автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная картина мира в творчестве Габдулгазиза Мунасыпова

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Тухватова, Гузель Фардиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная картина мира в творчестве Габдулгазиза Мунасыпова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная картина мира в творчестве Габдулгазиза Мунасыпова"

На правах рукописи

Тухватова Гузель Фардиновна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ГАБДУЛГАЗИЗА МУНАСЫПОВА

Специальность: 10.01.02 - литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

4850190

1 6 ИЮН 2011

Казань-2011

4850193

Работа выполнена в отделе текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Научный руководитель: доктор филологических наук

Рамеев Зуфар Зайниевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Исламов Рамиль Фанавиевич (г. Казань)

кандидат филологических наук Мусабекова Раиса Рашидовна (г. Казань)

Ведущая организация: ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

Защита диссертации состоится «30» июня 2011 г. в 1500 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по присуждению учёной степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЖ им. Г. Ибрагимова АН РТ «30» мая 2011 г. (http:// www.iyali.antat.ru/dissertacii.html). Режим доступа: свободный.

Автореферат разослан «30» мая 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета ,

доктор филологических наук доцент

A.A. Тимерханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Начало XX в. - переломный момент в развитии культуры и искусства народов России. Новой отправной точкой он становится и для татарской литературы. Меняются общественно-политические взгляды, растёт национальное самосознание, активизируется освободительное движение татарского народа. Все это находит отражение в татарской литературе начала XX в.

Татарская литература этого периода гармонично соединила и развила в себе реалистическую и романтическую традиции предшествующих веков - Средневековья и Нового времени. С XIX в. начинается приобщение татарской литературы к художественному опыту европейской и русской литератур. Всё это вызывает интерес многих исследователей к литературе данного периода, но, к сожалению, и по сей день в этой области ещё остаются «белые пятна», что связано с обстоятельствами общественно-политического или субъективного характера.

Сегодня назрела реальная необходимость исследования жизни и творчества Г. Мунасыпова, активно выступавшего в периодической печати со стихотворениями, критическими и публицистическими статьями, издавшего роман, повесть и пьесы, занимавшегося в 1917-18 гг. активной политической и общественной деятельностью.

Изучение его художественных произведений и критических статей позволит:

- сформировать более полное представление о татарской литературе начала XX в.;

- осветить проблемы, не утратившие своей актуальности и сегодня;

- представить обширный этнографический материал о национальных обычаях и обрядах татарского и уйгурского народов.

Исследование его политической деятельности дает возможность осветить покрытые до сих пор завесой молчания некоторые страницы национальной истории, показать упорную борьбу татарского народа за сохранение национальной идентичности, развитие языка, культуры и искусства, расширение политических и экономических свобод.

Исследование литературного наследия Г. Мунасыпова в контексте художественной картины мира особенно ценно с культурной, литера-

турной и духовной точек зрения. Поскольку «люди понимают и оценивают жизнь по-разному, исходя из их восприятия жизни и отношения к ней, они высказывают прямо противоположные мнения. Литература обладает способностью доводить, разъяснять эти взгляды, вызывать по этому поводу споры. Творчество писателя отражает взгляды его современников, воспроизводит картину мира, получивший распространение в обществе того времени. Произведения художественной литературы могут показать, как одна картина мира приходит на смену другой. Литература татарских писателей начала XX в. дает возможность представить эту картину»1.

К тому же в настоящее время татарское литературоведение переживает переходный период в направлении включения в научный оборот новых категорий, а соответственно и терминов. Понятие «картина мира» - одно из них, и оно все активнее используется в современных научных трудах.

Степень изученности темы. Поэт, прозаик, драматург, журналист, видный общественно-политический деятель Габдулгазиз Муна-сыпов - личность, оставившая в национальной культуре свой неизгладимый след. Но, в силу сложившейся общественно-исторической ситуации в России, о его жизни и творчестве известно очень мало, а широкому кругу читателей его имя и вовсе незнакомо. После установления советской власти его имя и творчество было вычеркнуто со страниц татарской литературы. 1931 году Г. Тулумбаевский называет Г. Мунасыпова эпигоном врага народа - «султангалиевца» Бурнаша2. Подобный классовый, вульгарно-социологический подход к творчеству был изучен Ф.Галимуллиным3.

Первую положительную оценку творчеству Г. Мунасыпова, не упоминающемуся в истории татарской литературы более 40 лет, в 1973 году дал знаменитый уйгурский писатель Кадыйр Хасанов4. В татарской литературе в 1990-е годы жизнью и творчеством Г. Мунасыпова интересуется Зуфар Рамеев. Учёный раскрывает неизвестные страницы его биографии, занимается сбором литературного наследия5. К концу

1 ЗаЬидуллина Д. Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар одобиятында фвлсэфи эсэрлэр. - Казан: Мвгариф, 2006. - Б. 3.

2 Толымбайский Г. Безнен тел тугел, татар буржуа теле // Яналиф. - 1931. -№3. - Б. 39.

3 Галимуллин Ф. Уйгырлар Ьэм татарлар // Галимуллин Ф. Табигыйлеккэ хилафлык. - Казан: Татар, кит. нашр., 2004. - Б. 196-203.

4 Ьасанов К. Уйгур к,изи Ьэккэда роман // Коммунизм туги. - 1973. - 12 июль.

5 Рэмиев 3. Тагын бер фажигале язмыш // Мирас. - 1996. -№1-2. - Б. 137-141.

XX в. в печати появляются отдельные материалы, освещающие его жизненный путь и творческое наследие, прежде всего, даётся оценка его знаменитого романа «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима», принесшего в татарскую литературу начала XX в. новые темы и идеи. В 1992 году роман публикуется в текстологической подготовке писателя и публициста Тауфика Айди6. Произведение получает высокую оценку, свое мнение высказывают такие известные литературоведы, как Р. Ганиева7, Д. Загидуллина8, Ф. Баширов9, Р. Яруллина10.

В конце XX-начале XXI в. выходит из тени и общественно-политическая деятельность Г. Мунасыпова. Р. Валиев, прослеживая историческое развитие «Забулачной республики», упоминает и Г. Мунасыпова11. И. Гиззатуллин в своей монографии о мусульманских военных организациях 1917-1921 гг. отмечает и кратко характеризует его общественно-политическую деятельность12.

Некоторая информация о жизни и творчестве Г. Мунасыпова изложена в книге «Эдаби сузлек» («Литературный словарь»13) И. Рамеева, биобиблиографическом справочнике «Татарские драматурги» («Татар драматурглары»14). В книге З.З.Гилазева, наряду с книжными изданиями начала XX в., перечисляется ряд произведений писателя15.

6 Монасыйп Г. Таранчы кызы, яки Холимнец беренче мэхеббэте / Басмага озерлоуче Т. Эйди // Эдаби мирас (Икенче китап) / Тез.-мех. Г. Г. Гыйльманов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. - 208 б.

1 Ганиева Р. К. Татарская литература: традиции и взаимосвязи / Р. К. Ганиева. -Казань: Изд-во КГУ, 2002. - 272 с.

8 ЗаЬидуллина Д. Ф. Модернизм Ъам XX йез башы татар прозасы. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 255 б.

9 Бэширов Ф. К. XX йез башы татар прозасы. - Казан: Татар, кит. нешр., 2002.-286 6.

10 Яруллина P. XX йез башы татар прозасында мэхэббэт концепциясе (Г. Ра-фыйкиныц «Вакытлы никах» Ном Г. Монасыйповньщ «Таранчы кызы, яки Хэлим-нец беренче махаббэте» асарлэре мисалында) // Проблемы филологии народов Поволжья. Материалы Всеросс. научно-практ. конф., посвящ. 135-летию МПГУ. Вып. 2. - М.-Ярославль: Ремдер, 2008. - Б. 183-187.

" ВэлиевР. Бола к а рты республикасы. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. -1606.

12 Гиззатуллин И.Г. Мусульманские военные организации (1917-1921 гг.). -Казань: Фэн, 2002. - 205 с.

13 Рами И. Эдаби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьам мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И. Г. Рэми, Р. Н. Даутов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. -Б. 52.

14 Татар драматурглары: биобиблиографик белсшмалек / Тез. Ф. Ганиева, Р.Яруллина, А. Саттарова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - Б. 171-173.

15 Гилазев 3.3. Татарская литература начала XX в. в книжных изданиях. -Казань,2005.-С. 67.

Таким образом, несмотря на наличие отдельных статей, жизнь и творчество Г.Мунасыпова по сей день оставались вне поля зрения ученых. Опубликованные материалы носят фрагментарный характер, до сих пор отсутствуют работы, посвященные системному и комплексному изучению его творчества. В татарском литературоведении данная тема не становилась объектом самостоятельного научного исследования.

Объектом исследования является жизненный и творческий путь Габдулгазиза Мунасыпова.

Предметом исследования является картина мира в художественных произведениях автора.

