автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сытова, Элеонора Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сытова, Элеонора Валерьевна

Введение З

Глава I. Прекрасное как основа жизнетворчества

1.1. Аксиология эстетического и нравственного в культурной традиции

1.1.1. Мировая традиция интерпретации эстетических ценностей

1.1.2. Русская традиция интерпретации эстетических ценностейЗЗ

1.1.3. Смыслообразующая роль прекрасного в искусстве

1.2. Художественная ценность танца какеры прекрасного

1.2.1. Аксиологичность и эстетичность танца

1.2.2. Народный танец как жизнетворчество

Глава II. Жизнетворчество в детском хореографическом коллективе

2.1. Педагогические аспекты работы детского хореографического коллектива

2.1.1. Учение танцу как жизнетворчество

2.1.2. Ребенок какбъект жизнетворчества

2.2. Социально-нравственные аспекты развития ребенка в хореографическом коллективе

2.2.1. Сотворчество в танце

2.2.2. Сотворчество вциуме

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Сытова, Элеонора Валерьевна

Ребенок превращается во взрослого, не познав радости игры, счастья общения,состояния творчества. Он может стать послушным исполнителем, научиться аккуратно воплощать чужие идеи и требования, - но вряд ли он станет в этом случае счастливым человеком, способным репродуцировать позитивные социально-нравственные интенции.

Но этого ребенка можно «спасти и сохранить» от угасания творческого начала. «Устойчивость всякой культуры, - справедливо заметил Г. Померанц, - и внутренняя устойчивость личности основаны на равновесии дела и праздника». И действительно, только личная инициатива, и личностно мотивированная активность в эмоционально-содержательной сфере могут определить позитивный вектор развития ребенка. И - «никакая наука не научит нас, чем заполнить свой досуг» [152; 113].

По нашему убеждению, выработанному в ходе практической деятельности и осуществления диссертационного исследования, - то, чему не может «научить наука», может быть эмпирически дано ребенку, чья жизнь проходит в учении искусству и в созидании искусства.

Актуальность настоящего исследования обусловлена остротой проблемы нравственно-духовного и эстетического воспитания ребенка, которая проявилась в современном российском обществе в период его социально-экономического переустройства. До недавних пор, точнее до середины 80-х годов, взрослым сообществом эта задача решалась с большим или меньшим успехом посредством осуществления научных поисков в области таких гуманитарных дисциплин как педагогика, этика, эстетика. Достаточно активно осуществлялась деятельность многочисленных и разнообразных социально-культурных институтов, в том числе семьи и школы. Художественным и эстетическим развитием подрастающего поколения занималась сеть внешкольных учреждений (Дома творчества юных, музыкальные и художественные школы) и культурно-досуговые центры (клубы, Дома и Дворцы культуры). В целом вся воспитательно-педагогическая система была призвана обеспечить условия для жизнетворчества юного человека, то есть способствовать развитию его творческого потенциала, его самореализации и самосовершенствованию .

Сегодняшнюю ситуацию, складывающуюся в области нравственно-духовного, а особенно художественно-эстетического воспитания, можно характеризовать как критическую. Положение дел усугубляется и тем, что в силу различных, порой объективных обстоятельств ни семья, ни школа не реализуют свои функции, позволяющие осуществлять трансляцию общечеловеческих ценностей, как этических, так и эстетических, а без этого процесс жизнетворчества ребенка нельзя назвать полноценным.

Однако существует сфера, где жизнетворчество юного человека может проявиться в полной мере, где реализуются его нравственно-духовные и эстетические потенции. Эта сфера, где основой жизнетворчества является прекрасное, - искусство. Актуализация же прекрасного происходит через деятельность различных художественных образований, в том числе детских коллективов, специализирующихся на конкретном виде искусства.

Следует отметить, что исследуемая нами проблема социально-нравственного развития детей средствами хореографического искусства достаточно давно «выпала» из сферы научного анализа, как теоретиков, так и практиков художественного воспитания. Выросло новое поколение, эмпирически погруженное в сферу специфического жизнетворчества, и это погружение произошло в новых социально- экономических условиях, в условиях смещения нравственных ориентиров. Поэтому, характеризуя степень разработанности проблемы, считаем необходимым остановиться на следующих ее аспектах.

Центральной проблемой своего исследования мы определили жизнетворчество, осуществляемое в сфере прекрасного, причем прекрасное актуализируется в деятельности детского хореографического коллектива.

Категория жизнетворчества не является распространенной как таковая, хотя часто обсуждаются явления культуры, многообразие которых позволяет утверждать сложившиеся принципы понимания жизнетворчества как системной целостности целей, поступков, способов самореализации личности.

Указанная тенденция вполне определилась в романтической философии и в романтизме как художественном методе. Отметив пристрастие романтизма к выгораживанию «идеального пространства» и мно-гообразию «лиц» и «форм выражения», И.Хейзинга определил два важных аспекта романтического жизнетворчества; речь идет об отделении искусства от «витальной функции общественной жизни» и об искусстве как жизнетворчестве, когда «оно (искусство) все более превращается в особую, самостоятельную деятельность индивидуума» [200; 214,226].

Однако искусство как жизнетворчество характеризовало и сам принцип актуализации человека в развивающемся обществе, что сформулировал не историк, не этнограф, не философ, не искусствовед, а выдающийся психолог Л.С.Выготский: «Искусство. первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование.» [45; 312]. Симптоматично, что и в восточной философии обнаруживаются корни представлений о взаимосвязи эстетических ценностей и жизнетворчества. Н.И.Киященко адресует школьникам напоминание о дзэн-буддийской формуле: «стать художником собственной жизни». Современный ученый справедливо связывает представления о красоте с идеей ее материального воплощения, и тогда идея жизнетворчества выражается так: «Требуются огромные усилия, чтобы создать свое собственное Я и занять только тебе предназначенное место в мире» [99; 33-34].

