автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Демидов, Александр Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского"

На правах рукописи

Демидов Александр Николаевич

ФЕНОМЕН ВЕРЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ В УЧЕНИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Специальность 09.00.03 - история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2005

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре философии и политологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Жукоцкая Александра Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Ям Кинельм Ефимович

кандидат философских наук, профессор Скрыпник Владимир Романович

Ведущая организация - Самарский государственный аэрокосмический

университет

Защита состоится _2006 г. в часов на заседании диссерта-

ционного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г. Москва, просп. Вернадского, д.88, ауд.818

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ по адресу: 119992, г. Москва, ул. М. Пироговская, д.1

Автореферат разослан «_»_2005 г.

Ученый секретарь Диссертационного советами

Михайлов В.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема эволюции научного знания находится в поле зрения эпистемологии, методологии и философии науки приблизительно с середины 50-х гг. XX века. Интенсивное развитие науковедческих дисциплин привело к активизации историко-научных исследований. В истории философии этот процесс способствовал критическому переосмыслению некоторых в прошлом фундаментальных эпистемологических установок, проблемы истины, проблемы рационального познания, проблемы разделенности субъекта и объекта в теории познания. Неклассическая эпистемология обеспечила релятивизацию норм научности теорий и гипотез. В истории философии такой подход позволяет полнее выявить механизмы социокультурного воздействия на формирование знаний. Кроме того, он позволяет считаться с инновациями в обществе и с ценностными изменениями в различных областях духовной жизни. При таком подходе границы историко-философского знания расширяются за счет учета социокультурного контекста, присутствующих и доминирующих стилей мышления в изучаемой эпохе и их социальной детерминации.

На современном этапе историко-философского познания удается провести когнитивно-эволюционный анализ средневекового схоластического дискурса. В рамках данного анализа экзистенциальная включенность субъекта позволяет рассматривать науку как безусловную, но далеко не единственную форму знания. В когнитивной деятельности субъекта особое эвристическое значение приобретают до-научные и не-научные формы знания: нарративное знание, сакральное знание, основанное на вере, мистико-экстатическое знание.

Средневековое христианское вероучение как основа европейского мировоззрения, может служить индикатором наметившихся сдвигов в когнитивном типе мышления. Специфическое христианское не только теолого-философское, но и рационально-теологическое понимание природы человека

как активного деятельного существа, связ подобия,

подготовили последующие изменения европейской ментальности в пользу возрастающей автономии рационального мышления.

Таким образом, актуальность исследования феноменов веры и достоверности в учении Фомы Аквинского обусловлена следующими факторами: необходимостью критического анализа традиционного подхода к проблеме веры и истины; потребностью включения социокультурного контекста в поле предметного исследования, для получения аутентичного, достоверного знания; учетом инновационных изменений в подходах к изучению средневекового схоластического дискурса, в частности прагматикой средневекового схоластического познания; значением наследия Фомы Аквинского, так как именно он наиболее близко подошел к осуществлению схоластического идеала - единства веры, разума, истины. Фома Аквинский теоретически обосновал истинность образа жизни доктора, ученого, клирика в одном лице. В его учении органически соединились теологическая, философская и научная мысль.

Степень разработанности проблемы. Основным источником при написании диссертации послужили труды Фомы Аквинского на латинском языке, те места из «Суммы теологии», «Суммы против язычников», «Дискуссионных вопросов об истине», «О истине», «О правлении государей» и др произведений, в которых изложено томистское учение о вере, истине, интеллекте.

Философия Фомы Аквинского долгое время находилась на периферии внимания отечественных исследователей. До 1917 года исследования были возможны только в русле критики католицизма в сравнительном богословии. В начале XX века делались попытки сравнения экономической теории марксизма с социально-экономическими взглядами Фомы Аквинского, в работах Струве П.Б., Туган-Барановского М.И.

В последующее время были опубликованы переводы отдельных фрагментов из сочинений Фомы Аквинского, энциклопедические статьи. Общая характеристика философии Фомы Аквинского была дана в учебниках, напи-

санных О.В. Трахтенбергом, и. В.В. Соколовым, и в статье И.М. Качановой, Отдельные аспекты томизма были раскрыты отечественными исследователями, например политическое учение - П.С. Грацианским, И.Е. Малашенко, Н.Б. Срединской, эстетика - А.Ф. Лосевым; Е.А. Дзикевич, логика - П.С. Поповым и Н.И. Стяжкиным, гносеология - В.А. Стокяло.

Несмотря на определенные достижения отечественных исследователей, философия Фомы Аквинского не была представлена в отечественной истории философии достаточно полно и системно. Российский читатель составлял мнение о томизме в основном из переведенной с польского языка книги Ю. Боргоша «Фома Аквинский» (М., 1966 и 1974), написанной довольно тенденциозно.

За последние годы отечественным исследователями и переводчиками сделано немало для того, чтобы философия Фомы Аквинского была представлена полнее. Появились многочисленные публикации переводов отдельных вопросов и статей из «Суммы теологии» и других произведений. К.В. Бандуровским переведены произведения «Дискуссионные вопросы о истине», глава первая сочинения «О единстве интеллекта против аверроистов», и некоторые вопросы из «Суммы теологии»; В.П. Гайденко переведен трактат «О смешении элементов» и ряд фрагментов из «Суммы против язычников» и «Суммы теологии»; М. Гейде «Комментарий на «Книгу о причинах», А.Л. Доброхотовым «О сущем и сущности», К. Кобриным вопрос 76. Статья 4, посвященные душе. Вышел перевод первой книги из «Суммы против язычников», выполненный Т.Ю. Бородай. Опубликован в переводе на русский язык ряд исследовательских трудов монографического характера - знаменитое биографическое произведение, написанное Г.К, Честертоном, фундаментальные труды Э. Жильсона и Ф. Коплстона, лекции С. Свежавски, а также ряд других исследований. Дальнейшее освещение получили различные аспекты учения Фомы Аквинского: онтология - П.П. Гайденко; В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов; О.Э. Душин, А.Л. Доброхотов, теория познания, учение о природе - В.П. Гайденко; И.В. Лупандин; Ю.А. Кимелсв, Н.Л. Полякова, ан-

тропология и учение о душе - М.А. Гарнцев; К.Кобрин; С.В, Грецкий, К.В. Бандуровский и др. Отечественным исследователям удалось раскрыть новые аспекты в понимании учения Фомы Аквинского.

Важная работа в понимании феномена веры в учении Фомы Аквинского проделана А. Апполоновым, В.В. Бибихиным, В.И. Гараджой, С.С. Неретиной, Г.В. Шевкиной. Специальных исследований по проблеме веры и достоверности в учении Фомы Аквинского не проводилось. В сравнении с неотомистской постановкой проблемы истины В.А. Стокяло изучались некоторые аспекты теории истины в учении Фомы Аквинского. О.Э. Душин рассматривал концепцию истины а контексте схоластических учений Фомы Аквинского и Дунса Скота о бытии. Представления об истине Фомы Аквинского исследовались в рамках проблемы двойственной истины Б.А. Алиевой, А. Апполоновым, В.В. Бибихиным, В.В. Соколовым, О.В. Трахтенбергом, Г.В. Шевкиной.

В отечественной истории философии интерес к средневековой схоластике и наследию Фомы Аквинского проявился лишь в последние десятилетия. Западная философия обладает развитой традицией исследований в области томизма. Идея гармонии веры и разума стала официальной доктриной западного томизма. Существует много коплексных работ, где освещается учение Фомы в целом, в том числе сочинения Э. Жильсона, Ж. Маритена, Ф.Ч. Коплстона, С. Свежавски и др.

