автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественная деталь в романе Садриддина Айни "Рабы"

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Абдурахимов, Амирхуджа Кабутович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Художественная деталь в романе Садриддина Айни "Рабы"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная деталь в романе Садриддина Айни "Рабы""

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРУ ««.РУДАКИ

?ГБ ОД 1 3 МАЙ 1397

На прш рукописи УДК 891550.092

АБЛУРА ХИМОВ АМИРХУЛЖА КАВУГОВИЧ

Художественная деталь, в романе Садридднка Айни "Рабы"

10.01.03 • Лмткргтур* страд нового мрубсм*

АВТОРЕФЕРАТ

А»ссе{гг.иу1И 1» соискание ученом степей* ■индидтз филологических наук

Душанбе -> 1997

Работа выооллеиа в Институте хзыка и литературы им.Рудахи Академии наук Республики Таджикистан

Научный руководитель - Шодикулоа X. - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник.

Офяаи.1Л1>иые оппоненты: Бобокалонава Дж.К диктор филологических ваук, профессор;

Кучаров А. кандидат филологических ваук.

Ведущая »(Л-аинзапиа Таджикская государствеаы£ На^вомаьчьныя

Укамротп.

Защита диссертации состоится 'Л" Ж^А 1997г. в " ф 'часов на заседании Диссертационного Совета Д.013.06.02 но защите диссертаций на соискамне учений степени доктори филологических иаук яри Институте языка к литературы им.Рудакя АН Республики Таджикистан (734025.г. Душанбе, пр. Рудакн.21).

С диссертацией можно оаиакомип-ся и библиотеке Института языка и литературы нк.Рудакн АН Республьки Таджикистан.

Автореферат разделай '/О^7' 1997г.

у.

чеяы» секретарь

Диссертационного Соягта )

•»адидат филологических иаук Х.Шодикулов.

У

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Объект исследования. Объектом исследования является роман-эпопея основоположника таджикской советской литературы Садрэдди на Айни "Руломон" ("Рабы").

Актуальность темы и степень ее изученности. Художественная деталь (детализация), несмотря на то,что является наиболее продуктивным и , ключевым поэтическим средством изображения, без участия которого не может обойтись ни одно мало-мальски интересное произведение художественной литературы и искусства, малоизученное, пожалуй, почти что не исследованное звено в таджикском литературоведении. Хотя прошло более 150 лот, когда слово "деталь" как научный термин литературоведения и, стало быть, как изобразительное средство, заслуживайте внимания ученых, была упомянута В.Б.Белинским1, первые статьи и монографии о детали в русском, украинском, белорусском, узбекском.... литературоведении появились недавно -30-35

лет тому назад.

Почта столько же минуло с тех пор, когда Ф.Энгельс в своем письме к английской писательнице- социалистке Маргарет Гаркнесс выдвинул известное определение реализма, которое надолго попало в центр внимания критиков, теоретиков и историков литературы; "На мой взгляд, -писал тогда 'О. Энгельс,- реализм подразумевает, помимо правдивости деталей (подчеркнуто нами -А.А), правдивость воспроизведения типичных . характеров в типичных обстоятельствах."2

То ли потому, что письмо это на русском языке было опубликовано 'лишь в 1933г., то ли потому, что взгляд В. Г. Белинского на "деталь" не был поддержан в научных кругах его эпохи, словом, должным образом о ней заговорили только в нашем столетии, и то начиная с 30-х годов.

Проблемы детали я детализации первым долгом привлекли внимание выдающихся теоретиков русской литературы и лингвистики. За ним последовали ученые республик бившего СССР, написавшие,

1 Белинский В.Г. Разделение поэзии на рода и зида. Избранные труди, в 4-х тт., т.З, М.,1954 , с. 345-346.

2 К. Маркс и. Ф.Энгельс. Об искусства, в тт., т.1, И. 1957, о 11.

наряду с общими трудами по теории и поэтике, также и диссертации и ряд концептуальных статей о детали.

Появился ряд трудов о мастерстве, стиле и творческой лаборатории таких мастеров реалистической прозы, как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, И.О. Тургенев и Л.Н. Толстой. А.П. Чехов и А.М.Горький, где но обойдены вниманием а г.рослеш детая: и детализации.

Вполне естественно, что вопроси художественной детали и оТ'*р применения этого изобразительного сродства затронута в ¡м с различных позиций.

Однако, подводя итоги своим поискам по проблеме, все они приходят к общему заключен.:*), которое можно шраг.ить словами Г. Поспелова:-Деталь в художественном произведении имеет величайшее. если не сказать, самое основополагающее, т.е. цементирующее значение

Серьезность проблемы не могла оставить в стороне от участия в ее исследовании и таджикских учешх, заговоривших о художественной детали такжо с конца 40-х и середины БО-х годов. От первых упоминаний слов "ЧУзъ" ("деталь"), "чуэтийт" ("детали"), "«узъбандй" ("детализация") и "тафсклот" ("подробности") ■ в моногрофт и диссертационных исследованиях, дагвящеюшх общетеоретическим проблемам, таджикское литоратуро-воднние к концу 60-х- началу 70-х годоз достигло уровня анализа роли детали в отдельно взятом или ряде художественных произведения, хотя она вновь рассматривалась в кстекста с другими проблемами теории и поэтики. К настоящему промели оно пришло к трудам, где художественной детали и е- роли отв-д-чш отделите главч в больших работах. Примечател! но, что выводу, с\г."лпшше в этих работах, в главных деталях совпадав с выводами :;чрубеж-1шх (русских) и отечествошшх (таджикских) авторов: т.е. роль детали в искусстве и литературе исключительно велика. Исходя из этого, "исследованию роли художественной детали в приизю-дениях современных таджикских писателий"4 следует уделить более серьезное ьнимание.

^ Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. V., 1970, с.3^4.

^ Ходжаева М.Ю. Проблемы индивидуального стиля и стилеьих течений в современной таджикской щ>!зе 7о-х -начала 90-л годоь. АДД, Душанбе, 1995,с.ЗЬ

Как показали исследования, по исскуству "обнаруживания" и применения деталей можно судить о художественных достоинствах стиля художника, об уровне его мастерства в создании портретов, психологических образов, характеров и даже об эстетическом видении писателя.