Цель диссертационной работы - исследование особенностей воплощения действительности в художественной картине мира в поэзии, прозе и драматургии писателя Г. Мунасыпова.

Реализация поставленной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучение жизненного и творческого пути Г.Мунасыпова на основании документальных источников, воспоминаний современников, писем, архивных материалов, а также статей, опубликованных в периодической печати;

- выявление, сбор и систематизация публицистических и художественных произведений автора;

- освещение общественных и политических взглядов Г.Мунасыпова;

- изучение теории картины мира в литературоведении;

- анализ художественных произведений автора в контексте картины мира через бинарные оппозиции;

- исследование концепции любви в романе Г. Мунасыпова «Дочь таранчи, или первая любовь Халима».

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым комплексным и наиболее полным монографическим исследованием богатого литературного наследия Г. Мунасыпова, а также его жизни, общественной и политической деятельности. В работе вводятся в научный оборот многочисленные архивные материалы и источники, выявленные в процессе исследования, осуществляется текстологическая обработка арабографических произведений писателя. Новизна данного исследования заключается и в постановке вопросов, связанных с особенностями выражения картины мира в художественных произведениях автора.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды таких ученых, как М. Бахтин, Л. Бусыгина, Е. Варакина, Ю.Волков, Г.Гачев, М.Гиршман, А.Гуревич, В.Дроздов, В.Жидков, Д. Загидуллина, К. Клахсон, Е. Куянцева, Ю. Лотман, М. Маковский, В.Медушевский, А.Михайлов, В.Руднев, Э.Сангадиева, Л.Семенов, Ф.Сибгаева, М.Хайдеггер, В.Хализев, В.Шестаков, К. Юнг и др. В плане анализа литературного процесса начала XX в. были использованы работы татарских ученых Г. Халита, И. Нуруллина, Р. Ганиевой, М. Усманова, X. Махмутова, Н. Гиззатуллина, К. Хасанова, Ю. Нигма-туллиной, Ф.Галимуллина, Т.Галиуллина, М. Гайнетдина, Ф.Хати-пова, Ф.Баширова, X. Миннигулова, М. Ахметзянова, Н.Хисамова, Д. Загидуллиной, З.Рамеева, И. Гиззатуллина, Р.Валиева, В.Амине-вой, Р. Яруллиной, А. Шамсутовой, Р. Бикташева и др.

В соответствии с проблематикой и характером исследования, в диссертации использован метод герменевтики - теории об интерпретации смысла и раскрытии содержания художественного текста - как основа гуманитарного знания и метод системного анализа. Картина мира в поэзии, прозе и драматургии Г.Мунасыпова определяется на основе бинарной оппозиции16, выявляются связи между мировосприятием писателя и поэтической формой его творения.

Материалы исследования - стихотворения, повесть «Озелгэн емид» («Утраченная надежда», 1913), драмы «Имчелэр корбаны» («Жертва знахарей», 1913), «Ышанычсыз юлга бер адым» («Один шаг на путь обмана», 1913), роман «Таранчы кызы, яки Хелимнец беренче мэхеббэте» («Дочь таранчи, или Первая любовь Халима», 1915), литературно-критические и исторические труды, выступления, статьи. Творчество было подвергнуто сравнительному анализу с произведениями Г. Тукая, С. Сунчелея, Г. Исхаки, С. Рамеева, А. Тагирова и др. татарских писателей и поэтов начала XX в.

Теоретическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит в том, что оно дает целостное и системное представление о творчестве Габдулгазиза Мунасыпова, что может послужить методологической базой для дальнейших исследований в данном

16 Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. - М., 2001. - С. 30; ЗаЪи-дуллина Д. Ф. Донья сурэте узгару: XX йез башы татар вдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр. - Казан: Мэгариф, 2006. - Б. 6-7; Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в. - М., 2001. - С. 50; Юнг К. Психологические типы. - СПб.; М., 1995. - С. 186-188; Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, 111, Elmsford, New York: Row Peterson, and сотр., 1961. - p. 31 h. б.

направлении. Работа также представляет интерес как теоретический источник для исследователей художественной картины мира.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её материалы могут быть использованы при чтении лекций по истории татарской литературы первой половины XX в. в вузах, при написании учебников и составлении учебных программ для средней школы; служить практическим материалом для историков и музейных работников при изучении истории Татарстана и татарского народа, источником сведений для тех, кто изучает творчество писателей начала XX в.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Картина мира складывается из мироощущения (эмоционально-интуитивного восприятия мира как гармоничного или дисгармоничного, целостного или разорванного, имеющего цель существования или бессмысленного) и суждения о мире как о рациональных представлениях, поддающихся экспликации с помощью понятий и категорий через бинарные оппозиции.

2. Творчество Г. Мунасыпова - одно из значимых явлений в истории татарской литературы, заслуживающее тщательного и всестороннего исследования.

3. Творческий метод писателя претерпел длительный и сложный процесс изменения от просветительского реализма через критический реализм к романтизму.

4. Художественная картина мира в творчестве писателя претерпевает определенную эволюцию, которую можно проследить на уровне постоянных мотивов, системы образов, жанров, идеи-проблематики, а также в плане эмоционального колорита произведений. В драме «Жертва знахарей» и «Один шаг на путь обмана» преобладает описание реальной картины жизни татарского общества, критика старых нравов. В повести «Утраченная надежда» через особенности хронотопа, богатство символов автор создает новую картину мира, делает попытки вторжения в духовную жизнь героя, показывает неготовность молодых татарских девушек к реальной жизни, суровость общества дает в оппозиции с наивностью, чистотой души героини.

5. В романе «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима» впервые в татарской литературе поднимается вопрос духовной взаимосвязи татарских и уйгурских народов. Произведение выделяется сложной композицией, представляющей собой синтез романтического и публицистического начал, элементов жанра саяхатнамэ, способами воплощения реальной действительности в мире художественном (восточные и западные традиции, концепция любви).

Апробация результатов работы. Результаты исследования отражены в 6 публикациях. Основные положения диссертации излагались в докладах на научно-практических конференциях (20072010 гг.) Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, Казанского (Приволжского) федерального университета, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, Государственного центра татарского фольклора, «Тукаевских чтениях», на конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Габдулгазиза Мунасыпова (дер. Шурабаш Арского района, 2008 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется предмет и объект, цели и задачи исследования, анализируется состояние изученности и степень разработанности проблемы, характеризуется научная новизна, научно-теоретическое и практическое значение диссертационной работы.

Первая глава диссертационной работы «Габдудгазиз Мунасы-пов: эпоха и писатель» состоит из четырёх параграфов.

В первом параграфе «Жизненный и творческий путь Г. Мунасыпова» освещаются основные этапы биографии и творчества писателя.

Габдулгазиз Мунасыпов родился 21 ноября 1888 года в семье духовного деятеля - имама Габдерахмана Галялетдиновича в деревне Байкал ныне Арского района Республики Татарстан. Габдулгазиз, с ранних лет оставшись без матери, воспитывается с мачехой. В возрасте четырнадцати лет попадает в Восточный Туркестан и до 1908 года проживает среди уйгур. Как пишет И. Рамиев, он там работает учителем. После этого три года он проводит в Ташкенте. 1911 году Г. Мунасыпов возвращается в Казань, а еще через три года его забирают на военную службу.

1906-1907 годах, наряду с преподавательской, Г. Мунасыпов начинает заниматься творческой и публицистической деятельностью: в газете «Фикер» печатаются его первые стихи и статьи, высылаемые из далекого города Гульджа. 1910-1912 годах в журнале «Шура» и газете «Баянелхак» публикуются его стихотворения «Эшгаръ» («Стихотворение»), «Берэу» («Один»), «Кайгы» («Горе»), «Икмэк» («Хлеб») и т. п.

С 1913 года Г.Мунасыпов отдает предпочтение драматургии и прозе. В это время издаются драмы «Жертва знахарей», «Один шаг на путь обмана» и повесть «Разбитая надежда». Драма «Жертва знахарей» ещё до своей публикации 21 сентября 1912 года ставится в здании Купеческого собрания Казани группой «Сайяр»17. В 1913 году некоторые подготовки спектакля были прерваны цензурой18.22 марта 1914 года И.Кудашев-Ашказарский просит разрешение у цензуры на повторную постановку спектакля19. 1918-1919 годах «Жертва знахарей» ставится молодежным кружком, организованным М. Файзи20. Постановки драмы «Один шаг на путь обмана» проходят в Астрахани и Омске.

В эти годы Г. Мунасыпов выступает и в качестве переводчика. Он переводит комедию Ивана Мясницкого (Барышева) «Мэхвббэт очен сугыш» («Маленькая война»), которая издается в 1914 году отдельной книгой21 и ставится в 1913,1914,1916 годах22.

1913-1917 годах в татарской периодической печати публикуются его рецензии, критические статьи о татарском театре и драматургии. 1918 году издается роман «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима».

