автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Французский прозаический роман XIII века ("Вульгата") - проблемы типологии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Милчева, Амелия Абленова
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Французский прозаический роман XIII века ("Вульгата") - проблемы типологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Французский прозаический роман XIII века ("Вульгата") - проблемы типологии"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

МИЛЧЕВА Амелия Абленова

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЗАИЧЕСКИЙ РОМАН XIII ВЕКА /"ВУЛЬГАТА"/ - ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ

10.01.05 - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в "ооновском государственном университете ¿ш.И. а. Ломоносова на кафедре истории зарубежкой литсратури (филологический <{вл.улг.твт)

Каучний руководитель - кандидат филологических наук,

доцент Г.К.Косивов

Официальные оппоненты - доктор филологических наук

М.Л.Андрвев

кандидат филологических наук К.АЛеиалоа

йадувдя организация - Московский государстпенншЧ

институт культуры

Защита состоится 29 мая 1932 года ш заседании сивцкализироваияого согнет Д 053.05.13 при Московском государственном ункварситегв им. Ю.Ломоносова.

Адрес: 115893, Косина, Лвшшскяо гогк, !Д7, I корпус гуманитарных факультетов, филологический ¡{«днультет.

С дяссзртадазй махно озялкомитьел в библиотеке филологического фчюльтета.

Автореферат разоедгш "/3 " ^ &Я 19Э2 г.

Учений секретарь сиедкчлизг,-роышюх-о сойота ,, ,

доцент ¿с-д.л.Стргнаа

Французский прозаический ршан возник в ХШ веке. Сложившиеся обит ¡яке циклы романов делятся на три основные группы по rJ.;^;.своей тематике:

" - - прозаические обработки античных сюжетов /"Рсман о Трое", "Роман об Александре"; прозаическая компиляция "Древняя история вплоть до Цезара" , включающая переработке "Романа о Сивах", "Энея", "Романа о Трое"/

- романы в прозе на аргуровские сюжеты /"цикл Персеваля", известный еше new названиями "никл псевдо-Борона" и "Хидо-Пер-севаль"; роман "Перлесваус" или "Перлесво"; цикл "Ланселота-Грааля" или "Вульгаты", в который входят пять романов - "История Грааля", "Мерлин", "Лансолот", "Поиски Святого Грааля" и "Смерть Артура".-"Роман о Тристане"/

- прозаические романы, связанные с индо-е нропеК ской легендой о семи мудрецах /"Роман о Марке римлянине", "Роман о Jiaypine", "Роман о Кассидоре", "Ршан об Элькане", "Роман о Пельяр-мине", "Канор"/

Цикл "Ланселота-Грааля" является одним из самых популярных произведений развитого средневековья во Франции и именно это определило его второе название - "Вульгата".

Весь цикл написан анонимными авторами приблизительно между 1215 и 1230 годами, Сначала был создан "Ланселот" /около 1215-1220 гг./. потом "Поиски Святого Грааля" и "Смерть Артура", а перше две части - "История Грааля" и "Мерлин" - были добавлены позже.

Основной задачей работа является выявление наиболее существенных сторон специфики романов "Вульгаты", которые бы позволили проследить эволюцию жанровой форш в соответствия с изменениями в идеологической структуре артуровского романа, происходящими в усложненном /по сравнению с XII веком/ культурном контексте ХШ века во Франции, а также вследствие взаимодействия разных повествовательных традиций средневековья.

Новизна представляемой работы заключается в тш, что до сих пор советская медиевистика, а такие исследователи в Болгарии не обращались к специальному анализу французского прозаического романа ХШ века.

Теоретической и методологической основой работы яеляются достижения русского к советского литературоведения, а 7 ai асе исследования (Транцузской медиевистики. Романы цикла "Вульгаты1* анализируются в культурно-идеологическом контексте ХШ века во Франции с учетом сравнительно-типолошчсского и интерпретационного метода исследования.

Актуальность диссертации обусловлена важностью поставленных в ней проблем. Вопросы типологии жанра находятся в центре внимания современных исследователей, гак советских, так и зарубежных.

Исследование может иметь практическую ценность при составлении кухсов по истории зарубежной литературы.

