автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Греческие жития апостола Андрея; проблемы источниковедения и критическое издание текстов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Виноградов, Андрей Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Греческие жития апостола Андрея; проблемы источниковедения и критическое издание текстов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Виноградов, Андрей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.4

ИСТОЧНИКИ.14

NARRATIO [BHG 99].19

Введение.19

Рукописи.20

Текст.24

Перевод.50

ЕПИФАНИЙ МОНАХ. ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ [BHG 95В].65

Введение.65

Рукописи.68

Текст.75

Перевод.125

ЕПИФАНИЙ МОНАХ. ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ [BHG 102].161

Введение.161

Рукописи.161

Текст.165

LAUDATIO [BHG 100].202

Введение.202

Рукописи.203

Текст.209

СИМЕОН МЕТАФРАСТ [BHG 101].266

Введение.266

Рукописи.267

Текст.272

ИМПЕРАТОРСКИЙ МЕНОЛОГИЙ [BHG А].293

Введение.293

Рукописи.294

Текст.295

АНОНИМНОЕ ЖИТИЕ [BHG 99В].304

Введение.304

350

Рукописи.306

Текст.307

Перевод.324

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Виноградов, Андрей Юрьевич

Греческие жития апостола Андрея, хотя и изучаются с XVII в., но и по сей день остаются для науки своего рода terra incognita. Не выявлен сам круг агиографических произведений об апостоле, которые можно было бы назвать житиями. У большинства из них совершенно не изучена рукописная традиция. Нерешенным до конца остается вопрос об их источниках и взаимосвязях. Совершенно не исследовался такой аспект, как язык и стиль житий, их место в общей агиографической картине эпохи. Наконец, ни одно из них не имеет полного критического издания, а многие остаются вообще неопубликованными.

Между тем, жития Андрея Первозванного представляют собой особое, почти уникальное явление в византийской агиографической литературе. Ни у одного другого апостола (за исключением отчасти Иоанна) древние апокрифические акты не подвергались столь масштабной и тщательной переработке, и ни у кого объем житийного материала (по колическтву памятников и их объему) не достиг таких размеров, как у Андрея. Это объясняется тем, что фигура Первозванного, как легендарного основателя Константинопольской кафедры, приобрела особое значение к IX в.1, когда вдумчивых читателей уже перестали удовлетворять древние апокрифы, как наполненные сомнительными идеями, так и не отражающие роли Андрея, как апостола Византии (ср. их критику Фотием в его "Библиотеке" (114)). Именно в средневизантийский период, в ГХ-Х1 вв. складывается большинство греческих житий апостола Андрея: начало этого процесса связано со всплеском агиографической активности в период второго иконоборчества, а его завершение - с универсальными агиографическими проектами X-XI в.

Однако значение фигуры Андрея, общее для всех этих житий, не должно оставлять в тени то разнообразие целей и, соответственно, форм, которое отличает отдельные памятники. "Первопроходец" Епифаний Монах занят прежде всего анализом всего "андреевского" предания и синтезом его наиболее существенных элементов в жизнеописание нового типа: его житие, наряду с оригинальностью и выверенностью композиции и итинерария, характеризуется довольно простым языком и безыскусным стилем. Laudatio Никиты Давида Паф-лагона органически выросло из похвального слова апостолу, произнесенного по частному поводу, в риторическую обработку епифаниева текста, выдержанную в едином, высоком стиле и написанную сложным и замысловатым языком. Облик метафрастовского жития определяется канонами всего корпуса Симеона Логофета: гладким повествованием, средне-высоким стилем, определенным объемом. То же относится и к житию из императорского менология: текст Ме-тафраста сокращен вдвое за счет пропуска всех второстепенных деталей и элементов риторики, в конце добавлена додекасиллабическая молитва за императора с акростихом.

