автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Формирование населения и современные этнокультурно-бытовые процессы народов провинции Бинь Чи Тхиен Вьетнама

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Нгуен Ван Мань
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Формирование населения и современные этнокультурно-бытовые процессы народов провинции Бинь Чи Тхиен Вьетнама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование населения и современные этнокультурно-бытовые процессы народов провинции Бинь Чи Тхиен Вьетнама"

АКАДЕМИЯ НАУК СОЮЗА ССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

На правах рукописи

НГУЕН ВАН МАНЬ

ФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ГО ДО В ПРОВИНЦИИ БИНЬ ЧИ ТХИЕН ВЬЕТНАМА

07. 00.07 - этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1991

Работа выполнена на кафедре этнографии и археологии Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Е.П.БУСЫГИН

Официальные оппоненты -

Ведущее учреждение -

доктор исторических наук И.Г.НЭСИКОВ

кандидат исторических наук А.Г.ГАВРИЛОВА

Сектор этнографии Института языка, литературы и истории Казанского Научного Центра.

Защита состоится 11_"_1991 г. в_часов на заседании Специализированного Совета К 002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (П7334 Москва, Ленинский проспек д. 32-а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Институт этнологии и антропологии АН СССР.

Автореферат разослан "_н_1991 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат исторических наук

Н.Л.ПУШКАРЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. - РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Вьетнам - полиэтническое государство, имеющее общую площадь 321 тыс.кв.км. На этой территории проживает более 50 народов. Основным населением являются вьеты, составляющие 87 % населения Вьетнама. Вьеты живут в основном в приморской низменности, вытянутой узкой полосой вдоль побережья Южно-Китайского моря с севера на юг. Малые народы Вьетнама, такие как мыонг, тай, нунг, тхай и другие, расселены в предгорьях и горных районах, занимающих значительную часть территории страны. Полиэтнический состав населения Вьетнама, чересполосное расселение многих народов являются следствием сложной истории их формирования. На территории Вьетнама войны,различные передвижения, миграционные процессы продолжались почти без перерыва на протяжении длительного исторического периода. Некоторые районы Вьетнама являются особенно сложными по своему этническому составу и характеру расселения народов.Одним из таких районов является провинция Бинь Чи Тхиен (БЧГ).расположенная в самом центре СРВ. Общая площадь провинции БЧГ составляет более 18 тыс.кв.км..Это примерно 1/18 часть Вьетнама. На территории БЧТ живет 5 крупных народов: вьеты, чыты, таой, кату, ванкиеу^. Эти народы живут в различных природно-геограДмческих условиях и находятся на разных уровнях социа-

данным переписи населения 1985 г. вьеты составляют 96,95 % населения БЧТ: чыты - 0,09 %, ванкиеу - 1,6 %,таой -- 1,0 %, кату - 0,86 '

льно-экономического и культурного развития, что объясняется сложной историей их формирования и последующими процессами этнического развития. Изучение истории формирования и протекающих у этих народов в настоящее время этнических и культурно-бытовых процессов имеет большое теоретическое и практи -ческое значение. Это дает возможность проследить пути формирования народов, выявить культурно-бытовые взаимовлияния,пути складывания культурно-бытовых особенностей, присущих каждому народу, а также проследить изменения в их культурно-бытовом облике, интенсивно протекающие в настоящее время. Рассмотрение этих вопросов имеет большое значение для провеце -ния научно-обоснованной национальной политики, устранения различных негативных явлений в области национальных отноше -ний, даст возможность получить более четкие представления об основных закономерностях культурно-бытового развития этих народов, создаст базу для прогнозирования этнических и культурно-бытовых процессов. Выводы и обобщения могут быть использованы государственными и общественными организациями в прак -тической деятельности по улучшению взаимоотношений народов. Для живущих в БЧТ народов и во Вьетнаме в целом данная цроб-лема тесно соприкасается с задачами экономического, социального и культурного развития.

Степень разработанности проблемы.

