автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Героико-эпическая поэзия Белоруссии и Литвы конца XVI века

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ковалев, Сергей Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Героико-эпическая поэзия Белоруссии и Литвы конца XVI века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Героико-эпическая поэзия Белоруссии и Литвы конца XVI века"

АКАДЕМИЯ ПАУК БЕЛОРУССКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУЖШ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ЖЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

На правах рукописи УДК 882.6.09-1+888.2.09-1

КОВАЛЕВ Сергей Валерьевич

ГЕРОИКО-ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ БЕЛОРУССИИ И ЛИТВЫ КОНЦА ХУ1 ВЕКА

Специальность: 10.01.03 — Литература народов СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск 1991

Работа выполнена з Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина,

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится "25" (мо-}-СУ> 1991 г, в часов на заседании специализированного совета Д.ООО. 16.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы имени Янки Купали АН БССР /220072, (Линек, Ленинский проспект, 66/.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа ЛИ БССР.

Автореферат разослан "22" IЭЭ1 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических паук

Институт литературы имени Я.Купали АН БССР, 1901

член-корреспондент АН БССР, доктор филологических наук, профессор О.А.Лойко доктор филологических наук профессор Н.ГЛ.Гриичик; кандидат филологических наук И.Б.Саверченко Гомельский государственный университет

М^онинскиН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Героико-эпическая поэзия Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в. возникла в культурно-стилевых рамках позднего Ренессанса как неотъемлемая часть общеевропейского литературного движения, направленного на возрождение в новых исторических условиях античного эпоса. Приблизительно в то же время, когда в типографиях Великого княкества Литовского печатались поэмы Ф.Градовского, А.Рыши, Я.Радвана, у европейского читателя огромной популярностью пользовались эпические произведения, возникшие в результате подражания "Илиаде" Гомера и "Энеиде" Вергилия: "Христиада" И.Ввды, "Лузи-ада" Л..де Камоэнса, "Франсиада" П. де Ронсара, "Освобожденный Иерусалим" Т.Тассо.

Выбор героико-эпической поэзии Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в. в качестве объекта исследования, к сожалению, стал возможен только в последнее время, после пересмотра белорусским литературоведением в 70 - 80-х гг. многих устаревших концепций и оценок в изучении старобелорусской литератур*!, после постепенного, преодоления отечественной наукой вульгарно-социологического подхода к явлениям искусства и культуры. В результате этих позитивных процессов древняя белорусская литература перестала наконец отождествляться исключительно с творчеством православных по вероисповеданию авторов, постепенно внимание ученых начала привлекать к себе многоязычная литература Великого княжества Литовского ХУ1 - Х7П1 вв. "Значительным-событием стало возвращение белорусскому народу творчества выдающихся новолатинских поэтов эпохи Возрождения Я.Вис-лицкого и Н.Гусовского, благодаря переводам Я.И.Порецкого., Я.И.Семежона, статьям и исследование В.Й.Дорошкевича, В.А.Ко-лесника, Я.И.Порецкого. Ряд произведений'на латинском и польском языках белорусских авторов второй половины ХУП - ХУШ вв. был введен в контекст истории белорусской литературы в -результате исследований А.И.Мальдиса. Вместе с тем, А.И.Мальдисом была доказана перспективность изучения полюшггвистической литературы и более раннего периода.

Во второй половине того г.е ХУ1 в.", давшего литературе Я.Вислицкого и Н.Гусовского, в Великом княжестве Литовском появилась целая плеяда талантливых поэтов, писавших на латинском, польском, белорусском языках. Их произведения, ориентированные на античные образцы, проникнутые пафосом ренессанс-ного гуманизма, основанные на местном историческом материале, заслуживают самого пристального внимания.

При значительном количестве авторов и произведений поэзия Белоруссии и Литвы второй половины ХУ1 в. характеризовалась тематически! разнообразием, жанровой и стилевой неоднородностью. Не случайно в данной диссертации рассматривается не вся поэзия второй половины ХУ1 в., а только ее наиболее интересная и оригинальная, на наш взгляд, часть — поэзия гёроико-эпическая, возникшая в 80 — 90-х гг. и представленная произведениями Ф.Градовского, А.Рыши, Я.Радиана, Г.Пельгршовского.

Целью диссертационной работы является рассмотрение специфических условий возникновения героико-э::ическок поэзии в Великом княжестве Литовском второй половины Г/1 в., исследование комплекса эпических поэм, тематически связанных с событиями Ливонской воины /1558 — 1582/, а в конечном итоге — возвращение в контекст истории белорусской литературы ряда оригинальных высокохудожественных произведений эпохи Возрождения, созданных местными авторами на латинском и польском языках. В диссертации ..прослеживается тпкле влияние иа ренессансную поэзию Белоруссии и Литвы как античных традиций, так и трад:щ:й старобелорусскои литературы.

