автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Суховерхов, Валерий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Г.М. де Ховельянос. Социально-философские и общественно-политические воззрения"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

СУХОВЕРХОВ Валерий Васильевич

Г.М. де ХОВЕЛЬЯНОС

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

(09.00.11. - социальная философия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре политологии Российского государственного социального института

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор А.Н.ОРЛОВ кандидат философских наук, доцент В.В.МЕРКУЛОВ

Ведущая организация - Российская академия управления

Защита состоится " "_Г59 г. в " "часов

на заседании Специализированного совета при Российском государственном социальном институте по адресу: 107150, Москва, ул.Лосиноостровская, д.24, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре философии Российского государственного социального института.

Автореферат разослан " "_1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат философских наук,

доцент В.Т.ДАНЧЕНКО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационная работа посвящена анализу и выяснению общественно-реформаторской сущности социально-философских и общественно-политических воззрений Гаспара Мельчора де Ховельяноса (1744-1811) - выдающегося испанского мыслителя, олицетворившего собой наиболее значимый и зрелый круг идей национального Просвещения ХУШ века.

Актуальность темы. ХУШ век - время сравнительно крупных общественных перемен в истории Испании, знаменовавших собой начало ослабления позиций феодализма в стране и становления капитализма. Именно в ХУШ веке, во многом для Испании переломном, выдвинулся на первый план и обрел актуальность целый ряд не обнаруживавшихся и не ставившихся ранее действительностью социальных вопросов, трудно и долго решавшихся затем различными силами этой страны.

Идеологическим выражением происходивших в стране процессов

явилось возникновение и функционирование национального Просве-

двикенетя

щения. Выступая в общем потоке всеевропейского просветительского и занимая видное в нем место, испанское Просвещение выразило себя как течение, объективно направленное против устоев феодального общества. Его развитие, несмотря на воздействие английской философской и общественно-политической мысли, но в большей мере - французской, преимущественно, правда, с точки зрения сдержанного ее восприятия и отрицания в особенности идей Руссо, совершалось самобытным путем. Просветители при выработке своего мировоззрения опирались главным образом на национальную философскую традицию, традиции социально-экономической, политико-правовой и естественнонаучной мысли, разделяя в то ясе время религиозно-богословские и христианско-этические взгляды отечественных

и иноземных теологов. Объединив в своем творчестве противоречащие друг другу положения, просветители в основных теоретических выводах исходили прежде всего из конкретной ситуации хозяйственного упадка и культурно-образовательного застоя, в котором оказалась Испания. Они стремились путем осуществления реформ вывести Испанию из состояния "декаденса", обосновать необходимость проведения в стране буржуазных по содержанию, но эволюционных по форме преобразований.

В плеяде испанских просветителей наиболее конструктивная и последовательная роль в формулировании этого вопроса принадлежит Ховельяносу.

Уникальное значение, которое придается и по праву сопрягается с деятельностью Ховельяноса в части подведения им теоретической базы под осуществление дельных в стране преобразований, по-прежнему ждущих в известной степени своего завершения, определила выбор творчества этого просветителя в качестве предпочтительного объекта исследования. .

Обращение к анализу социально-философского и общественно-политического аспектов наследия Ховельяноса обусловливается не только академической (самой по себе чрезвычайно важной) потребностью в разработке проблемы, далеко не исследованной в отечественном обществознании, по сравнению, например, с разработанностью проблем французского Просвещения.

В преломлении стабилизировавшегося в Испании процесса демократизации такой анализ приобретает особую актуальность. Побуждая обратиться к истокам зарождения в этой стране либерально-буржуазной по своей классовой направленности философской и общественной мысли, он позволяет сосредоточиться на выяснении сути его компромиссного просветительского учения; обнаружить плодотворность и оправданность некоторых выдвинутых им идей

для будущего страны; их особенно заметном влиянии на судьбу конституционно-парламентской практики либерально-буржуазных партий, действовавших в революциях XIX века и определивших своей борьбой за власть исторические пути развития Испании в XX веке.

