автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Фольклоризм М. Ю. Лермонтова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Милевская, Наталия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Фольклоризм М. Ю. Лермонтова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклоризм М. Ю. Лермонтова"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИПА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИПСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный сонет К 113.08.11

На правах рукописи

МИЛЕВСКАЯ Наталия Ивановна

УДК 882(09) : 398

ФОЛЬКЛОРИЗМ м. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Специальность 10.01.01 — русская литература 10.01.09 — фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

доктор филологических наук, профессор КОРОВИН В. И.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук ЖУРАВЛЕВА А. И. кандидат филологических наук ИГНАТОВ В. И.

Ведущая организация — Псковский государственный педагогический институт п ^ 71"" т"

сов на заседашш снег __ 3.08.11 по

присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном -педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина: 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

Научный руководитель:

Защита состоится

ча-

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета

Т. В. ЗУЕВА

: Фольклорные капала творчества М.Ю. Лермонтова и те или иные стороны его фольклоризма были предметом внимания исследователей. Не претендуя на исчерпывающий анализ фольклоризма поэта, мы решаем ряд проблем, позволяющих с новых позиций и на более глубокой основе (включающей в себя как достижения лермонтоведения, так и фольклористики) уточнить и пересмотреть характер обращения Лермонтова к устному народному творчеству.

Актуальность работы определяется необходимостью анализа фольклоризма М.Ю. Лермонтова на основе синтеза литературоведения, фольклористики и законов фольклора в их исторической изменяемости, ¡¡а основании уже установленных лермонтоведами и фольклористами фольклорных источников лермонтовских произведений можно говорить об использовании Лермонтовым в творчестве практически всего жанрового состава народной поэзии: былин, исторических и лирических песен, баллад, сказок, малых жанров фольклора и т.д.

Наше исследование посвящено анализу бытования и функций песенного фольклора в стихотворном, прозаическом и драматическом наследии М.Ю. Лермонтова. Накопленный современной фольклористикой и лер-монтоведением материал делает возможным переход от анализа источников из народной поэзии к целостному, рассмотрению фольклорных жанров с точки зрения их динамики, способа интерпретации, метода творческого использования фольклорного начала в творчестве. Отсюда цель работы - определить тип фольклоризма М.Ю. Лермонтова посредством вычленения ряда его специфических особенностей (и прежде всего: связь с йсторизмом в произведениях на фольклорно-историчеокой основе), характеристики разнообразных■способов интерпретации фольклорных образов, мотивов, тем, поэтики.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать фольклористические интересы и взгляды поэта.

2. Составить возможные классификации использования М.Ю. Лермонтовым песенного фольклора (с привлечением других фольклоргаа жанров) и его функционирования, позволяющих с разных сторон подробно проанализировать все случаи обращения поэта к-народцш песням, мотивам, образам и темам, поэтике и конкретизировать тип фольклоризма.

3. Проанализировать соотнесенность лермонтовского' фольклоризма с историзмом, учитчвая как фольклористические, взгляды поэта, так и исторические-и историко-философские, ('роме тс го, учесть скнтсп фольклора и истории иг<>и:» ведениях истог;".к?ск«:'- тематики, рвг-ить

вопрос о своеобразии.подхода М.Ю. Лермонтова к источникам: фольклорным, документально-историческим и литературным.

Учитывая практическую невозможность в рамках одной работа проанализировать в полной мере и с достаточной глубиной характер использования Лермонтовым всех фольклорных нанров, предметом тек" стуального и Фольклористического анализа стали произведения М.Ю. Лермонтова в той или иной мере связанные с жанром песни (по жанру, источникам, темам, мотивам, поэтике и т.д.), с привлечением к анализу других жанров именно в силу того, что в творчестве поэта существует определенная их взаимосвязь.

Научная новизна - определение типа-фольклоризма М.Ю. Лермонтова на основе соединения литературоведческих достижений анализа творчества поэта и фольклористических исследований, устанавливающих фольклорные законы. Выявление фольклористических взглядов поэ-:а.' Рассмотрение новых источников "Песни про куща Калашникова". Знздэние в научный оборот литературных, фольклористических, исторических работ учителей Лермонтова по Московскому университету и Школе гвардейских подпрапорщиков. Использование в новом аспекте рукописного архива поэта. 1

Методологическая основа диссертаций - соврзмеетше принципы изучения проблемы "литература и фольклор", сформулированные в осуществленном ЙРЛИ АН СССР многотомном труде "Русская литература и фольклор", а также в исследование литературоведов и фольклористов: В.П. Адриановой-Перетц, М.К. Азадовского; A.M. Астаховой, В.Э. Ва-, цуро, У.Б. Далгат, В.И. Коровина, Д.С. Лихачева, И.П. Лупановой, A.M. Новиковой, Л.П. Семенова и др.

Практическая значимость определяется тем, что материалы, выводы могут быть использованы в.вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской' литературы. XIX века и устному народному творчеству.. ''■"'..'

