автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Формирование образа России в США, 1850-1880-е годы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Павловская, Анна Валентиновна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Формирование образа России в США, 1850-1880-е годы'

Текст диссертации на тему "Формирование образа России в США, 1850-1880-е годы"

г

§

Л-

Министерство общего и профессионального образования Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Павловская Анна Валентиновна

Формирование образа России в США. 1850 - 1880-е годы. Проблемы взаимодействия культур

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история

[резидиум ВАК России

шудил ученуюстепев , : ЯА

наук

начальник управляв ¿у. Москва, 1999

Оглавление

Введение

Цели и задачи работы, хронологические и географические рамки, теоретические проблемы, источниковедческий и историографический обзоры, новизна и актуальность.

............................................................4

Глава 1. Русско-американские отношения и их влияние на восприятие России в США.

...........................................................49

1. Эпоха «сердечного согласия»: причины и следствия

2. Реакция американцев на события Крымской войны

3. Отмена крепостного права в России и гражданская война в США

4. Визит русского флота в США в 1863 году

5. Аляска и ее роль в развитии отношений между двумя народами

6. Визит великого князя Алексея Александровича в Америку

7. Отношение американцев к русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

8. Смерть Александра II - подведение итогов эпохи

Глава 2. Пути формирования представлений о России в США.

..........................................................114

1. Американское общество во второй половине 19 века. Место международных новостей

2. Пресса

3. Публичные лекции

4. Научная и научно-популярная литература

5. Книги для детей и юношества

6. Энциклопедии и другая справочная литература

7. Художественная литература

8. Русская литература

9. Знание русского языка

10.Русские в Америке

Глава 3. Американские путешественники в России и их участие в создании образа России в американском обществе.

..........................................................207

1. Роль европейского путешествия в американской культуре

2. Место России в европейском путешествии американцев

3. Американцы в России

• Дипломаты

• Предприниматели

• Деятели культуры и науки

• Туристы

4. Источники, формировавшие представления американцев о России во время путешествия

• Путеводители

• Иностранцы, проживавшие в России

• Русские знакомства

• Гиды-сопровождающие

• Личные впечатления и наблюдения

5. Факторы, воздействовавшие на восприятие иной культуры

Глава 4. Основные стереотипы восприятия России в США.

..........................................................329

1. Два цвета России

2. Политическая система России

3. Русский характер

4. Русские традиции и быт

5. Москва и Петербург

6. Русская цивилизация

7. Американский характер через призму восприятия России и русских.

Заключение.

..........................................................445

Библиография.

..........................................................458

Введение

Каждый народ имеет свой набор устойчивых представлений об окружающем мире. Эти представления, или стереотипы, для большинства людей составляют основу их знаний о других народах, живущих на земном шаре. Цель данного исследования - выявление наиболее устойчивых представлений о России, распространенных в американском обществе во второй половине XIX века, определение путей их формирования и распространения, а также степени их влияния на международные отношения между двумя странами. Цели определили и главные задачи работы. В диссертации исследуется влияние русско-американских отношений на восприятие России американцами, а также реакция американской общественности на те или иные события русской истории, рассматриваются основные причины дружеского отношения американцев к России в период с конца 1850-х по конец 1870-х гг. Важным представляется изучение комплекса проблем, связанных с выявлением путей и способов формирования у американцев устойчивых представлений о России и русских, а также исследование ряда вытекающих отсюда вопросов - о месте и роли прессы в американском обществе второй половины XIX века, распространении в нем знаний об окружающем мире, знакомстве американцев с русским языком и литературой и ряда других. Для того, чтобы понять, какое место Россия занимала в европейском путешествии американцев, представляется необходимым рассмотреть вопрос о месте и значении европейской цивилизации в американской культуре. Письма, дневники и мемуары путешественников сыграли важнейшую роль в формировании представлений американцев о России. В связи с этим, особенно важно, с

одной стороны, рассмотрение конкретных судеб, а с другой, выявление основных общих факторов, воздействовавших на восприятие русской культуры. Наконец, центральной задачей работы является анализ конкретных представлений американцев о России, а также рассмотрение основных черт американского характера, отразившихся в их стереотипных взглядах на Россию и русских.

