автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Гражданское общество и правовое государство

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Плотников, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Гражданское общество и правовое государство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гражданское общество и правовое государство"

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На праиах рукописи ПЛОТНИКОВ Александр Александрович

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Специальность 09.00.11 — социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1993

7 ч '

Работа выполнена в Институте философии РАН.

Научный руководитель — доктор философских наук

КРАВЧЕНКО И. И.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук —

ЮЛИНА Н. С.

кандидат философских наук —

ПОВАРКОВ Я. Я.

Ведущая организация — Московский государственный

институт международных отношений.

Защита состоится 1993 г. в час. на засе-

дании Специализированного Совета Д. 002.29.11 по социал ной философии РАН по адресу: 121019, г. Москва, ул. Волхонка, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Инсти тута философии РАН.

Автореферат разослан 1993 года.

Ученый секретарь Специализированного Совета

КРЫЛОВА И. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Данная диссертационная работа посвящена истории формирования концепций гражданского общества и правового государства. Теоретической основой исследования послужил анализ политико-философской мысли Джона Локка.

ХУП век стал веком крупных социальных преобразований. Английская революция ХУП века возвестила о роядении новых общественных отношений, пришедших на смену старому порядку.Провозглашенные ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы. В ходе этих преобразований значительно обогатился понятийный аппарат политико-философской мысли. Возникали философские проекты правового государства, гражданского общества, гражданина, личности нового типа.

Концепции гражданского общества и правового государства занимают важное место и в современной проблематике политической и социальной философской мысли. Всесторонняя разработка этих концепций невозможна без исследования творчества тех мыслителей, которые стояли у истоков их формирования. Поэтому исследование творчества Локка, как одного из самых ярких теоретиков гражданского общества и правового государства выбрано не случайно.

В развитии политических концепций ХУП века Локк сыграл выдающуюся роль, оставив потомкам впервые, достаточно полно разработанную концепцию правового государства, теорию разделения властей, систему политико-философских идей, которые легли в основы современной политики, философскую теорию воспитания и ряд других значительных философских идей, послуживших развитию политико-философской мысли эпохи Просвещения.

Клод Адриан Гельвеций отметил однажды, что всякая новая мысль - это новое сравнение, поэтому когда сегодня Россия пытается найти выход из экономического и политического кризиса, интегрироваться в мировое сообщество, нам очень важен опыт предшествующих эпох, особенно тех, где мы находим эти сравне-

ния. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, что олицетворяет тоталитаризм. Поэтом/ ключевой проблемой реформации в России и с точки зрения практической политики и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и новой правовой государственности. Поэтому для России, как и для многих стран современного мира актуален и ренессанс Локка.

В сложившейся ситуации страна поставлена перед необходимостью одновременного решения сразу нескольких крайне сложных задач. Это решительный отказ от социального утопизма в государственной деятельности и переход к реалистическому мышлению, восстановлению в правах основополагающих принципов функционирования цивилизованного государства, выработка и принятие четких правовых основ деятельности отдельных структур промышленноета, сельского хозяйства и других отраслей; политическое переустройство общества, предполагающее установление сильной и компетентной власти, соблюдающей законы и опирающейся на силу законов и эффективные механизмы их реализации; смелое проведение экономических реформ, имеющих переход к рынку с учетом национальной специфики России.

Вполне очевидно, что все эти задачи взаимосвязаны.Восстановление и укрепление государственности на основе утверждения в обществе верховенства закона, иерархической субординации законов и правопорядка становятся условием социально-политического переустройства общества, социально-экономической стабильности и успешного проведения экономической реформы.

Идейно-философские позиции и установки тех или иных политических течений нередко выявляются более адекватно, когда речь идет не об общих методологических принципах, а о конкретных личностях, воплощающих и реализующих их в своей теоретической и практической деятельности. С этой точки зрения фигура крупнейшего английского философа и политического мыслителя ХУП века Джона Локка весьма показательна.

Главная цель данной диссертационной работы - рассмотреть становление и формирование концепций гражданского общества и

правового государства на основе анализа политической философии Локка.

Предлагаемое диссертационное исследование решает следующие исследовательские задачи:

- показать какое место занимает политическая философия Д.Локка в политико-философской мысли Нового времени;

- вскрыть социально-политическое и гносеологические корни становления философских взглядов Джона Локка;

- рассмотреть проблемы человека, индивидуализма, отношение Локка к собственности, как основе гражданских и правовых отношений, противоречия этических установок в его педагогических и социальных воззрениях;

- проанализировать проблемы естественного состояния, естественного права и закона в политико-философской доктрине Локка;

- показать как целостное политико-философское учение о государстве и обществе концепцию правовых и гразданских преобразований, разработанную Джоном Локком.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе за последние годы проанализирована политическая философия Джона Локка, которая до сих пор не была объектом специального исследования. Впервые также осуществляется попытка показать и проанализировать все то позитивное в творчестве Локка, что нашло отражение в идеологии либерализма и либеральной политико-философской мысли, а именно: методологию политико-философского исследования Локка,впервые рассмотрена концепция человека, гражданина, его политического сознания, его рациональная природа и правовые установки, исследована критика Локком абсолютизма, концепция разделения властей и ее предистория. Показано место Локка в историко-фи-ловофской и политико-философской традиции ХУ1-ХУП столетий,в частности, в диссертационной работе отражен радикальный пересмотр Локком концепции естественного состояния человека и общества, естественного права и закона и переосмысление самой ццеи разумности "естественного" в политике. Исследована исто-

рия идеи правового государства и ее дальнейшее развитие Лок-ком, показана роль Локка в разработке концепции гражданского общества. Исследовано философское окружение Локка и решен ряд спорных вопросов его философской биографии, в частности, история становления его взглядов на проблему веротерпимости. Подвергнута анализу практическая и политическая деятельность английского философа и рад моментов его творческой жизни.

Источники, которые легли в основу диссертации:

Политико-философские сочинения Локка. Это "Два трактата о правлении","Опыты о законе природы". "Мысли о воспитании", "Опыт о веротерпимости","Послание о веротерпимости", "Письмо о веротерпимоети","0пыт о человеческом разумении".

Эпистолярное наследие Джона Локка. Изучение его корреспонденции позволяет в деталях проследить процесс складывания и эволюции философеко-политических взглядов английского мыслителя.

Исследованы сочинения тех философов и ученых, которые так или иначе оказали влияние на политико-философскую доктрину Лок ка. К ним относятся произведения Гоббса, Гроция, Пуффендорфа, Ньютона, Сиднея, Маккиавели, Бойля, Шефстбери, Декарта, Гассен ди, Фильмера.

Сочинения тех философов, на которых Локк оказал влияние: Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Кондорсе, Толанда, Коллинза, Пристли, Юма и др.

Апробация работы. Основные положения исследования представлены в опубликованных статьях автора, указанных в автореферате, Диссертация обсуждена на заседании лаборатории философских проблем политики и рекомендована к защите.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из 3-х глав, вводения и заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, рассматривается степень изученности темы, определяются цели, задачи и основные положения работы, ее методологическая основа, а также раскрывается ее научная и практическая значимость.

В первой главе "Место Локка в разработке политико-фило-офских идей ХУП века" исследуется история вопроса и сте-ень изученности темы, рассматривается формирование полити-о-философских воззрений Джона Локка, его творческий и жиз-енный путь, а также обращается особое внимание на методоло-ические и гуманистические установки политической философии окка.

Первый параграф "История вопроса" посвящен истории ис-ледования политико-философской концепции Локка в зарубеж-ой и отечественной литературе.

Отмечается, что в зарубежной и отечественной литерату-е большая часть исследований творчества Локка посвящена гно-еологическим воззрениям английского мыслителя, в то время ак его политико-философские взгляды оставались в тени.

Процесс исследования политической философии Локка начал-я в 1876 году, когда вышла в свет обстоятельная двухтомная абота Ф.Борна "Жизнь Джона Локка", в которой отведено зна-ительное место политическому творчеству мыслителя. Ф.Борн риводит многочисленные документы, письма Локка и его совре-знников, рукописи его ранних сочинений, в которых пытается уяснить политические пристрастия Д.Локка. Однако, в этом тру-з фактически отсутствует анализ или даже какое бы то ни бы-э изложение политической доктрины Локка, хотя и делаются портки связать отдельные выдержки из писем и рукописей Локка мемуарами его современников.

