автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Характер и конфликт в романах Чингиза Гусейнова

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Фархатова, Инга Фархатовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Характер и конфликт в романах Чингиза Гусейнова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Характер и конфликт в романах Чингиза Гусейнова"

ДАГЕСТАНСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.ЛЕНИНА

Р Г Б Ой

На правах рукописи

ФАРХАТОВА Инга Фархатовна

ХАРАКТЕР И КОНФЛИКТ В РОМАНАХ ЧИНГИЗА ГУСЕЙНОВА

10.01.03.—Литература народов СНГ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала—1994

ДАГЯСТЮСКйЛ ОРЛННА ¿Т7::Хи' НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЖВЕРСЛЕГ

тени 3.К.ЛЕНИНА

•л

'.а правах рукописи

■¿АРШ'ОВА- Кига •✓аяхатовна

ХАРАКТЕР I! КОНФЛИКТ В Р0?ЛА11АХ !&<!<ГЛЗА ГУСЕ:1НОВА 10.01.03 - Литература народов СНГ

Автореферат диссергащш на соиска:сге ученой степени кандидата 'филологических наук

Махачкала - 1294

Работа выполнена на кафедре русской литературы филологиче ского факультета дагестанского государственного университета им.В.И.Ленина.

Научный руководитель

I

- кандидат филологических наук, доцент и.А.Ыазанаев

(ХТ-иилальные оппоненты

- доктор филологических наук, профессор А.М.Ьигадов,

- доктор дилологическшс наук, профессор С.X.Ахмедов

Ведущее учреждение - Дагестанский государственный педагоги ческий институт

Задита состоится иН ^ ХЭ04 г. на заседали

специализированного Сове.та КО 63.61.04 по запдате диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Даге станском государственном университете им.Б.Л.Ленина по адресу: 207025.г.Махачкала, ул.1.;.Гадхиева,37.

С диссертацией мозно ознакомиться в библиотеке дагестанско. государственного университета им.Ь.И.Ленина.

Автореферат разослан

г.

къгЛ секретарь

эванного саье г-,

.:ктс.юг2ческих яау::.

Актуальность теш определяется необходимостью углубленного изучения процессов взаимодействия и взакмообогацения национальных литератур в условиях распада единого некогда духовно-культурного пространства бывшего СССР - в особенности, творческих индивидуальностей, относимых к русскоязычным /или двуязычным/, к какова принадлежит писатель Ч.Гусейнов, живущий в России и создаст::" свои произведения на азербайджанском и русском языках.

Данная диссертация основана на изучении русскоязычных романов писателя-"Магомед, Мамед, Мамш" /1975/ и "Семейные тайны" /19сГ -первый вариант, 19У1 - второй вариант/, изданных на многих языках мира, определивших в известной мере идейно-эстстический уровень я направленность литературного процесса истекших десятилетий.

Определение места творчества Ч.1усейнова в современном литературном движении, выявление его связей л взаимодействий с национальной азербайджанской, русской я западно-европейской литературной традицией, на синтезе которых и родились вшеназваннне произведения, уяснение эволюции художественного метода писателя гребувг, несомненно, монографического исследования.

В данной работе делается попытка рассмотрения конфликтов, отразивших реальные противоречия общесоветских /а ныне - общероссийских/ отношений, а также анализа особенностей изобракения характеров в романах Ч.Гусейнова "Магомед, Мамед, Маши" и "Семейные тайны". Выявление поставленных проблем производится с опорой на общетеоретические работы классиков теории искусства к литературы /Аристотель, Дидро, Лессинг, Гегель/, .с учётом достижений современных теоретиков литературы, исследующих ¡в частности, вопросы взаимодействия проблемы характера и конфликта в литературе /М.Бахтин, С.Бочаров, В.Кирмунский, Б.Томашевскнй, П.Иалиевский,'Л.Гинзбург, Г.1Уковский, С.Тураев, Е. Горбунова, Г.Храповицкая, А.Глушко, Г.Ломидзе, Ю.Суровцев/.

- г -

Однако, первостепенное значение едиссертации получает непосред- ' ствеынк2 анализ текстов произведений.

мр.дью диссертации является выявление особенностей характера и их классификация, а гакяе определение идейно-композиционной роли конфликта, развязки, ц-инала в романах "¡Лагомед, ГЛамед», Паша" к

Среди конкретных задач исследования отметим следующие: изучение ооцетеоретических работ и положений относительно категорий характера :: конфликта; изучение специальной литературы по творчеству Ч.Гусейнова; выявление комплекса ведуцкх тенденций- в изображении характеров в рассматриваемых романах; анализ различных типов конфликтов к определение роли и особенностей Финала в романах "Магомед, Мамед, !<*.ажш" и "Семенные тайны"; проведение сравнительно-яшологического'

анализа с цель» выявления традиций русской и национальной литературы

»

и авторского новаторства в исследуемых произведениях; изучение специальной литературы по творчеству ¿.Достоевского, а также Ф.Искандера, К.думбадзе, писателе?: особенно близких, с нашей точки зрения, гьорческим исканиям Ч.Гусейнова.

Научная новизна исследования состоит в ток, что в работе впер-исследуются особенности творческого метода писателя, вкявляищиес на уровне образов героев, его новаторство в кзоораяении женского восточного характера и "позитивнонаправленного" героя времени, сто-характерного для прозы кониа 60-х - качала 8С—х годов. Статьи Ь. лсвикова, А.&фченко, Ивановой, Л:Лебедевой,. Б.Пажнова, Г.Алек-еанлн, С.лсадуллаева, П.Ульянова, М.Суровцевой, ЬДОсисгли, С.Чупринп-га. лосБяаённые творчеству Ч.1усейнова, носят по лреимуаесгву репек-¿.чъкй характер, их авторы не ставили пе?эед собой задачи глубинного изучения художественного своеобразия романов писателя. ¿¡первые в лис сеггаиви выявляются особенности конфликте, его развития, роль граги-

ческих развязок и своеобразие-двойных финалов /открытого и закрытого/. В диссертации устанавливаются также точки соприкосновения творческого метода Ч.Гусейнова с русской классической и "восточной1^ литературными традициями. Анализ художественных особенностей романов Ч.Гусейнова даётся в контексте литературного процесса, в сопоставлении с романами его современников: Н.думоадзе, V.Искандера, Р.Ибрагимбекова, И.Гусейнова, Зльчина, Анара, Р.Млр-Найдарбза и -ру:-;::с. Кроне того, з работе выявляются традиции русского классического романа, а именно полифонического романа Достоевского, в произволе Ч.Гусейнова.

