автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия человека в системе С. Л. Франка

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Зимянина, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия человека в системе С. Л. Франка'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зимянина, Елена Владимировна

Введение. Стр.3

Глава 1. Новый подход к проблеме человека и его предпосылки в философии С.Л. Франка, Стр. 11

1.1 .Смысл и истоки нового понимания человека у С.Л,Франка;

1.2. Онтологи чес кие и методологические предпосылки философии человека в системе С.Л.Франка. Стр.21

Глава 2. Человеческое бытиё как самооткрывающаяся реальность Стр.36 2Л. Элементарный состав внутреннего бытия человека; 2.2.Самоосуществление непосредственного самобытия: выход в бытиё «ты»; Стр.45 2.3 .Самоосуществление внутреннего бытия: конституирование личности. Стр.

Глава 3. Религиозный смысл человеческого бытия в философии С,Л.Франка. Стр.78 3.1 .Двойственность бытия человека и возможность её преодоления; Стр.79

3.2.Взаимосвязь человека и Бога,богочеловечность; Стр.85

3.3.Проблема зла и греха в человеческой природе и путь их преодоления. Стр.99

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Зимянина, Елена Владимировна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Актуальность исследования концепции человека в философии С.Л.Франка обусловлена следующими факторами:

Наследие С.Л.Франка остаётся и по сей день в достаточной мере неизученным. Проблема человека является едва ли не самой главной для его философии. Однако она не получила должного освещения в систематическом исследовании.

Значение фрашсовской философии человека отмечал В.В.Зеньковский: «только Франк договорил до конца, довёл до предельной чёткости учение о человеке в пределах системы Всеединства, и в этом его огромная заслуга»(70,2,2,83) Поэтому на фоне общих тенденций развития современной философской мысли, ориентированной на проблемы человека в современном мире, гуманизации всех сфер жизни, изучение целостной концепции человека, как она дана в философии Франка, поможет решить проблемы самопонимания, самосоознания для определения и реализации новых целей и задач, установления высоких духовных ориентиров и ценностей.

Изучение творчества С.Л.Франка, его антропологии, насыщенной идеями современной ему философии (философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, сскулярный и религиозный гуманизм, среномепология) открывает перед сегодняшними философами широкую перспективу исследований в самых различных областях знания о человеке: философской психологии, этики, эстетики, теории познания, философии языка и др.

В настоящее время стало актуальным изучение человеческого сознания, мышления. Тем большую ценность представляет концепция человека Франка, которая может стать основой, методологической базой дальнейших исследований в этой области.

Перед философской антропологией сегодня стоит задача создания целостной концепции личности, рассматривающей человека во всех формах его проявления, и философия человека Франка может стать отправной точкой для достижения этой цели.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ:

Долгие годы наследие C.JI,Франка оставалось в достаточной мерс неизученным. Посвященные Франку исследования 50-х- 70-х годов были обращены, в основном, к общим положениям его системы. Франка рассматривали как крупного гносеолога и метафизика, а также как создателя тсогуманистической этики (С.А.Левицкий). В.В.Зеньковский считает Франка прежде всего создателем стройной и продуманной системы Всеединства, в центре которой стоит религиозная концепция.

Сразу после смерти Франка в Мюнхене вышел сборник его памяти (1954г.). Авторы сосредоточились в основном на личности, жизненном пути философа и его метафизике.

Проблемы человека в философии Франка через призму его онтологии, этики, философии религии касались: Н.О.Лосский в «Истории русской философии», С.А.Левицкий в «Очерках по истории русской философии»,

Е.П.Некрасова в книге «С.Л.Франк».

В последнее десятилетие появился ряд исследований творчества Франка, в которых более подробно рассмотрены некоторые аспекты философии человека. Так П.В.Алексеев системно анализирует реальность человека у Франка, сопоставляет её с эмпирической и идеальной сферами, особо подчёркивая значимость духовной реальности, конституирующей сущность человека и являющейся основой для преодоления многообразных форм отчуждения и других негативных тенденций жизни. И.И.Евлампиев в статье «Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка» прослеживает эволюцию взглядов Франка по проблеме человека, раскрывая сущность нового подхода к человеческому бытию как «срезу» абсолютного бытия, всеединства. При этом автор статьи раскрывает религиозно- этические причины, по которым для Франка было невозможно абсолютизировать конечное человеческое бытиё, обосновывать абсолютную первичность человека в структуре реальности. Следует особо отметить фундаментальное исследование И.И.Евламгшевым системы Франка в книге «История русской метафизики в 19-20веках» СПб.2000г., где понятие личности анализируется в контексте франковской онтологии, этики, философской психологии, теории творчества.

