные участки у подножий горных хребтов. Они располагались группами численностью от I до 15, обособленно как от курганов более раннего времени, так и от поздних мусульманских кладбищ. Насыпи курганов сооружались преимущественно из валунов, иногда в перемежку с землей. Земляные насыпи единичны. Насыпи и выкладки имели округлую (группа П) или овальную (группа Г) в плане форму, овальные составляли 70% от общего числа. Наибольшая длина их доходила до 4,4 м, ширина до 3,6 м, высота до 0,20 м. При классификации насыпей овальной формы были выделены три типа: I) овальная насыпь, 2) овальная насыпь или выкладка с вертикально установленным в северной половине продолговатым камнем, 3) овальное кольцо из валунов. Среди округлых насыпей встречались каменные и земляные (диаметр до 5 м, высота до 0,20 м). Некоторые из них имели ровик по основанию и плоскую вершину.

В некоторых случаях в насыпи и в яме на небольшой глубине еще до появления костей погребенного встречались кости разных домашних животных, являющиеся атрибутом ритуальных действий при захоронениии. Особо выделяются два кургана. Под насыпьо кургана 12 в могильнике Ала-Мышык на глубине 0,40 м, вне могилы обнару-

жено компактное.скопление железных предметов - конской сбруи. При снятии дернового слоя кургана в могильнике Бел-Саз П с центре, на глубине 0,10 м, обнаружены фрагменты кольчуги, двусоставные удила с кольчатыми псалиями, пряжка и две бронзовые орнаментированные бляшки. Подобныептайники" не характерны для средневековых кургаиов Тянь-Шаня (кроме Ичке-Жылга, к. 2). Они часто встречаются в памятниках енисейских кыргызов У1-Х1У вв. н.э.

В курганах первой половины П тыс. н.э. встречаются два типа внугримогильных сооружений: грунтовые могильные ямы и подбои. Могильные ямы были с заплечиками, на которые опирались перекрытия из дерева или длигьг, и без заплечиков. Иногда в качестве дополнительных перекрытий могильных ям и подбоев служили деревянные носилки, которые использовались для транспортировки умершего. Подбои представляет собой удлиненно-овальную или подпрямоуголь-ную входную яму глубиной до I м или несколько больше, вдоль одной из стенок которой пробита полусферическая камера для покойника. Подбой от входной ямы отделялся перегородкой из каменных плит или бревнами, установленными вертикально или с небольшим наклоном. В могильнику'Туура-Суу (к. 6) в подбое находилось погребение в гроб-колоде.

В подавляющем большинстве случаев погребенные ориентированы головой на С, ССЗ, СЗ. В отдельных могильниках ведущая ориентация погребенных головой на 3. Погребенные лежали на спине в вытянутом положении. Около "них встречались ¡бараньи кости. Обычно это была большая берцовая кость барана, характерная и для погребений с конем во второй, половине I тыс. н.э. Выявлены некоторые различия в наборе и расположении костей, -найденных в разных захоронениях. Берцовая кость лежала обычно у изголовья или верхней части погребенного. вместе с лопаткой барака. Помимо них в II курганах найдены по три поясничных позвонка. В пяти женских и детских захоронениях бараньи позвонки лежали под.тазовыми костями погребенных с правой или левой стороны. В одном мужском погребении были найдены только два позвонка барана. В могильниках Кичи-Ача, ' Секи Пив погребениях с западной ориентацией могильника Бел-Саз I встречались лишь берцовые кости. Как известно, этот обряд в эпоху средневековья был широко распространен у кочевников Евразии.

Погребальный инвентарь, представленный во втором разделе, состоял из предметов конского убранства, вооружения, быта, деталей одежды. Наиболее массовыми находками предметов конского снаряжения

оказались стремена. В зависимости от формы они разделяются на три типа: округлые, арочные и овальные. Строение седел по сравнению со П половиной I тыс. н.э. в рассматриваемую эпоху изменяется. Передние луки имеют трапециевидную форму со скругленными углами, высокую верхнюю часть с двумя сужающимися к концу опорами для крепления к полкам. На полках отсутствуют лопасти. На лицевой стороне передних лук женские седла имеют тщательно отделанную выемку, а в нижней части скос вовнутрь. Мужское седло имеет скос вовнутрь без выемки. Детское седло отличалось меньшим размером и овальными луками. Все удила из погребений относятся к одному типу -с■однокольчатыми окончаниями звеньев и кольчатыми псалиями. Под-прожнке пряжки изготовлены из кости, дерева и нелеза.