Без внимания исследователей томизма не осталось ни одного частного вопроса его учения: теологическая проблематика рассматривалась С. Свежавски, Ю.М. Бохеньски, вопросы онтологического содержания N. Bathen, М.Н. Womer, метафизика света М. Heul, этика I. Brachtendorf, М. Hauskeller, G.B. Sala, проблемы социальной философии исследовались Ж. Маритеном, проблемы войны N. Gmür, и даже проблемы музыки H.-I. Burbach.

Следует отметить большое число исследований в компаративистском направлении, задачей которых является актуализация томистских идей через сравнение с работами известных современных исследователей. Томизм срав-

нивался и с экзистенциализмом - Э. Жильсон, Ж. Маритен, Н. Meyer, J. Lötz, с кантианством - В. Jansen, с аналитической философией - R. Teuwsen, N. Bathen, с феноменологией - А. Anzenbacher, и многими другими.

Объектом диссертационного исследования является теолого-рационалистическое схоластическое учение Фомы Аквинского,

предметом - анализ феноменов веры, достоверности, истины в схоластическом учении Фомы Аквинского.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является актуализация проблемы веры и достоверности в учении Фомы Аквинского, связанная с анализом схоластического дискурса и идеологическими противоречиями в эпоху зрелого средневековья. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

- выявления специфики средневековой схоластики, выраженной в ее прагматической направленности;

- рассмотрения детерминации христианской идеологией и Церковью теолого-рационалистических поисков Фомы Аквинского;

- определения эпистемологического статуса феномена веры как основания достоверности

- экспликации доминирующих стилей познания античности, средневековья, Нового времени, XX века в зависимости от социкультурного контекста;

- анализа концепций истины Фомы Аквинского в контексте схоластических представлений о достоверности.

Теоретико-методологической базой исследования является эпистемологический подход к историко-философскому анализу учения Фомы Аквинского. Данный подход позволяет обнаружить специфику схоластического дискурса, прагматической направленности и проанализировать в этом контексте феномены веры и достоверности.

Существенно важным методологическим принципом является метод интерпретации как смыслополагающей и смыслосчитывающей операции ис-

толкования текста, а также г ерменевтический метод, позволяющий погашать текст как целостную структуру и учитывать многоуровневость текста.

Компаративистский подход позволил актуализировать проблему веры и достоверности в неосхоластическом дискурсе.

Диалектический подход позволил рассмотреть проблему веры и разума, теории истины и феномена достоверности в их противоречивости и единстве. При анализе учения Фомы Аквинского использовался метод реконструкции средневековых схоластических проблем.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в сле-дующвм:

- показано, как прагматическая направленность средневекового схоластическою дискурса обусловила понимание феномена достоверности в качестве разновидности веры в учении Фомы Аквинского;

- выявлена зависимость эпистемологического статуса феномена веры и достоверности от схоластического идеала веры, знания, истины;

- рассмотрены различия в понимании истины и достоверности, обусловленные высоким эпистемологическим статусом феномена веры;

- уточнена специфика интеллектуалистской позиции Фомы Аквинского в системе средневековых схоластических идей;

- предложен компаративистский анализ понимания феномена веры и досюверности в учеиии Фомы Аквинского и философии экзистенциализма.

Теоретическая и практическая значимость результатов обусловлена возможностью применения выводов работы к дальнейшему исследованию веры, разума, истины, достоверности и других эпистемологических проблем в средневековой философии, а также для разработки спецкурсов по истории средневековой философии. Результаты исследования получили применение в процессе преподавания философии и религиоведения в Самарском Филиале Московского городского педагогического университета.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования на-

шли отражения в публикациях автора, в ряде докладов и выступлений на научных конференциях, в частности на VI международной научно-практической конференции «Социальные процессы и молодежь: взглад в будущее» 27-28 апреля 2004 года, г. Самара; международной научно-практической конференции «Культура и язык» 11-12 марта 2003 года, г. Самара, российской научной философской конференции «Университет и топос мысли» 4-5 октября 2005 года, г. Самара и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, указываются его методологические основания, определяется научная новизна диссертации, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе: «Средневековый схоластический дискурс» анализируются наиболее важные специфические черты схоластического дискурса. В прагматическом аспекте средневековой схоластики выделяются следующие важнейшие компоненты: практическая направленность схоластической науки, характер взаимоотношений Римско-католической церкви и ученого сообщества, идеологическое значение результатов, к которым приводило решение проблемы веры и разума.

В первом параграфе; «Прагматика средневековой схоластики: специфика и функции» выделяется прагматическая специфика средневековой схоластической науки. Использование понятия «средневековая наука» требует множества оговорок и комментариев, так как образцы научности Нового времени мало совпадают со средневековыми образцами научности.

Средневековая философия особенно остро нуждается в новых подходах к изучению. Неклассические подходы в философии познания дали возможность рассматривать схоластику одновременно как уникальное историко-

культурное явление и науку, имеющую практическую значимость по сей день. Специфика средневековой схоластики определяется ее способностью одновременно функционировать в качестве науки, идеологии и стиля мышления, поэтому основное внимание уделено исследованию взаимодействия когнитивной функции с идеологической и мировоззренческой.

Основным содержанием когнитивной функции схоластики являлась трансляция знаний, а не их открытие. Процесс реализации когнитивной функции схоластической науки включает в себя ряд существенных особенностей: тесную связь и взаимопроникновение творческой и репродуктивной сторон научного познания, погруженность науки в контекст живой, допись-менной коммуникации, высокую степень теоретизации. Фома Аквинский одновременно был ученым, магистром и монахом. Наука теплилась в школе и формировалась под школьным влиянием. Понятия «ученость» и «книжность» воспринимались синонимически. Схоластическая наука, и Фома Аквинский в частности, не мало способствовали утверждению системы письменной коммуникации Основным источником знания был текст. За границами текста, монастырской книжности, не было ни науки, ни образования, а только варварская культура «безмолвствующего большинства».

Система канонов научного познания не уничтожала творчество, а лишь изменяла его форму. Научным творчеством становилось умение приспособить канонический и догматизированный текст к насущным сиюминутным потребностям. Прагматическая направленность сформировала беспрецедентную в истории науки четкость исходной позиции, стремление выявить предпосылки, обнаружить следствия. Все эти качества заставляют увидеть в «созерцательной» науке не просто феномен давно отошедшей эпохи, представляющей лишь чисто исторический интерес, а нечто большее, - фиксацию некоторых инвариантов человеческого познания, не меняющихся с течением времени.

Во втором параграфе: «Схоластическая идеология и церковь» рассматривается влияние догматических и социальных установок Римско-католической церкви на схоластическое знание, в том числе функционирование схоластики в качестве идеологии. Знание в средние века есть высшая власть. Знания могут быть не способом освобождения человека, а способом его порабощения. Существуют определенные правила, содержащиеся в высказываниях, определяющие кто и в каком контексте может эти высказывания создавать. Имеющая власть Римская церковь, могла зафиксировать перемещающиеся значения. Прагматичная «фиксация значений» составляла главную задачу идеологической функции схоластического знания. Схоластическая наука существовала в условиях тотального господства Римско-католической церкви во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Схоластическая идеология устанавливает нормы и образцы не только поведения в социально-политической сфере, но и стиля мышления в науке, способов выражения в искусстве. Для Фомы Аквинского и любого ученого схоласта не существовало «нейтральной точки», с которой возможно было бы наблюдать мир. Тенденциозность схоластической науки не является исключительной, любое знание есть не абсолютно объективное знание. Учение Фомы - идеологическое знание, которое выражало корпоративные интересы церкви и ордена Св.Доменика. Церковное влияние пронизывает все стороны интеллектуальной жизни. Деятельность схоласта была ритуально запрограммирована церковью и университетом. Завладев монополией над интерпретацией феноменов веры и знания, священство ставило всякую попытку «верить и знать» без церкви вне закона, причем действия подобного рода наказывались судом инквизиции. Первой организацией, которой была поручена инквизиция стал доминиканский орден Фомы Аквинского, а «Сумма теологии» стала пособием для суда инквизиции.

