автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Философская проза В.Ф. Херманса

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Овечкина, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Философская проза В.Ф. Херманса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философская проза В.Ф. Херманса"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

0034Э3555

ОВЕЧКИНА Ольга Борисовна ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА В.Ф. ХЕРМАНСА

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература народов Европы, Америки, Австралии)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени . кандидата филологических наук

- 4 МДР 2010

Санкт-Петербург 2010

003493555

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент

Михайлова Ирина Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Лагутина Ирина Николаевна (Институт мировой литературы РАН)

кандидат филологических наук Любарова Екатерина Владимировна (Издательский дом ГТО)

Ведущая организация Институт русской литературы

(Пушкинский Дом) РАН

Защита состоится года в часов на заседании

совета Д. 212.232.26 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9).

Автореферат разослан года

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Д.Титаренко

Биллем Фредерик Херманс (1921 - 1995) - один из самых значительных нидерландских писателей второй половины XX века. Его наследие представляет собой объемный и неравномерно изученный комплекс произведений разных жанров: художественную прозу (романы и новеллы), эссеистику, драматургию и поэзию. В России имя писателя практически неизвестно, хотя на родине в Нидерландах его творчество стало неотъемлемой частью современного литературного процесса, а также послужило объектом для многочисленных научных исследований.

Основным предметом диссертационной работы является ряд ключевых философских, мифологических и идеологических аспектов малой прозы Херманса, связанных с мировоззренческой концепцией творчества писателя в целом. Философско-литературное своеобразие писателя характеризуется гармоничным сочетанием разделяемых им тезисов европейской философии середины XX века с вниманием к философско-литературному европейскому наследию прошлых веков на базе индивидуального художественного восприятия действительности, «личной мифологии» писателя. Анализ художественного мира писателя в данной работе произведен на основе новеллистики В. Ф. Херманса раннего и позднего периода. В центре внимания находятся тексты, как частично рассмотренные нидерландскими учеными, так и неизученные вовсе. Дополнительным источником для анализа и интерпретации тематики произведений служит ряд философских и критико-литературоведческих работ В. Ф. Херманса.

Актуальность исследования определяется значимостью литературного наследия В. Ф. Херманса, которое во многом определило формирование современной литературы Нидерландов, а также отразило аспекты преемственности и взаимного проникновения нидерландской литературы в общеевропейский культурный процесс XX века. Художественное и философское своеобразие творчества Херманса находится в центре внимания литературоведов Европы. За последние десятилетия появился ряд диссертаций, монографий, научных обзоров, посвященных исследованию различных аспектов творчества Херманса, в Нидерландах, Бельгии, Германии, Франции, ЮАР. В отечественном литературоведении литературное наследие выдающегося нидерландского писателя осталось незамеченным, что говорит о необходимости заполнить данную лакуну.

Вышеприведенные факты определяют новизну исследования. Новизна проводимого исследования состоит также в обращении к малой прозе позднего

периода творчества писателя, которая ранее не изучалась ни нидерландскими, ни иностранными литературоведами. Данная работа представляет собой попытку анализа художественного мира раннего и позднего Херманса как целостного комплекса повторяющихся тем, сюжетов, образов, мотивов. В результате появляется возможность системной интерпретации творчества Херманса. Это важно для отечественного литературоведения, где творчество и сам образ писателя пока еще не могут восприниматься целостно и адекватно.

Цель работы - проследить формирование базовых элементов философской концепции и поэтики В. Ф. Херманса на основе сопоставления малой прозы писателя раннего и позднего периодов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать историко-культурную ситуацию и интеллектуальный климат Нидерландов во второй половине XX века;

- проследить философскую линию в европейской литературе XX в.;

- определить место В. Ф. Херманса в литературном процессе Нидерландов и Европы;

- произвести анализ проблематики творчества В. Ф. Херманса, рассмотрев идеологические, философские и культурно-исторические аспекты малых прозаических форм писателя двух разных периодов;

- провести анализ композиционно-стилистических особенностей рассказов писателя;

- выявить творческую эволюцию писателя на основе сопоставительного анализа рассказов.

Объектом исследования служат рассказы из первого сборника В. Ф. Херманса «Злой умысел и непонимание» (1948) и из позднего сборника «Четыре новеллы» (1985). Выбор данного прозаического жанра объясняется уникальной возможностью проследить развитие философской концепции и поэтики писателя в малых прозаических формах как наиболее лаконичных и одновременно насыщенных по содержанию; а также временем написания данных работ, отражающих эволюцию мировоззрения писателя с дистанцией в пятьдесят лет.

Исследование проводится на материале следующих рассказов (в хронологической последовательности): «Лоо-Лее» (1942, сборник «Злой умысел и непонимание»);

«Электротерапия» (1943, сборник «Злой умысел и непонимание»); «Доктор Клондайк» (1946, сборник «Злой умысел и непонимание»); «Сонатина Филиппа» (1980, сборник «Четыре новеллы»);

«Динамика Гейерстейна» (1982, сборник «Четыре новеллы»); «Перстень с печатью» (1984, сборник «Четыре новеллы»).

Методологическая база исследования определяется целями и особенностями материала и включает в себя комплексное использование приемов типологического и системного анализа материала, элементов сравнительно-исторического и описательно-сопоставительного методов. Методологической основой исследования служат положения, отраженные в работах ряда отечественных и зарубежных литературоведов (В. М. Жирмунского, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Л. Г. Андреева, В. Е. Хализева, И. П. Ильина, X. Бремса, В. Смюлдерса, М. Дюпьи и др.).

Теоретическая значимость: в работе показаны специфические черты нидерландского варианта модернизма и экзистенциализма, что дает новый и богатый материал для типологических обобщений и более глубокого понимания общеевропейского литературного процесса XX века.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут использоваться в учебно-методической и лекционной вузовской практике: при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы XX века, в справочных и учебных пособиях. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения нидерландской литературы XX века.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Творчество В. Ф. Херманса принадлежит к общеевропейской традиции философской литературы, сформировавшейся на протяжении XX в.;

- особенности творчества Херманса в огромной мере проистекают из общественно-исторической и историко-литературной ситуации в Нидерландах;

- мировоззрение В. Ф. Херманса характеризуется вниманием к процессу становления личности и познания окружающего мира;

- с точки зрения автора, в ходе формирования личности существенную роль игршот отношения в семье (наследие психоаналитической философии);

- в художественном мире писателя действительность, окружающая человека, хаотична и абсурдна (влияние философии экзистенциализма);

- по Хермансу, объективное познание мира невозможно, в силу субъективного эмоционального восприятия и ограниченных коммуникационных способностей человека (интерпретация аналитической философии).

Рабочая гипотеза: Философское мировоззрение В. Ф. Херманса опирается на ряд основополагающих идей в духе экзистенциализма, которые нашли яркое отражение в его творчестве. Сопоставление рассказов раннего и позднего периода показывает, что основная проблематика произведений Херманса не претерпела серьезных трансформаций, однако способы разработки идеи изменились.

Апробация исследования. Основные положения и отдельные результаты диссертации были изложены в виде докладов, обсуждавшихся на следующих конференциях:

Международная филологическая конференция нидерландистов (Москва, МГИМО, 15 апреля 2004 г., тема доклада «В. Ф. Херманс и Витгенштейн»).

Международный симпозиум, посвященный творчеству В. Ф. Херманса, проводимый в Голландском Институте (Санкт-Петербург, 12 декабря 2005 г., тема доклада «Психомахическое повествование В. Ф. Херманса»).

Помимо этого, положения диссертации прошли апробацию на аспирантском семинаре проф. Т. В. Соколовой (СПбГУ, филологический факультет, 14 февраля 2007 г., тема доклада «Некоторые особенности поэтики ранней прозы В. Ф. Херманса»),

Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на аспирантских занятиях проф. В. Смюлдерса во время научной стажировки (Университет г. Утрехт, Нидерланды, сентябрь 2004 - июнь 2005 гг.).

Структура диссертации определяется исследуемым материалом и основными ее задачами. Диссертация состоит из «Введения», пяти глав, «Заключения» и «Списка использованной литературы» (144 наименования, из которых 80 на русском и 64 - на нидерландском и английском языках). Четвертая и пятая главы -центральная часть исследования - подразделяются на три параграфа каждая. Объем исследования составляет 196 страниц печатного текста.

Основное содержание работы

Во введении определяется актуальность темы и научная новизна диссертационного исследования, формулируется его цель и задачи, а также обозначаются объект, предмет и методологическая основа диссертации.

Первая глава «Основные направления европейской философской литературы в XX веке» носит вводный характер и посвящена обзору основных тенденций философии и литературы XX века, которые оказали влияние на формирование философской и творческой концепции В. Ф. Херманса.

Важность данного обзора определяется тем, что творчество Херманса обнаруживает аспекты преемственности по отношению к общеевропейскому литературно-философскому курсу (литературе модернизма, философии экзистенциализма и пр.), несмотря на то, что В. Ф. Херманс постоянно подчеркивал свою полную независимость от любых духовных веяний своего и предшествующего времени.