Методолопгчоской основой' диссертации является диалектиче-скгя логика и теории познания, г.ажнеГжю игищипн конкретно-исторического метода исследования культурных явлений далекого прошлого, а также некоторые работы отечественных и зарубежных литературоведов по теории и истории литературы.

Научная новизна работы заключается в 'юм, что это первое специальное исследование героико-эпической поэзии Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в., выполненное на основе значительного фактического материала, собранного и тщательно проанализированного автором.

Изучение историко-культурной ситуации в Великом кшп.госгве

Литовском, способствовавшей появлению такого значительного и самобытного явления, как героико-эпическая поэзия, непосредственная интерпретация произведений Ф.Градовского, Я.Рад-вана, С.Лаврентия, А.Ршлши, Г.Пельгрымовского с точки зрения их типологической общности и художественного своеобразия /произведения первых трех авторов в контексте белорусской литературы рассматриваются впервые/ — все это в равной мере определяет научную новизну и оригинальность диссертации. Пристальное внимание к синкретической, историко-литературной природе эпических произведений, учет общественно-политических взглядов и эстетических устремлений их авторов позволили диссертанту внести определенный вклад в изучение проблемы ренессансного художественного историзма.

Теоретическая и практическая значимость. Данное исследование расширяет.,представление о полилингвисткческой поэзии Белоруссии' и Литвы эпохи Возрождения, содействует выработке принципиально нового концептуального взгляда на пути развития белорусской литературы. Подробный анализ малоизвестных поэтических произведений исторического содержания . позволяет также углубить, а иногда и переосмыслить представления о политических, религиозных и культурных процессах в жизни народов Великого княжества Литовского на рубеже ХУ1 — ХУ! I вв. '

Фактический материал диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы для создания новой истории белорусской литературы, в лекциях, спецкурсах и спецсеминарах по старобелорусской литературе, при написаний учебных пособий для студентов высших учебных заведений, при издании памятников полилингвистической литературы Бело-' руссии и Литвы ХУ1 в.

Апробация. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедрй белорусской литературы филологического факультета Белгосуниверситета имени В.И,Ленина и на заседа- • нии отдела белорусской дооктябрьской литературы Института литературы имени Я.Кулалы АН БССР. Отдельные ее положения и выводы изложены в докладах: "Псевдонимы Андрея Рыщи /Литвина// конференция "Связи литовской литературы с литера-

турами СССР и зарубежных стран". Вильнюс, 1987/, "Ливонская война в поэзии Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в." /Первые Заславские чтения "Народ и его наследие", Заславль, 1989/, "Панегирическая поэзия Белоруссии ХУ1 в. Специфика возникновения и существования произведений" /конференция молодых ученых филфака ЕГУ "Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур". Минск, 1989/, Терошо-эпич^ская поэзия Белорусски и Литвы конца ХУ1 в. в работах польских исследователей" /конференция "Взаимосвязи и1влияния польской и белорусской литератур". Шшск,1989/, "На пересечении эпоса и права" /конференция "Статут Великого княжества Литовского 1588 г. как памятник.старобелорусской литературы". Москва, 1989/. По теме диссертации в научных аурналах и сборниках опубликованы статьи, список которых прилагается в конце реферата.

-'труктура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и блблиографии.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируются цель и задачи исследования, излагаются его теоретико-методологические основы. Подробно рассматривается история вопроса, особенно п работах польских литературоведов, так как до недавнего времени героико-эпкческая поэзия Белоруссии и Литвы не привлекала к себе специального внимания белорусских ученых. Оговаривается принадлежность поэм Ф.Гра-довскогс, А.Рымши, Я.Радиана, Г.Иельгрымовсксго одновременно к культурам нескольких народов: белорусского, литовского, польского. В латшюязычных я польскоязычных произведениях вышеназванные поэты воспевали историю Литвы, понимая под Литвой все Великое княаество Литовское, восславляли ратные и державные подвиги литвинов .— граждан этого ккя-.сества, независимо от того, были .они белорусами или литовцами.

Дается краткое объяснение употребления в отношении исследуемых в диссертации произведений самого понятия "героико-эгшческая поэзия". В работах польских ученых предлагаются

следующие определений: историческая эпопея, историческая эпика, рыцарская эпика, героическая поэзия. Между этими определениями нет существенной разницы, все они правильно характеризуют сущность исследуемых произведений и поэтому имеют полное право на употребление. В советском литературоведёшга принято относить подобные произведения к книжному героическому эпосу. В принципе, этого традиционного определения придерживался и автор диссертации, воспринимая ренессансную героино-эпическую поэзшо как один из этапов перехода от античного эпоса к современной исторической поэзии.

