автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Хороводные танцы яллы Нахичеванской зоны. Некоторые аспекты музыкальной культуры, разновидности и классификация танцев, мелодические и ритмические особенности

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Алекперова, Агида Мамед кызы
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Хороводные танцы яллы Нахичеванской зоны. Некоторые аспекты музыкальной культуры, разновидности и классификация танцев, мелодические и ритмические особенности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Хороводные танцы яллы Нахичеванской зоны. Некоторые аспекты музыкальной культуры, разновидности и классификация танцев, мелодические и ритмические особенности"



лшнистерство образования азербайджанской республики

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ имени УЗЕИРА ГАДЖИБЕКОВА

На правах рукописи

АЛЕКПЕРОВА АГИДА МАМЕД кызы

ХОРОВОДНЫЕ ТАНЦЫ ЯЛЛЫ НАХИЧЕВАНСКОЙ ЗОНЫ

Некоторые аспекты музыкальной культуры, разновидности и классификация танцев, мелодически,е и ритмические особенности

17.00.02 — Музыковедение

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

БАКУ — 1Й94

Диссертация выполнена в научно-исследовательском Институте Искусствознания Министерства Культуры Российской Федерации и в Институте Архитектуры и Искусства Академии Наук Азербайджанской Республики.

Научный руководитель: —доктор искусствоведения, профессор Алексеев Э. Б.

Научны й кон су л ьт а нт:

—старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Еагирсва С. Ю.

Официальные оппоненты:

—доктор исторических наук В. Г. Алиес. —кандидат искуссгвоведенил А. Тагизаде.

Ведущая организация: Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусства им. А. Г. Гусейн-заде.

Защита состоится „_"_19:4 г. в_часов на

Специализированном совете Н.054.10.01 по присуждению степени кандидата искусствоведения Азербайджанской Государственной консерватории им. У. Гаджнбекова (Баку-370014, улица Ш. Бадалбейли, 98).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Аз.Гос-консерватории им. У. Гаджнбекова.

Автореферат разослан „_"_1994 г.

Уч,еныи секретарь Специализированного совета

Ф. X. ХАЛЫГЗАДЕ.

Традиционная музыкальная культура Азербайджана - явление многоплановое , вбираюцзе в себя разнообразные жанры, форми, виды художественного искусства , заслуживающие каждый в отдельности, специального интереса и исследования.

Если представить себе традиционную музыкальную культуру Азербайджана как единый, целостный художественный организм, хо по многообразию и худокественному совершенству составляющих К"К;-понентов художественного творчества и даже музыкально-стилистический пласта!.! ее следует отнести к " высший организмам".

В контексте всей традиционной музыкальной культура Азербайджана выделяется как один из оригичальнзйших ее феноменов, древнее азербайджанское искусство яллы.

Яллы представляет-собой синтетический жанр,. включающий инструментальную музыку , хореографию , пение и художественно-поэтическое слово,

Ялпы - это один из немногих в азербайджанской культуре видов народного музыкального творчества, основанный на исключительно коллективном исполнении. Коллективность составляет не только характерный художественный знак, но и определяет природу зеге-тически-эаоционального воздействия яллы.

Такая форма исполнения танца, черты синкретизма в его хореографии, этимология названия некоторых из видов ялли, восходящая к ютеиному периоду культуры древних тюркских народов - все это обнаруживает архаические истоки-искусстэа яллы. Своеобразна/, свидетельством дрезносги этого искусства служат наскальные изображения Гяыигая вЮрдубадскпм районе Накичеванской АР, где в чис-. ле разнообразных рисунков можно встретить изображения группового танца , напоминающего характерные фигуры яллн. Сохраняя в себе следы древнего происхождения, искусство яллы .продолжает ныне свое существование как живая, развивающаяся народная и даже народно-бытовая худокесгвенная традиция.

Некоторые формы , а также похокие на яллы образцы музыкально-хореографического искусства , встречаются а отдельных местностях Азербайджана ( например халай ). Однако наяб^лзе градиияоншд! местом бытования яллы з Азербайджане я вплетая именно Н ах и чз ганская зона.

Будучи искусством локальной, региональной художественной традиции, искусство яллы получило известность главный образом как явление Нахшеваиской зоны, Изучение этих региональных особенностей.- одна из важных задач национальной фольклористики.

Вряд ли необходимо особенно доказывать актуальность подобного музыкально-этнографического исследования сейчас, в ситуации острейшего интереса к своим национальным корДОм, к древним пласте« художественного творчества народа, к числу которых мокет бы "ь г. пи се но искусство яллы, а такке ввиду отчетливо сформировавшихся общественных потребностей в национально« саыознании, чему кокэт служить в юн числе и музыкально-этнографическая наука.

Основная {¡ель работы - освещение своеобразия и закономерно с те Г. ^сношения нллы в контексте музыкальной культуры Нахиче-в-анского края, В ".вязи с этим главными задача/.и являются;

1 Рассмотришь некоторых аспектов культуры, музыкально-этнографической среды' этого региона;

2 описание и классификация всех -видов искусства яллы - как самого распространенного на территории Нахичеьанского края жанра народного музыкального твор'.зства;

3 выявление ритмических и ие/.одических нор» двух видов яллы -'Кочари и Танзара - путеи сравнительного анализа их вариантов а такке этимологического анализа их названия {

4 установление генетических генов, диалектных и индивидуальных особенностей исполнения яллы путем создания обобщенной подели -протогипа-Кочарн и Танзара.

Методологи» нааего исследования составили, с одной стороны, кетод структурного анализа музыкального текста собранных нами образцов, а с. другой стороны метод pr.fr гы с информаторами. Так, мы считали необходимым предпринять целевые поездки по Нех,)-чеванской зоне, имен предварительно разработанный план - вопросник дли опроса информаторов. Ны специально общались не только с музыкантами профессионалами, но такке и с любителями, характеризующимися различными возрастными категориями и социальны! положением. Такой подход позволяет выявить подлинную популярность тех или иных музыкальных явлений среди населения, а такие обна-

ружить многообразие их интерпретаций в народе, подвижность, лабильность художественно!) традиции, то есть собственно то, что и вдыхает в нее теплоту и .бесконечность жизни.

