автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Художественная проза Тони Моррисон

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Пухнатая, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Художественная проза Тони Моррисон'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная проза Тони Моррисон"

МССКОвсжкй ОТДЕЛА трудового красного знамени областной пздагозжзский институт имеек н.к.крупской

сшмажзировлкный совет д.пз.п.02

На правах рукоппсл

шнатая светлана аиатозестйл

худ02естбенная проза тони моррисое (новые тенденций в современной негритянской литературе сша)

Специальность 10.01.05 - Литература'стран Западной Еэролн, Америки и Авсгралш

АВТОРЕФЕРАТ

диссэртЕцив па сопскатае ученой стелена кандидата филологических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедрэ зарубежной литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института имени К.К.Крупской ■

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Богослозский В.II.

Официальные оппоненты:

до:'.тор филологических наук, . " Пиколюккн АЛГ.

кандидат филологических паук Шебалина Л.Т.-»" ./ - -

' ' ' г

Бе,цуцая организация:

Никегородский государственный университет

Задата состоится " " < 19Э1 года в часоз

на засоданли специализированного совета Д.ИЗ.II.02 по литературоведении в Московском ордена рудового Красного Знамена областном педагогическом института ки.Н.К.КрупскоЯ (107С05, г.Москва, у л. Ф.Энгельса, д.21а).

С диссертацией: можно ознакомиться в библиотеке КОПИ им.Н.К.Крупской по адресу: 107846, г.Москза, ул.Радио, д.10а.

Автореферат разослан " г £ еЛ. 1991 р.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук,

доцент Батурсва Т.К.

В негритянской литературе США двух последних десятилетий очевидно стремление проодолегь политизированность и докларатив-ность, характерные для многих произведений 60-х годов. Новое поколение писателей, пришедшее з афро-американскую литературу в начале 70-х гг. (Дж.Макфарсон, Т.Моррисоп, Э.Уокер, Р.Дгонс, Д.Бредли и др.), в отличие от радикалышх писателей 60-х гг. (Л.Джоне, Д.Килленс, Д.Уильяме), озабочегагше главным образом политическими и идеологическими проблемами, понимало свое предназначение иначе. Негритянские писатели в 70-80-э годы отвергли национаткзм к сепаратизм "черной эстетики", претендовавшей на роль своеобразного кодекса для абро-ачерикакского писателя, так как она мешала сэободаоцу развитии негритянской литературн, дальнейшей ее эволгвдш. Обратившись к культурному наследив ног-роз, к негритянскому фольклору, Т.Моррисоп, Дк.Макферсон,Э.Уокер, Г.Дяонс, Д.Уайдаен, Д.Бредли, Л.Форрест и другие писатели 70-80-г. гг. продолжили эстетическую традицию Р.Заишсона, которой неоднократно говорил о важности изучения и использования негритянского фольклора в художественном творчестве, если писатель хочет выразить специфические особенности негритянского гуманизма. В 60-э года в давнем для негритянской литературы США споре "искусство против пропаганда" перевес оказался на стороне поэтизированного искусства. В 70-э годи новое поколение писателей с по меньшей пшпсостьи, чем в свое время Р.Зддисон я Дж.Болдуин, заговорило о важности эстетических ценностей г свобода художе-ствэпного творчества.

Среди афро-ешриханских писателей двух последних десятилетня Тони Моррксон (род. 1931 г.) яяляечоя одной из сакмх значительных фигур. Ев палисада 5 романов, пьеса "Грозящий Эклогт", множество статей по социально-политическим я ьстетлчоскаи проб-

.семем. Творчество писательница привлекает к себе внимание многих известных литературоведов и критиков как в США, так и за рубежом. И ото объясняется но только саьобцтностьа и оригинальности ее творческой цаиеры, но и тем, что в ез произведениях выразились вовне настроения негритянской обдпш, та тенденции, которые стада домЕпруюЕщш в негритянской литературе (Ш1Л. в 70-80-е года. Несмотря на близость эстетических взглядов Т.Моррисоц взглядам Р.Эллксоза к Ля.Боэдуина (сна тоже отвергает идеологизированное искусство), следует отмотать "л существенное отличие. Т.Моррисон но скривает, что сна пипет о черном народе я для черного народа. Б творчество Эжисона л Болдуина овдтшы, дагадуй, в равной ыеро традиции как негритянской, так и западной культуры. Б произведениях 'Г.Моррисок догятгогрует негритянская народная традиция, хотя ото не исюточает влияние литоратуры белих африканцев, в частности, У„Фолкнера.

Датчкая новизна паботн заклвчается в том, что это пераоо в советском литературоведении монографическое исследование о Т.Моррясон, творчество которой рассматривается внутри пирокого исторического, культурного и литературного контекста. В произво-дегдагя Т.Коррисон и ряда других афро-шариканских писателей двух последних десятилетий определены те новые тенденции, которне говорят об изменении идейно-эстетическоЗ направленности негритянской литература (Ж 70-80-х гг.

Целы? диссертации является исследование романов Т.Моррисон в контексте негритянской литература США. 70-80-х гг. к в единстве идейно-нравственных и эстетических исканий писательницы.

Для достижения поставленной цели необходимым представилось решение следующих задач:

- проанализировать изменение социальных, нравственных и эстетических ориентиров в негритянской литературе США 70-80-х хт.

по сравнены» с литературой 60-х гг.;

- показать иа пршере анализа конфликта, проблематики, системы образов романов Т.Ыоррисои та отличие от литературы протеста и произведений "червой эстетики";

- проследить эволвшпэ творчества Т.Моррисоп наряду с выявленном присущего ему внутреннего единства;

- определять место писательшщц в американском литературной процессе, исследовав сложпоо взаимодействие различных традиций в ее творчестве.

По гемо диссертации опубликовано 4 печатных работы.

Поставленные задачи определили структуру исследования, состоящего из введения, двух глав и заключения.

