автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Христианская историософия Н. А. Бердяева

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Погодин, Игорь Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Христианская историософия Н. А. Бердяева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Погодин, Игорь Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ОНТОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

H.А.БЕРДЯЕВ А.

I.1 Историческое бытие - специфический способ человеческого существования.

1.2 Свобода и судьба в историческом бытии человека.

ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНЕЗИС ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА.

2.1 Символический характер органического существования культуры.

2.2 Содержательные основания генезиса и структуры культуры.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Погодин, Игорь Вячеславович

Актуальность исследования. На наш взгляд актуальность исследования творчества Н.А.Бердяева обусловлена многими факторами, среди которых наиболее важными являются: большой интерес общества и исследователей к философскому творчеству Н.А.Бердяева, как отечественного немарксистского мыслителя, а также теми кризисными явлениями, которые охватили в XX веке российское общество в связи со сменой конституирующих общественно-политических ценностей и норм.

Известно, что российская философская мысль лишь сравнительно недавно стала активно, разносторонне и углубленно, без односторонних идеологических установок изучать русскую религиозную философию, ярким представителем которой является Н.А.Бердяев. В его творчестве нашли своё отражение и оценку кризисные тенденции в традиционной европейской философии и были подвергнуты ревизии её основополагающие смыслообразующие постулаты. Его познавательный интерес был активно переориентирован с абстрактных, отвлечённых предметов философского анализа на конкретную человеческую личность, ее внутренний мир и духовное творчество. Н.А.Бердяев стал одним из первых экзистенциально ориентированных философов в России и Европе, поставившим проблему человеческого существования в центр философского познания. Актуальность исследования усиливается тем обстоятельством, что творчество Н.А.Бердяева оригинально и является необычайно чутким к духовным проблемам социальной жизни и личного существования, оно выделяется своей парадоксальностью и идейной динамикой и, как нам представляется, ещё нуждается в достаточно адекватном и исчерпывающем исследовании, которое сможет определить место и значение мировоззрения Бердяева в истории европейской и русской мысли.

Необходимость изучения смысла культуры в контексте историософии Н.А.Бердяева объясняется тем кризисом исторического мышления и культурного творчества, который наступил после крушения тоталитарной системы в России. Сейчас в науке идет процесс переосмысления истоков, движущих сил и цели процесса исторического развития социальной действительности, подвергаются переоценке многие положения и утверждения социальной философии, которая становится личностно-ориентированной. Поэтому теоретический анализ исторических идей НА.Бердяева является актуальным и необходимым для концептуального осмысления исторического развития.

Интерес, проявляемый общественными дисциплинами к цивилизационному подходу в изучении социальной истории, а также переориентация философских дисциплин с монистической на плюралистическую парадигму ставит культуру в центр гуманитарных исследований. Именно культура как квинтэссенция человеческой истории нуждается в серьезном осмыслении. Нынешнее столетие и современное состояние российского общества показывают, как хрупка и значима для человека культурная среда жизни. Варваризация и дегуманизация взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим анализ культурософских взглядов Н.А.Бердяева представляется нам также необходимым, он востребован историко-культурным развитием современного общества.

Изучение проблематики человеческой культуры в творчестве Н.А.Бердяева может представлять интерес как в теоретическом плане, поскольку его культурологический аспект историософии является частью целостного философского мировоззрения мыслителя, так и в историко-философском плане, потому что решение проблем культурно-исторического развития, факторов, влияющих на него, а также сущности социального бытия, предоставляют интерес с точки зрения традиционного для русской философии стремления к идеалу общественной жизни на основе духовных ценностей.

Степень разработанности проблемы различна в зависимости от времени и идейной направленности исследований. Личность и творчество Н.А.Бердяева всегда вызывали к себе особый интерес, как его современников, так и нынешних исследователей. Литература, посвященная ему, включает в себя критические отклики на его выступления и статьи, рецензии и заметки его оппонентов, монографии и научные статьи по различным проблемам его творчества. Все вышеперечисленное, а также теоретические работы философов и религиозных мыслителей, посвящённые осмыслению избранной нами проблемы также были включены в источниковедческую базу для данной работы.

