автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Художественный мир Климента Александрийского

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Аристова, Дарья Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественный мир Климента Александрийского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аристова, Дарья Леонидовна

Вступление.

1) Актуальность выбранной темы.—

2) Обзор научной литературы.

3) Источники.

4) Структура и методы исследования.

Первая

глава: Становление художественного мира Климента Александрийского в контексте эпохи.

1) Биографические сведения.

2) Учителя Климента.

3) Александрийское Огласительное Училище.

4) О священстве Климента Александрийского.

5) Проповедническая деяте.1Iыгость.—

6) Философия и экзегетика.---------;

7) Климент Александрийский в ряду своих современников.

8) Последователи.

9) Круг чтения Климента Александрийского.

Вторая

глава: Художественный мир Климента Александрийского как синтез языческого и христианского мировоззрения.

1) «Протрептик» - произведение, наиболее полно раскрывающее художественный мир Климента Александрийского.

2) Художественный мир и его составляющие.

3) Жанровая принадлежность «Протрептика».

4) Художественные черты «Протрептика».

5) Стиль, риторические приёмы.

6) Образ автора в сочетании языческих и христианских элементов «Протрептика».—

7) Предполагаемый адресат.

8) Художественное время и художественное пространство.

9) Композиция и краткое содержание глав «Протрептика»

10) Анализ с точки зрения расшифровки транстекстуального кода (мифопоэтический контекст «Протрептика»).

Третья

глава: Некоторые замечания относительно особенных черт учения Климента Александрийского, причин, лежащих в их основе, а также его новаторство в догматическом и художественном плане.

1) Философия.-------------------------------------------------------------------------—

A) Что нового Климент Александрийский привнёс в учение о Логосе.---—ИЗ

Б) В чём причины влияния идей Филона Александрийского на учение Климента.

B) В чём причина приверженности Климента аллегорическому методу экзегезы.

2) В чём причины эзотеризма учения Климента Александрийского.

3) Новаторство Климента Александрийского в проповеднической деятельности.

4) Новаторство Климента в жанровом отношении.

5) Новаторство Климента Александрийского в создании художественного мира.

6) Отношение Климента к праздникам языческим и христианским в рамках его художественного мира.

7) Почему Климент Александрийский всё же до конца не был принят Церковью.

8) В чём уникальность деятельности Климента Александрийского.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Аристова, Дарья Леонидовна

1) Актуальность выбранной темы.

Последнее время отмечается повышенный интерес исследователей (в основном историков, философов и богословов) к эпохе II-III вв. Александрии Египетской. A.B. Цыб объясняет этот интерес сходством того времени с современной российской действительностью, подразумевая под этим «идеологическую» и «метафизическую» смену ценностей, происходящую сейчас и аналогичную смене ценностей в Александрии II-III вв.1 Практически у истоков христианской проповеди стоял Климент Александрийский2, при его непосредственном участии происходило формирование основных христианских догм. Трудно переоценить его заслуги в области философского осмысления христианских идей. В последние годы интерес к этому автору заметно возрос, в частности, в церковной среде. В 1996 году был переиздан «Педагог» в старом переводе H.H. Корсунского, исправленном и отредактированном священником Георгием Чистяковым. Вступительная статья написана также священником -прот. Иоанном Свиридовым. В 1998 году был опубликован новый перевод «Протрептика», в работе над которым мы также принимали участие, выполненный А.Ю. Братухиным (книга вышла в издательстве Христианского гуманитарного института, вступительная статья А.Ю. Братухина). В 1994 году вышла книга Л.П. Карсавина «Святые отцы и учители церкви», 5-й раздел которой посвящен Клименту Александрийскому и христианскому гнозису. В этом же году был опубликован перевод на русский язык книги А. Аммана «Путь Отцов. Краткое введение в патристику», где также есть глава, посвященная Клименту Александрийскому.

