автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Носов, Сергей Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности"

1ЕНЙНГРАДЖИЙ ОРЕШ ТРУДОВОГО IPJCHOFO ЗНАИКНИ ГОСУЗЦГСТВЕВШЙ ПШГОГИЧКЖИЙ ШЛШТ1 МДШ А.Е.ГОЦШ

На правах рукописи Ш 231.93:341

ВОСОВ Сергей Константинович

гвошщя ПРАВОСЛАВНОЙ кощшщш ДШВНОГО СИССОБЕШЕВСТВШАШ личности

09.00.06 - научный атеизм. религии / история X современность /

автореферат

диссертации на соискание учено! степени кандидата философских наук

ЯЕНИЕГРАД - 1920

Работа выполнена на кафедре астори рьлжгии к атежзма Ленинградского ордена Трудового Красного Знамен» государственного педагогического гасткгута аенх А-Я.Герсена

ЕаучвкЁ руководи №> - доктор фыософскхх наук.

профессор Н.С.ГОРДИЕНКО

Офипжаяьвжв оппонента — доктор фкхософскжх наук,

профессор 1.Е.ШП0ВШЖСВ

гаи:гшпят фЖЮСОфСКЖГ Наук,

дахент Г.ВЛШНКСВ

Ведущая органжзатя

— Ланзшградсхлй шстжгут инженеров железнодорожного транспорта швна академика В.В.Образцова

Заика, состойся 9 50' в » /5" часов на заседании сне:

■¿А

А.

1930 г..

знрованного

совета К ПЗ.05.10 но прнсугдению ученой степени кандидата наук в Ленинградском ордена Трудового Красного Знамена государственной педагогическом институте имени А.Л-Гериена по адресу: 19И86, Ленинград, наб. р. Исйни, 48, кора. II, зуд. 37.

С диссертацией иожно ознаковиться в фундаментальной: библиотеке института

Автореферат разослан *"с?Ки^зТ^ А 1390 г. Учений секретарь

специализированного совета

й.А.Шщерякова

ОНЩ 2ШКШтаЕКА РАБОТЫ

Актуальность теин исследгаяття:. Проблеет человека, в той числе возможностей его духовного роста а сшгоссвертеЕетвовашш • как лечносте является вечной проблемой, zxemah непреходящее значение и по-новому вставшей перед человечеством В ЕГвЕЯЕЕЕГСЯ КСЕ-кретно-исторпческих' условие: ,

Сегодня потребности дальнейшего обЕестзеиного развития диктуют необходимость совершенствования капдого члена обпества, поскольку в современных условиях значение деятельности каждой отдельной личности а роль ее вклада в дало социального прогресса резко возрастает. Hase обпество остро вуэдается в гармонично развитой е социально активной личности, yi:euze& паке сально реалх-зовнвать возкоквостн своего творческого потенциала.

В настоящее вреия советское общество пережигает глубокие ре~ волиционные преобразования всех сфер яизнедеятельности. Одним из реальнкх проявлений перестройки в гласности выступает изменения в политике государства, смеющие пельв восстановление ленинских принципов отношения к религии, перкви н верушиг. Б cbod очередь, эти изменения отраггется в общественном сознании, где обостряется полекика вокруг многих "привычных" оценок социального статуса л нравственного потенциала религии н атеизма. С одной стороны, нарастает критика "примитивного" атеизма. С другой стороны, наблюдается рост интереса как к сайгой религии, так и к последствиям ее влияния на различные аспекты общественной я частной лизни. 3 частности, предпринимаются попытки переосмыслить роль религиозного фактора в духовном развитии советского народа. К сокалениа, эти попытки нередко основываются на поверхностном знании мировоззренческого и социально-этического содержания религии, что чревато неизбежными ошибками л заблуждениями.

