автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Гамиль Афзал: лирика и сатира

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Гилаева, Ильзира Ильясовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Гамиль Афзал: лирика и сатира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гамиль Афзал: лирика и сатира"

На правахрукописи

Гилаева Ильзира Ильясовна

ГАМИЛЬ АФЗАЛ: ЛИРИКА И САТИРА (АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ)

10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2004

Диссертация выполнена на кафедре методики преподавания татарского языка и литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»

Научный руководитель -Официальные оппоненты:

Ведущая организация

доктор филологических наук, профессор Галиуллин Талгат Набиевич

доктор филологических наук, профессор Хисамов Нурмухаммет Шагвалеевич

кандидат филологических наук Мусабекова Раиса Рашидовна

Казанский государственный педагогический университет

Защита диссертации состоится 9 декабря 2004 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.12 при Казанском государственном университете им. В.И.Ульянова-Ленина по адресу. 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18 (2-ой учебный корпус КРУ), ауд. /3

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина.

Автореферат разослан « / » ноября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук, профессор Загидуллина Д.Ф.

91\1Ъ)

Общая характеристика работы

Актуальность исследования, В истории татарской литературы второй половины XX века творчество Гамиля Афзала (Гамиля Гимазетдиновича Афзало-ва, 1921-2003) своеобразного лирика, острого сатирика и прозаика, вступившего на литературную арену в середине 1950-х годов, но до сих пор не получившего должного рассмотрения из-за идеологических ограничений - явление знаковое. Его идейно-творческий путь характерен для той части татарской художественной интеллигенции, которая искренне пыталась самоопределиться в сложных общественных перипетиях советского и постсоветского пространства и найти свое место в национальной культуре. Пережив в поисках правды и светлые надежды, и трагические разуверения, Г.Афзал пришел к осознанию неразрывной связи судьбы поэта с судьбой народа, нации.

Демократические преобразования, произошедшие в общественной жизни и литературно-теоретической мысли за последние десятилетия XX века позволили по иному взглянуть на творческое наследие таких художников слова, и на историю национальной литературы в целом. В связи с возникновением новых возможностей и концепций в современной литературоведческой науке, а также с отсутствием комплексных исследований творчества Г.Афзала появилась необходимость монографического исследования творчества поэта с точки зрения выражения авторской позиции.

Вопрос о способах проявления авторской позиции в литературе, начиная с 30-х годов XX века, становится предметом исследований виднейших отечественных ученых М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, ГА.Гуковского, Б.О. Кормана и др. В татарском литературоведении данная проблема остается по сей день одной из самых острых и полемичных, так как понятие «авторская позиция» отличается многозначностью, и предполагает разнообразие подходов и концепций. Вопросы, связанные с разными формами авторского присутствия в произведении, более всего разработаны применительно к прозе и значительно меньше в отношении лирики. Этим во многом определяется актуальность нашей работы: эволюция позиции автора в творчестве Г.Афзала служит тем ключом, с помощью которого можно комплексно рассматривать и оценивать его литературное наследие.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью изучения творческого пути Г.Афзала, выявления особенностей его лирики и сатиры в соответствии с формами авторского присутствия в тексте, позволяющих по-новому осмыслить своеобразие авторской позиции в произведениях и уяснению места поэта в литературном процессе второй половины XX - начала

Г

XXI века как талантливого и самобытного автора, яркой творческой индивидуальности.

Состояние изученности темы. Татарскими литературоведами и критиками освещались некоторые идейно-эстетические, тематические особенности лирических произведений Г.Афзала, выявлялись средства художественной выразительности и определялось место поэта в истории татарской литературы XX века. Однако эти исследования носили фрагментарный характер и до сих пор отсутствуют работы, посвященные системному и комплексному изучению его творчества.

В научной литературе о Г.Афзале просматриваются две тенденции: с одной стороны, лирика и сатира поэта изучается как два совершенно разных явления и прослеживается мысль о том, что его талант ограничивается сферой комического;1 иные исследователи отрицают подобный однобокий подход и утверждают, что его поэтический талант своеобразно воплощается и в лирике, и в сатире.2 С другой стороны, наблюдаются попытки рассмотрения его лирики, сатиры и прозы с точки зрения проблематики, а также анализ поэтики ряда произведений.3 Вопросы преемственности и новаторства в сатире Г.Афзала рассматривались СХакимом, но их научное обоснование было сделано Н.ПХХи-

4

самовым.

В 1970-80-х годах превалирует целостный подход к изучению творчества поэта, появляются труды, рассматривающие его в совокупности лирических, юмористических и сатирических произведений. Т.Н.Галиуллин подчеркивает

1 Гайнанов Р. Гамил Афзал шигырьлэре / Р.Гайнанов // Совет адэбияты. -1939. -№ 2. -118-122 66.; Хэким С. Мин чэчэклэр жыям... / СХэким // Г.Г.Афзал. бфеф итеп: Сатира-юмор шигырьлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1968. - 3-8 66.

1 Хисамов Н.Ш. Матурлык хакына / Н Ш.Хисамов // Казан утл ары. -1969. - № 6. -143-149 66.; Юзиев Н.Г. Шагыйрьуйлана / Н.Г.Юзиев // Г.Г.Афзал. Ышаныгыз: Сайланма шигырьлвр. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1971. - 3-И 66.; Шэфигуллин Ф.Х. Калеп моная, уйлап елмая / ФХШафигуллин II Казан утлары. - 1981. - № 5. - 171-174 бб.; Галиуллин Т.Н. Узенэ охшаган шагыйрь / Т.Н.Галиуллин Шагыйрьлэр Ьэм шигырьлвр. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 45-62 66.;

1 Юзиев Н.Г. Яшь шагыйрьнец беренче китабы / Н.Г.Юзиев // Совет адэбияты. -1958. 5. -113-116 66.; Рафиков М. Изге хэзрет тарихьг / М.Рафиков // Казан утлары. - 1965. - № 7. -133-134 66.; Фэйзуллин Р. Халыкчан шагыйрь/ Р.Фэйзуллин // Казан утлары. -1971. -№5. -114-119 66.; Шэфигуллин Ф.Х. Елмайта да, уйландыра да / Ф.Х.Шэфигуллин // Социалистах Татарстан. - 1975. -12 окт. - 3 6.; Техфатуллин Р. Челлэдэ уйланулар / Р.Твхфэтуллин // Социалисгик Татарстан. -1973. -1 апр. - 3 6.; Техфатуллин Р. Шагыйрьнен прозасы I Р.Техфетуллин // Казан утлары. -1976. -№ 1. -160-162 66.; Гатауллии Р Луп гппупдак бглэн / РГатаулин // Социалисгик Татарстан. - 1977. - 14 апрель; Гатауллин Р. Чэчэклэргэ лаек ижат / Р.Гатаулин Ц Татарстан яшьиэре. - 1981. - 23 май; Эхмат Р. Урдэ имэннэр... / Р.Эхмзт // Казан утлары. - 1983. - № 10. -169-172 бб.

4 Хисамов Н.Ш. Матурлык хакына / Н Ш Хисамов // Казан утлары. -1969. -№6. -143-149 бб.;

плодотворное влияние народного словесного творчества на лирику, юмор и сатиру поэта и рассматривает традиции фольклора в их взаимодействии с мировоззрением и нравственно-эстетической позицией автора.5 В исследованиях Н.Г.Юзиева, Т.НХалиуллина, А.Г.Яхина и др. обращается внимание на теоретические проблемы личности автора, лирического героя. В качестве форм авторского сознания в текстах Г.Афзала исследователи выделяют автобиографи-

6 - 7 8

ческого героя, двойника автора, лирического героя, автора, но часто они не дифференцируются, не дается их семантическая интерпретация и анализ функциональных проявлений.

90-е годы XX века раскрыли новые грани в исследовании творчества Г.Афзала, что связано, прежде всего, с творческой эволюцией мировоззрения поэта и с развитием общественно-философской и литературно-эстетической мысли. 80-летний юбилей ГАфзала и кончина поэта в 2003 году вызвали общественный

9

интерес к его наследию.

В процессе рассмотрения развития татарской сатирической поэзии ЛА. Кашфиева затрагивает проблему комического в творчестве ГАфзала.10 В 2004 году появилась работа Р.Ш.Хурматуллиной, посвященная лингвопоэтике стихотворных произведений ГАфзала.11

В основу нашей работы легла концепция литературоведа Т.Н.Галиуллина, который рассматривает феномен творчества ГАфзала, условно выделив в его

' Галиуллин Т.Н. ИлЬам чишмалэре: Монография / Т.Н.Галиуллин. -Казан: Татар, кит. нэшр., 198».-365 б.

• Юзиев Н.Г. Шагыйрь уйлана / Н.Г.Юэиев Ц Г.Г.Афзал. Ышаныгыз: Сайланма шигырьлзр. -Казан: Татар, кит. нешр., 1971. - 3-11 бб.; Юзиев Н.Г. Ул матурлык эзли доньядан... /Н.Г.Юзиев. Шигьрият доньясы: Тенкыйть мэкалалэре. - Казан: Татар, кит. нешр., 1981 - Б. 255-271.

7 Галиуллин Т.Н. Узене скшаган шагыйрь / Т.Н.Галиуллин Шагыйрышр Ьэм шигырьлзр. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 45-62 бб.;

* Яхин А.Г. Эдвбият: Татар урта гомуми белем мэкт. 11 нче с-фы вчен д-лек-хрестоматия. Тульи. 2 нче басма / А.ПЯхин. - Казан: Мэгариф, 2003. - 277-286 бб.