Анализу религиозного смысла человеческого бытия у Франка посвящена статья А.А.Ермичева «Введение в богопознание по С.Л.Франку», где разрабатываются вопросы богочеловечности, взаимодействия божественной и человеческой реальности, неустранимости зла в мире.

Помимо указанных имён важные разработки как онтологии, так и философии человека представили: Т.Н.Резвых в диссертации «Проблема реальности в философии С.Л.Франка», В.В.Сухоруков в статье «Вопросы антропологии в социально-философской системе С.Л.Франка» . Значительный вклад в изучение наследия Франка внесли: П.П.Гайденко, Н.К.Гаврюшин, В.И.Кураев и др.

Однако проблема человека в философии Франка так и не рассматривалась во всей целостности, во всех аспектах.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Диссертант поставил перед собой общую цель - осуществить реконструкцию и системный анализ концепции человека С.Л.Франка. В ходе её реализации перед диссертантом стояли следующие задачи:

1. Выявление онтологических и методологических предпосылок философии человека С.Л.Франка;

2. Анализ структуры и динамики бытия личности как самораскрывающейся реальности;

3. Анализ духовного бытия как основы и сущности бытия человека;

4. Раскрытие религиозного смысла человеческого бытия, взаимосвязи человека и Бога в религиозной философии Франка;

5. Исследование проблемы зла и греха в концепции человека Франка.

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ составляют:

1 .Историко-философский подход, направленный на выявление связи концепции человека С.Л.Франка с предшествующими и современными взглядами на проблему человека;

2.Аналитический метод, направленный на выявление в произведениях С.Л.Франка главных проблем, связанных с философией человека;

3.Базовые приёмы текстологического и общенаучного анализа.

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили книги и статьи С.Л.Франка, относящиеся к теме диссертации и темам, связанным с указанной проблематикой , а также исследования философов русского зарубежья, работы отечественных философов, занимающихся различными аспектами творчества С.Л.Франка: онтологией, этикой, социальной философией, гносеологией, философией религии, антропологией, книги по проблемам современной философской антропологии, справочные издания.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Теоретическая значимость данной диссертационной работы определяется тем, что она вносит вклад в научную разработанность философской проблемы человека вообще и темы человека в философии С.Л.Франка в частности, представляет многоаспектный подход к проблеме человеческого бытия, может послужить методологическим основанием для дальнейших исследований в области философской антропологии.

Материалы диссертации могут быть использованы учёными и аспирантами для специального изучения антропологии Франка, а также в лекционных курсах по истории русской философии, спецкурсах по философии Франка. Результаты и выводы проведённого исследования могут представлять ценность при написании или переиздании философских словарей и энциклопедий, в современных исследованиях и дискуссиях по вопросам философии Франка и проблемам современной философской антропологии как отечественной, так и зарубежной.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ заключается в том, что в ней осуществлена целостная реконструкция малоизученной области творчества С.Л.Франка - философии человека.

Используя все основные источники по данной теме, автор диссертации выявил:

1) онтологические и методологические предпосылки бытия человека у Франка, что дало возможность показать тот новый подход, в рамках которого бытиё человека рассматривается как проявление самой абсолютной реальности, как одновременно трансцендентное и имманентное бытиё. Оригинальность данного подхода обусловлена также использованием Франком метода антиыомистического монодуализма, позволяющего осуществить диалектический синтез крайних точек зрения и получить объективное знание, по существу трансрациональное.