1 Цыб A.B. Античная философия в Александрийской экзегетике П-Ш веков н.э. (Автореферат кандидатской диссертации) - СПб. 1999 - с. 3

2 Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. - СПб. 1885 - с. 6

Творчество Климента продолжает также интересовать философов и историков философии. Самыми основными работами за последнее время в этой области, пожалуй, были две книги Р.В. Светлова: «Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика» (СПб. 1996) и «Гносис и экзегетика» (СПб. 1998), где Клименту отводится не последнее место; четыре статьи A.B. Цыба: «Языческая мудрость в свете очень мягкой критики Климента, учителя христианской Церкви».//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы (материалы конференций и семинаров молодых учёных сентябрь 1994 - апрель 1995 гг.) СПб. 1995, «Удивляющийся бог Тхаумас» и «императивный» гносис Климента, устрашающий долгом. (Материалы III-й историко-философской конференции 11 мая 1995 г.) СПб, 1995, «Античная философия в александрийской экзегетике II-III веков н.э.//Универсум Платоновской мысли: рационализм или философская религия? Эпистемология Платона (Материалы IV-й Платоновской конференции 14 мая 1996 г. и историко-философского семинара 29 марта - 2 апреля 1997 г.) СПб., 1997, «Учение Климента Александрийского о Логосе и традиция античной логософии.//Универсум Платоновской мысли: Вопросы познания. Процедуры правильного мышления. Докса и ноэсис. (Материалы V-й Платоновской конференции 26-29 мая 1997 г.). СПб., 1997 и его диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук «Античная философия в Александрийской экзегетике II-III веков н.э.».

Но за последние годы не вышло ни одной публикации филологического исследования творчества Климента Александрийского и ни одной работы по «Протрептику» (если не считать вступительной статьи А.Ю. Братухина к переводу «Увещевания к язычникам»). Эта область по-прежнему остаётся мало изученной. Как одну из особенностей изучения творчества этого автора следует отметить специфичность переводов его трудов. Переводы, которыми мы располагаем, выполнены в соответствии с традициями более поздних веков3. Эти переводы ориентируют читателя на рассмотрение произведений

Климента только с точки зрения христианского учения и философии, оставляя за гранью рассмотрения филологические особенности его трудов. Художественные черты произведений Климента вообще довольно мало интересовали исследователей. Филологи-классики, преимущественно использовали его книги как цитатник из языческих авторов или извлекали из них информацию о языческих верованиях. Конечно, на первый взгляд, произведения Климента не сражают читателя красотой стиля, необыкновенной пышностью и сложностью периодов или, напротив, строгостью и лаконичностью синтаксиса, увлекательным сюжетом. Не подкупают они также бросающейся в глаза оригинальностью. В этом смысле произведения Климента напоминают византийскую литературу, с её обязательными ссылками на авторитетные источники. Но, при более подробном рассмотрении становятся очевидными художественные достоинства его произведений, безусловно, заслуживающие более подробного изучения с точки зрения классической филологии.

Таким образом, предложенная работа представляет собой первый всесторонний анализ «Протрептика»4 с целью воссоздать как можно более полную картину художественного мира его автора, проявившегося в этом произведении.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир Климента Александрийского"

3) Выводы к третьей главе.

Климент Александрийский внёс большой вклад в развитие христианской философии, в частности, в учение о Логосе. Используя опыт и категории античной философии, он разрабатывает учение о Христе в свойственной ему аллегорической манере. Видимо, большое влияние в этом аспекте его деятельности на него оказало учение Филона Александрийского, который, в своё время, пытался связать иудаизм с греческой философией. При этом обоим, и Филону и Клименту, был свойственен эклектизм различных философских учений.

Аллегорический метод, приверженцем которого был Климент, был для него, в некоторой степени, одним из следствий перехода от язычества к христианству и, вместе с тем, своеобразным связующим звеном между идеями античной философии Платона и стоиков и христианским учением. Несомненным влиянием язычества (в основном, философии и, возможно, мистерий) можно считать также черты эзотеризма, свойственные учению Климента.

Новаторство Климента Александрийского проявилось в большой степени в жанровом отношении, так как его можно назвать практически родоначальником жанра христианского проповеднического «Слова». Некоторые черты и идеи его «Протрептика» впоследствии получили развитие в произведениях поздних христианских авторов, другие остались невостребованными христианским миром, что, тем не менее, не снижает их ценности. Безусловное новаторство Климента сказалось в создании уникального, для того времени хронотопа в «Протрептике» и мифопоэтического контекста этого произведения. Все черты его художественного мира нашли отражение в отношении проповедника к праздникам - этим важнейшим элементам человеческого социума.