Фома выражал интересы не только церкви, но и ученых, стремившихся получить возможность легально заниматься научными исканиями. В произ-

ведениях Фомы содержится программный материал для ученого, где обозначены границы веры и знания.

Учение Фомы Аквинского - идеология по методам работы с материалом, по структуре, по содержанию. Доктрина Фомы Аквинского легла в основу всей схоластической идеологии и стала официальной доктриной Римско-католической церкви. Научное познание могло осуществляется лишь под контролем церковных канонов, но это был уже не запрет. Истина сохранялась как догма, но схоластическая идеология позволяла заниматься поисками путей (методов), ведущих к истине. Фома Аквинский наделял науку и ученого статусом, переводя их тем самым из маргинального состояния в статус помощников богословия.

В третьем параграфе: «Дилемма веры и разума» раскрывается проблема соотношения веры и разума.

Схоластика как наука и как идеология формируется вокруг дилеммы веры и разума. Теоретическое обоснование проблемы веры и разума впервые ввел Фома Аквинский. Проблема веры и разума выражала прагматический аспект схоластики, и поэтому специально не всегда формулировалась.

Феномен веры и феномен знания обладаю I различным эпистемологическим статусом как в средние века, так и в современной науке. Дилемма веры и разума в средние века имела идеологическое и научное значение. Учение о примате веры над разумом рассматривалось в истории философии долгое время в негативном аспекте, как «извращение» науки в угоду церковным догмам. Конструктивное понимание веры как уверенности, доверия, достоверности не принималось во внимание. Лишь в XX веке Л. Витгенштейн рас-сматрел особенности функционирования веры в процессе познания, в силу того, что предпосылочное знание принимается на веру, «я верю» и «я знаю» для него одно и тоже. Феномен веры составляет «круг уверенностей» субъекта, без которого не возможна социальная коммуникация, в том числе и производство знаний. Вера имеет свои, отличные от науки, основания. Феномен веры составляют доверие и уверенность. Верования унаследованы как тради-

ции, принимаются в готовом виде как система прочных, принятых на веру объяснений и интерпретаций. Но, и она не остается абсолютно неизмененной и претерпевает своеобразную трансформацию в истории культуры. Феномен веры есть некоторая подоснова знания и рациональности. Феномен веры постоянно присутствует в любом типе культуры. Специфика феномена веры в каждом типе культуры может быть объяснена его направленностью - это может быть вера в Бога, вера в человека, вера в прогресс и т.д.

Проблема веры и разума обладает многоаспектным характером. Фундаментальным основанием проблемы является антитеза очевидности-неочевидности бытия Бога. Фома обсуждает в деталях эту проблему в главах с 10 по 13 в «Сумме против язычников». Сущность проблемы заключена в том, что признавая очевидность Фома должен отказаться от доказательств Его бытия, и тогда не нужна философия. Признать неочевидность существования Бога, следовательно, признать Его несвязанность с миром и нереальность в конечном итоге.

Феномен познания человеком мира и Бога осуществляется благодаря вере в сопричастность человека Богу, по «образу и подобию». Феномен веры, обеспечивающий сопричастность, присущ человеку как habitus. Установление ценностно-значимого характера науки приводит к проблеме разграничения философии и теологии. Фома один из первых теоретически обосновывает необходимость выделить как отдельную дисциплину doctrina sacre. Выяснение соотношений веры и разума в средневековой схоластике не может быть полным без рассмотрения вопроса о телесности. Феномены веры и разума нераздельно существуют в человеческом теле. Исследование феномена телесности занимает значительное место в творчестве Фомы.

Решение дилеммы веры и разума имеет важнейшие следствия: научное - утверждение науки как ценности, этическое - утверждение ценности человеческой жизни, вследствие утверждения ценности человеческого знания, социальное - утверждение ценности социального бытия и земной жизни.

Во второй главе диссертации: «Теолого-рационалистические поиски Фомы Аквинского» исследуются стиль и методы научного познания Фомы Аквинского, проблемы истины и достоверности в учении Фомы Аквин-ского и средневековом схоластическом дискурсе, рационалистическая направленность учения Фомы Аквинского.

В первом параграфе «Стиль и методы научного познания» анализируется соотношение стиля и методов, которое позволяет определить специфику взглядов Фомы Аквинского на проблему истины в контексте средневековой схоластики. Способность Фомы Аквинского приспособить научные методы Аристотеля к догматическому схоластическому стилю во многом обеспечила успех его учению в римско-католическом мире.

Схоластический стиль составляют семантические свойства средневековой культуры, проявляющиеся в следующих связанных друг с другом признаках: авторитарность, символизм, беспредметность, синтетизм и универсализм, наукообразность и интеллектуализм, теоцентризм. Все эти признаки отчетливо выступают при рефлексии над схоластическими текстами.

Значение учения Фомы Аквинского в том, что он не только следует ученой традиции опоры на авторитет, но создает новую содержание традиции, включает Аристотеля в систему схоластических авторитетов.

Важнейшей чертой схоластического стиля является беспредметность. Фома Аквинский называл стремление к познанию вещей грехом, поскольку оно не имело конечной цели всякого познания, то есть познания Бога. Мир природной предметности заменялся спекулятивным миром. Предметом научных исследований являлись понятия и операции с ними, а не эмпирические данные, вследствие этого преобладание получила не научная, а языковая картина мира. Фоме Аквинскому был убежден, что лингвистические различия выражают объективные.

Одной из наиболее выразительных характеристик схоластического стиля являлся синтетизм. Синтез позволяет создать единый целостный мир, и каждый мыслитель-схоласт приступая к решению какой-либо проблемы, дает

собственную картину мира. Фома утверждает: Бог един, следовательно, едино Благо, едина Цель, к которой все стремиться, следовательно, все стремиться к единому.

В учении Фомы возникала необходимость синтезировать, казалось бы, абсолютно противоположные категории: Бог и мир, вера и разум, душа и тело, добро и зло и другие. Примирение различий определило особенности стиля Фомы. Он при помощи синтетических категорий: potentia, act, иерархия осуществляет свои научные и идеологические задачи.

Употребление Фомой Аквинским методов научного познания, несоответствующих средневековому мышлению: аналогии, индукции, анализа, приводило к возникновению нового отличительного качества схоластического стиля - наукообразности.

Во втором параграфе «Феномен достоверности н теория истины» рассматривается соотношение истины и достоверности.

Истина являлась экзистенцией, в средние века желали «жить по истине». Познание истины, «соукорененной судьбе человеческого присутствия», как определяет ее М. Хайдеггер, предполагает глубокую веру и убежденность. Но есть другая традиция европейской мысли, она состоит из представления об истине, которая, по выражению Хайдеггера, «попадает в упряжку к идее», и превращается в адекватность, правильность восприятия и высказывания.