сопершив работы

Во введении доказывается эволюция негритянской литературы США от политизированности и кдвологиэаровшшостп 60-х гг. к художественной свободе 70-80-х гг., анализируются эстетические взгляда Т.Моррнсоц, приводится обзор латоратурц по исследуемому вопросу, определяются цели и задачи диссертации, раскрывается научная повизяа и практическая значимость работи.

Творчество Т.Моррисоп очень самобитио я своей афро-аиера-калском, национальном звучали*. Писательница считает себя выразительницей кзинтэссегоиш народной иогратлнсхоЭ культури. Свои ромшш Т.Моррисоп называет "деревенской литературой", "пзЗзаяскоа литературой", н она изображаю? экзотяч екпй, фантастический шгр, корнями уюдясрзЗ в ее детство, «ар, в которой дахо попседноэная хюгригянехая жизнь обмчгшх срадкззададгюс городов зоворахзвает чи'. 1толл благодаря использованию фольклора, кинолог*», суеверий.

магин, лригч, песен, а странице а причудливые героя получал? не-обичшо прозаика или имена из библии. Главную задачу Т.Коррасон вздит в том, чтобы помочь своими романами негритянское пароду в измеааваяхся условиях существовал гш (миграция большей части . негритянского населения о Юга на Север), поддержать его дух, наметить арезствепнне ориентиры. Писательница сожалеет об утрате в «aas дна оборотах связей, того братства, заботы друг о друге, которые бкля характерна деа кегритяЕской деревенской общинной лизни в нроплок. В ео книгах черная обз^на изображается нз как кео^ь совместного страдания, а как альтернативное существование, в котором биха накоплена значительные нравственные ценности. Больие всего ее интересуе? отношение 1*ороов к родной земле, обгрще.друг к другу. 2огя ото сшцифически негритянская обгона, писательница считает, что сохранение в подцерЕанке выработанных ею норм человеческих взшшоотиопешйг имеет значение для всего человечества. Распад обгонных связей, нарушение сбалансированных взаимоотношений кеэду япдэдящгои и общиной приводят героев Т.Моррпсон к гибели, утрате нравствешинх ориентиров.

Т.Моррпсон является скорее традационалисткоХ, а не экспериментатором и нередко в интервью говорит о seit, что в своих произведениях задается из старых фор« а клзшв создать то, что делает книгу определенно "черной". Это не проявление национала ача или сепаратизма (писательница не приемлет как белый, так и черный расизм), это утверждение права негритянской литературы на самобытность. -

Интерес к творчеству Т.Моррксон в США и за рубежом не ослабевает уао более десяти лет, со времени публикации "Песни Соломона" (1977). Сейчас критики возвращаются и к порвым двум романам писательницы, не вызвавшим и свое время широкий резонанс, делают

правша ий вывод о том, что без "Голубых глаз" и "Сули" невозможен был бы такой взлет в "Поена Солшона".

Вслед за многочисленными рецензиями и интервью в 70-е годи в СМ появились статьи, раздели и главы книг, посвящешшэ Т.Мор-рисон, в 80-е годы шшш книги, сборники статей, опубликованы монографии, защищены диссертации. Кз наиболее значительных работ следует отметить монографии и статьи У.Сэмаэлса, К.Хадсон-Уимс, Р.Стопто, Д.Макдауэлл, К.Вернера, С.Е-'Чк, Б.Крлстиан, М.Диксона. Точка зрения американских литературоведов нередко определяется нэ художественным миром Т.Моррисон, а идеологической ц эстегь-ческой платформой, на которой стоит тот или иной исследователь. Культурные националисты (А.Гейл) упрекают Т.иоррисон за стереотипно о , примитивное возражение негритянской жизни. Феминистки, проязляющие наибольшую активность в изучении романов писательницы (М.Эванс, Б.Смят, Г.Спиллерс, Б.Кристиан, М.Прайс, К.ТеПг, Г.Халл), стремятся сделать ее выразительницей феминистской идеологии. Социологическая критика (С.Уиллис) объясняет интерес писательница к истории необходимостью прот!шостоять дегуманизирую-щему воздействию капитализма. Некоторые критики рассматривают произволе.^ Т.Моррисон в русле модертастской и постмодернистской литературы (Дя.Брайант, К.Байерман), утверждают, что она выходит за границы реализма, потому что писательница открывает иллюзорность нашего представления о том, что мир вне текста имеет смысл. Эти исследователи уцускагт из виду глубоко традиционный взгляд Т.Моррисон на взаимоотношения литературы и культуры. Как аорно сказал Т.Мейсон, Т.Моррт.сон - это "образец романиста-хранителя"^, так как писательница особенно эакитеросоэа-

" Т.1ляоп. The Hoveliax ал Cou^erretor: ¿»tonea una Comprehension in T.Morrieon'b'ori£ <u Solomon//Сопгепрогагу Lit-mtur*.. М"ЛдаопЛ9ьа.- Vol.¡¡9. К4.- Г.5Ь5.

на в изображении п, следовательно, сохранении культурной практики негритяпской общкяь*.

15 советском литературоведении к различным аспектам творчества Т.Мсррясоп обращалась Н.А.Анастасьев, Б.А.Гилепсон, А.М.Зверев, Г.П.Здобкп, А.С.Ьйлярчик, С.Б.Белов, О.Е.Осовский, Л.С.Цо-зашовская, Т.К.Ципцедзо, Й.В.Стулов, О.Ю. Сурова, С.А.Чаковский. В исследованиях Н.А.Анастасьога, Б.А.Гиленсоиа, А.С.л^ляртака, С.А.Чшсоиского ромакн Т.Ьйррисои рассматриваются в русло американской и афро-амерккансяой литературы 70-80-х гг., показывается отличие творчества Т.Моррисон от литературы протеста, созвучность тематики оо произведений тоцденцшш, возобладавшим в американской литературе 70-х гг., - поиску стабильных, стерхно-вах ценностей (Дд.Гарднер, Л.Войаудп, Р.Прайс). В работах Н.А.Ааастгсьева, С.А.Чакбвского, В.В.Сгулова, О.Ю.Суровой, Л.С.Цехацовской намечена тема традиций в творчестве Т.Моррксон, проводятся параллели с У.Фолкнером, Дж.Боддуином, Р.Эллисоно:.:, латиноамериканскими писателями. В советском литературоведении пе сразу установилось определенное мнение о творчестве писательницы. В книге Т.К.Цинцадзе "Очерк развитая негритянской литературы" (1983) она била отнесена к таи негритянских авторам, которые "полностью отрицают 2ападв"е духовшэ ценности" (с.272), творчество писательница сблизилось с произведениями негритянских культурных националистов. В исследованиях Н.А.Анастасьева,А.С.?4у-лярчака убедительно доказьшалось, что Т.ЬЗоррисон выступает против любых проявлений расовой исключительности.