Уникальность деятельности Климента проявилась в комбинации языческих и христианских черт, находящихся в его творчестве в гармонии и подчинённых единой идее в духе христианского учения. Однако, благодаря некоторым идеям, унаследованным Климентом у античного мира, он не получил окончательного признания Церкви.

Заключение.

 

Список научной литературыАристова, Дарья Леонидовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Aelianus С., Varia historia./Ed. Mervin R. Dilts; Teubner. Leipzig, 1974. - S. xx/200.

2. Aeschile, Opera/Texte établi et traduit par P. Mazon. Paris, 1993. - P. x/307.

3. Apollodorus Atheniensis, Chronica. Berlin, 1902. - P. 8/416.

4. Aratus Solensis, Arati Phenomena. Paris, 1956. - P. XXVI/199.

5. Aristoteles, The works of Aristotele. Chicago, 1994-1996. - Vol. 1. - P. VII/726, Vol. 2.-P. 3/699.

6. Aristoteles, Перг 7ioir|iiKriç./Mit Einleitung von A. Gudeman. Berlin; Leipzig.,1934.-S. 6/238.

7. Arnobii adversus rationes libri VII/Recensuit et commentario critico instruxit Augustus Reifferscheid. Vindobonae, 1875. - P. XVIII/352.

8. Atheneius, Dipnosophistarum Libri XV./Rec. G. Kaibel. Lipsiae; Berolini, 19231925.

9. Aulus Gellius Noctium atticarum libri XX./Rec. C. Hpsius. Stuttgardiae, 1959. -Vol. 1-2.

10. Callimachus, Aetia, Iambi, Lyric poems, Hecale and other fragments/Text, transi, and notes by C.A. Trypanis. Cambridge, Massachusets. London, 1975. - P. XXXII/363.

11. Clemens Alexandrinus, Opera. Berlin; Leipzig, 1909-1972. - Bd. 1-4.

12. Clemens Alexandrinus, Werke, Bd. I Protrepticus und paedagogus/Hrsg. V. Otto Stählin. Leipzig, 1905. - P. ХСШ/365.

13. Clemens Alexandrinus, Stromata/Hrsg. V. Otto Stählin. Leipzig, 1906 - Bd. 1-4.

14. Demosthenes/Hrsg. von Ulrich Schindel. Darmstadt, 1987. - P. VI/474.

15. Diogenes Laertius, Vitae philosophorum/Rec. H.S. Long. Oxonii, 1964. - Vol. 1-2.

16. Dion Chrysostomos, Breve, Helmut/Dion. Mainz, 1956. - P. 245.

17. Dionysius Halicarnassensis, The critical essayes/With an Engl, transi, by Stephen Usher. Cambridge, Massachusets. London, 1974. - P. XXXV1/641.

18. Dionysius Trax. Scholia in Dionysii Thracis Artem grammaticam./Rec. A. Hilgard; Teubner. Leipzig, 1901. - P. LI/652.

19. Epiphanius, Ancoratus und Panarion/Hrsg. Im Auftrage bder Kirchenväter-Commission der Preussischen Akademie der Wissen Schäften. Von D. Dr. Karl Holl. Bd. 2-3. Leipzig, 1922-1923. - Bd. 2 Panarion haer. 34-64. - P. 524.

20. Euripides, Oeuvres/Texte établi et trad. Par Lois Méridier. Paris, 1989-1993. -T. 1-6.

21. Eusebii Pampilii Ecclesiastica historia Graece et Latine/Moguntiae Christian Gerlach & Simon Beckensten, 1872. P. 1064.

22. G. Nazianzeni carmen II, 2 PG 37, col. 1455A.

23. Herodote, Histories/Texte établi et trad. Par Ph.-E.-Legrand. Paris, 1995. - T. 1.

24. Hesiodus, Theogonie/Texte établi et traduit par Paul Mazon. Paris, 1928. - P.1. XXX/158.

25. Hesiodus, Carmina. -Lipsiae, 1878. P. XCVIII/444.

26. Hieronymi presbyteri Opera. Turnholti, 1963. - liber XI, P. 10/ 36/428.

27. Homère, Iliade/Texte établi et trad, par P. Maxon avec la collab. de P. Chantraine et al. Paris, 1987-1994. - T. 1-4.