1917-1918 годах Г.Мунасыпов занимается общественно-политической и публицистической деятельностью. С его именем связана работа Мусульманского военного комитета (Харби Шура), Мусульманского революционного штаба, «Забулачной республики», газеты «Безнен тавыш» и т. п.

После становления советской власти, его общественно-политическая деятельность прекращается. Есть предположение, что до 1919 года он проживал в Казани23.

Последние годы жизни Г.Мунасыпов проводит в Ташкенте, где был убит в 1922 году при невыясненных обстоятельствах.

Во втором параграфе рассмотрены общественно-политическая деятельность и взгляды писателя на события, происходящие в стране.

17 Мэхмутов Ь. Октябрьгэ кадэрге татар театры / Ь. Мэхмутов, И.Илялова, Б. Гыйззэт. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - Б. 349.

18 Театрчыларны тэукыйф (куып тарату)//Кояш. - 1913. - 12 ноябрь.

» ЦГТА. - Ф.776. - Оп. 116. - Л.З.

20 Мэхмутов Ь. Октябрьгв кадэрге татар театры / Ь.Мвхмутов, И.Илялова, Б. Гыйззэт. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - Б. 349.

21 Мясницкий И. И. Мэхэббэт очен сугыш: Комедия 3 пэрдэдэ / Г.Монасый-пов мвтэрж. -Казан: Г.Гобэйдуллин нэшере, «Мэгариф» матб., 1914. -72 б.

22 Мэхмутов Ь. Октябрьгэ кадэрге татар театры / Ь. Мэхмутов, И. Илялова, Б. Гыйззэт. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - Б. 400.

23 Ремиев 3. Тагын бер фажигале язмыш И Мирас. - 1996. -№ 1-2. - Б. 140.

Сведения об общественно-политической деятельности Г. Мунасы-пова относятся к 1917-1918 годам. В это время он был заместителем председателя Казанского мусульманского военного комитета и членом исполнительного комитета Харби Шура. В документах, наряду с подписью председателя комитета И. Алкина, стоит и подпись Г.Му-насыпова.

В марте 1918 года Г. Мунасыпов, в качестве председателя Мусульманского революционного штаба руководил формированием татарских отрядов, принимал активное участие в работе «Забулачной республики».

Третий параграф — «Г. Мунасыпов - публицист» — посвящен анализу публицистической деятельности автора.

Г. Мунасыпов не оставил без внимания события в политической жизни страны, очевидцем и активным участником которых являлся сам. В оценке этих явлений он придерживался последовательных взглядов, выдвигая в качестве критерия оценки общенациональные интересы в области совершенствования просвещения, улучшения бытовых условий жизни населения, роста духовной культуры.

В 1917-1918 - важное для судьбы страны время - писатель прилагает все усилия для обретения свободы и сплочения татарского народа. Его публикации имели значительный успех и сыграли важную роль в разъяснении общей политической ситуации в стране и позиции демократических сил татарского народа в отдельных политических вопросах, например, создании отдельных мусульманских частей, в области образования, выработке принципов и критериев выборов в органы власти и управления, определении форм государственного самоопределения татарского народа в составе свободной России.

Г. Мунасыпов является организатором и первым редактором газеты «Безнец тавыш», выпуски которой отражали животрепещущие проблемы этой эпохи.

В четвертом параграфе первой главы рассматриваются основные направления литературно-критической деятельности Габдулгазиза Мунасыпова. Материал поделен на две части, в первой прослежи-. ваются взгляды автора в жанре рецензии, во второй — его идеи, направленные на развитие татарского театра и драматургии.

Г. Мунасыпов четко представлял проблемы развития татарской драматургии и театра. Например, в статье «Артист кисэклэре» («"Якобы" артисты»), напечатанная в газете «Иолдыз» 25 ноября 1914 года и, посвященной постановкам трупп Ильяса Кудашев-Ашка-зарского и Мирзагита Камалова, автор резко критикует эти труппы,

обвиняет их в непрофессионализме. Здесь же автор поднимает актуальные проблемы всех татарских трупп Казани. В другой статье анализируется постановка труппой «Сайяр» 10 декабря 1914 года в «Новом клубе» спектакля «Сестра милосердия». Критик через призму своих взглядов на татарскую драматургию и театр 1910-х годов, выражает свое собственное, выстраданное мнение. Автор высоко оценивает игру артистов, но отмечает низкое качество перевода, неуместное и чрезмерное употребление русских, арабо-персидских слов, что плохо воспринимается зрителями.

В татарской периодической печати 1915-1918 годов Г. Мунасыпов выступает и в жанре рецензий. Одна из них посвящается книге Заки Валиди «Кыскача ресемле терек-татар тарихы» («Краткая история тюрко-татар в рисунках»), другая - книге Рудольфа Мартина «Русия вэ Япония истикъбале» («Будущее России и Японии»). В статьях автор высоко оценивает эти книги, определяет актуальность тем для татарского народа и начала XX в., показывает их достоинства, некоторые недостатки, в то же время предлагает свои исправления.

Вторая глава «Художественная картина мира в творчестве Г. Мунасыпова» состоит из четырёх параграфов.

В первом параграфе «Понятие художественной картины мира» рассматриваются мнения ученых Европы и России по предмету исследования.

«Картина мира художественного произведения понимается как проекция основных общечеловеческих категорий, но в своей личностной интерпретации. В авторской картине мира отражается реальность, прошедшая через призму творческой мысли»24.

Первые примеры реконструкции картины мира были выполнены в рамках этнографии и основывались на определении бинарной оппозиции, чрезвычайно важной для изучения культуры. В. Руднев бинарную оппозицию определяет как универсальное средство познания и принятия жизни25. К.Клахсон в основу бинарной оппозиции закладывает пограничные философские понятия26.

Другой путь познания картины мира - определение универсальной категории. Например, А. Я. Гуревич предлагает картину мира изучать как «сетку» универсальных категорий (время, место, изменения,

24 Бусыгина Л. В. Поэтическая картина мира в лирике Кузебая Герда: Дис. канд. филол.наук. - Ижевск, 2003. - С. 11.

25 Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в. -М., 2001. - С. 50.

26 Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, 111, Elrasford, New York: Row Peterson, and сотр., 1961. - p. 31.

причина, судьба, отношения части и целого и др.), взаимосвязанных между собой и составляющих идеологическую оболочку картины мира27. Некоторые исследователи из перечня универсальных категорий отбирают один-два и берут за основу при изучении картины мира.

В современном литературоведении изучение картины мира путем определения универсальных категорий в большинстве случаев тесно соприкасается с понятиями «ментальность», «национальное»28.

В нашем исследовании понятие картины мира играет важную роль и она изучается в связи с бинарными оппозициями. В то же время в произведениях выявляются универсальные категории и определяется отношение к ним героев.

Во втором параграфе изучается художественная картина мира на материале анализа стихотворений автора через оппозиции.

Стихотворение Г.Мунасыпова «Тэрэкъкый арзусы» («Желание прогресса») печатается в газете «Фикер» 1906 году под псевдонимом «Голжа швЬвреннэн бер кеше» («Человек из города Гульджа»). Лирический герой выступает от имени всех мусульман и подчеркивает, что его чувства, переживания, раздумья разделяют многие передовые граждане. Г.Мунасыпов на примере «имама нашего города» с помощью сатирических приёмов раскрывает двуличие, коварность, лукавство некоторых духовных деятелей, подвергает их резкой критике. По мнению автора, первый шаг к прогрессу - избавление от фанатической веры религиозным деятелям.

Стихотворение Г.Мунасыпова «Эшгарь яки "Шагыйрьгэ" хитабы ила шигырь язучыга мувашшах» («Обращение "Поэту" или мувашшах стихотворению», 1910), хотя и написано в форме обращения поэту, его можно понять как обращение ко всему татарскому народу. Произведение написано с заботой о судьбе, о будущем татарского народа. Автор выставил на первый план силу языка, мощь слова. Г.Мунасыпов рассматривает труд поэта как служба народу; духовную деятельность и место поэта в обществе видит только во взаимосвязи с судьбой народа.

В основе стихотворения Г.Мунасыпова «Берэу» («Один», 1912) лежит любовная лирика. В нем описывается чистая, бескорыстная любовь. В то же время, создается впечатление, что любовь здесь в некотором роде односторонняя.

27 Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. -С. 5-138.

28 Жидков B.C. Искусство и картина мира / В.С.Жидков, К.Б.Соколов. -СПб.: Алетейя, 2003. - С. 464; Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Академия, 1998. - С. 19.

Стихотворение «Икмэк» («Хлеб», 1912), посвященная теме труда, написано в форме загадки. Автор описывает, сколько требуется тяжелого труда для того, чтобы вырастить хлеб. На первый план выходят реалистическое описание жизни деревни, ее повседневного быта. В первых строках стихотворения автор дает картины тяжелого труда, трудности жизни противопоставляет неопределенному объекту, т. е. создает оппозицию - страдания, мучения, трудности / неопределенный объект. В последней строке стихотворения эта оппозиция разрушается и становится понятным, что все это служит ступенями достижении цели: хлеба - символа духовного величия.