В том же году Л.Стефен издает двухтомную "Историю англий-кой мысли ХУШ века", где прослеживает влияние идей Локка на элитическую мысль ХУШ века.

Вслед за Л.Стефаном политическим учением Локка заинтере-эвался профессор Оксфордского университета Ф.Поллок, который з видел в политическом учении Локка ничего интересного и рас-латривал его всего лишь в качестве "ловко продуманного оправ-эния переворота 1688 года".

В начале XX века политическое учение Локка привлекло вни-зние американского исследователя Лампрехта из Колумбийского

- б -

университета и английского профессора Вогана из Лидского-университета. Первый написал докторскую диссертацию на тему "Моральная и политическая философия Джона Локка" (1918), а второй посвятил концепции Локка более 70 страниц в своих "Исследованиях по истории политической философии до и после Руссо".

Гаральд Ласки в своих работах "Политическая мысль в Англии от Локка до Бентама" и "Возвышение европейского либерализма" говорит о Локке как об отце либерализма и теоретике современного парламентаризма. Уже позднее в шестидесятых и семидесятых годах XX века эту тему подхватывают другие исследователи Локка М.Селиджер и Р.Эшкрафт, которые в своих трудах касаются проблем конституционализма, народного представительства, естественного права, отношений собственности и политической власти, структуры конституционального правления и сопротивления тирании. Исследователи политико-философской мысли начинают все лучше понимать философское наследие Локка и вше оценивать его политическую философию. Локк, который по распространенному мнению долго оставался в тени Гоббса, начинает все явственнее выступать из нее.

Однако не все исследователи творчества Локка сумели оценить его фундаментальный вклад в развитие политической идеологии и политической теории Нового времени. Сказались в частности неточные, а порой и неверные оценки классического либералиэ ма и либеральной концепции индивидуализма, которые отразились и на оценках творчества Локка. Так, например, Макферсон в монографии "Политическая теория собственнического индивидуализма" не видит в политической философии Локка теоретической основы современного либерально-демократического государства,поскольку этой философии присущ "индивидуализм худшего порядка". Макферсон относится к исследователям, не замечающим функции индивидуализма в ранних либеральных концепциях, в которых он служит обоснованию идей гражданского общества и развития в нем индивида в новое качество гражданина, личности нового боле совершенного типа, способной сформировать и новую коллективность, новые гражданские отношения в обществе.

Помимо отмеченных выше работ существуют рдц других западных исследований, посвященных политическим взглядам Лок-ка, но они практически лишены философского содержания.

В России изучение политических идей Локка, как и на западе, началось во второй половине XIX века, причем оно ограничивалось, как правило, изложением доктрины Локка в различных курсах по истории политических учений в истории философии права.

В последние годы проблемы политической философии Локка затрагивались такими видными философами как Мотрошилова Н.В., Соловьев Э.Ю. Нарский И.О., Заиченко Г.А.,Субботин А.Л.

И в отечественных и зарубежных исследованиях политического творчества Локка остались мало разработанными или вовсе незамеченными фундаментальные проблемы политико-философской лысли Локка: концепции гражданского общества и правового го-;ударства. Поэтому исследование этих концепций заслуживает зсобого внимания.

Во втором параграфе "Творческий и жизненный путь Д.Локка, 1уть к концепции гражданских и правовых отношений", рассматри-зается творческий и жизненный путь Д.Локка и процесс форииро-зания его философских, мировоззренческих и политических взглядов.

Учение Д.Локка формировалось под непосредственным влияни-зм революции ХУП века. Ранний период жизни английского мысли-геля совпал с началом этой революции, а последний период протекал в годы так называемой "Славной революции". Борьба меж-¡у абсолютизмом и его противниками в 40-х годах ХУП века пе-эешла в открытый конфликт и вылилась в революционные события. )дной из своеобразных черт Английской революции ХУП века было го, что органом революции здесь на первом этапе стал парла-1ент, подавляющее большинство которого представляло интересы »урдуазии и нового дворянства. Уже в первых законодательных жтах, принятых Долгим парламентом, принимается ряд мер, наловленных к ограничению всевластия короля и оформлению консти-уционной монархии. Биль о правах 1689 года закрепил верховен-!тво парламента в области законодательства.

Кризис абсолютной монархии привел к кризису политической теории, которая сформировалась еще в ХУ1 веке в трудах Макиавелли. Макиавеллевская концепция морали была преодолена Гоббсом уже в ХУП веке.

В этой исторической и творческой ситуации формировался и творил Локк, который существенно развил политические концепции Гоббса.

Учась в колледже, Локк увлекся естественными науками, познакомился с философией Р.Декарта и П.Гассенди.

Процесс формирования политических взглядов Локка шел не однозначно и не сразу он стал "выразителем новой буржуазии во всех ее формах". Причина колебаний Локка, как считает исследователь Локка Заиченко Г.А., "коренилась не только в том, что политические свободы понимались различными антимонархическими группировками неодинаково, но и в том, что реальный процесс их борьбы был далек от идеальной схемы, согласно которой, чем "левее" политическая группировка, тем более радикальным должны быть ее революционные действия.

Большую роль в формировании политических взглядов Локка сыграла его встреча с лордом Купером Шефстбери. Будучи домашним врачом и воспитателем в доме лорда, Локк вскоре становится секретарем и советником Шефстбери. Связь с Шефстбери приоб щила Локка к высшим кругам английского общества и заставила его взяться за более глубокое изучение политических проблем. Сотрудничая с Шефстбери, Локк приобщается к идее конституционного правления и участвует в разработке конституционного ак та колонии Каролины.

В 1690 году Локк опубликовал свое главное произведение "Опыт о человеческом разуме", посвященное вопросам теории поз нания.

Одновременно с "Опытом о человеческом разуме" Локк изда "Два трактата о правлении", труд, в котором он изложил свое политическое учение. Прямых доказательств того, когда Локк пи сал свои "Два трактата о правлении", нет. Будучи чрезвычайно осторожным во всем, что касалось его антиабсолютистской дея-

гельности, Локк уничтожил все бумаги, относящиеся к подготовке и написанию "Трактатов". Последние были изданы анонимно /свое авторство Локк признал лишь в завещании/.

"Трактаты" Локка получили широкое признание среди противников абсолютизма.

Локк участвовал также и в разработке экономической политики правительства. Он был одним из основателей и акционеров Английского банка, учрежденного в 1694 году. Большой опыт фактической работы в области экономики послужил Локку осно-зой для ряда его работ по политической экономии.

В 1690 году Локк пишет ряд сочинений, посвященных вопросам педагогики, среди которых главным является "Некоторые лысли о воспитании" /1693/. Основой для этой работы Локка зтал его практический опыт воспитателя в доме лорда Шефстбери.

Религиозно-философские искания английского мыслителя послужили основой при разработке его концепции веротерпимости, оформленной в последствии в знаменитых "Письмах о веротерпимости".

В третьем параграфе "Методологические и гуманистические установки политической философии Локка" исследуется проблема влияния эмпиризма и гносеологии Локка на его политико-философ-зкие воззрения.

Зависимость от традиции политической философии ХУ1-ХУП вв., восходящих к эпохе Возрождения, проявилась у Локка в его взглядах на человека. Интересы производства стимулировали зачетные социально-психологические изменения в обществе .которые выливались в требование экономической, политической и идеологической свободы, все чаще и настоятельнее вызывали размышления о физических и духовных потенциях личности, о свободе и равенстве членов гразданского общества. Локк активно участвовал в гуманизации философского знания, выдвинувшего идеал нового человека - человека свободного, разумного, добродеятель-ного и деятельного и развил его до концепции гуманизации общественных и политических отношений.

Локк опирался на новые выводы философской рефлексии,стремящейся осмыслить сущность деятельного человека:

- 10 -

1) в теории познания, прямо обратившейся к изучению специальной человеческой "разумности", к выявлению тех: путей, благодаря которым человек обретает наивысщую и наидос-тойнешцую форму свободы - свободу познавать и защищать истину .

2) в учении о "природе" человека, его стремление к свободному действию и сознательное тяготение к свободе возродится в "естественный" закон, закон природы.

3) в политических универсалиях, помогающих решить извечную проблему сосуществования власти, общества и человека.

