автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему:
Эволюция внутриполитической ситуации в Алжире в 90-е годы XX столетия

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Шульга, Галина Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.15
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Эволюция внутриполитической ситуации в Алжире в 90-е годы XX столетия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шульга, Галина Алексеевна

Введение.

Глава 1. Исламский фактор в истории Алжира.

1.1. Место ислама в борьбе за национальную независимость.

1.2. Рост религиозных настроений в Алжире в 60-80-е гг.

1.3.Позиции исламских фундаменталистов в стране на рубеже 90-х гг.

Глава 2. Внутриполитическая обстановка в Алжире в начале 90-х гг.

2.1. Причины кризисных явлений в стране в конце 80-х гг.

2.2. Развитие общей ситуации в АНДР в период руководства ВГС.

Глава 3. Характер развития внутренней обстановки в Алжире во второй половине 90-х гг.

3.1. Эволюция положения в стране в период президенства Л.Зеруаля.

3.2. Поиск путей гражданского согласия после 1999 г.

3 .3 Перспектива политического будущего Алжира.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Шульга, Галина Алексеевна

Актуальность темы обусловлена насущной необходимостью выявления общих и специфических закономерностей радикализации отдельных, маргинальных частей исламистов, и изучением особенностей в этой связи внутренних процессов в Алжире, что имеет не только локальное, но и международное значение.

Крах прежней идеологии и фактический демонтаж старого режима создали возможность для укрепления доминирующих позиций радикально настроенных религиозных сил, длительное время находившихся в подполье. Власти, не решая серьезных проблем страны, погрязли в коррупции. Растущая социальная несправедливость, нищета, деградация общества - все это вызвало недовольство алжирских мусульман, которые только под исламскими лозунгами могли выразить свой протест. Длительное противостояние исламских и светских политических идеалов вылилось в конечном итоге в серьезный конфликт между религиозной оппозицией и властью. Наряду с умеренными религиозными партиями, стремящимися преобразовать общество и политическую систему в соответствии с исламскими традициями, в стране появились экстремистские организации, угроза от которых становилась все более очевидной и опасной для судьбы страны. Действия радикального исламизма в Алжире неизбежно влияют на характер общественно-политической ситуации в других странах, где имеются мусульманские общины.

Исследование как внутриполитического кризиса Алжира, так и его определенных внешнеполитических последствий позволяет прогнозировать дальнейший ход развития политической обстановки в Алжире и его положение на международной арене.

Предметом исследования является характер эволюции неоднозначной и противоречивой внутриполитической ситуации Алжира в меняющихся условиях, а также некоторые аспекты влияния на нее внешних факторов и внешнеполитических последствий, связанных с необходимостью вывода страны из глубокого кризиса.

Хронологические рамки работы охватывают период 90-х годов XX века. 1992 год стал кульминационной точкой современной истории Алжира, когда исламская партия ИФС одержала победу на парламентских выборах, что и предопределяло возможность превращения светского Алжира в исламское государство. С этого периода Алжир оказался в условиях непрекращающихся столкновений между силами правопорядка и мусульманскими экстремистами. Период президенства Л.Зеруаля (1994 - 1998гг.) явился поворотным моментом в истории Алжира, когда становилось все более очевидным, что только политический диалог может вывести враждующие стороны из конфликта.

Несмотря на некоторое улучшение политической ситуации Алжира, кризис остается до конца неразрешенным, в связи с чем хронологические рамки работы охватывают и период пребывания у власти президента А.Бутефлики (с 1999 г. по настоящее время).

В связи с вышеизложенным в работе были поставлены следующие цели и задачи: цель диссертации - комплексное исследование путей и средств решения, в том числе на основе компромисса, проблемы политического кризиса в Алжире, выраженного в противостоянии властей и исламских экстремистов.

Задачи диссертации: - выявить воздействие исламского фактора на различных этапах истории Алжира;

- определить причины, способствовавшие упрочению позиций исламских экстремистов, и изменившие расстановку социально-политических сил в стране;

- раскрыть особенности внутриполитических действий правительств, направленных на вывод страны из глубокого всеохватывающего кризиса;

- показать взаимовлияние происходящих внутренних процессов на некоторые аспекты внешнеполитической деятельности Алжира.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, объективности рассмотрения процессов, а также системности, заключающейся в изучении истории событий, явлений и фактов не изолированно друг от друга, а в совокупности и логической связи. Существенным компонентом теоретической основы исследования явились труды отечественных и зарубежных историков и политологов, посвященных исламу.

Источники и литература

К исследованию был привлечен широкий круг источников и литературы.

В первую очередь работа базируется на изучении целого ряда официальных источников правительства и политических партий Алжира, документальных материалов АВП РФ (Архива внешней политики Российской Федерации) - Ф.641, а также материалов Конгресса США Комитета по международным делам (подкомитета по Африки), которые впервые введены в научный оборот.