Диссерташя прешла алробацио на заседании кяфедри история зарубежной литературы ¿филологического Факультета MIT км.М.В.Ло-ыоносова.

Структуш габоты. Диссертация состоит из вгедения, ¿вух глав, заключения, примечаний и библиографии.

Во Введении 4 ормуляруется падает и задачи исследования, дается кроткий обзор литературы, посвященной французскому роману ХШ века и циклу "Бульгати". Особое внимание уделяется исследованиям Ojióla*, А.Пофиле^ в Ж.Срашсьв^, посвященным проблеме источников цикла "Ланселота-Грааля".

Ф.Дот определяет источники цикла на основании аналогий мевду мотивами, эпизодами, персонажами и сходства в ономастике в топонимике.

ЖДфаппье пытается раскрыть оригинальный подход автора "Смерти Артура" к источникам своего произведения. УчоныЙ составляет перечень сходных элементов и эпизодов и параллельно описывает роль поэтического вымысла в процессе отбора влемен-тов, их модификации и добавления,

1 lot P. Etudes виг le Lancelot en prose. Parla, 1918, p.166-212 ?

Peuphilet A. Etudeв our 1* Quaste del Saint Graal, Parla, 1980, p.53-87

' Krappler J. Etude eur la Mort le roi Artu. Genève-Paris, 1961, p. 14-9-219

А.По<|иле обосновывает влияние дистершанства и бвщащт-ской доктjHHii на "Патеm Святого Грааля", раскрывая суть цис-терцианского духа и проводя параллели мевду "Практлаи" Св.Бенедикта, жанрами среднелатинской словесности /агиографией ЛИ в., видением, чудесами, проповедью/, тэднетвш покаяния, испоЕедью с одной стороны, н "Поисками Снятого Грааля" с другой.

Тематичесгае и сюжетные источники цикла "Вульгати* можно разбить на пять основных группы, в которых отражаются следующие традиции:

I. Трап;и1уш французского стихотворного романа бгдтонского цикла XII века

"Тристан" Беруля и Тома;

"Ланселот, рыцарь Телеги", "Повесть о Граале" и другие романы Крегьена де Груа; "Ланцелет";

"Продолжения Порееваля" Бошье и Псевдо-Вошье;

трилогия в стихах Роберта де Борона - "Роман об исторга Грааля" /"ИосHi", "Мерлин", "Персеваль"/ л ее прозаические обработки

II. 'Традиция средневековой латинской словесности

1. Истом огрз^ия

"История бриттов" и "Жизнь Мерлина" Галь^рида Монмуте кого;

Латинские хроники об истории Rwa

2. Агиография

"Диалог о чудесах" Цеэария Гейстербахского;

"Золотая легенда" Иакова Ьорагинского

3. Шстешианство н бернардинекая доктрина

"Правило" Св.Бенедикта;

Доктрина покаяния; •.

Исповедь; •

Проповедь;

Видение

4. Библия и ее апоктя^ы

III. Французская эпическая традиция

IV. Античная традиция

V. Восточная традиция

Поскольку оснобнш жанровым источником "Вульгата" является французский роман бретонского цикла, и» в частности, его "предрсмалнке" и "классические" образцы^, обосновывается необходимость рассмотрения специфики средневекового романа как жанра, а также специфики артурокжого романа в стихах XII века.

В этой связи в первой удаве диссертации рассматривае*ся генезис и жанровая специфика Французского рыцарского рсшана в стихах. В сопоставительном плане анализируются концепции романа раннего Д.Лука ча, .которые восходят к интерпретации романа в "Эстетике" Гегеля. Гегель обозначал роман как "современную буржуазную эпопею", и с его временя в литературоведении бытуег известный тезис о появлении европейского романа лишь в новое время. В связи с этим тезис»: ранние фО]кн романа, и преяде всего роман средневекоЕКй, можно считать романсы только условно.

В советской литературоведения реабилитация средневекового романа происходит с выходом в свет монографического и« чедова-ния А. д. Михайлова5, который доказывает обоснованность присутствия французского ркцарекого ршаиа в большой жанровой семье на основе обшего для любой разновидности романа принципа - принципа "углубления ао внутреннюю жизнь", о котором писал Т.Маян6*

Наиболее плодотворные попытки типологического изучения средневекового романа осуществлены посредством анализа эпических и романных повествовалгельшп форм.