Представления о созидательной силе искусства как не просто инструментального набора умений или предмета наслаждения, но как процесса жизнетворчества характерны и для русской философской и критической мысли рубежа XIX и XX вв. «Как бы слабо ни было. .действие художника, - замечал в своем программном сочинении «Красота в природе» В.Соловьев, - он все-таки производит некоторые новые предметы и состояния, некоторую новую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было» [174; 352].

Идея эстетической деятельности как жизнетворчества была близка многим представителям культуры Серебряного века, в том числе

В.Розанову. В числе эстетических явлений, составлявших, по его представлениям, основу жизнетворчества, был танец, который возвысил человека над обыденным трудом. Ссылаясь на диалог с восхищавшей его А.Дункан, реализовавшей уже модернистский проект искусства как жизнетворчества, Розанов писал: «У кого есть призвание - просто танцует, живет, танцуя и движется прекрасно». [162; 388, 397]. Более того: Розанов дал метафорическое сравнение развития народа и сотворения танца [162; 293].

Нам представляется важным сослаться на интерес понимающей социологии к проблеме жизнетворчества. В частности, Л.Ионин развивает мысль Э. Шпрангера о «формах жизни» и их идентичности «типам личности». Рядом с «теоретическим» или «экономическим» человеком ученые видят «эстетического» человека: «Если. душа выступает формирующей силой, то есть силой, придающей краски, ритмы и настроения, то мы имеем дело с эстетическим типом человека» [81; 176].

Следует отметить и то, сколь большое влияние на русскую эстетическую и психологическую мысль оказало исследование К.Бюхера «Работа и ритм», собственно и рассматривавшая особенности жизнетворчества, - как в обыденной, так и в эстетической сферах. Л.С.Выготский «извлекал» у Бюхера представления о том, что «музыка и поэзия возникают из общего начала, из тяжелой физической работы и что они имели задачу катартически разрешать тяжелое напряжение труда» [45; 310]. М.С.Каган в специфической, эстетической терминологии, также ссылался на Бюхера: «Художественные элементы первобытной культуры как бы вырастали, - писал он, - из ее нехудожественных элементов» [85; 178]. При этом жизнетворчество, очевидно, можно понимать и так, как это делает уже сам М.С. Каган, говоря о способности художественного начала вплетаться «в процесс изготовления всевозможных утилитарных изделий» [85; 178].

Таким образом, жизнетворчество в эстетической сфере может рассматриваться и как создание эстетических ценностей, и как актуализация личности - личности творца и личности реципиента. Для последнего дидактическая составляющая искусства может быть существенно поддержана его эстетической составляющей. Недаром уже упоминавшийся нами В.Розанов подчеркивал, что именно как бывший педагог он хотел бы все школы привести на концерт великой танцовщицы

A.Дункан, чтобы дети увидели и могли обсудить «ее танец, в котором . в самом деле, отражается весь человек, живет вся цивилизация, ее пластика, ее музыка, ее линии, ее душа, ее - все! [162; 294].

Идеи философов и искусствоведов разных эпох связывают пластическое выражение мироощущения человека с перспективой его полноценной и эмоционально насыщенной самореализации. Поэтому мы особо отмечаем, что о танце как социокультурном явлении и его роли в жизни человека и общества писали В.Захаров, А.Климов, Г.Настюков,

B.Пасютинская, И.Смирнов, В.Уральская и другие.

В то же время сложившаяся к концу XX века научная традиция утверждает едва ли не извечный принцип жизнетворчества в искусстве -начиная с первобытности, когда «предмет искусства формируется, складывается в ходе освоения мира человеком» и во все периоды жизни человечества, когда отражались те или иные стороны «очеловеченной» деятельности [72; 60,66]. Указанная традиция теперь делает акцент на значении слов homo faber, которое должно звучать не только как "производитель", но и как "мастер", "ремесленник", "художник", "творец", "созидатель" [99; 27].

Наконец, вопрос о жизнетворчестве непосредственно связывается с принципами ценностной ориентации человека, которые пробуждают комплекс его "эстетико-творческих способностей и потребностей" [180; 384-385]. И в этой связи жизнетворчество повседневности, в которой "растворены" эстетические ценности и которое иногда называют "третьим пространством" (в отличие от "изящных искусств" и фольклора) - то есть так называемая художественная самодеятельность - есть актуальное воплощение мощной культурной традиции [39; 77]. Представляется необходимым специально остановиться на разработанности вопроса о том, что есть по сути "художественная самодеятельность" и "любительское творчество" как явление социокультурного и воспитательного характера.

Явление, обозначаемое термином "художественная самодеятельность", родилось в первой трети XX века в СССР в рамках ранее сложившейся (сер. Х1Хв.) системы представлений о фольклорном и любительском творчестве. Поэтому изначально под «художественной самодеятельностью» подразумевали своеобразное любительское творчество, перенесенное на новую почву из дореволюционного времени. Во времена Пролеткульта некоторые его деятели считали, что самодеятельность должна перерасти в своеобразное полупрофессиональное творчество рабочих. Самодеятельность воспринималась не как процесс полноценного по своим результатам творчества, а как форма легковесной, малохудожественной деятельности.

По мере нахождения фактологического материала по изучаемой проблеме закреплялось представление об особенностях художественной самодеятельности как специфической формы народного творчества в условиях нового общественного устройства (социализма). Следует одновременно отметить и то, что сами качественные характеристики изучения данной проблемы были связаны, прежде всего, с обобщением эмпирических данных, а не с формированием эстетической либо социокультурной концепции.

Постепенно понятие «художественной самодеятельности» становилось всё более употребительным, так как явление, которое оно обозначало, приобрело в нашей стране и странах Восточной Европы к середине XX века небывалый размах. Огромное количество людей посещало клубы и Дома культуры, посвящая свое свободное время занятиям в коллективах художественной самодеятельности.

