автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Нехай, Саида Муратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов"

На правах рукописи

НЕХАЙ Сайда Муратовиа

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В УСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ АДЫГОВ

Специальность: 10.01.09 - Фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Майкоп - 2007

003062543

Работа выполнена в отделе фольклора Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т М Керашева

Научные руководители - доктор филологических наук,

академик АМАН Хут Ш. X.

доктор филологических наук, профессор Шаззо Ш. Е.

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

профессор Унарокова Р. Б.

кандидат филологических наук, доцент Куек А. С.

Ведущая организация Институт филологии Карачаево-Черкесского государственного университета

Защита диссертации состоится «23» мая 2007 г в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212 001 02 при Адыгейском государственном университете по адресу 385000, г Майкоп, ул Университетская, 208, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета

Автореферат разослан «21 »апреля 2007 г

Ученый секретарь Диссертационного совета доктор филологических наук, доцент

Демина Л. И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Лирические песни занимают довольно большое место в жанровом репертуаре устно-поэтического и музыкального искусства адыгов Психологическая сторона таких песен имеет иррациональный характер, поскольку включает не логические, а эмоционально-чувственные единицы Лирические песни являются выражением идейно-эстетического отношения автора или исполнителя к предмету сочинения Подобное качество лирических песен очень многолико это и трудовая деятельность, и семей-но-бытовой уклад, и любовные, социальные отношения в патриархально-феодальном обществе и т д Функциональная и содержательная разноплановость лирических песен ставила перед импровизаторами сложную задачу выработать совершенные художественные формы, уделить большое внимание поэтике создаваемых произведений Первые же фольклорно-музыкальные экспедиции АНИИ культурного строительства в 1932 году зафиксировали 150 текстов лирических песен и мелодий, в 1935 году -500, в 1936 году-213

Следует отметить, что издание собранного материала наталкивалось на определенные трудности, отсутствие средств и необходимого полиграфического производства сдерживало публикацию накопившихся фольклорных текстов Первый сборник народных песен, в числе которых немало лирических стихотворно-музыкальных произведений, увидел свет только в 1941 году под названием «Адыгэ орэдхэр» - «Адыгейские (черкесские) песни и мелодии» Он подготовлен к печати А Ф Гребневым Первоначально над ним работал Н Н Миронов, приглашенный АНИИ специально для этой цели В сборнике имеются тексты трудовых, свадебных, шуточных, любовных песен в нотной записи Был издан и сборник народных песен на адыгейском языке, составленный Темботом Кераше-вым В нем представлены произведения различных жанров — всего 49 тек-

стов, а его переиздание в 1946 году сопровождено научным аппаратом В 1936 году в Москве опубликован сборник «Кабардинский фольклор», который составил М Е Талпа Выгодное отличие этих публикаций - качество представленного в них материала и оформление Главный принцип отбора - цельность музыкально-стихотворных произведений, квалифицированно записанных собирателями

В советское время появились народные песни, в которых авторы и исполнители выражали свое отношение к происходящим переменам Среди них сатирические песни и пщынатли Они обращали внимание общественности на определенные стороны действительности Поскольку публикация и изучение их не поощрялись по идеологическим соображениям, в коллективной памяти народа сохранилось мало подобных лирических произведений Некоторые из них опубликованы в сборнике «Адыгэ советско 1оры1уатэхэр» («Адыгейский советский фольклор», Майкоп, 1968 ), подготовленном С Ш Аутлевой Книга снабжена научным аппаратом, вступительной статьей, комментариями к текстам Материалы сборника распределены по нескольким разделам в первые три включены стихи и пщинатли о вождях и руководителях партии и государства, о Великой Отечественной войне В четвертом разделе - стихи и песни лирического жанра

Недостаточная разработанность теории и истории национального фольклора способствовала тому, что в сборниках появлялись и произведения, не отвечавшие критериям устно-поэтического творчества Дискуссия 60-х годов по поводу современного фольклора подвела итоги теоретического спора, которые были обобщены в книге «Современный русский фольклор», ставшей серьезным методологическим основанием для научного изучения фольклора Вскоре вышли новые сборники народно-поэтических текстов в Адыгее, Черкссии, Кабарде, продемонст-

рировавшие возросший уровень работ по этим текстам На основе материалов КБНИИ был подготовлен и издан сборник «Фольклор советской Кабарды» под редакцией А А Дадова, 3 М Налоева, А Т Шортанова, где наряду с другими произведениями печатались и лирические песни А в 1956 году в г Нальчике вышла книга «Из кабардинской народной лирики», составленная 3 М Налоевым В ней содержится 42 песенных текста - элегические, сатирические и юмористические стихотворно-музыкальные произведения, большинство которых записано одним из лучших знатоков и исполнителей кабардинских народных песен 3 П Кардангушевым

Образованные адыги давно обратили внимание на произведения устной поэзии Еще Хан-Гирей указывал «Поэзия-жизнь, душа, память бытия древних черкесов, живая летопись событий в их земле' Она управляла их умом и воображением в домашнем быту, на съездах народных, в увеселениях в печали, встречала их рождение, сопровождала от колыбели до могилы их жизнь и передавала потомству их дела Под словом поэзии разумею те высокие песни черкесов, в которых сохранились идеи о защите слабых, уважении ко всему высокому и прекрасному и к самому себе, мысль о том, что потомство скажет, - словом, все благородные порывы души возвышенной» [Хан-Гирей, 1979 315] Другой адыгский просветитель Адыль-Гирей Кешев в статье «Характер адыгских песен» выделяет жанрово-стилистическое и мотивное разнообразие произведений в песенном репертуаре адыгов Его соплеменник Крым-Гирей в «Путевых заметках» и статьях обращает внимание на активное бытование большого числа разнообразных народных лирических песен Он описывает исполнение песен на свадьбах и похоронах (причитания и caí иши) Ценность наблюдений Крым - Гирея состоит в том, что они сделаны во время церемоний и обрядов

В советское время народной лирике адыгов уделялось недостаточно внимания Старинные лирические песни зачастую предавались забвению Исполнение любовных песен считалось несерьезным занятием, даже неприличным В период Великой Отечественной войны возродились старинные гыбза, наряду с которыми появились и новые В силу обстоятельств мажорные песни отошли на задний план, а на их место пришли минорные произведения, рожденные ситуацией всенародной скорби

После войны вновь активизировалось лирическое творчество народа, были собраны старые и созданы новые песни Интенсивно стали изучать устно-поэтическое наследие народа Однако некоторые проблемы адыгского фольклора по сей день остаются только обозначенными в науке, в том числе и вопросы народной лирики Проблемы ее оказались в центре внимания монографического исследования Паштовой М М «Адыгская народная лирика Традиционные необрядовые жанры» (Нальчик, 2002)

Известный фольклорист, доктор филологических наук Хут Ш X в 2003 году издал монографию «Адыгское народное искусство слова» В ней есть глава, посвященная лирическим песням, в которой автор дает определение жанру и выделяет его разновидности Мы взяли за основу нашего исследования именно его классификацию

Существенный вклад в изучение адыгского фольклора внесла доктор филологических наук Р Б Унарокова Широко известна ее книга «Адыгэ орэдыжъхэмрэ лъэпкъш1эныгьэмрэ» («Народные песни адыгов в системе информационной культуры» - Майкоп, 1998)

В ее книге «Фольклор адыгов Турции» наряду с другими жанрами есть и лирические песни, а в монографии «Песенная культура адыгов» (Москва, 2004) она акцентирует внимание на ее эстетико-информа-

ционном аспекте, формулирует и обосновывает концепцию постижения ценностно-эстетической природы песенной культуры адыгов

Имеющиеся труды заложили основы теоретического изучения проблем жанрово-стилистического репертуара народных песен Используя подобные методологические ориентиры, необходимо в дальнейшем исследовать природу и характер эстетических достоинств произведений каждого жанра Это дает возможность для более глубокого и всестороннего анализа с точки зрения идейно-эстетического содержания, общественно-функционального значения и жанрово-структурных образований в адыгском фольклоре В этом мы и видим актуальность проблематики нашего диссертационного исследования.