' Работа прошла апробацию;на Лермонтовской конференции в г. Пензе (1989)и:конференций, посвященной 150-летию первого'издания романа ''¡Герой нашего времени".в г. Пятигорске (1990). V ■ . . Диссертация состоит.из введения,; двух глав, заключения .. V ." л; Список.используемой литературы включает 298 наименование. . ■ Содержание работы. . 1

' Во'введении, дается ..краткий обзор"исследований," посвященных -

/проблеме'наетей диссертации.,Называются основные направления, сложившиеся в изучении фольклоризма М.Ю. Лермонтова:

в — 3 —

: I..Установление фольклорных источников произведений М.Ю. Лермонтова. 2. Определение источников лермонтовского фольклоризма (окружение поэта). 3. Мотивировка обращения Лермонтова.к фольклору литературно-общественной обстановкой 30-х - 40-х годов XIX нека.

Намечаются направления, требующие еще своего .исследования',, детализации, и прежде всего: I. Постановка вопроса о фольклористических воззрениях Лермонтова. 2. Решение вопроса о функциях-фольклорных источников, образов, жанров, средств фольклорной поэтики на разных этапах творчества, то есть изучение эволюции фольклоризма и динамики фольклорных жанров в'творчестве М.Ю. Лермонтова.. 3. Установление метода, способа подхода писателя к использованию-фольклорных элементов, жанров, поэтики, характер использования: ритмико-ин-тонациснксго богатства народной поэзии, то есть определение типа лермонтовского фольклоризма и его особенностей.

Необходимо констатировать, что в лерионтоведеши-практически не рассматривался вопрос о слиянии фольклоризма и историзма в произведениях Лермонтова на историческую тематику.

• Традиционно, еще-с работ Ы. Азадовского, М.. 1ь'токмара,, Б.. Эйхенбаума и других исследователей лермонтовского фольклоризма сложилось определение его как южного, утверждалось■ "опосредованное" восприятие поэтом фольклора через литературу. Однако, установленные конкретные источники произведений Лермонтова, такие-как баллада о Ваньке-ключнике,-народная песня "Ты дума, моя думушка",, удалые песни (в частности - "Усы"), запись поэтом песни "Что в поле за пыль пылйт", широкое знание этнографического-материала-,, позволяют сделать вывод, что фольклоризм Лермонтова нельзя-в- полной мере считать книзснк;,!, "опосредованным" - восприятие, фольклора шло непосредственно из усвоения поэтом фольклорных текстов,, их.специфики, из постижения им законов народной поэзии и их учета в творчестве, из знания.фольклористики, зарождающейся как науки именно в 20-е - 30-е. годы прошлого столетия. "

В очерка "Кавказец" \184I) Лермонтов "проследил" "путь вки-вания" человека в окружающую среду, мотивировав-'причины,: усиливам-иие интерес к.этой среде. Так, герой - "кавказец", готовя себя к 'службе на Кавказе, "потихоньку в классах читал "Кавказского пленника" и воспламенялся страстью к Кавказу", у?е слу;.а- на Кавказе,. "он такх'в па свободе читает Марлинского. и говорит.. 'то очень, хороню". Но не тогда он становится настоящим кавк?л:г:-м - ну- од»;»- ли? тературнне герои, на которых он воспит.чяая спик. ;-:<лсчённе. Кавха»-

зом, обусловили и подцерживалй его дальнейший интерес к Кавказу: ...у него явилась новая страсть, и тут-то он делается настоящим кавказцем.

Эта страсть родилась вот каким образом: последнее время он подружился с одним мирным черкесом; стал ездить к нему в аул. Чуждый узгонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской' политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и-обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные юс семейств"'''. Таков путь в овладении народной поэзией и самого Лермонтова: от "я не слыхал сказок народных" (1830) де "Сказыв; этся сказка" (1841).

"Свойственное писателю и народному поэту отношение к исторической действительности, оценка ими событий и лиц, задачи художественного отражения жизни в слове и методы, которыми эти задачи осуществляются, - вот основной предмет сравнительного изучения", - писала В.П. Адрианова-Перетц^. В нашей работе мы рассматриваем дан-нос высказывание как методологическую установку. .

При характеристике типа фольклоризма М.Ю. Лермонтова, особенностей интерпретации фольклорного материала мы учитываем прежде всего'соотнесенность взглядов на действительность поэтом и народным сказителем. Установление разных способов обработки разного. фольклорного материала, констатация изменяемости этих способов от характера используемого фольклорного материала обусловили деление работы на две главы.

Анализируя смысл и функции фольклорных мотивов и образов, вклю-чешшх писателем в произведение, необходимо строго учитывань за: коны фольклора, его историческую изменяемость, смысл мотивов и об: разов, используемых в литературном произведении и их непосредственные функции в фольклорных жанрах. Именно такой подход к изучению фольклоризма М.Ю. Лермонтова позволил конкретизировать сущность его эволюции, которая проходила одновременно с .осознанием Лермонтовым изменяемости народной поэзии, что охарактеризовало творческий способ обработки фольклорного материала: использование в произведениях-на теш отечественной истории народной поэзии,-

'■'>;. ^'"Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х тт. - Л., I979-I98I, -т.1У. - б.315-316. ;

.*:• 2 Адрианова-Иеретц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - JÎ., 1974. -С.8.

' . - ь -

соответствующей именно описываемому историческому моменту жизни общества и именно в качестве постижения луха и времени эпохи, что способствовало характерному для поэта "вживанию в прошлое".

