автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Фейерверки в официальных торжествах России первой половины XVIII века

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Наймарк, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Фейерверки в официальных торжествах России первой половины XVIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фейерверки в официальных торжествах России первой половины XVIII века"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Наймарк Елена Александровна

ФЕЙЕРВЕРКИ В ОФИЦИАЛЬНЫХ ТОРЖЕСТВАХ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 2010

1 8 МАР 2010

003493759

Работа выполнена на кафедре истории России с древнейших времен до XX века Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Кротов Павел Александрович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Беспятых Юрий Николаевич

кандидат исторических наук, ассистент Меркулов Иван Владимирович

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится » 2010 года в /Г часов на заседании совета по

защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.232.52 при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 70

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Ученый секретарь диссертационного О.Н. Бачурина

Совета, кандидат исторических наук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Для общественной жизни одним из основополагающих импульсов развития являются политические и философские идеи. Исторические личности по-разному выражали их в культурном пространстве. На официальных торжествах и церемониях власти стран Европы показывали декорации, наполненные социально значимой символикой. В первой четверти XVIII веке в России накоплен значительный опыт устройства массовых зрелищ. В современных социально-экономических условиях также привлекаются инновационные средства для оформления праздников, имеющих большое общественно-политическое значение для государства. В этой связи представляется важным проанализировать опыт эмблематических иллюминаций как средства пропаганды социально значимых символов и идей.

В научном сообществе показана значимость фейерверков как явления

политической и социальной пропаганды. На исторических конференциях

(«Петровское время в лицах», «Меншиковские чтения», «Петр Великий и его

время») «огненные представления» обсуждались в качестве значимых дел

Императорского Двора и богатых сановников. Фейерверки обозначены как часть

«новой культуры» и отмечено, что развитие их производства началось с XVIII

века. Научная актуальность диссертационного исследования заключается в

открытости вопроса об общественно-политическом содержании «театрума

фейерверка» («фейерверочного действа»), популярного в российских столичных

городах первой половины XVIII века, а также в необходимости отметить роль

придворных общественных деятелей в пропаганде новых приоритетов

государственной власти. Фейерверки в понимании зрителей первой половины

XVIII века стали, скорее, не только самостоятельными праздниками,

церемониями, но и «театрумами», «позорищами». Поэтому в диссертации они

обозначаются как «огненные зрелища». Фейерверки предварялись

иллюминациями и иногда в прессе назывались «иллюминциями» (без эмблем).

з

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественно-политические идеи в эмблемах официальных фейерверках. Предмет научного поиска — исследование подготовки «театрумов фейерверков» в государственных институтах и проблемы развития технологий изготовления огненных зрелищ и связи сентенций и инвенций пиротехнических представлений с культурным «пространством» первой половины XVIII в. Фейерверки первой половины XVIII в. в диссертации проанализированы по проблемному принципу, то есть разделены по видам и исследованы с точки зрения их связи с определенными культурными достижениями эпохи.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является исследование модели создания общественными группами социально значимых эмблематических театров фейерверков.

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

1. Социально-политические. Проанализировано культурное и политическое значение символики эмблем фейерверочных «зрелищ».

2. Культурные. Установлена взаимосвязь между видами и символикой фейерверков (семейными, коронационными, «викториальными») и их композиционным оформлением, а также идейно-художественным содержанием этих фейерверочных представлений, которые устраивались монархами и важными государственными деятелями для репрезентации и обоснования своего могущества, а также развлечения россиян и иностранных граждан, приближенных к высочайшим особам.

3. Политические.

— Установлено влияние коллизий при Императорском дворе и в Академии наук на фейерверки.

— Исследовано, как соблюдались интересы придворных служилых

групп при подготовке фейерверков в государственных ведомствах.

4

— Проанализированы фейерверки как общественно-политические «зрелища» центр столиц в создании которых участвовали представители городского сообщества.

4. Технологические. Исследованы основные этапы технического исполнения «огненных зрелищ» и «театров фейерверков».

5. Историко-биографические. Выявлено влияние жизненного пути инвенторов и создателей многоплановых проектов фейерверков на содержание эмблем «огненных зрелищ».

Методы исследования. Для анализа исторических процессов, происходивших во время приготовления и показов фейерверков, применен общенаучный системно-структурный подход. Проведен системный анализ работы государственных учреждений и подразделений (Канцелярии Главной артиллерии, Школы артиллерийского ведомства, Цалмейстерской конторы, Академии наук), а также институтов в Санкт-Петербурге и Москве, которые создавались для организации приготовления фейерверков.

Для анализа опыта создания фейерверков в Западной Европе (Италии, Германии) и Российской империи применен сравнительно-исторический метод. По результатам его использования было отмечено: в российских фейерверках показывались античные и средневековые символы с целью приобщить подданных к общеевропейской культуре.

Исследование проведено с помощью метода историзма. Торжества с фейерверками, идеологические и общественно-политические символы иллюминаций исследованы с учетом влияния на них исторических событий.

Автором с помощью анализа биографий Я. Штелина, М.В. Данилова и М.Г. Мартынова рассмотрены микропроцессы создания фейерверков. Для этого в диссертации проведены исследования карьерных и политических коллизий,

связанных с назначением на пост руководителей фейерверков того или иного «инвентора» и служащего артиллерийского ведомства.

Генетический метод будет применен при анализе эволюции фейерверков как официальных зрелищ Императорского двора. Исследовано, как эволюция городских ведомств влияла на изменение подготовки фейерверков.