В стихотворении «Чыдамлык Ьэм телек» («Терпение и желание», 1910) картина мира передается через оппозицию горе / счастье. В стихотворении «Кайгы («Горе», 1911)» описывается чувство глубокой безнадежности, картина мира рисуется в черном цвете, лирический герой предстает личностью, утратившей надежду на счастье. В данном случае горе передается личностными тонами, оно касается всей жизни героя.

Стихотворение «Иптэш» («Друг», 1912) предлагает картину мира в форме оппозиции дружба / ненадежность. Они написано в форме обращения к читателю от имени лирического героя. Тема дружбы раскрывается с точки зрения горького жизненного опыта лирического героя. Автор в «друге» видит следующие отрицательные черты: ненадежность, способность входить в душу и умение вызывать на откровенность, «преуспевание в лицемерии», когда «внутри сидит Газраил». Совет один: держи свои тайны при себе, никому не доверяй.

Важно и то, что оптимистичная картина мира, господствовавшая в творчестве Г.Мунасыпова 1906-1910 годов, в творчестве 1911-1912 годов довольно резко меняется, возникают мотивы безнадежности, безысходности, несправедливости мироустройства, неудовлетворенности от жизни. Заметный рост пессимистических настроений у Г.Мунасыпова объясняется его приездом 1911 году Казань, отражением царящей здесь духовной, культурной, политической жизни.

В третьем параграфе - «Противопоставление "старого" и "нового " в драме "Имчелэр корбаны " ("Жертва знахарей ")» - так же исследуется художественная картина мира.

Пьеса «Жертва знахарей» (1913), в которой освещается жизнь больного молодого Хасана, впервые поставлена в Казани труппой «Сайяр»29 задолго до своего издания 21 сентября 1912 года.

29 Мехмутов Ь. Октябрьгэ кадэрге татар театры: Очерклар / Ь.Мэхмутов, И. Илялова, Б. Гыйззэт. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - Б. 349.

В центре драмы «Жертва знахарей» - одна из актуальных тем конца XIX - начала XX в.: противопоставление «старого» и «нового», т. е. конфликт отцов и детей. В произведении, написанном в просветительском духе, картина мира формируется в оппозициях жизнь/Бог, просвещение / невежество.

Сюжет пьесы простой: двадцатилетний юноша Хасан болеет чахоткой. Мать стремится вылечить своего сына народными способами, не обращается к врачу. Хасан умирает.

В драме фольклорный материал является основным элементом, формирующим сюжет. Степень веры в знахарей, в народные способы лечения говорит о мировозрении героев и формирует картину мира, выражающийся в оппозиции фанатизм/реальность. На этом фоне развивается конфликт, который, по сути, является конфликтом взглядов, менталитетов.

В четвертом параграфе второй главы «Оппозиция женского счастья и реальности» анализируются произведения Г. Мунасыпова «Разбитая надежда» и «Один шаг на путь обмана».

Для татарской литературы начала XX в. был очень актуальным женский вопрос. Повесть Г. Мунасыпова «Разбитая надежда» (1913) и драма «Один шаг на путь обмана» (1913) является примером произведений, критикующих условия жизни женщин-татарок, изобличающих косность патриархальных отношений, бытовавших в семье и в татарском обществе в целом. По проблематике он созвучен со многими произведениями С.Рамеева, Ф. Амирхана, Г.Камала, Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, М. Гафури, С. Сунчелея, Г. Тукая, А. Тагирова.

В основу сюжета драмы «Один шаг на путь обмана», отражающей просветительские проблемы, легла жизнь татарской девушки Салимы. Коварная и меркантильная мачеха обманным путем выдает её за Наджи-ба, у которого есть деньги, но нет моральных устоев. Рядом с пьяницей мужем жизнь молодой женщины превращается в ад. Не найдя защиты ни у отца, ни у религиозных деятелей, она встает на путь падшей женщины.

В драме через оппозиции свобода/зависимость, реальность/счастье и женщина/мужщина расскрывается реальная картина жизни женщины-татарки начала XX в. Автор критикует жадных и меркантильных родителей, религиозных деятелей, равнодушие окружающих к судьбе женщины.

В повести «Разбитая надежда» Г. Мунасыпов на примере судьбы обманутой Сары показывает неправильное понимание молодыми девушками свободы и неготовность татарского общества принять свободных, но наивных, необразованных женщин. Картина мира обобщается в

оппозицию менталитет/свобода. Автор правдиво, убедительно рисует переживания своих героев, делает попытку вторжения в их психологию, используя разные символы (сад, цветок, дорога, ручеек), явления природы и особенности хронотопа.

Таким образом, важной чертой в изображении судьбы татарской женщины у Г.Мунасыпова является выведение на первый план отношения своего героя к окружающей действительности, картина мира раскрывается в оппозиции женское счастье/реальная действительность.

Третья глава - «Художественная картина мира в романе "Та-ранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" ("Дочь таранчи, или Первая любовь Халима")» - посвящён изучению данного романа в аспекте художественной картины мира.

Первый параграф «История написания романа "Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" ("Дочь таранчи, или Первая любовь Халима ")» описывает как и какие источники использовал автор и отражает воздействие эпохи на культуру и жизнь народа, эволюцию творческих взглядов автора и историю написания романа.

В начале XX в., богатого бурными историческими событиями и потрясениями, усиливается духовная взаимосвязь тюркских и мусульманских народов. Дух эпохи заставляет задумываться над судьбами народов, над сменами эпох, над путями, которыми идет человечество. Ознакомление с историей, бытом, культурой других народов определяется главной особенностью романтической эстетики и это обуславливается требованием эпохи. Романы Г. Мунасыпова «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима», Касым Биккулова «Теркестан» («Турки-стан», 1908), Г.Ибрагимова «Казакъ кызы» («Дочь степи», 1923), повесть С.Шарипова «Алтынбасар» (1926), З.Башири «Чуваш кызы Энисэ» («Чувашка Аниса», 1910), рассказ Г. Рафики «Вакытлы никах» («Временная свадьба», 1913) и т.п. - оригинальные произведения начала XX в., в которых на фоне романтической любви рассказывается о природе далеких стран, о жизни людей в тех краях, о культуре, истории других народов.

В возрасте четырнадцати лет Г.Мунасыпов попадает в Восточный Туркестан и до 1908 года проживает там среди уйгур. Вернувшись на родину, писатель решил описать быт, нравы и культуру уйгурского народа. Опираясь на увиденное, на свои воспоминания о Восточном Туркестане, автор задумал написать роман «о жизни одной из тюрко-татарских национальностей - уйгур, широко представив исторический

материал, рисунки и несколько текстов песен с нотами»30. Работа над созданием романа начинается лишь в декабре 1912 года, а заканчивается в 1915 году. Откладывается и издание произведения. Роман был предоставлен читателю лишь в 1918 году. Причина задержки -Первая мировая война и нехватка источников информации.

Во втором параграфе «История изучения произведения» рассматриваются взгляды татарских и уйгурских литературоведов, критиков разных эпох о романе «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима».

В 1920-е годы роман «Дочь таранчи ... » становится одним из популярных произведений. В эти же годы он активно изучается критиками, печатается рецензия31. Но после становления советской власти, отношение к самому писателю и его произведению резко меняется, о нем «забывают». После долгих лет молчания, только 1973 году в уйгурской газете печатаются отрывки романа и дается ему высокая оценка. «Было немало историков и литераторов, интересующихся историей борьбы уйгур за свободу. Но первым писателем, написавшим добротный роман об уйгурской девушке, с использованием этнографических и исторических деталей, был татарин Г. Мунасыпов»32, - пишет знаменитый уйгурский писатель К. Хасанов.

Талантливо написанный роман Г. Мунасыпова возвращается татарскому читателю лишь в середине 80-х годов XX столетия. Впервые как изображение древнего мотива трагической любви он упоминается в третьем томе «Истории татарской литературы» известным татарским литературоведом Гали Халитом33. На роман «Дочь таранчи...» обращает свое внимание и литературовед Hyp Гиззатуллин. Отмечая оригинальность содержания, стилистическое совершенство, талантливое изображение этнографических деталей, он называет роман прекрасным образцом татарской демократической прозы34.

Как уже отмечалось, в 1992 году роман «Дочь таранчи...» публикуется в текстологической подготовке писателя и публициста

30 Монасыйп Г. Таранчы кызы яки Хэлимнен беренче мэхэббате / Басмага эзерлоуче Т. Эйди // Эдэби мирас (Икенче китап) / Тез.-мех. Г. Г. Гыйльманов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. - Б. 126.

31 Эйди Тэуфикъ. Онытылган исем // Теуфикъ Эйди. АЬ, туган каумем газиз! -Казан: Аваз, 1999. - Б. 17.