Исторический подход Лермонтова к народной поэзии обусловил ее восприятие в качестве источника познания народного миросозерцания на каждом отдельном историческом этапе (с характерной для этого этапа поэзией) и в конечном итоге - познания народного характера.

Общим особенностям фольклоризма М.Ю. Лермонтова и анализу жанра песни посвящена первая" глава. В качестве "отправной точки" выявления фольклористических взглядов поэта рассматриваем запись Лермонтова 1830 г. ("Я не слыхал сказок народных") и запись 1841 г в записной книжке ("Сказывается сказка"), т.е..'начальный и конечный этапы творчества, раскрывающие отношение поэта к фольклору: установку на изучение народной поэзии - в начале творческого пути и конкретное ее использование в творчестве при оформлении философской притчи - в конце его. Лермонтовская запись 1830 г.- сыграла роль в становлении его поэтики, обращение к фольклору было необходимо поэту для решения многих задач. Можно говорить о внимании к фольклору как источнику творчества. И действительно, для начального этапа характерно обращение к народной поэзии в поисках сюжетов для своих произведений (замысел "Сюжета трагедии", стихотворение "Воля", замысел "При дворе князя Владимира"). Лермонтов определяет для себя, жанроопределяющие признаки - доказательством этого утверждения можно рассматривать тот факт, что один и тот же сюжет он обрабатывает в разных жанрах (мотив о возвращающемся женихе-мертвеце, известный по фольклору и литературе: "Русская песня" - 1830, баллада "Гость". - 1832, народное предание - в романа■"Вадим" -18331834). Лермонтов стремится найти средства художественной изобразительности в народной песне (Песни Лермонтова 1829 - 1831 гг.). Как свидетельство целенаправленного и постоянного внимания Лермонтова к фольклору можно рассматривать и тот факт, что о единственном прижизненном сборнике стихотворений 1840 г., произведении для которого отбирал сам поэт, из 28 стихотворений - II с основой-на фольклор (либо по жанру, либо по использованию фольклорного источника в качестве сюжетного, либо по фольклорной поэтике, либо по воссозданию фольклора как системы). Открывают сборник "Песик про царя Ицашя-Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Бородино" , поставленные рядом.

Лермонтова привлекал и старинны":■ гИльклор, и осврзиениий,.'ото-

, бражавший;быт и нравы его эпохи. Знание русского и западного фольклора дополнялось, знанием Лермонтовым народной поэзии народов Востока и Кавказа.

Изучение Лермонтовым татарского языка, "который здесь, и вообще в Азии, необходим как французский в Европе"1 - также могши рас-, сматривать, как свидетельство желания поэта проникнуть и "в таинства азиатского миросозерцания" и приобщиться "к поэтическим преданиям народа воинственного". Поэтому установление "татарского языка", который изучал Лермонтов, находясь на Кавказе; представляется важным в фольклористических воззрениях поэта. Сужейие татарского языка рамками азербайджанского^ кажется нам спорным. В ре-..' зультате проведенного исследования мы пришли к выводу, что на "татарском языке" разговаривало много Народностей Северного.Кавказа, б том числе и та, какие указывает Л. А-н в'ЛЗ:.азербайджанца, но- . гайцы, кумыки, карачаевцы и. балкарцы, а также - кабардинцы.и осетины и кроме того, племя "татарского или монгольского происхокде- : ■ кия"^,'проживающее, в горах Пятигорского округа. Т.е., Лермонтов

Изучал именно татарский ,язык. Зтот вывод представляется.значкт-ель-■:нш еще и, в силу того, что .он позволяет говорить о некоторых,"бро-;ддчих".фольклорных-сюжетах,.нашедших свое.отражение в творчестве ;:поэта.' И,.;Тресков пишет: "Вопрос о степном происхождении эпоса'неизменно .приводит к. проблеме .тюрко-монгольских "влияний" на эпос . . • кавказцев"*. Зтр.влияние, впрочем взаимное,.на наш взгляд, шяно • отметить в фольклоре с мотивом "морской царь-дспицы" ("Поют они •.посни про славу морской царь-девицы" - "Листок", 1841 г.). Ямакко; ■в осетинских"нартах и в степном, эпосе присутствует этот мотив - . мотив прославления дочерей морского царя, их красоты, мудрости ; (осетинское, сказание "О нарте Хамыце, белом зайце и сшю Хамыца -! Еатразе").. .0 1шх поются песни на праздниках в ряде осетинских обрядов. Если это так, то стихотворение "Листок" - пример "концен-; ;три£ов£шного",:сзатого .и в то ве время емкогЬ. использования фольклора в: творчестве. Кроме .того, .Можно предположить, что Лермонтов : : был знаком с нартским эпосом* В "¡кавказце" .■ Лермонтов Говорит осводам герое: "узнал по.именам их богатырей". Богатыри "народа воинст-

: 4 Лермонтов М.К. Указ. соч. — Т.ХУ.С. 404. '■ ■ ' ■

'„'.^ Семенов Л.П; Лермонтов и фольклор Кавказа. .- Пятигорск,1*4.1.. - С. 74.