Па этой основе возникает концепция естественного (природного) состояния человека и общества, переосмысленного Гоб-бсом, а вслед за ним Локком, как состояние доцивилизованного и догосударственного этапа развития человека и общества, предшествующего созданию гражданских отношений и современного государства.

Локк в своих политико-философских исследованиях отправляется именно от этой триадической концепции человека Новой раннебуржуазной эпохи. Основная философская работа Локка "Опыт о человеческом разуме" посвящена главным образом проблемам гносеологии.

Показательно, что в политико-философской проблематике политической жизни человека нового, формирующегося гражданского общества в значительной мере сыграли гносеологические изыскания Локка. Д.Тирел - ближайший друг Локка, указывал,что побудительной причиной, заставившей Локка обратиться к вопросам человеческого познания, были запутанные проблемы этики, политики и религии.

Роль гносеологии Локка в обосновании его социально-политического учения заключается прежде всего в следующем: I.Критикой теории врожденных идей, учением о языке английский мыслитель показал несостоятельность аргументации сторонников феодальной идеологии и схоластики в доказательстве основных при ципов их учений как самоочевидных истин разума. 2. Теорией образования сложных идей /сложных и простых модусов/ Локк стремился доказать, что основные принципы его социально-политичес-

кого учения могут быть признаны вечными и неизменными принципами социальной жизни человечества. 3. Концепцией об особенностях формирования адей субстанций и модусов Локк обосновывал рационалистический метод социально-политического исследования. 4. Теорией о соотношении разума и веры, концепцией естественной религии, догадкой о земных корнях идеи бога английский философ продолжил и углубил се^ляризацию обществознания, а во-вторых, теоретически обосновал учение о веротерпимости. 5. Локк сумел провести линию эмпиризма в учении о разуме как свойстве человеческой природы. Признак разумности, как показал Локк, является важнейшим родовым свойством человека."Разум - пишет Локк, - ставит человека выше остальных существ и дает ему все то превосходство, "господство, которое он имеет над ними". Хотя разумность является специфическим свойством человека, но это все же один из признаков человеческой природы.

Новую смысловую функцию, которая тесно сближает учение о человеке с передовой идеологией, выполняет прежде всего понятие естественного разума. При помощи этого понятия утверждается идея о природном равенстве людей. Природным, естественным разумом равно наделены все люди, и только пользуются они им по-разному, отчего и получается, что люди развивают способность разумности в неодинаковой степени.

Для Локка, как и для его предшественников и последователей, разумное начало в человеке становится синонимом его свободного, активного действия, предпосылкой, формой и содержанием завоевания, достижений свободы в рамках и на основе строгой, непререкаемой необходимости и закономерности.

Основными факторами, формирующими разумного человека, по мнению Локка, т.е. вводящими эти ограничения, являются государство с его системой институтов, социальная среда, мораль, просвещение и воспитание.

Видное место в этом процессе, как и во всей политической философии Локка, занимала теория воспитания личности. Среди различных сочинений и набросков Локка, посвященных вопросам

воспитания личности, основной работой являются "Мысли о воспитании" .

Целью всей системы педагогического воздействия на ребенка и подростка Локк считает воспитание аристократически буржуазного джентельмена, сквайра. Это воспитание носит строго индивидуальный характер, и главное внимание при этом обращается на выработку тех практических навыков, которые потребуются сыну "состоятельных родителей" в условиях нового буржуазного общества. К сожалению, вопросов воспитания народа Локк не касается на том основании, что дворянин и сын обыкновенного джентельмена должны получать различное образование, "ибо знание и наука - занятия лишь тех, которые пользуются довольством и досугом" .

Учение Локка о воспитании было направлено на формирование разумного человека, его отличало стремление сделать основным двигателем поведения человека правильно понятый им личный интерес, в сочетании с интересами остального общества. Оно было направлено на воспитание так называемого человека-согласия, т.е. цивилизованного человека, который выйдя из неразумного детского состояния, станет членом гражданского цивилизованного общества.

Таким образом, методологические и гуманистические идеи Локка позволили ему построить целостную исследовательскую концепцию, в которой он радикально пересматривает теорию познания своего времени и формулирует гуманистическую ориентацию своего естественно-научного и общественного познания и особенно в высокой степени философского познания политики.

Вторая глава "Критика абсолютизма и апология естественного начала в политической жизни общества" посвящается полемике Локка с теоретиком абсолютизма Фильмером о природе политической власти и концепциям естественного состояния и естественного права в социально-политической доктрине Локка.

Первый параграф "Полемика Локка с Фильмером о природе политической власти" рассматривает основное содержание полемики Локкан с апологетом теории феодального абсолютизма Робертом Фильмером.

Защитники провиденциальной теории божественного происхождения власти, в числе которых был Фильмер, стремились обосновать всемогущество королевской власти, представить короля в качестве наместника бога на земле, которому подданные обязаны безусловным повиновением. Эта теория не была простой апологетикой абсолютизма в эпоху антифеодальной революции.В ней рассматривалась одна из сложных теоретических проблем политики - проблема суверенитета, его абсолютной, неотчуждаемой, неделимой, универсальной природы /в духе учения Жана Бодена, Ш.Луазо, К.Лебрета/ и старая проблема ограничения и разделения суверенитета между различными субъектами власти, которую революция сделала актуальной.

Роберт Фильмер прежде всего стремился отвергнуть мысль о том, что люди от природы свободны от всякого подчинения и что они когда-то были свободными в выборе и установлении власти. Фильмер выводит политическую власть из власти отца семейства. Исходным в его теории является положение об естественном рабстве людей. Основывая все свои аргументы на идее необходимой взаимосвязи между человеком и богом /право частной собственности, право социального контроля/ и черпая свои доводы из Библии, Р.Фильмер утверждал, что все люди, кроме Адама, рождаются рабами. Сотворив Адама, бог даровал еэду абсолютную власть над своими детьми, и эта отцовская власть, передаваемая по наследству от патриарха к патриарху, стала источником королевской власти, ибо короли-наследники патриархов, естественные отцы своих народов.

Таким образом,возводя абсолютные права короля к власти Адама, якобы получившего неограниченную отцовскую власть от бога, патриархально-теологическая теория Фильмера защищала феодальные принципы власти. Поэтому политическая доктрина Фильмера не могла не вызывать острую реакцию тех сил, которые выступали против феодального государства.

Позитивному изложению своих взглядов по данному вопросу Локк предпосылает обстоятельную критик латриархалъно-геологической теории происхождения государства Р.Фильмера. Полемика с Фильмером занимает весь первый "Трактат о правлении": выпады

против Фильмера нередко встречаются и во втором "Трактате".

Своим анализом учения Фильмера Локк стремится показать всю неразумность его доводов, сорвать с королевского абсолютизма ореол святости и авторитет "исторического" права, приписывавшиеся ему Фильмером. На первый взгляд может показаться, что критика Локком теории Фильмера была лишь демонстрацией неверного, нелогичного истолкования Фильмером священного писания, из которого тот черпал свои доводы. Но в действительности, опровергая библейские аргументы Фильмера, Локк по существу рационалистически трактует Библию, "испывал" ее в свете разума. Критика учения Фильмера была тем оселком,на котором проверялись естественноправовые принципы Локка, выведенные из разума человека, а не из изначального природного или сверхестественного истока. В полемике с Фильмером по вопросу о наследовании власти Локк вьщвигает и обосновывает тезис о том , что по естественному праву возможно лишь наследование имущества, но не политической власти. Здесь Локк наносит удар патримониальной теории власти, рассматривавшей в качестве собственности государя, передаваемой по наследству^.

В критике патриархальной теории происхождения государства Локк проделал огромную работу по очищению политической мысли от теологии и устаревших феодальных представлений, также практически низвел монархию лишь в качество высшего чиновника в государстве, тем самым оправдывал те действия английской буржуазии, которые привели к основательному изменению правового статуса английского короля. Отрицание абсолютизма не было для Локка самоцелью, естественным продолжением этой критики явилась концепция гражданского общества и правового государства, т.е. социального и правового ограничения абсолютной, монархической власти.

Во втором параграфе "Концепция естественного состояния и естественного права в социально-политической доктрине Локка: разрыв с Гоббсианской традицией" Локк вслед за Гоббсом делает еще один шаг к переосмыслению естественно-правовых концепций политики.