В данной главе рассматриваются основополагающие принципы литературы авангардизма и сюрреализма; раскрываются особенности модернистских и постмодернистских текстов, а также анализируются философские постулаты экзистенциализма в европейской литературе. В заключении делаются выводы об определяющей роли философско-литературных открытий Европы XX века в формировании творческих принципов нидерландского писателя, а также о магистральности этих открытий для развития новой литературы и философии в целом.

Вторая глава «Обзор нидерландской литературы XX века» раскрывает особенности исторического развития Нидерландов данного периода, выявляет специфику литературного процесса, протекавшего во взаимосвязи с ним, и как следствие повлиявшего на становление писателя.

Литература Нидерландов в XX веке формировалась под воздействием глобальных и локальных перемен в обществе. Главная ее характеристика -многослойность и отсутствие стабильности.

Литературная картина в Нидерландах в предвоенные годы создается литературным журналом «Форум» (М. тер Браак (1902 - 1940), Э. дю Перрон (1899

- 1940), М. Рулантс (1895 - 1966), К. ван Брюгген (1881 - 1932), С. Вестдейк (1899

- 1971), В. Элсхот (1882 - 1960) и др.), на страницах которого поднимался вопрос о сущности литературы и искусства, рассматривалась идея о противопоставлении двух основополагающих понятий в литературе - формы (vorm) и личности (vent). Писатели и поэты «Форума» выступали против «эстетизма поэзии», «красоты» и «искусства ради искусства»; внимание литераторов главным образом сосредоточено на личности как первичной творческой реальности. «Персоналистам» противостояли «формисты» - приверженцы следования «форме», среди которых известные нидерландские поэты М. Нейхоф (1894 - 1953), X. Марсман (1899 - 1940) и фламандский поэт и писатель П. ван Остайен (1896 -1928).

В довоенной литературе Нидерландов существовало «течение новой вещественности» (Neue Sachlichkeit), представители которого ратовали за

изображение реальных объектов конкретного мира, идеальным жанром считая документальную прозу (журнал «Де врейе бладен» («Бе угуе ЬЫеп»)). Среди ярких последователей «новой вещественности» выделяют Б. Стромана (1902 -1985), М. Ревиса (1904 -1973) и особенно Ф. Бордевейка (1884 - 1965).

Послевоенная литература долгое время отражала последствия войны и оккупации. Нидерландам не удалось сохранить нейтралитет во время Второй мировой войны. 15 мая 1940 года нидерландская армия была вынуждена сложить оружие. Важным элементом оккупационных лет в культурном плане было существование Движения Сопротивления и про-немецкой «Палаты по делам культуры».

В центре внимания нидерландских авторов послевоенной эпохи на протяжении полувека остается военная тематика: ужасы войны, Сопротивление, коллаборационизм, чувство вины, коллективная трусость, тема потерянного поколения, бессилие человека.

В нидерландской прозе этого времени можно выделить три направления, которые отражали реакцию писателей на произошедшие события: возрождение исторического романа С. Вестдейка (1898 - 1971) и Т. де Фриса (1907 - 2005), юмористическая проза Г. Боманса (1913 - 1971) и С. Кармиггелта (1913 - 1987) и третье направление с «уникальным способом выражения мироощущения бессмысленности и отвращения к действительности»1, направление экзистенциализма. Представителей данного направления в литературе, которое иногда называют «литературой вялых», роднит ощущение экзистенциального кризиса, анти-идеалистские взгляды на жизнь и как следствие абсурдность, нигилизм, цинизм и отвращение (Г. ван хет Реве (1923 - 2006), роман «Вечера», 1947, В. Ф. Херманса, романы «Слезы акации», 1949 и «Я всегда прав», 1951).

Литература в этот период ознаменовалась таюке ярким явлением поэтов-«пятидесятников», которые выступали за экспериментальную поэзию, призывая «именно теперь, после войны, когда поэзия полностью погибла, создать новую»2. Поэты-«пятидесятники» использовали свободную стихотворную форму, которая позволяла выразить побег из прошлого и застывшего настоящего. Одним из важнейших условий для творчества считался эксперимент. Яркими представителями этого направления являются поэт и художник Люсеберт (1924 -

1 ЗииуеПгщ й. Меуои<% уегей // ЬНегаке геас^ез ор (1е туегеЫ уап Ьейеп. Оп<1ег гес1асйе уап Н. ОМеугеИ, Н. Оеп Haag> 1953. Р. 89-109.

2 роИсета Л.Ь.К. Нй котркй <1ег ууОДеп. Ееп [йегаЫшШпзсЬе (¡оситййан-е. Ат^егЛат 1979. Р. 39.

1994), X. Каувенаар (род. 1923), Р. Камперг (род. 1929), Я. Элбург (1919 - 1992) и Др.

Одновременно с «пятидесятниками» заявило о себе движение поэтов анти-эксперименталистов, сплотившихся вокруг журнала «Критериум» («Critérium»). Если эксперименталисты-«пятидесятники» говорили о невозможности продолжать творчество согласно предвоенным нормам, анти-эксперименталисты парировали как раз противоположным: в мире, где были уничтожены все проявления уверенности, поэзия должна опираться на сохранение старых поэтических ценностей.

К середине 50-х на нидерландском литературном небосклоне выделяют имена трех крупнейших писателей: Виллема Фредерика Херманса, Херарда Реве и Харри Мюлиша. Этих писателей многое сближает, но все же каждый из них представляет собой некий уникум на литературном пространстве не только Нидерландов, но и всей Европы. Творчество Мюлиша и Реве, так же, как и творчество их современника Херманса, можно отнести к позднему модернизму нидерландской литературы, поскольку за пределами Нидерландов поднимаемые ими вопросы нашли отражение в литературе модернизма, который в Европе достиг своего апогея в 30-е годы.

После периода аскетизма, бережливости и ограничения, в 60-х наступил неожиданный прорыв благоденствия и благополучия, который между тем сопровождался рядом протестов и возникновением движения «Прово» (от «provoceren» - «провоцировать», «бросать вызов»). Задача «Прово» состояла в провокации представителей власти и в просвещении масс. Первоначально акции «Прово» носили театральный характер, однако после 1966 года выступления «Прово» приобрели политическую окраску. Параллельно с политическими акциями в стране назревает и довольно быстро происходит сексуальная революция. К концу 60-х темы, которые еще десять лет считались запрещенными, такие как развод, контроль рождаемости, гомосексуальные отношения, были приняты общественностью.

В 60-х и начале 70-х широкое распространение в Нидерландах получило явление так называемой «контркультуры». Время радикальных настроений, демократизации, снятия ограничений, гедонизма, красоты, экстаза, мистики и сверхиндивидуальной экспрессии не могло не отразиться на литературе. Литература, шокирующая откровенными сценами (Я. Волкерс (1925 - 2007), X. Раес (род. 1929) и Я. Кремер (род. 1940)), с одной стороны пользовалась

популярностью, но с другой стороны выглядела как провокация, особенно, когда речь заходила о взаимосвязи религии и сексуальности.

В начале 70-х годов в экономическом развитии Голландии появляются первые признаки спада - закрытие компаний, массовые увольнения, за которыми следуют акции протеста и забастовки. В 70-ые в Нидерландах нарастает волна ангажированной литературы, многие писатели чувствовали себя причастными к общественным волнениям и поднимали в своем творчестве острые политические и экономические вопросы, как внутреннего, так и внешнего характера. К политически ангажированным писателям примкнул один из трех «китов» послевоенной нидерландской литературы Харри Мюлиш. Б это же время меняется восприятие произведений Херманса, Реве, Мюлиша. Они стали популярными, но одновременно изменилась и их культурная функция. Великие писатели пятидесятых быстро ассимилировались, их творчество потеряло свой подрывной эффект.

В 70-х заявили о себе писатели-«семидесятники», стремившиеся создавать читаемую литературу, которая должна оставаться простой, ясной, выразительной, узнаваемой и позволяющей читателю соотнести себя с героем (П. Андриессе (род. 1941), X. Хейресма (род. 1932), Дж. Коол (1944 - 2008), М. Бисхейвел (род. 1939), Я. Донкерс (род. 1943), М. ван Кейлен (род. 1946) и др.). «Тема практически всех рассказов - непоколебимая трагедия ежедневного бытия»3. Но к концу 70-х это направление находит своих оппонентов, писателей критикуют за их «детскость и инфантильность», «ностальгию по прошлому», «юные сантименты» и «обыкновенность».

Конец 70-х - начало 80-х, когда происходят важные политические и общественные события (распад Восточного блока с его тяжелыми последствиями, война в Персидском заливе) «вновь вернули литературе серьезность»4. Появилось поколение писателей, имевших возможность изучать философию в университетах. Примерами такой ярко выраженной философско-направленной литературы являются произведения Конни Палмен (род. в 1955 г.) (романы«Законы» («De wetten», 1991), «Дружба» («De vriendschap», 1995), А.Ф.Т. ван дер Хейдена (род. в 1951 г.), автор цикла «Беззубое время» («De tandeloze tijd»), а также Сейса Ноотебоома (род. в 1933 г.).

3 Nuis А. Körte verbalen uit de jaren zeventig. Amsterdam/Brüssel, 1977. P. 9

4 Гудегебюре Я. Высокоинтеллектуальная настольная игра. Голландские писатели между прошлым и настоящим // Мост. Современное искусство в Нидерландах. Издание Министерства иностранных дел. Гаага,1996. С.54.