В зарубежном бердяеведении значительный вклад в изучение творчества Н.А.Бердяева внесли представители русской эмиграции. Представители русской православной церкви критически оценивали труды Н.А.Бердяева, видя в них отход от христианской догматики. Таковы работы иером. Иоанна (Шаховского), прот. С.Четверикова, архимандрита Киприана. Другие исследователи критиковали понимание Н.А.Бердяевым исторической судьбы России и русского народа, путей возрождения родины( И.Ильин,

A.Кизеветтер, П.Полторацкий и др.) Собственно философским проблемам творчества Н.А.Бердяева посвящены исследования Г.Федотова, П.Сорокина,

B.Зеньковского, Н.Лосского, Л.Шестова. В этих работах авторы стремились дать систематичный и всесторонний анализ философской концепции Бердяева в целом и культурно-исторического ее аспекта в частности. Но данные работы имеют две особенности, позволяющие считать, что творчество Бердяева недостаточно изучено и имеет перспективу дальнейших исследований. Первая заключается в том, что взгляды мыслителей эмиграции базируются прежде всего на христианском понимании историософии, а вторая - в том, что их работы носят обобщающе-обзорный характер и поэтому отдельные аспекты религиозно-философского мировоззрения Н.А.Бердяева остаются не проясненными.

В отечественном бердяеведении долгое время, вплоть до 90-х годов XX века, был идеологически предвзятый подход к изучению и оценке творчества экзистенциально ориентированного философа. Историко-философская наука советского периода рассматривала философию Н.А.Бердяева в рамках марксистской парадигмы, поэтому историософия Н.А.Бердяева определялась как ненаучная и реакционная. Такая односторонняя оценка творчества Н.А.Бердяева была дана в работах Ю.Ануфриева, А.Сухова, В.Барабанова, И.Гобозова, И.Балакиной, И.Чуевой. Однако стоит отметить, что несмотря на определённую идеологическую ангажированность в работах В.Кувакина и В.Шкоринова взгляды Н.А.Бердяева анализируются достаточно глубоко и всесторонне.

Перемены в социальном строе и в мировоззрении, начавшиеся в конце 80-х годов XX века в России, позволили ученым более активно и без идеологических предубеждений изучать философское наследие Н.А.Бердяева. Особого внимания заслуживают работы А.Андрияускаса, А.Андреева, Я.Бондаревой, Р.Гальцевой, А.Ермичева, М.Зинятовой, Л.Полякова, С.Неретиной, П.Гайденко, С.Титоренко. В данных исследованиях анализу подвергаются различные аспекты философского наследия Н.А.Бердяева: от антропологии до политических взглядов. Много исследований посвящено историософии мыслителя, но в них не прослеживается культурологическая составляющая его воззрений достаточно последовательно и во взаимосвязи с историей, ее философской интерпретацией. Проблема культуры в историософиии Н.А.Бердяева остается недостаточно изученной и раскрытой, поэтому данная работа сознательно ориентирована на то, чтобы заполнить этот пробел в огромным и перспективном пространстве изучения творческого наследия Н.А.Бердяева.

Цель и задачи исследованя

Целью диссертации является анализ историософской концепции Н.А.Бердяева в контексте его культурологических ориентаций.

Постановка и достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследование отношения Н.А.Бердяева к проблеме объективно заданных смысла и цели истории, к различным способам решения даннной проблемы: провиденциализму, историцизму, экзистенциализму.

2. Исследование отношения Н.А.Бердяева к проблемам единства и многообразия исторического процесса: концепции стадиального развития и концепции локальных цивилизаций.

3. Анализ философских и культурософских категорий «судьба», «исторический процесс», «экзистенциальное время», «символизм», «культура», «цивилизация», «христоцентризм культуры» на основе выявленных особенностей экзистенциального дискурса Н.А.Бердяева.

4. Определение сути и особенностей связи философии, религии и литературы в становлении персоналистки-экзистенциальной концепции Н.А.Бердяева.

5. Обоснование возможности и необходимости иррационального подхода к исследованию проблем исторического существования человека.

