автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Фольклорные традиции в современной коми прозе

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Ведерникова, Ольга Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Фольклорные традиции в современной коми прозе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фольклорные традиции в современной коми прозе"

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова

РГБ ОД

2 Б 1Т;Ц

На правах рукописи

Ведерникова Ольга Васильевна ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОМИ ПРОЗЕ

10.01.02.-Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Чебоксары 1995

Раоота выполнена в секторе литературоведения Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения /Л России

Научный руководитель - доктор филологических наук

A.К.Микушев

кандидат филологических наук

B.Н.Демин

Официальные оппоненты - доктор филологических наук

A.Е.Китиков

кандидат филологических наук

B.В.Пахорукова

Ведущее научное учреждение - Сыктывкарский государственный

университет

Защита диссертации состоится " ¿-¿и-ям^ 1995 г. в_ч.

на заседании специализированного совета К 064.15.05. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова( 42В015 г.Чебоксары, Московский проспект, 15)

С диссертацией можно ознакомиться в оиблиотеке Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова

Автореферат разослан _1995 г.

Ученый секретарь совета, кандидат филологических наук, доцент

В.С.Эзенкин

о ■ /

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

Актуальность теми. Обращение к изучению фольклоризма обусловлено самим процессом обновления современного общества, в котором наряду с другими- общечеловеческими ценностями утверждается идея самоценности, самобытности разных национальных культур. Фольклор представляет собой долитературный период эстетического развития всех народов. Наследование традиций устного народного творчества в познании и художественном освоении- мира оказывает значительное влияние на своеобразие литературы и имеет большое значение в ее эволюции.

" Выявление фольклорных традиций в современной коми прозе способствует проникновению в специфику-коми литературы второй половины XX века,пониманию особенностей современного художественного опыта (принципов: художественного мастерства,творческих замыслов,идейных и нравственных устремлений^ "Культура никогда, не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая,т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности"*.

Исследование современных литературно-фольклорных отношений способствует более потному изучению национального литературного процесса при рассмотрении таких проблем, как традиция и новаторство, метод и стиль.литературные направления и жанры. Исследование уровней и типов фольклоризма писателей имеет важное методологическое значение,являясь одним из способов выявления степени эстетической развитости литературы.

В трудах литературоведов Поволжья и Приуралья А.К.Микушева, К.К.Васина,В.М.Макушкина,В.М.Вашзшева,В.Я.Канкжова рассматривались вопросы влияния фольклорных традиций в становлении коми,марийской, мордовской,удмуртской,чувашской литератур. Проблема фольклоризма современной коми литературы остается неисследованной. Актуальность. Еышеобозначенных аспектов литературно-фольклорных связей и произведения коми прозаиков,представляющие разные формы обращения к фольклорной эстетике и не изученные в этом плане,вызывают интерес исследователей,определяют разнообразие теоретических подходов и бо-

I. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. -М. :Мысль,1990. С.85.

- И -

гатство фактического материала.Предметом данного исследования избрано изучение роли традиций устной народной поэзии в формировании стилевых особенностей коми прозы.

Цель исследования в том, чтобы рассмотреть вопрос о влиянии фольклорных традиций на стилевые тенденции современной коми прозы: психолого-реалистической (Г.А.Юшков),психолого-романтической (И.!7Го-ропов),иронико-шористической ( В.И.Безносиков). В этой связи поставлены задачи: выявить в произведениях Г.Юшкова,И.Торопова,В.Без-носикова приоритетные фольклорные традиции.обусловившие структурно-стилевые доминанты их прозы установить характер литературно-фольклорных отношений (уровни,типы фольклоризма).определяющих индивидуальные стилевые особенности их произведений; рассмотреть фольклорные традиции,влияющие на авторский стиль, с точки зрения их функций в творчестве прозаиков.

Научная новизна работа. Впервые исследованы значение и роль национальных художественных (фольклорных) традиций в ком» литературном процессе второй половины XX века. Проблема фсльклоризма рассматривается в связи с основными стилевыми тенденциями современной коми прозы.представленными творчеством Г.А.Юшкова.И.Г.Торопова.В.И.Без-носикова. С позиций фсльклоризма оценивается своеобразие и эстетический уровень коми прозы в лице ведущих прозаиков в процессе выявления степени и способов (уровней и типов) усвоения народно-поэтических традиций.

В работе выявляются закономерность обращения современных авторов к эстетическому наследию фольклора,многообразие и глубина усвоения народно-поэтических традиций,индивидуальные стилевые особенности, обусловленные характером связи с устной поэзией,вводятся в научный оборот новые произведения коми прозы.

Теоретической и методологической ооновой исследования являются труды известных отечественных ученых по вопросам теории литературы и фольклора, а также современные принципы изучения проблемы "литература и фольклор",сформулированные в исследованиях о литературно-фольклорном взаимодействии.В диссертации также использовались отдельные положения и высказывания литературоведов Поволжья и При-уралья о национальной прозе,о стилевых направлениях в ней,об индивидуальных особенностях художественной манеры современных прозаиков.

Анализируя влияние фольклорных традиций на стиль писателей,мы ■исходим из того,что фольклор воздействует на историко-литературный процесс,мировосприятие и эстетические, воззрения писателей."Говоря о расцвете индивидуальных стилей, мы результатом этого процесса видим перед собой обогащение литературного опыта современного писателя новыми устно-поэтическими стилевыми находками,соответствующими его эстетическим находкам".1 Литература и фольклор рассматриваются как самостоятельные,взаимодействующие эстетические системы. Системное видение предусматривает выделение фольклорных традиций в системе литературного произведения как элементов структуры,"определение их качества,количества,выяснение их функций... того преобразования, которому они подвергаются в конкретной литературной системе"^,предполагает существование прямых и опосредованных связей авторских произведений о фольклором.