Философски направленная литература в Нидерландах предваряет появление нового культурного явления - постмодернизма. Авторы-постмодернисты обнаруживают в своих произведениях близкое к европейским писателям данного периода видение мира. Постмодернистские искания нидерландских писателей направлены на человека, а отсутствие единого идеала, абсолютного начала воспринимается как богатство и многообразие окружающей действительности.

С другой стороны, в Нидерландах присутствовало явление литературного поп-арта как облегченная «интуитивная, доступная форма постмодернизма в виде безудержной эклектики»5. Произведения многих писателей, поэтов, фельетонистов по форме были далеки от традиционных понятий художественной литературы и зачастую относились к полу- и даже нелитературным жанрам журналистики, рекламы и развлекательного чтива. Среди писателей и поэтов «поп-арта» следует назвать приверженцев журнала «Барбарбер» («Barbarber»), а также участников поэтического движения «Максималы» («Maximalen»),

В Нидерландах представителей литературного «поп-арта» в постмодернизме привлекало осознанное неприятие традиционных литературных ценностей, с акцентом на возможности самовыражения, отличном от предыдущего поколения, тогда как вторая группа «интеллектуальных» постмодернистов характеризуется более «философской» направленностью и содержательным аспектом повествования. Рассмотрением основных положений нидерландского интеллектуального постмодернизма и «поп-арта» завершается обзор литературы Нидерландов XX века.

В третьей главе «Творческий путь В. Ф. Херманса» рассматривается разнообразное наследие писателя, определяются основы его стилистической манеры, а также развитие литературно-философских взглядов, нашедших отражение в его произведениях. Значительное внимание в этой главе уделяется освещению степени изученности творчества В. Ф. Херманса в нидерландском и зарубежном литературоведении.

Первым программным прозаическим произведением писателя, в котором уже прослеживается основная проблематика его творчества, является рассказ, написанный в 1940 году «Изобретатель, или И все же машина удалась...». В этом рассказе нашли отражение существенные признаки так называемой «личной мифологии» В. Ф. Херманса: тема дуализма, противопоставления пассивности и

3 Ruiter F., Smutders W. Literatuur en modemiteit P. 223.

активности, господство злого рока, отсутствие взаимопонимания. Эти доминанты очевидны и в первом масштабном произведении В. Ф. Херманса, романе 1947 года «Консервы» («Conserve»).

Особенно ярко проблематика стремления к идеалам и разочарования будет разработана годом позднее в первом прозаическом сборнике В. Ф. Херманса «Злой умысел и непонимание» («Moedwil en misverstand», 1948), где писатель, кроме всего прочего, продемонстрирует интерес к иррациональным, фантастическим и сюрреалистическим аспектам действительности.

Военная проблематика, используемая автором как своего рода декорация, на фоне которой демонстрируются важнейшие основы художественного мира Херманса, нашла отражение в романе «Слезы акации» («De tränen der acacia's», 1949). С этого романа Херманс приступает к разработке одной из центральных философских тем своего творчества - невозможность понять, узнать человека и познать окружающий мир.

Стремлением выявить правду, отграничить ее от вымысла, подвергнуть сомнению идеологическую (политическую, религиозную) систему характеризуется герой романа «Я всегда прав» («Ik heb altijd gelijk», 1951), вызвавшего широкий резонанс среди критиков и читателей. Херманс смело поднимает актуальные и болезненные для нидерландского общества вопросы: потеря колонии в Индонезии, роль и позиция католической церкви.

Чувство хаоса, болезненного состояния мира В. Ф. Херманс описывает в новеллах сборника «Паранойя» («Paranoia», 1953), который признается одним из самых ярких книг писателя, отражающем все центральные темы его творчества. Сборник, состоящий из 5 новелл, снабжен предисловием автора «Преамбула», которое, по сути, является его поэтическим манифестом, заявляющим о строгой взаимосвязи тематики, поэтики и стилистического своеобразия литературных произведений.

Многогранность художественной манеры, независимость писателя, ярчайший художественный мир не позволяют отнести творчество Херманса к какому-то одному определенному художественному направлению. Отрицая принадлежность к тем или иным литературным кружкам, В. Ф. Херманс впитывал наследие сюрреалистов, экзистенциалистов и даже опережал свое время, создавая, в том числе, произведения с элементами постмодернизма. Такими примерами постмодернистских текстов являются роман «Бог Мыслим, Мыслим Бог» («De God Denkbaar, Denkbaar de God») и роман «Евангелие О. Даппера Даппера» («Het evangelie van О. Dapper Dapper»).

Несмотря на то, что своим лучшим творением Херманс называл роман «Бог мыслим», известность автору принес вышедший в 1958 году роман «Темная Дамоклова комната» («De donkere kamer van Damokles. В романе, действие которого разворачивается в Нидерландах во время оккупации, автор продолжает разработку центрального аспекта своего мировоззрения о невозможности познания окружающего мира и человека. В данном романе Херманс звучат центральные темы творчества писателя: отсутствие порядка и взаимопонимания, хаос, неуверенность и ничтожность человеческого существования, проблема самоопределение героя.

Тема самоопределения героя, поиска идеала продолжается в романе «Никогда больше не спать» («Nooit meer slapen», 1966) о неудачной экспедиции в Норвегию юного ученого Алфреда Иссендорфа. В данном романе, за который В. Ф. Хермансу была присуждена одна из самых значимых национальных литературных премий, фоном для развития центральной темы выступают научные исследования героя. «Этот роман, в котором мотив поиска метеоритов ассоциируется с поиском Святого Грааля, являет собой образец блестящего и ироничного «перевернутого вверх ногами bildungs-roman», т.е. романа воспитания - интеллектуального и духовного»6.

Помимо романов и новелл, Херманс работает в жанре полемических эссе, которые принесли автору скандальную известность. Писатель яростно критикует современных литературных и политических деятелей Нидерландов на страницах сборника полемических статьей «Мандарины в серной кислоте» 1964 года («Mandarijnen op zwavelzuur»). Несмотря на субъективность, данный сборник представляет собой уникальный пример единого повествования, единого художественного мира, в котором присутствует конфликт между главным героем-литератором и всеми остальными писателями-«мандаринами».

Противоречивая литературная и профессиональная деятельность Херманса (он был преподавателем географии в Гронингском университете) вызывают широкий резонанс в обществе. В 1973 году В. Ф. Херманс вынужден закончить преподавательскую деятельность и переехать из Нидерландов во Францию, в Париж, где он полностью посвятит себя литературе.

После романа «Воспоминания ангела-хранителя» («Herinneringen van een engelbewaarder», 1971), действие которого разворачивается во время Второй мировой войны и где писатель вновь показывает, что человеческие поступки

6 Janssen F. A., Otterspeer W. Op. cit.

зачастую бесцельны, философская тематика отходит в произведениях Херманса на второй план, а сатирическое изображение человека и его жизни начинает играть первостепенную роль. Горьким и сатирическим описанием отличаются романы «Среди профессоров» («Onder professoren», 1975) и «Из бесчисленного множества миллионов» («Uit talloos veel miljoenen», 1981), в которых писатель изображает академическую среду города Гронингена, где ему пришлось работать на протяжении нескольких лет.

Находясь за границей, Херманс уделяет много времени публицистике, регулярно создавая статьи для крупнейших нидерландских газет «Де Телеграаф» («De telegraaf») и «Хет Пароол» («Het parool»): эти статьи впоследствии будут изданы отдельными сборниками.

80-ые годы знаменуются новым творческим периодом - возвращением писателя к малой прозе. В новеллистке этого периода ставшие классическими для Херманса темы - искажение действительности и поиски истины, амбиции героев и их несостоятельность - находят отражение в новой, порой более реалистичной форме, более умеренной и меланхоличной.

Последний роман Херманса «По обмену» («Аи pair») 1989 года свидетельствует о дальнейшем изменении тематики (роль искусства, новое звучание женских образов) и стиля писателя. Исследователи отмечают «объединение двух доминант поэтики В. Ф. Херманса - реализма и сюрреализма».

Вторую главу диссертационного исследования завершает обзор ситуации, сложившейся в нидерландском литературоведении в области изучения наследия В. Ф. Херманса. Рассматривается степень изученности произведений Херманса разных периодов и отмечается, что в отечественном литературоведении исследовательский интерес к писателю был неоправданно мал.

В четвертой главе «Анализ ранних рассказов В. Ф. Херманса» предлагается комплексный разбор малой прозы писателя раннего периода. Данный анализ вместе с аналогичным анализом новеллистики позднего периода в пятой главе, составляет основную исследовательскую часть диссертационной работы. Тексты разбираются с точки зрения истории их создания и рецепции, сюжета, композиции, тематики, стилистики, а также философских аспектов и мифологических параллелей.

В начале главы дается общая характеристика сборника «Злой умысел и непонимание», рассказы из которого легли в основу исследования малой прозы раннего периода писателя. Выдвигается гипотеза о том, что рассказы раннего

периода могут быть разделены на две группы - реалистические и сюрреалистические, «рассказы-сны».