Методология исследования

Данное исследование является теоретическим, методологической основой которого служат фундаментальные принципы современной философии: принцип системности исследования, диалектической взаимозависимости материальных и духовных факторов в развитии культурно-исторического процесса, а также принципы историчности и конкретности исследования поставленной нами проблемы.

Поскольку проблема смысла и оправданности существования личности как субъекта истории и главной ценности социального бытия центральная тема данного исследования, то методология исследования органично ориентирована на субъект-объектный подход к анализу творчества Н.А.Бердяева в историософском и культурологическом аспектах, а также на сравнительно исторический и герменевтический анализ специфики философского мышления Н.А.Бердяева.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: проведен систематический анализ историософской концепции Н.А.Бердяева в концептуальном поле его философских взглядов, что позволило выделить такие наиболее существенные моменты, как: субъектно-экзистенциальный характер исторического бытия; персоналистская установка на личность как смысловой центр и универсальный критерий всего бытия человека, а религиозная вера -основание понимания истоков и смысла истории; представлен сравнительный анализ основных историософских идей Н.А.Бердяева с концепциями современных ему российских и зарубежных мыслителей, показавщий, что его историософия вписывается в традицию русской религиозной философии с присущими ей религиозной парадигмой мышления и поиском единства истины и нравственного смысла исторического бытия; выявлены основные гносеологические идеи, специфика логико-теоретического анализа и внутренняя противоречивость некоторых методологических установок в его историософии: отрыв духовного смысла истории от эмпирического мира; попытка обосновать объективность и универсальность истории, тем не менее ставится в зависимость от личных и корпоративных пристрастий; постулирование универсальной закономерности культурного развития и стремлением к этической оценке культурных явлений; проанализирован смысл фундаментального для историософии Н.А.Бердяева понятия «судьба», характеризующего трагизм человеческой истории; показана органическая взаимозависимость исторического процесса и культуры в историософской концепции Н.А.Бердяева; предпринята попытка интерпретации его понимания символического характера культуры с современных позиций семиотики и философии языка; раскрыты основные смыслы его культурологической концепции: зависимость исторического характера культуры от сопричастности христианскому идеалу; утверждение инструментального характера культуры, которая выступает как средство для реализации в истории трансцендентных целей; показано значение его историософской и культурологической концепций для современной историко-философской и культурологической мысли.

Научно-практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в преподавании курсов истории философии, философии истории, в разработке спецкурсов по истории русской философии.

11

Аппробаиия работы. Основные положения диссертации были представлены на ежегодных научных конференциях МГОПУ им. М.А.Шолохова по итогам научной работы в 1997-2000 годах, а также на научной конференции в МГУ им Н.П.Огарева (г.Саранск) в 2000 году и отражены в научных публикациях автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Христианская историософия Н. А. Бердяева"

Выводы

Пессимистичность восприятия культуры означает отрицание прогрессистского мировосприятия истории и культурного пространства, в котором раскрываются предельные силы, заложенные в основу исторического процесса. Раскрытие этих сил и результат их противостояния во многом зависит от творчества человека, направленности его духовных устремлений, уровня его нравственного сознания. Такое значение человеку придаёт, по мнению Бердяеву, только христианство, оправдывающее и освящающее человеческую активность в истории и культуре как созидающую и спасающую силу. Бердяев рассматривает христианство в качестве истока и критерия культурно-исторического бытия человечества, тем самым призывая оценивать и воспринимать генезис культуры, который является неизбежным и закономерным в силу постулируемого тезиса о принципиальном несовпадении имманентного и трансцендентного планов бытия и невозможности адекватного воплощения в эмпирических условиях идеального содержания жизни, прежде всего этически, с точки зрения

165 индивидуально понимаемой и интерпретируемой христианской морали, что и приводит к противоречию логическому и содержательному.