Значение темы, по убеждению автора, выходит далеко за рамки сугубо "персонально-страноведческого". Раскрытие исследуемого вопроса создает возможность полнее представить существо европейского Просвещения; обнаружить то общее, что присуще реформатор-ско-государственному стремлению различных сил разных стран и эпох в осуществлении преобразований "сверху", в разрешении социальных проблем социальными средствами.

Цели и задачи. Главная цель диссертации состоит в том, чтобы осуществить и предложить на обсуждение научно-объективный анализ социально-философского и общественно-политического аспектов мировоззрения Ховельяноса, подчеркнув при этом неотъемлемую их прогрессивно-реформаторскую суть.

Для реализации поставленной цели в ходе исследования из широкого круга связанных с темой задач выдвигаются следующие:

- показать особенности социально-экономического, политического и духовного развития Испании во П-й половине ХУШ - начале XIX веков;

-выяснить объем и диапазон социально-философских и общественно-политических взглядов Ховельяноса;

- определить классовую их сущность и социально-практическую ориентированность;

- связать компромиссность учения просветителя с сутью выдвинутых им конституционно-парламентских идей;

- установить место и значение творческой деятельности Ховельяноса в контексте испанского Просвещения.

б.

Источники. Основными источниками для решения поставленных в диссертации задач послужили сочинения Ховельяноса - философско-педагогические трактаты; доклады на социально-экономические темы; рассуждения и речи политического содержания; дневники, имеющие одновременно личный и политический характер; письма его и письма к нему других лиц*.

Степень разработанности проблемы. Литература о Ховельяносе имеет более чем полутора®ековую историю и чрезвычайно богата. Творческая мысль, преимущественно испанская, но также американская и французская, посвятила просветителю множество работ ана-

2

литико-теоретического характера .

Признавая Ховельяноса как масштабную и выдающуюся личность, многочисленные авторы самых различных школ и направлений не столь единодушны, когда речь идет о смысле выраженных им концепций, дискуссия вокруг которых ведется по настоящее время.

Каждая из испанскга политических группировок, не отказываясь от теоретического наследия просветителя, стремилась найти свое к его воззрениям отношение, хотела видеть в нем только своего идейного предтечу. Субъективное восприятие, играющее в этом смысле немаловажное значение, - не единственная причина различного прочтения его творчества.

Идеи, выработанные Ховельяносом на рубеже ХУШ-Х1Х вв., в условиях переходного для Испании от феодализма к капитализму времени, характеризовавшимся сосуществованием устойчивой феодальной структуры и ростков буржуазных хозяйственных отношений, а

1 См01ъа%.„ ео&сс^...рог ЛЪиОа/С, МаЛ-

■и«С. /£33, 1326. Т. Г (Об)- /7(5О). /З/бйЪ&са с/е

2 См., напр.: 5&епсс^.¿¿г ¿а.. Уоге&тоъ, ^гА/аа?-~асС. /ЗРб' Т. 1-й.; Ро& ¿Ьм&ьгов. ММ /3?/.

также сложностью, своеобразием и зигзагообразностьго исторического движения самого феодализма в королевстве, объективно не могли не вобрать в себя и отразить всю гамму противоречий этого переломного этапа.

Ховельянос, по мнению исследовавших его творчество, и по-

о

следовательный сторонник просвещенного абсолютизма , и буржуазный реформатор4, "глава испанской либеральной партии"^; он - и традиционалист^, то есть ортодоксальный приверженец католического учения и ее церкви, и критически настроенный к церкви янсе-

7

нист ; в нем находят общее утопическим социалистам отрицание

а

частной собственности , но в нем же усматривают и поборника бур-

д

жуазной частной собственности ; он - и преемник идей французского Просвещения, и страстный их обличитель^, и так далее и тому подобное. Всех этих характеристик более чем достаточно, чтобы придти к выводу о некоей загадочности и возможной эклектичности воззрений мыслителя.

Кажущаяся противоречивость взглядов Ховельяноса сразу, однако, приводится в систему, если при обращении к ним исходить не

3 La^urtte. Af. M'sfotia. dé £s/>aXa. ЗагсеДжсг.. /930. Т/4-/6;

4 Ctgzséa. ¿. España^ Еиыуэа. ei e¿f>Msam¿en¿o es/>a.no/, Or/'edo. /SSS. Р.2/.

к

Пискорский В. История Испании и Португалии. СПб.1902.С.165.