I. Локк Дж. Два трактата о правлении КН.1/Соч.в трех томах.-М., 1988.- Т.З.- С.208.

- 15 -

Исходя из вечных свойств человеческой природы, большинство социально-политических теоретиков ХУП века для объяснения происхождения общества и государства прибегали к концепции естественного состояния и общественного договора. Понятие "естественное состояние" играет важную роль и в политической концепции Локка.

"Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения - говорит Локк - мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а гэто - состояние полной свободы в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Это также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными - никто не имеет больше другого"^.

Локк, в отличие от Гоббса, например, как бы перенося фактически ряд институтов, характерных для государственной организации общества в естественное состояние, в какой-то степени стирает грань между жизнью людей в естественном состоянии и в политическом обществе. Так, Локк утвервдает:"... в естественном состоянии каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона природы... .

Но это лишь одна из тенденций в понимании общественного состояния человека. Естественность прав, свобод, гражданского и политического состояния уравнивает людей. Всеобщность этих естественных начал жизни общества не делает, однако, людей равными друг другу во всех прочих отношениях. Одно из проявлений их неравенства Локк обнаруживает в их неравном отношении к собственности. Локк находит соответствующее объяснение это-ИУ неравенству в свойствах самой естественной разумности человека.

Трактовка Локком естественного состояния существенно отличается от аналогичного понятая в социально-политических уче-

1. Локк Дж. Два трактата... - Т.З.- С.263.

2. Там же.- С.268.

ниях его предшественников. ХУП век положил начало дискуссии двух направлений в оценке естественного состояния: реалистического и политизированного, которое рассматривало естественное состояние как предгосударственное и неупорядочное состояние всеобщей борьбы за существование и другого идеализировавшего естественное состояние как эпоху всеобщего мира и покоя. Для Гоббса и Спинозы естественное состояние -это состояние войны всех против всех, царство эгоизма, при котором человеку все дозволено. Только в государстве, по мнению данных мыслителей, для большинства людей могут быть осуществлены законы разума или естественные законы.

По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние, однако это не была Гоббсова "война всех против всех". В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, так как каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог множить свою собственность.

Идея естественного закона и естественного состояния была использована Локком прежде всего для обоснования так называемых естественных прав, якобы присущих человеку как таково-Иу в сиду его бытия. Учение об естественных правах человека является важнейшим моментом естественно-правовой доктрины Локка. Из презумпции естественных прав Локк исходит также в своем учении о происховдении и устройстве государства. Вся государственно-правовая система, сконструированная Локком, направлена на то, чтобы лучше обеспечить охрану этих естественных прав.

В своих политических трактатах Локк превде всего подчеркивает и обосновывает такие естественные права человека, как свобода личности, равенство, право собственности, в первоочередной защите которых была заинтересована тогда буржуазия.

В третьей главе "Взаимоотношения власти, права и общества в "Двух трактатах о правлении" Д.Локка раскрывается смысл обоснования и формирования Локком концепций гражданского общества и правового государства.

- 17 -

В первом параграфе "Концепция гражданского общества" отмечается, что развитие политических концепций государства и общества, с конца ХУП столетия и до наших дней происходило и происходит в рамках политико-философской модели Локка, несмотря на попытки отвергнуть и опровергнуть традиционалистскими, консервативными, просто реакционными политическими учениями почти трехсотлетнюю историю развития политики Нового времени. Огромный исторический период с разнообразием социальных, партийных и жизненных интересов умещается в этой модели. Либерализм, традиция которого развивается сегодня в наших условиях, как мы знаем, своей несущей конструкцией обязана,прежде всего, Локку. Основой этой конструкции служат учения о правовом государстве и гражданском обществе.

Первой формой общности людей Локк называет брачный союз, образующийся посредством добровольного соглашения между мужчиной и женщиной. Качественно новой, высшей формой человеческой общности, в которой снимаются неудобства естественного состояния, Локк объявляет государство.

Государство, согласно Локку, может быть образовано только посредством общественного договора. В основу первоначального договора Локк считал необходимым положить подчинение всех его участников большинству. Тем самым он предполагал такой тип государства, в котором признавалось господство большинства. Если для вступления в государство требуется согласие каждого отдельного лица, то после образования государства, говорит Локк, оно действует согласно воле большинства. Согласие людей на подчинение большинству является, по Локку, элементом того же самого первоначального договора, которым образуется государство. Локк сразу же обращается к проблеме возникновения политического общества (т.е. политически организованного общества) с гражданским обществом. Проблема договорных отношений между членами сообщества и между ними и государством, то есть проблема политики, решается им в Гоббсианском смысле.Общество, создающее государство и вступающее с ним в договорные отношения, оказывается и для него непосредственно политическим.

- 18 -

В отличие от Гроция, Гоббса, Пуфендорфа, которые считали, что люди при вступлении в государство отказываются в пользу суверена от всех своих прав, Локк настаивал на том, что люди пользуются свободой естественного состояния, даже если они ровдаются в гражданском обществе, и лишь их явное молчаливое согласие на подчинение правительственной власти делает их членами данного государства.

Уже в теории происхождения государства у Локка выкриста-лизовывается идея правового государства, в котором отношения общества и государственной власти регулируются отношениями права.

Оппозиция гражданского, цивилизованного общества и государства возникала из вопроса, цивилизованно ли само государство. И на раннем этапе развития концепции гражданского общества этот вопрос решался под воздействием оппозиции государственного всему естественному. То есть власть государства и общества с их общими законами отождествлялись. Мы знаем, что Гоббс на этом основании и требовал передачи естественных прав и свобод народа государству. Но идея состояла в том, что не только государство создает и цивилизует гравданское общество, но и общество по сути дела тоже создает и цивилизует государство.

В этой связи возникает проблема, которую замечает уже сам Гоббс: может ли и должно ли государство быть добровольным настолько, чтобы заменять или делать излишней добродетель граждан?

Следующим теоретическим шагом вместе с движением реальной истории, стала концепция становления нового человека и прежде всего новое осознание естественного.

В ХУП и ХУШ вв. гобсианская оппозиция, природного - гражданскому цивилизованному сохранялась в качестве условия возникновения гражданского общества. Локк также предложил идею такой общества, разработанную Гоббсом:"Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебные учреждения, куда можно обращаться, и которое нацелено властью разрешать споры меж,ДУ ними и наказывать преступников, находятся в граж-

данеком обществе, но те, кто не имеют такого общего судилища,... все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый ... сам является судьей и палачем..Таким образом, по Локку целью закона является не уничтожение и не

о

ограничение, а сохранение и расширение свободы . Поэтому, как в естественном состоянии, так и в государстве, свобода немыслима без определенных условий свободы.

Своим требованием законности Локк стремился также гарантировать принцип равенства граждан а государстве.

В сферу свободы, эмансипированную от вмешательства государственной власти, Локк включал также религиозную свободу, защите которой он посвятил много труда и времени.

В эпоху английской буржуазной революции ХУП века она была одной из животрепещущих проблем общественной жизни, представляла собой предмет оживленной полемики и, в сущности, представляла собой необходимый элемент формирующегося гражданского общества. "Письмо о веротерпимости" Локка было первым произведением просветительской литературы, в котором принцип свободы совести получил не только яркое и убедительное, но и всестороннее обоснование как неотъемлемое и естественное право каждого человека."Письмо" содержало требование предоставить всем гражданам свободу вероисповедания, обеспечить равноправие для всех религиозных течений и для всех людей независимо от их релегиозной принадлежности. В "Письме" говорилось также о необходимости отделения церкви от государства.

Таким образом, выступая против государственно-религиозной нетерпимости, Локк, подобно одному из самых активных критиков иерократической теории государства, Марсилию Падуанскому, исходит из различий в природе государства и церкви.

Локк выступил также одним из первых теоретиков экономической свободы, центральной проблемой которой стала в его концепции свобода владеть собственностью. Владение собственностью оказывалось в его концепции, одной из свобод и не только правом гражданина, но и одной из наиболее существенных гарантий гражданских и правовых отношений в обществе. В своем понимании

1. Локк Дтс.Два трактата... - Т.3.-С.320.

2. Там же.- С.293.

