автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия образования В.В. Розанова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Барзукаева, Рамиса Ахметовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия образования В.В. Розанова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия образования В.В. Розанова"

На правах рукописи

БАРЗУКАЕВА РАМИСА АХМЕТОВНА

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.В. РОЗАНОВА

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тверь- 2004

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Защита состоится «26» марта 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета К 212 263.05 в Тверском государственном университете по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Скорбященская, д. 44а.

Автореферат разослан «_»_2004 г.

Ям Кинельм Ефимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Лебедев Анатолий Гаврилович

кандидат философских наук, доцент Успенская Валентина Ивановна

Ведущая организация: Тверской государственный

технический университет

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования философии образования В.В. Розанова(1856— 1919) определяется тем, что поставленные им проблемы имеют огромное значение в современных условиях развития России, когда система образования оказывается перед необходимостью модернизации, включающей как использование новых научных философских и педагогических идей, так и разработку педагогических технологий, способствующих достижению глубоких знаний учащихся.

Актуальность изучения философского наследия В.В. Розанова определяется также тем, что современная Россия, войдя в эпоху преобразований конца XX - начала XXI века, нуждается в осмыслении духовных национальных и общечеловеческих ценностей. В этой ситуации для современного российского образования все более важным становится разработка собственной стратегии развития. Решению этой задачи будет способствовать философский анализа наследия представителей религиозно-философского ренессанса конца XIX — середины XX века, выдающиеся представители которого предложили оригинальные решения важнейших проблем российского образования.

Актуальность исследования объясняется традиционно глубокой связью образования и философского знания, без учета которой невозможно в полной мере достичь интеллектуального и духовного прогресса в обществе.

Актуальность исследования в значительной степени объясняется личностью В.В. Розанова, писателя, публициста, оригинального философа и профессионального педагога.

Степень разработанности проблемы

Анализу философского наследия В.В. Розанова посвятили свои работы известные представители эпохи религиозно-философского ренессанса в России: B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский.

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось выходом ряда научных трудов, в которых рассматривались вопросы связи философии и системы образования. Среди них - работы О. Долженко1, В.М. Розина2,

1 Долженко О. Очерки по философии образования. — М., 1995.

2 Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования: Сб.-М., 1996.-С. 7-21.

' РОС. НАЦИОНАЛЬНА* | 3

Библиотек* 1

Л.А. Микешиной3, Ю.А. Шрейдера4, И.Б. Федорова и В.Н. Волченко5, Б.С. Гершунского6, ГЛ. Ильина7.

Последняя четверть XX века ознаменовалась возросшим интересом к творчеству В.В. Розанова. В этой связи необходимо отметить работы В. А. Фатеева, СВ. Пишуна, а также диссертационные исследования О.А. Богатовой, А.В. Сара-пульцевой, А.Я. Кожурина, СВ. Скородумова.

Первые попытки специального рассмотрения философии образования В.В. Розанова нашли отражение в статье В. Щербакова «Второе пришествие В.В. Розанова». Через десять лет анализ некоторых положений философии образования В.В. Розанова был осуществлен в учебном пособии Т. А. Гололо-бовой, Б.В. Емельянова, Н.Д. Наумова. Позднее Б.В. Емельянов вновь обращается к исследованию некоторых положений философии образования В.В. Розанова, уделяя определенное внимание работе «О понимании». Наконец, в 2002 г. выходит в свет специальная монография В .А. Кравцова, в которой, наряду с известными представителями отечественной философской мысли, рассматривается метафизика пола и «консервативный идеал образования» В.В. Розанова.

Признавая важность и глубину перечисленных исследований, следует отметить, что в них в недостаточной степени рассматриваются проблемы конкретного использования философских идей В.В. Розанова в разработке теории и в совершенствовании практики российского образования.

Таким образом, анализ перечисленных работ показывает, что исследование философии образования В.В. Розанова как целостной системы не нашло отражения в современной философской и педагогической литературе.

Объектом исследования данной диссертационной работы является анализ философского наследия В.В. Розанова.

Предмет исследования - философское обоснование путей развития российского образования в трудах В.В. Розанова.

Выбор объекта и установление предмета исследования определили тему исследования: «Философия образования В.В. Розанова».

3 Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования: Сб. - М., 1996. - С. 37-53.

4 Шрейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Философия образования: Сб. -М., 1996. - С. 135-148.

' Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Философия образования: Сб. - М., 1996. - С. 227-245.

*' Гершунский Б.С. Образование втретьем тысячелетии.-М., 1997; Он же: Философия образования. - М, 1998.

7 Ильин Г.Л. Философия образования. - М., 2002.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключается в анализе философии образовании В.В. Розанова как целостной системы.

В соответствии с поставленной целью определяются и основные задачи работы:

- показать философскую и педагогическую значимость проведенного В.В. Розановым анализа состояния образования во второй половине XIX века в Европе и России;

- выявить значение категории понимания как методологической основы философии образования В.В. Розанова;

- рассмотреть значение категории понимания в области исследования творческой деятельности;

- выявить содержание разработанных В.В. Розановым основных принципов развития образовательной деятельности;

- раскрыть философское и педагогическое значение розановской концепции роли отечественной духовной культуры в развитии российского образования.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования

Обоснование возможности использования философского знания в образовании в отечественной философии сформулировано B.C. Соловьевым в концепции мира как Всеединства, исходящей из того, что знание не может иметь только теоретический характер, а должно удовлетворять потребностям человека в достижении истины, добра и красоты, что, как показали работы С.Н. Булгакова, в процессе педагогической деятельности может обеспечить формирование человека как существа мыслящего, общественного и творчески действующего в мире.

Развивая идеи B.C. Соловьева о необходимости выработки философского обоснования образования, СИ. Гессен (1887-1950) показал, что задачей всякого образования является приобщение человека к ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства. Поскольку, как считал Гессен, каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии, можно утверждать, что основные отделы философии включают основные ценности культуры. СИ.' Гессен делает вывод, что, являясь наукой об этих ценностях, их смысле, составе

и законах, философия определяет основные цели образования. Отсюда следует, по мнению Гессена, что история педагогики есть отражение истории философии.

Обращение к работам В.В. Розанова подтверждает возможность плодотворного использования философских идей для совершенствования образования, поскольку философия образования В.В. Розанова включает три взаимосвязанные части: философскую теорию понимания, систему основных принципов образовательной деятельности и обоснование роли духовной культуры в образовании и воспитании.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень разработанности проблемы, определяются основные источники, методологические подходы, объект и предмет исследования, формулируется научная новизна и практическая значимость исследования, указываются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Философский анализ В.В. Розановым основных тенденций европейского и российского образования» рассматривается розановская концепция причин кризиса европейского и российского образования, а также философское обоснование путей выхода из кризисной ситуации.

В первом параграфе «Философская критика В.В. Розановым современных тенденций европейского и российского образования» показано, что основной причиной кризиса образования в странах Европы и России В.В. Розанов считал игнорирование роли духовной культуры в образовательном процессе.

Во втором параграфе «В.В. Розанов о понимании как научной, социально-философской и педагогической проблеме» отражено философское содержание введенной В.В. Розановым в научный оборот категории понимания в качестве одного из путей преодоления кризиса российского образования.