Первый параграф посвящен рассказу «Электротерапия».

Рассказ «Электротерапия» («Elektrotherapie») 1943 года является в основном реалистическим повествованием, в котором автор старается максимально отразить действительность.

В образе главного героя Рональда Херманс разрабатывает многие темы и мотивы своего творчества: самоопределение героя, мучительные отношения с родителями, неудачный опыт первой любви, мотив изобретения. Эти аспекты найдут отражение и на страницах других ранних рассказах писателя, и будут более детально освещены в большинстве его произведений позднего периода.

Некоторые исследователи склонны в своих интерпретациях наделять образ главного героя Рональда биографическими чертами автора и видеть в нем сквозного персонажа ряда рассказов Херманса, Ричарда Симмилиона7. Однако в нашем диссертационном исследовании предлагается анализ в более глубоком философском ключе.

Непосредственно анализ предваряется рассмотрением роли философии в формировании литературной и жизненной позиции Херманса, в ходе которого подчеркивается увлечение писателя философией в целом, и учением крупнейшего австрийского философа XX века Людвига Витгенштейна (1889 -1951) в частности. Подобно тому, как Витгенштейна интересовало посторенние системы идеального языка, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы» (бытия и сознания, свободы воли и этики), так и Херманс стремился создать произведение, а через него систему мировоззрения, в котором снимаются традиционные псевдопроблемы и детально рассматривается процесс становления личности. Неудивительно, что аналитическая философия как логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации естественного языка и доведению его до совершенства языка логических символов, привлекла и заинтересовала Херманса.

Интерпретация раннего реалистического рассказ «Электротерапия» выступает в данной работе как иллюстрация близости идей Херманса к идеям Витгенштейна (при том, что данный рассказ был написан Хермансом раньше его статей о Витгенштейне) и дает основания говорить о типологическом сходстве, о независимом друг от друга формировании сходных мировоззрений писателя и

' Martien J. G. de Jong. Op.cit. 42.

философа. Основополагающие аспекты «личной мифологии», т.е. художественно взгляда писателя, нашедшие отражение в рассказе «Электротерапия», иллюстрируются рядом тезисов из «Логико-философского трактата» Витгенштейна.

Центральной темой рассказа является тема самоопределения и развития личности, а процесс самоопределения ознаменован рядом важнейших аспектов, среди которых выделяется субъективное видение мира (невозможность адекватного познания действительности). Подобное разграничение субъективного и объективного является важным и у Витгенштейна. По Витгенштейну, создаваемый образ действительности отличается от образа действительности другого тем, что каждый воспринимает мир и определяет через тот язык, которым он владеет: «Все, что мы видим, может быть также другим. Все, что мы можем вообще описать, может также быть другим» (5.634)8.

Вторым аспектом является невозможность эмоционального восприятия мира. В мире, каким его рисует Херманс, взаимопонимание, симпатия, любовь, которые могли бы преодолеть глобальное человеческое одиночество, встречаются крайне редко. В процессе формирования личности важную роль играют взаимоотношения между отцом и сыном. У героя «Электротерапии» отец не вызывает никаких чувств, кроме неприятия и неуверенности в себе, его присутствие повергает Рональда в одиночество, ^замкнутость и наталкивает на мысль о самоубийстве. Чувство влюбленности не способствует внутреннему «освобождению» героя. Эмоциональное восприятие мира, по Хермансу, иррационально и ведет к гибели. Эмоциональный мир, по Витгенштейну, часто характеризуется как мистический и лежит за гранью человеческого познания.

Центральным аспектом в мировоззрении нидерландского писателя является бессилие человека в хаотичном мире. Герои Херманса очутились в хаосе - они самостоятельно ищут истину, но они обречены, поскольку истины не существует априори.

Мотив самоубийства как единственного возможного выхода неоднократно звучит у Херманса как в ранних, так и поздних произведениях. Герой в безвыходной ситуации: он бессилен что-либо изменить и на что-либо повлиять. Человек обречен на непонимание, разочарование. Витгенштейн утверждает: «Я знаю, что мир существует. Я не могу изменить происходящее, заставить развиваться по моей схеме. Я абсолютно бессилен» (1; 6.373; 6.41).

8 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2008. С. 176. (В схобках указаны номера тезисов)

Роль случайности в мире является доминантой художественного мира Херманса Продолжая тему бессилия человека, Херманс подчеркивает и невозможность предугадать или изменить ход событий. Кроме того, «совершаемые человеком в его неведении поступки, с учетом случайности всего происходящего в мире»9 часто приводят к обратному эффекту, в результате чего человека ждет разочарование. Витгенштейн также рассматривает действительность как ряд свершившихся фактов. Согласно Витгенштейну, факты не зависят друг от друга, и поэтому «любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым» (1.21). Следовательно, все связи, все отношения между фактами являются чисто внешними.

Понимание роли языка является главной точкой соприкосновения концепций Херманса и Витгенштейна. Мировоззренческая концепция Витгенштейна предполагает, что единственной формой связи человека с окружающим его природным и социальным миром является язык. Херманс пишет в своих работах о действительности, которую невозможно постичь. Особую помеху, которая еще больше затрудняет постижение действительности во всем ее объеме, в том числе через общение между людьми, образует язык, когда передать мысль без искажения и двусмысленности невозможно. В картине мироздания В. Ф. Херманса «общаться с другим человеком - невозможно, именно потому, что этот человек - чужой и абсолютно иной »10. В данном рассказе герои Херманса не реагируют на реплики собеседников, создается впечатление, что они абсолютно не понимают друг друга. Так, показательным является диалог Рональда с отцом, когда Рональд пытается объяснить свои проблемы и наталкивается на тотальное непонимание.

Таким образом, и писатель, и философ сумели затронуть в своих произведениях ряд идей, актуальных в литературе и философии XX века.

Второй параграф посвящен анализу рассказа «Доктор Клондайк», который является некоторым исключением данного сборника. Это блестящий образец повествования, которое содержит несколько содержательных уровней.

Анализ рассказа дает возможность прочтения философской концепции Херманса, которая основывается на своеобразной вариации известного во многих культурах с древнейших времен явления инициации главного героя. Но по Хермансу инициация заключается в приобщении к экзистенциальной

' Оуег51ее§еп 1.1. Уоей^рреп уап Р. Негташ. Р. 70.

10 Уап5 В. Ор ей. Р. 422.

неуверенности. Подобный искаженный процесс инициации героя изображен в данном рассказе.

Главный герой студент Калманс стремится к идеалу, к самореализации (в данном случае путем изобретения нового метода лечения). Но постепенно героя постигает разочарование, что вызывает чувство отчуждения: герой осознает, что он всегда пребывал и будет пребывать в хаосе.

Существенную роль в данном процессе играет образ отца, либо героя, обладающего характеристиками отца. Таким в рассказе является доктор Хеймелрейк. Как в учении Фрейда, так и в художественно-философском мире Херманса отец - идеал, образец для подражания, но именно в соперничестве с ним, только превзойдя его, герой может найти себя и реализоваться.

В процессе инициации, становления героя важны также отношения героя с женщинами. В данном рассказе присутствуют два женских образа - Лили и медсестры Ферро. Лили - объект любви и та, ради кого он и предпринимает попытку самореализации. Медсестра Ферро - персонаж, который ассоциируется с сестрой.

Тема отношений между братом и сестрой часто звучит в творчестве Херманса. Как и в ряде других произведений, так и здесь очевидно противопоставление мира героя миру сестры. Герой стоит перед выбором: подчиниться миру сестры, который подразумевает пассивное существование, послушание родителям, постоянную моральную зависимость, или же идти своим независимым путем к достижению цели.

Несмотря на то, что на каком-то этапе герой преодолевает противостояние с миром сестры, добивается успеха, все его устремления обречены. Этот рассказ отражает, таким образом, все ту же центральную концепцию Херманса: герой не может завершить процесс инициации, он не перерождается, он возвращается в хаос.

Характер героя амбивалентен: с одной стороны, пытаясь самоутвердиться через изобретение нового метода лечения, он стремится к миру рационального, торжества науки. С другой стороны, герой, потерпев поражение, обнаруживает стремление к регрессии, воссоединение с природным началом (вода), возвращение к женскому началу.

Рассмотрение нарратологических аспектов рассказа (композиционное построение, внимание к пространственно-временным образам) позволяет предположить дополнительный вариант трактовки текста - психомахическую интерпретацию (наряду с реалистическим и философским прочтением). В работе дается изложение принципов психомахического повествования и психомахического

прочтения. Термин «психомахическое повествование» используется европейскими литературоведами для обозначения особого типа повествования, в котором центральная тема - душевный конфликт героя - находит отражение во внешних факторах11. В современном литературоведении принцип психомахии получил распространение как продуктивный метод исследования, основанный на рассмотрении событийной стороны произведения как проекции душевной борьбы героя, когда психологическая проблематика перестает быть объектом, а становится субъектом и подчиняет себе развитие событий.

Подобная многослойность текста и как следствие разностороннее прочтение свидетельствуют об исключительном положении рассказа в данном сборнике. Рассказ, представляющий собой на первый взгляд, реалистическое повествование, обнаруживает психомахический уровень, богатый метафорами и символами, характерный для сюрреалистических «рассказов-снов».