Культура с позиций, утверждаемых Бердяевым, представляет собой перспективно-дифференцирующуюся и структурно-усложняющуюся деградацию изначально, потенциально заданных духовных смыслов и интенций. Кризис культуры как срединного, относительного и условного пространства человеческого бытия способна преодолеть лишь религия. Поэтому Бердяев предлагает человечеству отказаться от гуманистических заблуждений, светского самоутверждения индивидуального и коллективного гедонизма и утилитаризма, вернуться к духовному истоку человеческого существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы культуры в историософии Н.А.Бердяева помогло выявить особенности его философского мировоззрения. Отличительными характеристиками его философского осмысления истории и культуры являются структурная полюсная оппозиционность, которая, с одной стороны создает динамику и перспективность человеческого развития, а с другой усиливает трагизм и имманентную безысходность культурного творчества.

Парадоксальность и противоречивость между философски обоснованной закономерностью и историко-религиозным утверждением первичности и безусловности человеческой воли создает многомерную и оригинальную концепцию бытия, его определяющих факторов, истоков и цели. Исследование этой темы выявило, что Н.А.Бердяев является не только нестандартным и выделяющимся из общей линии русской религиозной философии, представленной концепцией софиологии, мыслителем, но и одним из крупнейших европейских ученых, внесшим свой значительный вклад в экзистенциализм и персонализм, в развитие христианской философии. Его мысли и идеи о личности как центральной проблеме исторического бытия и культурного творчества, о духовной доминанте жизни, о свободе и ответственности, с нею связанной, о многообразии и единстве человеческой истории, об объективности культурных ценностей и значимости их в жизни людей являются ценными и актуальными для развития современного общества и будущих поколений. Его спорные и парадоксальные суждения будят мысль, заставляют задуматься о смысле жизни и своей роли в истории, в культуре. Творчество Н.А.Бердяева еще ждет своей полной и объективной оценки.

Историческое бытие, рассматриваемое Н. А. Бердяевым через личностное существование и мировосприятие, изначально оказывается трагичным, в нём заложена дисгармоничность и ущербность, разделённость и расщеплённость, которые коренятся в духовно-нравственной структуре индивидуумов. Нетождественность должного и реального, идеального и эмпирического является результатом пробуждением в личности нравственного сознания, которое рассматривается Бердяевым в качестве той категории бытия, от которой зависит закон исторического существования, т.е. судьба человеческого и мирового бытия.

Основанием определяющей роли индивида и критерием нравственности его исторической миссии объявляется Иисус Христос, показавший своим примером идеал человеческой жизни в истории. Тем самым Н. А. Бердяев наделяет отдельного индивида титанической творческой силой и возможностью преобразования социальной и материальной действительности. Но вследствие слабости и ограниченности человеческой природы, не способной в принципе повторить подвиг Христа, преобразить окружающий мир, ликвидировать несовершенство и трагичность жизни, творческая энергетика личности отделяется Бердяевым от онтологических основ исторического бытия и становится духовным произволом субъективного духа. Это утверждение ведёт Бердяева к пессиместическому взгляду и оценке исторической действительности, оправдание которой он выносит за её пределы, в эсхатологию.

Таким образом, история как Богочеловеческий процесс самопознания и самосовершенствования мира объявляется переходным этапом в глобальных отношениях человечества и Бога, рассматривается в качестве моста между двумя полюсами бытия, выступает как посредническая миссия в процессе возвращения заблудшего человечества к своему духовному истоку. Значимость историософской концепции Бердяева, как нам представляется, заключается в утверждении объективной ценности исторической действительности как континуума духовно-нравственного совершенствования человечества и мира, творческой активности, свободы и личной ответственности каждого индивидуума, но ценность этих положений снижается из-за неспособности Бердяева в силу своих мировоззренческих установок увидеть возможность и реальность осуществления в рамках и пределах исторического пространства духовных чаяний человечества, пронизанности исторического бытия вечными ценностями и достижениями человеческого гения, святостью, нашедшей своё конкретное воплощение в несовершенном мире. Бердяевский дуализм имеет уклон в абсолютизацию несовместимости полярных сфер исторической реальности, что порождает пессимизм в отношении эмпирического плана бытия, духовное бунтарство и эсхатологическое пророчество.