6 Encinas J. de. La ¿zcccá'cio'n. esjtMno¿a y ¿a fteto&tccan, A/<xd-Wl P-59.

7 Río C¿. с%Jtacüicc¿o'n.. 7?¿XXX. if'oJot'é&cznos. Oázas -escogidas. /Céh'sicos casáX&utos/. A/adu'c¿. /£¡4S. TF.

8 Puertas M. ¿/oye&xnos. /Von.¿£ut'<deo. P 62, PO.

9 К/'еКггЛ.™ ^ Jte fteisO&ít'ob. of /8S¿/ c'/z -faltzisA Át'sXozy. Ox/ozd. /966. /42.

WPu¿z6tS Л/. Op. ct'f,

столько из сопоставления их со временем возникновения, сколько -идеи меры, основополагающей для просветителя, с позиции которой он расценивал все жизненные явления, но значимость которой, в особенности для философского его мировоззрения, осталась без специального на то внимания со стороны изучавших творческое наследие мыслителя.

Исследователи при этом единодушны в одном: все они отмечав?, хотя и не подтверждают сколько-нибудь всесторонним анализом, вопрос о сугубо "практической" ориентированности концепций Хо-вельяноса^, социально-реформаторской их сущности.

Русская испанистика специально не занималась изучением

идейного наследия Ховельяноса, ограничившись лишь небольшими

то

замечаниями по поводу его мировоззрения . В самой общей и предварительной форме охарактеризованы некоторые стороны мировоззре-

ТЯ

ния просветителя и в советской испанистике .

В целом отечественная гуманитарная наука» не имея обобщающих трудов о Хопелькноее, не располагает и переводами его 14

трудов .

Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой первый в российской научной литературе опыт I) сравнительно подробного анализа, выявления сущности и

^ См., напр.: Е.*§/. ¿/ CLen.ci.as тпога,-

у ро^'^сад. ЛЬа^'сг. />/3. Р4/; &

МасЫи. О&акха £с&?<пи1£

I?

См. труды ее авторитетов: Пискорский В. Указ.соч.- С.165; Трачевский А. Испания девятнадцатого века. - М., 1872. - С.II

13

См.: Волосгак О.В. Г.М. де Ховельянос и политика просвещенного абсолютизма в Испании во второй половине ХУШ в. - М., 1985 (диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук); Майский И.М. Испания 1808-1917. - М., 1957.

^ Все содержащиеся в диссертации переводы текстов Ховельяноса выполнены ее автором.

определения места и значения социально-философских и общественно-политических воззрений ХоЕельяноса в системе идей испанского Просвещение; 2) подтверждения на основе данных испанской философской и общественно-политической мысли факта компромиссности социальной политики, проводимой "верхушечными" средствами: стремлением, с одной стороны, обеспечить хозяйственный главным образом прогресс общества, с другой, - сохранить или незначительно видоизменить политико-идеологическую надстройку; 3) уточнения и углубления содержания и сущности переходных периодов в истории человечества.

Новизна исследования подчеркивается также и тем обстоятельством, что диссертация целиком построена не только на не вводившихся ранее в научный оборот произведениях просветителя, но - и неизвестной или малоизвестной в отечественном обществознании оригинальной литературе зарубежных авторов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть полезны и использованы:

при дальнейшей разработке и уточнении существа социально-философского и общественно-политического аспектов испанского и европейского Просвещения;

в расширении и развитии в учебной и научной литературе проблематики истории философии, политических учений, Новой истории;

при чтении по названным учебным дисциплинам общих и специальных курсов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии РГСИ и была рекомендована к защите. Большая часть результатов исследования нашла свое отражение в 3-х научных публикациях, 2-х материалах учебно-методического

характера, при чтении в РГСИ спецкурса "Социально-политическая мысль Испании Нового времени".

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы проводимого исследования, раскрывается степень разработанности, определяются его цель и задачи, дается краткий очерк жизни и деятельности Ховельяноса на фоне современной ему эпохи.