В 70-е годы, особую популярность среди студенческой молодежи приобретают коллективы, принципиально не желавшие называться «самодеятельными» - это молодежные любительские театры (MJIT), которые выступают альтернативой традиционным художественным коллективам, ориентированным в большей части на исполнительскую деятельность. Как пишет Т.С.Злотникова в книге «Публичное одиночество» « . люди шли в MJIT в поисках себя, в поисках возможности осуществления себя - и в поисках контакта с другими. Искусство же становилось специфической формой, в которой осуществлялись межличностные контакты» [78; 150].

В отличие от кружков художественной самодеятельности, одной из главных задач которых являлась работа по привитию участникам конкретных, специфических навыков, умений и приемов исполнительства, любительские объединения, подобные MJIT, ставили перед собой более разнообразные цели. Именно это обстоятельство привело к тому, что в 70-е годы понятие «самодеятельный коллектив» девальвировалось и к самодеятельности стали относиться как к искусству «второго сорта». Любительское движение отделилось от «самодеятельности», подчеркнув тем самым свою элитарность и специфичность по сравнению с широкораспространенными художественными коллективами.

К сожалению, за последние годы не обновились представления теоретиков клубоведения о понятиях «самодеятельный» и «любительский» коллектив, которые разводились по ряду формальных признаков. Из выработанных позиций наиболее существенными мы считаем:

• самодеятельный коллектив (кружкового типа) учебе отводится ведущее место и по значению, и по выделяемому времени; во главе коллектива стоит квалифицированный руководитель - педагог, чья позиция во многом сходна с положением учителя в классе или руководителя профессионального коллектива.

• любительские объединения (коллекционеров, любителей музыки, театра и т.д.) формируются на основе глубокого и устойчивого интереса к общему занятию, стремления обменяться результатами и навыками такого знания; учеба идет через самообразование, обмен знаниями и умениями; практически отсутствует репродуктивная деятельность, а среди форм занятий преобладают товарищеские дискуссии, обсуждение выполненных работ. [102; 269-270].

В виду вышесказанного мы считаем логичным согласиться с относительно недавно высказанным мнением (к сожалению, более поздних исследований нашей проблемы практически не существует): «условное название нового самодеятельного феномена художественной культуры .свидетельствовало о теоретической его неопределенности - самого по себе и в общеэстетическом аспекте» [39; 77].

Сегодня, когда общество лишено отчетливого идеологического це-леполагания, когда у большей части взрослого населения утрачена вера в гуманистические идеалы, необходимо вспомнить о том, что деятельность любительских, и самодеятельных коллективов важна в первую очередь как область, где формируются нравственно-духовные и эстетические ценности участников средствами искусства - то есть сфера непосредственного жизнетворчества детей и взрослых.

Следует отметить и тот факт, что сегодня принципиальных различий в целях осуществляемой работы и задачах, решаемых в ее процессе, равно как и в организационных формах, - у современных любительских или самодеятельных художественных коллективов нет. Поэтому в дальнейшем мы считаем правомочным использование терминов «любительский художественный коллектив» и «любительское художественное объединение». На наш взгляд, конкретизация этих понятий сегодня не принципиальна, так как все непрофессиональные художественно-творческие объединения и коллективы решают на современном этапе своего развития одну проблему - дать взрослым и детям возможность посредством занятий искусством войти в мир Красоты, Добра, Истины, познать себя и других, раскрыть свой творческий потенциал, попробовать силы в качестве творца или исполнителя, установить столь необходимые каждому в нашем меняющемся обществе межличностные контакты.

Практически не изучен нравственно- психологический аспект обучения в самодеятельном художественном коллективе. Тем не менее, детские художественные коллективы имеют огромный потенциал воздействия на становление и развитие коммуникативной культуры юного человека. Беря за основу принципы добровольного участия и общности интересов, любительские художественные объединения создают условия не только для развития нравственно-духовной и эстетической сферы, но и представляют возможность для общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде людей с которыми ребенок связан отношениями взаимного участия и взаимной заинтересованности.

На основе анализа изученности проблемы жизнетворчества в искусстве вообще и в сфере детского самодеятельного хореографического творчества в частности мы пришли к выводу о необходимости двоякой оценки степени разработанности проблемы. С одной стороны, методологическая база анализа эстетического восприятия и эстетической деятельности разработана глубоко и фундаментально. К опыту этого анализа мы обратимся в главе I данной диссертации. С другой стороны, вопрос о жизнетворчестве в конкретной сфере художественной деятельности практически не разработан, и мы это показали выше, экстраполируя идеи философов, эстетиков, историков, искусствоведов в интересующую нас область.

На основании проделанного анализа возможных теоретических подходов к проблеме и длительных эмпирических наблюдений над объектом и предметом исследования мы сформулировали гипотезу, включающую в себя следующие положения:

1. Воспитание детей в хореографическом коллективе осуществляется не средствами танца - в этом случае танец рассматривался бы как формализованный инструмент, а дети - как объект механического воздействия на них. Воспитание же осуществляется в среде танца, в процессе не только обучения хореографическим навыкам, но и собственно танцевания. Гармонизирующее воздействие на личность, присущее танцу, его способность приводить в системное единство телесные, физиологические свойства человека и его духовные проявления, - вот что позволяет говорить о жизнетворчестве и вот что обуславливает несомненную и непреходящую эффективность эстетического нравственного воспитания детей в хореографических коллективах.

2. Несомненно важным, определяющим пути решения проблемы, поставленной в нашем исследовании, является представление не просто о хореографии как значимом для воспитания личности виде искусства, но о хореографическом коллективе. Предметом нашего исследования не является сопоставление личностных характеристик детей, занимающихся бальными танцами или танцами народными. Но даже на уровне эмпирических наблюдений можно утверждать существенные различия в характерах и поведении тех и других детей: амбициозность, эгоизм, неуживчивость, склонность к самолюбованию присуща детям, занимающимся бальными танцами - и, напротив, психологическая комфортность, дружелюбие, эмоциональная открытость характерна для детей, занимающихся в коллективах народного танца.