Нормализация взаимоотношений государства и церкви предполагает оолее глубокое исследование всех сфер религиозного бытия с дельг широкого использования потенциальных возможностей народа в деле социально-экономического, политического и духовно-нравственного обновления советского обыества. Задача перестройки предполагает консолидации сил всех граждан напей страны - веруших и атеистов. на основе диалога ж осознания приоритета обсечеловечес-кпх. обшенародянх интересов и ценностей. При этом фэр^ванкэ натчного ййровеззренея является йгадемветшпагм поюнипюи я условием успешного осушествленет перестройки s совете»» ооаество.

Совреыекнке православные богослова в проповедях в церковное печати пропагандирует свои идеи духовного саиосеверпенствОБавяя личности. Эта пропаганда носах преимущественно апологетический характер г при некритическом восприятии ыохет ввести в заблук-дение но только веруташх, но з неверующ* относительно действительных возможностей н рола релит ил в шфовоззренческом ж духов-Ес-нравстЕенЕом формировании- личности.

Актуальность тв^н лсследования внтехаат из необходимости научного анализа православно-христианской концепции духовного саш-совераеЕСтвованяя лзчностз г углубленного изучения. лтямипг ее воздействия на нравственнкй потеитаял надето обзества.

Необходимость научного анализа православной интерпретации духовного самосовершенствования личности возрастает и з силу того, что датшая кснпепгак подверглась модернизации, без учета которой нельзя правильно понять и одеють сегодняшнюю позша» церг кви по данному вопросу.

Адаптируя традиционное понгиалзе духовного самосовершенствования личности к новой социальной действительности, совреивннш-православнае богослови пытаются доказать приоритет г дазе ионо-полпю русской православной церкви в постанови зтой проблеяв.. Бее зто требует объективного научного анализа-соврекашнх Сого-слсвскнх взглядов на данную проблему.

Состояние нсслетсванЕЯ щх?блемк. В настояпеа врекя среда, советски исследователей ааблзщается повыпвнный гнтерес к. истории и идеологии русского православия. Это неудивительно, нбо £0-е годы П века бнли особый периодом в нстория Русской православной церкви. В 1988 году церковь торжественно праздновала свой 1000 -летний юбилей, получивший широкое общественно-политическое звучание как в напей стране, так н за рубеном, а в 1989 году отмечалось 400-летие учреждения патриаршества на Руси. Этил событиям бал посвящен ряд исследовании. Однако, шогиа из исследователей уделяет основное внтзаниэ историческому аспекту функционировании Русской православной церкви а ее идеологии, не выделяя интересующую нас проблему.

В ряде работ православная концепция духовного самосовершенствования личности затрагивается, но лишь попутно - в связи с обеды анализом православной идеологии и корали, особенностей юс модернизации. К ним откосятся исследования Засяльева В.А., Горди-энко R.C., Платова А.Н., Калинина Ю.А., Капранова В.А., Крас ни-

кова В.П., LiapTEHeHEO Н.Я., Новшзва М.П.. Шапоаннкоза Л.Е.

Отдельные стороны православной концепция духовного са--осо-вершенствования личности были проанализированы к освещены в исследованиях Данетьченко Р.Н., Дошова П.А., Поляковой Л.П., Шепота Л.Е.

Б диссертации попользовались внводк а нолсгендя, содерпаязе-ся в трудах тзкех исследователей как Гордиенко B.C., Курэтяз В.П., Красников H.H., Корзун Н.С., КучЕнскзЯ С.А., Копанша K.U., Еове-■ков И.П., Нихктен В.Н., Степанов П.М., 1арзхорззш £.]?., ¡Палсшш-еов Л.Е., Ейшшн A.A.

Актуальность темы требует более тщательного анализа данко2 концепции и ве всестороннего рассмотрения. Автор делает попытку' дать целостную картину прослоЗ г нынешней православной, шггеряре-гацш проблемы духовного саЕгосоверлеяствованвя личности.