Основными методами исследования являются историко-литературный и сопоставительный..

Материал исследования. В работе анализируются произведения коми прозы второй половины XX века- романы,повести,рассказы,сказки Г.Юшкова, И.Торопова,В.Безносикова,творчество которых наиболее характерно с точки зрения влияния фольклорных традиций на стилевые тенденции.В процессе исследования выделяются фольклорные жанровые доминанты,определяющие авторские стилевые особенности:фольклорно-эпические - в прозе Г.Юшкова, народно-лирические - в прозе И.Торопова .традиции малых жанров"(афористических) - в прозе В.Безносикова.Духовно-эмоциональное содержание,формы выразительности выделенных народных традиций более всего соответствуют природе видения мира и эстетических потребностей рассматриваемых писателей.

Практическая значимость исследования.Материалы, выводы,содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в обобщающем исследовании "История коми литературы XX века',' над которой в настоящее

1.Канюков В.Я. Народно-художественные традиции и проблемы национального в литературе.С О некоторых тенденциях фсльклоризма в современной чувашской литературе)//*^110113''1*1108 и интернациональное в чувашской литературе и искусстве:Сб. статей.-Чебоксары:НИИ при Совете Министров Чувашской АССР,1975.С.

2. Далгат У.Б. Литература и фольклор:Теоретические аспекты.-М.: Наука,1981. С.10.

- б -

время работает коллектив ученых сектора литературоведения ШЛИ УрО РАН, в работах о типологических особенностях литературно-фольклорного взаимодействия и национальной своеобразии поволжско-приураль-ских литератур, по проблемам поэтики и стиля современной прозы,в вузовских курсах,спецкурсах,спецсеминарах по коми-литературе,в углубленном изучении: творчества коми- прозаиков в национальной школе.

Апробация диссертации. Материалы,основные положения и выводы диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания русского и коми языков Коми государственного педагогичес*-кого института,сектора литературоведения ИЯЛИ УрО РАН,Основные положения диссертации отражены в читаемых автором спецкурсах "Коми фольклор" и "Коми детская литература" и используются на проводимых ею семинарских и практических занятиях,апробированы в докладах на научных конференциях: 1У Симпозиум по пермской филологии.посвященный ЮО-ллетию А.С.Сидорова (Сыктывкар, 1992); Межвузовская научная конференция "Актуальные вопросы русской филологии и методики ее преподавания" (Сыктывкар,1993);Межзузовская научно-практическая конференция "Актуальные проблема обучения и воспитания в современной начальной школе и дошкольных учреждениях" (Сыктывкар,1994).

Структура, диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав,заключения,примечаний и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновываются актуальность теш,определяются цели, задачи,научная новизна,методологическая основа исследования,ее практическая значимость,прослеживается история коми литературно-фольклорных связей.

В первой главе диссертации-"Коми: фольклорно-эпические традиции в прозе Г.Юшкова"- анализируются эстетические связи прозы писателя /р.1932/ с традициями разных форм народного эпоса.

Мировоззренческой,эстетической основой прозы Г.Юшкова,исследующего истоки.причины кризисных явлений в духовной жизни народа,является осмысление бытия в его сущностной полноте и целостности (природы,человека,народа).Писателю присущ общий взгляд на мир,эпическое мироощущение.определяющее неторопливое,спокойное течение мысли о жизни в ее сложности,поиски устойчивых начал бытия в преемственности прошлого и настоящего, в неразрывной связи поколений, человека и природы (народный эпос с его идеями почитания природы,предков, рода,о всеобщей связи в мире,о мире как некой целостности Авторские представления о мире и человеке раскрываются с помощью ху-

дожественных приемов, образов, мотивов,аналогичных фольклорно-эпи-ческим.в формах устно-повествовательных жанров. На основе вышеизложенного приоритетными для прозы Г.Юшкова нами признаны традиции эпических жанров коми фольклора. В связи с этим в двух первых разделах главы рассматриваются признаки,являющиеся общими для прозы писателя и разных форм народного эпоса, в третьем разделе выявляются типы фольклорно-эпических включений в авторские произведения, исследуются их роль и значение.