Несколько в стороне от этой основной линии развития стоят два других жития: Narratio и анонимное "апокрифизированное" житие [BHG 99Ь]. Первая является независимой от Епифания (и даже, возможно, предшествующей ему) попыткой создать "полное" житие Андрея: преобладание здесь слабо переработанного апокрифического материала и неразработанность доахейской части не сделало этот вариант популярным и плодотворным. Второе, наоборот, создано, как бы на излете традиции и на ее периферии: любой материал, попадающий сюда, будь это евангельские рассказы, "Деяния Андрея и Матфия", канонические жития, мученичества - все "апокрифизируется", пополняется загадочными и оттого притягательными подробностями. Так выражается тот апокрифический дух сокровенно-фантастического, который, казалось бы, преодолели создатели византийских житий апостола Андрея.

Без учета всех этих особенностей невозможно приступать к изданию житий Первозванного апостола. Однако нельзя сделать этого и без тщательного изучения всей рукописной традицией памятников, причем не только их собственной, но и их отражения в других житиях. И хотя рукописное предание некоторых произведений необъятно (Метафраст насчитывает более сотни списков), а часть манускриптов осталась нам недоступна, нам все же удалось составить достаточно полное представление об истории развития каждого жития, без чего невозможно никакое критическое издание текста. Обнаружилось не только наличие различных редакций памятников (для Епифания Монаха их необходимо1 Cm.: Dvornik Fr. The idea of apostolity in Byzantium and the legend of the apostle Andrew. Cambridge/Mass., 1958. P. 223-299.даже издавать отдельно), но и неустойчивость границ между самими житиями: напр., Narratio используется для дополнения начала первой и конца второй редакции Епифания.

Наша работа является по сути своей, несомненно, источниковедческой. Однако задача ее несколько глубже: это не просто изучение отдельных памятников в их исторической динамике и взаимосвязи, оценка источниковой базы и сбор сведений для обобщающего труда - основой ее является критическое издание текстов, без которого невозможно, по нашему мнению, никакое объективное исследование источников вообще. К сожалению, традиция издания греческих житий, которой славилось русское византиноведения кон. ХГХ-нач. XX в., связанная с именами Веселовского, Латышева, Пападопуло-Керамевса, Jlonape-ва и многих других, на долгое время прервалась. Жанр агиологических исследований стал как бы маргинальным, работа с рукописями отошла на второй план, что конечно же, не могло не сказаться на уровне исследований житийных памятников. Тем более актуальной кажется сегодня, в эпоху возрождения визан-тинистики в России, обладающей богатейшими рукописными сокровищами, необходимость вернуться, на новом уровне, к изданию греческих агиографических текстов, начинающему приходить в упадок даже в таких своих цитаделях как, например, Общество болландистов.

Настоящая работа помимо введения и заключения содержит обзоры библиографии и источников, а также шесть основных глав, которые состоят из вводной статьи, посвященной вопросам происхождения, авторства, датировки жития, его рукописной традиции и издательским аспектам, и самого издания греческого текста, снабженного критическим аппаратом. Поскольку в настоящий момент ни одна из профессиональных программ составления критического издания (СТЕ, СЕТ и др.) не была нам доступна, был использован формат Microsoft Winword, и сноски оформлены по образцу Analecta Bollandiana. Единственной разницей является другая система указания на длину фрагмента текста, к которому относится разночтение: вместо знака.] мы указываем в сокращении последнее слово перед разночтением и затем саму vario lectio. Также нами использованы следующие знаки со значением: находит соответствие, // находит параллель, <> против.

