автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественные и жанровые особенности таджикской прозы 30-50-х годов о деревне

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Шукуров, Кудрат Закирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Художественные и жанровые особенности таджикской прозы 30-50-х годов о деревне'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные и жанровые особенности таджикской прозы 30-50-х годов о деревне"

• 3

I <

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ РУДАКИ

На правах рукописи УДК 891-550:092

шукуров кудрат зихирович

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ПРОЗЫ 30-50-х Г ОДОВ О ДЕРЕВНЕ

10.01.03-Литература стран нового зарубежья

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ- 1996

Работа выполнена на кафедре таджикокой литературы ■ ' Душанбинского гооударагвенного педагогического университета им. К.Дкураева

Научные руководители: кандидат филологичеоких наук, Баодуженный' учитель Реопублики Таджикистан, доцент Ю.И.БАБДЕВ; кандидат филологических наук, отариий научный сотрудник А.НАБИЕВ

Официальные 'Ьппонзнты:

Доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки Реопублики Таджикистан, профессор Дж.К.БОБОКАЛОНОВА. Кандидат филологических наук . Д.С,АМИНОВ ,

Ведущая организация: ТадгикокиЛ государственный университет

Ващита ооотоитоя "_"_ 1996 года на ааое-

дании Диссертационного совета Д 13.06.02 по ваците диооерта-ци11 на ооискание учёной степени доктора наук при Институте Я8ыка и литературы ии.Рудаки АН Реопублики Таджикистан ( 73<Ю25, проопект Рудаки, 21 ).

С диссертацией вонно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы ии.Рудаки АН Реопублики Таджикистан.

. Автореферат разослан " . "_1996 года.

Учёный секретарь Дцооертационного оовета,

кандидат филологичеикмх неук Д-'.^сй Х.ШОДИШОВ

'I ^

Одной из актуальных проблем современного литературоведения является осмысление особенностей развитая бывгей советской литературы в годы её рождения и становления. В связи с этим закономерен интерес исследователей к литературному процессу 30-50-х годов, таг: как именно этому периоду коренной перестройки жизненных устоев обязано заражение и становление многих явлении, познание которых необходимо для глубокой и объективной оценки не только истории литературы, но и современных её достижений и недостатков. Думается, такой взгляд в ретроспективу более чем целесообразен, поскольку и сегодняшний день нь-шей страны нацелен на крутую перестройку общественного самосознания, на переоценку ценностей.

Коренная социальная и нравственная ломка в жизни поело Октября произогша во всех сферах, однако в наибольшей степени она касалась крестьянства, составлявшего самую глногочисленную й самуэ кнертнув в социальном плане массу тадзпкекого народа. Поэтому, вполне закономерно повышенное внимание таджикских писателей в 30-50-х годах к крестьянской теме, в процессе освоения которой освещались проблемы коллективизации и будущей судьбы всего народа.

I. Hase время требует ноеого шипения, свезего критического взгляда на литературу советской эпохи. Эти мысли особенно остро звучат в ряде статей, как "Бозсози ва таърихи адабиё-ти советип точрк". Материалы дипот^пиг! (Садои Пари,1989, П, с.125-134); А.Сай^уллоева "Бозгуи чачд муам.ю"(Садои Сар^ДЭЗЭ.ЯЗ.с.Пб-Кб): И.Шукурова "Аз пайи дарйойти фа*-кипц нав"(Садоп Eapi;;I9S0.i7,c.I05-II3): Ы.Рачаби "Наития Еа адабиёт" ССадОи Шарч,1992,'J,'7-8, с.131-138); Х.Шарйпова ";,!араи адабиёт"(Садои Шарк,1990,Г7, с.114-120); А.Набпева "Ыасъата^оп насри ыуосир'ЧСадои Шард,1987,51,с.105-IiUJ к др.

В сгете этих и других высказываний возникает острая необходимость нового взгляда на истории таджикской советской литературы, особенно первых десятилетий, которая располагает от:седеленн1г.!и пен:юстя;.:и в отражении трудовых подвигов народа,"а так^е духовно-морального п интернационального воспитания человека. Не рассматривая в русле новых подходов черты советской лптепатуры, как положительные ез качества, так и издетггки, пороЬ крупные художественные просчёты, и без их объективной оценки, немыслимо рассуждать об истории литературы в цато:.! и е? художественно-эстетических задачах.

Уникальны. 30-е годы для национальной прозы е тем, что они вошли в художественнут) литоратуру в их реальном представлении.

Решение актуальных проблем сельской жизни в творчестве писателей 30-50-х годов проходило под .знаком поиска авторской позиции, способной объять и воссоздать многообразие реальности в её диалектическом развитии и художостгекно-пзобразитсльных средств, адекватных характеру исторических перемен. Ка этом пути таджикским прозаикам било необходимо пэреосмыслить национальные письменные традиции и освоить опит других литоратур, в первую очередь - русской советской грозы. Именно этим объясняется важность исследования творчества писателей 30-50-х годо поскольку з их произведениях воплотились глубокие качественные изменения всой гудожесгЕенно-изоораэительной система таджикской литературы и закладывался фундамент е:з дальнейшего развития. ;

В ыбор этого пориода развития таджикской прозы о деревне в качестве диссертационной темы обусловлен ещй и тем, что этому этапу художественного исследования таджикского села присущи новые ^ерты и качественно новые подходы, как это произошло во всей духовной, экономической к общественно-политической жизни стршш. К тому же, в пориод революционных преобразований, чем характерны 30-е годы и его движения по пути демократизации п гласности, ЗО-о годы и кодлектквизацда принимают иную оценку. Пегативные ¿акты тех лот, как и есо пеложит-зль-ное, находятся в состоянии пмоике и дискуссии, положено начало выработки новой концепции литературы, в связи с чем тема приобретает ецЗ больше актуальный характер.