В прозе Г.Юшкова,стремящегося охватить всю полноту социально-национального бытия,глубокое нравственно-психологическое осмысление получили главные архетипы народного эпоса , какими являются нерасторжимые связи человека и природы,человека и семьи,защита рода,смена поколений,почитание предков,преемственность культуры через сохранение памяти о прошлом. К ним восходит сюжетная основа его рассказов,повестей,романов. Отношения человека и природы-главная тема рассказов "Висар" (Висар,1979),"Кык ед1" (Два леща, 1972),"Кык вуграсьысь" (Два рыболова,1979).повестей "Пияна ош" (Медведица с медвежатами,1979),"Ловъя лов" (Ливан душа,1979),"Вой-выв турун,еджыд дзоридза" (Иван-чай с белыми цветами,1979).Семейный мотив определяет идейное содержание рассказов,например,"ТОлысь карын" (Месяц в городе,1979),"ВерВстам"(Незамужняя,1991),"Роч зять" (Русский зять,1991), повести "Кысь ме тэнВ корся ?"(Где я тебя найду? 1988). В этих произведениях,раскрывающих нравственную суть наших современников,подвергаются испытанию на прочность традиционные для фолыслорно-эпического мира связи,обеспечивавшие устойчивость древнего общества и гармоническое сосуществование с природой,- отношения человека и природы,родственные узы. Память о прошлом, сохранение и передача жизненного опыта -таков главный смысл творчества создателей народного эпоса и развития авторских сюжетов в рассказах,например, "КонО СемО" (Коно Семо,1979),"Му выв олысь" (Земной житель,1991), "Часовня" (Часовня,1991).романов "Чу-гра" (Чугра,1981) и "РОдвуж пас" (Родовой знак,1988). Опираясь на названные архетипы, писатель исследует нравственные основы коми народной жизни,степень отклонения от мировоззренческих,экологических, этических .культурных народных традиций,пытаясь найти ответ на волнующий вопрос: какова жизненная,историческая перспектива кош национального характера? Таков духовный мир прозы Г.Юшкова,близкий в содержательном плане народному эпосу и созвучный реальной

современной действительности.

Картина мира.созданная в прозе Г.Юшкова,близка к концепции о мире и человеке,созданной народным худонественюш мышлением в различных фольклорно-зпических жанрах,не только по содержанию,но и способу воплощения. В устном эпосе она полярна: на одном полюсе Космос (Глзнь Добро), на другом - Хаос (Смерть, Ел о). Эти два противоположных начала персонифицируются в богах Ен и Омйль,конкретных типах героев.Писатель,осознавая хрупкость,непрочность,несовершенство человеческого бытия,также изображает взаимодействия двух противоположных,созидающих и разрушающих сил,составляющих бытийную основу мира. С одной стороны, это гармония, целесообразность Космоса: полное единение человека и природы,крепкие родственные узы, память об истоках культуры. С другой стороны,это непримиримое противостояние человека и социума, социального и природного ми ра.драматический разрыв родственных связей,одиночество,бездуховность, забвение родовых традиций как последствия воздействия разрушительных сил Хаоса. Оба начала.воплощаясь в сюжетных линиях и образах,изображены автором,как и в народном эпосе,во взаимодействии, с помощью сложной системы противопоставлений,в основе которой лежит традиционный принцип контраста.Писатель представляет оппозицию разных видов,соотносимую с фольклорно-эпическими.но переосмысленную и пересозданную в соответствии с творческими замыслами. По функции в сюжете противопоставляются умелый и неумелый ('тру долюбивый" и "ленивый"),например,плотник Коно Семо и Петра Андрей в рассказе "КОнЬ СемО" (Коно Семо).лесничие Поликарп и Федор в повести "Ловъя лов" (Глвая душа).односельчане Ардальон и Стылый Мишка в романе "Чугра" (Чугра); добрый и злой ("истинный герой" и "еп противник").например,охотники Иикулай и Емель 'в повести "Пияна ош" (медведица с медвежатами).председатели колхозов Проко Васька и Он-тон Иван в романе "РОдвуж пас" (Родовой знак).По возрасту противопоставляются молодой герой и мудрый старший наставник ("молодой" и "старый"), например, подросток Генагей и умудренный жизнью Коно Семо, русский зять Анатолий и его тесть Паыо Егор в рассказах "КВнВ СемО" (Коно Семо),"?оч зять" (Русский зять).геологи Иван Самарин и Тихомиров в романе "Чугра", Вася Русанов и его взрослый друг Косьта,маленький внук Васька п Проко Васька в романе "РВдвук пас" (Родовой знак). В зависимости от места в социальной иерархии противопоставляются сильный и слабый ("богатый" и "бедный").

Например, сельсовет,проводящий насильственную коллективизацию,и единоличник Йовдо в рассказе "Му быв олись" (Бемной китель).деревенский богатей Микул Иван и председатель колхоза Степан Кона-ков в повести "Вилядь сиктса ань" (Еенщина из села Вилядь).коман-дир красноармейского отряда и крестьянка Виринея Бакукова в романе "Чугра" (Чугра).председатель колхоза Онтон Иван и колхозница Огро в романе "РОдвуж пас" (Родовой знак). Перечисленные виды оппозиции означают в контексте авторской картины мира преодоление Хаоса -забвения родовых нравственных традиций,старости,беспамятства, безграничного своеволия индивидуальных качеств,язляющихся порождением разрушительных сил стихии и рождающих дисгармонию в отношениях с природой,семьей,обществом, -Космосом- утверждением традиционной нравственности,сменой поколений,восприятием предшествующего опыта,умением противостоять насилию над челозеком и природой. В раскрытии характеров героев,олицетворяющих созидательное начало и соответствующих авторским .определениям "олОм пыкйд" (опора жизни) ."ловъя лов" (кивая душа),"олОм слысь" (жизнь живущий).используются художественные приемы,подобные фольклорно-поэтическпм принципам эпической идеализации,троичности. Это действия и поступки, выделяющие в них физическую и духовную силу;конйликш,в которых они преодолевают физическое сопротивление,коварство.недальновидность, необузданное своеволие противников (трудные поединки, в которых побеждают богатыри коми народного эпоса,например,Пера, Кирьян-Варьян,Младший хозяин Керча-ю,проявляя физическое и нравственное превосходство); трехкратное столкновение с противником,например,трижды одолевает своего аниш ода охотник Ми-кулай,дважды наказывая его за жульничество, в третий раз - за варварское обращение с семенной сосной, в повести""Ппяна ош" (Медведица с медвежатами); трижды сталкивается председатель колхоза Проко Васька с секретарем райкома партии Дутиковым.отказываясь выполнять три непродуманных его указания (не засеивать паля клевером,использовать под посев паровые паля,сеять татько кукурузу) в романе "Рйдвуж пае" (Родовой знак) (трехкратный повтор сцен поединка в народном эпосе). С помощью элементов поэтики,соотносимых с фольклорно-эпическими, автор добивается усиления тех черт коми национального характера, в сохранении и развитии которых ему видятся возможности и перспективы дальнейшего национального самосовершенствования и самоутверждения, и снижения персонажей, во-