}. л- Урусбиев С'. -Сказания. о нартских- богатырях у татар-горцев шятигорского округа теркской области.//Карачаево-Валкарскии фольклор в дореволюционных .записях и .публикациях. - Нальчик,1УЫ. -о.эъ

' Тмсков И4 Фольклорные связи Северного Кавказа. .-Нальчик, ;!ЮеЗ. ;-Сц92,// ■ -.'; / .;, .■ ' .. / О .V ' : ■.■ с'. ■ ■•

венного" - богатыри нартских сказаний.

В лерыонтоведении высказывание Лермонтова "Сказывается сказка" рассматривается как отклик поэта на споры о судьбе России.; При-;, нимая такое толкование, мы осуществляем попытку проанализировать его ~анр - притчу, для которой характерно "В аллегорической фор- ' из.,.образное обобщение действительности"^ в которой "абстрагированное обобщение носит назидательный характер и утверждает моральное или религиозное наставление.*.В притче как литературной форме -господствует аллегоризм"^. А,И. Яуравлева проиллюстрировала трансформацию гганра аллегории в творчестве Лермонтова от "двупланности" (в начале творческого пути) к "многопланности" и множественности ассоциативных.образов^. Подобная "многоплакность" присутствует и в данной притче. Лермонтовский символ России, обобщающий ее образ-до образа сказочного богатыря Еруслана Лазаревича, закономерно про- : дслт-ле? ряд символов России, выдвинутых E.H. Купреяновой: "гордого коня" поэмы- Пушкина и "птицу-тройку" Гоголя4, Прошлое Еруслана Лазаревича - его "сидение сиднем", "спячка", "тяжелый сок" - крепостное состояние России, "страны рабов, страны господ", рабов, кото-, ркх "огромное количество страдает не сознавая этого". Именно поэтому Лермонтов отказывает России в прошедшем. Предпринимаем ш попытку ответить на вопрос, почему именно эту. сказку выбирает Лермонтов для оформления своего высказывания, и делаем вывод, что сравнение России, у которой "нет прошедшего: она вся а настоящем . и будущем" с богатырем Ерусланом Лазаревичем объясняется глубокой верой псзта в творческие силы народа и будутцузо судьбу Родины, а такте свидетельствует о знании поэтом устной поэзии народа, о гг.е-. лакии осмысливать и постигать судьбу/страда, народа через лзсбимых • народных героев, через его историю и фольклор.

Анализируя функции, и динамику жанра песни в творчес^е М.Ю. Лерюнтова, ш осуществляем ряд классификаций' использования поэт'ои песен,..их мотивов, образов Классификация 1? I вхточает-использвза-ние Лермонтовым различных фольклорных яанров и. бол$9.- полно/- »» • именно песешого фольклора ; (на основе класс/"акации :глнро';сго nocmri ^о.-'Ь-

-г——

А Лихачев Д.С, Великий путь. - M.,IS74, .« G* .iö*/v . . ,

2 Прокофьев Н.И. Древнерусские притч'н и ' "'о а системе.литературы русского средневековья.//^- гд Дг*1 J Руси.^Мэгшузовский сб.-.--научных трудов. •-•!>i.,It- - С. и.

® См;: Журавлева А.И, Лермонтов"» фи. onr n/wn ^ß-x .годов.//Филологические науки *

'-' ' •. 4 Купреякова E.H. Ь'акогоненко ГЛи Ни о i >• с ог ■>

русской литератур«. Очерки и >:арактор'ист!п . ., ' » - ■>.

.,'■'■ - 8 -клора лермонтовского времени и современных классификаций). В .основу классификации № 2 положен принцип жанрового обозначения Лермонтовым своих произведений или опоры.на песенный фольклор. Классификация К'Э 3 учитывает широкое .функционирование жанра песни в твор- • честве. Разные классификации позволили более полно и подробно проанализировать' присутствие песенного фольклора в произведениях Лермонтова и проследить динамику этого жанра. Особое внимание мы обращаем на функционирование самостоятельной песни, песенных отголосков и песни в структуре других жанров, делаем выводы. 1828 - IC32 гг. характеризуются овладением жанровых признаков песни, песенной поэтикой, привлечением народной песни в качестве источников (сюжетов, мотивов, образов, средств художественной изобразительности). Уже в начале-творчества обнаруживается одна особенность лермонтовского фольклоризма: об использовании Лермонтовым поэтики народной поэзии можно говорить как применительно к его "гаольклорным" произведениям,.так и чисто литературным, где эти приемы выполняют различные'функции, выступая в концентрированном, . обобщенном виде. 1832 -1836 гг. - в чистом виде не создаются произведения в жанре песни. Flo,часто используется прием вставной песни, где ее функции расширяются. Продолжая выполнять иллюстративную, этнографическую и сюжетообразующую функции в структуре других жанров, песня приобретает функцию идейно-эстетическую, являясь важным моментом в реализации авторского замысла. , .

Одновременно песня, песенная народная поэзия выступает в фун-. кции народоведения, народознания, в качестве характеристики не

только индивидуального героя, но и народа в целом, свидетельствует .об увеличении реалистических деталей в изображении быта, исторических событий, создаваемых образов. 1837 - 1841 гг. - вершина в песенном творчестве Лермонтова.- И прежде всего - народные его. "Песня про купца Калашникова" и "Казачья колыбельная песня". Поэма "Ееглец" с. композицией, .характерной для -народных песен. Песенная символика и песенный мотив воли в поэме "Мцыри".