Рукописи.20

Текст.24Перевод.50ЕПИФАНИЙ МОНАХ. ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ [BHG 95В].65Введение.65Рукописи.68Текст.75Перевод.125ЕПИФАНИЙ МОНАХ. ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ [BHG 102].161Введение.161Рукописи.161Текст.165LAUDATIO [BHG 100].202Введение.202Рукописи.203Текст.209СИМЕОН МЕТАФРАСТ [BHG 101].266Введение.266Рукописи.267Текст.272ИМПЕРАТОРСКИЙ МЕНОЛОГИЙ [BHG 101 А].293Введение.293Рукописи.294Текст.295АНОНИМНОЕ ЖИТИЕ [BHG 99В].304Введение.304350Рукописи.306Текст.307Перевод.324ЗАКЛЮЧЕНИЕ.336ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РУКОПИСИ И ЛИТЕРАТУРА.339Использованные рукописи.339Издания греческих житий ап. Андрея.341Другие источники.341Использованная литература.343Публикации автора по теме работы.348ОГЛАВЛЕНИЕ.349

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Греческие жития апостола Андрея; проблемы источниковедения и критическое издание текстов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы, как то было указано во введении, было, прежде всего, возможно более полное критическое издание текстов греческих житий апостола Андрея Первозванного. Для реализации этой задачи, однако, было необходимо не только тщательно изучить рукописную традицию памятников, но и не менее внимательно исследовать их литературную форму, обстоятельства создания, стиль и язык, чему и были посвящены глава "Источники" и вводные части основных глав.

Нам удалось описать и ограничить сам круг памятников, которые полностью соответствуют понятию "житие апостола Андрея", пользуясь при этом литературным, историческим и идеологическим критерием. Отделив их таким образом от схожих по форме, но отличных по содержанию памятников (напр., му-ченичеств) и наоборот (напр., энкомиев), мы установили перечень из шести таких произведений: Narratio, житие Епифания Монаха, Laudatio Никиты Давида Пафлагона, житие Симеона Метафраста, житие из императорского менология и, наконец, анонимное "апокрифизированное" житие. Порядок рассмотрения и издания памятников определен их датировкой (хотя, первый и последний точной датировки не имеют).

Для большинства памятников были установлены время и обстоятельства их происхождения: для жития Епифания Монаха впервые точно указаны временные рамки (815-842 гг.), а также уточнена возможная дата второй его редакции; для жития из императорского менология на основе последних исследований точно подтверждена датировка правлением Михаила IV. В отношении Laudatio удалось выяснить историю ее происхождения, связанную с двумя проповедями на освящение храма ап. Андрея в Хараксе (Пафлагония), и высказать дополнительные аргументы в пользу авторсктва Никиты Давида Пафлагона.

Другой важной задачей было изучение источников житий. Если для Епифания Монаха и Laudatio такое исследование было уже нами проведено раньше, то в настоящей работе были установлены источники Метафраста (особенно важно выявление знакомства Симеона с апокрифической традицией), жития из императорского менология (удалось доказать его полную зависимость от Метафраста) и анонимного жития (созданного на основе апокрифизированных евангельских отрывков, AAMt, Епифания Монаха и какой-то версии апокрифа). В полной мере использованы были и новейшие исследования по отражению различных версий древних апокрифов в византийских житиях апостола.

И все равно, основной целью нашей работы осталось исследование текста житий и их рукописной традиции. В этом направлении достигнут самый большой прогресс: впервые указана полная рукописная библиография (с частичным кодикологическим описанием) для всех без исключения памятников, в т.ч. и метафрастовская, насчитывающая больше сотни списков. Установлена принадлежность обеих редакций епифаниева жития одному и тому же автору; выявлена лучшая редакция Laudatio; для всех памятников, кроме жития из императорского менология, обнаружены новые рукописи, что позволило по-вому взглянуть на такие, казалось бы, хорошо известные памятники на Narratio. Для Narratio, Епифания и Laudatio составлены рукописные стеммы. Большинство рукописей было изучено нами de visu, остальные - в микрофильмах.