История изучения народов БЧТ насчитывает более столетия. Впервые'на народы БЧТ было обращено внимание еще в конце XIX в. в период господства во Вьетнаме французов. Французские авторы (М.Л.Кадьер, Т.Оффе, Ж.Оливье и др.), описывая народы, живущие на территории Вьетнама и, в частности, в БЧТ, давали характеристику их быта, обычаев, хозяйственной деятельности. В последнее время данная проблема получила более глубокое освещение как у вьетнамских авторов, так и у зарубежных. Здесь прежде всего необходимо отметить работы советских ученых: П.И.Борисковского, А.И.Мухлинова, Н.Н.Чебоксарова, М.Г.Левина*. Советские исследователи внесли большой вклад в изучение вопросов, связанных с историей древних этносов Вьетнама,изу-

^Работы этих авторов см. в библиографии диссертации.

- 4 -

чение их культур, языков и антропологии. Тем не менее специально о народах, живущих в БЧТ, написано крайне мало. Например, в статье А.И.Мухлинова "Вьетнам", опубликованной в коллективной монографии "Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии" приводятся некоторые данные о расселении живущих в БЧТ народов; в книге С.И.Брука "Население мира (1981)" говорится о численности, плотности народов БЧТ.

Более обстоятельно эта территория и живущие здесь народы' рассмотрены в трудах вьетнамских ученых.

Ценным вкладом в историко-этнографическую науку являются работы Ха Ван Тана, Чан Куок Выонга, Фан Ху Ле, Лыонг Нина и др. В крупной работе "Вьетнамская история" (Том 1,П) авторы, ставя вопрос об истории феодальных династий Вьетнама, подходят и к решению некоторых вопросов, связанных с происхЬждением вьетов, живущих во Вьетнаме.

Однако до сих пор миграционные процессы, переселения вьетов с севера на юг и вопрос происховдения вьетов, живущих в БЧТ, по существу не рассмотрены.

Одним из важнейших трудов, посвященных проблеме происхождения чытов, являются статьи Ха Ван Тана, Фам Дык Дыонга, Нгуен Ван Тая. Указанные авторы показали взаимосвязь между чыгами и вьетами на материале археологических раскопок и языковых параллелей. Ими сделаны вывода о сходстве языков и ку -льтур чытов и древних вьетов.

Отметим также, что все эти исследования посвящены прей -мужественно вопросам лингвистики, истории, археологии, а эт -нографические проблемы ими почти не затрагивались.

Что касается народов ванкиеу, таой, кату, то вопросы их 1роисховдения и формирования вообще оказались вне поля зрения «следователей.

Заслуживают внимания также работы, в основу написания соторых положены материалы по изучению расселения народов Вьетнама, в том числе и БЧТ. К ним относятся статьи Нго Дык 'хиня, Фам Куанг Хоана, Кхонг Зиена, Нгок Аня и др., посвя -(енные проблеме современного расселения народов БЧТ.

Несомненный интерес представляют такие работы, в кото ->ых приведены особенности поселений, жилых построек, одежды,

- Ь -

пищи, фольклора, религиозных верований народов Вьетнама и БЧТ Это работа "Народы Вьетнама" научного коллектива Вьетнамского этнографического института. Большой вклац в дело изучения данной проблемы внесла кафедра этнографии университета имени города Хюэ, изучающая народы рассматриваемого региона - БЧТ.

В результате длительных полевых исследований этнографов университета имени города Хюэ, в том числе и автора настоящей диссертащи, была написана книга "Народы БЧТ", где освещен ряд вопросов этнического состава, хозяйственной деятельности, социальной организации и некоторых особенностей материальной, духовной культуры народов, живущих на рассматриваемой территории.

Ценность этих работ несколько снижается в результате того, что, располагая большим фактическим материалом, авторы ,не делают попыток выявить закономерности, направленность этнических цроцессов, а ограничиваются лишь описанием конкретного полевого материала.