С.самого начала творческого пути Лермонтова мы обнаруживаем большое колотество произведений, пройикнутых песенными отголоска-.ш. Большая часть стихотворений, поэм строятся на песнях с мотивом золи. Анализ народных песен по сборникам (в том числе и существовавшим в лермонтовскую эпоху) позволил выделить ряд особенностей ¿¡появления этого мотива в народной словесности. Можно четко обозначить тематические циклы песен с данным мотивом: воля всегда вы-

ступает как противопоставление ее неволе: это неволя крестьянская в барскоЦ зависимости, неволя в крепостном состоянии; это неволя . в царской службе;, неволя -как лишение свободы - в тюрьмах, острогах: неволя в семье (последний мотив - в женской любовной лирике). У Лермонтова он реализуется в "Атамане" и в "Соседке".

; Помимо указанной антитезы "воля - неволя", в песнях с данным мотивом присутствует параллель "воля - свобода". И еще одна особенность песен с мотивом воли - присутствие в них мотива доли, судьба, столкновение человека с законами, как божьим, так и человеческими, жизнь героя в соответствии с его участью, "таланом" или, напротив, сопротивление им. Уже "Преступник" и "Атаман", по мнению исследователей только косвенно впитавше в себя фольклорную.поэтику, об- . наруживают все особенности проявления мотива воли в народных песнях. •

В стихотворении 1831 г. "Воля" мотив решается Лермонтовым со всеми характерными .атрибутами его решения в народной поэзии. Интересна композиция этого стихотворения: в I части (меньшей по объему - 8 строк из 31) говорится о сиротстве героя, о его "судьбине" и "кручине". Во П части после введения мотива воли исчезает- оди-.ночествб героя, изменяется горькая судьба его, меняется обща»* интонация всего стихотворения. В нем присутствует характерный для удалых.песен образ взраставшей героя природы - степи широкой. Редакция этого стихотворения воила в роман и вложена как песня в уста казака-пугачевца. Эта песня -выполняет как функцию характеристики вольного казака, образа, поэтизированного Лермонтовым и обобщенного до символа народного вольнолюбия, так и Вадима, в восприятии которого дается эта песня. Воля казака и в песне, и в действительности становится единственно возможным его состоянием, с ней терой обретает мир необъятный. Воля Вадима, направленная на осуществление своей мести, даже включаясь в русло общенародной, не несет ему чувства'удовлетворения и'свободы. Именно в силу того( что его воля направлена на совершение личного возмездия, она, напротив,- сужает .его мир. ■ '• " .

В.И. Коровин отмечает: "Свобода и воля у Л. - близкие, но не синонимга. -понятия: свобода по ..традиции связана с филос. и куль-турно-историч.'контекстом, воля (особенно"в поэзии) - с-фольклорным, нар." пониманием"*.

: Подробно" анализируется в работе проявление мотива воли е "тюремном цикле" стгссотворенил Лермонтова. • .

.Лсшонтоззская энциклопедии.. - М.,19'01. -С. 292.

- ю -

Лермонтов уже с первой поэмв ("Кавказский пленник", 1828) овладевает приемом "вставной песни". С самого начала проявляется одна особенность обрал(ешя Лермонтова к этому приему: помещен- . ная в ткань художественного произведения песня практически никог- . да не выполняет одной функции - она несет дополнительные нагрузки, • чаще всего она указывает на характер ее восприятия героем (как и "русская песня со свирелью" в ^гплНе/}'Ы .г как

песня Селима в "Измаил-Бее", Песнь йнгелота в "Последнем сыне вольности" , песня казака в "Вадиме" и т.д.), и указание-чаще всего помещено в обрамлении к этой песне. ' ' .

• Так, Черкесская песня в "Измаил-Бее" с обрамлением, когда идет прямое противопоставление веселья, песен, праздника - бойко," при. которой замолкают звуки песен, выполняет важную идейно-тет-тическую и эстетическую- функции. По мысли Л.В. Черепнина, поникание исторической необходимости включения народов Кавказа з состав России сочетается у Лермонтова с определением темных сторон гтого процесса-'-. Кроме того, поэт вспоминает "золотой век-вольности", патриархального уклада горцев, не идеализируя их при этой. В из.! жа поэме песни, веселье противопоставлены богатству. Противопоставление веселья, пения золоту как эстетическая установка четко прослеживается в творчестве Лермонтова; в переводе из "Навета" Ф. Шиллера "Три ведьмы", в драматическом опыте пЦкгаиы".'Пзсач 2 .'.структуре других жанров выступает и.в качестве характеристики индивидуального героя, и - характеристики народа, :г выюлнкет ьааныв идейно-эстетические функции. '

Вторая глава посвящена анализу "Песни про царл Ивана Васильевича, -молодого опричника и удалого купца Калашникова" в аспекте-• исторических и.фольклористических воззрений Лермонтова. Устанавливая одну из главных особенностей лермонтовского фольклоризма -его эволюцию, проходящую одновременно и параллельно овояющш ис-'торизма, подробно исмедуеьГ исторические взгляды повта, исходя из его.высказываний, .концепции истории и .исторического процесса, вытекающей из его произведений т .исторические теш. Ш предпринимаем анализ ученической тетр^гДардетОва. "Лекции из;.судопр0йЗБ0Дч . ства" вставленном; без. внима!1'Ия:

—-'■"■ •'.'■-' - 'Г'] л.