Материалы исследования - романы Ч.Гусекнова "Магомед, .\!а;/.ед, Ыамиа" и "Семейные тайны", романы "¿.Достоевского, эпос ¿'.Нсканде-с-"Сандро из Чегема", романы и повести Н.^утлбадзе и других зыгеньзз^к-ных писателей.

Практическая ценность работы состоит в том, что подученные = процессе анализа материалы и выводы диссертации могут быть полезными при подготовке лекционного курса.истории современной многонационально^ -литературы как России, так и стран ближнего зарубежья, спецкурсов по проблемам двуязычного художественного творчества литератур #

Кавказа и Закавказье.

Апробация. Диссертация была обсуждена на заседаниях кааедрк русской литературы Дагестанского университета. Основные положения изложены з трёх публикациях.

Структура и объём диссертации. МаряпоппспыЗ текст работы "зто-т.ен на 1'38 страницах. Библиографический список зклвчаег ЮЗ низания. Работа состоят из введения, двух глаз л заключения.

— ..ьлнпнски^! ... ч.снтакты. — .... — ..о^, — С. <.о7—

Содержание работы. 'Во -введении даётся краткий обзор работ, по- . свяцинннх проблемам характера и конфликта. Целью обзора стало выявление тех общетеоретических положений, которые составили основу анализа текстов романов Ч.Гусейнова. Основополагающими работами по проблеме характера стали для нас работы Гегеля, Лессинга, Дидро, М.Бахтина, С.Бочарова, Б.Икркунского, Б.Томашевского, Л.Гинзбург. Стремясь сопоставить взгляды различных исследователей на категории "характер", мы обратились к изучению работ Г.Гуковского, Л.Мышловской, С.Тураева, К.Горбуновой.

Поскольку литературйведческая категория характера во многом связана с аналогичной категорией в психологии, мы обратились к работе С.Рубинштейна "Принципы и пути развития психологии".

Бо введении на основе работ Ю.Ыанна, Р.Уэллека и О.Уоррена, Л. Тимофеева, Г.Абрамовича, А.Глушко, К.Султанова, Ч.Гусейнова выявляются особенности конфликта как литературной категории.

Выявление традиций полифонического романа Достоевского в творт-честве Ч.Гусейнова обусловило изучение специальной литературы по творчеству О.Ь'.Достоевского Д1.Бахтин, Л.Гроссман, Ю.Карякин, Н.Са-раскина, В.ТунпманоЕ, Р.Назиров, Н.Зунде'ловкч, Н.Савченко, Т.Родина, Г.Бгоренкова, С.Евнин/.

Далее во введении автор обращается непосредственно к художественно:^ опыту Ч.Гусейкова, раскрывает истории его романов, дает обзор обцкх критических работ по творчеству писателя.

Бо введении такзе говорится о проблематике исследования, обосновывается его актуальность, опг.сываптся цель и задачи работы, соответственно ото:." коротко раскрывается её структура.

глаза диссертации лосвяпена выявления художественного сво-г. новаторства Ч.Гусе'/.коза в создан::;: им самобытных характеров "Магомед, Мамлщ", сред;: которых особое место зана-

маег клан Бахтияровых: автор одним из первых среди своих ссвремок-никой-лисагелей привлекает внимание- к кризисному со стоянки социа-.^чстического общества, его духовной деградации.' Б 70-е годы Ч.Хусейнов заговорил1 о коррупции, местничестве, протекционизме, царящих в общественной жизни, о падении нравов, разложении человеческих душ под влиянием тоталитаризма. ¡¡меино эти проблемы стал!: ведущими в произведениях В.Астафьева /"Печальный детектив"/, Ч.Айтматова /"И дольше века-длится день...", "плаха"/. В.Распутина /"лояар"/, которые критик И.Иванова назвала "шоковой терапией"^

Первый роман Ч.Гусейнова "Магомед, Мзиед, Мамиа" мокно назвать, романом-лредупрездением, романом-тревогой, призывающим человека к ■ сопротивлению уродливым явлениям и искаженным формам «изни, к выходу "за черту, ограниченного-/"узконационального", в частности/ опыт.:, а мир широких отношений"2.

Изображая на материале азербайджанской действительности жзавк, обычаи, жизненные устои общества, Ч.Гусейнов старается быть предельно объективным. Он рисует радом с прекрасными национальными традициями' и обычаями /взаимопомощь, обострённое чувство родства, уважение к старшему, забота старшего о младшем/ и негативные стороны, порождённые как патриархальными традициями /беспрекословное подчинение воле страшего в роду, сила клановых связей/, гак и разлагающим вхкянп-• *

ем системы /коррупция, местничество, взяточничество/. Все эти явления раскрываются автором опосредованно, через характеры и взаимоотношения его героев.

Характеры и романах Ч.Р/сеЛнова изображены в манере несколько непривычной для реалистического произведения - р стиле гротесковом, сказочно-мифологическом. Сложная; поэтика его романов потребовала от

1. Иванова Н. Смех против страха, или £>азиль Искандер. - М.-19'Э0.-С.86.

2. Камянов В. Коротко о книгах //¡¡ов:й мир.-1976.-Я.-C.2i.il..

писателя отказа от "линейного повествования" и обращения к "системе круговращений" сме» нию временных пластов, "совмещению внутр<

2

них монологов с диалогом, снов с явью , что указываем на связь творческого метода Ч.Гусейнова с традициями западного романа XI в< на, в частности, американского и латиноамериканского-.

Несомненно и творческое освоение писателем романных традиций V.!/;.Достоевского, оказавшего заметное влияние на мировой художестве ннй прогресс. Б произведениях Ч.1усейнов.а сталкиваются противоборствующие точки зрения героев, герои полемизируют с автором, происходит дяалогизация самосознания героев в художественной системе, что способствует более полному проникновению в глубинные пласты ми ра героев, образа их ншзни^.