Ядром нашей работы является критическое издание текстов житий. Кроме Метафраста, колляция всех рукописей которого представляется физически маловероятной, для остальных памятников были использованы почти все манускрипты (недоступным для каждого осталось не больше одного списка), в том числе и привлечены материалы отечественных собраний. Для жития из императорского менология и анонимного "апокрифизированного" жития настоящее издание является editio princeps, для произведений Епифания Монаха и Метафраста - это первое критическое издание, для Laudatio — первое полное критическое. Издание текстов житий снабжено критическим аппаратом, в некоторых случаях учитывающим и чтения других редакций (для Епифания) и других родственных житий.

К сожалению, часть намеченного выполнить не удалось. Остались недоступным нам некоторые рукописи: мезойузская второй редакции Епифания, кодекс с Laudatio из Дуэ, афинский список анонимного жития; некоторые манускрипты мы не изучили de visu. Большая работы предствоит и по дальнейшей колляции рукописей Метафраста. Однако обнадеживает, что все эти исследования можно уже будет проводить на базе критически изданных житий ап. Андрея.

 

Список научной литературыВиноградов, Андрей Юрьевич, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис (784-847). Москва, 1998.

2. Бибиков М.В. Византийски прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). Москва, 1996.

3. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест / Изд. В.Г. Васильевский // Православный палестинский сборник, 4. СПб. 1886.

4. Васильевский В.Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // ЖМНП, 189, 2. 1877. С. 41-82, 157-185.

5. Виноградов Ю.Г. Понт Эвксинский как политическое, экономическое и культурное единство и эпиграфика // Античные полисы и местное население Причерноморья. Севастополь, 1995. С. 5-55.

6. Джавахов И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины // ЖМНП, 333. 1901. С. 77-113.

7. Иванов С.А. Апостол Андрей в Мирмекии // Международная конференция "Византия и Крым". Тезисы докладов. Севастополь, 1998. С. 47-48.

8. Качарава Д.Д., Квирквелия Г.Т. Города и поселения Причерноморья античной эпохи, Тбилиси, 1991.

9. Лурье В.М. Около Солунской легенды. Из истории миссионерства во время монофелитской унии // Славяне и их соседи, 6. С. 47-48.

10. Петровский C.B. Апокрифические сказания об апостольской проповеди по черноморскому побережью // Записки Одесского общества Истории и Древностей^ (1898). С. 1-184.

11. Погодин А. Повесть о хождении апостола Андрея в Руси // Byzantinoslavica, 7 (1937-38). Р. 137-141.

12. Чичуров И. С. "Хождение апостола Андрея" в византийской и древнерусской литературной традиции // The Legacy of saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow / Ed. A.-E. N. Tachiaos. Thessaloniki, 1992. P. 195-213.

13. Acta Andreae / J.-M. Prieur // Corpus Christianorum. Series apocryphorum, 5, 2. Turnhout, 1989.

14. Belke К. Paphlagonien und Honörias I I TIB, 9. Wien, 1996.

15. Belke К., Mersich N. Phrygien und Pisidien // TIB, 7. Wien, 1991.

16. Belke K., Restle M. Galatien und Lykaonien // TIB, 4. Wien, 1984.

17. Blatt F. Die lateinische Bearbeitungen der Acta Andreae et Matthiae apud anthropophagos. Giessen, 1930.

18. Blümenthai M. Formen und Motive in den apokryphen Apostelgeschichten // Texte und Untersuchungen, 48,1. Leipzig, 1933.

19. Bonnet M. Bemerkungen über die ältesten Schriften von der Himmelfahrt Mariae // Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie, 23. 1880. S. 239.

20. Bonnet M. La Passion de l'apôtre Andrä, en quelle langue a-t-elle été écrite? // Byzantinische Zeitschrift, 3. 1894. S. 458-469.

21. Bovon F. Les paroles de vie dans les Actes de l'apôtre André // Apocrypha, 2, 1991. P. 99-117.

22. Bovon F. Miracles, magie et guérisons dans les Actes apocryphes des apôtres // JEarlyC, 3,1995. P. 245-259.

23. Bovon F. The words of Life in the Acts of Apostle Andrew //HThR, 87, 1994. P. 139-154.

24. Bovon F. et alii. Les Actes apocryphes des apôtres. Christianisme et monde païen // Publication de la Faculté de Théologie, 4. Genève, 1981.