' Эхсэнов И. Шагыйрь чакырган урлэрго / И.Эхсэнов // Социалистик Татарстан. - 1991. - 24 май. - 6 б.; Гыйльманов Г. Шагыйрьнен биеклеге (Образлар системасына кузэту) / Г.Гыйльманов / / Г.Г.Афзал. Гомер кичрере: Шигырьлзр. - Казан: «Рухият», 2000. - 542 бб.; Галиуллин Т.Н. Халык бэхете - шагыйрь бвхете / Т.Н.Галиуллин // Магариф. - 2001. -№5.-8-9 бб.; Гаташ Р. Гамь Ьэм мок илчесе / Р.Гаташ // Казан утлары. - 2001. - № 5. - 9-11 бб.; Эгьлэм М. Иман исэн булса - омет исан, Хак Тэгалэ хак эш эйлэр але / М.Эгьлэм // Мэдэни жомга. - 2001. - 18 май. - 7 б.

ю Кашфиева Л.Э. 1950-80 нче еллар татар сатирик поэзиясе: Филея, фенн. канд.... дис. / Э.Л.Кэшфиева; Казан дэрэт ун-ты. - Казан, 1991. - 210 б.

" Хурматуллина г.Щ. Лингвистическая поэтика стихотворных произведений Г.Афзала: Ав-тореф дис.... канд. филол. наук / Р.Ш.Хурматуллина; Казан, гос. ун-т. - Казань, 2004. - 28 е.; Хормэтуллина Р.Ш. Г.Афзал шигырьларенец лингвистик паэтикасы: Филал. фенн. канд.... дис. / Р.Ш. Хермэтуллина; Казан дэуяат ун-ты. - Казан, 2004. - 235 б.

творческом развитии несколько этапов: 1) время исповедально-медитативной лирики (1950-1960 гг.); 2) торжество искрометной, разящей сатиры (1960-1970 гг.); 3) тоска по безвозвратно ушедшему историческому прошлому (1980-1990 гг.); 4) период зрелых философско-эстетических раздумий (1990-2002 гг.).12

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение творчества ГАфзала в аспекте эволюционного становления и литературно-эстетического своеобразия с точки зрения художественности и форм проявления авторской позиции.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- обобщить и систематизировать литературно-теоретический материал, связанный с проблемой автора, авторской позицией;

- определить способы проявления отношений между автором и лирическим героем в лирических произведениях;

- раскрыть идейно-эстетическое содержание юмористических и сатирических произведений, приведшее к изменениям в цепи автор - герой;

- исследовать художественный уровень лирики и сатиры поэта как особый уровень выражения авторской позиции;

- определить средства художественной выразительности, использованные для проявления авторской позиции (сюжетно-композиционные приемы, символы, средства художественной речи);

- осветить влияние общественно-политических и исторических событий на эволюцию авторской позиции в творчестве Г.Афзала в разные периоды.

Научная новизна заключается в том, что данное монографическое исследование посвящено изучению жизни и творчества Г.Афзала, где раскрывается роль поэта в развитии татарской литературы, оценивается его поэтическое мастерство под углом зрения проблемы авторской позиции:

- во-первых, произведено обобщение и систематизация существующих позиций и точек зрения по проблеме автора, авторской позиции и лирического героя в поэзии;

- во-вторых, удалось установить закономерности, определяющие специфику форм выражения авторской позиции и художественности в лирических, сатирических и юмористических произведениях Г.Афзала;

- в-третьих, структурный анализ произведений и оценка идейно-эстетической целостности литературного наследия, производимые с современных методологических позиций, позволили выявить новые грани в изучении жизни и творчества (лирики и сатиры) поэта.

а Галиуллин Т.Н. Тынгысыз калэмнеч улемсга шигърияте / Т.Н.Галиуялин // Татарстан. 2001. - № 5. - 67-70 66.

Теоретико-методологаческую базу исследования составили труды по теории литературы (В.В.Виноградов, М.М.Бахтин, Б.О.Корман, Ю.М.Лотман, С.Н.Бройтман, А.М.Буланов, Д.С.Лихачев, Ю.М.Проскурина, Л.Я.Гинзбург, В.Е.Хализев, А.Б.Есин, Н.Г.Юзиев, Ф.М.Хатипов).

При анализе юмористических и сатирических произведений автор опирается на исследования зарубежных и отечественных ученых (И.Кант, А.Бергсон, Н.Г.Чернышевский, Ю.Б.Борев, Б.Дземидок, Д.П.Николаев, У.И.Гимади-ев).

В плане изучения проблемы взаимоотношений эпохи и личности, времени и поэзии, особенностей развития общественной мысли в творчестве поэта были использованы работы Р.К.Ганиевой, Т.Н.Галиуллина, Х.Ю. Миннегулова, Ю.Г. Нигматуллиной, Д.Ф.Загидуллиной, Н.Ш.Хисамова, Ф.М.Мусина, А.ГАхма-дуллина, Ф.Г.Галимуллина, А.Г.Яхина.

Методика исследования базируется на принципах системно-целостного анализа художественной структуры произведения с точки зрения проблемы автора, сочетающего элементы структурного и сравнительно-сопоставительного методов исследования.

Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что ее результаты могут послужить при создании учебных программ, разработки лекционных курсов, семинарских и практических занятий по истории татарской поэзии второй половины XX века, в спецкурсах по творчеству Г.Афзала. Анализ творчества Г.Афзала в аспекте проблемы позиции автора, рассмотрение механизма изображения автора и героя в структуре лирических, сатирических и юмористических произведений представляет новые возможности для изучения творчества других поэтов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в шести публикациях и в докладах на итоговых научных конференциях вузовского (Казанский государственный университет 2001, 2002, 2003, 2004), республиканского (I республиканский Форум молодых ученых РТ, г.Казань, 2001; Тукаевские чтения, г.Казань, 2002; VII научно-практическая конференция «Проблемы изучения истории, культуры и языков народов Волго-Уральского региона и Татарстана», г.Казань, 2004) уровней.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается проблематика, определяется рабочая концепция, цели и задачи диссертационного исследования, определяются актуальность и научная новизна диссертации, объект и предмет исследования, методология анализа, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава, названная «Субъективный герой - автор в лирике Г.Афзала», в целях наибольшей дифференциации художественного материала, конкретизации наблюдений и выводов разбита на три взаимосвязанных раздела.

Для понимания природы и поэтики лирики необходимо теоретическое осмысление авторской позиции, способов ее выражения, знание методики ее выявления в конкретном художественном тексте, в связи с чем в первой главе выявляется отношение поэта к действительности, определяется его позиция и роль в организации художественных произведений.

В первом разделе «Автор, лирический герой, лирическое<я> в структуре лири-ческихпроизведений Г.Афзала» рассматриваются теоретические подходы к пониманию авторской позиции и определяется единая концепция, положенная в основу данного исследования, согласно которой лирические произведения Г.Аф-зала анализируются с точки зрения проблемы авторской позиции, форм выражения авторского сознания, субъектной организации текста. В лирической системе Г.Афзала субъектная сфера разделяется по формально-содержательному признаку, то есть по совокупности двух признаков: а) наличие некоего субъекта речи, выражаемого через определенные личные местоимения; б) наличие некоего мироотношения, связанного с данным субъектом речи. В соответствии с этим, в лирике поэта условно можно выделить два пласта: а) собственно лирические стихотворения, объединяемые образом лирического героя; б) стихотворения, раскрывающие образ лирического «я» и объединяемые им, что позволяет выделить в структуре лирической системы функциональные роли автора: автор создает образ лирического героя; автор размышляет о лирическом герое; автор раскрывает лирическое «я».

У лирического героя выявляются функции: а) «я» рассуждает о вечных категориях бытия: счастье-несчастье, жизнь-смерть, любовь-одиночество, правда-ложь и др.; б) «я» - неотделимая часть природы; в) «я» противостоит превратностям судьбы; г) «я» - борец за счастье и будущее нации;

Отмеченное многообразие форм и функций авторского присутствия в тексте произведений Г.Афзала во многом определяют их художественное своеобразие; взаимоотношения автора и героя являются основой их модификаций в зависимости от проблематики произведений.

На раннем этапе творчества в собственно-лирических стихотворениях в центре внимания оказывается автобиографический герой, что связано с общим характером его лирики, которая отличается исповедальностью, изображение окружающего мира дается сквозь субъективное восприятие. Так, в стихотворениях «О себе» (1957), «Осень» (1957), «Встрепенувшись»,«1921 год», «Березам» (1959), «На протяжении года» (1964) лирический герой и биографический автор сливаются воедино. Внутренний мир художника становится главным предметом изображения; внимание сосредотачивается на отношении лирического героя к жизни, на его мыслях, чувствах и переживаниях. Лирический герой как субъект художественного познания раскрывается автором через чувственное восприятие действительности. Все, что может быть им увидено, услышано и прочувствовано - становиться выражением его сущности. Субъективное, способствуя самовыражению поэта, усиливает также психологическую глубину повествования. Лирического героя невозможно отделить от автора: он не имеет собственного видения и понимания мира, а значит, и права на собственное слово. Автор - единственный полноправный субъект лирического высказывания, и в этом состоит основное условие эмоциональной выразительности начального этапа творчества поэта.

Авторская позиция в стихотворении усиливается посредством стилистических фигур, средств художественной выразительности (олицетворения и сравнения), в то же время символы весны, осени, ветра, цветка вносят оценочный момент в характеристику лирического героя. Все вышесказанное находит отражение и в композиционном строе произведений: тексты формируются как лирический монолог-исповедь от первого лица, чему способствует особое положение героя, побуждающее его к философским рассуждениям, в которых выражена необходимость понимания себя в мире.