По мысли Н. А. Бердяева культура как органическая часть и основной предмет исторического бытия несёт в себе все присущие истории признаки: двуплановость, дисгармоничность, пессимистичность перспективного развития. Отсутствие единства и гармонии внутри личности, гармонии трансцендентного порыва и имманентной основательности в духовном мире конкретного человека, как творца культурных ценностей, создаёт лишь символизм и функционализм культурного пространства, утверждает условное и относительное значение достижений человеческой жизни и человеческого творчества. Индивидуум вступает в конфликт с обществом по вопросу о значимости и целесообразности культуры, разрешаемый в пользу общества, которое повинуясь закону культурного генезиса, исторически развиваясь и совершенствуясь, отказывается от культуры, т.е. от связи с трансцендентным истоком и духовным смыслом культурно-исторического существования и утверждает бездуховную и внеличностную цивилизацию. Бердяев тем самым, подчиняя всё культурное многообразие своей основополагающей идее исторической неудачи и всеразрешающей эсхатологии, отказывает культурным феноменам, имеющим конкретно-историческое и материально-осязаемое воплощение, в вечной и непреходящей ценности, рассматривает их чисто социологически, видя в них лишь социально санкционированную, объективированную реальность, противостоящую индивидуальному духовному мироощущению. На наш взгляд, верно утверждая положение об инструменталистском характере культуры, о наличии реальности, превышающей эмпирическое культурное пространство, Бердяев не замечает наличия и активного проявления этой трансцендентной реальности в продуктах человеческого творчества, в культурном калейдоскопе истории.

Дуализм и утверждение несовместимости двух планов бытия в культурно-историческом континууме жизни, присущих философии истории Н. А. Бердяева, обусловлены особенностями его мышления и понимания мира. Наличие двух миров порождает в человеческом сознании убеждённость в существовании двух истин: истина веры, раскрывающаяся интуитивно, мистически, и истины разума, добывающиеся посредством интеллектуальных усилий, формально-логических операций. Поэтому Н. А. Бердяев, кардинально разделяющий трансцендентную и имманентную стороны жизни, утверждал качественную различность и несовместимость двух истин, что неизбежно вело к критике рационального способа познания бытия и к признанию необходимости парадоксального, антиномичного и противоречивого с точки зрения научной методологии способа изучения смысловых констант мироздания, индивида и социума.

Пессимистичность восприятия культуры означает отрицание прогрессивного мировосприятия истории и культурного пространства, в котором раскрываются предельные силы, заложенные в основу исторического процесса. Раскрытие этих сил и результат их противостояния во многом зависит от творчества человека, направленности его духовных устремлений, уровня его нравственного сознания. Такое значение человеку придаёт, по мнению Бердяеву, только христианство, оправдывающее и освящающее человеческую активность в истории и культуре как созидающую и спасающую силу. Бердяев рассматривает христианство в качестве истока и критерия культурно-исторического бытия человечества, тем самым призывая оценивать и воспринимать генезис культуры, который является неизбежным и закономерным в силу постулируемого тезиса о принципиальном несовпадении имманентного и трансцендентного планов бытия и невозможности адекватного воплощения в эмпирических условиях идеального содержания жизни, прежде всего этически, с точки зрения индивидуально понимаемой и интерпретируемой христианской морали, что и приводит к противоречию логическому и содержательному.

Культура с позиций, утверждаемых Бердяевым, представляет собой перспективно-дифференцирующуюся и структурно-усложняющуюся деградацию изначально, потенциально заданных духовных смыслов и интенций. Кризис культуры как срединного, относительного и условного пространства человеческого бытия способна преодолеть лишь религия.

171

Природа по значимости ставится ниже культуры и рассматривается в качестве её составной части, культура же в свою очередь по своей содержательной и смысловой направленности объявляется порождением и неотъемлемым элементом религии, которая в свою очередь подчиняется Божественному существованию, абсолютному бытию. Поэтому Бердяев предлагает человечеству отказаться от гуманистических заблуждений, светского самоутверждения индивидуального и коллективного гедонизма и утилитаризма, вернуться к духовному истоку человеческого существования.

 

Список научной литературыПогодин, Игорь Вячеславович, диссертация по теме "История философии"

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. Т.1. Москва-Киев, 1998.

2. Августин Блаженный. О граде Божьем. Т.2. Москва-Киев, 1998.