Тзким образом, важность темы и недостаточная ее разработанность в таджикском литературоведении определили актуальность темы и необходимость ее ма;ю графического исследования. По этой же причине автор диссертации счел необходимым осветить тему на примере одного из выдающихся произведений реалистической таджикской прозы, каковым,на наш взгляд, является монументальный роман-эпопея Садриддина Айни -Рабы" (1934).

Выбор темы. Дополнить вышесказанное оО актуальности темы можно лишь тем, что роман "Рабы" С.Айни дает исчерпывающий материал для исследования вопросов, связанных с ролью и мостом детатл в творческом процессе. К тому то роман "Рабы" представляется произведением, отражающим достижения современной таджикской прозы за несколько десятилетий. Исследование темы о роли детали в "Рабах" будет служить основополагающей почвой для изучения ое в последующих и богатых в этом отношении произведениях самого С.Айни - "Смерти ростовщика", "Воспоминаниях", а в дальнейшем и других 'художников слова. Творческий опыт Айни, как. известно, имеет огромное значение для становления и развития таджикской реалистической прозы в целом.

Цели и задачи работы. Предмет исследоБакия-роман• "Рабы" позволяет судить о том, насколько разнообразной является деталь и как велика ее роль в художественном переосмыслении действительности. Это обстоятельство и определяет наши цели и задачи, которые выражаются в следующем:

1. Дать краткую характеристику степени разработанности проблемы в русском и более подробно-таджикском литературоведении по той причине, что такой обзор осуществляется впервые.

2. Выявить национальные и инонациональные истоки и источники ровдения художественной детали и терминов обозначения этого изобразительного средства.

о. Проанализировать деталь и ее значение на примере "Рабов", а именно:

а) в изображении Сыта и образа жизни; ■

О) в создании портрета;

в) в индивидуализации языка персонажей;

г) в описании социально-емких картин природы.

4. Выявить новаторские черты обращения С.Лйни к возможностям художественной детали и богатств этого средства поэтики.

5. Обозначить* хотя бы пунктирно, дальнейшие задачи изучения детали в таджикском литературоведении.

Научная новизна. В диссертации, таким образом, впервые в таджикском литературоведении предпринята целенаправленная попытка исследования роли и места художественной детали на примере одного произведения таджикской реалистической прозы. Также впервые в этой работе дано определение детали (детализации) как одного из важнейших изобразительных средств, способов проявления творческого мастерства и стиля, дана краткая характеристика, истории и степени изученности проблемы в таджикском литературоведении. Наш предпринята также попытка классификации видов и форм художественной детали.

Методология исследования следует традициям, принципам и опыту отечественного и мирового литературоведения. В процессе работы над темой автор опирался на методологические и общетеоретические выводы, сделанные в трудах В.Шкловского, Ы.Бахтина,В.Виноградова,Г.Поспелова,В.Жирмунского, М.Шукурова, Л.Демидчик, И.Брагинского, М.Ходааевой и др. исследователей.

Практическое значение исследования. Диссертация может служить материалом при создании учебников и учебных пособий по поэтике, при написании истории прозы, эпической поэзии и драматургии, при чтении лекций, спецкурсов и спецсеминаров.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах докладов, опубликованных в журналах И научных сборниках, в научных докладах и сообщениях, прочитанных автором на региональных и межвузовских • конференциях, состоявшихся в гг. Кулябе и Курган-Тюбе (1991-1993), ва "Айнийских чтениях" (1996). Диссертация обсуадэна на расширенном заседании Отдела современной таджикской литературы и литературных связей (10 декабря 1996, протокол *?), секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики

Таджикистан (31 января 1997г. протокол *6) и рекомендована к защите.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также перечня использованной литературы.

Содержание диссертации •

Во введении обосновывается диссертабельность темы и ее актуальность на данном этапе, развития таджикского литературоведения. Здесь же дается краткий обзор истории проблемы, определяются цели и задачи исследования, методологические основы и структура работы.

Первая глава диссертации- "История изучения художественной детали" - посвящена проблемам истории и теории художественной детали в научной литературе. При этом автор исходит из того, что в нашем литературоведении отсутствует специальная работа, в которой бы рассматривались, роль и место этого весьма важного художественного средства с различных сторон. В диссертации. подробно и в хронологической последовательности галозкены содержание и главная суть основных трудов русских, узбекских и таджикских ученых, в которых так или иначе затронута вопросы художественной детали и ее роли в !1!т«ратурном произведении. В нашей работе речь идет также о >азновидаостях детали, формах и способах детализации, шзвернута небольшая дискуссия вокруг диссертаций и статей, :оторые в разной степении касаются этой проблемы.

Изучение истории вопроса показало, что определение детали :ак одного из средств изобразительного искусства и суждения о е разновидностях впервые появились'в гаиге Г.Поспелова "Теория итературы". Из этой книги выясняется, что слово "detail", удучи французского происхождения, обозначает "часть, частицу', олю,подробность, мелкую часть, мелочи"...5 и в качестве худо-ественного средства выполняет вамше функции в литературном роизведении.

Свои определения сути и роли детали в художественном роизведении Г.Поспелов иллюстрирует примерами из творчества .В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого. Он же зет и первую классификацию детали, в соответствии с .которой

Поспелов Г.' Теория литературы. М., 1940, с.165.

выделяются I) тематичесикие; 2) композиционные; 3) стилевые ее разновидности.

В дальнейшем,хотя и слово деталь сохранил за собой терминологические параметры определения и основные его Функции без особых изменений,однако классификационная ее характеристика претерпела значительные изменения. Первым на этот аспект проблемы обратил внимание в 50-х годах Борис Подольский. В своей статье "Рождение художественной детали", а затем и в других публикациях,посвященных этой теме, вЕТор подробно останавливается на многообразии форм детали. При этом он сравнивает деталь с поэтической фигурой "метонимия", которая не называет предмет прямо, а "прячет" его за иносказанием. Ставя эти два понятия в один ряд, Б. Подольский предлагает принять деталь в качестве наиболее гибкого, многостороннего тропа.