Во втором разделе «Авторскаямедитация в любовной и пейзажнойлирике» нами выделяется своеобразие взаимоотношений автора и героя.

Любовная лирика Г.Афзала, развивающаяся исподволь на протяжении всего творчества, не занимает большого места в его литературном наследии, и до сих пор остается малоисследованной.

В любовной лирике автор размышляет о лирическом герое, противопоставляя любовь-одиночество, счастьесградание и передавая его чувства как обобщенную эмоционально-философскую мысль. Любовь провозглашается смыслом жизни. Г.Афзал пользуется двумя классическими мотивами в трактовке любви: любовь-радость и любовь-страдание. В первом случае любовь для лирического героя - сила, возвышающая человека, аккумулирующая мощный творческий импульс, двигатель души, искра надежды. Через страдания он приходит к пониманию прелести и красоты бытия, жизни. В понятие «любовь» вкладыва-

ется универсальное содержание: это и любовь к народу, к нации, природе, к творчеству, но прежде всего это -любовь к женщине в ее различных проявлениях: от легкой, шутливой влюбленности («Моя Гульчира» (1956), «Моя Хадича» (1955-1959), «Не шути со мной, джигит» (1966)) до глубокого переживания («Я люблю тебя», «Встреча» (1957), «Солнце взойдет» (1957)). Любовная лирика основана на реальных любовных чувствах самого поэта, в ее центре - внутренний мир влюбленного человека, раскрытый, рассказанный им самим любимой женщине. Стихи-обращения к любимой составляют основную сюжетную канву любовной лирики Г.Афзала.

Во втором случае в любовной лирике прослеживаются чувства горя, страдания, безнадежности («На озере» (1949), «Предгорье, где растет береза» (1949), «Лунная ночь» (1958), «Тропинка вдоль реки» (1958), «Не знал, что ты уйдешь» (1966), «Обманутый» (1968)). Источником несчастья для лирического героя является одиночество, которое повергло его в пучину страданий.

Для передачи философских размышлений, внутренней и внешней красоты любимой, для изображения противостоянии любви и одиночества применяется образная символика, взятая из арсенала Восточной поэзии (сад, солнце, Звезда Чулпан, соловей и др.), которая становится способом выражения авторской позиции, провозглашающей любовь как средство совершенствования личности, когда любовь и жизнь приобретают равнозначный смысл.

В лирике Г.Афзала чувства лирического героя, видение мира, философские размышления писателя о жизни и человеке - все взаимосвязано с его пейзажными стихами. Природа - источник творчества поэта, его стержневой центр, идеал жизни и высшей гармонии взаимоотношений. В пейзажной лирике Г.Аф зала в образе природы воссоединяются разнообразные функции: олицетворение красоты родного края, одухотворение природы, изображение чувств и переживаний лирического героя, философское осмысление явлений окружающего мира, параллелизм времен года и душевного состояния героя. В пейзажной лирике авторская позиция передается посредством особой интонации: повторов, коротких и обрывочных предложений.

В любовной и пейзажной лирике прослеживается единая тенденция: автор размышляет о лирическом герое и в структуре стихотворений раскрывается общность в судьбе лирического героя и личности поэта, но между ними наблюдаются и существенные различия.

В любовной лирике переживания лирического героя, обобщаясь, передаются как эмоциональнофилософская мысль. Авторская позиция проявляется и в КОМПОЗИЦИОННОМ строе стихотворения - монологически завершенном тексте с выраженным внутренним диалогом. Здесь находит свое выражение диалогич-ность мышления в рамках единого личного сознания. С точки зрения внутрен-

ней структуры это диалог «своего» и «своего» голоса, коммуникативная позиция внутренней речи, с характерным для нее внутренним адресатом. Адресаты при этом не получают права голоса, формально текст остается монологическим.

В пейзажной лирике природа для автора становится средством «эмоционально-рефлексирующей социальной неудовлетворенности, выражением идейно-эмоциональных исканий и идеалов».13 В пейзажную лирику проникают мотивы грусти, красота природы противопоставляется трагедии тоталитарной эпохи. Единение с природой воспринимается как обретение смысла жизни. Отличительными особенностями пейзажной лирики Г.Афзала являются: а)противостояние общества и природы в виде конфликта прекрасного и уродливого, вечного и тленного, истинного и лживого («Оборачиваясь»), Описания явлений природы помимо реальных значений несут символический смысл, что становится единственно возможным путем высказывания сокровенных мыслей, тайных дерзаний для поэта, служащего правде; б) лирический герой един с природой, в некоторых моментах сливается с ней («Когда мир на душе», «Ива»), в) описание природы используется для выражения чувств лирического героя. Г.Афзал в своих стихотворениях олицетворяет, передает через картины природы свои чувства и ощущения, эмоциональное состояние в тот или иной момент. Психологические ассоциации картин природы с настоящей жизнью образуют пейзажную лирику Г.Афзала и она становится зеркалом времени, отражением собственной судьбы и судьбы Родины. Через картины природы поэт раскрывает свои размышления о жизни, времени, о сущности и месте человека на земле. Природа становится важнейшим элементом в выражении авторской позиции.

Втретьем разделе первой главы «Лирический герой как воплощение авторской мысли вгражданскойлирике» раскрывается гражданская позиция поэта, в связи с которой выявляются отношения между автором и лирическим героем. Литературоведение рассматривает гражданскую лирику как художественное выражение определенной позиции позта.14 Она отражает факты общественной жизни, реалии действительности. Автор раскрывается как художник, опередивший свое время, предвидевший в своем творчестве трагедию страны, трагедию поколения. В 60-е годы в литературе начался поиск способов передачи истинной картины и сущности тоталитаризма. ГАфзал через канву своих про-

u Поспелов Г.Н. Лирика / Г.Н.Поспелов. -М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. [18. "Семенова В.Г. Поэтический мир А.Софронова (Истоки. Проблематика. Поэтика): Автореф. дис.... канд. филея, наук / В.Г.Семенова; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 1999. - С 10.

изведений сумел выразить отрицательное отношение к существующей идеологии. Авторская позиция выражает стремление к совершенствованию бытия, личности, через внутреннее состояние героя раскрывается драматическое видение действительности. «Я» автора вынуждено согласиться с тем, что сложно, даже невозможно ничего изменить, и это состояние передается чувством обиды, скорби, душевной боли.

Застойные явления в общественно-политической жизни страны 60-70-х годов привносят в литературу мотивы безысходности, драматизма. Люди осознают необходимость перемен, но они бессильны что-либо изменить, вследствие чего лирический герой Г.Афзала пытается выразить протест против существующих порядков, одновременно живя в страхе и осознавая свою слабость («Улыбаюсь задумчиво»). Тема внутреннего конфликта совести и страха, присущего советскому человеку продолжается в таких стихотворениях Г.Афзала, как «Судьбы», «Книга жизни», «Люди, судьбы, время» и др., где лирический герой сломлен, морально разбит, он не ищет путей выхода из создавшейся ситуации, что не соответствует авторской позиции, и такая пассивная личность становится объектом иронии автора.

В 1960-70 гг. ГАфзал много размышляет о судьбе деревни. В его поэзии тема разлуки с деревней, которая была и остается хранительницей народных традиций, морали, выдвинута как угроза разрыва духовной связи между поколениями. В творчестве поэта деревня - модель мира, с одной стороны, раскрывающаяся как совершенный мир гармонии и покоя («Благостность деревни», «Ой, деревня»), с другой, мир горя и страданий («Заброшенная деревня», «Ой, красивые, родные мелодии», «Возвращение»).

В связи с темой деревни в творчестве поэта появляется новая интонация в авторской позиции, где посредством «унылого пейзажа»15 - заброшенного кладбища, могилы, осеннего ветра, березы передается безысходность, стремительное падение нации в пропасть, здесь лирический герой выступает в роли борца за светлое будущее своего народа.

В произведениях, написанных в эпоху политических репрессий, автор выступает в роли субъекта и объекта повествования, когда выражение авторской позиции в субъектной сфере связано с наличием двух лирических субъектов. Автор объединяет в себе две категории или ипостаси: лирического героя и прошлое самого автора («я прошлое»), что объясняется ностальгией по прошлой жизни, проведенной в деревне, и желанием вернуться в детство, скрыться от жестокой действительности («Прощание с родной деревней», «Возвращение»).

13 Эпштсйн М.Н. «Природа, мир, тайник вселсной...»: Система пейзажных элементе» в русской

поэзии I М.Н.Эпштейн. - Высш.шк., 1990. - С. 148-156.

Гражданская лирика Г.Афзала основывается на медитациях, направленных на внешний мир. Автор раскрывает перед читателем свое лирическое «я» и внутри поэтической структуры автор и лирический герой как бы идут навстречу друг другу.

Эволюция композиционных форм в поэзии ГАфзала сказалась в движении от монолога лирического героя к монологу от лица многих людей, граждан страны, что проявилось в стихотворениях поэта последнего периода. Тем самым подтверждается общечеловеческая направленность творчества Г.Афза-ла: голос лирического героя сливается с голосом основной массы, напряженно ищущей добра, правды, справедливости и красоты. Духовная жизнь лирического героя обогащается за счет того, что он находится в гуще событий, не уходит от действительности. Его душевный мир, борьба настроений отражают борьбу внешнего мира. История страны, социальные противоречия, столкновения различных сил выступают в творчестве Г.Афзала одновременно и как исторические факты, и как субъективное переживание, вызванное этими событиями. Воспроизведение действительности через призму цельной личности, преодолевающий распад и хаос обстоятельств, составляет суть концепции мира и человека ГАфзала. Ритмико-композиционная особенность выражает авторскую позицию, создает целостность и завершенность стихотворений.