Объеетсм научного аналнза диссертанту слухгшн дореБолшпон-нне s современные издания Ясской православной пергвя по нравственно«? богословив, печатная продукция Косковского патриархата к церковная периодика.

Еель и задали диссертационного исследования

Цель диссертационного Есследовения задлвчается в той, чтобп, опираясь на дгалеЕгнЕО-каторпадпстическуо котодологшз, дать всесторонний научннй анализ православной концепции духовного самосовершенствования , взятой в дзнаиике, веявнть особенности современной интерпретации данной проблемы н оспорить правомерность выдвижения ее в качестве наиболее -эффективной теории форюфовазпн личности советского человека.

Ддя достЕЕенля поставленной пелн необходимо Село решить следующие задача:

- выяснеть место и роль традиционной концепции духовного самосовершенствования личности в идеологии и практике русской православной церкви;

- выявить социальную обусловленность данной концепций, механизм ее зарождения и сушествовання;

- сопоставить градационные и модернизованные взгляда православного богословия на духовное самосовершенствование личности;

- выявить особвнноста ооврэкешгай ннторпратшпп» данной проблемы по сразнашш с ортодоксальной трактовкой;

- проанализировать и оценить попытки богословов првспоосбнть православное учввиа о 'духовном сеносоведеокетаованет а потраб-

- б -

ностям развития личности современного человека.

Результата двссертационного исследования я их научная новизна.

Настоящая работа является первой попыткой научного аналзза эволшии православной интерпретации духовного самосовершенствования личности, предпринятого без прегяей нигилистической задан— ностн а траляттттонной антирелигиозной предубежденности. Большое BHzsasae диссертант уделял тем аспзктан данной проблем, которые совсен не исследовались в советской литературе или исследовалась недостаточно долго.

Научная новизна основных выводов диссертации видится, наш в следупзея:

- осувествлев коиалвкеннй анализ основных положений православной концепции духовного саносоверзенствования личности;

- определено место данной концечшнз в идеологии в практике Fyccsoâ православной церква;

- раскрыта социальная обусловленность г спэцвфгческве особенности традиционного а модернистского толкования содержания в путей духовного саиосовершевствовянля' личности;

- внявлена ограниченность как традиционной, так а модернизированной православной интнрцкугяяиц духовного самосовершенствования личности и ее неэффективность за пределами дерквя.

Практическая значимость результатов исследования

Результаты диссертационного исследования имеет теоретическую г практически значииость. Они содействуют формированию научно достоверного и поэтому достаточно объективного представления о православной концепции духовного самосовершенствования личности, а следовательно, и о русской православии е селом.

Материалы диссертации могут быть использован» в вузовской курсе "йсторин религии и атеизма"' / в теиах: "Христианство", "Православие", "Религия z нравственность" /, в спецкурсах: "Социально-этические воззрения Русской, православной церкви", "Современное православие" и др., а такге в лекциях для кассовой аудитории, читаемых по линии общества "Знание*. Наконец, имевшиеся в диссертации теоретические обобщения могут помочь в разработке- методики индивидуальной работы с верующими.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на Герпеновских чтениях в ШШ ш. А.И.Герцена / 1088, IS89, 1990 гг. /, использованы

при чтении лекций ж проведении сеианарскжх занятий со студента-ын ЛПШ им. А.И.Гертена, на занятиях в студенческое атеистичес-- ком клубе "Истине", а таете представлены в трех публикациях общим объемом окало 2-х печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заклгченжя и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕШЕИЕ РАБОТЫ

Во введеьии обосновывается йктузлъность л новизна темы, оценивается состояние ее научной разработанности, определятся цель, задачи, новизна в практическая значимость результатов исследования.

В первой главе - "Концепция духовного самосовершенствования личности в традиционном православии" раскрывается место и значение проблемы духовного самосовершенствования личности в системе православно-христианского богоеловая. исследуется идейные и со-пиальнае истоки концепции, анализируется ее религиозный синел.

