автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Лю Чжэн
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности"

На правах рукописи

ЛЮ ЧЖЭН

ФЕНОМЕН ЭКОРАЗУМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 7 ¡ГОН 2015

О05570иоо

Краснодар - 2015

005570088

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Сидоров Валерий Григорьевич

Официальные оппоненты: Торосян Вардан Григорьевич,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Бакланов Игорь Спартакович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный

университет», Институт философии и социально-политических наук

Защита состоится «10» июля 2015 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского университета МВД России и на сайте по адресу: http://www.krdu-mvd.ru.

Автореферат разослан « %у> 2015 г.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. Разрешение вопросов экологии - одна из самых насущных глобальных проблем современности. По существу, от скорейшего успешного ее разрешения зависит само выживание человечества на Земле.

Развитие нового экологического мышления основано на осознании бесперспективности и гибельности ориентации, направленных на преобладание технократического стиля мышления преобразовательного типа, которое основано не агрессивном, потребительском отношении к природе, на уверенности в безграничности ее ресурсов, на отсутствии понимания, что биосфера находится на грани полного истощения из-за многовековой эксплуатации, что ей необходимо восстановление и что человек несет за нее такую же ответственность, как и за самого себя.

Экологическое мышление базируется на отказе от потребительских установок, обслуживающих узкогрупповые либо узколичностные интересы, направленных на достижение материальных выгод и ближайших целей, когда во внимание не принимаются не только благополучие будущих поколений и качество природной среды, но даже просто обеспеченность ближайшего соседа по экосоциуму. Современное экологическое мышление должно иметь высокий уровень «демократичности», базироваться на общечеловеческих ценностях, ориентироваться на историческую перспективу, а не на сиюминутный корыстный интерес.

Важнейшим фактором экоразумной цивилизации в условиях глобализации является ее попытка глубокого, серьезного осмысления экологической ситуации в мировом сообществе, использования для нужд экологии достижений научно-технического процесса, в том числе инновационных высоких технологий.

В то же время нельзя не отметить того обстоятельства, что для массового сознания все еще не свойственно обостренное восприятие кризисного со-

3

стояния природной среды обитания человека. Эти процессы особенно ярко проявляют себя на уровне национальных государств, представляющих различные цнвилизационно-культурные общности. В диссертационном исследовании они представлены США, Китаем и Россией, т.е. западной, восточной и «серединной» цивилизациями.

Говоря об экологическом поведении нельзя не упомянуть и о мировоззрении, ему соответствующем. Проблема триады «человек-общество-природа» даже по своему определению является столь объемной и значительной, что не только грамотное ее решение, но даже и сама исходная постановка не представляется возможной без наличия зрелого и развитого мировоззрения. Еще древнегреческие мыслители осознавали, что понимание данной системы без применения законов более общей системы, ее надсистемы, невозможно. Действительно, стоит согласиться с тем, что в этом отношении экологические ценности в значительной мере нивелированы. Мировоззренческий уровень восприятия экологической проблематики, присущий периоду, когда создавали свои труды B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Т. де Шарден, Э. Jlepya, А. Швейцер, сегодня практически не просматривается. Серьезнейшая задача современных исследователей - исправление подобного положения вещей.

Многие видные ученые - экологи, экономисты, политики, правоведы и др., обеспокоенные существующим положением вещей, начиная с 70-х годов прошлого века объединили свои усилия для достижения такой цели, как выработка нового подхода к взаимоотношениям человека со средой его обитания. В результате проделанной ими работы была сформулирована концепция устойчивого развития. В соответствии с определением Международной комиссии по окружающей среде и развитию, устойчивым может считаться такое развитие, при котором «удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять собственные насущные потребности». Под этим подразумевается, что ряд ключевых физических констант (состав воды, воздуха,

почвы, свойства земной поверхности и др.), а также таких параметров, как ге-

4

нофонд, здоровье населения, устойчивость экосистем должны с течением времени сохранять постоянные значения. В связи с этим важнейшей задачей выступает утверждение ценностей экоразумной цивилизации, основной целью которой, с одной стороны, является обеспечение сохранения таких качеств природной среды, которые должны оставаться неизменными, а с другой -обеспечение непрерывности возобновления всех природных ресурсов (растений, животных, полезных ископаемых и т.д.), необходимых человеку, на основе сбалансированности циклов изъятия и воспроизводства.

Концепция устойчивого развития была поддержана не только специалистами в области экологии человека и социальной экологии, но и правительствами и руководителями государств большинства стран мира. Эта поддержка нашла свое отражение в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На ней было заявлено о необходимости перевода всего мирового сообщества на путь устойчивого развития. На конференции было принято решение об образовании организации Международного Зеленого Креста. Ее главными задачами стали экологическое воспитание и образование как база для устойчивого развития и перестройки системы ценностей, ликвидация негативных последствий деятельности человека для окружающей среды.