шгощающих собой разрушительное начало - оторванность от родной почвы сегодняшних сыновей и дочерей коми крестьян-охотников,отступления от национальных жизненных традиций в прошлом и настоящем. В этом отношении сам писатель проявляется как сторонник устойчивости, традиционности,приближаясь по своему мировосприятию к создателям народного эпоса.

Отрешение актуализировать традиционную для национальной мифо-эпической модели мира идею о всеобщей духовной связи (между человеком и его семьей,родом,коллективом,предками,природой,космосом) и художественно осмыслить разрыв связующих нитей между обществом и природой,прошлым и настоящим,изменение отношения к парле.коми человека к самому себе,обусловило введение в структуру прозаических произведений Г.Юшкова соответствующих сюжетных мотивов и образов, соотносящихся с фольклорно-эпическими.переключение авторской речи,высказываний персонажей на стиль устно-повествовательный (сказок,преданий,легенд,поверий,быличек) . В связи с этим в диссертации выясняются смысловое наполнение,художественные функции.способы изображения авторских мотивов ("вещего сна","медвежий","птичий")-, образов (природы, "рВдвуж пас"/родовой знак/,"чВс туй"/охо-тничья тропа/,"мам пу" /материнское дерево/).представляющих собой явления "скрытого" фольклоризма,выявленного на основе сопоставительного анализа с аналогичными традициями народного эпоса коми.Например, в романе "РВдвуа пас" важную функцию выполняет образ ели -"мам пу" (дерево-мать): подчеркивает контраст между добром и злом, выражающий сложность,противоречивость современной жизни; способствует раскрытию реконструированных в характере главного героя Про-ко Васьки черт мифоэпического сознания (стремление к поискам истоков .анимизм) , играет важную роль в развитии сюжета.Более глубокий анализ данного образа позволяет установить его связь с фольклор- . ной традицией.Персонификация образа ели (наделение способностью участвовать в событии вместе с героем,чувствовать),смысловое содержание ("мам пу"-материнское начало.выражающееся в заботе об охотниках,иолодой поросли; ель -вместилище души Проко Васьки) указывают на источники преобразования и усложнения (переосмысления). Это персонифицированные образы деревьев в быличках, в том числе ели -"тВдса коз" (знакомая ель),"мам коз" (мать-ель).которую настигает смерть; мотив "дерева-двойника",содержащийся в ми-

фологических представлениях коми, в быличках, предаштях,эпических песнях. Ориентация на мифопоэтический тип художественного мышления народа,выработавшего своеобразную символику на основе почитания деревьев,признания духовной связи между деревом и человеком, определила особенности символики романа "РОдвун пас"(Родовой знак). Функциональное значение приобретают в структуре произведений прозы писателя различные типы фольклорно-эпических включений-аллюзии,реминисценции,вставные народные (например,предание о Стефане Пермском в романе "Рйдвуж пас" /Родовой знак/) и авторские-стилизованные повествовательные миниатюры.Названные выше структурно-стилевые элементы (мотивы,образы,фолыслорно-эпические включения) , являющиеся устойчивыми (повторяющимися) для прозы писателя, оказываются приоритетными для авторского стиля,определяя актуальные моменты в изображении мира и человека вообще,национальной действительности и коми человека в частности,способствуя созданию обобщений,символического подтекста.метафорической,обьек-тивной формы повествования.

В связи с авторским художественным миросозерцанием анализируются сказки Г.Юшкова,написанные им для детского СВВрса дед да Миша" /Лесной дед да Шина,1980/,"КЬч во" /Год зайца,1990/) и взрослого читателя ("Куш йОй" /Три дурака,199I/).Названные произведения представляют собой результат литературно-фольклорной жанровой преемственности .пример творческого заимствования традиционных для народных сказок структурных принципов (образов и мотивов .аналогичных фольклорным,но пересозданных в соответствии с реализованными с их помощью этическими идеями; художественной кумуляции; трехкратного повтора).

Коми фольклорно- эпические традиции,определяющие особенности стиля Г.Юшкова, усвоены писателем на генетическом уровне (сказки автора), на контактном уровне (фолыслорно-эпнческие включения), на типологическом уровне (близость духовных и нравственных устремлений писателя и создателей народного эпоса; поэтические принципы,мотивы и образы,сопоставимые с фольклорно-эпическими).

Во второй главе-"Традиции коми народной лирики в прозе И.Г. Topón ова'1- иволедуются особенности авторского стиля в произведениях прозы И.Г.Торопова/р. 1928/,берущие начало в жанрах народного песенного творчества,типы включений народной песенной лирики в про-

зу писателя.