В первом параграфе - "Социальные истоки и религиозный смысл христианской концепции духовного самосовершенствования личности" автор показывает, что социальные истоки христианской концепции духовного самосовершенствования личности следует искать в социально-экономических условиях и духовной атмосфере РилскоЗ империи I - ИГ веков н.э., которая к этому времени переживала острый-экономический, политический и моральный кризис.

Для рабовладельческого общества было характерна» то, что его социально-экономическое развитие объективно вело к раздвоению личности. С одной стороны, личность выступала как конкретное "Я" и, будучи самостоятельной, могла свободно реализовать свои пели. С другой стороны, человек принадлежал обществу, и как его часть являлся частицей антагонистических социально-экономических отношений, которые выступали по отношению к нему ках довлешая, ве-управляемая сила. Отчуждение личности, потеря индивидуальной свободы побуждали человека искать выхода из сложившихся условий. Прежде всего, этот выход виделся в пассивном отрицании довлевших над личностью обстоятельств реальной жизни, уходе в -мир собственной индивидуальности, надежде на скорое воздаяние за испытываемые страдания. Поэтому характерной чертой социальной психологии низов римского общества первых веков навей эры была -активизация веры в некий абстрактный нравственный идеал, от -которого конкрет-

- а -

ные леди отличается своей телесная и духовной испорченностьс. Возрастания вера в этот идеал выражала, с одной стороны, конфликт духовного и телесного в человеке, а с другой - стремление преодолеть его, достигнуть гармонии, вырваться из сферы конечного, преходянего, несовершенного в сферу бесконечного, вечного, ссверсенного и. такгм образом, обрести смысл своего существования. Ео, лишенные возможности реальными средствами достигнуть желаемого, массы все более склонялись к иррациональным средствам разрешения внутренних противоречий, йленно эти тенденции легли в основу зарождавшегося христианского поникания духовного самосо-вегаенствования, являпзегося частью всего комплекса православно-христлансксй морали.

Автор показывает, что одним из основных источников христиан- • ского социально-этического учения является Ветхий завет. Однако, сформгвпееся в рамках иудаизма ветхозаветное понимание духовного сакосоверсевствования личности складывалось в период разложения родового общества и. не соответствовало потребностям "пироких слоев рижского обсества ко времени вознлконоввния христианства.

Во-первых, ветхозаветные моральные нормы толковались в интересах определенна! групп, позтсиу утрачивали общечеловеческое значение, обесценивались социальной действительность!] и теряли силу своего воздействия на формирование личности.

Во-вторых, оказавсись Ене личной свобода, индивид был не в состоянии исполнять требования, предпзскваекыа ветхозаветным ио- . ральным кодексом., Потеря личной свободы не только кегала реализации потребности в самосовершенствовании, но и делала ее невозможной в представлении индивида.

В-третьих, в условиях этнически и религиозно неоднородного населения Ряяеяса агперзи общечеловеческие норьщ, вырагенные в "нугой", обособленной специфическими обрядами, религии вызывали сомнение или неприязнь у иноверсев. Поэтому христианство выразило потребности не этнических, а социальных групп обиества.

Автор делает вывод, что в гристзанской концепции духовного самосовершенствования личности отразилось логическое обоснование спиритуализации социально-этических проблем. Перемещение реяения проблем бытия из сопзальаой среды в сферу духовной низни, во внутренний мир личности, привело к тому, что иаенно духовный ¡.тар лет-кости становится ареной борьбы за справедливость и нравственное оздоровление обиества. /стремленный в личное самосовершенствова-

нне христианин шшворно становится поборником за торкество добра, равенства, справедливости, тек самым он становится как бы . причастным к делу спасения человечества, ибо борьба с собственными пороками в процессе духовного сакосоверегенствоваяня трансформируется в сознании верухсего в борьбу против сил, олицетворяющих всемирное зло.