Необходимо подчеркнуть, художественным контрапунктом всего творчества Г.Афзала является стремление познать смысл жизни. В лирическом наследии Г.Афзала выстраивается целостная философская концепция мировоззрения, определяемая как одновременное сосуществование в творчестве поэта двух совершенно противоположных, но взаимопроникающих позиций: восхищение жизнью, людьми, любовь, радость и обида, страдание, чувство безысходности.

Во второй главе «Движение общественной мысли в лирических произведениях ГАфзала» нами выявляются новые тенденции в поэзии ГАфзала, рассматриваются особенности проявления общественно-философской проблематики в гражданской лирике, определяется эволюция авторской позиции. В наследии поэта ГАфзала значительное место занимает гражданская лирика. Мастерство поэта в процессе эстетического преобразования действительности заключается в раскрытии проблемы смысла жизни в широком контексте; в многогранном изображении эпохи в онтологически-антропологическом, культурно-историческом, философском аспектах; в глубине раскрытия сути общественно-политических изменений, контрастности чувств и переживаний. Поиск смысла жизни, размышления о счастье человека на этапе «исторических» и «философских размышлений» лирики ГАфзала представляют собой синтез лиризма и вдумчивости, общественная мысль возводится в статус философии. Философия жизни в структуре поэтических произведений тесно переплетается с чувствами ге-

роя, что становится причиной возникновения философской поэзии. Эволюция чувств и переживаний передает размышления поэта двумя способами: передачей философии общественного содержания намеками и в форме слова-мысли лирического героя. В поэтическом мышлении как основная особенность обоих направлений преобладает символика, «символ воспринимается как средство достижения истины»16 служит ключом в понимании авторской позиции.

В первом разделе второй главы «Перебираястраницы истории»анализируется историческая тема в поэзии ГАфзала и выявляется ее общественно-философская основа в соответствии с авторской позицией и художественностью.

Новации в философско-общественной мысли, в литературном процессе объясняются ослаблением жестких идеологических установок, что приводит к гуманизации и усилению демократических тенденций в литературе. Литература освобождается от метода социалистического реализма и на первый план выходит традиционный реализм, где органически переплетаются реалистические и романтические, мифологические традиции и религиозночрилософские мотивы. Демократические изменения, произошедшие в жизни страны и литературы, «национальный и духовный подъем выводят поэзию на передний план».17 Обновление идеологии приводит к появлению новых направлений, литературных приемов, тематических дефференциаций. Как следствии активизации авторской позиции, в стихотворениях, посвященных исторической теме, усиливается публицистическое начало: автор стремится высказать свое отношение к изображаемому, придать локальному философскую обобщенность.

В основе исторических произведений поэта лежит поиск причин нераскрытых, темных сторон прошлого, размышления о жизни предков. Историческая эпоха приводит к синтетическому единству реалистических и романтических традиций, переплетению в структуре одного произведения культурных, религиозных, философских и мифологических взглядов («Беит Булгар», «Сю-юмбеки», «Бату хан», «Кул Гали»). Романтическая линия повествования, развивающаяся параллельно с реалистической, характеризуется изображением духовных стремлений и надежд лирического героя. Лирический герой с первого момента определяется как гражданин на службе родине, он возвышается над происходящим мудростью взгляда, и одновременно через его переживания и отношение выявляется оценка совершающихся событий. В результате этого художественные произведения становятся отражением авторского взгляда на ис-

* ЗаИидуллина Д.Ф. Модернизм >1эм XX йез башы татар прозасы / Д.Ф.ЗаЬидуллина. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - Б. 4«

0 Галиуллин Т.Н. Шигърият офыклары / Т.Н.Галиуллин // Татар шигьрияте: 1980-2000 еллар. - Казан: Мэгариф, 2003. - Б. 7.

торию и современность. Наряду с указанными особенностями «эпохи преобразований» существует еще одна - возникновение необходимости национального идеала, и как следствие, возведение исторических личностей, мудрецов в статус идеального образца.

Г.Афзал в условиях тоталитарного общества выдвинул проблему национальной государственности, что можно характеризовать как неоценимый вклад в татарскую культуру. Стихотворения, посвященные исторической проблематике, относятся к первому типу выражения авторской позиции. В них прослеживаются идеи пробуждения национального сознания как средств достижения высшей цели -национальной независимости. Историческая достоверность раскрывается параллельно с образами природы, повторение звуков и перемена их местами служит для выражения исторических размышлений лирического героя.

Стихи «Камни Булгара», «Золотая Орда», «Биляр», «Дешти Кипчак» оживляют, при помощи символов средневековой государственности, тюрко-татарс-кие города Биляр, Булгар и др., тем самым выдвигается как национальная идея необходимость сохранения достижений прошлого тюркских народов. Лирический герой стоит на перепутье - точке пересечения различных веков, и ищет ответы на вечные вопросы, как будущее нации, смысл жизни, правда. Автор через лирического героя дает оценку татарскому народу - сравнивает его со стадом, безучастным к своей судьбе. Память выступает средством выражения духовного и культурного развития нации. С одной стороны, городские развалины -точка пересечения и оценки будущего, с другой, сохранение в памяти исторических памятников становится основой национального будущего, характеризуется как национальная идея.

Важным показателем в понимании авторской позиции, его исторической концепции становится отношение писателя к историческим личностям. В творчестве Г.Афзала усиливается тенденция изображения исторических личностей в аспекте реализации национальной идеи. Реальная основа в форме исторической действительности развивается параллельно с романтической стороной повествования -фантазией. В романтическом слое произведения «Сююмбеке» (1968) создается образ Казанского ханства и Сююмбеки, воплощающей радость, надежды и чаяния татарского народа. Лирический герой вплетается в ткань повествования в образе представителя той эпохи и в произведении дается оценка общественно-политической ситуации в Казанском ханстве. Основываясь на ис-торическо-мифологическом принципе, Сююмбеке возводится в статус символа.

Поэтические произведения Г.Афзала, посвященные историческим личностям, можно рассматривать как одно из направлений его творчества («Салават Батыр» (1973), «Кул Гали» (1985) и др.). С одной стороны, автор посредством

жения образов реальных героев из прошлого, через их деятельность оценивает далекую историю, с другой, исторические личности, возведенные до статуса национального идеала, выполняют функцию защитников национальной независимости и татарской государственности. В свете этих представлений лирическое «я» воспринимает вышеуказанную функцию и переводит ее на современников, сам становясь борцом за будущее нации, и ее независимости.

Таким образом, в творчестве ГАфзала исторические личности, почитание прошлого, память, праведная жизнь наших предков составляют семантический центр произведений и эволюционируют в связи с национальной идеей.

Авторская позиция объединяет реалистические и романтические пласты, мифологические, религиозные, философские, общественно-политические, национальные взгляды и идею диалектического единства трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Условный мир, созданный игрой воображения, не противопоставляется современной действительности, а выступает средством осмысления будущего через прошлое. Автор объективно изображает прошлое, справедливо оценивает односторонне рассматриваемые до этого события, размышляет о настоящем и прошлом нации и стремится познать пути его дальнейшего развития.

Во втором разделе «Общественно-философские поиски лирического «я» в лирике ГАфзала» рассматриваются модификации лирического «я» в контексте обще-ственнофилософского содержания.

В конце 1990-х годов тональность произведений поэта резко меняется, появляются сомнения, раздвоенность, разочарования, неудовлетворенность, тревога, снижается публицистический пафос, но поэт не теряет надежды и чувство сожаления, страдания соединяется с удивлением, иронией, превращаясь в средство критики самого себя и нации. Исследуя страницы истории, поэт приходит к следующему выводу:мир, история вечно повторяются, а жизнь общества и личности конечны, но судьба человека зависит только от него самого, в связи с чем возникает проблема судьбы в ее взаимосвязи с человеком, нацией, миром. Философская мысль общественного содержания выражается посредством слова и мысли, отношение к действительности передается через образы «пустоты», «неразберихи»; метафорическими эпитетами «горькая улыбка», «неспокойное чувство» и «судьбы достойной сожаления».

ГАфзал создает с помощью художественных средств мир иного содержания. В поэзии последних лет символические образы леса, дракона, волка, корабля служат для создания модели страны и общества, позволяют связать бессмысленность жизни с несправедливостью общества и политики. Лирическое «я» отделяет себя от мира, в то же время боится неизвестности.

Образ дремучего леса с содержательной стороны предстает как собирательный образ политики, тюрьмы, каторги и обобщается как народ, затерявшийся в пути. Поэт зло и коварство размещает в пространстве темного леса, создавая модель мира, связанную с древней мифологией. Образы дракона и волка, символизирующие злые силы (руководители), живущие в темном лесу (общество), являются своеобразным ключом для понимания авторской позиции. Таким образом, автор дает понять, что «самая счастливая страна» - по сути «железная клетка», а «идеальный» предводитель - центр зла. Поэт направляет внимание реципиента на события, происходящие в стране, показывая бессмысленные ситуации, говорит о смысле жизни. В основе конфликта между жизнью в клетке и судьбой народа изображается проклятое существование всего народа. Исходя из вышесказанного, ясно, что с одной стороны, рождается новый смысл, с другой, семантическая сфера приходит в движение, когнитивные модели повторяются.

