автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.06
диссертация на тему:
Фоносемантика образных слов якутского языка

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Афанасьев, Лазарь Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.06
Автореферат по филологии на тему 'Фоносемантика образных слов якутского языка'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фоносемантика образных слов якутского языка"

. 7 №0« «93

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТСРИИ

На правах рукописи

Афанасьев Лазарь Андреевич

ФОНОСЕМАНТИКА ОБРАЗНЫХ СЛОВ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

Специальность 10.02.06. - тюркские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата .филологических наук

Якутск - 1993

Работа выполнена в отделе языкознания Якутского института языка, литературы и истории СО РАН

Научный руководитель - доктор филологических наук

Н.Е.Петров

Официальные оппоненты - доктор филологических наук

Б.И.Татаринцев

кандидат филологических наук, доцент Л.Л.Габышева

Ведущая организация - кафедра якутской филологии.

Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова

Защита состоится ¿¿¿&М&. 1993 г. в /О часов на

заседании специализированного совета К 0CS.69.O2 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.06 - тюркские языки при Якутском институте языка, литературы и истории СО РАН /677891, г.Якутск, пр.Ленина,39, ЯШИ/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЯНЦ СО РАН

Автореферат разослан 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук ^¡¿^с^Н.ЕЕфремов.

Актуальность темы заключается в том, что впервые на материале якутского языка в более системном виде раскрывается фоносемантика образных слов. Исследование образных слов якутского языка охватывает такие важные проблемы языкознания, как происхождение языка, процесс преобразования незнаковых слов в знаковые, этимология, морфология.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - раскрытие фоносемантической сущности образных слов якутского языка. В связи с этой целью поставлен рдд задач:

I) сбор необходимого лексического состава образных слов якутского языка;

'¿) обоснование вццеления основы как носителя образности;

3) определение содержания отдельных фонем, составляющих основы образных слов;

4) изучение влияния фоносемантики образных слов на их звуковое построение;

Методика исследования. На каждом этапе работы применяется соответствующий метод:

I. Дня сбора словарного материала был необходим метод выборки.

'¿. При определении (толковании) образных слои применяется метод декодирования /вербализации/ значений образных слов средствами знаковых единиц.

3. Выделение значений отдельных фонем из семантики основы образных слов осуществляется семантико-сопоставительным методом.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые на примере якутского языка раскрыта фоносемантическая сущность образных слов. Тем самым преодолен господствующий долгое время подход к образным словам, сущность которого основывается на непризнании подражательного характера образных слов. Данный подход к образным словам дает новые возможности для углубленного понимания данного явления языка.

Практическое значение. Полученные результаты исследования будут иметь широкое практическое применение. Метод декодирования образных слов применяется в данное время в лексикографических работах. ЯзыкоЕеды давно заметили, что проис-

ходят существенные изменения в функционировании образных слов в якутском языке. Результаты нашего исследования по звуковому построению образных слов показывают, что возможна сознательная активизация функционирования образной лексики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на двух республиканских /Якутск, апрель,19Ь5; Якутск, ноябрь, 1987/ конференциях, а также, изложены в трех статьях.

Обьем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, что составляет .... страниц.

В первой главе "Из истории изучения проблемы фоносеман-тики в языкознании" - указывается, что в связи с общей проблемой происхождения языка интерес к фоносемантике проявили еще древнегреческие философы Платон и Демокрит. Их усилиями, также языковедов последующих веков установлено, что общение людей на основе жестов и мимики, сопровождаемое звукоиспус-каниями, постепенно переходило на общение с помощью звуковых комплексов. В возникновении членораздельной речи огромную роль сыграли тач-ие категории слов, как междометия, звукоподражательные и образные слова. Они же и оказались основой для возникновения направления по звукосимволизму, которое получило глубокую разработку, в том числе экспериментальное изучение в нашем ве«-е. В советском языкознании звукосимволизм получил признание только в последние десятилетия, создаются целые школы /С.В.Воронин1, А.П.Журавлев^ и др./. В данной главе основное внимание обращено на изучение образных слов в тюркологии и якутском языкознании.