Во второй параграфе - ""Ортодоксальное богословское осмысление концепции духовного самосовершенствования" анализируется процесс адаптации правослввно-хржетнаясккх способов духовного самосовершенствования личности к условиям древнерусского общества г их дальнейшая эводщкя.

В условиях сильного языческого влияния на основную кассу народа, усвоенные без особой подготовки православно-хрЕстзанские способы духовного самосовершенствования представлялись неясными и не вполне эффективными. Поэтому они не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на действительную жизнь личности. В этих условиях проповедь православно-христианских способов духовного самосовершенствования личности выступала в форме "оглашения", то есть ознакомления обращенных в православие людей с основными нравственными понятиями данной конфессии и призывами к их соблюдение. С этого времени утворндается характерное для средневекового периода мнение, что духовного совершенства можно достигнуть тгшттт. в монастыре, ибо только в монастыре в полной мере возможно всецелое отречение от мира, нестяжательность, воздержание, постничество, смирение, постоянное пребывание в молитве и т. п.

Обосновавшееся в недрах древнерусского обшества ортодоксальное понимание духовного самосовершенствования личности на протяжении веков не имело четко обусловленной трактовка. Первые попытки -теоретически оформить ортодоксальное понимание духовного самосовершенствования личности связаны с 'зарождагопмся в середине 1П века нравственным богословием. Однако, богословам ле удалось свести, воедино отдельные, порою противоречивые толкования данной проблемы. Одним из существенных противоречий, которое стоит на пути богословского толкования проблемы духовного самосовершенствования личности, является выделение из данной проблемы и различное толкование родственных понятий «совершенство" и "самосовершенствование". Различие в толковании данных терминов можно условно разделить на два направления. Оба направления берут за основу текст Библии и исходят из толкования догматов Ветхого я Нового заветов.

Первое основывается на ветхозаветной догмате о сотворения шфа. Второе за основу берет новозаветное учение об Иисусе Хрясте и деля его земного пришествия.

Автор рассматривает ряд богословских трактовок я переходит к. анализу основных положений ортодоксальной конпешхяи.

Анализируя православное социально-этическое учение, mozho выделить следущие предпосылки ревеняя проблемы духовного самосо-вераеиствоваяия личности:

1. Вера в бытяв бога я иядганса на его помощь в духовном само-совераенствовании.

2. Развитие воля для подчинения свои страстей собственному "я" и полное подчинение его "богественной воле".

3. Постоянная "павять" о боге.

"Милость" / милосердие / к людям.

Интерпретация проблемы духовного самосоверпенствования личности в традиционном русском православия отразила социальнуг реальность сакодергавно-крепостначеской, а затем я бурзуазно-по-¿es,ячьей России. Учитывая потребность человека в самосоверсенство-вания своей личности я условна самодержавно-крепостнического строя, церковь предложила свою концепцию духовного самосовершенствования. основанзув на религиозной вере в возксгность приблизиться к абсолютному созеркенству бога в условиях мимического "небесного царства". Таким образом перковь. пыталась смягчить острое противоречие между реальности) антагонистического общества а естественным стремлением человека достигнуть великого предела в развития своей личности.

В третьем параграфе - "Интерпретация православными богосло-ваыи-традицяоналистакя способов духовного самосовершенствования личности" исследуется проблема практической реализации православно4. церковью путей / способов / духовного самосовершенствования личности. Условно эти пути могно обозначить по трем направлениям:

I. Пути иноков / аскетизм, уход от мира, подражание святым отцам и т.п. /.

Z. Пути духовенства / ревностное соблюдение своих обязанностей, сознательное следование требованиям церковной иерархия и т.п. /.

3. Путь мирян / пост, молитва, смирение, покаяние, страдание, повиновение духовенству, строгое соблюдение обрядов /..•."'