3. Понятие жизнетворчества в нашем случае имеет далеко не академический смысл. Ибо для детей любая творческая акция есть инвариант их повседневной жизни, а течение жизни - пусть на бессознательном, неотрефлектированном уровне - есть постоянное творчество, созидание отношений, понятий, предметов.

Самодеятельность - это своего рода синоним жизнетворчества. публичное созидание самих себя и самораскрытие, причем подчас - в большей мере, чем в профессиональном искусстве. Для детей важен акцент: само-деятельность, вне которой бытие ребенка ни в одной из сфер жизненного пространства немыслимо. Художественная среда с особой отчетливостью и с особым разнообразием выявляет те формы жизни, которые характерны для подлинно развивающейся, формирующейся личности. Эта же среда способствует активизации личности как саморазвивающейся системы, творящей не только ценности культуры, но и самое себя.

Вот почему мы предполагаем, что в детском хореографическом коллективе жизнетворчество осуществляется и на уровне обучения детей специальным навыкам, и на уровне общения детей с педагогом и друг с другом. Причем сферой, где жизнетворчество осуществляется, является сфера, традиционно определяемая как «прекрас-ное».

На основании выдвинутой нами гипотезы определились объект и предмет исследования.

Объект исследования: жизнетворчество детей в хореографическом коллективе.

Предмет исследования: социально-нравственные, педагогические и эстетические аспекты воспитания детей в конкретном хореографическом коллективе - образцовом ансамбле «Радость» ОАО «Красный Перекоп» г. Ярославля. Коллектив существует 45 лет, в настоящее время в нем занимается около 200 детей, репертуар коллектива насчитывает 70 названий.

Цель исследования двояка, и заключается она в том, чтобы: определить смысл прекрасного как основы жизнетворчества; установить особенности жизнетворчества в детском хореографическом коллективе.

Конкретные задачи исследования, решение которых позволило доказать гипотезу: проанализировать аксиологию эстетического и нравственного в мировой и русской культурной традиции; выявить художественную ценность танца как сферы прекрасного; определить педагогические аспекты работы детского хореографического коллектива; установить социально-нравственную специфику развития ребенка в хореографическом коллективе.

Методологическую базу исследования составили: философские традиции в области аксиологии, выраженные в признании общечеловеческих ценностей - Красоты, Добра, Истины -основой духовно-нравственного и эстетического развития личности (античные мыслители, Кант, Гегель, Соловьев, Чернышевский, Сартр, Лосев); теория эстетического воспитания, развивающаяся от французских просветителей, мыслителей XVIII века в Германии - Ф. Шиллер - и России - Я.Козельский, М.Ломоносов до России XX в. (Н.Киященко,

JI. Столович) и нашедшая отражение в рамках понимающей социологии (Г.Померанц, Л.Ионин); психолого-педагогические представления о ребенке как творце, субъекте и объекте творчества (Л.Выготский, З.Фрейд); эстетические и искусствоведческие позиции в отношении танца как сферы жизнетворчества (Ф.Ницше, М.Каган, В.Ванслов). Указанные методологические принципы в полной мере адекватны объекту исследования и позволяют применить интегративный научный подход к проблеме исследования.

Новизна исследования состоит в том, что был поставлен вопрос о жизнетворчестве применительно к конкретному детскому хореографическому коллективу и исследована нравственно-эстетическая проблематика его деятельности. Кроме того, новизна связана с обращением -впервые после достаточно длительного перерыва - к проблематике самодеятельного художественного творчества в условиях современной России.

Теоретическая значимость определена постановкой вопроса о жизнетворчестве в аспекте аксиологии прекрасного и решением этого вопроса путем выявления сложных связей между локальными идеями ученых разных эпох относительно специфики танца (пластика, ритм, жест), самодеятельного творчества и места ребенка в субъектно-объектных связях искусства.

Практическая значимость заключается в том, что впервые обобщены нравственно-духовные, художественно-эстетические и социальные результаты деятельности старейшего детского хореографического коллектива г. Ярославля - образцового ансамбля «Радость» Дома культуры ОАО «Красный Перекоп». Проделанное в ходе подготовки диссертации исследование может быть полезно своим эмпирическим материалом педагогам (как хореографам, так и работникам сферы общего образования), работающим с одаренными и всеми остальными детьми. Воссоздание социокультурной ситуации детского творчества в хореографическом коллективе может быть также полезно для понимания перепектив создания олагоприятных условии самореализации детей в художественной сфере.

На защиту выносятся следующие положения: классические принципы человечества, имеющие аксиологическую природу и включающие в себя Красоту, Добро, Истину, способные актуализироваться в современных условиях на материале детского художественного творчества; жизнетворчество проявляется в многообразных культурных явлениях и может быть понято как системная целостность целей, поступков, способов самореализации мысли. Жизнетворчество в эстетической сфере может рассматриваться и как созидание эстетических ценностей, и как актуализация личности творца и личности реципиента. Особую результативность подобное жизнетворчество обретает тогда, когда в качестве его субъекта выступает ребенок; для современной культуры, в соответствии со сложившейся традицией, характерно понимание созидательной силы искусства как не просто инструментального набора умений или предмета наслаждения, но как процесса жизнетворчества; одним из решающих условий осуществления процесса жизнетворчества в детском художественном коллективе является обращение к классическому хореографическому наследию, в частности к фольклорным народным формам; любительские художественные объединения, не без труда сохраняющиеся в новых социально-экономических условиях, способны включать ребенка в отношения взаимного участия и взаимной заинтересованности. Таким образом, они осуществляют своего рода компенсаторную функцию, восполняя дефицит общения и положительных эмоций у детей. Дети обретают нравственно и эстетически мотивированное целеполагание, осуществляя сотворчество в пространстве танца и одновременно - сотворчество в социуме, каковым является для них хореографический коллектив.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования проблемы жизнетворчества детей, осуществляемого в сфере прекрасного, мы пришли к следующим выводам.