В третьем параграфе рассматривается сюрреалистический рассказ «рассказ-сон» «Лоо-Лее» («Loo-Lee», написан в 1942, опубликован в сборнике в 1948).

Внимание уделяется анализу важнейших символических пространственных образов, через которые обнаруживается присутствие мотивов и тем, характеризующих философскую концепцию Херманса: проявление бессознательного, противопоставление женского начала, означающего регрессию и смерть, мужскому началу, символизирующему силу, храбрость, самоутверждение героя.

Одной из центральных тем становится проявление бессознательного. Открывая повествование образом «воды», «реки», Херманс подчеркивает превосходство бессознательного, иррационального в мире. Поэтическая канва повествования также дополняется другими пространственными образами (мистический образ города, фантасмагорический образ леса).

Автор умело соединяет пространство открытое и замкнутое, параллельно отмечая смену времени суток. Интересной деталью при рассмотрении образов является отсутствие внимания автора к временным образам. Херманс практически нивелирует значение временных образов, чтобы максимально растянуть события, без соотнесения со временем суток. На примере данного рассказа можно заключить, что пространственные образы играют в поэтике Херманса

11 O ncHxoMaxHH cm. Dupuis M. De psyche in de spiegelkamer: psychomachie in de hedendaagse roman. Gent 2000; De donkere kamer van Damokles als 'psychomachie'// Verboden toegang; essays over het werk van Willem Frederik Hermans, gevolgd door een vraaggesprek met de schrijver. Onder redactie van W. Smulders. Utrecht 1989. P. 122-154.

сюжетообразукмцую роль. Одним из ярких примеров подобного образа является образ дороги, пути. Путешествие героев определяет их существование, что позволяет нам вслед за М. М. Бахтиным говорить о хронотопе дороги.

Таким образом, автор использует многозначные пространственные образы, чтобы дать выражение одной из сильнейших антитез в этом рассказе - антитез мужского и женского начала. В данном рассказе самоопределение героя зависит от выбора, который он должен сделать между миром отца и миром матери. Два героя являются своего рода иллюстрациями этих двух миров. Валентейн - мир регрессии, послушания, страха, слабости, тогда как его брат Херберт олицетворяет собой так называемый мир «суперэго», который характеризуется наличием ярко выраженного мужского начала, геройства, храбрости, стремлением к запрещенному, поиску, открытиям.

В связи с этим рассказом внимание уделяется значению детских образов в творчестве Херманса в целом. Зачастую именно детские персонажи у Херманса «неоправданно жестоки, и их жестокость бессознательна; они словно служат самой яркой иллюстрацией его видения человека»12. Агрессия, ненависть по отношению к друг другу - характерные черты детских образов Валентейна и Херберта.

Сквозной темой ранних рассказов является тема смерти. Самоубийство в рассказе «Электротерапия», смерть героини в рассказе «Доктор Клондайк», так и в данном рассказе смерть брата становится существенным в мировосприятии героя.

Вторая глава диссертации завершается выводами, в которых перечисляются ключевые аспекты художественного мировосприятия Херманса, нашедшие отражение в его ранних рассказах.

Последняя пятая глава «Поздние рассказы В. Ф. Херманса» по аналогии с четвертой главой концентрируется на комплексном анализе новеллистики писателя позднего периода на примере сборника «Четыре новеллы» («Vier novellen»). Анализ также предваряется введением, в котором дается характеристика сборника, история его создания и рецепции. Данный сборник, как и большинство поздних новелл Херманса, не был отмечен вниманием со стороны исследователей не только за пределами Нидерландов, но и на родине писателя.

Первый параграф пятой главы посвящен анализу рассказа «Сонатина Филиппа».

12 Dupuis М. Eenheid en versplintering van het ПС. Thema's, motieven en vormen in verband met de problematiek van de enkeling in de romanwereld van Willem Frederik Hermans. P. 86.

В поэтике писателя произошли существенные изменения. В данном рассказе система мировоззрения Херманса раскрывается перед читателем не через яркие символические пространственные образы, а за счет более детальной разработки характеров персонажей, расширения ряда конкретных мотивов. В канве повествования по-новому используется время. Так, если в ранних рассказах автор ограничивает действие несколькими днями, редко месяцами, то в данном случае оно охватывает отрезок времени в несколько лет. Кроме того, давая характеристику героям, автор также более детально, в реалистическом ключе, представляет персонажей. Много внимания уделяется описанию внешности героев, автор эксплицитно дает им характеристику.

В центре повествования, тем не менее, остается та же тема, что и в ранних рассказах, а именно тема самоопределения героя. Но теперь эта тема разрабатывается на примере двух героев, персонажей, ранее противопоставляемых друг другу, - сына и отца, Филиппа (владельца автомастерской) и Геррита (музыканта).

Однако если ранее Херманс представлял более детально точку зрения персонажа-сына, то теперь происходит смена приоритетов. В отношениях акцентируется позиция Геррита (отца), а не Филиппа. Перед Герритом не стоит традиционная для мира Херманса задача превзойти отца (победить, переубедить, завоевать). Он сам стал отцовской фигурой по отношению к Филиппу. Позиция же героя-сына становится для читателя известной только в финальной части рассказа.

Через образ Филиппа раскрывается тема самоопределения героя путем поиска идеалов. Херманс создает нового героя и наделяет его новыми мечтами. Этот герой не стремится к заоблачным вершинам искусства, его изобретения не претендуют на гениальность, он прекрасно осознает свои способности, свои границы. Новый герой Херманса - человек техники, и показательно то, что Филипп переехал в Америку, которая в Нидерландах является символом всего механического и автоматического.

Важное место в художественном мире рассказа занимают мотивы музыки и машины, хоть по сравнению с ранними рассказами и имеют меньшую символическую нагрузку. По мнению Херманса, техника является неотъемлемой частью технологического прогресса и представляет собой конструктивное начало в хаотическом космосе, «гармонический диссонанс в нашей принципиально фантастической, мифической дисгармонии»13.

13 Негтапз К Нй ваШзИзсЬе ишуегеищ 1&2. АпЫегйат, 1996. Р. 112.

Далее в главе дается обзор истории образа механизма, машины в истории мировой литературы, также отмечается, какими дополнительными аспектами наделяется этот образ в мировоззрении Херманса. Помимо олицетворения сильного механического непобедимого начала, машина является проекцией эротического начала. Для человека, столкнувшегося с болью разочарования в межличностных отношениях, машина, механизм является более надежным «партнером», «фиктивным суррогатом настоящей любви», и этот образ машины носит название «machine celibataire», т.е. машина холостяка14. Но в концепции Херманса механизмы амбивалентны. Они проецируют стремление героя к самоутверждению, в том числе через стремление к эротическому началу; они воплощают стремление к истине, к гармонии, к преодолению хаоса. Но в тоже время они приносят осознание бессилия и одиночество, а зачастую и гибель.

Большое значение для раскрытия одной из центральных тем писателя, а именно проблемы самоопределения героя, поиска идеала, приобретают абстрактные мотивы: иллюзии и идеалы, контраст искусственного и настоящего, талант, природный дар и тщательная усердная кропотливая работа, одиночество, чувство вины.

Дальнейшие изменения в художественном мире писателя прослеживаются на примере рассказа «Динамика Гейерстейна» («Geyerstein's Dynamiek») во втором параграфе.

Как и рассказ раннего периода «Jloo-JIee» данный рассказ содержит многозначные яркие образы. Херманс вводит интенсивный амбивалентный образ огня, так редко появляющийся в поэтической канве его произведений. В противопоставлении образу воды, огонь выражает мужское начало. С другой стороны, огонь - «карающий символ»15. Именно один из первоэлементов Вселенной, неподвластной контролю человека, стал причиной смерти мужа героини, уничтожив механический летательный аппарат - воздушный шар монгольфьер, который относится к комплексу так называемых машинных мотивов.

Наряду с важнейшим образом монгольфьера в повествовании присутствует образ самого главного механизма, создающего лейтмотив рассказа, - фотоаппарата, который героиня получила в качестве своеобразного наследства от мужа. В данном рассказе Херманс впервые наделяет женский образ атрибутами, принадлежащими мужскому миру, а именно механическим объектом - фотоаппаратом. Только

14 Smulders W. Succesvolle mislukkmgsmachines. Het thema "machine" in het werk van W.F. Hermans. P. 75.

15 Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. М., 2004.

овладев им, научившись им пользоваться, героиня сможет доказать свою значимость, завершить свой процесс инициации. Но героиню ждет разочарование.

Через образ механизма в данном рассказе Херманс возвращается к важнейшей теме восприятия и отражения действительности, к теме искусства, размышляя о случайности в искусстве, о непреходящем таланте, об искусстве, которое не знает возраста, об имитации.

Данный рассказ раскрывает важнейшие темы творчества Херманса, однако выполнен в иной художественной форме, чем только что рассмотренный рассказ «Сонатина Филиппа», представляющий собой реалистическое повествование. Используя многозначные образы, символы, метафоры, Херманс создает экзистенциальный, сатирический рассказ-притчу с глубоким философским подтекстом, вплетая в повествование аллюзии, характерные для литературы постмодернизма.