В первой главе /"'Историко-культуртш условия возникновения героико-эпической поэзии Белорзресви и Жатвы конца ХУ1 в."/ рассматриваются специфические условия государственной, религиозной, социальной и культурной кизни Великого кня-¡гества Литовского, слокивыиеся под влиянием идей Возрождения и Реформации и благоприятствовавшие развитию книгопечатания и стихосложения.

Важное значение для появления светской кншюй литературы вообще и герошсо-эппческой поэзии в частности имело привилегированное положение в обществе местной аристократии, что способствовало распространению меценатства. Радзивиллы, Ост-рожские, Ходкевичи, Сапеги, Воловичи, Пацы, Кишки■обладали почти неограниченной политической и административной властью, им принадлежали огромные землевладения и значительные., финансовые средства, не удивительно поэтому, что именно',магнаты /в первую очередь Радзивиллы/ являлись вдохновителями анти-централизаторских настроений среди белорусско-литовской шляхты, проводниками идеи независимости и государственного суверенитета Великого княжества Литовского. Меценатство, как действенный стимул развития профессиональной литературы, И'в материальном отношении поощряло создание различных стихотворных произведений,.и оказывало непосредственное воздействие на формирование многих идейно-художественных, особенностей поэзии того времени, .так как меценат-покровитель требовал, чтобы поэтическое произведение не только восславляло-лично его, покровителя, но и отвечало культурным запросам всего высшего сословия, было создано на подобаемом художественном уровне.

Возникновению патриотической, светской по своему характеру поэзии во второй половине ХУ1 в. способствовало не только отсутствие государственно-политической цензуры в результате правовой гарантированнооти магнатско-шляхетских привилегий и вольностей, относительной демократичности государственного устройстваj но и отсутствие цензуры религиозной ' ввиду независимости высшего феодального сословия от власти духовенства, свободы вероисповедания и перехода в другую

• религию, гарантированной актом Варшавской конфедерации 1573 г /этот акт был затем включен и в Статут I588 г./. Реформация дала возможность могущественной белорусско-литовской аристократии играть решаицую роль .в религиозных делах, а наличие сразу нескольких конфессий привело к выработке толерантности, которой не знало в то время большинство государств Европы. В этих условиях на территории Княлества широко распространяется книгопечатание, в многочисленных,типографиях под опекой магнатов издаются книги не только религиозного,

но и светского содержания,, различные стихотворные произведения на латинском,'польском, русском /белорусском/ и других языках. К сожалению,' визданиях кириллицей стихи встречаются значительно ре;;;е, чем' в книгах на-латинском И польском языках, отсутствуют сведения об издании в ХУ1 в. поэтических произведений на русском /белорусском/ языке отдельными сбор-низ.«:. й.Грэдовский и Я.Гадван создали свои героико-эпнчес-кио поэмы па латинском языке — языке общеевропейском; языке классической литературы, а Г.ПелъгрымовскиГ: и А.Рымша— на польском — языке Реформации и межнационального общения в Речи ПосполктоЕ.

Полилингвибм поэзии способствовал ее широкому распро-! ' страпенйю в-культурной жизни Великого княжества Литовского, .,> поэтому появление произведений вышеназванных авторов не было

• событием неожиданным и случайным. В 50 - 70-х гг. в Бресте . выгшо несколько поэтических книг, среди которых наиболее

интересной являлась анонимная сатирическая поэма "Протей, . или оборотень"/1564/. С Брестом связало хак^е' творчество . поэта-лауреата Ц. Базилика,. одного из предполагаемых авторов "Прогея.и других произведений на польском языке. В лос-

ских изданиях 70 — 80-х гг, помещены латинские эпиграммы С.Будного на гербы Яна Кишки и Николая Дорогостайского. Однако настоящий, расцвет поэзии связан с деятельностью Я.Карцана, Д.Лэнчицкого и других виленских печатников, издавших стихи и поэмы Г.Белозора, Б.Гиацинта, Я.Козаховича, С.Кулаковского, С.Лаврентия, Я.Протасовича, многочисленные стихотворные сборники. Безусловно, не все из этих стихотворных текстов можно назвать поэзией в современном значении этого слова, особенно если иметь в'виду упражнения учеников протестантских школ, иезуитских коллегиумов, Биленской иезуитской академии. Ведь в то время практически каждый образованный шляхтич, выпускник того или иного учебного заведения, мог сочинить и опубликовать стихотворное произведение, посвященное какому-либо конкретному событию: рождению сына у магната-покровителя, свадьбе дочери соседа-шляхтича, преждевременной копчике известного человека. По даже среди подобных панегириков из разряда сильвий нередко встречались интересные, оригинальные произведения, написанные на достаточно высоком профессиональном уровне. Кроме панегириков "на случай", издававшихся отдельными брошюрами или в сборниках, в ходу были стихотворные предисловия к различным научным трактатам и Публицистическим сочинениям, а такке небольшие эпиграммы/"эпикграмы"/ на магнатские и шляхетские гербы. Короткие эпиграммы, помещаемые обычно на обороте титульного листа книги, являлись, в сущности, простейшей разновидностью героико-эпических произведений: как и. большие эпические поэмы, они воспевал;: рйцарстЕо и воинское мунество, были пронизаны патриотическими настроениями и традиционным уважением к патриархальной яизни предков, культивировали взгляд на человека как на звено в цепочке родовой славы и чести.