Ы.и.Бахтин в своей статье "Эпос в рсман"^ наметил конститутивные черты эпопеи, которые, по его мнению, присуши и осталь-

4 Мелетинокай Е.Ы. Средневековый роман. Происхождение и классические <?ормы. Иосква, 1983, с.3-151; Введение в историческую поэтику эпоса в ршана. Москва, 19С6, с.124-167

® Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе, Москва, 1976

® Манн Т. Собрание сочинений в 10-ти темах, т.10, Москва, 1961, с.280-282

7 Бахтин Ы.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва, 1975, с.447-482

ним высоким жанрам классической античности и средневековья. .Предметом эпопеи, по Бахтину, является национальное эпическое прошлое, а ее источником - национальное предание. ЭггачесгаЙ мир отделен от современности, т.е. от временя певца абсолютной эпической дистанцией.

Наиболее целостная концепция, ваявлкюшая типологические особенности эпоса и средневекового романа, дана ь историко-ге-нетических исследованиях Е.М.Мелетинского. Развивая идеи создателя исторической поэтики А.Н.Ьеселовского, в частности его теорию первобытного синкретизма и поэтику сюжетов, Е.М.Мелетин-ский изучает архаическую эпику, которую он связывает с традициями мифического повествования о первопредках-культурных героях и их коми чес ш—демони чес шх дублерах, соотношение кмб а и сказки, ранние (Тормы романа, новеллу.

Е.Ы.Мелетинский доказывает генетическую н типологическую близость средневекового романа, героического эпоса и сказки. Генезис средневекового романа осуществляется, по его мнению, путем перехода от предроманных (Торы /для которхх характера сказочная авантюрность/ к классическим образцам жанра. Роман во многих случаях возникает в результате трансформации героического эпоса и сказки, поскольку типологические различия мевду этими жанрами четко разграничимы. Е.М.Мелетинский сводит эти различия к следующему:

во-первых - "в романе повествование Еыступает в качестве чисто художественного вымысла, не претендующего на историческую или микологическую достоверность"®

- в отношении свобода вымысла фольклорным эквивалентом романа является сказка /по мере ее отделения от ми<Га/

во-вторых - если в эпосе личные страсти имеют непосредственно общественный смысл, то в средневековом романе отношения личности и социума становятся проблемой. Таким образом, роман отражает специфический для сказки интерес к формированию и судьбе /испытаниям и при «.точениям/ отдельной личности, но "гораздо больше, чем сказка, ориентирован на изображение "частной жизни" и личности, достаточно эмансипированной от эпического Фона8.

о

Мелетинский Е.М. Средневековый роман... с.124

- б -

При всем значении с ¡саз юл и сказочности для Нормирования романа, Е.М.Мелетинскай подчеркивает, что солъклорные влияния способствуют размножению предршанных <?ори авантюрного повествования, но не могут создать роман, в котором индивидуальная страсть изображена как выражение неповторимости самой личности. "Средневековый роман отделен от героического эпоса /или летописных преданий/ двумя "шагами* - к сказке /акцент на личной судьбе и приключениях/, а затем от сказочных авантюр к изображению внутренних коллизий /с использованием опыта лирики в новых концепций любви/"?

С точки зрения исторической поэтики этот двухступенчатый процесс оказывает влияние, с сдной стороны, на <*оротровагош композиционной структура, средневекового романа, а с другой, на эво-лющш куртуазного рсмана.

Относительно композиции романного повествования Ь.М.Меле-тинсний разграшчивает два части - вводную к романическую. Первая, по его мнению, напоминает богатырскую сказку, а вторая раскрывает внутреннюю коллизию, отражавшую конфликт "внутреннего" человека с его социальной персоной. Именно этот конфликт е его возможная гармонизация определяют соотношение эпического и романического начал в средневековом романе. Синтагматическое развертывание сюжета в первой части характеризуется нагромождением сказочных мотивов. Во вгороЯ части происходит интериориза-ция конфликта, которая часто приводит к попытка« психологического анализа.