28. Homère, L'Odyssée: "Poésie homérique'VTexte établi et trad, par V. Bérard. 2 éd.- Paris, 1976. -P. XXVII/315.

29. Horatius, Opera/Ed. D.R. Shackleton Bailey. Editio altera. Stutgardiae in aedibus Teubneri, 1991. P. 347.

30. Irenaues, Adversus haeresium/Patrologia Graeca. 1857. - Vol. 7.

31. Josephi Flavii Opera quae extant. Quae graecolatina ed.

32. Graecorum palatinae bibliothecae manuscriptorum codicum collatione castigatior facta est. Cum indice locupletissimo. Genevae, 1634. - P. 1102.

33. Lucianus, Opera/Rec. M.D. Macleod. Oxonii, 1987. - T. IV - P. 375.

34. Lucius Apuleus, Opera. Paris, 1976. - P. xx/374.

35. MAurelius Pensées/Texte établi et trad, par A.I. Trannoy. Pref. d'Aime Puech. -Paris, 1925.-P. 350.

36. M. Fabii Quintiliani institutionis oratoriae./Ed. Radermahcer. 1959. - Libri XII.

37. M.J. Justinus, . Historiarum exPompeio Trogo lib. XLIIII Amsterdami, 1638.- P. 192.

38. M.T. Cicero, De divinatione./Ed. Remo Giomini; Teubner. Leipzig, 1975. - S. 386.

39. Nuoicpopoi) KaXXioiOD xoü ^av0o7coi> 'EKKÀ,r|oiàoTiKr|ç loxopiaç/ Bibliothecae cleri universae, 1865. I. 1053-1058.

40. Nikander/Corpus poetarum graecorum, uno volumne absolutum/Ed. Weber E. -1878.-P. 113-167.

41. Novum Testamentum graece et latine / Curavit Eberhard Nestle. Stuttgart, 1930.-P. 162.

42. Pausaniae Graeciae descriptio/Ed. Maria Helena Rocha-Pereira. -Leipzig, Teubner, 1973. P. 358.

43. Photius, Bibliotheque, Paris, 1960. - T. 2 - P. 84-185.

44. Pindari carmina cum fragmentis/Edidit Bruno Snell. Lipsiae, 1953. -P. VIII/375.

45. Plato, Oeuvres coplétes/Platon. Paris, 1975-1976. - TT. 12.

46. Plutarchus, Vitae parallelae./Rec. CI. Lindskog et K. Ziegler; eubner. Leipzig, 1969. - Vol. III.

47. Q. S. Tertuliani Opera omnia/Edidit F. Oehler, 1855. P. 976.

48. SChr.; T. 2: Protreptique; T. 30, 38: Stromate I-II; T.70, 108: Le Pedagogue I-II.

49. L. Annaei Senecae Ad Lucilium epistulae morales/Achilles Beltrami recensuit. -Romae, 1931.-Vol. 1-2.

50. Strabonis Geographica in 17 Büchern/Text, Übers.u. erl. Anm. von Wolfgang Aly. Bonn, 1957.-P. 518.

51. Xenophon, Erinnerungen an Sokrates/Aus dem Griech. Übers., Nachw. Und Anm. von Johannes Irmscher. Leipzig, 1973. -P. 192.1. Переводы.

52. Авл Геллий, Аттические ночи//Избранные книги/Пер. Б. Тритенко. Томск, 1993.-285 с.

53. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. 1983. -1371 с.

54. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М. 1979.-571 с.

55. Дионисий Галикарнасский, О соединении слов//Античные риторики/Пер. под ред. A.A. Тахо-Годи. М. 1978 - 317 с.

56. Климент Александрийский, Педагог/Пер. с греч. H.H. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. Вступительная статья прот. Иоанна Свиридова. М. 1996.-28/290 с.

57. Климент Александрийский, Строматы, творение учителя Церкви Климента Александрийского / С первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. -Ярославль, 1892.-425 с.

58. Климент Александрийский, Увещевание к Язычникам /Пер. с др. греч., предисловие, коммент. А.Ю. Братухина под научн. ред. проф. А.И. Зайцева. СПб. 1998. - 13/206 с.

59. Платон, Федон, Пир, Федр. СПб., 1997. - 256 с.1. Научная литература

60. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. - 326 с.

61. Амман, А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994. - 239 с.