25. Brooks K.R. Andreas and the Fates of the Apostles. Oxford, 1961.

26. Bryer A., Winfield D. The byzantine monuments and topography of the Pontos. Vol 1 // Dumbarton Oaks Studies, 20. Wash., 1985.

27. Deeleman C. F. M. Acta Andreae // Geloof en Vrijheid, 46 (1912). P. 541-577.

28. Dölger Fr. Rom in der Gedankenwelt der Byzantiner // Zeitschrift für Kirchengeschichte, 56. 1937. S. 1-42 (penp.: Dölger Fr. Byzanz und die europäische Staatenwelt. Ettal, 1953. S. 70-115).

29. Dräseke J. Der Mönch und Presbyter Epiphanios // ByZ, 4. 1895. S. 348-349. Dvornik Fr. L'idée de l'apostolité à Byzance et la légende de l'apôtre André // Actes de Xe Congrès International d'Études byzantines 1955. Istanbul, 1957. P. 322326.

30. Dvornik Fr. The idea of apostolity in Byzantium and the legend of the apostle Andrew. Cambridge/Mass., 1958.

31. Ehrhard. A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechieschen Kirche // Texte und Untersuchungen, 50-52. Bd. I-III. Leipzig, 1937-1951.

32. Ehrhardt A.A.T. The Apostolic Succesion. London, 1953. Esbroeck M. van. L'Assomption de la Vièrge dans un Transitus pseudo-Basilien // Analecta Bollandiana, 92. 1974. P. 141.

33. Flamion J. Les actes apocryphes de l'apôtre André. Louvain, 1911.peu;.: Ehrhard A. //ByZ, 21, 1912. S. 516-518. Clavis apocryphorum Novi Testamenti / Ed. M. Geerard // Corpus Christianorum. Turnhout, 1996.

34. Guidi 1. Gli Atti apocrifi dei apostoli nei testi copti, arabi ed etiopici // Giornale délia Societa Asiatica Italiana, 2. 1888. P. 1-66.

35. Gutschmid A. von. Die Königsnamen in den apokryphen Apostelgeschichten // Rheinisches Museum für klassische Philologie. Neue Folge. 19. S. 161-183, 380-401 (penp.: Gutschmid A. von. Kleine Schriften / Ed. F. Rühl. Bd. 2. Leipzig, 1890. S. 332-394).

36. Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen // Neutestamentliche Abhandlungen, IX, 1-3. Münster i. W., 1922.

37. Bibliotheca hagiographica graeca/ Ed. F. Halkin. 3me ed. Bruxelles, 1957. P.29.34.

38. Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae / Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1984. P. 20-21.

39. Harnack A. von Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 4. Aufl. Leipzig, 1924. S. 109-110.

40. Hennecke E. Neutestamentliche Apokryphen. 2. Aufl. Tübingen, 1924.

41. Hornschuh M. Andreasakten II Hennecke E. Neutestamentliche Apokryphen. / Hrsg. von W. Schneemelcher, IL 3. Aufl. Tübingen, 1964. S. 270-297.

42. Kahl G. Die geographischen Angaben des Andreasbios (BHG 95b und 102). Diss. Stuttgart, 1989.

43. Kampen L. van. Apostelverhalen: doel en compositie van de oudste apokriefe handelingen der apostelen. Sliedrecht, 1990.

44. MacDonald D.R. Andrew and the ant people // SecC, 8, 1991. P. 13-30, 43-49. MacDonald D.R. Christianizing Homer: the Odyssey, Plato, and the Acts of Andrew. Oxford, 1994.peu.:

45. Elliott J.K // NT, 37, 1995. P. 307. Pervo R.I. II Jrel, 75, 1995. P. 557. MacDonald D.R. Intertextuality in Simon's 'redeption' of Helen the whore: Homer, heresiologists, and the Acts of Andrew // SBL seminars, 1990. P. 136-143.