Длалогязм становится основным принципом поэтики романа "Магомед, Мамед, Ыамиш", в котором герои«предетают перед читателем в кульминационный, переломный момент жизни, когда необходимость нра ственного выбора приводит их в сл>едейаие противоречия' с окружающи ми и с собой. Диалог - ведущий элемент построения романа, движущий вперёд действие, а сам роман диалогически обращен к читателю, роль которого для вынесения нравственной оценки становится всё более зн чигельной, ,у:алогизм существенно влияет и на структуру характеров роника. Ь своих работах, посвященных художественному типу и занроВ' -стялеьым исканиям в литературном процессе, частично вошедшим в мо-

1. Ульянов П. Марионетки зла.//Лиг.газета. -198?.-С.4.

Новиков 3. Не сглахпвая противоречив.//Новый мир.-1976.-С.2!

2. Как отмечает "Д.Бахтин, исследующий творчество ^Д,;.Достоевского, "недлинная аизнь личности доступна только диалогическому проник' яег-еклв в неё, которому она сама ответно к свободно раскрывает

■ Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.-4,1.-1уСо.-С.79./

зографию "Этот живой феномен", Ч.Гусейнов делит героев "исповедаль-юй"прозы на три условные категории. К первой - относятся герои, на-содящи.ёся в конфликте с окружающим их миром. Их жизнь сложна и проти-зоречива, но* они остаются верны своему нравственному идеалу, сохранит чистоту и благородство. Вторая - это люди, решившиеся на борьбу ;о злом в самих себе. Они находится на пути к очищению, изживают :вои пороки. Б третьей - люди глубоко безнравственные, в сознании

т

¡оторых грань можду добром и злом окончательно разрушена".

Расстановка героев в романе "Магомед, Мамед, Мамиш" в той яли иной ¡тепени соответствует данной классификации, я очевидна перекличка аучно-теоретйческих суждений автора с его художественной практикой, та взаимосвязь' прослеживается диссертантом, чему служит грёхпгра-рафный принцип построения, главы.

В первом из параграфов анализируются, условно говоря,"лозитивно-аправленные" характеры романа, среди которых центральное место при-адлежит главному герою..

Уже в самом начале повествования автор готовит читателя к неод-эзначному яоспршжгообраза главного героя, что проявляется в именах ;роя и в двух бейтах, "двустишиях", с которых начинается знакомство. Намишем. Три имени героя заключают в себе три ипостаси его харак-¡'ра: однд, охарактеризованная детскта.именем, доминирует в романе, ?о, на наш взгляд,призвано указать на несформированность характере роя, его инфантильность, отсутствие сложивияхся жизненных целей, ть Мамиша в романе - это путь к духовному взрослению, осознанию юей жизненной концепции. Полное имя героя - Магомед, а точнее Му-ммед, принадлежащее, как известно, пророку, не'сёт в себе авторское ремление к'идеализации или возвышению героя. В то же время оно,

Гусейнов Ч. Этот хивой £ е к о!,:е к. -М. -1938. -С Л 24.

являясь самим распространённым мужским именем ср'еди мусульманских народов-, подчёркивает типичность, массовидность центрального образа романа. Косвенный отсвет "трёхимённости" разлит по в«ем$- роману,и частично смысл его, доминанта .его раскрываются в исповеди другого героя - Лольбалы, двоюродного брага Мамиша:человека, думающего одно, говорящего другое, а поступающего по-третьему.

Ч.Гусейнов - мастер эпического повествования, в которое человеческие характеры раскрываются в трёх самостоятельных ракурсах: через внутренний мир, окружающую действительность и семейные взаз-:ло..тнсаенйЯ. Писатель воссоздаёт как бы трёхсистемную структуру, быт!*_ч характера, где его психология проявляет себя на разных уровнях, часто ц-j-ie одновременно. Эта конструкция наиболее точно соот-кг-тствует специфике условий, в которых формируется "восточны::' человек", л позволяет адекватно передать логику чувств и поступков такого характера.

При стилистическом сравнении двух бейтов, сложенных о Ыамише, обнаруживается сложность авторского отношения я герою. В этих дву-стиппях .автор как бы предсказывает возможные варианты судьбы Ма.\ж-ща. '.'ормяронанпе характера героя происходило на- стыке различных :г.М!,т;.~р, в различных социальных условиях, в которых существовал и различный отсчёт Ценностей. Это во многом определило противоречивость характера, дпалогизм его структуры, отразиваийся прежде всего з том, что национальные начала его характера, основанные fie устойчивых, по преимуществу патриархальных, отпопениях, так .называема».', • "госточном" о1рз::е жизни,' не позволяют сму за!!ятт> чётких гражданок их вырабстан::ых в ном, а точнее могущих г, нём .пробудить-ел з ¿егмированлл*fc анока;и:снальной, более ::рпбл:::-™лц-.ой к евро' мектзглтег/, среде. В си тушин, г; г.оторуа попил харз: утратЛ духшн;::< ::p:î:-;jct-.'-."., ••;..-:.••:.!• черты его обл

ка, мироог^пдения не позволяют ему, абстрагируясь от реалий конфетной система отношений, здраво судить о своих старших родственниках, а тем более вступать с ниш' в открытий конфликт. Черты эти, особенности. Лировосприятня, влияшие на его поступки, выступают силой "тормозящей, регрессивной"". Пробуждение в герое внутреннего протеста против зла и несправедливости в ситуации разгула аморализма, чёткого определения им нравственно-социальной позиции могло и не произойти, если бк Рюльбала не доверил ему своей тайны, а трагическим финалом своей жизни невольно не подвигнул бк к борьбе, которая з сюжетной линии воображаемого развития событий также завершилась трагически.

В заключении первого параграфа выявлены некоторые новаторские черты Ч. 1Усейноза в создании образа "позитиЕнонаправленяого" героя. Сравнивая характер- Ыамша с вполне сформированными характерами положительных героев ¡1.;[умбадзе, Р.Шр-Хайдарова, П.гусейноза, можно сделать вывод, чт<? концепция, предложенная и реализованная Ч.Гусей-

о

новым, когда герой -. во многом инфантильный /"зелёная завязь"/ , с детской улыбкой юуоша, чья душа ещё область возможного, связывает писателя с романтической градацией. Аутсайдер в семье Бахтияровых, Намяш похож на задумавшегося кролика в «upe удавов, в мире, нашедшем яркое художественное воплощение в сатирич'еском мифологизированном повествовании Q.Искандера. Концептуальная аналогия здесь, волло-дённая в разных .танрах и разными стилевыми способами, основывается на сходных социальных реалиях тоталитарной поры нашей истории.

