автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Густав Малер и "девятнадцатый век"

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петров, Данил Рустамович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Густав Малер и "девятнадцатый век"'

Текст диссертации на тему "Густав Малер и "девятнадцатый век""

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

На правах рукописи

ПЕТРОВ Данил Рустамович

Густав Малер и «девятнадцатый век» Становление художника

Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор

И. А. Барсова

Москва 1999

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава первая. МУЗЫКА МАЛЕРА И «ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК» В ИСТОРИИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ 12

I. Малер и «малеровское». Из истории восприятия 12

"Малеровское" в речи Малера (13) Из истории восприятия музыки Малера (16)

П. «Девятнадцатый век». Пути осмысления 23

"Прогресс" и "историзм" (24). — "Характеристическое" (29). — "Девятнадцатый век" и "романтизм" (33). — Из недавней истории изучения XIX века (36). — "Девятнадцатый век" и XX век (45). — "Девятнадцатый век" среди терминов гуманитарных наук: некоторые обобщения. К вопросу о хронологии (55)

Ш. Малер и его время в их отношении к «девятнадцатому веку» 60

"Модерн" и "XIX век" (60). — История музыки

г.

лазами Малера (64). — После Вагнера (67)

Глава зтооая. СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ГУСТАВА МАЛЕРА В ЗЕРКАЛЕ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА 70

I. Ранние письма 70

Эпистолярная культура как предмет изучения (70). — Первые письма и проблемы личности Малера (73). — Литературные качества писем Малера (84)

П. Фортепиано в жизни Малера 87

Публичные выступления в Ииглаве (89). — Юлиус Эппггейн и его ученик (92). — Значение Шуберта (93). — Малер в письмах к Ю. Эпштейну (97). — Стихия фортепианной игры. Воспоминания Фридриха Лера (100)

Ш. Вагнерианство 103

Вагнер в Вене (103). — Знакомство с творчеством Вагнера (104). — Сферы вагнеровского влияния (106)

IV. Брукнер в кругу друзей и учителей Малера 110

После окончания консерватория (111). — Малер - ученик Брукнера? Учителя Малера (111). — Третья симфония Брукнера (116). — Параллель "Брукнер - Малер" в европейском симфонизме (117). — Малер, Брукнер и Ганс Ротт (119). — Малер и мир музыки Брукнера (122)

V. Малер — оперный композитор 126

Хронология (126). — «Герцог Эрнст Швабский» и «Аргонавты» (127). — Малер о «Рюбецале» (128). — Дальнейшая судьба замысла (по письмам Малера) (130). — Традиции Вебера и сюжеты опер Малера (131). — «Три Пинто» Вебера - Малера (133). — Последний оперный проект (136)

VI. Композитор на капельмейстерской службе 138

Творчество и служба (138). — Служебная инструкция (141). — "Служебные" сочинения и их значение (146)

Главг тоетья. ТВОРЧЕСТВО МАЛЕРА 1870-1890-Х ГОДОВ.

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ЖАНРА 150

I. Юношеские сочинения 150

Малер о своих детских и юношеских сочинениях (150). — Загадки Фортепианного квартета (153). — Фортепианный квартет: жанр, тональность, тематизм и развитие (157). — Эскиз в соль миноре (163). — Первые подступы к песне (165). — ¡«Симфоническая прелюдия» - сочинение Малера? Еще раз к теме "Малер и Брукнер" (174). — Некоторые выводы из анализа первых композиторских опытов (176)

П. У истоков музыкального языка 178

История создания кантаты «Жалобная песня» и судьба ее первой части (179). — «Лесная сказка»: структура текста и музыкальная композиция. Музыкальные и поэтические мотивы (183). — Либретто «Рюбецаля» (187). — Язык музыки Малера и "Kapellmeistermusik" (191). — "Веберовское" и "малеровское" в опере «Три Пинто». История в музыкальном языке (196)

Ш. От«симфоннческой поэмы» к «симфонии» 199

Симфонические поэмы Малера (200). — Слово и смысл (204). — Малеровская "симфония" в осмыслении Малера (211)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