Из предметов вооружения наиболее часто встречались наконечники стрел (более 50 экз.). Железные наконечники стрел по их сечению разделены на Ш группы: плоские (б типов), линзовидные (I тип), молниевидные (I тип). Кроме железных наконечников имеются два костяных и один деревянный. Из костяных накладок на лук найдены три фронтальные и две боковые. Фронтальные накладки с "веслозид-ными* концами. Боковые имеют овальную форцу. Колчаны изготовлены из кожи и бересты.

■ _ Почти во всех раскопанных могильниках были найдены украшения, среди них серьги, бусы, перстень, украшения-головного убора -или д. я кос. Встречаются следующие типы серег: I) округлые с несомкнутыми концами, иногда с бусиной на одном из них, 2) в форме вопросительного знака, с бусиной или бисеринкой на конце, 3) имеющие изгиб вертикальной части, 4) пассивные серьга с "S" видной дужкой, бирюзовой вставкой и подвеской. В трех пенских погребениях найдены бронзовые зеркала. На одном из них изображены две рыбы, на другом орнамент в виде поперечного разреза лимона и рельефные полосы. Фрагмент третьего зеркала содержит арабскую надпись. Среди предметов бытового назначение встречались бронзовые чашечки и деревянные чаши. Примечательно отсутствие керамических сосудов (кроме к. 120 из Ала-Мышка). Кроме того, найдены копанные сумочки, ножницы, ножи, кресало и т.д. Остатки бересты в виде уплощенного цилиндра и берестяные ромбики в деталях соответствуют описанным в средневековых источниках головным уборам монгольских женшиН (Плано Карпини, Рубрук., 1957). В погребении девочки были найдены три серебрянные монеты, благодаря которым удалось уточнить датировку .соответствующих курганов. Такие монеты

чеканились с 670 г.х./ 1271-72 г.

В третьем разделе рассматриваются вопросы хронологии и этнокультурной интерпретации погребальных памятников Тянь-Шаня первой половины П гыс. н.э. С принятием исламской религии погребальный обряд населения изменился не сразу. Еце длительное время он сохраняет элементы доисламсних верований. В первой половине Я тыс. н.э. погребения с конем исчезают. Их сменяют погребения с предметами конской сбруи, символизирующей, по-видимому, коня. Утрачивается и обычай возводить рядом с 'захоронениями поминальные сооружения - оградки и каменные изваяния.

К началу .П тыс. н.э. (Х1-ХШ вв.) отнесены курганы могильника Кичи-Ача, к. 120 из Ала-Мышка и курган 12 из Кара-Булуна. Для курганов Кичи-А.ча были характерны каменные выкладки овальной и округлой формы. Наиболее характерна ориентация погребенных головой на 3. У изголовья погребешь« встречается только берцовая кость барана. Курган из могильника Ала-Мышык имел овальную насыпь из валунов. 3 северной части кургана на глубине 0,40 м обнаружен "тайник" с железны?™ предметами сбруи. Погребенный ориентирован на 3, у изголовья его стоял сосуд. Вокруг скелета зафиксированы следы прокала, угли, зольные пятна. Курган из могильника Кара-Еулуи имел шебенисто-земляную насыпь диаметром 8 к. Костяк.захороненного ориентирован головой на ССЗ, поперек локтевого сустава его лежала баранья кость. В погребальном комплексе описанных курганов ясно прослеживаются элементы древнетвркского (У1-Х вв.) и монгольского (ХШ-Х1У вв.) времени.

Для курганов ХШ-Х1У вв. характерны каменные и каменно-земляные насыпи округлой или овальной формы. Инновацией для этого времени являются установленные в насыпи некоторых курганов вертикальные камни. В одном кургане найден "тайник" с железными предметами. Погребения совершались в грунтовых могильных ямах и в подбоях. Погребенные в основной ориентированы головой на С, ССЗ, СЗ. Если в курганах более раннего времени около погребенного встречалась только большая берцовая кость задней ноги барана, то в этот период к ней добавляется лопатка, и иногда под тазовыми костями погребенного .обнаруживаются бараньи позвонки. По-всей вероятности, курганы с западной ориентацией из могильника Бел-Саз, в которых встречается только берцовая кость барана, относятся к Х1У-ХУ вв.