В лирике Г.Афзала просматривается идея спасения нации от жестокости, исчезновения с лица земли путем духовного очищения. Показывая духовную взаимосвязь между лирическим героем и Аллахом, автор преследует две цели: обратившись к Аллаху, стремится показать пути спасения человечества от угнетения, во-вторых, желает привести свой народ к вере. Мотив пророка раскрывается в стихотворениях «Обманутый пророк», «Моя книга песен», где лирический герой по мере постижения действительности понимает, что он вновь оказался обманутым судьбой. Но поэт никогда не теряет веру в самоценность человеческой жизни и остается на стезе служения народу.

В ходе исследования выяснено, что образ мира в творчестве ГАфзала передается с помощью различных деталей, сложных метафор, символов, позволяющих понять авторскую позицию. В основе стихотворений лежит общественно-философское содержание: красота души человека, внутренний конфликт со злом, идея терпимости, приход к вере, объединение нации, национальная идея, стремление к духовной чистоте, полученное в результате духовных поисков лирического «я».

В третьей главе «Комическое как средство постижения авторской позиции»

рассматриваются основные аспекты сатирико-юмористического наследия ГАф-зала. Во-первых, выявляется многообразие форм комического и способы их выражения; во-вторых, прослеживается авторская позиция и способы ее выражения в сатирико-юмористических произведениях.

В первом разделе третьей главы «Автор - герой всатирико-юмористических произведениях» анализируются взаимоотношения автора и героя, определяются формы авторского присутствия в тексте.

В истории татарской литературы ГАфзал известен не только как лирик, но и как яркий, самобытный автор комических произведений. Опираясь на традиции таких мастеров юмора и сатиры, как Г.Тукай, Ш.Бабич, Ф.Амирхан, АФайзи, он создал юмористические произведения, отличающиеся богатством средств и приемов смеха.

Литературовед Т.Н.Галиуллин сатиру 1950-1960-х годов объединяет под названием «торжество искрометной, разящей сатиры», где поэт отдает предпочтение бытовой сатире, положив в основу произведений привычную жизнь, судьбы обыкновенных людей. Представляя жизнь в таком разрезе, автор сливается со своим лирическим героем, вследствие чего «я» наделяется следующими функциями: а) герой, противопоставляющий свое видение мира авторскому; б) просто герой произведения. Автор-создатель искусно использует «я» для высмеивания отрицательных явлений в жизни общества, анализа глубинных процессов и противоречий действительности; в структуре сатирико-юмористических произведений «я» определяет идею, обеспечивает композиционную целостность. Так, «я» представляет собой автора-творца и объективного автора-рассказчика, объединяя внутри собственной структуры субъективное и объективное начало -от имени «я» выступает автор или высмеиваемая действительность. В сатире ГАфзала образы «я» объединяются в позиции самокритики, что способствует возникновению диалога философско-аналитического характера - разговора с самим собой (солилоквиум), в процессе которого рождается «поэт, похожий на себя» (двойник автора). Необходимо отметить, что граница между авторским и лирическим «я» очень зыбкая: в одном случае они сливаются воедино, в другом на словах резко противопоставляются друг другу.

Итак, в сатире ГАфзала «я» раскрывается как многогранный, полифонический образ, уточняющий авторскую позицию, которая определяется слиянием комического и трагического.

Важной особенностью комических произведений является их сюжетность, лиро-эпическая природа. Здесь поэт при помощи таких приемов, как ирония, сарказм, повтор, перечисление, гипербола, логическая инверсия, подвергает осмеянию тоталитарную систему, бюрократов и подхалимов, как хирург раскрывает нарывы на теле общества, что обусловливает последующее его обращение к национальной проблематике, усиление в творчестве аналитикочрилософ-ских тенденций осмысления человеческого бытия.

Второй раздел третьей главы «Авторская позиция имногообразие художественных приемов» посвящен рассмотрению особенностей выражения авторской позиции в соответствии со структурой литературного произведения, приемами и средствами художественной выразительности, жанровыми элементами.

В 1950-1980 годы татарская поэтическая сатира подверглась значительным изменениям, разрушились традиционные каноны,18 но в то же время расширились жанрово-тематические границы при наличии в поэзии разноцветной гаммы смеховых красок. Главной особенностью сатирико-юмористических произведений Г.Афзала стал своеобразный синтез жанровых форм, порой их разрушение и естественное переплетение в циклах поэта. Не имея возможности рассмотреть все разнообразие жанровых форм, в данном разделе проанализирована лишь их роль как приема создания и изображения комического и раскрытия авторской позиции.

Г.Афзал в своем творчестве успешно обращается к национальным поэтическим традициям, полным мудрости и сатирико-юмористических красок, вплетая их в ткань произведений в соответствии с их жанрово-стилевым своеобразием и идейно-эстетическими особенностями, а также авторской позицией. Прямое использование традиционных жанровых особенностей и их художественная переработка - две грани восприятия фольклора, которые позволяют отобразить образ жизни, мысли, идеалы народа в их совокупности и влияют на композиционный строй и стилевые особенности лирических произведений, а также, обобщаясь, определяют особенность авторской позиции.

В поэзии Г.Афзала прослеживается художественная эволюция сатирического стихотворения: разнообразие тем, приемов и жанровых элементов. Семантическое ядро тематики его сатиры - разоблачение пороков общества, где автор выступает в роли судьи, и создание образа советской действительности посредством изображения в малом целого.

Смеховой мир поэта отличается богатством приемов и средств комического: от обыкновенного преувеличения до гиперболы, неожиданный поворот в сюжете, градация, алогизм, обнажение контрастов, народные устно-поэтические намеки, тропы, нарушение принятых норм, сказочные и фантастические элементы, фольклорные сюжеты и образы, аллегорическое повествование, игра слов, логическая инверсия, разоблачение персонажем самого себя, гипербола, -ирония и т.д.

Гармония содержания и формы, легкость восприятия юмористических произведений ГАфзала обусловлены тем, что он обратился к традиционному для татарской литературы синтезу - смешного содержания и новеллистической формы («Первый гонорар», «В эпоху матриархата»). В произведении «Первый гонорар» наблюдается неожиданный финал - герой ожидает поощрение, но вместо этого получает наказание. Сохраняя традиции народной поэтики,

" Кэшфиева Л.Э. 1950-80 нче еллар татар сатирик поэзиясе: Филея, фэнн. канд.... дис. / Э.Л.Кэшфиева; Казан дэулет ун-ты. - Казан, 1991. - Б. 141.

автор проявляет в новелле свою художественную изобретательность, находит особые средства занимательности предмета повествования, заключающегося, прежде всего, в его комическом характере.

Г.Афзал инкорпорировал в ткань художественного произведения разнообразные жанровые элементы: новеллы, басни, пародии в соответствии с авторской позицией, и использовал многочисленные художественные приемы и средства, чтобы показать процесс сотворения красоты обыкновенным человеком.

В творчестве ГАфзала, исходя из эстетического идеала поэта, разоблачается суть общества. В структуре произведения противопоставляются действительность и собственный мир поэта, последовательно приводятся доказательства низости первого и возвышенности второго. Контраст двух миров представлен как противостояние рабства - свободы, уродливого - прекрасного, комизма -трагизма.

Сатира ГАфзала отличается богатством не только тематики, но и приемов комического («неожиданность», градация, повторы, варианты контрастных приемов) и жанровым своеобразием. Каждый жанр направлен на удовлетворение эстетической потребности общества, с этой потребностью напрямую связана авторская позиция. Жанровые формы, возникшие в творчестве ГАфзала в результате художественного пересечения жанров внутри сатирического стихотворения, вправе считаться вкладом поэта в развитие национальной сатиры. В своеобразном художественном мире его произведений переплетаются и смех, и грусть, ирония и сострадание, надежда и разочарование, глубокий социальный и философский анализ.

В заключении подводятся итоги исследования. В процессе работы диссертант пришел к следующим выводам:

1. В своем исследовании мы сосредоточились на раскрытии творческого пути народного поэта РТ ГАфзала под углом зрения исследования способов проявления в нем авторской позиции. Перед нами поэт, определяющий для себя принципы художественного отображения мира и человека исходя из эволюции эстетического идеала во второй половине XX века. Изучение лирики и сатиры поэта в определенном ракурсе (позиция автора и художественность) позволило выделить особенности его творчества и дало возможность получить наиболее цельное представление об Афзале-художнике.

2. Г.Афзал, отражая облик второй половины XX века, сложные политические, социальные, нравственные преобразования, смог передать не только общие черты внеположного мира, но воссоздал своеобразный духовный мир человека, представителя национальной интеллигенции во всех его связях и с прошедшим, и с настоящим, и с будущим. Тем самым поэт запечатлел своеобразие

,и своей творческой натуры, занимающее особое место в общем процессе развития татарской поэзии.

Основная цель творчества Г.Афзала - поиск смысла жизни, желание видеть людей счастливыми - подразумевает рассмотрение таких проблем, как миссия поэта, цель и функции поэтического творчества. Г.Афзал оценивает творца как создателя прекрасного, на первый план выходит эстетическая сторона словесного и поэтического творчества («В поисках прекрасного», «Поэзия»). В 1960-х гг. поэт становиться выразителем общественно-политической трагедии жизни страны, который стремится довести правду до читателя, а литература -силой, обеспечивающей обновления в обществе и искусстве. Перемены, произошедшие в 1980-е гг., выдвинули на первый план проблему поиска истинной истории татарского народа. Если в первых стихотворениях, написанных на исторические темы, Г.Афзал выступает в амплуа историка, далее проблемы человеческого счастья и будущего нации рассматриваются в неразрывной связи с поэтическим творчеством, писательский труд определяется как одна из святых обязанностей («Кул Гали», «Яркая звезда», «Свет души», «Гордость»).