Существенная часть фактических данных опубликована в алжирской и французской прессе «Matin», « El-Moudjahid», «Le Mond», а также черпалась из периодических изданий «Mond diplomatique», «Revolution africaine», «Jeune Afrique».

Особую группу составили материалы ИТ АР - ТАСС.

В целом, доступные для изучения источники позволяют проанализировать и охарактеризовать как позицию официального руководства по стабилизации политической ситуации в стране, так и лидеров оппозиционных течений, включая исламистские.

Неоспоримую пользу автору принесло изучение различных научных исследований как российских, так и зарубежных авторов.

Среди отечественных изданий особое значение имело изучение исследований таких российских ученых, как В.Е.Донцова, Д.Е.Еремеева, Н.Д.Косухина, А.В.Малашенко, И.А.Мелихова, Ф.М.Мухаметшина, О.Г.Пересыпкина, Л.Р.Полонской, Г.К.Прозоровой, И.М.Филыптинского и ДР

Большую помощь при написании данной диссертации оказало изучение

1 2 работ, посвященных непосредственно Алжиру: В.Лагутина , Р.Г.Ланды , О.Левина3. Важным является то, что в них достаточно объективно

1 Лагутин В. Не видно конца затянувшейся драме // «Азия и Африка сегодня», № 5, 1995.

2 Ланда Р.Г. Исламизм в Алжире: апогей или спад? // «Азия и Африка сегодня», № 9, 1991.

3 Левин О. Аббаси Мадани // «Азия и Африка сегодня», № 12, 1991. анализируются процессы, происходящие в Алжире в 90-х годах, содержится фактический материал об истории ИФС, римских встречах, завершившихся подписанием «Платформы по мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса». В целом изучение этих работ помогло автору сформулировать достаточно обстоятельные выводы, объясняющие причины усиления позиций алжирских фундаменталистов.

Отдельные аспекты по внешней политике Алжира рассматриваются в работе А.А.Шведова и Подцероба А.Б. «Советско-алжирские отношения».4

Среди фундаментальных работ следует отметить также монографию Р.Г.Лакды «Алжир в XX веке»5, в которой проанализированы основные этапы развития Алжира в XX веке от «младоалжирского периода» до «политической весны» 1988 - 1991 гг. и гражданской войны 1992 - 1996 гг. В монографии Комар В.И. «Идейно-политическое развитие ФНО Алжира (1954-1984)»6 рассматривается политическая эволюция руководящей партии за тридцатилетний период.

Современным событиям в Алжире посвящена книга Бабкина С.Э. и Мироновой Е.И. «Алжир: три года на грани гражданской войны»7. Работа «Алжир: поиск гражданского согласия»8 является продолжением упомянутого исследования и охватывает период пребывания у власти президента Л.Зеруаля после избрания его на этот пост.

Вооруженные экстремистские формирования как фактор, определяющий современную внутриполитическую ситуацию в Алжире, рассматривается в книге Сапроновой М.А. «Вооруженное исламское движение в современном Алжире»9.

Подробный анализ внутриполитического процесса на современном этапе Алжира представлен в работах Вирабова А.Г. «Алжир: кризис власти (кризис общественного строя Алжира и перспективы его либерализации)»10

4 Шведов А.А., Подцероб А.Б. Советско-алжирские отношения. М., 1986.

5 Ланда Р.Г. Алжир в XX веке. ИВ РАН. - M., 1999.

6 Комар В.И. Идейно-политическое развитие ФНО Алжира (1954 - 1984). М., 1985.

7 Бабкин С.Э., Миронова Е.И. Алжир: три года на грани гражданской войны. Институт Африки РАН. - М., 1995.

8 Миронова Е.А., Бабкин С.Э. Алжир: поиск гражданского согласия. Институт Африки РАН. - М., 1999.

9 Афро-азиатское общество - М., МГИМО, 1993.

10 Вирабов А.Г. Алжир: кризис власти (кризис общественного строя Алжира и перспективы его либерализации). Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 2001. и Сапроновой М.А. «Политика и конституционный процесс в Алжире (1989- 1999)»11.

Следует отметить, что практически во всех работах отечественных исследователей рассматриваются лишь отдельные аспекты изучаемой проблемы. Не удалось найти работы, в которых рассматривалась бы периодизация исламского фактора, его заметное влияние на общественно-политическую обстановку в стране на протяжении всей истории Алжира.

Большим подспорьем для исследования политических процессов в Алжире, собственных подходов к оценке влияния религиозного фактора явилось изучение зарубежных изданий, посвященных проблемам исламского возрождения.

Определенные материалы, касающиеся ислама, мусульманского мира, а также роли ислама в политической жизни мусульманских стран, содержатся в работах Р.Декмеджияна12, Э.Саида13, Д.Пайпса14, С.Хэмфри15, У.Грифита16, М.Уолцера17.