Несмотря на изучение отдельных аспехтов творчества писательницы, в созетсиозг литературоведении нет ни одного «орографического доследования, посвященного Т.Моррисон, рассматраващего ее романы как проявление новых тенденция в негритянской литературе

США 70-80-х гг. До сих пор па получили должного освещения вопроси взаимосвязи, внутреннего одипогве, присущего ъсзы романам писатолышци, и эволюции ее творчества, недостаточно исследована проблема воздействия негритянской народной культуры на произ-ведешм Т.Моррасон.

В порвой главе "Романы 70-х годов. Обретение творческой индивидуальности" анализируются романы "Голубио глаза" (1970), "Сула" (1973), "Песнь Соломона" (1977',. Все эти произведения посвящены традиционной для афро-американской литература томо -поиску личности и свободы. От того, чем завершается этот поиск, зависят счастье, а нередко и жизнь героев Т.Моррисон. Тот, кто шбираот какие-то внешние символы независимости и жизненного успеха, обычно приходит к внутреннему рпустошеиию, ожесточенности и краху.

Лшяь герои, которым открываются аутептичныо основы жизни, обретают внутреннюю гармонию а подлинную независимость.

Ухо а первая романе "Голубив глаза" Т.Моррисок отошла от постулатов, навязываемых афро-американской литературе "черными эстетами". В центре романа не традиционный конфликт пожду бел;аш и черными, характерный для наиболее известных произведений 60-х гг., созданных Д.Килленсом, Л.Джонсом я др., а негритянская об-цина в одном из эападшх городов. Это но означало, что Т.Моррк-сон но интересовали социальные, расовые проблемы, просто не ко-нее важными, с ее точка зрения, были а эстетические задача, Столх-новения с иирои белых были лишь частью жизненного опита афро-амв-рикалцев. Свею художественную задачу Т.Моррисон задала в тон, чтобы изобразить жизнь чорного народа во всаЗ ее полното, показать всю поэтичность, все богатство созданной ш культуры, в то даэ ¿рокя но идеализируя негров, к чему призвваяи теоротвка "чер-

ной эстетики".

Трагедия главной героини романа одишшдаатилетяза девочаи-негратяшси Школы Брэдлаи в том, что она отала отверженной в ссмьо к обзржо из-за несоответствия ее внешного облика идоаду красоты, которому поклоняются всо. Т.Коррисон мало интересуют сами бедно, создавало рекламируемый идеальный образ. Они находятся на периферии романа и не имеют отношения к трагическому исход/ судьбы Паколы. Приняв чуяио идеадц, черпая обгоню. автоматически перестает рассматривать собл как обладательницу собственных культурншс ценностей. Доверчивая душа Николы, гдущая любви и яризногыя, наталкивается в среде ногроз на притворство, коварство или неприкрытую ненависть.

Одним аз глазшис структурных элементов произведения является образ природы. Вся книга разделена на четыре Г"эвы соответственно времена!.! года: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Образ природа драматизирует неестественное (яепрароднее) искажение истины в человеческом обществе. Времена года с их неоаидашшгги изыепояияьа погоды отвергают созданную человеком систему отсчета, по которой все предсказуемо, управляемо, в которой все естественные проявления человеческого духа и плота унячтояаатся. Писательница доказывает конфликт метлу природный порядком и искажением этого порядка в человеческом общество. Согласно природе птица долхны летать, а все молодое расти. Но это но происходит, так как инстинктивная, природная погрешность молодого существа в любви г свободе отрицается людьми. От частной истории маленькой негритянки Пиколн Брздлаэ Т.Моррисон поднимается к размышлениям ив только о негритянской общине, но и о лвдях в целом.

^ В композиционном плане роман стремится приблизиться к яка-зовоцу"произведении: дается тема, а затем исследуются ее ревор-

борации. Так, основной мотга судьбы Школы, мотив загубленной жизни, будет повторяться в рокапо при изображении судьби ее родителей. Мотив стирания неого естественного, природного, звучащий как главная тема сюжетной линии Дсеральдкны, вновь повторится в связи о Эллой Уиткомбом. Такое построение предает роману особую эмоциональную напряженность, показывает взаимосвязь, взаимозависимость событий и судоб герооа, создает целостность.

В "Голубых глазах" писательница критикует то центробежные силы, которыо ослабляют жизпоспособность общинного мира, препятствуют формированию собственного жизненного стиля поведения. В романе возникает целая галороя героев, отчужденпых от родной почвы: Чолли и Полин Бридлав, Корин Пил, Джоральдета к как наиболее яркое и гротоскисл воплощение пагубности отрыва от своего народа - проповедник Эгаа Иихой Уитксмб по прозвищу Мыльная Голова. И'лопно они подталкивают Пиколу к краа яро паста, к безумию. В рсмано лиагь немногие аз героев остаются знутрешю свободными, способными на подлинное самоопределение боз оглядка ва навязываемый идеал. Этики качествами в полюй мере обладает члены семьи Мактиров. Изображал эту семью, Т.Моррисон линь оскизпо намечает ту тему, которая найдет наиболее яркое воплощение в романах "Песнь Соломона" а "Смоляное чучолко" - тону корней, традиций, связи героев о негритянской, национальной культурой, с общиной. Семья Мадтиров в повседневной споем существовании поддерживает го лучшие общинные традиции, которые помоги черному человеку выстоять а-условиях враждебности окружащого мира: помощь блидсначу, заингоросоваяноо. пебе^частноо отгоеепао к лвдлм и ко всему, что происходят.