3. Агол И.И. Эволюция как творческий созидательный процесс // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

4. Алексеев Н.Н. Об идее философии и его общественной миссии // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

5. Андреев А.Л. Н.А.Бердяев: философия истории и политика // Н.А.Бердяев, истоки и смысл русского коммунизма. М.,1989.

6. Андреев А.Л. Николай Александрович Бердяев Н Параллели: Россия-Восток-Запад. . Вып.- 1, С. 91-108.

7. Андреев AJL, Маслин И.А. О русской идее: Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990.

8. Андрияускас А.А. Проблема дегуманизации культуры и искусства в концепции христианского гуманизма Н.А.Бердяева // Философские науки, 1988, №3.

9. Ануфриев Ю.С. Веховская идеология как одна из теоретических основ современного антикоммунизма. Новосибирск, 1975.

10. Ю.Арон Р. Введение в философию истории II Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.- Спб., 2000.

11. П.Арон Р. Критическая философия истории // Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.- Спб., 2000.

12. Аскольдов С.А. Время антологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

13. Балакина И.Ф. Религиозная философия Н.А.Бердяева как орудие антикоммунизма. М.Д964.

14. Барабанов Е.В. Русская идея в эсхатологической перспективе // Вопросы философии, 1990, №8. С.62-73.

15. Белый А. Начало века. Т.З, М.,1989.

16. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах юго-запада США // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

17. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1995.

18. Бергсон А. Творческая революция. М.,1997.

19. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993.

20. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1989.

22. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994.

23. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики М., 1993.

24. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

25. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

26. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

27. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990.

28. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1.М., 1994.

30. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире// Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

31. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. М., 1994.

32. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н. А. Сочинения. М., 1994.

33. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

34. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

35. Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков II Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

36. Билз Р.Л. Аккультурация // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

37. Билимович А.Д. Неискреннее христианство // Н.А, Бердяев: pro et contra, Спб., 1994.

38. Боас Ф. История и наука в антропологии: ответ // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

39. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

40. Боас Ф. Эволюция или диффузия культур // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

41. Богданов А.А. Системная организация материи // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

42. Бондарева Я.В. Христианское содержание философии Бердяева Н.А. М, 1997.

43. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

44. Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988.

45. Бухарин Н.И. Тюремные тетради. Т. 1. М., 1996.

46. Бухарин Н. И. Тюремные тетради. Т. 2. М., 1996.

47. Вадимов А. Жизнь Бердяева. Беркли, 1993.

48. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.- Киев, 1994.

49. Виндельбанд В. О свободе воли Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

50. Виндельбанд В. Платон // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

51. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

52. Виндельбанд В. Философия культуры и трансендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

53. Водовозов В.В. Открытое письмо Н.А.Бердяеву // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

54. Гайденко П.П. Мистический революционизм Н.А.Бердяева // Бердяев Н.А. О назначении человека. М, 1993.

55. Гальцева Р. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.

56. Гирц К. "Насыщенное описание": В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

57. Гирц К. Влияниен концепции культуры на концепцию человека // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.5.8.Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

58. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987.

59. Деборин A.M. Развитие и противоречия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

60. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. М., 1994.

61. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. М., 1995.

62. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. М., 1996.

63. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. М., 1998.

64. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа («Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1992.

65. Дьяков В.А. Славянский вопрос и русская душа в мировоззрении Н. Бердяева (предоктябрьское десятилетие) // Славяноведение, 1992, № 2. С. 60-65.

66. Ермичев А.А. «Я всегда был ничьим человеком» // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

67. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

68. Живов В. О сомнительном и недостоверном в историософии Н. А. Бердяева// Новый мир. 1992, №10.

69. Жозеф де Местр. Размышления о французкой революции. М., 1996.

70. Жозеф де Местр. Санкт-петербургские вечера. М., 1997.

71. Зеньковский В. История русской философии. Т.2, Л., 1991. 73.3еньковский В. Проблема творчества. По поводу книги Н.А.Бердяева

72. Смысл творчества. Опыт оправдания человека». // Н.А.Бердяев: pro et contra., Спб., 1994. 74.3иммель Г. Изменение форм культуры // Зиммель Г. Избранное. Т.1. М., 1994.