Многие элементы погребальнго комплекса тяньшаньских могильников имеют сходство с соответствующими элементами памятников горных и степных районов Евразии. Передвижение монгольских войск на запад в ХШ веке, включение в юс состав твркоязычных племен и ассимиляция в последующие времена переселенных монгольских племен с местным населением на завоеванных территориях привели к глубоко^ взаимовлиянию культур. Именно этим определяется то значительное сходство, которое наблпдается в археологических материалах этого периода в Забайкалье, Южной Сибири, на Алтае, в Средней Азии, Казахстане и более западных регионах.

Глава Ш. !феульмансхие памятники Внутреннего Тянь-Шаня и сопредельных районов Кыргызстана.

В первом разделе приводятся данные о средневековых мусульманских погребениях, полученные археологами, главным образом, при исследовании районов с развитой оседло-земледельческой культурой,- а такнз некоторых горных районов вблизи средневековых поселений и городищ. Встречается несколько типов надмогильных памятников: I) нздгробняй'кхгень с надписьэ - кайрак, 2) "четырехугольная оградка из пахсы, хсирпича, кашей, 3) сагана (надгробие кз кирпичей пли из пахсы), 4) кавзолей-гумбез который строился как для одного человека, так и для нескольких (семейные усыпальницы), 5) землянке насыпи округлой или квадратной -формы. Характерны следующие типы внутркмогильных сооружений: I) грунтовые дагильннэ ямы, 2) подбои, 3) склепы кз сырцового кирпича. Для перекрытия внутрииогильных сооружений использовались дерево, кирпич. Реке встречаются погребения з гробу, отмечены единичные кенотафные сооружения. При разнообразии надмогильных и внутримогильных сооружений положение погребенных в мусульманских захоронениях всегда одинаковое - вытянуто на спине, головой на С или СЗ, лицом в сторону Мекки. Погребальный инвентарь отсутствует. Мусульманские погребения с разными типами внутримогильных сооружений встречаются почти в течении всего П тысячелетия н.э., а отдельнне элементы, характерные для их внутримогильных и надмогильных сооружений, существовали еще до проникновения мусульманской религии. Склепы из сырцового кирпича по материалам этнографической современности неизвестны.

Во втором разделе описываются 25 мусульманских погребений, исследованных автором в высокогорных районах Тянь-Шаня и приводятся этнологические сведения о погребальном обряде киргизов.

Основная часть курганов имела пологие каменные насыпи овальной формы, вытянутые по линии (Я), ЮВ-СЗ. Дпина курганов достигает 5 м, ширина 2,50 м. Каменные насыпи округой формы единичны. Погребения совершались в грунтовых могильных ямах, только в четырех случаях бил обнаружен подбой. Все погребения одиночныэ. Погребенные лежали головой на С, СЗ, вытянуто на спине, с небольшим разворотом на правый бок.

Из раскопанных 25 кург^ов только з двух были обнаружены вещи. В одном кургане среди ребер погребенного найден плеский железный наконечник стренг, в другом бронзовая бусинка от серьги каплевидной форма. Как видно, вещественный материал, имеющий датирующее значение крайне ограничен. В конструкции мусульманских погребений и погребений первой половины П тыс. н.э. наблюдается близкое сходство. И те и другие представляют собой грунтовую яму, над которой насыпается овальный каменный курган. Разница состоит лкпь в том, что курганы ХЕ-Х1У вв. могли иметь вертикальный каменный столб с северной стороны насыпи, были снабжены погребальным инвентарем, и наконец, в положении погребенного не соблюдалась кыбла. По всей вероятности, в мусульманских погребениях Тянь-Шаня сохраняется традиция.сооружения овальных каменных курганов и грунтовых ям, бытовавшая в первой половине П тыс. н.э. Овальные каменные насыпи иногда иокно встретить на родовых кладбищах кыргызов XIX - начала XX вв. По нашим наблюдениям их сменяют обычные земляные холмики, диаметром до 3 м, под которыми имеются катакомбные и подбойные сооружения. Датируются овальные курганы с мусульманскими погребениями, по-видимому, довольно широко - от Х1У до ХУШ-Х1Х вв. - .'

Таким образом, на рубеже П тыс. н.э. в погребальном обряде населения Внутреннего Тянь-Шаня происходят значительные изменения. Появление новых типов погребальных сооружений связано с принятием ислама при Караханидах. Однако процесс исламизации в Тянь-Шане и Притяньшане шел неоднозначно, население не сразу отказалось от доисламских элементов в погребальном обряде. Мы в настоящее время не располагаем достоверными археологическими свидетельствами о мусульманских погребениях периода монгольского нашествия. По-видимому, в это время в погребальном обряде произошли значительные изменения из-за переселения большой массы кочевников из Центральной Азии. Возрождение мусульманской религии среди правящей верхушки на территории Кыргызстана и сопредельных

регионах происходит в период правления Чингизидов. Начиная с этого времени довольно широко распространяются погребальные сооружения, характерные для ХШ-Х1У вв. с соблюдением кыблы и без инвентаря.