Исходя из концептов общей содержательно-эстетической фактуры песенного репертуара адыгов, мы обозначили цель исследования: рассмотреть своеобразную национальную природу лирических песен, определить образно-выразительную систему поэтических текстов и обосновать периодическую классификацию формирования жанровых принципов лирических произведений устно-поэтического творчества

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить жанровый состав народной лирики,

2) установить общность адыгской лирики с соответствующими жанрами национально-поэтических творений и ее специфические черты,

3) определить идейно-тематическую сущность и систему духовно-нравственных координат лирических песен,

4) обосновать идею о поэтическом своеобразии лирических песен,

5) раскрыть особенности бытования и исполнения адыгских лирических песен в наше время

Объект исследования - народная песня адыгов

Предмет исследования - лирические жанры в песенном репертуаре адыгов

Методологической основой послужили принципы и методы, разработанные в трудах отечественных фольклористов В Я Проппа, В Е Гусева, С Г Лазутина, Е В Гиппиуса, а также исследователей адыгского фольклора Ш X Хута, А М Гадагатля, 3 М Налоева, Р Б Унароковой, А Н Соколовой, А М Гутова, А И Алиевой, 3 П Кар-дангушева, А А Схаляхо, Ш Е Шаззо, Н М Чуяковой и других

Материалом исследования являются хранящиеся в архивах музыкально-фольклорные произведения и устные стихи Материал был накоплен в ходе фольклорно-этнографических экспедиций, организованных Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований в течение семи лет

В работе использованы личные записи, сделанные нами в большинстве аулов Адыгеи, а также в местах проживания причерноморских шапсугов

Положения, выносимые на защиту.

- жанровый репертуар адыгского фольклора формировался в продолжение не одного столетия и сформировался уже давно, став законченной идейно-художественной и духовно-эстетической системой, однако это не означает, что данный свод фольклорных творений оставался неизменным, он дополнялся количественно и качественно, отшлифовывался в зависимости от характера и содержания эпохи,

- общая система жанрово-стилевого песенного творчества народа включает произведения различных видов и подвидов, каждое из которых занимает в ней свое специфическое звено,

- автономность каждого жанрово-стилистического ряда произведений не абсолютна, существует многообразие взаимосвязей и пере-

плетений с другими жанрами, что и определяет специфические черты каждой песни,

- богатое историческое прошлое способствовало жанрово-стилисти-ческому оттачиванию лирических песен и доведению их до художественного совершенства,

- историческое бытование лирических песен не носит перманентного характера, а обусловлено общественно-идеологической ситуацией,

- эволюция жанрово-эстетических характеристик произведений народной лирики, ее идеологических и духовно-нравственных ориентиров,

- высокий общественный и эстетический статус исполнителей и развивающееся современное исполнительское искусство народных песен

Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых монографических исследований жанра лирических песен адыгов, в котором впервые дано определение и классификация величальных песен, анализ идейно-тематической и жанрово-стилистической системы образов народной песенной лирики, особенностей ее поэтики, бытования и исполнения

Значительная часть использованного нами фактического материала вводится в научный оборот впервые

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в восполнении существующего пробела в научном осмыслении песенного искусства адыгов В ней на основе анализа большого и разностороннего материала сделаны аргументированные выводы-обобщения, затрагивающие проблемы генезиса и эволюции песенного искусства адыгов Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть полезными в типологических исследованиях по данной про-

блематикс, а также в процессе обучения молодежи поэтической и музыкальной культуре адыгов, при выяснении традиций и новаторства в песенном искусстве, в образовательно-воспитательной и культурно-просветительской работе, в составлении курса народного музыкального искусства адыгов

Апробация результатов диссертационного исследования.

Главы реферируемой работы утверждались на расширенных заседаниях отдела фольклора Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Т М Керашева Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных, общероссийских, региональных, республиканских научных конференциях по фольклористике и истории этнических культур, а также в публикациях по теме исследования

Структура диссертации обусловлена характером избранной темы Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения Завершает работу библиографический список

Основное содержание работы.

Во введении обоснованы цели и задачи диссертации, актуальность и новизна выбранной темы, ее практическая значимость Здесь же сделан обзор работы предшественников по собиранию, публикации и исследованию народной лирики адыгов

В первой главе «Определение и классификация лирических песен адыгов» осуществлена характеристика жанрово-тематического своеобразия отдельных видов народных песен, их группировка и систематизация В адыгском репертуаре выявлены две большие группы произведений

1) песни, непосредственно связанные с процессами труда,

2) песни, не связанные с трудовыми процессами

К первой группе относятся лирические песни, порожденные земледелием и животноводством (песня пахарей, песня косарей, песня при прополке кукурузы, песня чесальщиц шерсти и другие)

Вторую группу составляют охотничьи песни, песни вызова дождя, новогодние, величально-поздравительные песни при обходе дворов и другие

Отдельную группу составляют семейно-обрядовые лирические песни свадебные и колыбельные, побуждающие детей ходить, укачивающие одряхлевших стариков, причитания и другие

В самостоятельную группу целесообразно выделить так называемые врачевальные песни песни лечения оспы, ран и травм К этим группам примыкают благопожелания и хохи, произносимые на различных торжествах Ранее они интонировались музыкально

К указанным группам также относится небольшая группа жалобных (тхьаусыхэ) лирических песен «Гощэгьэгьым игьыбз», «Адыиф», «Бо-рэжъ игьыбз», «Щынджые быгьужъым игьыбз»

В реферируемой работе проанализирована значительная часть представленных групп лирических песен, выявлена их идейно-тематическая сущность и система образов, установлены общественные функции и бытовое назначение, а также генезис и эволюция некоторых из них Выявляется дидактичность и педагогическая направленность многих народных песен, актуальность и важность решаемых в них проблем

Тщательному структурному анализу в диссертации подвергнуты лирические песни, которые посвящены различным видам сельскохозяйственных работ, распространенных в этнографической действительности адыгов с древнейших времен Трудовые песни были призваны облегчить и скрасить утомительные физические работы, воздействуя на

человека посредством магической силы слова, защищающего от злых и враждебных сил природы По мере изменения мировоззрения создателей и носителей исследуемых произведений уменьшается сакраментальное значение слова, снижается его роль

Заслуживают внимания песни чесальщиц шерсти, предназначенные для организации коллективного труда, преодоления усталости и негативных состояний с помощью сатиры и юмора В диссертационном исследовании рассматриваются песни пахарей и погонщиков волов в процессе молотьбы зерна Одним из эффективных средств организации пахоты у адыгов являлась лирическая песня, исполнявшаяся плугарем

Особо выделяем «Цэпэ орэдхэр» («Песни сквозь зубы») Адыги так именуют лирические произведения без слов, обычно исполняемые во время поездок на арбе, запряженной волами Погонщик, желая скоротать время, начинает напевать сквозь зубы определенные мелодии без слов Иногда он подшучивает над запряженным в арбу животным, произнося Снопы вывозить тебе не любо, Сено вывозить тебе любо

В первой главе анализируются песни, исполнявшиеся на прополке и очистке кукурузы Подчеркивается соразмерность песенных ритмов ритму трудовых процессов В частности, идейно-эстетическому анализу подвергаются врачевальные песни, среди которых песни лечения оспы и обрядовые песни, исполнявшиеся во время чапщ Адыги стремились воздействовать на болезнь посредством волшебства слова, сочиняя песни магического характера В диссертации приведены исторические сведения, подтверждающие успех в лечении оспы