Для адекватного восприятия учения Фомы важно отметить, что у него присутствуют обе традиции понимания истины. Достоверность, в отличии от истины, не объясняется, не обосновывается, не доказывается - она принимается как данность, условие и «форма жизни» человека среди людей. Перед Фомой стояла задача включения разума и рационально-логических форм знания и связанным с ними пониманием истины в круг уверенностей и дос-товерностей средневекового человека. Фома различает два понимания истины: онтологическое и гносеологическое. Он отождествляет Бога и истину. Возведение истины в столь высокий статус позволило Фоме утвердить ее

объективный характер, независящий от человека. Фома вопреки Аристотелю, утверждает истину в вещах. Содержание истины в вещах позволяло уйти от субъективного идеализма и релятивизма. Истина в вещах служит основанием, обеспечивающим достоверность для истины суждений. По аналогии, с Богом Фома отождествляет разум и истину человека. При помощи утверждения о постоянной истинности разума Фома обосновывает достоверность критериев гносеологической истины суждений. Гносеологическая истина Фомы, по сути, совпадает с аристотелевским пониманием истины как адекватности. С предметом должно совпадать то, что ум говорит и знает, то есть на деле должно быть именно так, как говорит ум. Фома настойчиво требует от истины правильности и адекватности высказывания в контексте Откровения. Истина в гносеологическом аспекте - это низший вид истины, которая должна соответствовать действительности. Однако,' действительность воспринимается Фомой не однозначно. Он различал три слоя действительности' абсолютная действительность (реальность) - бытие Бога, метафизическую реальность -мир духовных сущностей, в том числе ментальный мир, и низшую эмпирическую реальность.

Важнейшим условием достоверности у Фомы является доверие. В основании всей достоверности лежит доверие истинам Откровения, основанное на доверии к Богу, то есть на вере в него. Следующий этап - доверие миру, человеку и его разуму. Доверие к первым принципам, вложенным Богом в разум человека, производит достоверность наших суждений, Видовое тождество природы всех человеческих разумов порождает основание достоверности наличных истин, в том числе доверия к истине другого субъекта, и оно же формирует интеллектуальное согласие и уверенность людей в существовании единой истины. Фома указывает на наличие двойственности истины с точки зрения несовершенного человека, с точки зрения совершенного Бога истина одна -это Он сам. В отличие от парижских авероистов, Фоме Аквине-кому удалось создать оригинальную концепцию истины. Фома признает су-

ществование множества логических истин, но требует соответствия их единой онтологической Истине.

В третьем параграфе «Интеллектуализм Фомы Аквинского и неосхоластика» исследуется проблема соответствия идей Фомы Аквинского и неотомизма.

Фома Аквинский был последовательным защитником разума. В схоластической дискуссии о том, какая способность души является ведущей, или «благородной», как говорили схоласты, Фома Аквинский отстаивал преимущество интеллекта. Он утверждал, что, тогда как воля стремится к своему объекту, интеллект обладает им в познании, а обладание лучше, чем стремление к нему Способность к интеллектуальному познанию, по мысли Фомы, объединяет Бога, ангелов и человека в отличную от всего прочего группу.

Восприятие идей Фомы Аквинского никогда не было однозначным, в том числе итп еллектуалистский характер его учения неоднократно ставился под сомнение. Интеллектуализм Фомы игнорируется многими неосхоластами и неотомистами, людьми, которые считают себя наследниками великого мыслителя. Неосхоластика являлась проектом модернизирующей реставрации, которая давала бы ответы на современные вопросы. В средневековой схоластике, Фома Аквинский отстаивал право на существование философии, науки, и рационально-дискурсивных форм знания, неосхоластика имела совершенно противоположные задачи. Неосхоластика формировалась в условиях господства рационализма и сциентистской культуры, поэтому она являлась апологетикой веры, а не разума. Основной задачей неосхоластики было возвращение интеллектуальной респектабельности римского католицизма, так как к XIX веку, понятие «схоластика» превратилось в бранную кличку, синоним пустой умственной игры.

«Осовременивание» учения Фомы происходит через его сопоставление с философией Канта, Гуссерля, Шелера, Витгенштейна, Хайдеггера и другими философами. Особенно продуктивным оказалось сближение с экзистенциальной философией.

Интеллектуализм Фомы Аквинского, по парадигматическим установкам гораздо ближе к рационалистической традиции Возрождения и Нового времени, чем к «наследникам» Фомы - исследователям неосхоластического направления. Оригинальная интеллектуалистская философия Фомы Аквинского способствовала формированию рационализма Нового времени, задачей же неосхоластики является преодоление этого рационализма.

В Заключении подведены итоги диссертационного исследования и рассмотрены возможные пути развития идей по изучению средневековой схоластики и наследия Фомы Аквинского не только в сфере историко-философской проблематики, но и в других областях философского знания.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1 .Демидов А.Н. Теория двойственной истины/День науки. Сборник научных статей преподавателей и студентов. Самара 2003г. С.69-74,0,5 п.л., статья.

2.Демидов А.Н. Схоластическая идеология и схоластическая детерминация познания в учении Фомы Аквинского/Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее. Материалы VI Международной научно-практической конференции 27-28 апреля 2004 года. Самара 2004г. С.100-104,0,8 п.л., статья.

3.Демидов А.Н. Схоластический стиль научного познания в философии Фомы Аквинского/РАТШСШСА. История. Философия. Социология. Сборник статей. Самара 2005г. С.96-102,0,5 п.л., статья.

Подл, к печ. 21.12.2005 Объем 1 д.л. Заказ №. 476 Тир 100 экз.

Типография МПГУ

-459

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Демидов, Александр Николаевич

Введение

Глава I. Средневековый схоластический дискурс

1.1. Прагматика средневековой схоластики: специфика и функции

1.2. Схоластическая идеология и церковь

1.3. Дилемма веры и разума в средние века

Глава II. Теолого-рационалистические поиски Фомы Аквинского

2.1. Стиль и методы научного познания Фомы Аквинского

2.2. Феномен достоверности и теория истины

2.3. Интеллектуализм Фомы Аквинского и неосхоластика

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Демидов, Александр Николаевич

Проблема эволюции научного знания находится в поле зрения эпистемологии, методологии и философии науки приблизительно с середины 50-х гг. XX века. Интенсивное развитие науковедческих и когнитивных дисциплин привело к активизации историко-научных исследований. В истории философии этот процесс способствовал критическому переосмыслению некоторых в прошлом фундаментальных эпистемологических установок, например, проблемы истины,' проблемы рационального познания, проблемы разделенности субъекта и объекта в теории познания. Неклассическая эпистемология обеспечила релятивизацию норм научности теорий и гипотез. В истории философии такой подход позволяет полнее выявить механизмы социокультурного воздействия на формирование знаний. Кроме того, он позволяет считаться с инновациями в обществе и с ценностными изменениями в различных областях духовной жизни. При таком подходе границы историко-философского знания расширяются за счет учета социокультурного контекста, присутствующих и доминирующих стилей мышления в изучаемой эпохе и их социальной детерминации.

На современном этапе историко-философского познания, используя методологию редукционизма, эволюционной реконструкции, аутентичной реконструкции, интерпертации удается провести когнитивно-эволюционный анализ средневекового схоластического дискурса. В рамках данного анализа экзистенциальная включенность субъекта позволяет рассматривать науку как безусловную, но далеко не единственную форму знания. В когнитивной деятельности субъекта особое эвристическое значение приобретают до-научные и ненаучные формы знания: нарративное знание, сакральное знание, основанное на вере, мистико-экстатическое знание.