Образные слова называются разными терминами: образно-подражательные слова /тюрксие и монгольские языковеды/, фо-нокинематическое слова /Лонг Оеам/; кинемато-изобразительные слова /Ц.Б.Цыдендамбаев/; незвукоподражательные "звуковые жесты" /Е.Д.Поливанов/; образные слова, связанные со зритёльны-

^ Воронин C.B. Основы фоносемантики. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. - '¿40 с.

^ Журавлев А.П. Фонетическое значение. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. - 160 с.

ми образами /В.З.Панфилов/; ооразные слова, передающие внешний вид /Н. Б. Киле/; мимемы, образующиеся посредством подражания явлениям незвукового порядка, имеющим место в-человеческом организме /Н.И.Ашмарйн/; имитативы, образующиеся посредством озвучивания первоначально беззвучных "подражательных жестов рта и носа" /Г.Е.Корнилов/; симпатические звуко-изобразительные слова /А.М.Щербак/, видеомимемы /Э.Р.Тени-шев/ и т.пр.

Почти все языковеды, за исключением некоторых, подчеркивают подражательное происхождение образных.слов. Некоторые из них /А.Н.Кононов, Л.Н.Харитонов, Н.А.Баскаков, Ц.Б.Цыден-дамбаев, Л.Ш.Шагдаров/ признают различное происхождение образных слов и тем самым - вторичность их происхождения. Они, отрицая "отприродную" мотивированность образных слов, признают некоторую их подражательность, связывая это явление с чередованием звуков, которое служит способом словообразования. Почти все исследователи /Н.И.Ашмарин, Е.Д.Поливанов, В.А.Чернышев, Б.Я.Владимирпов, А.Т.Кайдаров, Т.А.Бертагаев, Н.К.Дмитриев, 1.Н.Харитонов, Л.Ш.Шагдаров, А.М.Щербак, Е.З. Кажибеков, Б.Ш.Кетамбаева, Ц.Б.Цыдендамбаев, А.И.Исхаков, А.Н.Шуринекий, Р.Кунгуров и т.д./ подчеркивают, что гласные, чередуясь, дифференцируют значение образных слов. При этом некоторые указывают на наличие определенных закономерностей. Наблюдается попытка определения семантики отдельных гласных /Н.И.Ашмарин, Л.Н.Харитонов, Б.Ш.Кетамбаева/. По отношению к согласным звукам имеются отдельные высказывания о роли звонких и глухих согласных. Однако очень важное замечание Н.К.Дмитриева о том, что "в основе комплекса /мимем/ в целом лежит обычно согласный звук, который по ономатопоэтической теории в артикуляторном отношении считается близким к какой-либо стороне природы явления, обозначаемого этим звуком"^", осталось не разработанным.

В данной главе изучение образных слов якутского языка

1 Дмитриев Н.К. Строй тюркских языков. - М.: Изд-во восточной литературы, 1962. - С.63.

рассматривается под углом зрения того, как решается вопрос образной семантики в якутском языкознании. Впервые в литературе об изобразительных словах якутского языка говорил С.В.Ястремский. Он эти слова назвал "образными речениями"*. Под этим термином он понимает и образные, и звукоподражательные слова. Более глубокий анализ образных слов наблюдаем в работе А. Е. Кулакове ко го, где этот класс называет "картинными словами"^.

Подлинно научное исследование образных слов якутского языка было произведено Л.Н.Харитоновым. Здесь нас интересует вопрос о Том, как решается проблема фоносемантики в его работах. Автор пишет: "Действительно, звуковым явлениям окружающего мира можно подражать /т.е. создавать подобие, воспроизводить/ с помощью звуков речи. Но посредством слов невозможно подражать движению, физическим свойствам и внешне-