Материалы полученные в ходе раскопок поздних кыргызских могил и опросы информаторов свидетельствуют о том, что в прошлом у кцргь!Зов бытовали несколько вариантов внешних и внутримогиль-ных сооружений, при том, что положение покойного было одинаковым -головой на С или СЗ и лицом на 3. Погребальный инвентарь отсутствовал. Почти до этнографической современности, как пережиточное явление, сохранились отдельные элементы доисламских верований.

3 Заключении сформулируется основные итоги исследования. Анализ археологических >:атер!!алоз показал, что з развитии погре-¿альяо-оотшального обряда средневековых кочевников Внутреннего Тянь-Егня зедуаая роль гфмнадяе-алз дрэвнетюрксгсоГ; культуре, .при этоя наблюдалось сочетание л' происходило ззаи^одействие элементов пульгуры постного к прп'ллого населения. Проникновение ро Еиутрсн-ннп Тякь-!1ткь новой волны'дсезнетззркекнх племен з эпоху рглшего среднзвекоЕЬЯ сопровождалось пригнесе:;::ом таких новых культурных элементов, как погребшие с конем и сооружение поминальных оградок ■<? каменными изваяния^ или стелами. Но в составе групп погребен-.:?. с кокс»! встречались к одиночное погребения человека. Судя ■по отр.грочк'Л! сведениям на' территории Внутреннего Тянь-Шаня и в соседних районке з дот.^знгольскуи эпоху существовали целые могильНИКИ, где хоронили только 5ээ сопроЕогщении коня., По-видимо ?.;у, эти погребения связаны с древней местной традицией. Развитие древнотпркской культура на Тянь-Шане шло в результате глубоких и постоянна взаимодействий внутри псркских этносоциальных образований и под определенны!.! этнокультурным влиянием из других регионов Центральной Аз1Ш. На протяжении второй половины I тыс.н.э. в. результате -постепенного увеличения численности тюркских племен в погребально-поминальной обрядности населения Тянь-Шаня появляются новые черты, и в то ке время сохраняются отдельные прежние элементы. Значительная трансформация погребального обряда на рубеже I и П тыс. н.э. была шзвана изменениями этнической ситуации в Центральной Азии. Определенное влияние на погребальный обряд населения Внутреннего Тянь-Шаня оказало проникновение исламской религии при Караханидах. Мусульманские погребения кара-ханидского времени в основном известны в районах с. развитой осед-

ло-земледельческой культурой, а во Внутреннем Тянь-Шане они зафиксированы вблизи средневековых поселений и городищ.

В течении первой половины П тыс. н.э. на Внутреннем Тянь-Шане основная часть населения еще придерживалась прежних традиций погребального обряда. Для этого времени характерно отсутствие погребений с конем. Вместо коня в могилу помещали только предметы конской сбруи, вероятно символизировавшие коня в могиле покойного. На территории могильников отсутствуют поминальные"оградки с изваяниями иди стелами. На основании единичных сведений (Коборгон-Таш) можно предполагать, что возведение поминальных оградок, сопрововдаемое ритуальными действиями с использованием домашних животных и керамических сосудов, в качестве пережиточного явления практиковалась еще в начале П тыс. н.э. В памятниках этого времени отчетлива прослеживаются элементы культуры тюрко-монгольских народов.Центральной Азии.

Эволюция погребально-поминальной обрядности кочевого населения Внутреннего Тянь-Шаня происходит не прямолинейна. В результате этнических контактов, с внедрением в общество ислама и в результате собственного развития погребальный обряд постоянно обогащается, усдоаняется, изменяется. В прдессе его изменений наряду с появлением новых элементов сохраняются некоторые старые.. Последние не исчезли полностью и прослеживаются даже в материалах этнографической современности.

Изучение погребального обряда имеет большое научное значение для осмысления религиозных представлений населения средневекового Тянь-Шаня» Широкий круг археологических источников свидетельствует о разнообразных ритуальных действиях,. Направленных на обеспечение загробной тазнк покойного. Пр;х выполнении обряда погребения у поминальных ритуален кпрекз ;;спользевались 'домашние животные. Погребальный инвентарь включал предметы личного пользования, которые соответствовали половым,' возрастным или социальным особенностям умершего. Остатки золы, угля в различных местах кургана и в поминальных памятниках, свидетельствуют об использовании огня в погребальных и.поминальных процессах. Исследованные памятники оставлены населением, практиковавшим шаманизм и перенявшим затем ислам.