В первой главе диссертации - "Социально-философские воззрения" - анализируется суть социально-философских концепций просветителя, половинчатость, компромиссность, социально- практическая их ориентированность, а также связь их с проблемами педагогики и образования.

В §1 - "Онтологические и гносеологические проблемы исследования общества" - доказывается, что Ховельянос в объяснении наиболее общих вопросов бытия исходил из объективно-идеалистических позиций. Фундаментальной для него при этом идеей была идея Бога. В построениях просветителя она наиболее тесным образом связывается с проблемой христианско-религиозной этики.

Проведенный анализ показывает, что было бы явным упрощением считать Ховельяноса мыслителем, полагавшим, что Бог выступает в качестве абсолюта сущего. В этом отношении его концепции не были последовательными. Работы просветителя содержат множество положений, свидетельствующих об его отходе от основополагающих установок христианской католической догматики и признании правомерности "исповедания" пантеистических и деистических толкований мироздания.

Эти положения подчеркивают наличие во взглядах Ховельяноса идей, сближающих его в определенной степени со сторонниками, пусть даже не всегда последовательными, материалистических тенденций в философии, что дало повод служителям инквизиции к неоднократным преследованиям просветителя. Последние в особенности находились в прямой связи с идеей нераспространения (до известных пределов) Ховельяносом концепции Бога на сферу Природы, законы движения Вселенной. В этом отношении он, хотя и сохранял за Богом роль изначального "толчка" в деле мироздания, всецело руководствовался естественнонаучными данными, что нашло яркое отражение в речи просветителя "О необходимости изучения словесных и точных наук".

В логической связи с этим вопросом в §1 раскрывается смысл учения Ховелькноса о познании. Он считал, что в интересах получения полезной для практических целей истины необходимо революционизировать распространенные в Испании методы и системы доказательств. В научных изысканиях нужно исходить не из веры, но опыта и разума. Именно в расхождении между практикой и умозрительными с его точки зрения объяснениями вопросов мироздания, предлагавшимися поколениями философов, должно усматривать основную ошибку их систем воззрений. Ховельянос был убежден, что наука полезна лишь в том случае, если с ее помощью постигаются истинные, реалистические знания, в чем как раз и состоит ее предназначение. Он отрицательно относился к далекому, по его мнению, от реальной, практической заданное™, методу, применявшемуся Аристотелем в его учении об универсуме. Но в еще большей степени просветитель восстал против перипатетиков и теологов, приспособивших учение античного мыслителя для нужд церкви, извратив его пространными схоластическими комментариями.

Подлинное исследование природы должно вестись отличными от применявшихся в эпохи античности и средневековья путями. Главный среди них метод - не умозрительное теоретизирование, но экспериментальный, открытый и предложенный Бэконом. Ховельянос высоко расценивал материалистическую идею эксперимента английского философа, развивая и пропагандируя ее в учебных заведениях и Экономических обществах.

Альтернативой схоластическому "методу" являлся, по мнению Ховельяноса, также сенсуализм Локка и Кондильяка. Просветитель усматривал смысл их доктрины не в игре силлогизмов, но - стремлении понять и объяснить происхождение идей естественным путем, проникнуть в природу человеческого разума. Вслед за Локком и Кондильяком Ховельянос считал, что идеи имеют своим началом опыт, проистекают из него либо непосредственно - через ощущения, либо косвенно - путем размышлений. Он склонен был придавать роли чувств в процессе познания большое значение. Человек, был убежден он, посредством них получает все первоначальные свои представления. Душа человека воспринимает, сравнивает, делает отбор, обобщает их и оперирует ими.

Ховельянос, включая ряд материалистических положений в выдвинутую им концепцию о познании, вместе с тем считал, что всякие знания, науки, полученные путем опыта, наблюдения или обобщения чувственных данных, доказывают и утверждают в своей совокупности одну истину, как абсолютно достоверную - бытие Творца Природы, а также помогают понять, что в человеке заложено божественное начало, начало творца.

Отсюда концепцию познания Ховельянос напрямую связывал с педагогической деятельностью и еыводил далее на социальную практику, полезное для страны использование полученных знаний, что раскрывается в §2 - "Концепция познания и проблемы образование".