о

му виду предметов. Л.Н.Харитонов очень близко подошел к пониманию фоносемантики образных слов. Он считает, что основное содержание образных слов заключается в корнях. Автор различает три вида корней: звукоподражательные корни, корни, связанные со знаменательными словами и эвуко-мимические корни. Первые два типа корней, по его мнению, переходят в образные слова в результате "замещения одних представлений другими по их связи . А о звукомимических корнях говорится, что их значение "связывается мимикой липа, обусловленной произношением различных звуков и звуковых комплексов^. Таким образом, он образные слова фактически делит на две группы: условные образные слова и звукомимические. По этой причине он различает два вида чередования звуков. В условных образных

1 Ястремский C.B. Грамматика якутского языка. - Иркутск: Издание книжного магазина П.И.Макушина в Иркутске, 1900. -0.36-3'Л

^ Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск, 1979.- С.ЗЬэ.

3 Харитонов Л.Н. Типы глагольной основы в якутском языке. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - С.¿03.

4 Харитонов Л.Н. Ук.соч., с.¿03.

5 Харитонов Л.Н. Ук. соч.,С.^0.

словах чередование звуков служит способом смыслоразличе-ния, при этом указывается следующая закономерность "... передние гласные, противопоставленные задним гласным, нередко соедаржат уменьшительный оттенок значения"*. А в звуко-мимических словах выразительную функцию чередующихся гласных автор видит "в особенностях их артикуляции"^. Таким образом, проф. Харитонов Л.Н. заложил основы для специального исследования образных слов с точки зрения звукосимволизма.

Вторая глава работы посвящена фоносемантическому анализу образных слов и составляет основную часть диссертации. Здесь, в первую очередь указывается на источники, из которых автором выявлен достаточно полный состав образных слов в якутском языке. Словарь Э.К.Пекарского содержит приблизительно 4600 образных слов, образованных из 1340 основ, что составляет десятую часть всего этого огромного труда^. В словарь Т.Е.Сосина4 включены около 740 образных слов, однако их основная масса повторяет материалы Э.К.Пекарского. Нами выявлено 150 основ, незафиксированных Э.К.Пекарским. Перечень образных слов Л.Н.Харитонова составлен на основе материалов предыдущих авторов и новых слов, введенными им самим. Образные слова в "Диалектологическом словаре якутского языка"^ зафиксированы в именной форме, как названия различных реалий. Всего имеется около 500 слов, из которых выявлены некоторые основы образных слов, которых в письменной речи не удалось найти. Академическая картотека якутского языка, содержащая свыше двух млн. карточек-цитат, является богатейшим собранием образных слов. В этом материале нам удалось обнаружить более 1000 основ, невключенных в словари. Кроме того достаточно много слов взято автором прямо из разговор-

1 Харитонов Л.Н. Ук. соч. С.258.

^ Харитонов Л.Н. Ук. соч. С.258.

® Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - Т.1-2-3.1950.

4 Сосин Т.Е. Словарь образных слов, парных слов якутского языка.//Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.4, ед.хр.Н1.

^ Диалектологический словарь якутского языка. - М.,Наука, 1976.

ной речи,так как образные слова в разговорной речи представлены значительно шире. На основе материалов указанных слов составлен словарь, содержащий 3150 основ, который в данную работу включен как приложение.

Принципы определения. Образные слова не являются знаковыми словами. Они воспроизводят представление, ощущение в виде формы. В этом заключается трудность их определения на уровне звуковых слов.

Впервые в практике лексикографии Э.К.Пекарский разработал принцип определения образных слов. Определение образных слов состоит из двух частей: признаковая и референтная. . В признаковой части используются слова типа согнутый, широкий, вздутый и т.п. В референтной - определяется, к какой части тела относится данное образное слово.

А.Е.Кулаковский указывает, что для определения какого-л. образного слова необходимо сравнение его значения со значениями нескольких семантически близких друг с другом слов*.

Л.Н.Харитонов впервые на теоретическом уровне раскрыл в признаковой части определения наличие двух составляющих: характер формы и размер формы^.