При сопоставлении кротьеновского типа рыцарского романа с волшебной сказкой А.л.Михайлов предвосхикает некоторые из приведенных выше выводов Е.М.Мелетянского. Михайлов утверждает, что протагонист в рсаданазс Кретьена де Труа, в отличив от героя сказки, - "обязательно развивающийся герой, которому не чужды внутренние конфликты"*?

Анализируя проблему соотношения и гармонизация личных чувсп в социальных обязанностей героев в романах Кретьена де Труа, Е.М.Мелеткнский утверивдает, что "правильное" социальное Функционирование рыцарской любви достигается в результате преодоления определенного внутреннего сопротивления, в результате жиз-

^ Иелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику... с.148-149 ^Михайлов А.Д. тт. соч., с.157-161

ненного опыта, "воспитания чувств11. Та :га образ см, романы Кретьена де Груа в интерпретациях Б.М.Мелетиисмэго и А.Д.Михайлова являются разновидностями романа воспитания.

Соотношение роканического и эпического начал лежит в основе сделанного Мелетинским выделения двух этапов в истории французского куртуазного ]омана в стихах. На первом этапе, в jot/.a-нах о Тристане Бе руля и Тома открытие "внутреннего человека" иы-ражено через индивидуальную страсть к незаменимому объекту как "чуду" и через демоническую рокояую силу, вносящую социальный хаос. На втором этапе, превде всего в творчестве Кретьена де Труа, намечается гармонизация романического и эпического начал за счет неразрывной связи любви и подвига, внутренних качеств и социальной ценности^1

Этой классификации французских романов в стихах бретонского цикла придерживается и Г.К. Носиков*-? Однако автор анализирует бретонские романы только с точки зрения их генетической и типологической близости к эпосу. Разделение романов на до куртуазные /ранние/ и куртуазные, классические /более поздние/ Г. К. йэ-сиков обосновывает эволвцией эпического идеала путем его куртуазной модификации.

Дихотомию кретьеновских романов Г. К. Коси ков анализирует i точки зрения идей М.М.Бахтина о романе испытания. В "предварительной" части смысловш центром и причиной завязки является нарушение гарлонического состояния, царящего в аргуровском королевстве. В ходе восстановления гармонии главный персонаж проходит и выдерживает испытание, доказывая своими подвигами, чтс он действительно достоин имени образцового рыцаря и куртуазного героя. Герой заслуживает благодарность Дамы, ее любовь или даже супружество. Именно в этот момент возникает "романическая коллизия", Она заключается в том, что герой перестает осознавать мно-госоставность эпика-куртуазного идеала, отдавая предпочтение какой-нибудь из ее сторон. Во второй, "романической" части романов Кретьена де Труа развитие сюжета заключается в восстановлении гармонии и идеала через ряд испытаний-авантюр. Именно в этом процессе проверки и испытания качеств героя, воплощающего куртуаз-

11 Мелетинский Е.М. Средневековый роман... с.279-280

3-2 Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. Москва, 1987, с.40-52

но-эгсический идеал, Г. К. гЬ си ков усматривает специфику куртуазного романа и его основное отличие от эпоса, где герой является неизменным и полноценным носителем общезначимого идеала.

До появления трилогии Роберта де. Борона в начале ХШ века правота и незыблемость куртуазных ценностей сохраняется в произведениях эпигонов Кретьена де Труа. Переосмысление куртуазных ценностей в христианском духе приводит к постепенному выдвижению на передний план артуровского романа религиозного "догматически принятого, готового"*^ идеала. Этот процесс впервые очевиден именно в произведении Роберта де Борона.

С появления артуровского романа в прозе процесс переосмысления куртуазных ценностей углубляется под воздействием сложного культурного контекста начала XII века.

Идея испытания героя с точки зрения готового идеала сохраняется во Французской прозаическом рыцарском романе ХШ ве1<а в качестве основной, организующей романяоо повествование идеи. Однако изменяется идеологическое содержание идеи исгшталля. Наличие двух ценностных систем - куртуазной и религиозной - приводит к обособления нескольких разновидностей романа испытания в рамках первого прозаического цикла романов ХШ в, - никла "Палее лота-Грааля".

Ьо второй главе анализируется идеологическое содержание идеи испытания в романах цикла "Вульгаты" при взаимодействии куртуазной и религиозной систем ценностей, выделяется разновидности романа испытания П1Я переходе от стихотворного к прозаическому артуровсюму роману я шявляется жанровая специфика романов "Вульгаты".