32 ЬасановК. Уйгур к,изи Иоккодэ роман // Коммунизм туги. - 1973.- 12 июль.

33 Халиг Г. Проза // Татар эдэбияты тарихы: алты томда. - Т. 3: XX гас'ыр башы. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. - Б. 284-285.

34 Гыйззэтуллин Н. Проза // Татар эдэбияты тарихы: алты томда. - Т. 4: Татар совет вдэбияты (1917-1941). - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - Б. 158-159.

Тауфика Айди35. Зуфар Рамеев в 1996 году в статье «Еще одна трагическая судьба» приводит краткое содержание романа «Дочь таран-чи...», раскрывает его характерные особенности36. К концу XX в. интерес к роману Г.Мунасыпова, принесшего большую новизну в плане тематики и проблематики, значительно возрастает. Произведение получает высокую оценку и в татарской литературной критике. Т. Айди называет роман Г. Мунасыпова «важным звеном в татарско-уйгурских отношениях»37.

Д.Загидуллина считает, что роман «Дочь таранчи...» сближает татар с другими мусульманскими народами, дает возможность считать себя одной из составляющих частей большой и сильной семьи38. Некоторыми литературными приёмами романа интересуется и Р. Га-ниева. По её мнению, главная особенность романа в доминировании в нем романтической трактовки любви, переломленной в эстетических установках неоплатонизма39. Идейно-художественные особенности романа «Дочь таранчи...» рассматриваются в работах Ф.Баширова. Ученый раскрывает особенности конфликта, обусловленные, прежде всего, внешними факторами, принадлежностью влюбленных к разных национальностям40. Р. Яруллиной роман был проанализирован наряду с другими произведениями татарской прозы начала XX в., освещающих концепцию любви41.

Таким образом, роман «Дочь таранчи, или Первая любовь Ха-лима» Г. Мунасыпова в конце XX - начале XXI в. пережил свое второе рождение и вновь занял достойное место в татарской литературе.

35 Монасыйп Г. Таранчы кызы яки Хэлимнец беренче мэхэббэте / Басмага озерлэуче Т. Эйди // Эдэби мирас (Икенче китап) / Тез.-мех. Г. Г. Гыйльманов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. - 208 б.

36РэмиевЗ. Тагынбер фажигале язмыш// Мирас.- 1996.-№ 1-2.-Б. 137-141.

37 Эйди Теуфикь. Онытылган исем // Тауфикъ Эйди. Ah, туган каумем газиз! -Казан: Аваз, 1999.-Б. 17-21.

38 ЗаЬидуллина Д. Ф. Модернизм Ьом XX йоз башы татар прозасы. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - Б. 255.

35 Ганиева Р. К. Платоническая концепция любви в тюркских литературах конца XIX - начала XX в. // Ганиева Р. К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. - Казань: Изд-во КГУ, 2002. - С. 66-68.

40 Бэширов Ф. К. XX йоз башы татар прозасы. - Казан: Татар, кит. нвшр., 2002.-286 б.

41 Яруллина Р. XX йвз башы татар прозасында мэхэббэт концепциясе (Г. Рэ-фыйкиныц «Вакытлы никах» Ьэм Г. Монасыйповнын «Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте» есэрлэре мисалында) // Проблемы филологии народов Поволжья. Материалы Всеросс. научно-практ. конф., посвящ. 135-летию МПГУ. Вып. 2. - М.-Ярославль: Ремдер, 2008. - Б. 183-187.

Третий параграф «Историко-фольклорный слой романа» посвящается анализу композиционной структуры, жанровых и тематических особенностей, способов передачи историко-фольклорного материала.

Большое место в романе отведено историческому материалу и этнографическим деталям, посвященным жизни мусульман, живущих в Китае. Как отмечал Ф. Галимуллин, тема взаимоотношения татар и уйгур в татарской литературе, описиваемая Г. Мунасыповым - новая42.

«Дочь таранчи...» - это произведение, объединяющие историческое и биографическое время на паритетных условиях, где синтез литературного и публицистического начал подкреплялся авторской рефлексией по поводу актуальных проблем мусульманского общества на территории Китая и общечеловеческих ценностей вообще. Материал дается тремя способами: 1) историческо-фольклорная информация составляет отдельные главы; 2) в отдельных случаях произведение приближается к жанру саяхатнамэ; 3) быт, духовное богатство народов Китая передается через восприятие главного героя. Историко-фольклорный слой романа рассказывает о городах, архитектурных объектах Китайской провинции Син-Цзян, о природе, обычаях, истории, о жизни людей в тех краях. Но кроме этого, ретроспекция к историческим событиям прошлого обогащает произведение мифологическими, философскими, конкретно-историческими подробностями, усиливая эмоциональную привлекательность материала

Наряду с описанием быта, истории, фольклора уйгурского народа, живущего в Китае, Г. Мунасыпов много места уделяет подчеркиванию духа свободы, борьбы за национальные идеи и духовную взаимосвязь тюркских народов. Например, сравнение быта уйгур с жизнью татар, рассказ о борце за свободу Садыре, вспоминание стихотворений Г. Тукая и М. Гафури. Автор обогащает роман легендами, пословицами, анекдотами и апеллятивной лексикой уйгурского народа.

Четвертый параграф третьей главы называется «Концепция любви в романтическом слое», в которой художественная картина мира романа исследуется исходя из концепции любви в исламе, татарской и восточной литературе.

Главными героями романа «Дочь таранчи...» являются ушурская девушка Жинесте и молодой татарский парень Халим, приехавший из Казани в Туркестан. Показ их трагической любви составляет сюжетную

42 Галимуллин Ф. Уйгырлар Ъом татарлар И Галимуллин Ф. Табигыйлеккэ хилафлык. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - Б. 202.

линию произведения. С огромной любовью и душевной теплотой автор описывает чувства, чистые взаимоотношения влюбленных.

Роман «Дочь таранчи...» - произведение романтическое, в основе которого лежит духовный принцип бытия. Автор рисует своего героя «безумно влюблённым в красоту» и часто впадающим в экстатическое состояние при виде красоты своей возлюбленной43. Концепция любви раскрывается на фоне романтической природы через цепочку образов (кровь, цветы), символизирующих вечный круговорот веществ в природе (по мнению Р.Ганиевой, заимствованных Г.Мунасыповым из фи-лософско-пантеистической поэзии Омара Хайяма). Мотивы и художественные приемы романа восходят к пантеистическо-неоплатонической эстетике; в светоносных образах (в особенности, огонь), снах, картинах религиозного праздника «Вечера очищения» («Бэрэат кичэсе») и т.п. показывается всепоглощающая, идеально чистая и единственная любовь, лишенная плотских страстей, скрепленных лишь родством душ. Но, как и во многих романтических произведениях, исход чистой, возвышенной любви трагичен: Жинесте погибает от руки злодея, преследовавшего героиню как неотвратимый рок.

Итак, анализируя роман Г. Мунасыпова «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима», можно отметить его главную особенность: доминирование в художественной картине мира романтической трактовки любви, преломленной в эстетических установках неоплатонизма и раскрывающейся через оппозицию судьба/любовь.

В «Заключении» подводятся итоги проведенного исследования.

1. Габдулгазиз Мунасыпов (1888-1922) - крупный татарский писатель и общественный деятель, внесший заметный вклад в развитие татарской литературы начала XX в. Но в силу ряда причин его творчество не изученно, неизвестно татарскому читателю. Наша диссертация - первая монографическая работа по изучению жизненного пути и творчества Г. Мунасыпова. Он - прежде всего, талантливый прозаик, автор повести «Утраченная надежда» и знаменитого романа «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима». Он успешно выступал также как драматург, публицист и литературный критик.

2. Творчество Г. Мунасыпова - одно из значительных достояний татарской культуры, заслуживающее пристального внимания. Проведенный анализ и оценка его литературного и публицистического твор-

43 Ганиева Р. К. Платоническая концепция любви в тюркских литературах конца XIX - начала XX в. // Ганиева Р. К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. - Казань: Изд-во КГУ, 2002. - С. 66.

чества сквозь призму освещения картины мира, через его философию, эстетику и общественную деятельность позволяют прочувствовать историческую эпоху, осветить конкретные закономерности формирования художественного таланта в период обновления татарского общества.

3. Удалось выяснить, что Г.Мунасыпов активно сотрудничал с газетами и журналами «Йолдыз», «Шура», «Баянел-хак», «Фикер» и др. Он печатал свои стихи, литературно-критические заметки про национальный театр, рецензии на книги. В 1917-1918 годах был организатором и первым редактором газеты «Безнец тавыш» и здесь же публиковал публицистические заметки про важные политические, общественные события, выступал с докладами.

4. Большинство произведений Г.Мунасыпова создано в духе просветительского и критического реализма. В них содержится призыв к просвещению, национальному прогрессу, освобождению женщины от оков феодально-буржуазного общества. Картина мира его произведений выражается через оппозиции реальный мир/вера, противопоставление «старого» и «нового», свободы и зависимости. Герои, их мировозрение, духовный мир раскрываются в модификациях смерть/ жизнь, жизнь/судьба, борьба /бездействие.