На протяжении многих столетий человечество строило систему воспитания на основе тех принципов, которые принято называть «вечными ценностями» (Красота, Добро, Истина).

Наше исследование показало, что существует сфера, где жизнетворчество юного человека может осуществляться наиболее ярко и разнообразно. Эта сфера - хореографическое искусство, где жизнетворчество опирается на эмпирические представления о прекрасном.

Анализ интерпретации прекрасного в мировой и русской культурной традициях показал, что наряду с добром и истиной, прекрасное образует ту аксиологическую триаду, приоритет которой в шкале гуманистических ценностей неоспорим. Более того, философами и мыслителями разных исторических эпох признавалось, что наиболее полно принципы красоты, добра и истины реализуются именно искусством, одним из мощных средств воздействия на чувства, ум и волю человека.

Опираясь на аксиологические подходы к категории прекрасного в научной традиции, мы сделали вывод о том, что прекрасное в искусстве играет смыслообразующую роль. При этом искусство, в соответствии с эстетической традицией мы понимали как инвариант жизнетворчества. В своем исследовании мы подчеркнули, что представление о диаде «прекрасное-искусство» из сферы теоретической интерпретации постоянно смещалось в сферу эмпирического взаимодействия, а обращение к искусству и занятия им признавались средством самопознания и самовыражения человека, способом его жизнетворчества.

Поскольку значимость прекрасного в искусстве, при всех социально-экономических изменениях жизни остается несомненной, мы сочли нужным обратиться и к вопросу о конкретных формах его бытования в интересующей нас сфере - хореографии.

Танец как и всякое другое искусство обладает аксиологической и эстетической интенциями, является исторически сложившейся сферой жизнетворчества. К такому выводу мы пришли анализируя основные этапы становления и развития хореографического искусства. Особенно явно это проявлялось в жанре народной хореографии, которая являлась своеобразным хранилищем традиций, особенностей, манеры поведения человека, которая брала из жизни темы и сюжеты танцев. Именно поэтому мы вполне определенно можем утверждать тот факт, что народный танец всегда имел качество жизнетворчества, которое от него унаследовал новый жанр - сценический народный танец. Занятия им в сфере любительского творчества помогают взрослым и детям приобретать не только специальные знания в области хореографии, но и повышают их культурный уровень, расширяют кругозор. Это, в свою очередь, непосредственно и эффективно позволяет осуществлять жизнетворчество в сфере любительских занятий народным танцем.

Важным фактом, потребовавшим осмысления в ходе работы над диссертацией, для нас явилось и то, что, помимо существования большого количества самодеятельных ансамблей народного танца, объединивших взрослых людей, появились и детские коллективы, опиравшиеся в своей работе на традиции народного танцевания. В них дети обучаются не только основам искусства танца, овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками в этой области, но главное - знакомятся с образцами народной хореографии, которые повышают их общий культурный уровень, развивают художественный вкус, учат верному пониманию прекрасного. Таким образом, в нашем исследовании обозначилась проблема «строительства» личности в танце - своего рода жизнетворчестве.

Определяя учение детей танцу как жизнетворчество мы пришли к выводу о том, что эффективность такого учения зависит от успешного решения ряда воспитательных и специфически значимых задач. К специфическим мы отнесли следующие: развитие творческой активности ребенка, развитие его пластики и свободы движений, работу над дефектами телосложения, формирование метроритмического слуха. К воспитательным - динамическую адаптацию, то есть воздействия на личностные качества детей, привитие им определенных нравственно-этических норм посредством усвоения конкретных требований и правил принятых в хореографии.

Возможность реализации этих задач мы исследовали и обосновали в связи с общими принципами обучения танцу. Нами были выделены психолого-педагогические позиции, с которыми преподаватель соотносится в своей работе (создание благоприятного психологического климата в группе, установление тесного контакта с воспитаниками, следование методике преподавания танца), приемы организации учебного процесса (количество занятий в неделю, продолжительность урока, наполняемость групп), специальные условия учебно-педагогической деятельности (убранство танцевального зала, форма, в которую одеты дети, их прически, формирование определенных гигиенических навыков). К обязательным и неизменным условиям организации учебной работы мы также отнесли наличие в занятиях игрового момента, который делает урок по-настоящему увлекательным, интересным, познавательным, стимулирует работоспособность и эмоциональную отдачу со стороны детей.

Принципиально важной для нас явилась система, основанная на отношении к ребенку как субъекту жизнетворчества. Мы выявили оптимальные психофизиологические свойства детей, необходимые им для занятий танцем в любительском коллективе. Обращение к этим характеристикам явилось для нас необходимым в силу специфичности жизнетворчества, осуществляемого ребенком в танце. Были названы и причины, препятствующие процессу овладения детьми танцевальными навыками. В нашем исследовании предложены способы и методы решения этих проблем к коим мы отнесли: занятия партерной гимнастикой, выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивание музыкальных игр и этюдов.

Подытоживая исследование жизнетворческих интенций учения танцу и педагогических принципов работы в детском хореографическом коллективе, следует отметить факт выявления органичекого комплекса эстетических, технических и воспитательных задач, которые решаются детьми при участии и помощи педагога.

Учитывая специфические социально-экономические и региональные особенности деятельности современных детских хореографических коллективов, мы уделили специальное внимание социально-нравственным аспектам развития ребенка. Конкретизация этих аспектов осуществлялась в проделанном нами анализе творческой деятельности ярославского хореографического ансамбля «Радость». В частности, мы вполне определенно установили, что большое воспитательное значение имеют формирование репертуара и процесс концертной деятельности.