В средние века дейстше "риторического приншпа" /Аверин-цев/ в латинской литературе и в литературах на народных языках выражается в использовании авторами определенного набора топо-сов /общих мест/. Сочзтание и воспроизведение этих готовых Формул на разных уровнях /тематическом, идеологическом, сюжетно-композиционнск, образней, языковом и стилистическом/ художественной структуры произведения словесного творчества отражают

13 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва,19В6,с.202

обе стороны диалектического развития литературного процесса в средние века. Возникновение поэтических традиций /эпической, лирической, житийной, романной и т.д./ приводит к установлению жанровых канонов, но в рамках тех же канонов оригинальные нововведения не исключены. Они либо обогащают, либо разрушают данную традицию. Однако необычное, оригинальное в средневековом словесном творчестве связывается только с мастерством автора представить в своеобразной комбинации общеизвестные тспосы.

Жанровая топика первого романа цикла "Вульгаты" - "Ланселот" - наиболее близка к бретонскому роману в стихах XII в. и к Фря"цузской героической жесте.

При всем многообразии своих проявлений любовь и: рыцарские подвиги сохраняют в "Ланселоте" традиционную для куртуазного романа XII века тематику. Описанный в "Ланселоте" aprypoBCiaiii универсум восстанавливает ту утопическую модель мира, которая возникла е«е в воображении Кретьена де Труа и его эпигонов. Статичность и шевременность артуровского мира, полное отсутствие "жизненной прозы" отражают основные константы идеального и этически однообразного пространства, в котором обитают две категории су-шеств - "свои" и "чужие". Двор короля Артура, Круглый Стол, вокруг которого по христианским праздникам собираются лучиие рыцари, неизменно присутствуют и в "Ланселоте". Ланселот и множест--во второстепенных персонажей являются представителями "своего" мира. В этом мире господствуют те же самые представления о доблести, славе и бесчестии, которые составляют систему ценностей классического рыцарского романа. Таким образом, сохранившееся разделение мира на "своих" и "чужих" принципиально сближает "Лан-. селот" не только с рыцарским романом в стихах, но и с эпосом.

Изменения в сверхличном идеале, происходящие в рамках романов шкла "Вульгаты", свидетельствуют о постепенном увеличении близости прозаического романа с эпосом за счет родства с куртуазным романом в стихах. Первым признаком этого сближения является акцентирование вассальной верности рыцарей Артуру. В мире "чужих", который включает всякого рода колдовские и вредоносные силы, постепенно появляются нарушители феодального порядка и территориальной целостности артуровского королевства. Модально-рыцарский пласт смысловой структуры "Ланселота" отра-

жает взаимодействие между француза ют классическим эпосом, в частности даклом "мятежных баронов", к гГрачцузским куртуазным романом в стихах бретонского цикла. Однако идея испытания рыцарей Круглого Стола и верных Артуру вассалов принципиально отличает эпизоды войн меаду Клаудасом и Баном де Бенуиком, мевду Артуром к Галеотом, мевду Артуром и Клаудасом от героического эпоса. Сколь бы не были верными королю герои, вступающие в военные действия, они проходят лишь через очередной подвиг, чтобы доказать, свси рыцарские достоинства. В "Ланселоте" идея испытания лежит в основе вариативной сюжетш-х и сводят семантику многообразных подвигов рыцарей к устойчивому движению от состояния нарушенной гармонии в артуровском мире до состояния восстановленного порядка. соответствующего изначально заданным этическим нор».'ал.

Куртуазное содержание идеи испытания сохраняется в "Ланселоте" только в эпизодах романа, посвященных Ланселоту. Высокий план куртуазной лвбш и рыцарского подвига выявлен именно через образ главного героя романа, который сохраняет основные черты безупречного рыцаря и вместе с тем отражает героическую идеализащ» традиционных персонажей куртуазной эпики. Сюжетная канва всех эпизодов, описываюшх подвиги Ланселота,подчинена схеме авантюрного романа испытания. Схема постоянных мотивов - встреча-разлука-поиск-обретение - композиционно организует все вариации сюжетных линий, относящихся, к Ланселоту, Моменты от разлуки до обретения приводят к романическим коллизиям, которые возникает как испытания верности любш к Гениевре и устремления Ланселота к совершенству. С момента разлуки до новой встречи герой доказывает свою доблесть и верность королеве, проходя через пять типов испытаний: турнир, война, путешествие, плен, поиск рыцарей Круглого Отола.