Следует отметить, что некоторые требования' / например, элементы аскетизма, пост, молитва / является общими для всех категорий верующих, но имеют свое специфическое звучание в зависимости от среда их. применения.

Диссертант показывает, что предлагаемые традиционным1 русским православием способа духовного самосовершенствования личности отражают всю глубину бессилия человека перед социальной действительностью и мистифицируют ее в виде единения воли человека с божественной волей. Они возводят вынужденную пассивность и покорность обстоятельствам в принцип по убеждению, и превращают трагизм социального бессилия человека в форму духовного совершенства.

Анализ представленных православным богословием способов духовного самосовершенствования личности убеждает, что в большинстве случаев они уводили верующих от решения проблем реальной жизни в мир иллюзий, воспитывали чувство собственной "ничтожности" и обреченности. Все это подрывало у человека веру в собственные силы, сковывало его социальную активность, а следовательно, тормозило процесс духовного самосовершенствования личности.

Зо второй главе - "Модернизация ортодоксальной концепции,. -духовного самосовершенствования личности современным православием" исследуются религиозные и социальные причины ^дериизаЕпз данной концепции, анализируется ее современное состояние.

3 первом параграфе - "Социальная обусловленность богословских подходов к. концепции духовного саносоверпенстЕовЕшпя личности" автор показывает, что социальные мотивы цо-ернизатаг православной концепции духовного самосовершенствования личности является отражением социально-экономических измекекти в стгуггурэ российского общества. Как любое явление надстроечного характера, русское православие определялось существующим соапалько-эконокз-честам. базисом и отражало все социальные изменения в стране, служило укреплению этого базиса.

Переход России в новую стадию социально-экономического развития* потребовал- изменения надстройки общества, 'й-гтереси капиталистического развития определяли необходимость превращении ?тс-ского православия из феодально-крепостнической идеологи::, кптл оно было на всем протяжении своей история, н идеологов стпгглзкс-го общества.

Приспособленная к феодально-крёпостянчвског.зт сссаст."" ггг-

вославная концепция духовного самосовершенствования личности не могла соответствовать социальным потребностям, которые-выражали процесс нового классообразования.

Кризис православной идеологии проявился в падении авторитета церкви, и как следствие' этого - непопулярности ее концепции духовного самосовершенствоашш личности, в отходе части верующих от официальной конфессии в сторону сектантства и распространении атеизма. Заметное ослабление религиозности стало обнаруживаться во всех слоях населения.

Социалистическая револщия обострила кризис православной церкви, лишив ее государственных функций. Советское государство освободило граждан от церковной зависимости, что способствовало духовному раскрепощению масс. Духовенство теряло "монопольное право наставника в духовном самосовершенствовании личности. Православная церковь лишалась возможности принудительно влиять на сознание представителей других конфессий и атеистов. Положение человека в обществе перестало определяться верой шга неверием в бога, соблюдением или несоблюдением религиозных обрядов. Еавязыва-екне церковью средства духовного самосовершенствования личности становились личным делом граждан.

Ликвидация социально-экономической базы и поддержки со сторону государства в послереволюционный период поставили Гусскую православную веркоЕь перед необходимостью изыскивать иные средства для дальнейшего существования, не входящие в противоречие сс сглапывагоииея социальным укладом жизни.

Автор отмечает, что социальная обусловленность модернизации традиционного православно-христианского вероучения вообще, и концепции духовного самосовершенствования личности в частности, осуслаълвт геи, что в послереволюционный период с изменением со-пгально-полигической и духовно-нравственной атмосферы в обществе кзкекгяоя соавглышй состав прихожан и духовенства.

Ь свлзв с отходог основной массы населения, участвующей в слгзияысгх преобразованиях, от религии и церкви произошло резкое ..сдердовжа грихожан. Но и взгляда лиц, оставшихся верными православие ® ток числе и на нравственность, стали.формироваться не толы» реапггве£, яо и вовш общественным бытием.

