автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эволюция творчества Игоря Северянина

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Волохова, Ксения Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция творчества Игоря Северянина'

Текст диссертации на тему "Эволюция творчества Игоря Северянина"

/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМ. А.М. ГОРЬКОГО

ВОЛОХОВА Ксения Александровна

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

Специальность - 10.01.01. - русская литература

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - кандидат филологических наук

А.М. УШАКОВ

МОСКВА, 1999 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ с. 1

ГЛАВА 1Г Игорь Северянин. Творческая биография. с. 15

ГЛАВА II. Феномомен популярности Игоря Северянина. с. 81

ГЛАВА III Игорь Северянин в Эстонии. с. 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 173

БИБЛИОГРФИЯ с. 179

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Игоря Северянина, широко известное и вызвавшее множество периодически возникающих споров, тем не менее осталось на периферии серьёзных исследований. Научный интерес к нему возникал волнообразно: в первый раз - в годы триумфального пятилетия творческой карьеры поэта (1913-1918 гг.), во второй - после 1987 года - даты столетия вновь "разрешенного" поэта, освобождённого от опальной клички "салонно-буржуазный". Теперь интерес к северя-нинской лирике усиливается - выходят сборники его стихов, анализируются тексты; всё чаще звучат они с эстрады, в телепередачах -последнее же порой сопровождается странно знакомым аккомпанементом о "великом русском поэте". Суть многих подобного рода высказываний сводиться к переоценке, к сожалению, не свободной от эмоциональных крайностей и часто лишенной серьёзной аргументации. Большинство же научных работ посвящено отдельный проблемам творчества Северянина (прежде всего языковому новаторству) или описывают эстонский (1918-1939 гг.) период творчества, который рассматривается в отрыве от первого этапа.

В данной работе мы предлагаем свой вариант анализа поэтического наследия Игоря Северянина. Нам кажется необходимым рассмотреть творчество Северянина в целом, т.к. второй его период является не только логическим продолжением петербургского этапа, но и находится с ним в постоянном взаимодействии (на протяжении почти 20-ти лет поэт вёл внутренний спор с собой, что часто становилось творческим импульсом). В связи с этим нам кажется необходимым уже во "Введении" представить прокомментированную переодизацию твор-

чества Игоря Северянина.

Надо отметить, что творчество поэта отличается замечательной внутренней целостностью. Поэтому мы лишь условно делим творчество И.Северянина на два периода - первый, петербургский (1904-1918) и второй - эстонский (1918-1939). При этом в первом периоде также можно выделить несколько этапов: 1. 1904-1910 время самоутверждения, издания за свой счет малым тиражом брошюр, не ставших популярными, и так до появления в прессе резко негативного отклика Л.Н.Толстого "Хабанера II", после чего газетчики склоняли имя Игоря-Северянина по любому подходящему поводу, что и создало ему скандальную популярность; 2. 1911-1916 - самый яркий период творчества поэта, когда он буквально купается в славе. Именно в это время он создает "Академию "Эго-Футуризма" (1911) , а через год объявляет о своём выходе из неё, в 1913 году выходит сборник "Громокипящий кубок", обеспечивший поэту всероссийский интерес, в том же году он ненадолго примыкает к кубофутуристам, подписывая "Идите к черту!" и совершив несколько турне с "коллегами" по цеху. Это годы формирования и расцвета его эстрадного имиджа, появления его оригинальной манеры "пения" стихов, придававшей им особую глубину и выразительность. Годы увлекательной игры в "недоступного гения", создания особого - "чаруйного" - поэтического языка, основанного на сочетании лубка с виртуозной игрой в неологизмы; 3. 1916-1918 - начавшееся разочарование, а вместе с ним усталость и раздражение от мишурного блеска славы. Так, например, если прежде Северянин бравировал своей непонятностью, то теперь его злит и огорчает то, что публика ждёт от него лишь "шампанское в лилии" и не желает видеть ни его трагического пафоса, ни акварельной лиричности, ни едкой иронии. Это пора переосмысления

прежних жизнетворческих приоритетов.