Кроме того,в-исследовании музыкальных традиций пллы автор использовал музыковедческие и этно-музыковедческие,методологические принципы Э. Е-Алексеева, Ъ.Ьартока , Уз Гаджио'окова, Ь. Гусейнли , В. Л.Гошовского , 1.1. С Исмайлова, АЛ! Исазаде , В.В.Квитки , Г Зох- • рабова , С. Земцовского.

Материал исследования. В основу нашего исследования легли музыкально-этнографические материалы , собиравшиеся на протяжении восьми лет с. 1982 по 1990 года и составившие более ПО музыкальных образцов иллц. Большая часть записанных нами образцов была собрана на территории Шарурского рзПона, около тридцати деревень которого мы объездили.

Активными поисками материала мы также занимались в деревнях Бабок-ского района, городов Ордубада, Дкульфи, Шахбузского района и в азербайджанских деревина Армении ( в Сисиансном и.касисском районах ), граничащих с Нахичеванской АР- В городах основными информаторами были сторокилы - нивые носители традиций.

. Научная новизна. Настоящая работа является первым диссертационным исследованием по кругу этноыузыкальных и теоретических проблем ялли вообще и Нахичеванских ялпн в частности'. Помимо этого данная диссертация представляет собой первый опыт целостного музыкально-этнографического 01}и.сшмя музыкальной низни, быта , основных тенденций музыкальной культуры Нахичеванского края в исторически обозримый период . Сочетание двух отмеченных аспектов -собственно музыковедческого и этнографического позволило автору прийти к научным результатам, которые могут быть практически использованы в теоретических исследованиях азербайджанского музыкального фольклора, посвященных проблемам национального музыкального языка, стиля , формы, музыкального мышления, в учебных курсах по основам азербайджанской музыки, а также эта работа может быть полезной для историков, этнографов, ьанимающихся культурой этого региона.

Опробация работы Основные лглохения работы изложены з ряде опубликованных статей.

Диссертация обсуждена на заседании отде'¡а Лет. рил и Теории азербайджанской народной музыки Института Архитектуры и Искусства Академии Н^ук Азербайджанской Республики.

Диссертация состоит из введения, грех глав, заключения и списка литературы- В конце работы дано приложение, куда включены списки информаторов по честному биту, культуре и вопросам исполнительства яллы ! список населенных пунктов, где нами был юбран материал; названия яллы и их нотные образцы. Небольшие нотные примеры, карты г схемы включены ь работу. ;

Содержание исследования. Во введении обосновывается актуальность темы исследования " Хоро-Боднце танцы я л ли Нахичеванской зоны " < определяются основные задачи и методы исследования.

¿виду то: о; что искусство яллы рассматривается в райках опредеданного региона , к и ^очли целесообразный дать некоторую общую картину истории культуры и музыкального бита этого края., что и определило содержание первой главы диссертации. Необходимость обцзго взгляда на изучаемое нши художественное явление заставило посвятить вторую главу характеристике всех исполняющихся в Нахичеванско»' регионе видов яллч и классификации их разновидностей с последующим разъяснением принципов этой классификации.

В результате обработки и классификации собранного по яллы материала выяснилось, ".то ото явление очень неоднородно, оно включает различные виды и подвиды, имеющие , з свою"очередь, определенные индивидуальные особенности.' Вследствие этого, во избежание поверхностного описагзльстза мы отобрали дне кан ровне разновид-- ности яллы Танзара и Квчари в качество материала для структурного анализа яллы. Этот выбор имеет еце и то основание, чю названные яллы распространены по всей территории Нахичеванской АР. Углубленное изучение этих типов яллы составило материал третьей главы нашей диссертации, где делается попытка установить генети-. ческие основы а такие диалектные'и индивидуальные особенности исполнения яллы-

' I Глава. Некоторыо аспекты музыкальной культуры Нахичеванской АР.'

История Нахичевани неразрывно сплетена историей дров-

нзго мира, древнейших государств Азии.

Приобщенность Нахичевани к большой истории,наличие крупных городов и городской кизни, роль Нахичевани как одного из центров материальной и духовной культуры Востока/опреде.,1или психологию, характер его жителей, й.юнно по этой причине вклад Нахичевани в общую сокровищницу азербайджанской культуры, как и в культуру Ближнего и Среднего Востока, был довольно весомым. Так, Нахичевань дала Востоку выдающихся мастеров строительного ла Адаеми Абубекра Нахичевани, Джамаладдика Ахз.'.еда, музыканта Аджам Мурад-агу, ставшего придворным музыкантом турецкого султана Ьурада 1У, великого астронома средневекового Востока Насреддина Туси, знаменитого.поэта - мистика Фа: луллаха Наими, с чьим именем связано зарождение хуруфитской идеологии на .Востоке. Наряду с этими фигурами .первого ряда в науке и искусстве Среднего Бостока можно назвать немало деятелей - писателей, ученых, художников, зодчих, такке оставивших свой след - пусть менее яркий,но все ке заметный, в истории культуры Азербайджана. Среди них были философы Абу Дула!) Дейрани, происходивший из рода Дейранидов -династии правителей Нахичевани , эн Нзшэби, Абу Омар Акмаладдпн Нахичевани , ученые Мухаммед Нахичевани, Абдуллах Нахичевани,художник - чеканщик Осман ибн Салман, поэт и языковед Фахреддин Хнндушах Нихиче вани.

Не только.разнробразные формы умственной деятельности ( наука , искусство ) , но и прикладное искусство , художественные ремесла получили яркое развитие б средневековой Нахичевани: здесь виде лизались музыкальные инструменты из дерева, высокого уровня достигло искусство художестве иной обработки камня. Известно, что в Нахичевани занимались искусством глины, из которой рзиеслеИники производили изящные изделия, развозившиеся по всему миру. Техника изготовления глиняной посуды в Нахичевани включала тьтае искусство вазописи.