' Предмет исследования. Диссертация посвящена анализу идейно-художественных и жанровых особенностей прозы 30-50-х годов, созданной на теку о деревне, а также исследования некоторых общественно-политических тенденций, оказавших влияние на ста-' новление и развитие национальной литературы. В силу объективных причин за пределами дшшого исследования оказались архивные ттериалы, ещё не обнародованные для широкого пользования, кроме тех, разумеется, которые прошли апробации в работах вышеназванных авторов.

Актуальность работы. Внимание исследователей давно привлекает слскнейпий социально-психологический процесс формирования личности и ее многообразных взаимоотношении с обществом в условиях перехода от зщцивццуалънсго к коллективному труду г особенности его отраЕекия художественной литературой. Ь частности, эта тема являлась предметом специального изучения в работах некоторых литературоведов бывэего СССР1, а в таджикском литературоведении её общая характеристика дана б трудах И.С.Брагинского, М.Ш.Шукурова, Ю.Бабаева, С.Табарова, А.Сай-£уллаева, Д.Н.Демцдчик и некоторых других авторов/

Некоторые общие проблемы развития тадзикской прозы 30-50-х годов в целом рассматриваются з работах ряда критиков и литературоведов- "

1. Есемуратов Г. Образы тружеников села в послевоенной каракалпакской литературе(1945-1960),ЛКД. Нукус, 1962; Каграманов К. Колхозная деревня в азербайджанской советской художественной прозе 41529-1945).АКД.Баку,Г963; Теракопян Ж. Пафос преобразования.-М.:"Худсжественная литература"., 1974. мипокие м.Б. Современная советская проза о'колхозной деревне. М.: Просвещение,1977, и другие.

2. Брагинский И.С, Хаёт ва эчодиёти С.Айни, -Душанбе: "Ирфон", 1958; Еукуров М.Ш. Насри солхои 19<:-5-1974.-Таър1ШЗ адабий-ти советии точек. .-Душанбе: "Дониш",1980. Бабаев Ю. Исторический жанр и гоман Садгяддина Айни "Рабы". -Стали-набад: "Назрдавточ",* 1948; Садриддин Айнц. -Душанбе, ч."До-ниш", 1968; Хабаров С. "Рабы" как исторически; занр.АКД. Сташшабад,1949; Садриздин Айнй -асосгузори адабиёти советии точик.-Стаяинобод., -ч."Дония",1954 и др.;.Сайфуллоев А. Обрил кахрамонони мусбати мубориз дар романхопустод Садрцд-дян Айнй.-Душанбе: ДГПИ лм.Т.Г.Шевченко, 1960; Проблемы взаимодействия литератур. - Душанбе- "Доншг, 1976; Дещцчик Л.Н. Насри солзрои 30. - таьрихи адабв§ти советил точрк. Ч.тт.-тттаан-бе: "ДошшГ, 1978.

3. Климович Л. Роман о таджикском горном колхоз е.-Дружба народов, 1943Млрзозода X. Насрнависи баистеъдод. -Оарки Сурх, 1949.Л7; Бурлаков С. Некоторые соображения о романе Л.~ лшпсемк Шодк". -Ьавки ОупхДЭэи./'Ю: лодкзода Р. Повесть дар борап ь;уввал ^авскп. -£атжи Лупх.1ё5Г.;.*£: Хохомова

Дар ботал рокани "Навобод"-ГОарки Сурх,1957, !Ь2; ^усэйнлода Е. ^алол Икромй - Сталгшобод; Нашрдгэточ, 1959; Отахонова X. Рахим ^^алил ва эчодиёти у. -Душанбе: "Донит", 1962; Худойдодов Е. Романе "Шодй* за баъзе 'дасъалахои мздорати нависанда.-Корхои илмии аспирантз;о.-Душанбе: ДГПИ,1967: Бако-заде Де. Черты нового (современность и проза),-Душанбе: "Донна", 1974; Он ке. ^сту-чу?;ои Эчодй дар насри точик. Душанбе: "Ирфон",1932; Шукугов 1.Г. Обновление. Таджикская проза сегодкл.-М.:Сов.писатель,1936; Набиев А. Тасвири олами ботлкта инсон, нависадда ва замон.-Душанбе: "Адиб", .1.987; Рачабов М. Тада^а таърих - твдкици характер. -Душанбе: "Адиб",1990.

Несмотря на то, что указанные труды представляют собою серьезную основу для- изучения литературного процесса 30-50-х годов, ряд.существенных вопросов всё ещэ.остается открытым. Так, недостаточно внимания уделено изучению структурных элементов повествования и их функций в Сбразной система творчества того или иного писателя исследуемого периода, влиянию общественно-политической обстановки на идейно-худояественнута и жанровуг структуры прозы того времени. Попытка изучения таджикской прозы на тему о селе с этой точки зрения, выявление ее особенностей на этих исторических этапах развития общества, их связь с традициями прошлого и настоящего до сих пор не предпринимались. Исследование этих вопросов в свете достижений современной критика и литературоведения в диссертационном плане, разумеется, на даннув тему, нами предпринято впервые.