В классификации В.Подольского детали бывают "бытовыми и отображающими .образ жизни, производственными, пейзажными, психологическими, портретными, чувственно-эмоциональными, речевыми, сатирическими, гротескными, остроумными ..."б и т.д.

В нашей диссертации высказывается мнение о том, что классификация Б.Подольского более соответствует истине, хотя и в ней не все представляется бесспорным.

В контексте с другими вопросами стиля-и мастерства еще до Б.Подольского, а затем и в последующих десятилетиях в трудах В.Виноградова о реалистической прозе, теории стилей и стилистике7, в теоретических работах Г.Поспелова8, исследованиях Л.В.Щербы по лингвистике^, В.Жирмунского по поэтике10, в монументальных работах В.Шкловского и М.Бахтина о

^ Подольский Б. Рождение художественной детали. Знамя, 1954, Мб, с.188.

7

Виноградов В.В. О художественной прозе. М.Л., 1930; ого «у: О языке художественной литературы. М., 1959; его же. Проблем-) . авторства и теория сталей. М., 1961; ого же-.Сталистика, теории поэтической речи, гюетика. М., 19б4; его 0 теории художественной речи. М.,1971 и др.

о

Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1940: его же; История ■русской литературы *■« в., М., 1962; его же; Проблемы литур-;-турного стиля. М., 1970 и др. о

Щерба Л.И. Избранные работы по языку. М., 1959.

10

Жирмунский Б.И. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.

1 1

стилистике и поэтике и др., в той или иной море затрагивались вопросы, связанные с природой художественной детали и ее роли в образном постижении действительности, в реалистической литературе и, особенно, в произведениях прозы.К этому циклу работ можно отнести и .другие общетеоретического характера исследования, посвященные проблемам мастерства, стиля и стилевых течений12, где затронуты и вопросы детали. Этот цикл замыкают высказывания писателей о творческой работе1^, где в той или иной форме и степени предметом размышлений становится и деталь.

По нашему мнению, наиболее удачное определение художественной детали, как научного термина и ее функций в литературе и исскустве, на основе которой- разворачиваются суждения в трудах ученых, дано в КЛЭ:

"Деталь художествмшая" (от французского detail— подробность, мелочь)- выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и . идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к детали художественной относят преимущественно подробности предметные ь широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, инте-

11

Шкловский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. ■ Заметки о прозе русских классиков. М., 1955; его же: Художественная проза. М.,"1961: его же: Повести о прозе. М.,1966; Бахтин М.М. Очерки по истории русского литературного стиля.М. »1977; его же: Эстетика словестного творчества. М., 1979: и др.

1 °

Ваймана С.Т. Проблема типического в литературном наследии. АКД. М.,1957: Галанов Б.Е. Исскуство портрета. М., 1967: его же: Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974; Голубков М. Мастерство Чехова. М., 1958; Костин E.H. Проблема художественного психологизма в "Тихом Доне" М.Шолохова. Вильнюс,1979; Нагибин Ю. Размышления о рассказ«?. М.,1964: Петров С. Реализм. М., 1964: его ке: Тайны творчества. М.,1964: Прянишников Н.Е. Проза Л.Н. Толстого. М., 1959; Шамота Н.3.0 художественности. М., 1958 и др.

0 писательском труде. Сб.статей. М.,1955; Мастерство русских классиков. Сб.статей и размышлений. М., 1959; Писатели о своем ■труде, в 2-х тт. М. , 1961-1962; Антонов С.П. Письма о рассказе, в 2-х тт.М.,1961 И'19б4; его же: Я читаю рассказ.М., 1973 и т.д.

рьера, частной ситуации, а также субъективной реакции, действия и речи, когда она становится предметом воспроизведения (т.н. речевая характеристика)"14.

Как изложено в диссертации, определение КЛЭ, будучи как бы нормативным, вызывает, однако хе, разные суждения, и каждый специалист рассматривает его по-своему. Но бесспорно опять-таки другое: говоря об истории, о разновидностях и сфере применения детали, ученые приходят к единому мнению о том, что как изобразительное средство и компонент мастерства, "деталь" обозначилась в раннюю эпоху становления реалистической прозы, служила и продолжает служить гарантией жизненной достоверности и художественной правды.

Объектом же конкретных исследований русских ученых, как мы уже упомянули.проблемы художественной детали стали в 50-з года. Начавшись со статей1-', написанных в порядке дискуссий и в ходе анализа отдельных произведений, в 60-е годы этот процесс достигает обобщающих исследований16.

Начатый русскими учеными исследовательский процесс был поддержан узбекскими и белорусскими коллегами, посвятившими проблеме художественной детали ряд статей, диссертаций и книг17. В последующие десятилетия проблема детали привлекает внимание казахских и украинских литературоведов, о работах

Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Изд-во 'Сов.энциклопедия' , М.,1978, т.9, доп., с.267.

15

Абрамович A.M. Художественная деталь. Новая Сибирь-, 195Ъ, №32; ДоОин Е.С. Природа детали. Honiifl мир, 1955. Курова К.Л. Деталь и замысел. -Сов.Казахстан", 1953, Ю■■ Подольский Б.Н. Рождение художественной детали. -Знамя-, 1954, его же.-О деталях-детальнее. "Сов.Украина , 1955.^1: Чистоъ К. Художественный замисел и поэтическая деталь. На рубеже , 1956, №4: Щеглов М. Верность деталей. -Носый мир-, 1957, Jf'1 и др.

16 Добин Е.С. Герой. Скжет. Деталь. М. -Л., 1962; его же. Иску-ство детали. Л., 1975: его же; Сюжет к действительность. Исску-отво детали. Л., 1981.