В работе рассмотрены также лирические песни, поющиеся на чапщах - увеселительных вечеринках, проводившихся у постели раненого или травмированного человека с целью развлечь и отвлечь его

от болевых ощущений Отмечен огромный положительный эффект подобного врачевания в борьбе со многими страшными и изнурительными болезнями

В центре нашего внимания оказались и элегические песни Адыгов - гыбза (песни-плачи), причитания и сагиши Сделана попытка выявить общность, специфические черты и генезис произведений народной лирики По нашему мнению, все эти жанры выражают эмоции и чувства людей по поводу потери близкого человека Отмечено, что причитания сочиняются экспромтом в момент оплакивания усопшего, гыбза — впоследствии, на основе причитаний близких родственников Сагиши создаются народными певцами (джегуако) во время похорон воинов, храбро сражавшихся с врагами В исследовании впервые подчеркнуто, что к лирическим гыбза относятся и песни-плачи не героического, а бытового характера

Специальному анализу в работе подвергаются «Тхьаусхэ орэдхэр» («Жалобные песни») - немногочисленные лирические песни, основным содержанием которых являются сетования на свою судьбу Таковы, например, песни-плачи «Гощэгъэгьым игъыбз» («Плач Гощегег»), «Адыиф», «Борэжъ игъыбз» («Плач старого Боры»), «Щынджые быгьужым игъыбз» («Плач Шенджийского бугая») Диссертантом сделана попытка выявить идейно-тематическую сущность, жанровое своеобразие и особенности происхождения этих произведений, приводятся исторические сведения, послужившие источником для их создания

Анализ рассмотренных лирических песен приводит к выводу о том, что основа их глубоко гуманистична - это идеи о взаимопомощи и поддержке друг друга в беде и несчастье, о заботливом отношении к животным Они эстетически воплощены в поэтике слова, чем и объясняется не-угасающая популярность народной лирики

Во второй главе «Художественно-выразительные средства в поэтике лирических песен адыгов» мы даем развернутую характеристику художественных особенностей произведений избранного жанра

Эмоциональное воздействие в лирических песнях адыгов достигается за счет широкого использования изобразительных и выразительных средств В них употребляются различные сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы и символы Рассмотрим некоторые из них

Сравнение — наиболее часто встречающийся в произведениях вид тропа Источником для сравнения служила окружавшая сочинителей песен общественная и природная среда Они черпали из нее образы, позволявшие четко выразить мысль Благодаря метким сравнениям песенные образы становятся зримыми, наглядными и точно передают эмоциональное отношение к объекту Например, восхищаясь красотой девушки, певец сравнивает ее кожу с шелком, брови - с крыльями ласточки

Данэу псыхэлъафэри ык1ы1уи, Сэрмэ у1угьэхэр ынитГуа, Зынэпцэк1ит1ухэри пц1эшхъуак1а Пц1ашхъом дэчэрэзырэм укъещи

Шелк нежный ее кожа, Сияют черные ее глаза, Брови ее - ласточки крылья, Ласточкой реющей в жены тебя взял

Чем четче сравнения, тем явственнее они выражают суть сравниваемых предметов и явлений, эффективность их применения повышается

Эпитет - один из наиболее употребляемых в лирических песнях тропов Он используется как для обозначения цвета, так и предмета, из которого изготовлены одежда, оружие и т д Этим целям служат определения белый, красный и т д к1эпэ фыэ/сь «белый курдюк», цые фыжь «белая черкеска», шъэо къуапц1 «смуглый парень», дэнэ джап «шелковая рубашка», дышъэ къамыщ «золотая плеть» и т п Часто встречаются уподобления типа си Къолэныжъ «моя Рябуха», жъопэк1о к!алэхэр «ребята пахари», 1(1 ыф бзэджэнадэ/сь «непутевый»

Есть эпитеты, характеризующие внешний вид и поступки человека, его поведение и отношение к другим людям В своих лирических песнях адыги ярко и метко характеризуют не только людей, но и животных Например

цу шхъуапт1эу бжъэкъо зэгок!ыр «серый бык раскидисторогий», цу шъэджэшъэжъ «огромный бык», гоиржъым ыпэдэкъыягъ «старой княгини задиристый нос» и т д Широко используются эпитеты гиперболического характера губгъошхо «большое поле», хышхо «море огромное», аргъыпэ к1ыхь «волок длинный», а также имеющие магическое значение мэкъоо маф «счастливый косарь», тхьэмэтэ маф «счастливый тамада» ит п

Следует отметить, что выразительные средства в лирических песнях бывают постоянными и традиционными и употребляются независимо от вида рассматриваемых стихотворно-музыкальных произведений Поистине богатым источником эпитетов была окружавшая народных песнотворцев природная и общественная среда Поэты черпали из нее изобразительные и выразительные средства и умело пользовались ими при создании произведений народной словесности

В стихотворных текстах нередко встречались диалектизмы и даже жаргонные слова, лексическое значение которых не всегда оказывалось

доступным представителям иных диалектов Вследствие этого составителям сборников народных песен необходимо проводить серьезную словарную работу во избежание недопонимания и неправильного истолкования словесных текстов

Как известно, эпитеты широко используются во всех устных адыгских жанрах и оказывают значительное влияние на эстетическое совершенствование устных произведений, повышая идейно-эмоциональное воздействие на слушателей и читателей Подобное явление имеет место и в фольклоре многих народов В свое время на это обращал внимание А Н Веселовский « В народных песнях эпитеты придают художественному образу исключительную выразительность, необычайную точность и ясность» [А Веселовский, 1940 73]

Метафора - характерная черта поэтического языка лирических жанров Наиболее часто она встречается во врачевальных песнях Не случайно метафора считается сильнейшим по изобразительности и выразительности средством языка

Среди песен-заговоров, помогающих лечению оспы, имеются произведения, состоящие полностью из метафор Например, болезненные высыпания называются бусинками, а кусок овечьей кожи, которым обвязывают место высыпания оспы, — буркой Причем во многих из них содержатся дифирамбы в честь верхней одежды, имеющей большое значение в жизни кавказских горцев Указанные особенности раскрываются в работе при анализе множества произведений Например Три бусинки порознь зреют, (уорида) Зреют они на радость, моя бурка Моя бурка-бурка добротная, (уорида) Доброй женщиной сделана, моя бурка *

Подстрочный перевод -НС

Исследователь Налоев 3 М отмечает большое значение металогики лирических песен адыгов «Металогия этих песен, - пишет он, - не только отражала живописные качества реального мира, но также, по мнению древнего человека, ублажала покровителя, побуждая его к благотворению А пантумные параллелизмы, анафоры, эпифоры усиливали воздействие на природу - то есть опять-таки на покровителя Причем хотя эта утилитарная функция металогии была первичной, главной, однако она не могла реализоваться иначе, чем через ее художественную силу Песня могла жить за счет эстетического качества» [НПИНА, Т 1, 1980 26].