Испанский просветитель, подчеркивается в данном параграфе, подобно Локку и Кондильпку, отрицал понятие о врожденных идеях: их надо внедрять в сознание. Прежде, однако, нужно познать определенную систему символов, знаков, помогающих постичь истину. Один из главнейших в системе символов - ¡зык. Ховельянос рассматривал его в качестве необходимого инструмента для анализа, сопровождения и выражения мысли. Ясная мысль требует :;сной речи, а ясная речь - культуры языка.

Испанский язык должен быть, по мнению Ховельяноса, единственным языком обучения не только в коллегиях, но и университетах страны, преподавание в которых на латыни, по-прежнему

продолжавшееся, он считал нерациональным и непрактичным делом. Латынь, как учебный предмет, должна оставаться лишь в программах факультетов, готовящих правоведов, теологов, медиков.

Ховельянос пропагандировал идею важности изучения живых языков, особенно английского, теми, кто наметил готовить себя к "практической", "полезной" для страны профессии.

Такого рода профессии требовали усвоения положений точных прежде всего наук. Поэтому другим важнейшим в ряду симеолов языком являлся, по убеждению просветителя, язык математический -алгебраический и геометрический, - еще один "аналитический инструмент", знаки которого адэкватно отвечают необходимым количественным и пространственным идеям и изобретение и применение которых в последние в особенности времена принесли науке и практике замечательные результаты.

Только в соответствии фактов идеям о них заключена истина, считал Ховельянос. Именно потому, что в математических науках существует такое соответствие символов и идей, их Еыражающих, они определяются как науки точные. Лишь путем подражания им в раскрытии истины и другие "интеллектуальные науки" могут подняться до уровня "наук доказательных".

Столь сильное восхищение "геометрическим духом" и математикой, как одним из образцов человеческого знания, - влияние рационалистического учения Декарта о познании, - характерная черта просветительского мировоззрения Ховельяноса.

Самым большим практическим достижением Ховельяноса в деле развития образования в стране стало создание и функционирование Астурийского института навигации и минералогии. Это учебное заведение, как и сочинения просветителя, продемонстрировало собой пр;мой ответ на поставленные временем специфические вопросы социально-экономического содержания. В частности, население Астурии - родины просветителя - испытывало тяжелую нехватку пригодных для обработки земель. Альтернативные источники производственной деятельности и поддержания жизненного уровня провинции - рыбные промыслы, морская торговля, добыча угля - находились в начальной стадии разработки. Навигация и горное дело требовали для своего развития не только в масштабах Астурии, но и страны в целом знающих, подготовленных людей. Девиз, избранный Ховельяносом для института - "Истина и польза" - отражал двойную - научную и социальную - цель, которую он поставил перед ним: трудами и экспериментами добиваться, с одной стороны, полезной истины, с другой, - истинной пользы. В деятельности Института в силу этого большое внимание уделялось преподаванию предметов физико-математического и естественнонаучного ряда.

Единственно образованность не может, однако, служить залогом социального прогресса. Для этого знания, по глубокому убеждению Ховельяноса, должны быть непременно сопряжены с добродетельным отношением человека к миру, а сам он, человек, - исполненным всем комплексом положительных моральных качеств. Раскрытию этого вопроса посвящен §3 - "Роль естественной и христианской морали в совершенствовании социальных отношений".

Этическое учение является важнейшей частью не только фило-софско-педагогической, но также социально-экономической и политико-правовой сторон мировоззрения Ховельяноса. Оно, наиболее разработанное в системе его философских представлений, выдержано в объективно-идеалистическом и теологическом духе.

Ховельянос исходил в данном аспекте своего просветительского учения из идей, что в качестве одной из первоочередных задач необходимо Енедрять в сознание людей нравственные понятия. Он считал, что человек, не обладая таковыми от рождения, в силу своей природы наделен, тем не менее, стремлением к добродетели, способностью проявлять ее. На этом фундаменте должна возводиться система норм "естественной" этики, выводимых разумом и утвервдаемых в умах. В широком смысле они - воплощение общечеловеческой "светской" морали.