Степень разработанности проблемы. Для постановки и исследования избранной темы основополагающее значение имели работы, посвященные:

- философско-методологическим вопросам экологических проблем;

- рассмотрению предпосылок и условий становления и эволюции ценностей экоразумной цивилизации в аспекте глобализации;

- реализации ценностей экоразумной цивилизации в глобализационных процессах.

От Античности до современности целый ряд исследований таких авторов, как Аристотель, Платон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Т. Мор, Т. Кампа-нелла, К. Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Маркс и др. посвящен тем или иным проблемам гармонии между человеческим обществом и окружающей средой, изучению их специфики и сущности. В осмысление взаимодей-

5

ствия общества и природы немалый вклад внесли зарубежные мыслители:

A. Тойнби, Ю. Хабермас, Б. Коммонер, Д. Гэлбрейт, Э. Гуссерль, М. Хайдег-гер, К. Ясперс. В России с XIX века в работах B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, H.A. Бердяева и др. развивалась общая концепция природы и человека в ней, имеющая яркую религиозную направленность. Переосмыслившими ее

B.И. Вернадским и К.Э. Циолковским было положено начало современной ноосферной концепции русского космизма.

Крупные экологические катастрофы второй половины XX века способствовали возникновению более узких, специфических направлений изучения данной проблемы: охраны окружающей среды, социальной экологии, философии сохранения природы. Их развитию способствовали исследования Р.И. Гиренка, A.M. Гилярова, А.Г. Гулыги, Г.А. Новикова, Ю.П. Одума, Н.Ф. Реймерса, А. Печчеи, В.И. Данилова-Данильяна, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула и др.). Для осмысления темы диссертационного исследования большое значение имеют работы B.C. Голубева, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова, В.И. Каширина, O.K. Дрейера, А.О. Лагутина, К.С. Лосева, В.А. Лося, Н.М. Мамедова, H.H. Ремизова, А.К. Уледова, Д.Х. Медоуза и др., в которых содержится теоретическое осмысление проблем устойчивого развития человеческого общества, одним из факторов которого выступает экологически безопасное развитие.

В трудах В.И. Арнольда, В. Каганского, М.А. Соломкиной, А.К. Рычко-ва, E.H. Константинова, Д.Р. Миннекаевой, Урсула и др. рассматриваются методологические проблемы в таких сферах деятельности человека, как наука, техника, экономика, образование, основанные на критериях экологического императива. Проблемы формирования экологической культуры и экологического сознания в своих исследованиях освещают Л.И. Григорьева, А.Н. Ко-чергин, Н.М. Мамедов, С.Е. Мансурова, Е.В. Никонорова, Ю.П. Ожегов, А.П. Скрипка и др.

Для системного рассмотрения экологических проблем сегодня широко

применяются методы математического моделирования, системного анализа и

теории вероятности, статистические и стохастические научные методы. Так,

6

H.H. Моисеевым они используются в разработках «системной экологии», обратной экологической связи и экологического императива; Н.Ф. Реймерсом -для систематизации экосоциальных и экологических законов. Значительный вклад в становление социологии «зеленых» движений внесен О.Н. Яницким.

Вопросам становления научной картины мира в рамках натурфилософии посвящены работы античных натурфилософов: Левкиппа, Демокрита, Гераклита, Пифагора и др. Эпоха Ренессанса и начало Нового времени характеризуются сменой геоцентрической системы мира Птолемея на гелиоцентрическую, теоретически подтвержденную Д. Бруно, Н. Коперником и И. Кеплером. Свойства и природы и существующая система мира активно изучаются Галилеем и Ньютоном, которые обосновывают первую научную картину мира, основанную на классической механике.

Проблема взаимоотношений человека и природы так или иначе присутствует и в немецкой классической философии. Так, философия права Гегеля является одним из вариантов естественно-правового мышления, основанного на идеалистическом мировоззрении. Во многом продолжая линию Канта, он стремился реализовать принцип субъективности. Он сравнивает законы природы с законами права, отмечая при этом, что законы права исходят от людей, тогда как мерило природы лежит вне сферы их возможностей. Ставя в своем учении на одно из центральных мест человека, Гегель не мог не признавать и право человека на окружающую среду.

Начиная с конца XIX - начала XX века начинает формироваться новый взгляд на научную картину мира. Специфика и сущность социогуманитарного знания находилась в сфере пристального внимания представителей баденской школы неокантианства Г. Риккерта и В. Виндельбанда. Разработанный марксизмом диалектический материализм не только дал обоснование научную картины мира с позиций материализма, но и способствовал реализации идей и принципов гуманизма. Представителями позитивизма О. Коптом, Э. Махом и Г. Спенсером значение научного знания в человеческой культуре возводилось в абсолют, что привело к дисбалансу научного и человеческого, а значит, к

нарушению равновесия научной картины мира. Тем не менее, уже позитиви-

7

сты П. Фейрабенд, Т. Кун, И. Лакатос и К. Поппер, предприняли попытку определить общенаучный метод познания, рассматривая философию в виде рациональной деятельности, не сводящейся исключительно к эмпирическим критериям.