2) структуру и динамику реальности человека у Франка, детальное рассмотрение которых позволило сделать важные выводы по проблемам сущности человека, смысла его бытия, свободы, творчества. Особенное внимание уделено проблеме взаимосвязи личности с духовной реальностью как конституирующей, направляющей силой. В рамках теории личности реконструирована концепция свободы как онтологически значимой составляющей духовной сущности человека. Также рассмотрен спектр человеческих проявлений, базирующихся на фундаментальной связи в структуре личностного бытия «я - ты», в частности, феномен любви.

3) диалектику отношений бытия человека и бытия Бога в религиозной философии Франка; фундаментальность и первичность связи с Богом для личности, глубокую взаимосвязь всех проявлений сущности человека с божественной реальностью. Рассмотрена концепция Богочеловечности Франка, которая явилась продолжением и развитием религиозно-философских идей Достоевского, Соловьева. Отражено обоснование Франком роли христианства для создания целостной, глубинной теории личности .

Автор диссертации показал преемственность многих идей Франка философии Ф.М.Достоевского в отношении проблемы человека.

Для более детального анализа и разработки отдельных проблем проведены параллели с концепцией сознания советского философа М.К.Мамардашвили.

Бл. Августин:

Прежде всего человеку нужно вернуться к самому себе с тем, чтобы, словно сделав шаг, подняться и вознестись к Богу.»

С.Л. Франк:

Если личность есть подлинно образ и подобие Бога, то она, и только она одна, есть единственно адекватное выражение истины.»

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия человека в системе С. Л. Франка"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В рамках своей системы философии Франк осуществил фундаментальный, целостный подход к проблеме человека. Принцип Всеединства позволил ему реализовать новый подход к человеку как самораскрывающемуся бытию. Основная, главная идея метафизики человека, -«реальность человека есть откровение абсолютной реальности вследствие внутреннего сродства обоих», - предвосхитила концепцию «новой онтологии» Хайдеггера, рассматривающую человека как «присутствие бытия».

Человек в системе Франка есть самораскрывающаяся, трансцендирутощая, творческая реальность, в своей сущности единая с реальностью божественной. Франк особо выделяет сверхмирный характер и происхождение реальности человека. Храня преемственность традиции Достоевского, Франк определяет сущность человека как внутреннее единство субъективного и объективного, имманентного и трансцендентного; как действие духовного бытия в качестве осмысляющей, бытийственно актуализирующей инстанции, властвующей над человеком силой своей внутренней убедительности. Этим достигается целостность, гармония бытия человека, цельность его существа.

Рассмотрение и анализ структуры личности как стихии душевной жизни и самости позволяет Франку проследить динамику возникновения и развития душевно - духовных проявлений человека, таких, например, как свобода. Важный вывод, который делает Франк, заключается в единстве духовности и свободы. В причастности личности духовному бытию, трансцендентному началу, человек обретает подлинную свободу и бытие-у- самого-себя.

Важным выводом из концепции человека Франка является онтологическая и экзистенциальная первичность отношения «я-ты» для личности. Осуществление «я» возможно лишь как выход за пределы себя самого в «ты». Феномен любви, управляющий всей жизнью человека, являющийся принципом объединения, имеет свою основу в бытийственной, глубинной связи «я-ты». Через трансцендирование в «ты» преодолевается начало индивидуации, отчуждения и происходит соучастие личности в бытии, из которого рождаются такие феномены как вероисповедное единство, семья, чувство родины, дружба. В общении формируется и созревает личность и, как пишет Франк о роли общества: «лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком».(33,53)

Особая заслуга принадлежит Франку в раскрытии личности как реальности, выходящей за пределы самой себя. Такой подход позволяет рассматривать реальность человека, во-первых, как творчески развивающуюся, а во-вторых, как имеющую связь с вневременной духовной реальностью. Последняя определяется как модус реальности, составляющий основу бытия человека. Франк убедительно доказывает, что все упования человека, смысл его жизни лежит не в эмпирической плоскости, но в сфере духовного бытия. И только во взаимодействии, взаимопроникновении с духовной реальностью личность может реализовать себя и обрести счастье. Следует отметить, что особенность конституирования личности состоит в решающей роли, которую играет самость, индивидуальность человека. Умение ставить самому себе пределы, соблюдать в отношении самого себя дистанцию характеризует зрелость личности. Франк приходит к важному определению личности: «Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет».(41,409)

Следуя принципу всеединства , Франк связывает все формы бытия в единое целое, в частности духовное бытиё и человеческую реальность с реальностью абсолютной, которую он называет «Божеством». Таким образом, наша внутренняя сращенность с бесконечностью духовного царства и Богом обусловливает вечность и бесконечность нашей личности. Продолжая традиции Достоевского, Франк утверждает абсолютный смысл человеческого бытия, который осуществляется всей жизнью человека.