Оценивая опубликованные работы по данной проблеме, следует сказать, что несмотря на наличие ряда заслуживающих внимания исследований о народах Вьетнама вообще и о народах БЧТ, в частности, существует еще много нерешенных вопросов. Это прежде всего вопросы происхождения народов чыт, ванкиеу, таой, кату, а также этнических и культурно-бытовых процес -сов, протекающих у этих народов в настоящее время.

Цель и задачи исследования.

История формирования населения и современные эгнокуль-турно-бьгговые процессы - сложный, многогранный и диалекти -ческий процесс, требующий комплексного подхода. В связи с этим диссертант ставит перед собой цель определить происхождение живущих в БЧТ народов, их миграционные пути, характер сложившихся в данном регионе культур и на этой основе выя -вить направленность этнических процессов в настоящее время.

В данной работе автор поставил следующие задачи:

- показать особенности географического положения БЧТ и расселения живущих здесь народов;

- раскрыть историю формирования народов БЧТ;

- рассмотреть современные этнокультурно-бытовые процессы.

Теоретические основы, методология, источниковедческая база исследования. Для написания данной работы были использованы архивные документы, материалы этнографических экспедиций университета имени города Хюэ, в которых принимал участие автор, и литература по данной теме.

Ценными источниками, дающими дополнительные сведения о численности, плотности и современном расселении народов БЧТ, а также о межэтнических отношениях являются статистические материалы переписей населения, проводившихся в 1979, 1965 гг., хранящиеся в фондах статистического комитета провинции БЧГ. Для исследования были привлечены данные о современном расселении народов БЧТ, сведения о современной семье, ее структуре, численности, национальном составе и составе населенных пунктов и др., имеющиеся в фондах уездных комиссий: Канг Чач, Бо Чач, Лэнин, Туен Хоа, Хыонг Диен, Фулок, Хюэ, Чиеу Хай, Хыонг Фу, Донг Хой, Канг Чи, Бен Хай.

В работе использованы литературные источники, которые можно подразделить на две подгруппы. К первой из них относится большая часть из названных выше трудов по первоначальному заселению и .древнейшей этнической истории народов Вьетнама,а также по некоторым другим аспектам, связанным с историей древних народов Вьетнама. Ко второй подгруппе относятся этно -графические работы, содержащие комплексные характеристики языков, культур и быта народов БЧТ.

Это работы Мак Дыонга, Фан Хай Зата, научного коллектива Вьетнамского этнографического института, кафедры этнографии университета имени города Хюэ и др.

В диссертации использованы полевые материалы университета имени города Хюэ. В 1977-1985 гг. во время экспедиций на территории БЧТ, в которых принимал участие автор, были посещены уезды Канг Чач, Бо Чач, Лэнин, Донг Хой, Туен Хоа, Хыонг Хоа, Хюэ, Хыонг Диен, Фулок, Чиеу Хай, Канг Чи.

Сбор материала проводился по заранее составленной программе. В нее были включены вопросы о происховдении населенных пунктов, о характерных чертах традиционной культуры каждого народа, об этническом самосознании и самоназвании, о структуре семей, о результатах контактов вьетов с малочислен- 7 -

ными народами, о взаимовлиянии культур и т.д.

Научная новизны исследования.

В рамках диссертационной работы впервые показаны основные пути формирования народов БЧТ и выявлены современные эт-нокульгурно-быговые процессы, протекающие у живудих в БЧГ вьетов, чытов, таой, кату, ванкиеу.

Апробация работы.

Результаты исследования и основное содержание работы были представлены на научных конференциях Вьетнамского этнографического института: "Народ чыт в БЧГ"(1932 г.), "Современный этнический состав БЧТ"(19ВЗ г.), а также в 1991 году на научной конференции Казанского университета "Формирование населения и современные эгнокультурно-бытовые процессы народов провинции Бинь Чи Тхиен во Вьетнаме".

По теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура работы.

В соответствии с' целью и задачами работы определена ее структура, которая состоит из введения, трех глав и заклю -чения, а также списка использованной литературы и приложения (программы сбора материала по данной проблеме).

• ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во-введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы и основные источники, излагаются цели и задачи исследования, показывается научная новизна диссертационной работы.

В первой главе "Природа и население БЧТ" дана краткая характеристика природно-географических условий провинции БЧТ - рельефа, климата, растительности, показано влияние природной среды на хозяйственную деятельность и расселение живущих в БЧТ народов.

В разделе "Современное население и расселение народов

^Программа сбора материала - в приложении к диссертации.

- 8 -

БЧТ" приведены сведения о численности, плотности и размещении1 живущих в БЧТ народов и дана их этнолингвистическая классификация. По языку все народы, живущие в БЧТ, разделяются на народы, говорящие на вьетско-мыонгских и мон-кхмерских языках.

В разделе "Общая этническая характеристика народов БЧТ" показаны особенности материальной и духовной культуры наро -цов БЧТ и их межэтнические отношения. Приведены примеры разнообразия типов заселений и форм поселений у различных народов, особенности планировки жилых и хозяйственных сооружений, охарактеризованы мужская и женская одежда, пища и домашняя утварь, а также религиозные верования. По характеру хозяйственной деятельности все народы БЧТ разделяются на народы,занимающиеся пашенным земледелием, к числу которых отнесены вьеты; народы, основным занятием которых являются охота, рыболовство и собирательство, к каковым отнесены некоторые группы чытов (рук, арем, млиенг), и народа, которые в основном занимаются мотыжным земледелием. К этой группе отнесены все остальные народы, населяющие данную территорию, в том числе и вьеты, живучие в предгорьях.

В главе рассмотрены межэтнические отношения, существующие у народов БЧТ на протяжении длительной истории. Приведены примеры участия в совместной борьбе против захватчиков, приходивших во Вьетнам в различные исторические периоды,примеры тесных хозяйственных и культурно-бытовых связей, существовавших у народов БЧТ с давних времен. В заключении главы сделаны выводы, во-первых, о неразномерном размещении насе -ления БЧТ по территории, где наряду с густо заселенными районами (плотность 600 чел. на I км^) имеются районы с плотностью населения не более 3 чел. на I км^, во-вторых, о чересполосном расселении народов, что особенно проявляется в районах, где происходили интенсивные миграционные процессы, в-третьих, о большом разнообразии культурно-бытовых особенностей живущих в БЧТ народов, что связано с разнообразием природно-географических условий и сложной историей их фор -мирования.

Во второй главе "Нормирование народов БЧТ (этногенез и этническая история)" на основании анализа имеющихся археоло-

гических материалов прослежена история формирования народов, живущих в БЧТ. Археологические данные стоянок Фулыу, Бадон, Баучо, Коншан, находящихся в БЧТ и стоянок Донгшон, Гомун, Донгдау Северного Вьетнама свидетельствуют, что и те и другие относятся к культуре .древних вьетов, а также имеют общее с культурой Шахунг (предков древних чамов) юга Вьетнама. Это позволяет предполагать, что на территории БЧТ происходило смешение древних вьетов и чамов.

Рассмотрены также археологические стоянки, открытые в пещерах хребта Чыонгшон: Кубай, Ким Банг, Мин Кам и др. Эти стоянки, по определению вьетнамских археологов, отнесены к периоду палеолита (+ 10000 лет) и мезолита (ориентировочно УП - У1 тыс. до н.э.). Археологические находки этих стоянок характерны для древних мон-кхмеров (таой, кату, ванкиеу).Об этом свидетельствуют плечиковые топоры, многочисленные каменные орудия, найденные в пещерах хребта Чыонгшон, что дает возможность предполагать о расселении мон-кхмерских народов на западе территории БЧТ.

В разделе "Формирование вьетского населения в БЧТ" рассмотрены различные языковые и культурные элементы древних вьетов, сохранившиеся на рассматриваемой территории. Это названия населенных пунктов, система родства, обряды, устраивавшиеся при. строительстве жилого дома и цр. У вьетов, живущих на севере Вьетнама, долгое время находившихся под влия -нием кит'айской культуры, эти особенности были в значительной степени потеряны.