Благодаря антисциентической ориентации философских позиций В. Дильтея и Ф. Ницше сформировалась методология социокультурных наук. Философская антропология, в центре которой находится непосредственно человек со своими способностями, выступает одним из важных направлений в изучении проблемы человека как части научной картины мира у К. Леви-Строса, Х.Ортега-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, М. Шелера. Предметом глубокого анализа в исследованиях М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н.Я. Бердяева, Н.Ф. Федорова, В. Вернадского и многих других является проблема техноге-неза. В работах Б.Н. Бессонова, И.В. Бестужева-Лады, В.Л. Иноземцева, Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера анализируются перспективы и методология прогнозирования цивилизационного и государственного развития. Проблемам глобалистики посвящены труды М.Г. Делягина, А.Б. Вебера, А.Н. Чумакова, М. Кастельса и др.

Социологические концепции информационного общества насчитывают уже около полувека, и сегодня имеется обширный материал для изучения их генезиса. Терминология и описания различных сторон нового общества появились с начала 1960-х гг. в Японии и США (Ю. Хаяши, Т. Умесао, Й. Масу-да, М. Маклуэн, Дж. Стиглер); становление концепций приходится на 1970-е и начало 1980-х гг. (Д. Белл, П. Дракер, Й. Масуда, Р. Лэйн, У.И. Мартин, А. Минк, Г. Маркузе, М. Постер, У. Приест, У. Ростоу, П. Страссман, А. Турен, Э. Тоффлер, X. Эванс и др.).

Оценивая степень научной разработанности проблемы в целом, диссертант пришел к выводу, что в философско-методологической литературе роль экоразумного мировоззрения, как важнейшей предпосылки решения экологических проблем в условиях гражданского общества, еше не получила должного освещения.

Объект исследования - феномен экоразумной цивилизации, предмет -механизмы генезиса и эволюции экоразумной цивилизации в глобализацион-ных процессах современности.

Цель работы — социально-философский анализ феномена экоразумной цивилизации в контексте глобальных процессов современности.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать исторический дискурс теории экоразумной цивилизации;

2) изучить особенности применения теорий постиндустриального общества в современной экологической проблематике;

3) рассмотреть проблемы взаимодействия человека, общества и природы в глобализующемся мире;

4) обозначить границы экологической ответственности человека в контексте глобальных вызовов современности;

5) проанализировать степень отраженности экологических ценностей в государственной политике и общественном сознании США, России и Китая как представителей западной, «срединной» и восточной цивилизаций;

6) определить проблематику экологического восприятия природной среды в мировом сообществе.

Теоретико-методологические основания диссертации.

Теоретико-методологической основой диссертации выступает системный социально-философский подход к анализу духовных явлений и процессов, важнейшим положением которого является осознание экологической картины мира как одной из составляющих всеобщих культурных ценностей в современном обществе. Благодаря системному подходу объект может быть рассмотрен как целостный организм с точки зрения его структуры, целей, функций и составляющих.

В решении поставленной задачи существенная значимость отводится логико-историческому подходу, дающему возможность отслеживать динамику трансформирования отношений и взаимосвязей в системе «человек - обще-

ство - природа». С позиций социально-экологического подхода выявляется качественно новый тип взаимоотношений человека с природой в их соразви-тии (коэволюции), предполагающий возможность использования человеческим обществом рациональной осознанной стратегии взаимодействия с природными экологическими системами. В ходе рассмотрении ряда вопросов были использованы методологические принципы экологии человека и культурологии.

Теоретико-методологическим ориентиром диссертационного исследования стали произведения классиков российской и западной социально-философской мысли, а также исследования современных ученых, изучающих проблемы познания, социально-экологические и глобальные проблемы, вопросы интеграции современного знания. В процессе работы привлекались источники по проблемам социальной и политической экологии, теоретической социологии, теории устойчивого развития, социального партнерства, глобалистики, а также материалы Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Стокгольм, 1972 г.; Рио-де -Жанейро, 1992 г.), Всемирного Саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), доклады Римского Клуба и другая научная литература. Все это дало возможность реализовать исследование избранной темы на основе теорий и концепций, имеющихся в различных областях научного знания.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе целостного социально-философского подхода к освещению экологических проблем, учитывающего их объективные и субъективные предпосылки, рассматривающего сущность экологических проблем как производной от природы человека и его духовной культуры:

1) определено социально-философское содержание понятия экоразум-ной цивилизации как целостной системы, на которой в методологическом аспекте основывается стиль экологического мышления, идеология, программа и стратегия в области управления и организации взаимоотношений человека с природными системами;

2) определена роль экоразумной цивилизации в создании адекватных условий и организационных механизмов, преодолевающих социально-политические, экономические, коммуникативные, информационные и другие субъективные ограничения в решении экологических проблем различного уровня;

3) обосновано, что для прекращения глобального экологического кризиса, необходимо в первую очередь совершенствование системы взаимодействия человека с природой на такой основе, чтобы нормы его жизнедеятельности в различных сферах определялись установками экологического сознания;

5) показано возрастание экологической ответственности человека в контексте глобальных вызовов современности;

6) определено, что в современной экологической картине мира место человека обусловливается не только естественнонаучным подходом к природе, но и содержит в себе философские идеи и социокультурные аспекты;

7) рассмотрена специфика аксиологии экоразумной цивилизации, определены ее духовно-нравственные основания и показано значение в оптимизации отношений внутри системы «человек - природа - общество»;

8) выявлена взаимозависимость между тенденциями мирового развития и существующим способом организации национальных стратегий в экологической сфере современного общества.

Основные тезисы, выносимые на защиту:

1. Анализ современных реалий в мире, процессов глобализации и информатизации, экологизации, стремление преодолеть глобальный кризис, приводит к осмыслению взаимозависимости, согласованности и взаимосвязи всего сущего, выявляет тенденции к интеграции социокультурных общностей и становлению общечеловеческих экологических ценностей.

2. Процесс формирования экологического сознания сегодня представляется как закономерный процесс эволюции общественного сознания, которое в

11

свою очередь определяется не только логикой его саморазвития, но и экстремальностью реалий современности. Экологическое сознание является отражением современной экологической обстановки и имеет определяющую значимость в ее преодолении, способствуя утверждению экологического императива в сфере взаимоотношений человека и природы, несет особый мировоззренческий и методологический смысл, являясь основой выстраивания системной экологической картины мира.

3. В современном глобализирующемся обществе возрастает значение экологического знания и экологической информации как важных компонентов в формировании экологической картины мира, в которой расширяются, синтезируются знания о взаимодействии общества и природы на всех уровнях, от индивидуального до глобального. Это помогает сформировать общее миропонимание, выработать и принять коллективные решения, призванные решить проблему преодоления экологического кризиса, исполняя тем самым координирующую роль.

4. Причины экологического кризиса характеризуются не только экономическими, политическими, техническими аспектами; они лежат в самой сущности человека, имея основания в глубинных ценностях, исповедуемых современным человечеством.

5. Экологическая картина мира является отражением человеческой конструкции мира науки, целостной и относительно непротиворечивой. В современной экологической картине мира проблема человека реализована через включение природы в значимый мир человеческой реальности, духовности, которые несут в себе принципиально новые понятия взаимосвязей природы и общества, основанные на равноценности всего живого как фактора, влияющего на разрешение глобальных противоречий современности, будущего цивилизации.

6. Проблемы перехода к устойчивому развитию на уровне национального государства приобретают новое содержание благодаря неоднородности воздействия на них индустриальной цивилизации.

7. Становление экоразумной цивилизации, имеющей в своем основании эколого-гуманистические ценности, позволит утвердиться принципиально новой системе ценностных приоритетов, базирующихся на экологическом и нравственном императивах. Реализация данных императивов невозможна без развития и расширения межкультурных коммуникаций, понимания эволюции целостного информационного пространства и новой личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Философ-ско-методологический и социально-экологический анализ глобализма вносит существенный вклад в разработку социальной философии и глобалистики. Приведенные в работе материалы свидетельствуют о необходимости выработки новой экологической парадигмы мирового развития, создания социально-экологической концептуальной базы в ответ на вызовы глобализма. Нравственно-правовой подход к экологическим проблемам раскрывает новые грани природы человека, общественных отношений, взаимосвязь морали, права, экономики, культуры, он предстает как особая методология, ориентированная на консолидацию усилий различных структур на локальном, региональном и глобальном уровнях для решения сложных, разнокачественных проблем. Роль нравственно-правовых аспектов в решении экологических проблем имеет существенное практическое значение. Опыт в данной сфере должен стать достоянием всех стран независимо от их политической системы.

Материалы диссертации можно использовать при чтении курса социальной философии, специальных курсов по философии экологии, политической экологии и др.