В романе "Семейные тайны" авторская концепция "позитивнонаправ-ленного" героя воплотилась в женском образе. Однако, характер Аспи получился надуманным а схематичным, на что во многом повлияло время

Г. Гусейнов Ч. Этот живой феномен.-ы.-ГйЬ8.-С.124.

'¿. Гусейнов Ч. .Магомед, 'Мамед, Мамки,//избранное.-M.-I9&S.-С. 14

написания произведения. Десять лег, разделяющие два романа писателя, изменили и расстановку сил и отношения в обществе, и авторское понимание действительности. В образе Мамища ещё жива наивная, но искренняя вера автора в победу добра, надежда на всплеск нравственности в обществе, присущая в.целом литературе 60-70 годов. Восьмидесятые годы оказались периодом цзживакия иллюзий, поэтому попытка создания идеального героя оказалась несостоятельной.

¡¿торой параграф главы посвяцён анализу характера, названного са:.'.::м Ч.Гусейновым "характером,движущимся от негативного к позитив- . ному"1. Такая характеристика нам представляется несколько упрощённой, поскольку в характере Гюльбалы Бахтиярова, а позднее - Расула Сал?-

глова из романа "Семейные тайны", одновременно сосуществуют противо-

*

лоло.чяые черты и чувства, приводящие героев в состояние постоянной неудовлетворенности собой. Эволюция шс в романах не столь прямолинейна. как это теоретически осмысливается писателем.,

.ая понимания характера Гюльбалы важно проследить за действиями, поступка'Л". -героя, их психологическими .мотивами, и здесь с особенной силой проявляется непредсказуемость, двойственность /даже совмеще-н/е полярностей/ этого характера. Принцип, полярности критакчП.Пали~

евскнй определил как "разрусение внешней последовательности ради, о

внутренне го единства" . Это определение как нельзя лучше объясняет э::у?р«ннлэ логику и гармоничность характера Гюльбалы, несмотря не зне:зн™ алогичность его поступков.

1; с-слдан;;;! характера Гюльбалы нельзя не уловить "перекличек" творческого метода Ч.Гусейнова с полифоническими романами О.досто-л_5го. Имеется з виду один .из важнейших принципов построения диа-• у г'стнкзго русского писателя, определённый Ц.Бахтины?.! как йере-Г'".' н;:-л леребоа реплик внешнего диалога реплика:.ш, зозрааепаями

-IVК .-г С-тс"г хнзэй 4ено:/,ен.- М. -1963. -С. 124. •-••-•зс::::П Г.. Л::?егатура и теория.-ISf78.-C.I6.

л

воображаемого противника, а тайке репликами внутреннего диалога г?-роя1

В романе "Магомед, Мамед,. МамидГ рерликс Енешнего диалога героев перебиваются.вторым-возможным вариантом ответа, который, однако, не произносится' героями вслух. Так возникает иной пл'ан романа, г.пен-но эти невысказанные реплики приводят писателя к прямому противопоставлению, двух идеологических лагерей, центром одного иг которых является Хасай Бахтияров, центром другого - его племянник Невысказанные реплики в тексте графически выделяются, 'как к у Достоевского, курсивом и определяют, в гом^исле, прямое-и косвенное отношение автора к происходящим событиям.

В традициях "карнавализационных сцен" /¡¿.Бахтин/, "конклава^ /Л.Гроссман/ /поминки в "Преступлении и наказании? именины Настасьи Филипповны #в "Идиоте", сцена в гостиной генеральши Ставрогиной в "Бесах"/ написана в романе одна из важнейших сцен - "пир мужчин в микрорайоне". Необходимо отметить, что выбор пира, праздника в качестве ключевого эпизода органичен как с точки зрения национальных традиций, гак и своеобразия композиции романа. . Не случайно, приём пира, праздника широко использует в своём эпосе, большинство глав

которого'"либо повествуют, о пире, либо рассказаны на' празднике, на

2

пиру, либр завершаются праздником , !то:.акк "¿.Искандер.

Во время пира в домг Хасая вперзые происходит открытое столкновение главы рода с сыном Гюльбалои.

В .характеристике, данной Гюльбале его отцом, обнаруживается связь с "похвальным слоеом" Степану Верховенскому в романе Достоевского "Бесы". Слово ласая на пиру является излюбленным разяскапргв-

1. Бахтин М. Дроблены поэтики д о с г о е 2с к с го. . -1563 . -С 357.

2. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер.-П.-*1590.-С.23С.

ленным, двуголосым словом, широко используемым в мировой литературе, при котором внешнее слово представляет собой восхваление, % внутренний смысл наполнен иронией, даме уязвлением, и, как правило, ключевые слова выделены курсивом. Основным принципом построения "похвального слова" является наличие скрытой иронии в словах хроникера. -Единство открытого слова и скрытой иронии помогает читатели выявить авторскую позицию по отношении к герои, как это происходит з романе, с. .Достоевского "Бесы".

а характеристике, которую дает сынуХасЗй, ирония прорывается ¿елее резко и прямо. Сквозь отцовскую ирония проглядывается и неоднозначное отношение к герою самого автора. Частая смена профессий, беспорядочная гклзнъ Гюльбалы, совершение им ряда алогичных лоступ-. ков доказывают, что герой неудовлетворён япзнью, находится в состоянии поиска. Позитивное отношение автора выявляется в авторских ремарках, содержащих иронию по отношению к высказываниям Хасая и выделенных курсивом в тексте романа.

Поступок героя имеет в романах Ч.Гусейнова ваяное значение лля раскрытая характеров героев и авторской позиции. Непь поступков, совершаемых героями, во-первых, позволяет полнее понять идея, носите*

лямя которой всегда являются главнее reiffon, во-вторых, поступки в совокупности с их последствиями выявляют авторское отношение к герою, его жланеной позиция и ко всему происходящему в романе! В характ*. ре Талибали Еахгкярова сосуществуют полярности, приведшие'его в конце концов к трагедии. Постоянное балансирование на грани добра и зла,

1. Лнализпруилая метод Достоевского П.Савченко отмечает, что тюступ-■.:;! гегоез е романах писателя часто представляет собой цепь зкспе-р::::ентоз, которые имев? своей цель« выявление героями'своего, "я".

П. худег^егхенного метода и стиля достоевского.-

склонность к эксперименту над собой, нравственная расколотость и, наконец, сознательное репение уйти из жизни сближают образ Гюльба-лы Бахтиярова'с центральны?,!!! героями Достоевского.