Сопоставление куртуазного и религиозного идеалов в "Ланселоте" происходит одновременно с процессом переосмысления унаследованного от классического артуровского романа идеального образа куртуазного героя.

Система второстепенных персонажей и включение параллельных сюжетных линий свидетельствуют о глубинных изменениях в самом куртуазном идеале и в идее испытания. Двуединство подвига и люб-• ви, составлявшее ядро куртуазного идеала, постепенно разрушается. В "Ланселоте" шесте с сверхличным идеалом, воплотившимся в об-

разе безупречного рыцаря, оформляется идеал странствующего рыца- • ря. Рыцарские достоинства все больше и больше связываются с непрерывностью движения, с динамикой странствия в поиске приключений. Вследствие разрушения ядра куртуазного идеала любовь тяготеет к профанация, а подвиг - к странствию и самоцельной авантюрности. Таким образом, идея испытания куртуазного идеала лишается проблемы ости и психологизма, и шесте с тем обогашается пародийным планом изображения героев.

Для Говена и остальных рыцарей Круглого Стола большую значимость приобретает присутствие самого Ланселота, возможность помчриться силами с лучним из рыцарей. Соперничество постепенно замещает любовь и приводит к двум особенно важным последстшям. Во-первых, второстепенные персонажи романа изображают разные отклонения от куртуазного идеала, воплощенного в образе Ланселота. Во-вторых, все эти второстепенные персонажи становятся своего рода масками, которые отражает игровое отношение к куртуазному идеалу.

В "Ланселоте" религиозный пласт смысловой структуры романа отличается двумя особенностями. Во-первых, религиозный пласт романа имеет пери(Г«ряйное значение. Введение системы религиозных ценностей осуществляется "исторической инверсией" /Бахтин/, но "Ланселот" свидетельствует об устойчивости куртуазной системы ценностей независимо от степени що^анащи подвига и любви. Во-вторых, покаяние только намечается в "Ланселоте". Однако еше в первом романе цикла эта тема вызывает коренные изменения в арту-ровсксм кздре и шесте с тем приводит к порождению новых проблемных ситуаций и романических коллизий.

Ь "Ланселоте" религиозная система ценностей не приводит к стпкновешло и переосмыслению куртуазных ценностей. Тонкая ирония и пародия характерны для эпизодов, в которых две ценностные системы еосукествуют, но не противопоставляются. Жизнеутверждающий светский дух преобладает в романе.

"Поиски Овятого Грааля" описывают путь аскезы, т.е. духов-нсгоусовершенствования через отрешение от мирских благ и радостей ради лпбш к Богу; путь к истинной вере - таков путь в пояске. Г} •«'¿эля.

Идея испытания приобретает в "Поисках Святого Грааля" но-

вое /но сравнению с "Ланселотом"/ идеологическое содержание с самого начала романа. Пехшй ;ризнак этого изменения состоит в нов« понимании любви. Христианское щотиьопоставление небесной и зиыной любви, что отражено и в трактате Андрея Капеллана*"® - в основе качественной модификации куртуазного идеала "земного" рыцарства, которая осуществляется при взаимодействии с ас-нети чесшм идеалом "небесного" рыцарства.

Система персонажей романа четко разделяется на две категории, которые отличачтся по своим функциям. Б первую группу входят рыцари артуровского королевства, предпринимающие попе ¡-и Грааля. сюжетное действие отражает именно поиски отдельных рыцарей. Однако во время своих индивидуальных поисков рыцари сталкиваются постоянно с непонятными для них препятствиями. Поединки, сновидения, вызовы и предубеждения таинственных голосов и все противники рыцарей обретают иносказательный смысл, который раскрывается благодаря второй категории персонажей романа, представленной монахами, отшельниками и монахинями. Эти последние являются только "носителями смысла"*-но остаются в стороне от сюжетного действия.