5. В результате исследования романа «Таранчы кызы, яки Хэлим-нец беренче мэхэббэте» («Дочь таранчи, или Первая любовь Халима» установлено, что он представляет собой синтез литературного и публицистического начал, усиленный авторскими размышлениями об актуальных проблемах мусульманского общества в Китае и общечеловеческих ценностях. Художественная картина мира романтического романа, в основе которого лежит духовный принцип бытия, раскрывается через концепцию любви, преломленной в эстетических установках неоплатонизма и раскрывающийся через оппозицию судьба/любовь.

Необходимо продолжить поиск в архивах, провести специальные исследования по литературному наследию автора. Выработанная нами модель дифференцированного изучения может быть применена в отношении публицистико-литературного наследия ряда малоизвестных татарских авторов рубежа Х1Х-ХХ вв.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

В ведущем рецензируемом журнале ВАК:

1. Тухватова Г. Ф. Из истории изучения романа Габдулгазиза Муна-сыпова «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима» // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4. - С. 325-328.

В различных научных сборниках и журналах:

2. Техвэтова Г. Ф. Габделгазиз Монасыйповньщ «Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббате» романыныц ейрэнелу тарихыннан (Из истории изучения романа Габдулгазиза Мунасыпова «Дочь та-ранчи, или Первая любовь Халима») // Яшь галимнэр Ьэм аспирантлар эшларе жыентыгы: Тел, эдэбият Ьэм халык ижаты мэсьэлэлэре. -Чыг. 4. - Казан, 2007. - Б. 224-228.

3. Техвэтова Г.Ф. Габделгазиз Монасыйпов ижатында Тукайга хас мотивлар (Мотивы, свойственные Г. Тукаю в творчестве Г. Мунасыпова) // Эдэби мирас Ьэм текстология (мэкалэлэр жыентыгы). - Казан: Меддок, 2008. - Б. 125-128.

4. Техвэтова Г.Ф. Габделгазиз Монасыйповныц «Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте» романында тарихи-этнографик мэгълумат катламы (Историко-этнографический пласт в романе Г. Мунасыпова «Дочь таранчи, или Первая любовь Халима») // Татар халык ижаты. Фэнни эзлэнулэр Ьэм фольклор урнэклэре. (Фэнни конферен-циялэр материаллары жыентыгы). Дуртенче китап. - Казан: Алма-Лит, 2009.-Б. 88-94.

5. Техвэтова Г. Ф. Г. Монасыйпов ижатында терки халыклар тор-мышы чагылышы (Отражение жизни тюркских народов в творчестве Г. Мунасыпова) // Татарская культура в контексте европейской цивилизации: материалы международной научной конференции. - Казань: Ихлас, 2010. - Б. 297-299.

6. Техвэтова Г. Ф. Габделгазиз Монасыйпов иждтында хатын-кыз азатлыгы мэсьэлэлэре (Женский вопрос в творчестве Г. Мунасыпова) // Татар педагогии фикере усеше мэсьэлэлэре. - Казан: ТИ, 2011. -

Б. 124-131.

Подписано в печать 26.05.2011. Формат 60 х 84 Ч{6. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № К-40

Отпечатано

в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ 420111, г. Казань, ул. Лобачевского, д. 2/31, т. 292-76-59

 

Текст диссертации на тему "Художественная картина мира в творчестве Габдулгазиза Мунасыпова"



АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им. Г.ИБРАГИМОВА

На правах рукописи

04201162838

ТУХВАТОВА ГУЗЕЛЬ ФАРДИНОВНА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ГАБДУЛГАЗИЗА МУНАСЫПОВА

Специальность: 10.01.02 - языки народов Российской Федерации

(татарская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук доцент Рамеев 3.3.

Казань-2011

ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ФЭННЭР АКАДЕМИЯСЕ Г.ИБРАЬИМОВ ИСЕМЕНДОГЕ ТЕЛ, ЭДЭБИЯТ ЬЭМ СЭНГАТЬ

ИНСТИТУТЫ

Кулъязма хокукында

ТеХВЭТОВА ГУЗЭЛ ФЭРДИН КЫЗЫ ГАБДЕЛГАЗИЗ МОНАСЫЙПОВ И^АТЫНДА ДвНЬЯ СУРЭТЕ

10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты

(татар эдэбияты)

Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэж;э алу ечен тэкъдим ителгэн диссертация

Фэнни ядотэкче:

филология фэннэре докторы доцент Рэмиев 3.3.

Казан-2011

ЭЧТЭЛЕК

Кереш.......................................................................................................................4

Беренче булек. XX йоз башы татар халкы тормышында Г.Монасыйпов шэхесе.....................................................................................................................16

1.1. Язучыныц тормыш Ьэм ищат юлы............................................................16

1.2. Г.Монасыйповныц иж^имагый-сэяси эшчэнлеге....................................23

1.3. Г.Монасыйпов — публицист.......................................................................40

1.4. Тэнкыйди эшчэнлегенец теп юнэлешлэре..............................................48

Икенче булек. Г.Монасыйповныц эдэби иждтында донья сурэте..................56

2.1. Нэзари термин буларак "донья сурэте" тошенчэсе.....................................56

2.2. Г.Монасыйпов шигырьлэрендэ донья сурэте.............................................64

2.3. "Имчелэр корбаны" драмасында искелек Ьэм яцалык корэше..................83

2.4. Хатын-кыз бэхете Ъэм чынбарлык оппозициясе.........................................98

Эченче булек. "Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" романында донья сурэте.....................................................................................121

3.1. Романныц язылу тарихы..............................................................................121

3.2. Эсэрнец ойрэнелу тарихы...........................................................................126

3.3. Романныц тарихи-фольклор катламы.........................................................129

3.4. Романтик катламда мэхэббэт концепциясе...............................................142

Йомгак.................................................................................................................159

Кулланылган эдэбият Ьэм чыганаклар исемлеге.......................................166

КЕРЕШ

Теманыц актуальлеге. Татар язма эдэбияты тарихында XX гасыр башы узенчэлекле урын алып тора. Татар халкыныц иж,тимагый карашлары кицэю, милли узацы усу, милли азатлык хэрэкэте кочэю йогынтысында, кеше яшэешен тасвирлауныц XIX гасыр мэгърифэтчел реалистик традициялэре, гасырлар буе тупланып килгэн фикри, мэдэни байлыгыныц куэте Иэм Беренче рус инкыйлабыныц шифалы ж^ллэре тээсирендэ XX гасыр башында татар эдэбияты узенец югары усешенэ ирешэ, Ренессанс кичерэ. Бу хэрэкэт татарныц милли кутэрелешен, рухи-мэдэни сикерешен гэудэлэндерэ, килэчэк усеше ечен этэргеч Ьэм ышанычлы нигез була. "XX йез башы татар эдэбияты барлык куп гасырлык усешкэ йомгак ясый, аныц барлык меЬим узенчэлеклэрен бергэ тейни Ьэм яца шартлар нигезендэ трансформацияли"1.

Бу чорда миллэт темасын узэккэ куйган эдэбиятныц идея-эчтэлеге кицэя, яца формалар, алымнар белэн баетылган югары сыйфатлы эсэрлэр туа, туган халкын, миллэтен ирекле, бэхетле итеп курергэ ашкынып торган яца шагыйрьлэр, язучылар иж;ат мэйданына чыга. Кайбер мэгълуматларга Караганда, егерменче гасыр башында иж;ат итеп, матбугатта чыгыш ясаган шагыйрь, прозаик, драматург, тэрж;емэче, публицист, тэн1сыйтьче Ьэм балалар язучыларыныц гомуми саны сигез йезгэ житэ2.

Эмма, кызганычка каршы, "соцгы елларда бу дэвер эдэбиятын ейрэнугэ бэйле байтак хезмэтлэр донья куругэ карамастан"3, элеге байлыкныц бугенге конгэ кадэр тиешенчэ ейрэнелмэгэн елкэлэре, "ак

1 Хисамов Н. Татар одэбияты тарихында XX йез башы шигърияте / Н.Хисамов // Хисамов Н. Хэтер сагында: эдэби-фэнни мэкалэлэр, ии<ат портретлары Ьэм публицистика. - Казан: Мэгариф, 2004. — Б.247.

2 Рэмиев 3. Кереш // Татар шигърияте: XX гасыр башы / Тезуче З.Рэмиев. — Казан: Мэгариф, 2004.-Б.4.

3 Закиржднов Э.М. Янарыш юлыннан (Хэзерге татар эдэбияты белеме мэсьэлэлэре) / Э.Закиржанов. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2008. - Б.99.

таплары" бар; бик куп калэм эЬеллэренец исемнэре дэ киц катлам укучыга мэгълум тугел, аларныц иждтлары онытылган Ьэм оныттырылган.