Завершает пятую главу третий параграф, в котором дан комплексный анализ рассказа позднего сборника «Перстень с печатью» («Бе zegelring») 1984 года. Существенным отличием этого рассказа от ранее рассмотренных произведений является присутствие более очевидной позиции автора (повествование дополняется эпиграфом, внесюжетными элементами, прологом).

Этот рассказ имеет весьма сложную композицию: автор создает несколько «повествовательных уровней». Так, повествование начинается с рассказа о журналисте (1938 года) с его историей о вымирающей аристократии в Нидерландах. В конце рассказа вновь появляется журналист, который пишет статью о перстне под названием «Непроверенные факты». Оба этих повествования вплетены в общую канву рассказа «Перстень с печатью» и адресованы читателю Херманса. Кроме того, стоит отметить, что, представляя читателю историю трех поколений, автор постоянно меняет эксплицитного автора, передавая трем разным персонажам роль рассказчика. Подобный принцип повествования позволяет автору представить идейную систему своего творчества в разных ракурсах, с учетом временной дистанции в три поколения.

В рассказе затрагивается ряд важнейших идей, которые находили отражение на страницах и ранних, и поздних произведений автора, но здесь они звучат особенно безаппеляционно и убедительно. Критике подвергается обобщенный образ современного общества и современного искусства. Так, иронично описывая измельчание и вымирание носителей голубой крови в Нидерландах, Херманс поднимает тему трансформации дворянства. За темой

трансформации дворянства стоит характерная тема для позднего Херманса, а именно измельчание и регрессия человека как такового.

Внимание уделяется лейтмотиву кольца или перстня, который играет в рассказе сюжетообразующую роль. Этот образ обладает богатейшим символическим значением, это символ единства, а также господства и повиновения. Таким образом, можно предположить, что герой Херманса (Фрайлема-средний) подсознательно стремится к внутреннему единству, а через него к преодолению хаоса, с одной стороны, но и к власти, превосходству над другими, с другой.

Существенное звучание в рассказе приобретает тема войны. Херманс описывает военные действия, используя сухой газетный стиль, и лишает военную тематику трагедии. Война в концепции Херманса является своего рода индикатором, который выявляет истинную сущность человека. Во время войны человек стоит перед выбором: дать убить себя или убить другого, и, убивая себе подобных, потерять человеческое достоинство.

В образе самого младшего представителя семьи Фрайлема Херманс поднимает тему религии. Согласно скептическому видению Херманса, не стоит верить обещаниям, которые дает религия. Как и многие другие идеологические системы, религия есть самообман. Автор показывает, как прилежный и законопослушный верующий становится псевдоморалистом, преследующим корыстные цели.

Итак, в рассказе «Перстень с печатью» рассматривается целый комплекс важнейших для творчества и мировоззрения Херманса тем и идей: тема смерти, войны, роли религии в жизни человека, отношения отца и сына, невозможности познания мира, роль истории, случая, происхождения. Мотив механизма вновь помогает более полно раскрыть характер главного персонажа. В образе журналиста Херманс продолжает затронутую ранее тему искусства и имитации, таланта и бездарности.

Глава завершается выводами, в которых даются ключевые характеристики философского своеобразия позднего творчества Херманса в сравнении с его ранними произведениями.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования. Центром мировоззренческой системы В. Ф. Херманса является человек и его существование в мире хаоса и абсурда. Мировоззрение Херманса определяется личностным, субъективным бытием, что позволяет обнаружить сходство концепции писателя с философией экзистенциализма, в которой проблема существования человека также рассматривается в качестве центрального вопроса.

По В. Ф. Хермансу, существование человека обусловливается факторами формирования личности и процессом познания окружающего мира как важнейшего аспекта в формировании внутреннего мира. Концепция формирования личности Херманса опирается на основы психоаналитической, философии Фрейда, согласно которому колоссальным значением в процессе формирования личности обладают детские годы и амбивалентные отношения с членами семьи. Вторым существенным фактором в процессе развития внутреннего мира героя является обряд инициации, переход из одной возрастной фазы в другую. Однако по Хермансу этот переход почти всегда завершается гибелью или регрессией. Третьим важным фактором в процессе формирования личности является присущее всем героям стремление к идеалам, поиск истины, попытка самоутверждения, зачастую воплощенная в виде разработки технического изобретения или научного открытия. Однако все эти попытки также обречены на неудачу.

Мировоззрение Херманса обнаруживает черты нигилизма, тотального скепсиса и мизантропии. Нигилизм Херманса как доминанта его философских взглядов является следствием кризиса просветительской оптимистической идеологии, идеи исторического прогресса, целесообразности мира, характерный для времени, который ранее базировался на разуме и морали, на основополагающих христианских истинах.

Анализ малой прозы Херманса свидетельствует об уникальном художественном и философском взгляде, в котором, несомненно, нашли отражение основные открытия европейской литературы XX века. Модернистская поэтика писателя с аспектами философии экзистенциалистов претерпела значительные изменения, впитав элементы и приемы литературы постмодернизма.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Овечкина О. Б. О некоторых особенностях поэтики В. Ф. Херманса // Вестник СПбГУ. Серия 9. Выпуск 2. СПб., 2006. С. 13-21;

2. Овечкина О. Б. Биллем Фредерик Херманс и Людвиг Витгенштейн // БсапШпауюа. Выпуск 8. СПб., 2006. С. 197-205.

3. Овечкина О. Б. Механизмы и машины в художественном мире В. Ф. Херманса//Вопросы филологических наук. Выпуск 5. М., 2009. С. 16-21.

4. Овечкина О. Б. Противоборство двух миров в сюрреалистическом рассказе В. Ф. Херманса «Лоо-Лее» // Современные гуманитарные исследования. Выпуск 5. М., 2009. С. 92-96.

ОНУТ факультета филологии и искусств СПбГУ 199034, Санкт-Петербург,Университетская наб, д. 11 Подписано в печать 18.12.09 Тираж 100 экз.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Овечкина, Ольга Борисовна

Введение

Глава I. Основные направления в европейской философии и литературе XX века

Глава II. Обзор нидерландской литературы XX века

Глава III. Творческий путь В. Ф. Херманса

Глава IV. Ранние рассказы В. Ф. Херманса

Глава V. Поздние рассказы В. Ф. Херманса

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Овечкина, Ольга Борисовна

Биллем Фредерик Херманс (1921 - 1995) - один из самых значительных нидерландских писателей второй половины XX века. Его первый роман «Слезы акации», посвященный событиям Второй мировой войны, вышел в 1946 году. Дальнейшее творчество Херманса было чрезвычайно разнообразным как и по жанрам, так и по тематике. За 50 лет творческой деятельности Херманс написал множество романов, рассказов и стихов, несколько пьес, десятки литературоведческих работ, а также философско-публицистических и исторических эссе. Творчество Херманса всегда получало самый широкий отклик среди читателей и критиков, от похвалы до судебных обвинений. Херманс был отмечен как выдающийся романист Нидерландов XX века, получив в 1977 году престижную национальную премию в области литературы.

Актуальность исследования определяется значимостью литературного наследия В. Ф. Херманса, чье творчество, несомненно, во многом определило формирование современной литературы Нидерландов, а также отразило аспекты преемственности и проникновения нидерландской литературы в общеевропейский культурный процесс XX века. Философское и художественное своеобразие творчества Херманса находится в центре международного внимания литературоведов. За последние десятилетия появился ряд диссертаций, посвященных исследованию различных аспектов творчества Херманса, в Нидерландах (В. Смюлдерс, Г. Раат, Я. Фонтейн, Ф. Янссен) и Бельгии (М. Дюпьи, Б. Янса). В российском литературоведении творчество Херманса не изучено. Отечественные специалисты по нидерландской литературе (И. В. Волевич, Ю. Ф. Сидорин, Е. В. Любарова, Н. Б. Калашникова) не уделяли внимания литературному наследию В. Ф. Херманса, что подтверждает необходимость заполнить данную лакуну в отечественном литературоведении. Вышеприведенные факты позволяют говорить о новизне проводимого исследования.

Цель данной работы - проследить формирование базовых элементов философской концепции и поэтики В. Ф. Херманса на основе сопоставления малой прозы писателя раннего и позднего периодов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Охарактеризовать историко-культурную ситуацию и интеллектуальный климат Нидерландов во второй половине XX века;

- проследить философскую линию в европейской литературе XX в.;

- определить место В. Ф. Херманса в литературном процессе Нидерландов и Европы;

- произвести анализ проблематики творчества В. Ф. Херманса, рассмотрев идеологические, философские и культурно-исторические аспекты малых прозаических форм писателя двух разных периодов;

- провести анализ композиционно-стилистических особенностей рассказов писателя;

- выявить творческую эволюцию писателя на основе сопоставительного анализа рассказов.

Объектом исследования служат рассказы из первого сборника В. Ф. Херманса «Злой умысел и непонимание» (1948) и из позднего сборника «Четыре новеллы» (1985). Выбор данного прозаического жанра объясняется уникальной возможностью проследить развитие философской концепции и поэтики писателя в малых прозаических формах как наиболее лаконичных и одновременно насыщенных по содержанию; а также временем написания данных работ, наиболее полно отражающих эволюцию мировоззрения писателя с дистанцией в пятьдесят лет.