Как связующее звено между божественной реальностью и реальностью человека рассматривает Франк свободу, творческую тревогу духа. Свобода есть именно то, что позволяет преодолевать пределы собственной личности и открывать «божественное». Самоопределение человека возможно в свободной , творческой духовности, проникнутой любовью к Богу. Франк придаёт бытию человека глубоко религиозный смысл.

В своей итоговой книге «Реальность и человек» основным тезисом Франк считает тезис об утверждении неразрывной связи между идеей Бога и идеей человека, а главной своей задачей видит преодоление векового раздора между верой в Бога и верой в человека, ставшего источником смуты и трагизма как в европейской, так и в русской духовной жизни последнего времени. Утверждая идею «Богочеловечности», Франк раскрывает диалектику и двойственность человеческого существования как существа одновременно эмпирического и надмирного. Трагизм ситуации бытия человека в мире Франк преодолевает утверждением об общей, единой первореальности, укоренённость в которой и человека и мира даёт сознание сродности, близости нам окружающего мира.

Важным выводом, к которому приходит Франк, рассматривая взаимосвязь божественной реальности и реальности человека, является утверждение фундаментальности и первичности этой связи для личности человека и её взаимодействия с людьми, обществом. Отрицая деизм (пелагианство), атеизм, августинианство, Франк стоит на позиции, согласно которой Бог творит человека как самостоятельное, творческое существо и даёт ему свободу. Всемогущество Бога образует со свободой человека трансрационально - антиномистически первичное нераздельное единство.

Франк особо отмечает, что богосродство человека было впервые ясно осознано и раскрыто в христианстве, являющемся, по сути, религией личности. Обобщая и развивая положения христианского вероучения Франк делает вывод: «прибегая к Богу, отдаваясь и служа ему, человек впервые полностью осуществляет сам себя; только в связи с Богом человек находит своё истинное существо».(16,3 13)

Франк обогащает свою метафизику истинами христианского откровения, которые гармонично соединились в единое целое с концепцией человека, что дало возможность наиболее полно и глубоко отразить богатство и широту человеческого духа, смысл и существо человеческого бытия, все формы его проявления .

Ретроспективно обозревая всё творчество С.Л.Франка можно утверждать, что тема человека, личности была самой значимой, «сквозной» для его философии. Создав целостную, всестороннюю концепцию человека, он задал новую парадигму трактовки личности как самораскрывающейся реальности, до конца непостижимой. Франк осуществил в отношении философии человека синтез всех наиболее влиятельных философских концепций нач.-сер.20 века, и внёс, тем самым, огромный вклад в мировую антропологию. В этом его громадная заслуга и непреходящая ценность.

 

Список научной литературыЗимянина, Елена Владимировна, диссертация по теме "История философии"

1. Фр.Ницше и этика любви к дальнему.// Франк С.Л. Соч. М. 1990.

2. Письма к Н.А. П.Б.Струве (1901-1905)/Публ.М.А.Колерова//Путь№1. М., 1992.

3. О критическом идеализме //Мир божий. 1904. №ХХ!

4. Государство и личность//Новый путь. 1904.Ноябрь.

5. Очерки философии культуры//Полярная звезда.1905 №2.С. 170-184;№З.С. 104-117

6. О свободной совести.//Полярная звезда. 1906 №6

7. Религия и культура.//Г1олярная звезда. 1906 №12

8. Личность и вещь(Философское обоснование витализма)//Свобода и культура. 1908.№11

9. Этика нигилизма.// Вехи. М. 1909

10. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры.//Сб.ст. СПб. 1910110 сущности художественного познания (Гносеология Гёте)//Русская мысль. №8

11. Памяти Льва Толстого// Там же. №12

12. Философия религии В.Джемса // Там же.№2

13. Природа и культура // Логос. Кн.2. М., 1910

14. О философской интуиции (О Бергсоне) //Русская мысль. 1912.№3.