Культура Нахичевани на своем историческом пути переживала периоды подъемов и спадов, расцвета и упадка, но независимо от гот на каком витке спирали ока .чнхо/пяась, накоплений о» шчен-гпад на исчезал бесследно, иоп птделышз достапе«ая гидализэции, :: .:.'«чочнсп и?»» ъ, '' опя 1?ливгся а ;; каче w иччилчзпеэдностй ¡'Чгод :, что з с ¡¡о:" оii: ij'iт л- ого мудоуест?1лтус-

традиции. Может Оить именно по это* причин-) 'пг.ьклпрц.да тргуииша Нахичевани, и в частности ее знаменитое искусство яллы поражают своей значительностью и художественной силой. Если попытаться определить сут:. культурных процессов, происходивших в XIX веке в Нахичеванском регионе ( отражавших в масштабе части почти все происходившее в целом Азербайджане), то следует признать, что с конца XIX века берет начало тенденция к " расщеплет« " прежде единой, стилистически однородной музыкальной культуры - и к вторжению в нее европейских, то есть принципиально новых для нее художественных влияний.Характерным явлением стало с одной стороны, сохранение традиционно-профессиональной культуры в народной быту, а с другой стороны - приобщение к таким европейским Дорыла культурной жизни, как драматический и музыкальный театпы, публичнее концерты духояого оркестра, женское' образование ,в том числе музыкальное образование, распространение газет, журналов и печатных книг.

Конец XIX- начало Хл века было временем нового подъема культуры этого края, вновь, как и прекде, выдвинувшего плеяду ярких имен в литературе, искусстве, а также крупных просветителей, среди которых пспоеш.о значительны поэтесса Хейран-ханум со своими свп-бодолюбивыми стихами, худокник Бахруз кенгерли с прекрасными полотнами, посвященными нахичеванскому ландшафту, просветитель Мамед Таги Сидги, открывший в Ордубаде первую школу 11 ахтэр " , театроведы Эиналы Султанов, Самед ыовлави, впервые в Азербайджане открывшие театр иг^нно в Нахичевани» ¿1,наконец , крупнейшими фигурами Азербай".канской культуру XIX. века были Нахичеванцы-писате-ли поэты Гусейн Джавид, дкалил Иамедкулизаде, камед Сайд Орду-Оади.

лак мы уже отмечали, осооенностыз культурной жизни Нахичеванско-го края, начиная с XIX века, и,в особенности,в последней его трети, становится сосуществование двух" стилистически разных сетвеп художественной культуры, из которых ее более древняя ветвь -традиционная культура , включавшая в себя как профессиональную, так и народно-бытовую форму художественной деятельности, постепенно переходит в разряд народной культуры. И нужно сказать,что эта народно-культурная традиции по своей зрелости, яркости, самобытности одна ли не превосходит другую.

В процессе поповой работы нам внимание привлек исторический обряд " Хан ьэззпэси " - v Нарикение хана ). Зто театрализованное представление, которое исполняется в Нахичепанской зоне и дни праздника " Новруз

Обряд " Хан Бэзэмэси " и ныне бытует в городе Ордуоаде, в деревнях Бананпяр, Неграм. Вплоть до недавнего времени его исполняли в некоторых деревнях Ордубадокпго, Дкульфинского, Ыахбузскогп рай онах и в городе Нахичевани.

В Нахичеванском крае обряд " Хан Бэзэиэси " проводится весной, когда идет всеобщее пробуждение природы. Наряжая " посаженного хана " , люди превращают его в символ добра и справедливости.

^ Основной функцией хана является рукож дствп всем процессом обряда защита бедных и слабых, наказание виновных, примирение враждующих. В настоящее время на территории НахичеванскоЙ республики обряд оыгует с местными .осооенностями . !ю полнее и шире всего зтот обряд проводится в городе Ордубаде.в дни праздника " Новруз " -с гI по 23 марта.

Следует ответить, что кроне обряда " Хан Ьэзэмэси " на территории; нахичеванской АР, в частности в Шахбузскои, Баоекскои районах , до недавнего времени можно было увидеть исполнение древннх обрядов, связанных с образами козы и солнца, как отголосков донилам-ских культов и верований.

иообенностью бытования традиций музыкального искусства в XIX веке была сравнительная замкнутость его в рамках бытового музицирования.

Линь в начале XX века традиционные музыканты начинают выходить на .общественную сцену, учавсгвовать в публичных концертах, исполняя ьугамы, народные песни, инструментальные и зганцевалыще мелодии. До этого № времени единственными формами профессионального музыкального исполнительства были свадебные меджлисы, а также меджлисы различных литературных и музыкальных кружков, собранна. Поэтому свадебные ыеджласы, осооенно в городах пахичевапской АР и участие в них азЕеитных певцов и иузыкантов ии рассматривали ■ как форау бытования народно-профессиональной музыкальной традиции. Из махичеванских традиционных музыкантов в конце XIX- начале XX веков известны были имена саках певцов, как Маяды-Меяек, которая пела на кенских свадьбах,- Кзлбэ Бахшэлд Гшад ОРЛЫ» С£Т тар 1£ал-

баров, Миыэ Эсэд Мехрам оглы, йдрис Кап'.еь, .¡зга ЗОил, Сари Гейдар 1. другие.1

Азероаяджанские свадьбы испокон веков отличались пышность»,разнообразием ритуалов, и Нахиче вшские свадьбы , конечно ке, следовали зтии традициям.

Свздвбный обряд иыл многоступенчатым, в ней имели место такие части ритуала, как " палгар гикти ", " хна геджаси " ( последний день до свадьбы ), где гас присутствующие должны были, хоть один палец выкрасить хной. .1а Нахичевалских свадьбах непременно исполнились знаменитые местные " агишта показывали разные путоч-ные иценкп " дэрвиш геджэси кукольные представления - " палочную невесту 11, " марал пйуну

Следует' отметить, что две основные культурные тенденции, заложенные в конце 11л века, продол,.лли свое развитие и в советским период. Европейская система образования, в том числе музыкальное, формы ооцестпенно-кульгурной жизни, к которым ыок.чо отнести функционирование театра, публичное пронесиопальное музыкальное исполнительство, европейский музыкальный инструментами начинай! все глубке укореняться в культурной жизни Нахичевани. К егьетакии период продолжает свою ху доке с г вен ну ю деятельность иахкчвяанчкйи музакалььо-драматичзскии театр, ставивпии на своей сцепе все наиболее значительные произведения ааериаидканских композиторов. В городе действовала музыкальная школа, инициатором соадаиин которой был ^зеир Гадасибеков, сделавший многое для раз-йсуйи куышьноИ культуры эгого края.