Цель и задачи работы. В диссертации предпринята попытка koi плексного анализа и теоретического осмысления процесса формирования теш и традиций таджикской советской прозы, освещающей коллизии сельской аизнл 30-50-х годов, а такие рассмотрены некоторое тенденции её дальнейшего развития. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- выявить истоки становления темы коллективизации сельского хозяйства в таджикской прозе;

- обозначать ханровыа особенности и провести вдейно-худояест-вешшй анализ произведений прозы таджикской литературы 30-50-х годов;

- путем сопоставления художественшя образов установить ях эстетическую значимость; .

- проследить процесс формирования литературных традиций s таджикской прозе 30-50-х годов на примере íe:n сельской жизни и потяаться выявить некоторые оа положительные и отрицательные .черты.

Научная новизна работы. Анализ таджикской прозы 30-60-х ' годов позволил:

- классифицировать произведения исследуемого периода и выявить их своеобразные национальные черты;

- очертить некоторые характерные пути взаимодействия, таджин-скои хяаоатеохо}: грвдишга о форнирувликися традициями гад -жикоко!: литературы 30-50-х годов и опыты советской многонациональной литературы, б художественном осмыслении деревеаско:. гены, труде к личности, происходишь в художественно! оксгеке национально;. про:;;:

- опираясь ка результаты исследования, показать непосрегствеь-ное влияние обшественно-лолитическо;. обстановки на жанровую структуру художественно;; лрогк и, кроне того, доказать, что

в таджикской прозе 30-50-х годоз прослеживается очевидная тенденция к реалистическому воссоздании действительности, о чём говорит успешная интеграция оп::та таджикских прозаиков о опытен писателей бывиего СССР (ив первую очередь, с русской ), в также об их настойчивой стремлении освоить форму "объективного. повествования".

Методология и источники исследования. Методологической основой диссертации являются основные положения, выдвинутые выдающимися литературоведами, социологами и философами, важ-нейсш. тезис эстетики о преемственности градации, некоторые партийные документы ЗО-х годов о литературе и искусства, работы русских и таджикских литературоведов -таких как Ц.Бахтин, Л.Гинзбург, Г.Ломидзе, Й.Пукуров, Л.Деыидчик и др.

В качестве источников использованы произведения таджикских прозаиков - С.АПни, Р.Джалил, Х.Карима, С.Удуг-заде, То-диса и некоторых других, чьё творчество было ведущим в таджикском литературе 30-50-х годов.

Практическая ценность диссертации. Основные положения работы могут бы:ь использованы при чтении спецкурса по современной таджикской литературе, при оседании учебных пособий по курсам " Ипгории таджикское литературы XX в.", а такжь при написании новых обобщающих трудов по истории таджикского романа и повести.

Апробация последования. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры таджикской литературы 2^ыанОинского государст -

венного педагогического универоитета им.К.Ш.Джураева-( 1.02.1926 г.), секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан и рекомендована к защите. Отдельные разделы диссертации опубликованы в виде ,7 научных и научно-популярных статей на страницах журналов к других научных излагай.

Основные положения диссертации изложены также в научных докладах, прочитанных автором в научно-практических конференциях- профессорско-преподавательского состава Душанбинского государственного педагогического университета им.К.Ш.Джурае-ва.в 1290 -193Б гг,\

Основное содержание диссертации. Характер изучаемого материала, цели и задачи исследования определили структуру и ссдержание работы. Диссертация состоит из введения,.двух глав, заключения и библиографии.

Во "Введении" формулируются цели и задача исследования, приводятся данные, подтверждающие актуальность и диссерггабе-льнобтъ изучаемой темы. Здесь даётся обзор основных трудов по рассматриваемой проблеме, а таете анализ работ, затрагивающих различные аспекты таджикской литературы 30-50-х годов. Как показывает анализ, вопросам отражения сзла в таджикской прозе уделяли внимание ыпогие литературоведы. Тем не менее целый ряд проблем литературного процесса данного периода нуждается в дальнейшей разработке, обогащенной современными критико-литературоведческими критериями, новым подходом к их оценке.

По глубокой мысли М.М.Бахтина "... каждая эпоха имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому сходятся все пути и устремления идеологического творчества. Именно этот, ценностный центр становится основной темой или, точнее, основным комплексом тем литературы данной эпохи. А такие тематические доминанты связаны, как мы знаом, о определенным репертуаром жанров"."'' Такой "тематической доминантой" в 30-е годы в таджикской литературе стала теш коллективизации, а 'г 50-е - тема объединения мелких колхозов в крупные хозяйства.

I. Цитируется по книге Медведева П. Фошальный метод в литературоведении. -Д.: 1928, с.2П.

Обращаясь к жизни дехкан в первые послереволюционные десятилетия, а затем и в первые послевоенные годы, таджикские писатели оказываются у истоков зарождения и формирования нового человека села, который прошёл через жестокую классовую борьбу. Именно в 30-е годы в национальной литературе появились первые произведения о. нарождающейся' социалистической деревне и её первых шагах к объединению в коллективные хозяйства, о препятствиях, возникавших на этом трудном пути.