Гипербола встречается в народной лирике адыгов реже, чем остальные виды тропа Она способствует более четкому и ясному выражению поэтической мысли Преувеличение в рассматриваемых песнях зачастую является поэтическим выражением сугубо лиричных эмоций и чувств сочинителей Например, в песне-плаче «Мерэм игьыбз» говорится, что белое тело покойной девушки освещало аул Понежукай Здесь налицо явно выходящее за пределы разумного преувеличения Однако это не вызывает сомнений и недоумений у слушателей и певцов Таким образом, в лирических песнях больше всего выражены личные эмоции сочинителей, которым слушатели великодушно прощали некоторые отступления от здравого смысла

Проведенный анализ поэтики адыгских лирических песен доказывает, что эти стихотворно-музыкальные произведения обладают не только глубоким содержанием, но и соответствующей им художественной формой Незаконченная открытая композиция, широкое использование изобразительных и выразительных средств адыгских языков - характерные признаки поэтики исследуемых произведений

Третья глава «Особенности бытования и исполнения адыгских лирических песен» посвящена проблемам сочинения, формам бытования и

своеобразию исполнения традиционных лирических песен адыгов В ней рассматриваются вопросы создания произведений народной лирики, сегодняшнее состояние народной лирики, исполнительское мастерство современных певцов и т п

В диссертации отмечается, что наличие в адыгской народной словесности идейно и эстетически совершенных стихотворно-музыкальных произведений является заслугой джегуако - профессиональных певцов и сочинителей

О творчестве джегуако в разное время сказали свое веское слово почти все исследователи народной словесности адыгов Бесспорно, о них писал зачинатель адыгской фольклористики Хан-Гирей, один из талантливых адыгских писателей-просветителей Адыль-Гирей Кешев и многие другие В реферируемой работе освещается деятельность джегуако по созданию, исполнению и шлифовке произведений народной лирики адыгов, отмечаются их большие заслуги в пропаганде, распространении лирических и стихотворно-музыкальных произведений

Определенное внимание в диссертации уделяется творчеству последователей джегуако, высоко оценивается их вклад в дело сохранения и приумножения творческого наследия Тщательно анализируется творческая деятельность хатияко - одаренных певцов и импровизаторов, руководящих джегу, свадебными и другими увеселительными мероприятиями

Автор считает, что хатияко не в состоянии были осилить то, что могли делать творческие группы джегуако Вследствие этого качество исполняемых ими произведений неуклонно снижалось и уступало ранее созданным песням

По нашему мнению, современная жизнь внесла свои коррективы в бытование и исполнение традиционных лирических песен Совмест-

ный коллективный труд большого числа людей намного расширил круг певцов и сказителей Наряду с этим исчезли некоторые места и формы бытования песен, перестали существовать чапщ и хачещи, вместо которых в аулах появились больницы, учреждения культуры и школы

В диссертации отмечается, что изменился и качественный состав народных певцов Вместо неграмотных пожилых людей лирические песни в советское время стали исполнять музыкально-образованные работники в учреждениях культуры и преподаватели детских музыкальных школ Они явились основой коллективов художественной самодеятельности В реферируемой работе содержится описание исполнительского мастерства, традиций и новаторства ансамблей народной песни и пляски домов культуры в аулах Псейтук, Тахтамукай, Понежукай, Хакуринохабль и Кошехабль республики Адыгея Наряду с этим характеризуется творческая манера исполнения народных песен профессиональными певцами Гошнагу Самоговой, Розой Шеожевой, Тамарой Нехай, певцами ансамбля «Ис-ламей» и др

В работе уделено должное внимание деятельности коллективов художественной самодеятельности, мастерству отдельных знатоков песенного искусства и новым формам исполнения анализируемых произведений, а также исполнению лирических песен профессиональными певцами, имеющими соответствующее образование

Таким образом, идейно-художественное своеобразие адыгских лирических песен сформировалось в процессе их активного бытования и исполнения, а сочинение, исполнение и распространение лирических песен были делом всего этноса

В Заключении содержатся выводы и обобщения, вытекающие из анализа фактического материала

1 Лирические песни занимают большое место в народной словесности адыгов В ней представлены разнообразные виды лирических песен, которые подразделяются на группы Наиболее архаичными и многочисленными из них являются трудовые, врачевальные, элегические, детские и др

2 В отличие от историко-героических песен, отображающих борьбу с внешними врагами, лирические песни концентрируют внимание на событиях и фактах внутри общества

3 Лирические песни адыгов своими корнями уходят в глубокую древность Самыми древними, по мнению диссертанта, являются трудовые песни, повествующие о борьбе человека с опасными и злыми силами природы, перед которыми вначале он был бессилен Появились они в период организации трудовой деятельности человека, будучи оружием в сражении с враждебным окружающим миром Трудовые песни были призваны помочь крестьянину в организации его трудовой деятельности и облегчить трудовые процессы

4 Наряду с реальной практикой лечения оспы, ран, травм, повреждения костей средствами народной медицины, адыги широко использовали лечение врачевальными песнями, которое основывалось на существовавшей у древних адыгов вере в магическую силу слова

5 Созданию семьи и взаимоотношениям людей в быту посвящены многие лирические песни адыгов Некоторые из них имеют сатирический и юмористический оттенок, более поздние песни содержат социальную остроту и классовую направленность Для свадебных песен характерны величальные мотивы В них всячески восхваляют невесту и жениха, обладающих мнимыми и действительными достоинствами

6 Среди адыгских лирических песен немало стихотворно-музыкаль-ных произведений о детях и для детей Они имеют прямую дидактическую и педагогическую направленность, служат целям экологического воспитания подрастающего поколения

7 Особую группу лирических песен адыгов составляют так называемые «Цэпэ орэдхэр» («Песни сквозь зубы»), исполняемые чаще всего без слов

8 Отточенная временем совершенная форма лирических песен позволяет им стать достоянием широкого круга слушателей и выполнять возлагаемые на них идейно-художественные задания

9 Непреходящее историко-познавателыюе и идейно-воспитательное значение лирических песен обусловлено тем, что народные певцы постоянно совершенствуют их поэтику

10 Открытая композиция, широкое использование сравнений, эпитетов, гипербол, метафор, метонимий и перифраз - характерные черты поэтики исследуемых произведений

11 Присущие лирическим песням адыгов эстетические достоинства обусловлены особенностями бытования и исполнения Большая заслуга в этом принадлежит творческим группам джегуако, их последователям -хатияко, а также современным профессиональным певцам и участникам художественной самодеятельности

12 За годы советской власти значительное изменение претерпели формы бытования и исполнения лирических песен Наряду с устной появилась книжная форма существования этих произведений

13 Несмотря на исчезновение некоторых отживших произведений, народная лирика адыгов до сих пор оказывает духовное и эстетическое воздействие на слушателей, продолжая жить активной творческой жизнью

Основные положения работы изложены в следующих публикациях автора:

1 Нехай С М , Тешева Ф Р Педагогическое наследие адыгских просветителей в системе педагогических теорий //Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий - Нальчик, 2001 -С 201-204

2 Нехай С М Определение и классификация лирических песен адыгов // Наука Образование Молодежь - Майкоп, 2004 - С 95-100

3 Нехай С М Лирические песни адыгов и их социальное значение /Проблемы литературы и фольклора - Вып 10 - Майкоп, 2005 -С 53-68

4 Нехай С М К вопросу о своеобразии устно-поэтических (лирических) песен адыгов // Культурная жизнь Юга России - Краснодар - 2007 - № 3 - С 68-70

5 Нехай С М Анализ художественно-выразительных средств в лирических песнях адыгов // Вестник АГУ Серия «Филология и искусствоведение» Вып № 2 (26) - Майкоп, 2007 - С 257-262

6 Нехай С М Устные лирические песни адыгов (на адыг яз Адьп э лирическэ орэдхор) - Майкоп, 2007 - 150 с

НЕХАЙ Сайда Муратовна

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В УСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ АДЫГОВ

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 20 04 2007 г Формат бумаги 60х84'/16 Бумага ксероксная Гарнитура Тайме Уел печ л 1,0 Заказ № 808 Тираж 100 экз

Издательство МГТУ 385000, г Майкоп, ул Первомайская, 191

 

Текст диссертации на тему "Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов"

61:07-10/935

Адыгэ къэралыгъо университет Гуманитар ушэтынхэмкЬ Адыгэ республика институтэу КЬрэщэ Тембот ыц1эк1э щытыр

1эпэрытхым ифитныгъжэр и1эх

НЭХЭЕ САИД МУРАТЭ ыпхъу

АДЫГЭ ЮРЫ1УАТЭМЩЫЩЛИРИЧЕСКЭ ОРЭДХЭМ ЯЗЭХЭТЫК1, ЯХУДОЖЕСТВЕННЭ ГЪЭПСЫШ

Сэнэхьатым ишифр: 10.01.09 - 1 оры 1 отэш 1 эныгъ

(фольклористика)

Филологие шЬныгъэхэмкЬ кандидатыцЬр къэзыушыхьатрэ диссертацие

1 оры 1 отэшЬныгъэмк 1 э

Ьшъхьэтетыр:

филологие ш1эныгъэхэмк1э

докторэу, профессорэу

Щэш1э Щамсэт Ерыстэмы ыпхъу

Мыекъуапэ - 2007 илъ.