Оирсделзшгув рль в музыкальной жизни Нахичевани играли духовой и народный оркестры,репертуар лоторкх включал как произведении азероапдканских. , так и западных, русских композиторов.

Нынешняя территория Нахичеваникои автономной Республики в расные периоды истории находилась в составе разных государств г. административных подчинений, в связи о чем и определились значительны» отличи« в казненной укладе того или иного района 'Республики,

I В приводимых нами иценах ( »(элбэ, Мэиэ ) ми сохраьнеи 'местное

произношение слов Мэшздм , Кэолзи.

Кроме исторических ц>акюв, причиной различил исйду раионаии можно считать также и социально-экономические, географические условия, которые являются основой для возникновения характерных особенностей быта.

Естественно, что они играм решающую роль в формирований индивидуальных черт в художественных традициях наиеления, живущего в том или иной районе Нахичеваиской АР.

Показательно, что да« распространение тех иди иных аанров национальной музыки различно на территории Нахичеванского край. Предпринятые нами в-Течении 1982-1992 годов поездки для сбора этнографического материала в районы республики показали, что вплоть до настоящего времени сохранились значительные различия в музыкальной стиле той пли иной местности этого края, о чем свидетельствует «оставленная кар{а бытования музыкальных жанров, где показана их неравномерная распространеность.

В связи с этим можно говорить о различии музыкальных диалектов в Нахичеванскои регионе, а также о характерном " расселении " фольклорных музыкальных аанров в этих зонах. В Шахбузском и шарурскои районах ведущее ио ивоей раш'.роитранен-ности.место занимает аиыгскоб искусство, но в Ордубадскоы и Лжуль-финском районах оно не имеет местных корней. Однако в Ордубадскоя зоне наиболее популярной областью традиционно!' музыки явннетсн «угаансе изкусство. Во всех трех зонах песенное искусство развивается л совокупности с тем жанром, который шире других распространен в данной зоне •

Если искусство ашыгов или мугамат распространены в регионе неравномерно и популярность их доитаючно избирательна, то единственным канром ( кроме песн.1 ), популярность которого в регионе безусловна является искусство яллы-

Несмотря на повсеместное раипроогранение. нллы по всей Нихичевап-ской.зоне характер предпочтения тому-или иному чиду яллы иенйетои в зависимости от музыкального диалекта в каждой из этих зон-Налриыёр, яллы, исполняемые в Ордубаде, приближаются к песенниа образца.! н нз случайно, что здзоь больше всего танцует нллы 1«н-зара , с его мелодией напевного характера.

В ИахОузскпи районе популярны игры - нллы, сохраняющий эл-зиенти

пантомимы (, " Чопудум " , " Газ-газм " ), ¡т прародин"; ¡:л,пи гсо ке наверное можно назвать Шарур, где до'часюнщего времени сохранились все виды этого искусства.

Описывал в диссертации иекотор;:-' аспекты музыкальной культуры На-хичеванской республики, автор старался представить читателю общую картину музыкальной яизни этого края. Ийоблодиыость такого описания диктовалась, преиде всего, региональным подходом к проилеме культуры. Для того, чтобч выделить налоолее существенное явление музыкальной жизни этого региона, необходимо было описать, представить художественно-историческую и атно-срольклорную среду , в ' которой формировались музыкальные в;сусы кителей.

П Глава - " Разновидности и классификация иллы " -посвящена ларал'тсристике видов и л «и и классификации их разновидностей с последующие разъяснением принципов этой классификации, и конце главы дав ми об'ди!! анализ двадцати одного образца мелодий яллы, которые наиоолее известны на рассматриваемой территории. В первом разделе Главы исолодуится истоки искусства яллы и вопросы этимологии' его названия.

Природа этого искусства, магия- его гаоциокатыюго воздействия на зрителя а такке и на самих участников, вызывают стойкие ассоциации с древними магическими коллективными ритуалами, облекавшимися в форму художественного действа.

Интересные соображения по поводу первоначально ритуальной, маги-чеакой природы яллы высказаны Д.И.Дкалиловьш _в его работе " !,!и-. фо-поэтика некоторых фольклорных образцов, собранных на территории Нахичевани * Автор связывает это искусство с древние тюркским шаманизмом, устанавливая определенные параллели мекду яллы и шаманскими сеансами. ■

'В искусстве яллы находят отражение черты первобытного синкретизма, присущего древнейшим ритуальные коллективным действам, некогда распросраленнш на территории нанешкего Азербайдка" на.

I Даалилов Д." мифп-поэсика некоторых фольклорных образцов, собранных на территории Нахичевани." в лниге: Тезисы докладов Республиканской научной конференции'.' Нахичевань, 1989-

По мнению 3. Асланова "рал ли и и формами исполнения ганцев явились пантомимические движении рук, ног, тела : хлопания в ладоши,выкрикивание отдельных слов и ¡шракений. Нередко издавали и различные звуки или изображались повадки зверей - н:ыример волка, который крутится" на месте, или движения гуся, крик птиц'.1* Но со временем эти ганцы стали наполнять на массовых народных праздненствах, дерьа д])уг друга за руки и выстрчивьшсь в р.чд. Ьобрав к себя элементы танца, песни и зрелища, ялли со временем превратились з народные коллективные игры, когорте,по условиям применения и способу исполнения» разделились-на отдельные виды. Если н одних видах танце вини только мужчины, то в других формах ялли стали участвовать и кенцины-

В хореографическом рисунке некоторых видов ялли встречается движения, имитируюдие бодание баранов, что указывает не только на скотоводческую культуру и уклад жизни, но монет такае восходить к древним тотемным традициям.