Погребальный обряд может служить и хронологическим показателем, при этом необходимо сопоставлять археологические данные со сведениями письменных источников. Для надежного определения да-

тировки памятников мы пытались максимально использовать погребальный инвентарь. Особо важны предметы, датировка которых в археологической литературе наиболее разработана. К ним относятся вооружение, конская сбруя и отдельные виды украшений.

В целом, изучение погребально-поминального обряда средневековых кочевников Внутреннего Тянь-Шаня позволяет глубже понять развитие материальной и духовной культуры. Эволюция погребально-поминального обряда соответствует основным этапам этногенеза и культурогенеза кыргызского народа, включившего в свой состав кочевые тюркояэычные и монголоязычные племена,территории Кыргызстана в эпоху средневековья. Считаем целесообразным продолжение археологических исследований по данной тематике на территории Внутреннего Тянь-Шаня и в прилегавших районах.

В приложении даются описания археологических источников, ставших основой для нашего исследования, таблицы и рисунки.

Список работ, опубликованных по теме диссертации.

' I. Новые данные о типах погребальных сооружений у киргизов// Памятники кыргызской культуры-Северной и Центральной Азии. - Новосибирск, 1990. - С. 346-156.

2." Сравнительный анализ погребений монгольского времени 1янь-1Гтня и Забайкалья // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока.: Тезисы региональной студенческой конференции. - Красноярск, 1991. - С. 63-66.

3. Средневековые памятники Центрального Тянь-Шаня // Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных >бластей Средней и Центральной "Азии.: Тезисы докладов и сообце-!ий научной конференции. - Бишкек, 1991. - С. 103-105.

4. Мусульманские погребения Центрального Тянь-Шаня // 'атериалы XXIX Всесоюзной научной студенческой конференции.

Новосибирск, .1991. - С. 7-12.

5. Опыт проведения охранных раскопок на могильнике Ала-ышык в 1989 году // Охрана и исследования археологических 1Мятнкков Алтая.: Тезисы докладов и сообщений к конференщи. Барнаул, 1991. » С. 168-175, в соавторстве с Ю.С.Худяковым.

6. Ноше сЗДеяяа о гаркских памятниках Центрального Тянь-шя // Этничевка*. история тюркских народов Сибири и сопредель-ос территорий (го даяшог археологии).: Материалы Всероссийской

конференции. Омск, 1992. - С. 101-106, в соавторстве с О.А.Солтобаевым.

7. Древнетюркская культура как историко-культурный феномен // Культурогенетические процессы в Западной Сибири.: Тезисы докладов научной конференции. - Томск, 1993, в соавторстве с Ю.С.Худяковым.

8. Об интерпретации погребений домашних животных // .Материалы XXX Мевдународной научной студенческой конференции. - Новосибирск, 1992, - С. 12-16.

9. Реконструкция конского убранства древних тюрок Тянь-Шаня // Исторические чтения памяти М.П.Грязнова. Доклады республиканской научной конференции, - Омск, 1992. - С. П0-1П, в соавторстве с Ю.С.Худяковым..

10. Новые памятники древних тюрок на Тянь-Шане // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материал!! конференции. - Горно-Алтайск, 1992. - С. 89-90, в соавторстве с Ю.С.Худяковым.

11. Исследование памятника Беш-Таш-Короо // Научная конференция проф.-преп. состава исторического факультета КГНУ.: Тезисы докладов. - Бишкек, 1993. - С. 25-27, в соавторстве с О.А.Солтобаевым.

12- Поминальные памятники древних тюрков Тянь-Шаня // Научная конференция проф.-преп. состава КГНУ.: Тезисы докладов. - Ч. I. - С. 137-138.

13. Ноше находки луков и стрел в средневековых памятниках Кочкорской долины // Научная конференция проф.-преп. состава исторического факультета КГНУ! "Хасаиовскке чтения".: Тезиса докладов. - Бишкек. 1993. - С. 94-95; в соавторстве с Ю.С.Худяковым и О.А.Солтобаавш.

14. К реконструкции средневекового головного убора // Научная конференция проф.-преп. состава исторического факультета КГНУ. "Хасановские чтения".: Тезисы докладов. - Бишкек,

1993. - 82-83.

■ ' ■

{