ПРИЛОЖЕНИЕ 221

Репертуар Малера-пианиста 221

Произведения Брукнера в репертуаре Малера-дирижера 222

Список сокращений 224

Использованные издания сочинений Малера 225

Список использованной литературы 226

Нотные примеры 237

Введение

Настоящая работа понимается автором прежде всего как работа о Густаве Малере (1860-1911). Его творчество развернулось на рубеже Х1Х-ХХ веков в течение трех с небольшим десятилетий, когда в евтюпейском искусстве получили развитие такие тенденции, которые скрывали за собой поворот в самих основаниях художественного мышления. Малер, как и многие его современники, оставил нам творческое наследие, отмеченное следующим замечательным и принципиальным свойством. Находясь внутри современного слушательского опыта (в идеальном случае включающем в себя едва ли не всю историю музыки), творчество Малера с трудом укладывается в систему представлений, связанных с типологией культурно-исторических эпох и стилей: оно позволяет слуху трудиться сразу как бы в двух направлениях, ¡раздвигая контекст музыки композитора в сторону прошлого и в сторону последующего развития музыкального искусства. Это свойство заключает в себе богатые возможности исследования компо-зитоэского наследия Малера и его времени в контексте традиций западноевропейского музыкального искусства, с одной стороны, и в свете последующих художественных тенденций, с другой. Можно представить себе, что в малероведении есть своего рода два комплекса проблем или две "сверхтемы", симметричные в своей направленности, — условно говоря, «Малер и XIX век» и «Малер и XX век». Первая оправдана заметными связями Малера с его предшественниками (в музыкальном языке, в эстетических взглядах, в художественном самоосмыслении), вторая — тем, что творчество Малера оказалось предметом благоговейного внимания со стороны Венской школы, заметно повлияло на многих крупных композиторов XX века и было осознано некоторыми авторами, особенно в 1960-1970-е гг., как один из истоков современного музыкального мышления.

Предлагаемая диссертация развивает первую из указанных "сверх-тем". Почему выбор пал именно на нее? Во-первых, изучение истоков любого самобытного художественного явления помогает пониманию его природы и его места в историко-культурном процессе, помогает ощутить ту почву, на которой оно возникло и благодаря которой смогло принести свои оригинальные плоды. Во-вторых, перспективы изучения XIX века в музыковедении еще далеко не исчерпаны и нуждаются сегодня в прояснении, с тем чтобы (как нам бы этого очень хотелось) исследование музыкальной культуры прошлого столетия обрело новое дыхание и утвердилось в современной отечественной научной жизни как такая самостоятельная область — наравне с исследованиями старинной и современной музыки, — которая бы смело и активно развивалась, обновляла свои методы, подвергала

критике свои основания и т. д. В-третьих, в современной литературе о Малере, опубликованной на русском языке, существует заметный пробел в специальной разработке вопросов творческих отношений композитора с музыкальной традицией XIX века; в контексте же мирового малероведения, широко обсуждающего эти проблемы, наша работа предлагает новые подходы к их решению. Эти три момента определяют актуальность работы и ее новизну, в рамках как отечественной, так, отчасти, и зарубежной науки.

Из этих же трех моментов, обусловивших выбор темы, вытекают следующие взаимосвязанные аспекты исследования: 1) биографический, 2) музыкально-аналитический, 3) методологический, 4) информативный. Первые два связаны с центральным в работе кругом проблем творческой биографии Малера периода становления его личности и его художественного мышления. Третий вызван тем. что в работе фактически впервые в отечественном музыкознании широко применяется и специально обсуждается понятие "девятнадцатый век-', введение которого естественно приводит к анализу некоторых методологических оснований истории культуры как области научного знания. Четвертый аспект вытекает из необходимости представить такие материалы. которые никогда раньше не становились предметом внимания нашей музыкальной науки. Это прежде всего сочинения Малера, в части своей незаконченные и даже неопубликованные; их анализ был необходим для раскрытия темы работы. Но мы посчитали возможным и необходимым не ограничиваться их использованием в интересах разрешения основных проблем исследования, но дать читателю как можно более полное представление об их истории, последующей судьбе, состоянии их изученности в зарубежном малероведении и т. п.