В третьем параграфе «В.В. Розанов о понимании в области творческой деятельности» рассмотрена розановская концепция понимания в науке и творческой деятельности как основа преодоления кризиса образования.

Во второй главе «Философское обоснование принципов организации педагогической деятельности и роли духовной культуры в образовании и

воспитании» предпринят анализ розановской концепции педагогической деятельности и роли духовной культуры в образовании и воспитании.

В первом параграфе «Философское обоснование принципов организации образовательной деятельности в философском наследии В.В. Розанова» показаны предложенные В.В. Розановым основные пути модернизации процесса обучения и воспитания в российской школе.

Во втором параграфе «Философский анализ В.В. Розановым роли духовной культуры в образовании и воспитании» дан анализ розановской концепции духовной культуры и ее роли в развитии российского образования.

В заключении подводятся итоги исследования и высказываются рекомендации по использованию его результатов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ; ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- показано, что, согласно Розанову, основным недостатком европейского и российского образования является отрицание роли духовной культуры в процессе образования и воспитания;

- выявлено, что разрешение существующих противоречий в области образования В.В. Розанов связывал с введенной им в научный оборот категорией понимания как особой формы философии науки и методологической основы образовательной деятельности;

- проанализировано значение категории понимании в познании результатов творческой деятельности человека;

- раскрыта роль категории понимания в формировании основных принципов образовательной деятельности;

- показано значение розановской концепции отечественной духовной культуры в развитии российского образования.

Исходя из новизны исследования, на защиту выносятся следующие основные положения.

1. Основным недостатком современного европейского и российского образования В.В. Розанов считал игнорирование роли духовной культуры в образовании и воспитании.

Образцом такого воспитания является созданный Ж.-Ж. Руссо образ Эмиля. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо В.В. Розанов характеризует как программу мыслителя, который вне традиций своего народа, своей религии, истории выдвинул идею «нового гражданина». Этот проект, обоснованный Парацель-сом (1493-1541), отмечает Розанов, базировался на убеждении в возможности искусственного способа рождения человека. Философскую основу теории Ж.-Ж. Руссо В.В. Розанов усматривал в заблуждениях Парацельса, пытавшегося отождествить логическое и реальное следование, несостоятельность которого показана И. Кантом в работе «Критика чистого разума» (1770). Выражаясь языком И. Канта, Парацельс ожидаемое принял за действительное, которое на самом деле было безжизненным материалом природы. Однако искусственность описанного Парацельсом гомулкула принята, согласно Розанову, современным поколением Европы и России.

В основе этого процесса, согласно Розанову, лежит стремление государства к унификации всех сторон народной жизни и способов человеческой жизнедеятельности, в то время как внутренней потребностью личности все отчетливее становится стремление к индивидуализации. Рассматривая эту тенденцию, В.В. Розанов высказывает убеждение, что государство может ставить определенные образовательные и воспитательные цели, но оно не должно навязывать учебные программы и способы преподавания учебных предметов.

Анализируя состояние и нужды российской системы образования, В.В. Розанов подчеркивает, что Россия в области просвещения значительно отстала от уровня европейских стран. И все это характерно для страны, давшей миру А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, славянофилов. Таким образом, великая духовная культура России не стала препятствием эпигонскому характеру российского образования, гимназический и университетский устав которых представляет собой компиляции из иностранного опыта, главным образом немецкого. В.В. Розанов показывает, что даже материал образования имеет очень слабое отношение к отечественной культуре, а на 7/10 состоит из простых заимствований. Между тем, общественное мнения России достаточно определенно склоняется к требованию о значительном расширении курса отечественной истории и культуры. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что в первые 70 лет XIX века Россия духовно открыла себя, не пренебрегая одновременно и общечеловеческими ценностями.

Заканчивая анализ недостатков сложившихся систем образования в Европе и России, В.В. Розанов предпринимает научную классификацию основных видов образовательной деятельности. Исходной предпосылкой такого анализа является положение, согласно которому есть два типа образования: реальное и формальное.

В системе реального образования усилия направляются на отбор и усвоение практически значимого материала. В результате в этом типе образования сводится к минимуму творческая роль личности, а также содержится игнорирование характера умственной деятельности обучающегося. Идеи формального образования, согласно Розанову, наиболее последовательно реализованы в системе классического образовании, сторонники которого предполагают такую интеллектуально-творческую подготовку, при которой обучающийся будет способен сам разбираться в полезном и бесполезном, побочном и существенном.

Таким образом, В.В. Розанов исходил из положения, сформулированного позднее Х.-Г. Гадамером, показавшим, что образование является одним из ведущих гуманистических понятий, изменение в трактовке которого отражает духовную эволюцию человечества, совершившего переход от системы «естественного образования» (изучение строения тех или иных структур) к пониманию образования как явления духовной культуры.

Исходя из этой предпосылки, разделяемой И.Г. Гердером, И. Кантом, В. фон Гумбольдтом, Г.Ф. Гегелем, Ф. Ницше, русские философы эпохи религиозно-философского ренессанса, начиная с B.C. Соловьева, задачей образования считали достижение «цельного знания», а его результатом формирование цельной личности. В развитии идеи B.C. Соловьева о необходимости выработки философского обоснования системы образования особая роль принадлежит В.В. Розанову.

2. Преодоление основных недостатков в области образования В.В. Розанов связывал с введенной им в научный оборот категорией понимания, призванной снять неудовлетворенность двумя формами деятельности человеческого разума-наукой и философией. .....• » •

Рассматривая проблему истинности научного знания, В.В. Розанов полагает, что предметом научного познания могут быть только постоянные мировые процессы, выраженные в общих категориях. Преодолевая эмпирическую

трактовку классической концепции истины, В.В. Розанов показывает, что «истинное» нельзя определять только как «соответствующее действительному», поскольку «истинно сознаваемое обширнее истинно существующего» и мир, заключенный в разуме человека, шире мира, лежащего вне его практической деятельности.

Неудовлетворенность как дискурсивный разумом, так и постулатами метафизики приводит В.В. Розанова к убеждению в необходимости найти то, что является основным и первым вопросом всякого познания; Это свойство человеческого разума, способного раскрыть природу, границы и строение изучаемого, В.В. Розанов обозначил термином «Понимание».

Методологическая основа такого познания основана на семи основных принципах. К ним В.В. Розанов относит принцип существования, сущности, свойств, происхождения (или причины), следствия (или цели), сходства и различия, числа. Понимание достигается реализацией перечисленных принципов познания, что делает его особой формой философии науки, способствующей анализу существующего знания. Таким образом, согласно концепции Розанова, науку образуют не только знания, но и понимание, наиболее значимым результатом которого будет осознание возможности достижения единства научного знания.

Исследование В.В. Розановым особенностей научного и философского знания нашло продолжение в трудах отечественных философов начала XX века. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные работы С.Н. Булгакова, который, как и В.В. Розанов, видел основной недостаток науки в существовании множества частных истин. Анализ философии науки С.Н. Булгакова подтверждает значимость философских исканий В.В. Розанова, полагавшего, что преодоление недостатков научного дискурса можно осуществить через теорию понимания, ориентированную на получение целостного знания о мире.