Возвращаясь к сцене пира; скажем, что е финале её автор использует приём перехода трагического в комическое, подчёркивающий се-зысходность положения героя. Смех /а его, как известно, боялись г°-зои Достоевского - второй сон Расколькнкова, смех Дпзы э "Бесах"/ :ломиж Г-отьбаяу. Разрыв с отцом - решашая, ^азали :лера, цсслг ropoi уходит из жизни. Рэпшэ покончить с собой, Гйльб^.та

юведуется перед . Хамящем. Ириёгл исповеди - устойчивая :.:::-

:озой классической литературы, блестящие его образцы лредст^з.лены з русской литературе, в частности, з регланах Достоевского:

. Гэльбала беспощадно судит себя' з исповеди, демонстрируя с:: г.' :арактера. Обвинял себя, он обвиняет и ¡Ламиша з слабое г:: з бгзд??» •ельности. Природная честность, гордость, неприятие лжи, желание ¡ырваться из грязи клана Бахтиярозых, но при этом полное бесспли" 'эроя, одиночество, зависимость от отца, потеря любви и яадругзтель-тзо над ней делают жизнь невозможной.

Исповедь и смерть Лольбалы заставили Мамааа встать па борьг.у несправедливостью, злом а ложью.

В отличие от характеров героев первого романа писателя, харакге-а в романе "Семейные • тайны" лишены динамика, статичны /Дханибг-:,

. Леяоведи Раскодьникова, Ставрогина, Ивана Карамазова позволяет автору раскрыть глубину сложных характеров своих героев. псс.-?.-^-ку именно "слово персонажа может стать до' предела с.татмт.: ст-агз-нием его характера, переживаний, аобриенпД, своего родь ч'о/у:: : художественной трактовки ссраза" /Глкзбург Д. О псгхологп^сс;:.-.'-

Расул,. Ленда/. .Во многом это определяется- тем, что герои романа люди, как правило, зрелые, и большее внимание "в романе уделено их. 1 поступкам и внутренним противоречиям, нежели вопросам формирования и мотивировки особенностей их характеров.

Расул Салаыов восстаёт против собственного образа жизни, но его протест- обусловлен не только и не столько внутренней неудовлетворенностью собой. Лишь 1фах карьеры, лишение власти и привилегий заставили Расула признать наличие оборотной стороны, жизни таких, как он и „ланибек. Герой сознательно выбрал свой жизненный путь /в отличие от Гюльбалы, вынужденного жить по законам клана/, сознательно подчинил-• ся законам мира лжи и несправедливости во имя достижения личных благ. Если трагизм образа Гюльбалы обусловлен его рождением и формированием его характера, то трагизм образа Расула'порцрдён неблагоприятными обстоятельствами его жизни,. заставившими его поступиться своими принципами. Трагедия Расула - не в особенностях его характера, а в том, что он долгие годы давил.в себе светлые начала, вс^-таки победившие,■ когда герой отказывается от погони за властью. Раздвоенность образа обусловлена не характером героя, по сути цельнЬм, а противоречием между образом жизни и нравственными идеалами.

Третий параграф главы посвящен анализу характеров, воплотивших в себе негативные стороны жизни. Без их изображения образы позитивно-направленных героев приобрел^ бы некоторую схематичность. Ещё Д.Дидро указывал, чтб "характеры взяты хорошо" если каждый -персонаж, стремится к своей цели, встречаясь с замыслом другого, поскольку" "истинный контраст - это контраст характеров и положений,-это контраст ин'гвре-СОЕ'"-1.

Образу главного героя и других тяготеющих к нецу характеров ро-

I. Дидро Д. О драматической поэзии.//Собр.соч.-т.50.М.-Л.-1963.-С.286.

шна противопоставлены старшие представители семьи Бахтияровых, а также "заместитель Хасая" - Амираслан, жизненные устремления которых сводятся к инстинктивному, стремлению "втянуться - и других втянуть - 9 группы и группировочки, кланы и мафии, действующие по закону "ты-нам, мы - тебе"1.

Одним из центральных персонажей романа является глава рода Бахтияровых Хасай - идеолог семьи, оплачивающий её членов и корректирующий отношения между ними.

Несмотря на открыто'враждебное отношение к герою, автор, строго следуя принципам реализма, старается сохранить объективность з создании этого характера. Рядом с негативными сторонами натуры Хасая писатель воспроизводит и сильные стороны его характера, что делает этот образ живым и ёмким. Обнажая такие черты характера героя, как беспринципность, осознание своей вседозволенности и безнаказанности, хищничество и стяжательство, ханжество и лицемерие, автор посредством смещения сюжетных лиций "остро обнажает контраст между кажущейся пристойностью и мерзкой сущностью Хасая""2. М.Суровцева считает, что "стремление автора к многослойной организации самого текста" во многом определяется использованием автором приема "саморазоблачения персонажей, внимательного прослеживания расхождения между словом я дэ-

3

лом" . Этот приём становится ведущим з создании образов, подобных Хасаю.

даалогязм присущ и зтому, казалось бы, откровенно негативному характеру, и в нём сосуществуют полярности, о наличии которых з каждой человеческой душе свидетельствует мировой художественный опыт. Хасаю присущи повышенное- чувство родства, гордость а любовь к семье,

Х.Чупринкн С..Фантомы. С.-±

2. Новиков В. Движение истории - движение литературы. М.-1582.-С.

3. Суровцева М. Угловой дом подлежит сносу.//Октябрь.-1976 ..'ЯС. -С.21Л,

забота о младших родичах, делающие этот образ особенно колоритны!.:. Ск способен к сильному, всепоглощающему чувству, овеянному ореолом го:.:.-;н?;"гности. обладает мужским обаянием, не случайно его молодые соперники, сын и племянник, не могут составить ему конкуренции. Но ч-гедко позитивное качало характера героя меркнет, во1'1дя в. противоречие с объективными обстоятельствами. лвтсГр подчёркивает, что.без этих .•ячеств ласай не добился бы не только успеха в любви, но я положения