Хронологические рамки исследования. В диссертационном исследовании изучены фейерверки первой половины XVIII в. Это обосновано историческими изменениями общественно-политического содержания эмблем фейерверков в 1700 - 1750 - е гг. Изучен генезис фейерверков и установлено средневековое происхождение основных эмблем пиротехнических представлений. В эпоху модернизации России первой четверти XVIII века и дворцовых переворотов 1720 - 1750 - х годов общественно-политическое просвещение эмблематики «театрумов» являлось одним из важнейших средств прославления власти (с помощью барочных декораций).

Степень изученности проблемы. Общие работы, которые посвящены проблемам фейерверков в общественно-политической жизни России, можно разделить на две группы. В первую классификацию вошли монографии и научно-популярные исследования, посвященные теории и истории торжеств. К проблемам особенностей официальных торжеств как части праздников обращались И.М. Снегирев, В.И. Жмакин, В.Я. Пропп, А.И. Мазаев, Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, Е. Э. Келлер, Л.Н. Вдовина1. Генезис общественно-политических идеи, которые положены в основу «прожектов» фейерверков первой половины XVIII века, инвенций и «сентенций» фейерверков, исследован

' Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверия. М., 1837. Вып. 1; Жмакин В.И. Коронации русских императоров и императриц. 1724 1856. Церковно-исторический опыт. СПб., 1898; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963;' Мазаев А.И. Праздник как социально-культурное явление. М., 1978; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Великого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин. 1993. С. 201—212; Келлер Е.Э. Городские светские праздники Петербурга ХУШ-ХХ веков: историко-культурный контекст. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.к. СПб., \997;Вдовина Л.Н. Риторика праздника: Москва в дни маскарада «Торжествующая Минерва»// Россия в средние века и новое время. Сборник статей к 70-летию чл.-корр. РАН Л.В. Милова. М„ 1999. С. 256-266.

в монографии JI.A. Петрова2. В аналитических обзорах по истории философии исследовались взгляды и идеи социально-политических деятелей и придворных ученых3. Историки не посвящали отдельные монографические исследования интересам российских монархов и их приближенных в прославлении и идейном обосновании политического строя, кроме обстоятельных работ, в которых затрагиваются вопросы репрезентации монархической политики (труды Н.И. Павленко, A.C. Мыльникова, Е.В. Анисимова, И.В. Курукина)4. Настоящие проблемы исследованы в данной работе.

Создана обширная историография по истории светского изобразительного искусства в России, в которой исследована официальная культура торжеств5. Фейерверки в этих работах не связывались с государственной политикой. При изучении истории городской культуры «огненные театрумы» также не выделены как значимое явление гражданской жизни6.

Создана специальная историография, посвященная символическому и технологическому содержанию фейерверков. Первой попыткой в западноевропейской романтической историографической традиции оценить

" Петров Л.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира.//Труды Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова. Серия «Философская». T. XX. Вып. 3. Иркутск. ] 959.

3 Чернышева A.B. Становление философии русского Просвещения: (В.Н.Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т.Посошкоз). Автореферат ... к. филос. н. М., 1990; Зеньковский В.В. История русской философии. М., Р.- н.-д., 1999; Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.

4Павленко Н.И.: 1. Петр Великий. М., 1998; 2. Анна Иоанновна. Немцы при дворе. М., 2002; 3. Екатерина Первая.. М., 2004; 4. Елизавета Петровна. В кругу муз и фаворитов.. М., 2005; 5. Петр Второй.. М., 2006; 6. Царевич Алексей. М., 2008; Мыльников A.C. «Он не был похож на государя...»: Петр Ш: Повествование в документах и версиях. СПб., 2001; Анисимов Е.В.: 1. Анна Иоанновна. М., 2002; 2. Елизавета Петровна. М., 2005; Анисимов Е.В.: 1. Анна Иоанновна. М., 2002; 2. Елизавета Петровна. М., 2005; Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь». Очерки политической истории послепетровской России. Рязань. 2003.

5 Вертоградский Н.И. Нарвский триумфальный щит (Из Нарвской художественной старины). СПб., 1908; Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987; Жаркова Н.Ю. К вопросу об античной символике в искусстве петровского барокко // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. СПб., 1998; Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. 3. М., 1996; Калязина Н.В., Комелова Е. Н. Русское искусство петровской эпохи. Л., 1900.

6 Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа XVII-XVIII вв. М., 1977; Будина O.P., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М., 1989; Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1968; Жаркова Н.Ю. Амстердамское издание "Символы и эмблемата" и творчество Адриана Шхонебека» // Россия-Голландия: книжные связи XV-XX вв. СПб., 2000; Исакова Е.В. Храмы — памятники русской воинской доблести. М., 1991; История Киева. Киев, 1982. T. 1. . История Северной воины 1700-1721 гг. М., 1987; История русского искусства / Под ред И.Э. Грабаря. М., 1909. Т. 4; История русского театра / Под ред. В.В. Каллаша и И.Е. Эфроса. М., 1914. Т. 1; История русской музыки / Под ред. Н.В.Туманиной Т. 1. М., 1957; Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 2006.