Ь этом контексте этимологический анализ слона " яллы " представляет немалый интерес и даа" определенную пищу дли размышлений по поводу специфических особенностей жанра, '.ормировав-пихся в разные периоды истории азербайджанского народа и, безусловно , отразивших определенные социальные,экономические , культурные зтапы развития нации.

а цитированной нише. книге Е.Асланова этимология слова " нллы п выводится от слова " Яйлы " , обозначающее вид "обрядовых танцев, исполняемых во время охоты или-ригуала сохранения огня ." Ь различных словарях слово " яллы " трактуется, как " имеющий гриву " ; как " веревка, для перевязывания жеребят " квн 11 качели " Хотя этимология слова " нллы " неоднозначно , но каг.дал из приведенных значений в той или иной степени применимо к современному характеру яллы и перекликается с какой-либо деталью этого искусства. Однако преобладание анималистических трактовок этого термина обращает на себя внимание и заставляет думать,что корня искусства-яйлы восходят к скотоводческим культурах.

I. Асланов Е. " Ел-оба OJyнy халг гамй2с сь ль »им сдлв

извЬлы ооз к;пебы"."Л-шг", Бзке, I'• .

Постепенное перерождение или, в Яовосхн":.: смысли, вырождение магических ритуалов в народный обряд и, в'пвов очередь, из чисто . бытовой народной обрядности в художественное явление, в искуство, сгладило его первоначальную пр/роду. Но вместе с тем, искусство яллы сохранило в себе невероятную силу психического воздействия на зрителя и участника, присущую магическому искусству.

; Ьторой раздел 11 Главы называется " Канровые разновидности и к1ассификация яллы ."

Здесь отмечается, что ис;усство яллы в Азербайджане и, в особенности в Нахичеванской зоие, бытует во множестве своих разновидностей, что указывает на его популярность и Почвенность для данной культуры, И это аанровое многообразие яллы побуждает исследователя этого .¡ск^сства описать и как-то классифицировать по определенным общим признакам данное явление, то есть найти некое единство и закономерность в многообразии. Первая попытка классификации яллы была сделана Б.Гусейнли, который предложил три параметра, или можно оказать, классифицирующих признака: 1-По хореографическому содержанию 2.1Ю ыуэыкальпо-испольигельскому характеру ' З.Ио уузцкальаой композиции

Имеющийся в наисм распоряжении музыкально-этнографический.материал классифацаруэ1ся какой-то мере с-учеток положений Б.Гусейнли. ¡■о при этом над материал дает основание и к иной, более детальной классификации, соответствующей избранным нами георрафическим гра-' иица-; распростране!.ия изучаемого жанра. • ьа территории нахичеванской Автономной Лспублики яллы бытуют в различных формах и, вероятно, не будет преувеличением сказать, что, будучи наиболее характерны'.! для этого края, искусство яллы предстает в необычном кадровом разнообразии в народной музыкальной традиции названного региона.

Ввиду этого наш классификация включает в себя больше параметров, ^хема, иллюатрирующая наш принцип деления яллы на различные типы, включает в себя, четыре классифицирующих признака, не только объединяющих жанровые разновидности в некие отдельные группы; эти признаки являются такке существенными для дифференциации художественных особенностей Н&хичеванских яллы. ыи группируем разновидности яллы ч следующем виде:

1) по Сопровождению, в частности по наличию или отсутствию инструментального сопровождении ( .вокально-инструментальный, инструментальный и вокальный виды, последний из которых является специфически нахичеванским видом;;

2) по полу исполнителей яллы ( мужские, женские, смешанные)$ >) по наличии или отсутствию сюжета в хореографии;

по количеству частей в музыкальной композиции. Первый из отмеченных нами признаков делит существующие яллы на два основных вида: вокально-инструментальный и инструментальный Вокально-инструментальные яллы представляют собой классический и, г.п-видимрму, наиболее архаический вид искусства яллы, который на территории Нахичеванской республики бытует только в Шарурском районе, и кроме него заква в некоторых дзревннх Бабзк- -скрго района, причем в следующей постоянной сначала напев

исполняет инструментальный состав, а затем тот же напев исполняют со словами танцующие в сопровождении одного ударного инструмента. •

Исполнителями вокально-инструментальных яллы могут быть люди любого п^ла и возраста, объединенные в коллектив . Смешанный состав исполнителей - характерная особенность этого вида яллы -

Отличительной чертой инструментальных яллы является исполнение напева толысо-ипструкентши, без участия голоса'. Инсгоуменгальные яллы' в Нахичеванскок регионе .составляют наиболее распространенный вид Различаясь по составу исполнителей, они де-ягся на мувские и смеианные • Причем заметим, "то дифференциация состава исполнителей по полу имеет под собой то основание, что пол исполнителей сказывается на музыкально-динамическом, эмоциональном характере яллы . так, например, быстрые, стремительные яллы исполняются ыужскиы составом, тогда как яллы более умеренного темпа и характера чаще всего исполняются смененными состазами . ' •

Один из важных классифицирующих признаков составляет'хореография ялли, которая четко разделяет все существующие яллы на сюжетные 'и бессюжетные » Сюжетные яллы представляют собой ярчайший фольклорный .этнографический материал - Это игра-панюмима, содержание каждого из которых в общих чертах канонизировано. Довольно распространенных сейчас видом являются бессюхетане аллч, к которым чргуг бить отн?с£ны прг.к:«чйска все •

разцы яллы . Хореография бессюжетных ялли имеет несколько вариантов, различающихся между собой положением рук танцующих, в го время, как хореография ног свободна.

При изучении искусства ялли наше внимание привлек особый, можно, сказать, специфический для Нахичепанского региона вид этого гсапра, подучивший в народе название " Дил яллилара то есть вокальные тллы. Образцы.этого вида именуются, в зависимости ог слов, используемых в рефрене как " Агышда" , " Ай гюлш ей " , 11 Ах Нубар, Иуоар

" Дил ялдыяари " представляют собой коллективное пение поэтического текста (, обычно в форме баяты ) в сопровождении ударного инструмента и хлопкоз-в ладоши с-простым хореографическим содержанием.