Предметом исследования являются философские, мифологические, идеологические элементы художественной прозы Херманса, определившие основы мировоззренческой концепции автора.

Исследование проводится на материале следующих рассказов (в хронологической последовательности):

Лоо-Лее» (1942, сборник «Злой умысел и непонимание»);

Электротерапия» (1943, сборник «Злой умысел и непонимание»);

Доктор Клондайк» (1946, сборник «Злой умысел и непонимание»);

Сонатина Филиппа» (1980, сборник «Четыре новеллы»);

Динамика Гейерстейна» (1982, сборник «Четыре новеллы»);

Перстень с печатью» (1984, сборник «Четыре новеллы»).

В ходе анализа художественной прозы на примере ряда рассказов предпринимается попытка исследования центральных тем, ключевых мотивов и образов творчества писателя в целом. Дополнительным источником для анализа и интерпретации тематики произведений служат ряд философских и критико-литературоведческих работ В. Ф. Херманса.

Методологическая база исследования определяется целями и особенностями материала и включает в себя комплексное использование приемов типологического и системного анализа материала, элементов сравнительно-исторического и описательно-сопоставительного методов. Методологическая основа исследования сформирована на положениях, отраженных в работах ряда отечественных и зарубежных литературоведов

В. М. Жирмунского, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Ю. М. Лотмана, Л. Г. Андреева, В. Е. Хализева, И. П. Ильина, X. Бремса; В. Смюлдерса, М. Дюпьи и др.).

Теоретическая значимость: в работе показаны специфические черты нидерландского варианта модернизма и экзистенциализма, что дает новый и богатый материал для типологических обобщений и более глубокого понимания общеевропейского литературного процесса XX века.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут использоваться в учебно-методической и лекционной вузовской практике: при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы XX века, в справочных и учебных пособиях. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения нидерландской литературы XX века.

Основные положения, выносимые на защиту:

Творчество В. Ф. Херманса принадлежит к общеевропейской традиции философской литературы, сформировавшейся на протяжении XX в.; особенности творчества Херманса в огромной мере проистекают из общественно-исторической и историко-литературной ситуации в Нидерландах; мировоззрение В. Ф. Херманса характеризуется вниманием к процессу становления личности и познания окружающего мира;

С точки зрения автора, в ходе формирования личности существенную роль играют отношения в семье (психоаналитическая философия);

В художественном мире писателя действительность, окружающая человека, хаотична и абсурдна (экзистенциализм);

По Хермансу, объективное познание мира невозможно, в силу субъективного эмоционального восприятия и ограниченных коммуникационных способностей человека (аналитическая философия).

Рабочая гипотеза: Философское мировоззрение В. Ф. Херманса опирается на ряд основополагающих идей в духе экзистенциализма, которые нашли яркое отражение в его творчестве. Сопоставление рассказов раннего и позднего периода показывает, что основная проблематика произведений Херманса не претерпела серьезных трансформаций, однако способы разработки идеи изменились.

Структура диссертации определяется исследуемым материалом и основными ее задачами. Первая глава посвящена обзору основных тенденций философии и литературы XX века, которые оказали влияние на формирование философской и творческой концепции В. Ф. Херманса. Во второй главе дается обзор историко-культурной ситуации в Нидерландах, определившей становление писателя. Третья глава посвящена обзору творческого пути писателя, выделению ведущих тем его произведений

Четвертая и пятая глава представляют собой комплексный анализ малой прозы В. Ф. Херманса раннего и позднего периода соответственно.

Апробация исследования.

Основные положения и отдельные результаты диссертации были изложены в виде докладов, обсуждавшихся на следующих конференциях:

Международная филологическая конференция нидерландистов (Москва, МГИМО, 15 апреля 2004 г., тема доклада «В. Ф. Херманс и Витгенштейн»).

Международный симпозиум, посвященный творчеству В. Ф. Херманса, проводимый в Голландском Институте (Санкт-Петербург, 12 декабря 2005 г., тема доклада «Психомахическое повествование В. Ф. Херманса»).

Помимо этого, положения диссертации прошли апробацию на аспирантском семинаре проф. Т. В. Соколовой (СПбГУ, филологический факультет, 14 февраля 2007 г., тема доклада «Некоторые особенности поэтики ранней прозы В. Ф. Херманса»).

Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на аспирантских занятиях проф. В. Смюлдерса во время научной стажировки (Университет г. Утрехт, Нидерланды, сентябрь 2004 - июнь 2005 гг.).

По материалам диссертации опубликовано четыре научных работы, две из которых в рецензируемых периодических изданиях (Вестник СПбГУ. Серия 9. Выпуск 2.СПб, 2006; Scandinavica. Выпуск 8. СПб, 2006).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философская проза В.Ф. Херманса"

ВЫВОДЫ

В поздних рассказах Херманс остается верен себе и продолжает рассматривать те же концептуальные темы, что и в рассказах раннего периода. Индивидуальные сложножизненные вопросы, такие, как становление личности, проблема выбора, ответственности, роль семьи, общества, определение смысла жизни, тема смерти, искусства остаются в центре внимания писателя.

Важнейшая философская категория бытия личности и связанная с этим проблема самоопределения героя получает несколько иное звучание по сравнению с рассказами раннего периода. Как и раньше, процесс самоопределения героя характеризуется выстраиванием отношений с отцом. На примере рассказа «Сонатина Филиппа», а также «Перстень с печатью» можно утверждать, что у героя поздних рассказов Херманса отсутствует необходимость стремления к воссоединению с миром отца. Исчезает и обязательное для раннего периода условие победы над отцом как соперником. Таким образом, можно говорить о том, что поздний Херманс реже и уже не так очевидно прибегает к использованию концептов психоаналитической философии Фрейда.

От использования формальных аспектов психологической прозы Херманс частично отказывается и тяготеет к более реалистическому повествованию. Герои Херманса в большей мере сконцентрированы на реалиях действительности, они не погружаются в мир бессознательного, в повествованиях меньше символических многозначных образов, противопоставления мужского и женского начал.

Исключением является аллегорический рассказ «Динамика Гейерстейна». В нем поднимаются важнейшие экзистенциальные темы, такие как роль случайности, смерти, тема искусства. Херманс погружает читателя современной аллегорической сказки в фантасмагорический мир случайности, хаоса и абсурда, похожий на мир ночных кошмаров героев Кафки. Искусно вплетая в повествование аллюзии на древнегреческие мифы, обрамляя канву произведения ссылками на картины художников-авангардистов, музыкальные этюды, прибегая к цитированию философов и писателей предыдущих поколений, Херманс создает постмодернистский текст.

В репрезентации хаотичности и случайности мира, которая в поздних рассказах выполнена в более сдержанных тонах, Херманс уделяет больше внимания созданию образа человека, прослеживая эволюцию своего героя на примере нескольких поколений («Сонатина Филиппа», «Перстень с печатью»).

На страницах поздних рассказов перед читателем предстает квинтэссенция хермансовских персонажей: герой ограничен, мелочен, лицемерен. Автор, как и раньше, не оставляет своему герою надежды на изменение. Херманс не стал мягче и проще, как утверждают некоторые исследователи. Наоборот, с годами его взгляд стал острее, а устремления и мечты его героя утратили «романтизм» и приобрели реалистический и порою грубый оттенок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие писатели XX века, в том числе Херманс, стали свидетелями кардинальных социальных и исторических изменений. Подобные перемены в обществе неизменно сопровождаются философским поиском, ориентированным на прояснение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнедеятельности человека, пересмотр его ценностных ориентаций. Творчество В. Ф. Херманса ознаменовано подобным философским поиском, что придает его литературной деятельности масштаб современной философской модели мышления, впитавшей в себя наследие прошлых лет, а также предвосхитившей открытия будущего.

В ходе анализа творчества В. Ф. Херманса обнаруживается присутствие некой концептуальной системы идей, которая определяет философское своеобразие творчества писателя.

Центром мировоззренческой системы В. Ф. Херманса является человек и его существование в мире хаоса и абсурда. Именно через призму восприятия героем окружающего мира выстраивается вся концепция Херманса, в которой первичной является не социальная, а личная, психологическая позиция героя. Мировоззрение Херманса, таким образом, определяется личностным, субъективным бытием, что позволяет обнаружить сходство концепции писателя с философией экзистенциализма, в которой проблема существования человека также рассматривается в качестве центрального вопроса.

По В. Ф. Хермансу, существование человека обусловливается факторами, формирования личности и процессом познания окружающего мира как важнейшего аспекта в формировании внутреннего мира.