"Тоталитар режим шартларында эдэби мирас мэгълум идеологах курсэтмэлэргэ буйсындырылып тикшерелде, кайбер куренекле эдиплэргэ кырын карау гадэте яшэп килде"1, - дип яза З.Рэмиев. Шул ук фикерне Р.Бикташев та куэтли: "В отечественной традиции научно-исследовательское «замалчивание» всегда связано с «обстоятельствами» общественно—политического или субъективного характера"2.

"XX гасырныц азагында илебездэ башланган узгэртеп корулар татар халкыныц шул ейрэнелми калган мэдэни мирасы белэн кызыксынуны кечэйтеп жибэрде. Совет чорында уннарча еллар дэвамында ейрэну тыелган куп кенэ эдиплэребезнец исемнэре Ьэм мирасы халкыбызга кире кайтарылды. XX гасырныц 20-30 еллардагы большевиклар сэясэте, татар зыялыларын рэхимсез эзэрлеклэу, термэлэргэ ыргыту, юк иту нэтижэсендэ фажцгале язмышка дучар булган эдиплэрнец ижатларын ейрэну ечен мемкинлеклэр ачылды"3.

"В силу произошедших за последние два десятилетия в постсоветском обществе демократических преобразований мы имеем возможность изучения "белых пятен" в истории и культурной жизни страны, образовавшихся за долгие годы тоталитаризма. За этими "белыми пятнами" стоят реальные человеческие жизни, их судьбы и творчества. Задача современных исследователей - восстановить историческую справедливость"4, - дип яза Р.Бэдретдинов.

Шундый "ак тап"ларныц берсе — Габделгазиз Монасыйповныц (1888 — 1922) эдэби мирасы. Шагыйрь, прозаик, драматург, тэнкыйтьче, публицист

1 Ромиев 3. Тукай фатихасын да алып... / З.Рэмиев // Сунчэлэй С. Эсэрлэр Ьэм хатлар / Тезуче З.Рэмиев. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2005. - Б.З.

2 Бикташев Р.И. Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова (начало XX века): Автореф. дис____канд. филол. наук. / Р.И.Бикташев. - Казань, 2007. - С.З.

3 Гапимжанова Э.М. Фазыл Туйкинньщ иэцат мирасы (иждт ысулы Ьэм мотивлар): Филол. фэннэре канд.... дис. / Э.М.Галим>цанова. - Казан, 2004. — Б.4.

4 Бадретдинов Р.Ф. Творческое наследие Афзала Тагирова: идейное содержание и художественные особенности: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. / Р.Ф.Бадретдинов. - Казань, 2008. - С.З.

Ьэм жэмэгать эшлеклесе Габделгазиз Монасыйпов иж;ат мирасыныц бик аз ©леше генэ бугенге укучыга житкерелгэн эле.

XX гасыр башы татар матбугатында шигырьлэрен, тэнкыйди Ьэм публицистик мэкалэлэрен еш бастырган, роман-повестьларын, пьесаларын аерым китап буларак нэшер итеп килгзн, 1917-1918 елларда актив сэяси, иж;тимагый эшчэнлек алып барган Г.Монасыйпов тормышын, иждтын тикшеру бик меЬим. Ченки, беренчедэн, аныц эсэрлэрен, тэнкыйди мэкалэлэрен ейрэну XX гасыр башы татар эдэбияты хакында тулырак кузалларга ярдэм итэ; икенчедэн, эдипнец эсэрлэрендэ хэзер дэ шактый актуаль булган мэсьэлэлэр кутэрелэ; еченчедэн, аныц эсэрлэрендэ татар Ьэм уйгыр халыкларыныц милли йолалары, гореф-гадэтлэре хакында шактый тулы этник материал тупланган. Г.Монасыйповныц сэяси эшчэнлеген ейрэну исэ милли тарихыбызныц яшерен, кара пэрдэ артында калган якларын ачыкларга, кечен, горур керэшен курсэтергэ мемкинлек бирэ.

Г.Монасыйповныц иж;ат мирасын бигрэк тэ денья сурэте кузлегеннэн тикшеру мэдэни, эдэби, рухи кыйммэткэ ия. Ченки "яшэешне кешелэр терлечэ кабул итэ, бэяли, деньяга караш Ьэм менэсэбэт ягыннан капма-каршы фикерлэр эйтэ. Эдэбият шушы карашларны ж;иткеру, ацлату-шэрехлэу, бэхэслэр уяту сэлэтенэ ия. Язучы иж;аты билгеле бер чор кешелэре ечен уртак деньяга карашны чагылдыра, ж;эмгыятьтэ таралыш тапкан денья сурэтен тергезэ ала. Эдэби эсэрлэр хэтта бер денья сурэтенец икенчесе белэн алмашыну барышын курсэтэлэр. Яратып укыла Ьэм ейрэнелэ торган XX йез башы эдэбиятында да татар эдиплэренец эсэрлэре шундый узгэрешне куз алдына бастыра"1.

Шунысын да искэртергэ кирэк: терле кешелэр ацында, милли мэдэниятлэрдэ, аларныц аерым чорларында формалашкан денья сурэтен

1 ЗаЬидуллина Д.Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар одэбиятында фэлсэфи осэрлэр / Д.Ф.ЗаЬидуллина. - Казан: Мэгариф, 2006. - Б.З.

ачыклау - заман алып килгэн, яцадан кайтарган эЬэмиятле елкэлэрнец берсе1.

Теманыц ойрэнелу тарихы. XX гасыр башы татар эдэбиятында Ьэм шктимагый тормышында шактый зур урын алып торган Г.Монасыйповныц эдэби юк;аты турында да, тэржемэи хэле хакында да бик аз билгеле, Ьэм ул киц катлау укучыга бетенлэй диярлек таныш тугел. Сзбэбе: Совет хакимлеге урнашкач, эдипнец исеме дэ, миллэт ечен башкарган эшлэре Ьэм язылган эсэрлэре дэ читкэ этэрелэ, "сызып ташлана". Узган гасырныц 30 нчы елларда

_ __л

аны Г.Толымбайский "искэ тешерэ" Ьэм, билгеле инде, тискэре бэя бирэ .

Г.Монасыйповныц иж;ат мирасы хакында тэуге уцай фикерлэр уйгыр эдэбияты галиме Кадыйр Хэсэнов тарафыннан эйтелэ, "Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" романыныц уйгыр халкы ечен эИэмияте

л

билгелэнэ . Татар эдэбиятында элеге шэхес хакында беренче мэгълуматлар 90 нчы елларньщ урталарында куренэ бапшый. Зефэр Рэмиевнец4 Иэм. Тэуфикъ Эйдинен,5 90 нчы еллар вакытлы матбугатында донья кургэн мэкалэлэре аша Г.Монасыйповныц тэрж;емэи хэленэ караган материаллар белэн тулырак танышып була. Шулай ук Р.К.Ганиева6, Д.ЗаЬидуллина7, Н.Гыйззэтуллин8, Г.Халит9, Ф.Бэширов10, Ф.Галимуллин11,

1 ЗаЬидуллина Д.Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар • эдобиятында фэлсэфи эсэрлэр / Д.Ф.ЗаЬидуллина. - Казан: Мэгариф, 2006. - Б.З.

2 Толымбайский Г. Безнен тел тугел, татар буржуа теле / Г.Толымбайский // Яцалиф. — 1931. -№3.- Б.39.

3 Хэсэнов К. Уйгур кизи Ьэккэдэ роман / К.Хэсэнов // Коммунизм туги. — 1973. - 12 июль.

4 Рэмиев 3. Тагын бер фажигале язмыш / З.Рэмиев // Мирас. - 1996. - №1-2. - Б.137-141.

5 Эйди Тэуфикъ. Онытылган исем. // Тэуфикъ Эйди. АЬ, туган каумем газиз! - Казан: Аваз, 1999. — Б.17-21.

6 Ганиева Р.К. Татарская литература: традиции и взаимосвязи / Р.К.Ганиева. — Казань: Изд-во КГУ, 2002.-272 с.

7 ЗаЬидуллина Д.Ф. Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы / Д.Ф.ЗаЬидуллина.- Казан: Тат.кит.нэшр., 2003. - 255 б.

8 Гыйззэтуллин Н. Проза // Татар эдэбияты тарихы: алты томда.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1989. -Т.4.: Татар совет эдэбияты (1917-1941).-Б.156-181.

9 Халит Г. Проза // Татар эдэбияты тарихы: алты томда. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1986. - Т.З.: XX гасыр башы. - Б.268-295.

10 Бэшир Ф. Чор. Роман. Герой И Бэшир Ф. Сейлэ, калэм! Эдэби уйланулар, тэнкыйть мэкалэлэре, рецензиялэр / Ф.Бэшир. - Казан: Тат. кит. нэшр., 2001. - Б.49-62.; Бэширов Ф.К. XX йез башы татар прозасы / Ф.К.Бэширов. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2002. — 286 б.