62. Аристова Д.Л. Климент Александрийский: становление мыслителя в диалоге язычества и христианства//Пушкинские чтения. Сборник тезисов межвузовской конференции 6 июня 1996 г. СПб., 1996. - с. 5-7.

63. Аристова Д.Л. Осмысление языческих праздников в произведении Климента Александрийского «Увещевание к язычникам»//Пушкинские чтения 97. Тезисы межвузовской конференции 6 июня 1997 г. - СПб., 1997.-с. 15-19.

64. Аристова Д.Л. Языческие и христианские праздники в произведениях Климента Александрийского «Протрептик» и «Педагог»//Праздник в русской культуре, фольклоре и литературе. Сборник статей Пушкинских чтений 97. - СПб., 1998. - с. 6-16.

65. Аристова Д.Л. Климент Александрийский в ряду своих современников//Пушкинские чтения 99. Материалы юбилейной межвузовской конференции, посвященной 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. - СПб., 1999. - с. 74-80.

66. Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885. -УП1/371/28 с.

67. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. 502 с.

68. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1954. - Т. 4.

69. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. - Т. 1, 234/21 е.; Т. 2, ХУШ/474/ХУП с.

70. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. - 296 с.

71. Бычков В.В. АезШейса Ра1хит. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995. - 593 с.

72. II Ватиканский Собор/Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.-573 с.

73. Валери П. Об искусстве/Пер. с франц. М., 1976. - 622 с.

74. Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998.-538 с.

75. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. -М., 1997. 174 с.

76. Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже эпох: «Исповедь» Августина//Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. -М., 1989. с. 229-276.

77. Донини А. У истоков христианства. М., 1979. - 342 с.

78. Карсавин Л.П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. - 176 с.

79. Катанский А. Учение о Благодати Божией в творениях древних св. Отцов и учителей Церкви до блаженного Августина/Историко-догматическое исследование А. Катанского. СПб., 1902. - с. 103-112.

80. Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. -М., 1990. -480 с.

81. Леонардов Д. Теория боговдохновенности Библии в Александрийской школе: Теория Климента Александрийского//Вера и разум. Харьков, 1906. -Т. 1, ч. 1. С. 17-30; 70-94; 132-150.

82. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957. -62/519 с.

83. Ливанов, И. О Клименте Александрийском // «Православное обозрение», январь, 1867.-М., 1867. № 3.-е. 342-364; № 9. - с. 97-123

84. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мёртвого моря. Минск, 1967. - 320 с.

85. Лихачёв Д.С. Внутренний мир литературного произведения//Вопросы литературы, 1968 № 8 с. 74-96

86. Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения//Из записных книжек разных лет. М. 1989. - 605/2 с.

87. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итог тысячелетнего развития. В 2-х кн.-М., 1992.-Кн. 2.

88. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте.//Учёные записки Тартовского университета Тарту, 1986. - Вып. 683.

89. Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим./ЛГворения святых Отцов в русском переводе: Прибавления. М., 1889. - ч. 43 - с. 92-237; М., 1890. - ч. 45 - с. 142-177

90. Миртов, Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900.-48 с.

91. Минин П. Мистическое богословие. Киев, 1991. —486 с.

92. Нижников С.А. Гносис в гностицизме и христианстве.//Православие в русской культуре./Сборник трудов. СПб., 1998. - с. 75-83.

93. Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. М., 1974. -270 с.

94. Новосадский Н.И. Элевсинские мистерии. СПб., 1887. - 181 с.

95. Плебанек О.В. Формирование античной картины мира и её особенности.//Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Учёные записки, Т. III. СПб., 1999. - С. 45-64.

96. Пономарёв П.П. Из истории Святого Предания.//«Православный собеседник», декабрь, 1901.-е. 833-840.

97. Попов К. Вера и её отношение к христианскому знанию, по учению Климента Александрийского./УТруды Киевской Духовной Академии № 12 -Киев, 1887.-е. 577-616.

98. Поснов М.Е. История христианской Церкви (до разделения Церквей -1054г.). Киев, 1991.-329 с.

99. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.

100. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. -М., 1959. 593 с.

101. Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб., 1997. -190 с.

102. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. -136 с.

103. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. -СПб., 1996.-231 с.

104. Светлов Р.В. Гносис и экзегетика. СПб., 1998. - 268 с.