Исламская экономическая мысль довольно широкое отражение нашла в

18 19 20 21 работах С.Кутба М.Каддафи , С.Хаджара , Аль-Банны . Общим для указанных авторов является то, что, как правило, они претендуют на обоснование особой, «третьей» модели развития, отличной и от капитализма, и от социализма. Именно ислам, по их представлениям, должен принести спасение человечеству: сейчас, когда «мир бизнеса и промышленности вопиет об этической защите от крупномасштабной коррупции, когда широкое загрязнение и нехватка энергии угрожают человечеству, моральные доктрины ислама могут обеспечить не только Сапронова М.А. Политика и конституционный-процесс в Алжире (1989 - 1999). Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. -М., 1999.

12 Dekmegian R.H. The anatomy of Islamic revival. - Middle East j., Wash., 1980. vol. 34, № 1.

13 Said. W. Islam through western eyes. -Nation, N.Y., 1980, vol. 230, № 15.

14 Pipes D. The islamic revival of the seventies. - Orbis, Philadelphia, 1980, vol. 24, № 1.

15 Humphreys R.S. Islam and political values in Saudi Arabia, Egipt and Syria. - Middle East j., Wash., 1979, vol. 33, № 1.

16 Griffith E. Islam on the march. - Readers digest, N.Y., 1979, vol. 114, № 681 - 686.

17 Walzer M. The islam explosion. - New republic, N.Y., 1979.

18 Qoutb S. Social justice in Islam. ( A1 Adala A1 Ijitimaya fil islam) - Cario, 1949.

19 El Kadhafi M. Le livre vert. - S. L., 1981. - Pt. 2. La solution du probleme economique "Le socialisme" : Les fondements economiques de la troisieme theorie universelle.

20 Hajjar S.G. The Jamahiriya experiment in Libia; Qadhafi and Rousseau. - J. of mod. Afr. studies. Cambridge, 1980, vol. 18, №2.

21 Аль - Банна P. Аль - acac аль - фальсафи ли -н- назарийя аль- иктисадийя аль - исламийя. - Аль -Ахрам аль - иктисади, Каир, 1979, № 578 ( Философская основа исламской экономической теории). этическую защиту, необходимую для эффективного контроля за экономическим поведением, но также и неотразимую мотивацию в пользу

22 международного сотрудничества в целях спасения человечества» .

Отдельную группу составляют работы французских, алжирских и арабских авторов, посвященные развитию сложных процессов в Алжире. В работа алжирского исследователя Х.Мамери «Политические

23 ориентации Алжира» рассматривается вопрос о взаимосвязи социализма и религии в алжирском обществе.

В работе, посвященной Алжиру, «Процесс демократизации в Алжире:

24 рухнувшие надежды» , арабский исследователь Тахи Моханд Салас определяет сущность алжирского конфликта как оспаривание монополии на власть двух тоталитарных сил, исламистов и военных.

Не менее значимыми в освещении исторических аспектов Алжира оказались работы французских исследователей М. Пейрутона «Основная история Магриба»23, Пьера Бурдье «Социология Алжира»26, А.Бернарда

27

Северная Африка в военный период» .

Значимость работ зарубежных исследователей состоит в том, что они раскрывают исторические события Алжира, важные для анализа изучаемой проблемы в целом (период национально-освободительной борьбы, процесс формирования официальной идеологии Алжира). Однако здесь отсутствуют исследования, освещающие историю и динамику современных политических процессов в стране, их влияние на координацию внешнеполитического курса Алжира. Научная новизна работы заключается в следующем:

- в диссертации впервые предпринята попытка выявить общие закономерности и специфические особенности алжирского ислама; определить истоки зарождения экстремистского направления, внесшего конфликтный потенциал в развитие общественно-политической ситуации в стране; показать влияние на него внешнего фактора,

22 Abdul - Rauf М. The Islamic doctrine of economi and contemporary economic thought. Highlight of a conf. on a theological inquiry into capitalism and socialism. Wash., Amer. enterprise inst. for public policy research. 1979. 2j Mameri Kh. Les orientations politiques de Г Algerie. Alger. 1975.

24 Taxi Moxand. Algeria's democratisation L., 1995.

25 Peyrouton M. Histoire general du Maghreb. P., 1966.

26 Bourdieu. P. Sociologie de l'Algerie. P., 1963.

27 Bernard A. L' Afrique du Nord pendant la guerre. P., 1927.

- выявлены фазы динамики неоднозначного, сложного и противоречивого процесса на переломном этапе Алжира,

- исследованы особенности методов и подходов алжирского руководства, направленные на достижение нормализации политической обстановки в стране. В конечном итоге именно выработка компромиссного решения, основанного на платформе национального согласия, вовлечении в политический диалог всех сил страны, включая исламистские при их отказе от насилия, стала эффективным методом вывода Алжира из кризиса,

- раскрыто влияние экономических и политических процессов, происходящих в АНДР в рассматриваемый период, на некоторую корректировку внешнеполитического курса и международные позиции государства,