11 Галимуллин Ф. Табигыйлеккэ хилафлык / Ф.Галимуллин. — Казан: Тат.кит.нэшр., 2004. — 304 б.

Р.Яруллина1 хезмэтлэрендэ эдипнец иж;атына, нигездэ, "Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" (1918) романына кагылышлы мэгълуматларны табарга мемкин.

Г.Монасыйповныц сэяси эшчэнлеген ейрэнугэ дэ аз игътибар ителгэн. Бу куренекле шэхеснец исеме Илдус Гыйззэтуллин2 Ьэм Рэмзи Вэлиев3 хезмэтлэрендэ генэ XX йез башында Казандагы хэрби оешмаларныц, шул исэптэн, "Болак арты. республикасы"ныц эшчэнлеген тасвирлау барышында телгэ алына. 1917-1918 елларда Казанда нэшер ителгэн "Безнец тавыш" газетасыныц Иэр санында диярлек басылып килгэн, татар халкы тарихыныц, сэясэтнен, ин, карацгы, катлаулы якларын ачыклауга багышланган Г.Монасыйпов мэкалэлэре4 исэ хэзергэ кадэрле игътибардан бетенлэй диярлек читтэ кала килэ.

Фэнни эшебезнец тикшеру объекты — Габделгазиз Монасыйповныц тормыш Ьэм иж;ат юлы.

Фэнни эшебезнец тикшеру предметы — язучыныц эдэби ижатында чагылыш тапкан денья сурэте.

Диссертациянец максаты. Габделгазиз Монасыйпов — XX йез башы татар эдэби, мэдэни, ижтимагый, сэяси тормышында шактый тирэн эз калдырган шэхес. Аныц иж;ат мирасы- купьсырлы Ьэм кызыклы булуга карамастан, ул эле тулаем алып тикшерелмэгэн. Безнец хезмэтнен, теп максаты — Г.Монасыйповныц шигърияте, прозасы, драматургиясендэге денья сурэте чагылышын тикшеру.

Бу максатка ирешу юлында тубэндэге бурычлар куелды:

1 Яруллина Р. XX йез башы татар прозасында мохэббэт концепциясе (Г.Рэфыйкиньщ "Вакытлы никах" Ьэм Г.Монасыйповныц "Таранчы кызы, яки Хэлймнеч беренче мэхэббэте" эсэрлэре мисалында) / Р.Яруллина // Проблемы филологии народов Поволжья. Материалы Всеросс. научно-практ.конф., посвящ. 135-летию МПГУ. Вып.2. - М.- Ярославль: Ремдер, 2008. - Б.183-187.

2 Гиззатуллин И.Г. Мусульманские военные организации (1917-1921гг.) / И.Г. Гиззатуллин. — Казань: Фэн, 2002. - 205 с.

3 Вэлиев Р. Болак арты республикасы / Р. Вэлиев. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1999. - 160 б.

1) вакытлы матбугатга басьшган мэкалэ-рецензиялэр, истэлеклэр, архив материаллары, тарихи чыганакларга таянып, Г.Монасыйповнын, тормыш юлын, эдэби юкдтын, сэяси-иж^имагый эшчэнлеген ачыклау;

2) тэнкыйди, сэяси мэкалэлэрен туплау; аларныц XX йез башы тормышында тоткан урынын билгелэу; ижгимагый, эдэби узенчэлеклэренэ кузэту ясау;

3) эдэбият белемендэ денья сурэте тешенчэсен ейрэну;

4) эдипнец эдэби иждт мирасын туплау Ьэм, бинар оппозидиялэргэ таянып, денья сурэте чагылышын анализлау;

5) татар эдэбиятында мэхэббэт концепциясе чагылышын ачыклау Ьэм Г.Монасыйповнын, "Таранчы кызы, яки Хэлимнец беренче мэхэббэте" романын элеге концепциягэ менэсэбэттэ тикшеру.

Диссертациянец фэнни яцалыгы тубэндэгелэрдэн гыйбарэт:

- Г.Монасыйповныц тормыш. юлы, эдэби мирасы, иж;тимагый-сэяси эшчэнлеге татар эдэбияты тарихында беренче тапкыр монографик планда ейрэнелэ;

- куп кенэ материаллар беренче тапкыр фэнни эйлэнешкэ кертелэ;

- эдипнец XX гасыр башы матбугаты битлэрендэ нэшер ителгэн эдэби эсэрлэре, тэнкыйди Ьэм сэяси мэкалэлэре, публицистикасы • барлана, текстологик яктан эшкэртелэ;

- Г.Монасыйповныц Казан, Мэскэу, Ташкент шэЬэрлэрендэ Ьэм шулай ук Канадада яшэуче туганнары белэн бэйлэнешкэ кереп, алар ярдэме белэн язучыныц тормышы Ьэм эшчэнлегенэ нисбэтле мэгълуматлар тупланды Ьэм диссертациядэ файдаланылды;

- татар эдэбият белемендэ беренче тапкыр диярлек аерым бер язучыныц юк;ат мирасы денья сурэте кузлегеннэн тикшерелэ.

Диссертациянец теоретик нигезен М.Бахтин, ЛБусыгина, Е.Варакина, Ю.Волков, Г.Гачев, М.Гиршман, А.Гуревич, В.Дроздов, В.Жидков, Д.ЗаЬидуллина, К.Клахсон, Е.Куянцева, Ю.Лотман, М.Маковский, В.Медушевский, А.Михайлов, В.Руднев, Э.Сангадиева,

Л.Семёнов, Ф.Сибгаева, М.Хайдеггер, В.Хализев, В.Шестаков, К.Юнг хезмэтлэре тэшкил итэ. XX йез башы татар эдэбиятын Ьэм тарихын процесс итеп карап ейрэнгэндэ, методологии нигезлэрен яктыртканда, Г.Халит, И.Нуруллин, Р.Ганиева, М.Госманов, Ь.Мэхмутов, Й.Нигъмэтуллина, Ф.Галимуллин, Т.Галиуллин, М.Гайнетдин, Ф.Хатипов, Ф.Бэширов, Х.Мицнегулов, М.Эхмэтжднов, Н.Хисамов, Д.ЗаЬидуллина, В.Эминева,

A.Шэмсутова, Р.Бикташев h.6. татар галимнэренец хезмэтлэре таяныч булды. Г.Монасыйповныц тормыш юлын Ьэм иж;атын ейрэнудэ З.Рэмиев, Н.Гыйззэтуллин, И.Гыйззэтуллин, К.Хэсэнов, Т.Эйди, Р.Вэлиев, Р.Ганиева, Р.Яруллина h.6. мэкалэлэре файдаланылды.

Диссертациянец методологик нигезен торле фэнни мэктэплэрнец Ьэм юнэлешлэрнец казанышларын берлэштергэн эдэби эсэргэ бербетен система итеп карау тэшкил итэ. Бинар оппозициялэргэ таянып1, Г.Монасыйпов шигьриятендэ, прозасында Ьэм драматургиясендэге денья сурэте билгелэнэ;

О

язучыныц деньяга карашы белэн поэтика бэйлэнеше, фэлсэфи фикерлэр белэн форма менэсэбэте ачыклана.

Хэзерге эдэбият белеме фэне эсэрне тулы бер система элементы итеп карый. Бу система "чынбарлык — ац — тормыш моделе" рэвешендэ кузаллана2. А.Б.Есин фикеренчэ, эдэби эсэр - "деньяныц кыскартылган варианты", Ьэм аныц теп узенчэлеге чынбарлык иллюзиясен тудыру белэн билгелэнэ . Бу очракта автор образы, аныц фэлсэфи фикерлэре, субъектив тормышы, жэмгыять, миллэт вэкиле буларак деньяга карашы узэккэ куела. Элеге куренешлэрне ацлатуда "денья сурэте" тешенчэсе кулланыла.

1 Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / И.Ильин. — М., 2001. - С.ЗО.; ЗаЬидуллина'Д.Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр / Д.Ф.ЗаЬидуллина. -Казан: Мэгариф, 2006. — Б.6-7.; Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века /

B.Руднев. - М., 2001. - С.50.; Юнг К. Психологические типы / К.Юнг. - Спб., М., 1995. - С. 186 -188; Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, 111, Elmsford, New York: Row Peterson, and сотр., 1961, p. 31.h.6.

2 ЗаЬидуллина Д.Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр / Д.ЗаЬидуллина. - Казан: Мэгариф, 2006. - Б.5.

3 Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А.Б.Есин. - М.: Флинта: Наука, 2007. -С.11.

Элеге термин терле фэннэрдэ очрый Ьэм аныц теп вазифасы, А.Обухов билгелэгэнчэ, тубэндэгелэргэ кайтып кала: "позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др."1

"Для гуманитарных наук языковая и общенаучная картина мира" являются средством интеграции сфер и универсалий культуры, жизнедеятельности