Рассмотрены слецы чамских культур в БЧТ, такие как сохранившиеся надгробные надписи, изображение божеств, некоторые хозяйственные приемы и навыки, характерные для древних чамов. Не исключено также, что в прошлом древние чамы вместе с древними вьетами занимали равнины и полосу приморья БЧТ. В 968 г. после восстановления своей независимости вьетское государство Дайвьет расширяет границы на юге за счет земель чамов. Войны с Чампой, в ходе которых вьеты постепенно занимали чамские территории, продолжались вплоть до ХУ в.

Одновременно с этим происходило активное переселение вьетов из густонаселенных пунктов дельты Красной реки в БЧТ.

и на юг современного Вьетнама. Эти переселения осуществлялись и в более поздние периоды во второй половине ХУШ в. после восстания Тэйшон, а также в 1975 г. после объединения Вьетнама.

Все это привело к тому, что к сравнительно небольшой группе вьетов, живших ранее на территории БЧТ, присоединилось значительное число переселенцев из' густонаселенных областей северного Вьетнама.

Раздел "Формирование чытского населения" посвящен вопросам происхождения живущих в ВЧГ чытов. Опираясь на архе -ологические и этнографические материалы, а также на древние письменные источники, рассмотрены некоторые элементы материальной и духовной культуры, являющиеся общими для древних вьетов и чытов (свайные прямоугольные дома с террасами и двускатными каркасными крышами; некоторые особенности одевды, фольклора и др.).

В работе отмечены особенности общественных и семейных отношений чытов. Несмотря на то, что чыты в основном занимаются присваивающим хозяйством, в их семьях имеют место патриархальные отношения, тем не менее у них существует классовое расслоение и частная собственность на землю и жилище, также и в религиозных верованиях чытов отражены их занятия про- . изводящим хозяйством.

Анализируя явления в области материальной и духовной культуры, автор приходит к выводу, что чыты на территории БЧТ являются частью общности протовьетмыонга, которая с давних пор была расселена на равнинах и в приморских областях северо-востока БЧТ и севера Вьетнама. В результате продвижения групп тай-тхай с севера на юг чыты были вытеснены в вы -сокогорные районы северо-западного района БЧТ, вследствие чего они не попали под влияние тай-тхайской и китайской культуры; живя на равнинах и в приморских районах, чыты занимались земледелием, что способствовало утверждению у них специфических общественных и семейных отношений, верований, фольклора. Вытесненные же в высокогорные районы с неблагоприятными для земледелия природными условиями, чыты стали заниматься охотой, рыболовством, собирательством, вести кочевой

- II -

образ жизни, сохранив, при этом многие элементы материальной и духовной культуры, соответствующие прежним социально-экономическим отношениям,

В разделе "Формирование народов, говорящих на мон-кхмер-ских языках в БЧТ" дан анализ различных гипотез о происхождении народов, говорящих на мон-кхмерских языках (Ж.Сёдес, Э.Зейденфаден, С.Л.Арутюнов, И.Г.Носиков и др.), проанализирован многочисленный археологический материал стоянок, раскопанных в пределах хребта Чыонгшон, а также имеющиеся этнографические данные о самоназвании, о разделении на племенные группы, о процессе миграции и о культурной специфике этих народов. Все это дало возможность считать, что Вьетнам и БЧТ в частности являются одним из первоначальных мест чсительства народов, говорящих на мон-кхмерских языках, таким образом, народы ванкиеу, таой, кату, занимающие юго-восточный склон хребта Чыонгшон, являются, по нашему мнению, автохтонными обитателями горных районов на западе БЧТ.