" Дил яллылары " прздставлнюг собой настолько своеоб-, разный, отличный от других яллы-вид, что это заставляет отдельных исследователей - фольклористов исключать их из числа разноввднос-- гей кайра яллы .Однако можно привести ряд аргументов противоположного порядка . ¡:рзжде всего, существенно то, что к канру яллы иг. г.?1)чи:ляет с а: народ, ю есть носитель данной культуры. Так, •-'¿ог^е инфор^ато'.ы из различных районов Нахичеванской республики утверждали, что они издавна называют и исполняют данные образцы именно к а:; ядлы . С другой стороны, наличие трех традиционных компонентов ■коллзкгизного пения, хорегорафии и ритмически выделенного удсрицл йнсхфументом рисунка - позволяют все же отнести "Дил ялиылары " к жанровой разновидности нахичеванских яллы. Правда, нукно отметить, что один из подвидов " Дил нллылары" -Агышда - в ряде районов трансформировался в накую новую форму -гак называемые " Акушка ", которая утрачивает хореографический компонент аанра а. тем сшьш стирается существенный признак канра ялли .Но, если современный фольклорный жанр " Акушка " практически, перестает сить разновидностью яллы, ю такие образцы, как " Агышда " , " АЙ гюлюи ей " и " йубар, йубар " вполне могут быть причислены к жанровой разновидности яллы, характерной для региональной насичеванской этно-кулыурной, художественной традиции.

Внимательное изучение исполнительских деталей всех трех ■ рассмотренных типов - вокально-инструментальных, инсгрумеиталь-

имх яйлы з.гак называемых " /¡ял лллыларц " - лбна^ает их перзо-началькп общий корень. Со временем под воздействием ыногих исторических, общзствзнно-религиозных, моральных, жизненных факторов искусство пллы стало Расслаиваться ка различные зиды, подеи-ды . Например, можно отметить, как более позднее явление дифференциация по полу состава участников ялли и появление отдельных муя-скнх и хзнсгих видов яллы, а такие выделение из традиционней для кайра яллы вокально-инструментальной формы чисто инструментальной разновидности . Зормирование разновидностей пллы, вариантов ;:х инструментального, сопровождения было Taiue 'санзано с различными внутрирегиональными бытовыми традициями, с иести.чми музыкальными вкусам;!,' что вносило свои локальные черты, оттенки п данное искусство .Процесс развития искусства яллы пднозгйменно имел некоторые деструктивные .тенденци !.Так, постепенное забвение хореографического содержания многих образцов пллы сыграло свою роль в превращений их из действа в простой ганец. А, наконец, ну.чко отметить такие,., достаточно часто встречающиеся явления, ка;: использование одних традиционных мелодий под другими названиями или с . другими текстами, с чем мы сталкивались в ходе назей собирательской половой работы. • •

Последним из классифицирующих признаков яллы, отмечена в наазй схеме, л.зляется структурный параметр. Анализ музыкальной формы яллы показывает, что принципом компг-зациоиногр членения здесь является метроритмический лонтраст ие*-ду частям:! ц-ортн . Еш. одночастные формы те, что не ккеюг внутри себя подобного метроритмического .контраста .и.содержат однородный метроритмический рисунок, то двухчастные формы образуются 'путем перемены метроритмического ¿блика одного и ¿ого. не. ладо-пнюнационного материала •' ' ■. ' ■. '■'. • •.

Среди напевов Нахичеваиских ялли иозно-гакге встретить многочис- . .ленные структуры, содержание несколько таких перемоп.. Однако.одночастные, и, в наибрльазЯ степени двухчастные яллы составляют подавляющее.большинство образцов'исследуемого жанра-. ■ .: •"

Из больного количества записанных нами образцов яллы мы отобрали 22 образца, являющихоя, на йаз'взгляд, Наиболее. интересными по мате риалу: и а. кзяои' охвагшйящих. вез существуваио виды яллы.

К числу общих дли всех нллы .закономерностей можно отнести ладовый и отчасти Композиционный параметры, Tait, преобладающим ладой , плла можно считать лад шур, который определяет интонационный материал большинства 'Нахичеванских яллы.

С композиционной точки зрения выбранные нами образцы яллы сходятся на двух общих для них-осооенностях . Первый из них - это принцип возрастания, ускорения темпа, второй - кульминация между частями формы яллы.

Но своей структуре форма напевов яллы дифференцируется в три вида: первая группа - это напевы, образующиеся из вариантного повторения одной фразы ; вторая группа - это мелодии в форме периода с вопросно-ответной конструкцией ; Третья группа - это яллы с развитыми репризными формами, по характеру тяготеющие к классическому народному танцу,

Ш Глава - " Мелодические и ритмические особенности Кечари и Танзара - посвящена двум самым популярным, повсеместно исполняемым яллы . В главе делается попытка ответить на вопрос , почему именно эти. два вида оказались наиболее исполняемы в Нахи-чеванском регионе ?

Лело в том, что именно в них отражены особенности психологии на-хичеванцев, присущий им воинственный дух и жизнерадостность. Мелодия их очень ярка, легко запоминающаяся ; хореография этих танцев вбирает в себя почти все наиболее употреоительние, канонизировавшиеся плясовые фигуры яллы . Все эти черты в своей совокупности сделали яллы " лечари " и " Танзара едва ли не танцеваль-нъы символом Нахичевангкого края .

" Кечари " и " Танзара " представляют собой бессюжетные вид-j яллы, исполняющиеся в основном на свадьбах и народных праз-дненсгвах.

в первой части главы дается хореографическое содержание танцев и этимологическое объяснение их названий.

Но хореографическому содержанию Танзара и Кечари отличаются друг от друга Танзара исполняется смешанным состазом и хореографическую основу ее состаьлпет схема " уч аяг ", служащая центральный хореографическим элементом многих яллы . Относительная плавность хореографического рисунка Танзара связана с налеьностьы, песенном характером мелодического материала зюго яллы.