3. Одной из фундаментальных идей В.В. Розанова является положение о необходимости достижения понимания мира как такового и понимания результатов творческой деятельности человека. В первом случае природа творит без участия человеческого разума, во втором—возникают продукты жпзнетворчества, которые завершают творческие процессы в результате взаимодействия человеческого духа и вещества природы.

Рассматривая пути познания Космоса, В.В. Розанов показывает, что понимание его природы происходит на основе раскрытия смысла существования объективного бытия, его сущности, характера свойств, принципов причинности и целесообразности, сходства и различия, установления базовых числовых отношений.

Понимание мира человеческого включает учение о творчестве, то есть учение о творящем, о творении и о творимом, учение о законах или соотношениях в творчестве, учение о добре и зле, учение о целях или о должном в творчестве, учение о средствах или о путях к должному, учение о достигнутом или историю.

В.В. Розанов полагал, что познание творческого процесса включает процесс образования понимания, то есть всестороннего познания на основе созидания науки (творчество разума), а также творчества в процессе возникновения и развития религиозного чувства и образования религиозных учений (творчество на основе чувств). Важнейшим результатом творчества является возникновение нравственных учений на разных этапах истории, прежде всего, чувства социальной справедливости, наконец, познание природы красоты и механизма её воплощения в образах духовной культуры. Сущность художественного творчества, согласно Розанову, состоит в стремлении к созданию прекрасного на основе определенного языка духовной культуры.

Переходя к анализу условий понимания искусства как формы реализации художественных процессов, В.В. Розанов творчески воспроизводит формулу И. Тэна, согласно которой в каждом виде искусства реализован принцип единства стиля, а не материала. Анализ различных видов искусств на основе исследования языка архитектуры, живописи, музыки и поэзии приводит В.В. Розанова к отрицанию существования единого языка духовной культуры, разнообразие которого определяется, в частности, историей человечества. Не меньшую роль в этом случае играет и антропологический фактор, то есть личность создателя, определяющая характер любой духовной деятельности.

Таким образом, интуиция В.В. Розанова заключалась в осознании относительной независимости языка культуры от действительности. Эта идея нашла научное обоснование в трудах Ф. де Соссюра, показавшего, что язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку. Причину такого положения Ф. де Соссюр усматривал в языке как системе ценностей. В результате исследователь языка должен различать системы ценностей сами

по себе (синхронный анализ) от системы ценностей, изменяющихся во времени (диахронический аспект).

Значимость научных исканий В.В. Розанова и Ф. де Соссюра определяется, прежде всего, тем, что даже во второй половине XX века достаточно традиционным было стремление мыслителей выявить механические связи между языком, идеей и мыслью. У истоков этой методологии стоял выдающийся труд французского философа Шарля де-Бросса (1709-1777) «Рассуждение о механическом составе языков и физических началах этимологии».

Оценивая этот труд, А. Дюпрон показал, что в нем слова считались ключом к явлениям, то есть язык не рассматривался как самостоятельный объект, а его функция сводилась к выражению отношений внешнего мира. Между тем, полагает Дюпрон, лингвистика имеет единственный и подлинный объект — язык, рассматриваемый как таковой и только ради него самого. При таком подходе он может рассматриваться как Абсолютный объект.

Опираясь на гегелевскую идею единства формы и содержания в литературе, В.В. Розанов утверждает, что предметом любого вида творчества является человек во всей сложности его природы. Анализируя творчество Ф.М. Достоевского, В.В. Розанов развивает теорию «культурного типа», принесшего в мир идею антиномичности человеческой души. Этим и объясняется изображение Ф.М. Достоевским человека, одновременно признающего Творца своей природы и восстающего против Него. Говоря о глубочайшем смысле русской литературы, В.В. Розанов указывает, что подобная антиномичность русского гения может рассматриваться не только как духовная гарантия существования русского народа, но и как предвидение его высокого предназначения.

Рассмотрев общие особенности творчества в области чувства, В.В. Розанов переходит к определению его свойств, причины возникновения, цели, сходства и различия и, наконец, числа как основы оформленного явления. Методологической основой этого рассмотрения является идея Всеединства B.C. Соловьева.

Исходя из предпосылок B.C. Соловьева, В.В. Розанов полагает, что по отношению к прекрасному красота есть то же, что понимание по отношению к истине. Таким образом, взаимодействие и взаимопроникновение истины, добра и красоты, согласно Розанову, является не только особенностью ло-знания мира, но и непреложным законом всякого творчества. Показательно, что разделяемая В.В. Розановым идея B.C. Соловьева относительно единства

истины, добра и красоты получила в 1914 году развитие в труде П.Л. Флоренского «Столп и утверждение истины».

Сформулированная B.C. Соловьевым и развитая в трудах В.В. Розанова, П.А. Флоренского, других русских мыслителей идея осмысления целостности творческого сознания была теоретической предпосылкой понимания как достижений духовной культуры, так и способа усвоения этих достижений в системе образования. Основная идея этой концепции состояла в осознании не только онтологических и гносеологических, но и ценностных основ всякой творческой деятельности, в основе которой, согласно Розанову, лежала православная система ценностей.

Показывая особую значимость понимания аксиологического потенциала духовной культуры, В.В. Розанов считал, что подлинное искусство отличается тем, что в нем к изображенной природе и жизни присоединено то, чего нет ни в природе, ни в истории, а что порождено духовным обликом художника.

4. Философско-педагогическая концепция понимания в творчестве В.В. Розанова явилась методологической основой разработки основных принципов организации образовательной деятельности. Исходным положением этой концепции явилось определение предмета понимания, включающего характер познавательной деятельности обучаемого, процесс познания и предмет познания. В результате процесс понимания может быть представлен тремя методологическими направлениями: учением о познающем,учением о познавании, учением о познаваемом.

Отдавая предпочтение классическому образованию как наиболее способствующему творческому развитию личности, В.В. Розанов считает необходимым в образовательной деятельности обеспечить реализацию трех основных принципов.

Первым является принцип индивидуальности, который рассматривается В.В. Розановым как «общая теория» классического образования. Основное содержание этого принципа предполагает, что и в обучающемся, и в учебном материале должна быть сохранена индивидуальность.

Основой развития и методологическим фундаментом такой системы образования, согласно Розанову, является специфическая философская антропология. Ее основной постулат направлен против теории познания и воспитания Дж. Локка, выдвинувшего идею tabula rasa как сущностной характеристики

человеческой души. Философской основой полемики с Дж. Локком и предложенного В.В. Розановым принципа индивидуальности в образовании явилась концепция человека как микрокосмоса, разработка которой связана с именами ГС. Сковороды, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, B.C. Соловьева, П.А Флоренского,СИ. Гессена, НА Бердяева. Значительный вклад в решение этой проблемы внес В.В. Розанов, полагавший, что фундаментальной основой формирования подлинной индивидуальности является способность личности к творчеству.

Между тем, показывает В.В. Розанов, в современном образовании активно насаждается деиндивидуализация как личности учащегося, так и самого материала культуры. Эта тенденция противоречит духовной природе. человека, которая представляет собой сложнейший синтез человеческого творчества и установленных обществом непреложных законов. Такое положение приводит В.В. Розанова к выводу, что адекватное изображение исторических процессов можетдать только художественная история, то есть художественное понимание и художественная передача жизни человека.