73. Зиммель Г. Индивид и свобода // Зиммель Г. Избранное. Т.2. М., 1994.76.3иммель Г. К вопросу о философии истории // Зиммель Г. Избранное. Т.1.М., 1994.

74. Зиммель Г. Кризис культуры //Зиммель Г. Избранное. Т.1. М., 1994. 78.Зиммель Г. Поднятие и трагедия культуры Н Зиммель Г. Избранное. Т.1.М., 1994.79.3иммель Г. Проблемы исторического времени // Зиммель Г.

75. Иванов В.И. Старая ли новая вера ? // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

76. Ильин И.А. Кошмар Н.А.Бердяева // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

77. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Сочинения. Т.1.М, 1996.

78. Ильин И.А. О сопротивлении злу: открытое письмо Бердяеву // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

79. Ирибадтаков Н. Клио перед судом буржуазной философии. К критике современной идеалистической философии истории. М., 1972.

80. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1994.

81. Карев Н.А. Философия дворянина нашего времени или откровения Николая Бердяева о социализме, революции и пролетариате // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

82. Карнейро P.JI. Культурный процесс // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

83. Карсавин Л.П. Н.А. Бердяев «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»; «Конец Ренессанса (к современному кризису культуры»)// Н.А. Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

84. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

85. Карсавин Л.П. Поэма о смерти // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

86. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993.

87. Кафанья А.К. Формальный анализ определений понятия "культура" // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

88. Кизеветтер А.А. О «русской душе»//Н. А. Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

89. Киприан, архимандрит. Верующий вольнодумец // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

90. ЮО.Коган М.С. Философия культуры. Спб., 1996.

91. Крёбер А.Л. Конфигурации развития культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

92. Крёбер А.Л. Стиль и цивилизация // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

93. ЮЗ.Кроче Б. Антология сочинений по философии. Спб., 1999.

94. КувакинВ. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976.105 .Левицкий С. Бердяев: пророк или еретик // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

95. Юб.Левицкий С. История русской философии. М., 1995.

96. Ленин В.И. Избранные произведения. М., 1980.

97. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

98. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

99. Ю.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н.Восток,

100. Россия и славянство. М., 1996.

101. Ш.Леонтьев К.Н. Владимир Соловьев против Данилевского // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

102. Леонтьев К.Н. Записка отшельника // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

103. З.Леонтьев К.Н. Кто правее ? Письма к Владимиру Соловьеву //Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

104. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

105. Леонтьева О.Б. Историческая концепция Н.А. Бердяева. М., 1996.

106. Лесли А.Уайт. Понятие культуры И Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

107. Лич Э.Р. Структурное исследование мифа и тотемизма // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

108. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1993.

109. Лосев А.Ф. Логика символа // Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1993.

110. Лоскутов В. Семочкина М. Опыт философии общей судьбы или был ли Бердяев антимарксистом ? II Параллели: Россия-Восток-Запад -Вып. 1.С. 91-108.

111. Лосский И.О. Идеал-реализм II Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

112. Лосский И.О. История русской философии. М., 1994123 .Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

113. Луппол И.К. Бердяев // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

114. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

115. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

116. Мейер А.А. Новое религиозное сознание // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

117. Мёрдок Д.П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

118. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического // Вопросы философии. 1994, № 3.

119. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1992.

120. Ницше Ф. Так говорит Заратуштра // Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1992.

121. Орлов И.Е. Случайность, причинность и необходимость // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

122. Ортега-и-Гассет X. Положение науки и исторический разум // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

123. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

124. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

125. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1995.

126. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.

127. Полторацкий Н.П. Н.А.Бердяев. Философия эсхатологического анархизма // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.142 .Поляков JI.B. Мессия XX века (Судьбы России sub specie Николая Бердяева) // Параллели: Россия-Восток-Запад. Вып. 1., С. 66-90.

128. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1995.

129. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992.

130. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992.

131. Радклиф-Браун А.Р. Методы этнологии и социальной антропологии //Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

132. Радклиф-Браун А.Р. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

133. Редлих Р. Философия духа Н.А.Бердяева. Франкфурт на Майне, 1972.

134. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Спб., 1997.

135. Риккерт Г. Философия жизни // Риккерт Г. Философия жизни., Спб, 1997.

136. Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни. Спб., 1997.

137. Розанов В. «Святость» и «гений» в историческом творчестве // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

138. Розанов В. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

139. Розанов В.В. Идеи миссионизма. По поводу книги Н.А.Бердяева "Смысл творчества" // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

140. Розанов В.В. Новая религозная философская концепция. Николай Бердяев. "Смысл Творчества. Опыт оправдания человека" // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

141. Сартр Ж. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

142. Сикорский Б.Ф. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал, 1993., № 9-10. С. 101-110.

143. Скворцов-Степанов И.И. Марксистская фмлософия и естествознание // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

144. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соловьев B.C. Сочинения. Т.2. М., 1988.

145. Соловьев B.C. Оправдание Добра. Нравственная философия // соловьев B.C. Сочинения. Т.1. М., 1988.

146. Соловьев B.C. Чтение о богочелочестве // Соловьев B.C. Сочинения. М., 1997.

147. Соловьев B.C. Тайна прогресса // Соловьев B.C. Сочинения. Т.2. М., 1988.

148. Сорокин П. Из рукописного наследия // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

149. Сорокин П. Общая социология // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

150. Сорокин П. Социокультурная динамика // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

151. Сорокин П.А. Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

152. Сухов А.Д. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX -нач. XX века. М., 1989.

153. Тареев М.М. Религия и общественность //Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

154. Тейяр де Шарден. Божественная среда. М., 1992.

155. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

156. Титаренко С.А. Николай Бердяев: Антропология как основание постижения культуры. Ростов-на-Дону, 1996.

157. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

158. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1994.

159. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

160. Уайт JT.A. Государство церковь: его формы и функции // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

161. Уайт Л.А. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

162. Уайт Л.А. Концепция эволюции в культурной антропологии Н Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

163. Уайт Л.А. Наука о культуре // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

164. Уайт Л.А. Экономическая структура высоких культур // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

165. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры К Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

166. Февр Люсьен. Бои за историю. М., 1991.

167. Федотов Г.П. Бердяев мыслитель // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

168. Фейблман Д. Концепция науки о культуре // Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

169. Фейблман Д. Типы культуры Антология исследования культуры. Т.1. Спб., 1997.

170. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

171. ФранкС.Л. Духовные основания общества. М., 1992.

172. Франк С.Л. Душа человека // Франк С.Л. Предмет знание. Душа человека. Спб., 1995.

173. Франк С.Л. Знание и вера // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

174. Франк С.Л. Свет во тьме. И Франк С. Л. Духовные основания общества. М., 1992.

175. Франк С.Л. Философские отклики. Новая книга Бердяева. // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

176. Фрейд 3. Психология бессознательного. Лекции. М., 1988.

177. Хайдегер М. Бытие и время. М.,1998.

178. Хайдегер М. Время картины мира// Время и бытие. М., 1993.

179. Хайдегер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993.

180. Хайдегер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993.

181. Хайдегер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М., 1993.

182. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. Спб., 1999.

183. Четвериков С. Открытое письмо Бердяеву // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

184. Четвериков С., О мировом зле и спасающей церкви. По поводу статьи Бердяева "О христианском пессимизме и оптимизме" // НЛ.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

185. Чуева И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. Л., 1969.

186. ЧуеваИ.П. Критика идей интуитивизма в России. М.-Л., 1963.

187. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М., 1991.203 .Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1993.

188. Шестов Л. Н. Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

189. Шестов Л. Похвала глупости // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.187

190. Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону, 1973.

191. Шпет Г.Г. Историзм и новая философия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дисскусии 20-х годов. М., 1990.

192. Яковенко Б.В. Философское донкихотство // Н.А.Бердяев: pro et contra. Спб., 1994.

193. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

194. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

195. Lowrie D. Rebellions prophet. A life of N.Berdyaev. N.Y., 1960.

196. Copleston F. Philosophy in Russia. Univ. of Notre Dame, 1986.1ЯН