Обусловленный педагогическими требованиями и опирающийся на специальные половозрастные характеристики участников, репертуар, как мы выяснили, предопределяет организацию учебной и концертно-исполнительской деятельности коллектива, способствует созданию условий для формирования и совершенствования нравственно-духовных и художественно-эстетических способностей юных артистов.

Мы пришли к выводу, что сюжетно-игровые танцы полезны для детей всех возрастов, но особенно для младших школьников.

По мере взросления детей в репертуар включаются танцы народов мира, которые прививают интерес к обычаям, культурному богатству и традициям разных наций. В то же время дети получают первые уроки, как это ни странно звучит, в современных социокультурных условиях, интернационального воспитания, что по сути является весьма актуальным.

Достаточно широкая представленность русского танца объясняется тем, что в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии он выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетический вкус и идеалы.

В силу того, что жизнетворчество, осуществляемое в танце, столь же разнообразно, как и сами сферы жизни современных детей, хореографический ансамбль должен иметь в своем репертуаре не только сюжетно-игровые, национальные и русские танцы, но и танцы молодежной субкультуры. Подобные номера позволяют удовлетворить природное любопытство детей к новым направлениям и течениям в хореографии, а так же помогают снять накопившиеся напряжение и агрессию, свойственные сегодняшним подросткам.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы утверждаем, что жизнетворчество детей в танце носит активный, разнообразный, эстетический и нравственно насыщенный характер, и это является следствием четкой мотивации профессионального формирования репертуара.

Мы установили также то, что процесс жизнетворчества своеобразно реализуется не только в сфере формирования репертуара, но и через концертно-гастрольную деятельность, которая должна рассматриваться как итог, разультат всех видов деятельности: учебной, постановочной, репетиционной, а также всех организационных аспектов. Концерты или гастрольные поездки стимулируют интерес детей к самосовершенствованию и творческим поискам, они сплачивают коллектив и формируют чувство ответственности каждого за конечный результат, укрепляют веру ребят в то, что их коллектив - это одна большая дружная семья.

Исходя из проанализированного в диссертации опыта и установленных закономерностей сотворчества детей в танце, мы получили достаточно отчетливый ответ на важнейшие вопросы о том, какова социальная значимость коллективного хореографического творчества, какую роль при адаптации ребенка в социуме играют представления о человеческих и общекультурных нормах, ценностях, формируемых искусством в процессе общения.

Мы выяснили, что добровольная готовность ребенка заниматься в конкретном коллективе и в процессе социализации, и в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками, и в решении проблемы полноценного, приносящего удовлетворение и радость сотворчества. Для ребенка очень важна возможность осуществлять жизнетворчество по собственному усмотрению, свободно выбирать любой из понравившихся видов деятельности.

Мы установили и проанализировали то, как благоприятный социально-психологический климат в детском хореографическом коллективе, развитая структура межличностных отношений, удовлетворенность участников своим положением в ансамбле, позволяют детям осуществлять сотворчество в коллективе, оказывают влияние на различные стороны жизни детей, непосредственно не связанных с их художественной деятельностью. Творческая самореализация влияет и на формирующийся характер детей; они легче сходятся с незнакомыми людьми, становятся внимательнее к окружающим, увереннее в себе, уравновешеннее в общении, менее замкнутыми, более общительными.

В качестве характерного результата сотворчества детей в хореографическом коллективе мы определили решение проблемы формирования культурного поля, в котором развиваются дети. Проведенный среди участников опрос доказал, что формирование культурных запросов на базе занятий танцем вполне возможно. Деятельность детского хореографического коллектива создает важные условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений, знакомства с различными видами и жанрами как в области хореографии, так и других искусств.

Таким образом мы пришли к выводу: прекрасное является основой жизнетворчества и играет смыслообразующую роль в искусстве, велика художественная ценность танца, как сферы прекрасного. Доказательством этого послужила интерпретация научной традиции, подтвердившей этическую и эстетическую ценность хореографии, в том-числе и народной. Особую значимость для нас эти доказательства приобрели в процессе рассмотрения проблемы взаимодействия хореографического ис-скуства и детей.

 

Список научной литературыСытова, Элеонора Валерьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. -М, 1996-500с.

2. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. - 21с

3. Актуальные проблемы культуры XX века / Под ред. Агеносова В.В., Бабочкина П.И., Добрыниной В.И. -М., 1993. 190с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990. - 559с.

5. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. М., 1980. - 255с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. пособ. М., 1988. -432с.

7. Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов А.Ф.Лосева. М., 1960. - 304с.

8. Античные риторики / Под. ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978. - 352с.

9. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.4. М., 1983. - 830с.

10. Ю.Асафьев Б.В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л., 1974.-296с.

11. Асмолов А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Сб. статей / Сост. Хохлов В.В. М., 1997. - с. 4-6.

12. Баднин И. Отбор детей в хореографическое училище// Советский балет. 1989. - №5. - с. 62-64.

13. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1994. - 35с.

14. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в школе: Учебн. пособ. Ярославль, 1997. - 380с.

15. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. -М., 1994.- 120с.

16. Балет: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н.Григоровича. М., 1981. - 623с.

17. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1997. - 287с.

18. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками: Монография. Ярославль, 2000. - 161с.

19. Белкина В.Н. Развитие творчества в условиях его взаимодействия со сверстниками // Ярославский педагогический вестник. 1997. - №1. -с.64-66.

20. Белова В.В. Взаимодействие внешкольного учреждения в воспитании творческой индивидуальности подростка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. - 20с.

21. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. - 525с.

22. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание// Философские науки. 1990. - №6. - с.85-89.

23. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.-462с.

24. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.г.). Спб., 1907. - 437с.

25. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. - с.

26. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. -607с.

27. Библер В. На гранях логики культуры. М., 1997. - 440с.

28. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., 1987. -556с.

29. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах. -М., 1982. 105с.