Та^им образом, схема декодировки образных слов на уровне знаковых единиц состоит из следующих элементов:

Признаковая часть определения ! Референтная часть

_!_определения_

размер формы ! характер формы ( указывается референт

Например, слово балла^й определяется таким образом: большой, толстый /о губах /. Слово большой определяет размер, слово толстый выделяет признак данной формы, а пометой о губах указывается, к какой части тела относится данное образное слово. Эта схема определения образных слов в полном обьеме действует в первичных состояниях образных слов. Современные образные слова якутского языка употребляются в различных состояниях.

1 Кулаковский А.Е. Ук. соч. С.385. г Харитонов Л.Н. Ук. соч. С.<¿23.

Структура образных слов. В основах образных слов исследователи различают корень и аффиксную часть. Корни образных слов имеют следующие звуковые структуры: ГС - ар-, ис-, он^ СГС - бар-, бал-, лах-

Основа образных слов в плане семантики есть та часть слова, в которой содержится образное значение.; а в плане морфологии - это та часть слова, к которой присоединяются грамматические аффиксы. Л.Н.Харитонов в своих трудах указывает, что "... основы образных глаголов, как правило, бывают двусложными, и подчеркивает, что "общей и постоянной приметой формы основы образных слов глаголов является конечный -й"^. Исключаем показатель глагольности _^из этой звуковой структуры, тогда остается двусложное образование с открытым последним слогом. Например, ^олой/о ло-/, дайдай/дагда-/, сарай/ с ара-/.

Основа состоит из двух образований: корневого и аффиксального элементов. Корневой элемент состоит из двух или трех звуков: начальный корневой согласный /который может отсутствовать/ гласный, конечный корневой согласный- Аффиксальный элемент состоит из одного или двух звуков: модификат-согласный /который может отсутствовать/ и модификат - гласный.

Модель и варианты. Состав согласных /согласного/, содержащихся в основе образных слов и носящих основное значение, . называется моделью. Модель в речи актуализируется посредством огласовки. В зависимости от того, какие гласные вошли в состав модели, образ, заключенный в модели, получает соответствующее пространственное содержание. Слова, обрадованные путем огласовки модели называются вариантами. Слова баллай, боллой, бэллэй, беллей являются вариантами модели б-лл-к.

Гласные идеофонемы.

Идеофонема а. Сопоставительный анализ вариантов одной

1 Харитонов Л.Н. Уч. соч., с.231.

Все примеры образных слов извлечены из "Модельного словаря основ образных слов якутского языка", которые в данной работе содержатся в качестве приложения.

модели показывает, что вариант а-а- изображает предельно большой обьем, размер данной формы. Балла-й - I/ быть большим, толстым /о губах/; болло-й - 1/ быть надутым /о губах/. В сужающихся основах данное свойство звука а сохраняется: Например, в слове бады-й корневой а указывает, что заключенная в содели_б^£ форма развертывается в предельном обьеме, но мо-дификат^ее уменьшает. Звук а^отражает плотность тела, подчеркивая твердое его состояние. Балла- /большой, толстый/ по сравнению с бэллэ- /раздавшийся, мягкий/. В некоторых.моделях ' он также несет дополнитльное значение увесистости: бадьа-/тяжелая, неуклюжая форма/ по сравнению с бэдьэ- /легкая фигура/. В свето-цветовых моделях звук выражает интенсивность ивета: балаа£/быть темно мутным/, cajjjaag/сиять/.

Идеофонема о. При огласовке на о^сн пространственное содержание сводится v округлой, ограниченной форме: болло-/надутый - о губах/, тоото-/небольшой, круглый/. Это пространственное содержание зависит от пространственной направленности моделей. Оно может относиться к фигуре, к какой-л. части тела или к полости чего-л.: боко^й /горбиться/, лоппо^й/выступать бугром/. В моделях, где проявляется плотность, звук о подчеркивает твердое состояние: щрдо-/твердый/. По сравнению с идеофонемой э_можно прийти к заключению, что звук^ несет значение увесистости: сощо-/тяжеловатая фигура/, сзг^ дэ-/легкая фигура/. В свето-цветовых моделях он обозначает мутный, серый, тусклый свет: билоо]Убыть мутным/.