Средневековое христианское вероучение как основа европейского мировоззрения, может служить индикатором наметившихся сдвигов в когнитивном типе мышления. Специфическое христианское не только теолого-философское, но и рационально-теологическое понимание природы человека как активного деятельного существа, связанного с Творцом узами подобия, подготовили последующие изменения европейской ментальности в пользу возрастающей автономии рационального мышления.

Актуальность исследования феноменов веры и достоверности в учении Фомы Аквинского обусловлена следующими факторами:

- необходимостью критического анализа традиционного подхода к проблеме веры и истины;

- потребностью включения социокультурного контекста в поле предметного исследования, для получения аутентичного, достоверного знания;

- учетом инновационных изменений в подходах к изучению средневекового схоластического дискурса, в частности прагматикой средневекового схоластического познания;

- значением наследия Фомы Аквинского, так как именно он наиболее близко подошел к осуществлению схоластического идеала - единства веры, разума, истины.

Фома Аквинский теоретически обосновал истинность образа жизни доктора, ученого, клирика в одном лице. В его учении органически соединились теологическая, философская, научная мысль.

Степень разработанности проблемы

Основным источником при написании диссертации послужили труды Фомы Аквинского на латинском языке, те места из «Суммы теологии», «Суммы против язычников», «Дискуссионных вопросов о истине», «О истине», «О правлении государей» и др. произведений, в которых изложено томистское учение о вере, истине, интеллекте. Поскольку феномены веры и достоверности в учении Фомы Аквинского рассматривались в историческом контексте, привлекались и труды античных и средневековых мыслителей - Аристотеля, Блаженного Августина, Северина Боэция, Петра Дамиани, Ансельма Кентербер-рийского, Пьера Абеляра, Сигера Брабантского, Боэция Дакийского, Джованни Бонавентуры и др., в основном в имеющихся переводах на русский язык.

Философия Фомы Аквинского долгое время находилась на периферии внимания отечественных исследователей. До 1917 года исследования были возможно только в русле критики католицизма в сравнительном богословии. В это время появились немногочисленные работы, в их числе наиболее крупной работой являлся труд А. Бронзова «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» (СПб. 1884.). В начале XX века делались попытки сравнения экономической теории марксизма с социально-экономическими взглядами Фомы Аквинского, в работах Струве П.Б., Туган-Барановского М.И.

Исследователи, работавшие в годы советской власти, периодически обращались к философии Фомы Аквинского. Ряд статей был посвящен критике социальной философии и философии истории Фомы Аквинского.1

Первой попыткой комплексного исследования учения Фомы Аквинского стала статья Качановой И.М. «Философия Фомы Аквинского» появившаяся в 1958 году. В последующее время были опубликованы переводы отдельных фрагментов из сочинений Фомы Аквинского, энциклопедические статьи. Общая характеристика философии Фомы Аквинского была дана в учебниках, написанных Трахтенбергом О.В. и. Соколовым В.В; были раскрыты отдельные аспекты томизма - политическое учение Грацианским П.С., Малашенко И.Е., Срединской Н.Б., эстетика Лосевым А.Ф.; Дзикевич Е.А., логика Поповым П.С. л и Стяжкиным Н.И., гносеология Стокяло В.А.

Мировая историко-философская мысль была отражена в сборнике обзоров и рефератов «Современные зарубежные исследования по средневековой философии» (М., 1979). Несмотря на определенные достижения отечественных исследователей, философия Фомы Аквинского не была представлена в отечественной истории философии должным образом. Российский читатель составлял мнение о томизме в основном из переведенной с польского языка книги Ю. Боргоша «Фома Аквинский» (М., 1966 и 1974), написанной довольно тенденциозно.

За последние годы отечественным исследователями и переводчиками сделано немало для того, чтобы философия Фомы Аквинского была представлена полнее. Появились многочисленные публикации переводов отдельных вопросов и статей из «Суммы теологии» и других произведений. Бандуровским

К.В выполнен перевод произведения «Дискуссионные вопросы об истине», глава первая «О единстве интеллекта против аверроистов», и некоторые вопросы из «Суммы теологии»; Гайденко В.П. переведен трактат «О смешении элементов» и ряд фрагментов из «Суммы против язычников» и «Суммы теологии»; Гейде М. «Комментарий на «Книгу о причинах», Доброхотовым A.JI. «О сущем и сущности», Кобриным К. вопрос 76. Статья 4, посвященные душе.3 Вышел перевод первой книги из «Суммы против язычников», выполненный Т.Ю. Бо-родай.

Опубликован в переводе на русский язык ряд исследовательских трудов монографического характера - знаменитое биографическое произведение, написанное Г.К. Честертоном, фундаментальные труды Э. Жильсона и Ф. Коплсто-на, лекции С. Свежавски , а также ряд других исследований.

Появилось также большое число исследований, написанных отечественными авторами. Большое внимание философии и теологии Фомы Аквинского в целом уделяет В. Рожков в «Очерках по истории Римско-католической церкви». (М., 1998). Дальнейшее освещение получили различные аспекты учения Фомы Аквинского: онтология - Гайденко П.П.; Гайденко В.П., Смирнов Г.А.; Душин О.Э., Доброхотов A.JL, теория познания, учение о природе - Гайденко В.П.; Лупандин И.В.; Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л., антропология и учение о душе Гарнцев М.А.; Кобрин К.; Грецкий С.В., Бандуровский К.В и др.4 Отечественным исследователям удалось раскрыть новые аспекты в понимании учения Фомы Аквинского.

Важная работа в понимании феномена веры в учении Фомы Аквинского проделана Апполоновым А., Бибихиным В.В., Гараджой В.И., Неретиной С.С., Шевкиной Г.В.5 Специальных исследований по проблеме веры и достоверности в учении Фомы Аквинского не проводилось. В сравнении с неотомистской постановкой проблемы истины Стокяло В.А. изучались некоторые аспекты теории истины в учении Фомы Аквинского. Душин О.Э. рассматривал концепцию истины в контексте схоластичесиких учений Фомы Аквинского и Дунса Скота о бытии. Представления о истине Фомы Аквинского исследовались в рамках проблемы двойственной истины Алиевой Б.А., Апполоновым А., Бибихиным В.В., Соколовым В.В., Трахтенбергом О.В., Шевкиной Г.В.

В отечественной истории философии интерес к средневековой схоластике и наследию Фомы Аквинского проявился лишь в последние десятилетия. Западная философия обладает развитой традицией исследований в области томизма и охватить все исследования данном кратком обзоре даже в общих чертах невозможно. Идея гармонии веры и разума стала официальной доктриной западного томизма. Существует много коплексных работ, где освещается учение Фомы в целом, в том числе сочинения Э. Жильсона, Ж. Маритена, Ф.Ч. Коплстона, С. Свежавски и др.

Без внимания исследователей томизма не осталось ни одного частного вопроса его учения: теологическая проблематика рассматривалась С. Свежавски, Ю.М. Бохеньски, вопросы онтологического содержания N. Bathen, М.Н. Worner, метафизика света М. Heul, этика I. Brachtendorf, М. Hauskeller, G.B. Sala, проблемы социальной философии исследовались Ж. Маритеном, проблемы войны N. Gmiir, и даже проблемы музыки H.-I. Burbach.6

Следует отметить большое число исследований в компаративистском направлении, задачей которых является актуализация томистских идей через сравнение с работами известных современных исследователей. Томизм сравнивался и с экзистенциализмом - Жильсон Э., Маритен Ж., Meyer Н., Lotz J, с кантианством — Jansen В., с аналитической философией - Teuwsen R., Bathen N., с феноменологией - Anzenbacher А., и многими другими.7

Объектом диссертационного исследования является теолого-рационалистическое схоластическое учение Фомы Аквинского, предметом - анализ феноменов веры, достоверности, истины в схоластическом учении Фомы Аквинского.