Возникновение героико-эпических произведений связано с • возрастанием в эпоху Возрождения среди образованной шляхты и аристократии интереса к истории своего края," своей семьи, к собственной биографии» Не случайно именно в это время в результате, дифференциации и локализаций общегосударственного летописания зарождается исторяко-мемуарный какр в литературе Великого княжества Литовского, занявший в ней ведущее место

в вгп ~ ХУШ вв. Ф.Градовский, А..Рымша, .Я.Радван, Г.Пель-грытювский в своих поэмах описывали реальные исторические события, пользовались документальными источниками /летописями, хрониками, диариушами/, сами методы их работы в значительной степени заимствованы из арсенала историка, что дает основание видеть и в поэтах-эпиках прямых продолжателей традиций белорусско-литовского летописания, с которым ге-роико-эпическую поэзию объединяло как внешнее сходство функций и задач, так и" внутренняя преемственность идейного содержания. В недрах.летописания возникли первые образцы панегирической эпиКи —"Похвала великому князю Зитовту" и "Похвала гетману Острожскому" — прообразы будущих панегирических стихов и панегирических эпических поэм. Под непосредственным влиянием прозаических жанров — летописания и мемуаристики — формировались такие черты героико-эпической поэзии, как реалистичность, фактографичность, историзм. Результатом .такого влияния стало своеобразное соединение в эпических произведениях стереотипных форм исторического повествования с богатым набором поэтических штампов и приемов.

Важной предпосылкой возникновения в конце ХУ1 в, комплекса героико-эпических поэм явилось, с одной стороны, наличие в поэзии Белоруссии и Литвы собственной эпической традиции, представленной изданными в Кракове поэмами "Прусская война"/'1516/ Я.Виелицкого и "Песня о зубре"/1523/ Н.Гусовско-го, а с другой — выход в свет знаменитой "Хроники польской, литовской, жмудской и всейРуси"Дралевец, 1582/• польского историка и поэта, белорусско-литовского патриота М.Стрынков-ского. Отразившая пробуждение исторического самосознания общества, "Хроника..." в сгою очередь стимулировала рост ин-г тереса белорусов, литовцев, украинцев к истории Великого княжества Литовского, сыграла роль своеобразного катализатора поэтического творчества местных авторов. Кроме того, написав поэму "О поражении 50 .000. Москвы с князем - Петром Шуйским над рекой Ула в 1564 году",'М.Стрийковский еще в 70-х гг. затронул тему, ставшую магистральной для героико-эпической поэзии Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в. — чему Ливонской войны.

Во второй главе /"Поэмы "радзинилловского цикла"/ анали-

зируются поэтические сочинения Ф.Градовского, А.Рнмши, Я.Радиана, посвященные трагическим и суровым страницам истории Великого княжества Литовского и Московского княжества, "Золотой" ХУ1 век, век Возрождения и Реформации, проходил в непримиримой борьбе двух соседних государств: в центре военного конфликта находилась судьба белорусских и украинских земель, которые принадлежали Гедиминовичам и на которне претендовали Рюриковичи в качестве "наследников" Киевской Руси. Особенно затяжной и кровопролитной была Ливонская война, качавшаяся в 1550 г. вторжением войок Ивана 17 е Прибалтику, а .затем принявшая более широкие масштабы — после того, как Ливонский Орден спешно перешел под протекторат Великого кня-жестЕа Литовского, а царские войска в ответ на это заняли восточную Белоруссии. В итоге война закончилась в 1582 г. поражением Московского государства, но для Белоруссии, являвшейся главным плацдармом боегых действий, результаты ее • были ужасны: разрушенные города и сожженные села, убитые или выведенные в плен жители, пришедшие в упадок ремесла, торговля, сельское хозяйство.