¿.¿г. - Черепнин Л;,В. .Исторические■ взгляды классиков русской, ли-;:! «¡•сра-гур^. - И., 192-8. - С. 57 - 7ь. ' ■.:/',;> . . ;

JI.H. Назаровой, уже исследовавшей, их2. Тетрадь состоит из двух частей: первая- лл2 - 49 и 56 - 57- подробный конспект лекций, читанных Е.И. Веселовским, 'сделанный неизвестною руной; а вторая -лл49 об 55 - конспективная запись конспекта I части, сделанная уже рукой Лермонтова. По "Летописи жизни и 'творчества М.Ю. Лермонтова", составленной В. 'Мануйловым, по'письмам Лермонтова и письмам к нему мы устанавливаем, что "неизвестной рукой" записи в тетради Лермонтова были сделаны во время .его болезни. А записи, сделанные рукой Лермонтова, - это его "конспекты конспектов" уже непосре'дст- ■ венно при подготовке к экзаменам. Представляется. существенным анализ характера этих записей: что же из истории, преподаваемой в Школе, Лермонтов выделил как главное?. Обращает на себя внимание то, что из большого количества- упоминаемых в лекциях дат, Лермонтов'выписывает в свой "конспект конспекта" незначительное их количество.. Отсутствие многих дат и, напротив, запись дат различных уложений законов свидетельствует о пристальном внимании Лермонтова к законодательству разных исторических периодов. Лермонтов всегда выделял, подчеркивал в своем конспекте все, что связано с упоминанием Новгорода, крепостного права. Реализация этого интереса в.замыслах, набросках, произведениях - характеристика исторических взглядов "поэта. \ ,.■■■' ./■ _

Такой же.характеристикой исторических взглядов Лермонтова является рассмотрение его интереса к историческим источникам, как они воспринимались в его эпоху и с учетом индивидуального подхода. Особое внимание.в работе - на источники "Песни про купца Калашникова". Установлено, что все указываемые-исследоватедями фольклорные источники имеют лишь параллели в отдельных мотивах, ситуациях и оборотах речи, лишь определенные соответствия, а й целом не повторяют ' ни одного из известных источников. Но есть еще сторона в вопросе об источниках.," также. неоднократно отмечаемая исследователями лермонтовского, творчества. Указывают,, что сюжет мог быть построен на основании аналопг-шых эпизодов из разных эпох: случай с Мясоедом • "Вислым из.ХУ1 в., описанный Н. Карамзиным в его "Истории"; йлучай'. с обесчещенной гусаром женой купца московского:из XIX века и, tía- ■ конец, некоторый намек на дуэльПушкина. Все это, безусловно, не лишено-основания'.' Но как-нам кажется, исследователи не -пытались со единить 'вместе эти источники "Песни": т.е. фольклорные истош-ш--ки И Источники, составляющие сюжет. А такого пода соединение заявляет,, на кап; взгязд, «ьв одну, особенность лермонтовского

¿-Назарова Л.Н. Лермонтов в Школе кккоров.//М;К-'. Лердантов. исследования и нпириая. * .'4., 1979. - 0. 13У -,.162.

клоризыа, которую ш бы обозначили как синкретизм.

Анализ произведений Лермонтова на исторические теш подтвердил это предположение: в них всегда присутствует как минимум два

вида источников - это источники фольклорные, составляющие внешнюю «

сторону, форму произведения, но одновременно служащие автору для выражения своей идеи, а также средством художественной выразительн ностн; й это источники, если можно так сказать, документальные, на которых и строится сюжет. Можно добавить, что в качестве своеобразного источника выступают и литературные произведения, традиции которых Лермонтов продолжает, или, напротив, отрицая, спорит с ними. Таким литературным источником для "Песни" является памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Использование исторических документов, летописных свидетельств, рассказов'очевидцев, хотя и видоизменяется в творчестве Лермонтова с эволюцией историзма, но всегда выполняет идейно-эстетическую функции: эти источники служат свидетельством исторической реальности, выявляют связи между историей и современностью, между прошлым и настоящим, рыполняя сюжетообразующую функцию..

Фольклор в произведениях исторической тематики выполняет не' сколько идейно-художественных функций, и его использование также видоизменяется в процессе эволюции фольклоривма, Во-первых, фольклорные сюжеты, теш - источники некоторых сюжетов, тем произведений Лермонтова с характерной особенностью -'соответствие источников из народной поэзии времени изображаемой эпохи ("Боярин Орша" -баллада_о Ваньке-ключнике из ХУ1 в., "Песня" - разные'фольклорные ' жанры этого же периода). Во-вторых, фольклор служит цели передачи народной точки зрения на события., И здесь - эволюция в движении образа/ певца: Ингелот в "Последнем сыне вольности" передает авторскую идею; гусляры в "Песне" выражают .уже народную точку зрения па события, героев. . *

30-е годы прошлого века~характериз,уются началом собирательской деятельности П.В. Киреевского и его окружения, зарождением : фольклористики. Необходимо отметить, что в это же время продолжа-

ИНТбПбД •

йо' вызывать "Слово -о полку Игореве", впервые опубликованное в .1800 г. под названием "Нроичесная Песнь о походе.на половцев 'удельного кнлзя Новапорода-Северского Игоря Святославича,писанная старинным русским языком в Исходе ХП столетия с переложением на употребляемое ныне наречие".. К спорам эпохи.по вопросам историзма народной.поэзии, ее разних жанров,'добавляется требование

необходимого учета историзма древней литературы и летописей как' одного их видов литературного творчества при использовании их в качестве источников литературных произведений.