Ццеофонема е. При огласовке модели на ечэ^образ, заключенный в модели, приобретает ограниченный пространственный охват и выпученную форму: беллв--/кругло вспученный/, бегуде^ /сильно горбатый/. Звук уносит дополнительный оттенок мягт кости: мелбе-/мягкий, пухлый/. Иногда этот оттенок служит для выражения слабости, маленького размера: ^ьее^ье^-/маленький, слабый/. Передаваемое звуком ¿^значение мягкости, вялости указывает, что он "увесистый". В свето-цветовых моделях звук ¿^символизирует большую степень мутности: белеер_ /быть густо мутным/.

Цдеофонема э. Звук ^образу, заключенному в модели, дает широкий плоский вид: мэлэ_-/широкое лицо/, бэлл&У сильно

раздавшийся/. Со звуком э^связано дополнительное значение мягкости, легкости: сзщэ- /легкая фигура/. Звуку ^свойственно значение мягкости: бэллэ^/сильно расплющенный/. В некоторых моделях он выражает значение хорошей освещенности: сэдцэлэс /ярко освещенный/, иногда при этом предает красноватый оттенок цвета: дьэбэ^ /красноватый/.

Идеофонема ы. Звук ^придает моделям предельно маленькое пространственное содержание: быты-/маленькая фигура/, быкы- /маленькое лило/. Ему не свойственно значение мягкости. Увесистость тоже не выделяется. В свето-цветовых моделях звук ы выражает блеск: кылба-/блестящий/, кылы-/сверкающий/, иногда придает красный оттенок: кыдаБыр /быть красноватым/.

Идеофонема у . Звук__у^ форму удлиняет, вытягивает: дулу/удлиненная фигура/. В моделях, носящих идею согнутости, при огласовке на стремление к удлинению ограничивается в

рамках согнутого положения: бук^/согнутый, свернувшийся/. По сравнению с едеофонемой ^звук у лишен качества мягкости и легкости. В с вето-цветовых моделях он обозначает серый, мутный цвет: буду-/серый, мутный/.

Идеофонема у. Звук у, образу, заключенному в модели, предает удлиненную, крупную форму, при этом подчеркивает неясную очерченность, тенеподобность данной формы: куду-/о силуэте кого-л./, б^ку-/не ясный, тенеподобный вид/. Значение плотности выражено очень слабо. Ощущается мягкость, расплывчатость формы, а масса воспринимается тяжеловатой: дугду-/тяжеловатый, огромный силуэт кого-л./. Этому звуку свойственен мутный, серый цвет: бу^-/сумрачный, мутный/.

Идеофонема и. Звук д^форму делает незаметным, скрытым, мясистым: билги-/низкий, мясистый/, сиди^/полный, невысокий, крепкосбитый/. Звук д^имеет значение мягкости и увесистости: биски-/тяжеловатый, мягкий/, сш№-/ у вес истый, мягкий/. В све-то-иветовых моделях звук и выражаег блеск с металлическим оттенком: килэ^/блестящий/.

Удлинение гласных. Все якутские гласные имеют свои долгие варианты: а^аа, о-оо,. а-ээ, в-99, ы-ыы, у-у.у, у-уу, и-ии. Долгие гласные в основах ооразных слов встречаются достаточно часто. И их наличие всегда вызывает изменение содержания

- И -

слова. В основном можно выделить два ввда семантической нагрузки, связанных с удлинением гласных: У усиливается проявляемое состояние: {ьагщьа^/признак кривости ног усиливается^ или подчеркивается постоянно проявляемое состояние: ордьоо-/крупные, выдвинутые вперед - о зубах/, '¿/ подчеркивается двигательная характеристика формы, именно замедление, неуклюжесть : ^боото^- /невысокий, круглый, медлительный/.

