автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Наумова, Марина Даниловна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века'

Текст диссертации на тему "Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века"

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

НАУМОВА Марина Даниловна

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ВЛАСТЬ

В АНГЛИЙСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ XIX ВЕКА

Специальность 23.00.01 - теория и история

политической науки

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор БОРОВИК B.C.

fmK

дЛЧ\

Тамбов 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................. 3

ГЛАВА I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЛАСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ XIX в.......................

20

§ 1. Английский либерализм XIX в. как новый этап в развитии теории либерализма ................................

20

§ 2. Исследовательские парадигмы теоретиков английского либерализма XIX в.................................

43

ГЛАВА И

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ XIX в.....................................

66

§ 1. Обоснование роли и функций государства...................71

§ 2. Английские либералы о роли законов в системе властных отношений........................................

91

§ 3. Трактовка принципа разделения власти.................

§ 4. Анализ системы представительства как инструмента реализации власти..................................

118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................

X JU

БИБЛИОГРАФИЯ........................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идет процесс становления новой российской государственности, напряженный поиск наиболее приемлемых и эффективных путей выхода из политического, экономического и духовного кризиса. В связи с этим отечественными исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, который имеет на Западе богатые традиции1. При этом о судьбе и перспективах либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений. Именно либерализм, по мнению авторов книги "Реформы и контрреформы: циклы модер-низационного процесса", может сыграть значительную роль в этом процессе, так как исходит из высоких ценностей и способен обеспечить эффективность общественного развития. В нашей истории уже есть примеры того, как в кризисной ситуации либеральные ценности играли положительную роль: это эпоха Великих реформ 1860-1870-х годов и февральская революция 1917 г. Временное правительство пришло к власти, провозглашая именно либеральные ценности2. Существует и другой, более пессимистический подход, который выражается вопросом "а нужен ли он России?", высказывается мысль о том, что "демократия в России не либеральна, а либерализм не демократичен"3. Но неизменным остается тот факт, что либерализм в России, несмотря на все сложности, пробивает себе дорогу.

1 См., например: Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. - М., СГУ, 1993; Кагановский И. Будущее либеральной демократии в России // Общественные науки и современность. - М., 1995. - № 2; Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Политические исследования. -М., 1994. - № 5; Его же: Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. - М., 1994. - № 3-4; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. - М., 1993. - №1; Рубцов A.B. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных традиций в современной России) // Политические исследования. - М., 1995. - № 6; Шаповалов В.Ф. Либерализм и российская идея // Социологические исследования. - М., 1996. - № 2 и др.

2 См.: Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы: циклы модернизационного процесса. - М.: МГУ, 1996. - С.356-359.

3 См.: журнал 'Политические исследования", 1994, №3, где помещены материалы дискуссий о судьбах и перспективах либерализма в России.

Проблемы либерализма переосмысливаются в настоящее время и на Западе с точки зрения перспектив его развития. Чтобы ответить на все вопросы, надо по-новому взглянуть на либерализм как идейно-политическое течение, на процесс его формирования, провозглашаемые им нормы и ценности.

Актуальность темы определяется еще и тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс. Либерализм ставит и пытается решать сложные социально-политические проблемы. К их числу относится и исследование политической власти.

Изучением феномена политической власти, ее сущности, механизма занимались мыслители разных времен и народов. Эта тема является, по существу, центральной и в политической науке1. Однако, несмотря на обилие исследований, многие вопросы все же остаются открытыми, так как власть - понятие многоаспектное. В связи с этим и появляется необходимость обратиться к теоретическому наследию прошлого, в частности, к творчеству представителей английского либерализма XIX в. - Иеремии Бентама (1748-1832), Джона Стюарта Милля (1806-1873), Герберта Спенсера (1820-1903). К плеяде либералов Англии XIX в. относится и Уолтер Беджгот (1826-1877). Исследование некоторых положений его социально-политической теории кажется нам особенно интересным, поскольку этот известный для своего времени экономист, публицист, "просвещенный либерал", как называли его современники, является продолжателем школы Дж.С.Милля. В отечественной литературе творчество Беджгота проанализировано достаточно мало, хотя некоторые аспекты его исследования проблем власти позволяют, на наш взгляд, существенно дополнить либеральное осмысление этой проблемы в целом в Англии XIX в.

1 Амелин В.Н. Социология политики. -М.: МГУ, 1992; Варне В. Природа власти // Вестник МГУ. - Серия 12. - Социально-политические исследования. - М., 1992. - № 4; Болл Дж. Власть // Политические исследования. - М., 1993. - № 5; Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Политические исследования. - М., № 3. - 1996; Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политические науки. - М., 1991. - № 11. Его же: Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. -М., 1994. - № 6; Славный Б.И. Проблема власти: новое измерение // Политические исследования. - М., 1991 - № 5; Философия власти. Под ред. Ильина В.В. - М.: Изд-во МГУ, 1993 и др.