В разделе "Народ ванкиеу" рассмотрена история древних племен ванкиеу, из которых сложился ванкиеуский этнос; проанализированы племенные пережитки и происхождение этнонима "ванкиеу". Опираясь на сходство отдельных элементов культуры и языков племенных групп пахи, чи, хуа, входящих в сос -тав ванкиеуского народа, утверждается, что они положили начало формированию культурной общности, которая и легла в основу формирования древнего ванкиеуского этноса. Прослежена история расселения ванкиеуского народа. Продвижение вьетов из Северного Вьетнама и групп тай-тхай из юго-западного Китая вызвали изменения в первоначальном расселении ванкиеу. Часть ванкиеу ушла в высокогорные области юга БЧТ, а .часть в высокогорные районы севера БЧТ. Значительная часть осталась жить в низкогорном районе восточного склона хребта Чыонгшон на юге БЧТ. Отдельные части в прошлом единого ванкиеуского народа, оказавшись в разных природно-географических условиях, в процессе последующего развития, испытали различные культурные влияния соседних народов, преимущественно таойской и вьетской культур.

В работе рассмотрена история расселения таойского на -

рода и его взаимодействие с вьетами, ванкиеу, кату и др. Проведенное сопоставление археологического материала, относящегося к эпохе неолита (конец 4 тыс.лет. до н.э. - до серед. I тыс.лет. до н.э.), найденного в горах на юго-западе БЧТ, с рядом этнографических данных современных таойских племен свидетельствует об их идентичности. Это - разделение таойского народа на племенные группы: таой, .тамат, кангун, киндо, кин -ме, катанг. Эти группы имеют много общего в основе единства исторического происхождения, языка, особенностей культуры и этнического самосознания. Все они имеют слабо развитую экономику. У них заметны пережитки родо-племенного строя, проявляющиеся в разделении на племена и в нормах семейных отношений. Несомненно таой следует считать автохтонным населением, с давних пор живущим на территории в пределах хребта Чыонгшон.

В работе высказано мнение о происхождении народа кату. Многочисленные археологические находки на месте современного расселения кату (отщепы, каменные орудия и др.), рисунки на стенах пещер, относящиеся к периоду мезолита, а также собранный этнографический материал, в частности современный обряд жертвоприношения божеству, свидетельствуют об их тесной связи. Рассмотрены миграционные процессы кату в связи с перед -вижением групп тай-тхай из юго-западного Китая и вьетов из северного Вьетнама, что привело к разделению кату на этнические группы - кату-над, живущие в низкогорных районах, кату-чалай - в средне-горных районах и кату-дриу в высокогорных областях. Все эти группы в течение длительной истории испы -тали различные культурные влияния.

Рассмотренный материал по истории народов, говорящих на мон-кхмерских языках позволяет считать, что их прародиной были горные районы хребта Чыонгшон. Что касается вьетов,расселенных в основном переселенцами из густо населенных районов северного Вьетнама,то переселение вьетов началось не ранее IX в.н.э. Вьеты вытеснили живших здесь ранее чамов, которые мигрировали в самые южные районы Вьетнама. Таким образом, приведенные данные по истории формирования народов, живущих в БЧТ, позволяют считать, что наиболее древними народами,расселенными в БЧТ в пределах хребта Чыонгшон, являются народы:

ванкиеу, таой, кату, чыт.

В третьей главе рассмотрены современные этнические и культурно-бытовые процессы у народов, живущих в БЧТ. На рас -сматриваемой территории по социально-экономической характеристике выделены два типа этносов: нации и народности. К нации отнесены вьеты. Народы чыт, ванкиеу, таой, кату - к народностям. В работе рассмотрены разделительные этнические процессы, интенсивно протекавшие в БЧТ на протяжении длительного исторического периода. В результате миграционных процессов отдельные части единого этноса, попадая в различные природно-ге-ографические условия, приобретали некоторые культурно-быто -вые особенности. Такие особенности приобрели вьеты, живущие в горных районах, на равнинах и в приморье.

Те же особенности имеют место у групп таойского народа (таой, катун, тамат, киндо), живущих в низкогорных и высокогорных районах, у ванкиеу (чи, хуа, маконг, пахи), живущих в горных районах на юге и на севере БЧТ.