Общинное мировосприятие вносит в мяр гарыоцию, позволяет преодолеть страдание, боль, догонял, нч озлобиться, не поддать-

ся погоиа за ложными идеалами. Блюзовые песни, ритуазш. веровании негров, воспроизводимые в романе, - это злекенти ишзксу-ГЕерс-дащеП народной культуры. Мир может бить аестш горя я фатааяоЗ оброченпости, но пародпая мудрость диктует, что надо приспосабливаться к обстоятельствам, а не покорно идти к уничтожению и саморазрушению. Близ и фолыигорнно истории говорят, что елшп. -»то адаптация к вшашалие скорое, чем безысходность и смерть.

Родители Пиколн в детстве, проведенном на Юге, соприкасаются с негритянской народной, культурой, но с переездом на Совор утрачивает способность использовать эту народную культуру дяи собственной поддержки, что предопределит их духовную гибель и аутсайдерство роздешшх шли детей. Первый роман Т.Моррисом_несмотря на узость к замкнутость общинного мира, изображенного в ном, бил очень важен для творческого становления писательницу. В нем бкли постав-пени те проблемы, к которым Т.Моррасон будот постоянно обращаться и в послсдущих романах: какова роль наследия предков в становлении человека, чем определяется достоинство личности, что ость низиь и иежнэнь (естественное и неестественное в человеке).

Недобровольная изоляция привала героиню "Голубых глаз" к психологическому разрушен™. Главная героиня второго романа "Сула" сама бросает вызов негритянской общине. Отвергая общепринятые нормы поведения. Сула пытается утвердить себя. Если почти всо кители Лоройна в романе "Голубые глаза" пытались искоренить в себе всякое проявление страсти, необузданности чувств, всякую естественность ифиродностъ), то жители Дна, негритянского района, где гавут г ¿рои романа, пркшмают природу во всех ее проявлениях (и буйство, и щедрость, л добро, к зло) и терпимо относятся ко всем проявлениям человеческой натуры, за ксклгчениом

тех, которые угрохают подорвать основы существования Дна. Взгляд на мир пегритяпской общшш, живущей в этой районе, сформировался под ижягшои превратностей существования на холмистой, неплодородной зомле Дна. Еданстпоиная защита против зла, по мнению черной обданы, - ото терпение. Эта философия передает общинное восприятие реальности, интуитивное ощущение непрочности, ненадежности, рискованности положения всего черного народа во враздебпон мире. Вызов общипюш представлениям о ллзни в романе бросает Суда. Конфликт между общиной и Сулой коренится в несоблюдении общепринятых норд поведения: героиня ведет себя слишком свободно, не так, как всо остальные негритянские женщины. Конфликт нравственный пред определен кон^шпетои философским: различным восприятием жизни, иным представлением о предназначении человека. Концепцшг жизни Сулы - жить интенсивно, полно, реализовать себя до кенда, проявить себя как личность. 2изыь - постоянное творчество, ¡эксперимент. У людей Дна совсем иная концепция жизни: жить - значит приспосабливаться, приноравливаться, так как все равно ничего не изменишь. Поиск себя приводит Сулу к тотальной самопоглощеп-ности, а затем и к гибели: мир по может принять сконцентрированность человека только на самом себе, иначе он распадется и перестанет существовать.

Т.Ыоррисон настаивает на том, что ни индивидуализм, ни общинный консерватизм не достаточны для жизни. Остазпшсь без окружения, человек не имеет опоры, чтобы вырасти в личность, а община, лишенная творческого духа, обречена па разрушение и смерть. Писательница нигде в романе прямо цз проявляет свое отношение вя к позиции Сулы, ни к позиции обцщщ. Но, показывая гибель главной героини и негритянской общшш, она дает понять, что любая кра»„юсть опасна (и эгоцентризм, и конформизм). Авторское отко-

шзшго к героям романа ко декларируется, а варатсается через композицию (сопоставление их судеб), через изображение явлений природы. Своим романом Г.Моррлсон говорит, что суждения людеЗ, лро-тепдуичих иа истицу в кепочной инстанции, всегда ограничен;! и пв отрахают живой зшзш:, где икчто не стоит на место, где никогда нот конца (глазная оаибка згдтолей Ли а в том, «по 01т абсолютизируют добро и зло, считают, что зиают совершешю точно, что есть добродетельная сизнь, а что нет). В романе "Сула" Т.Корри-сои отвергла представление "черных эстетов" о черном цвете и гуманизме как о чоа-то фиксированном, статичком, с абсолютно определенными качества-га. Вместо отого личность героини изображалась как процесс, постоянное творчество. ^

Цуть, избранный СулоЯ, несмотря на его пр:шлекатольность, оказался тупиковым. Но горой Коррасоа не оставляет поисков. И писательница предпринимает вместе с ними третью попытку обретения смысла хиэни в романе "Песнь Соломона". Зта попытка будет триумфальной и для глазного героя "Песни Соломона" Молочника Номера," и для Тони Моррис он. После публикации третьего романа имя пкеателышцы станет известно всой Америке. В "Песни Соломона" 1она Моррисон преодолела хронологическую и географическую локальность, замкнутость общинного мира, характерные для двух предыдущих романов писательниц!.