Отойдя в прошлое как факт реальной жизни, Ливонская война стала фактом истории и темой поэтических произведений. В 1582 г.,в виленской типогрфии Д.Лэнчицкого была издана поэма Франтишка Градовского "Описание московского похода князя Крштафа Радзивилла", в 1585 г. тал же — поэма Андрея Рымши "Десятилетняя повесть военных дел князя Криштафа Радзивилла", в 1588 г. в виленской типографии Я.Кардана — поэма Яна Радвана "Радзивиллиада, или о жизни и делах князя Николая- Радзивилла". Типологическое сходство и генетическая близость этих произведений, общая тематика и герои позволяют объединить их в единый поэтический комплекс, который можно условно назвать "радзивилловскшл циклом"-.

Безусловно, поэмы Ф.Градовского, А.Рымшг., Я.Радвана существенно отличаются между собой и яо форме:, и по содержанию, не в одинаковой степени попадают под определение "героический эпос". Так, если "Радзизиллиада/.является почти классическим образцом героико-эпического произведения, то "Описание московского похода..." и "Десятилетняя повесть..

возникли как своеобразные стихотворные дпариуши, описания военных путешествий. Многочисленные отличия между этими произведениями происходили из несхожести творческих манер их авторов, отражали разнообразие стилей и богатство форм в поэзии позднего Возрождения. Не вызывает, однако, сомнений общая принадлежность поэм Ф.Градовского, А.Рымши, Я.Рад-вана к.героико-эпической традиции, наивысшим проявлением которой в литературе Белоруссии и Литвы эти поэмы являются. Присущие произведениям "радзивилловекого" цикла объективность и антплсихологизм, превалирование общего над индивидуальным — это не признаки незрелости и неразвитости поэзии ХУ1 в., а ваднешше принципы классического эпоса еще со времен Гомера, никогда не показывавшего внутренних переживаний героев, не желавшего привносить ничего субъективного в изображение реальности. Закономерно, что героическая поэзия Возрождения, стремившаяся восстановить," а то и полностью реаиншгровать традиции античного эпоса, придерживались этих важнейших принципов.

Ф.Градовский, А.Рьпяна, Я.Радван, являясь внимательными читателями античных поэтов и историков, реплантировали в художественную структуру свои произведений классические образы и сцены, сравнивали современные им события и подвиги героев с событиями и подвигами древнего времени. Речи полководцев, военные совещания, знамения, пророчества, обращения героев к богшл с просьбой о помощи в битве, вмешательство богов в военные действия, захоронения погибших — эти и другие атрибуты античного героического эпоса умело введены в произведения, посвященные реальным историческим событиям конца ХУ1 в.

Важную роль в формировании художественного облика поим "радзивклловского цикла" сыграли их папегдагческая задан-ность и историографическая предназначенность. То, что произведение с самого начала задумывалось с делыо восславить героя, не способствовало; конечно, психологической углубленности и индивидуальной конкретности образа:'г. услугам автора всегда была разработанная панегирическая схема создания идеального, образцового героя, без человеческих слабостей и

недостатков. То, что поэма являлась не только художественным сочинением, но и выполняла в определенной степени функцию исторического документа, сдерживало авторскую фантазию и субъективные чувства, не давало возможности выбрать среди ряда важных событий только наиболее существенные, пригодные для поэтического описания. Правда, два эти фактора воздействовали на произведение не параллельно, а перекрестно, иногда даже противоположно один одному: так панегиричность требовала обобщения, символизации, а историчность, наоборот, конкретности, детализации.

Все три поэмы "радзивилловского цикла" пронизаны общей патриотической идеей и гуманистическим пафосом, тлеют от- * четливый политический подтекст, связанный с восприятием и пониманием поэтами Великого княжества Литовского событий Ливонской войны. Особый интерес вызывает затрагиваемая в этих произведениях проблема войны'и мира, рассмотрение которой представляется необходимым в силу существования опасности поверхностного, ошибочного истолкования идейного содержания героико-эпических поэм, посвященных войне между братскими народами'. Вслед за белорусскими мыслителяги-гума-нистами Л.Крышковским, А.Воланом, В.Будним поэты Белоруссии и Литвы конца Г/1 в. осуждали войну как человекоубийство, • результат славолюбия и зависти, антигуманное и антиморальное явление в обществе; единодушно отдавали предпочтение справедливому и устойчивому миру перед любой, даже самой победоносной и успешной войной. В их произведениях прославляется мужество п самоотверженность воинов, смелость и мудрость полководцев, но нет там агрессивных призывов к завоеванию чул:их земель, ист проповеди человеконенавистничества, жестокости, вандализма. В то же время, авторы героико-эпических поэм, пронизанных пафосом воинской доблеоти и рыцарской отваги, бшш далеки от позиций абстрактного гуманизма, с которых каждый человек, взявшийся за меч и поднявший его на другого человека, — престугшшс и убийца, с которых невозможно было по только восславить воинский подвиг, совершенный за-щитшшам;: Отечества в борьбе с завоевателями, — невозможно было да..е о^хлдать его. Поэтому наиболее близкими поэтам-