С той же долей условности можно разделить и эстонский период. 1. 1919-1223 - самый, пожалуй, плодотворный период (8 сборников за неполных 4 года, да ещё переводы). Обретя то, к чему он всегда искренне стремился - покой и тишину, уставший от требовательной славы Северянин воспрял духом в Эстонии. Он ещё не растерял свою публику, хотя круг её значительно сузился (в основном таллинские и тартусские представители русской университетской среды, небольшая часть берлинской эмиграции) и в то же время мог вести приятный ему затворнический образ жизни, лишь порой выступая на поэтических вечерах. 2. 1923-1931 наиболее важный, переломный этап в творчестве Игоря Северянина. Впервые он оставляет маску и начинает говорить о себе, не о "царственном паяце", рыдающем "за струнной изгородью лиры", а о маленьком человеке, с его любовью, его "маленькими" страстями, его разочарованиями. Это человек созерцающий, он не участвует в жизни, он наблюдает её, растворяясь в окружающей его тихой неброской красоте северной природы. Впервые в лирике Северянина появляется мотив личных воспоминаний, впервые он заговорил о своей любви. Он переоценивает себя как поэта, пытаясь определить своё место в истории культуры: сборник "Медальоны" - есть попытка взглянуть на искусство глазами человека, участвовавшего в переменах рубежа веков - сто сонетов о литераторах, художниках и композиторах, среди которых достойное место занимает непонятый Игорь Северянин. В 1925 году появляется тема России - больной страны, отданной на поругание "красному дракону" и готовящейся к битве; 3. 1932-1941 постепенное угасание поэтического творчества. Стихи больше не объединяются в сборники, они пишутся не для публикации и тем более не для эстрадного чте-

- ъ -

ния. После разрыва с женой, Ф.М.Круут, в 1938-39 гг. поэт фактически оставляет творчество и тяжело больной, в нищете доживает свои годы в Таллине. Появляются лишь редкие стихи, призванные обьяснить, почему же он, русский поэт, живёт не на Родине. В начале 30-х годов вновь возникает тема России - страны вечного мая, готовой простить заблудшему, но раскаявшемуся,сыну все его прегрешения.

Такова условная переодизация творчества Игоря Северянина, необходимая для. исследования эволюции творческого сознания поэта, а также феномена его популярности.

В нашей работе мы предлагаем по-новому оценить присущую творчеству Северянина пошлость. Здесь считаем необходимым подчеркнуть, что используем это слово не привычном значении эмоциональной оценки - "грубо", "безвкусно", но как понятие, вмещающее в себя целый комплекс приёмов художника, строящего свои произведения на обыгрывании стандартов мировой культуры, клише в восприятии рядовым, массовым читателем искусства; пытающегося создать оптимальный язык, адаптирующий высокое искусство для массового усредненного восприятия. С этой целью он использует маску самого обывателя как универсальный ключ для решения поставленной задачи. Тема эта предствляется нам особенно актуальной в свете особого интереса к проблеме массовой культуры, возникшего в последнее десятилетие.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ.

Опираясь на ряд теоретических работ отечественного и зарубежного литературоведения последнего десятилетия, на работы М.Бахтина, Ю.Лотмана, Б.Томашевского, Б.Эйхенбаума, мы основываемся на следующих положениях:

- многие литературные процессы начала века получили продолжение в последующем развитии русской литературы, хотя они не всегда занимали тоже место, что в Серебряном веке;

- литература и, особенно, поэзия - есть отражение своего времени, но у неё есть свои, внутренние законы, недооценка которых в предыдущие десятилетия приводила к упрощённому анализу литературных процессов. Мы рассматриваем творческий акт как результат взаимодействия многих факторов, не преувеличивая ни одного из них.

Мы базировались на работах об Игоре Северянине, написанных в 1910-1918 годах его современниками, а также на работах последнего десятилетия как газетных публикаций, носящих популяризаторский характер, так и работ, исследующих феномен творчества поэта. Также в процессе работы мы прибегли и к мемуарам современников Северянина.

Велико количество журнальных и газетных публикаций, появившихся на волне возрождённого интереса к поэзии Северянина. Основная мысль большинства из них сводится к следующему: Игорь Северянин истинно русский поэт, несправедливо отринутый неблагодарной Родиной, его "салонные" "поэзы" не более, чем дань моде, своего рода игра, которой не стоит придавать серьёзного значения. Основным же, по мнению многих "защитников", является "любовь к родному краю", пейзажные зарисовки, образ светлой "майской" страны. Подобное недооценивание значения всей северянинскои лирики приводит к её однобокому (как и прежде, но с противоположным знаком) пониманию.