Апробация исследования произведена, в ряде статей, опубликованных в российской научно-периодической печати, в выступлениях на нескольких вузовских и межрегиональных научных конференциях, среди которых следует выделить «Адлерские чтения» (г. Сочи, 2012, 2013 гг.), научном семинаре

Краснодарского краевого отделения Российского философского общества «Наука философии: история и система» (г. Краснодар, 2014 г.), а также в практике чтения лекций и проведения семинарских занятий (в рамках доцентской аспирантской практики) по следующим курсам: «Философия», «Социальная философия». Выводы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии КубГУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в шести научных публикациях автора общим объемом 2,2 п.л., опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ: «Нравственно-правовые аспекты формирования экологического мышления в условиях глобализации», «Разработка и реализация государственной экологической политики в Китае», «Состояние природной среды и экологическая политика Китая», «Триада «природа - человек - общество» в контексте глобальных вызовов современности», «Роль идеи экологической цивилизации в профилактике экологического экстремизма».

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографии, содержащей 195 наименований, в том числе 16 - на иностранных языках. Общий объем диссертации — 160 страниц.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении автором обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, а также объект, предмет, теоретические и методологические основы написания диссертации. Указываются положения, выносимые на защиту, описываются элементы научной новизны, дается характеристика теоретической и практической значимости работы, указывается ее апробация.

Первая глава «Становление концепций экоразумной цивилизации в социально-философской мысли: история и современность» посвящена изучению исторически сложившихся подходов к экологии и природопользованию.

В первом параграфе «Исторический дискурс теории экоразумной цивилизации» описаны первые попытки обоснования взаимосвязи «общество -природа», относящиеся еще к античным мыслителям - Платону, Аристотелю и др. Эпоха Возрождения стала следующим этапом изучения данной проблемы, для этого периода характерен интерес к взаимообусловленности природы и культуры. Европейские просветители Нового времени стремились к целостности в восприятии культуры, трактуя сущее в качестве результата активных действий мировых сил в природной среде, а культуру - в качестве продукта деятельности разума человека.

Более узкий контекст понимания природы стал складываться с XIX века в результате новых подходов к осмыслению проблем возникновения жизни и эволюционных процессов на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определенного объема и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая была названа биосферой, т.е. «областью жизни».

С середины 60-х годов прошлого века в развитых странах Запада начали

появляться первые признаки приближающейся экологической катастрофы -

15

чрезмерное загрязнение пестицидами сельскохозяйственных земель, перенасыщенность парниковыми газами атмосферного воздуха, переизбыток тяжелых металлов, нефтепродуктов и радиационных отходов в почве. Основной причиной деградации окружающей среды стала производственная деятельность человечества. Этот вывод лег в основу пересмотра учеными парадигмы человеческой исключительности, игнорировавшей равновесие среды и человеческого общества. Корни парадигмы всесилия человека зародились еще во времена Просвещения; сущность ее заключается в широком применении человеческого разума для целей достижения социального прогресса и провозглашении человека мерой всех вещей. Основой этой парадигмы выступает ан-тропоцентристское мировоззрение, ставящее человека в центре мироздания. Сторонники этой парадигмы считали, что у человечества имеется способность к непрерывной социальной и технической эволюции; что наука и новейшие технологии в состоянии разрешать появляющиеся в процессе хозяйственной деятельности проблемы истощения природных ресурсов и загрязнения среды; что природа неисчерпаема, и человечество рано или поздно освоит микро-, макро- и мега- миры.

К началу 70-х годов XX века исследования экологической проблематики развивалось в четырех направлениях:

1) исследование уровня общественного сознания, типологизация восприятия окружающей среды и отношения к ней;

2) исследование приемлемых вариантов решения проблем экологии (технологических, технических, правовых, политических);

3) исследование рисков внедрения новых технологий, влияния на человека и окружающую среду новых пищевых продуктов и товаров;

4) изучение пределов экономического роста, уровня загрязнения отдельных стран и регионов.

В эти же годы появляются первые концепции экоразумной цивилизации, которые отражают преобладающие в обществе взгляды на взаимодействие человека и природы. Компьютерно-информационные системы революционизируют технические и технологические процессы и предлагают воз-

16

можности становления экологически приемлемой промышленности, ресурсосберегающему производству.

В то же время, при всем многообразии подходов к пониманию составляющих экоразумной цивилизации, пока еще не было предложено самой дефиниции экоразумной цивилизации. Диссертант, основываясь на приведенных рассуждениях, предложил собственное понимание данного термина, предположив, что «экоразумная цивилизация - цивилизация, следующая за информационным обществом и сменяющая его благодаря изменениям в сознании людей, созданию достаточной правовой базы и соответствующих экономических условий, устраняющая угрозу локальных и глобальных экологических катастроф и гармонично развивающаяся на основе экологобезопасных принципов».