Адыгейский государственный университет Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева

На правах ршописи

Нехай Сайда Муратовна

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЭТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В УСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ АДЫГОВ

Специальность: 10.01.09 - фольклористика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Шаззо Ш. £.

Майкоп-2007

ДЭТХЭР

Гущы1ап 5

Апэрэшъхь. Адыгэ лирическэ орэдхэр зыфэдэхэр ык1и 21

зэрэзэтефыгъэхэр

1. Лэжьэным фэгъэхьыгъэ орэдхэр зы купэу зэхэзыугъоерэ нэшанхэр (цыпхынэ, жъонэк1о, натрыфыпк1э, 1онэк1о, хьамэ орэдхэр) 24

2. Умэхъын пшъэрылъэу лирическэ орэдхэм агъэцак1эхэрэр (мифологием епхыгъэхэр, шъорэк1, к1эпщэ орэдхэр) 32

3. Гъэш1о орэдхэм яжанрэ гъэпсык1 (щытхъу орэдхэр,

ц 1 ык 1 у гъом къеш 1 эк 1 ыгъэ орэдхэр) 43

4. Гухэк1 орэдхэр зэрэзэтефыгъэхэр (гъыбзэхэр, гъыпчъэхэр, сагъыщхэр) 56

5. Сэмэркъэу (лъакъырд, щхэны) орэдхэм агъэцэк1эрэ пшъэрылъхэмрэ яшъошэ гъэпсыкЬрэ (Лащынэ нартмэ зэрафэусагъэр, Къазый Хьанифэ иорэд, Мэзгуащ, Цырац) 72

Ят1онэрэшъхь. Лирическэ орэдхэм художественнэ шъуашэу

я1эр 81

1. Орэдыжъмэ ахэт къэ1ок1э хьазырхэр (клишехэр): фэгъэдэн-егъэпшэныр, къэзгъэнафэр, ч1эгъ-ч1элъ къэ1уак1эр (метафорэр) 82

2. Орэдыжъмэ ямэкъэ гъэпсык1: жъыур, мэкъэ-гущы1э хадзэхэр, аллитерациер 96

Ящэнэрэшъхь. Адыгэ лирическэ орэдхэр зезыхьэхэрэмрэ 102

зэрэзэрахьэхэрэмрэ

1. Джэгок1о купхэмрэ п1элъэрыс орэды1охэмрэ я1оры1отэзехьак1 102

2. Джырэ щы1ак1эм ифэмэ-бжьымэхэу орэдкъэ1оным къытырихьагъэхэр 119

К1эух зэфэхьысыжьынхэр 127

Згъэфедэгъэ литературэр 133

Дэтхэр

3

ГУЩЫ1АП

Адыгэ 1оры1уатэм ч1ып1эшхо аубыты лирическэ орэдхэм. Ахэр 1эхьэ-1ахьэу гощыгъэх. 1ахьэ пэпчъ куп заулэу зэхэт. Орэд купхэр жанрэ зэфэшъхьафхэу гощыжьыгьэх. Нэшэнэ шъхьаЬу ахэр зэхэзыугъуаерэр ц1ыфмэ язэхашЬхэр, агу ихъык1рэ-иш1ык1хэрэр, ак1эхэк1рэр къагъэлъэгъон пшъэрылъыр ары. НэмыкЬу къэп1он хъумэ, ахэр шъхьэм къиккэрэп, гум къек1ых нахь.

«Адыгэ 1оры1отэ лирикэр» - орэд ык1и хъохъу жанрэ куп зэфэшъхьаф заулэ кьызэлъызыубытрэ систем. Жанрэ нэшэнэ шъхьаЬу ахэмэ я1эр лъэпкъым ищыЬныгъэ хэхъухьэгъэ хъугъэ-ш1агъэ горэм къытегущыЬныр армырэу, ахэр зэхэзыхыгъэ ык1и къэзы1орэ орэды1охэм агу щыхъурэ-щышЬхэрэм ягугъу къэш1ыгьэныр, псэк1э ахэмэ зэрафыщытхэр къыхэгъэщыныр ары.

Гъэнэфагъэу зэрэщытымкЬ, ц1ыфым ищыЬныгъэ лъэныкъуабэу зэхэт. Ахэмэ ащыщхэм ц1ыфым гухахъо къыраты, адрэхэм тхьамык1агъорэ гугъурэ къыхалъхьэ. А зэпстэуми япэсыгъэ гупшысэхэр къыфагъэущых. АпэрэмкЬ ц1ыфмэ чэф агу къехьэ, орэд нэфынэхэр аусых, ят1онэрэм къегъэнэшхъэих.

Ц1ыфхэр хъурэм е ш1эрэм гурэ-псэрэк1э зэрафыщытхэм елъытыгъэу, зыгорэхэр къызэрадэхъугъэм, зэрэразэхэм, зэрэгуш1охэрэм, е къадэмыхъугъэм фэш1 агу зэрэхэк1ырэм къахэкЬу агу ихъык1ырэ-иш1ык1хэрэм япэсыгъэ орэдхэр бэш1агъэу зэхалъхьэх. Гум ихъык1ырэ къодыем имызакъоу, лъэпкъым ищы1эк1э-псэук1э зэфэшъхьафыбэу зэрэщытым, ащ зэмлЬужыгъо хъугъэ-шЬгъабэ зэрэхэхъухьэрэр къызэ1уахэу ахэмэ япэсыгъэ 1оры1отабэ зэхалъхьэ. Джы къызнэсыгъэми а орэдхэр ц1ыфхэм къа1о, яш1эжь хэк1ырэп, ащ къегъэлъагъо лъэпкъым идуховнэ

тарихъ орэдыжъхэм ч1ып1эшхо зэрэщаубытыщтыгъэр джыри а ч1ып1эр зэрамыбгынагъэр.

1офш1агъэм щызэхэтфырэ 1офыгъохэм ягъо шъыпкъэу тэзгъэлъытагъэр. ШЬныгъэлэжьхэу адыгэ 1оры1уатэм изэгъэшЬн пылъхэм я Х1Х-рэ л1эш1эгъум иапэрэ ныкъо къыщегъэжьагъэу тилъэпкъ орэд зэфэшъхьафыбэ зэриусыгъэр хагъэунэфык1ы. Апэрэ адыгэ тхэк1о-ш1эныгъэзехьэу ти1оры1уатэ изэгъэшЬн лъапсэ фэзыш1ыгъэ Хъанджэрые къызэритхыжьыгъэмкЬ, орэдыжъхэр зыдэт тхылъ зэхигъэуцонэу фежьэгъагъ. Ащ иповестэу «Щэрджэс таурыхъхэр» зыфиЬу 1841-рэ илъэсым Бытырбыф къыщыдэк1ыгъэм къыщи1огъагъ орэдыжъхэр зыдэт тхылъыр зэригъэхьазырырэр.1 Бэрэ игугъу аш1ы адыгэ тхак1оу Нэгумэ Шорэ и1офш1агъэу «История адыхейского народа» зыфи1орэм орэдыжъхэр игъэк1отыгъэу зэрэщигъэфедагъэхэм. ИИэныгъэлэжьыр нахьыбэу къызтегущы1агъэхэр л1ыхъужъ орэдхэр ары, лирическэ орэдхэри ащ дэдзых ыш1ыгъэхэп, ащыщхэр итхылъ къыдигъэхьагъэх.

