автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен Сверхчеловека в духовной культуре ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шичанина, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Феномен Сверхчеловека в духовной культуре ХХ века'

Текст диссертации на тему "Феномен Сверхчеловека в духовной культуре ХХ века"

Ростовский Государственный Университет

J

на правах рукописи

Шичанина Юлия Владимировна

Феномен Сверхчеловека в духовной культуре XX века

24.00.01 - теория культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель

д.ф.н.проф. Золотухина Е.В.

Ростов-на-Дону 1998.

Оглавление.

Введение_ 2

Глава 1. Сверхчеловек: маг и адепт эзотерического

знания__17

1.1. Философская "родословная" идеи Сверхчеловека в эзотерике__18

1.2. Идея Сверхчеловека; человек "седьмой" и "новый"__ 33

Глава 2. Сверхчеловек: неисповедимоеть ницшеанского

образа. Вывод согласно логике западного гуманизма. _46

2.1. Сверхчеловек - имя собственное._46

2.2. Сверхчеловек - это гуманно._64

Глава 3. Интерпретация идеи Сверхчеловека в терминах

техногенной культуры._74

3.1. Феномен Супермена--75

3.2. Загадка финала: Супермен или Нечеловек?

"Гомо космикус" и "Волетворец". "Сверхчеловек-файл"

и "Гомо имморталис"__79

Глава 4. Сверхчеловек: откровение трансперсонального

опыта__102

Заключение.____129

Библиография. _

136

Введение.

Тема диссертационного исследования: "Феномен Сверхчеловека в духовной культуре* XX века".

Актуальность темы исследования.

XX век - век беспрецедентного триумфа человека. Век освоения космоса и успехов генной инженерии; век информационной интеграции фрагментарной мозаики отдельных человеческих сообществ в единый конгломерат подсистем. Это столетие великих перемен в концепции философского знания; бесконечной взаимодополняемости духовных течений Востока и Запада; многообразия философских стилей, жанров и способов участия в трансисторическом, транскультурном междисциплинарном диалоге.

Но столетие великих перемен и эпохальных свершений имеет и свою оборотной) "темную" сторону - глобальный кризис.

Сценарии мировой катастрофы безжалостны: атомная война, тотальное загрязнение промышленными и ядерными отходами среды обитания и пищевых ресурсов, разрушение озонового слоя, усиление парникового эффекта, истощение планетарных запасов кислорода вследствие уничтожения лесов и отравления океанс-

»Автор придерживается деятельи о сти ой концепции культуры. Соответственно духовная культура понимается как конкретно-историческая совокупность способов конструирования моделей миропонимания, полагания целей и ценностей, приращения знаний .

кого планктона. Кроме того, существует устойчивая тенденция роста психических эмоциональных расстройств, увеличение числа самоубийств и насильственных немотивированных действий.

Хотя проблемы современного мира имеют различные формы, все они являются симптомами (и одновременно условиями) эмоционального, интеллектуального и духовного состояния сознания подавляющего большинства представителей рода человеческого. Соответственно, по-настоящему эффективным и окончательным разрешением глобального кризиса может быть радикальная внутренняя трансформация человека в самом широком смысле и его постепенное восхождение к более высокому уровню осознания и зрелости.

В данной ситуации - на пороге нового тысячелетия -проблемы философской антропологии становятся наиболее актуальными, стимулирующими поиск судьбоносных решений. В свою очередь, радикальная трансформация человека предполагает столь же радикальную трансформацию человеческой культуры -изменение ее содержания и функций, пересмотр основных постулатов человеческого бытия.

Проблема человека в XX веке была так основательно разработана в рамках разных философских направлений, так тщательно отшлифована в свете новейших естественнонаучных подробностей о человеческой природе, что даже самая удачная попытка представить серьезный аналитический обзор (из-за его непомерной громоздкости), выглядела бы очень скучно. Тем не менее, мало кто из рационалистически настроенных умов уделил должное внимание рассмотрению аксиологической и телеологической подоплеки вопросов о сущности Homo sapiens.