В апреле 1987 года в Череповце состоялась научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Игоря Северянина. Это

была фактически первая попытка осмыслить место И.Северянина в контексте литературы Серебряного века, определить, в чём состоит своеобразие его творческой личности, особенности поэтики и оригинальность художественного мышления. Исследователи коснулись вопроса взаимоотношений Северянина с его современниками, его принадлежности и близости литературным течениям эпохи (Куприяновский Л.В."Игорь Северянин в восприятии и оценке писателей-современников", Вочкарёва Н. "Северянин и символизм").

Весьма интересной и оригинальной представляется работа Ису-пова К.Г. "Историко-бытовой архвтип в творческом поведении Северянина". Автор исследует созданный Северяниным "особый тип трагической клоунады с намеренным неразличением лица и маски в поведении её участников" (79.15). Надо отметить, что Исупов разделяет позицию некоторых современных поэту критиков. Уже в 1916 г. ("Критика о творчестве Игоря Северянина") было замечено, что Северянин скрывает своё истинное лицо за шутовской и вульгарной маской, правда в то время, критики наперебой советовали поэту оставить маску и открыть себя настоящего. Исупов же подчеркивает самобытность северянинского взгляда на мир, мощное игровое начало его лирики - поэт "играет" "с самим архетипом "жизнь - игра...Северянин играет не по "правилам" декоративно-кукольной реальности, а "подыгрывает" ей." Автор выделяет три основных положения эстетики примитива И.Северянина: 1."специфическое косноязычие, создающее простейшие типы неологизмов"; 2."примитивистская утопия -вполне осознанная игра с готовыми стереотипами...Имитация "примитивного" языка"; 3."Примитив как жанрово-стилистический манифест и язык иронического самоописания" (79.16). Очертив таким образом поэтический мир Северянина, исследователь приходит к выводу, что

это мир "экзотических знаков", которые нисколько не вступают в конфликт со скучной реальностью, т.к. в его игре всё имеет "равные шансы на условность"(79.16). Полагаем, что это последнее замечание очень важно для понимание особенности лирики И.Северянина. Всё в мире было лишь повод для его игры с самим собой в гения, "Бонапарта", "царственного паяца".

С.С.Лесневский в книге "Я к вам приду..." в главе, посвященной поэтам некогда популярным, а ныне презрительно забытым, - "Гул забвения" - сравнивает Игоря Северянина с двумя его литературными предшественниками, чью судьбу он во многом разделил - с Надсоном и Бенедиктовым. Опираясь на блоковскую оценку И.Северянина, назвавшего того капитаном Лебядкиным (по свидетельству В.В.Гиппиуса А.Блок даже хотел писать статью "Игорь Северянин и капитан Лебяд-кин"),Лесневский пытается объяснить причины популярности Северянина. Он называет поэта - "осознавший свой дар капитан Лебядкин, которому привалила удача. Можно даже было бы сказать, что это обуржуазившийся капитан Лебядкин, персонаж, впрочем, несколько балаганный" (69.47). Исследователь полагает, что популярность Северянина во многом слепая прихоть судьбы. И всё же два момента этой статьи представляются немаловажными. Во-первых, то, что Лес-невский подчеркивает актёрскую природу таланта Северянина ("грустный, ребячливо беспомощный поэт-актёр") и даже сравнивает его с Хлестаковым. Во-вторых, то, что пошлость поэта оценена как часть его поэтики, его мировосприятия ("исполненная артистизма пошлость иных стихов Северянина, написанных словно Хлестаковым, воспринимаются как ярмарочная игра" (69.49).И хотя Лесневский не рассматривает эту "артистическую пошлость" как достоинство лирики Северянина, но всё же признаёт её немаловажную роль в поэтической

_ д _

Ш'рЭ .