В работе показаны тесные хозяйственные и культурно-бытовые взаимодействия всех народов, живущих в БЧТ, что способствовало протеканию объединительных этнических процессов. Взаимодействие приводило к интенсивным консолидационным процессам, изживанию языковых и культурно-бытовых особенностей отдельных этнических и территориальных групп, входящих в состав народов ЕШ\

Тесное взаимодействие народов БЧТ обусловило ассимиля -ционные процессы. В работе рассмотрена имевшая место в период феодализма насильственная ассимиляция, проводимая вьетами. В настоящее время в ВДТ существуют деревни, в которых обитают вьеты, происходящие из чамов Свантха, намкиеу), что является несомненным доказательством насильственной ассимиляции чамов вьетами в период феодального строя с X до ХУ вв.

Ассимиляционную политику вьеты проводили и по отношению к малым народам. Особенно интенсивно шли процессы естественной ассимиляции, что связано с тесными хозяйственными и ку -льтурно-бытовыми контактами. Эти процессы интенсивно продолжаются в настоящее время. Отдельные этнографические группы ванкиеу, кату, таой, чыт и др., живущие в различных районах

БЧТ в сфере преимущественного расселения другого этноса, стоящего на более высоком уровне хозяйственного и культурного развития, ассимилируются с ним. Например, группы рук, арем, май, млиенг чытского народа, обитающие в тесном территориальном смешении с группой хуа ванкйеуского народа, имеющей более высокий экономический и культурный уровень развития, в настоящее время интенсивно ассимилируются этой группой.

В свою очередь группы пахи ванкйеуского народа и шач чыт-ского народа, находящиеся по соседству.с вьетами, имеющими более высокий экономический и культурный уровень развития, ассимилируются вьетами.

В главе рассмотрены процессы межэтнической, интеграции,. когда народы воспринимают друг от друга все ценное и полез -ное, что было накоплено ими в процессе длительного исторического развития. Этому процессу в настоящее время способствует создание единой письменности на основе вьетнамского алфавита, единой системы школьного образования, широкое распро -странение книг, газет, журналов. Тесному сплочению и передаче друг другу культурно-бытовых элементов способствует широкое распространение двуязычия, а также межнациональные бра -ки. В целом направленность этнических и культурно-бытовых процессов у народов, живущих в БЧТ идет, с одной стороны, по пути сохранения и развития отдельных элементов традиционной культуры, а с другой - по пути появления общих культурно-бытовых черт у всех народов, живущих в БЧТ. Это является закономерным следствием интенсивного взаимодействия народов, живущих в пределах одной историко-этнографической области, каковой является провинция Бинь Чи Тхиен.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЩИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛВДУН1РЕ РАБОТЫ :

I. Нгуен Ван Мань. Следы чамской культуры на территории .провинции Бинь Чи Тхиен. Ежегодник. - Хюэ, 1962. - С.18-23. (на вьетнамском языке).

2. Нгуен Ван Мань. Народ чыт. В книге "Малочисленные народы провинции Бинь Чи Тхиен". - Хюэ, 1963. - С. 26-61. (на вьетнамском языке).

3. Нгуен Ван Мань. Об общности протовьет-мыонгов в провинции Бинь Чи Тхиен. 4.1. - Этнографический журнал. - 1963.

- № 3. - С. 62-68. (на вьетнамском языке).

4. Нгуен Ван Мань. Об общности протовьет-мыонгов в про- . винции Бинь Чи Тхиен. Ч.П. - Этнографический журнал. - 1964.

- № I. С. 38-45. (на вьетнамском языке).

5. Нгуен Ван Мань. Изучение населения в провинции Бинь Чи Тхиен.Вьетнама. В книге "Актуальные вопросы отечествен -ной и всеобщей истории". - Казань, 1991. -С. 154-157.

Сдано в набор 16.10.91 г. Подписало в печать 8.10.91 г. Форм.бум. 60 х 84 1/16. Печ.л.1. Тираж 100. Заказ 581 . Бесплатно.

Лаборатория оперативной полиграфии КГУ 420008 Казань, Ленина, 4/5