значение фейерверков появились у историков 1820 - 1830 - х годов. Уже историк-декабрист А. Я. Корнилович отметил: девизы и декорации «театрумов» представляли отдельное значение7. Однако, в начале XIX века фейерверочные представления первой половины XVIII века не рассматривались как средство общественно-политического просвещения. Они изучались как исторические события, развлечения народа8. П.С. Цытович впервые использовал понятие «театр фейерверков», применительно к отечественным пиротехническим представлениям9. Он установил, что в России эти сооружения изготавливались по образцу прусских, итальянских «огненных зрелищ».

Историки обращались к проблемам допетровских фейерверков в России с конца XIX - начала XX в. Установлен первый фейерверк, который был показан иностранным купцом во время царствования Алексея Михайловича10. Значительным вкладом Д.А. Ровинского в историографию проблемы являлось то, что историк описал ход многих фейерверков. Впервые были дифференцированы пиротехнические представления в честь разных праздников царской семьи: коронаций, дней рождений и других праздников.

Очень результативным стало изучение истории пиротехники химиками-технологами в 1960 - 1990 - е годы. П.М. Лукьянов установил, что в России с начала XVIII в. существовали специальные краски для фейерверков". Однако остались малоизученными вопросы распределения сырья, изготовления пиротехнических составов, проектирования «огненных потех» в государственных учреждениях.

7 Корнилович А. О. Русская старина. Карманная книжка. М., 1989. Упоминания о фейерверках как культурном наследии и первую ссылку на А.О. Корниловича как на историка культуры см.: Петров П.Н. Культурная история Санкт-Петербурга (по публикациям в «Санкт-Петербургских ведомостях»). / Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. V. 575. Ед. хр. 164. Л. 5.

8 А.П. Демидов впервые рассмотрел историю зарубежных фейерверков и установил, что самые ранние театры фейерверков в мире произошли от итальянских пиротехнических зрелищ (Демидов А.П. О происхождении увеселительных огней. СПб., 1820).

9Цытович П.С. Опыт рациональной пиротехнии. Руководство для изучения теории и практики фейерверочного искусства. Исторический очерк. СПб., 1894. С. 649.

10 Ровинский Д.А. Описание фейерверков и иллюминаций 1674 - 1891 гг. СПб., 1894. С. 179.

'1 Лукьянов П.М. Краткая история химической промышленности СССР. М., 1959. С. 60 - 65,84 - 111

В.Н. Васильев впервые детально проанализировал отдельные фейерверки первой четверти XVIII в. как часть официального, государственного искусства12. В его исследовании рассмотрены и проанализированы важнейшие изображения и определенные символы в эмблематике «тетрумов», а также впервые опубликованы гравированные декорации к основным пиротехническим представлениям.

М.А. Алексеева установила, что создание фейерверков в 1730 - е гг. было связано с работой академической Гравировальной палаты, в которой многие живописцы получали заказы на разработку инвенций и чертежей иллюминаций. Она опубликовала источники, подтверждающие ее выводы. Историк впервые отметила все основные составные части театров фейерверков13. Исследователь ввела в научный оборот документацию, связанную с изготовлением «огненных зрелищ».

Д.Д. Зелов обобщил опыт предыдущих авторов. В тезисах многочисленных конференций он доказал политическую значимость «театрумов» фейерверков и подчеркнул значение этих «зрелищ» как придворных праздников. Он выявил условия, необходимые для подготовки «огненных забав», показав широкую топографию российских фейерверков в Отечестве и за рубежом |4. Он также установил авторов проектов фейерверков и поставил вопрос о политическом содержании их символики.

О.Г. Агеева исследовала эволюцию фейерверков в России, включив их в историю развития придворных царских праздников. Историк впервые заключила, что в царствование Петра Великого проведение семейных пиротехнических зрелищ стало регулярным, а в 1730 - 1750 - е придворные семейные праздники стали служебной обязанностью Двора и пышными

12 Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России (XVII- первая четверть XVIII века). Л., 1960.

13 Алексеева М.А. 1. Театр фейерверков в России XVIII века//Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978). М., 1979; 2. Гравировальная палата Академии Наук XVIII века. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. искусствоведения. М., 1974.

14

Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы). М., 2002.

9

развлечениями15. Е.А. Тюхменева исследовала историческое происхождение идеологических символов праздников16.

В 1970 - е гг. ученые тартуской семиотической школы впервые в советской исторической науке изучили знаковые характеристики «огненных представлений» и сравнили их со схожими символами в литературе. Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и другие исследователи «семиотического направления» проанализировали символическую культуру «огненных зрелищ», связав их с политической культурой официальной власти.

С 2001 года семиотического подхода придерживалась Е.А. Погосян, отметившая большое значение политической символики эмблем календарных фейерверков'7. Изучение символов фейерверков в России развивалось одновременно с зарубежными комплексными исследованиями символов од, литературных и публицистических произведений с эмблемами фейерверков18.

В зарубежной историографии рассматривались вопросы изготовления фейерверков. К 1950 - м гг. были установлены мировые лидеры в фейерверочном производстве первой половины XVIII в., а также составы пиротехнического сырья, которое они использовали19. T.JI. Дэвис отметил определяющую роль западноевропейских (французских и итальянских) пиротехников в изобретении фейерверков в основном с XVII в.20. В 1970 - е гг. западноевропейские историки использовали при анализе российских и европейских фейерверков семантические и компаративистские подходы.

Б. Мэггс отметила основные особенности репрезентации Императорским Двором общественно-политических идей с помощью знаковых систем

15 Агеева О.Г. Общественная и культурная жизнь Петербурга I четверти XVIII в. Дисс. на соиск. уч. ст. к. и. н. М., 1990; С. 95 - 99.