Значение произведений представляемого автора определяется актуальной тематикой, современной проблематикой,глубоким проникновением в мир раздумий,чувственных перекиваний современного коми человека.

■В прозе Ивана Торопова нашли свое выражение новые для коми прозы жанровые и стилевые искания, в процессе которых художник реализовал свою потребность сосредоточиться на внутреннем мире своих героев,на восприятии ими окружающей действительности. О расширении жанровых возможностей коми прозы свидетельствуют циклизированное повествование "Т1янлы овны водзй" (Вам ннть дальше,1980),повесть-притча для детей и взрослых "Тян" (Тян,.1982),рассказ-сказка "Тэ-рыб кок" (Быстроногий,1982).Прозе писателя присущ психолого-романтический стиль.Романтика как поэтизирующее,идеализирующее начало вошла во все произведения автора,эмоционально окрашивая их,придавая им лиризм.

Обращая внимание на эстетическую ценность произведений И.Торопова,коми литературоведы сосредоточиваются на таких структурно-стилевых признаках авторской прозы как преобладание форм лирических высказываний,способствующих самораскрытию героя,его внутренних переживаний,песенность,возвышенный лиризм (романтизация чувств, повседневности,картин природы), повышенная эмоциональность. Ikicra.1 образом, сама природа художественного дарования дает нам повод исследовать ее в связи с одной из традиций фольклора коми -народно-песенной.

Песенная стихия пронизывает все произведения прозаика^слнее всего раскрылась в книге "Т1янлы овны водзВ" (Вам жить дальше). С помощью различных художественных приемов автором раскрываются основные черты фольклорно-пвоенного образа. Это ситуативный характер песни.песенность как органичное свойство народной души,

как одна из духовных потребностей (песни поются молодыми и старыми, в минуты радости и горя,на работе и в часы досуга,коллективно и в одиночестве,открыто и украдкой) , олицетворение песни с помощью обращений,глагольных метафор. Фодыслорно-песзнный образ,возникающий в прозе П.Торопова,способствует созданию возвышенного народного характера на фоне нелегкой обыденности,лирического настроя. В цикле произведений "Т1яшгы ов-

ны водзВ" (Вам вить дальше) светлая народно-песенная стихия выступает контрастом по отношению к безжалостному, порой жестокому,военному времени.

Близость к народно-песенной традиции прослеживается в повествовательной манере писателя. Ее своеобразие определяется теми признаками,которые типичны для поэтики народных песен.

Повествовательная форма произведений И. Торопова восходит к песенному архетипу. Народная лирика выражает определенное состояние мира,человека. В связи с этим б песнях менее развито повествовательное начало, в них передаются щели и чувства по поводу каких-либо событий. В причитаниях повествовательность сочетается с сильной эмоциональной напряженностью. Ивана Торопова отличает обостренное чувство причастности к миру,поэтому в прозе писателя главным предметом изображения является эмоциональный характер восприятия действительности,состояние внутреннего мира героев.Важно не внешнее,а обусловленное им внутреннее движение»переживание,переосмысление. Например, суть переживаемого состояния Федора Мелехи-на - характера,изображаемого в развитии, в процессе формирования ("ТХянлы овны водзО" /Вам жить дальие/)-тревога,беспокойство по поводу мыслей о том,что и как он делает в своей жизни,зачем живет; основное содержание повестей "ОитО эн лый кыкысь" (Не стреляй в медведя дважды,1988), "Кык чукчи" (Два глухаря,1993) -душевная б ель,скорбь,гнев»вызываемые антигуманным отношением к природе,человеку, народу. Стремление постулировать лирический взгляд на мир, выразить эмоциональное отношение к жизни обусловило особенности авторской повествовательной манеры,соотносимые с признаками песенного повествования: форма первого лица,приоритетное значение внесюжетшх элементов композиции (внутренних монологов .лирических отступлений,пейзажа),мал особьтгйность.внесюжетная,ассоциативная связь между эпизодами,ситуациями,отсутствие сюжета в традиционном понимании,слияние мыслей,чувств автора и героя.

В авторское повествование зачастую врывается стиль народных плачей,усиливающий эмоциональную напряженность содержания.В форме традиционных для причитания грустных зачинов вопросительно-восклицательных конструкций выдержаны многие внутренние монологи главных героев произведений,оплакивающих гибель близких людей,оскверненную парму,финалы повестей "Гым(5кт1с керка пОрын" (Грохнуло по-