- 20 -

значения частной собственности для гражданского общества Локк пошел дальше, чем его предшественник Гоббс, который считал, что положение об абсолютном праве частной собственности, исключающем право суверена, является опасным, ослабляет государство и ведет к его распаду.

Таким образом, Локк в основание гражданского общества заложил естественные права человека. Но на этом он не остановился, и первым в политической философии предложил условие, при котором оти естественные права смогут реализоваться¿фактически Локк первый разработал теорию правового государства, тем самым обозначив далекую перспективу цивилизационного развития человечества.

Во втором параграфе "Проект правового государства" исследуется Локкова модель правового государства.

По Докку, как глы уже выяснили, гражданское общество -это по основным характеристикам общество владетелей собственности, которые несмотря на религиозные, расовые, политические и др. различия, равны перед законом, которым в соответствии с общим для всех законом разрешено преследовать личные интересы и реализовывать свои обычные представления о счастье,и, которые, наконец, свободны выбирать карьеру, профессию, занятие по найму или места проживания и работы, религиозные убеждения. Гражданское общество внутренне связано с рыночной экономикой. Это общество, в котором "отрицательная" свобода закреплена в социальных институтах, - общество всеобщих прав человека и всеобщего антагонизма. Локк уже тогда видел противоречия этого общества, ибо смотрел на него, сам может быть того не осознавая, с совершенно противоположных антропологических точек зрения. С одной стороны, в качестве исходного пункта Локк брал изолированного индивида, характеризуемого определен-

I. "Отрицательная" свобода в смысле кантовской (РгеИ1е1^(1ег *я.Г1кйг ) свободы произвола, употребленной им в его "Метафизических началах учения о праве .Прав любой поступок, который или согласно максиме которого свобода произвола Рге1Ьез^с1ег мШкиг каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом"//Кант И. Метафизика нравов. - 4.1.//Соч.в 5-ти тт.-Т.4.-Ч.2.-С.140.-М.: Мысль. - 1965.

ными естественными правами и целеориентированной рациональностью, с другой - он по сути признавал, что человеческие индивиды являются социальными индивидами, если в самой своей индивидуальности они конституированы культурой, традициями и институтами общества, к которому принадлежат, то и свобода их тоже должна иметь коллективный аспект, выражающий и проявляющий себя в способе, каким индивид участвует и вносит вклад в коллективную /коммунальную/ практику своего общества. Это противоречие состоит в том, что в моральном отношении такое общество, как общество всеобщих прав человека, есть реализация того , которому должна соответствовать

любая современная концепция нравственной жизни, если она не желает соскользнуть в репрессии или террор, но как общество всеобщего социального антагонизма оно в то же время является отрицанием не только конкретных форм нравственной жизни, но и самой категории нравственности /в смысле общечеловеческой абсолютной морали или этики/. Ибо, покуда это общество пребывает в "свободном движении", никакие социальные связи между индивидами, никакая заинтересованность в общем благе и никакие моральные сожаления не помешают социальную опустошению, жертвами которого становятся проигравшие во всеобщей гонке за богатством, властью и счастьем.

Локковским ответом на это противоречие этому необходимому условию гражданского общества стала теория государства, по сути дела правового.

Учение о естественном праве, общественном договоре и народном суверенитете Локка стали той теоретической базой, на которой зиждется его система организации государства и власти.

Как мы знаем, предшественники Локка Макиавелли, Гоббс, считали необходимым атрибутом всякого государства высщую власть над гражданами и подданными, власть неделимую, единую, постоянную, неотчуждаемую, стоящую над законом и не ответственную перед кем бы то ни было. Подобное понятие государственного суверенитета соответствовало интересам буржуазии в эпоху складывания централизованного государства. В этот период буржуазия поддерживала абсолютную монархию, которая обеспечивала преодоле-

ние раздробленности, препятствующую созданию общенационального рынка. Но когда острие борьбы было направлено против абсолютной монархии, которая, как мы знаем, использовала принцип абсолютного государственного суверенитета как оружие в политической борьбе, идеологи новых гражданских и политических отношений, выступавшие против абсолютизма, как блок буржуазных и дворянских прогрессистов, просвещенных политиков и мыслителей, осознали противоречие и недопустимость такого понимания государственного суверенитета. Так, один из лидеров оппозиции, покровитель Локка граф Шефетбери,выступая в парламенте в 1675 году, следующим образом рисовал свой политический идеал:"Мой принцип - это король, но король, подчиняющийся закону,тому закону, которому подчиняется и бедняк, живущий в хижине. Мой принцип тот, что палата лордов, ее юрисдикция и прочие права, которыми она обладает, составляют существенную часть всего правления... Но если когда-либо случится /чего не дай бог/, что король будет управлять посредством армии, я не обязан подчиняться такому правлению"*.

Выражая интересы этого блока, Локк стремился сформулировать такие взгляды на организацию государственной власти, которые отвечали потребностям общества. Он стремился определить в своей политической теории взаимодействия мевду государственной властью и подданными, а также между различными властями в государстве, которые лишали бы государственную власть возможное ти нарушать неприкосновенность собственности и др. прав индивида. Поэтому так отчетливо ставятся и решаются у Локка проблемы народного суверенитета, границ верховной власти, народного представительства, разделения властей, права народа на сопротивление, а также проблемы отделения государства от власти,которые отождествлялись многими мыслителями с Гоббсом.

Согласно Локку, народу принадлежит учредительная власть.

Народ устанавливает форму правления, делая это посредством

создания высшего законодательного органа. В противоположность

своим оппонентам, считавшим монархию единственной возможной и

допустимой формой правления, Локк утверждает, что народ не свя-

I. Английская буржуазная революция ХУП века.- АН СССР.-Т.П.-1954.- С.138.

зан в выборе той или иной формы государства^. Народ вправе установить любую форму правления, кроме абсолютной монархии, которая несовместима с гражданским обществом.

£орма государства, согласно Локку, определяется организацией законодательной власти - количеством лиц, обладающих ее, поэтому большинство само может употреблять всю власть сообщества для создания "время от времени" законов и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами, и в этом случае форма правления будет представлять собой совершенную демократию. Но большинство может также передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, и тогда это будет олигархия. Если законодательная власть передается в руки одного лица, го перед нами монархия. В том случае, если законодательная власть первоначально была передана большинством одному или нескольким лицам пожизненно или на какое-то ограниченное время, а затем снова вернулась к большинству, то общество снова может передать ее в какие ему угодно руки и создать, таким образом, новую форцу правления. Общество может установить также "сложную или смешанную" форму правления, говорит Локк, понимал под этим, очевидно, конституционную монархию^.

Но какова бы ни была форма правления, верховную власть в государстве Локк оставляет за народом. Народ имеет право надзора над верховной государственной властью и право свергать правителей, использующих доверенную им власть во вред народу.

Принцип народного суверенитета, вытекающий из учения Локка о естественных правах человека и договорном происхождении государства стал у Локка основанием его учения о правовом государстве. Из него вытекали нормативные принципы существования и функционирования власти и общества. К этим нормативным принципам следует отнести принцип ограничения верховной власти,представительного правления, разделения властей и систему конституционализма, которая именно в духе Просвещения впервые появилась у Локка.

1. Локк Дж. Два трактата ...-Т.З.-С.337,338.

2. Там же.

К идее об ограничении верховной власти Локк приходит, побуждаемый стремлением исключить возможность покушений государственной власти на свободу, равенство, частную собственность подданных. По Локку первоначальный договор - это не акт перенесения всех прав на суверена, а договор о соединении людей в государство, политическое общество ради лучшего обеспечения этих прав. Следовательно, правительство не вправе претендовать на абсолютную власть над подданными. А во-вторых, согласно идее народного суверенитета, о которой было сказано выше, высшая власть в государстве является лить добровольным даром народа для достижения общего блага и охраны прав личности. Ограничивая сферу деятельности государства "мирскими интересами", или, как тогда выражались, "безразличными вещами", т.е. вещами и действиями, которые не затрагивают религию,Локк уже в первом "Письме о веротерпимости" /1685/ говорил, что и относительно "безразличной вещи" законодательная власть в государстве не полновластна. Она ограничена общественным благом.

Одним из краеугольных кашей Локковой теории правового государства была идея представительного правления.