_ Особенность критики 20-х - 30-х годов XIX в. - соотнесенность "Слова" и Сборника Кирши Данилова, "Слова" 'И. народной поэзии, "Слова" и летописей. Превосходство отдается "Слову".

Привлекая высказывания о "Слове" Л.Ф. Мерзлякова, исследования этого памятника Д. Дубенским и М. Максимовичем, работы В. Плак-сина, четырех'учителей Лермонтова, влияние которых в том или иной мере на. творчество Лермонтова отмечалось исследователями, а такие упоминания М. Максимовичем и В. Плаксиным произведения своего ученика в связи со "Словом", мы делаем вывод о наметившейся интересной параллели "Слова" и "Песни" и в их названии: Песнь Игорю и Песня о'Калашникове, и в жанре (и та и другая поэмы.г синтез нескольких жанров), и "в характере рассказа" "тут найдется большое сходство в этих молодецких замашках и приемах рассказов"и в способе использования народной словесности: "Песнь Игорю не импровизирована и не пропета, а сочинена и написана, как песнь о Калашникове Лермонтова... Разница та, что новейшие поэты пробовали придав ■•вать исконной письменной поэзии характер поэзии народной..., а певец Игоря возводит народную изустную поэзию на степень образования п и с ь м é н н о г о, на степень искусства" (м.

о

Максимович) . Но если в "Слове" певец противопоставляет свой слог слогу Бонна, говоря "Начата же ся тъй пьсни по былинам сего вре- . мени, а не по замышлению Бояню!", тем самым присоединяя себя ко времени, им описываемому, то Лермонтов, тленно по этой же причине - чтобы, оказаться "очевидцем" описываемых им событий из ХУТ века, - вкладывает песню в.уста'гусляров, тем самым добиваясь и при' сутствия народной точки зрения в своем произведении, и соответствия языка избранному времени, т.е. песню "поют" гусляры языком исторических песен ХУТ века. ' ••

"• 0.-Мйловаиова, завершая свое-исследование, отмечает: "Критика начинает уяснять ту истину,'что -каждый жанр обладает своими возможностям в постижении различных сторон исторического бытия. .. .концентрированное философское, осмысление Фундаментальных проб-Шлаксш В. О сочинениях Лермонтова.//Русская критическая

литература о г/ропзвэдент-мх ИЛ:. Лермонтова. -¡'!.,1Л4. - 1.1U-■ С. 137/

2 См.: I'оллпенчопко Л. Слово о полку Нгоре'ве. Истоввко-ли-т°ггтутач;> п (¡чблгоггл^йч-эскиК очерк.//Ученые записки Ыпи. -i.

вш. ка.'-;;. w.

леи эпохи требует поэмного жанра"\. Анализ "Песни" дается с точки зрения тех философских проблем, которзе Лермонтов поставил и решал в своей поэме.

Одна из философских проблем исследования .истории заключалась в.выявлении соотнесенности человека и народа, исторической личности и государства. Вопроси эти' реиались и в теоретическом, и с историческом. аспектах - как оценка роли конкретных деятелей в русской истории. отп же вопросы решала и художественная литература.

В творчестве Лермонтова прослеживается пристальный интерес к опохе Грозного: "Панорама Москвы", "Боярин Орза", "Песня". Анализируя философские проблемы эпохи, ш подробно останавливаемся на причинах столь пристального интереса поэта именно к этой эпохе.

Избрав форыу народной песни, Лермонтов осмысливает-коллизии истории, поставив в центр повествования трах действующих лиц, заявив о их главенстве и в названии, и в зачине от имени гусляр:Л главный конфликт поэмы - это конфликт ыезду этими repsssi, •зиващийся на пиру и разрешаемый в сцене кулачного бея.

1.1ы проанализировали функция пира в былинах, ба&п-ъдхк, ;:с -г -ческих песнях, летописях, записках иностранных путешеа^еи'-г.*. .-Г: России, произведениях древнерусской литературы, а таг:.е б не и Людмиле" Пушкина, "Двенадцать спящих дев" i'yi;ose::oro >: гг:гг-ли к выводу, что одаа из функций пира в "Песне" - ' i; oúcc::a¡. ;.-r.:c-реалий быта ХУ1 в. (как и в записках икостракнк:: г;'!тг: е--:?;.: гй. летописях, "Сказаниях" А. Курбского), где кагдей гоело,