Анализ этой концепции показывает, что В.В. Розанов явился первым отечественным мыслителем, в достаточно ясной форме сформулировавшим идеи зарождающейся философской герменевтики. Эта тенденция русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса нашла позднейшее развитие. в трудах ГГ. Шпета (1879-1937), показавшего, что понимание истории и культуры невозможно без филологического объяснения исследуемых процессов

Индивидуализация исторического образования, по мнению В.В. Розанова, возможна на основе педагогически обоснованного отказа от переработки исторического материала и перехода к его непосредственному изучению. Необходимым условием такого обучения является некоторое сокращение объема изучаемого материала с одновременным углублением его содержания. Такая позиция позволяет В.В. Розанову определить учебник как такую переработку учебного материала, при которой от последнего отделяется и удаляется все культурное и индивидуальное.

Основными препятствиями развития индивидуализации обучения, согласно Розанову, являются: унифицированное время урока (теоретическим обоснованием которого является идея однородности пространства и времени обучения), преобладание коллективной формы обучения, постоянное увеличение предметов изучения, краткость времени урока, увеличение их количества.

От принципа индивидуальности В.В. Розанов переходит к анализу принципа «целости» в обучении, основная предпосылка которого состоит в недопустимости прерывать входящее в душу обучающегося определенное впечатление другим впечатлением, пока первое не стало максимально понятым. Подобно тому как изложение обыденным языком поэтического материала «своими словами», игнорируя язык духовной культуры, разрушает художественную красоту памятников, нарушение принципа «целости», то есть дробление материала, в значительной степени снижает силу его влияния.

Принцип единства типа выдвигается В.В. Розановым как третий и последний, на котором может быть построено истинное образование. Являясь учением о познаваемом, принцип единства состоит в требовании, чтобы впечатления, падающие на душу обучаемого, были непременно одного типа.

Анализируя деятельность школы в контексте истории конкретного общества, характера семьи, церкви и государства, В.В. Розанов отрицал возможность создания универсальной системы образования и единого языка образовательной деятельности.

5. Рассматривая образование какусвоениедуховной культуры, В.В. Розанов показывает несостоятельность идеи образования и воспитания человека вне достижений национальной культуры. Наиболее опасные формы эта идея принимает в том случае, если ее реализация основана на государственной монополии в системе образования и отстранении от образовательного и воспитательного процесса церкви,семьи и ученых-специалистов.

Говоря об образовании как усвоении духовной культуры, В.В. Розанов осознает, что, хотя любое общество предпочитает одну из существующих культур, существующая система образования призвана обеспечить свободу выражения понимания мира сторонникам каждой культуры, что требует организации соответствующих типов школ.

Убеждение в необходимости организации образования и воспитания на основе усвоения духовной культуры приводит В.В. Розанова к выводу, что единственным историческим воспитанием для народа России является воспитание в духе «христианского спиритуализма», осуществить которое может только церковь. Преподавание этой, по сути дела, православной культуры является мощным образовательным и воспитывающим средством, более эффективным, нежели год сидения на школьной скамье или чтения самой содержательной книги.

Потребность в религии В.В. Розанов объясняет тем, что природа человека есть нечто недоконченное, незавершенное. Показывая принципиальную ограниченность человеческой природы, далекой от совершенства Творца, В.В. Розанов формулирует положение, ставшее теоретической основой софиологии русских мыслителей начала XX века, о том, что богоподобие человека не означает полного тождества Творца и творения, а выражается в концепции задан-ности и потенциальной осуществимости программы совершенствования человека, вплоть до достижения богочеловеческого состояния.

В итоге В.В. Розанов делает вывод, согласно которому судьба поколений в огромной степени определяется тем, насколько общество сознает себя духовным организмом, а человек воспитывается как духовное существо.

Теоретическая и практическая значимость исследования и апробация его основных результатов

В исследовании ставилась задача проанализировать малоизученную проблему русской философии конца XIX — начала XX века о философских основах и путях развития образования. В процессе исследования выявлена зависимость ее решения от фундаментальных проблем, разрабатываемых в отечественной философии, среди которых необходимо выделить концепцию Всеединства, проблему понимания, проблему роли психологических условий познавательной деятельности и метафизических предпосылок познания, роли духовной культуры в развитии образования.

Материалы диссертации можно использовать в курсах «История философии», «История и теория отечественной культуры», «Философия образования», читаемых в педагогических учебных заведениях и в институтах повышения квалификации работников образования России.

Апробацияработы

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и была рекомендована к защите. Основные положения работы нашли отражение

в трех публикациях автора. Материалы диссертации использовались при проведения занятий с учащимися общеобразовательных школ Чеченской республики.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1. Барзукаева Р.А. Проблема понимания в философии образования

B.В. Розанова // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации работников образования. Вып. 3. - М.: МПУ, Народный учитель, 2000. - С. 60-76. -1 п.л.

2. Барзукаева Р.А. В.В. Розанов об основных принципах образовательной деятельности // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации работников образования. Вып. 3. — М.: МПУ, Народный учитель.-С. 77-93.-1 п.л.

3. Барзукаева Р.А. Духовная культура и образование в философии В.В. Розанова // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации работников образования. Вып. 3. - М.: АПКиПРО, 2003. -

C. 56-62.-0,5 пл.

Лицензия серия Л Р № 021321 от 14.01.99. Формат 60x90/16. Объем 1,25 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 14.

Издательство Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2.

Отпечатано в типографии Академии ПКиПРО 107014, Москва, ул. Короленко, д.2/23.

-4179

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Барзукаева, Рамиса Ахметовна

Введение

Глава 1.

Философский анализ В.В. Розановым основных тенденций современного европейского и российского образования

1.1. Философский анализ В.В. Розановым современного европейского и российского образования

1.2. В.В. Розанов о понимании как научной, социально-философской и педагогической проблемы

1.3. В.В. Розанов о понимании в области творческой деятельности

Глава 2.

Философское обоснование В.В. Розановым принципов педагогической деятельности и роли духовной культуры в образовании и воспитании

2.1.Философское обоснование принципов организации образовательной деятельности в философском наследии В.В. Розанова

2.2. Философский анализ В.В. Розановым роли духовной культуры в образовании и воспитании

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Барзукаева, Рамиса Ахметовна

Актуальность исследования философии образования В.В. Розанова (1856-1919) определяется тем, что поставленные им проблемы имеют исключительное значение в современных условиях развития России, когда система образования оказывается перед необходимостью модернизации, включающей как использование новых научных, философских и педагогических идей, так и разработку оригинальных педагогических технологий, способствующих достижению глубоких знаний учащихся.

Актуальность изучения философского наследия В.В. Розанова определяется также тем, что современная Россия, войдя в эпоху преобразований конца XX - начала XXI века, нуждается в осмыслении духовных национальных и общечеловеческих ценностей. В этой ситуации для современного российского образования все более важным становится разработка собственной стратегии развития. Решению этой задачи будет способствовать анализ наследия представителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - середины XX века, выдающиеся представители которого поставили важнейшие проблемы развития российского образования.

Актуальность исследования объясняется также глубокой связью образования и философского знания, без учета которой невозможно в полной мере достичь интеллектуального и духовного прогресса в обществе.

Актуальность исследования в значительной степени объясняется личностью В.В. Розанова, талантливого писателя, блестящего публициста, оригинального философа и профессионального педагога.