3. Особенность поэзии Г.Афзала заключается в ее субъективности и открытости. Субъективность в обрисовке внутреннего мира лирического героя и автора усиливает личностное начало в творчестве Г.Афзала. Лирический герой претерпевает трансформацию в соответствии с авторским мировоззрением и идеологией, эстетикой эпохи. Образ лирического героя, опираясь на индивидуальное художественное мышление поэта, в позициях «автор создает лирического героя», «автор размышляет о лирическом герое», «автор раскрывает лирическое «я» обеспечивает смысловую целостность произведений. Несмотря на многоплановость и разнохарактерность, в образе лирического героя Г.Афзала, следует отметить некоторые общие черты: во-первых, лирический герой всегда обозначен посредством личного местоимения первого лица «я», во-вторых, его образ создается через отображение фактов биографии поэта, в-третьих, показывает динамику духовного состояния автора.

На раннем этапе творчества рефлексивные медитации обращены к познанию внутреннего мира автора, в зрелой лирике - обращенные во вне, внешний мир.

4. В гражданской лирике общественные размышления поэта принимают форму философских, которые передаются намеками или в форме слова-мысли лирического героя. Авторская позиция выражается путем синтеза в одном стихотворном произведении реалистических, романтических, религиозных, мифологических, модернистских традиций.

5. Сатирические стихотворения ГАфзала в соответствии с эволюцией авторской позиции претерпевают изменения. Если на раннем этапе творчества

преобладает общественная сатира, то на последнем этапе на первый план выдвигается сатира национально-политического содержания. Особенность сатири-ко-юмористического творчества заключается в синтезе лиризма и юмора, различных жанровых форм и элементов в структуре одного произведения, превращении автора в изображаемого героя и оценке самого себя в качестве автора, богатстве тематических и комических приемов, гуманизме сатирико-юморис-тических произведений и реализации критической, воспитательной, интеллектуальной функций литературы.

6. Сквозной лейтмотив лирики и сатиры ГАфзала, обеспечивающий единство всего творчества - авторская позиция, образ автора и ощущение трагической зависимости человека от современного мира, наполненного жесточайшими коллизиями и катаклизмами.

Основные положения диссертация отражены в следующих публикациях:

1. Гилаева И.И. Гамил Афзал ижатында Тукай (Тукай в творчестве Гамиля Афзала) / И.И.Гилаева // Казан дэрэт университеты татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты укытучыларыныц фенни язмалары (2002). - Казан: РПК «Гарт», 2002. - Б. 279-287.

2. Гилаева И.И. Гамил Афзал ижатыньщ ейрэнелу дэрэжэсе (Степень изученности творчества Гамиля Афзала) / И.И.Гилаева // Казан дэулэт университеты татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты укытучыларыныц фэнни язмалары (2002). - Казан: РПК «Гарт», 2002. - Б. 287-292.

3. Гилаева И.И. Гамил Афзал ижаты мэктэптэ (Изучение творчества Гамиля Афзала в школе) / И.И.Гилаева // Фэн Ьэм мэктэп. - 2003. - № 9-10. - Б. 83-87.

4. Гилаева И.И. Гамил Афзал ижатында татар тарихы (Отражение татарской истории в творчестве Гамиля Афзала / И.КГилаева // Фэнни язмалар -2003. - Казан: РИЦ «Школа», 2004. - Б. 70-75.

5. Гилаева И.И. Гамил Афзалньщ юмор-сатира асэрлэрендэ автор позици-ясе (Авторская позиция в сатирико-юмористических произведениях Гамиля Афзала) / И.И.Гилаева // Фэн Ьэм мэктэп. - 2004. - № 5. - Б. 50-53.

6. Гилаева И.И. Гамил Афзалньщ «Уткэннэрне онытырга кирэк...» шигы-рендэ автор позициясенен белдерелу узенчэлеге (Своеобразие авторской позиции в стихотворении Гамиля Афзала «Забыть бы прошлое...» / И.И.Гилаева // Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалисте®). - Казань: Оитап^агуа, 2004. - С. 17-21.

Лицензия №0209от Об. 10.97

Сдано в набор 05.11.2004. Подписано к печати 05.11.2004. Формат 60x84 "|б. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать ризографическая. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ К-163.

Министерство образования РТ Редакционно-издательский центр «Школа». 420111, Казань, Дзержинского, 3. тел.: 92-24-76 Отпечатано на множительном участке центра.

«¡224 07

РНБ Русский фонд

2005-4 21096

 

Текст диссертации на тему "Гамиль Афзал: лирика и сатира"

: 05-10/.'а

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина»

На правах рукописи

Гилаева Ильзира Ильясовна

Гамиль Афзал: лирика и сатира (авторская позиция и художественность)

10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Галиуллин Т.Н.

Казань - 2004

В.И.Ульянов-Ленин исемендеге Казан дэулвт университеты

Кулъязма хокукында

Гилаева Илзирэ Ильяс кызы

Гамил Афзал: лирика Ъэм сатира (автор позициясе Ьом сэнгатьчэлек)

10.01.02. - Русия Федерациясе халыклары эдэбияты (татар эдебияты)

Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэлсе алу ечен диссертация

Фэнни здитэкче:

филология феннэре докторы, профессор Галиуллин Т.Н.

Казан -2004

ЭЧТЭЛЕК

Кереш........................................................................... 4

I булек. Г.Афзал лирикасында субъектив герой- - автор

бирелеше..................................................................................23

I. 1. Г.Афзал лирик эсэрлвре структурасында автор, лирик герой,

лирик «мин» бирелеше ............................................................23

1. 2. Мвхеббвт Ьэм пейзаж шигырьлэрендв автор медитациясе........41

I. 3. Гражданлык лирикасында автор фикерен белдеруче лирик герой

........................................................................................60

II булек. Г.Афзалньщ лирик шигырьлэрендэ лжтимагый фикер

хэрэкэте............................................................................... 88

II. 1. Тарих сабакларын барлау.................................................88

II. 2. Г.Афзал лирикасында шигъри «мин»нец ижтимагый-фелсвфи эзлвнулэре.............................................................................119

III. булек. Автор позициясен белдеру чарасы буларак келке.... 142

III. 1. Юмор-сатира всврлэрендэ автор Ьвм герой бирелеше...........142

III. 3. Автор позициясе Ьэм алымнар терлелеге ..................... 176

Йомгак...........................................................................204

Файдаланылган эдэбият Иэм чыганаклар исемлеге......................210

Кереш

Фэнни хезмэтнец актуальлеге. XX йезнец икенче яртысында башланып киткэн ижтимагый, милли-мэдени, фэлсэфи, эдэби-нэзари фикердэге яцарыш Ьэм усеш-узгэреш эдэбият тарихына, моца кадор тыелып киленгвн яки бер яссылыкта ©йрэнелгэн куренешлэргэ яцача карарга, «эдэби эзлэнулэрнец иц югары этабы буларак саналган марксистик социология Ьэм социалистик реализм концепциясе басымыннан, югарыдан квчлэп тагылган методологик кысу-чиклэулэрдэн» (Хализев, 2000, 10) арынырга мемкинлек бирде. Фэннец киц жирлектэ, терле юнэлештв эзленулвре поэзиядв дэ hop иясатны башкачарак тикшеру критерийларын Ьэм интерпретациялву юлларын ачты. Хаким идеология меЬере сугылган, эмма бугенге яцарышныц жирлеге буларак каралырга хокуклы, 1950 нче еллар уртасында одэби мэйданга килеп кергэн узенчвлекле лирик Ьэм юморист, сатирик шагыйрь Гамил Афзал тормыш Ьэм иж;ат юлы да - шундый олквлврнец берсе.

Г.Афзал тормышы Ьом иж;ат мирасы XX гасыр татар поэзиясен Ьэм гомумэн, эдэбият, ил тарихы, халык язмышын ацлауда «ачкыч», купер булып тора. Татар поэзиясенец куренекле классигы С.Хэким Г.Афзал ижатына: «уз кичерешлвре ил, халык язмышы белен бергэ кристаллашкан шагыйрьне мин шул зур язмышлардан аера алмый башлыйм. Шунда ул ижатыньщ иц биек ноктасында басып тора шикелле», - дигэн югары бэясен биреп, узенец шигырьлврендв Иэм тенкыйть мокалелврендв Г.Афзалны Г.Тукай, Ш.Бабичлар белен бер реттэн куйган иде (69, Хэким, 1968, 6). Эдебият галиме Ьем твнкыйтьче Т.Н.Галиуллин шагыйрьне «XX гасыр татар шигъриятенец горурлыгы» дип атады Ьэм аныц иждтын, тормыш юлын гыйльми вйрвнуне тирэнэйту, фэнни тикшеру мэсьэлэсен кутэреп чыкты (Галиуллин, 2001, 68-70).