средь избы, 19© ),"ОштО эн лый кыкысь" (Не стреляй в медведя дважды, 1988). В традициях плача написана повесть "Кык чукчи" (Два глу харя,1993).Тональность повествования определяют грустные зачины восклицательной конструкции,содержащие обращение к погибшему с помощью устойчивого народно-лирического эпитета "югыд шовдГ'С светлое солнышко),сетования близких и родных оплакиваемого героя- последнего мужчины в роду Каплт Паиа, приобретающие обобщенный характер,воспевание внутренних и внешних качеств,воплощающих национальный характер в традиционном понимании. Повесть построена в форме символической параллели,представляющей собой преобразование и осложнение характерного для народных плачей сравнения охотника с лесным глухарем ("яг выы дозыер койдэ" /как лесной глухарь/).Символическое значение приобретает .используемый автором во многих произведениях характерный для похоронных причитаний мотив "конца жизни" -"дороги к смерти". Названный мотив лежит в основе сюжета таких произведений, как рассказ "Тзрыб кок" (Быстроногий).представляющий собой проникновенное повествование о трагической гибели от рук человека лосенка, повести "Тян" (Тян) и "ОштО эн лый кыкысь" (Не стреляй в медведя дважды).рассказывающих о трагической гибели лучших коми охотников на заповедных лесных тропах,повесть "ГымВкт1с керка ыОрын" (Грохнуло посредь избы) о трагической смерти несгибаемого крестьянина-охотника Вшсеня.Дорога к смерти - это судьба,жизнь не отдельного животного,человека, а всеобщая -природы, народа, в целом общества: исчезнут боры, их обитатели -опусте-ет,погибнет парна,увдег в небытие коми охотник.знаток пармы, а вместе с ним и народ с вековечным опытом лесной жизни,пониманием зверя.птицы,рыбы,умением хлеб растить на северной земле, растворится народ в общей безликой массе, либо выродится "в крикливых ворон да вороватых сорок",угаснут коми напевы,утратится древний коми язык; война, объявленная природ е., погубит и само человечество. Мотив "конца жизни" -выражает стремление писателя обнажить ту последнюю черту,за которой неизбежно следуют крушение целесообразного жизненного уклада,при котором природа (земля,парма).являясь средой обитания,объектом труда, пробуждает в человеке и эстетические переживания,тот предел, за которым умирает романтическая мечта о прекрасном,светлом,открывающемся писателю в близости человека к природе, в чуткости,доброте в отношениях к ней.

Повествовательная манера 1-1. Торопова близка коми нар одно-песен-

ой поэзии и по своему стилю.Характер рассматриваемых в диссертации зобразительных средств (эпитетов,сразненлй.метафор).параллелизмов, тилистических приемов (обращений,лирических восклицаний,позторов) вторских народно-песеншх произведений типологически сопоставим, ак и в народных песнях,источником образности для прозаика является рудовая и природная сфера жизни коми человека.Активно используются втором и народно-песенные символы (например,символы девичьей красо-ы-земляника,брусника.малина.ласточка,символы печали-осенний дождь, емная ночь в структуре сравнений,метафор,параллелизмов),народно-по-тическая лексика в качестзе эпитетов(например,"бур"-хороший,"югыд"-ветлый,"зарни"-золотой,мшонд1банВй"-солнцеликий,"сёшайт"-бесценный, паськыд"-широкий),т:ш сочетаемости слов народно-песенного характе-а (повторы прилагательных,наречий,глаголов.местоимения "ки"-мы,со-зов).прямое обращение к образам природы,орудиям труда,труженикам и ткрытое выражение в форме восклицаний разных эмоций (радости,восто-га,грусти,печали)-приемы,столь характерные для стиля народных песен, ричитаний,придающие эмоциональность,песенную интонацию авторскому овестзованию.Названные выше изобразительные и стилистические средст-а в произведениях II. Торопова и народных песнях выступают в одной II ой же функции.Они призваны служить целям поэтизации,воспевания,оду-отворения,воссоздания непрерывного потока переживаний -мелодии чувст онкому проникновению во внутренний мир человека.Рождая то мажорную, о минорную интонацию,они способствуют искреннему,непосредственному ыражению авторского неравнодушного отношения к жизни.Именно в этих 'собенностях обращения к фольклору открываются отличительные принци-ы поэтики писателя,способствующие постановке проблем в лирлко-фило-офском ключе.На основе художественных приемов,уходящих своими корня-и в народно-песенные традиции,автор создает одухотворенные картины руда и природы,присутствующие во всех произведениях,романтпко-герои-еский образ молодости в повести "Муным нималВ пармаВн" (Земля зовет-я пармой,1984),з цикле"Т1янлы овны водз8"(Вам жить дальше,19ЕО),в овести "Ме верма,батьВ"(Я смогу,отец,1988),образ печали,горя в цик-е"Т1янлы овны зодзВ"(Зам жить дальше),в позестях"Ме верма,батьВ"(Я могу,отец),"Арся сьыланкыз (Осенняя песня,1964),"0штВ эн лый кыкысь" Не стреляй в медведя дважды)'.ТымВкт1с керка шВрын" (Грохнуло посредь збы),"Кик чукчи"(Два глухаря).Труд,молодость,радость,горе-это главке обобщенные теш коми народной лирики.

В прозе Л.Торопова кош народная поэзия находит свое непос-

редственное выражение. Б его рассказах и повестях цитируются коми народные песни и причитания, а также песни,сочиненные писателем на основе традиционных народно-песенных принципов.В диссертации анализируются все народно-песенные цитаты с точки зрения их функций,способа цитирования в литературном тексте. Автор не только цитирует песню, он подробно описывает процесс исполнения,само пение,реакцию слушателей. Эмоционально-оценочное восприятие песни,пения,интонации способствует возникновению ответного переживания, размышлений о жизни.ТЬким образом,цитирование для автора является средством раскрытия внутреннего мира героев,эмоционального настроя.обусловленного их состоянием в определенный момент,конкретной ситуации.Цитирование народных песен,разных по жанру,интонации, соотнесенных с содержанием произведений,создающих либо усиливающих необходимый прозаику эмоционально-психологический фон,являющихся средством характеристики образа,развития сюжета,становится органичным принципом своеобразной художественной манеры И. То-ропова.