105. Семушкин A.B. Гностицизм как явление западно-восточной духовности.//Диалог цивилизации: Восток Запад. Тезисы выступлений на Втором Международном философском симпозиуме. Выпуск 1. -М., 1995. -с. 58-63

106. Скворцов К. Философия Климента Александрийского.//Труды Киевской Духовной Академии № 9. Киев, 1866. - с. 59-93.

107. Спасский А. История догматических учений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1906. - Т. I. - 648/11/4 с.

108. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. - 104 с.

109. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. - 180/2 с.

110. Тальберг, Н. История христианской Церкви. М., 1991. - Т. 1352 с. - Т. П 142 с.

111. ТюпаВ.И. Художественность литературного произведения. — Красноярск, 1987.-217/2 с.

112. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство.//Вопросы литературы, 1990. № 8.

113. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет./Пер. с нем. В 2 кн. Тбилиси, 1991.-Кн. 2-425/2 с.

114. Хализев В.Е. Основы теории литературы. М., 1994. - 107 с.

115. Хитров М. Климент и Ориген учители александрийские и их век.//Странник № 3 - 1878 - с. 313-345; № 5 - с.97-110; № 6/7 - с. 3-23; № 8- с. 133-144; № 9 с. 273-294; № 10 - с. 53-67.

116. Хосроев A.JI. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. -М. 1991. -264 с.

117. Цыб A.B. Античная философия в Александрийской экзегетике П-Ш веков н.э./Автореферат кандидатской диссертации. СПб. 1999. - 23 с.

118. Цыб A.B. Языческая мудрость в свете очень мягкой критики Климента, учителя христианской Церкви.//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы (материалы конференций и семинаров молодых учёных сент. 1994 апр. 1995 гг.) - СПб., 1995. - 13 с.

119. Цыб A.B. «Удивляющийся бог Тхаумас» и «императивный» гносис Климента, устрашающий долгом.//Материалы III-й историко-философской конференции 11 мая 1995 г. с. 38-44.

120. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М., 1991.-510/2 с.

121. Шпет Г.Г. Литература.//Учёные записки Тартовского университета. Вып. 576. - Тарту, 1982. - 601/1 с.

122. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. - 269 с.

123. Элиаде М. Космос и история /Избранные работы./Пер. с франц. и англ. -М., 1987.-311/1 с.

124. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв./Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. - 364 с.

125. Barnard P.M. The Biblical Text of Clement of Alexandria in the Four Gospels and the Acta of the Apostles. Cambridge, 1899. - P. 96.

126. Bardenhewer O. Geschichte der Altkirchlichen literatur. Freiburg, 1903. - s. 283.

127. Bardy, Aux Origines de l'écok d'Alexandrie/ZRecherches de science religieuse 27 (1937).-pp. 65-90.

128. Barre A. Clément d'Alexandrie/ZDictionnaire de théologie catholique 3 cols. -158-163; 188-190.

129. BaoiMicr|ç T. KXxhisvtoç той 'AA^avôpétoç f) f|0iktj SiSaoKaMa. Erlagen, 1892. -S. 68.

130. Bernays J. Zu Aristoteles und Clemens.//Symbola philol. Bonn, in honorem Frid. Ritschellii collecta Fase. I (1864). pp. 301-312.

131. Bigg Charles D.D. The christian platonists of Alexandria/Eight lecturespreached before the university of Oxford in the year 1886. Oxford, 1886. - P. 304.

132. Boer W. De allegorese in het Werk van Clemens Alexandrinus. Leiden, 1940. -P. 161.

133. Bohringer Fr. Klemens und Origenes//Die griechische Vater des 3. Und 4. Jahrhunderts. Zürich, 1869. - 1 Hälfte.

134. Bolgiani F. La confutazione di demente di Alexandria.//La tradizione eresiologica suH'encratismo. A.A.T. 96 1961-1962. -P. 586.

135. Boulluec A. La notion d'hérésie dans la littérature grecque II-e-III-e siècles. -Paris, 1985.-T. IIP. 863.

136. Bratke E. Die Stellung des Clemens Alexandrinus zum antiken Mysterienwesen//Theologiche Studien und Kritiken 60 (1857). s. 647-708.

137. Bywater J. Critical notes on Clement of Alexandria//Journal of philol. Vol. IV (1872)-pp. 203-218.

138. Camelot, P. Les idéas de Clément d'Alexandrie sur l'utilisation des scienses et de la littérature profane.//Recherches de science religieuse. 21 (1931). pp. 38-66.