- дан прогноз ближайших перспектив развития обстановки в Алжире. Данная тема еще не была предметом специального изучения: в отечественной и зарубежной историографии имеются немногочисленные работы, которые в основном посвящены рассмотрению отдельных аспектов развития алжирского общества.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть полезными при создании специальных и обобщающих работ, пособий, при политологическом анализе современной ситуации в североафриканском регионе и в исламском мире в целом. Материалы и выводы диссертации также могут быть использованы в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций по новейшей истории Алжира, организации спецкурсов, при проведении семинаров, будут определенным ориентиром для студентов при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы Основные положения диссертации отражены в научных работах автора. Отдельные аспекты диссертационного исследования были изложены на научной конференции ДА МИД России «Дипломатия на пороге XXI века» в феврале 2000г. Результаты работы обсуждались на заседании кафедры Внешней политики и международных отношений ДА МИД России.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция внутриполитической ситуации в Алжире в 90-е годы XX столетия"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Алжира 20 века - сложный путь большой и многообразной страны, принадлежащей арабо-исламской цивилизации, от бесправной колонии Франции к суверенному государству, играющему значительную роль в арабском мире ислама, в Африке и бассейне Средиземноморья.

Как и в любом мусульманском государстве ислам всегда играл ведущую роль в жизни Алжира: принадлежность алжирцев к арабо-исламской цивилизации в эпоху европейских завоеваний стала тем незыблемым аргументом, поддерживающим их право на независимость; предложенная социализмом модель общественного устройства с ее упором на приоритет коллективных ценностей, созвучная исламским идеям, стала путеводной звездой Алжира в выборе дальнейшего политического пути после освобождения от европейского господства. Тем не менее возобладавший приоритет в политической жизни государства светской тенденции, сузившей сферу влияния ислама, привел к недовольству исламской оппозиции. Любое обострение экономического и политического положения (ослабление власти, игнорирование исламских традиций) неизбежно должно было привести к активизации ее действий, направленных на защиту исламских ценностей.

В 60 - 80 гг. XX в Алжире появились первые очаги исламского радикализма (клерикальная ассоциация «Аль-Кыям», движение Джихад, В АИД). В начале 90-х г. растущая дискредитация стоящего у власти ФНО (Фронта Национального Освобождения) на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране усилила позиции исламских радикалов, которые в это время уже оформились в самостоятельные политические объединения, претендующие на завоевание власти в Алжире.

В то же время исламизм в Алжире не располагал бы своей нынешней мощью, если бы его не поощрял режим, который, решил, что возврат к традиционному исламу - самый простой способ избежать социальных движений. Широкомасштабная арабизация, расширение сети мечетей, либерализация как попытка демократическим способом спасти существующий режим - все эти мероприятия укрепляли исламскую оппозицию.

Политизированная часть ислама в Алжире оказалась неоднородной, которая распадалась на умеренные и радикальные исламские течения. Наибольшую опасность правящему режиму ФНО представляла исламистская партия ИФС (Исламский Фронт Спасения), которая осуществляла тогда контроль над 10 тыс. мечетей, широко использовала для пропаганды своих идей периодические издания и имела сильную финансовую поддержку. В 1991 г. ИФС одержал победу на парламентских выборах и поставил вопрос о включении во власть не только отдельных его представителей, но и о формировании исламского государства в целом на основе законов шариата.

Прерванный военными демократический процесс в целях недопущения к власти исламистов предотвратил возможность превращения Алжира в исламское государство, однако одновременно он стал причиной глубокого политического кризиса, который привел алжирское общество к поляризации различных сил и имел тенденцию к перерастанию в гражданскую войну.

Поиск путей, ведущих к нормализации внутреннего положения в стране, стал основным направлением проведения внутриполитического курса ВГС (Высшего Государственного Совета), президентами Алжира Л.Зеруаля, А.Бутефлики. Неэффективность первоначально избранной тактики репрессий, как непосредственно против исламистов, так и их сторонников, привела к необходимости кардинальной переоценке использованных методов, суть которой выражалась в разумном сочетании в зависимости от ситуации силовых операций с достижением компромиссных соглашений, постепенно формируя систему баланса интересов, не противоречащих, а взаимодополняющих друг друга.

1999 г. стал для Алжира во многом рубежным, сформировавшим качественно новые реалии. По сути впервые в истории страны на высший пост вступил гражданский президент, более того - и это принципиально важно - давший понять о намерении поставить на место генералитет, который, оставаясь формально в тени, традиционно выступал не в качестве «приводного ремня», а в роли ее двигателя.

Но главное - обозначились перспективы выхода из затянувшегося внутреннего кризиса. Провозглашенный курс А.Бутефлики на национальное примирение позволил снизить уровень конфронтации с террористическими группировками.