Во втором параграфе «Применение теорий постиндустриального общества в современной экологической проблематике» рассматриваются проблемы взаимодействия общества и среды обитания — центральной идеи американского инвайроментализма. В нем выделяются три течения: консервационизм, экологизм и биоцентрнзм. Инвайроментализм нашел свое проявление в философии, социологии, правоведении, политэкономии, этике, а также в ряде социальных движений, направленных на улучшение качество среды обитания. В помощь реальной деятельности человечества, направленной на спасение мира, имеется множество концепций, в которых разноаспектно раскрываются потенциальные возможности современной цивилизации. Это концепции «индустриального» и «постиндустриального общества», «супериндустриального общества», «технологического общества», «технотронного общества», обоснованные Д. Беллом, Э. Тоффлером, 3. Бжезинским, «информационного общества», общества «устойчивого развития» и т.д.

Не только вышеперечисленные теоретики, но и многие другие, не упомянутые здесь исследователи, предпринимали попытки описания современного общества и происходящих в нем процессов, делая при этом акцент на технологические изменения. Основное внимание в их трудах уделено информации и тому месту, которое она занимает в условиях ускоряющегося техниче-

17

ского прогресса. Следует отметить, что авторы, уделяя подробное внимание рассмотрению изменений в сфере экономики и политики, весьма незначительное внимание обращают на такую важную сферу, как экология.

Между тем, связанные с экологией проблемы, широко обсуждаются общественностью многих стран мира, а также в международном сообществе. Вызвано это прежде всего нарастающим осознанием негативных последствий, которые вызваны такими факторами, как загрязнение окружающей среды, перенаселенность, истощение природных ресурсов. В западных странах ситуацию пытаются исправить введением весьма строгих мер по защите окружающей среды, созданием партий «зеленых», проблемы экологии входят в сферу деятельности многочисленных некоммерческих организаций, реализуются многочисленные экологические программы.

Все имеющиеся подходы к пониманию взаимосвязей «общество - природа» условно можно отнести к следующим направлениям: натуралистическому, ноосферному, технократическому. Эти направления могут быть использованы как источники, служащие формированию целостной картины мира, в которой в едином культурном пространстве современного глобального мира синтезированы экологически позитивные тенденции. Это происходит на фоне универсализации общекультурных ценностей, обобщения знаний об эволюции планеты Земля, как единого космического, экологического, биогенного и антропогенного процесса, складывания новой мировоззренческой парадигмы, основанной на нравственном и экологическом императивах. Все это способствует гармоничному развитию глобально-цивилизационной, планетарной культуры. Экологическая картина мира выступает как картина единого мира с экологической точки зрения, отражающей общность свойств и закономерностей системно-структурных взаимоотношений мира человека и мира природы. Экологическая картина мира является целостной системой знаний, в методологическом аспекте определяющей стиль экологического мышления, стратегию, программу и идеологию в области организации взаимоотношений человека с природными системами и управления этими взаимоотношениями.

Вторая глава диссертации «Сущность и специфика формирования и развития аксиологии экоразумной цивилизации в условиях глобализации» посвящена рассмотрению вопросов взаимодействия человека и природы в глобализующемся мире и их прямой взаимосвязи с экологической ответственность человека в контексте глобальных вызовов современности.

В первом параграфе «Проблемы взаимодействия человека и природы в глобализующемся мире» диссертантом отмечено, что многие как экономические, политические, социальные, так и экологические проблемы являются результатом несоответствия между господствующим мировоззрением и реальным бытием общества. Одним из направлений в решении подобных проблем выступает построение нового экологического сознания. В современном мире экологическая культура и экологическое сознание действительно являются альтернативами бездуховности, безнравственности, имеют интегрирующие начала, идут на смену устаревшим идеалам.

Начальным этапом решения этих проблем является становление в последние годы новой интегральной науки о современном мире, которая получила название глобалистики.

Если говорить о концепции глобализации, то можно выделить три измерения феномена глобализации: 1) глобализация - это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; 2) глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, стремление все универсализировать; 3) глобализация - это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является ослабление национального государственного суверенитета под напором действий новых факторов общепланетарной сцены - глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур. Сопричастность к экологической культуре глобального мира предполагает развитие соответствующего экологического мышления.

Эволюция экологического сознания сегодня выступает в виде закономерного процесса развития общественного сознания. Экологическое сознание

формируется на основе развивающегося движения общественных организа-

19

ций, направленного против устоявшихся отношений общества с природой, базируется на накоплении научных знаний об окружающем мире.

Составляющими экологического сознания являются не только связи человека и биосферы, но и осмысление объективных законов ее развития, структуры взаимоотношений между природой и обществом, осознание пагубности влияния на природу антропогенных воздействий, а также противодействия «второй природы», антропогенно перестроенной природной среды, на общество в целом и каждого человека в отдельности.

Структурой строения экологического сознания определяется многогранность отношений человека с природой: в нем отражены как рациональные и интеллектуальные аспекты подобных отношений, так и чувственно-эмоциональные составляющие.