Процесс интеграции, начатый в сельском хозяйстве, постепенно охватывал все сферы социальной жизни. В этом смысле теш коллективизации в ЗО-е годы и укрупнения колхозов в 50-е годы играли как бы роль пробного камня, с которого начиналась литературная деятельность большинства таджикских прозаиков. При этом стоящие перед ниш задачи осложнялись не только сложностью тематики, но и отсутствием национальной литературной традиции в данном аспекте художественного постижения реальной, жизни.

На этом трудности не заканчиваются. Новая теш входила в литературу вместе с партийными решениями и установками о творческом труде, о'том, как должны отображаться человек и социалистическая жизнь. Писателю приходилось решать рад проблем: изучение повседневной жизни и жизни новой, построенной экспериментаторским способом; художественное и реалистическое 'отображение этой жизни; вдобавок ко всему, нараду с политическими и идеологическими установками сверху спускались и эстетические установки, именуемые мотодом социалистического реализма, которые принуждали художника укладываться в строго определенные рамки и поступиться своей творческой свободой. В резулыс^гс этого многие писатели поели по лёгкому пути осуждения прошлой жизни, классовых врагов, отсталых элементов и, наоброт, восхваления новой жизни и положительных героев, партийных активистов и сознательных крестьян, тем самым утвер^а? публс-стичную поэтику как важное средство отображения действительности. Это сложное обстоятельство являлось одной из самых существенных особэ.шостай литературного процесса 30-50-х годов, которое нами всегда имелось ввиду.

' Анализ наиболее важных художественных произведений ив колхозного труда свддгтельстЕуст о том, что одним из главных

направлений в таджикской литературе 30-60 годов являлось раскрытие сути и перспектив перестройки народного самосознания. Таким образом, литература большое внимание уделша активный проводником политики партии в массы, а материалом для произведений служили события животрепещуща® 'действительности.

Указанные особенности эпоха и национального литературного процесса отразились и на жанровой структуре эпической прозы, что, с одной стороны, было обусловлено стремлением писателей оперативно откликнуться на события современности, а о другой -необходимостью творческого восприятия реалистических способов бытописания.

На этот же период приходятся первые попытки таджикских писателей осмыслить происходящее в широком контексте, на' горячих точках скрещения прошлого и настоящего. Однако переход к новому способу эстетического анализа и типизации явлений в рамках крупных эпических форм был настолько вынужденным и сложным, что радикально изменил привычные параметры литературы. Это не замедлило сказаться на "сильных" и "слабых" сторонах повестей и романов,.созданных в 30-50-е годы.

Таким образом, обращение к истокам новой национальной прозы на разных уровнях - идейно-художественном, жанровом и структурном - позволяет составить цельную и объективную картину её развития, глубже понять сущность и причины современных художественных явлений, полнее осмыслить специфику форм реализма в таджикской литературе и на этой основе очертить некото-. - . рыэ её художественные недостатки; Однако беглое следование выявления всех этих проблем невозможно без проникновения в своеобразие исторической ситуации, сложившейся в Таджикистане в 30-50-е годы, 1 .....

Цепвад глава - "Процесс коллективизации в Таджикистане и его отображение в реалистической прозе" - посвящена анализу об-¡цэственно-политичеежой обстановки и специфике её отражения в •литературе» она состоит из двтх разделов, в которых рассматривается общественно-политическая и историко-литературная ситуация, сложившаяся в Таджикистане в 30-40-е годы.

Процесс коллективизации сельского хозяйства у нас протекая трудно, неравномерно, как это было характерно и для многих, других бывших .советских республик.

- 10 -

Обусловлено вто было мм, чю "хозяйственное я культурное строительство в Таджикистане на атом этапе имело овои специфические оообеннооти, которые не могли не наложить отпечаток не развитие литературы. Прежде воего специфика социальных изменений этого времени заключалась в той, что два процесса сложнейшей социально!! ломки - экспроприация крупной земельной собственности и коллективизация оельокого ховяйотва, .разделенные в Роосия эначительной диатанцией времени, в Таджикистане проходили почти или полностью синхронно." I

Ыалоооведомлённосгь таджикского дехканина политическими проблемами времени, что ве имела к стати малейлего отновения в его деятельности, хотя оитуация была овягава о вики, делала его беспомощным перед воздействием антисоветской и просоветской пропаганды. Крестьянина вынудили в юн, чтоб он поверил на перспективы, открывающиеся а приходом к вгаоти Советов, о образованием коллективных-хозяйств. В этих условиях было установлено, что важнейссй задачей национальной литературы -это донеоги слово партии до нерода. Вот почему особенности нелёгкого пути ломки и перестройки сознания таджикских дех -кан так ярко проявились именно в период коллективизации, в. овяэи о чем в художественных, в частности в прозе, на первый план закономерно выступает герой труда, борец га новую жизнь.

Естественно и го, что материал таджикские писатели черпали иэ овцой действительности, т.е. изображали то, чему были непосредственными свидетелями. Другое дело, как они преподносились ими под давлением партийных указаний и требований. Такая специфическая черта литературной поры 30-х годов как бы отражает "прямую" свяаь фактов действительности о её художественны!; воплощением. Ярко илшоотрируют это, например, очерки С.Мни "Чаени теьршсй" ("Исторический праздник'') а "Колхоз "Коммунизм1', своей публицистической направленностью перекликающиеся о горьковским очерком "По Союзу Советов".