Локк смотрел на носителей государственной власти как на представителей народа, действующих по доверию и поручению от общества. Решения органов государства, говорит он, являются собственными приговорами каждого члена государства, ибо "...они вынесены им самим или его представителями".Всякая власть в государстве является всего лишь доверенной властью.В частности, "законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть,которая должна действовать ради определенных целей", -пишет Локк^. При этом правители получают от общества власть с целевым назначением, а именно, использовать ее в интересах общего блага. "Законодательная власть, поскольку она исходит от народа через посредство положительного добровольного дара и учреждения, не может быть ничем иным, кроме как тем, что передано этим положительным даром"^. Такой же "представительный" характер имеет и исполнительная власть. Монарх, возглавляющий ис-

1. Локк Дне. Два трактата... - Т.3.-С.312.

2. Там же.- С.349.

3. Там же.- С.346.

- 25 -

волнительную власть, является, согласно Локку, тоже представителем общества.

Одним из ключевых принципов Локковой теории правового государства был принцип разделения властей. Разумное государственное устройство он усматривает в наличии трех влас-гей: законодательной, исполнительной и "федеративной", т.е. зедающей отношениями с другими государствами.

Прежде чем говорить о критериях разумности Локковой системы разделения властей, надо отметить, что эта теория 5ыла своеобразным компромиссом между рационалистической теорией государства, которая полностью сохраняла естественные трава человека в гражданском состоянии, и реальным фактом существования и в какой-то степени легитимности во всех странах Западной Европы, в том числе и Англии такой формы государ-;твенной власти, как монархия.

Проблема разделения законодательной и исполнительной зластей в государственной системе была в центре идеологичес-сой борьбы в период английских буржуазных революций 1640-1688 •\г. Установление четких границ власти короля и подчинение короля как главы исполнительной власти парламенту как власти за-сонодательной было целью всех партий, находившихся в оппозиции с монархии. Кроме того, принцип разделения властей отражал :тремление к господству трех наиболее влиятельных политических :ил Англии ХУП века - королевской власти, аристократии и все 5олее укрепляющей свое положение буржуазии. Поэтому основная шсль Локка состоит в том, чтобы при помощи разделения влас-гей и признания за ними самостоятельного значения, придать им сарактер противовесов, взаимно направляющих друг друга и обес-1ечивающих общую свободу.

Теория разделения властей Локка была продуктом складывающейся государственности нового типа и связана была с услож-¡ением задач управления по сравнению с предыдущим! формами го-¡ударственности.

Разделение властей у Локка объясняется и разными практи-1ескими задачами и функциями, которые стояли перед законодательной и исполнительной властью.

- 26 -

Французский последователь Локка Монтескье усовершенствовал систему разделения властей, добавив в нее судебную ветвь государственной власти, и тем самым как бы затмил за-сдугу Локка в разработке этой проблемы. Но несомненно, Локк был ближе к действительности и он стал не только первооткрывателем этой системы, но в некоторых моментах был дальновиднее своего "ученика".

Таким образом, своими теориями гражданского общества и правового государства Локк заложил основы конституционализма, идея которого была затем развита и воплощена в государственности нового типа в странах Западной Европы и Северной Америки XIX и XX веков.

В заключении диссертационного исследования рассматривается, какое влияние оказала политическая философия Джона Локка на философскую, политическую мысль последующих эпох. Вновь поднимается проблема актуальности философской мысли Локка в сегодняшней Российской действительности, а также подводятся основные итоги данной работы и отмечается перспективность и актуальность дальнейшего изучения проблематики гражданского общества.

Основное содержание диссертационного исследования и итоги работы отражены в следующих публикациях автора:

1. Место Локка в политико-философской мысли Нового времени //Из истории политической философии,- М., 1992.

2. Локк и современность // Межвузовский сборник.- Орел.-

1993.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Плотников, Александр Александрович

НВЕЩЕЬШЕ . I

X. МЕСТО ЮККА В РАЗРАБОТКЕ ШЛШЖ ФИЛОСОФСКИХ ЩЕЙ хуп веки . .» . . • » • » » « » • • • • . * . • ♦ * ®

§ I. История вопроса . . . . . . . . *

§ 2. Творческий и жизненный путь Д.Локка, путь к концепции гражданских а правовых отношений

§ 3» Методологические ш гуманистические установки политической философии Локка.

2. КРИТИКА АБСОЛЮТИЗМ И АПОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО НАЧАЛА

В ШЛМГИЧЕСШЙ ШШ ОЩЕСТВА

§ I. Полемика Локка с Фильм ер ом о природе политической власти

§ 2. Концепция естественного состояния и естественного права'В социально-политической доктрине Локка. Разрыв с Гоббсианской традицией

3. ВЗАЖЮТШШЕШ ВЛАСТИ, ПРАВА И ОЩЕСТВА В "ДВУХ

ТРАКТАТАХ О ПРАВЛЕНИИ"

§ I. Концепция гражданского общества.

§ 2. Проект правового государства

ЗАКШШШ . . . . , . . . . . v

СПИСОК ИСШЛЪЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации1993 год, автореферат по философии, Плотников, Александр Александрович

ХУЛ век стал для мировой цивилизаций веком взлета человеческой мысли в самих разнообразных областях знания, в том числе и политической философии. Научные и философские исследования Галилея, Войля, Ньютона, Декарта, Роббоа, Спинозы, Лейбница, Лок-ка стала поистине этапными.

ХУП век стал также и векш крупных социальных преобразований. Английская революция ХУЛ века возвестила о родцениа новых общественных отношений: пришедших на смену старому порядку. Провоз мшенные ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы. Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали свое идеологическое оружие все цротивники отжившего средневековья. В ходе этих преобразований значительно обогатился понятийный аппарат политико-философекой мысли. Шел активный процесс исследования её универсальных проблем. Возникали философские проекты правового государства, гражданского общества, гравданина, личности нового типа.

Концепции гражданского общества и правового государства занимают важное место в современной проблематике политической и социальной философской мысли. Всесторонняя разработка этих концепций невозможна без исследования творчества тех мыслителей, которые стояла у истоков их формирования. Поэтому исследование творчества Локка, как одного из самых ярких теоретиков гражданского общества и щ>авового государства выбрано не случайно.'

В развитии политических концепций ХУЛ века Локк сыграл выдающуюся роль, оставив потомкам впервые,разработанную концепцию правового государства, теорию разделения вжаетей, систему политико-философских идей, основы классического либерализма, философскую теорию воспитания z ряд других значительных философских идей, послуживших развитию политико-философской мысли эпохи Просвещения.

Жокк по праву принадлежал к той плеяде философов-новаторов ХУЛ века, которые создали новую форму нормативного сознания. Лок ково обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки распределительной справедливости, договорной интерпретации полномочий государственной власти а коренное переосмысление концепции "естественного правай послужили формированию нового правосознания, сумевшего зафиксировать и высказать такие установки, которые не только сыграли значительную роль в политической истории ХУЛ века, но и вообще оказались бессмертными. "По литико-правовые суждения Локка, как справедливо замечает Э.Соловьев, не могут ни состариться, ни отмереть до той поры, пока во всем мире .не утвердятся институты гражданского общества, начала конституционализма и разделения властей; пока не перестанет развиваться ж оказывать свое нормирующее воздействие на социальнот политическую практику концепция прав человека"'1'.

Философское и политическое творчество Локка длительное время скрывалоеь в тени его прославленного предшественника Т.Гобб-са. Пресловутый "ренессанс Гоббса" в политико-философской мысли XX века, в исследованиях таких значительных политических философов, как Э.Фёгелин, Л.Жтраусс, Х.Арендт, обнаружил однако и границы гоббсианской политической философии, которые сумел преодолеть следовавший за ним Джон Локк. Актуальность и подлинное значение даели Локка вызвали к жизни новую тему историко-философской политической литературы нашего времени - политические воззре вия создателя коенцепции щэавового государства и дискуссию о фун даментальных основах его политико-философского творчества. Соловьев Э.Ю. феномен Локка // Прошлое толкует нас: ©черки по истории философий и культуры. ~М. Политиздат, 1991.-с.149.