Дифтонги: Дифтонги /ыа, уо, уе, из/ состоят из двух гласных, при переходе из одного гласного на другое наблюдается эффект скольжения, т.е. кратковременно проявляется признак третьего гласного. Дифтонги якутскрго языка имеют расширяющийся характер. Сперва произносится узкое гласное, за ним следует широкое. При слитном произношении пространственное значение гласных сливается. В результате форма, выраженная дифтонгом, приобретает изменяющееся пространственное развертывание: оно сводится к тому, что форма станосится мягкой, мешковатой, переливающейся: .пыада^/большой, брюхатый/, ыача-/широкий, раздавшийся/. Кроме того, дифтонги характеризуют и двигательную способность формы, придавая ей медленность, плавность или покачивание.

Согласные цдеофонемы.

Цдеофонема б. В образных словах якутского языка имеются модели, состоящие только из одного согласного. Именно в них в "снятом" виде проявляется функция отдельных согласных. Модель -б-/абай, ыбай, обой/ несет значение обьемного вида* /конкретно: губообразность/. В неусеченных основах конечный корневой б /с-аба-й, х-аба-й/ сохраняет свое значение. Таким образом, звук^носит значение выпукловсти, обьемности, большого размера.

Идеофонема г. Модель -г- /угу-й, иги-й, ыгы-й/ изображает суженный, согнутый вид. Этот звуковой комплекс при прибавлении начального согласного /т-эгэ-рий, б-эгэ-й/ приобретает новое содержание: которое сводится к круглому виду.Звук г в роли модификата /б-ыйгы-й, д-ылгы-й/ несет обьемное значение. Все эти примеры показывают, что звук -г^ изображает

* Термин "вид" обозначает, в основном, форму фигуры человека или форму какой-либо части тела.

изогнутый, суженный или круглый вид.

Иаеофонема б. Модель -ъ^ -■ /аьы-й, ьеа-й/ изоб-

ражает плавно согнутый или мешковатый вид. Это качество звука ^сохраняется и при присутствии начальных согласных /б-ал-ьа-й, д-аЛБа-й/. Звук Б^используется в качестве модификата /б-ал-Ба-й, д-ал5а-й/, при этом он несет обьемное, мешковатое содержание. Таким образом, идеофонема^имеет устойчивое образное содержание, отражающее плавно изогнутый, мешковатый вид.

Идеофонема д. Модель -д- /ада-й, одо^й/ изображает вертикально стоящий вид, при этом акцентируется верхняя часть этой формы. Начальный д /д-алла-й, д-ара-й/ указывает, что изображение, построенное данным комплексом идеофонем, относится к вертикально стоящему виду.

Цдеофонема дь. Модель -дь- /адьа-й, дьалла-й/ образует подкосившийся, кривой вид. Начальный дь /дь-адьа-й, дь-алла-й/ в семантике звукового комплекса придает значение кривости, мягкости, иногда углубления или торчания. Модификат дь^б^ал-дьа-й, с-агдьа-й/ несет значение кривости, подкошенности.

Цдеофонема й. Модель -й- /айа-кнаа, эйэ-ннээ/ отображает плавно качающийся, мягкий вид. Этот звук в анлауте не употребляется. Конечный корневой й_/х-айба-_й, д-айда-й, б-ый-гы-й/ вносит в звукокомплекс значение качания, мягкости.

Идеофонема к. К модели -к- /акы-й? око-й/ присуще идея согнутости. Начальный к/к-ьгбьг-й, к-ебе-й/ придает форме согнутое положение, иногда вспученный, вспухший вид. В роли модификата он /б-ыйкы-й, бэлке-й/, в зависимости от того, с какими согласными сочетается, принимает то согнутое положение, то вспученный вид. Конечный корневой к /б-ыкча-й, б-ексе-й/ придает форме сжатое, согнутое положение.

Цдеофонема л. Модель -л- /ала-й, оло-й/ воспроизводит слегка выпуклый, гладкий вид. Начальный ¿/л^айа^э^ л-оппо-й/ направляет под свою семантику, заключенный в основе образ, придавая ему низкий, раздавшийся вид.