16 Тюхменева Е.А. Искусство триумфальных врат в России первой четверти XVIII века: проблемы панегирического направления. М., 2005. С. 76 - 200.

17 Погосян Е.А. Петр I - архитектор российской истории. СПб., 2001.

18 Geldern J. The Ode as a Performative Genre//Slavic Review. Vol. 50. №4. 1991. P. 927-930.

19Davis T. L. The chemistry of powder and explosives. NY, 1943.

20Davis T.L. and Yun-fs'ung, С. Chao Hsuch- min'soutline of pyrotechnics, a contribution to the history of fireworks.

Boston, 1943.

фейерверков. Она впервые отметила связь содержания сентенций и эмблем фейерверков с литературой начала XVIII в21.

P.C. Вортман22 отметил особенности монархической символики на праздники коронаций и «викторий». Он убедительно доказал большое значение торжественных въездов Петра Великого, однако не уделил достаточного внимания генезису этих торжеств. Исследователь развил идеи Б.А. Успенского и В.М. Живова о десакрализации власти во время царствования Петра Великого23. Он показал механизмы создания Императорским Двором образа идеальной политики с помощью античных символов. Выводы американского историка стали основой для дальнейших исследований по символике и семантике фейерверков.

В настоящее время интерес исследователей к фейерверкам возрос. Однако «огненные зрелища» поныне в недостаточной мере проанализированы как явления общественно-политической жизни России первой половины XVIII в. Недостаточно детально рассмотрены все этапы подготовки театров фейерверков. Эмблематика разных видов пиротехнических представлений нуждается в анализе, который и проведен в настоящем диссертационном исследовании.

Источниковая основа исследования. Важной группой исторических документов являются нарративные источники: «изъяснения» хода фейерверков, письма, публицистические, философские трактаты, записки, в которых были выражены социально-политические идеи конца XVII - первой половины XVIII в. В них объясняются символы фейерверков и описываются программы показа фейерверочных представлений.

~lMaggs В. W. Firework Art and literature: Eighteenth- Centura Pyrotehnics. The Slavonic and East European Review. Vol. L1V. No. 1, January. 1976. P. 28 - 38.

"В изданиях американского исследователя его фамилия транскрибируется «Уортман», однако с точки зрения фонетики английского языка гласные, стоящие после W, превращают его в русский звук «В», а не звукосочетание «Уо».

23 Уортлшн Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М., 2004.

Самым объемным является пласт делопроизводственных документов. В них содержатся наиболее детальные сведения по материальному обеспечению иллюминаций.

Основой анализа технологии устройства фейерверков стали документы Архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. В них показаны сведения о том, какие делопроизводственные связи были между учреждениями (Сенатом, Канцелярией Главной артиллерии и фортификации, Академией наук). В них также описаны расчеты необходимого сырья для подготовки фейерверочных представлений. Анализ материальных, административных и научных основ «огненных потех» в первую половину XVIII века представляется весьма актуальным. Изучение пяти сотен документов Артиллерийского ведомства позволило выявить основные тенденции в организации производства фейерверков и детально описать хозяйственные расчеты богатых «театрумов», в частности, новогоднего фейерверка 172524 года, календарных «зрелищ» конца 1741 - начала 1742 года25. Как правило, цены отмечались в общем итоге за фейерверк или, в отдельных случаях, за разные наборы горючего и деревянных досок или столбов. В 1730 - 1740- х гг. содержание документов стало подробнее, и появились новые формуляры (реестры пронумеровывались в отдельных таблицах и указы расписывались в тетрадях).

Самая содержательная группа делопроизводственных документов состоит из описей, реестров, аншталтов, сохранившихся в протоколах Канцелярии Сената, фонда Главной артиллерии и фортификации (Ф. № 2), описи Генерального повытья Оп. № 2. Определения канцелярии Правительствующего Сената в описи Генерального повытья сохранились за 1720 и 1724 — 1758 гг. В записках и промемориях написано, что из Академии наук в артиллерийское ведомство присылались не только изображения и инвенции фейерверков, но и

и АВАМАИВиВС. Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 87. Л. 41-49, 84.

25 АВАМАИВиВС. Ф.2. Оп. Г.П. Д. 287. Л. П-27,72, 95, 162,164, 195, 198, 215,230,250, 276,288, 293, 294, 397, 425,438,458.

академическая пресса — газета «Санкт-Петербургские ведомости» и примечания к ней.

В «Полном собрании законов Российской империи» (Т. 3-15), «Описании документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода» 2б, собраны важные нормативные документы по организации фейерверочных праздников и найму иностранных работников для проектирования «театрумов». Опубликованы бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731 - 1740 годов (входящие документы), в которых приведены важные свидетельства о строительстве «тетрумов» фейерверков27. В «Материалах по истории Императорской Академии наук» изданы реляции об иллюминациях, детальные описания академических церемоний показов «огненных зрелищ»28. Эти сборники обстоятельны и содержат подборки документов по подготовке иллюминаций.

Первые проекты по созданию театров фейерверков находятся в бумагах Кабинета Петра Великого (Ф. 9) Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Дела фонда содержат источники о первых этапах истории производства фейерверков в Российском государстве. В личных бумагах царя отразились его приготовления и разработки «огненных представлений» В «Реестре писем, касающихся до инженерных и артиллерийских дел» сохранились собственноручные расчеты (в форме «меморий» — так, в документах обозначались записки - напоминания) самодержца при изготовлении фейерверков, рисунки, которые изготовлялись к первым пиротехническим представлениям в России.