Хронологические рамки исследования охватывают чрезвычайно важный отрезок в истории обеих стран - между Крымской войной и началом 1880-х годов, ознаменовавшим изменение правительственного курса в России, выход Соединенных Штатов на новый рубеж развития и, наконец, заметные перемены в отношениях двух стран. В Америке кульминацией этого периода является гражданская война и отмена рабства, в России - отмена крепостного права и другие либеральные реформы. За достаточно непродолжительный период времени, меньше чем за 30 лет, обе страны прошли по крайней мере три этапа в своем развитии -до, во время и после поворотного пункта своей истории. Если взять учебник американской истории, то рассматриваемый период распадется по трем основным разделам, относящимся к XIX веку: довоенная история («Antebellum period»), период гражданской войны, наконец, так называемая Реконструкция. В России в соответствующие хронологические рамки попали конец правления Николая I, а также различные периоды правления Александра II.

Период этот был выбран не случайно. Во-первых, он дал удивительный образчик дружеского «сосуществования» двух стран с прямо противоположными политическими и государственными системами - ярко выраженной монархии и образцовой республики. За этот короткий период отношения между Россией и Америкой прошли через самые

разные стадии: от спокойного равнодушия к восторженной дружбе, затем к холодному отчуждению, завершившемуся полным неприятием. Важным является и тот факт, что в рассматриваемый период впервые в истории русско-американских отношений можно говорить об общении двух народов, а не только о дипломатических или других «высоких» контактов. Наконец, в силу ряда внутренних и внешних причин, именно в это время закладываются основы восприятия России в Америке, получившие дальнейшее развитие в последующие эпохи и сохранившиеся до сегодняшнего дня.

Географические рамки включают в себя только центрально-европейскую часть России. В стороне остаются представления американцев о Сибири, Средней Азии, Кавказе, русском Севере, Украине и Польше, словом о всех тех регионах, которые находились в поле внимания американской общественности, но изучение которых имеет самостоятельное значение.

Научная новизна определяется междисциплинарным характером исследования, сочетающим чисто исторический материал с изучением теоретических проблем, относящихся к области социологии, психологии и политологии. В научный оборот вводятся новые, малоисследованные источники, никогда или редко привлекающиеся при изучении проблем как русской, так и американской истории XIX века. Попытка воссоздать представление одного народа - американского, о другом - русском, на определенном историческом этапе, а также проследить устойчивость подобных стереотипов, и определить пути их формирования, представляется совершенно новой. Наконец, самостоятельное значение имеет изучение судеб американских путешественников по России, их вклада в создание образа России в родной стране, а также в отношении

русских к Америке. Актуальность теме придает коммуникационный аспект исследования. Изучение представлений одних народов о других чрезвычайно важно для международного общения. В современном мире, когда проблема понимания стоит чрезвычайно остро, необходимо четко знать распространенные представления одних народов о других, что облегчает процесс общения, дает возможность «познать самих себя», а также другие народы.

Работа, с одной стороны базирующаяся на историческом материале, а с другой - затрагивающая теоретические проблемы из области социологии, психологии, политологии, неизбежно оказалась на стыке различных гуманитарных дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению той или иной проблемы всегда чреват опасностью погони за двумя зайцами с широко известным печальным результатом. Круг проблем, рассматриваемых в работе, достаточно четко распадается на отдельные составляющие в соответствии с междисциплинарным характером исследования.

Прежде всего это историческая проблематика. Изучение представлений одного народа о другом чрезвычайно важно для воссоздания исторической эпохи. Ничуть не умаляя значения дипломатической или политической истории, хотелось бы отметить, что взгляды и мнения абсолютного большинства населения страны, как бы его ни называли: обидным словом - обыватели, нейтральным - толпа или гордым - народ, представляют для историка не меньший интерес, чем дипломатические интриги или идеи политиков. В работе также рассматриваются отдельные вопросы, относящиеся к переломной эпохе в американской истории: пути распространения знаний в обществе,

значение прессы в американской жизни, место и роль европейского путешествия в американской культуре, зарождение туризма в современном смысле этого слова. Большое внимание уделяется судьбам американцев, посещавших Россию с различными целями - от дипломатов до туристов-обывателей. Наконец, американские представления и наблюдения создают свою неповторимую картину русской жизни, дополняя уже известные факты новыми деталями.