В центре романа "Песнь Соломона" - история обретения 1'олоч-кякои Помором себя, своей индивидуальности. Трудная дорога героя к самому себе - это дорога к предкам, к их культурному наследию, так как полноценная личность, с точки эре гая Т.Коррясон, невозможна без этих уз. Как и в предыдущих романах, расовый конфликт если и странен в "Песпи Соломона", то опосредованно. В отлично от апологетов "черной эстетики", оцешгааявзас произведение с точ-

ки зрения ого полезности для дела негритянского освободитольпо-го движения, Т.Моррисоя не выдвигает политические задача па первый план. Болоо того, член негритянской экстремистской организации "Семь дней" Гитара Бойне явно на вызывает авторских симпатия из-за своего экстремизма а нарушения общечеловеческих нравственных заповедей. Писательница обращается к прошлому негров и, погруная читателя в мир негритянской народной культуры, показывает талантливость, трудолюбие, поэтичность натуры черного человека, гуманизм а широту его души.

Одна лишь текущая действительность в салу ее противоречивости, изменчивости, обцдепносги оказалась явно недостаточной для верного впбора жизненного пути. И Т.Моррисон погрузила своих герооп в историю и миф. В мифах, выражавших народную нудность, были заключены ваянейпшо нравственные ориентира. Слияние мифа и реальности в романа объяснялось также тем, что писательница хотела выразить космологию, созданную черным человеком, для которой характерно равноправное существование сверхъестественного и реального.

Негритянские мифы, поверья, ритуалы, песни имеют в романе первостепенное значение и для создания системы образов и для выражения нравственного пафоса романа. В "Песни Соломона" Т.Мор-рисоп использовата народный миф о лотакцеы африканце. Изначально писательница била убеддена, что в цяфа говорится но только о бегстве из рабства, о порыво я индивидуальной свободе. Полет, как утверждает Т.Моррисоп а "Поспи Соломона", - sro такго прорыв к своему "я", преодоление всего того узкого, ограниченного, приземляющего, что накладывается на человека в общество, где проа-зооло искаженно истины, гдо на человояа надоты вериги, моааездо свободному проявлению ого духа.

Одно! пз вахиойпих традиций народной культура, использованной в роман о, является такяе ритуал называния, присвоения имени. Подлинное имя - это но только выражение души человека, но и ого связи с предками, это сохранение истории семьи, плоко-пи, народа. 15.ЮШ10 поэтому главный герой романа Молочник так упорно стремится выяснить подлинные имена своего деда и прздода.

Олщагвореядач всего лучзего, что есть в негритянской народной культуре, является образ Пилат. Наделенная колдовской силой, она сама словно шала из африканской сказки. С Пилат входит в роман стихия народной музыки: блюзов, ритуальных песнопений. Тот старинный блюз, который поет Пилат на протяжении романа "О сладкий мой, но покидай ыспя", - ото но только головоломка, которую предстоит разгадать Молочнику презде, чем он выяснит подлинное имя прадеда, это такхо выражение любви и утеаашг. Пилат исполняет блюз дот поддержки человеческого духа, для воссоединения оборванных связей. Песня "О сладкий мой, не покидай мэля", проходящая лейтмотивом через вось роман, напоминает Молочнику, что гизиь - это не только радость, но и страдание, и если ты человек, ты должен разделить все это и облегчить боль других людей, приняв ее как собственную. О нравственном перерождении Молочника особенно яс!ю говорят фппальпал сцена романа, когда Молочник поет умирающей Пилат ее любимую песню. Теперь главный герой романа выступает как исполнитель блюза, и ото высочайшее доверно, оказанное ему автором, еще раз напоминает читателю о восстановлении связи поколений, об обретении родной почвы, о нетленности песенного искусства народа.

Наряду с традициями негритянской народной культуры, аллюзиями пз европейского фольклора, библии, древнегреческой мифо-логки, й рсыане оздтимы литературные традиции, в частности,

Фолкнера. Это проявилось в значимости прошлого для судеб героев романа, в эпической масштабности повествования.

Роман "Песнь Соломспп" стал аталюгд произведением d творчество T.Hoppucou. С одной стороны, л нем развивались то идеи, которые интересовали писательницу еще в раншсс романах, с другой стороны, общалось раеппреиио географических а хронологических границ романного мира, углубленно психологизма. Если характеры героев первых романов в какой-то мере были заданы изначально: Пипола - жертва, Сула - бунтарка, нигилистка, то характер Молочника был изображен в развитии: конфликт между героем и общиной, характерный для первых даух произведений, в последнем ро-ïAauo 70-х гг. переходит во внутренний конфликт между подстилая и ложными ценностям;! в кусе самого глазного героя.

В романе были ощутгаш философamo тенденции (наиболее ярко это проявилось в авторской концепции жизни, изображении се даа-лтmai). В "Песни Соломона" чувствовалось стремление Т.Морри-сон во всем достичь безмерности, ií точно так же, Kaic Молочник избавляется от шор, ограничивавших ого зрение, и обгсмает своим взора,i весь мир в его изменчивости, непредсказуемости, так и сам роман поднимается над текущей действительностью (основные события романа разворачиваются с 1931 по I9S3 гг.) и обнимаот простое, настоящее и будущее не только черта, но и белых ладей в Америке, так как судьбы их, с точки зрения писатольпицы, неотделимы. Сама Т.Иоррисои так определила значение "Песни Соломона" в ее творчестве: "Собственный стиль - вот что презло всего необходимо для создания художественного произведения, я не ощущала, что он есть у меня, до написания "Песни Соломона".^

Jcn.Ruaa. Сопуегвл-цопэ with лвеПсь» Tiritera.- Не* 2еда:: А.Кпор£,19в5. - Í.¿14

Оригинальность atoro стиля проявилась в слиянии мифологического и реального,в стремления максимально приблизить романный мир к негритянской музыке: джазу, спиритузле, блюзам. Это выразилось не только в ревербзращцг мотивов произведений, в создании определенного настроения, когда радость и грусть сливаются воедино, цо u d открытости концовок.