17

Корматов У. Детал ва тафсилот (Детль и подробности), -Совет мзктаби , 1966.JH; Умуров С. Детал - изтопар кумакчиси (Деталь -спутник следопыта), Шарк юлдузи , 1967 ,Ж2; Норматов У. Деталь и подробности в рассказе. Сб.статей -Вопросы узбекской литературы-, Ташкент, 1962; Умуров С. Роль художествеиной детали н изображении характера и обстоятельств в прозе А.Кэххарэ. АКД, Ташкент, 1967: Гьрдэ^' А.К. Прэ майстэрствз детал«. Минск, 1969 и т.д

которых более подробно говорится в диссертации. Здесь ке мокно заключить, что мнения большинства исследователей о природе художественной детали совпадают и по ним "свойство счастливо найденной детали заключается в ее способности возбудить результативное ощущение всего, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, с быстротой молнии прочуствовать все промежуточные ступени познания предмета ,.."18. ■

, Сказанное Е.Добиным - "смысл и сила детали в том, что в бесконечно малое вмещено целое"19, очень емко и точно определяет назначение и суть этого художественного средства. Заключая свои теоретические суждения, Е.Добин пишет: "деталь является миниатюрной моделью искусства; выразительницей: в индивидуальном характере- типа; « цепи единичных событий- времени, истории; в частной коллизии — противоречий в обществе; в отдельных судъбах-закономерностей эпохи" 20. И коль скоро ни характеры, ни обстоятельства невозможны, немыслимы вне "бесконечно ммых моментов" (определение Л.Н.Толстого), и "деталь - это стиль" (определение Е.Добина), то, как важнейший показатель мастерства, она требует к себе должного внимания.

Большая часть первой главы диссертации отведена характеристике проделанных таджикскими литературоведами работ по стой проблеме. Как показало наше исследование, деталь как средство художественного изображения привлекла внимание теоретиков таджикской литературы еще в средние -века. Высказывание Нзскр-ад-дина Туси о том, что "изображенный предает не должен быть точной копией.того, что есть на самом деле"21.говорит о дета.™ в художественном творении, о важном ее значении как средстве изобразительного искусства. В диссертации подробно излагается и многочисленными примерами иллюстрируется не только эволюция самого термина от "одного предмета", "одной маленькой веши", "мелочи" до "детали

18 Антонов С. Письме о рассказе, в 2-1 тт. т.2., М., 1964, с.165.

Добин К. Искусство дс-тали. М. -Л., 1975, с.12.

20 Добил Е. Там я».

*" Фанни ше-^р. Душанбе , 1985, с.156.'

действительности", "детализации", "деталей и подробностей" и т.д., но также большое место в ней отведено вопросам роли и места детали в типизации образов и обстоятельств, в создании характеров и в исскустве портрета, в индивидуализации речи персонажей и т.д.. Художественная деталь в современном понимании термина и как важнейшего показателя стиля становится таким образом, предметом внимания таджикского литературоведения уже в конце 40-х- начале 50-х годов. От первых упоминания слов "деталь" и "подробности" в монографиях и.диссертационных исследованиях И.С.Брагинского"22, Ю.И.Бабаева2^ и С.Ш.Табарова24, таджикское литературоведение в конце 60-х- начале 70-х годов достигло уровня анализа роли детали в художественном произведе нии. и вполне понято-не в отдельно взяток научном труде, а I контексте вопросов о мастерстве и стиле25. Сейчас можно назван ряд работ отечественных литературоведов, где художественно! детали и ео роли отведены отдельные главы, посвящены специальные разделы исследований.26 О роли детали в художественном

р?

Брагинский И.С. Садриддин Айни. Сталинобод, 1943; его же Жизнь и творчество Садриддина Айни. V., 1939. и т.д.

^ Бабаев Ю.И. Жанри таърихй ва романи Туломон--и С.АЯнй,

Сталинобод, 1948. ■р,

Табаров С.Ш. 'Рабы С.Айни как исторический роман. АКД, Сталинобод, 1949.

Отахоновэ X. Рахим Чалил во ачодиети у. Душанбе, 1962: Шукуров М.Ш. Хусусиятхои гояиию бядеии Елдоштхо -и устод Айни. Душанбе: Дониш, 1966: его ПроСлчмы жанра и стиля в современной таджикской проз«». АДД, М., 1970. >то »;•• Диди &с-тетикии халк ья насри реалисти. Душанбе: Ипфош 1973. его же: Пахлухои тадкики бадей. Душанбе: Ир}юн 1976 и т.д.; СаЯфул-лоев А. Романи устод С.Айни -Дохунда . Душанбе: Ирфол, 1966; его же: Мактаби АЛли. .Душанбе; Иррои, 1978 и т.д.; Демидчих Л.Н. Реалистическое обновление таджикской прозаической традиции. АДЦ,Душанбе, 1973; ее же: Нпсри солхои 30-см. Дар силси-лаи -Таърихи адабиети советии точик , дар 6 чилд, ч .2. Душанбе: Дониш, 1978: Бакозода Дж. Черти нового, Душанбе: Дониш, 1974; его ке-.Чусту чухой бадей дар насри точки. Душанбе: Ирфси 1982: его же: Нависанда ва идеали замон. Душанбе-. Ир$он, 198? Набиев А. Проблемы психологизма в современной таджикской проз АКД, Душанбе, 1981; его же: Тасвири олами ботинии инсон, нави санда ва замок. Душанбе, Адиб, 1987; его же: Шаклхои тасвири бадей ва фаьолияти эчодии нависанда. Дар кит.Чустучухой эчод дар адабиети хозираи точик, дер 2 чилд, ч.2, Душанбе: Дониш, 1988. 26

Муллоджанова З.А. Стиль оригинала и перевод (к проблем изучения прозы С.Айни).Душанбе: Дония, 1976; Имомов М. Песку

произведении писали и продолжают писать, но в контексте других проблем те же М.Щукуров, А.СайФуллаев, Л.Лемидчик, М.Ходжаева, Дж. Еако-заде, А.Набиев, а также Х.Шарипов, Р.Мусульмониен, Р.Гаф1аров, М.Раджабов, Р.Рахимова27 и др. исследователи. Не вдаваясь в подробности суждений авторов названных и неназванных здесь трудов, что сделано в диссертации, можно лить констатировать, что создание лвтат-это исскуство и как важный элемент стиля и мастерства ее роль в творчестве писателя поистине колоссальна. Как показывают исследования, "конкретные детали все больше входят в ткань прозы" (М.Ходжаеваь И коль скоро по тому, как тот или иной писатель пользуется этой палитрой, можно судить не только о его мастерстве, но даже и о его эстетической видении, о мировоззренческих принципах и идейной позиции писателя.