Ахэмэ аужк1э К1эшъ (Къэлэмбый) Адылджэрые адыгэ орэдыжъхэм яхьыл1эгъэ тхыгъэу къыгъэнагъэхэм 1оры1отэш1эныгъэмк1э мэхьанэшхо я1. Юэшъым адыгэ 1оры1уатэм и1эк1оц1 хабзэхэр ыгъэфедэзэ орэдыжъхэр зэрэзэхифыгъэм имызакъоу нэмык1 лъэпкъ 1оры1уатэмэ аригъапшэзэ ахэр ыушэтыгъэх.

Илъэс зэфэшъхьафхэм Тамбыикъо Пагом, Л. Г. Лопатинскэм орэдыжъхэм яхэутынк1э 1офыбэ зэш1уахыгъ. Совет хабзэр къызыдахым ыуж Россием щыщ ш1эныгъэлэжьхэм ащыщхэу Г. М. Концевичым, А. Ф. Гребневым, С. И. Танеевым, Т. К. Шейблер адыгэ орэдыжъхэмэ гулъытэ гъэш1эгъонхэр афаш1ыгъэх.

1 Гирей X. Черкесские предания / Хан Гирей. // Избранные произведения. - Нальчик, 1974.-С. 126.

Тилъэхъанэ жэры1о творчествэм фэгъэхьыгъэу адыгэ шЬныгъэлэжьхэм атхыгъэу щы1эр бэ (Алый Алэ, Гъут Адэм, Хьэк1ошъэ Андрей, Хъут Щамсэдин, Шъхьэлэхъо Абу, Цуекъо Нэфсэт, Унэрэкъо Рае; Щэш1э Щамсэт итхылъэу «Художественное своеобразие адыгейской поэзии» зыфи1орэми ащ фэгъэхьыгъэу макЬп дэтыр). Мыхэр зытегущыЬрэ упч1эмэ ялъытыгъэу орэдыжъмэ япхыгъэ гупшысэ куухэр къыра1отык1ыгъэх. Аущтэу зэрэщытзэ, адыгэ лирическэ орэдхэр куп-купэу зэрэгощыгъэр, ахэр зы купэу зэхэзыугъоерэ нэшанэхэмрэ зэтезгъэк1рэ жанрэ гъэпсык1эхэмрэ якъыхэгъэщын, орэдьйохэм яхабзэхэр, джырэ уахътэм итамыгъэхэу орэдкъэ1оным къепк1ыл1агъэхэр игъэк1отыгъэу икъу фэдизэу кЬгъэтхъыгъэу джыри зэгъэш1агьэу хъугъэп. Тиушэтын игъоу зыш1ырэмэ, упчЬр актуальнэу хэхыгьэу зыгъэунэфхэмрэ ар ащыщ. Ет1ани жэры1о лирикэр адыгэ эпосым къыпкъырык1ыгъ, ащ епхыгъэ шъыпкъ: арэу зыхъукЬ, эпосым ифэмэ-бжьымэу лирикэм къылъы1эсыгъэм игъунапкъэхэр хэгъэунэфык1ыгьэныри игъу.

Адыгэ орэдыжъхэм яугъоин, яхэутын, яушэтын 1оф къырык1уагъэр. Орэдыжъхэм якъэугъоинкЬ ык1и якъыхэутынкЬ Адыгеим, Къэрэщэе-Щэрджэсым, Къэбэртэе-Бэлъкъарым мак1эп гъэхъагъэу ащаш1ыгъэр. Нэмык1рэ 1оры1отэ лъэпкъхэм адак1оу адыгэ орэдыжъхэм якъыхэутын зырагъэжьагъэр 1924-рэ илъэсыр ары. Мы илъэсым «Адыгэ Ьдэбыят угъоигь» ыц1эу тхылъ Москва къыщыдэк1ыгъагъ. Нэмык1рэ 1оры1уатэхэм ягъусэхэу лирическэ орэдхэри ащ къыдэхьэгъагъэх. Джащ фэдэу къык1элъык1орэ илъэсит1ум Москва къыщыдэк1ыгъэгъэ тхылъит1оу «Псалъ» зыфи1охэрэми къадэхьагъэмэ ахэтыгъэх орэдыжъхэр.

Апэрэ 1оры1отэ экспедициехэр я 30-рэ илъэсхэм акЬхэм адэжь зэхащэгъагъэх. ГущыЬм пае, 1932-рэ илъэсым ык1и 1935-1936-рэ илъэсхэм

Адыгэ хэкум щыЬгъэ экспедициехэм адыгэ орэдхэу 150-рэ ык1и 213-рэ къаугьоигъагь. Ыэужырэ илъэсхэми афэдэу къатхыгъэхэр бэ.

КъэЬгъэн фаер, орэдхэм якъэугъоинкЬ гъэхъэгъэ дэхэк1аехэр щы1эми, ахэмэ якъыхэутынк1э Адыгэ хэкум щаш1агъэр зэрэмакЬр ары. МыщкЬ амалэу я1эхэр дэгъоу зыщагъэфедагъэхэр Къэбэртэе-Бэлъкъар республикэр ары. Къэрэщэе-Щэрджэсыми, ауж къинэгъаЬми, къаугъоигъэ орэдхэм якъыхэутынк1и гъэхъэгъэ ш1ук1аехэр щаш1ыгъэх. Зигугъу тш1ырэ орэдхэм ч1ып1э гъэнэфагъэ ащыратыгь адыгэ 1оры1уатэхэр зыдэт тхылъэу 1936-рэ илъэсым Москва къыщыдагьэк1ыгъэм. Тхылъыр урысыбзэкЬ «Кабардинский фольклор» ыц1эу къыхаутыгъагъ.

Джащ фэд 1941-рэ илъэсым «Адыгэ орэдхэр» - Адыгейские (черкесские) песни и мелодии ыц1эу тхылъ Москва къыщыхаутыгъагъ. Ащ адыгэ лирическэ орэдыбэ дагъэхьэгъагъ. Тхылъыр хаутыным композиторэу Н. Н. Мироновым фигъэхьазырыгъагъ, ау ар ш1эхэу Москва к1ожьын фаеу зэхъум, тхылъым икъыдэгъэк1ын А. Ф. Гребневым ыухыжьыгъ. Тхылъыр «Адыге и их музыка» зыфи1орэ статьямкЬ къызэ1уехы, ык1эк1э текстмэ яхьыл1агъэ «Ущызгьэгъуазэхэр», нотэхэмкЬ тхыгъэ орэдхэр дэтых. Ахэмэ ащыщых 1офш1эным, нысащэхэм яхьылЬгьэ орэдхэр, нэмыккэри.

1940-рэ илъэсым адыгэ орэдыжъхэр зыдэт тхылъэу КЬрэщэ Тембот зэхигъэуцуагъэр адыгабзэкЬ Мыекъуапэ къыщыдэк1ыгъагъ. Зэк1эмк1и ащ орэд 49-рэ къыдэхьэгъагъ, ахэмэ лирическэ орэдхэри ахэтыгъэх. Зигугъу къэтш1ырэ тхылъми ищыкЬгъэ научнэ аппарат игъус. Ар 1946-рэ илъэсым ик1эрык1эу къыдагъэк1ыжьыгъ. Тхылъыр зэхэзгъэуцуагъэм Пэт1ыощэ Махьмудэ гьусэу и1агъ. Апэрэм фэмыдэу ят1онэрэ тедзэгъум къыдагъэхьэгъэ текстхэр гъэк1эк1ыгъэу щытых. Ау щытми, а хэутыгъэхэм мэхьанэу я1эр къэЬгъуай: лъэпкъым духовнэ ык1и акъыл зыхэлъ лэжьыгъэ ин зэриЬр ахэмэ къаушыхьатыгъ. Ащ изакъоп, жэры1о усэхэм тызяплъыкЬ, ахэр

гъэпсык1аш1оу зэрэщытыр тэлъэгъу, ащ къик1рэр нафэ - лъэпкъ усэныр лъэгэпЬ инхэм зэранэсыгъагъэр къытегъэлъэгъу. А лъэныкъом изэгъэшЬни (1офш1агъэхэр ти1э нахь мышЬми) 1оры1отэ ш1эныгъэм иапэрэ упчЬхэм ащыщ.