Описания планов фейерверочных представлений и чертежей к ним времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны сохранились в фонде 17 РГАДА

260писании документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода / Документы, извлеченные из итальянских архивов и библиотек. Спб., 1881. Т. VII.

■"Бумаги кабинета министров императрицы Анны Иоанновны. 1731-1748 гг. Т. XI (1740) Январь — май. Юрьев. 1912. «Бумаги» опубликованы в сборниках «Императорского русского исторического общества» (в частности, в т. 117 (1904), в т. 130 (1909) года.

^Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 1 (1716-1730). СПб., 1885.

13

(«Наука, литература и искусство»). Планировались места расположения декораций фейерверков, зрителей «театрумов». Понятие «план» фейерверка в этих источниках подразумевало разные расположения сцены и порядок проведения пиротехнических представлений. Наиболее системные сведения о проведении фейерверочных представлений и показе символов к ним содержат дела коллекции № 156 («Исторические и церемониальные дела»). В этих архивных материалах описываются проведения церемоний фейерверочных представлений, символы и эмблемы, которые показывались в театрах фейерверков.

Источники отразили то, что основными строителями театрумов фейерверков являлись солдаты военного ведомства. Документы, посвященные их «рекрутированию» и найму, сохранились в Российском государственном Военно-историческом архиве (РГВИА). Архивные документы фонда № 393 (опись 8) содержат свидетельства о наборе солдат на работы по строительству театров фейерверков. Фейерверкеры или военнослужащие имели обязанности по приготовлению артиллерийских «припасов» (горючего сырья и строительных материалов).

В архивах Москвы и Санкт-Петербурга (ОПИ ГИМ, ПФА РАН) сохранились краткие истории событий времен Петра I, Петра II, Анны Иоанновны. Основные факты царствований, тщательно отобранные Я.Я. Штелиным, прославлялись в фейерверках. В этих источниках наиболее ярко выражались идеи, которые попали в парадную «историографию власти». В кратких частях героических жизнеописаний правителей Я. Штелин пересказал самые памятные и решающие события их биографий.

Анализ символики и риторики месяцесловов, медалей, праздничных календарей дополняет изучение «риторического пространства», в котором создавались образы императорской власти. Источники, которые можно найти в

московских и петербургских архивохранилищах, содержат историческую информацию об этом29.

Многочисленные воспоминания изданы в журналах второй половины XIX века, в источниках, опубликованных Ю.Н. Беспятых30. В этих весьма содержательных свидетельствах иностранцев сохранились сведения о подготовке и показах фейерверков. Зарубежные гости, в отличие от абсолютного большинства российских мемуаристов, делали акценты на технической и государственной значимости фейерверков, детально описывали их материальное содержание.

В России были написаны и изданы «Записки» Я.Я. Штелина, являющиеся, по содержанию, не только воспоминаниями о создании одних из самых роскошных фейерверков, но и обстоятельным историческим трудом. Автор, в отличие от М.В. Данилова, не возвеличивает свой уникальный вклад в проектирование фейерверков, но просто повествует о мастерстве инвептора, рассматривает фейерверки как органическую часть искусства. По его мнению, они остались лишь «забавным увлечением» Академии и Императорского двора аннинской и елизаветинской эпохи. В 1770 - е годы, когда у Екатерины II имелись более распространенные и массово ориентированные средства просвещения поданных (журнальная публицистика, путешествия, энциклопедическое классическое образование), фейерверки, как средство обращения к власти, потеряли свое значения для академического сообщества.

Географические рамки исследования. «Огненные зрелища» Москвы и Санкт-Петербурга отличались особо содержательными общественно-

29 Имеются ввиду десятки месяцесловов, хранящиеся в разных фондах Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, «Слово» в честь коронования Анны Иоанновны, оды, которые можно найти в том же архиве и коллекция медалей Я. Я. Штелина для нумизматического кабинета Петра II, находящаяся в Отделе рукописей в личном фонде академика (№ 871) Российской национальной библиотеки. При сравнении с символикой изображений к фейерверкам, описаниям праздников в подарочных календарях, сохранившихся в ПФАРАН, и риторикой опубликованных од и описаний фейерверков выявляются общие цели создания «памятных знаков» власти и образов ее репрезентации подданным.

30 В частности одними из самых информативных воспоминаний о социальной и декоративной значимости отеатрумов» являлись воспоминания Э. Джастис, Ф. Дешвуда и П. Хавена (Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997).

политическими эмблемами. Поэтому «огненные зрелища» провинций и загородных усадеб остались вне исследования.

Научная новизна исследования. В фейерверках первой четверти XVIII века прославлялась идеология «всеобщего благополучия», «общего прибытка» — дань прагматичной общественно-политической мысли Западной Европы. С 1730 — х годов возвращаются приоритеты общих ценностей, поэтому многочисленные эмблематические картины с изображением природы — не сколько реминисценции немецкого барокко, а с исторической точки зрения представляют собой «ренессанс» русской традиционной православной декоративности — «травьего урочья». Возрождаются нормы панегирической публицистики — использовать религиозные мотивы в обращениях к монархам.