Философская антропология XX столетия, ассимилировавшая великие духовные системы Запада и Востока, не обратила должного внимания на то, что с древних времен сущность человека мыслится принципиально незамкнутой: человеческое существование полагается начинающимся еще задолго до воплощения в конкретном человеческом теле и заканчивается переходом в иные сферы и состояния. Именно человек, так как никакому другому живому существу не свойственно переживание собственной смертности и ограниченности, на протяжении веков пытается расширить собственные пределы. Поэтому, вместо того чтобы продолжать вопрошать:"Что и кто есть человек и чем он отличается от других живых видов в свете новых научных данных?" - акцент данного исследования смещается в сторону вопросов: А каким видит себя человек через ценностную призму идеала? Насколько взлелеянный в культуре XX века образ человека является адекватным человеческим возможностям и вместе с тем зависимым от научно-технических достижений? и др. Это попытка найти культурно-философские основания для человечески-сверхчеловеческого образа Homo sapiens. Ведь всякая целостная концепция человека* включает не только представление о человеке как о конечном обитателе геоцентрической вселенной, но и вопросы потенции и развития (все то, что "Сверх"), соответственно анализ концепции человека должен быть дополнен рассмотрением ее сверхчеловеческой компоненты.

Иначе говоря, антропологический феномен Сверхчеловека

»Здесь и далее курсив автора

становится основой культурологического исследования, открывает перспективу человеческой культуры на пороге нового тысячелетия.

Научно-теоретическая и практическая актуальность данного диссертационного исследования вызвана неразработанностью проблем, затрагивающих феномен Сверхчеловека, например, таких, как причины укорененности идеи Сверхчеловека в культуре, причины ее "ренессанса" в XX веке и т.п.

Более того, проблема Сверхчеловека даже не была сформулирована. А если и была отчасти оговорена разными авторами, то не получила должного развития. Поэтому в XX веке понятие Сверхчеловека перегружено ассоциациями и варьируется мыслью от витиеватого ницшеанского пророчества до героя американских комиксов или доказательства неотвратимости прогресса науки - "киберджека".

Идея Сверхчеловека наверняка существовала на всех этапах развития человечества (это иллюстрируют древние предания и мифы) и продолжает существовать как общая тенденция философской мысли, как приоритетное направление научно-техничес-кой исследовательской практики, как один из главных вопросов философской антропологии конца XIX и XX в.в.

Она обыгрывается в рамках различных религиозно-фило-софских, эзотерических учений, развивается жанром "Sciense fiction", отражается обыденным сознанием, реализуется в высокобюджетных. проектах массового кино и тиражируется для любителей "жвачки для мозгов". Широта и разноплановость ассоциаций отражает целый гтаст современной культуры, который был практически обойден вездесущей философской рефлексией.

Безусловно, данное исследование не претендует на то, чтобы полностью исправить сложившуюся ситуацию и дать исчерпывающий анализ феномена Сверхчеловека абсолютно во всех сферах духовной культуры XX столетия, но начать философский диалог на эту тему с мыслителями нашей эпохи представляется вполне посильным и своевременным.

Наш современник продолжает существовать как бы в двух измерениях: реальном, но неистинном, и потенциальной возможности, подлинного бъипия - существовать с претензией на осуществление этой потенции, пусть даже ценой невероятных усилий, чудовищных трансформаций и выхода за человеческие пределы.

В ситуации, когда социокультурный кризис приобретает глобальный характер, разум и поступки человека не всегда обременены моральной мотивацией, а достижения науки и техники делают идеи, до сих пор только теоретически мыслимые, практически осуществимыми, анализ феномена Сверхчеловека представляет далеко не праздный философский интерес.

Степень разработанности проблемы.