Клод Адриан Гельвеций отметил однажды, что всякая новая мысль - это новое сравнение, поэтому когда'сегодня Россия пытается найти выход из экономического ж политического кризиса, интегрироваться в мировое сообщество, нам очень важен опыт предшествующих эпох, особенно тех, где мы находим эти сравнения* У нас нет альтернативы глубоким преобразованиям, переходу к новому качественному состоянию общества и страны. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, нто олицетворяет тоталитаризм. Поэтому ключевой проблемой реформации в России и с точки зрения практической политики, и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и новой правовой государственности.

Ясно, что не безоглядный оптимизм способен спасти общество, а реалистический подход к прошлому и настоящему, соединяющий их научное осмысление со здравым смыслом, возвратом к непреходящим ценностям социальной и политической жизни общества. Его обновление исключительно сложный процесс. Крайне живучей оказывается тоталитарная модель политического строя, в котором государство всецело поглощает функции гражданского общества. Государство, которое повсеместно утвердило монополию на дела и мысли своих граждан, не могло не загнивать, не держалось административно-командными мерами. Жизнь потребовала сменить формы общественного развития, выбрать демократический путь. Но в обществе живы традиции нетерпимости, авторитаризма, которые являются мощным объективным препятствием переменам, реформам, обновлению. Требуются соответствующие политические и духовные орудия разрушения этих традиций ненасильственным, демократическим путем. Здравый вариант движения вперед - ответственность каздого за свое существование и обязанности со стороны государства защищать это право. Поэтому для России, как и для многих других стран оовремецдого мира был бы актуален и ненесано 1окка,

В сложившейся ситуаций страна поставлена перед необходимостью одновременного решения сразу нескольких крайне сложных задач. Это решительный отказ от социального утопизма в государственно! деятельности и переход к реалистическому мышлению, восстановление в правах основополагающих принципов функционирования цивилизованного государства, выработка и принятие четких правовых основ деятельности отдельных структур промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; политическое переустройство общества, предполагающее установление сильной и компетентной власти, соблюдающей законы и опирающейся на силу закона и эффективные механизмы их реализации; смелое проведение экономических реформ, имеющих целью переход к рынку с учетом национальной специфики России.

Вполне очевидно, что решение всех этих задач взаимосвязано. Восстановление и укрепление государственности на основе утверждения в обществе верховенства закона, иерархической субординации законов и правопорядка становятся условием социально-политического переустройства общества, социально-экономической стабильности и успешного проведения экономической реформы.

Периоды обострения кризисных явлений в государственно-политической и социально-экономической системе общества, как правило, сопровождаются ростом интереса к различного рода идеологиям, активизацией попыток к приспособлению старых и формированию новых идеологических конструкций, а следовательно, и попыток их философского обоснования. Важное место в этом процессе занимает обращение к философско-политическому наследию человечества и именно к тем его образцам, которые созвучны сегодняшней российской действительности. Поэтому обращение к творчеству видного английского мыслителя Джона Локка, жившего в Англии в эпоху глобальных социалъ но-экономических перемен ХУЛ в. не случайно.

Идейно-философские позиции и установки тех или иных политических течений нередко выявляются более адекватно, когда речь идет не об общих методологических принципах, а о конкретных личностях, воплощающих и реализующих их в своей теоретической и практической деятельности. С этой точки зрения фигура крупнейшего английского философа и политического мыслителя ХУЛ века Джона Локка весьма показательна.

Главная цель данной диссертационной работы - рассмотреть становление и формирование гражданского общества и правового государства на основе анализа политической философии Джона Локка.

Предлагаемое диссертационное исследование решает исследовательские задачи:

- показать какое место занимает политическая философия ДДокка в политико-философской мысли Нового времени;

- вскрыть социально-политические и гносеологические корни становления философских взглядов Джона Локка;

- рассмотреть проблемы человека, индивидуализма, отношение Локка к собственности, как основе гражданских и правовых отношений, противоречия этических установок в его педагогических и социальных воззрениях;

- проанализировать проблемы естественного состояния, естественного права и закона в политико-фуюсофской доктрине Локка;

- показать как целостное политико-философское учение о государстве и обществе, концепцию правовых и гражданских преобразований, разработанную Джоном Локком.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе за последние годы проанализирована политическая философия Джона Локка, которая до сих пор не была объектом специального исследования. Впервые также осуществляется попытка показать и проанализировать все то позитивное в творчестве Локка, что нашло отражение в идеологии либерализма и либеральной политико-философской мысли, а именно: методологию политико-философского исследования Локка, органическую связь педагогики и политической философии Локка, впервые рассмотрена концепция человека, гражданина, его политического сознания, его рациональная природа и правовые установки, исследована критика Локком абсолютизма, концепция разделения властей и её предиото-рия. Показано место Локка в историко-философской и политико-философской традиции ХУ1-ХУП столетий, в частности, в диссертационной работе отражен радикальный пересмотр Локком концепции естественного состояния человека и общества, естественного права и закона и переосмысление самой идеи разумности "естественного" в политике. Исследована история идеи правового государства и её дальнейшее развитие Локком, показана роль Локка в разработке концепции гражданского общества. Исследовано философское окружение Локка и решен ряд спорных вопросов его философской биографии, в частности история становления его взглядов на проблему веротерпимости. Подвергнута анализу практическая и политическая деятельность английского философа и ряд моментов его творческой жизни.

Источники, которые легли в основу диссертации.

Политико-философские сочинения Локка. Это "Два трактата о правлении", "Опыты о законе природы", "Мысли о воспитании", "Опыт о веротерпимости", "Послание о веротерпимости", "Письмо о веротерпимости", "Опыт о человеческом разумении"*.

Эпистолярное наследие Джона Локка. Изучение его корреспонденции позволяет в деталях проследить процесс складывания и эвот---------------—

•■■Новизна политик о-философского творчества Локка во иногом определяется не только тем, что данная диссертационная работа является одной из немногих работ на эту тему в отечественной философской литературе, но и публикацией на русском языке полного текста политических исследований Локка (в частности, второго трактата о правлении) в трехтомном издании сочинении Локка под редакцией А.Л.Субботина. люции философско-политических взглядов английского мыслителя.

Сочинения тех философов и ученых, которые так или иначе оказали влияние на политико-философскую доктрину Локка. К ним относятся произведения Гоббса, Гроция, Пуффендорфа, Ньютона, Сиднея, Маккиавели, Бойля, Шефстсбери, Декарта, Гассенди, Филь-мера.

Сочинения тех философов, на которых Локк оказал влияние: Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Кондорсе, Толанда, Коллинза, Пристли, Юма и др.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора. Место Локка в политико-философской мысли Нового Бремени// Из истории политической философии.-Москва; Институт философии РАИ. 1992, и Локк и современность//Межвузовский сборник. -Орел, 1993.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гражданское общество и правовое государство"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким обращом, решающим событием в модернизации политико-правовых отношений стала концепция правового государства и гражданского общества, разработанная Джоном Локком. Им сформулирована также антиабсолютистская концепция государственной власти.

Анализ политико-философского наследия Джона Локка показывает, что возникнув в эпоху религиозных войн и буржуазных революций ХУЛ века и насытив своими идеями эпоху Просвещения, она не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Государственно-правовая теория Локка оказывается философски-концептуальным построением, посредством которого революции ХУ1-ХУП веков передали свой горький опыт эпохе победоносных буржуазно-демогфатических переворотов. Велико было влияние политических идей Локка на американскую революцию ХУШ века. Американская почва оказалась благодатной для концепции Локка прежде всего потому, что здесь шла борьба против такого же деспотизма, против которого боролся Локк столетие назад. Принципы Локка были для колонистов теоретическим выражением американского опыта и политической жизни с её довольно развитыми рыночными отношениями и стремлениями к самоуправлению и свободе. На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. Локк был первым в истории философом, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации Шефстбери он написал конституцию для Сев.Каролины, которая в 1669 году была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу. В ХУШ столетии убежденными локкианцами были Джеф-ферсон и Франклин.