Сложность и некоторая расплывчатость либерализма как идеологии объяснялась разноплановостью поднимаемых им проблем. Одна из основных - это, безусловно, проблема свободы. Причем свободу либерализм рассматривал не как высшую цель, а, скорее всего, как средство. Это право делать то, что человек считает своим долгом. И каждый свободный поступок не рассматривался как беззаконный или аморальный - собственная свобода всегда ограничена свободой других индивидов, так как она направляется не другими людьми, а, прежде всего, самим человеком. Богатство и порождаемая им коррупция зачастую ведут к злоупотреблениям властью. Отсюда вытекают проблемы морали, активно обсуждавшиеся в либерализме, ибо между разумной свободой и моралью, применяемой на практике, всегда существовала определенная связь. В центре внимания английских либералов - изучение функционирования политических институтов, системы представительства и многое другое. В экономической сфере либерализм интересовал вопрос о месте и роли государства в экономике, а также проблемы экономической свободы, свободы торговли и предпринимательства. Идеологи либерализма отстаивали идею незыблемости частной собственности и право конкуренции, выступая с требованием установления такого общественного порядка, при котором выполнение государством своих функций сводится до минимума.

Английский либерализм XIX в. исследует еще одну очень важную (и не только в рамках либеральной традиции) проблему - взаимоотношения личности и государства. Его представителями обосновывается положение, что если сообщество индивидов согласно с действующей системой законов, то для общества это означает путь развития без революций и других социальных потрясений. По сути своей либерализм - это система представлений о роли личности, для которой высшей ценностью является свобода. И в либерализме разрабатываются политико-правовые условия ее обеспечения, решается вопрос, какими должны быть законы, чтобы гарантировать эту свободу. Законы, с точки зрения либерализма, имеют двойственный характер: с одной стороны, они создаются людьми (правит сам народ), а с другой - нет ничего выше закона (правит сам закон).

Наиболее значительными представителями английского либерализма XIX в. являются И.Бентам, Дж.С.Милль и Г.Спенсер. Они разрабатывали вопросы о роли государства и определяли границы его вмешательства в жизнь индивида, о необходимости разделения властей по вертикали и горизонтали, о местном самоуправлении, о роли чиновничества в структурах государственной власти, о контроле за деятельностью должностных лиц, проблемы федерализма. Вне их внимания не могла остаться и проблема прав человека и гражданина. Английские либералы обогнали свое время, выступая с требованием равноправия для женщин, предоставления им избирательных прав. Рассматривая проблему электората, либералы решали ее следующим образом: с одной стороны, предлагали расширить число избирателей, с другой - провести конкретные меры некоторого ограничения всеобщего избирательного права. У Милля мы находим, по сути, основополагающие элементы элитических концепций (вопрос о том, кто должен управлять государством и на основе чего - Милль решает в пользу определенного слоя людей в государстве - наиболее просвещенных, компетентных и т.д.).

В XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития системы буржуазной демократии уже в XX столетии. Эта система была сформирована либералами в общих чертах. Как указывает В.С.Нерсесянц, "опасение, что царство буржуазии окажется недолговечным, что расширение избирательного права положит ему конец, не подтвердились. С 1867 г., когда верхушка рабочего класса была допущена к избирательным урнам, правящие классы Англии постигали науку обеспечения своего господства методами буржуазной демократии (расширение числа избирателей, введение тайного голосования и т.д. - М.Н.), которые оказались не менее эффективными, чем метод прямого исключения трудящихся из числа полноправных граждан"1. Класс буржуазии все более укреплял свои позиции, и необходимо было всю систему буржуазного конституционализма привести в соответствие с новыми общественными силами. Немаловажную роль в этом процессе

1 Нерсесянц B.C. История буржуазного конституционализма XIX в. - М.: Наука, 1986. - С.49.

сыграли английские либералы. Так, например, Бентама называют "знамением преобразований в плане" конкретных политических мер по созданию "разумной системы морали и управления", а его призывы к реформированию существующей системы власти вошли в арсенал классических требований буржуазного либерализма. Все предлагаемые им реформы -это, в сущности, не что иное, как последовательное утверждение принципа демократизма. Другой классик либерализма - Милль - полагал, что в целях гармоничного сочетания интересов личности и общества необходимо совершенствовать представительную систему правления. В его трудах сформулирована вполне конкретная программа реформ, многие из которых и были осуществлены в Англии в 60-х г. XIX в. Именно его взгляды в значительной степени ознаменовали либерально-реформистское начало в развитии английской политической мысли. Высказанные Спенсерам взгляды (в частности, о возможности узурпации государством свободы личности) нашли отражение в теоретических платформах ряда общественных движений (например, фабианского социализма).