Концепция формирования личности Херманса опирается на основы психоаналитической философии Фрейда. Как и у австрийского философа, так и у Херманса, колоссальным значением в процессе формирования личности обладают детские годы. Герой Херманса сталкивается с необходимостью преодоления «эдипова комплекса», важнейшим условием достижения идеала является задача победить отца. Эта задача зачастую остается незавершенной, вследствие чего герой на позициях сына вынужден вести борьбу с отцом на протяжении всей жизни. Существенную роль играют образы матери и сестры. Мать не всегда ассоциируется с образом, по определению дарующим спокойствие и счастье. Обращение в мир матери возможно только путем уничтожения образа отца, но в дальнейшем принадлежность к миру матери свидетельствует о слабости героя, его подчинении и неизбежно ведет к регрессии и гибели. Постоянное соперничество отца и сына, а также противостояние мира отца, в который герою суждено попасть лишь после победы над отцом, миру матери, представляющему собой регрессию и смирение, является неотъемлемой характеристикой философского мировоззрения Херманса. Данная концепция отчетливо прочитывается в рассказах раннего периода, таких как «Электротерапия», «Лоо-Лее», «Доктор Клондайк», и в несколько измененном виде обнаруживается в рассказах позднего периода «Сонатина Филиппа» и «Перстень с печатью».

Таким образом, формирование личности по Хермансу в первую очередь определяется сложными и амбивалентными отношениями с семьей: герой должен победить отца, но при этом не подчиниться матери. Однако герой обречен на поражение — либо в «столкновении» с отцом, либо в подчинении матери.

Вторым существенным фактором в процессе развития внутреннего мира героя является обряд инициации, переход из одной возрастной фазы в другую. Однако по Хермансу этот переход почти всегда завершается гибелью или регрессией, а не приобщением к новой социальной группе или выходу на новый уровень психического восприятия действительности. Уделяя пристальное внимание обряду инициации, Херманс, несомненно, использует принципы неомифологического сознания, перерабатывая мифические сюжеты, используя важнейшие архетипы, ориентируясь на анализ бессознательного в человеке. Символический обряд инициации герой проходит в анализируемых в исследовании рассказах раннего периода «Доктор Клондайк», «Jloo-JIee», а также в рассказе позднего периода «Динамика Гейерстейна».

Третьим важным фактором в процессе формирования личности по Хермансу является присущее всем героям стремление к идеалам, поиск истины, попытка самоутверждения, зачастую воплощенная в виде разработки технического изобретения или научного открытия. Однако все эти попытки также обречены на неудачу. Герою не хватает знаний, смелости, поддержки. Наиболее подробно данный мотив разработан в раннем рассказе «Доктор Клондайк». Концептуальный мотив механизма выступает лейтмотивом на протяжении всего творчества Херманса и явственно звучит в рассказе раннего периода «Электротерапия», а также в поздних рассказах «Сонатина Филиппа», «Перстень с печатью» и особенно «Динамика Гейерстейна»

Внутренний мир личности характеризуется, по Хермансу, тремя душевными состояниями, обнаруживающими сходство с трехчастным делением души по Платону.

В первой фазе своего существования герой находится в состоянии созерцания, рефлексии и стремления к идеалу. Герой создает свой собственный мифический иллюзорный мир, для того чтобы суметь выжить в далеко не дружелюбной действительности. Для самоутверждения герой зачастую отправляется в путешествие, на «поиски Грааля», или работает над научно-техническим изобретением.

Вторая фаза определяется тем, что герой, основываясь в восприятии мира исключительно на свои (мифические) представления, начинает осознавать глобальную разницу между ними и окружающей действительностью. Дополняя тезис экзистенциалистов, о бытии личности в себе и для себя, Херманс постулирует, что межличностное общение неосуществимо. В силу невозможности субъективного эмоционального восприятия мира и ограниченных возможностей языка, логика которого не подвластна человеку, герой ощущает острый диссонанс. В этой позиции Херманса обнаруживается схожесть мировоззрений писателя с некоторыми постулатами представителя аналитической философии Витгенштейна. Регрессией, деградацией, вплоть до шизофрении и безумия, которые стали следствием неизбежного разочарования героя в идеалах и иллюзиях, определяется вторая фаза эволюции героя Херманса.

Этот период эволюции героя характеризуется тем, что самоопределение героя невозможно, герой находится в постоянном идентификационном кризисе. Такая категория, как свобода выбора, определяющая личность, отсутствует в характеристике героев Херманса. Герои не свободны в принятии решений. Персонажи оказываются в тех или иных ситуациях, исключительно в силу случайных обстоятельств. Невозможность управления случаем подтверждает хаотичное начало окружающей действительности.

Третьей фазой внутренней эволюции героя является бесконтрольное подчинение бессознательному и как следствие агрессия. Герой находится во власти бессознательного и интуитивно, не осознавая сути происходящего, склонен следовать животным инстинктам. Ощущение изоляции, одиночества и беспомощности, отсутствие таких понятий, как мораль и совесть, внутренне оправдывает грубое, низменное и агрессивное поведение человека.

Подобно экзистенциалистам, Херманс рассматривает героя в пограничных ситуациях, одна из которых, важная для определения всего мировоззрения Херманса - война. Именно военное время в мировоззрении писателя является временем вседозволенности, когда проявляются настоящие черты человека: склонность к насилию, агрессия, предательство и жестокость. Человек открывает свое истинное лицо и не стесняется быть убийцей и предателем.

Мировоззрение Херманса, несомненно, обнаруживает черты нигилизма, тотального скепсиса и мизантропии. Но нигилизм Херманса как доминанта его философских взглядов является следствием кризиса просветительской оптимистической идеологии, идеи исторического прогресса, целесообразности мира, который ранее базировался на разуме и морали, на основополагающих христианских истинах.

Отталкиваясь от провозглашенного Ницше тезиса о смерти Бога, Херманс в своей мировоззренческой концепции исходит из позиции вседозволенности и освобождения от морали. «Распад единства прекрасного, истинного и нравственного» предполагает не только пересмотр ценностей прошлого, но и создание нового мира, новой красоты и морали, а скорее антикрасоты и антиморали. В этом суть этики Херманса, которая впитывает наследие античности, учитывает декаданс символистов, дополняется идеей абсурда и хаоса экзистенциализма и приобретает новое звучание в контексте эпохи постмодернизма.

Данным исследованием была предпринята попытка продемонстрировать эволюцию философских воззрений и поэтики писателя. Анализ малой прозы Херманса свидетельствует об уникальном художественном и философском взгляде, в котором, несомненно, нашли отражение основные открытия европейской литературы XX века. Модернистская поэтика писателя претерпела значительные изменения, впитав элементы литературы экзистенциалистов и приемы постмодернизма.

Отметим, что художественный метод писателя, при том, что демонстрирует следование общеевропейским литературным тенденциям, не является подражательным, но обнаруживает черты новаторства не только для нидерландской, но и общеевропейской литературы.

Таким образом, можно заключить, что особенность мировоззрения и художественного своеобразия Херманса заключается в соединении личной авторской концепции писателя, уникальной для нидерландской литературы, с философским и литературным наследием предыдущих эпох и нового времени.

 

Список научной литературыОвечкина, Ольга Борисовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Художественная литература

2. Hermans W. F. De schrijfmachine mijmert gekkepraat. Amsterdam, 1989. 60 p.

3. Hermans W. F. De tranen der acacia's. Amsterdam, 1996. 416 p.

4. Hermans W. F. Het grote medelijden. Amsterdam, 2002. 616 p.

5. Hermans W. F. Het sadistische universum 1&2. Amsterdam, 1996. 430 p.

6. Hermans W. F. Ik heb altijd gelijk. Amsterdam, 1979. 292 p.

7. Hermans W. F. Paranoia. Amsterdam, 2003. 188 p.

8. Hermans W. F. Scheppend nihilisme. Interviews met Willem Frederik Hermans. Amsterdam, 1979. 352 p.

9. Hermans W. F. Wittgenstein. Amsterdam, 2002. 288 p.

10. Hermans W. F., Reve G. Verscheur deze brief! Ik vertel veel te veel.

11. Een briefwisseling. Bezorgd door Maas N. en Otterspeer W. Amsterdam, 2008. 316 p.

12. Современная нидерландская новелла. M., 1981. 416 с.

13. Научно-исследовательская литература

14. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003. 374 с.

15. Аналитическая философия в XX в. (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 48-94.

16. Андреев Л. Г. Введение // Зарубежная литература XX века. Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001. С. 4-24.

17. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 331 с.

18. Антология французского сюрреализма 1920-х годов. М., 2004.236 с.

19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. 616 с.

20. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983. С. 306-349.

21. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234407.

22. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006. 384 с.

23. Блауберг И. И. Анри Бергсон. М., 2003. 672 с.

24. Брод М. О. Франце Кафке. СПб., 2000. 349 с.

25. Бушманова Н. И. Английский модернизм: психологическая проза. Ярославль, 1992. 148 с.

26. Великовский С. И. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, филос. эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973. 237 с.

27. Великовский С. И. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М.; СПб., 1998. 711 с.

28. Велыи В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992, № 1. С. 109-136.

29. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. 299 с.

30. Вильмонт Н. Н. Художник как критик // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1961. Т. 10. С. 620-643.

31. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 2005. 287 с.

32. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М., 2008. 287 с.

33. Волошинов В. Н. Фрейдизм. Критический очерк. М., 2004. 190 с.

34. Гениева Е. Ю. Перечитывая Джойса // Джойс Дж. Избранное. М., 2000. С. 7-18.

35. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. М., 2008. 480 с.

36. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М., 1998. 624 с.

37. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. 450 с.35.