Степень разработанности проблемы.

Анализу философского наследия В.В. Розанова посвятили свои ♦ работы известные представители эпохи религиозно - философского ренессанса в России - B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, большинство работ которых вышли в первой трети XX века.

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось выходом ряда научных трудов, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы связи философии и системы образования. Среди них -труды Долженко О.1, Розина В.М.2, Микешиной JI.A.3, Шрейдера щ Ю.А.4, Федорова И.Б. и Волченко В.Н.5, Гершунского Б.С.6,

Степашко JI.A.7, Андреевой И.Н.8, Ильина Г.Л.9.

Вместе с тем, признавая важность и глубину перечисленных исследований, следует отметить, что в них в недостаточной степени рассматриваются проблемы конкретного использования философских идей мыслителей прошлого в разработке теории и совершенствования практики российского образования.

Обращение к работам В.В. Розанова дает возможность преодолеть указанный недостаток, поскольку философия щ образования В.В. Розанова включает три взаимосвязанные части философскую теорию понимания, систему основных принципов

1 Долженко О. Очерки по философии образования. - М., 1995.

2 Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Сб.: «Философия образования». - М., 1996. - С. 7-21.

3 Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Сб.: «Философия образования». - М., 1996. - С. 37-53.

4 Шрейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Сб.: «Философия образования». - М., 1996.-С. 135-148.

5 Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Сб.: «Философия образования». - М., 1996. - С. 227-245.

Ф 6 Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии. - М., 1997; Он же:

Философия образования. - М., 1998.

7 Степашко Л.А. Философия и история образования. — М., 1999.

8 Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.

9 Ильин Г.Л. Философия образования. - М., 2002. образовательной деятельности и обоснование роли духовной • культуры в образовании и воспитании.

Последняя четверть XX века ознаменовалась возросшим интересом к творчеству В.В. Розанова. В этой связи необходимо

1 —— Л отметить работы В.А. Фатеева, C.B. Пишуна , а также диссертационные исследования O.A. Богатовой, A.B. Сарапульцевой, А.Я. Кожурина, C.B. Скородумова.

Первые попытки рассмотреть философию образования В.В. Розанова отразились в статье В. Щербакова «Второе пришествие 4 В.В. Розанова»3. Через десять лет анализ некоторых положений философии образования В.В. Розанова был осуществлен в учебном пособии Гололобовой Т.А., Емельянова Б.В., Наумова Н.Д.4 Позднее Б.В. Емельянов вновь обращается к исследованию некоторых положений философии образования В.В. Розанова, уделяя определенное внимание работе «О понимании»5. Наконец, в 2002 году выходит в свет специальная монография В.А. Кравцова, в которой, наряду с известными представителями отечественной философской мысли, рассматривается метафизика пола и щ «консервативный идеал образования» В.В. Розанова6.

Анализ перечисленных работ показывает, что исследование философии образования В.В. Розанова как целостной системы не нашло отражения в современной философской и педагогической литературе.

1 Фатеев В.А. Розанов В.В. Жизнь. Творчество. Личность». JI.,1991.

2 Пищун C.B. Социальная философия В.В. Розанова». М.,1996.

3 См.: Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. С.595-621.

4 См.: «Русская философия как педагогика». Екатеринбург. 1999. - С.98-108.

5 Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург. 2001. -4 С.39-53.

6. Кравцов. В.А. Философия образования в истории русской мысли». М.,2002. -С.78-85.

Объектом исследования данной диссертационной работы является анализ философского наследия В.В. Розанова.

Предмет исследования - философское обоснования путей развития российского образования в трудах В.В. Розанова.

Выбор объекта и установление предмета исследования 4 определили тему исследования: «Философия образования В.В. Розанова».

Цель и задачи исследования Цель исследования заключается в анализе философии образовании В.В. Розанова как целостной системы.

В соответствии с поставленной целью определяются и основные задачи работы: показать философскую и педагогическую значимость проведенного В.В. Розановым аналчза состояния образования во второй половине XIX века в Европе и России;

- выявить значение категории понимания как методологической основы философии образования В.В. Розанова;

- рассмотреть значение категории понимания в области исследования творческой деятельности;

- выявить содержание разработанных В.В. Розановым основных принципов развития образовательной деятельности;

- раскрыть философское и педагогическое значение розановской концепции роли отечественной духовной культуры в развитии российского образования.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования

Известно, что обоснование самой возможности использования философского знания в образовании в отечественной философии сформулировано B.C. Соловьевым в концепции мира как Всеединства, исходящего из того, что знание не может иметь только теоретический характер, а должно удовлетворять потребностям человека в достижении истины, добра и красоты, что, как показали работы С.Н. Булгакова, может в процессе педагогической деятельности обеспечить формирование человека как существа мыслящего, общественного и творчески действующего в мире.

Развивая идей B.C. Соловьева о необходимости выработки философского обоснования образования, С.И. Гессен (1887-1950) показал, что задачей образования является приобщение человека к ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства. Поскольку каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии, С.И. Гессен делает вывод, что философия есть наука о самих этих ценностях, их смысле, составе и законах. Но эти ценности и суть цели образования. Отсюда следует, что история педагогики есть отражение истории философии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- показано, что, согласно Розанову, основным недостатком европейского и российского образования является отрицание роли духовной культуры в процессе образования и воспитания;

- выявлено, что разрешение существующих противоречий в области образования В.В. Розанов связывал с введенной им в научный оборот категорией понимания как особой формы философии науки и методологической основы образовательной деятельности;

- проанализировано значение категории понимании в познании результатов творческой деятельности человека;

- раскрыта роль категории понимания в формировании основных принципов образовательной деятельности;

- показано значение розановской концепции отечественной духовной культуры в развитии российского образования.

Исходя из новизны исследования, на защиту выносятся следующие основные положения:

1.Основным недостатком современного европейского образования является, согласно Розанову, характер образовательного процесса, построенного на отрицании роли духовной культуры в процессе образования и воспитания.

2.Разрешение существующих противоречий в области образования В.В. Розанов связывал с введенной им в научный оборот категорией понимания, призванной снять неудовлетворенность двумя формами деятельности человеческого разума - наукой и философией.

3.Одной из фундаментальных идей В.В. Розанова является положение о необходимости понимании мира как такового и понимании результатов творческой деятельности человека. В первом случае природа творит без участия человеческого разума, во - втором - возникают продукты жизнетворчества, которые завершают творческие процессы в результате взаимодействия человеческого духа и вещества природы.

4.Философско-педагогическая концепция понимания в творчестве В.В. Розанова явилась методологической основой разработки основных принципов организации образовательной деятельности. Исходным положением этой концепции явилось определение структура понимания, включающая деятельность участников познавательного процесса, процесс познания и предмет познания. В результате процесс понимания может быть представлен тремя методологическими направлениями: учением о познающем, учением о познавании, учением о познаваемом.