В этой связи автор диссертации не ограничивается описанием проделанных таджикскими учеными работ, но и вступает с некоторыми из них, например* с З.Муллодаановой, М.Имомовым, М.Ходжаевой в полемику. Как выясняется, в определении сути задач и >}орм детали и детализации существуют различше мнения. Особенно ого заметно в отношении детали и подробностей. Если в отдельных трудах (М.Шукуров, А.СайФуллаев, Л.Лемидчик, Дж.Бако- заде к частично З.Мулждаянова) понятая • "деталь" ..и

стгю портрета в прозе С.Айни, АКД, Душанбе, 1990; Ходжаева М.Ю. Проблем» индивидуального стиля и стилевых течений в совре- менной таджикской прозе 70-х начала 90-х годок. АДД,Душанбе, 1995 и ее книги Дар чустучуи чони сухан (В поисках души слова), Худзкавд, 1993; Масъалахои сабкпшноси (Проблемы стиля), Худжанд, 1994: Тадкики услуби осори адаби (Принципы анализа стиля художественного произведения), Худжанд, 1994.

27 Щукуров М.Ш. Насри солхои 1945-1974. Дар силсиляя -Таърихи адабиети советии точик", дар б чидд, ч.^. Душанбе- Доншя, 1990: его ж-з: Обновление. Таджикская проза сегодня.М., Сов. пис.,19ь6; его же: Насри реалистм ва тахаввули шуури эстетики: Душанбе: А дно, 1987; Шару-Ч® X. Услуб в а камолоти су .хан. Душанбе: Ир}»н, 1 его : Теоретические вопросы прозы в

тэдаихско-п^роидеких памятчикэх классического периода. АЛД, Душанбе, 198-9; Мусулчонпен Р. Няззргяи адабиет. Дуианбе: Маориф, 1990; Гаф^зров Р., Камолнддинов В., Хоши.чоз С. Услубшмоси. Китобн дарси. Душанбе: Маориф, ''985; Рачзби М. Тадккки таърпх-тядкикн характер. ДушичИе; Лдна, 1990; Рахтасвя Р. Пс::холо1ч1-м и углуО'леги-* социального анэлиоэ в художественной нроге. ЛХД, Душанбе, 1995 и т.д.

"подробности" употребляются как синонимы или как два взаимодополняющих вида изобразительного средства, то в других трудах (М.Имомов, Ы.Ходкаева) они рассматриваются как самостоятельные категории. Как нам видится, хотя действительно деталь и подробности представляют собой разновидности одних и тих же мелочей, малих моментов и т.п., между ними имеется достаточно существенная разница.Будучи одинаковыми средствами.приданными расширить образно-смысловое восприятие«, рельо^мее передать гуть полого, они достигают эту цель различными способами. Деталь, как верно замечает Е.Добин, "тоготеет к одшичности", а подробности "воздействуют во множестве", и потому нагромоадокиэ произведения подробностями, порой даже интересными, может "утомлять внимание" (Чехов), и наоборот, умение "коротко говорить о длинных предавтах" (Чехов), одной-двуям черточками, в нескольких штрихах ьоссоздать целое имение, передать емкий м зримый портрет, картину природа и т.д., говорит об огромных метафорических потенциалах детали. Поэтому необходимо исходить из целого ряда обстоятельств, к которым относятся: произведения, события и вр^мя, легшие ь оснору сюжета и т.п. В зависимости от вышеупомянутых моментов каждый писатель пользуется возможностями детали и подробностей по-своему.

Если Л.Толстой, к примеру, "лШил повторять умело найденную деталь и возращаться к ней", то "у Чехова деталь, как правило, однократна"20. Придерживаясь выше изложенную точку зрения о рязличниях между деталью и подробностями, о почти оощих чертах детализации и подробных «гисчний (подобное ги), диссертант однако вопрос оставляет открытым, ибо ¡>'Ь-ни.* мой проблемы требует другого научного труда, самостояте.иного ее рассмотрения.

Коль скоро в нашей работе речь идет об историческом романе, все сводится к подходу, который продиктован канром и задачами, поставлешшми писателем перед собой :<ти.ч ■ произведением. Создавая исторический Сон, С.Айни избегает • шаблона, преднамеренно подчиняя изображение художественным средствам, и наоборот, оживляет, одухотворяет, разнообразит

Добин Е. Герой. Скжет. Деталь. М.-Л., 1962, с.3!)4.

данный фон необходимой деталью или удачной детализацией.

По ходу действий писатель как бы "распыляет" детали по всему произведению. А когда художественное мерило подсказывает писателю о назревшей необходимо™, цепью деталей он создает нужные художестьенно-зстетичоские, идейно-художественные картины действительности или же отдельными штрихами рисует ьажную метафорическую ситуацию. Таким образом, детали в романе "Ряби" не просто заполняют стрчншш произведения, но и выполняют Функции, создающие по-настоящему художественное произведение, а не простое жизнеописание. Благодаря детализации,Айни вире разворачивает картины реальной действительности. Они впечатляют, создавая зримый Фон событиям и pwалиям, говорят с пытливой наблюдательности писателя и умении находить мельчайшие микроэлементы действительности, плодотворно работящие на воплоще1ше художественного замысла. Более того, они служат опорой достоверности описываемых событий в романе, представляют собой обобщенный синомим реальности, о чем пойдет речь во второй главе.

Глава вторая, названная "Роль и м-3сто художествешюЯ детали в роман* "Раби", состоит из двух частей.