"Поиски Святого Грааля" отражают переход от символизма к аллегоризму^®, происходящий, в начале Ж века вследствие взаимодействия латинской литературы средневековья и куртуазной, а также городской литературы Франции. Б ]омане toe персонажи, так же как и сами авантюры рыцарей, постепенно тяготеют к аллегориям, поскольку интерпретации отвельниками и монахами onj еделяют однозначный смысл всего происходящего. Таким образом, организующим композиционным приемом в романе оказывается соположение аллегории и глоссы. Именно в ходе выявления смысла аллегорий осу-

^L« Chapelain A. Traîtà do l'amour courtois. Paria, 1974

Todorov T. La qu&te du récit // Po&tique de la prose. Paria, 1971, p.131

1S Jausa H.E. la transformation de la forme allégorique entre 1180 et 1240s d'Alain de Lille à Guillaume de Lorris // L'Humanisme takièval dama les littératures romanes du XIIe au XIVe s. Paris, 1964, p.107-114

щеетшшется сопоставление двух ценностных систем - куртуазной и религиозной, персонифицированным отображением которых являются "земное" и "небесное" рыцарство.

При построении образов трех "небесных" рыцарей - Галаад, Бо-ор и Персеваль - четко прослеживается влияние житийной традиции на артуровский прозаический роман. Образы этих героев романа очень! близки к облику святого, который вырабатывался в результате взаимодействия различных тенденций. В нем воплотились идеалы христианского смирения, проповедованииеся церковью в средние века. Несколько мотивов, представляющих собой о баги е места агиографии, постоянно присутствуют в образах Галаада, Боора и Персеваля. Это, например, преданность делу Христа, отказ от мирских радостей, умерщвление плот доточение всех сил и помыслов на спасении

■взаимодействие куртуазной и религиозной систем ценностей в "Поисках Святого Грааля" приводит к нескольким последствиям, которые отражают коренное изменение в идее испытания с одной стороны и постепенную эпиэашю артуровского романа в прозе с другой стороны.

Идея испытания связывается в романе с христианской идеей самопожертвования и мученичества во имя искупления грехов человеческого рода. Самопожертвование рыцарей артуровского королевства обязывает отказаться от "земных" чувств и пристрастий - от плотских радостей, от злобы и братоубийства - во имя религиозно-гуманистического идеала, воплощенного в образе "небесного" рыцарства. Куртуазная любовь в качестве греховной противопоставляется более возвышенной форме любш - любви к ближнему. Рыцарские подвиги, в частности подвиги "небесных" рыцарей, связываются с коллективной судьбой артуровского королевства, которая оказывается зависимой от искупления грехов "земных" рыцарей. Разделение этически однообразного и единого мира артуровского королевства на основе антиномии праведный-греховный свидетельствует об укоренении зла в самом артуровском мире и навязывает мысль о яеиз-беаиой гибели этого мира. Христианский эсхатологический миф вносит также изменения по временную структуру артуровского романа в прозе. Вневременной 'артуровский мир включается в хронологический ряд христианской истории, начало которой отмечает появление

Гурспдч Л.Я. Проблемы средневековой народной культуры. Москва, 1981, с.78

душ и служении

Иисуса Христа и распространение христианства в Европе. Переосмысление артуровсних легенд в христианском духе приводит к телеологическому обяснениго появления и исчезновения "земного" рыцарства. Иллюстрацией христианского (Тинаяизма является прежде всего третий роман цикла "Вульгаты" - "Оиерть Артура".

"Смерть Артура" отражает также процесс отмирания идеи испытания и постепенное сближение артуровского романа в прозе с эпосом.

Христианизированный архаический мотив о колесе Оортуны красной нитью проходит через все конфликты рмана, символизируя неизбежность и неумолимость судьбы, которая карает греховное "земное" рыцарство. 1

БратоуЗиЙственная война кланов Говена и Ланселота и включение самого короля в этот конфликт свидетельствуют об эпизации рыцарского романа в прозе. Индивидуальный конфликт, вызванный адюльте-рсм, перерастает в коллективный, и именно это изменение типологически сближает "Смерть Артура" с эпос ом. Пожертвование любовью во имя вассальной верности четко выявляет преобладание эпического начала над романическим. Другим признаком эпизаиии артуровского романа в прозе является изменение образа короля Артура. Еще в "Ланселоте" Артур становится участником в битвах. В "Олерги Артура" с момента включения короля в конфликт между двумя кланами и до конца романа прослеживается активность Ара ура во всех вооруженных действиях.