соответствующее его социальному положению. На пиру в.-.тг-игош.-вается одна сторона, вступающая в конфликт: царь и его ог.:>т.:с-н1!з. В от-' личие оч эпического аира, например, в поэме Пушкина, где пир - ин-. ткиное родство, в "Песне" - четкое социальное деление пируккрсс, безнравственное родство: это не "почестей пир" народной поэзии. Конфликт, который завязывается на"пиру в исторических песнях, в следствие противопоставления-одного все?:, снимается в "Песне". Причем снимается дважды: сначала самим Кирпбеовичем, 'объяснившим думу свою, затем-- царем, когда гнев его при подозрении на измену (Гей ты, Берный наш слуга) сменяется радостью, когда' он говорит "смеясь" (Ну, мой верный слуга!) - измены нет. Итак, конфликт исчерпал. Но I часть "Песни" заканчивается словами гусляроз-, и конфликт переносится в сферу нравственную, но это уже но конфликт

1 Ынлованова'О. Проблема худокественного историзма в русской кп—нке пушкинской апохн {1625-1630 гг.). - Саратов, 1976. - С.75.

между царе?! зг боярами, царем и Кирибеевичем, намечаемый в I част;!, а конфликт - между царем и народом. Бой, на который выходит Калашников, а в случае его ги&Гли должны выйти его братья (именно потоку, что "конфликт • нй носит в "Песне" частного характера, ото кэ обида только Калашникова: "Что лиха беда со мною праключилася:/0позо-рил семью нашу честную?- это бой "последний", "на смерть", "до последних сил", это бой "за правду до последнева". Именно поэтому он назван "богатырским".

Конфликт в "Песне" - зто и конфликт между двумя типами морали, выражающийся в принадлежности к разным общественным укладам противоборствующих героев. В.'!. Коровин пишетг "...Кирпбеевичу -носителю личного произвола, разрушающего родовые .отношения, принятые и усвоенные всем народом, - противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев"и христианского закона"*. Рассмотрение конфликта в данном-аспекте позволяет говорить о реалистической' типизации героев, и эта реалистическая типизация обусловлена реалистическим характером его историзма, что, в сбой очередь, доказывается соотнесенностью Лермонтове- -х героев с исторической средой, временем. Типичность образа Калав-ншгова выражается" • в исторической и социальной его обусловленности: его поведение о (гг.- . ясняется и оправдывается''.-гуслярами именно типичностью поведения его" как носителя рода, как представителя-народа.

Еще одной философской проблемой как научной, так и художественной мнели начала прошлого века была проблема определения национального характера, две установленные его "доминанты" - смирение и'мятежность. Отсюда - уяснение,.постижение роли народа в истории. . И шире - проблема свободы и несвободы, суда над личностью и закона для. нее. . ,

Почти параллельно "Песне" Лермонтов создает поэму о современной ему жизни - "Тамбовскую казначейшу", которая представляет собой своеобразную"антитезу, "контрастную-пару" (В.И. Коровин). В противопоставлении настоящего' прошлому - ваяний аспект в тяшгании . Лермонтовым даогатязш истории, уходящего корнями в эпоху Ивана 1У.

XIX век, поставив-вопрос'о свободе личности, столкнулся с ее оборотной стороной - индивидуализмом, развращающем человека. Т.е. с одно?:" стороны," - свобода, с" другой, - индивидуализм; с одной стороны, -'вольнолюбие, с другой,' - воля. Между свободой и неезобо-

, А Коровгн 3.U.'-Творческий.путь' ''Л. Лермонтова. -У., 1973. - С. 160.

дой оказывается закон, который отстаивается, либо поругается. Критерием зхе истинности становится закон нравственный, который и регулирует свободу и несвободу. Анализ показал, что именно установление нравственного закона в качестве критерия истинности в судьбе человека, народа, исторической жизни нации явилось общим местом в положительной оценке "Песни" и славянофилами, и западниками.

Лермонтов в "Песне" в изображении ХУ1 в., в разрешении основного конфликта - между царем и народом, идет и от декабристов - в патриархальной старине идет истоки народного характера, истоки, которые развиваясь в характере русского народа повторяются и должны закрепляться, и от Пушкина - находящего на каждом этапе истории проявление разных сторон характера. ■

От "условного историзма".декабристов, основанного на метафи-.зическом понимании истории (отрицание исторической изменяемости социальной жизни народа, признание "неподвижности" характера), историзма, смыкающегося с "историческим маскарадом", через осмысление реалистического историзма Пушкина, Лермонтов эволюционизиру-ет "Песней" в сторону реалистического историзма, осмысливая историк как объективную реальность. Реализму лермонтовской песни соответствует и форма народной эпической песни, которую поэт избирает для повествования. Происходит слияние историзма и фольклоризма Лермонтова. *

В заключении' диссертационного исследования обобщаются его результаты, делаются основные' выводы. ;

Основное содержание работы отражено в публикациях: I. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого.купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова в аспекте его исто-' рических и фольклористических воззрений.// Анализ художеств венного произведения. Межвузовский сборник. - М.,1990,- 0,8 п.л, ."Песня про царя Ивана, Васильевича, молодого опричника,и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова и 'Щдово о полку Иго-реве". - Рукопись депонирована в ИНИОН АИ СССР от 21.03-1990, '' 41371.18 с. - 0,8 [I;л, 3,-Функционирование, жанра песни в творчестве М.Ю. Лермонтова.,// Конференция молода ученых. Тезисы докладов. - Ташкент, 1990-