После внедрения в научный оборот источников, сохранившихся в архиве Военно-исторического музея инженерных войск и войск связи (впервые исследованы документы Генерального повытья и Приказного отделения31), а также Петербургского филиала Российской Академии наук (рисунки, прошения32). Установлено, что ко второй половине XVIII века благодаря связи городского военного подразделения и Гравировальной палаты Академии наук готовились официальные торжества Императорского Двора, кульминацией которых являлись фейерверки. Отмечены особенности технологической обработки кремнесодержащих пигментов и так называемого «зеленого огня» для фейерверочных составов, а также выявлены специальные вспомогательные конструкции, на которых держались «театрумы». Особенностью их изготовления в России стало то, их строили без использования металлов.

31 В частности, один из самых детальных «аншталтов»: АВАМАИВ и ВС. Ф. 2. Оп. 2. Д. 63. Л. 2 об.

32 Рисунок к фейерверку..., представленный в честь императрицы Екатерины I 24 ноября 1725 года. // ПФА РАН. Ф. 170. On. 1. Д. 79. Л. 1; Его сиятельному Господину Генерал фельдмаршалу малороссийскому Гетману Ея Императорскаго величества (...) Графу К. Г. Разумовскому из Канцелярии Академии наук <о квартирах художникам и инвенторам фейерверков>. // ПФА РАН. Ф. 3. Оп. 7. Д. 19. Л. 29. Прошение от подмастерья Махаева с учениками о < представлении «экземпляров» фейерверков>, рапорт гравера Гриммеля о показанном 14 декабря 1755 года фейерверке. // ПФА РАН. Ф. 3. Оп. 7. Д. 18. Л. 3 об,- 4.

В 1700 - 1740 - е года «огненные зрелища» являлись для А.Д. Меншикова, Б.Х. Миниха и других государственных деятелей церемониальной обязанностью, социальной «службой», при которой абсолютным монархам представлялись традиционные этикетные девизы, декорации, отличавшиеся малой самостоятельностью от общественно-политических идей Петра Великого. В 1750 - е годы П.И. и И.И. Шуваловы и, отчасти, А.Г. Разумовский, М.И. Воронцов обращались к Елизавете Петровне с помощью новых, сложных символов иллюминаций, заказанных у самых талантливых и успешных российских академиков. Показано, что М.В. Ломоносов обращался к императрице с восхвалениями «спокойной», компромиссной внешней политики, впервые стал напоминать в надписях и одах к иллюминациям о положении торговцев, крестьян.

Теоретическая и практическая значимость диссертации Выводы и сведения исследования могут использоваться на специальных курсах по истории государственной власти, культуры в России. Диссертация может стать основой для разделов общеуниверситетского курса «История России». Материал диссертации может быть применен для написания учебных пособий по истории общественной мысли и отечественной культуры XVIII века.

На защиту выносятся следующие положения:

• общественно-политические идеи в эмблемах фейерверков восходили к публицистическим произведениям западноевропейских философов-просветителей и составляли единое литературное пространство с панегириками, одами, виршами, придворными историческими и художественными трактатами первой половины XVIII века; •

• на технологию создания фейерверков повлиял опыт прусских и итальянских фейерверкеров;

• особенностью технического создания русских фейерверков стало широкое использование пиротехнических пигментов и скупое применение металлических и страховочных конструкций;

• институты артиллерийского ведомства расширялись в эпоху имперских войн первой половины XVIII века и выполняли основные заказы Императорского двора по созданию богатейших «театрумов» в Европе;

• в фейерверках восхвалялись следующие основные идеи, которые видоизменялись на протяжении первой половины XVIII века: героизм человека на службе государству, «общее благо», «общий прибыток».

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования представлялись на международной конкурсной конференции молодых ученых «Ломоносов-2008» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 12 апреля 2008 г.), научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX международной научной конференции (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 31 января - 2 февраля 2008 года), городских научных форумах «Герценовские чтения» (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2006, 2007 годы) и «Российская цивилизация» (Санкт-Петербургский государственный университет, 2008 год). Также на междисциплинарной конференции по истории, культурологи и философии «Философский век. Человек в философии Просвещения» (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2008 год).

Ряд положений исследования издан в двух статьях журналов, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной

комиссии Российской Федерации. Всего по теме диссертации опубликованы работы общим объемом более 2,9 п.л.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, иллюстрированных приложений, списка литературы и источников. Заканчивает работу глоссарий. Первая глава под названием «Театры фейерверков в официальных торжествах первой половины XVIII века» содержит четыре параграфа, вторая глава «Общественно-политические идеи в эмблематике фейерверков» состоит из пяти параграфов.

Во Введении к диссертации обосновывается значимость и актуальность исследования общественно-политических идей в официальной пропаганде. В последнее время возрос интерес к духовной составляющей государственной идеологии. Привлекаются современные средства для оформления праздников, имеющих большое общественно-политическое значение для государства. В этой связи представляется важным проанализировать опыт эмблематических иллюминаций как средства пропаганды социально значимых символов и идей.

В первой главе - «Театры фейерверков в социально-политической жизни» - прослежены этапы подготовки «театрумов» в российских государственных ведомствах, а также отмечена важная роль показов иллюминаций при устройстве городских праздников. Фейерверки первой половины XVIII века стали частью новой европеизированной культуры. Российское общество просвещалось посредством этих представлений.

В первом параграфе — «Истоки российских фейерверков в общественно-политической жизни Западной Европы» происхождение иллюминаций ведется от стран Дальнего Востока. Общественно-политические эмблемы и сложное декоративное оформление иллюминаций заимствованы в

Германии, Италии, Англии. Таким образом, начало традиции иллюминированных зрелищ от разовых позднесредневековых иллюминаций при дворе Алексея Михайловича представляется дискуссионным.