"Естественная" мораль в иерархии нравственных ценностей стоит, по Ховельяносу, ниже христианской. Христианская, для него, - есть совершенствование "естественной" и должна внедряться в сознание с помощью религиозного воспитания и образования. При таком условии, соединении, то есть, в душе человека "светской" и религиозной моральности, личность предстает подлинно нравственной. Для ее формирования, а также выработки своей этической системы воззрений Ховельянос, постоянно критиковавший схоластическую философию и метод ее доказательств, как в практическом отношении бесплодный в пределах естественнонаучного знания, настоятельно рекомендовал и использовал постулаты теологии в качестве безусловных и крайне необходимых.

Изучение философско-моральных наук - единственный путь, в процессе преодоления которого граждане могут стать не только полезными, но и добродетельными. Практические науки "просвещают

разум", философско-моральные - "совершенствуют сердце". Первые доставляют государствам изобилие, процветание; вторые - мир, порядок, добродетель, без которых процветание непрочно, "есть ничто".

Ховельянос не представлял себе возможности хозяйственного подъема страны без нравственных граждан, независимо от их социального положения, заинтересованных по природе своей души в благосостоянии отчизны и непосредственном участии в достижении такой цели. В прямой связи с этим он выделял в качестве основы "естественной" моральности разумное сочетание эгоистического и альтруистического начал в людях, главным практическим результатом действия которого должно быть избавление страны от социально-хозяйственной отсталости. Это - определенный деятельный нравственнь утилитаризм в религиозно-католическом его выражении, предполагающий преобразование испанского общества средствами морально-просветительского, не революционного характера.

"Естественная" мораль реализуется в повседневной жизненной практике, христианская связывается со стремлением к Богу, познанием его и служением ему как Высшему своему Благу. В идеях подобного рода, излагавшихся Ховельяносом в "Теоретико-практическом трактате по обучению", просветитель видел не только морально-теоретическую, но и, в соответствии с названием трактата, социально-практическую пользу. Практика "естественной" и христианской добродетели способствует достижению счастья не одним лишь человеком. Она - фундамент коллективного счастья, духовная основа процветания государства.

В необходимости постоянного нравственного совершенствования человека, соблюдении меры во всем - светском и религиозном, "естественном" и христианском, просвещенном и нравственном, вере

и разуме, собственности и нестяжательстве, удовольствии и воздержанности... - в этом видел Ховельянос социально-практический принцип своей моральной философии.

Этика, выступает из смысла морально-философских рассуждений Ховельяноса, представляя собой, по существу, высшую форму политики, неразрывным образом связывалась в его воззрениях с вопросами социально-политического характера.

Во второй главе диссертации - "Общественно-политические воззрения" - дается анализ их в наиболее сущностных для просветительского учения Ховельяноса аспектах.

В §1 - "Общество, государство, власть" - на основе изученных материалов показана прежде всего компромиссная точка зрения просветителя по вопросу о власти, сводящаяся к необходимости соединения в практической политике идей ортодоксального канонического права и светской государственности с сохранением и укреплением в этом сочетании приоритета последней'.'

Размышляя о возникновении общества, Ховельянос, как следует из его идей, представлял человека в силу его природы существом социальным и политическим, обосновывая свое убевдение традиционным аргументом о слабости отдельного индивидуума, несовершенстве свойственных ему качеств, что делало реально осуществимыми тяготение его и необходимость составить ассоциацию с себе подобными.

Естественное состояние человека, согласно Ховельяносу, в том понимании, как это просветителю представлялось из чтения Руссо, го есть как состояние абсолютно независимых друг от друга людей, никогда не могло существовать в истории: человек всегда пребывал з обществе себе подобных. Поэтому мыслитель считал, что теория 'золотого века" человечества с его "естественным состоянием" обязана своим происхождением не отклонениям разума от исторической

и общественной реальности, не заблуждениям философов, но преднамеренной их политико-нравстЕенной позиции, установке людей, стремившихся своими идеями подготовить и вызвать революцию.

Существование и наиболее приемлемое для естества человека функционирование общества, приходил к выводу Ховельянос, предполагает двустороннее соглашение составляющих его людей по вопросам жизнедеятельности этого общества. По заключении его стихийно возникшая человеческая ассоциация становится подлинным обществом, выполняющим связанные с его существованием функции. Частичная передача людьми индивидуальной свободы в пользование какого-либо лица ши совокупности лиц порождает общественную власть; принадлежащей им силы - государство; индивидуального богатства - совокупную собственность общества.