В первой части "Деталь- и воссоздание обрязд та.-ни и Сыта", показано, какую цементирупдую роль играют деталь и цепь деталей п раскрытии сути и содержания образа жизни и быта различных слоев общества, своеобразия общественных отношений и самого исторического процесса. С.Айни удалось воссоздать художественно емки-1, исторически достоверные кчртшш далекого и близкого исторического прошлого таджикского народа и соседствумщи с ним в Средней Азии народов. Из приведенных в диссертации многочисленных примеров нетрудно убедиться в тем, как Айни aar за шагом, от одной ситуации к другой, от одного события ко второму скрупулезно исследует исторический процесс, до мельчайших деталей ?воспроизводя картины жизни, доводит их до больших художественных обобщений. Каждая деталь,- точно подмеченная и воссозданная пером Айни в романе, раскрывает перед взором читателя типические картины истории, подчеркивает смену настроений и последовательные перемены, происходящие в обществе и в мировоззрении героев. Детали и детализация раскрывают,например, принципиальную разницу между образом жизни различных слоев общества, В сцене приводимой, например.

ниже, наиболее ярко воссозданы быт и образ жизни эксплуататорской верхушки, суть общественного строя XIX в. Речь в ней идет о подготовке к свадьбе б доме Абдурахим-бая:

"Усадьба Абдурахим-бая была прибрана и украшена так, [как] может быть, еще никогда не украшалась.

Не только весь двор подмели и полили, но и по всей махал-дв 11 )дмели и полили улицы, словно вся деревня ждала небывалых Сы1ь'1!их гостей.

А дом Абдурахим-бая весь преобразился.

Его просторную приемную комнату, где до того хозяин уныло спорил с весовщиками да приказчиками, во всю длину и ширину застелили огромным дорогим текинским ковром.

Вдоль ее стен постелили узенькие бархатные одеяла. У-входа положили одно на другое пять толстых, тоже бархатных одеял. А с четырех сторон бросили круглые пуховые подушки, прислонив их к длинному, расшитому золотом валику, с концов которого свисали золотые кисти...

Под тентом поставили в ряд широкие деревянные скамьи, покрыв их алыми кзыл-аякскими коврами, и по краям ковров расстелили шелковые и адрасше одеяла для почетных гостей.

В верблшьем стойле, помещавшемся рядом со двором, установили медные котлы такой величины, что в каждом из них можно было сварить восемь пудов рис^"29.

Описание сцен подготовки свадьбы в доме Абдурахим-бая занимает в романе несколько страниц, которые подробно рассмотрены в диссертации. Однако из вышеприведенного отрывка достаточно явствует, как дополняясь и развиваясь, молчэйшио штрихи свадебных ритуалов, вплоть до этикета приема и проводов высоких гостей, их размещения по положению и иерархии и формах их обслуживания создают зримый фон обобщенному описанию образа жизни этой категории людей, ярко показывают контрасты действительности.

То же самое можно сказать и о том, как детально опнеимет АЯни отношение-к рабам, процесс их купли-продажи как скота, положение самих рабов и наиболее низких слоев общества. В

1-7 АПли С. Рабы. Роман. Перевод с таджикского '..-¿ргея Бородина. Душанбе: 11рфон, 1970, с.83 (далее в скобках будут укяэ'лш страницы итого издания - A.A.).

диссертация проанализирована сцена приобщения в кругу- рабов юного Нокадама, только что купленного Абдурахим-баем. на невольничьем ринке. Айни при этом находит детали, которые, усиливая зрительное впечатление, готовят читателя к нарастающему процессу подъема низов против неравенства.

Также мастерски С.Айни применяет детали, когда описывает процесс роста самосознания самих героев. Они доходчиво и ' реально выражают внутреннее состояние героев, их психологию и мироощущение« Отдельными штрихами, через детали природы и быта, Айни выносит приговор среде и обществу, окружающих угнетенного человека.

Таким же образом, одним-двумя штрихами, Айни создает образ жизни и других народов, например, туркмен и казахов, особенности их быта и нравов.

Как показывают рассмотренные нами примеры из романа, поведение и характер своих героев Айни раскрывает последовательно, в процессе которого плодотворно пользуется деталью и возможностями детализации.

Детализируя события жизни, быт героев и среду окружающую их, Айни не забывает и общие вопросы, а напротив, подчиняет их тому, чтобы в конечном итоге создать типические характеры в типических обстоятельствах. Стилю Айни, ккк показывает рассмотренный в диссертации материал, присуще,таким образам, скрупулезное отношение к деталям, умение выбирать из множества деталей наиболее необходимые, способные работать на решение художественных задач образцы. Из каскада бытовых сцен или детального описания природа и природных явлений Айни создает целостные, емкие картины истории, саму эпоху в движении. Посредством удачного сочетания ' различных деталей быта и . нравов общества Айни _ раскрывает те, в» первый взгляд, малозаметные участки жизнр, которые придают "серой действительности" яркое художественное воплощение, делают страницы "Рабов" сценами, необычного художественного творчества, а не полем слепого подражания "реальной действительности".

Вторая часть второй главы называется "Художественная деталь и пути создания портрета и характера". Здесь рассматриваются три аспекта темы: а) деталь и портрет; б) роль деталей природа и пейзажа в психологическом анализе; в) деталь и индивидуализация речи персонажей.

Как показало исследование, в создании ярких, впечатляюдих портретов важную роль играют детали одежды и внешности персонажа, его поведения и т.д. Раскрывая через них характер сьоего героя, писатель тем самым создает обобщенные типы, вбиранвде в себе черты и особенности группы людей или слоев общества. Таких портретов, мастерски вылепленных Айни, в романе "Рабы" не-р ало. к тому же он одинаково умело создает портреты как полога-т.Ш п.ых, так и отрицательных героев.