Закон о гражданском согласии стал для нового главы государства вотумом общественного доверия, укрепил его позиции в противоборстве с армейским руководством, придерживающимся консервативных взглядов на пути развития Алжира. Другим несомненным успехом А.Бутефлики явилась консолидация вокруг него большинства ведущих партий, что способствовало оздоровлению политической ситуации в стране. Однако стабильные процессы носят пока весьма хрупкий характер. В сохранении «контролируемой неустойчивости» заинтересован прежде всего сам генералитет, понимающий, что нормализация обстановки объективно ведет к уменьшению его влияния и, следовательно, негативно скажется на его финансовом благополучии. Складывающийся баланс сил не удовлетворяет и "легальных" исламистов - обосновавшись в правительстве, они рассчитывают на новые уступки. Свои основания для беспокойства имеют и демократы, опасающиеся формирования режима личной власти А.Бутефлики, у которого проявляются авторитарные замашки.

В социально-экономической сфере остаются нерешенными проблемы безработицы, обнищания населения, растет уровень забастовочной активности. Это обуславливает сохранение взрывоопасности социальной среды, что создает, соответственно, основную угрозу стабилизации режима. Сохраняется главная предпосылка для возврата страны ко времени перевеса в политическом влиянии исламистов, стремящихся установить законы теократического правления. Тогда Алжир вступит в следующую фазу гражданской войны, которая будет намного более жестокой, чем предыдущие, гак повсюду антиисламисгы будут вынуждены взяться за оружие. Усиление религиозного политического фона подтолкнет к решительным действиям и кабилов в борьбе за свои права и предоставлении Кабилии автономии.

Опасность Алжира оказаться вовлеченным в войну на два фронта, религиозный и национальный, требует от правительства А.Бутефлики прежде всего ликвидации тех факторов, которые стали основными причинами возникновения очагов нестабильности. В этой связи принципиально важным для правительства Алжира остается задача создания условий для экономического роста, повышения жизненного уровня населения.

Необходимость инвестиционной поддержки, технической помощи, погашение долга заставляет Алжир прибегать к помощи Запада. Проблема радикального исламизма, с которой столкнулся Алжир, оказывается в неразрывной связи с внешнеполитическим фактором, усилением тенденции на поиск таких стратегических партнеров, которые окажут стране реальную помощь.

От уровня и стабильности отношений с Францией во многом зависит нормальное функционирование алжирской экономики. Газ и нефть составляют сегодня основную статью экспорта Алжира и приносят в бюджет страны почти половину доходов. Однако техническая база этой отрасли нуждается в оснащении современным оборудованием, которое Алжир хотел бы получить от Франции, а также поддержку в области современных технологий нефте- и газодобычи. Для этого Алжир предполагает расширить сферу деятельности французских компаний, заинтересованных в добыче нефти и газа, не ограничиваясь уже разведанным месторождением Хасси Мессуд, а осваивая новые нефте- и газоносные районы. При этом те предприятия, которые будут финансировать развитие добывающей промышленности, смогут принять участие в процессе приватизации.

Алжирский рынок сбыта также имеет для Франции особую значимость-за последние 10 лет среднегодовое сальдо торгового баланса составляло около 4 млрд. франков /более 6 млрд. долларов/.

В то же время в алжиро-французком сотрудничестве сохраняются проблемы экономического и исторического порядка: французско-алжирские экономические отношения "не сбалансированы", французские предприятия и фирмы готовы к активной торговле, но отнюдь не спешат делать капиталовложения в алжирскую экономику. Не удается преодолеть и существующее недоверие к Франции, которая до сих пор не может избавиться от синдрома «бывшей метрополии».

Следует отметить, что в Алжире несомненно присутствует франко-американское соперничество. США прикладывают последовательные усилия по наращиванию своего военно-политического и торгово-экономического влияния в Алжире. В Вашингтоне адекватно учитывают все выгоды геополитического положения этой страны и заинтересованы в стабильном присутствии в этой части Северной Африки.

Алжир для США - потенциально выгодная сфера вложения инвестиционного капитала. Особый интерес США привлекают нефтяные месторождения и гидрокарбоническая отрасль.

Для Алжира хорошие и динамичные отношения с Вашингтоном также важны. В последнее время Алжир развивает не только экономические, но и военные отношения с этой страной, так как в алжирской политике присутствует достаточно отчетливое понимание того, что экономические взаимоотношения, а также военный ресурс США могут противодействовать террористической угрозе.

Самостоятельным фактором для Алжира становятся отношения с Россией, политическая и экономическая поддержка которой может также содействовать усилиям по борьбе с терроризмом в этой арабской стране.

Таким образом, необходимость достижения стабилизации внутриполитической ситуации требуют от правительства Алжира постоянной корректировки его политического курса, выработки определенной стратегии не только на внутриполитическом, но и на внешнеполитическом направлении.