Как уже было отмечено выше, тема данной диссертационной работы ранее не становилась объектом систематизированного исследования. Соответственно, литература, непосредственно анализирующая феномен Сверхчеловека, проблему Сверхчеловека (диссертационные исследования, монографии и пр.), практически отсутствует. Тем не менее, некоторые отечественные и зарубежные авторы касаются темы сверхчеловеческого, предлагают свою интерпретацию идеи Сверхчеловека в контексте истори-

ко-философских штудий творчества отдельных мыслителей; в контексте работ по философской антропологии; изложения собственных оккультно-эзотерических, религиозно-философских, эволюционистских, культурологических, психологических концепций и учений.

Принимая'во внимание, что феномен Сверхчеловека рассматривается диссертантом в широком культурно-философском мировоззренческом контексте, в разнообразных сферах духовной культуры, к работе над темой смело был привлечен значительный объем художественно-философской и научно-фантастической литературы.

Чрезвычайно полезными оказались теоретико-методологические разработки таких тем, как "Сознание", "Смерть-Бессмертие", "Свобода" и др. А также источники на английском и других ин. языках; материалы отечественных и зарубежных справочных изданий.

По всем вышеперечисленным направлениям выбор литературы обширен и, в рамках данного диссертационного исследования, фактически ограничен только существующими нормативами объема текста работы.

Стремление отразить чрезвычайную вариабельность идеи Сверхчеловека, неслучайно возникающую на единой почве европейской культуры, нашло отражение в выборе для анализа мыслителей разноплановых, контрастных по жанру и философским пристрастиям.

Однако следует оговориться, что смысловое поле диссертационного исследования намеренно ограничено рамками европейской (по преимуществу западной) культурной традиции. Ав-

тором не рассматривается идея Сверхчеловека в русской культуре, ввиду того, что эта идея в русской религиозной философии, русском космизме, литературе и культуре "Серебряного века" требует подробного самостоятельного исследования и не может быть разработана с необходимой степенью тщательности в масштабах отдельного параграфа или главы. Последнее замечание справедливо и относительно разработки идеи Сверхчеловека в контексте оригинальной Восточной культуры и философии.

Идея Сверхчеловека не рассматривается диссертантом в контексте ортодоксального христианства, т.к. в рамках данной религиозно-философской традиции не существует Сверхчеловеческой проблематики в чистом виде: речь можно вести только о "Богочеловечестве", а всякое "Человекобожае-Сверхчеловечество" (когда Сверхчеловеческое стяжается непосредственными усилиями человека) - ересь.

Т.о. содержание диссертационного исследование составляет анализ идеи Сверхчеловека по четырем направлениям (ок-культно-эзотерическое, постницшеанское, технократическое и трансперсональное), которые, по мнению автора, наиболее ярко и полно репрезентируют феномен Сверхчеловека в европейской духовной культуре XX века.

Анализ идеи Сверхчеловека в рамках оккультно-эзотерического направления опирается преимущественно на работы П.Д.Успенского, Ч.Тарта, Ф.Гартмана (тема творчества Пара-цельса и философской "родословной" эзотерического знания), А.Кульского, А.Дугина, а также энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейце-ровской Символической философии Мэнли П.Холла.

В работе над второй главой (постницшеанское направление) были использованы, в основном, оригинальные произведения Ф.Ницше, Ж.-П.Сартра, А.Камю, X.Ортеги-и-Гассета, М.Хай-деггера, Б.Шоу. Ряд историко-философских штудий творчества этих мыслителей, а так же работы идеологов модернизма, постмодернизма; публикации, раскрывающие тему кризиса основ современного мировоззрения и западного гуманизма (см.библиографию) .

Идея Сверхчеловека, интерпретированная в терминах техногенной культуры, обыденным сознанием, а также научно-фило-софской, художественно-философской мыслью, раскрывается на материале работ С.Лема, Г. И. Гуревича, К.Э.Циолковского, Д.Барнса, А.Поликовского и др. Перспективный взгляд на человека, с точки зрения его возможной эволюции (с учетом тенденций развития современной цивилизации), представлен в работах Ю. Г. Волкова, В.С.Поликарпова, И.В.Вишева, В.П.Казначе-ева, Е.А.Спирина, В.Н.Келасьева, С.Е.Кульского, П.Калиновко-го, П. С. Гуревича, ,1.1е¥1зидр. (см. библиографию); философский анализ обыденного сознания опирается преимущественно на монографии Е.В.Золотухиной-Аболиной.