Татарстанныц Тукай булэге лауреаты, халык шагыйре, «Казаннан читтв, Элмет каласында яшэп Ьэм узене игътибар талэп итеп, орсезлэнеп йермэгэн» (Галиуллин, 2003, 83) Г.Афзалньщ ижаты фвнни яссылыкта, комплекслы рэвештэ тикшерелмэве Ьэм эдэбият белеме елкэсендэ яда юнэлешлэр, эдэби катламнарныц ачылып китуе шагыйрь ижатын ейрэнугэ ихтыяж тудырды. Беренчедэн, идеология битлеге кидерелгэн эдэби мираска якынрак килеп, тегэл Ьэм объектив бея биру шагыйрьнец язмышында Ьем ижатында (лирика Ьэм юмор-сатира) эзлэнулэрне тирэнрвк алып барырга мвмкинлек бирэ.

Икенчедвн, Г.Афзал ижатын бербвтен итеп вйрэну аныц усеш этапларын билгелву лирик Ьэм юмор-сатира эсэрлэре узенчвлеген, автор позициясен, поэтик сыйфатларын, сэнгатьле сурэт алымнарын барлау, ачыклау Ьэм шагыйрьнец милли эдвбиятта тоткан урынын ачык курерге ярдам итэ ала. XX йезнец соцгы чиреге Ьэм XXI гасыр башы шагыйрь шигъриятенв яцарак юнэлеш бируе, яшерелгэн хакыйкатьне житкеругэ омтылыш, миллэт язмышы кебек татар поэзиясендв эйдвп баручы темаларньщ узенчвлеген билгелэргэ юл ача.

Оченчедэн, бугенге ижтимагый, эдэби барыш язучы, шагыйрь шэхесе, аныц роле турында карашларныц узгэруенэ китерде, шуца нисбэтэн, эстетика категориялвренец берсе - автор твшенчэсе турындагы вйрэтулэрне гомумилэштеру, бэхэсле Ьэм каршылыклы фикерлэрне ж;ыю, системага салу хэзерге чор эдэби материалы, шул исэптэн поэзиядэ автор позициясен тикшеру юлларын барлау Ьэм кицэйту мемкинлегенэ ия.

Дуртенчедэн, Г.Афзал эсэрлэрен автор мэсьэлэсе Ьэм сэнгатьчвлек яссылыгыннан вйрэну, бер яктан, эдэби барыштагы, нэзари ©йрэтулэрдэге юнэлеш-тенденциялэрне курергэ ярдэм итсэ, икенче яктан - Г.Афзал ижатына тулы кузаллау булдыруга этэрэ. Моца ирепгу вчен, эдэбият белеме казанышларына таянып, шагыйрь ижатын комплекслы рэвештэ ейрэну «автор», «автор позициясе» тешенчэлэре белэн бэйлэнештэ тикшеругэ ихтыяж тудырды.

Шул рэвешле, Г.Афзал ижатын бербетен итеп, шигъриятенец усу этаплары, лирика Ьэм юмор-сатирасыныц узенчэлеген автор позициясе аспектында, эдвби-незари, вдвби-эстетик фикер усеше белен узара йогынты яссылыгында, яца чор алып килген карашлар синтезы кисешендэ ейрану-тикшеру Иэм шагыйрь ижаты турында тулы кузаллау булмау теманыц актуальлеген билгели.

Теманыц ейрэнелу дэрвжэсе. Дврес, эдэби тенкыйтьтэ Г.Афзалныц аерым эсврлеренв, шигъри жыентыкларына бэя биргэн мэкалвлвр, рецензиялвр бар. Г.Афзал шигъриятен Иэм тормыш юлын ейренугэ Н.Г.Юзиев, Т.Н.Галиуллин, Н.Ш.Хисамов, А.Г.Яхин кебек галиМнер зур елеш керте, ижатыныц аерым аспектларын яктырткан Л.Э.Кэшфиева, Р.Ш.Хермвтуллиналарньщ кандидатлык диссертациялэре Ьэм шагыйрьнец иж;ат узенчелеклэрен билгелэудэ С.Хэким, Ф.Швфигуллин, Р.Мостафин, Р.Твхфэтуллин, Р.Фэйзуллин, Р.Эхмэт, Р.Гаташ, Г.Гыйльманов, А.Хвлим кузету-эзлвнулэре аерым урын тота. Лэкин шагыйрь ижаты башлыча аньщ аерым китаплары яки конкрет всэрлвренэ кереш суз яки бэялвмв биру, кайбер эсэрлэренец идея-эстетик, тематик узенчэлеген ачу, свнгатьле сурет алымнарын барлау Ьэм татар вдебиятына алып килген яцалыгын билгелэу юнэлешендэ гене яктыртылган. Г.Афзал ижаты моца кадэр билгеле бер системага салынып, гомумилвпггерелеп фэнни яссылыкта ейрэнелмвде.

Гамил Гыймазетдин улы Афзалов 1921 нче елныц 23 маенда Татарстанныц Актаныш районы Такталачык авылында игенче гаилэсендэ туа. Кечлэп кумэклэштеру елларында Афзаловлар гаилэсе Магнитогорск шэЬэренв кучеп китэргэ мвжбур була, туган авылында беренче сыйныфны тэмамлаган Гамил, укуын тезелеште эшлвгэн татарларныц балалары ечен ачылган мвктэпнец икенче классында, аннары Магнитогорск каласыныц татар-башкорт урта мэктэбендэ дэвам иттерэ. 1937 нче елда Троицк шэЬэрендбге педагогия техникумына укырга керэ, лэкин авырып киту сэбэпле, укуын ташларга мэжбур була. Г.Афзал хезмэт юлын (1939-1949)

Металлургия комбинатыныц механика цехында башлый. 1954-1964 нче еллар - Г.Афзалньщ Башкортостанныц Калтасы районы Шерип Ьем Заболотский авылында кара авыру белен кереше Ьем шул ук вакытта едебиятка килу чоры да. Мектепте укыганда ук эдвбият тугерегене йереп, Г.Тукай, Ь.Такташ шигырьлере теэсирендэ беренче шигырьлерен язган, заводта эшлегэн елларында яшьлэрдэн драма тугереге оештырып, спектакльлэр, едеби кичэлэр, концертлар куйган Г.Афзалньщ беренче шигырьлэр жыентыгы 1957 нче елда, «Кар сулары» исеме белен денья куре. 1965 нче елдан Г.Афзал Элмет шэЬэрендэ яшеп ижат итэ башлый, едебиятта уз юлы, урыны, узенец кыйбласына тугры калып, ул «дистелерче еллар девамында татар едебиятына намус белен хезмет иткен» (Галиуллин, 2001, 9) талант иясе, утыздан артык китап авторы. Куренекле шагыйрь 2003 нче елныц 20 августында вафат була.

Гамил Афзал - 1958 нче елдан Россия язучылар берлеге идаресе егъзасы. 1971 нче елда шагыйрь Татарстанныц Югары Советы Президиумыньщ Мактау Грамотасы, 1996 нчы елда татар едебияты елкесендеге казанышлары ечен Татарстан Республикасы Президенты Указы нигезенде Мактау Грамотасы белен булекленде. 1981 нче елда Россия Югары Советы Президиумы Карары нигезенде едеби Ьем ижтимагый эшченлеге ечен Г.Афзалга «Почет Билгесе» ордены, 1985 нче елда Татарстанныц атказанган сенгать эшлеклесе диген мактаулы исем бирелде. «Айлы кичлер» жыентыгы Ьем «Борылам да карыйм...» циклына керген шигырьлере («Казан утлары», 1976, №7) ечен 1977 нче елда Г.Афзал Татарстанныц иц дережеле булеге - Г.Тукай исемендеге Деулет премиясене лаек була, 1991 нче елда Татарстанныц халык шагыйре диген мактаулы исем биреле.

Г.Афзал ижатыныц узенчелеген билгелеу юнелешенде язылган аерым язмаларда Ьэм мекалелерде ике тенденцияне аерып карарга мемкин. Бер теркем тенкыйтьчелер, калемдешлеренец язмалары Г.Афзал ижатын кискен икеге: лирика Ием юмор-сатирага аерып ейрену, шагыйрьнец

талантын кубрек келке сферасы белен бейлеп ацлатуга кайтып кала, эмма бу карашларны инкярь итучелер, hep ике елкедэ дв Г.Афзалныц уз аЬэце, узенчэлеге бердэй яцгыраш табуын билгелэп утуче галимнэр дэ бар. Г.Афзал ижатын ейренуге багышланган кузетулернец икенче юнвлешен аерым месьелелерге карата эйтелгвн фикерлвр, кайбер всерлэргэ кузету, бея биру тешкил итв.

Аларныц беренчесе - 1958 нче елда Г.Афзалныц икенче шигырьлвр жыентыгы - «Веждан сузе»нец басылып чыгуы белен бейле, бер яктан, ул шагыйрьнец «поэзияге атлаган беренче адымы» буларак беялэнеп, «татар поэзиясенде яца шагыйрь тууын» (Юзиев, 1981, 258-259) хебер итсе, икенчедэн, Г.Афзалныц лирик Ьем юмор-сатира шигырьлере тупланган бу китап тенкыйтьте бехес уята Ьэм Г.Афзал иждтын беялеуде елеге карашныц естенлеге 1970 нче елларга кадэр кузетеле.