КЬрэщэ Тембот а 1офым анахь дэлэжьагъэхэм ащыщ. А лъэхъанэм ар тхыгъэ литературэм лъэшэу пылъыгъ, ар 1эк1ыб ымышЬу жэры1о усэным ихабзэхэр зэхефых, ахэр еджэн 1офым пылъ ц1ыфхэм аре1уатэх, егъэунэфых.

Авторым адыгэмэ орэдыжъхэр зэрагъэлъапЬщтыгъэр, мэхьэнэ ин дэдэ зэраратыщтыгъэр, ш1у дэдэ зэралъэгъущтыгъэхэр хегъэунэфык1ых. Гъэпщыл1ак1охэм ежь яфэмэ-бжьымэ атращэным, орэдусмэ ятворчествэ а1э къырагъэхьаным зэрэпылъыгъэхэр, ау ащк1э къадэхъурэ ш1агъо зэрэщымы1агъэм игугъу къеш1ы. МыщкЬ ахэмэ апэрэ адыгэ тхак1ом адырегъаштэ, адыгэ орэдыжъхэм осэ ин дэдэ афеш1ы. Жэры1о творчествэм ихабзэхэр ш1эныгъэ лъапсэу я1эу зэхэфыгъэным а 1офыгъомк1э КЬрэщэ Темботы лъапсэ фиш1ыгъ.

Зигугъу къэтш1ыгьэ тхылъыр къыздэк1ыгъэм илъэсит1у нахь темышкгъэу, 1948-рэ илъэсым «Адыгэ псэлъэжъхэмрэ орэдхэмрэ» ыцЬу тхылъ Налщык къыщыдэк1ыгъ. Ащ лирическэ орэдхэм ащыщхэри къыдэхьагьэх.

Аужырэу адыгэ лирическэ орэдхэр тхылъ шъхьафэу 1956-рэ илъэсым Налщык урысыбзэкЬ къыщыдэк1ыгъ.2 Тхылъыр филологие шЬныгъэхэмкЬ кандидатэу Надо Заур зэхигъэуцуагь. Текстхэри ащ урысыбзэкЬ зэридзэк1ыгъэх. Зэк1эмк1и тхылъым текст 42-рэ къыдэхьагъ, пэублэ статьярэ, ущызгъэгъуазэрэ иЬх.

1 Из кабардинской народной лирики / пер. Н. Гребнева; предисл. и примечания 3. Налоева. - Нальчик, 1956. - 106 с.

Адыгэ орэдыжъхэм якъыдэгъэк1ын зэпыугъэу илъэс бэк1ае теш1агъ. Ар зэрежьэжьыгъэр Шыу Щэбан зэхигьэуцогъэ тхылъэу «Ижъырэ адыгэ орэдхэр» зыфи1оу 1965-рэ илъэсым Мыекъуапэ къыщыдэк1ыгъэр ары. Ащ л1ыхъужъ орэдхэм ягьусэу лирическэ орэд заулэ къыдэхьагъ.

Совет хабзэм илъэхъан аусыгъэ лирическэ орэдхэм ащыщхэр тхылъхэу «Адыгэ советскэ 1оры1уатэхэр» (Мыекъуапэ, 1968) ык1и «Советскэ Къэбэрдейм и 1уэры1уатэхэр» (Налщык, 1957) зыфи1охэрэм бэк1аеу къадэхьэгъагъэх. Апэрэ тхылъыр филологие шЬныгъэхэмкЬ кандидатэу Аулъэ Сарэ зэхигъэуцогъагъ. Ащ АНИИ-м ифольклорнэ фонд къыхихыгъэ 1оры1уатэхэмрэ ежь ышъхьэкЬ къыугъоигъэ 1оры1уатэхэмрэ къыдигъэхьэгъагъэх.

Ят1онэрэ тхылъым Къэбэртэе-Бэлъкъар АССР-м къыщаугъоигъэ орэдхэр дэхьагъэх. Ар зэхэзгъэуцуагъэхэр А. А. Дадэ, 3. М. Нало ык1и А. Т. Шэртанэ. Зигугъу тш1ырэ тхылъхэр зызэхагъэуцогъэ лъэхъаным щыЬгъэ унашъохэм адиштэу гъэпсыгъэх. Гущы1эм пае, ахэмэ къадэхьагъэхэр КПСС-мрэ, совет хабзэмрэ ящытхъу зы1орэ 1оры1уатэхэр ары нахь, щык1агъэхэм къатегущыЬхэрэр арэп. ЗэлъашЬу зэрэщытымкЬ колхозмэ язэхэщэн зэк1э, мэкъумэщышЬмэ агу рихьыгъэп. Ащ пэш1уек1онэу щы1агъэри макЬп. А 1офтхьэбзэшхом мыхъунэу хэхъухьагъэри бэ дэд. Ахэмэ апэш1уек1орэ лакъырд орэдэу зэхалъхьагъэри ык1и къаЬщтыгъэри мэк1агъэп, ау ахэмэ ягугъу тызтегущыЬрэ тхылъхэм къащашкэрэп, къащаш1ыни фитыгъэхэп. Ары пак1ошъ, къызфэтЬгъэ 1оры1уатэхэм афэдэхэр атхын, архивым халъхьан фитыгъэхэп.

Арэу щытми, мы зигугъу къэтш1ыгъэ 1офш1агъэхэм мэхьанэшхо я1эу щыт: жэрыЬ творчествэм итарихъ щыщыби, теорием ылъэныкъокЬ ащ хабзэу хэлъхэм язэгъэш1энк1и ахэмэ лъэбэкъук1ээ аш1ыгъ.

Къэ1огъэн фае, адыгэ лирическэ орэдхэм якъэугъоин ык1и якъыхэутын ыпэу ахэмэ язэхэфын зэрэрагъэжьагъэр. Лирическэ орэд лъэпкъ зэфэшъхьафхэр адыгэхэм зэряЬм шЬныгъэлэжьхэм бэш1агъэу ана1э тырадзагъ. МыщкЬ апэ итыр Хъанджэрый ары. Ащ ытхыгъэхэу «Щэрджэс таурыхъхэр» ык1и «Щэрджэсым ехьылЬгъэ тхыгъэхэр» зыфи1охэрэм адыгэ орэдыжъхэр зыфэдэхэмрэ лъэпкъэу зэрэзэтеутыгъэхэмрэ щигъэунэфыгъэх. Адыгэ орэдыжъхэр эпическэ ык1и лирическэ ы1оу ащ зэтримыушъхьафык1хэрэми орэд лъэпкъэу зигугъу къыш1хэрэм кушъэ орэдхэм, гъыбзэхэм, сагъыщхэм ык1и диным епхыгъэ орэдхэм ягугъу къащеш1ы. Ахэр зыфэдэхэр ык1и нэшэнэ шъхьаЬу яЬхэри 1упк1эу къегъэнафэх.

Хъанджэрые псыхъожъыехэм, псы чъэрхэм афэгъэхьыгъэ орэдхэр адыгэмэ зэря1агъэхэр хегъэунэфык1ы. Ахэмэ псычъэр макъэхэр къахэ1ук1ых, ч1ыопсым идэхагъэ къагъэлъагъо, ар ш1у уагъэлъэгъу. Ары шъхьаем, лъэшэу гухэк1ми а лирическэ орэдхэр тэ тимафэхэм къанэсыжьыгъэхэп.