лсчари в хореографическом плане более интересен : здесь ^трет.е-ны элементы скотоводческих игр . Ьу&чпны ( ;Сзчари - это мужской танец ), становясь в круг,- кладут руки на плечи друг другу. При итом сни совершают ¡творо-ы попеременно вправо и ¡¡лево с одновременна'.: выпаднда шагом вперед . Ь го же время ноги в кпленпх пригибаются, а голова опускается вперед, в результате поза танцоров воспринимается как имитация бодания. bocupn;i¿i» денис жестов и повадок кипотных, характерное для torcí.: нгго сознания, сохранившись в виде реликта, конечно, вне его г.з згцачалько» магической функции, :з хо,1йогра[ии кечари, свидетельствует о С архаичности хореографических элементов искусства яллы .

«'нтерссна этимология слов Танзара и Кечари .Е.Асланов пи лет, что Т-чнзара произошло от слов " гызыл тэн бз тзн ", то есть " золото поровну " . Автор ссылается на свидетельства очевидцев, утверждавших, что раньие э.то яллы исполняли очень богато одетое люди, в тш/. числе женщины с многочисленными украаения-:.'.:!, pucrpwiроясь в ряд.

Интересны;! материал для размышлений дает этимологический анализ cr.nj-j " лечари ", которое ь некоторых местностях Нахичевани произносите» как " Гочари ".Обрахивпись к словарям различных народностей живущих на территории Нахичеванской АР и по созедотзу о ней, а такте народов, входящих в общую языковую сенью, нам у/;а-лось установить, что в своем генезисе Кечари - это явление древней тюркской, скотоводческой культуры, бытующее в Азербайджане'как пляска'пастухов . И-если иы встречаеи следы этого ааа-ра у соседних не тюркских народов , ншрикер у армян, п это говорит л:шь о факте заимствования послэдниыи культурного наследия азербайджанцев, чю, впрочем, представляет собой достаточно обычное явление в культурном взаимообмене соседних народов. •

Говоря об исполнении этих- двух яллы на свадьбах я праздненствах, отметин, что являясь более " песешша " по мелодии, яллы Танчарз .мгкот исполняться в любое время узваеленил , так как хореография его очень проста . В пгличие or Танзара, Ге-чари , будучи хореографически более сложным и эмоционально более иасищеннш, нркт/, никогда не исполняется в начало празднп-

на, так как является эмоциональной кульминацией, виртуозным украшением- праздника.

Слэдушая часть третьей глави называется " ыеюдика аналитического рассмотрения мелодий ганцев яллы кечари и Танзара". Отобрав 10 вариантов кечари и II вариантов Танзара мы д&е'и вначале об'дуи характеристику мелодий обеих яллы. Далее, перед структурным аналиг-пм вариантов излагался принципы изучения музыкального текста , которые составлены самим автором.Они аледуади*.

1. Размер нотного текста был регламентирован объемом в один период-

2.Те повторы .и варианты элементов напева, которые били необходима для создания завершенной музыкальной мысли, были вкдичецц в период ; напротив, те повторы, и варианты, которые не были связаны с процессом развития - то есть не содержали опевания новых ступеней - могли не входить в период.

3.'/¡сходным моментом для создания общей модели элементов напева сохранились первые их всопроизведения в обоих разделах мелодии Кечари.

4. При отооре остальных вариантов мы исходили из учета соотношения целого и частей.

Таким образом музыкальные тексты, предназначенные для анализа, былк представлены в виде проекции всего яллы Танзара и лечари на два периода.

й структурно-аналитической части Ш главы мелодии вариантов Танзара я кечари- рассматриваются на уровне композиционной формы ( мелодической к ритмической ) и звукорядов, ¿йь-чале сравниваются первые и вторые части между собой, далее иди сравнение внутри второй части , Решив все три задача Â, В и С, становится возможным установить стилистическую норму двух ял-лы Танзара и Кечари, их мелодические и ритмические особенности. Очередной этап работы включает в себя установление диалектных и индивидуальных особенностей яллы .Весь Нахичеванский регион, по результатам анализа можно разделить на три зоны музыкальных диалектов : это Бабекско-Шахбезский диалект, Ордубад-Джульфинский и Шарурский диалекты . Эти'результаты подтверждаются и в контексте изучения исгорико-геогра-рическоВ среды .

/¡ля рассмотрения индивидуальных особенностей вариантов яллы были отобран1: самке интересные интерпретации, н результате чего появилась возможность установить индивидуальный способ и стиль каждого из гноранны.: зурначи, сриговркдпоцах исполнение яллы,

/:, наконец, с акын интересным раздело:.: третьей главы можно считать раздел - " Вопросы генезиса современных яллы Кеч ар;: ;: '1'анзара " , где делается попытка, впервые, установить прототип рассматриваемых двух яллы .Как известно, асселдооание мелодических вариантов одного и того кз образца предполагает суиесггова-ние их прототипа, так.как наличие варианта является доказательством не самобытного творчества , а нового воспрплзеедения того, что уже сукзетповало в законченно:.: виде.

Главным принципом создания прототипа является -Таксация количественно преобладающих элементов общности, иначе творя, строительным материалом модели становятся -те составные элементы напева, которые наиболее часто встречается во всех вариантах .В аналитических части главы-для каждого из рассматриваемых яллы были устан новлены эти элементы . Понятно, что такой искусственный способ получения мелодии яллы но ыпает устроить исполнителей и слушателей. Но если представить яллы как памятники исторической культуры, подобно архитектурные сооружениям, или остаткам различных предметов материально?, культуры, извлекаемым при археологических раскопках, надписям на различных материалах, то можно, судить о необходимости таких аналитических изысканий.

СтруктуртС. метод анализа, привлекаемый нами для воспроизведения модели яллы, позволяет- воссоздать первоначальный прототип -напева яллы. _

В заключении диссертации изложены итоги работы, результаты изучения Нахячезанских яллы, которые получены путем длите ль--нмх поисков. В процессе этих поисков те или другие вопросы и находки требоззли расширения и' углубления . Необходимо было описать те усло.чнл и сферы музыкальной культуры, при которых фор-

мировалось искусство яллы . Необходимо было показать, что несмотря на слпяиуи историческую ситуация в Нахичеванскоб АР,как и во м:югих дг-угих злках Азербайджана, национальная музыкальная культу "н р.»?••ичпязсь .»«строние а очень интенсивно . Й административ-

'¿о

но- географическач удаленность региона от политических центров не сделало культуру и фольклорную традиций кран оискровной, не превратило Нахичевань в культурную провинцию. Наконец, следует оговорить, что установление генетических основ диалектных и индивидуальных особенностей только двух видов яллы не может претендовать на широкое обобщение по всему ^анру. Дальнейшее исследование предполагает -расширение круги научаемых явлений не только в плане исключительно диалектных, но и общемузыкальных особенностей яллы .