Называя работу «Малер и "девятнадцатый век"», мы предлагаем такие пути исследования этой проблемы, которые могут показаться необычными или даже неадекватными поставленной теме. Действительно, в диссертации нет последовательно проводимых параллелей и сравнений особенностей личности и творчества Малера с разнообразными явлениями музыкальной культуры прошлого столетия, что можно было бы от нее ожидать. История малероведения и восприятия музыки Малера, особенно если вести ее от первых критических откликов на его сочинения, показывает, что в его творчестве не трудно обнаружить следы множества влияний, даже заимствования, "цитаты" и т. д. и т. п. Можно сказать, что творчество композитора позволяет установить при желании какие угодно связи и параллели, преимущественно с музыкой XIX века. Пауль Беккер, И. И. Сол-лертинский видели в Малере завершителя традиции европейского симфонизма. А функция завершения естественно предполагает обобщение художественного опыта, в том числе на уровне музыкального языка. Такая возможность находить у Малера следы многочисленных

влияний и заимствований обусловлена принциальными качествами его музыкального языка, в котором действительно осуществляется широкий синтез и обобщение, обусловлена и кризисной ситуацией в музыкальном мышлении того периода, который мы называем "после-

и м о т->

вагнеровскои эпохой. В том, что путь систематического проведения параллелей между различными явлениями музыки XIX века и творчеством Малера может привести только к новым и новым подтверждениям известных истин, нас окончательно убедила книга Константина Фловоса, посвященная связям Малера с симфонизмом XIX века (см.: 1977 И) — работа, которая стоит наиболее близко к теме настоящего исследования1. Однако его исследование мы ни в коем случае не можем взять за образец. Избранный им метод призван, казалось бы, выявить специфику индивидуально-малеровского. Оказалось же, что такой метод привел к исследованию не столько музыки Малера, сколько музыки XIX века, привел к систематизации ее безграничного богатства, обобщенного в малеровском творчестве. Оказалось, что, проделав огромный труд, Флорос приходит к обоснованию вполне понятной и привычной мысли: музыка Малера по отношению к музыке всего XIX века является глубоким и разносторонним обобщением. Принимаясь за собственную работу, мы будем считать эта положение исходным и не требующим доказательств. Учитывая авторитетный опыт К. Флороса, мы должны будем отказаться от метода; систематического проведения параллелей, от идеи сопоставления, которая могла бы лечь в основу работы.

Избранный нами иной путь исследования заключается в том, что логическим центром, точкой отсчета становится сам Густав Малер — композитор, дирижер, мыслитель

— осмысляющий музыку XIX века

— осмысляющий свою музыку в контексте музыки XIX' века

— осмысляющий свою творческую личность в традиции XIX века

— владеющий (как композитор) языковыми богатствами музыки XIX века

— живущий и творящий в условиях музыкальной жизни своего времени.

Для движения по такому пути важно выяснить, что такое "девятнадцатый век". Появившиеся здесь кавычки мы употребляем, как и многие западные исследователи, для того, чтобы показать: перед нами не хронологическое обозначение и вообще не что-то само собой разумеющееся, а сложное историко-культурное понятие. Оно не является чистым продуктом исторических исследований, в его формиро-

1 Обзор всей той литературы, которая имеет отношения к проблематике диссертации, получился бы слишком объемным. Внутри работы на соответсвуюших местах дается обзор литературы, связанной с темами отдельных глав и разделов.

вании решающую роль сыграла история восприятия. Понятие "девятнадцатый век" зиждется на том, что в сознании последующей эпохи определенный хронологический пласт художественной культуры отделился от ее предшествующего и последующего развития в самостоятельную область. Давать характеристику этой области можно с разных сторон: с точки зрения особенностей музыкальной жизни, господствующего мировоззрения, стиля и т. д. Ни в одном из этих случае мы не можем получить желаемой полноты освещения феномена "девятнадцатый век". Поэтому нам представляется перепек-тивным подразумевать под понятием девятнадцатый век смешанный комплекс эстетических представлений и реальностей художественной жизни, свойственный периоду, находящемуся, условно говоря, между "стаоой" и "новой" музыкой.