5. Рассматривая образование как усвоение духовной культуры, В.В. Розанов показывает несостоятельность идеи образования и воспитания человека вне достижений национальной культуры. Наиболее опасные формы эта идея принимает в том случае, если ее реализация основана на государственной монополии в системе образования, отстранившей от образовательного и воспитательного процесса церковь, семью и ученых-специалистов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования позволили проанализировать малоизученную проблему русской философии конца XIX - начала XX века - вопрос о философских основах и путях развития образования. В процессе исследования выявлено зависимость ее решения от фундаментальных проблем, разрабатываемых в отечественной философии, среди которых необходимо выделить концепцию всеединства, проблему понимания, проблему роли психологических условий познавательной деятельности и метафизических предпосылок познания, роли духовной культуры в развитии образования.

Материалы диссертации можно использовать в курсах «История философии», «История и теория отечественной культуры», «Философия образования», читаемых в педагогических учебных заведениях и в институтах повышения квалификации работников образования России. Разработанные положения могут быть использованы в преподавании предметов гуманитарного цикла в старших классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия образования В.В. Розанова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд существенных и взаимосвязанных выводов:

1.Основным недостатком европейского и российского образования является, согласно Розанову, характер образовательного процесса, построенного на отрицании роли духовной культуры в образовании и воспитании. В основе такого положения в современных условиях лежит, согласно Розанову, политика государства, направленная на унификацию всех сторон народной жизни и способов человеческой жизнедеятельности, в то время как внутренней потребностью личности все отчетливее становилась стремление к индивидуализации.

2. Одну из основных причин отхода учащихся от духовной культуры В.В. Розанов усматривает в стремлении государственных чиновников определять содержание образования, вводить новые предметы, определять их объем, регулировать время урока, но не ставить вопрос о самом главном в системе образования - характере и способах усвоения духовной культуры.

3.Анализируя состояние и нужды российской системы образования, В.В. Розанов подчеркивает, что Россия в области просвещения значительно отстает от уровня развития европейских стран. В.В. Розанов делает вывод, что великая духовная культура России не стала препятствием эпигонскому характеру российского образования, гимназический и университетский устав которых представляет собой «компиляции из иностранного, и даже проще — перевод с немецкого».

Между тем, общественное мнения России достаточно определенно склоняется к требованию о значительном расширении курса отечественной истории и культуры. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что первые 70 лет XIX века стали для Россия эпохой величайшего развития духовной культуры, началом подлинного Возрождения. Без преувеличения можно сказать, что Россия духовно открыла себя, не пренебрегая одновременно и общечеловеческими ценностями.

4.3аканчивая анализ недостатков сложившихся систем образования в Европе и России, В.В. Розанов предпринимает научную классификапцию основных видов образовательной деятельности. Исходной предпосылкой такого анализа является положение, согласно которому есть два типа собственно умственного образования: реальное и формальное.

В системе реального образования усилия направляются на отбор и усвоение определенного материала. В результате в этом типе образования практически сводится к минимуму творческая роль личности, а также содержится игнорирование характера умственной деятельности обучающегося.

Идеи формального образования, согласно Розанову, наиболее последовательно реализована в системе классического образования. Оно не ставит задачей научить полезному, но предполагает такую интеллектуально - творческую подготовку, при которой обучающийся будет способен «сам разбираться в полезном и бесполезном, побочном и существенном».

5. Развивая идеи европейской философии XIX века, В.В. Розанов исходил из положения, сформулированного позднее Х.-Г. Гадамером, показавшим, что образование является одним из ведущих гуманистических понятий, изменение в трактовке которого отражает духовную эволюцию человечества, совершившего переход от системы «естественного образования» (изучение строения тех или иных структур) к пониманию образования как явления духовной культуры.

6.Разрешение существующих противоречий в области образования В.В. Розанов связывал с введенной им в научный оборот категорией понимания, призванной снять неудовлетворенность двумя формами деятельности человеческого разума — наукой и философией.

Неудовлетворенность как дискурсивный разумом, так и постулатами метафизики приводит В.В. Розанова к убеждению в необходимости найти то, что является основным и первым вопросом всякого сознания. Это свойство человеческого разума, способного раскрыть природу, границы и строение обозреваемого, В.В. Розанов обозначил термином «Понимание». Основная идея состояла в том, что любая продуктивная деятельность разума будет по существу своему пониманием. Не предполагая появления нового знания о мире, понимание есть особая форма философии науки, содержащая анализ уже существующего знания и охватывающая все стороны бытия.

7.Методологической основой такого познания является идея единства онтологической стороны бытия и гносеологических способностей человека, теоретическим выражением которого являются семь основных принципов познания. К этим положениям В.В. Розанов относит идею существования, идею сущности, идею свойств, идею происхождения (или причины), идею следствия (или цели), идею сходства и различия, идею числа. Понимание достигается реализацией перечисленных принципов познания, что делает его отличным как от простого (эмпирического) знания, так и от академической учености (эрудиции).

8.Рассматривая пути познания Космоса, В.В. Розанов показывает, что понимание в этом случае происходит на основе раскрытия смысла существования объективного бытия. Понимание мира человеческого включает Учение о творчестве, то есть учение о творящем, о творении и о творимом, Учение о законах или соотношениях в творчестве, Учение о добре и зле, как особых свойствах, которые характеризуют творчество независимо от воли творящего, Учение о целях или о должном в творчестве, Учение о средствах или о путях к должному и Учение о достигнутом или историю. Таким образом, согласно концепции Розанова,

• науку образуют не только знания, но и понимание, наиболее значимым результатом которого будет осознание возможности достижения единства научного знания.

9. Одной из фундаментальных идей В.В. Розанова является положение о необходимости понимания мира как такового и понимания результатов творческой деятельности человека. В первом случае природа творит без участия человеческого разума, во - втором случае возникают продукты жизнетворчества, которые завершают творческие процессы в результате

• взаимодействия человеческого духа и вещества природы.

Познание творческого процесса включает процесс образования понимания, то есть всестороннего познания на основе созидания науки (творчество разума), творчество в процессе возникновения и развития религиозного чувства и образования религиозных учений (творчество на основе чувств).

Основной методологической предпосылкой В.В. Розанова является положение, согласно которому для наиболее адэкватного понимания сущности выделенных форм жизни необходимо изучать не только истины или образы, то есть не только результат творческой деятельности, а способ возникновения (включая источник) и особенности творческого сознания.

Сущность художественное творчество, согласно Розанову, состоит в стремлении к созданию прекрасного на основе определенного языка духовной культуры. Это определяет принципиальную особенность духовного творчества и его отличие от творчества в области научного познания, которое предполагает понимание законов «внешнего мира».

Анализ различных видов искусств на основе исследования языка архитектуры, живописи, музыки и поэзии приводит В.В. Розанова к выводу о существовании закона тождества между явным смыслом содержания и тайным смыслом формы в поэзии. Это положение В.В. Розанова означает отрицание существования единого языка духовной культуры, разнообразие которого определяется, в частности, исторической диахронией. Не меньшую роль в этом случае играет и антропологический фактор, то есть личность создателя, определяющая творческий характер любой духовной деятельности.

10. Анализируя творчество Ф.М. Достоевского, В.В. Розанов развивает теорию «культурного типа», принесшего в мир идею антиномичности человеческой души, сочетающей дьявольское наваждение с жаждой святости и чистоты. Этим и объясняется изображение Ф.М. Достоевским человека одновременно признающего Творца своей природы и восстающего на Него. Но у Достоевского это восстание не было восстанием утратившего веру человека. Титанизм мышления Достоевского, согласно Розанову, проявляется в грустном упреке великого писателя Творцу и убеждении, что нужно исправить его дело. Говоря о глубочайшем смысле русской литературы, В.В. Розанов указывает, что подобная антиномичность русского гения может рассматриваться не только как духовная гарантия существования русского народа, но и как предвидение его высокого предназначения.