Нетрудно заметить, как при индивидуализации образов Айни выделяет и находит те портретные детали, которые присущи именно этому типу людей. Так, создавая портреты положительных героев, Айни мало обращается к помощи гиперболизации, а находит такие детали, которые наполнены особыми смыслом и содержанием и основу которых составляют добро и красота. К, напротив, рисуя отрицательных персонажей, он приводит в движение как бы все возможности гиперболы, гротеска, намека и сарказма. Каждая личность, таким образом, будь она положительная или отрицательная, имеет свои определенные признаки, которые отличают их от других людей. Такими отличительными признаками выступают, в-частности, имя, возраст, пол, одежда, речь, движение и жесты другие признаки внешности. Каждая из деталей лица, глаз, бороды, телосложения (шея, рост, живот, руки и ноги), даже чалмы и другой одежды, рассмотренные, кстати, в диссертации подробно и по-отдельности, сыграли свою роль в портретной характеристике героя, в индивидуализации персонажей.

Нетрудно представить, например, читая эти строки -"ш; -\,х в пяти-десяти позади себя Хасан увидел высокого, поджарого туркмена. Чернолицого, седеющего, черноглазого. Черные брови его были густы. Усы сбриты" (25) — о ком идет здесь речь.

Внешность эта сразу наводит на мысль о том,' что Хасан столкнулся с лицом неумолимым и жестоким.. Будучи в основном черныш, все детали здесь напоминают, какая судьба ожидает впереди заставленных врасплох [в песках] людей.

Создавая образы положительных перонакей, Айни находит такие детали, которые вызывают сочувствие и сопереживание, создают- идейно и художествено-эстетические антиподы господствующим жестоким, антигуманным моделям. Ограничимся портретом. 60-летного Турдц-аги, у которого " лицо осунулось. Под глазами вздулись серые отеки. Бледный нос заострился. Мало-

кровные губи побелели. Видно было, что давно уже старику не приходилось утолять голода" . (34).

В диссертации подробно рассматриваются роль и место деталей глаз ("большие глаза", "узенькие без ресниц глаза", "глаза, всегда наполненные яростью", "слезящиеся у стариков глаза", "глаза, жаждущие крови","черные глаза","карие глаза", "глаза залачей, при виде которых сразу перед взором встанет бешеная . :обака" и т.д.), бороды ("большая борода1*, "пышная борода", •маленькая борода% "не очень большая борода", "короткая борода ; грубыми волосами") и других атрибутов внешности.

Портреты своих героев Айни стремится давать сразу по их шходу на сцену действий и, как правило, от лица повествовате-!Я. Но немало и таких эпизодов, когда портретную характеристи-;у одного персонажа Айни дает через другого персонажа. Этот [рием использован, например, при создании портретов Кутбии и ймдам-фурмы. Рисуя портрет Фатимы, Айни как бы дополняет_порт->ет ее антипода-Кутбии неокиданно новыми темными красками и т.д.

Заключая раздел, мохно сказать, что "в описаниях различ-ых деталей внешнего облика персонажа находят отражение; прежде сего, важнейшие социальное и нравственные законы, и более ого. специфика группы, прослойки, класса, народа, к которым ринадлежит персонаж, обобщенный образ.

В другом разделе главы рассказывается о деталях природы и 5йзажных зарисовках, их роли в раскрытии душевного состояния эрсонажей и описании событий. Исследование показало незау-эдное мастерство Айни в нахождении таких деталей пейзажа, >торые раскрывают душевное состояние персонажа, его характер.

Профессиональное мастерство Айни в не меньшей степени прогнется и при создании пейзажных картин природы, зарисовок, а нсжв развернутых описаний явлений природы'. Поражает воображе-й, емкость знаний писателя исторических- событий и фактов, шечательно отметить', как его память хранит мельчайшие тали и мелочи давно минувших событий, эпизодов, черты давно ©мелькнувших лиц. Так, и в создают пейзажей Айни вкладывает сь запас жизненных наблюдений и мастерство творца. Пейзажи и ртичи природы, отображенные Айни в романе "Рабы", с большей глядностыо воспроизводят в нашей памяти историю, природные ления и'психологию героев вместе с ними. Они подчинены

в

событиям описываемой действительности, тому миру героев, которых художественно воссоздает в своем произведении Айни.

В описании природы и пейзажных зарисовок Айни не ограничивается приемами, усиливающими зрительное впечатление от прочитанного. Есть детали, которые далеко выходят за пределы собственно пейзааяого описания природы. Они скорее всего отражают психологическую ситуацию, Еиражают настроенно героев или исторический момент. Подчиняя описание природных явлений своему художественному замыслу, Айни от общего плана идет к мельчай"иёЛ детализации. В диссертации на примере ряда деталей показаго- как Айни,"докапываясь" до глубинных тайн природы -будь эи-о горы, почва, пустыня и т.д., обеспечивает их активную работу на идею, не портретную характеристику образов. Мы становимся свидетелями того, как реальная деталь, удачно "заимствованная" у-природы, часто способна воплотить переломный момент в душевном состояний героя, в его характере, в течении имени. К ним можно отнести сцены с движением песков и поиски убежавших рзбов в пустыне, природу и характер движения песков в различных временах года, при различных погодных условиях.

В диссертации подроби проанализированы эти и другие пейзажные зарисоьки, способствующие емкости идей и образов, дополняющие портретную характеристик^ персонажей и психологический анализ.

Иные -детали пейзажа и природы выбирает Айни, когда речь идет о покое, о спокойном настроении людей,скажем, во .время ночного отдыха. Например:

"Песчаные холмы, как горная гряда, со всех сторон окружали степь. Ночь была тихой. Звезды, сверкая, озаряли призрачным, трепещущим светом ночной мрак. Ясное небо сияло. Звездь казались огоньками какого-то необъятного города, повисшего I небесах. Дул весенний ветер, принося в пески запах молодых гк бегов и садов, зацветающих где-то далеко отсюда. Стада спокойно лекали в загонах. Хозяева спали в своих юртах. Рабы и батраки лежали на песке, который после дневного труда казался га мягкой постелью.

"Степь молчала" (юг).

Собранные здесь в ряд, в одну цепь много деталей не

только показывают прекрасный пейзаж, но и сиюминутное настроение рабов и батраков и их хозяев.