Через некоторое время алжирское руководство должно будет предъявить обществу реальные гарантии нейтрализации причин радикального исламизма, так как расширение масштаба действий исламских террористов на фоне ухудшения социально-экономической ситуации может придать продолжавшемуся уже десять лет внутриалжирскому конфликту новое измерение. Военные остаются пока основной силой, способной сдерживать религиозный экстремизм. В то же время отсутствие реальной оппозиции, способной канализировать недовольных политикой А.Бутефлики, рискует вновь обратить их к тем, кто предлагает радикальные решения. Однако отставка А.Бутефлики, равно как и утверждение авторитарного режима исламистов или военных, не решат проблем Алжира. Перспектива создания исламского государства грозит развязыванием нового витка гражданской войны, возникновением конфликта с берберами. Установление военного режима в 1992 году уже доказало свою несостоятельность в решении алжирских проблем. Приоритет, отданный восстановлению демократического процесса и демократических институтов, оказался самым верным шагом, который поддержало большинство партий. Например, лидер ХАМАС, А.Нахнах не выражая ни малейшей симпатии к иранскому, афганскому или суданскому режимам, полагал, что Алжир, достаточно настрадавшийся в период «идеологизированного государства», не должен превращаться в государство «теологическое». Накануне президентских выборов еще в 1995 г., давая оценку ситуации в Алжире, он утверждал, что страна переживает «политический кризис», выйти из которого можно лишь с помощью «политического решения». Он предлагал всем сторонам -участницам конфликта выработать общие «правила игры», после чего сформировать коалиционное правительство «примирения» с участием всех политических сил, включая ИФС.

Следует ожидать, что тенденция к проведению политики компромисса действительно будет сохраняться во внутреннем курсе Алжира. Приоритет, отданный одной из доминирующих сил, военных или исламистов, повлечет за собой продолжение периода политической турбулентности, по крайней мере до тех пор, пока в стране не будут выработаны развитые структуры участия в политическом процессе всех политических сил, а не избранных.

В то же время это неизбежно потребует решения вопроса об ИФС, его статусе и политическом будущем. Учитывая опасность, исходящую от радикалов Фронта, ИФС вряд ли будет дана возможность возвращения прежнего статуса политической партии, принимающей равное участие с другими партиями в политической жизни Алжира. Вместе с тем можно ожидать, что умеренным исламистам ИФС будет позволено принимать участие в парламенте и занимать другие посты, некогда предназначавшиеся для правящего ФНО.

Таким образом, устойчивость политической модели Алжира может быть достигнута лишь при вовлечении всех конструктивных сил, свободных от радикализма в управление страной. Установление диктатуры

 

Список научной литературыШульга, Галина Алексеевна, диссертация по теме "История международных отношений и внешней политики"

1. АВП РФ ф.641. оп.ЗЗ, п. 123, д.1, 1994.

2. АВП РФ ф.641. оп.ЗЗ, п. 124, д.4, 1994.

3. АВП РФ ф.641. оп.34, п. 125, д.З, 1995.

4. АВП РФ ф.641. оп.35, п.127, д.З, 1996.

5. Бен Белла Ахмед. Речи и выступления. М., 1964.

6. Национальная Хартия АНДР. М., 1979.

7. СССР в борьбе против колониализма и неоколониализма 1960 1986. М„ 1986.

8. Ambassade d'Algerie en federation de Russie № 58 /Amb/ 96 IE, Text du projet de revision de la Constitution. Referendum du 28 novembre 1996.

9. Avant-projet de la Charte Nationale. Alger.

10. Du Manifeste a la Republique Algerienne. Alger, 1978. 11 .Projet final de la Charte Nationale. Alger. 1976.

11. Hause Committee on foreign affairs, U.S. Congress, 11.10. 95.

12. Hause Committee on foreign affairs, U.S. Congress, 22.03.941. ИССЛЕДОВАНИЯ

13. Агарышев А.А. Ближний Восток: терроризм и его покровители. М., 1986.

14. Арабские страны: история и современность (социальные, экономические и политические проблемы). М., 1981.

15. Актуальные проблемы межафриканских отношений. М., 1983.

16. Арабские страны. История. Экономика (труды III Всесоюзной конференции арабистов). Ереван., 1969.

17. Африка. История, историография. Сборник статей. М., 1980.

18. Бабкин С.Э, Миронова Е.И. Алжир: три года на грани гражданской войны. М., 1995.

19. Бакланов А. Ближний Восток: региональная безопасность и интересы России. М., 1999.

20. Барышев А.П. Ближний Восток: проблемы мира на рубеже 80-х годов. М., 1979.

21. Васильев А.В. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1993.

22. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии (1944/45-1818). М., 1967.

23. П.Васильев JI.C. История Востока. М., 1998.

24. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000.

25. Видясова М.Ф. Экономика стран Магриба. М., 1982.

26. Вирабов А.Г. Алжир: кризис власти: (Кризис общественного строя Алжира и перспектива его либерализации). М., 2001.

27. Вирабов А.Г. Очерки экономического и социального развития Алжира: (Некоторые вопросы теории и практики). М., 1981.

28. Волянский В.Ф, Троскунова A.M. Алжир: от национального освобождения к социальному (некоторые особенности независимого развития, 1962 1976 гг.). М.,1976.

29. Георгиев Э.Г. Африканская политика Франции. М., 1998.

30. Говорят африканские историки. Сборник статей. М., 1977.

31. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001.