эпикам были взгляды белорусского мыслителя С.Ьудного, различавшего Войны несправедливые, захватнические и справедливые, оборонительные. Мир лучие войны, но,' к сожалению, в реальности часто приходится воевать, чтобы вернуть мир. Гуманистический пафос общего отрицания войны как аморального, античеловечного явления соседствовал в поэмах "радзивилловского цикла" с патриотическими идеями защиты родины от врагов, с героизацией воинского подвига, совершенного ради безопасности Отечества.

Возникает, правда, вопрос: почему тогда поход Криштофа Радзивилла вглубь московских земель Ф.Градовскш и А.Рымша описывают С таксй же гордостью и удовлетворением, с какой Я.Радван рассказывает о победе на реке Уле.войск Николая Радзивилла и Григория Ходасевича над армией Петра Шуйского? В результате победы Н,Радзивилла и Г.Ходкевича в 1564 г.: был сорван агрессивный план Ивана Грозного полностью захватить Белоруссию, десятки тысяч мирных жителей были спасены, от угрозы плена и уничтожения» Смелый, дерзкий рейд отряда ' К.Радзивилла по тылам русских войск осенью 1581.г. не оказал заметного влияния на ход войны, в результате его были сожжены десятки русских сел, сотни мирных жителей убиты или взяты в плен. Все дело в том,'что, По мнению Ф.Градовского и А.Рымши, этот поход являлся справедливой местью, Божьим наказанием московитов, за обиды, нанесенные ими литвинскому народу, расплатой за совершенные царскими войсками на землях Великого княжества Литовского преступления. Мотив.наказаний, мести вообще характерен для героической поэзии, является врученной действий и поступков главных героев, своеобразным двигателем сшета во многих эпических произведениях разных времен и народов. В "Глизде" греки мстят троянцам за похищение Елены Прекрасной, в "Слове 0 полку йгореве" князь Игорь жаждет отомстить половца л■за причиненные ими русской земле обиды, "Похвала гетману Острожскому" начинается с перечисления обид, нанесенных московским князем Василием Ивановичем польскому королю, великому князю литовскому ЗКигимонту II, а затем уже рассказывается, как в битве под Оршей агрессор был наказан благословенной рукой великого воина и полг'лводца

. Константина Острожского.

Кроме того, в поэмах Ф.Градовскрго, А.Рымшн, Я.Радвака присутствует ярко выраженный политический подтекст, который становится понятным и очевидным, если ввдеть в Ливонской войне столкновение "... одной из самых жестоких и опустошительных тираний в истории"' с "... демократизмом й веротерпимостью шляхетской республики, порядки кот<^рой прославлялись гуманистами Запада во главе о Эразмом Роттердамским"^.-В глазах поэтов Белоруссии и Литвы, как и в глазах всей белорусско-литовской шляхты, Иван 1У был не только захватчиком, ко и.тираном, олицетворением наивысшего.зла как для литвинов,' так и для московитов. Характерно, что перечисляя злодеяния Ивана Грозного, Я.Радван, например, в первую очередь обращает внимание читателей на преступления царя против собственного народа, обвиняет тирана в уничтожении лучших людей государства, 'в разорении городов и сел, в пристрастий к кровавым пирам, в' убийстве мужей и насилии над йенами. Воспитанные на античной теории государственного права, поэты-гуманисты с негодованием называют Ивана 17 нарушителем мира, считают крайне опаспо'й неограниченную -власть над огромной'страной правителя, подчиняющегося только собственным желаниям, легкомысленно бросающего свой народ в пламя войны, принося-• щего беды и несчастья' соседним землям. . . .

Криштаф и Николай Радзивиллы в поэмах "радзивилловского цикла" выступают не только как защитники Отечества, но и как тираноборцы, защитники свобода и справедливости, попранной Иваном Грозным. Такая трактовка действий героев, такой политический подтекст произведений вытекали как из реальной исторической ситуации, так и из нанровых особенностей, художественной сущности героического эпоса, главной идеей которого всегда была идея справедливости, а в основе сюжетов лежало нарушение справедливости и наказание за .это.

Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т.— Л. ,1987.— ТЛ.~ С.I02.

о

Липатов А.Л. Лревнеславянскио письменности и общеевропейский процесс. проблеме исследования литератур как системы // Барокко в о^ллшсгда: культура?:. — М., 1982. — С.71.