Читатель помнит Айни-пейзажиста и знатока природа по роману "Дохунда", по детализованному описанию горного пейзажа в первой главе этого романа "Дараи Нихон". Как отмечает М.Шукуров, "писатель, взволнованно беседуя с читателем, шаг за шагом ведет его по ущелью и показывает ему удивительную по красоте горную природу".30 И здесь детали активно работают- на художественный замысел. Такой же наблюдательностью отмечены все пейзажные зарисовки, описание трироды и в "Рабах". Почти все главы романа начинаются с описания природа и все они несут художественно-стилевые шгрузки. Пейзажные детали в "Рабах" не только раскрывают фасоты природы: они раскрывают душевное состояние терсонажей, окруженных этой природой.

Другим не менее плодотворным способом создания талибских образов и характеров, чему посещен другой раздел лчботы, является индивидуализация языка персонажей. И здесь 1Йни выступает но только как глубокий знаток всех пластов 1зика и его лексического богатства, возможностей литературного [ народно-рпзговорного языков, диалектной речи и устного ¡ародного творчества, но, прежде всего, как художник, умеющий гавернуть детали языка и лексики лицом к художественным пдачпм, на решение которых направлены мысль и перо •астера прозы.

В процессе зналаоа большого количества материала мн рйзли к выводу, что Айни весьма кропотливо работает над идивидуплкзацией речи каждого персонажа, вдумчиво и к месту одЛфля каждое слово, фразу или другие языковые элементы.

диссертации приведены многочисленные примеры из речей олсштелышх и отрицательных героев,указаны на отличительные *ртн языка ряда персбнажей. Пышный лексикон представителей .часть имущих слоев населения в лице Лбдурахим-бая или Клич-эли!;«. фольклорные мотивы и народные песни, исполняемые Кал-:к-сим, отрывистая, бедная речь церемониймейстера (удайчи) и

1!!укурс-р" М. Проблемы жанра и стиля в современной таджикской юзе. АКД, М., 1970, с.52.

подобных ему прислужителей высокопоставленных особ раскрывают принадлежность каждого из них к тому или иному слою населения, подчеркивая при этом общественное положение и мировоззренческий уровень каждого персонажа, В полном соответствии с социально- историческим этикетом Айни следит за речевыми проявлениями своих персонажей, в кавдом случае создавая негговторимий типаж.

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы о проделанной работе.

В результате изучения и анализа роли и места художественной детали в отдельно взятом произведении мы пришли к выводу , что без использования детали невозможно и создание полноценного художественного произведения. Еудучи якобы "мелким" элементом изображения, деталь выступает важным средством создания больших характеров и. выпуклых портретов, исследования душевного состояния героя и постижений его психологических особенностей, воссоздания картин действительности с исторической достоверностью и художественной выразительностью. Исследование показало, что правильный выбор деталей,-высокопрофессиональное использование ее возможностей является одним из важнейших условий успеха художественного произведения. Если в художественном произведении образы раскраваются через характеры и действия персонажей, а сами характеры и их особенности - благодаря их душевному состоянию, то главная удача в этом процессе достигается через посредство художественно-изобразительных средств и в том числе- деталей. Деталь как бы приводит их в движение, цементирует события и характеры, вдыхает произведению жизнь. Роман "Рабы" в этом отношении Еыступает удачным примером. Воссоздавая картины истории народов Средней Азии от рабовладельческого периода 20-х годов XIX в. до строительства коллективных хозяйств в 30-х гг. нашего столетия, создавая образы и характеры трех поколений рабов и рабовладельцев, Айни привел в "движение" все возможности и богатую палитру деталей, проявив при этом глубокое знание истории региона, событий, произошедших здесь за более чем юо лет, нравы и обычаи, традиции и ритуалы таджиков, узбеков, туркмен, казахов, киргизов и других народов, выведенных на арену художественного действия. При атом он нашел и использовал те

детали, которые оказались наиболее к месту для портретной характеристики и психологического анализа, для воссоздания исторических событий и картин природы, образа жизни людей и бита, индивидуализации язика персонажей и подчинения их общему идейно-художественному замыслу.

Анализ роли и места детали в романе "Рабы" показал,что исследование проблемы необходимо расширить и развернуть на -примере других отдельно взятых. произведений (как Айни, так и других прозаиков),как творчества отдельных или группы писателей, так и стапов развития литературы, а тамке по яанрам и родам. Вполне очевидно, что художественная деталь, в зависимости от жа(гра и ■ специфики каждого из родов литературного творчества, имеет свои, присущие тому или другому виду исскуства, Функциональные обязанности. По крайней иере не вызывает сомнения мысль о том, что изучение вопросов потики прозы, поэзии и драмэтургии немыслимо а выглядит односторонне, если будут обойдены вниманием деталь, и кудожественняя детализация как важнейшие средства изображения.

Основные положения диссертации отражены в следующих пуб-,тиканиях:

1. Роли чузгибт дар асари бадей (Роль детали в художественном произведении). В сб. "Доклада научно-практической конкуренции ученых и молодых специалистов республики", 18-21 апреля 1Э91г., Курган-Тюбе, 1991 с. 100-юб (на тадж.языке).

2. Мав^еи ч^змюти бадей дар романи С.Айнй ' "Гуломон" (Место художественной детали в романо С.Айни "Рабы"). В сб."Тезисы Е'.ыступлений к докладов преподавателей и студентов на научно-теоретической конференции", 19-24 апреля 199ЭГ..Куляб,1993,

26-(на тадж.языке).

3. Романи "Гуломоц" х.амчун манбаи нузъийт дар адабийти <уосир (Роман "Рабы" как источник детали в современной литературе),г. "^аникати ВДлЬб", 1993, 13 нюн (на тадж.языке).

4. Роли чузъийт дар офариниши характер (Роль детали в издании характера), K."flapbê",l996,n4tc. 49-52 (на тадж.языке.).

5. Рол ва мавцеи чузъиёти бадей дар наср. Дар мисоли "Fy-юмон"-и С.Айнй (Роль и место художественной детали в прозе. 1а примере романа С.Айни "Рабы"),ж. "Адаб", 1996,N5-6 (нахо-1ится в печати с 1994Г.), на тадж.языке.

Содержание диссертации изложено также в научных докладах, .