Сложные условия, в которых ргв^иввлоя в Средней Азии процесс коллективизации, а позднее и объединение кодхозое

I. Демидчик Л.К".'Таджикская литература (30-е годы). - Иятооия • советском многонациональной литературы. Т.2, кн.2. - К.: Неуке, 1У72. - с.252.

______- II - . ...

в крупные хозяйства, обнажили чисто человеческие связи лвдей, с новым, к сожалении, противоречивым "пониманием" властями земледелия. Примечательно однако то,что этот феномен не прошел мимо внимания таджикских прозаиков и во многих произведениях 30-50-х годов чрезвычайно остро ставилась проблема личности и е§ духовных ценностей.нового отношения к земле к крестьянскому

Открытие новых отношений человека с окружающим миром презде всего нуждалось в адекватном художественном воплощении. Если в 20-е годы на первом плане перед обществом и литературой были выдвинуты проблемы разрушения"старого, отжившего мира", то в 30-е годы в них преобладает построение нового типа хозяйствования, нового типа труженника. В таджикской литературе эта тенденция выразилась осознанной необходимость!) выработки нового социалистического идеала на основе прогрессивных духовных ценностей классического .и фольклорного наследия, а также взаимодействия с искусством слова других народов бывшего (¡ССР.

Анализ таджикской прозы 30-50-х годов позволяет выявить параллели о творчеством узбекских, азербайджанских, татарских писателей, но особенно важным и плодотворным для национальной литературы был опыт русской советской литературы. В результате творческого подхода к национальный традициям, традициям и опыту других литератур таджикские писатели сумели выработать собственные реалистические принципы отражения народной жизни. К примеру, в рассказе ЦСарима "Человек в мшкеп(1935) социалистическая перестройка деревни предстает естественным результатом объединения усилий партии и народа. Следует подчеркнуть, что во всей бывшей советской литературе действовала не только единая тематика, но и общиз идейные схемы и трафареты, -отвлекащие писателей от создания серьёзных художественных произведений, но больше нацеливающих их на пропаганду -и рассмотрение политических лозунгов, что неотвратимо привело к художественным догматам, а затем и к нормативной эстетике грубого реализма. Более того, писатели, в особенности таджикские, свято верили _в политические и социальные изменения, установки партии воспринимали как абсолютную истину и все

жертвы во имя "революционного гуманизма" оправдывали всеми способами или бшш не в состоянии дать объективного оценку трагическим процессам в обществе. Время, всячески поощряемое партийными и официальными кругами желание шагать в ногу с стремительной социалистической эпохой торопило, не л,авая возможности для глубоких анализов и сравнений и художественных выводов. Поэтому, следование за политическими и социальными событиями стадо жизненным делом писателей.

Представителям молодой таджикской литературы не дали ждать, когда материал действительности "отстоится" и время проложит дистанции мквду настоящим и будущим, выявит суть происходящего. Вынужденно подхватывая и звпечатляя новое на деревне, таджикская проза становится своего рода литературной летописьв этого сложного и грандиозного социального переворота в истории своего народа. В этой "оперативности", может быть, кроются и успехи и беды таджикской литературы, но фактом остаётся то, что время требовало отклика, время диктовало ответа на поставленные вопросы.

Особенности общественно-политической ситуации и литературного процесса 30-50кгодов наложили свой отпечаток на жанровув структуру прозы этого периода, для которой было характерно необычайно широкое распространение малых эпических форм - рассказа и очерка. Это явление, на наш взгляд, вполне объяснимо осознанной таджикскими писателями необходимостью оперативно и остро отражать выдвинутые временем социальные и нравственные задачи, суть происходящей борьбы. Примечательно опо и тем,что малые эпические жанры практически осваивались прозаиками бук-вальйо по горячим следам социальных преобразований.-

С точки зрения Изучаемой теш в работе подвергнуты идейно-художественному и структурному анализу очерки С.Айни "Колхоз "Коммунизм"(1934), таършш" (Исторический праздник" -

1936), Дж.Икрами "Як кахрамони асрамо" {"Герой наших дней"-1935), "Зани ягонаи чуч^урият"("Единственная женщина в респуб-лике"-1935), "Ворошилсвцы"(1941), "Раис"("Председатель"-1947) Али Хуша "Шарафи ме^ат"( "Слава труду"-1935), "Хаати нав дар Вахт" ("Новая жизнь на Вахше-1935), "Мо ыеомузеы"("Мы изучаем"

1935), С.Гани Травли ко цавл аст"("Наше обещание твердое"-

1942), АДехоти "Гварциячиёни магнат" ("Гвардейцы труда"-

1943), а танке рассказы Б.Азизи "Ударники" (1932), ХЛСарима "Одам дар халта" ("Человек в нешке" -1935), "Умадам калон аст" (Большая надсзда"-1935), "1икаяи устоди "мисриёЕ" ("Рассказ мастера египетского хлопка"- 1935), Дж.Икрами "1и-валь"(1941)., С.Гани "Лайли f Салима"(1941), РЛжалила "Афсус" ("Сожаление" - 1936), "Орзу" <"Ыечта"-1935), "Бобо ва наберь" ("Дед и внук'1 -1944), "Пишите 2дяьмбобо"( "Благородство деда Халима"-1944), "Ризогии модар" ("Согласие матери" - 1944) и некоторые другие.