В работе собран обширный материал для изучения национальных стереотипов, которыми занимается прежде всего социология, точнее этносоциология, причем материал исторический, крайне редко используемый в этой области. Изучение стереотипов представляет несомненный интерес для исследователя. С одной стороны, они дают ключ к пониманию характера двух народов - носителя стереотипов и того, кто является объектом стереотипизации, то есть в данном случае русского и американского. С другой, рассмотрение подобного рода устойчивых представлений дает материал для изучения таких сложнейших теоретических вопросов как проблема существования национальных характеров, пути и методы воздействия на общественное мнение и ряда других, чрезвычайно сложно поддающихся прямому изучению.

Изучение психологии путешественника, а также ряда вопросов, связанных с теорией восприятия, невольно затрагивает психологические проблемы. Наконец, актуальность теме, сближающую ее с политологией, придает тот факт, что рассматриваемый в работе период заложил основы восприятия России в Америке, и многие устойчивые представления, бытующие в американском обществе сегодня, своими корнями уходят в историю. Таким образом изучение восприятия России американцами во второй половине XIX века дает ключ к пониманию их сегодняшних взглядов.

Теоретические проблемы, затрагиваемые в работе, представляются крайне важными и вместе с тем малоисследованными. Целесообразно остановиться на истории изучения и определении ключевой теоретической проблемы данной работы, а именно понятии «стереотип».

На протяжении длительного времени ведется полемика об определении "стереотипа", делаются попытки выявить пути формирования и распространения их в обществе, обсуждается вопрос о влиянии их на отношения между народами. Нет единого мнения и относительно правомерности использования самого слова "стереотип". В научной литературе можно встретить различные термины, - национальные стереотипы, этнические предрассудки, этнические представления, национальные образы и другие - выражающие одно и то же явление. Изучением национальных стереотипов занимаются самые разные специалисты - социологи, психологи, политологи, филологи, историки - в самых разных странах. В ряде стран существует самостоятельное междисциплинарное научное направление, изучающее происхождение, функционирование, влияние на состояние общества стереотипных представлений. Направление это получило название "имагология" (во французском языке) или "имэджинология" (в английском языке). Что же такое стереотип вообще и национальный стереотип в частности?

Разного рода словари, справочники и энциклопедии достаточно единодушны в его определении. В целом все они сходятся на том, что стереотип это: "схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта..."1

Столь же единодушны и словари, вышедшие на Западе: "Стереотип -устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, которые по мнению большинства людей свойственны определенной личности или вещи", "образ, идея, характерная черта и т.д., которые стали устойчивыми и стандартизированными без учета индивидуальности (и поэтому, видимо,

ложны)" . Вместе с тем, несмотря на кажущуюся ясность и определенность, споры относительно содержания понятия "стереотип", и в частности "национальный стереотип", продолжаются вот уже не одно десятилетие.

Термин "стереотип" был введен в научный оборот американским социологом Уолтером Липпманом. В своей книге "Общественное мнение", вышедшей в 1922 году, он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того как эти данные дойдут до нашего сознания.3 По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его сложности и противоречивости, создает "картину в своей голове" относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет определенное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы определяются тем культурным окружением, которое сформировало взгляды данного индивидуума: "В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей ... неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что наша культура уже определила до нас, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов"4.

Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, как правило, происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении своих взглядов либо просто не замечает этого противоречия, либо считает его исключением, подтверждающим правило, и, как правило, просто забывает о нем. Человек же восприимчивый, любопытный, при столкновении стереотипа с реальностью позволяет себе внести изменения в восприятие окружающего мира.5 Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман первый вел в научный оборот термин стереотип, дал ему определение, подчеркнул важность этого явления. "Система стереотипов, - писал он, - возможно является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе,... а также сохраняет время в нашей занятой жизни, и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и

с.

охватить его целиком" . Западная наука о стереотипах заслуженно считает Липпмана своим "отцом", ученым, основные идеи которого получили свое развитие практически во всех западных концепциях стереотипов. Характерно, что и у нас в стране основные определения стереотипов, как правило, основаны на его идеях: так, в "Философской энциклопедии" (т.5, 1970) статья о стереотипах практически кратко пересказывает главные положения концепции Липпмана, предварительно сославшись на него.

В 20-е - 30-е годы в Америке появляется ряд оригинальных работ, преимущественно посвященных проблемам общественного мнения,

продолжающих разработку теории стереотипов. Социолог Роберт Бинкли называет стереотип "величайшим всеобщим знаменателем"7. По его мн