обществе. Он и ему подобные, сильнее.опытнее, изощрённее тех, кто пытается им противостоять, поэтому они чаще побеждают, благодаря уверенности, решительности, основанной на неограниченности возможностей, знании психологик среда, умению манипулировать обычаями, традициями. Этот тип характера в романе "Семейные тайны" воплощён в образе главк клана Абассовых Айшп. Айша грубо использует сестёр для упрочения своего общественного положения, ни мало' не заботясь об их счастье. Она легко отказывается от потерпевших фиаско член-ов клана /Расул и Лейла, лансултанов и Алия/, лицемерно объясняя это интересами семьи,'хотя-по сути её интересует лишь личное благополучие. В Ътличие от Хасая, ей не приходится устранять взбунтовавшихся родичей, но нет сомнений ъ том, что, появись в её клане бунтарь,ока разделалась бы с ним, так как Еахтияров-старияй, без колебаний. Образ ласа«1 в романе "Магомед, иамед, Мамаш" мог бы оказать на ч^тггегг тягостное впечатление, поскольку зло, представленное им, с::.-].:-!0 к живуче, если он автор не обратился к созданию характера ¿мир-асмака, как бы продолжающему линию ¿ясак, ставшего образцом новой генерации беспринципных дельцов и циников, которая ещё- более опасна,

т

чем Хасай, иоо входящие в него "особи намного маневренрёй,эластичней^

?• создании этого образа автор использует приёмы гротеска. Сатирическое изображение сильных мира сего заставляет усомниться' в их из-

I. Новиков П. Не сглаживая противоречий.//Новый мир.-1970.КЗ.-С.253.

- 17 - -

бранности и неуязвимости, ведь "смех уничтожает иерархию", он "разрушителен для административно-командной, приказно-исполнительской Системн"*. Смех автора вселяет надежду, что когда-нибудь придёт конец отношениям в обществе, построенным на ненормальных теориях и идеях,

Четвёртый параграф главы посвящён анализу трёх женских характеров романа. Три героини романа в общих чертах воплотили в себе, з своих поступках и поведении основные тенденции развития женских характеров и.судеб в условиях, возникших благодаря слиянию национальных традиции, оказывающих на восточных женщин большее давление, чем на мужчин, с системой. вновь сложившихся отношений.

:!звестно, что йсстари женщина на Востоке обладала, меньшими призами, чем мужчина, её назначение в доме сводилось лишь к роли хранительницы очага я воспитательницы детей, она считалась как бы собственностью мужчины /скачала отца, потом мужа/, судьба её решалась старыми родственникам-:, как правило, без учёта её желаний и склоннссте;:. "Зековые .традиции не'могут не оказать влияния на современных женщин Востока. Характер восточной женщины существенно отличается от характера европейки, что объясняется именно разницей в положении жекщпгш на посгоке и в Европев различных путях многовекового развития регн-оноз.

Ч.Гусейнов подчёркивает в характерах своих героинь наииок-.льнсо начало, зо многом определяющее их поступки и, в конечном итоге, судьбу.

.Сестра Хасая Тукезбан проявляет протест против патриархального уклада жизни семьи. Ви,'[я, как окружающие её женщины теряют1 нравственную свободу и инициативу, становясь для ейоих родичей средством для

I. '1ззяеза П. "Смех против страха или '¿>азиль Искандер".-!.'. .-С.II

достижения богатств и упрочения положения в обществе, героиня покидает дом брзтьеЕ и отправляется в скитания по стране.. Она боится давления на сеоя со стороны мужчины и жертвует во имя личной свободы не только браком, но и судьбой сына. Спасая, как ей кажется, свою нра ствэнную свободу, Тукезбан бросает сына, и в трагической судьбе Мамина есть немалая доля вины его матери.

Образ женщины, жертвующей ребёнком ради своего призрачного счастья, может рассматриваться, в известном смысле, как нарушающий существующую в литературах Кавказа традицию.

Тукезбан противопоставлена Хуснийэ-ханум, первой, а точнее "старшей", жене Хасая. Выйдя замуж, она полностью приняла систему взглядов и образ жизни мужа и его семьи. Ей не понятен протест Тукезбан. Хус-нийэ ратует за сохранение патриархальных, устоев, проявляет косность, национальную ограниченность и герметичную замкнутость. Характер героини неординарен. Она чутка, по-своему горда', ей не откажешь в уме и смекалке, она, без сомнения, 1фасива, Будучи вспыльчивой,Хуснкйэ умеет быть крайне сдержанной, она проницательна, энергична. Но разлагающие дуку законы мира Еахтияровых' лишили героиню общечеловеческих представлений о нравственности, входящих и в этические нормы мусульман- ' ства. Агтор подчеркивает лицемерие и цинизм Хуснийэ, её жестокость и коварство, готовность пожертвовать памятью о единственном сыне, дабы сохранить силы е "честь" клана. Хуснийэ пойдёт на любые преступления для сохранения положения пусть "отставной", но всё же "старшей" жены. Бездуховность шгзни изуродовала сознание этой одарённой от природы женщины.

Наиболее яркой и интересной героиней романа стала Рена - вторая, "младшая" жена Хасая, возлюбленная Мамиша и Польбалы. Рена появляется в романе в трёх ликах:таинственной Р, иной подруги ГЬльбалы и, наконец, почитаемой жены стареющего Хасая. Автор не случайно'подчёр-

- 19 - •

кивает в имени матери героини её принадлежность к одному из европейских народов, указывая на то, что Рена воспитывалась на стыке • двух различных культур, впитывая в себн черты восточной и западной женщины.

Появление такого женского характера не традиционно для литератур Кавказа. Новаторский по своей сути, характер этот в корне отличен от образов героинь Н.Думбадзе /'"Закон вечности"/, И. Líe лик-заде /'"Мужчина в доме"/, Эльчина /"Серебристый фургон"/, овеянных ореолом восхищения и поклонения,- созданных а лучших традициях романтизма. Доминирующими чертами характера Рены становятся лицемерие и готовность ¿о лжи и подлости /история с Аликом/, цинизм /ссора с Маыишем/, нравственная нечистоплотность. Есть немало родственных черт, которые сближают а даже р'однят Рену с героиней новеллы Ф.Искандера "Чегемская Кармен".

Когда Рена появляется з романе под же нем Р, автор ::зх будто даёт ей возможность выбора. Решив связать свою жизнь с кланом Бах-тияровых, Рена как бы утрачивает право на чистую любовь а счастье, окунается в атмосферу лжи. За сделанный однажды выбор героиня расплачивается своей молодостью, я,когда аз её жизни уходят Гюльбала и Мамаш , она остаётся одна, окружённая морально разлагающимися, етарею-пщма братьями Бахтиярозыми.

Вторая глава диссертации посвящена анализу конфликта з романах 1.Гусейнова "Магомед. Ыамед, Мамга" а "Семейные тайны".