' Появление поэм Ф.Градовского, А.Рымши, Я.Радвана, посвященных героической борьбе белорусского, литовского, украинского народов за свободу и независимость, против агрессии Ивана Грозного,-свидетельствовало о высоком уровне общественно-политического сознания■прогрессивной части аристократии и шляхты Великого княжества Литовского, отражало общее стремление всего народа осмыслить свое прошлое и настоящее, свою историческую судьбу и взаимоотношения,о другими народами.

В третьей'главе' /"На пересечении с героической эпикой-"/ рассматриваются поэтические произведения, близкие по своей идейной направленности и художественной сущности поэмам "ра-дзивилловского цикла", но созданные в других жанрах, отлитые в другие формы. Возникшие на стыке, на пересечении с героической эпикой, такие "пограничные", синтетические произведения оригинально "подсвечивают" чистую эпику, свидетельствуют о господствующей роли героической традиции в поэзии среднего Возрождения, своеобразно трансформируют и обогащают эту традицию.

В конце Ливонской войны в Вильно вкшла небольшая поэма на польском яз^ке "Ляментнесчастного Григория Остика", написанная, если верить предисловию-акростиху, неким Станиславом Лаврентием и посвященная одному из эпизодов происходящей войны, однако — не'блестящим победам и славным походам, а неприглядной истории предательства родовитого белорусского шляхтича Григория Остика в пользу Московского государства. В литературе Белоруссии и Литвы конца ХУЛ в. "Лямент..." занимает особое место. Поэма не принадлежит к анонимным произ-' ведениям, так как известно имя /псевдоним/ ее автора, но и в ряду персонализированных произведений ока уникальна: кроме имени'/псевдонима/ ниче-.'О сегодня о Станиславе Лаврентии мы не знаем. В то время, г.згда в поэзии господствовала эпическая традиция', автор "Лямента.,." обратился к лироэпической форме выражения, в то вр&мя, когда поэты воспевали благородных героев, прославивших своей государственной и военной деятельностью Отчизну, Станислав Лаврентий изобразил в своем произведении "антигероя", "выродка", изменившего Отчизне.

, При этом, однако, Станислав Лаврентий не выбивается из

русла героической традиции1в поэзии Белоруссии и Литвы, начатой Я.Вислицким и Н.Гусовским,- а на новом этапе про- 1 долженной Ф.Градовскйм, А.Рымшей, Я.Радваном, Как и произведения этих поэтов, "Лямент..." пронизан глубоким уважением к патриархальной героической жизни, хотя и проявляется . оно совершенно в другой1 форме. Рядом с дидактическими, "канонизированными" примерами того, как нужно жит*, история Остика — такой не дидактический, "канонизированный" пример того, как жить не надо. Рядом с идеальными., абсолютными героями, олщетворением добродетели, Остик'-- такой же абсолютный антигерой, монстр,' олицетворение греха;. Поступки ра-дзивиллов освещаются небесным сиянием, цоступки Остдаа г— адским пламенем. Григорий'Остик -- персонаж высокой трагедии, а не низкой комедии, задача этого образа ~ устрашить читателя, а не насмешить его. Поэтому в отрицательном герое Остике нельзя еще видеть "ироя", поэзии'позднейшего времени, , в обращении автора к отрицательному персонажу — приближение к ироической традиции, заявившей о'себе в ХУП — ХУШвв,

О господстве героической традиции в полилингвистической поэзии Великого княжества Литовского на рубеже ХУ1 лУЦ вв. свидетельствует к творчество Гальяша ПелЬгршловского — роэ-та, который хоть и не создал героико-эпической поэмы наподобие поэм "радзивилловского Цикла", но в какдом из своих произведений придерживался героической традиции, особенно же в налисггшой незадолго' до смерти исторической поэме на польском языке "Посольство к великому киязю московскому", посвященной описанию пооольотва во глава оо Львом Сапегой в Москву к царю Борису Годунову, в 1600 «— I601 гг. Сочинение Г.Пельгршовского существенно расширило границы эпической поэзии, введя нового, нетрадиционного героя — не воина и полководца, а дипломата И государственного деятеля. Для Г.Пель-грым'овского канцлер Лев Сапега был. таким же защитником Оте- , чествэ, как гетман Николай Радэивилл для Я.Радвана, только не на поле битвы суждено было совершить подвиг герою Г.Пель-гримовского, а на "поле" дипломатических переговоров, .призвал на помощь все свое мужество и рассудительность, сдержанность к »-удроста. Речи пана канцлера пронизаны а-чувством

соб&ТйШйбРо, человеческого достоинства, и гражданского,. государственного. .