А.Урбан в статье "Добрый проник" предлагает иной, более продуктивный, взгляд на любимую Северяниным игру с шаблоном. Исходя из мысли, что поэзия Серебряного века постоянно искала новых путей, он полагает, что присущий поэту лубочный примитивизм есть ничто иное, как попытка открыть новый путь:"Он сознательно наивен, красочен, примитивен и экзотически ярок... Так с помощью лубочной наивности И.Северянин пытался обновить поэзию. Это было вполне в духе времени"(93.165). Таким образом, Северянин, с точки зрения А.Урбана, отвечает назревшей необходимости "вводить в поэзию новые пространства" и его пространством стали "гостиные, концертные залы, загородные дачи". Интересно, что Урбан сравнивает Северянина с героями немого кино - Максом Линдером и Чарли Чаплиным. Как Линдер, он позволяет смеяться над собой, и в нём есть "чаплинское начало, которое разрушает жанровые барьеры и не даёт возможности определить, где кончается ирония и начинается лирика" (93. 167) . Симптоматично, что Северянин связывается именно с "Великим Немым", который ещё на заре своего существования был разруган за ошеломительную пошлость и пользовался огромной популярностью среди той части публики, которая зачитывалась стихами И.Северянина. Кроме того, сам поэт неоднократно прямо или косвенно обращался к синематографу - он мелькает в его "поэзах" и как новая - и тем самым экзотическая - примета времени, и в качестве косвенных цитат, северянинские картинки порой весьма напоминают пейзажи "синема". Таким образом, Урбан ставит Игоря Северянина в тот ряд массовой культуры, которая неизбежно меняла сознание масс. Подчеркивая новаторство Северянина, исследователь отмечает и неслучайнность его появления, выводя "родословную" поэта от

A.Толстого, К.Фофанова, М.Лохвицкой к В.Брюсову и К.Бальмонту, чью "изощрённость он свёл к шаблону". И еще два очень важных замечания: Северянин был искренне "увлечен словесной мишурой"; очень часто современники воспринимали его чересчур всерьёз, что безусловно искажало их оценку творчества поэта.

Необходимо сказать и о работе В.А.Кошелева и В.А.Сапогова, выпускающих сейчас (1997 г.) в Петербурге пятитомное собрание сочинений Игоря Северянина. В предисловиях к изданиям Северянина 1988 года ("И.Северянина "Стихи и поэмы" Архангельск, 1988 пре-дисл. "Музей моей весны"; "И.Северянин. Стихотворения" М.,1988 ст.В.А.Кошелева "Поэт с открытой душой") они предложили несколько отличный от традиционного взгляд на Северянина. Не оспаривая прежних позиций, они доказывают, что "отсутствие вкуса, в котором

B.Я.Брюсов обвинял И.Северянина", есть иной вкус: многие стихи поэта "были точно рассчитаны на определённый вкус и определённого слушателя"(61.10}. Исследователи отмечают принципиальную важность авторского исполнения "поэз", которые и были на него рассчитаны. Такое исполнение "наряду с кинематографом и цыганским романсом стало фактом маскультуры того времени"(61.10). Они обращают внимания на особую - эстрадную - маску Северянина, рассчитанную именно на зрителя и слушателя - "маска эстета - гения, равнодушного к своей славе" (61.10).

Все вышеперечисленные работы имеют большое значение в переоценке личности и творчества Игоря Северянина в контексте эпохи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Цель I. Анализ эволюции творчества Игоря Северянина. Задачи:

а) проблема периодизации;

б) изучение игровых взаимоотношений поэта с публикой, которые в значительной степени влияли на его творчество;

в) попытка Северянина найти новое поэтическое лицо в 20-30-е годы, связанная с потерей привычного источника вдохновения - широкой аудитории поклонников.

Цель II. Исследование феномена популярности Игоря Северянина. Задачи:

а) причина появления поэта Игоря-Северянина;

б) особенности поэтики Северянина: авторское исполнение как необходимая составляющая стиха; игра с литературными шаблонами;

в) своеобразие маски Северянина - двойная игровая установка "игра в игру";

г) феномен "человека из публики".

Цель III. Основа творческого мышления Игоря Северянина

а) городской романс как фундамент поэтики Северянина;

б) "пошлость" как попытка поиска новых путей в развитии поэзии.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА РАБОТЫ

Многие особенности мироощущения, формы лирического поведения Игоря Северянина были отмечены исследователями. Б