Конфликт составляет структурную основу литературных произведений, являясь источником действия з романе. Сн определяет движение сюжета, организует, общественный материал, легший в основу произведения. Анализ конфликта можно назвать эзжнеЗиим из путей раскрытия характера. Изучая расстановку характеров в конфликте, особенности ;::с изображения. мы соприкасаемся с чертами творческого метода писателя.

Первый параграф главы посвящен анализу особенностей конфлик- ' та и роли поступка в структуре романов Ч.Гусейнова. '

движение литературы проявляется не только в создании новых характеров, но и е исследовании новых конфликтов,'которые героями складываются в процессе их саморазвития. Возникновение новых отношений между человеком и обществом неизменно яесёт с собой возникновение новых проблем и противоречий, которые выяелдются как во внешних конфликтах между предетавителями разных поколений, различных социальных групп, философских и нравственных убеждений,- так и в конфликтах внутренних, являющихся, как правило, следствием неудовлетворенности собой.

В произведениях современной литературы, оухичаадихся поликонфликтностью, столкновение полярных сил часто принимает нерримиримый характер, что заключено в самой.црироде конфликта, ибо конфликт "по своей сути драматичен, -он предполагает столкновение более или менее рзвных сил, предполагает действие и противодействие"^". Ч.Гусейнов считает, что "неизменная суть и направленность конфликта - наличие

в произведении тех двух полюсов, которые организуют расстановку и

2

последующие столкновения сил" . К.Султанов отмечает ещё одну особенность конфликта, заключённую в том,. ч*о"направленность конфликта опр?

3 '

деляет масштаб соотнесённости человека и времени в романе " .

Особенность романов Ч.1усейнова в, их остроконфликтности, интригующем развитии действия, динамичности. Всем героям произведений при-

1. Уэллек Р., Уоррен 0. Теория литературы.-M.-I978.-С.234. •

2. Гусейнов Ч. Нравственный конфликт в современной литературе.// Методологические проблемы совр.литературной ¡фигики.-М.-1976.-С.17£

'3. Султанов К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современном романа.-М.-1989.-С. 118.'

суща внутренняя конфликтность, воплощающая в себе состояние постоянного поиска истины о мире, жизни, о самих себе. Внутренний конфликт в произведениях оформляется как борьба героев с самими собой, со своими слабостями, как коллизия между чувством и долгом. Символом крайней обострённости противоречий становятся образы углового дома, похожего на "давно утлый корабль"* /"Магомед, Мамед, Мамиш"/, и образ разрезанного пополам ангела на потолке комнаты Нисы /"Семейные тайны"/. Обращение писателя именно к внутреннему конфликту можно объяснить повышением роли "конфликта сознания" в современной литературе.

Суть внутреннего конфликта, возникшего в сознании Мамиша, основана на столкновении его представления о чести с точки зрения национальной ментальности и понятия об общечеловеческих ценностях. После самоубийства Гвльбалы конфликт получает внешнее оформление в столкновении героя со старшими родичами и, выйдя за рамки семейного, превращается в конфликт социальный, более обобщённый, конфликт со средой.

Внутренний конфликт, возникший в сознания Гюльбалы Бахтиярова, основан на неудовлетворённости собой, своим образом жизни. Герой преступает черту допустимого, совершая зло во имя добра, что делает этот характер противоречивы!,I и непоследовательным. Главны?,! противником во внешнем конфликте, в который вовлечён герой, становится его отец. Вечный философский конфликт огцоз и детей перерастает в романе з глубокую социальную проблему г вновь переходит в сферу сознания, превращаясь во внутренний конфликт между позитивны?/, началом харакге-

1. Иванова Н. Восточные сюжеты Ч.Гусейнова.//Ч.Гусейнов. Избранное.-

В.-1ГОЙ.-ъ.о.

2. Глущко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе./,/ Современный литературный процесс и критика.-Ы.-1975.-С. 195.

ра героя и тёмной, негативной стороной его натуры.

К.Султанов указнвает на связь конфликта с поступком как "катализатором ситуации"*. Поступок Гюльбалн в романе становится предвестием раскола клана и символизирует нравственную победу героев в конфликте. -

Чрезвычайно усложнены взаимопереходами .от внешнего во внутренний конфликты в романе "Семенные тайны", чья история весьма неординарна, хотя и вписывается в судьбы литературных произведений так называемой "эпохи застал":длительные тяжбы по изданию романа породили усложнение зго "эзоповой" стилистике /первое издание - 1л»6 ¿од/ я лпиь эпоха лс-ремен позволила восстановить з полном о съёме первоначальный вариант романа /второе издание - 1991 год/.

Герой романа Расул Саламов изображён автором в переломный момент жизни, когда он оказался "не у дел", сброшенный с высокой точки государственно-партийной пирамиды, но лелеющий надежду, что общество ыо^но спасти, не ломая его социальный характер, вызваЕиий, в суцност, его органические пороки. В основе образа лежит конфликт героя с собо; со свои:.! недавним прошлым. Внутренний конфликт выливается в прямое столкновение с принципам],! Джанибека. олицетворяющего в роман« всевластие государственной системы, что придаёт конфликту остросоциальный характер.

Ь романе представлено несколько ипостасей ггузоя, кагкдая из которых иллюстрирует определённый момент падения пли очищения Расула. Знутрепкяя конфликтность героя усиливается сложностью его взаимоотношений с геной и её родстБекнпг.ами.

лс:-:4.1::::т с мужем'приводит з состояние внутренней дисгармонии а ~^ т", и," Расуда. Разсчаговавдадсл г- лпдонпал ^остг *о—

ринства, любящая сестёр и не принимающая их образа жизни, Лейла уходит иг? реального м;гоа в мир своих кукол, возвращаясь,• влекомая "уь-ством родства и любви ;; близким, чтобы вновь испытать разочарование и ещё глубже уйти в себя.

Свои вн\гн пи»' коне ликт пеоеживает и Ч-Чахан'л/ — Vт. -"

б котором властвовала но?.«ёнклатурная масг.чя. а •сознании дев-,живёт конфликт между внешними условиями её жизни, закрытостью существэ-зания и Стремлением "взорвать" эту закрытость, вырваться из своей роскошной клетки /в финале романа возникает символический образ ^еввчьей твердыни/, нормой протеста для неё становится любовь. Субъективно сач-'занная с отиом, а объективно - с миром отца, героиня наивно полагает что сумеет противостоять среде, уйти из неё, уведя с собой Бахадура. Внутренний конфликт переходит в столкновение с системой взглядов стпа, деркащего в своих руках все ниуи власти, для которого поведение дсчс-рп становится- своеобразным Фиаско, поражением принципов, поскольку Акахануч своей готовностью простить измену возлюбленного опровергает жизненную логику джанибека.