В русле общей героической традиции Г.Пельгрымовский увековечил Подвиг послов во главе со Л.Сапегой, добившихся заключений Мира для своего государства, Словно .от имени своих ровесников —.поэтов,, воспевавших кровавые забавы Марса, меФОКИе битвы и дерзкие походы, — Г.Пельгрымов-ский, так й не написавший большого батального полотна, призйаеЧШ перед смертью, что нет на этом свете большего ■ счастья для Поэта, чем слагать гимны справедливому миру между пародами.

Посольство Л.Сапеги в Москву — своеобразный эпилог к ОобытйяМ ЛййОййКоЙ войны. Поэма Г.Педьгрымовского "Посольство К великому.Кййзй московскому", — эпилог ко всему комплексу героико-эпйчёскрЙ Поэзии Белоруссии и Литвы конца ХУ1,в. Знаменательно, Что■"рыцарская" поэзия воинских подвигов за- -вершилась "посольской* поэмой »лира.

В заключений йодёодйШ! общие, итоги исследования, определяется место геройко^эййческой поэзии конца ХУГ в, В'истории белорусской литературы» осмасдавайтся причины угасания героической традйции в барочной й классицистической поэзии и ее нового возрождений в творчестве польско-белорусских романтиков.

Обращается внимание .на 'специфические особенности герои-ко-эпической поэзии Белорусски й Литвы в сравнении с западноевропейской поэзией, в частности* отмечается отсутствие сказочной экзотики, аваййорнкх Приключений, любовных мотивов, йн^ригуйдих сйж'етов» 'Велле^ристичность, развлекательность-вообще былй малопрйоущй восточнославянским литературам эпохи возрождения, чаще встречались в переводных или в фольклорных ^)ОЙЗведенияХ'. Йоэт'ы ВйгШого княжества Литовского описывали р'еальные ИСтори4ескМ£ 'СШ'йТия и.реальных героев, правдивость и достоверность считал® Ш&вныш достоинствами своих произведений» В которых художественный, фабульны!} элемент находил-'сй В Подчинений у документально-исторического содержания.

Дочти полное отсутйтже вымысла в поэмах Ф.Градовского, А.»Ршйи, Я.Радвана, С-.Л'аЬрШтия, Г.Пельгрьыовского'вытекает

из синтетической документально-художественной природы их сочинений, дает основания считать .этих писателей одними . из первых историков Белоруссии и Литвы. С точки зрения требований нормативной поэтики их поэмы перегружены историческими событиями и фактами в ущерб риторическим украшениям й мифологическому моделированию. Но, с другой тощей зрения, именно историческая конкретика, местный колорит героико-эпической поэзии конца ХУ1 в. являются ее наиболее ценными и отличительными чертами ибо;"чёк богаче отражает литература национальную историю своего народа, тем значительнее ее вклад в мировую литературу"'.

Героико-эпическая поэзия Белоруссии и Литвы конца ХУ1 в., ориентированная на античные образцы, пронизанная пафасом ренессансного гуманизма, основанная на местном историческом материале — интересное и оригинальное явление не только в истории белорусской и литовской литератур,

но и во всей европейской литературе.

1

• По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Псевдонимы Андрея Рымши /Литвина/ // Связи литовской литературы с литературами СССР и зарубежных стран: Тезисы докладов республшсанской научной конференции. — Вильнгс, 1987.— 0,1 п.л. На русск. яз.

2. 3 творчай спадчыны А.Рышы // Весшк БДУ. Сер.4. 1089, №'2.—'0,3 н.л. На бел. яз.

3. Традыцы! Я.Шсл1цкага I М.Гусоускага у геро1ка-эшчнай паэзп Беларус! I Л[ теы кавда ХУ1 ст. // Весшк БДУ. Сер.4. 1090, — 0,3 п.л. На бел яз.

4. Панег!рычная паэз!я Беларус!.ХУ1 ст. Спецыф!ка узшкнення 1 ¡спавашш творау // Некоторые вопросы изучения -славянских языков-и литератур: Материалы У конференции-молодых ученых филфака ЕГУ.— Минск, 1990.— 0,1 п.л. На бел. яз.

'Марков Д.Ф. Вопросы теории и методологии сравнительного изучения славянских литератур // Сравнительное изучение славяпскр: .»нторатур.— М., 1973.-- С.21.

5. Паэма Яна Радвана "Радз1вШяда..." // Беларуская л1таратура. Вып.18.— Шнек: Ун1верс1тэцкае, 1990.— 0,5 п.л. На бел. яз. . ' " -

6. Падзенне дому 0сц1кау /Па старонках паэмы Стад}слава Лаурэнц1я "Лямант няшчаснага Рыгора 0сц1ка"/ // Бобраз - 90: Л1т.-крытыч. арг. —Шнек: Мастацкая л!таратура, 1990. —

I п.л. На бел. яз.