139. Cannabich, Eloquentia Judaeorum et Christianorum sacra, inde a Mose usque ad Carol. M. usitata, quattuor orationibus in conventibus sacris exposita. Leipzig, 1806.-P. 234.

140. Capitaine W. Die Moral des Clemens von Alexandrien. Pederborn, 1903. - P. VI/371.

141. Cave Gulielmi, Epistola Apologetica adversus Johannis Clerici Iniquas Criminationes in Epistolis Criticis & Ecclesiasticis Nuper Editis Basilaae, Joh. Rudolph Im-Hoff, 1744. - P. 834.

142. Ceillier, Historie des auteurs ecclés. Paris, 1730. - t. II, XXVI. - P. 326.

143. Cobet C.G. Ad dementem Alexandrinum.//Mnemosyne XI (1862). pp. 334-393.

144. Cognât J. Clément d'Alexandrie, sa doctrine et sa polémique. Paris, 1859. -P. 510.

145. Condos C.S. Surinera KpmKâ.//Bullet. De corresp. Hell. II (1878). pp. 229-230.

146. Daskaiakis M. Die eklektischen Anschauungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophie. Leipzig, 1908. - s. 317.

147. Deiber A. Clément d'Alexandrie et l'Egypte. Le Caire, 1904. - P. 98.

148. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956. - s. 267/40.

149. Echle H.A. The Terminology of the Sacrament of Regeneration according to Clement of Alexandria. Washington, 1949. - P. 116.

150. Eickhoff H. Das Neue Testament des Klemens Alexandrinus. Schleswig, 1890.-s. 236.

151. Freppel E. Clément d'Alexandrie. Paris, 1865. - P. 96.

152. Foucart P. Les grands mystères d'Eleusis. Paris, 1914. - P. 508.

153. Guericke H.E.F. De schola, quae Alexandriae floruit, catehetica/ Commentatio historica et theologica. Halis Saxonum, 1824. - P. 437.

154. Hartlich P. De exhortationum a Grarcis Romanisque scriptorum historia et indole. -Lipsiae, 1889. P. 356.

155. Hatch E. The influence of greek ideas & usages upon the Christian church. -London, 1898. P. 359.

156. Hérbert-duperron V. Essai sur la polémique et la philosophie de Clément d'Alexandrie. Paris, 1855. - P. X/183.

157. Hermaniuk M. La parabole chez Clément d'Alexandriè//ETL, 21 (1945). p. 5-60.

158. Heussi C. Die Stromateis des Clemens Alexandrinus und ihr Yerhältnis zum Protreptikos und Pädagogos.//Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie Bd. 45 (1902).-ss. 465-512.

159. Hofstede P. Disputatio de demente Alexandrini, philosopho christiano. -Groeningae, 1826. -P. 168.

160. Hontoir C. Comment Clément d'Alexandrie a connu les mystères d'Eleusis.//Museé Belge, 9 (1905). pp. 180-188.

161. Knauber A. Katechetenschule oder Schulkatechumenat.//Theological Zeitscheift, 60 (1951). ss. 243-246.

162. Konrad E. Die Ethik des Titus Flavius Clemens von Alexandrien order Die erste zusammenhangende Begundung der christichen Sittenlehre. Padebbom, 1900. - s. XII/174.

163. Laemmer H. Clementis Alexandrini de Aoyco doctrina. Lipsiae, 1855. - P. 108.

164. Lehmann F. Die Katechetenschule zu Alexandria. Leipzig, 1896. - s. 114.

165. Lebreton J. La théorie de la connarissance religieuse chez Clément d'Alexandrie.//Recherches de science religieuse 18 (1928) pp. 465-469.

166. Marcovich M. Demeter, Baubo, Iacchus (chez Clément) Vigiliae Christianae. A Review of early christian life & languadge. Amsterdam XL 1986. - pp. 294-301.

167. Mayor J.B. Notulae criticae in Clementis Alexandrini Protrepticum./ZPhilologus LVIII (58) Leipzig, 1899. - pp. 266-280.