По общественному договору Ховельяноса, наряду с обязанностями людей перед обществом и государством, следует определить и закрепить обязанности государства перед людьми, главнейшей среди которых является обязанность эффективно защищать как их самих, так и их интересы. Публичная власть призвана охранять общественный порядок и гарантировать гражданам надежность е пользовании оставшимися у них по заключении общественного договора правами. Ховельянос впервые в испанской истории утвернздал идею правового государства, выступая выразителем буржуазного политико-правового мировоззрения, мировоззрения юридического.

Поскольку всякая законная власть, то есть, основывающая свою деятельность на соблюдении законов, должна быть восприимчива к любому совершенству, на которое только способно общество, и в соответствии с этим сама совершенствоваться и двигаться в сторону прогресса, постольку проектируемые и осуществляемые ею реформы "никогда не должны направляться на изменение существующих порядков, но - обновление их".

§2 - "Концепция социальных реформ" - воссоздает диапазон и су-ство предлагавшихся Ховельлносом общественных преобразований. Их ализация, наряду с называвшимися выше условиями - образованностью нравственностью народа - сопряжена также с необходимостью предо-авления ему одного из основных "естественных" его прав - права свободу. В контексте реформаторской политики это означает обес-чение равных всем возможностей для проявления себя в деловой ере; это по преимуществу - свобода частного предпринимательства, ощрение которого способствовало бы приобщению Испании к экономи-ски передовым государствам Европы. Отстаивая принцип "свободы я всех", просветитель подвергал резкому осувдению систему дворян-их привилегий, дворянскую мораль, выражавшуюся в стойком прене-ежительном отношении к полезной для страны деятельности, призывал зводить в дворянство за заслуги перед отечеством. Ховельянос от-тливо представлял, что привилегии и "политический вес" знати условлены причинами экономического порядка, превде всего ее ис-ючительным правом на землю. Отсюда он склонялся к ограничению одальной собственности и всемерному развитию "индивидуального", ржуазного, то есть, интереса. Решение антифеодальных задач он язывал поэтому с проведением разумных, в первую очередь социаль--экономических реформ.

Развив социально-экономические положения теории А.Смита при-нительно к испанским условиям, Ховелынос стал одним из немногих слителей Испании, разделившим концепцию классика буржуазной по-тической экономии о необходимости высвобождения от феодальных т сельского хозяйства, что было выражено им, как всегда в компро-ссной манере, в "Докладе об аграрной реформе". "Доклад..." отра-л не только испанскую общественную обстановку, но и европейскую, ожившуюся после двух буржуазных революций - американской и фран-зской. Будучи противником социальной революции, Ховельянос в

целях ее предотвращения в Испании выдвигал в "Докладе..." целый ряд предложений, выполнение которых обеспечило бы, по его мнению, устойчивость развитию испанского общества, прогрессировавшего бы в соответствии с прогветительско-реформаторскими проектами .

Предложения Ховельяноса в целом сводились к ликвидации существовали ей системы землевладения и землепользования; уничтожению системы майората или значительному сокращению владений такогс рода; снятию ограничений для внутренней и внешней торговли; расширению мануфактурного производства; свободному пользованию ремеслами, и так далее, то есть, в конечном счете - к совокупности мер, приводивших при условии их осуществления, к резкому потесне-нию позиций феодализма в Испании и обеспечению простора для развития капитализма с помощью мирных средств, под контролем "сверху", сначала - "просвещенной", затем - конституционной монархии, на основе сложившихся в обществе законов и утвердившейся конституции.

Б §3 - "Конституционно-парламентская идея" - на основе анализа политико-правовых взглядов Ховельяноса устанавливается, что, с его точки зрения, конституция в Испании существовала со времен средневековья и означала для него совокупность тех или иных соглашений, созданных на разумной основе и регулировавших социально-политическую и правовую жизнь общества на каждом из этапов его истории.