11.Рассмотрев общие особенности творчества в области чувства, В.В. Розанов переходит к определению его свойств, причины возникновения, цели, сходства и различия и, наконец, числа.

Методологической основой этого рассмотрения является идея Всеединства B.C. Соловьева, развитая им в работах «Философское начала цельного знания» (1877) и «Критика отвлеченных начал» (1877-1880). Исходя из предпосылки B.C. Соловьева, В.В. Розанов полагает, что по отношению к прекрасному красота есть то же, что понимание по отношению к истине. Таким образом, взаимодействие и взаимопроникновение истины, добра и красоты, согласно Розанову, является не только особенностью познания мира, но и непреложным законом всякого творчества.

Сформулированная B.C. Соловьевым и развитая в трудах В.В. Розанова, П.А. Флоренского, других русских мыслителей идея осмысления целостности творческого сознания была теоретической предпосылкой понимания как достижений духовной культуры, так и усвоения этих достижений в системе образования. Основная идея этой концепции состояла в осознании не только онтологических и гносеологических, но и ценностных основ всякой творческой деятельности.

12.Философско-педагогическая концепция понимания в творчестве В.В. Розанова явилась методологической основой разработки основных принципов организации образовательной деятельности. Исходным положением этой концепции явилось определение структура понимания, включающая деятельность субъекта познавательной деятельности, процесс познания и предмет познания. В результате процесс понимания может быть представлен тремя методологическими направлениями: учением о познающем, учением о познавании, учением о познаваемом.

Отдавая предпочтение классическому образования как наиболее способствующему интеллектуальному и творческому развитию личности, В.В. Розанов считает необходимым в образовательной деятельности обеспечить развитие трех основных принципов, нарушенных во всех типах российских школ.

Первым из них является принцип индивидуальности, который рассматривается В.В. Розановым как «общая теория» классического образования. Основное содержание этого принципа предполагает, что и в обучающемся, и в учебном материале должна быть сохранена индивидуальность. Между тем, показывает В.В. Розанов, в современном образовании активно насаждается деиндивидуализация как личности учащегося, так и самого материала культуры, что неизбежно приводит к восприятию не конкретного содержания духовной культуры, а простейших

• схем реальной действительности. Эта тенденция противоречит духовной природе человека, которая представляет собой сложнейший синтез человеческого творчества и установленных обществом непреложных законов. Такое положение приводит В.В. Розанова к выводу, что адэкватное изображение исторических процессов может дать только художественная история, то есть художественное понимание и художественная передача жизни человека.

Анализ этой концепции показывает, что В.В. Розанов явился первым

• отечественным мыслителем, в достаточно ясной форме сформулировавшим идеи зарождающейся философской герменевтики. Эта тенденция русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса нашла позднейшее развитие в трудах Г.Г. Шпета (1879-1937), показавшего, что понимание истории и культуры невозможно без филологического объяснения исследуемых процессов. Этот теоретико-познавательный принцип в равной степени относится и к познанию этики, физики, естественной истории и политики.

Анализ герменевтической концепции Г.Г. Шпета убедительно

• показывает значимость научной интуиции В.В. Розанова, впервые в русской философии поставившей проблему художественной истории и языка исторического описания как проблему не только науки, но и современного (прежде всего - классического) образования.

От принципа индивидуальности, на котором должна основываться школа любого типа, В.В. Розанов переходит к анализу принципа «целости» в обучении, задачей которого является определение самого процесса познания. Основная предпосылка этого принципа, то есть учения о ф, взаимодействии личности обучающегося и материала для усвоения состоит в недопустимости прерывать входящее в душу обучающегося определенное впечатление другим впечатлением, пока первое не внедрилось, не стало максимально понятым.

Принцип единства типа выдвигается В.В. Розановым как третий и последний, на котором может быть построено истинное образование. Являясь учением о познаваемом, принцип единства типа состоит в определении самого материала познания, то есть объектов, лежащих вне нас. Он состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные.

13. Рассматривая образование как усвоение духовной культуры, В.В. Розанов показывает несостоятельность идеи образования и воспитания человека вне достижений национальной культуры. Наиболее опасные формы эта идея принимает в том случае, если ее реализация основана на государственной монополии в системе образования, что привело к господству исключительно технических приемов преподавания того или иного учебного предмета.

Убеждение в необходимости организации образования и воспитания на основе усвоения духовной культуры приводит В.В. Розанова к выводу о том, что единственным историческим воспитанием для народа России является воспитание в духе «христианского спиритуализма», осуществить которое может только церковь. Являясь убежденным сторонником реформирования образования, В.В. Розанов считал, что важнейшей частью реформы будет удаление из образования всего, что, не вытекая из христианства и не подготовляя его в истории, развивалось из других источников и частью против него. Вторая часть программы состояла в реализации идеи всестороннего развития полноты собственно христианского учения, познания его теоретических основ и практических положений. Органическое соединение этих двух направлений обеспечит историческое воспитание русского народа. Путь к этому - в теснейшем слиянии образования с «живым служением в недрах церкви».

Развиваемая В.В. Розановым идея религиозного творчества явилась по сути дела осмыслением религии как особой формы духовной культуры, которая характеризуется как религиозной концепцией мира, так и учением о смысле человеческого существования. Это обстоятельство определяет основную функцию религии, которая, по Розанову, состоит в восстановлении отношение между человеком и его Творцом. Являясь видом удерживающей культуры, религия, с одной стороны, восстановляет некогда утраченное состояние человека и, с другой - уничтожает некогда возникшее.

Реализация этого проекта могла бы способствовать противодействию антикультурной природе традиционной школы, оказывающей пагубное влияние на религию, семыо и некоторые другие общественные институты.

 

Список научной литературыБарзукаева, Рамиса Ахметовна, диссертация по теме "История философии"

1. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990.№8

2. Барам Д. Критика E.H. Трубецким антиномизма И.Канта // Кант и философия в России. -М., 1994.

3. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.,1990.

4. Бердяев Н.А.Духи русской революции // Из глубины. М.,1991.

5. Бердяев Н.А.Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

6. Бердяев Н.А.Судьба России. М.,1990

7. Бердяев H.A.Философия неравенства. М.,1990.

8. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

9. Булгаков С.Н. Неопалимая купина. М.,1992

10. Булгаков С.II. Первообраз и образ. Т. 1-2. —М.,1999.

11. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.,1994.

12. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.,1996.

13. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.1. -М.,1993.

14. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

15. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994.№6.

16. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии. М., 1997; Он же: Философия образования. - М., 1998.

17. Гройс Б. Поиски русской национальной идентичности //Вопросы философии. 1990.№1-2. М.,1997.

18. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.,1992.

19. Довгий Т.П. Проблемы методологии философии истории (Общественная мысль России середины Х1Х-ХХ в.в.). М.,1999.

20. Довгий Т.П.Лицо России: философский и культурно-исторический аспект русской идеи.-СПб.,1998.

21. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.