После губительного круговорота конфликтов, войн и поединков все герои артуровского королевства уходят из земного мира, чтобы отправиться к миру блаженства я духовных ценностей. Таково повеление Фортуны. Рассматриваемая в этом плане, гибель артуровского королевства больше не является трагедией, поскольку согласно христианской религии истинная жизнь начинается после смерти. Конец романа отражает четкую христианизирующую тенденцию, которая в добавленных позже романах - "Истории Грааля" и "Мерлине" - становится преобладавшей над светским содержанием артуровских легенд.

Последние два романа вдкла "Вульгаты" отражают слияние трех повествовательных традиций средневековья - житийной, историографической и эпической. Сочетание религиозно-легендарного и авантюр- ; но-куртуазного принципов циклизации*"8 выявлено в этих романах

18 Михайлов А.Д. вдт.'иоч., с.208-209

посредством объединения и компиллящш христианских и артуровских легенд особенно распространенных на рубеже Х11-Ш1 вв. Христианская символика и церковная интерпретация артуровских легенд характерны для "Истории Грааля" и "Мерлина".

После того как в "Поисках Святого Грааля" было описано появление Спасителя аргуровского королевства, его подвиги и вознесение в царство блаженства, в "Исторш Грааля" и в "Мерлине" рассказывается о временах предков Гаяаада и о пророчествах, связанных с его будущим появлением. Опираясь на патриотическую традицию, которая с обладала жесткое соглосование событий Ветхого и Honro Заветов, анонимные авторы "Истории Грааля" создают своеобразный "ветхозаветный" пролог "Поисков Святого Грааля".

Испытание веры сомнениями, лишениями и чудесные доказательства божественных сил под формой видений и знамений композиционно организуют сюжетные линии "Истории Грааля". Влияние библейских сказаний и агиограЛш четко прослеживается как на уровне сюжета, так и при построении образов персонажей pov ша. Близость с библейскими каноничеекгага и апокрифическими текстами особенно очевидна в рассказах о творивших чудесах героях. Мир романа ан-тнномичоски разделен на "верующих" и "язычников". Евангелизация Британии осуществляется при постоянных столкновениях между приехавшими с Востока распространителями христианства и язычниками. Множество сюжетных линий переплетаются, но смысловая стру1сгура рсмана отражает преобладание религиозной системы ценностей, воплощенных в образах мучеников.

Ь "Мерлине" история британских королей описывается как борьба двух устойчиво сохраняющихся враждующих племен - "своего" н "чужого". Этнический фактор подчинен разделению на "веруюших" и "Язычников". Преобладающие Формульные описания персонажей и сцен битв принципиально сближают роман с героическим эпосом. Антиномически разделенный на "верующих* и "язычников", мир рсмана отражает один из типологических признаков эпоса. Идея испытания полностью заменена идеей утверждения эпического идеала христианской общности в Британии.

В Заключении подводятся итога исследования и даются следующие обобщения, касающиеся жанровой специфики романов цикла "Вульгаты" в зависимости от изменений в идеологическом содержании идеи испытания.

"Ланселот" является разновидностью авантюрного романа испытания, в которой только намечается процесс эгшзации романного повествования.

"Поиски Святого Грааля" является разновидностью авантюрно-исповедального романа испытания.

"Шерть Артура" отличается постепенным переходом от авантюрного романа испытания к героическому эпосу,

"История Грааля" наиболее близка к житийной разновидности романа испытания.

В "Мерлине" прослеживаются типологические признаки героического эпоса. ,

Все романы никла "Вульгаты" сохраняют типологическую близость с эпсссы, и шесте с тем от "Ланселота" к "Мерлину" усиливается процесс эпизации за счет ослабления романной специфики.

В рамках каждого из романов цикла прослеживается неоднородность.

Комшлляция и циклизация разнородных источников "Вульгаты" приводит к жанровой гетерогенности отдельных романов и всего цикла.

Подл, в печ. 24*04*92 г. Тирах 100 экэ, Заказ № 14730

Централизованная голография ГА "Соаэстройматериалов"