Во втором параграфе - «Мобилизация государственных ресурсов для подготовки фейерверков» - установлено, что подготовка фейерверков на одном из самых важных этапов сводилась к строительству и механистическому конструированию уникальных праздничных сооружений. Их изготавливали в лаборатории при Главной артиллерии — в определенном смысле «кухне» пиротехников. Когда технологии изобретения фейерверков стали известны и использовались регулярно, время от времени совершенствуясь, процесс подготовки фейерверков превратился в производство.

В третьем параграфе, названном «Театр фейерверка как общественно-политическое «действо»» установлено, что «театрумы» являлись представлениями культурных и общественно-политических идей. В этом заключалась их пропагандистская функция — они были задуманы для просвещения подданных. Эта цель обуславливалась идеологическими и просветительскими потребностями времени. В большинстве случаев сходство в словесных формулировках и идейных обоснованиях сценариев для драматического театра, од и фейерверков возникло в ходе пропаганды политики абсолютистской власти. В 1720-е - 1750 - е гг. продолжалось идеологическое обоснование эмблем фейерверков.

В четвертом параграфе - «Зрители театров фейерверков» - заключено, что потребности зрителей фейерверков с годами менялись. Если в начале XVIII века они с непривычкой смотрели разовые опыты с некачественными фейерверками, то в царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны были необходимы пышные праздники с музыкой и развлечениями. К показам иллюминаций подключались лучшие художники и академики России. Фейерверки представляли собой самую сложную и красивую часть праздников.

«Огненные зрелища» производили большое впечатление. С годами они перестали отпугивать людей. Зрители привыкли к этому «механистическому чуду». Пиротехнические показы запоминались как часть общедоступного торжества.

Во второй главе, озаглавленной «Общественно- политические идеи в эмблематике фейерверков», исследуется связь социальных и исторических «сентенций» фейерверков с идеологией абсолютизма и, отчасти, с парадной историографией XVIII века. Проанализированы существенные отличия военно-гражданской «героики» фейерверков первой четверти XVIII века от изысканных витиеватых, барочных украшений, прославляющих мирную роскошь, веселье в иллюминациях 1730 - 1750 - х годов.

В первом параграфе - «Общественно-политические идеи и пропаганда абсолютизма в фейерверках первой четверти XVIII века» - уточнено, что гражданский культ использовался повсеместно в общественно-политическом пространстве России. Фейерверки, как барочная культура, служили удобным средством для имперской пропаганды. Новая идеология полностью подчинялась восхвалению военных подвигов. Она повлияла на интерпретацию войн в фейерверках как благодарного труда, и учебы. Праведные войны во славу государства, а также личные светские подвиги монарха, который олицетворялся с Марсом, Самсоном и Гераклом, являлись значимыми общественно-политическими символами иллюминаций. Они художественно дополняли официальную идеологию власти и служили основой для иллюминаций 1720 -1750 - х годов.

Во втором параграфе - «Общественно-политические идеи в новой символике фейерверков второй четверти XVIII века» - автором исследованы идейные условия, в которых самые просвещенные подданные подавали советы абсолютной власти в 1740 - 1750 - е годы. Отмечено, что императрицы Анна Иоанновна и, в особенности, Елизавета Петровна, провозглашались

продолжательницами и «расширительницами» имперской политики Петра Великого.

В фейерверках осуждались «дерзкие» попытки ограничения самодержавия путем дворцовых переворотов. В пропаганде и общественно-политической мысли 1720 - 1750 - х годов повышенное внимание уделялось не только образу монарха, но и его подданных. В этом заключалась особенность общественно-политической мысли названного периода — ее антропоцентризм.

В третьем, четвертом и пятом параграфах, посвященных семе иным, коронационным и «викториальным» фейерверкам отмечены особенности и отличия этих групп иллюминаций. Семейным «театрумам» императорский двор уделял повышенное внимание, как любимым публичным зрелищам ближайших родственников и окружения монархов. В коронационных иллюминациях показывались сакральные, религиозные символы. Военная эмблематика «викториальных» фейерверков эволюционировала от героической и мифологической до более спокойной, гармоничной с стихиями природы.

В Заключении установлено, что, начиная с царствования Петра Великого «театрум фейерверка» являлся средством консолидации государственных деятелей, дворянства и торгово-промышленного сословия (управляющих заводами, купцов, крупных подрядчиков) в целях приобщения российского народа к западноевропейской культуре и пропаганды абсолютизма.

Своевременное и быстрое изготовление фейерверков осуществлялось благодаря хорошо развитой коммуникации между Канцелярии Главной Артиллерии и фортификации, Сената, Кабинета министров, Верховного тайного совета и Академии наук в царствование Петра Великого, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича и Елизаветы Петровны по- разному. Подготовка иллюминаций стала одним из основных направлений деятельности военного ведомства первой половины XVIII века.