С коми народной песенной лирикой произведения писателя связаны прямо на контактном уровне в форме фальклорно-песенной цитации,генетически и типологически (авторские песни на основе традиционной поэтики; обращение к народно-песенным символам; ориентация на эстетические принципы песенного фольклора коми).Непосредственные контакты с народной лирической поэзией имеют сознательный и творческий характер,духовная и эстетическая близость с устной кош лирикой свидетельствуют об органичном усвоении ее традиций, вытекающем из самой сути мироощущения,миропонимания прозаика.

В третьей главе-"Традиции малых жанров тоолыслора в прозе В.Безносикова- рассматриваются особенности стилевой манеры про -заика В.Безносикова /р.1927/ в связи с духовными и поэтическими традициями коми народных афоризмов.

В.Еезносикову как чаловеку и писателю глубоко чуждо нравственное несовершенство в мире,проистекающее от расчетливого,корыстного ума,хмодного,очерствевшего сердца.В основе нравственных,эстетических устремлений лежит потребность констатировать,обобщить конкретный жизненный факт,явление,характеризующие отклонение от критериев нравственности,человечности,выразить свой взгляд на действительность сквозь мягкий пли острый юмор,резкую иронию,высказаться образно.метко.лаконкчно. Своеобразие мировосприятия пи-

сателя обусловило отличительные признаки художественного авторского стиля,обливающиеся по своему типу с поэтическим стилей произведений малых жанров коми фольклора - пословиц и поговорок.Сила его слова проникает в гущу народной жизни (главный содержательный материал произведений - жизнь современного села) и освещает разные стороны сегодняшней действительности через основную проблему-духовность, нравственность,исследуемые писателем в их отношениях к труду,природе,семье ("СвВякъяс" /Сзоякп,1973/,"В11льыш ВВръю"/Игривая речка Вэрью,1977/,"КВн1 менам шудВй? /Где мое счастье?, 1985/), к .земле ("Ок, и мортлВн олйм" /Зх, и жизнь человека,1991/} к религии ("Двадцатка сГсьтысьяс" /Разрушители двадцатки,1992/). В век отчуждения человека от изначальных духовных ценностей,на которых основаны фольклорные модели мира ( у коми - это культ труда, природы,рода,семьи), писатель поднимает голос в защиту совести, долга, ответственной любви к окружающему и утверждает универсальные принципы традиционной нравственности с помощью юмора,сатиры. В коми народных афоризмах - та же констатация,подтверждение существующих в обществе социально-этических ценностей,лукавство,высмеивание, обличение (ирония и юмор как основная форма художественной выразительности).обобщение на-основе конкретного факта,образность. Народные афоризмы являются формой выражения нравственной концепции автора,играют значительную роль в решении художественных задач,определяют афористичный стиль повествования. На основе вышеизложенного фольклорной жанровой доминантой в творчестве В.Безносикова нами признаны пословицы и поговорки,представляющие афористическую традицию в устном народном творчестве кош.В связи с этим в диссертации анализируется значение художественной формы народных афоризмов для прозы писателя и их функции в авторских произведениях.

Основным отличием стиля В.Еезноснкова являются образность, юмористичность,ироничность,афористичность.Это качество достигается благодаря активному использованию в авторских текстах коми народных пословиц и поговорок."Пословицы и поговорки народов содержат типические обобщения,образные объяснения множества явлений и являются произведениями словесного искусства ... здесь слились воедино глубокая мысль и оо'разность"*. Образный ряд народных афо-

ISiтиков А.Е.Своеобразие пословиц и поговорок финно-угорских народов Позолжья и Приутлья.-Яошкар-Ола:Мар.научно-исслед.институт. 19 89. С. 115.

.ризмов б произведениях В.Еезносикова охватывает те предметы и явления действительности, с которыми повседневно сталкиваются герои его произведений (отражают сельский быт,географическую среду - коми парму- с ее животным миром),содержит необходимые автору экспрессивно-эмоциональные характерноtie и: шутливые,иронические, неодобрительные, придающие юмористическое и сатирическое звучание характерам,ситуациям, и утвердительные,назидательные,усиливающие важность,значительность высказанной мысли,ее обобщающий смысл. Писатель вводит афоризмы, образность которых основана на сравнениях,метафорах, метонимии,обобщение в которых выступает в форме антитезы.Таким образом,В.Безносиков, автор небольших по объему произведений,мастер сжатых, но образных,емких по содержанию фраз, в полной мере и осознанно использует при реализации своих ццей специфические особенности коми народных пословиц и поговорок. В диссертации приводится немало примеров,подтверждающих изложенные выше выводы о значении художественных форл народных афоризмов для авторского стиля.

Прозаик творчески использует эстетическое наследие афористического жанра коми фольклора.Об этом свидетельствуют факта переосмысления и преобразования народных изречений.Пословица или поговорка, оказываясь в иной ситуации,отличной от обусловившей ее возникновение,приобретает противоположный смысл,имеющий ироническую окраску, и выступает при этом средством обличения бездуховности.Опираясь на традиционные образы ("сьйд мыр"- черрдай пень, "пож"- решето, "мыччысьысь шондГ' -восход солнца) и

структуру (формы изобразительности,антитезу) автор создает собственные изречения.Содержание отдельных пословиц и поговорок развертывается в комическую ситуацию, обличающий сюжет (рассказ "Поз-тОм кВк" /Кукушка без гнезда,1973/).Указанные явления "скрытого" фольклоризма по отношению к народной афористической традиции иллюстрируются примерами из произведений писателя.