Огромное влияние оказали политические идеи Локка на социально-политическую мысль французского Просвещения. Одна из причин этого кроется в том, что гносеологическая ёаза, на которой строились социально-политические концепции просветителей, была заимствована ими у Локка. Надо отметить, что во Франции ХУШ века в условиях абсолютной монархии, основанной "на божественном праве королей", распространение идей Локка имело большое революционизирующее значение. Учение о естественном праве и о неотчуждаемых естественных правах личности, о народном суверенитете и о договорном происхождении государства, о народном представительстве, наконец, о законности восстаний против тиранов - все эти положения системы Локка находились в самом резком противоречии о господствовавшим во Франции режимом и с его теорией. Вольтер, Дидро, Гел-Ееций, Гольбах, Руссо признавали могучее влияние на них философских и политических воззрений Локка. В их произведениях можно найти бесчисленные ссылки на авторитет Локка, его "Опыт о человеческом разуме" и "Трактаты о правительстве". Нет прямых доказательств знакомства Монтескье с политическими трактатами Локка, но невозможно себе представить, что стодь распространенные во Франции сочинения, неоднократно там издававшиеся, не были известны такому просвещенному человеку какМонтескье специально изучавшему аглийскую конституцию, чья теория разделения властей обладает поразительным сходством с теорией Локка.

Несомненно влияние политических воззрений Локка на французскую общественно-политическую мысль отнюдь не означает, что французские просветители ХУШ века просто пересказывали идеи Локка. Под влиянием специфических условий Франции ХУШ века принципы Локка трансформируются в работах французских философов.

Политико-философские идеи Локка живо воспринимались и в последующей политической теории и практике XIX и XX веков даже если преемственность непосредственно не осознавалась конституционалистами Германии, России и других стран.

Идеи Джона Локка в сегодняшних Российских условиях как бы получает второе дыхание. Концепции правового государства и гражданского общества Локка имеют прямое отношение к российской действительности наших дней.

До сих пор в России почти отсутствовали структуры гражданского общества. Огосударствление коснулось не только экономики, но и политики и культуры. Стремление охватитв централизованным планированием и контролем все аспекты политической жизни буквально спеленало общество, стало серьезным тормозом для инициативы людей, общественных организаций и коллективов. В условиях тоталитаризма произошло поглощение общества государством. В этом ограж-данском обществе вообще не было и речи. Вот почему проблема формирования гражданского общества и правового государства, в разработку концепций которых огромный вклад Енес Локк, является ключевой в условиях переходного периода от тоталитарно-бюрократического режима к демократии. Народ нуждается во власти. Но соединить два начала - свободу и власть - можно только на основе разумно осознанных гражданских прав и демократии. Граждане в гражданском обществе не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью. Обладание ею и делает людей ответственными за её сохранение и умножение, равно как и всякого другого их личного и общественного достояния - качества жизни, политических и социальных прав и гарантий; государство же становится ответственным за все виды безопасности человека и общества. "Простые" свойства порядочности, честности, человечности - универсальная и фундаментальная основа гражданского общества.

Необходимость развития гражданского общества в нашей стране как условие выхода из кризиса, обновления не может вызывать сомнений. Естественно, что кризис, как и стагнация либо социальные стрессы, внутренние и внешние конфликты, преследования и репрессии, авторитаризм и тем более тоталитарная диспотия не совместимы с развитием гражданских отношений. Формирующееся гражданское общество должно стать "союзом индивидуальностей", ассоциацией, члены которой обретают развитые человеческие качества. В этом свете все проблемы правового государства и гражданского общества (свободы, права, долга, собственности, морали и др.) требуют дальнейшей творческой разработки.

Ясно, что новая модель взаимоотношений между личностью, обществом и государством не может быть введена чьим бы то ни было указом. Но необходимо законодательное закрепление идеи общественного договора, согласно которой государству вменяются его обязанности. Не государство должно диктовать, что могут человек и общество, а гражданское общество предписывает государству определенные задачи по защите прав и свобод человека. Внедрять дух конституционализма, уважения к закону, праву, свободам гражданина, к суду, государственной Еласти призвана конституция.

Практика сегодняшнего дня подсказывает, что гражданское общество и правовое государство сводится ко всем тем же проблемам и процессам, которые были раскрыты в аналогичных, хотя и исторически далеких от нас ситуациях Джоном Локком. Несовершенство реально существующего общества всегда будет восприниматься как его неопределенная примитивность, несложившиеся гражданские отношения. И неизменно будет решаться вопрос, как сделать эти отношения более естественными для новых условий, которые общество само создаст. Так и формируется "идеальный тип" общества, модель которого разрабатывали многие поколения мыслителей, среди которых видное месл то занимает Локк.

Данная диссертация не претендует на исчерпывающее исследование всех проблем, связанных с политической философией Локка. Дальнейшая работа в этом направлении требует расширения источниковед чеокой базы исследования, более детального изучения роли Локка в развитии политикофилософской мысли человечества.

 

Список научной литературыПлотников, Александр Александрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. X. Абашидзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критики. Тбилиси: Сабчота Сакартвелло, 1972, -51 с*

2. А до А.В, Зарождение и становление социологической и исторической мысли нового времени (ХУ1-ХУШ вв.) // Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки.1. Е , 1977. С. 12-39.

3. Английская буржуазная революция ХУШ в./ Под ред. Е.А.Кос-минского и СА.левицкого. м., 1954. - Т.2. - 384 с.

4. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Голавд, А.Коллинз. -М.: Мысль, 1981. 301 е.

5. Алресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени: Этический сентиментализм. Учебное пособие. М,, 1986. -86 с.

6. Баскин M.I. Монтескье. 2-е изд. М.: Мысль, 1975. -168 с.

7. Вернадский С.П. Очерки истории философии права. СПб., 1892. - Вып. X. - 266 с.

8. Габриель Вонно. Культурные связи Локка с Францией (По неопубликованным документам). Издание Калифорнийского университета. Беркелей и Дос-Аадкелом; 1955. - 263 с.9» Вооль Г.Т. История цивилизации в Англии в 2-х томах. -СПб., 1895. 528 сТ

9. Вухарцева Н.Г. Понятие "гражданское общество" в социально-Цлософской шсли ХУП-Х1Х веков. Свердловск, 1980.

10. Бэкон §. Новый Органон // Соч. в 2-х томах, М.: Мысль, 1978. - Т.2.

11. Вишняков А» Вопрос о возможности арпиорных познаний в

12. Гениях Локка и Лейбница // Вера и разум. 1902. -17. - С. 187-194; # 18. - С. 223-236.

13. Власть // Очерки современной политической философии Запада, М.: Наука, 1989. - 328 с.

14. Ворошилов Н.Н. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль, 1871. - 451 с,

15. Вуд Н. Джон Локк и аграрный капитализм.

16. Гефцинг Гаральд Ж.Ж.Руссо и его философия. СПБ.: Ред. журн. "Образование", 1989. - 172 с.

17. Голлан Дкон. Политическая система Великобритании. М.: Ин.лит., 1955. - 223 с.

18. Грязнов А.Ф. Джон Локк и современная англо-американская философия: (Аналитический обзор) // ^дологические и методологические проблемы буржуазных историко-философских исследований. М., 1985. - G. 98-116.

19. Деборин A.M. Социалистическое учение нового и новейшего времени. 6 3-х т. Т.1-2. - W.: Изд-во АН СССР, 1958

20. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2-х т. М., 1989; - ТД. - С. 297-422.

21. Дизковская Н.Ф. Объективное и субъективное в политике: Автореферат дис. кавд.филос.наук. М,, 1987. - 26 с.

22. Ермилов В. Реформаторы воспитания. Амос Каменский. Великая книга Локаа. М., 1905.

23. Ермошин В.В* Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях нового времени. М.: Наука, 1989. - 207 с.

24. Иодль Фридрих. История этики в новой философии. В 2-х т.-М. К.Т.Солдатенкова, 1896-1898; T.I. 1896Г - ХУ1,28Й, h е.; Т.2. 1&>8. - Ш, 40Й, 108 с.

25. Заиченко ГД. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. - 208 с.

26. Заиченко Г.А. 350 лет со дня ровдения Д.Локка. Научный доклад вы|ш.школа // Философские науки. 1984. - № I.

27. Захарченко Марина Владимировна. Становление идеи практического разума в метафизике лУП века. Джон Локк и традиция естественного закона: Автореферат диссертации на соискание к.флософ.н. СПб., ун-т Санкт-Петербург, 1992. - 17 с.

28. История буржуазного конституционализма ХУП-ХУШ в. -М.: Наука, 1983. 299 с*

29. Камбуров В.Г. Томас Гоббс и его политическое учение. Принцип разделения властей и его значение в науке. -Киев, 1990. 21 с.32