Суйвствекпо кк'скклся и состав духовенства. Зсли в дореволю-=?счг<й духовенство фррмировалос! в значительной мере -из

^шии* прегхях.ю* шущюс классов, то в СССР свяшенника-

■ ми- и архиереями становятся выходцы из трудовых семей, окончившие светские школы, техникумы, вузы, прошедшие слугбу в армии. .'.Многие из них, до того как принять сан священника, участвовали в производственной и общественной деятельности. Естественно, что все это оказывает существенное влияние на формирование ззглядов служителей церкви- и богословов в духе советских социальных и нравственных ценностей. : -

Совокупность всех этих факторов привела к тому, что ни духовенство, ни верующих не могут в полной мере устраивать традиционные религиозно-нравственные представления. Не может удовлетворять потребности современных верующих и ортодоксальная концепция духовного самосовершенствования личности, сложившаяся в иных социальных условиях и адресованная людям досоциалистических укладов жизни.

Во втором параграфе - "Религиозные мотивы модернизации современным православием концепции духовного самосовершенствования личности" показано, что модернизация данной концепции является следствием не только сложных социальных процессов, но и связанной с ними знутриперковной борьбы.

В диссертации отмечается, что первоначальные истоки модернп-• зации данной концепции берут СЕое начало в религиозном искательстве 40-50-х годов ХП века. Однако, первые попытки существенно пересмотреть традиционную православную концепцию духовного само-соверпенствования личности связано со стремлением полететь ее в основу политической программы. Впервые такая попытка была предпринята образовавшимся з 1905 голу "Христиански;.: Зратстзс:.- борьбы", которое коренным образом поресготрело ортодоксальнее епсссси духовного самосовершенствования личности, резко осудив аскетический характер. Взяв за основу традиционные христианские требования, "Христианское братство борьбы* придало им социальное звучание я дополнило обязательным требованием щшпелать сс-'.-ое яое участие в общественной и политической г.язнн.

В параграфе делается анализ обновленческого пенлмапття аого самосовершенствования личности, получлЕшего е?рпго:-:::о 2 тических программах церковко-обновленческях орган"лзагг2, как "Всероссийски союз демократического православного ™хс~он-ства и мирян", "Едаая церковь", "Церковное возрождение". Т-гзгс общин древнеапостольской церкви" и др.

В диссертации подчеркивается., что обновленческая ^-гг-ггг-г'-

шш духовного самосовершенствования личности не пользовалась успехом у широких масс верующих, так как, во-первых, существенно не отличалась от традиционных положений данной концепции, а лишь пыталась приспособить их к политической атмосфере существу-шего времени; во-вторых, была подчинена интересам внутрицерков-нсш оорьоы за власть и поэтому оставалась чуздой основной массе верупЕих; в-третьих, не соответствовала новым нерелигиозным воэ-кожностяк духовного самосовершенствования.

Обновленцы первыми поняли необходимость изменения всего религиозно-церковного комплекса в соответствии с изменением социального статуса Русской православной церкви. Разработанная обновленками программа модернизации русского православия и его яошеп-

духовного самосвоершенствования личности с целью приспособление данной кодфессиии к условиям существования в социалистическом обществе была воспринята патриаршей церковью.

Влияние обновленческих идей сказалось на современном изменении в сфере православного культа: введено частичное использование русского языка в богослужении, ослаблены требования поста, практикуется общая исповедь и т.д.

Не кеныте изменения произошли в сфере вероучения. Эти изменения можно обозначить по трем направлениям:

2. Вникание к социальной проблематике: идеи богословия таира, практической диаконии в т.п.

2. Проведение богословских параллелей между •христианской и коммунистической нравственностью.

с. Переход от •длительного консерватизма к идее богословского развития.

Эти изменения в православно-христианском вероучении органически связаны с кодеряизапией всего религиозно-церковного комплекса- к сказывают существенное влияние на интерпретацию богослоь-сглй Еспайппкг духовного самосовершенствования личности.