Совершенно очевидно может возникнуть вопрос: почему в данной

диссертационной работе предметом исследования стал английский либерализм XIX в.? Ведь основополагающие идеи либерализма заложены еще в XVII в. Дж.Локком. Что же нового внес либерализм в Англии? Дело в том, что действительно классические положения раннего либерализма разрабатывались и развивались, как мы видим, и в XIX в., но то новое, что внес английский либерализм XIX в. в развитие общественной мысли, это - идея всеобщего избирательного права и невмешательство государства в экономическую деятельность, полная свобода предпринимательства; это то, что его идеология стала определяющей в общественном сознании.

Степень разработанности проблем. В отечественной литературе анализом идей английского либерализма XIX в. занимались такие ученые-обществоведы как М.М.Антонович, В.Н.Борисенко, К.С.Гаджиев, А.В.Валюженич, Н.НДеев, В.Кузин, А.Н.Загородников, Г.Н.Леонова,

В.С.Нерсесянц, Е.В.Осипова и многие другие1. Среди них историки, философы, социологи, юристы, политологи. Отсюда - разнообразие подходов к анализу либеральной мысли: либерализм как политико-юридическая концепция (К.С.Гаджиев, В.Кузин, В.С.Нерсесянц), как философское направление и социальная теория (М.М.Антонович, А.Б.Гофман). Ряд исследований посвящен более детальному изучению творчества Бентама, Милля, Спенсера (Н.Н.Деев, В.Кузин, В.Н.Борисенко, Г.Н.Леонова, Е.В.Осипова и другие).

Н.Н.Деев указывает, что Бентам всегда считался одним из корифеев либеральной мысли, а его взгляды на свободу и равенство постоянно пользовались популярностью у мелкой буржуазии. Заслуга Бентама заключалась в том, что он предпринял критику сложившегося положения в области предоставления свободы предпринимательства индивиду с позиций новых правовых норм и юридической процедуры. Его утилитарная формула - "то, что доставляет мне удовольствие - хорошо, то, что усиливает мою боль -плохо", легла, отмечает автор, в основу философии индивидуализма, которую использовали в своих теориях многие поколения идеологов2.

1 См., например: Антонович М.М. Буржуазная социологическая теория: критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. 1. - Минск, 1980; Борисенко В.Н. Социально-политические взгляды Дж. С. Милля // Политическое развитие Великобритании о США XVII-XIX вв. - Л., 1995; Валюженич В.А. Американский либерализм: иллюзии и реальность. - М.: Наука, 1976; Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Мартис, 1995; Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. - М., СГУ, 1993; История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. - М.: ИГП, 1993; Кузин В. Политико-правовые взгляды Дж.С.Милля (методические основы) // Из истории развития политико-правовых идей. - М., 1984; Его же: Логика основных понятий политико-правовой концепции Дж. С.Милля // Тезисы докладов на теор. конференции аспирантов ИГП и юрид. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1984; Леонова Г.Н. Спенсер о типах социально-политических систем // Вестник МГУ. - Серия 11. Право. - М., 1983. - № 1; Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли: из истории идей. - М.: Знание, 1980; Очерки по истории теоретической социологии XIX начала XX вв. - М.: Наука. - 1994; Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. М.: Наука, 1979; Осипова Е.В. Социология Г. Спенсера. - М.: РКЦ ИСПИ РАН, 1995 и др.

2 Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. - М.: Наука, 1979.

Работа Н.Н.Куликовой посвящена более детальному анализу утилитарной концепции Бентама, которая определяла и его социально-политические взгляды1.

Как указывает В.Н.Борисенко, в рамках либерализма XIX в. как единой системы социально-политических взглядов формируются различные направления, которые укладывались в рамках трех течений - консервативное, реформаторское, радикальное - в зависимости от ситуации. Дж.С.Милля автор относит к либерально-реформаторскому течению, так как взгляды Милля указывают на то, что он считал необходимым пересмотреть либеральную практику в социально-экономической сфере.

В.Н.Борисенко отмечает такие слабые стороны в либеральном учении Милля как эклектизм, попытки соединить различные, даже противоположные взгляды в одной системе. Будучи индивидуалистом, Милль, в отличие от Бентама, не проводил резкой грани между интересами отдельного индивида и общества в целом. Для него "общественная польза" состоит, прежде всего, вне стремления отдельных людей к "частной пользе", и общественный характер индивидуальных поступков резко выступает на первый план за исключением людей, чья деятельность "непосредственно" влияет на состояние общества.

Анализируя его политические взгляды, автор указывает, что Милль является защитником всевозможных индивидуальных свобод, и гарантией свободы личности является защита от государственного вмешательства. Свобода выступает у него как необходимое условие установления гармонии интересов личности и общества, свобода для него все же не самоцель. Поэтому он оправдывал, подчеркивает автор, подчинение личности внешнему контролю, когда ее действие касается других людей или общества в целом.

Более того, Милль пошел дальше, чем его либеральные предшественники, пр