К преимущественному рассмотрению конституционно-парламентских вопросов Ховельянос обратилот под влиянием процессов, определявшихся войной испанского народа за свою независимость против наполеоновского нашествия и событиями все радикальнее разгоравшейся вслед за этим революции, будучи членом вновь образованного правительства - Центральной Хунты.

В создавшихся условиях актуальное значение приобрела проблема разделения властей, обусловив пристальное внимание к ней Ховельяноса. Обращаясь к истории испанского парламентаризма, он находил, что в средневековых кортесах, хотя во многом формально, таковое разделение присутствовало и себя проявляло. Оно, вызывая безусловное и нежелательное для общества соперничество между властями, диктовало, чтобы те удерживались в некоем равновесии определенным промежуточным органом - балансиром. Если в давней конституции Испании в роли такого дирижирующего органа выступала в известной мере монархия в лице короля, то в новых обстоятельствах механизм равнодействия властей должен был строиться иначе. Как член Комиссии по созыву Кортесов, Ховельянос приходил к убевдению о целесообразности формирования их на двухпалатной основе, отказавшись от идеи, выдвигавшейся другими членами Комиссии о необходимости созыва однопалатного Учредительного собрания.

Баланс властных сил мог быть достигнут, по мысли Ховельяноса, только при разделении законодательного собрания на две палаты, одна из которых вносит предложения, другая контролирует их. "Контролирующей" палате, составляющейся из представителей высшей знати и духовенства, надлежит выступать в роли противовеса в борьбе властей, пресекая чреватые конфликтными ситуациями тенденции в сторону излишеств демократии или крайностей деспотизма, отот промежуточный орган, верхняя палата то есть, будет, по идее просветителя, служить стабильности власти в целом, действовать в интересах общего блага и обеспечивать такое состояние в обществе, чтобы приоритет в нем занимали законы, а не люди.

Ховельянос аргументировал компромиссную по части организации парламента позицию тем, что прибегать к старинной форме представительства было бы "ни оправданно, ни благоразумно". Конструировать полностью ноЕую - "несправедливо и небезопасно".

Выдвигая идею конституционно-парламентской реформы, ХоЕелья-нос исходил из национальной представительной традиции, переосмыслив ее в духе политической теории Монтескье и структурной модели английского парламента. В итоге, по его мысли, палаты кортесов и корона должны олицетворять собой законодательную власть, которая, в отличие от верховной, королевской, делима. Им принадлежат осно-вопалагающие функции этой власти - законодательная инициатива и санкция законов, причем первая из функций - прерогатива преимущественно нижней палаты; вторая - верхней и короны, которые, однако, наряду с этим пользуются также правом вносить законодательные предложения. Вопрос о том, должно ли право санкции, которое Ховельлнос отождествлял с правом вето, быть абсолютным или ограниченным, он решил в. пользу последнего.

Просветитель проводил мысль о необходимости приспособления старых законов и парламентских структур к новой ситуации, характеризовавшейся революцией и войной за независимость, настаивая, что конституция должна быть реформирована, но не упраздена, поскольку король "не нарушил... ни одного из условий национального общественного договора".

Конституционно-парламентская идея Ховельяноса объективно ориентировала на создание в Испании умеренной буржуазной монархии.

В заключении диссертации подводятся итоги и исследования и делаются выводы.

Основное содержание диссертации отражено _в следующих публикациях:_

1. Философско-социологические концепции Г. де Ховельяноса // Философские науки. - 1982. - № I. - С.151-155. - (0,75 п.л.).

2. К характеристике Гаспара де Ховельяноса как литератора-просветителя ("севильский" период): Из истории Европы в новое и новейшее время. - М.. 1984. - С.282-293. - (0,75 п.л.).

3. Г.М. де Ховельянос. Жизнь. Литература. Философия. (К 250-летию со дня рождения). Монография. - М.. 1991. - (8 п.л.).

Исследуемая проблема нашла отражение в следующих учебно-методических материалах:

1. История западноевропейской и русской политической мысли (до возникновения марксизма). - М.. 1990. - (0,6 п.л.). - (Программа).

2. Социально-политическая история Испании. Основные проблемы. Спецкурс по курсу "История западноевропейской политической мысли". - М.. 1991. - (0,5 п.л.). - (Программа).