Текки образом, происшедший в острой виутрицерковной борьбе переход русской православной церкви на позиции модернизации тра-к=яаао& трактовки всего комплекса рвлигяоящо: адей являет собой птюцссс пчреоргвктада с целью адаптации к новым социальным условия* к потребностям веруших, к радикальным изменениям в церков-н0; «яви гго'косдоюсь к концепции духовного самосовершенство' ьеме дадаяв.- которую предстояло .сделать более привлекательной к Ергемяадзй джя современного человека.

3 третьем параграфе - "Основные результаты модернизации современными православными богословами концепции духовного самосовершенствования личности" диссертант показывает, что исследуемая проблема остается одной из центральных проблем православно-христианского вероучения. Как и все современное вероучение, оно подвержено модернизации, вызванной социальными преобразованиями нашего общества, и отражает нарушение связей обыденного религиозного сознания с теоретическими богословскими установками.

3 связи с модернизацией современного русского православия пересматривается целый ряд трактовок и выводов традиционного оо-гословия, непосредственно связанных с интерпретацией проблемы- духовного самосовершенствования личности. Это, в превуш очередь, относится к таким понятиям как "царство богие", "спасение"", "дпа-кония" и т.п. Осноеной особенностью нового толкования является попытка придать традиционным положениям, носящим главным образом индивидуальный и асоциальный- характер, некоторое звучание социальной значимости.

Исходя из анализа модернизированной православно-христианской ' концепции духовного самосовершенствования личности, в параграфе выделяются ее основные особенности:

Зо-первых, модернизация осуществляется на традиционном догматическом базисе „ который по-новому истолковывается в соответствии с духом времени.

Во-вторых, модернизация наделена не на современного человека вообще, а на-гражданина нашей страны с учетом его социально-политических взглядов и нравственных идеалов.

В-третьих, модернизация носит умеренный, осторожный гсаргк-тер. Постоянно подчеркивается верность православной траднии з ортодоксальным способам духовного самосовершенствования личности.

В решении проблемы духовного самосовершенствования личности неизменным остается основополагающий принцип православно-христианского вероучения - теоцеятризм, предлагающий человеку индивидуальный путь "спасения" через личное "общение" с богом. Однако, современные богословы пытаются, зыйти за рамки индивидуализм ортодоксальной интерпретации духовного самосовершенствования личности-Поэтому, если раньше церковное понимание данной проблема акцентировалось на "вертикальной" связи: человек - бог, то з па-стоящее время это понимание все более переключается на "гсг™он-тальную"связь: человек - человек, а ведущим мотивом религиозно-

теологии становится тесное единство "небесного" и "земного".

Ь диссертации делается вывод, -что модернизация Ясской православной церковью традиционной концепции .духовного самосовершенствования личности развивается под влиянием .исторических обстоятельств и является, с одной стороны, способом укрепления н само-зе-иты религии, а с другой, признанием ее слабости и неспособности сохранить е незыблеиоы виде традиционные -богословские установит;.

Модернизация традиционной православно-христианской концешши духовного самосовершенствования личности является неизбежным следствием изнененсЁ в сознании и.доведении верующих.

Р ззг-гочении подводятся итоги диссертационного исследования.

Основные пологенЕЯ диссертации отражены в ■ следующих публика-

гипг:

1. Современное, русское .православие и проблема духовного са-|.:с совершенствования личности // Блокнот агитатора. - Горно-Ал-та£сг.? 1939. - £ 6. - С. 33 - 38.

2. Современное православие о духовном самосовершенствовании.-15 с. Рукопись депонирована в ННИОБ АН СССР 06.02.1990 г.,

£ 40541.

5. Социальная обусловленность православной концепции духовного самосовершенствования личности. - 17 с. Еукопись депонирована ь ННЙОБ АБ СССР 06.02.1990 г., Л 40547.