Къык1элъык1орэ илъэсхэм адыгэ орэдхэр зыщзэтраушъхьафык1рэ 1офш1агъэхэри щыЬхэ хъугьэх. ШЬныгъэлэжьхэм мызэу-мыт1оу мы 1офыгъом къыфагъэзэжьыгъ. Адыгэ орэдхэм афэгъэхьыгъэ статья гъэшЬгъон К1эшъ Адылджэрые «Терские ведомости» зыфаЬщтыгъэ газетым къыригъэхьэгьагъ. Ащ къызэриушыхьатырэмкЬ, авторым адыгэ орэдыжъхэр дэгъу дэдэу ышЬщтыгъэх, лъэшэуи ыгъэлъапЬщтыгъэх. Орэд лъэпкъэу адыгэмэ аусыгъэхэм ягугъу къыш1ы зыхъукЬ лирическэ орэдхэри дэдзых ыш1ыхэрэп. Ахэмэ яшЬгъэшхо къызэрэк1орэр хегъэунэфык1ы.

Анахьыбэу жэры1о творчествэм (лирическэ усыгъэхэри ахэтэу) итеорие изэгъэшЬнкЬ Ьфыгъуабэ ык1и гъогу зэфэшъхьафхэр зыгъэунэфыгъэмэ Нало Заур, Хъут Щамсэдин, Шъхьэлэхъо Абу, Гъут Адэм ащыщых; Нало Заур джэгуак1ом институт къытхыхьагъ, культурэм ащ

гъэнэфагъэ ч1ып1эу щиубытрэр, орэдыжъхэм яхудожественнэ шъуашэ, ахэмэ мэхьанэу я1эр къыгьэлъагъоу 1офш1эгъэ зэфэшъхьафыбэ ытхыгъ; жэры1о орэдым хабзэу хэлъхэр зыфэдэхэр Гъут Адэм ытхыгъэхэм непэрэ шЬныгъэм илъэгапЬхэм къызэрагъэлъагъорэм тетэу ащыкЬгъэтхъыгъэх; Хъут Щамсэдинэ ытхыгъэхэм, нэмык1рэ 1офэу къыЬтхэрэм адык1ыгъоу, жэры1о усэным, орэдхэм жанрэ хабзэхэу ахэлъхэр теоретическэу ащызэхифыгъэх; Къомахуэ Мухьдинэрэ Къомахуэ Зарэрэ нарт эпосым истиль-гущы1э гъэпсыкЬхэр куоу къыч1агъэщхэзэ, тхылъхэр атхыгъэх. Ащ дык1ыгъоу адыгэ эпосыр нэмык1рэ лъэпкъ эпосмэ зэрафыщытыр, зэратефэрэр, зэратек1ырэр куоу аушэтзэ ш1эныгъэк1э къаушыхьатыгъ. Джэндэрэ Марет итхылъхэми орэдыжъхэм язытет, пшъэрылъэу унэгъо фэ1о-фаш1эмэ ылъэныкъокЬ ащигъэцак1эрэм гупшысэ гъэшЬгъонхэр ахэтых. ЩэшЬ Щамсэт жэры1о орэдхэм, усэхэм философскэ мэхьанэу я1эр къыхэгьэщыгъэнымкЬ шъошэ лъэныкъохэм (рифмэ, ритм, размер, бзэр) мэхьанэу ак1оц1ылъыр нэрлъэгъу къытфишЬу къытхыхьагъэх. Мы аужырэ илъэсым КъохьэпЬ Благъэм (Тыркуем, Шам, Иорданием) къарахыгъэ материалыкЬхэм атехыгъэу шЬныгъэлэжьэу Унэрэкъо Рае зипэщэ купым 1офышхо ыш1агъ; орэд зэхэлъхьаным, орэдым зэрихьэрэ информацием яхьыл1агъэу Унэрэкъом ытхыгъэхэм теориемкЬ мэхьэнэ гъэнэфагъэ я1эу щыт, адыгэ 1оры1отэш1эныгъэмк1э ахэр лъэубэкъукЬх. Арышъ, ти1офш1агъэ лъапсэ фэхъугъэмэ (зэфэхьысыжь теоретическэ лэжьыгъэмэ ак1ыгъоу) адыгэ шЬныгъэлэжьхэу зигугъу къэтш1ыгъэхэм атхыгъэхэри ахэуцуагъэх.

Нафэ къызэрэтфэхъугъэмкЬ, адыгэ лирическэ орэдхэм якъэугъоин ык1и якъыхэутын, ащ язэгъэшЬн шЬныгъэлэжьхэм мэхьанэ ин ратыгъ, игъэк1отыгъэу дэлэжьагьэх. Тызтегущы1эрэ орэдыжъхэр зыдэт тхылъ бэк1ае щы1э хъугъэ, ау ахэмэ икъоу узымыгъэразэхэрэр ахэтых. Гухэк! нахь

мышЬми, зигугъу тш1ырэ тхылъхэм ащыщхэм ищыкЬгъэ научнэ документацие я1эп, къызэра1уагьэр хэгъэк1ри къэзы1уагъэхэм алъэкъуацЬхэр, ацЬхэр, къызщи1уагъэр арытхагъэхэп. Тхылъмэ янахьыбэрэм нотэхэр адэтхэп, адэтхэри бгъэфедэнхэ плъэк1ынхэу ш1ыгьэхэп. «Ущызгьэгъуазэхэр» ык1и «Гущьйалъэхэр» тхылъхэм адэтхэп. Щэч хэмылъэу зэк1эмэ орэдыжъхэр зыдэт сборникмэ яш1уагъэ къырагъэ1ыхы, ахэр бгъэфедэнхэр къегъэхьылъэ. Ащи лъапсэ имыЬу щытэп: нахьыпа1оу къыдэк1ыгьэхэм пшъэрылъэу я1агъэр нахьыбэу ц1ыфхэр адыгэ лъэпкъым ыусыгъэхэм нэ1уасэ афаш1ыныр, ахэр еджапЬхэм ач1алъхьаныр ары. Ш1эныгъэ ек1олак1эр нэужым нахь къыхахы хъугъэ. Ар къаушыхьаты мы аужырэ илъэсипш1-т1ок1ым къыдэк1ыгьэ тхылъхэм. Шъхьэлэхъо Абу къыугъоигъэу, зэхигъэуцогъэ тхылъэу «Мык1осэрэ жъуагъохэр» зыфи1орэм ащк1э мэхьанэу и1эр гъунэнчъ.

Адыгэ лъэпкъ лирикэм изэгъэш1эн ч1ып1э гъэнэфагъэ щигъотыгъ тхылъ заулэ хъурэ сборникхэу «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» зыфи1оу Москва къыщыдэк1ыгъэхэм. Зигугъу тш1ырэ орэдхэм ащыщхэр къыдэхьагъэх, гущыЬм пае, апэрэ тхылъым.3 Тхылъыр къызэ1уехы пэублэ статьяу «У истоков песенного искусства адыгов» зыфи1оу 3. М. Нало ытхыгъэм. Мыщ авторым щегъэунэфы адыгэ лирическэ орэдхэм нэшэнэ шъхьаЬу яЬхэр, ягъэпсыкЬ зыфэдэр, адыгэ жэры1о творчествэм ч1ып1эу щаубытырэр. Нало Заур ытхыгъэм жэры1о творчествэм итеориекЬ орэдышъокЬ усэр гъэпсыгъэным мэхьанэу и1эр пш1ош1 зэригъэхъун фэдиз ЬубытыпЬ (аргумент) и1эу къыгъэлъэгъон ылъэк1ыгъ. Ащ теориемкЬ кЬгъэтхъыгъэу мэхьанэ и1. НахьыпэкЬ орэдышъом мэхьанэу

3 Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. 1. - М., Сов. компо