Целью диссертационного исследования является актуализация проблемы веры и достоверности в учении Фомы Аквинского, связанная с анализом схоластического дискурса и идеологическими противоречиями в эпоху зрелого средневековья. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

- выявления специфики средневековой схоластики, выраженной в ее прагматической направленности;

- рассмотрение детерминации христианской идеологией и Церковью тео-лого-рационалистических поисков Фомы Аквинского;

- определения эпистемологического статуса феномена веры как основания достоверности

- экспликации доминирующих стилей познания античности, средневековья, Нового времени, XX века в зависимости от социкультурного контекста;

- анализа концепций истины Фомы Аквинского в контексте схоластических представлений о достоверности.

Методологической базой исследования является эпистемологический подход к историко-философскому анализу учения Фомы Аквинского. Данный подход позволяет обнаружить специфику схоластического дискурса, прагматической направленности и проанализировать в этом контексте феномены веры и достоверности.

Существенно важным методологическим принципом является метод интерпретации как смыслополагающая и смыслосчитывающая операция истолкования текста, а также герменевтический метод, позволяющий понимать текст как целостную структуру и учитывать многоуровневость текста.

Компаративистский подход позволил актуализировать проблему веры и достоверности в неосхоластическом дискурсе.

Диалектический подход позволил рассмотреть проблему веры и разума, теории истины и феномена достоверности в их противоречивости и единстве. При анализе учения Фомы Аквинского использовался метод реконструкции средневековых схоластических проблем.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- показано, как прагматическая направленность средневекового схоластического дискурса обусловила понимание феномена достоверности в качестве разновидности веры в учении Фомы Аквинского;

- выявлена зависимость эпистемологического статуса феномена веры и достоверности от схоластического идеала веры, знания, истины;

- рассмотрены различия в понимании истины и достоверности, обусловленные высоким эпистемологическим статусом феномена веры;

- уточнена специфика интеллектуалистской позиции Фомы Аквинского в системе средневековых схоластических идей;

- предложен компаративистский анализ понимания феномена веры и достоверности в учении Фомы Аквинского и философии экзистенциализма.

1 Вайнштейп О. Историческая наука в средние века. // Исторический журнал. 1940. №9. Розенберг Д. Экономическая мысль средних веков. // Проблемы экономики. 1937. №3-4.

2 Грацианский П.С. Фома Аквинский/Политические учения: История и современность: Домарксистская политическая мысль. М.,1976, Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М.,1986, .Лосев

A.Ф. Начальные стадии неоплатонической этетики Ренессанса/Типология и периодизация культуры Возрожде-ния.М.,1978, Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два подхода к решению ворпоса о соотношении светской и духовной власти/Вестник МГУ. С.7.Философия.1980, Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей»/Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII в.в.). Л.,1990, Попов П.С. и Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения.М.,1974, Соколов

B.В. Средневековая философия. Москва, 1979, Стокяло В.А. Гносеология Фомы Аквинского и ее интерпретация западно-германскими неотомистами. М.,1967, Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Москва, 1957.

3 Дискуссионные вопросы о истине». / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998, Фома Аквинский. Комментарий на «Книгу о причинах» // Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3, Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов. Глава 1. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998, Фома Аквинский. О смешении элементов. / Философия природы. Москва, 2000, Фома Аквинский. О сущем и сущности. / Историко-философский ежегодник 88. Москва, 1988, Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще. // Вопросы философии. 1997. №9, Вопрос 76. Статья 4: Если в человеке другая форма помимо мыслительной души? // Логос. Москва, 1991. №2, Вопрос 114. Нападение демонов. // Человек. 1999. №5.

4 Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского De mixtione elementorum. / Философия природы. Москва, 2000,. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Москва, 1989, Грецкий C.B. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе. 1990, Доброхотов АЛ. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности». / Историко-философский ежегодник 88. Москва, 1988, Дущин О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике: Фома Аквинский и Дуне Скот. СПб. 1992, Бандуровский K.B. Демонология Фомы Аквинского. / Человек. 1999. №5, Бандуровский K.B. Основные понятия теории «истины» у Фомы Аквинского. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва, 1998,. Бандуровский K.B. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. / Вопросы Философии. 1997. №9, Лупандин И.В. Атомизм и континуализм в средневековой философии. М., 1989.

5 Апполонов А. «Латинский аверроизм» - миф или реальность? // Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3, Бибихин В.В. Предисловие к публикации трактатов Боэция Датского. // Вопросы философии. 1994. №5, Гараджа В.И. Проблема веры и знания в томизме. // Вопросы философии. 1963. №9, Гараджа В.И. Фома Аквинский и современная католическая философия. // Философские науки. 1976. №2, Неретина С.С.Верующий разум. Архангельск. 1996, Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: концептуализм Абеляра. Москва, 1996, Шевкина Г.В. Проблема отношения разума и веры у парижских аверроистов. / Средние века. Москва, 1965. Вып.27, Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты. Москва, 1972.

6 Burbach H.-I. Studien zur Musikanschaung des Thomas von Aquin. Regensburg. 1966., Gmur N. Thomas von Aquino und der Krieg. Leipzig, 1933., Hauskeller M. Geschichte der Ethik. Munchen.1999., Worner M.H. Der Sinn von «Ewigkeit» und seine Deutung bei Thomas von Aquin/Ontologie und Theologie. Frankfurt a. M.1988, Sala G.B. Das Bose und Gott als Erstursache nach dem Thomas von Aquin/ Theologie und philosophic.2001.77-1., Brachtendorf I. Die Ffinalitat der Handlung /Theologie und philosophie.2001.76-4, Bathen N. Tomistische Ontologie und Sprachana-lyse. Munchen. 1988.

7 Anzenbacher A. Die Intentionalitat bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien-Munchen. 1972., Meyer H. Martin Heidegger und Thomas von Aquin. Munchen. 1964., Teuwsen R. Familienahnlichkeit und Analogie zur Seman-tik genereller Termini bei Wittgenstein und Thomas von Aquin. Munchen. 1988.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен веры и достоверности в учении Фомы Аквинского"

Заключение

Специфика содержания феноменов веры и достоверности в учении Фомы Аквинского, раскрывается в процессе анализа схоластического дискурса.

Средневековый схоластический дискурс в целом характеризуется прагматической направленностью, которая находила выражение в подчиненности всех сторон духовной жизни социально-политическим интересам и целям, включенности субъекта в контекст церковно-религиозной доктрины, слабой расчлененности научной, ценностно-предпосылочной и социально-политической проблематики, ориентации науки на практику преподавания и распространения письменности, корпоративности мышления, совмещении канонов научного и нарративного знания, строгой ритуализации научной жизни.

Включенность субъекта в церковно-схоластический контекст означало принятие идеологических установок Церкви. Учение Фомы Аквинского -есть идеология по методам работы с материалом, по структуре, по содержанию. Идеологическая доктрина Фомы Аквинского предполагала придание феномену веры эпистемологического статуса. Авторитет Откровения утверждал, что истины, покоящиеся на вере выше истин умозаключений, они постоянно контролирует разум, задают ему познавательные пути развития. Вера как идеология дает систему ориентиров, необходимую ученому, который одновременно должен быть верующим.