3 романах 70-х годов все явственнее ощущался отход писательницы от традиции протоста, бескомпромиссного обличительства. Герои 7.1'оррисоц v.c ограничивала свой внутренний мир переживаниями со поводу расовой униженности. Оки размышляли над ваашейшики общечеловеческима проблемами. В "Песни Соломона" Т.Моррисон была •в основном определена концепция человека: он является частью природа, земли, космоса, » его судьба во многом зависит от того, насколько свободно проявляется в рем естественное, природное начало. Ваздую роль в нравственном самоопределении личности играет также негритянская община, но проблема взаимоотношений индивидуума и общиш нэ казалась Т.Моррисон окончательно разрешенной в "Песш Соломона", и она вновь обратится к ней в'"Смоляном чу-»"злка". •

Бо второй глава "Годы зрелости. Романы 80-х годов" на основе анализа романов "Смоляное чучелко'1 (1981) к "Возлюбленная" (1037) показывается эволюция творчества писательницы: усиление опичоского начала, развитие исторических тенденций; прослеживается взаимосвязь мажду творчеством Т.К',оррисон и негритянской литературой СШ. доух последних десятилетий.

В "Смоляком чучедко" Т.Моррисоа, чутко улавливая измонепия й ESCrpcefotK негритянской общины, показывает, что на смену былой псшггачоской актааностн и акстрс(.жзму (что так ярко было изображено в "Пески Солсиона") приаел сплц радикальных настроений,

объясняющийся и определенной моро улучиением социального полоае-пия негров а 70-80-с года.

Роман "Смоляное чучелко" еэд раз подтвердил внутреннее единство всех написанных писательницей книг. И это проявлялось но только в логическом развитии авторской мысли от судьбы негритянской девочки-подростка ("Голубые глаза") к судьбе взрослой женщины ("Сула*), потом мухчиш ("Песнь Соломона"), затем мужчины и женщины ("Смоляное чучолко"), как объясняла сама Т.Моррисон во многих интервью. Ощущение еданства возникало еще и потому, что писательница в каждом последующем романе развивала тему, затронутую, по но до конца рассмотренную в предыдущем. К примеру, роман "Сула" отвечал на вопрос» а что, если покорная жертва не будет мириться с ¡¡опрятней окружающих и превратится в бунтарку. В "Песни Соломона" Т.Моррисон показывала иной исход взаимоотношений индивидуума и негритянской общины, чем в романе "Сула", утверадая, что спасение личности в прикосновении к народным истокам. В "Смоляном чучелке" ставилась та хе проблема, но акценты были расставлены иначе. Точка зрония писательницы на благотворную роль общинной эти;:, общинного мировосприятия но изменилась, но Т.Моррисон не пытатась идеализировать действительность и преуво-лич:пзать эту роль. А действительность была такова, что все боль-пая урбанизация ногритяиской гпзни разрушала общинный мир, езя-залиый главным образом с маленьк::мз югнымп аграрными поселка-.и, и человеку, чтобы утвердиться в измекньземся мире, нугно было не тольг.о опираться на этот общинный фундамент, по и много работать над собой, над своей личностью. Трагедия героев "Смоляного чу челка" Сына и Лгагш в том, что км но дано увидеть эту проблему обретения пндпвидуатьности во всей ео многогранности.

На персый взгляд, кается, что в романе ролл распределяется

соверпешю четко, в соответствии со сказкой о Смоляном чу челке. Братец Кролик, превшзе всего цешпцлй шповниковыИ кустарник,свою родину - Си а; Смоляное чучелко.сделшшое белим фермером,- Ддаднн (образование и Сорбонне она получила благодаря материальной поддержке белого владельца острова Иль-де-Шевалье Валериана Стрита). Но многозначность образа Смоляного чучелка разрушает любую статичность, абсолютную определенность.что является в цолом характерной приметой стиля Т.Моррисон. 3 коночном счете Смоляноо чу-челко - ото символ всего того, чего боятся герои, от чего они хотят оградить себя. Для Валериана - это жизнь вне его контроля, для Терезы и Гидеона - мир белях людей, для Джадан - Сын как символ всего того, что угроаает ее личности, над созданием которой она так долго работала, для Сына - Дходин, стремящаяся увлечь ого соблазнами враждебной белой культура. Естественное стремление к безопасности (им одержат все герои романа), гипертрофируясь,привода? к изоляции, инфантилизму, ограниченному восприятию из ни. II черные, к б о ли о герои "Смоляного чучелка" лишены способности видеть целостную картину мира, создать адекватное представление о ием н друг о друго. Едпнствепноо рпасошш для них - отдаться жизни, доверять ей, плыть, а не искать спасительную гавань, где можно переждать жизненные изменения. Илой, юный поселок, символизирующий колыбель черного народа, ого родину, его шповнаковый кустарник, очень дорог Т.Ыоррисон. Уязвимость позиции Сына в тем, что он отрывает Ллой от истории, не желает замечать изменившейся реальности, хочет полностью погрузиться в прошлое. В свою очередь, Дкадиа вся устремлена в будущее, но оторвана от корнай, от проплого, которое могло бы помочь ей обрести почву под ногами, и не мотаться по миру н поисках приюта.

Роман "Смоляное чучолко", несмотря на то, что в нем рассказывалось главным образом о взаамоапюшоннлх мезду мужчиной и жен-

щииой, между черными а белыми лодыга, был в сущности романом-размышлением о дальнейшей судьбе ногров и Бориса. Отвергая ассимиляцию и изоляционизм, Т.Моррисон всем ходом романного повествования утверждала, что будущее ногров - в культурной интеграции, в обязательном сохранопин и приумножении специфических этнически черт. Только сохранив специфичность, ногрн смогут на равных войти в американскую и мировую культуру. В романс с ощо большей силой выразилась характерная особенность стиля Т.Моррисон - анимизм, одушевленность природа. Сопоставление романа с предыдущими произведениями писательницы говорит об очевидном, все более уссливая-щемся стремлении Т.Моррисон воссоздать важнейшие моменты негритянской истории: миграции негров с Юга на Север и последствия этого перехода для судьбн поколений ("Голубые глаза"), подъем политической активности негритянского населения в бО-о годы ("Песнь Соломона"), феминистское движение и его воздействие на судьбы негритянских женщин ("Смоляное чучелко"). Ке удивительно, что исторические тенденции, наметившиеся еще в первых романах писательницы, и обращение в каждом из произведений к проплоод привели Т.Моррисои в БО-о года к созданию исторического романа "Возлюбленная", в котором писательница изобразила времена рабства, тог страшшй период в истории негров в Америке, без которого невозможно било понять сущность негритянского национального характера. - ■ ' . .