Архитекторы, академики, технические служащие военного ведомства и

другие универсальные мастера в академическом красноречии, артиллерийской инженерии готовили двух - трёхплановые фейерверки. За право публиковать «Изъяснения» к огненным зрелищам в «Приложениях к «Санкт-Петербургским ведомостям» боролись самые главные специалисты Академии: Я.Я. Штелин, X. Гольдбах и Г. Юнкер. Ведущие профессора и приближенные к императрице особы в 1740 - е гг. конкурировали из-за возможности преподавать элоквенцию и устанавливать свои правила панегирического стихосложения, которые потом использовали в одах к фейерверкам, а также боролись за право проектировать и гравировать эмблематические «зрелища». Проекты фейерверков стали важными престижными заказами для Л. Каравакка и О. Эллигера.

Фейерверки со сложными символами стали средством пропаганды растущей мощи российской империи как великодержавного государства. Поэтому на официальных торжествах с показами «огненных зрелищ» обязательным являлось приглашение зарубежных послов. Исследованы консульские «театрумы» как кульминации официальных зрелищ власти, которые устраивались после ключевых событий Северной войны: битвы при Полтаве, Гангутского боя, Ништадтского мира. Они стали повторяющимися ежегодными «триумфами», частью календаря памятных дат русской истории, составленным Петром Великим.

В настоящей работе установлены итальянские религиозные и немецкие

патерналисткие истоки эмблем с изображением дымящихся алтарей в

иллюминациях. Впервые рассмотрено единство мирной и викториальной

символики в фейерверках первой четверти XVIII века. Отмечены

просветительские, рационалистические общественно-политические взгляды

авторов фейерверков начала 1740 - х годов. Установлено, что, в отличии от 1720

- 1750-х гг. к подготовке фейерверков при Петре I не привлекали церковных

деятелей, в первую очередь, Феофана (Прокоповича). Вероятно, это явление

объяснялось недостаточным доверием Петра Великого к общественно-

политическим идеям православия, церкви, а также первоначальной

лаконичностью и простотой элоквенций «огненных зрелищ». В диссертации

23

впервые были показаны связи политических интересов «инвенторов» и руководителей проектов фейерверков и содержания эмблем.

Установлено политическое значение фейерверочных зрелищ как средства борьбы за власть. В частности, в 1727 году А.Д. Меншиков срочно сделал дорогой заказ в артиллерийском ведомстве готовить «театрум» для прославления могущества великого князя. С 1753 года П.И. и И.И. Шуваловы регулярно показывали на транспарантах эмблематических фейерверков императрице самые важные общественно-политические идеи своих проектов. Знаменитые кузены, таким образом, выступали как самые влиятельные хранители наследия реформ Петра Великого в государстве. Официальные фавориты использовали фейерверки для укрепления своих позиций при императорском дворе первой половины XVIII века.

Эмблематические фейерверки играли значимую роль в общественно-политической жизни России первой половины XVIII века. В них показывались идеи о «благополучной» власти в государстве, при которой император всецело управляет страной, осуждались попытки заговоров против правящей императорской фамилии и негативно оценивались возможности ограниченного самодержавия. В иллюминациях разъяснялось, что может считаться идеальными качествами монарха и подданных: смирение, готовность служить для благосостояния отечества.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных

ВАК.

1. Наймарк Е.А. «К сочинению фейерверка и иллюминации для предбудущего торжества...». // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 25 (58). Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб.: «Книжный дом». 2008. С. 201 - 207. (0,5 п. л.).

2. Наймарк Е.А. Религиозная этика в коронационных фейерверках 1724 - 1750- х гг. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 28 (63). Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб.: «Книжный дом». 2008. С. 229 - 232. (0,4 п. л.).

Другие публикации

1. Наймарк Е.А. Идея императорской власти в коронационных фейерверках времени Анны Иоанновны // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно- методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. С. 13 - 16. (0,3 пл.).

2. Наймарк Е.А. Подготовка фейерверков в первой половине XVIII века // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно- методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. С. 27 - 31. (0,3 п. л.).

3. Наймарк Е.А. Приложения к «Санкт- Петербургским ведомостям» как источник общественно-политических идей // Вспомогательные исторические дисциплины- источниковедение- методология истории в системе гуманитарного знания: материалы XX международной научной конференции. Москва, 31 января- 2 февраля 2008 года: в 2 ч. /Редкол.: М.Ф. Румянцева (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2008. С. 492 - 495. (0,3 п. л.).

4. Наймарк Е.А. «На больших картинах иллюминации»: изготовление академиками Петербургской Академии наук проектов фейерверков в 1720 -1750-е годы // «Ломоносов - 2008». Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.:

Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM); Б.с. (0,1 п. л.).

5. Наймарк ЕЛ. Идеи «естественных законов» в фейерверочных представлениях первой половины XVIII в. // История идей и история общества: Материалы VI Всероссийской научной конференции (Нижневартовск, 17 - 18 апреля 2008 года). Ч. 2. Секция «Проблемы отечественной истории». Секция «Теория, методология истории, историография». - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. С. 103 - 106. (0,2 п. л.).

6. Наймарк ЕЛ. Начало создания «новой культуры XVIII века» //Философский век. Альманах. Вып. 34. Человек в философии Просвещения. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей. 2008. С. 125 - 132. (0,4 п. л.).

7. Наймарк Е.А. Подготовка фейерверков служащими артиллерийского ведомства Санкт-Петербурга в первой половине XVIII века // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций. №

8. Август. М.: 2009. С. 42 - 48. (0,4 п. л.).

Подписано в печать 02.02.2010г. Формат 60x84/16 П.л. 1,5 Уч.-изд.л.1,5. Тир.ЮО экз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная д. 1. Тел. 571-5474 Зак.№ 13201 от 08.02.2010г.