168. Méhat André, Étude sur Les "Stromates" de Clément d'Alexandrie. Seuil, 1966.-P. 580.

169. Meifort J. Der Piatonismus bei Clemens Alexandrinus. Tubingen, 1928. - s. IV/94.

170. Merk C. Clement Alexandrinus in seiner Abhängigkeit von der griechischen Philosophie drgestellt. Leipzig, 1879. - s. 90.

171. Molland E. Clement of Alexandria on the origin of Greek philosophy.//Sacramentum Orientis, vol/15-16 (1936). pp. 57-88.

172. Mondésert Cl. Clement d'Alexandrie. Paris, 1944. - chapter 1. - P. 87.

173. Mondésert Cl. Clément d'Alexandrie Introduction à l'étude de sa peusée religieuse. Paris, 1944. - P. 165.

174. Mondésert Cl. Le symbolisme chez Clément d'Alexandrie//RSR, 26 (1936). P. 158-180.

175. Mückle J.T. Clement of Alexandria on Philosophy as a divine testament for the Greeks.//Phoenix vol. V, 3&4 Toronto, Canada, winter 1955. - pp. 79-86.

176. Nauck A. Kritische Bemerkungen. V. Berlin, 1968. - ss. 35, 185, 745.

177. Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion. 3 durchges und erg. Aufl. -München, 1967./Bd. l.XXIV. -S. 892.

178. Osborn E.F. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge, 1957. -P. 274.

179. Osborn E.F. Teaching and writing in the first chapters of the "Stromateis" of Clement of Alexandria.//JThSt., 10 (1959). pp. 335-343.

180. Pauley W.C. Man: The Image of God//ChQ., 100 (1925). pp. 96-121.

181. Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum. -Leipzig, 1879.-S. 180.

182. Prunet O. La morale de Clément d'Alexandrie et la Nouveau Testament. Paris, 1966.-P. 36/220.

183. Reinkens H. De demente, presbytero Alexandrino, nomine, scriptore, philosopho, theologo über. Vratislaviae, 1851. -P. 24.

184. Reuter H. Clemens Alexandrinus theol. Moral. Capit. Select. Particulae. -Berolini, 1853.-P. 58.

185. Rinck W.F. Die Relig. Der Hellen. II 361-362 Inghirami Monumenti Etrusci V. Tav. XXV.

186. Smith Morton, Clement of Alexandria and Secret Gospel of Mark. Cambridge, Massachusetts, 1973. - P. XII/454.

187. Stählin O. Beiträge zur Kenntnis der Handschriften des Klemens Alexandrinus. -Nürnberg, 1895.-S. 346.

188. Stählin O. Clemens Alexandrinus und die Septuaginta. Nürnberg, 1901. - S. 186.

189. Stählin O. Untersuchungen über die Scholien zu Klemens Alexandrinus. -Nürnberg, 1897. S. 98.

190. Tollington, Clement of Alexandria 1. London, 1914. - chapter 2&3 - pp. 117-216.

191. Trypanis C.A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS V). Wien, 1968. - P. 126.

192. Unnik W.C. Studies over de zogenaamde eerste brief van Clemens. -Amsterdam-London, 1970. P. 56.

193. Valentin P. Clément d'Alexandrie. Paris, 1963. - P. 96.

194. Völker W. Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus. Berlin, Leipzig, 1952.-S. 144.

195. Werner J. Early Christianity and Greek Paideia. Cambridge, Massachusetts, 1961.-P. VIII/144.

196. Winter F. Die Ethik des Clemens von Alexandrien. Leipzig, 1882. - S. 130-144.

197. Wissowa P. Real Enciklopedie Reallexikon fur Antike und Christentum. -Stuttgart, 1976./Bd. 9. S. 71-86.

198. Witt R.E. The Hellenism of Clemens of Alexandria.//C1Q., 25 (1931). pp. 195-204.

199. Wolfson H.A. Clemens of Alexandria on the generation of the Logos.//ChH., 20 (1951).-pp. 3-11.

200. Zahn Th. Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und altkirchlichen Literatur/III Theil Supplementum Clementinum. —Erlangen, 1884.-S. 192.

201. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihker geschichtlichen Entwicklung. -Leipzig, 1892. III,I. -P. 264.

202. Ziegert P. Zwei Abhandlungen über T. Flavius Clemens Alexandrinus. Psychologie und Logochristologie. Heidelberg, 1894. - S. 176.

203. Zunz, Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden, historich. Entwickelt. Berlin, 1832. -S. 186.