Роман "Возлюбленная" был удостоен Пулятцеровской премии (19Ва),упрочил положение Т.Моррисон в американской литературе. В 80-е годы в связи с укреплением позиций постструктуралистов в пфро-лмеракапской критике (Р.Степто,Г.Гейтс).оценивавших произведения исключительно с эстетической точки зрения, стало чуть ли ие трали;и;о!№;*.! воспринимать социально-политическую наяравле1Ш0сть хул'.'жостренногг произредсния как подостпток. На первый взгляд.

каяется парадоксальным, что Т.Моррисон, в 70-е годы активно выступавшая против политизированности литературы, в 80-е годы не менее активно критиковала противников социального искусства (статья "Корта.Предок как основатель" (1980). Эта позиция еще раз показала неординарность ее мышления, непримиримое отношение к любым ограничениям свободы творчества (п свое время она так хе активно выступала против социологической а феминистской критики).

Как негритянская писательница, Т.Моррисон но могла не быть социальной и никогда не стремилась уклониться от общественных проблем, но она це хотела в то зге время остаться.только на социальном уровне. И а предыдущих романах, а в "Возлюбленной" особенно,проявилось стремление подняться над конкретной социально-исторической действительность» до глобальных обобщений о человеке, его нравственной природе. Введение в повествование фольклор-пых и мифологических образов помогло уйти от чрезмерной детализации событий, от фактографии. Т.Моррисон интересовали не только события, происходившие болое чем 100 лет назад, те муки, которые вынес негритянский народ в период рабстг- и Реконструкции, но и г внутренние переживания, которые испытывает мать.ресшшался иа детоубийство.

Вырагая в "Возлюбленной" есо сво» любовь к миллионам соплеменников, подвергшихся невыносимым испытаниям (посвящепие ромааа-"60 миллионам и бслее"),Т.Моррасок возвращает ушедших навсегда из небытия но только в пореноспом, но и в прямом смысле слова,используя негритянский миф о воскресении дуп. Так ко как Сот воздвигает в романе памятник своей погибшей дочери (на кем лишь одно слово -Возлюбленная), так и Т.Моррисон своим романом воздвигает памятник всему негритянскому народу.утверждая,что его скорбный путь но только ие забыт, но переиосениыо им страдания и муки - залог того, что высшая справедливость, истовая вера в которую очевидна во

всох романах писательницы, пробудет о ним.

Проблема времени п бремени прошлого - одна из главных в романе. Каждый пз героев имеет свое воспоминание о проплом п соотвот-ствепио свое отношоимо к иоку и свое представление о времени. В романном мире Т.Моррисон пи забвенио прошлого (Поль Д),пи полная погруженность в него (Сот) но могут дать человеку ощущение г.олно-кровностп жизни,не являются выходом. Воспоминания о простом необходимы, без них новые поколения не узнают о том.что было, нэ пай- . дут из-за отсутствия опыта стараих поколений верных нравственных ориентиров. Сот права, голая помнить,но память,изолированная от непосредственной asms, становится очень опасной.Нарушение отпоио-ний| недяу дрсалш и настоят.« поречерккваэт будущее, жнше возможности жизни.

Т.'/оррисоя покаэываот в своем романе, что единственная возможность для негров пережить простое.- это пе дать ему доминировать над настоят^.!, противопоставить прежнего у кшегаш, попранию человеческого достоинства утверждение себя как личности,любовь к себе и миру,то,чего они лишены были а рабство. И а этом смысле название романа пмэет еще одну грань. Т.Мсррясоя гоаорит своему народу: спасенае не в ненависти, но в растравлении былых ран, а а любви п примирения. Этому учит позоров Бэба Саггс, па чьа нравственные урока в Чистилище приходят все негра цветного квартала Цктвшття.

В произведениях 80-х гг. ("Смоляное чучелко" и "Возлюбленная") усилилась эпическая масштабность повествования. Судьба индивидуальная рассматривалась неотрывно от судьбы лародноЯ. В оги годы Т.Моррисон прямо заявила об одинаковой важности для нее как еоцналышхлак и чисто художественных задач, неправомерности про-тивопостаяления социального эстетическому.

В произведениях 80-х годог реальный и ирреаяышй мир нас-

только переплетаются,что грань мезду ними почти исчезает (особенно в "Возлюбленной*,где( ожлвпий призрак воспринимается героями как человеческое существо). Мифологические и фольклорные образы и мот не и кс пользу ются писательницей но только для достижения определенных эстетических задач. 7«Моррисон поставила пород собой гравдиозную задачу извлечения на поверхность репрессированной негритянской народной культуры л представления ее как альтернативы доминирующей культуре белых. Обратившись к этому наследию,которое дискредитировалось а течение многих десятилетий лишь потому, что создавалось бесправным народом, писательница нревдо всего представила ого салим неграм, многие из которых уворовали исключительно в силу материального тра белых (яркий пример - героиня "Смоляного чучвлка" Джалин Чдйлдс). Моррисон показала своему народу, что ему есть, чем гордиться, есть,что любить к хркнить. Как и ее героиня Боба Саггс, писательница взяла на себя нелегкую задачу выпрямления личности негра, утверждения его права «о на маргинальное, а на равноправное участие в американской я общечеловеческой истории. В негритянской народной культуро, в общинных нравственных ценностях, как показала писательница, заключается источник преодоления отчуждения мезду людьми.