Эстетическая потребность в народных афоризмах определена особенностями рассказов и повестей автора. В повести "Вильыш ЗВрыэ" (Игривая речка Вэрью), в большинстве рассказов повествование ведется от первого лица, от имени героя-рассказчика,простого сельского жителя. Во многих произведениях присутствует образ героя, близкого к народному рассказчпку.ироничному и рассудительному:

например,чудаковатый Ннкодпм Дзизганов в позести "СвВякъяс" (Свояки) ,балагуры Порот Косьта в повести "Вильни ВВрыэ"(Шалая речка Вэрью) и Ефим в повести "Кыасянь кыаВдз" (От зари до зари),мудрая Марпа пВч(старуха Марфа) в рассказе "Ок, и мортлВн олВм" (Эх, и жизнь у человека).Стремление писателя осмыслить жизнь с позиций человека,знающего народную среду изнутри,оправдывает частое обращение к народным изречениям. Излюбленный прием, с помощью которого автор добивается раскрытия внутреннего мира своих героев,это диалог,речевая характеристика,детальный портрет,в создании которых важную роль играют пословицы и поговорки.Включение афоризмов в авторскую речь,речь персонажей мотивировано развитием темы,образа, сюжета.При этом, сливаясь с литературным контекстом,ассимилируясь в конкретной речевой ситуации,пословицы и поговорки становятся трудно обнаруживаемыми.превращаясь в замечательный иллюстративный материал к высказываниям автора и героев.

Обобщая фольклоризм писателя в отношениикафорпстическому жанру коми фольклора,следует отметить,что в прозе В.Еезносшсова связь с названной устно-поэтической традицией прослеживается на генетическом,контактном уровнях (прямое цитирование,использование традиционных образов афоризмов,форм изобразительности).типологическом уровне (азторские высказывания в духе народных афоризмов;юмористический и иронический тон повествования,образность языка,выражение общей мысли в лаконичной форме,через частное явление).

В заключении диссертации излагаются выводы по результатам исследования : отмечается традиционность и закономерность обращения к традициям национального фольклора современных прозаиков,обобщается их роль и значение в индивидуальном художественном творчестве.

Фольклор продолжает свое воздействие на современных коми писателей. Новый исторический опыт предопределил нравственно-философские искания в устном народном творчестве. Фольклоризм прозаиков второй половины XX века обусловлен стремлением познать причины духовного кризиса коми человека,осмыслить его роль в сохранении основ национального бытия (природы,дома,семьи,народа,подлинной нравственности) и значение, восприятия созидательного опыта прошлого на путях поиска гармонии в отношениях с миром. Современное художественное мышление и индивидуальное мироощущение определили эстетические приоритеты и качественно новый уровень в усвоении традиций фольк-

л ора.

Став творческими ориентирами и трансформировавшись в основу авторского стиля,компоненты формы.приема изображения,речевой стиль народного эпоса;лирики,афоризмов способствовали рождению новых стилевых особенностей в национальной литературе,представленных прозой Г.А.Юшкова,И.Г.Торопова,В.И~.Безносикова.В их произведениях связь с народно-поэтическими традициями осуществляется по принципу прямого цитирования (предания,песни,пословицы,поговорки), отражения фольклорного образа,сюжета посредством аллюзии,реминисценции,употребления жанровых форм (эпических,песенных,афористических) , преобразования,аналогии фольклорным образам,мотивам,элементам поэтики,стиля,что обнаруживает генетический,контактный,типологический уровень отношений с фольклором,разностороннее,творческое,глубинное восприятие наследия устной поэзии.

Фольклорные традиции,являющиеся преобладающими, в творчестве рассмотренных прозаиков,используются в жапрообразующей,сюжетной, эноционально-выразительной,идейно-эстетической,национальной функциях. Таким образом,содержание современного литературно-фольклорного взаимодействия отличается многообразием, совмещая в себе народный мировоззренческий и художественный опыт.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Коми фольклорно-эпическая традиция в прозе Г.Юшкова// 1У Симпозиум по пермской филологии:Тезисы докладов.-Сыктывкар,1992.-0,2 п.л.

•^.Инонациональная культурная традиция в литературе //Межвузовская научная конференция "Актуальные вопросы русской филологии и методики ее преподавания": Тезисы докладов.-Сыктывкар.1993.-0,1 п.л.

3.Фольклорные традиции в детских произведениях Г.Юшкова // Межвузовская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей в современной начальной школе и дошкольных учреждениях";Тезисы докладов.-Сыктывкар.1994.-0,2 п.л.

4. Сквозные образы и мотивы в прозе Г.Юшкова в свете фольклорной традиции // Слово .образ, текст: Межвуз .сб. науч. тр., Зцп. 3. -С ыктыв-т;ар,1995. С.33-50. 0,8 п.л. /В печати/.

5. Фольклорная традиция и внеклассное чтение в коми национальной школе //'анальная школа: проблемы воспг.танля и обучения:".'ежБуз.' сб. науч. тр.- Сыктывкар, 1995. С.21-41. 0,9 п.л. /3 печати/.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени канпилата филологических няук "Фольклорные традиции в современной коми прозе

Состявитгпь Ведерникова О.В.

Поппиорно в прчрть 4£-0£.<35"

Формгт 60x84/16 Печать офсетнря. Угл.печ.л. I 2. Тиг)?ж, 100 экэ Заказ 42.0 С 12

Коми орп^нр "Знак Почета" государственный педагогический институт 167007. Сыктывкар, ул.Коммунистическая. 25

Госкомстат Ргогублики Коми