46. MacDonald D.R. The Acts of Andrew and 'The Acts of Andrew and Matthias in the city of the cannibals' // SBL TTr, 33. Atlanta, 1990. peu.:

47. Calzolari V. //Muséon, 106, 1993. P. 198-200. Elliott J.K. II NT, 33,1991. P. 377-381. Pervo R.J. II CBQ, 54,1992. P. 579. Marek C. Stadt, Ära und Territorium in Pontus-Bithynia und Nord-Galatia II IstForsch, 39. Tübingen, 1993.

48. Menthon B. L'Olympe de Bithynie. Paris, 1935

49. Pao D.W. The genre of The Acts of Andrew // Apocrypha, 6, 1995. P. 179202.

50. Peeters P. Les débuts de christianisme en Géorgie d'après sources hagiographiques // Analecta Bollandiana, 50 (1932). P. 1-66.

51. Peterson P.M. Andrew, brother of Simon Petrus. His history and his legends. Leiden, 1958.

52. Pick B. The Apocryphal Acts of Paul, Peter, Peter, John, Andrew and Thomas. Chicago, 1909.

53. Dissertatio histórica de S. Andrea apostólo, quam . submittet . Johannes Polike. lipsiae, 1698.

54. Prieur J.-M. Acta Andreae // CCApocr 5. Turnhout, 1989. pen.:

55. Reinach S. Les apôtres chez les antropophages II Revue de l'histoire et de littérature religieuse, 9. 1904. P. 305-320.

56. Schermann Th. Propheten- und Apostellegenden nebst Jüngerkatalogen des Dorotheos und verwandter Texte II Texte und Untersuchungen, 31,3. Leipzig, 1907.

57. Schneemelcher W. Andreasakten. Texte // Neutestamentliche Apokryphen. 5. Aufl. / Ed. W. Schneemelcher, П. Tübingen, 1989. S. 108 ff.

58. Schneider A.M. Die römischen und byzantinischen Denkmäler von iznik-Nicaea//IstForsch, 16. Berlin, 1943.

59. Söder R. Die apokryphen Apostelgeschichten und die romanhafte Literatur der Antike // Würzburger Studien zur Altertumswissentschaft, 3. Stuttgart, 1932.

60. Tomaschek W. Zur historischen Topographie von Kleinasien im Mittelalter // Sb Wien, 124, 1891. 8. Abh.

61. Vailhé S. Origines de l'Eglise de Constantinople // Echos d'Orient, 10. 1907. P. 325-336.

62. Zimmermann В. Saint André // Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie, 1. Paris, 1907. Col. 2031-2034.

63. Публикации автора по теме работы

64. Истоки традиции о хождении апостола Андрея на Понт Эвксинский // ЕЛЛАЕ. Древняя, средняя, новая Греция. Балканские чтения, 4. Москва, 1997. С. 47-49.

65. К становлению легенды об Андрее Первозванном апостоле Понта // Международная конференция "Византия и Крым". Тезисы докладов. Севастополь, 1997. С. 24-26.

66. Евреи-людоеды: одна византийская легенда IX в. // wryt. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Москва, 1998. С. 103-105.

67. Апостол Андрей и Черное море: Проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 1996-1997. М., 1999. С. 348-367.

68. Рука ап. Андрея // Христианские реликвии в Московском Кремле. Каталог выставки. М., 2000. С. 161-163.

69. Die zweite Rezension der Acta Andreae et Matthiae apud anthropophagos BHG 110b. / Publ., Einl. und Komm, von A. Vinogradov //Христианский восток, 2 (в печати).

70. Андрей Первозванный // Православная Энциклопедия, 2 (в печати).