Во второй главе реферируемой работы проводится токхо сопоставление романов Т.Моррисон с наиболее значительными произведениями негритянской латоратуры США 70-80-х гг.; романами Э.Уокор и Т.К.Бамбары.Э.ГеЙнса.Д.УаЯджша и И,Гида. Отмечается,что в эти годи наблюдается появление множества новых имен негритянских па-сатвльниц-хепщии.что било обусловлено подъемом феминистского движения в страна, показывается сходство и отличие творчества Т.Мор-рксон от произведений писательниц-феминисток. Исследование проблематики, системы образов, идейной нпл| ивлоиноети, жанрового своеобразия произведена!! офро-оиерккинских писателей 70-С0-Х гг. г.оэ-

воляет сделать следующие шиюда:

- в афро-американской литературе двух последних десятилетий были преодолей« политизированность а декларативность, идеи "чар-ной эстетизм'' перестали оказивать реааящое воздействие на художественный процесс;

- негритянские писатели нового поколения заявили о своем праве на художественяую свободу,на творческую индилидуальпость в противовес клаповости а групповщине,характеризовавшим творчество . большей части негритянских писателей и критиков в 60-е годи;

- характерной приметой литературы 70-80-х гг. стал попек новых форм художественного выражения, осознание первостепенной важности не только социальных, но и художественных задач;

- эстетические искания афро-американских писателей привела их к негритянской мифологии и фольклору.откуда они черпали пе только теш и идеи,но и нередко форму своих произведений (традиция "зова-ответа", открытость концовок и т.д.):

- ипторес к проплату, к важнейшим вехг.ч негритянской истории, к наследию предков определил расцвет жаара исторического романа (эта жанровая форма представлена а творчестве Э.Гейнса.Д.Бредли, Д.УаЛдаена, Т.Моррисон);

- на смену изоляционизму и сепаратизму С0-х гг. пришли идея культурной интеграции, осознание того, что черный и белый народа евчзлда вместо их общей историей я что ни один по может быть понят в изоляции друг от друга. Культурная интеграция не означала ассимиляцию. Свои задачу негритянские писатели видели в сохранении к приумножении уникального культурного наследи езоего народе., в преодолении маргипальностя его положения;

- бурное развитие женской литературы в 70-80-е гг. привело к расширению тематики произведений афро-американских писателей, к раэруиеняю стереотипного изображения негритянок з литературе. Пи-

сательнкцы-кенщяны подвергли критическому пересмотру революционные идеи 60-х гг., обратились к незыблемым нравственным ценностям негритянской народной яазяи.

Негритянский литературовед Б.Белл так определил своеобразие афро-американской прозы 70-80-х гг.; "Афро-американские романисты сходны в подчеркивании свобода индивидуума больше, чем группы, художественного мастерства больше, чем аргумента, и пспхологичес-

т

кой и культурной революции больше, чем социальной"*,

В основном все эти тенденции характерны и дам творчества Т.Моррясон. Но при всем сходстве эстетических установок и совпадении взглядов по некоторым вопросам, новому поколению писателей свойственная яркая индивидуальность и непоэторзмость стиля. Язвительность, парадоксальность, игровую стихию,характерные для художественного мира И.Ркда, не спутаеяь с высоким, почти библейским слогом Э.Гейнеа, интеллектуальной прозой Д.Бредли, экспериментальным романом Д.Уайдмена, 'шфопоэтическим повествованием Т.Мор-рисон. В негритянской литературе США 70-80-х гг. у Т.Моррисон есть свое неповторимое лицо. Ее сила в I:,-этичности",метафоричности я.ыка,талантливом использовании негритянской мифологии и фольклора, которые воздействуют на концепцию жизни к человека в ее произведениях, оформляют ээ художественную вселенную.

Анализ романов ТЛ.'оррисон позволяет сделать вывод о том,что несмотря на стремление писательницы выразить специфические этнические черти негритянской сущности, опыт жизни афро-американцев в ее романах становится метафорой человеческого существования вообще. Г.Морр.т'он писет о том, что извечно будет поливать людей - о поиске подлинной индивидуальности и незавкежостк, об обретения аутентичных основ существования, о важности сохранения культурного наследия предков. Изобрели' жизнь нсг{>"тян^кого нпро-

подводятся итоги исследования.

I Ь.Ввл. ¿'се Агго-Ашегаевп КоУе!

еи^ Гтихцо.».-

да, писательница пе пытается представить ее как благостную и идиллическую, лишенную всяких противоречий, ш утворздать, что зло расизма преодолено. Но ни обвинение белах в расовой дискриминации негров,ни обвинение черння адуачпн а жестоком обращении с хешдаамз (тема,к которой чаще всего обращаются негритянские плсательницы-фемтшстки), не является центральны:.! л ее романах. Т.Моррисоп более всего заинтересована в изображают,! онтологических структур и мифологических састсм мышления,которые негры развязали на протяжении столетий,чтобы определить свое представление о собственной сущности.

По теме диссертации опубликован»' следущие работы:

1. Смысл названия и его реализация в ромапо Т.Моррпсон "Смоляное чучелко"//Т9ВДепцкп литературы п журяалистякп США 80-х гг. XX

I

века: Тезисы всесоюзной кокфереетцд.- М.: Изд-эо Моек .ун-та,1089.-С.03-81,

» ....

2. Традиции Дк.Т/нера в романах Т.Моррисог;//Традащия и эксперимент в американской литературе и журналистика: Тезисы всесоюзной конференции. - М.: Изд-во Коек.ун-та, 1990.- С.103-104.

3. Авторская позиция в романе Т.Моррасон "Сула" - В сб.: Эстетический идеал я нравственные искания писателей»- 1»'.: .'.'СПИ см. Н.К.КрупскойДЭЭО. - С.35-41.Деп.в ИНИОН АН СССР,» 43567 от 2.01.91.

4. Н.!.Гакке2. Критические эссе о Тош Ь!орриссн//Р2: общественные науки за рубежом. Серий 7. Литературоведение, 1991. - ® 2,