Из сказанного следует, что тема «Малер и "девятнадцатый век"» может быть понята как история становления личности и творчества Малера, на протяжении которой он сталкивается с устойчивыми эстетическими представлениями и явлениями музыкальной жизни XIX века.

Это привносит в самый замысел нашей работы черты жанра творческой биографии, которую мы ограничиваем начальным ее периодом. В творческом пути■Малера мы старались выделить такие точки, из котоэых и сквозь ;которые можно проследить за тем, как Малер вступает во взаимоотношения с реальностью и проблемами куьтуры XIX века, как перед их лицом осмысляет он индивидуальные качества своего творчества. Эти проблемы XIX века представлены через понятия (например, "прогресс", "характеристическое", "symphonische Dichnmg" и др.), явления музыкальной культуры (фортепиано, капельмейстерская служба и др.), имена (Вебер, Вагнер, Брукнер и т. д.). Исходным пунктом для рассмотрения той или иной проблемы всегда являются факты творческой жизни Малера. Тем самым мы старались не попасть в такую ситуацию, когда какие-либо проблемы словно навязываются автором его герою. Но в таком случае не может быть и речи о какой бы то ни было полноте представленных в работе явлений XIX века, даже в том, что касается важнейших из них. Вряд ли однако действительная полнота была бы в принципе достижима усилиями одного исследователя. Поэтому мы к ней не стремились и предпочли довериться Малеру, чтобы иметь возможность посмотреть на проблемы музыкальной культуры как бы его глазами, увидеть их такими, какими они реально переживались и разрешались. Но даже не все из того, что является крайне важным для понимания отношений Малера с недавним для него прошлым, получило отражение в диссертации. Мы имеем в виду прежде всего выдающуюся роль творчества Бетховена в формировании художественного облика Малера. Эта роль, как мы думаем, давно признана и хорошо известна,

тогда как в диссертации особое внимание уделяется вещам менее очевидным и известным, тем вопросам, разработка которых окажется новой по крайней мере для русскоязычного читателя. Вместе с тем надо заметить, что, если бы мы сейчас предприняли исследование на тему "'Бетховен и Малер", то в нем должна была бы учитываться и подробно рассматриваться необыкновенно богатая и сложная история восприятия творчества Бетховена на протяжении всего XIX века, к котоиой Малер имеет самое прямое отношение. Так что эта проблема, разработанная на уровне современных потребностей гуманитарного знания, нуждалась бы для своего разрешения в отдельной большой работе. Указанный аспект (восприятие творчества Бетховена) только затрагивается нами в связи с местом Рихарда Вагнера в сознании Малера.

Цель работы мы видим в прояснении механизмов многообразных связей Малера с культурой прошлого столетия, в анализе тех сторон личности и творчества Малера, которые непосредственно вытекают из усвоенного им опыта "девятнадцатого века", в раскрытии претворения этого опыта на стадии формирования творческой личности композитора. В задачи диссертации входят: а) интерпретация мысли и слова Малера, выявление с их помощью свойств его самосознания; б) анализ творческого становления композитора, акцентирующий внимание не столько на окончательных результатах, сколько на замыслах и вариантах; в) изучение особенностей музыкальной и музыкально-театральной жизни, помогающее включить Малера, начинающего свой творческий путь, в контекст эпохи.

Материал работы охватывает:

а) документы истории восприятия и изучения как Малера, так и "девятнадцатого века" — эстетические и критические тексты Х1Х-ХХ веков;

б) музыкальные произведения Малера — прежде всего те, которые раскрывают нам облик композитора на фоне музыки XIX века и которые представляют особый интерес в виду их неизученности и невостребованности отечественным малероведением; при этом привлекаются и другие сочинения Малера в той степени, в какой требуют этого поднимаемые проблемы;

в) письма Малера, воспоминания и другие документальные материалы, в использовании которых мы опираемся на новые, текстологически выверенные зарубежные публикации; многие тексты служат косвенными источниками сведений о несохранившихся сочинениях Мале