15. Нравственный идеал и действительность.// Рус. Мысль. 1913. №1

16. Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания. СПб. 1995

17. Задачи философской психологии //Русская мысль. №10

18. Кризис современной философии// Там же.

19. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб. 1995

20. Очерк методологии общественных наук.М. 1922

21. О задачах обобщающей социальной науки // Мысль. Пг.,1922. №3.

22. Философия и религия/7 София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923.

23. Крушение кумиров // Франк СЛ. Соч. М. 199025. «Я» и «мы». //Сб. статей, посвященных П.Б. Струве ко дню 35-летия научно-публицистической деятельности 1890-1925. Прага. 1925

24. Религиозные основы общественности.//' Путь. 1925 №1

25. Смысл жизни.//Франк C.JT. Духовные основы общества. М.1992

26. Новая немецкая литература по философии антропологии// Путь. 1929.№15

27. Религия и свободная мысль//Руль. 1929 №2480.

28. Психоанализ как миросозерцание.//Путь. 1930 №25

29. Новая этика немецкого идеализма (Н.ГартманУ/'Путь. №5.

30. Мистика Райнер Мария Рильке //Там же. №12,13.

31. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.//М. 1992

32. Из духовной мастерской Достоевского.//Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб. 1996(1930)

33. Апостол человечности.// Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб. 1996(1931)

34. Достоевский и кризис гуманизма.// Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб. 1996 (1931)

35. Личная жизнь и социальное строительство. Париж. 1933

36. Философия и жизнь (Международный философский съезд в Праге) //Путь. 1934. №45

37. Абсолютное//Антология «Русская философия конец19-начало20 века». Спб.1993.

38. Письма С.Л.Франка Л.Бинсвангеру//Франк С.Л. Непрочитанное.1. М.2001.

39. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии.// Франк С.Л. Соч. М. 1990

40. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М. 1998

41. С нами Бог.// Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992

42. О природе душевной жизни.// Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Сб. ст. Париж. 1972

43. Реальность и человек. СПб . 1997

44. Духовное наследие Вл. Соловьёва // Вестник РСХД. 1950. 4-5

45. Биография П.Б.Струве. Нью-Йорк,1956

46. Этюды о Пушкине Мюнхен. 19571. ЛИТЕРАТУРА:

47. Алексеев П.В. Философская концепция С.Л.Франка//Франк С.Л. Духовные основы обществам. 1992

48. Аляев Г.Е. Метафизика прав человека в трактовке С.Л.Франка//Историко-философский ежегодник'98 М. 2000

49. Бердяев Н.А. С.Л.Франк. Непостижимое.//Путь 1939 №60

50. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства В 2-х томах. М. 1994

51. Бибихин В.В. Узнай себя СПб. 1998

52. Библия. М. Московская патриархия. 1979

53. Бинсвангер Л. Воспоминания о С.Л.Франке //Новый журнал. 1965.№81

54. Гаврюшин Н. «Русская идея» в трактовке С.Франка/Юбщественные науки. 1990 №6

55. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства или Абсолютный реализм С.Л.Франка.//Вопросы философии. 1999 №5

56. Гусев Г.И. Зов идеала // Вопросы философии. 1988 №9

57. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология.//Логос. 1992 №3

58. Декарт. Сочинения в 2-х томах. М. 1989-1993

59. Ермичев А.А. Введение в богопознание по С.Л.Франку// Франк С.Л. Реальность и человек. СПб. 1997

60. Ермичев А.А. С.Л.Франк философ русского мировоззрения// ФранкС.Л. Русское мировоззрение. СПб. 1996

61. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Ленинград, 1972

62. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 в. В 2-х томах. СПб. 2000

63. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка//Франк С.Л. Предмет знания СПб. 1995

64. Ерофеев В.В. Культура и философская антропология// Вопросы философии 1988 №9

65. Жаба С.П. «С нами Бог» С.Л.Франка// Вестник РСХД 1965 №78

66. Заволочная Г.Н. В поисках «абсолютного блага»: С.Л.Франк о смысле жизни // Смысл жизни: опыт философского исследования. М. 1992