Идеофонема м. Модель -м- /ама-й, омо-й/, изображает выпуклый вид или углубление. Начальный м /м-оло-й/, оформляя под свою семантику модели, придает форме гладкое, небольшое, обьемное проявление. Звук м такое же содержание сохраняет и

в роли конечного корневого согласного /х^омньо-й, х-ампа-йЛ

Идеофонема н. Звук н^в интервокальном положении в основах образных слов /ана-й, оно-й/ изображает среднюю часть тела, акцентируя его переднюю часть: живот и отчасти грудь. Начальный_н /н-ана-_й, н-ахча-й/ придает форме низкий в^д. Конечный корневой н /х-анта-й, с-анта-й/ дополняет изображаемую форму обьемно-пространственным содержанием или утолщением .

Идеофонема н. Модель -н- /оно-й, энэ-й/ изображает полый, дырообразный вид. В неусеченных основах /х-ана-й, х-око-рой/ семантика звука ^реализуется в "противоположном" направлении, воспроизводя выпуклый вид. Конечный корневой /к-окко-й, х-анса-й/ во многих случаях указывает, что данная форма полая.

Идеофонема нь. Звук нь^в интервокальном положении употребляется в удвоенном /долгом/ виде /^н^^^шньо^й/ и образует мягкий, кривой, податливый вид. Начальный нь/нь-аба-й, нь-ыкы-й/ придает форме низкий вид или мягкое состояние. Модификат^ /х-амньа-й, с-амньа-й/ дополняет форму мягким, расплывшимся свойством.

^Идеофонема п. Звуков интервокальном положении употребляется в долгом виде /аппа-й, оппо-й/ и образует плоскую губообразную форму. А при наличии начального согласного /б-алпа-й, с-аппа-й/ он придает форме плоско-выпуклый, утолщенный вид.

Идеофонема р. Модель -р- /ыра-й, оро-й/ образует торчащий вверх вид. Зву^эту семантик-у сохраняет и при наличии анлаутных согласных /б-оро-й, д-оро-й/ и, когда он выступает в конечного корневого согласного /арба^й_^

Идеофонема с. Звук с^в интервокальном положении не употребляется. Начальный с /с-аба-й, с-алла-й/, оформляя семантику модели под свою,-образует распростертый по форме вид. В роли конечного согласного /б-аспа-й, нь-аспа-й/ он несет идею вспученности, пухлости.

Идеофонема И. Звук ^употребляется лишь в интервокальном положении /уоЬа-й, ооИо-й/ и изображает мешковатый вид. Такое же содержание он сохраняет и наличии начальных соглас-

ных /м-ааЬа-й, л-оЬо-й/.

Идеофонема т. Модель -т- /оото-й, ете-й/ изображает вертикально стоящий, невысокий вид, иногда воспроизводит переднюю часть тела: грудь. Начальный т - /тзаата^т^ортог^» оформляя форму под свою семантику, делает размер формы небольшим. В роли модификата /б-олто-й, с-орто-й/ несет идею утолщения.

Идеофонема х. Звук _х__в интервокальном положении /б-аха-й, нь-охо-й, т-аха-й/ изображает шароподобный вид. Начальный х /х-аппа-й, х-анта-й/ придает форме признак кривизны и гладкости. Звуков роли модификата /б^сха^й^^нхаг^ подчеркивает шароподооность, объемность формы.

Идеофонема ч. Модель -ч- /очо-й, эчо-й/ образует остро торчащий вид. Такое же содержание сохраняется и при наличии анлаутных согласных /л-очо-й. б-очо-й, ч-очо_-й/.

Глава третья посвящена структуре образных слов. Все звуки, которые входят в состав основы образных слов, имеют свои определенные значения, т.е. они выступают в качестве идеофо-нем. В якутском языке анлаутными согласными выступают 12 согласных: б, д, дь, к, л, м, н, нь, с,т, х, ч. Все они употребляются в той же роли в образных словах. В двусложных основах на стыке слогов употребляется одно согласное /корневое/ или двое согласных /корневое согласное и модификат/. Например, в словах тара-й, далла-й, дагда-й средними согласными /согласным/ будут -р-, -лл-, Каждый отдельный соглас-

ный или сочетание согласных на стыке первого и второго слогов называется типом средних согласных или согласного. В якутском языке актуализируется 109 типов средних согласных или согласного-''. По нашим материалам в образных словах активно используются 85 типов: лаба-й/-б/, дабда-й/-бд-~/ и т.пр.