Во втором параграфе «Экологическая ответственность человека в контексте глобальных вызовов современности» автор приходит к выводу, что благодаря экологическому сознанию в общественном сознании находят отражение взаимоотношения и взаимосвязи человека, выступающего созданием социоприродным, с окружающей его природной средой. Основой подобных взаимоотношений является знание об объективных закономерностях развития природного мира. Процессы экологизации идут во всех сферах человеческой жизни, а не только в одной из них, заранее обозначенной. Переменам подвергаются все уровни общественного сознания и все его проявления.

Свобода природопользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей, а в конечном счете — к гибели человечества и живой природы. Поиск путей дальнейшего общественного развития в настоящее время связан с научным обоснованием его новой концепции.

При этом содержание новой концепции должно стать альтернативным

по отношению к действовавшей в той или иной форме в мировом сообществе

на протяжении длительного периода концепции потребительского отношения

к природной среде. Эта концепция была характерна не только для стран с

20

плановой экономикой, но и для стран, в которых существовала рыночная экономика. Результатом практической реализации данной концепции в мировом социально-экономическом процессе стали появление отдельных весьма негативных проявлений экологического кризиса и угроза существованию биосферы человеческому обществу в целом.

В этой связи научное обоснование идеологии устойчивого развития общества как основы для механизмов построения государственной социально-экономической и экологической политики в странах мирового сообщества в последнее время самым непосредственным образом связано с разрешением как существующих глобальных, так и региональных или местных экологических и других, неразрывно связанных с ними проблем. Также необходимо отметить, что начавшийся с середины прошлого столетия этап научно-технической революции оказал значительное влияние на параметры общественного производства и состояние окружающей природной среды. Для современного этапа развития человеческого общества характерно усиление взаимодействия между наукой и производством.

Результатом этих процессов стал переход к информатизации общественного производства, к появлению биотехнологий, к расширению коммуникативных границ, что привело к социально-технической, информационно-технологической или информационно-экологической революции в обществе. Такие перемены в структуре общественного производства, его организация и технологии в некоторых случаях также негативно воздействуют на природную среду. Прежде всего, они ведут к нарушениям в циклах естественного воспроизводства в биосфере, к уменьшению ее устойчивости и биологического разнообразия, что в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека, на его производственную и другую деятельность.

В третьей главе «Ценности экоразумной цивилизации и опыт современного глобального общества: сравнительный анализ» рассмотрены некоторые аспекты реализации экологических императивов в государственной политике ряда стран - представителей западной, восточной и т.н. «промежуточной» цивилизаций, а также обобщены некоторые ценностные составляю-

21

щие экологического отношения к природной среде в мировом сообществе в целом.

В первом параграфе «Отражение экологических ценностей в государственной политике и общественном сознании США, России и Китая как представителей западной, «срединной» и восточной цивилизаций» проанализированы подходы к реализации экоразумных ценностей в США, России и Китае. Автором показано, что состояние природных сред находится на грани экологической деградации, создавая прямую угрозу существованию человека, как вида. Выделяют два прямых вида антропогенных воздействий: изменение целостности экосистем (когда воздействие человека на компоненты природной среды приводит к нарушению экосистемного равновесия) и изъятие природных ресурсов. Косвенным воздействием можно считать увеличение численности населения и связанный с этим рост антропогенной нагрузки.

Природоресурсный потенциал включает следующие основные виды ресурсов: территориальные, земельные, лесные, водные, биологические, энергетические, рекреационные. В составе природных систем они подвергаются различным антропогенным влияниям.

Увеличение выбросов в атмосферу приводит к концентрации химических веществ; при ограниченной способности к самоочищению происходит выпадение «кислотных дождей», возникает парниковый эффект. Механические нарушения: ядерные взрывы, запуски ракет и пр. истощают озоновый слой, что влияет на повышение уровня ультрафиолетового излучения. Загрязнение воздуха также связанно и со сжиганием примитивных видов топлива. Как локальные (изменение мезоклимата мегаполисов), так и глобальные климатические изменения напрямую связаны с загрязнением атмосферы. Потепление ведет к повышению уровня Мирового океана за счет таяния ледников и оказывает влияние на океанские течения, которые, в свою очередь формируют облик прибрежных территорий.

Резкий скачок природопользования в XX веке — масштабное изъятие человеком значительной части ресурсов биосферы привел к сведению огромных площадей естественных экосистем. Физико-химическое воздействие на

22

почвы, растительный и животный мир - это основная причина опустынивания, обезлесения, уменьшения естественного плодородия почв, сокращения биоразнообразия.