Основные положения диссертации отражены в следующих 'работах :

I. ." О некоторых манровых особенностях музыкального фольклора Нахичеванского ареала " Тезисы докладов ¿Ш Республиканской научной конференции . Баку-Л9?9-

'¿." Вопросы классификации и типологии песенного фольклора Нахи-чеванской АССР " Тезиси докладов Всесоюзного зтномузыкпводческо-го коллоквиума . Греван. 19603." Некоторые вопросы ареального распространении фольклора " Тезисы докладов межреспубликанской конференции научных обществ. Тбилиси .1981.

4 ." иаллила.«« муекгк ^¡шь.1 " Г.лк \ И

Баки..

5 " Зна.(П общности в мелодике нечари " Брошюра I п]*: принт ; Баку , АН. Институт физики Азероайджанской Респуолики £уьб.

X Y Л А С о

Лллылар 8 3sp68j4aH халг japaflHMunuruH саЬэлари арасында езтнэиэхсус jep тутур.

i/эллы синтетик канр оларег,рэгоин,инструмвнтал в» вокал мусигинин ифасины тасвир вдир.

с/вллыларын ооао хусуси,уэтлэри онларин кгтлавилиди в» синкрвтикли^индэдир (jaHH сезун.алэтин вэ рэгсин бир^э »¡а олун-маси).

Лаллылорын гэдтшфши нестара билан иэртлардан бириси онларин хореограф:« алвмгнтларинда улу тотемлэрин Ьэрэкатларина охпар Ьэрэкатлэр ифа олунмасыдыр.

Бундан бапга ¿аллнларин гадимл^инн rajoYcTY расмлэрдв (Ордубад pajonyiwa К'энигаja Дбиврон pzjOHywta исэ Гобуотан roja-лары) бир доЬа тэсдиг едир.Лллиларын базн отмуналари Азэр^ча-нин байга купаларквда ифа олунса да.онларын 6ytyh невлари мэЬз Нахчыванда.»лахусус Шарур маЬалнндв мевчуддур.

Тагдим олунмуп диссертас^уа планида ja ялы лвр MyajjaH эраз»-да,рекионал бехнмдзн тадгиг олунур.

Диссвртаси^енын аса с мэгцадц даллыларын Нахчыван мусиги мадэш.^эти чарчивэсннда азунаиэхсус вэ ганунлоВДырылмып ифасыни гостэрмакднр.Ьунунла элагадар влни тэдгвгатын аиагыдвкы гндэ мэ-салалари асес тутулур}

I. Лллыларын ahaHHjjaTifflíi кесгэрилан эразвдэ TajHH втмак y4yh Нахчыван Нухтар Роспубликасыдан муоиги м^дэниjJstiíhhh бэзи саЬаларинин зрапдырылмаоьмусиги-маишэт ва евнографик нуьптнн TajiiH едилмаси.Бу насела I-чи фаоилда араадырылир вэ халГ муоига Зарэдычылыгынын 6ytyh яанрларь» костарилэрак онларин jajuM хэри- . таоа верилкр.Бунда н банте Нахчыван белкэоннин пэЬэрлэринин иуси-ги ананэларя тасвир олунур. •

2. 11(цнчи фэсилдэ Ллльлар эн кенип jajiUMiia мусиги оанати ккми араадырылыр.Бурада онларын бгпи йввлэрянян клаооиф!жаси^а-сы верилмишдир.

3. Учунчу фэсил Нахчыван белхэовндэ эн хвкга jajuflmun Jaa-лыларын - Кбчэри вэ Тэнз'зрэ - ритмга вэ мвлодкк. ганунлары lajra олуну'р.Бу арасвдриа яки jaллын^JH бир чох ибвяарннаи юггаисэлч

тайлили нэтичэсивдэ а,]Дынлашр.

ДаоовртаоиЗаиын сонунда зухарыда гв^д олунан нки ¿аллы-нын » Кечэри в» Танзэрэнин фэрди ва диалектологи хусуси^атлзри ва онларын кенетик асаолары тааин олунур.Бунден башга илк дафэ олараг бу заллыларын гмума модели - прототнпи тасднг олунур.

Summary

Yally has a special place among other genres of Azerbaijan folic arts. Yally is a synthetic genre, including dance, singing and instrumental music. Most specific feature of yally is its mass character and syncretism ( namely joint performance of word, dance and instruments).

For proving ancient roots of yally, one can apply to its choreography elements that resemble movements of oldest totems. Besides, roc* petrogliphs (Gemigaya in Ordubad district, Gobustan in Absheron) also corroborate ancient history of yally.

Only some kinds of yally are being performed in different districts of Azerbaijan, vhile its all Kinds are present in Nakhichevan, especially in Sharur.

At the given thesis yallys have been Investigated in the definite territory - in the Nakhichevan Authonomous Republic - from a regional point of view.

The main goal of the thesis is. to show peculiarity and performance canons of yally in the context of Nakhichevan music culture. Accordingly, the following important problems are dealt with:

I. For defining yally's role in the given area, some fields of the music scene and ethnographic environment in Nakhichevan Authonomous Republic are investigated. The map of dissemination of all genres of Azerbaojan folk mu3ic is given here. Besides, traditions of the Nakhichevan area towns are described.

II. General study of yally as ir.ost popular genre of folk music in Nakhichevan. All types of yally are classified here and these are put on the map.

III. Comparative study of rhytnic and melodic rules of the most widespread yallys in Nakhichevan -> Kochari and Tanzara -through comparison of a number of variants.

IV. At the end special and dialectological details, genetic grounds of 12 Kochari and Tanzara are discussed. For the first time their general archetype pattern is found.