В зависимости от того, какие согласные выступают в качестве анлаутных согласных, изменяется и число сочетающегося с ними типов средних согласных или согласного:

1 Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. Консонантизм. - Якутск, 1977. - СЛИВ-142.

Начальные звуки

: Количество типов средних согласных : или согласного, употребляемых с : начальными звуками

гласные

б Д

дь

с

к л

нь

н

м

X

т

ч

68 45

•¿г

38 57

54 36 45 43 35 48 30

В сумме актуализируется 544 сочетания. Иначе говоря образуется 544 модели. Всего в якутском языке в двусложных образованиях с конечным открытым слогом используется около 700 конструкций из сочетаний анлаутных согласных с типами средних согласных или согласного. Таким образом, образные слова в пределах структуры своей основы актуализируют все фонетические возможности якутского языка.

Модели путем огласовки образуют варианты. Некоторые модели образуют более двадцати вариантов, редко встречаются модели, образующие только одну основу.

Варианты образуются из сочетания корневых гласных и гласных модификатов. В якутском языке каждая модель посредством огласовки может образовать до 100 вариантов /сумма пар а^ и ы, о и у, е^ и э_и и/, из них 71 употребляется теми или иными моделями. В нашем материале имеются 544 модели, которые образуют 3150 основ. Значит,'каждая модель в среднем образует 5,8 варианта.

Активный и пассивный словари образных слов.

Наш анализ показывает, что '¿'I образных идеофонем по определенной звуковой схеме образуют огромное количество образ-

них основ. Такая системная структура оОразных слов облегчает овладение ими. Достаточно овладеть каким-то количеством образных слов, чтобы неосознанно чувствовать их фоносеманти-ку и принципы построения. Вот поэтому говорящие, чтобы передать тсакое-то впечатление, актуализируя заложенные в структуре возможности^понтанно могут образовать те образные слов, которые они сами никогда не произносили и не слышали. Именно этим и обьясняется феномен индивидуального словотворчества в образных словах.

Таким образом, можно отметить, что в системе образных слов имеются два вида словаря: активный словарь и пассивный словарь.

Активный словарь - это конкретно усвоенные слова, зафиксированные в письменной речи. А пассивный словарь - это заложенная в структуре образных слов возможность.

В заключении даются основные выводы.

1. В якутском языке имеются десятки тысяч образных слов. Это значит, что образные слова в якутском языке занимают важное место.

2. В образных словах выделяется основа, которая состоит из двух частей: корневого и суффиксального элементов. Образные слова, как система, проявляют себя только на уровне двух слогов.

3. Звуки, составляющие основы, содержат определенное значение, т.е. отражают отдельный элемент образности. Поэтому эти звуки не являются знаковыми звуками, а представляют собой идеофонемы. Свое образное содержание они проявляют в составе основы.

4. Образные слова в рамках двусложной структуры с конечным открытым слогом теоретически способны актуализировать почти все варианты построения слов в якутском языке. Таким образом, они представляют собой как бы особый параллельный язык, сосуществующий наряду со знаковыми словами.

Основные положения и результаты диссертации отражены в следующих статьях:

I. Афанасьев Л.А. ДьуЬуннуур тыллары уерэтии //Хотугу сулус. - № 7. - Якутск, 19Ь8. - с.92-93.

2. Афанасьев Л.А. Идеофонная структура образных слов якутского языка //Якутский язык: лексикология и морфология. - Якутск, 19Ь9. - с.124-128.

3. Афанасьев Л.А. Переход образных слов в знаковые слова //Якутский язык: семантика, фразеология. - Якутск, 1991. -с.115-122.

'I'