В дуде молодого карьериста Бахадура Аббасова живёт конфликт ме-т^у стремлением ч \'товлетвооечию тщеславных ин т г)в с г-н и л..сыть чэ—ч^.^овеческ!' с^ас^лив^л. дин.I¡ен " ив ценности. между ко*роэк?.!г ?нечется герой, лолушгк всаломение в образзг •*,?;.•>: конкретных женщин:Нкск и лнь-Герой терпит полны;! крах, но логика развития характера позволяет думать, что он нашел он приегла2«: для себя выход если- бы :-:•? сила внешних обстоятельств, символически названная автором "грязевым извержением", нотезее гг:1!г,'Л'". в романе. предвосхитив его реальное настудле-

¡-700Л'. главы посвящен анализу своеобразия разачзок э ро-

Несе ;.::?••.£> .-генст/ктов в произведениях Ч.ХУсейнова принимает

драматическую, а иногда и трагическую окраску. Дополнительный свет на подлинную сущность конфликтов и характеров проливает финал произведения. Принципиальное значение для понимания конфликта'имеет то, как герой уходит из жизни. Трагическая развязка,по Гегелю, предопределена внутренним пафосом героя, который не может отказаться от своих целей и идеалов. А.Чичерин, размышляя над трагическим уходом из жизни героя романа Гете "Страдания, молодого Вертера", считает, что "самоубийство - проявление его сильной натуры, которая не может мириться с непреодолимым препятствием"1. Е.Горбунова указывает, что трагическая развязка может свидетельствовать не только и не столько о поражении героя, сколько о верности его самоцу себе, своему характеру^. Ю.Борев считает, что "трагедия утверждает бессмертие, раскрывает добрые и прекрасные начала в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.

Самоубийство героя романа "Магомед, Мамед, Мамиш" Гюльбалы Бах-тиярова призвано стать сощ)уштельным ударом по философии Хасая, всколыхнуть благополучную жизнь Бахтияровых, внести в семью дух бунтарства. Внутренний конфликт, возяиюпий в сознвнии Гюльбалы разрешается трагически, но физическая смерть героя символизирует победу в нем нравственных начал, воплощает в себе протест против моральных устоев мира Бахтияровых.

Ещё одной особенностью развязок конфликтов в романах Ч.Гусейнова становится "наличие двух чётко оформленных финалов /открытого и закрытого/, что "вытекает из жанровой активности романа"4. Однако,

1. Чичерин А. Идеи и стиль.-М.-1965.-С.69.

2. Горбунова Е. Характеры.-М.-1960.-С.

3. Борев Ю. Эстетика.-М.-1975.-С.75.

4. Ыегаева К. Поэтика финала в русском реалистическом романе в свете концепции М.М.Бахтина.//Хронотоп.-Махачкала.-1990.-С.62.

автором здесь как бы предлагается' реальное и возможное развитие событий романа, параллельное сосуществование двух фабул.

Закрытый финал, заключающий э себе трагическую развязку, характерен для обоих романов Ч.Гусейнова. Он призван выполнить функпгг сюжетного зазерпения романа. Второй, открыты!:.Финал романов обусловлен связью жанра романа с "неготовой, становящейся соврееткносп' Он несёт в себе обобщённый, общечеловеческий егасл.

•*инал :лпзни глазного героя романа "Магомед, ;.,а:.:ед, Ма:.::::М\ конечность Физического бытия тампза.в какой-?о степени с?:-:>пг?л па; со:.с-?енпе пля дезавуируется заключительным;: "'Маппщ спеси т. ríe угонишься за л::;.:.' Идёт и идёт"".

Финал этот может свидетельствовать о романтическом ~г~

из ведения. Своеобразнее двоемирие, когда жестоко:.; л статно/ рс--_.:: -ности противопоставляется мир, в котором герой не укирает, лр:-д.\-.-жает свой.путь, и дороге его нет конца,- это, кроме всего прочего, и авторское нежелание смириться с волчьими законами бытия.

'-'кнал романа "Семейные тайны" гораздо слохчее по своей структуре, чем финал первого романа писателя. Здесь можно выделить две разноуровневых финала. Один, рассказывающий о "грязевом лззсрт^н::::", •придаёт произведения обобщённое, символическое звучание как предчуг— стзие грядущих перемен, которые неминуемо разразятся как следсгь.:? неправедной низки. Второй финал связан с образом глазного геттг.л сула Саяалова а включает з себя загоытай /самоубийство/ :: пг.тгкпгг /очищение л внутреннее зсскредение героя/ гн.чзлк.

Ь зт-г-точвнш: ооооц^ются выводы лервеп :: зто?с;1 глаз

-. Бахтин !•*,. С-зге :i г, слан.//Бспрссг

Гусэйнсз Ч. Магомед. ...а:.:ед,

Выявляются специфические особенности творческого метода Ч.Гусейнова в области создания характеров, определяется своеобразие конфликта и роль поступка в романах писателя.

дальнейшие успехи литературы - и е этом пафос предложенной диссертации - возможны лишь на путях творческого взаимодействия" и Езаи-лгаобогащенкя литератур, освоения традиций -национальной, русской и ■дфовсй литератур, что ныне отодвинуто реалиями изменяющейся действительности, и в чём автору диссертации видится угроза позитивному развитию литературного процесса.

Слисок публикаций по теме диссертации:

1. К вопросу о традициях и>.М.Достоевского в творчестве Ч.Гусейнова /на материале романа' "Магомед, Мамед, Намиш"/ //Читатель и современный литературным процесс.- Грозный, 1989.-С,279-280.

2. Проблема характера в романе Ч.Гусейнова/'Магомед, Мамед, Мамиш" / Роман и повесть в классической и современной литературе.-Махачкала.-1992.-С.138-145. •

3. К вопросу о роли сатиры в творчестве Ч.Гусейнова /на примере ро-. мана "Магомед, Мамед, ¡Ламиш"/ //Сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей университета.-Махачкала.-1993.-С.104-108.