Как показал анализ, в числе отличительных черт малых эпических жанров прозы 30-50-х годов нужно назвать, во-первых, преобладание тематики, освещающей, главным образом, злободневные проблемы ж посвященной конкретным лвдям и событиям; во-вторых - привлечение фольклорного и классического материала,' придающего произведениям национальны® калорит. Б этом же ряду та идейная направленность, которая соответствовала духу и • требованиям эпохе, во многом стала причиной однообразных оценок малой таджикской прозы и привела к оскуднению канровых форм .

Б развитии таджикского очерка довольно отчетливо прослеживается зтапность. Сначала он напоминал документальный (С.Айни "Колхоз "Коммунизм"),очерс-репортаж (X.Карим "Соревнование"), ras преобладал™ конкретные события, статистический матери; и т.п., чаще всего не приводящие f. необходимому общс-нию, еатем принял форму портретного очерка (Дс.Икрами "Герой наших дней", С.Улуг-зеде "Чз шей записной книжки" и др.), в котором прослеживается тенденции проникновения в духовный мир героев.

например, в очерке Али Хутса "Я был ничем, стел всем", где на фоне социальных размышлений отчетливо вырисовывается лтаость автора, выступающего в роли лирического героя. Наконец, появилось и проблемно-критическое направление этого .жанра (IЛарина "Именем партии", "В городке нурекчак" и др.), не получившее, одкаг.с.. в исследуемый период должного раави-ткч,.

Среди рассказов 30-х годов ва данную тему можно выделить две группы: в одних изображается з основном недалекое историческое прошлое (ХЛСарим -"Старуха", Б.Азизи -"Хасап одно- -рукой", Али Хуш -"Восстание Услана" и др.), в других прослеживается процесс становления социалистического образа жизни, нового типа лвдей (ХЛарим -"Человек в.мешке", "Большая надежда" , Б .Аз из и -"Ударники", сборник рассказов Р.Джилила "Орзу", куда входят "Тайна тёмной ночи" и "СожалеЕда" и др.). В 40-50-е годы стали преобладать произведения, наполненные патриотическим пафосом, призывающие к трудовому подвигу (Дж .Икрами -"Ворошиловцы", С .Тани -"Наше обещание твёрдое", А.Дехоти -"Гвардейцы труда" и др.). Но и те, и другие обычно имели острую идеологическую направленность, а их коллизии строятся на"контрасте мира прошлого и настоящего.

Бурно? развитие малых жанров способствовало освоении таджикскими прозаиками азов реализма, предполагающего принципиально новое соотношение достоверности и вымысла, опору на реальные жизненные факты. Вместе с теа, в ряде произведений отмечается простое следование за обычный фактами жизни, неумение 'избежать схематизма в изображена примет современности и действий героев, довести развитие сгаета до логического финала. Порой авторский комментарий заменяет речевые характеристики образов,' а отсутствие убедительных мотивировок в поступках героев мешает достоверному художественному изображению.

Возможности малых прозаических жанров не удовлетворяли запросов своего времени, при всем желании писатели не могли охватить весь круг вопросов, гщао которых не должна- была пройти советская литература. В то ж-з время, правящая верхушка решительно настаивала на эпическом изображений' своих подвигов. Для партии требовалось эпическое изображение социалистического oí'роя. Вот почему наряду с количественным развитием рассказа и очерка таджикские прозаика стараются создавать крупные эпические полотна, направленные на "изображение объемного, реалистически многопланового характера нового человека". Тек более, что к этому времгнж онх ухе

попытались освоить основополагающие "секреты" реалистического письма, кото.ыых "проверили" на ми-ттт прозаических жанрах.

Предметом второй главы диссертации - "Тема труда и её эпическое изображение в таджикской прозе 30-50-х гг."-является анализ крупных прозаических произведений - в основном романов 30-начало 50-х годов - направленных на эпическое осмысление современности, создание художественного образа новой личности в таджикской литературе и исследующих псд этим углом зрения социально-психологический аспект характера сельского труженика и жизнь нового села в целом. Этот процесс во многом имел связь с литературой 20-х годов, являясь продолжением одного направления, присущего всей бывшей советской литературе.

Изображение человека в литературе•30-х годов, -отмечается в коллективном труде, -получило широкий эпический характер. Тем самым расширялся жанровый диапазон литературы: на первый план выдвигались роман и роман-эпопея. Изображение человека захватило весь круг его жизненных отношений, показывало его в связи с судьбой народа, с историческим прошлым страны, в борьбе с окружающими враздебными силами - короче, включало нового человека в многогранный исторический процесс, рисуя формирование и развитие его характера. "Хокдение по мукам", "Тихий Дон", "Епзнь Клима Сактина", "Бруски" - все эти произведения были начаты ещё в 20-е годы и именно в 30-е наали свое завершение."'