Тема, раскрываемая в главе 4 "Сверхчеловек: откровение трансперсонального опыта", разрабатывалась, в первую очередь, на основании взглядов представителей американской школы трансперсональной психологии, а также обнаруживающих близость этому философскому направлению исследований В.В.Нали-мова, А.Маслоу.

Методологические принципы и методы исследования.

Поскольку автор выступает с позиции светского гуманизма, методологическим основанием исследования выступает, прежде всего, диалектический принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий анализировать феномен Сверхчеловека с учетом всей совокупности социокультурных факторов.

В ходе исследования были востребованы методы системного анализа и синтеза, аналогии, сравнения, научного обобщения.

Учитывая современное состояние развития философской области знания, а также специфику анализируемого материала, для реконструкции и соотнесения текстовых источников с куль-турно-историческим контекстом, диссертантом использовались преимущества герменевтического подхода.

Цель и задачи исследования.

Целью данного диссертационного исследования является комплексное рассмотрение и анализ феномена Сверхчеловека в духовной культуре XX века.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- систематизировать разрозненный, фрагментарный материал по теме и выделить типы понимания Сверхчеловеческого;

- выявить и проанализировать ведущие интерпретации идеи Сверхчеловека в европейской духовной культуре XX века;

- исследовать характерные для выделенных направлений содержательные тенденции и способ говорения о Сверхчеловеке;

- выявить скрытые тенденции современной техногенной цивилизации к радикальной трансформации человеческой природы; исследовать причины укорененности идеи Сверхчеловека в европейской культуре;

- обосновать творческий потенциал идеи Сверхчеловека; дать критический анализ попыткам выработать продуктивную жизненную стратегию будущего на основе сверхчеловеческой точки зрения.

Научная новизна работы.

Научная новизна работы определяется неразработанностью темы (отсутствием на заявленную тему диссертаций, научных монографий и т.п.) и состоит в комплексном, многогранном, творческом изучении феномена Сверхчеловека в духовной культуре XX века, что нашло отражение в следующем:

- систематизирован материал по теме; проведено разделение деятельностного и бытийного понимания сверхчеловеческого;

- выявлены и проанализированы концепции Сверхчеловека в рамках постницшеанского, технократического, оккультно-эзоте-рического и трансперсонального направлений философской мысли;

- исследованы характерные для выделенных направлений содержательные тенденции и способ говорения о Сверхчеловеке;

- выявлена тенденция современной техногенной цивилизации к радикальной трансформации человеческой природы; показана обусловленность содержания идеи Сверхчеловека в рамках техногенной цивилизации доминантной деятельностно-активной установкой европейской культуры и аксиологическими основами западного гуманизма;

- обоснован творческий потенциал идеи Сверхчеловека; дан критический анализ попыткам выработать продуктивную жиз-

ненную стратегию будущего на основе сверхчеловеческой точки зрения.

На защиту выносятся следующие тезисы.

Диссертационное исследование, осуществленное в соответствии с актуальным контекстом темы, целью, задачами и рассмотренными выше теоретико-методологическими основаниями анализа, позволило сформулировать, следующие, выносимые на защиту, положения:

1. В гуманитарной литературе XX века сверхчеловеческое понимается двояко:

- как деятельность, основанная на сверхчеловеческих способностях и направленная на желаемое преобразование материальной Вселенной. В этом случае сверхчеловек выступает как маг или киборг;

- как особый способ бытия, предполагающий выход за рамки "человеческой точки зрения". Целеполагание и целедостиже-ние в этом случае становится ненужным, а Сверхчеловек превращается в бестелесного созерцателя универ