32. Дьяков Н.Н. Младоалжирцы и антиколониальная борьба в Алжире на рубеже XIX XX вв. М., 1985.

33. Игнатенко А.А. Халифы без халифата: ислам, неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

34. Исаев В. А. Внешние экономические связи между арабскими странами (1951 1975 гг.). М„ 1978.

35. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время. М.,1976.

36. История национально-освободительной борьбы в новейшее время. М., 1978.

37. История стран Азии и Африки в новейшее время, ч. 1 (1917-1945). М., 1976.

38. Кини А.Г. Динамика социально-политического действия в традиционном обществе (ислам). М., 1996.

39. Кини А.Г. Внешняя политика Арабских стран и Израиля. М., 1999.

40. Кирей Н.И. Алжир и Франция 1962-1971 (проблемы экономических и политических отношений). М., 1973.

41. Кирей Н.И. Алжир и Франция. М., 1973.

42. Комар В.И. Идейно-политическое развитие ФНО Алжира (1954 1984). М., 1985.

43. КосухинН.Д. Освободившиеся страны: актуальные проблемы идеологической борьбы. М., 1985.

44. Косухин Н.Д. Освободившиеся страны: трудности роста. М., 1989.

45. Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990.

46. Кукушкин В.Ю. Нефть и развитие: Ливия, Алжир. М.,1985.

47. Куприн А.И. Франция и страны Магриба. М., 1980.

48. Ланда. Р.Г. Алжир сбрасывает оковы. М., 1961.

49. ЛандаР.Г. История алжирской революции, 1954 1965. М., 1983.

50. Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830- 1918). М., 1976.

51. Ланда Р.Г. Кризис колониального режима в Алжире, 1931 1954 гг. М., 1980.

52. Ланда Р.Г. Национально-освободительное движение в Алжире (1939 1962 гг.). М., 1962.

53. ЛандаР.Г. Подъем антиколониального движения в 1918 1931 гг. М., 1977.

54. Малашенко А.В. В поисках альтернативы (Арабские концепции путей развития).-М., 1995.

55. Машкин М.Н. Французские социалисты и демократы и колониальный вопрос: 1830-1871. М., 1981.

56. Мелихов И.А. Оман между прошлым и настоящим. М., 1979.

57. Мельянцев В.А.Экономический рост стран Магриба. -М., 1984.

58. Миронова Е.И., Бабкин С.Э. «Алжир: поиск гражданского согласия». -М., 1999.

59. Мирский Г.И. Армия и политика в странах Африки. М., 1970.

60. Мельянцев В.А. Экономический рост стран Магриба. М., 1984.53,ОганисъянЮ. Абд аль-Кадир. М., 1968.

61. Поздоровкина Е.Г. Трудовые ресурсы Алжирской Народной Демократической республики: проблемы формирования и использования. -М., 1984.

62. Поспелова Н.Г. Алжир. Экономико-политический очерк. -М., 1959.

63. Потемкин Ю.В. Алжир: проблемы развития. М., 1978.

64. Потемкин Ю.В. Алжирский народ в борьбе за назависимость. М., 1962.

65. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.5914. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире1989- 1999). -М., 1999.

66. Смирнов И.К. Алжир: индустриализация и социально-экономический процесс. -М., 1981.

67. Траскунова A.M. Печать алжирской революции: (Пресса Алжира в борьбе за национально-освободительное движение и социально-экономический прогресс). -М., 1979.

68. Черкасов П.П. Агония империи: политические кризисы, военно-колониалистские путчи и заговоры в период алжирской войны 19541962 гг. -М., 1979.

69. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

70. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1990.

71. История Алжира XX век. М., 1999.

72. Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830-1918). М.,1976.

73. Ланда Р.Г. Кризис колониального режима в Алжире. 1931 1954. - М., 1980.

74. Национальный вопрос в странах Востока. М., 1982.

75. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. ML, 2001.

76. Религия в странах Азии и Африки «Народы Азии и Африки», 1980.

77. Фокеев Г.В. Внешнеполитические проблемы современной Африки. М., 1975.

78. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939 1985 гг. - М., 1985.

79. Шведов А.А., Подцероб А.Б. Советско-алжирские отношения. М., 1986.

80. Шведов А.А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы и дипломатическая борьба. М., 1983.

81. Шпажников Г.А. Религия стран Африки. М., 1981.

82. Яблочков Л. Д. Принципы внешней политики африканских государств. -М., 1979.

83. Aicardi de Saint-Paul, Marc . La politique africaine des Etats XJnis: mecanisme et conduite. P., 1989.

84. Abdul Rauf М. The Islamic doctrine of economi and contemporary economic thought. Highlight of a conf. on a theological inquiry into capitalism and socialism. Wash., Amer. enterprise inst. for public policy research. 1979.

85. Бухали Л. Октябрьская социалистическая революция и национальное движение в Алжире. М., 1957.