67. Закутин Л. С.Л.Франк. Душа человека // Новый журнал. 1965 №81

68. Зеньковский В.В. История русской философии В 2-х томах. Ленинград.1991

69. Зеньковский В.В. С.Л.Франк / Возрождение. 1951 №15

70. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение 20-й в. Париж. 1974

71. Иванов В.И. Достоевский и роман трагедия /7 Иванов В.И. Родное и вселенское М. 1994

72. Иванов В.И. Переписка С.Франка и В.Иванова. // Мосты. 1963 №10

73. О.Игнатий Крекшин. Метафизика зла (Пролегомены к теодицее в философии позднего С.Л.Франка)//Вопросы философии. 2001№12.

74. РЬгьин И.А. Семён Людвигович Франк и его место в русской философии и русской культуре //Вестник РСХД. 1966 №172

75. Кант И. Критика чистого разума. СПб. 1993

76. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечностьчеловека.М. 1998

77. Кураев А.В. Критика религиозной антропологии С.Л.Франка.//Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания. М. 1983

78. Лапшин И. Мистический иррационализм проф. С.Л.Франка // Мысль. 1922 №3

79. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. 1996

80. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М. 1991

81. Левицкий С.А. Памяти великого философа (С.Л.Франка) //Новый журнал. 1977 №127

82. Левицкий С.А. С.Л.Франк и его учение // Грани. 1954 №22

83. Левицкий С.А. Идея бессмертия у Достоевского. // Образ. 1996 №3

84. Лосский И.О. История русской философии. М. Советский писатель. 1991

85. Лосский Н.О. Франк. Предмет знания //Вопросы философии и психологии. 1916 Кп. 123-133

86. Лосский Н.О. Вл. Соловьёв и его преемники в русской религиозной философии // Путь 1926 №2

87. Лосский Н.О. Очерк философии С.Л.Франка. // Вестник РСХД. 1977 №121

88. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен СПб. 2000

89. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления М. 2000

90. Некрасова Е.Н. Франк М. 2000

91. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М. 1991

92. Психология. Словарь. М. 1990

93. Редлих Р.Н. О «Непостижимом» С.Л.Франка // Грани. 1971 №81,82

94. Редлих Р.Н. Социальная философия С.Л.Франка. Франкфурт-на-Майне,1972.

95. Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С.Франка //Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7, Философия. 1992 №5

96. Рильке P.M. Записки Мальте Лаурдиса Бригге М. 2000

97. Русская философия. Словарь. М. 1999

98. Русский эрос или философия любви в России. М.1991101 .Сборник памяти С.Л.Франка . /ред. Зеньковский. Мюнхен. 1954

99. Сенокосов Ю.П. Семён Людвигович Франк // Франк С.Л. Соч. М. 1990

100. ЮЗ.Степун Ф.А. Вера и знание в философии Франка //Новый журнал 1965 №81

101. Смысл жизни в русской философии СПб. 1995

102. Суворов О.В. Сознание и Абсолют М. 1999

103. Юб.Сухоруков В.В Вопросы антропологии в социально-философской системе С.Л.Франка // Актуальные проблемы марксистских историко-социологических исследований. М. 1986

104. Философия русского религиозного искусства 16-20в. М.1993

105. Флоровский Г. Религиозная метафизика С.Л.Франка // Сб. памяти С Л.Франка. Мюнхен. 1954

106. Хайдеггер М. Время и бытиё М. 1993

107. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии М. 1995111 .Элен П. Философия «мы» у С.Л.Франка //Вопросы философии 2000 №2

108. Литература на английском языке.

109. Boobbyer Ph. S.L.Frank. The Life and Work of A Russian PhilosoferJ 877-1950. Athens(Ohio), 1995

110. Brennon A Persona identity and personal survival// Analysis. Jan. 1982.Vol.59.№230

111. Madell G. The identity of the self. Edinburg: Univers. Press,1986

112. Frank S.L. The Problem of Reality// The Monist. 1928.№38

113. Walicki. A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford,1987