Нужно сказать, что отмечанная тенденция в какой-то отеиэ-ни характерна г для таджикской прозы 30-х годов, хотя переход к новому способу эстетического анализа е типизации явлений действительности в творчество различных худа-ников, различных национальных литератур, разумеется,.был пе одномоментным е вг равнозначный. При этом, как прежде, так и теперь, вызывает закономерный интерес философская проблема соотношения гл- ж объективной действительности в плане осмысления

I. 2отсрц." русской созетасой литературы. В 3-х томах. Т.2.-Гзд-вс ¿11 СССР, 195С. - бЗо с.

его искусством. Исследование приводит к выводу, что данный вопрос в условиях социализма внешне рошался на уровне политических постулатов, а на самом деле между ниш существовал существенный, глубокий разлад. В действительности, н так называемой литературе социалистического реализма вместо истинного существа вопросов преобладал формализм, пафос, геройство. Хотя, на деле в литературе происходили вещи, как "параллельно эволюции изображения внешнего мира(включая портретные признаки человека), эволюционировала другая основная сфера изображения - поведение человека".i

По зозможности мы приложили усилия к тому, чтобы определить и дать оценку различию и точкам сопрокосновенжг этих двух литературных процессов. В особенности связи и различия, современность и его художественное постижение, социальные.и нравственно-психологические конфликты считаются важнейшими проблемами таджикской прозы. Это, в частности, роман С.Айна "Дохувда"(1930), "Гуломон"("?гбы" 1935), П.Лукнипкого "Земля молодости"Х-1935), дх.Икраш "Шоди"(первая кнкга-1940, вторая-1949), Р.Даалила "Одамони чрвид"("Бессмертные люди"), С.Удуг-заде "Навобод"("Обновленная зешн"'. -1953), а также повести Дж.Икрами "Тирмор" (3мееныш-1934) и П.Толиса "Чавонй"("Молодость-1949).

Анализ перечисленных произведений показывает, что в 30-50-е годы перед таджикскими писателями с особой остротой и очевидностью встала общеизвестная истина - человеческий фактор в искусстве - самое главное. Ксли в ранней реалистической прозе развитие касалось в основном событийной стороны сюжета(напри-мер, в романе С.Айни "Дохунда"), то затем в центре внимания художников одновременно с событийностью оказываются многообразные социальные типы человеческого характера в их становлении и развитии. -

В тематическом плане эти произведения отображают коллизии социалистического преобразования деревни, сопутствующее ей смертельное классовое противостояние, на первый план входят дифирамбы о руководящей роли партии в пропаганде и реализации

I. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Вопросы литературы, 1986, $2, 1960. - с. По.

аграрной политехе, ставятся пройлаш сознательного дрихода сель к коллективное типу хозяйствования, роста технического и культурного уровня села. Однако, подход. художников к воплощению жизненных явлений, естественно, был различные. Так,если в романе "Рабы" С.А1ши классовые противоречия предельно обнажены, непосредственно воздействуют нь представления и психологию героев, то у Дж.Икрами в первой части романа "Еоди" эт£ коллизии разЕЕвавтся исподволь, без ярких внесших проявлеш::!.

Художественную концепцию "нового героя" в литературе ЗС~ 50-х годов таджикские писатели крк бы соотносили с так называемым гуманистическим содержанием революционных преобразований. Только теперь в художественной трактовке проблемы коллективного труда проявлялась многоплановость, а иногда наблюдалось сме-' щение цеягра внимания от проблем общественно-политических к психологическим и морально-этическим. Здесь сЗыло важным найти . ту грань, на которой органично сливались бы в едином замысле общее и частное, общественное и-личное, взаимно дополняющие', друг друга и обусловливающие логику развития сюжета. Однако это удавалось далеко не всегда г не всем, что особенно ярко Елтстрирует вторая часть романа Дж .Икрами "Шсди", псвесть "Цолодссть" П.Толис. & этом плане"страдают" п "Земля молодости" П.Лукшщкого, "Боссмертные лэди" Р.Джалгла и "Обновленная земля" С.Улуг-заде.

Большое влияние.на данный пласт таджикской эпической щг зы оказала русская-советская литература, что довольно отчетливо прослеживается в ряде крупных произведений 30-50-х годсб. Действительно, дальнейшее пакопленио жизненного и художественного опыта грояшлось последовательной психологизацией повеет— .вовахпя, переходом от статичности в изображении действующих лиц к динамично:^ развитке х&шктерав, творческим синтезом классических национальных традиций, но строго ограничивалось возможностями нормативной эстетики социалистического реализма. К главное, авторитарная, наставническая авторская позиция уступала место так называемому "объективно^" способу изо^ра-жоеяя, создьлзсго у читателя впечатление непосредственного ьаопрйЯГЕЕ действительности. Это также происходило путём пэдмока одной точки зрения на действительность другой, но они

синтезировались и не облекались в соверпениую форму эстетичеа-кого видения. Надо отметить, что процесс развитая эпических жанров таджикской прозы 30-50-х годов отнюдь не бал гладким. Как я всякий творческий поиск, он сопровождав ¡я и неудачами. 1£ числу последних, к примеру, можно отнеоти то, что в романе Да. Икрами " Поди " развитие сюжета проиохздит лишь з первой частя, а во зторой на первый план выотупают психологические изыскания, в то время как сюжет приобретает некоторую нивелировку. В этом же ряду оледует рассматривать и разорванность свлгета ромэна Р.Джалила " Бессмертные люди дисгармоничность сюжета и образа главного героя романа СЛлуг-задэ " Обновленная земля бесконфликтность и схематизм в повзати П.Толиоа п Молодость.