Во втором параграфе «Экологическое представление природной среды в мировом сообществе» выдвинуто предположение, что на сегодняшний день самым экологически и экономически эффективным решением экологических проблем является развитие наукоемких производств. Для промышленности по-прежнему актуально сокращение объемов производства при ресурсосберегающих технологиях и стремлению к безотходности; для сельского хозяйства — увеличение плодородия земель; для лесного сектора — лесовоспроизводство и сохранение биоразнообразия. Указанные меры в сочетании с территориальными и трансграничными аспектами позволяют решать экологические проблемы в отраслевом разрезе. Однако для изменения ситуации необходима согласованность действий разных масштабов - от районов до государств, а также развитая правовая основа. Этот подход становится основополагающим в природосберегающей политики большинства стран мирового сообщества.

Для социальной среды характерны механизмы переосмысления взаимоотношений человека и природы, в обществе формируется отношение к человеку как к части природы и по-новому реконструируются понятия «социального» и «природного». Трансформируются старые представления о природе и человеке и возникают новые, основанные на науке, знаниях, информации, находящиеся под влиянием идеологии экологических движений. Конструируются альтернативные представления о природе и о ее взаимоотношениях с человеком, эти представления воплощаются в идеологии движений, коллективные действия и повседневные практики.

С увеличением в современных обществах техногенных рисков, усиливаются опасения по поводу экологической катастрофы, глобального экологического кризиса, угрожающего человечеству. Наносимый природной среде ущерб, сегодня становится предметом особого внимания и находится в центре интересов во всех странах мира. На первое место выдвигаются проблемы охраны окружающей среды.

На государственном уровне устанавливаются нормы взаимоотношений хозяйствующих субъектов; разрабатываются стандарты качества окружающей среды и нормативы природопользования; используются экономические рычаги - дотации, платежи, штрафы; привлекает к административной и уголовной ответственности.

Таким образом, рефлексивная переоценка и переосмысление отношений человека и природы происходит сегодня практически на всех уровнях, во всех современных обществах. Особо актуальной на этом фоне становится проблематика отношений человека с природой, складывание и утверждение представлений о том, каким должен стать человек, являющийся частью природы, и что он должен при этом делать. Чтобы не нарушать баланс в природных экосистемах, сегодня осознанно создаются и реализуются «дружественные природе» практики. Для осуществления экологической политики повседневности активно используются разные уровни - от уровня государства до уровней общественных движений и массового «экологического поведения». Это закладывает основы для формирования политики «благоприятствования» экологическим поведенческим образцам.

В Заключении излагаются достигнутые в процессе диссертационного исследования результаты и определяются дальнейшие перспективы разработки данной темы. Автор делает вывод о том, что до настоящего времени в большинстве стран мирового сообщества природная среда рассматривается не в качестве неотъемлемого элемента биосферы планеты, а в качестве безраздельно принадлежащего национального достояния. Все это самым негативным образом отражается на их экологических политиках и, естественным образом, на всей деятельности по охране природы как на территориях самих государств, так и на сопредельных территориях стран всего мирового сообщества. Именно поэтому состояние природных ресурсов и окружающей среды в ряде регионов нашей планеты указывает на необходимость принятия участниками мирового сообщества целого ряда неотложных скоординированных мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду

как в целом, так и на ее отдельные природные комплексы. Тупиковость бес-

24

конечного прогресса в дальнейшем развитии человеческого социума уже признана не только большинством зарубежных ученых, но и многими политиками.

Ш. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1. Чжэн Лю. Нравственно-правовые аспекты формирования экологического мышления в условиях глобализации [Текст] / Чжэн Лю // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2014. - № 5/1. - С. 40-43.

2. Чжэн Лю. Разработка и реализация государственной экологической политики в Китае [Текст] / Чжэн Лю // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. -2014.-№6/2.-С. 22-25.

3. Чжэн Лю. Состояние природной среды и экологическая политика Китая [Текст] / Чжэн Лю // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2014. - № 8. - С. 335-338.

4. Чжэн Лю. Триада «природа - человек - общество» в контексте глобальных вызовов современности [Текст] / Чжэн Лю // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 24-27.

Статьи в других изданиях:

1. Чжэн Лю. Дуализм отношений человека и природы в рамках концепции устойчивого развития [Текст] / Чжэн Лю // Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал. - 2014. - № 3. - С. 8-10.

2. Чжэн Лю. Роль идеи экологической цивилизации в профилактике экологического экстремизма [Текст] / Чжэн Лю // Актуальные вопросы со-циогуманитарного знания: история и современность: межвуз.сб. науч. тр. /

редколл.: Е.О. Кубякин, Н.В. Нарыков, И.П. Скворцов, С.С. Самойлов, Е.В.

25

Гришай. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - Вып. 12. С. 125-129. Сб.статей Краснодарского университета МВД РФ. Краснодар, 2014.

Автореферат

лю чжэн

ФЕНОМЕН ЭКОРАЗУМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Подписано в печать 03.06.2015 г. Формат 60х841Л6. Бум. тип. № 1. Усл. печ. л. 1,14. Тираж 100 экз. Заказ № 2257,1 Издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.