22. Зенковский В.В. История русской философии. Т.2.,ч.2. JL, 1991.

23. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2.4.2. —Л.,1991.

24. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2.4.2.—Л. 1991

25. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.,1997.

26. Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.,1995.

27. Игумен Андроник (А.С.Трубачев) Антроподицея священника Павла Флоренского // Флоренский П.А.У водоразделов мысли. М.,1990.

28. Иларион. Слово о законе и благодати. М.,1994.

29. Ильин Г.Л. Философия образования. М., 2002.

30. Кант И. Критика чистого разума. М.,1994.

31. Книга о Владимире Соловьеве. М.,1991.

32. Лосский И.О. Избранное. М.,1991.

33. Лосский Н.О. История русской философии. Вильнюс.1991.

34. Лосский Н.О. История русской философии. -М.,1991.

35. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.

36. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.

37. Лосский Н.О. Характер русского народа. 4.1,2. М.,1993.

38. Лосский Н.О.Бог и мировое зло. М.,1994.

39. Мазуров Б.Ф. Диалектика теодицеи и антроподицеи в философии П.А.Флоренского // Научные труда кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.Вып.1. МПУ. Сигналь. -М.,1999.

40. Матяш Т.П. Князь Евгений Николаевич Трубецкой // Трубецкой E.H. Избранные произведения. —Ростов на -Дону. 1998.

41. Мацейна А. Великий инквизитор. СПб., 1999.

42. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Сб.: «Философия образования». М., 1996. - С. 37-53.

43. Мосолова Л.В Теургическая концепция культуры в философии С.Н. Булгакова // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вып.2. —М.,МПУ. Сигналь. 1999.

44. Мосолова Л.В. К вопросу о «свободной софиологии» С.Н.Булгакова // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вып.1. —М.,МПУ. Сигналь. 1999.

45. Мосолова Л.В. Проблема «духовной цивилизации» в творчестве С.Н.Булгакова // Научные труды кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вып.З. —М.,МПУ. Народный учитель.2000.

46. Мосолова Л.Н. Проблема Благодати и «русская идея» в философии B.C. Соловьева //Философия. Культура. Образование. Сборник научных трудов кафедры философии и культурологи АПК и ПРО. М., 2003.

47. Мосолова Л.Н., Найстен Г. ,Ям К.Е. Духовная культура: идеи, ценности, язык. РИПКРО-Hogescoll Holland. Москва-Амстердам. 1996.

48. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. -М., 1995.

49. Никитинко В.А. Достоевский: православие и «русская идея» //Социологические науки. 1990.№3.

50. Никольский A.A. Русский Ориген Х!Х века Вл.С. Соловьев. СПб.,2000.

51. О великом инквизиторе. М.,1991.

52. О России и русской философской культуре. М.,1990.

53. Пелевин И.Б. Диалектика софиологии и смысла жизни в философии E.H. Трубецкого // Сборник научных трудов кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Выпуск второй. М.,МПУ. Сигналь. 1999.

54. Пелевин И.Б. Смысл жизни в социальной философии E.H. Трубецкого // Сборник научных трудов кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.Выпуск первый. -М.,МПУ. Сигналь. 1999.

55. Пелевин И.Б. Теодицея в философии Е.Н. Трубецкого // Сборник научных трудов кафедры философии и культурологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Выпуск второй. М.,МПУ. Сигналь. 1999.

56. Родзянская И.Б. Схватка С.Н. Булгакова с Иммануилом Кантом на страницах «Философии имени» // Булгаков С.Н.Первообраз и образ. Т.2. —М.,1999.

57. Родзянская И.Б. Чтитель и толмач замысла о мире // Булгаков С.Н.Первообраз и образ.Т. 1.— М.,1999.

58. Розанов В. В. Уединенное. Т.2. М., 1990.

59. Розанов В.В. Афоризмы и наблюдения // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. -М.,1990.

60. Розанов в.В. В темных религиозных лучах. М., 1994.

61. Розанов В.В. Город и школа // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М.,1990.

62. Розанов В.В. Два типа образования // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. -М.,1990.

63. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.,1990.

64. Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М.,1990.

65. Розанов В.В. О понимании. СПб.,1994.

66. Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

67. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.,1992.

68. Розанов В.В. Семья как истинная школа // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. -М.,1990.

69. Розанов В.В. Среди художников. М. !994.

70. Розанов В.В. Три главных принципа образования. // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М.,1990.

71. Розанов В.В.Беспочвенность русской школы // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М.,1990.

72. Розанов В.В.Границы закона // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М., 1990.

73. Розанов В.В.О гимназической реформе 70-х годов // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М.,1990.

74. Розанов В.В.представление о России в годы учебной реформы // Розанов В.В. Сумерки Просвещения. М.,1990.

75. Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Сб.: «Философия образования». М., 1996. - С. 7-21.

76. Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. СПб., 1991.

77. Русская идея и евреи: вековой спор. М.,1994.

78. Русская идея и современность. М.,1992.83. Русская идея. М.,1992.

79. Русская идея. Т. 1-2. -М.,1994.

80. Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.,1992.

81. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад, Восток и Россия. М.,1994.

82. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.,1994.

83. Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Федотова // Вопросы философии. 1991. № 4.

84. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Сочинения в двух томах. Т.1. -М.,1988.

85. Соловьев B.C. Оправдание добра // Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1988.

86. Соловьев B.C. Русская идея // Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1989.

87. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе // Соловьев B.C. Смысл любви. —1. М.,1991.

88. Соловьев B.C. Три силы // соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.1. — М.,1989.

89. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.,1991

90. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на -Дону. 1998

91. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2.-М.,1989.

92. Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьеа.Т.1-2. -М.,1995.

93. Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьева. Т.1-2. М.,1995.

94. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.,1994.

95. Трубецкой E.H. Умозрение в красках // Трубецкой E.H. Избранные произведения. Ростов-на-Дону. 1998.

96. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Сб.: «Философия образования». М., 1996. - С. 227-245.

97. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М.,1990.

98. Федотов Г.П.Судьба и грехи России. Т. 1-2.-СПб., 1991.

99. Флоренский П.А. Не восхищение непшева // Флоренский П.А. Сочинения. Т.2.-М.,1995.

100. Флоренский П.А.Иконостас. СПб.,1993.

101. Об. Флоренский П.А.Оправдание космоса. СПб., 1994.

102. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины. Т.1-2. —М.,1990.

103. Флоренский П.А.У водоразделов мысли. —.М., 1990.

104. Флоровский Г.В.Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

105. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.,1992.

106. Франк C.JI. Реальность и человек. М., 1997.

107. Франк С.Л. Свет во тьме. М.,1998.

108. Франк C.JI. Смысл жизни// Смысл жизни. -. М.,1994.

109. Франк C.JI.Сочинения. М., 1990.

110. Хомяков A.C. Сочинения в двух томах. М.,1994.

111. Хоружий С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова//После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

112. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991.№ 5.

113. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994.

114. Хоружий С.С.Миросозерцание Флоренского. -.Томск. 1999.

115. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. -. JI.,1991.

116. Шестов JI. Сочинения в 2-х томах. -. М.,1993.

117. Шрейдер Ю.А. Цели и ценности образования // Сб.: «Философия образования». М., 1996.-С. 135-148.