Перечень недостатков можно было бы продолжить, однако не одаиыи издержками роста определялся процесс развития таджикской прозы 30-50-х годов.

Коггалекскпый анализ таджикской прозы 30-50-х годов, поо-вяй'нный теме сельской вязни, позволил сделать ряд выводов, которые формулируются в ДЗаключении".

Характерной чертой прозы лсоледуемого периода о деревне -является то, что исходным материалом служила сана реальная действительность. Ощутимо также стремление писателей к художественному осмыслению происходящих перемен в жизни.

Теиэ сельской лизни осваивалась параллельно о обновлением образной системы и художественно-изобразительных средств всей таджикской литературы, на процесс которого положительно повлияли взаимосвязи с литературами народов бывшего СССР. В этой причина быстрого овладения палыми жанровыми формами прозы - очерком, рассказом-, фельетоном, по .су ществу !не имеющими з новом понимании традиции-в таджикской маоаике.

Очерки и раааказы служила'наиболее мобильной формой по-омкения жизненного материала, приобретения.навыков реалистического письма я воздействия яа духовный мир читателя. Тем не менее, малые прозаичвокиа жанры послужили своеобразной школам маотератва на пути к создании больпих эпачеоких полотен - по-веотей и романов.

Романы С.Айне "Рабы"(часть пятая), П.Лукницкого "Зешя молодости", Р.йжалила "Бессмертные лвди"(часть вторая),повесть г роман Л».Икрами "Змееныш", "Шоди", С.Улут-заде "Обновленная земля" стали своеобразным художественным выражением села периода коллективизации и укрупнения йолхозных хозяйств. Отображая глубокие изменения в духовном облике труженика села, таджикские писатели не пошли к раскрытип сложностей жизни и драмы внутреннего мира личности, и очень старались в создании "галереи" положительных образов; как Дулат Кадыров,Иваницкий, Славин ("Бессмертные лэди"); Амонов, Хабибулин, Демьянов ("Змееныш"); Эргашгулям, Сафаргулям, Хасан ("Вабн"); Шоди, Рапддов, Истад, Цуким ("Шоди") и другие. Подобный тип человека символизировал эстетический идеал человека нового обще- , ства, представленного в основном в документах партии и официальной политики о литературе и искусстве.

Тем не менее таджикская проза о деревне есть целая глава своеобразной художественной летописи периода коллективизации, одна из страниц истории таджикской литературы советского времени. В нём выражались социально-политические преобразования жг?ни на селе, отражались драматизм классовых коллизий. Размышления с- судьбах сельской жизни закономерно выливаются во многих произведениях в раздумья о судьбе всего народа, о взаимосвязи национального и интернационального, о неизбежности поворота на социалистический путь развития, кай это непременно требовало само время.

Теш сельской жизни, социалистического труда и её художественное отображение в таджикской литературе советского периода пр/твод«»? г. выводу, что процесс социалистического переустройства села не только сам по себе стал трагическим иепктлние.м, но и явился серьезно": помехой для значительных художественных открытий. Основными недостатками произведении, кьтгясакнык по даинсХ теме, можно считал поверхностный публицистический взгляд, идейная возвышенность, отсутствие глу-оикк в конфликтах и вообще узость художественного одешш.

Следу« считать, ч'.-о анализ произведений 30-50-х годое. с ьозииил ассявдуемой теыатяки позволяет понять не только ооо-ойиюсги движения литературного процесса советского периода,

но имеет также болЬпое значение для уяснения дальнейпего раз-

зи1ия литературы и эстетичеока правильного соотноззшш литературы а обцеотза.

По тема диооаотапии опублкк'ваны следуюдив работы:

1. Таьлими мавзуа "Инзикоса ^аёта колхозй дар з^одаЗтп Сад-риддин Айна" (Пзучонио темы "Отражение колхозножазна з творчестве С.Айна"). - Мзкгаби Соезтй, й II, 1ЭТ1, 0,5 п.л.

2. фёта колхоза вз насри оолхои 30-сц (Колхозная Ж1знь а проза 30-х гг.). - Чанд иуло^азаа адабй. Нач,муал алий, Института давлатиа педагогаа Дусанбз Са но^д Т.Г.Пзвченко, 1У73, 0,5 п.л.

3. "Бу лсмсн^ га "Пода" ("Рабы" а "Подл"). - Садоз Парц, Й б,

1У77, 0,5 п.д.

Та^озои 'замой (Езлзнцэ временя). - Уфу^оа ала. Дупанба: "Донии", 1У32, 0,7 п.д.

5. Инъикооа та^аввулота де^от дар эчодпЗга ^злол Икромй (Эволюция оела з творчестве Дж.Икрами). - Уфугдои ила.Дувапбв: "Донип", 1205, 0,6 п.л. -

6. Симоа закона колхоза (Образ женцннц-колхозшщы). - Бапонц То^акиотон. й 4, 0,25 п.л.

7. Изыскание нового взгляда о тема деревни в Таджикской прозе. - В сб.: Пайёма донипгоэ{и омузгорй (бахша гуманитара). 1г 3. Душанбе, 1УУ6, 0,25 п.л.