86. Bernard A. L'Afrique duNord pendant la guerre. P., 1927.

87. Bencherif A. L'aurore des mechtas. Alger, 1979.

88. Bourdieu. P. Sociologie de l'Algerie. P., 1963.

89. Bouayed M. Histoire par la bande. Alger, 1974.

90. Chadbian. N. Democratization and the islamist challeng in the Arab. Oxford westview press, 1997.

91. Clauzel J. La decolonisation de L'Afrique. P., 1995.

92. CoulonCh. Les afriques politiques. P., 1991.

93. Dekmegian R.H. The anatomy of Islamic revival. Middle East j., Wash., 1980. vol. 34, № 1.

94. Diwan R.K. and Livingstone D. Alternative Develompement Strategies and Appropriate Technology.N.Y., Pergamon, 1979.

95. Francos A., Sereni I. P. Algerien nomme Boumedien. P., 1976.

96. Hajjar S.G. The Jamahiriya experiment in Libia; Qadhafi and Rousseau. J. of mod. Afr. studies. Cambridge, 1980, vol. 18, № 2.

97. Humphreys R.S. Islam and political values in Saudi Arabia, Egipt and Syria. -Middle East j., Wash., 1979, vol. 33, № 1.

98. Griffith E. Islam on the march. Readers digest, N.Y., 1979, vol. 114, № 681 -686.

99. GuerinD. L'Algerie caporalisee. P., 1965.

100. Kadhafi M. Le livre vert. S. L., 1981. - Pt. 2. La solution du probleme economique "Le socialisme" : Les fondements economiques de la troisieme theorie universelle.

101. KhalfaM. Citations du President Boumediene. Alger, 1977.

102. Laacher S. Algerie:realites sociales et pouvoir. P., 1985.

103. Lucas P. Sosialisme et decolonisation: de transformisme algerien, 19621972. Lille, 1976.

104. Mameri Kh. Les orientations politiques de Г Algerie. Alger. 1975.

105. Мухадарат аль-мультака ас-садис ли та' аруф аля аль фикр альислямий, аль- Джазаир, жуйе (Доклады и выступления участников семинара

106. Исламская мысль», состоявшегося в Алжире в 1972 г.), 1973, т. 1.

107. Nora P. Les Fransais d'Algerie. P.,1969.

108. Nouschi. A. Lanaissance du nationalisme algerien. 1914 1954. P., 1962.

109. Peyrouton M. Histoire general du Maghreb. P., 1966.

110. Pipes D. The islamic revival of the seventies. Orbis, Philadelphia, 1980, vol. 24, № 1.

111. Qoutb S. Social justice in Islam. (A1 Adaia A1 Ijitimaya fil islam) Cario, 1949.

112. Taxi Moxand. Algeria's democratisation. L., 1995.

113. Turin Y. L'authenticite et l'ouverture en Algerie. L'Annuaire de l'Afrique duNord. P., 1973.

114. Walzer M. The islam explosion. New republic, N.Y., 1979.

115. ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

116. Алжир: два месяца без Будиафа // « Компас». 1992. № 178. Сентябрь.

117. Алжир: завершился судебный процесс над лидерами Исламского Фронта Спасения // «Компас». 1992. № 143. Июль.

118. Арабский Магриб: трудные проблемы // «Компас». 1992. № 193. Октябрь.

119. Алжир на распутье // «Компас». 1992. № 133. Июль.

120. Алжир после референдума//«Компас». 1997. № 1. Январь.

121. Алжир: Политическая ситуация после отставки Ш.Бенджедида // «Компас». 1992. № 28. Февраль.

122. Алжир: процесс в Блиде суд над эпохой Бенджедида? //«Компас». 1996. № 36. Февраль.

123. Левин О. Аббаси Мадани // «Азия и Африка сегодня». 1991. № 12.

124. Лагутин В. Не видно конца затянувшейся драме // «Азия и Африка сегодня». 1995. № 5.

125. Ланда Р.Г. Исламизм в Алжире: апогей или спад? // «Азия и Африка сегодня». 1991. № 9.11 .К внутриполитической обстановке в Алжире // «Компас». 1995. № 5. Февраль.

126. Итоги встречи в верхах стран Магриба в Нуакшоте // «Компас». 1992. № 233. Декабрь.

127. Р.Мимуни: О варварстве в целом и интегризме в частности // «Компас». 1993. № 32. Январь.1406 обстановке в Алжире // «Компас». 1998. № 38. Сентябрь.

128. Обстановка в Алжире в преддверии президентских выборов // «Компас». 1995. № 77. Ноябрь.

129. Премьер министр Алжира о деятельности правительства // « Компас». 1992. № 35. Февраль.

130. Сагадеев И. Исламский фундаментализм: что же это такое? // «Азия и Африка сегодня». 1994. № 6.

131. L'Algerie actualite. Alger.7. L'Express. P.8. France Nouvelle. P.9. Le Figaro. P.10.Foreign Affairs. N.Y.11. Jeime Afrique. P.

132. Jeune Afrique Economique. P.13.Le Monde. P.14.Monde Diplomatique. P.15.El Moudjahid. Alger.