Схоластическая идеология определяла границы веры и разума, истины и достоверности в процессе познания. Истина сохранялась как догма, как данность, но схоластическая идеология позволяла заниматься поисками путей методов), ведущих к истине, в пределах религиозной достоверности. Благодаря идеологическим установкам Фомы, вера и разум становятся относительно автономными, каждый из них обладает своей логикой развития. Вера восходит к истинам абсолютно непознаваемым, разум способен опускаться к ложным заключениям, противоречащим вере. Вера и разум «равны», но их равенство таково, что разум, рациональное знание, наука являются «слугами богословия», веры. Несмотря на функцию «служанки богословия», наука и разум, тем не менее получали прочный статус в системе средневековой схоластики.

Трансляция достоверного знания, несмотря на влияние феномена веры, стало возможным, благодаря идеологической интерпретации веры и разума Фомой Аквинским. Трансляция происходила в условиях господства единой церковной идеологии, и поэтому феномен веры был наиболее существенным фактором обеспечения достоверности.

Фома Аквинский не ограничивается постулированием превосходства веры, его теология - это рациональная теология. В его задачи входило формулирование таких доказательств бытия Бога, которые позволили бы обосновывать Его истинность без догматов Церкви. В качестве подобных доказательств Фома Аквинский предлагает научный метод. Особенности использования научного метода в учении Фомы Аквинского обнаруживаются при сопоставлении наиболее характерных качеств схоластического стиля познания и методов познания. Фоме Аквинскому удалось в своем учении преодолеть контрадикторность религиозной культуры и научных способов познания. Сочетая метод аналогии и принцип иерархичности бытия Фома Аквинский преодолевает апоретичность своих исходных тезисов. «Правильность» схоластического стиля сочинений Фомы Аквинского определяется способностью включать философскую и научную проблематику в социокультурный контекст — и это свойство является основным отличием учения Фомы Аквинского от других перипатетиков, в том числе парижских аверроистов.

Перед Фомой стояла нелегкая задача адаптации научного знания в контексте схоластических представлений о вере и достоверности. Он успешно справился с ней, как в сфере богословия, так и в сфере научных изысканий. Идеологическая часть его учения стала официальной доктриной Римско-католической церкви на последующие семь столетий, а рационально-теологические поиски стали основой для трансформации европейской мен-тальности и подготовили почву для развития идей гуманизма, индивидуализма, либерализма и рационализма.

Актуализация феномена веры и достоверности позволила пересмотреть традиционный взгляд на характер теории истины в учении Фомы Аквинского и в средневековом схоластическом дискурсе. При сопоставлении истины и веры удалось выяснить обусловленность всякой истины феноменами веры, доверия, уверенности. Совпадение понятий научная истина и достоверность является скорее исключением, наблюдать которое можно в европейской культуре Нового времени, так как содержание понятия научной истины в ней тождественно культурно-историческому идеалу достоверности. В средневековой схоластике содержание феномена достоверности не ограничивалось требованиями адекватности миру вещей. Основным критерием достоверности в схоластике являлось соответствие догмам Священного Писания. Фома Аквинский сумел объединить столь различные подходы к определению истинности знания применив прием иерархии, выделив высшие и низшие истины.

Фома Аквинский выстроил стройную, логически выверенную, последовательную «теорию истины», которая позволила преодолеть контрадиктор-ность взглядов христианских перипатетиков, выражавшихся в «теории двойственной истины».

Сочетание иррациональных постулатов и рациональных способ является достоинством учения Фомы Аквинского, благодаря которому его философия остается «вечной» классикой на протяжении семи столетий.

Интеллектуализм в учении Фомы Аквинского стал прочным базисом для развития рациональной науки Нового времени, в том числе, схоластическая терминология использовалась в философии и науке вплоть до начала XIX века.

Мистицизм Фомы Аквинского обнаружил свое эвристическое значение в XX веке и начале XXI века. Он стал опорой современной философии, в ее стремлении преодолеть жесткий рационализм Нового времени.

 

Список научной литературыДемидов, Александр Николаевич, диссертация по теме "История философии"

1. Thomas Aquinas. Summa contra gentiles. Rome.1918-1930.

2. Thomas Aquinas. Summa theologica. Roma. 1894.

3. Thomas Aquinas. Summa wieder die Heiden. Leipzig. 1935.

4. Thomas Aquinas. Summe der Theologie. Leipzig, 1933.

5. Thomas Aquinas De regiminie principum libri quator. Leiden. 1630

6. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный.2000.т.1

7. Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине/ Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва. 1998.

8. Фома Аквинский Комментарий на «Книгу о причинах»/Философско-культурологический журнал «Z». 2000. №3.

9. Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов. / Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Москва. 1998.

10. Ю.Фома Аквинский. О смешении элементов. / Философия природы в античности и средние века. Москва. 2000.

11. П.Фома Аквинский. О сущем и сущности. / Историко-философский ежегодник 88. Москва. 1988.

12. Фома Аквинский. Сочинения. Москва. 2004.

13. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 76. ст.4: Есть ли в человеке другая форма помимо мыслительной души? / Логос. Москва. 1991. №2.

14. М.Авдеев В.И. Становление культуры мышления как проблема. Воронеж, 1992.

15. Алиева Б.А. Теория двойственной истины. Москва. 1972.

16. Андреева И.С. Попова А.А. Философия Фомы Аквинского в современных зарубежных исследованиях / Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Москва. 1979.

17. Ансельм Кентерберийский Монологион/Сочинения. Москва. 1995.

18. Ансельм Кентерберрийский. О истине/Сочинения. Москва. 1995.

19. Апполонов А. «Латинский аверроизм» миф или реальность? / Философско-культурологический журнал «Z». Москва. 2000. №3.

20. Аристотель. Риторика. / Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. 1998.

21. Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. Москва. 1978.

22. Бибихин В.В. Предисловие к публикации трактатов Боэция Датского/ Вопросы философии, 1994, №5.

23. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Петроград. 1919.

24. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии./ Вопросы философии. 1993. №8.

25. Бонавентура Д. Путеводитель души к Богу. / Вопросы философии. 1993. №8.

26. Боргош Ю. Фома Аквинский. Москва. 1975.

27. Бородай Т.Ю. Фома Аквинский и его «Сумма против язычников» / Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный. 2000. Т.1.

28. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. Москва. 1990.

29. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. Санкт-Петербург. 1884.

30. Брук К. Возрождение XII века. / Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

31. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. Москва. 1979.

32. Виндельбанд В. История философии. Киев. 1997.

33. Витгенштейн Л. О достоверности/Вопросы философии, 1991, №2.

34. Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского «De mixtione elementorum». / Философия природы в античности и средние века. Москва. 2000.

35. Гайденко В.П. Смирнов Западноевропейская наука в средние века. Москва. 1989.

36. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. Москва. 1980.

37. Гараджа В.И. Проблема веры и знания в томизме. // Вопросы философии. 1963, №9.

38. Гараджа В.И. Фома Аквинский и современная католическая философия./Философские науки. 1976, №2.

39. Гейде М., Бандуровский К.В. Рецепция «Книги о причинах» у св. Фомы Аквинского / «Z» 2000, №3.

40. Головатенко А. Гуманизм: странная судьба загадочного термина. / История. 1995, июнь, №21.41 .Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. Москва. 1977

41. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт Петербург. 1996.

42. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. Москва. 1972

43. Добиаш-Рождественнская О.А. Церковное общество во Франции в XIII веке. Петроград.1914.

44. Доброхотов A.JI. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» / Историко-философский ежегодник 88. Москва. 1988.

45. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». Москва. 2000.

46. Жильсон Э. Введение в философию св.Фомы Аквинского. Москва-Санкт-Петербург.2000.

47. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века. / Богословие в культуре Средневековья. Киев. 1992.

48. Жукоцкая А.В. Идеология. В поисках оснований. Москва. 1997.

49. Карсавин Л.П. .Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно вИталии. Петроград. 1915

50. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII вв. Санкт-Петрбург. 1912.

51. Католическая энциклопедия. Москва. 2000.

52. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. Москва, 1988.

53. Кобрин К. история души в избранных сюжетах. / Логос. Москва. 1999. №6.

54. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы/Вопросы философии, ^ 1991, №2.

55. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Долгопрудный. 1999.

56. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. Москва. 1997.

57. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории/Современная философия науки. Хрестоматия. Москва. 1994.

58. Кун Т. Структура научных революций. Москва. 1978

59. Лакатос И. История науки и её рациональная реконструкция. / Структура1. Ц'и развитие науки. Москва. 1978.

60. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный. 1997.

61. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. Москва. 1992.

62. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? / THEESIS. Москва. 1994. Т.2. вып.4.

63. Лебон Г. Психология народов и масс. Санкт Петербург. 1995.

64. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Москва.

65. Н- 66.Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. Москва, 1962.

66. Либера А. Средневековое мышление. Москва.2004.

67. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики. //Вопросы философии. 1995.№1.

68. Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? / Вопросы философии. 1997. №1.

69. Лосев А.Ф. Диалектика мифа/Философия. Мифология. Культутра. Москва. 1991.

70. Лосев А.Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистская диалектика XIV века/ Философия. Мифология. Культура. Москва. 1991.

71. Лосев А.Ф.Начальная стадия неоплатонической эстетики/Типология и периодизация культуры Возрождения. Москва. 1978.

72. Мангейм К. Идеология и утопия / Диагноз нашего времени. Москва. 1994.

73. Маритен Ж. Философ в мире. Москва. 1994.

74. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Ленинград. 1977.

75. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. Москва, 1992.

76. Микешина Л.А. Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. Москва. 1997.

77. Микешина Л.А. Стиль и метод научного познания / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград.1977.

78. Микешина Л.А. Философия познания. Москва.2002.

79. Наука как социальное явление. Москва. 1978.

80. Неретина С.С. Верующий разум. Архангельск. 1995.

81. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: концептуализм Абеляра. Москва, 1996.

82. Новая философская энциклопедия. Москва. 2001.

83. Новиков А.И. О методах историко-философского исследования / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград. 1977.

84. Новиков А.И. О методах историко-философского исследования / Проблема методологии и научного творчества.Ленинград.1977.86.0льшки Л. История научной литературы на новых языках. Москва -Ленинград, 1933. Том 1.

85. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика/Богословие в культуре Средневековья. Киев. 1992.

86. Пархонский Б.А. Стиль мышления. Киев. 1982.

87. Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином/Вопросы философи. 1995. №3.

88. Петров В.В. Тотальность природы и методы ее исследования в Перифюсеон Эриугены. Москва. 2000.

89. Пирс Ч.С. Закрепление верования/Вопросы философии, 1996, №12,

90. Письмен Л.М. От чуда к числу. Москва. 1973.

91. Православная энциклопедия. Москва. 2001. Т.2.

92. Проблемы истории домарксистской философии. Москва. 1985.

93. Рабинович B.JI. . Ученый средневековья. Психологический очерк/ Научное творчество. Москва. 1978

94. Рабинович B.JI. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. Москва, 1991.

95. Рассел Б. История западной философии. Москва, 2000.

96. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Санкт-Петербург. 1994. Том 2.

97. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм./Собрание сочинений. В 12-и Т. Киев, 1902. Том 8.

98. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. Москва. 1992.

99. Российская педагогическая энциклопедия. Москва, 1999. Том 2.

100. Сачков Ю.В. Проблема стиля мышления/ Философия и естествознание. Москва. 1974.

101. Сигер Брабантский. Вопрос к VI книге «Метафизики». / Философско-культурологический журнал «Z». Москва. 2000. №3.

102. Словарь философских терминов. Москва.2004.

103. Смирнов А.В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. Москва.2001.

104. Соколов В.В. История философии и формализация/Философские науки. 10, 1988.

105. Соколов В.В. Средневековая философия. Москва, 1979.

106. Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. Москва. 1979

107. Степин B.C. Теоретическое знание. Москва.2000

108. Тарнас Р. История западного мышления. Москва, 1995.

109. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Москва. 1957.

110. Устюгова Е.Н. Стиль жизни как текст / Жизнь и текст. Санкт-Петербург. 2001

111. Февр JI. Бои за историю. Москва. 1991.

112. Философская энциклопедия. Москва. 1970. Т. 1-5

113. Фуллье. История схоластики. / Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

114. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Москва. 1995.

115. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва. 1997.

116. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики/Вопросы философии, 1989, №9.

117. Хейзинга Й. Осень средневековья. Москва. 1988.

118. Чернышева Л.А. Фома Аквинский и особенности схоластического способа философствования/Проблемы истории домарксистской философии. Москва. 1985.

119. Честертон Г. Св. Фома Аквинский. / Вечный человек. Москва. 1991. Шевкина Г.В. Проблема соотношения разума и веры у .парижский аверроистов. / Средние века. 1965. Вып.27.

120. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аврроисты. Москва. 1972.

121. Шишков A.M. Метафизика света в средневековой европейской культуре. // Вопросы философии. 2000. №5.

122. Шкуратов В.А. Историческая психология. Москва. 1997.

123. Штекль А. История средневековой философии. Санкт-Петербург, 1996. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Санкт-Петербург. 1907.

124. Anzenbacher A. Die Intentionalitat bei Thomas von Aquin und Edmund Husserl. Wien-Munchen. 1972.

125. Bathen N. Tomistische Ontologie und Sprachanalyse. Munchen. 1988.

126. Berdenbewer О. Die pseudo-aristotelische Schrift «Uber das reine Gute», bekannt unter den Namen «Lber de Causis». Freiburg 1882.

127. Bochenski Y.M. Europaische Philosophie der Gegenwart. Bern. 1947. Dempf A. Christliche Philosophie. Bonn. 1952.

128. Brachtendorf I. Die Ffinalitat der Handlung /Theologie und philosophie.2001.76-4.

129. Burbach H.-I. Studien zur Musikanschaung des Thomas von Aquin. Regensburg. 1966.

130. Gmiir N. Thomas von Aquino und der Krieg. Leipzig, 1933.

131. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen method. Berlin. 1957.

132. Haase C. Die Lehre des Thomas von Aquino uber das Verheltnis von Vernunft und Offenbazung. Berlin. 1914.

133. Hauskeller M. Geschichte der Ethik. Munchen.1999.

134. Manser Y. Das Wesen des Thomismus.

135. Meyer H. Martin Heidegger und Thomas von Aquin. Munchen. 1964.

136. Teuwsen R. Familienahnlichkeit und Analogie zur Semantik genereller Termini bei Wittgenstein und Thomas von Aquin. Munchen. 1988.

137. Sala G.B. Das Bose und Gott als Erstursache nach dem Thomas von Aquin/ Theologie und philosophie.2001.77-1.

138. Worner M.H. Der Sinn von «Ewigkeit» und seine Deutung bei Thomas von

139. Aquin/Ontologie und Theologie. Frank 88.

140. Wyse P. Der Thomismus. Bern. 195