30. Богомолова J1.B. Основы танцевальной культуры: Программа экспериментального курса. М., 1993. - 80с.31 .Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 96с.

31. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. - 272с.

32. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988. - 61с.

33. Бюхер К. Работа и ритм. -М., 1923. 312с.

34. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М., 1983. - 238с.

35. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М., 1963.- 111 с.

36. Ванслов В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета.-Л., 1980.- 191с.

37. Василий Великий. Творения. Т.1. Спб., 1911. - 648с.

38. Виды искусства в социалистической художественной культуре. -М., 1984. -256с.

39. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред. Л.К.Балясной, Ю.А.Беляева, И.П.Берман.1. М., 1978.-256с.

40. Вольтер Ф.М. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974. - 391с.

41. В опросы воспитания: системный подход /Под общ. ред. Л.И.Новиковой. М., 1981. - 136с.

42. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е.Триодин. М., 1987. - 144с.

43. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. - 78с.

44. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968. - 576с.

45. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманитарных воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1997. - 35с.

46. Гадамер Т.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367с.

47. Гаевский В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. М., 1981.-383с.

48. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Сочинения. В 4т. Т. 1. М., 1968. - 312с.

49. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М., 1995. - 448с.

50. Голейзовский К. Образцы русской народной хореографии. М., 1964.-368с.

51. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М., 1989.- 160с.

52. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986. - 126с.

53. Горюнова JI. Детское музыкальное творчество как средство эстетического воспитания: Тезисы докладов к Всероссийской конференции: Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся. -М., 1973.- 185с.

54. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. - № 1. - с Л 5-21.

55. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. - 572с.

56. Григорьев Ап. Литературная критика. М.? 1967. - 631с.

57. Григорьев Ап. Эстетика и критика. М., 1980. - 496с.

58. Гуревич П. Философия культуры. М., 1997. - 315с.

59. Гусев В. Проблемы фольклора в истории эстетики. М; Л., 1963. -256 с.

60. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1998. -683с.

61. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980. - 658с.

62. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т.8. Л.5 1972.-511с.

63. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. ТЛ4. Л., 1972.-511с.

64. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 18. Л., 1972.-511с.

65. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т.22. Л., 1972.-407с.

66. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т.27. Л.5 1972.-463с.

67. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т.28. Л., 1972.-552с.

68. Долгов К.М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.5 1990. - 63с.

69. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. -Л., 1982.-269с.

70. Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М.? 1996. 591с.

71. Еремеев А. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1997. -217с.

72. Захаров В.М. Радуга русского танца. М., 1986. - 128с.

73. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. М., 1983.-224с.

74. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.-22с.

75. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. В 2т. / Под общ. ред. И.Я.Щипанова. Т.1. М., 1952. -607с.

76. Ионин JI. Социология культуры. М., 1998. - 278с.

77. Искусство и художественное развитие учащихся. Сб. науч. трудов. / Сост. М.А.Верб, И.Н.Турро, А.И.Ходькова. Л., 1977. - 116с.

78. Искусство и эстетическое воспитание: Тезисы докладов к Всероссийской конференции «Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся». М., 1973. - 184с.

79. История эстетики. В 5 т. Т.2. Эстетические учения XVII-XVIII веков. -М., 1964.-835с.

80. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. - 440с.

81. Каган М.С. Философия культуры. Спб., 1996. - 461с.

82. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. - №4. - с.37-43.

83. Калякова Е. Наблюдение психолога // Искусство в школе. 1999. -№6. - с.15-16.

84. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. -190с.

85. Кант И. Собрание сочинений. В 8т. Т.2. «Докритические» произведения.-М., 1994.-413с.

86. Кант И. Собрание сочинений. В 8т. Т.5. Критика способности суждения.-М., 1994.-428с.

87. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 80с.

88. Карамзин Н.М. Сочинения. В 2т. Т.2. Л., 1984. - 455с.

89. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М., 1984. - 223с.

90. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. -М., 1982.-64с.

91. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. М., 1988. - 271с.

92. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М.Достоевского. М., 1989. - 286с.

93. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1993. - 164с.

94. Киященко Н. Эстетика жизни. 4.1. М., 2000. - 193с.

95. Киященко Н. Эстетика жизни. Ч.З. М., 2000. - 116с.

96. Климов А.А. Основы русского народного танца. М., 1994. -320с.

97. Клубоведение: Учеб. Пособие / Под ред. С.И.Иконниковой, В.И.Чепелева. М., 1980. - 397с.

98. Кольцов В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. 1999. -№4. - с.48-52.

99. Комаров М. Введение в социологию. М., 1994. - 317 с.

100. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.-255с.

101. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М., 1980.- 192с.

102. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. -270с.

103. Корчак Я. Избранное. Киев, 1983. - 528с.

104. Кузнецов А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. - 19с.

105. Кузнецова М. Танец пластический образ эпохи // Искусство в школе. - 1999. - №4. - с.52.

106. Кузьмичев И.К. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть: Эстетика Киевской Ру-си.-М., 1990. 301с.

107. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки ис-. тории. Эпоха Новерра. JL, 1981.- 286с.

108. Красовская В.М. Русский балетный театр. От возникновения до середины XIX века. Л; М., 1958. - 307с.

109. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. В 2т. Т.1.-Л., 1971.-526с.

110. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. В 2т. Т.2.-Л., 1971.-456с.

111. Лагутина Т.И. Формирование культуры досуга городских старшеклассников в условиях клубного объединения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. - 25с.

112. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4т. Т.З. М., 1984. - 734с.

113. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность.- М., 1987. -128с.

114. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992. - 528с.

115. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. -№8.-с. 3-8.

116. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988. - 237с.

117. Локк Д. Педагогические сочинения. М., 1988. - 668с.

118. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. Л., 1950.-759с.

119. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики в качестве самостоятельной дисциплины// Эстетика и жизнь. М., 1979. Вып 6. - с.223-231.

120. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М., 1990. 318с.

121. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. - 776с.

122. Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.-740с.

123. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.- 128с.

124. Луцкая Е. Жизнь в танце. -М, 1968. 81с.

125. Манн Ю. Факультеты Надеждина// Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. — М., 1972. 575с.

126. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982. - 152с.

127. Машляковская А.В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.-20с.

128. Мерзляков А.Ф. Стихотворения. Л., 1958. - 327с.

129. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. - №4. - с. 11-16.

130. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И.Новиковой, Р.Б.Вендровской, В.А.Караковского. М., 1996. - 240с.

131. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 429с.

132. Мудря Е.П., Шинкарук В.И., Новикова Л.И. Искусство в мире духовной культуры. М., 1985. - 239с.

133. Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.В.Келдыш. -М., 1990.-671с.

134. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С.Комаровой. -М., 1997. -209с.

135. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М., 1976.-64с.

136. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Веселая наука. Злая мудрость. Минск, 1997. - 704с.

137. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. -М., 1965. 375с.

138. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. - 750с.

139. Панов В.И. Центр детей и юношества как субъект развивающего обучения // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Сб. статей / Сост. В.В.Хохлов. М., 1997. с.15-17.

140. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. М., 1985. - 223с.

141. Перламутрова Е. Песенная терапия при работе с детьми // Искусство в школе. 1997. - №1. - с. 23-25.

142. Петров О.А. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX вв. - М., 1982.-319с.

143. Писарев Д.И. Сочинения. В 4 т. Т. 3. Статьи и рецензии (1864-1865). -М., 1956. -570с.

144. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3., ч.2. М., 1972. - 678с.

145. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М., 1988. - 79с.

146. Полунина В.Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя. М., 1982.- 191с.

147. Померанц Г. Выход из транса. М., 1995. - 557с.

148. Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, 1990.-237с.

149. Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции: 3-5 июня 1997. Ярославль, 1997. - 84с.

150. Прокопович Ф. Избранные сочинения. М., 1961. - 502с.

151. Педагогический поиск / Сост. И.И.Баженова. М., 1988. - 544с.

152. Пути и средства эстетического воспитания/Под ред. Н.И.Киященко. М., 1989.- 191с.

153. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В Ют. Т.6. Художественная проза.-М., 1956.-839с.

154. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков / Сост. Н.Жирмунская. М., 1987. - 571с.

155. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности. М., 1986. - 84с.

156. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М., 1985. - 70с.

157. Розанов В. Среди художников. М., 1994. - 494с.

158. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.Чухман. -М., 1985. 144с.

159. Руднев Н. Художественная культура и коммуникативное воспитание.-М., 1985.- 119с.

160. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2т. Т.1. -М., 1974.-406с.

161. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2т. Т.2. -М„ 1974.-647с.

162. Русский балет: Энциклопедия / Редкол.: Е.П.Белова и др. М., 1997.-631с.

163. Рытов Д. Музыкальное воспитание детей на традициях народной инструментальной культуры // Искусство в школе. 1998. - №1. -с.73-75.

164. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.-219с.

165. Самодеятельное хореографическое искусство в клубе: Сб. науч. трудов / Сост. Громов Ю.И. Л., 1988. - 98с.

166. Смирнов И. Искусство балетмейстера: Учеб. Пособие. М., 1986. - 192с.

167. Современные концепции эстетического воспитания / Под ред. Н.И.Киященко. М., 1998.-302с.

168. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986.- 136с.

169. Соловьев B.C. Сочинения. В 2т. Т. 1.-М., 1988.-687с.

170. Соловьев B.C. Сочинения. В 2т. Т.2. М., 1988. - 823с.

171. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. -М., 1990.-573с.

172. Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова.-М.5 1974.-400с.

173. Спафарий Н. Эстетические трактаты. Л., 1978. - 160с.

174. Способны И.В. Элементарная теория музыки. М., 1979. - 199с.

175. Столович JI.H. Жизнь Творчество - Человек. Функции художественной деятельности. - М., 1985. - 415с.

176. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина.: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. - 464с.

177. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М., 1979.-224с.

178. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В Зт. Т.2.-М., .-384с.

179. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1974. - 270с.

180. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. -93с.

181. Теория и практика воспитательных систем. В 2кн. / Редкол.: Л.И. Новикова и др. М., 1993. - 349с.

182. Тютюнникова Т. Всему свое время // Искусство в школе. 1999. -№4. - с.9-11.

183. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // Вестник образования. 1997. - №6. -с.12-22.

184. Уральская В.И. Природа танца. М., 1982. - 112с.

185. Уральская В.И. Рождение танца. М., 1982. - 144с.

186. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. М., 1959. - 112с.

187. Филиппов Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра. -М., 1977.- 180с.

188. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебн. пособие. М., 1996.- 102с.

189. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987. - 184с.

190. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. -М., 1987. -222с.

191. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Его «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Кн.1. - Тбилиси, 1991.- 397с.

192. Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М, 1980.-272с.

193. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. -М., 1986. 160с.

194. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973. - 479с.

195. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. - 459с.

196. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону, 1997.-640с.

197. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. М., 1935. - с.

198. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Сост. П.Гуревич. М., 1991. - 461с.

199. Чернова Н.Ю. От Гельцер до Улановой. М., 1979. - 192с.

200. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. В 3 т. Т.1.-М., 1950-1951.-872с.

201. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997.-78с.

202. Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. 543с.

203. Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 7т. Т.7. М., 1955. - 791с.

204. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Т.Т.-М, 1995.-939с.

205. Эстетика Ренессанса. В 2т. Т.1.-М., 1981.-495с.

206. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983. - 304с.

207. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях / Сост. Л.А.Сахарова, А.И.Шахова. М., 1986. - 127с.

208. Эстетическое сознание личности / Под ред. Н.И.Киященко. М., 1994.-209с.

209. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997. - 176с.