Р.Гайнанов шагыйрьнец «Веждан сузе» жыентыгына тупланган лирик шигырьлерен юмор-сатира есерлереннэн «аерып куя» heM Г.Афзал лирикасыныц «йомшак ягын тапталган теманы шундый ук кыршылып беткен суретлер белен ачарга тырышуы», «конкретлыкны югалтып жибэреп, абстрактлыкка, гомуми фелсефилекке тайпылуы» (Гайнанов, 1959, 121) белен ацлата. Агымдагы елларда басылып чыккан шигъри жыентыкларга резенция яки кереш беялемелерде шушы караш саклана. Г.Афзалныц «Эф-еф итеп» (1968) дип исемлэнген сатира-юмор шигырьлере тупланган жыентыгына мекеддимосенде С.Хеким: «Г.Афзал ижатында лирика узене аерым жанр, юмор, сатира узене аерым жанр, алар бер-берсе белен кушылмыйлар, ... сатираныц ... лирика белен компромисска барасы килми», - дип билгелеп уте (69, Хэким, 1968, 6). Шул ревешле, тенкыйть шагыйрьне кубрек юмор-сатира остасы буларак таныта, шул жанр кысаларында ижат ителген шигырьлерен тикшеруге heM беялеуге еЬемият бире.

Г.Афзалныц «житди шигырьлеренде де шагыйрьнец узенчелекле шигъри фикерлеве, кабатланмас шигъри деньясы ачылуы» (Юзиев, 1971,

5) 1юм гомумэн, иж;атында лирика белен юмор-сатираныц урелеп баруы, «поэзиясенец бербетенлеге» (Галиуллин, 2001, 9), Н.Юзиев (Юзиев, 1971, 5; 1981, 261), Н.Хисамов (Хисамов, 1969, 143), Т.Галиуллин (Галиуллин, 1985, 57), А.Яхин (Яхин, 1991, 149), Ф.Шэфигуллин (Шэфигуллин, 1981, 171), Р.Эхмэт (Эхмет, 1983, 169) кебек эдэбият галимнвре 1\эм белгечлэре, калэмдэшлере тарафыннан ассызыклап утеле.

Эдэбият галиме Н.Хисамов Г.Афзалныц лирика Ьэм юмор-сатираныц узара керешу, синтезлашу хасиятлерен барлый: «шагыйрьнец лирикасы, бер яктан, авторныц сатира пафосын тешенергэ принципиаль ачкыч бирсе, икенче яктан, лирика элементлары, аньщ сатирасына утеп кереп, аерым бер художество функциясен башкара Ьэм Г.Афзал сатирасынын, узенчэлеклэреннен берсен тешкил ите» (Хисамов, 1969, 143), Н.Юзиев лирика белен юмор-сатираныц берлешеп, кушылып китуен Г.Афзал иж;атыныц бер узенчэлеге итеп карый Ьэм тэнкыйтьтеге каршылыклы фикер-карашларньщ нигезле булмавын дэлилли (Юзиев, 1981, 261-262).

Г.Афзал ижатын ейренуде икенче юнелешне шигъриятенец аерым месьэлелерене тукталу, лирика яки юмор-сатирасыныц кайбер узенчелеклэрен билгелэу, сенгатьле сурет алымнарын барлау, аерым есерлерене кузету ясау, беялеу тешкил ите. Аньщ иж;атын ейренуге зур кеч куйган, шагыйрьнец едеби остазы С.Хеким Ьэм едебият галиме Н.Г.Юзиев - аньщ беренче беялеучелере де. Г.Афзалныц яшь буынга багышланган шигырьлер тупланган «Кар сулары» (1957) исемле жыентыгы басылып чыгу уцаеннан, Н.Юзиевныц «Яшь шагыйрьнец беренче китабы» (1958) мекалесе бу юнелештеге беренче тенкыйди материалны тешкил ите. Эдебият галиме шагыйрьнец шигъриятькэ килу юлы, юнелешлерене Ьэм Г.Афзалныц балалар поэзиясене игътибар биреп, шигырьлернец тематикасы, поэтикасы, сэнгатьчэ эшлэнеше месьелелерен кутереп, жентекле анализ ясый (Юзиев, 1958,113-116).

60-70 нче елларда юмор-сатира елкесенде актив эшлеген шагыйрьнец жыентыкларына Ьэм аерым шигырьлерене менесебетте М.Рафиков

(Рафиков, 1965, 133-134), С.Хэким (Хеким, 1969, 201-207), Н.Хисамов (Хисамов, 1969, 143-149) язмаларында аерым фикерлер эйтелэ. Г.Афзал ижатын узэккэ алып, шигырьлэренец идея-тема яцалыгы, тел-еслуб мэсьэлэлэре, поэтик узенчэлеклэрен барлау юнэлешендэ язылган мэкалэлэрдв Г.Афзалныц халык арасындагы шеИрвте шагыйрьнец халыкчанлыгы, татар сатирасы классиклары Г.Тукай, Ш.Бабичларньщ шигъри" традициялвре дввамлылыгына бэйлэп карала Иэм Г.Афзал ижатыныц узенчэлеге шуньщ белен ацлатыла. Шагыйрь ижатында дэвамлылык 1юм яцачалык менэсэбэте мэсьэлэлэре хакында фикерлэр С.Хэким, Н.Юзиев мэкалэлэрендэ калкытып куелса да, бу юнелештэге фэнни тикшерену Н.Ш.Хисамов тарафыннан башкарыла. Галим С.Хэким фикерлэренэ таянып, шагыйрьнен; юмор-сатирасында Г.Тукай традициялэренец дэвамлылыгын колу объекты, сатирик алымнар, вакыйгалар чишелеше, шигъри чаралар, шигырь улчэме кебек мэсьэлэлэлэргэ менэсэбэттэ ейрэнэ, Тукай шигърияте жирлегендэ усеш алган, милли сатираны баетуга китергэн яцарак шигъри алымнарны билгелэп утэ, «Минем сакал», «Сэлэхетдин бабай сузлэре», «Мэгъфия эбинец догасы», «Изге хэзрэт тарихы» кебек шигырьлэре Ьэм Тукай шигырьлэренэ нэзирэлэр жентеклэп тикшерелэ, бэялэнэ (Хисамов, 1969, 143-149). Г.Афзал ижатында халык ижаты Ьэм классикларныц Ьежу традициялвре дэвамлылыгы мэсьэлэсенв фвнни яссылыкта соцрак Т.Н.Галиуллин (Галиуллин, 1988, 145-151, 333-343), Л.Э.Квшфиева (Квшфиева, 1991, 210) мерэжвгать итэ.

1960 нчы елларда Г.Афзалныц шигырьлвре рус («В строю», 1960; «Бессонной ночью», 1966) Иэм баппсорт («Эни малае», 1967) теллэренэ тэржемэ ителуе Ьэм шагыйрьнец шул чор ижатына кузэту характерындагы А.Гиниятуллина (1964, 3), Д.Калюжный (Калюжный, 1967, 3), Г.Минскийларныц (Минский, 1972, 3) рус телендэ басылып чыккан мэкалэлэре Г.Афзалны киц катлам укучыга танытуда ме1шм роль уйный.

70-80 нче елларда тенкыйть Г.Афзал ижаты, шагыйрьнец Ьем юмор-сатирасы Ьэм лирикасына киц туктала, Н.Г.Юзиев (Юзиев, 1971, 4; 1981, 255-271), Р.Фвйзуллин (Фэйзуллин, 1971, 114-122; 1972, 3), Р.Твхфэтуллин (Твхфетуллин, 1973, 3; 1976, 160-162), Ф.Шэфигуллин (Шефигуллин, 1975, 3; 1981, 171-174; 1988, 210-215), Р.Мостафин (Мостафин, 1979, 151152; 1981, 3), Т.Н.Галиуллин (Галиуллин, 1981, 3; 1985, 45-62; 1988, 366), Р.Эхмвт (Эхмэт, 1983, 169-172) кебек галим-тенкыйтьчелернец эзлэнулвре Ьем калемдешлеренец кузетулере узвгенэ шигьриятенец терле аспектлары куела. Шунысын да эйтеп уту меЬим: бу язмаларда, бер яктан, Г.Афзал ижаты бербвтен тесендэ кузалланып, гомуми кузвтулэр жирлегендэ анализлана, поэзиясенец усу юлларын, шагыйрьнец эдвби мэйданда урынын билгелэу Ьем беялеу тесен ала, икенче яктан, аерым эдэби-нэзарй месьелелергэ менвсвбетте, едебият галимнере Н.Г.Юзиев (Юзиев, 1971, 311; 1981, 255-271), Т.Н.Галиуллин (Галиуллин, 1985, 45-62) тарафыннан Г.Афзал ижатында шагыйрь шехесе, лирик герой Ьем аныц бирелеш узенчелеклэре, шигьриятенец идея-тематик кицлеге фенни яссылыкта тикшереле; калемдэшлере Ф.Шефигуллин поэтик алымнар месьэлесенэ куз сала (Шефигуллин, 1981, 171-174), прозасыныц узенчелеге Р.Техфетуллин (Техфетуллин, 1976, 160-162), Ф.Шефигуллин (Шефигуллин, 1981, 171-174) тарафыннан беялене. Одебият галиме, тенкыйтьче Т.Н.Галиуллинныц халык ижаты Ьем поэзия менесебете месьелелерен фенни яссылыкта узекке алып тикшерген «ИлЬам чишмелере» (1988) монографиясе аерым игътибарга лаек. Хезметте Г.Афзалныц лирикасы Ьем юмор-сатирасыныц халыкчан жирлеге, фольклор белен тыгыз бейленеше шагыйрьнец деньяга карашы Ьем эстетик фикерлеве берлегенде ейренеле, едеби осталык, индивидуаль стиль, шигырьлеренец поэтик узенчелеклере билгелеп утеле (Галиуллин, 1988, 366).

1990 нчы еллардан башлап, Г.Афзал ижатын узекке алган, фенни, тенкыйди, кузету характерындагы аерым хезметлерде, мекалелер Ьем

язмаларда шигъриятен гыйльми ейрэну меЬим